Интересные факты о велосипеде для детей. Факты о велосипедах

  1. Садясь на велосипед, человек становится самым эффективным существом на Земле в плане соотношения усилия и того количества движения, которое это усилие создаёт. Никакое другое живое существо на планете не тратит так мало энергии для своего передвижения. И это если рассматривать только езду по ровной поверхности. Когда же вы едете на байке под горку, энергия притяжения земли ещё больше снижает потребность в мышечных затратах, сводя их к минимуму.

    Если взять одинаковое количество энергии, которое затрачивают велосипедист и пешеход, скорость первого окажется в три раза быстрее. При средней скорости ходьбы человек использует в 6 раз больше энергии, чем катаясь на велосипеде.

    Бег в 4 раза превосходит по энергоёмкости велоспорт, и при этом даже самые подготовленные атлеты не смогут сравниться с классным велосипедистом. Усейн Болт на Берлинском чемпионате мира 2009 года бежал со скоростью 23,35 миль/час всего 10 секунд. Конькобежец Джереми Уотерспун установил мировой рекорд скорости в 32,87 миль/час на круге в 547 ярдов. Но ни один атлет не сможет при помощи мускульной энергии развить скорость 35,03 миль/час, как это сделал Крис Бордман на велодроме в Манчестере. Рекорд был поставлен в 1996 году.

  2. На первый взгляд звучит парадоксально, но чем больше людей ездит на велосипедах, тем безопаснее становится на дорогах. Причём это касается всех участников дорожного движения, включая водителей, которых порой так озадачивает растущее число велосипедов.

    В Портленде, штат Орегон, в период с 1997 по 2007 год количество смертей в результате дорожных аварий снизилось с 46 до 28 в год, при этом количество велосипедных поездок возросло в 4 раза, достигнув 6% от общего числа поездок к 2007 году. Использование велосипедов в Голландии выросло на 45% с 1977 по 1997 годы, при этом количество смертных случаев среди велосипедистов сократилось на 40%. В Берлине в период 1990-2007 гг. доля велосипедных поездок удвоилась, достигнув 10% от общего их числа, а количество инцидентов с велосипедистами упало на 38%.

    Феномен улучшения безопасности на дорогах с увеличением количества велосипедистов объясняется достаточно просто. Когда рост числа велосипедов становится очевиден, автолюбители начинают менять своё поведение и отношение к ним. Городские власти при этом разрабатывают более безопасную для велосипедистов дорожную инфраструктуру. Кроме того, когда часть водителей пересаживается на двухколёсный транспорт, то и машин на дорогах становится меньше. Соответственно, понижаются и шансы на неприятное столкновение с высокоскоростным транспортным средством.


    Фото: Ola Dusegard/Getty Images

  3. Подвеска призвана улучшать комфорт и качество езды, но платой за это является усложнение конструкции, более высокая цена и увеличение веса велосипеда. Пружинная система, поглощая часть энергии ездока, заставляет прикладывать больше усилий для продвижения вперёд. По этой причине системы подвески, которые были популярны в 19 веке, после появления пневматических покрышек практически исчезли на долгое время.

    Сейчас подвеска опять входит в моду, благодаря развитию горного велосипеда. Сначала конструкторы разработали велосипед с передней амортизационной вилкой (хардтейл), а затем и модели горных байков с пружинной подвеской обоих колёс. Такие модели рассчитаны на езду по постоянно неровной и жёсткой поверхности.

    В научных экспериментах были проанализированы преимущества и недостатки жёсткой рамы, хардтейла и системы полной подвески. В одной лаборатории было показано, что при преодолении кочки высотой около 6,5 см передняя подвеска снижает вертикальные силы на 37% и уменьшает горизонтальные силы на 27%. Именно горизонтальные силы замедляют движение, поэтому если уменьшить их более чем на 25%, то ездоку становится значительно легче двигаться на велосипеде.


    Фото: Westend61/Getty Images

  4. Удивительно, но велосипед может сохранять равновесие без ездока при скорости движения 13 км/ч и выше. Для этого должны быть выполнены несколько условий. Прежде всего, у велосипеда должно быть свободно управляемое переднее колесо. Во-вторых, чем более открыт угол вилки, тем устойчивее будет байк. Наконец, распределение массы руля и вилки также оказывает влияние на то, как рулевое управление реагирует на качание велосипеда. Например, байк, у которого корзина, расположенная на руле, заполнена тяжёлыми кирпичами, будет менее устойчив, чем байк, у которого с обеих сторон переднего колеса висят сумки с таким же весом.

    Соединение вышеописанных трёх моментов в правильной пропорции создаёт условия для самостабилизирующейся динамики. Одним из объяснений этого странного феномена может служить то, что когда велосипед начинает наклоняться в одну сторону, изгибающий момент под действием силы тяжести меняет строго прямое движение переднего колеса, и велосипед начинает описывать круг. Но при этом со стороны поверхности дороги создаётся центростремительная сила, возвращающая колесо к строго прямому движению. Центростремительная сила приводит в действие также изгибающий момент, действующий на весь велосипед, и он выводит его из наклонного положения.


    Фото: Alexey Bubryak/Getty Images

  5. В 1817 году Карл Дрейс в германском Мангейме изобрёл свой «дэнди хорс», который стал предтечей современного велосипеда. Для постройки модели был использован ясень, популярный тогда среди изготовителей карет. У этого вида древесины прямое волокно, ему можно легко придать нужную форму и соединять фрагменты друг с другом. Кроме того, у ясеня очень хорошее соотношение прочности и веса.

    С тех пор эволюция велосипедных рам шла параллельно с развитием материалов и технологии. При правильном сочетании компонентов сегодняшние рамы имеют достаточную прочность, лёгкость и жёсткость, что позволяет байкам нестись под горку на скорости до 80 км/ч, ездить по гальке или (в трюковом исполнении) спокойно приземляться после переворота в воздухе.

    Производители рам используют различные металлы, полимеры и искусственные композитные материалы для того, чтобы велосипед мог ездить дальше, быстрее и дольше. Среди продвинутых способов производства можно упомянуть отливку труб из расплавленного металла с варьированием внутреннего диаметра для облегчения веса конструкции при сохранении характеристик прочности, также гидроформинг алюминия по профилю, заданному при помощи компьютера. Соединение и сборка частей из титана идёт с применением дуговой сварки с использованием вольфрамовых электродов в среде инертного газа. При производстве композитных материалов процесс полностью автоматизирован.

    Первый «дэнди хорс» весил чуть более 20 килограммов. Сегодняшние велосипедные рамы настолько легки, что Международный союз велосипедистов (UCI) запрещает использовать во время велогонок модели весом легче 6,75 кг.


    Фото: John Burke/Getty Images

  6. Каждый велосипедист знает, сколько усилий приходится прикладывать, поднимаясь в горку. Но поистине вездесущим фактором, снижающим эффективность усилий ездока, является сопротивление воздуха. Сухой воздух при температуре плюс 21°С и атмосферном давлении, соответствующем нулевой отметке над уровнем моря, имеет плотность 0,075 фунтов на кубический дюйм. Хорошая аэродинамика велосипеда может лишь слегка снижать влияние этого фактора, но не более того.

    Тем не менее, некоторые спортсмены и учёные не оставляют попыток преодолеть эту природную помеху. Велодром на Олимпиаде 2012 года в Лондоне был спроектирован таким образом, чтобы температура трека равнялась 27°С, благодаря чему воздух был более разреженным, повышая вероятность установления новых мировых рекордов. Что касается катания под открытым небом, то чем выше местность над уровнем моря, тем более разреженный там будет воздух. Во многом поэтому Дженни Лонго выбрала Мехико в качестве места для своих попыток побить мировой рекорд в часовой гонке в 1989 и 1996 годах. На высоте 2237 м плотность сухого воздуха при 15°С падает до 0,062 фунтов на кубический дюйм, что дало к скорости Лонго дополнительные 0,93 мили в час по сравнению с её другими попытками.

  7. Спортсмены среди велосипедистов должны верить в себя, но помнить также и о том, что наш мозг старается обмануть наше тело. Как показывают исследования, мозг старается не допустить, чтобы тело полностью исчерпало свой потенциал. Он посылает сигналы в виде ощущения усталости или боли, так как «думает», что, перейдя определённый порог усилий, наше тело подвергнется опасности. Однако профессиональные спортсмены знают из своего опыта, что они могут проигнорировать предупреждающие сигналы и ехать за пределами болевого порога, чтобы финишировать ещё быстрее.

    Всё это означает, что хорошая психологическая подготовка так же важна для успеха на соревнованиях, как и физическая форма. Проиллюстрируем это на одном примере. Как-то проводилась «жаркая гонка» на велосипедах. При этом спортсмены, которым сообщили, что температура воздуха была ниже, чем на самом деле, ехали быстрее тех, кто знал настоящую температуру.

    Современные исследования по спортивной психологии говорят также и о важности индивидуального подбора музыки, которую спортсмены слушают во время тренировок. Музыка ассоциируется с определёнными эмоциональными состояниями и при правильном подборе способна помочь спортсмену показать максимум своих возможностей во время соревнований.


    Фото: Digital Vision/Getty Images

Сегодня, несмотря на развитие автомобильного транспорта, велосипеды пользуются огромной популярностью. Кто-то ежедневно садится на велосипед, чтобы добраться на учёбу или на работу, другие же используют велосипед для прогулок по выходным. При этом мало кто задумывается, что изобретение велосипеда имеет интересную историю и с ним связано множество любопытных и забавных фактов.

1. С чего всё начиналось


Впервые велосипеды были представлены в 1800-х годах в Европе, сегодня было произведено уже более 1 миллиарда велосипедов. Это вдвое больше, чем количество автомобилей, которые когда-либо были изготовлены. Во многих частях мира велосипеды являются основным видом транспорта.

2. Дрезина - предтеча велосипеда


Предшественником велосипеда была дрезина - по сути велосипед без педалей, для езды на которой человеку требовалось отталкиваться ногами от земли. Дрезина впервые появилась в Германии и Франции в 1817 году.

3. Первые шаги


После этого французы Пьер Мишо и Пьер Лаллемен решили оснастить дрезину коленчатым приводом и педалями. Именно данное устройство впервые стало известно, как велосипед.

4. Дробильщики костей


Первые велосипеды прозвали «дробильщиками костей». Они получили это прозвище, потому что ездить на них было очень неудобно. Чтобы примерно понять ощущения, стоит представить, каково прокатиться верхом на раме из кованого железа с деревянными колесами и шинами из железа.

5. Знак на месте первого ДТП


Примерно в это же время шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан совершил то, что было названо самым первым ДТП на велосипеде - он сбил маленькую девочку (за это его оштрафовали на 5 шиллингов). Макмиллан также утверждал, что именно он изобрел первый велосипед.

6. Пенни-фартинг


Тем не менее, первым настоящим велосипедом стал «пенни-фартинг». Он по сути был доработанной французской дрезиной. Как правило, у этих устройств передние колеса были намного более крупными, чем задние. Поскольку педали крепились непосредственно к переднему колесу, производители велосипедов поняли, что чем больше они сделают это колесо, тем дальше можно проехать с каждым вращение педали.

7. Рождение велоспорта


Введение пенни-фартинга совпало с рождением велоспорта как вида спорта. В 1880-е годы, пенни-фартинги были вытеснены так называемыми «безопасными велосипедами».

8. От опасного велосипеда к безопасному

Чтобы догадаться о том, почему новый велосипед был назван безопасным, стоит просто взглянуть на него - переднее колесо уже не было столь же опасно огромным. Причиной этого было развитие цепного привода. Теперь ведущим колесом было заднее, а переднее служило для управления.

9. Лигерады


Велосипеды мало изменились в течение прошлого века, хотя больше они и не называются «безопасными». Сегодня шаблону «безопасного велосипеда» не отвечают разве что лигерады, в которых человек полулежит в сиденье.

10. Мощеные дороги


Наверняка многие думают, что мощеные дороги появились только с появлением автомобилей. На самом деле их начали делать, поскольку все ездили на велосипедах.

Само слово «Велосипед», появился в 1860 году, во Франции, Пьер Мишо (человек, придумавший термин "велосипед") хотел подобрать такое слово, чтобы оно определило транспортное средство на двух колесах с простым механическим приводом. На французском слово звучит – BICYCLETTE (Би Секлетте).

Прототип велосипеда сконструировал и запатентовал немецкий барон Карл фон Дрез в 1818 году. У этого механизма была деревянная рама, металлические колёса и руль, но не было педалей - чтобы он двигался, нужно было отталкиваться ногами от земли. Фамилия изобретателя в названии велосипеда не закрепилась, зато дала название дрезине - устройству для передвижения по рельсам с механической тягой.

В 1839-1840 годах изобретение было усовершенствовано. Шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к нему педали. Заднее колесо прикреплялось в педали металлическими стержнями, педаль толкала колесо, велосипедист находился между передним и задним колесом и управлял велосипедом с помощью руля, который в свою очередь был прикреплен к переднему колесу.

Несколько лет спустя английским инженером Томпсоном были запатентованы надувные шины для велосипеда. Однако шины были технически несовершенны и не получили распространения в то время. Массовый выпуск велосипедов с педалями был начат в 1867 году.

Сначала велосипеды имели непропорционально большое переднее колесо с педальным приводом и маленькое заднее для поддержки, ездить на таких гигантах было довольно сложно, а падать высоко.

На один автомобиль в Китае приходится 250 велосипедов. Половина всех поездок в Китае осуществляется на велосипедах. В городах Дании, Германии и Голландии - 30% поездок. 15% работающих японцев ездят на работу на велосипеде. При поездке через Пекин на расстояние до 6 километров быстрее воспользоваться велосипедом, чем метро или автобусом.

Томас Стивенс является первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде в 1884-87 годах и было уникально по своей сложности. Во-первых, оно было совершено на велосипеде еще старой конструкции - с огромным передним колесом. К тому же, тогда у велосипедов еще не было шин.

Прототип современного горного велосипеда появился в 1977 году. . На сегодняшний день существует огромное количество марок и разновидностей велосипедов. Горный велосипед - это универсальное транспортное средство, которое справится с любой задачей, которую вы перед ним поставите. А купить недорогой горный велосипед вы сможете в розничном либо интернет-магазине СпортСаммит.

Самая старая и одна из самых изнурительных в истории велогонок - это марафон Париж-Брест-Париж. Его протяженность - 1200 км. Он проводится до сих пор.

Объем легких велогонщиков велик не только по сравнению с обычными людьми, но и по сравнению с профессиональными спортсменами: 8 литров при среднем показателе 6 литров. Кровообращение позволяет велогонщикам прокачивать по организму до 7 литров кислорода в минуту вместо 3-4 л у обычных людей.

Мировой рекорд скорости на велосипеде принадлежит Олимпийскому победителю Джону Ховарду. В 1985 он достиг 245,08 км/ч (152.2 мили в час), ехав на велосипеде.

Богатые англичане в 2,5 раза больше ездят на велосипеде, чем бедные. Бедняки предпочитают общественный транспорт либо свой автомобиль.

В немецком Фрайбурге есть престижный жилой район Фаубан, в котором полностью запрещены автомобили, однако недвижимость здесь пользуется большим спросом. На границе района есть специальные гаражи, где можно оставлять машины, а внутри жители передвигаются пешком или на велосипедах.

Самые дорогие велосипеды изготавливает фирма Aurumania. Они продают велосипеды, покрытые 24-каратовым золотом и 600 кристаллами Сваровски. Этот золотой велосипед "Crystal Edition" является эксклюзивным и изготовлен всего в 10 экземплярах. Стоимость этого транспортного средства оценивается в 100 000 долларов.

На заводе Мерседес-Бенц в немецком Зиндельфингене рабочие передвигаются по территории завода на велосипедах. У каждого отдела - велосипеды своего цвета.

У самого маленького в мире взрослого велосипеда колеса сделаны из серебряных долларов. У кого есть фотография прошу разместить в комментариях.

Ранние модели были несовершенны и их называли «трясучками костей». Для устранения дефекта пришлось оборудовать велосипеды литыми резиновыми шинами.

В Японии к детям слова «плохой» и «нехороший» не применяются. Там на стоянках для велосипедов, находящихся рядом со школами, можно увидеть две таблички. На одной изображены несколько аккуратно стоящих велосипедов и надпись: «Так ставят велосипеды хорошие дети». На другой табличке можно увидеть пару небрежно брошенных велосипедов и другую надпись: «Так хорошие дети велосипеды не ставят».

В 1800 году за катание на велосипеде можно было получить наказание в виде битья розгами, а сегодня с помощью велосипеда можно стать миллионером. Как изменялась история двухколесного транспорта с момента его создания, какие интересные факты мы знаем о велоспорте, какие рекорды были установлены с использованием велосипеда – об этом всем в сегодняшнем материале Мы все видели двухместные велосипеды – они очень популярны для фотосессий молодоженов и для тренировки командного духа в паре – «ты – крути педали, а я буду рулить». Но вот датчане решили не ограничиваться парным велосипедным катанием и сконструировали велосипед на целых 35 мест. На этом интересном экземпляре очень любят фотографироваться выпускники.
В России тоже есть интересный велосипед – деревянный. Березу, клен и можжевельник использовал для производства кузнец из Горьковской области В.И. Коротышов. Только шестеренки и цепь пришлось-таки выковать из железа. На таком деревянном транспорте мастер ездит уже много лет.
Еще один удивительный экземпляр – велосипед размером с ладонь. Клоуну из Цюриха жизненно необходим был велосипед, который бы помещался в карман. После долгих стараний, он был изобретен. В сложенном виде его длина – 14 сантиметров. Максимальная скорость, которая была зафиксирована на велосипеде – 222 км/ч. Этого показателя в 1975 году добился 29-летний американский доктор А. Эбот. Но, оказывается, рекордной может быть не только скорость, но и время «простоя» - в этом непобедимым остается японец Мицухито – он смог продержать равновесие без движения на велосипеде почти пять с половиной часов. Велоспорт всегда входил в программу олимпийских игр, менялись только условия гонок. В одни времена это были только гонки на треке, в другие – только по шоссе. Сейчас же в игры входят как индивидуальные, так и командные состязания, на короткие и на длинные дистанции. Совершенствуются велосипеды и велосипедисты. Растет скорость и выносливость спортсменов, поэтому можно с уверенностью заявить, что количество рекордов будет только увеличиваться.

Выражение «изобрести велосипед» означает «пытаться изменить нечто настолько идеальное, что оно не нуждается в каких-либо улучшениях». А вот кто на самом деле его изобрел, история умалчивает. Это транспортное средство не связывают с именем конкретного человека, как, например, радио – с Поповым или телефон – с Беллом. Чертежи устройства, похожого механизма, сделал еще Леонардо да Винчи.

  • Профессиональный велосипедист Дэнни МакАскилла в потрясающем красивом ролике «The Ridge».

Первый близкий к современному механизму на двух колесах прототип сконструировал и запатентовал немец Карл фон Дрез. Ездить на этом велосипеде, изобретенном еще в 1817 году, было настоящим мучением. Средство передвижения снабжалось деревянной рамой, но самое главное – у него отсутствовали педали. Ездок садился на седло и отталкивался от земли ногами. Неудивительно, что его обувь уже через некоторое время приходила в негодность…

Впоследствии многие изобретатели улучшали эту конструкцию. Педали ей подарил шотландец К. Макмиллан. Англичанин Томпсон снабдил велосипед резиновыми надувными шинами. А конструктор Ровер добавил к механизму цепь с задним приводом, намного обезопасив велосипед.

Первые велосипеды не знали, что такое резиновые шины, и поездка на них превращалась в сплошную тряску. А еще они очень комично выглядели: их колеса разительно отличались по размеру: например, переднее было гигантским, а заднее по сравнению с ним — карликовым.

Первая кругосветка на велосипеде была совершена как раз в те времена, когда устройство еще выпускалось без резины на колесах и с неодинаковыми колесами. Хорошо хоть педали в то время у него уже были. Длилось путешествие три года.

В последнем десятилетии позапрошлого века они наконец-то обрели знакомый нам облик: у них появились одинаковые колеса и цепной привод. Начался настоящий бум. Эти средства передвижения стали настолько популярны, что диктовали свои условия даже моде: дизайнеры стремились создавать одежду более легкой и удобной для поездки.

В мире существуют велосипедные державы и целые велосипедные города. Например, в КНР на одного автомобилиста приходятся 250 велосипедистов. Многие европейские страны убеждают своих граждан пересаживаться с авто на велосипеды. В Германии и, в частности, в Гамбурге почти треть населения страны добирается на работу, крутя педали. Еще один немецкий город – Фрайбург – известен тем, что по улицам одного из его районов — Фаубана — запрещено ездить на автомобилях.

Сегодня на смену механическому велосипеду всё чаще приходит электрический. По скорости это транспортное средство мало в чем уступает мотоциклу или автомобилю: на нем можно разогнаться до ста км/ч.

Люди, профессионально занимающиеся велогонками, имеют больший объем легких, чем другие спортсмены: восемь литров при норме шесть.

Количество выпущенных в мире велосипедов вдвое превышает производимые автомобили мотоциклы вместе взятые.

Велосипеды элитной категории выпускаются фирмой Aurumania. Это действительно роскошь, а не только средство передвижения. На каждую из машин нанесен слой золота ценностью в 24 карата , а в конструкцию вмонтировано 600 кристаллов Сваровски. Такой «жерибец» класса люкс называется «Crystal Edition», и в мире существует всего 10 его экземпляров.