Формула 1 в чем заключается. Какие бывают автогонки? Основные характеристики болидов

В последние выходные марта, после четырех месяцев перерыва, лучшие водители планеты вновь завели двигатели своих болидов в рамках первого этапа нового сезона Формула 1 — Гран-При Австралии. Чемпионат 2017 года обещает стать более зрелищным, благодаря новым правилам и техническим регламентам, которые приведут к большему количеству обгонов, и новым скоростным .

Одними из самых интересных нововведений являются изменения в конструкциях болидов, среди которых более широкие шины и крылья, предназначенные для улучшения прижимной силы и максимального сцепления с трассой, что и обеспечивает более высокие скорости во время прохождении поворотов.

Новые болиды Формула 1, появившиеся в этом году на стартовой решетке в Мельбурне, не похожи на ранние автомобили Alfa Romeo с гонок 1950 года, или болиды, на которых легендарный Джеки Стюарт стремился к своим победам в 60-70 годах. Сегодня они длиннее, ниже, быстрее, и оснащены огромным количеством : от активных подвесок до различных систем контроля устойчивости.

Взгляните, как развивались гоночные болиды Формула 1 на протяжении последних шести десятилетий:

Чемпионат мира Formula 1 официально стартовал в 1950 году, и автомобили тех лет было бы совсем трудно узнать современному болельщику. В первом сезоне гонок болидам марки Alfa Romeo не было равных.

Фото: Гран-При Великобритании, Сильверстоун (1950)

К середине 1950-х годов в правилах гонок появились ограничения объёма двигателя, хотя на тот момент у команд была возможность использовать в двигателях турбины и всевозможные нагнетатели. В 1958 году новые правила обязали команды и их автомобили сжигать стандартное бензиновое топливо, вместо спиртового, которое использовали в те годы.


Фото: Стирлинг Мосс за рулём болида Cooper на трассе в Гудвуде

В 1968 году в попытках улучшить аэродинамические характеристики, среди команд было популярно использование огромных задних крыльев, установленных на высоких стойках. По словам историка автоспорта Дона Каппса, эта идея была позаимствована из американо-канадских гонок Can-Am. Тот год стал особенно трагичным, и унёс жизни пяти пилотов. В скором времени руководство чемпионата запретило высокие крылья и ввело новые правила безопасности.


Фото: Роб Уокер за рулём болида Lotus на Гран-При Германии

1970-е годы подарили Formula 1 более привычный формат с большим количеством технологических новшеств и возросшей скоростью. В 1978 году гонщик Марио Андретти выиграл чемпионат Formula 1 за рулём потрясающего Lotus 79 — болида, который использовал новую аэродинамику, эффективно превращая нижнюю часть автомобиля в эквивалент огромного крыла для дополнительной прижимной силы.


Фото: Болид Lotus 79

RS01 стал первым современным болидом, на котором был установлен турбокомпрессор, хоть согласно правилам это разрешалось сделать еще более 10 лет назад. Первоначальные проблемы с надежностью технологии подарили автомобилю прозвище «желтый чайник» из-за периодически выпускаемых облаков белого дыма. В 1979 году болид проявил себя в полной мере, после чего технологию «турбо» быстро приняли на вооружение и другие команды.


Фото: Болид Renault RS01, Лонг-Бич, Калифорния, 1978 год

В 1981 году болид Джона Уотсона — MP4 возможно не выглядел революционно, но был первым гоночным болидом, сделанным как цельный композитный монокок из углеродного волокна, а не из металла. Такая конструкция сделала автомобиль невероятно легким, жестким и сильным. Несмотря на обеспокоенность командами вопросами безопасности при столкновениях, такое решение быстро стало стандартом при построении гоночных болидов.

В 1983 году руководством гонок был полностью запрещен экстремальный прижимной граунд-эффект , в связи с чем на болидах, подобных Brabham BMW BT52 Нельсона Пике, были модифицированы нижняя и боковые стороны. К тому времени в автомобилях устанавливались прожорливые турбо-двигатели, поэтому в гонки были повторно введены пит-стопы для дозаправок. Просуществовали они, впрочем, недолго, и были запрещены вновь в 1984 году.

80-е годы были эрой «турбо». К 1986 году мощность моторов стала рекордно высокой, и в некоторых версиях превышала 1300 лошадиных сил. В попытках обуздать безумную силу двигателей болидов Формула 1, и сделать гонки более безопасными, к концу 80-х были введены ограничения на допустимое давление турбин, а в 1989 году турбодвигатели были запрещены полностью. Двигатели вернулись к внушительным объёмам в 3,5 литра с технологиями в 8-12 цилиндров.


Фото: легендарный пилот Айртон Сенна в своем McLaren MP4 / 5 на Гран При Великобритании 1989 года.

Прошло почти десятилетие без трагических событий в гонках, когда выдающийся гонщик Айртон Сенна на своем Williams FW16 погиб в результате аварии на Гран-При Сан-Марино в 1994 году. К тому году команды широко использовали электронику в конструкции болидов, оснащая автомобили системами активной подвески, рулевым усилением и полуавтоматичечской коробкой передач, и уменьшая тем самым роль пилота в гонке. Смерть Сенны спровоцировала очередной ряд технических запретов со стороны руководства чемпионата.

К концу 2000-х годов благодаря равномерно подобранным и надежным автомобилям, гонки постепенно теряли былую динамику и становились скучны для зрителей. В ответ на это, руководство вновь обновило правила, уменьшив обороты двигателя и позволив регулируемым крыльям изменять аэродинамику во время гонки.


Фото: Болид Ferrari F150 во время тестов на трассе имени Рикардо Тормо в Испании.

2014 год ознаменовался переходом на более скромные 1,6-литровые двигатели с турбонаддувом и шестью цилиндрами. При этом командам было разрешено использовать более продвинутые системы рекуперации кинетической энергии KERS, которые во время торможения накапливали энергию крутящегося колеса, чтобы после использовать её во время ускорений.


Фото: Болид RB10 команды на зимних тестах в Херес-де-ла-Фонтера, Испания.

В сезоне 2017 года особое внимание со стороны руководства гонок уделяется обгонам, в связи с чем связаны отмены различных аэродинамических ограничений для команд. Новые болиды Формула 1 стали еще ниже, более обтекаемы, и «переобуты» в широкие покрышки, что позволяет им становиться быстрее в поворотах, и делать гонки более захватывающими для зрителей. MP4-X, управлять которым пилот сможет даже без руля. Такой э кстремальный концепт трудно себе представить в настоящее время, но последние 60 лет показывают, что технологии Formula 1 не долго стоят на месте.


Фото: электрический концепт-болид McLaren MP4-X. По материалам: Wired

У Вас нашлось дополнение к информации в статье или Вы заметили ошибку? Пожалуйста, напишите нам об этом в комментариях ниже.

Много любителей понаблюдать за гонками Формулы 1 достоверно не знают, что именно включают в себя правила этих гонок. Определение рассматриваемого вида спорта имеет техническую и общую сторону.

В первом случае Формула 1 представляет собой перечень норм технической направленности, а также требований и правил, в соответствии с которыми проходит организация и проведение первенства мира. Корректирует, дополняет и изменяет правила Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она выполняет функцию основного руководящего органа всех спортивных гоночных состязаний на мировом уровне. Правила соревнований, прежде всего, направлены на максимальную гарантию безопасности пилотов, участников гонок, а также болельщиков на трибунах. Кроме того, в приоритете стоит обеспечение развития автоспорта, чтобы гонки не выглядели, как элитный и экзотический вид спорта.

В общем понятии рассматриваемая дисциплина – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам. Его розыгрыш проходит каждый год и состоит из этапов или Гран При. По результатам каждого сезона в персональном и групповом зачетах присуждаются победные места. Лидер в индивидуальном рейтинге получает почетный титул чемпиона мира, а команда – Кубок конструкторов.

Особенности

Рассматриваемая гоночная дисциплина с централизованным подсчетом очков проводится с пятидесятых годов прошлого века.

Формула 1 относится к мировой элите среди кольцевых гонок. В связи с этим ее часто называют «королевой автомобильного спорта». Автогонщики, достигшие вершин в этой дисциплине, известны всей мировой общественности.

Всемирную популярность автогонки обуславливают несколько причин:

  1. Самые современные разработки и технические инновации в Формуле-1 делают ее болиды самыми стремительными автомобилями с учетом ограничений, установленных специальным регламентом;
  2. Этот вид спорта – один из самых дорогих на планете. Команды и их спонсоры ежегодно тратят десятки, если не сотни миллионов, солидная часть которых уходит на внушительные гонорары пилотов;
  3. Всеобъемлющая популярность. В разных частях мира десятки миллионов поклонников наблюдают за каждым Гран При, а на трассах присутствуют сотни тысяч болельщиков.

Ниже приведены основные принципы, на которых базируется «королева автоспорта».

Календарь

Формула 1 имеет собственный календарь, состоящий из нескольких заездов (Гран-При). Проводятся они в абсолютно разных странах, где имеется подходящая трасса, обустроенная по всем требованиям правил. Среднее число этапов составляет от 15 до 20 в год. Первый заезд по традиции производится в марте, последний этап завершается в середине осени.

Календарь чемпионата мира гоночных соревнований разрабатывается FIA и тиражируется за 12 месяцев до начала очередного сезона. Хозяева автодромов персонально оформляют договоры с представителями Формулы 1 о проведении у себя Гран При. Неудивительно, что принятие этапа всемирно известной гонки существенно повышает статус трассы.

Гран-При

Одна команда на каждый этап может заявить максимум два пилота. Сезонный лимит на гонщиков для каждого коллектива составляет четыре человека.

Гран При подразделяются на несколько дисциплин, а именно:

  1. Свободная практика. Сессия состоит из трех партий. Две из них, длиной по полтора часа, проходят в четверг или пятницу, третья часовая серия стартует в субботу утром. Эти заезды ориентированы на подготовку пилотов и команд к следующим этапам. По факту, идет знакомство с трассой, корректировка настроек болида и подбор подходящей стратегии;
  2. Квалификация. Эта серия заездов предназначена для выяснения стартовых позиций пилотов в гонке. Рассматриваемая серия состоит из трех частей: по 20, 15 и 10 минут. В первом заезде участвуют все гонщики, вторая часть ждет лучших 16 пилотов. Третью серию проходят следующие лидеры с 1 по 10 места. Победитель квалификации занимает поул-позишн, что означает его старт в гонке с первого места;
  3. Гонка – финальный и самый важный этап любого Гран-При. Днем его проведения обычно выбирается воскресенье. На стартовой позиции все участники выстраиваются на прямой в порядке, который определяется в зависимости от квалификационных результатов и штрафных начислений. В среднем протяженность гонки составляет 300 километров, а число кругов колеблется от 50 до 70. Правила регламентируют, что во время гонки дозаправка гоночного болида не разрешается. Также все пилоты обязаны сделать заезд, как минимум, на один пит-стоп. Это связано с тем, что по регламенту во время гонки должно быть использовано два типа резины.

Старт и финиш

Перед стартом гонщиков гаснут красные сигналы, включаются два зеленых светофора, болиды уходят на полуминутный круг прогрева, после чего зеленые фонари тухнут. Автомобили выстраиваются на стартовых позициях с включенными моторами. В течение пяти секунд вспыхивают все пары красных световых элементов. Через секунду они одновременно деактивируются, что свидетельствует о начале гонки.

Ложный старт чреват 10 секундами пит-стопа. Если произошла отмена старта, включаются красные огни. Мигающие фонари оранжевого цвета свидетельствуют о том, что старт откладывается, когда болиды находятся на прогреве, но еще не вступили в гонку. Из-за погодных условий старт может быть отложен на неопределенное время, например, если пошел дождь за 5 минут до начала гонки.

Финиширует лидирующий пилот Формулы 1 после взмаха клетчатого флага. Следующие за ним гонщики также заканчивают гонку и уезжают в специальный парк для отстоя. Если флаг показан раньше или позже чем положено, гонка считается завершенной, а спортсмену присуждаются результаты прохода предпоследнего круга.

Расцветка флагов в проведении гонки используется разнообразная, каждый из оттенков имеет свое значение (от свидетельствования об опасности на трассе до вынесения предупреждения гонщику).

В целях усиления безопасности современная гонка Формулы 1 дополнительно оснащается противоаварийными и защитными системами. Болиды оборудованы дугами безопасности, боковины корпуса сделаны более приподнятыми, экипировка гонщика состоит из негорючих материалов. Используется специальная конструкция защиты шейно-головного отдела. На то, чтобы выскочить из авто в аварийной ситуации, пилоту дается 5 секунд, за которые он должен успеть снять руль, ремни безопасности, а затем поставить руль на место за то же время.

Статьи о спорте

Кубок Шпенглера: всё о турнире

Старейший хоккейный турнир Европы Spengler Cup или Кубок Шпенглера – ежегодные клубные соревнования, которые...

> Что такое формула-1?

Что такое формула-1?

Формула-1 — это Чемпионат мира, который проходит в виде гонок на специальных гоночных машинах — болидах. Формула-1 -самый дорогостоящий вид спортивных гонок. Соревнуются и команды, и отдельные участники. Задачей команды является подготовить опытных высококлассных игроков, создать для гонок болид. Для этого команда покупает двигатель у какой-либо автомобильной компании, а всю остальную часть машины делает специально «под гонщика». Это означает, что сборку машины специалисты производят, учитывая рост, вес и другие пропорции спортсмена. Таким образом, болид в Формуле-1 — это очень сложная и очень дорогая машина.

Когда появилась формула-1?

Формула-1 появилась ближе ко второй половине XX века. Это крупнейшее в мире соревнование начали проводить сообща многие европейские страны. Их перестал удовлетворять Чемпионат Европы по автогонкам, который проходил ежегодно до введения гонок Формулы-1. Первый чемпионат по Формуле-1 прошел в 1950 году. Тогда победителем стал итальянский гонщик Джузеппе Фарина. Он одержал победу на автомобиле «Альфа Ромео». Чемпион обошел другого гонщика Мануэля Фанхио, который после этого неоднократно становился Чемпионом мира.

Где проводятся этапы формулы-1?

Соревнования среди гонщиков Формулы-1 проводятся в разных странах мира: в Австрии, США, Англии, Монако, Италии, Франции и в других странах. Во всех этих государствах есть специальные трассы, по которым и ездят спортсмены. Каждый год проходят гонки в разных странах. Место проведения гонок, а также победителя в гонках определяет Международная автомобильная федерация (FIA). Впервые Кубок конструкторов — наивысшая награда в Формуле-1 — был вручен в 1958 году. Его выиграла команда «Vanwall».

Какие гонщики формулы-1 самые известные?

Сейчас в гонках Формулы-1 принимает участие большое количество людей. Самые известные гонщики последних лет следующие: Михаэль Шумахер, Кими Райкконен, Фернандо Алонсо, Джанкарло Физикелла, Ральф Шумахер, Рубенс Баррикелло и многие другие. Все эти гонщики являются лидерами в данном виде спорта. Они ездят на болидах, стоимость которых превышает несколько миллионов долларов, и получают зарплату не сильно отстающую от стоимости. Так, зарплата среднестатистического пилота Формулы-1 составляет 8 миллионов долларов.

Что такое гран-при?

Гран-при — это автогонки, которые в прошлом веке постепенно перешли в Формулу-1. В Формуле-1 каждая гонка называется Гран-при. Команды, которые принимают участие в автогонках, имеют каждая свой болид. Они самостоятельно проектируют его, настраивают всевозможное оборудование и проводят техническое обслуживание болида. Соревнования Гран-при вот уже много лет проходят только с пятницы по воскресенье. В каждом Гран-при проводится несколько гонок. Так, в 2005 году Гран-при состояли из 17 заездов. Правила, по которым пилоты выступают на Гран-при, регулируются спортивным регламентом. Так, например, в одной гонке может выступать только два пилота. В гонках может участвовать только две машины от одной команды. Для того, чтобы гонщик смог принять участие в Гран-при, ему необходимо получить суперлицензию. Этот документ выдает Международная федерация автоспорта.

Какие соревнования по формуле-1 самые известные?

Самые известные соревнования Формулы-1 — это различные Гран-при, которые проходят ежегодно в разных странах. Самые известные гонки в мире — это Гран-при в Монако, Канаде, Австрии, США, Сан-Марино и в других странах. Каждое такое Гран-при состоит из нескольких заездов. В конце этих заездов определяется победитель — пилот, который проехал все круги за наименьшее время. Для того чтобы победить, не обязательно приехать на финиш первым во всех кругах. Для этого можно проехать большую часть кругов со средним результатом. Все трассы во всех странах одинаковые (305 километров), отличие составляет трасса в Монако. Это государство крохотное, поэтому и трасса для гонок в нем маленькая.

«Формулу-1» называют королевой автоспорта, или Королевскими гонками. Сначала так повелось исторически, а позже - и технически. Действительно, среди всех автоспортивных дисциплин гонки «Формулы-1» прочно удерживают самую большую зрительскую аудиторию, здесь крутятся самые большие деньги и чествуют самых знаменитых чемпионов. В чем же секрет такой популярности? Обратимся к истории.

Надо отметить, что и до появления «Формулы-1» автомобильные гонки были популярны в Европе. Сначала до Второй мировой войны, потом после нее проводилось огромное количество различных Гран-при и даже чемпионат Европы. Годом появления гонок считается 1950-й. Само же решение о проведении личного чемпионата мира в классе «Формулы-1» было принято на конгрессе FIA в 1949 году по инициативе национального автоклуба Италии. Регламент новых соревнований позволял практически все, за исключением ограничения на объем двигателя. Разрешено было использовать моторы объемом 1,5 литра с турбо-наддувом или 4,5 литра без турбины. Для того чтобы чемпионат считался мировым, в него, помимо шести европейских Гран- при, включили еще и гонку «Инди-500», которая проводилась в США. Правда, туда никто из европейских гонщиков не добирался, так что долгое время гонка в Индиане была чистой формальностью. Главное, что «Формула-1» получила право называться чемпионатом мира.

Отличительной чертой гоночных автомобилей «Формулы-1» стала конструкция с открытыми колесами. Хотя в свое время Mercedes, воспользовавшись много позволяющим регламентом, сделал машины с колесами, закрытыми обтекателями, уже в далеких 1950-х озаботившись аэродинамикой. А болидами гоночные автомобили прозвали позже, по одной из версий, с легкой руки журналиста, назвавшего гоночные машины низколетящими болидами. Сравнение с космическим телом было вполне уместно.

Первым официальным чемпионом в истории «Формулы-1» в 1950 году стал Нино Фарина, выступавший за итальянскую команду Alfa Romeo. А потом пришел Фанхио, почти полвека непобедимый пятикратный чемпион мира. Пять раз с четырьмя разными командами - Mercedes, Alfa Romeo, Maserati и Ferrari - Хуан-Мануэль Фанхио добивался наивысшего результата. Фанаты «Формулы» до сих пор боготворят своего кумира и считают его величайшим гонщиком всех времен и народов.

Первой гонкой «Формулы-1» стал Гран-при Великобритании, который прошел на трассе в Сильверстоуне. За гонкой наблюдали король Георг VI, королева Елизавета, принцесса Маргарет и более 120 тысяч зрителей. Гонка проходила на аэродроме в графстве Нортгемптоншир. Ограждение состояло из соломенных тюков и металлических бочек, заполненных бетоном. С присутствием королевских особ на первой гонке новой серии и связано закрепившееся название - Королевские гонки. Кроме того, организатором этого Гран-при выступал старейший британский гоночный клуб The Royal Automobile Club. Конечно, журналисты после первой гонки не скупились на эпитет «королевский», всячески склоняя его при описании событий.

Еще одна интересная особенность «Формулы-1» - это именование команд конюшнями. Одна из версий гласит, что это название пришло из конного спорта, который до сих пор весьма популярен в Великобритании. К тому же во время первой гонки боксы команд располагались в старых конюшнях. Из мира скачек в словарь «Формулы-1» пришли и такие термины, как «стюард» (человек, который выносит решение по всем конфликтным или спорным вопросам в гонках) и «поулпозиция»(первое место на старте гонки).

Эпохой становления гонок «Формулы-1» были 1950-е годы. Отказаться от гонки по соображениям безопасности считалось редчайшей трусостью. Гонщики гибли едва ли не в каждом соревновании, но это никого не останавливало и ничуть не меняло правила игры. Матерчатый шлем, очки, перчатки и никаких ремней безопасности. Даже с их внедрением позже комиссары не особенно обращали внимание на то, пристегнут пилот или нет. Гонщики 1950-60-х были с бензином в крови и полным отсутствием инстинкта самосохранения. И за это их обожала толпа.

В 1960-х годах в Королевские гонки пришла реклама. До этого гоночные конюшни сотрудничали главным образом с производителями шин и автомобильного топлива. Но именно в 1960-х на гоночных машинах впервые появились рекламные наклейки спонсоров. В автоспорт потекли деньги. И едва ли не впервые FIA озаботилась безопасностью, мотивировав именно этим уменьшение рабочего объема двигателей машин с 2,5 литра до 1,5 литра.

Невиданным техническим подъемом в «Формуле-1» ознаменовались 1970-е годы. Какие только удивительные изобретения не предлагались инженерами команд. Например, огромный вентилятор, высасывающий воздух из-под днища машины для создания прижимной силы. Или шестиколесный болид Tyrrell. В эти же годы начали все громче звучать требования отдельных гонщиков о повышении безопасности. На таких пилотов смотрели с недоумением и упреками. Как бы там ни было, они добились своего. На трассе появились барьеры из колес, комиссары с огнетушителями и даже врач.

Затем пришла «эра турбонаддува». В 1980-е регламент разрешал использовать либо трехлитровые атмосферные моторы, либо полуторалитровые турбированные. Первой ставку на «турбо» сделала команда Renault. И хотя их двигатели поначалу не отличались надежностью, в конце концов автомобили «поехали». Да так, что остальные тут же включились в разработку своих турбо-моторов. Мощности выросли неимоверно. В гонке турбомоторы развивали больше 1000 л. с., а для квалификации могли выдать и до 1500 л. с. Естественно, что их ресурса хватало всего на несколько часов.

В 1990-х годах взошла звезда Михаэля Шумахера. Рекорд спортсмена - семь чемпионских титулов - до сих пор не побит. Автомобили в это время превратились в напичканные электроникой девайсы, и побеждал тот, у которого все эти устройства работали лучше. Периодом тотальной борьбы за безопасность и жесткого контроля за техническими нововведениями стали 2000-е годы. Если хоть что-то смущало руководство, то это сразу же запрещалось.

Сегодня «Формула-1» по-прежнему остается самым популярным видом автоспорта. Трансляции с гонок смотрят сотни миллионов людей по всему миру, а трибуны трасс, на которых проходит гонка, никогда не бывают пустыми.

Как бы ни ругали истинные фанаты и адепты старой школы современные правила, «Формула-1» все равно будет на вершине технического прогресса, и каждый пилот будет мечтать попасть за руль болида.

История «Формулы-1» в фактах и цифрах

  • В 1971 году фирма Goodyear впервые предложила гоночные шины с протектором без рисунка - так называемые слики. Подобные покрышки чуть позже разработала и Firestone. В настоящее время слики запрещены. Причина - снижение скорости и повышение безопасности.
  • Современные болиды оснащаются двигателями объемом 1,6 литра с турбонаддувом. Их обороты ограничены на отметке 15 000. Мощность мотора - 500 л.с.
  • За всю историю «Формулы-1» в соревнованиях участвовали всего пять женщин-пилотов. Набрать очки удалось лишь одной из них.
  • В поворотах пилоты испытывают нагрузки до 4G, на торможении - до 5G. Отслоение сетчатки глаз при таких перегрузках - профессиональная болезнь пилотов «Формулы-1».
  • Комплект передних и задних рычагов на болид стоит 200 000 долларов. На сезон требуется 20 таких комплектов.
  • Прижимная сила болида на высокой скорости достигает 2500 килограммов, что вчетверо превышает вес самого болида. То есть теоретически гоночная машина может ехать вниз головой.
  • Разгон до 100 км/ч у авто «Формулы-1» занимает 1,9 секунды. Быстрее разгоняются только специальные машины для драгрейсинга.
  • Сложно назвать точную стоимость создания одного гоночного автомобиля «Формулы-1», но затраты на него в течение сезона достигают 17 миллионов долларов.

Формула 1, Королева автоспорта, Большой цирк. У нее много названий, но суть одна. Данная статья предназначена, как для людей далеких от автоспорта и Формулы 1 в частности, так и для верных болельщиков Королевы Автоспорта, которые хотят узнать больше о любимом виде спорта.

Многие люди смотрят автогонки в классе Формулы 1 несколько лет, но при этом не знают, что именно называется Формулой 1. Чтобы это исправить, нужно разобраться, что же все-таки стоит за этим красивым названием. Дать определение термину «Формула 1» можно в узком и широком смыслах.

В узком смысле, – это свод технических норм, требований и правил, в соответствии с которыми организован и проводится чемпионат мира Формулы 1. Заведует принятием и изменением этих правил Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она является главным руководящим органом всех автоспортивных соревнований в мире. Установленные ею правила прежде чего направлены на обеспечение безопасности пилотов – участников автогоночных соревнований, а также зрителей на трибунах. Кроме того FIA ставит целью своего существования обеспечение развития автоспорта, дабы автогонки не превращались в сверхдорогой и экзотический вид спорта.


В широком смысле, Формула 1 – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам , который разыгрывается ежегодно и состоит из этапов – Гран При. По итогам каждого сезона определяются победители в личном и командном зачетах . Гонщику, занявшему первое место в личном зачете, присваивается титул чемпиона мира , а команде – Кубок конструкторов.

Под названием «Формула 1» чемпионаты проводятся с 1950-го года, однако и до этого проводились регулярные Гран При, но не было централизованной системы начисления очков за победы на этапах.

За Формулой 1 закрепились названия «королева автоспорта» или «королевские гонки». Это связано с тем, что Формула 1 считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства автогонщиков. Причин этому несколько:
1) Высочайший уровень техники в Формуле-1, делающий ее болиды самыми быстрыми болидами с учетом ограничений, которые установлены техническим регламентом ;
2) Невероятная дороговизна Формулы 1. Самые успешные команды ежегодно тратят сотни миллионов долларов, немалую долю которых составляют гонорары самих гонщиков, получающих миллионы, а иногда – десятки миллионов ежегодно.
3) Всемирная популярность Формулы 1. Королеву автоспорта во всем мире смотрят миллионы болельщиков, а автодромы, принимающие у себя Гран При, собирают сотни тысяч человек.

Чтобы глубже понять, как работает Формула 1, будет полезным рассмотреть основные понятия, из которых состоит этот вид спорта.

Календарь Формулы 1

Календарь Формулы-1 состоит из определенного количества этапов – Гран При, которые проводятся в различных странах по всему миру. Как правило, чемпионат состоит из 16-19 этапов. Первый этап традиционно проводится в марте, а последний в октябре или ноябре.

Чемпионат мира Формулы 1 2016 года - самый длинный в истории Формулы 1 и состоит из 21 этапа, а самый короткий состоял из семи гонок проводился дважды: в 1950-м и 1955-м годах.

Календарь чемпионата мира Формулы 1 составляется FIA и публикуется за год до начала соответствующего сезона. Владельцы автодромов лично заключают договоры с руководством Формулы 1 о проведении у себя Гран При. Факт принятия у себя Гран При Формулы 1 значительно повышает популярность и престижность автодрома.

Гран При Формулы 1

На каждый этап чемпионата может быть заявлено не более двух пилотов от одной команды. В течение сезона каждой команде разрешено использовать не более четырех разных пилотов.

Все Гран При Формулы 1 состоят из определенных частей – сессий:
1) Свободная практика - состоит из трех частей. Две из них проходят в пятницу (в Монако – в четверг) и длятся 1.5 часа, и одна длительностью в 1 час проходит в субботу утром. Эти заезды предназначены для подготовки гонщиков и команд к квалификации и гонке – производится ознакомление с трассой, настройка болида и выбор стратегии.
2) Квалификация - данный тип заездов предназначен для определения стартовых позиций пилотов в гонке. По текущим правилам квалификация состоит из трех частей: по 20, 15 и 10 минут. В первой части принимают участие все пилоты, во второй лучшие 16 пилотов, в третьей – лучшие 10. Победителю квалификации присваивается поул позиция (pole position ) – это означает, что в гонке он будет стартовать с первого места.
3) Гонка - заключительный и самый главный этап Гран При. Традиционно проводится в воскресенье. На старте гонки все гонщики выстраиваются на стартовой прямой в соответствии с результатами квалификации и с учетом всех штрафов. Средняя дистанция гонки составляет 300 километров, а количество кругов варьируется от 50 до 70, в зависимости от длины трассы. Текущим спортивным регламентом запрещено дозаправлять болиды топливом во время гонки. Также все гонщики обязаны совершить как минимум один пит-стоп, т.к правила требуют, чтобы они использовали оба типа резины во время гонки.

Шины в Формуле 1

Официальным поставщиком шин в Формуле 1 является итальянская компания Pirelli. В сезоне-2016 Pirelli представила семь различных типов резины :
1) Жесткий (Hard) – помечается оранжевым цветом.
2) Средний (Medium) – помечается белым цветом.
3) Мягкий (Soft) – помечается желтым цветом.
4) Сверхмягкий (Super-soft) – помечается красным цветом.
5) Ультрамягкий (Ultra-soft) – помечается фиолетовым цветом.
6) Промежуточный (Intermediate) – помечается зеленым цветом.
7) Дождевой (Full wet) – помечается синим цветом.

На каждом отдельно взятом Гран При разрешено использовать до 5 типов резины – промежуточный и дождевой типы доступны на всех Гран При, но к ним добавляются три из пяти сухих типов, которые Pirelli выбирает заранее.