Гольф: история игры. Гольф. Описание, история развития Мини гольф как называется

Гольфист (golfer) игрок в гольф. Любитель (amateur) игрок, не имеющий право получать за свои выступления какое-либо материальное вознаграждение. Профессионал (professional или pro) профессиональный игрок, турнирный профессионал; либо тренер, работающий в гольф-клубе. Кедди (caddy) помощник игрока, который носит его клюшки и имеет право давать ему советы по ходу игры. Гринкипер (greenkeeper) человек, возглавляющий в гольф-клубе специальную службу, отвечающую за состояние поля, его подготовленность к турнирам и т.д. Судья (referee) официальное лицо, которое находится на поле во время турнира и решает вопросы, связанные с применением правил; любой игрок в случае спорной ситуации может подозвать судью и проконсультироваться с ним. Маркер / счетчик (marker) человек, считающий удары игрока; чаще всего в роли маркера игрока выступает его партнер по флайту, но на крупных турниров маркерами могут быть и специальные люди, по правилам, маркер не является судьей. Маршал (marshal) официальное лицо на поле, следящее за скоростью игроков и соблюдением ими этикета. Флайт (flight) группа игроков, идущих по полю вместе (гольфист никогда не выходит на поле один, рядом с ним, в зависимости от формата турнира, может играть либо его партнер по команде, либо один из соперников. В группе может быть от 2-х до 4-х человек).

ПОЛЕ

Гольф-поле (Course) площадка для игры в гольф. Лунка (hole): 1 – одно игровое поле от ти до грина включительно; 2 – углубление в грине, в которое загоняется мяч. Ти (tee): 1 – площадка на поле, откуда начинается игра на каждой лунке; 2 –подставка из дерева или пластмассы, на которую разрешается ставить мяч, чтобы выполнить первый удар на каждой лунке. Фервей (fairway) участок с травой средней длины, занимающий большую часть игрового поля между ти и грином. Раф (rough) участок высокой травы, специально оставленной по бокам от фервея. Мяч, попавший в раф, значительно труднее выбить. Грин (green) участок с самой короткой травой непосредственно вокруг лунки. Флажок (pin / flagstick) флаг, который устанавливается в лунку, чтобы игроки издалека могли видеть свою конечную цель. Брейк (break) специально сделанный наклон грина, благодаря которому мяч при ударе отклоняется в сторону. Воротник (collar) участок поля вокруг грина, постриженный короче фервея, но выше грина. Бункер (bunker) песчаная ловушка, специально сделанная на поле, чтобы усложнить задачу игрока. Бункеры могут быть расположены на фервеях или рядом с гринами. Преграда (hazard) элемент игрового поля, специально сооруженный или умышленно оставленный на нем (бункер, водная преграда), чтобы затруднить игру. Препятствие (obstruction) предмет, мешающий игроку выполнить удар, который не должен находиться на поле по замыслу архитектора. Подвижная помеха (loose Impediment) естественные объекты, оказавшиеся на поле – камни, листья, ветки, сучья, насекомые и т.д. Дивот (divot) кусок дерна, выбитый при ударе. Клабхаус (clubhouse) строение на гольф-поле, в котором обычно объединены офисы администрации, раздевалки, комнаты отдыха, бар, ресторан для игроков и их гостей. Драйвинг-рейндж (driving range) отдельная площадка для отработки дальних ударов. Тренировочный грин / паттинг-грин (putting-green) площадка с короткой – как на обычных гринах – травой, в которой вырезано несколько лунок. Находится вне игрового поля, обычно – неподалеку от драйвинг-рейнджа.

ИНВЕНТАРЬ

Бэг (bag) сумка для клюшек. Айрон (iron) клюшка с плоской головкой. Стандартный набор айронов включает в себя клюшки с номерами с 3-го по 9-ый, а также веджи (wedge) (см. ниже). Питчинг-ведж (pitching wedge, PW) клюшка-айрон, следующая в наборе после номера 9, обычно используется для ударов на грин. Сэнд-ведж (sand wedge, SW) клюшка-айрон, следующая в наборе после питчинг-веджа. Чаще всего используется для выбивания мяча из бункеров. Вуд (wood) клюшка с большой головкой. Чем больше номер клюшки, тем короче рукоятка и больше угол наклона ударной поверхности. Обычно в бэге игрока три вуда – № 1 (драйвер), № 3 и № 5. Однако многие гольфисты, которым игра вудами дается легче, чем айронами, носят с собой и № 7, № 9 и т.д. Драйвер (driver) клюшка для самого далекого удара, имеющая наименьший угол наклона головки и самую длинную ручку. Гибрид (hybrid) клюшка, представляющая собой «симбиоз» вуда и айрона. Паттер (putter) особая клюшка для завершающего «катящего» удара. Кар (сart) небольшой электрический или бензиновый автомобиль для передвижения по полю.

УДАРЫ

Свинг (swing) основное движение удара всеми клюшками, кроме паттера. Свинг состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз (маха), непосредственно удара и завершения. Замах (backswing) отведение клюшки назад. Мах (swing-forward) движение клюшки от верхней точки замаха вниз, к мячу. Момент удара (impact) момент, когда клюшка касается мяча, нанося удар. Драйв (drive) первый удар на лунке, выполняется драйвером. Питч (pitch) недалекий удар с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина. Чип (chip) невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается относительно большое расстояние; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина. Патт (putt) катящий удар, выполняемый на грине. Дро (draw) удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой). Фейд (fade) удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой). Хук (hook) удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой). Слайс (slice) удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой). Пул (pull) удар, при котором мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой). Пуш (push) удар, при котором мяч вылетает правее цели (для игрока с правосторонней стойкой). Шенк (shank) удар «пяткой» клюшки, после которого мяч летит в сторону.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Счетная карточка (score-card) специальная карточка, куда маркер вносит результаты игрока; по правилам во время турнира гольфист по окончании раунда должен проверить результаты, записанные маркером и, подписав карточку, собственноручно сдать ее судейской коллегии. Пар (par) условный норматив, используемый для подсчета результата и оценки уровня игроков. Пар – это количество ударов, которое гольфист должен совершить на одной лунке или на всем поле при удачной игре. Берди (birdie) количество ударов на одной лунке на один меньше, чем пар. Игл (eagle) количество ударов на одной лунке на 2 удара ниже, чем пар этой лунки. Альбатрос (albatross) количество ударов на одной лунке, на три меньше, чем пар этой лунки (на лунках с паром 5). Богги (bogey) количество ударов на одной лунке на один больше, чем пар. Двойной (тройной, четверной) богги (double (triple, quadruple) bogey) количество ударов на одной лунке на два (три, четыре) больше, чем пар. Гандикап (handicap) цифра, обозначающая уровень мастерства гольфиста, подсчитывается по довольно сложной системе и позволяет уровнять шансы новичков и опытных спортсменов. Отсев / отбор / кат (cut) на крупных турнирах первые два раунда являются как бы отборочными, после них примерно половина игроков «отсеивается», то есть теряет право на участие в двух последних раундах и, соответственно, надежду на победу, а также (на профессиональных турнирах) возможность заработать призовые. Переигровка / плей-офф (play-off) проводится после окончания финального раунда, если несколько игроков, претендующих на победу показали одинаковый результат. Штрафной удар (penalty) используется в игре на счет в качестве «наказания» за нарушение правил.

ФОРМАТЫ

Матч / матчевая игра (match play) вид состязания, при котором результат подсчитывается отдельно на каждой лунке, а побеждает гольфист, выигравший больше лунок. Игра на счет (stroke play) вид состязания, при котором подсчитывается общий результат игры, а побеждает гольфист, сделавший на поле наименьшее количество ударов. Форсом (foursome) формат, при котором гольфисты играют «пара на пару», при этом партнеры используют один мяч, выполняя удары по очереди. Трисом (threesome) то же, что форсом, но игра ведется «один против двух». Форбол (four-ball) формат, при котором игра ведется «пара на пару», при этом каждый из партнеров играет своим мячом; в зачет команде идет лучший результат, либо для каждого последующего удара выбирается лучший мяч одного из игроков. Трибол (three-ball) формат, при котором трое гольфистов играют друг против друга, каждый своим мячом. Лучший мяч / бестбол (best-ball) формат, при котором один гольфист играет против двоих или троих, которые играют каждый своим мячом, как в формате форбол.

Гольф (от англ. golf ) — мужской олимпийский вид спорта, в котором отдельные участники или команды пытаются загнать маленький мячик ударами клюшек в специальные лунки. Что важно, мяч нужно закатить в лунку за меньшее число ударов.

История возникновения и развития гольфа

Точной даты возникновения гольфа не известно, но считается, что её придумали шотландские пастухи, которые пытались своими посохами закатить камни в кроличьи норы. Хотя многие историки с этим не согласные, есть мнение, что гольф зародился в Римской империи и в эту игру играли гнутыми палками и с мячом набитым перьями. По другим теориям гольф появился в Китае, во время правления династии Мин, об этом говорит свиток с изображением императора, который пытается чем-то похожим на клюшку загнать мяч в лунку.

Тем не менее, современный гольф происходит из Шотландии. Первым упоминанием игры считается указ 1457 года короля Шотландии Якова II о запрете гольфа, так как он отвлекал лучников от обучения. Там же были придуманы правила и система с 18 лунками на поле.

В 1900 году гольф впервые был включен в программу Олимпийских игр в Париже (Франция).

Правила игры в гольф (кратко)

Перед началом игры необходимо сделать следующее:

  1. Прочитать местные правила игры.
  2. Поставить на мяч идентификационную отметку. Это нужно для того, чтобы вы могли идентифицировать свой мяч среди остальных. Если мяч не удалось идентифицировать, то он считается потерянным.
  3. Проверить количество клюшек, разрешено иметь не более 14 штук.

Игра в гольф начинается со стартовой зоны или как её ещё называют зоны «ти». Она так названа из-за Т-образной подставки, на которую устанавливается мяч. В идеале, игрок первым же ударом должен направить мяч в основную зону, потом за несколько ударов преодолеть её и отправить мяч на площадку с идеальной травой («грин») . Для того, чтобы закатить мяч в лунку с грина необходимо воспользоваться специальной клюшкой — паттером.

Кроме стандартных правил, в гольфе существуют правила этикета:

  • Воздержитесь от игры, пока идущая впереди группа не удалилась на безопасное расстояние.
  • Никогда не задерживайте игру. Освободите "паттинг-грин" сразу же после того, как все игроки вашей группы прошли лунку.
  • Пропускайте вперед группы, играющие быстрее вас.
  • Восстанавливайте дерн.
  • Разравнивайте следы в бункерах.
  • Не становитесь на линию паттинга другого партнера
  • Не вносите клюшки на паттинг-грин.
  • Флаг вставляйте на место аккуратно.

Площадка для гольфа

Поле для гольфа должно соответствовать ряду требований, а именно состоять из серии лунок, каждая из лунок должна иметь свою стартовую площадку. На стартовой площадке присутствуют две метки, которые показывают допустимые границы зоны для установки колышка для мяча. Кроме стартовой площадки на поле присутствуют: гладкое поле, неровное поле и прочие препятствия.

Финальной частью площадки является лунка, которая для удобства ориентирования помечается флажком. Лунка помещается на участке с минимальной высотой травы, которая называется «грин». На остальных участках высота травы колеблется, это сделано для того, чтобы затруднить игрокам прохождение площадки.

Как правило, лунки располагаются в зоне прямой видимости от стартовой площадки до грина. Но так происходит не всегда, если лунки отклоняются влево или вправо, то такие лунки называются «левый доглег» и «правый доглег» соответственно. Если направление изгибается дважды, то лунку принято называть «двойной доглег».

Площадки состоят из 18 лунок, но бывают площадки с 9 лунками, в такой ситуации их проходят два раза, что в сумме составляет те же 18 лунок.

Инвентарь и экипировка для гольфа

Начнем обзор гольф инвентаря с клюшек. Игрок может взять с собой на игру не более 14 клюшек, каждая из них предназначена для выполнения определенного удара. Клюшки для гольфа делятся на два вида:

  • «Wood» (вуды) - клюшки, предназначенные для выполнения ударов на максимальные расстояния, как правило, такими являются первые удары. Они называются «wood» (с англ. «дерево») из-за деревянной головки, хотя современные вуды делают из металлических сплавов на основе титана.
  • «Iron» (айроны) - клюшки, предназначенные для выполнения ударов на различные расстояния, в зависимости от положения мяча. Клюшки носят такое название, потому что их головка изготовлена из металла.

Кроме материала, клюшки различаются по форме головок. Так для ударов на небольшие расстояния и с высокой траекторией используют клюшки «pitching wedge» (клин), угол наклона у таких клюшек составляет 50-60 градусов. Если удар необходимо выполнить из бункера с песком, то для этого подойдёт клюшка «sand wedge», она имеет более тяжелую подошву и специальную форму. Для завершающих ударов игроки использую клюшку под названием «putter» (паттер), она сконструирована специально для ударов на ровной поверхности с большой точностью.

В группах «wood» и «iron» клюшки нумеруются в зависимости от угла между шафтом и лицевой ударной поверхностью головки. Чем меньше номер, тем длиннее потенциальная траектория удара. Разница в длине ударов клюшками соседних номеров составляет порядка 10 метров.

Другая важная часть инвентаря для гольфа мячи. Они должны иметь следующие характеристики:

  • диаметр не менее 4,27 см,
  • вес в пределах 41-46 граммов,
  • поверхность мяча должна иметь 300-500 впадинок (чем больше впадинок, тем выше летит мяч),

Рассматривая мячи для гольфа, следует упомянуть о показателе «компрессии». Простыми словами компрессия — это уровень деформации мяча при ударе. Ее условная величина варьируется от 0 (мяч сильно деформируется при ударе) до 200 (мяч не деформируется при ударе). Большинство мячей имеют компрессию 80-100 (сжимаются на 2-3 мм при ударе).

По внутреннему устройству мячи могут состоять из одного, двух, трех и более слоев-компонентов. Однослойные мячи из-за своей невысокой стоимости идеально подходят для тренировок новичков.

Двухслойные мячи состоят из твердого ядра и тонкой жесткой оболочки. Они сочетают низкую стоимость, долговечность и дальность полета, поэтому пригодны для большинства гольфистов.

Скажите, кто и когда придумал игру гольф?



Гольф - это древняя игра, при которой мяч, загонялся деревянной клюшкой или палкой в лунку. В прообраз гольфа играли наверное во всех странах, где было нечто напоминающее газон (пастухи на пастбищах), а потому многие страны приписывают себе факт рождения игры в гольф.
Первое же письменное упоминание о гольфе, которое принято считать началом официальной истории игры, относится к 1457 году. Именно тогда король Джеймс запретил игру в гольф, поскольку ради нее его солдаты пренебрегали основной обязанностью – тренировками в стрельбе из лука. Запрет был выражен в постановлении парламента Шотландии.
Суть игры заключается в следующем. Используя различные клюшки (вуд, айрон и паттер), не менее двух и не более 14 необходимо загнать мяч в 18 лунок. Лункой называется как непосредственно само отверстие в земле куда закатывается мяч, так и специально подготовленная площадка длиной в несколько сот метров, и состоящая из стартовой зоны (ти) основной зоны (фервея) и специальной площадки (грин) где вырезана лунка. Все эти зоны различаются высотой травы и наличием препятствий. Среди препятствий могут быть песчаные ловушки - бункеры, водные преграды, кустарник, цветы, высокая трава и т.п.
Если гольфист совершает правильные, точные удары, то с ти он попадает мячом на фервей, несколькими (в зависимости от уровня игры) ударами проводит мяч по фервею и выбивает его на грин. Грин - это площадка с идеальной травой, напоминающей ковер или даже скорее ковролин. По ней мяч может без помех катиться и после удара паттером, должен попасть в лунку. Важным компонентом игры в гольф является гольф этикет. Гольф – игра истинных джентльменов, а его этикет – тщательно оберегаемая традиция, не претерпевшая практически никаких изменений за всю историю существования игры. Прежде всего это хорошие манеры, уважительное отношение к партнерам и соперникам, поддержание порядка на полях. При игре в гольф необходимо запомнить 3 главных принципа: - Играй на поле, как оно есть. - Играй мяч, как он лег. - И если ни то, ни другое невозможно, поступай по справедливости.

Гольф – это игра, цель которой – выполняя удары разными клюшками, «провести» мяч по специально подготовленному участку поля – «лунке» – длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, и загнать его в вырезанное в траве отверстие, которое также называется «лункой», затратив на это как можно меньше ударов. Партия, которую в гольфе называют «раундом», обычно состоит из 18-ти лунок (реже – из 9-ти).

Гольфисты могут передвигаться по полю пешком, везя или толкая перед собой специальную тележку, в которой лежит бэг с клюшками, или неся бэг на спине, либо ездить на специальном электромобиле – гольф-каре. Однако стоит иметь в виду, что на некоторых гольф-полях пользоваться карами запрещено (или их использование ограничено), а на каких-то в целях сокращения времени игры, напротив, нельзя ходить пешком. В большинстве клубов во время раунда гольфист может воспользоваться услугами кедди – человека, который помогает игроку во время раунда. Вопреки бытующему мнению, кедди – не просто «носильщик», на самом деле, это единственный человек, которому правила дозволяют давать игроку советы по ходу игры, и его помощь может оказаться совершенно неоценимой, особенно на незнакомом поле.

Гольф – одна из немногих спортивных игр, для которых не используется стандартная площадка со строго определенной длиной, шириной и другими параметрами. Каждое гольф-поле имеет собственный, уникальный дизайн, хотя общие черты у них, разумеется, есть.

Любое гольф-поле – это совокупность «лунок» (в большинстве случаев их количество кратно девяти, чаще всего – 18), каждая из которых состоит из:

Стартовой площадки «ти» на которой обязательно есть два маркера, ограничивающие зону, где игрок может установить свой мяч. На одной лунке может быть несколько площадок-ти, расположенных на разном расстоянии от цели. Самые дальние часто называют «чемпионскими», обычно их выбирают игроки высокого уровня; самые ближние ти чаще всего используют новички, дети или пожилые гольфисты. Ти, с которых должны стартовать гольфисты во время состязаний, всегда указаны в «положении о турнире»; игроки, которые выходят на поле, чтобы поиграть в свое удовольствие, сами решают, с каких ти им по силам играть; «фервея» участка занимающего большую часть лунки, засеянного травой средней длины, с которой удобно выполнять удар. Фервеи бывают как прямыми, так и довольно сильно изогнутыми вправо или влево – их называют «доглегами» (в переводе с английского – «собачья нога»); «рафа» участков с высокой травой, обычно расположенных по бокам от фервея; «бункеров» заполненных песком ям разных форм и размеров; «водных преград» естественных или искусственных водоемов; «паттинг-грина» (или просто «грина») площадки с очень коротко постриженной травой, по которой мяч может катиться как по гладкому ковру, в которой вырезано отверстие размером 4 ¼ дюйма (108мм) – «лунка». Для того чтобы лунку было видно издалека, в нее помещают флаг, который игроки убирают, добравшись до грина. Грин обычно окружает «воротник» – полоса травы, постриженной короче, чем на фервее, но длиннее, чем на самом грине.

Изначально «родители» гольфа – шотландцы – играли в основном на поросших травой песчаных дюнах на побережье. Поля подобного типа называют «линксами». Правда, сегодня арены по образу и подобию классических – очень холмистые, открытые всем ветрам, практически не имеющие высоких деревьев и водных преград – строят и на значительном удаленни от моря, создавая дюны из привозного песка и высаживая для пущего сходства традиционный для Шотландии вереск. Очень распространены в мире поля типа «паркленд» – с большим количеством деревьев, среди которых проложены фервеи, так чтосоздается ощущение, что играешь в прекрасном лесу или тропическом саду – в зависимости от местности. Существуют также «пустынные» поля, где много участков, засыпанных песком, но не являющихся преградами (такие участки называют «вейст-бункерами»); «горные» – отличающиеся огромными перепадами высот; «ледовые» и множество других.

Говорят, что гольф – это игра, в которой на 95 процентов задействован мозг, и только на 5 процентов – тело. Прежде чем нанести первый удар на лунке, гольфист должен разработать стратегию ее прохождения, которая зависит от расстояния от ти до грина, ширины и степени «изогнутости» фервея, расположения бункеров, водных преград, деревьев и других объектов, которые могут повлиять на полет мяча, направления и скорости ветра и множества других факторов.

Игра на каждой лунке начинается с удара с ти; в зависимости от длины и сложности лунки гольфист может либо бить с ти сразу на грин, либо целиться на какую-либо точку на фервее. Обычно для первого удара используют самые «дальнобойные» клюшки с объемной полой головкой – «вуды» (самый длинный и «большеголовый» из которых называют «драйвером» ). Второй и последующие удары (до тех пор, пока мяч не окажется на грине) чаще всего выполняют клюшками с тяжелыми плоскими головками – «айронами» – их существует множество видов, и различаются они длиной ручки (ее также называют«шафтом» ) и углом наклона головки. Добравшись до грина, игрок берет в руки «паттер» – специальную клюшку, после удара которой мяч не поднимается в воздух, а катится по грину. Максимальное количество клюшек, которые игрок может взять с собой на поле – четырнадцать.

Для удобства ведения счета каждая лунка имеет так называемый «пар» – «нормативное» количество ударов, за которое может пройти эту лунку опытный игрок. Например, на лунке с паром 3 хороший игрок сделает удар с ти сразу на грин, а затем выполнит два патта, а на 4-паровой лунке он сделает удар с ти на фервей, затем – на грин, и два патта. Главным образом пар лунки зависит от ее длины. Типичная 3-паровая лунка короче 250 ярдов (225 м); длина 4-паровой – от 251 до 475 ярдов (225–434 м), 5-паровая – длиннее 475 ярдов (435 м). Крайне редко на поле можно встретить 6-паровые лунки – их протяженность обычно превышает 650 ярдов (595 м). На пар также влияют сложность лунки, расположение преград, форма грина и т.п. Общий пар 18-луночного поля чаще всего равняется 72 (обычно это 4 трехпаровых, 10 четырехпаровых и 4 пятипаровых лунки), хотя нередко встречаются и поля с паром 70, 71 и 73, а также 72-паровые с иной компоновкой лунок.

Если гольфист попал в цель, сделав один удар с ти, это называют «хоул-ин-ван» (hole in one) или «эйс». У других результатов относительно пара также есть свои названия.

КОЛИЧЕСТВО УДАРОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАРУ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ
-3 Альбатрос На три удара меньше пара
-2 Игл На два удара меньше пара
-1 Берди На один удар меньше пара
E (ровно) Пар Счет равен пару
+1 Богги На удар больше пара
+2 Двойной богги На два удара больше пара
+3 Тройной богги На три удара больше пара
  • Игл – красная цифра на желтом фоне.
  • Берди – красная цифра на белом фоне.
  • Пар – черная цифра на белом фоне.
  • Богги – зеленая цифра на белом фоне.
  • Двойной богги и выше – зеленая цифра на желтом фоне.
  • Общий счет – синяя цифра на белом фоне.

Два основных формата, в которых проводятся состязания по гольфу:

«строук-плей» (игра на счет) считается общее количество ударов, выполненных игроком во время раунда, а победителем становится тот, кто сделал наименьшее количество ударов; это индивидуальный формат, который чаще всего используют профессиональныегольфисты. В случае если игроки закончили состязание с равным счетом, для определения победителя устраивается переигровка (или «плей-офф») – либо по принципу «внезапной смерти», то есть до первой лунки, в которой один из участников сделает меньше ударов, чем остальные; либо на определенном количестве лунок (от трех до полноценного 18-луночного раунда). «матч-плей» (матчевая игра) борьба ведется за победу на каждой лунке. В случае если соперники показали на лунке одинаковый результат, счет на ней считается «равным» или «ничейным». Победителем матча становится игрок или команда, выигравшая за раунд большее количество лунок. Если игрок или команда опережает соперника на большее количество лунок, чем осталось до конца раунда (например, за две лунки до конца преимущество составляет три лунки), игра прерывается, поскольку дальнейшая борьба уже не имеет смысла. Матч может завершиться вничью (если соперники выиграли одинаковое количество лунок) или продолжаться до тех пор, пока на стороне одного из них не окажется перевес в одну лунку.

Для того чтобы уровнять шансы новичков и опытных спортсменов, в гольфе существует система гандикапов, благодаря которой более слабый игрок получает определенное количество ударов «форы». Гандикап – это показатель мастерства гольфиста, чем он ниже, тем более сильный игрок перед вами. Гандикапы могут применяться в любых форматах игры, но только среди любителей, в профессиональном гольфе системы гандикапов не существует.

История возникновения игры в гольф

Первые упоминания об игре, напоминающей гольф, обозначаются 26 февраля 1297 года. Местом ее проведения была Голландия, где местные жители использовали для игры клюшку и кожаный мяч. Побеждал тот, кто чаще других попадал в цель, расположенную в нескольких сотнях метров.

Некоторые источники, в свою очередь, рассказывают, что еще до возникновении гольфа в Шотландии, в Голландии в 17-ом веке игроки уже пытались забить мяч в лунку при помощи клюшек.

Другая версия, получившая огласку весной 2005 года благодаря китайскому профессору Линг Хонглинг, гласит, что в Китае за пятьсот лет до первых упоминаний об игре в Шотландии уже играли в чуйван - также похожую на современный гольф игру. В свою очередь, отвечая этой версии, один из представителей королевского гольф-клуба имени Святого Эндрюса, являющегося наиболее старинным в Шотландии, рассказывает, что на протяжении многих столетий проводились игры с клюшками и мячом, но современный гольф с 18 лунками придумали в Шотландии.

Чтобы не говорили, но именно за шотландцами, по официальным источникам, было признано изобретение современного гольфа. Ведь эта игра упоминается в актах шотландского парламента еще 15-го века, которые запрещали игру gowf ("гоуф") из-за «постоянной траты времени на него». А современная интерпретация гольфа появилась в Шотландии вместе с первыми гольф-клубами. Ими же были придуманы и утверждены первые правила, в том числе правило о 18-ти лунках.

Интересно также то, что самым старым полем для гольфа является Old Links, которое расположено на массельбургском ипподроме. По некоторым данным, первые игры на этом поле состоялись в 1672 году. Хотя бытует мнение, что шотландская королева Мария Стюарт играла там еще в 1567 году.

Правила игры

Во время игры в гольф игроком может быть использовано не меньше двух и не более четырнадцати видов клюшек. За игру участники должны пройти определенное количество лунок (обычно, 18) в последовательном порядке. Лункой может называться как отверстие в земле, так и площадка для игры. Обычно, она состоит из: площадки "ти" ("мишень") - стартовой зоны, fairway ("прямое направление") - основной зоны и лужайки, или green, - специальной площадки с вырезанной лункой. На любой площадке вполне допускаются разного рода препятствия - вода, песчаные бункеры, деревья, кусты и высокая трава.

Для старта игры идентифицированный мяч ставится на стартовую площадку "ти". Лучшим вариантом для игрока считается, если он первым ударом попадает на основную площадку fairway, проводит на ней несколько ударов, в зависимости от ее вида, и попадает на green - площадку, по которой, вследствие идеальной травы, мяч катится без помех. Для игры на green гольфистами используется специальный тип клюшки - паттер.

Игру начинают клюшкой вуд, для которой характерна массивная головка и угол плоскости удара от семи до пятнадцати градусов, что позволяет ей посылать мяч на триста метров.

Клюшка айрон используется в том случае, если необходим прицельный удар на более короткие дистанции. Она легче и отличается лотообразной головкой. Угол наклона плоскости рассчитан от пятнадцати до сорока пяти градусов. Каждой такой клюшке дан номер, и чем больше номер, тем больше угол наклонности.

Клюшка веджи обладает еще большим углом к горизонту (от 45 до 64 градусов) и понадобится для посылания мяча навесом на малую дистанцию. Так Sad Wedge применяется для песка, а Chipping Wedge для травы.

Этикет игры в гольф

Гольф считается аристократичной игрой и ему присущ свой этикет. Он включает в себя правила поведения на поле и заботу о его состоянии. Хотя этикет не является официальным сводом правил, но считается важной частью игры. Ниже приведены пункты, которые принято соблюдать во время игры в гольф:

  • не стойте возле игрока, выполняющего удар, и не мешайте ему своими движениями или разговорами;
  • не вступайте в игру, пока впереди идущая группа не отдалилась на безопасное расстояние;
  • не затягивайте игру и освобождайте "паттинг-грин" как только все игроки из вашей группы прошли лунку;
  • пропустите вперед группу, играющую быстрее вас;
  • всегда восстанавливайте дерн и разравнивайте свои следы в бункерах;
  • не стойте на линии "паттинга" других партнеров;
  • не заносите клюшки на "паттинг-грин";
  • ставьте флаг аккуратно на место.

Турниры по гольфу

В число наиболее важных мужских профессиональных турниров входят Masters, Открытый чемпионат Британии и США (The Open Champioship и US Open соответственно), и чемпионат профессиональной Ассоциации гольфа (PGA Championship).

Два года назад, в октябре 2009 года, на 121-ой сессии МОК гольф большинством голосов (63 против 27) был включен в программу Олимпийских игр, и первые медали в нем будут разыграны в 2016 году на ОИ в Рио-де-Жанейро.