Философская школа йоги. Йога — философия и медицина: теория и практика для начинающих Философия йоги для начинающих

2) Йога – это одна из систем индуистской философии, которая была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах» («Афоризмах йоги») примерно во 2 веке до н. э.

Йога Патанджали это одновременно философия и практический метод, который включает в себя 8 ступеней совершенствования человека:

1. Яма - регулирование внешних условий

2. Нияма - регулирование внутренних условий

3. Асана - комфортное и устойчивое положение тела

4. Пранаяма - восприятие движения энергий в теле

5. Пратьятхара - управление восприятием чувств

6. Дхарана - способность направлять наш разум

7. Дхьяна - способность воспринимать то, что мы стремимся понять

8. Самадхи - способность становиться и пребывать тем, что мы намеревались понять.

Философия «Йога сутр» тесно связана с древней философией санкхья, основными источниками которой есть великий индийский эпос «Махабхарата» и «Санкхья сутры» мудреца Капилы.

Согласно основным положениям этой философии, существует две независимые субстанции: Пуруша (созерцатель, источник сознания) и Пракрити (материя, природа). Именно их взаимодействие приводит к возникновению всех явлений этого мира, от самых тонких – до самых плотных. Каждый человек, будучи продуктом природы, содержит в себе источник истинного знания. Но вовлекаясь в игры природы, он теряет чистоту восприятия Созерцателя и становится зависимым от условий внешнего мира.

Только возврат к внутреннему постижению позволяет человеку обрести умиротворенность, невозмутимость, пережить блаженное состояние свободы и научиться управлять своей жизнью, исходя из истинного понимания сути вещей и явлений этого мира.

Для достижения этого высшего состояния сознания нужно успокоить и уравновесить качества природы в теле, уме и чувствах. На это направлены первые пять ступеней йоги Патанджали. Первые пять ступеней – это регулирование 5 первоэлементов природы (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир (Пространство)). Когда элементы природы в человеке уравновешены, человек в состоянии осознанно контролировать бессознательные и подсознательные сферы своей психики, то есть свое животное начало.

Последние три ступени возможны только при успешном освоении первых пяти и позволяют достичь более высоких состояний глубокого проникновения в суть всех явлений мира.

В средние века на основе классической йоги Патанджали возникает особый вид йогической практики, получивший название «хатха-йога». Одни из переводов термина «хатха» - «солнце и луна». Это по своей сути – две энергии, которые в теле проявлены в двух каналах: левому - Ида (свойство лунного канала) и правому - Пингала (свойство солнечного канала).

Ида заведует умственной энергией и соответствует парасимпатической реакции в теле (пассивности, расслаблению). Пингала связана с витальной энергией и соответствует симпатической реакции в теле (активности, напряжению). Основная задача хатха йоги – уравновесить эти две энергии в теле и поддерживать их в четком балансе.

Это дает возможность уравновесить качества природы в теле и способствует прохождению энергии по центральному каналу – Сушумне. Именно эта энергия используется для пробуждения высших форм сознания.

В Хатха-Йоге используется понятие чакр – особых энергетических центров в теле человека, каждый их которых связан с определенным уровнем сознания. Нижние чакры отвечают за бессознательный план существования, средние – за подсознательные механизмы, верхние – за сознание, седьмая чакра – сахасрара связывает человека со сверхсознанием. Если высшие чакры в теле человека остаются закрытыми, человек всю жизнь находится под влиянием бессознательного и подсознательного пластов своей психики, не имея возможности осознанного управления своим телом, умом и чувствами.

Первые 7 ступеней йоги Патанджали соответствуют 7 чакрам в теле человека, и 8-я ступень – чакре, которая расположена над головой.

Хатха-Йога – это точная последовательность определенных действий, приводящая разных по типу людей в одно и тоже состояние: успокоенности качеств природы в теле, чувствах, уме (первые пять чакр). Это дает возможность отвлечения энергии от внешних раздражителей к внутреннему миру для обеспечения процесса глубокого понимания.

Когда тело, чувства и ум успокоены, энергия беспрепятственно поднимается по центральному каналу – Сушумне, пробуждая все чакры, от низших до самых высших и у человека появляется возможность для постижения высшего начала, которое по природе есть весь проявленный мир. В результате – человек уходит из-под власти внешних обстоятельств и становится правителем своей жизни, обретает свободу.

Именно поэтому Йогу Патанджали очень часто называют «Раджа-Йога», что переводится как «Царская Йога» или «Йога Царей».

Но должен сказать, что не у всех людей эта активация происходит быстро. Поэтому для многих йога так и остаётся физическими упражнениями типа утренней гимнастики, которая просто позволяет человеку «хорошо себя чувствовать». Это для тех людей, которые под словом "я" или "себя" понимают своё физическое тело. То есть для тех, кто думает, что он это «кусок мяса с костями и мозгом». И поэтому многие люди так и застревают в йоге. Физическому телу хорошо - и ладненько.

Прозанимавшись такой йогой-зарядкой несколько лет, человек развивает в себе гибкость и определённую ловкость в выполнении асан. В дальнейшем люди часто становятся инструкторами йоги (так как сейчас это выгодно и модно) и продолжают линию «йоги без учения». Поэтому на момент сейчас мы имеем множество йога-школ, в которых инструкторы не знают о йоге ничего! Хотя они великолепно гнутся на коврике в разные позы.

Но я не говорю, что это плохо! Для большинства людей это как раз то, что нужно. Так как далеко не все могут понять йогу как учение. А йога, прежде всего, это учение ! И оно предназначалось для касты воинов (правителей) и брахманов (учителей). Для тех, кто может увидеть в этом учении школу жизни на Земле. Остальные касты могут познавать йогу только как упражнения для физического тела.

Но лично для меня магия началась именно с йоги, поэтому я хочу всем пояснить, что же такое йога, так как этот вопрос мне достаточно часто задают. Можно сказать, что я до сих пор занимаюсь йогой, но уже на её высших ступенях. В моём понимании, магия это так называемая раджа-йога (йога царей или йога избранных). На данный момент существует тысячи различных вариаций йоги. Как в них разобраться?

Йога-сутры Патанджали

Само учение йоги описывается только в одном трактате. Этот трактат называется «Йога-сутры Патанджали». Что это такое? Жил раньше такой мудрец Патанджали (по разным данным было это примерно во втором или в четвёртом веке до нашей эры). Был он мудрецом, который долгие годы изучал ведические писания. И так как эра деградации уже началась, взял он и собрал свои знания для потомков в своей йога-сутре и передал их своим ученикам вместе с комплексом упражнений. Так вот, вся йога там делится на 8 ступеней.

Каждая ступень предполагает прохождение предыдущих ступеней. Первые 4 ступени условно называются хатха-йога. Следующие ступени — раджа-йога. То есть и хатха-йога, и раджа-йога это всего лишь подразделы классической восьмиступенчатой йоги, описанной Патанджали. Все остальные разновидности йоги также являются лишь более мелкими фрагментами классической 8-ступенчатой йоги! За исключением уже явной отсебятины, которая к йоге не имеет ни малейшего отношения. Поэтому для того чтобы понять, можно ли какое-либо направление назвать йогой, нужно прочитать саму йогу-сутру Патанджали.

Ступени йоги

  1. Нияма.
  2. Асана.
  3. Пранаяма.
  4. Пратьяхара.
  5. Дхарана.
  6. Дхиана.
  7. Самадхи.

Первые две ступени Яма и Нияма - это философские жизненные принципы, без утверждения в которых ученик не допускался к следующим ступеням. Самый первый принцип Ямы это Ахимса (непричинение вреда — ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках), отсюда вытекает вегетарианство и соответствующее восприятие мира! Это только первая подступень первой ступени, а их там пять.

Только после освоения философии йоги ученик допускался к изучению асан, и только потом ему показывались пранаямы. До следующей пятой ступени ученик мог добраться только через десятки лет. Всё зависело от способностей ученика. Так как йога это «белый путь», помощь ученику была минимальной. Лучшим помощником у белого учителя является палка.

Все ступени, начиная с пятой, это и есть то, что мы называем магией. Но мы занимаемся этим уже в отрыве от тела, а также с помощью телесно-ориентированных практик. Мы можем себе это позволить, так как у нас есть наработки и энергия. Для людей, идущих самостоятельно, такой подход невозможен. Поэтому их путь более долгий и трудный. Однако при всём этом идущие данным путём развиваются более гармонично и правильно, так как они не забывают о своём теле! Поэтому всем магам и эзотерикам я настоятельно рекомендую не забрасывать телесно-ориентированные практики.

Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом. На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно.

Философия йоги заключается в подготовке личности к непосредственному общению с Всевышним. Она обладает методиками, ведущие к раскрепощению отягощенного мирскими страстями сознания, его просветлению и нирване - состоянию, в котором перед человеком появляется Будда и приносит ему настоящую радость.

Суть миссии йоги ― в ее базовых свойствах:

  • духовности, ориентированной на карму и освобождение от страстей, постижение своей судьбы и цели в жизни через укрепление своего духа;
  • этичности, направленной на исключительную добродетель и достижение мира между людьми;
  • эмоциональной привязанности к ближним;
  • практичности и точности управления своим телом;
  • интеллектуальности, позволяющей максимально напрячь разум при медитациях.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей « » в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны ().
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал - Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе - материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Восьмеричный путь

Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать (ашта - восемь, анга - ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, - основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:

  1. Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
  2. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека.
  3. Асану - устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
  4. Пранаяму - серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
  5. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
  6. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
  7. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
  8. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего - нирваны.

Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно - все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях - яма, нияма - ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.

Так, основа ямы - пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:

  • ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
  • сатья - на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
  • астея - на отрицание воровства;
  • апариграха - на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
  • брахмачарья - на воздержание от чувственных соблазнов.

Роль Ниаямы

Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять:

  • шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
  • сантоша - к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
  • тапас - к усердию, самодисциплине и самоограничению;
  • свадхьяя - к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
  • ишвара-пранидхана - к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.

К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:

  • сауманасью - благожелательность к окружающим;
  • нирагу- бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
  • ман-дхатару - вдумчивость;
  • авашу - независимость;
  • -видью - знание мантр;
  • дамсанаванту - обладание сверхсилой;
  • нишпратидвандву - неимение противников.

Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение - в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.

Пранаяма продолжение асан

Пранаяма является физическим продолжением асан. Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной. На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни. При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким.

Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.

На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.

Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела - его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.

Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги - дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.

Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.

Дхьяна - более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.

Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство - все исчезает. Возникает ощущение полного счастья - нирваны.

Теория освобождения и карма

Карма в йоге - это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, - чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

Заключение

Современная буддийская философия склонна видеть в «Йога-сутре» своеобразный научный трактат о смысле человеческой жизни. А что такое наша жизнь? По сути, это постоянное стремление к удовольствиям. Но они не могут быть бесконечными: даже приятные чувства всегда угасают. Причина тому - пресыщение, иначе говоря, усталость. Так возникает неудовлетворенность окружающим, а с нею - страдание. Чем сильнее было в прошлом удовольствие, тем мучительнее будет затем разочарование и негативнее карма, мешающая плодотворно жить.

Целью йоги является обретение знаний, прежде всего о себе, и развитие своих физических и духовных возможностей. Это позволит преобразить свою карму, а в конечном итоге и жизнь. Ибо только таким образом можно осознать свою божественную природу и достичь высшей цели йоги - нирваны, или самадхи.

Современные люди сегодня вновь приходят к осознанию важности всего духовного. Измученные беспрестанными заботами и стрессами, они просто нуждаются в глотке свежего воздуха, источнике покоя и вдохновения.

И этим источником способна стать философия йоги, позволяющая постепенно открыть истинный путь к освобождению. И осознанию собственной сущности с дальнейшим раскрытием скрытого внутреннего потенциала.

Понимание йоги в философском смысле

Для многих людей философское учение йоги становится невероятным открытием, спасая от постоянных тревог и стрессов, помогая открыто увидеть главное в жизни. Но не нужно думать, что йога сводится к обычному выполнению асан.

В философском смысле она помогает найти кратчайший путь к освобождению, раскрыть собственный потенциал и открыть истинной путь к внутренней сути.

Поэтому основные принципы йоги сводятся к достижению гармоничного слияния души человека с телом. В более глубоком понимании здесь подразумевается единение с Всевышним. В целом, основы йоги не очень систематизированы, а ее отдельные аспекты подробно прописаны в различных древних источниках – Ведах.

И согласно многочисленным источникам, впервые философия, вошедшая в основы йоги, была описана именно в трудах Патанджали. В классическом понимании йога включает две основных категории – Пурушу (дух) и Пракрити (материя). Вместе они позволяют рассмотреть и объединить внешний и внутренний мир каждого человека.

Философская теория йоги отличается многогранностью, а ее главная цель заключается в постепенном достижении состояния Нирваны в виде полного воссоединения с Творцом. В современном мире существует целый ряд различных йогических направлений, способных действенно помочь в достижении Нирваны.

Также стоит отметить, что философское учение йоги действует и в том случае, когда человек имеет в этой области мало знаний или практически не верит в силу учения. А такой подход вполне оправдан для современного человека, который стремится получить больше материального, а не духовного в процессе обучения.

Пуруша и Пракрити

Для тех, кому трудно понять, в чем суть йоги, необходимо изучить различные источники информации и для начала попытаться осознать, что такое Пуруша (дух) и Пракрити (материя). Именно духовная и материальная составляющая являются главной основой всего сущего в мире.

Согласно учению, Пракрити состоит из трех основных сил:

  • покоя – Гуна Саттва;
  • деградации – Гуна Тамас;
  • движения – Гуна Раджас.

А вот истинную сущность духовной составляющей в философии йоги весьма трудно вообразить. У нее нет конкретной формы, а ее расположение находится вне пределов мира материального.

Еще Пуруша обладает настоящим сознанием, а в материи оно полностью отсутствует. А ее воплощением выступает древний бог Иншвара, хотя известны и другие божества.

Изучив основы философского учения, можно осознать единение материального и духовного, образующее на Земле все сущее. И вне рамок пространства и времени, поскольку йога подразумевает непрерывные процессы изменений, происходящие в материальных структурах. А духовная основа остается полностью неизменной, поскольку неподвластна времени.

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе "Бхагавад Гиты" (переводится с санскрита как "Песня Бога"), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: "Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания - он тогда именуется "йогин". Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, - ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, - пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает". Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово "йога" отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В "Бхагавад Гите" есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): "Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой". Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: "Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении - так обретешь ты уносящую скорби йогу". В Катха Упанишаде йога поясняется так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины...