Интервью ELLE: Анна Нетребко. – А когда и как вы поняли, что Тиша аутист? А скажи, ты от платьев как-то избавляешься? У тебя, наверное, огромное количество концертных нарядов. Или они все нужны

новости США по-русски


Читать полностью > > >

Анна Нетребко: «Я – русская. Но, пожалуй, русская интернациональная»

Анна Нетребко: «Я красавицей себя не считаю, хотя за границей мне говорят, что я даже очень ничего.» Фото: Christoph Ruttger

Излишняя болтливость не только не украшает, но и создает проблемы: стоя с букетом у главного входа в миланскую Ла Скалу, я не делал особого секрета из того, что ожидаю . Жители северной столицы Италии и многочисленные туристы, заразившиеся итальянской экспрессией и в изобилии сновавшие по прилегающей к знаменитому оперному театру площади, то и дело спрашивали - с кем у меня предстоит свидание. И в какой-то момент, когда оперная дива уже подошла к знаменитым колоннам, я ощутил себя ефрейтором Костей Збруевым из популярного советского фильма, потерявшего в толпе почитателей одну из своих потенциальных невест, актрису по профессии: сотни людей окружили Нетребко, стали аплодировать ей, просить автографы. Но, судя по всему, певица, направлявшаяся в тот день на генеральную репетицию «Дон Жуана» в постановке маэстро Даниэля Баренбойма, неплохо ориентируется в хитросплетении улочек центра Милана: вырвавшись из столпотворения, цокая каблучками, она быстро скрылась в одном из переулков. В итоге, мы оказались в одном из маленьких кафе, где, как оказалось, пристрастия синьоры Анны, свободно говорящей на итальянском, официанты прекрасно знали - черный кофе определенного сорта. «Вообще-то я больше люблю один из сортов кофе, который продают на развес в американском «Старбаксе». - призналась она, - Когда приезжаю в Нью-Йорк, первым делом покупаю пакетик-другой и варю дома».


Фото: Felix Broede/DG

Анна, вы, покорившая лучшие оперные сцены мира, должно быть, без особого пиетета и особого волнения готовитесь к выступлению в Ла Скала?
Ну что вы! Ла Скала - один из лучших оперных театров в мире. Да, многое в его своеобразной внутренней политике изменилось. Например, певцы не обязательно должны быть итальянцами, даже наоборот - чем больше иностранцев, тем лучше. Кстати, все больше русских. Лично я привыкла к интернациональным составам трупп. Все так же Ла Скала остается амбициозной. Быть может, и за счет своих размеров, ведь она по площади больше того же Большого театра - и сцена огромней, и зал вместительнее, плюс, сложная акустика - не всякий голос здесь прозвучит. Только обладатель хорошего голоса, идеальной вокальной техники сможет сделать так, чтобы его, стоящего на сцене, услышали в этом зале.

Некоторые российские поп-звезды, наверняка, с удивлением посмотрят на вас и предложат решить все возможные на сцене проблемы при помощи фонограммы…
В оперном мире под фонограмму никто не поет. Опера - это опера. Мы и микрофонами-то почти не пользуемся, только при выступлениях в суперогромных залах или на открытом воздухе.

Почему в России мало выступаете?
К моему сожалению. Просто это сложно организовать. В России в почете концерты, которые организуются, как правило, в последний момент. А вот как здесь, в Ла Скала масштабная постановка пока невозможна ни в Москве ни в Санкт-Петербурге. И Большой, и Мариинский - театры репертуарные, все репертуарные планы уже давно известны, детали отработаны, одна репетиция - и выход на сцену. А так, чтобы совсем новое, что никогда еще не ставилось в России, - «Манон», «Анна Болейн» - увы, ни в планах, ни на афишах.

В Италию вы прилетели из Нью-Йорка, где выступали в «Метрополитен-опера». Как принял вас Город Большого Яблока в этот раз?
В Нью-Йорке, как в Милане, считают за честь выступить самые лучшие певцы и музыканты. На мой взгляд, «Метрополитен-опера» - одна из лучших в мире оперных сцен. Да, там крутятся большие деньги, что дает возможность ставить роскошные и грандиозные спектакли.

Русский Нью-Йорк многообразен. Ваша персона стала там своеобразным противовесом нашумевшему было, но быстро почившему в бозе реалити-шоу . Противники этой телепрограммы говорили: русский Нью-Йорк - это совсем не накачанные силиконом девицы с Брайтон-бич, это еще и Анна Нетребко…
Да, я - русская. Но, пожалуй, русская интернациональная. Кстати, ни разу не была на Брайтоне. Очень хочу туда поехать и наесться до отвала тамошних знаменитых пирожков. И икры баклажанной купить. В Нью-Йорке я часто устраиваю вечера русской кухни - сама готовлю, и все мои друзья сходят с ума, облизывая пальцы. Что готовлю? Кубанский борщ. Не со свеклой, а со всем остальным! Салат «оливье», конечно, блинчики с мясом, котлетки. Я очень люблю готовить. В марте-апреле опять буду в Нью-Йорке, друзья уже ждут. И я жду приезда в Нью-Йорк, который обожаю.


Анна Нетребко раздает афтографы у входа миланского оперного театра Ла Скала. Декабрь 2011г. Фото с сайта anna-netrebko.blogspot.com

От недвижимости в Нью-Йорке почему избавились?
От какой? Первую свою квартиру я купила на Манхэттене давно, у какого-то китайца. Потом вышла замуж, родился сын, грянул кризис. Такое вот стечение обстоятельств - и я купила квартиру большей площади, продав первую. Живу на той же улице, на Вест-сайде, на 32 этаже нового дома

Какие подарки получили к Новому году?
О, подарки! Я их очень люблю! И всегда прошу мужа, чтобы подарков на праздник было много, чтобы они были небольшого размера, непременно завернуты в подарочную бумагу. И вот когда получаю их, то как ребенок с удовольствием и затаенным дыханием распаковываю одну коробочку за другой. Пол у новогодней елки у нас дома всегда завален подарками, которые мы дарим друг другу, и мы часами можем сидеть всей семьей на полу и наслаждаться процессом обретения очередного сюрприза.

Еще одним подарком друг другу станут наши совместные с Эрвином выступления. Пока таких концертов запланировано несколько, да и вряд ли их будет много, поскольку мы с самого начала с опаской относились к такому семейному подряду, дабы никто не говорил - вот, мол, протаскивают друг за счет друга…


Ваш супруг Эрвин Шротт - уругваец, вы - русская, а ваш сын?
Пока что у нас небольшая конфузия в плане лингвистики: первый язык у Тьяго Аруа сейчас - русский. Не в последнюю очередь за счет того, что именно я и русская няня, а не много гастролирующий папа, проводим с ним много времени. На русском языке у него есть любимый стишок: «Как у котика усы удивительной красы…». Конечно, когда сын пойдет в школу, то приоритет перейдет к английскому. А пока считает до десяти на трех языках, точнее, уже на четырех - немецкий прибавился.

Дома, как и на сцене, предпочитаете исполнять главную партию?
Ни дома, ни на сцене у меня нет никаких проблем, чтобы делиться с кем-то. Уже хотя бы потому, что свое я все равно возьму. А если не возьму, значит, не дано. Философски подхожу к этому вопросу. Тем людям, которые хотят безраздельно царить и царствовать, живется трудно, поскольку в жизни так не бывает. Такая ли я? Я не такая… Взять, например, «Дон Жуана» в постановке Баренбойма. Это ансамблевая опера, у меня не главная партия - там шесть главных персонажей. И ничего - делимся. Только вот не цветами от зрителей. Просто потому, что цветы дарят лишь в России, в остальных странах такой традиции нет. Мне вообще работать в коллективе или в дуэте интересней, ведь происходит не только обмен опытом, но еще и взаимообмен энергией.

Другие предложения из других сфер искусства - кино, театра, эстрады - рассматриваете?
И кино, и театр - это другой мир, другая профессия. Хотя, если бы какой-то кинорежиссер учел мой опыт работы на оперной сцене и попробовал бы перенести его на киноэкран, то, пожалуй, я бы подумала… Эстрада? Нет, после оперы петь на эстрадной сцене мне неинтересно. Да, я спела дуэтом с Филиппом Киркоровым. У нас с ним прекрасные отношения, мы часто перезваниваемся, он вечно пытается меня куда-нибудь вытащить, снова спеть, но из-за напряженного гастрольного графика пока не получается.

Участие в различных постановках обеспечивает вам перенос из одного времени в другое. В какой эпохе вам хотелось бы задержаться?
Когда я была маленькой, то хотела жить во времена трех мушкетеров. Наверное, и это тоже предопределило выбор моей профессии. Да, мне не нужна машина времени: чуть ли не каждый день я в новом костюме, в новых декорациях, в новой эпохе. А концерты дают возможность появляться на сцене еще и в дизайнерских нарядах. Самый запомнившийся концерт - выступление в немецком Баден-Бадене, в 2007 году. Тогда я не только спела, но и, сбросив туфли, станцевала. Прошло уже столько лет, а на каждом концерте - вижу по глазам - от меня все ждут, чтобы я повторила этот номер снова…

Вставить в блог

Скопируйте код для вставки в свой блог:

новости США по-русски

Анна Нетребко: «Я – русская. Но, пожалуй, русская интернациональная»

Анна Нетребко, покорившая лучшие оперные сцены мира, в свободное время учит сына русскому языку и балует друзей Кубанским борщем и блинчиками с мясом
Читать полностью > > >

«Идемте ко мне», - предлагает «миллионерша». Мы встречаемся у служебного входа Мариинского театра: только что мимо пронесся Валерий Гергиев весь в черном - в окружении такой же мрачной свиты и окутанный восхитительным ароматом то ли парфюма, то ли денег. Он тоже входит в список миллионеров «от классической музыки». Но, в конечном счете, дело не в деньгах. Оперный мир - высший свет, куда попасть суждено далеко не каждому. «Я сегодня зачем-то снова надела туфли имени святой инквизиции, - показывает Нетребко на бархатные, украшенные причудливой вышивкой босоножки на умопомрачительно высоком каблуке. - Могу дойти только до дома. Но не беспокойтесь - здесь от театра два шага». На Нетребко укороченные голубые брюки, шелковый топ в мелкий цветочек и длинные белые бусы.

Новая, огромная, роскошно декорированная квартира. «Симоне, мой бойфренд», - представляет она черноволосого симпатичного молодого человека (с итальянским оперным басом Симоне Альбергини Анна познакомилась в Национальном оперном театре в Вашингтоне - они пели в «Риголетто»). Мне наливают чашку ароматного чаю и предлагают вазу с шоколадными конфетами. Все конфеты исключительно русские: «Белочка», «Мишка косолапый», «Красная Шапочка».

ELLE Сопрано - это чувственность, страсть. Отсюда столько мифов и легенд о примадоннах, их капризах, бесконечных увлечениях.

АННА НЕТРЕБКО (разворачивает шоколадную конфету). Не знаю... Может быть, в этом разделении по голосам доля истины есть. У меня, например, лирическое сопрано с колоратурой. Какой я должна быть?

ELLE Взрывной, темпераментной...

А. Н. С темпераментом у меня, слава богу, все в порядке. Но я не взрывная. Да, я очень живая, энергичная, но все идет в первую очередь от моих южных корней. Меня эмоции на сцене действительно переполняют и в какой-то момент захлестывают. В жизни я способна на взбалмошные поступки, но вот чтобы туфлей швырнуть в костюмершу - такого со мной произойти не может. Я ни разу в жизни не обидела того, кто мне помогает.

ELLE Может быть, поэтому ваша пресс-служба так настойчиво просит не сравнивать Вас с Каллас - скандалисткой всех времен и народов.

А. Н. А кто любит, когда его с кем-нибудь сравнивают? Зачем меня сравнивать? Я сама по себе. Я отличаюсь от других. От Каллас, например, что не мешает мне восхищаться ею как певицей и женщиной.

ELLE Сто раз написано, что ваша карьера напоминает сценарий фильма про девушку из небольшого городка, молниеносно ставшую мировой знаменитостью.

А. Н. Думаю, все понеслось с космической скоростью после моего выступления в Зальцбурге в августе 2002 года. Я пела донну Анну в опере «Дон Жуан». Признаюсь, я даже не отдавала себе отчета, что происходит, - пела себе и пела, хотя вокруг были звезды мирового класса. А потом вдруг началась страшная шумиха и ажиотаж вокруг - крупнейшие те- атры мира стали предлагать контракты на фантастических условиях. Они даже спрашивали, что я хочу спеть, и были готовы «под меня» сформировать репертуар...

Это наша третья встреча с Анной Нетребко. В 2002 году, за несколько месяцев до поездки на фестивать в Зальцбург, с которого она вернулась настоящей звездой, мы сидели в гримерной Мариинского театра и разговаривали. Она рассказывала о своей дружной семье, которая осталась на Кубани: мама - инженер телефонной связи, папа - геолог. О том, как приехала в Питер учиться на артистку оперетты, но потом, побывав в опере, поняла, что не существует ничего равного по силе воздействия на человека, и влюбилась в нее на всю жизнь. Анна вспоминала о своем первом серьезном романе, который случился у нее в 22 года, но, увы, с женатым человеком. Победа на конкурсе им. Глинки открыла ей двери в мир большой музыки, но Анна признавалась, что много денег уходит на занятия с лучшими педагогами мира, что необходимо тщательно одеваться и не совершать досадных промашек. Поведала мне главное правило: туфли должны быть непременно новыми, не дай бог, стоптанными.

Поздней осенью 2002 года она окликнула меня в Мраморном дворце на вечеринке ELLE, поблагодарила за статью. Мы подкрашивали губы у зеркала, а я и не подозревала, что «машина запущена» - брэнд под названием ANNA NETREBCO набирает мощь. За прошедшие с тех пор три года она превратилась в настоящую звезду - мир охватила « нетребкомания». Этой весной с огромным успехом прошли выступления Нетребко в Лондоне. В Ковент-Гарден она пела в «Риголетто». Говорят, администрация опасалась, что публика от восторга разнесет театр. Подогревало ажиотаж и то, что на афише висела огромная, во весь рост, фотография Анны из знаменитой серии «Оперная сцена мира» ну в очень короткой юбке. В августе в Зальцбурге Анна Нетребко исполняла «Травиату». Когда в мае я решила купить билет и зашла на сайт театра, то в продаже уже не было ни одного билета, а на листе ожидания томились 20 000 ее поклонников.

Из кухни доносится чуть горьковатый аромат свежесваренного кофе. Уже немного освоившись, я устраиваюсь поудобнее на мягком диване и спрашиваю: «Аня, а где Ваш дом?» Она делает совсем нетеатральный жест: «Вот он. Приехала на неделю. Потом снова уеду на два месяца. Мало здесь бываю. Жаль. Я так старалась сделать свой дом красивым. Мне помогала по- друга Катя. Я никого не приглашала, никаких художников, сама придумала весь дизайн, а Катя все контролировала. Хотите посмотреть?»

Театральные люди делятся на тех, кто устал от излишней пышности, и тех, кто и дома стремится окружить себя дворцовым декором. Квартира Анны Нетребко - нечто очень гармоничное. Светлого дерева кухня, откуда доносятся аппетитные итальянские запахи. Роскошные люстры. Шоколадно-коричневый пол в гостиной удачно контрастирует с белоснежным дива- ном. Массивный приземистый стол, на котором навалено немыслимое количество журналов со статьями об оперной звезде. Очень красиво, в восточном стиле, выполнена гостевая комната. «Шторы я везла из-за границы, как, впрочем, и большую часть вещей, которые вы здесь видите. В магазине были потрясены, узнав, что я покупаю эту расшитую бисером ткань на шторы. А мне нравится!» Она проводит меня в бежевую, с коричневым, японского стиля ванную комнату. «Это мое самое любимое место. Здесь я думаю, расслабляюсь...» По ходу экскурсии Аня договаривается с Симоне, что после интервью они пойдут гулять по Питеру. Итальянец исчезает. «А Ваш бойфренд - тот же, что был три года назад?» - спрашиваю я шепотом.

Из соседней комнаты, как по заказу, доносятся оперные рулады.

А. Н. (хохочет). Конечно! Симоне, прекрати! Мы вместе уже пять с половиной лет. Да, долго. Сложно ли рядом двум певцам? У нас, слава богу, нет творческого соревнования. Симоне очень радуется моим успехам и поддерживает меня. Но, как мужчина, ревнив. Он же итальянец. А я стараюсь не давать повода.

ELLE Ага, стараетесь! Никогда не забуду, как смотрели на Вас мужчины, когда Вы шествовали по красной кремлевской дорожке получать Государственую премию из рук Владимира Путина. Отлично сидящий шикарный костюм и... открытые босоножки .

А. Н. Я надела самый скромный костюм от D&G, который только смогла отыскать в своем гардеробе. Но ведь было ужасно жарко! И я выбрала открытые туфли. Мне потом говорили: «Ты почему не надела колготки, как положено по этикету?» А я вообще не ношу колготок, тем более летом.

ELLE Как вам наш президент?

А. Н. Я его уже знала. Он был на премьере «Войны и мира», на концерте, посвященном 300-летию Петербурга. Очень приятный в общении человек с замечательным чувством юмора. И так здорово, что он любит и поддерживает искусство.

ELLE При первой встрече Вы уверяли меня, что женщина должна сама покупать себе бриллианты. Не изменили своего мнения?

А. Н. Сама должна, сама, все равно никто ничего не подарит! Но мне и не надо, чтобы дарили, потому что иначе будешь чувствовать себя обязанной, а я этого не люблю. Я лучше сама себе куплю. Хотя вот совсем недавно Симоне подарил мне потрясающие жемчужины от Микимото. Было очень приятно. Теперь у меня есть жемчужины. Нет, не эти (хохочет и крутит огромные бусины, обтянутые белой хлопковой тканью). Эти я в Лондоне купила. Все ужасаются: «Какой кошмар!» А мне нравятся.

ELLE От страсти к нарядам не излечились?

А. Н. О нет! Наоборот - она приобрела невиданные масштабы. Половина квартиры - огромные шкафы, в которые я пытаюсь уместить дикий по объему гардероб. А места нет совсем!

ELLE А какие-то «земные» планы у вас есть: замуж выйти, ребенка родить?

А. Н. У меня есть кольцо - год назад мне предлагали руку и сердце. Но я против замужества. Никогда не была замужем и не хочу. Мне нравится быть свободной, и не нужен этот пресловутый штамп в паспорте. А вдруг что-то другое произойдет в моей жизни, вдруг я влюблюсь?

ELLE А дети?

А. Н. (уверенным тоном деловой женщины). Дети - потом. Сейчас не получается. Жизнь расписана на четыре года вперед. У нас с Симоне была мечта купить дом где-нибудь в Италии. А потом подумали: «Зачем? Мы же никогда там не будем жить, мы все время выступаем». Я так считаю: пока молодая, надо работать. А отдыхать буду потом. И семья потом. Мне кажется, что сейчас уже не принято рано заводить семью. Сначала нужно пожить для себя, заработать капитал, а затем уже думать о детях, потому что это очень ответственно. Разве я хочу, чтобы мой ребенок сидел с няней, а я выступала по всему миру и не видела, как он пошел, как начал говорить? Ничего, у меня еще есть время.

ELLE А какие у вас сейчас самые интересные контракты?

А. Н. В том-то и дело, что они все интересные, я ни от чего не могу отказаться! В ноябре я буду петь в «Метрополитен-опере» в «Риголетто», потом в «Дон Паскуале». Затем в Венской опере «Ромео и Джульетта», чуть позже «Манон» в Лос-Анджелесе... Вот так оно идет и идет - Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Питер...

ELLE Вы общаетесь с огромным количеством людей. «Наши» мужчины чем-то отличаются?

А. Н. Я, признаюсь, с ними практически не общаюсь. Конечно, у меня есть дома друзья, но почему-то я «не в контакте» с русскими мужчинами. Во-первых, я не в их вкусе - они любят блондинок. А во-вторых, я очень много времени провожу за границей и мне там общаться с людьми гораздо комфортнее, нежели в России. Здесь все такие непростые, такие надменные. Все так сложно, что хочется сказать: «Ребята, будьте проще!»

ELLE Существует «оперная мафия»?

А. Н. Я слышала, что существует «голубая» оперная мафия. Действительно, в нашем мире много гомосексуалистов. Но... Любая мафия заканчивается, когда ты выходишь на сцену, потому что по-настоящему важно только одно - успех у публики. Наверное, мафия может продвинуть тебя на один спектакль, но если будет провал, то не спасут никакие деньги, никакое влияние. Важны талант и успех.

ELLE «Нетребко заполонила весь мир» - это первая фраза из уст ваших конкурентов. И вторая: «В консерватории она не выделялась особым дарованием».

А. Н. Мне часто говорили, что у меня голоса нет. И когда сразу после поступления в консерваторию мне друзья сказали: «Ты что, думаешь, у тебя голос хороший? Вот у той девочки - да, голос супер», - я расстроилась ужасно! Но у меня было очень важное качество. Я могла в классе выдать не очень хороший результат, но когда выходила на сцену, то работала гораздо лучше. Быстро «схватить» и применить на сцене перед публикой - я это всегда умела. Думаю, этим качеством обладают все люди, которые смогли чего-то добиться. Знаете, какой вывод я сделала? Никого не слушать. Надо упорно идти своим путем к поставленной цели.

ELLE Из уборщиц в примадонны - этот сюжет будет Вас сопровождать, думаю, всю жизнь.

А. Н. В Америке это любимая история! Я сто раз повторяла: я стала певицей не в тот момент, когда надраивала полы и вдруг подошел Гергиев, а я, опершись на швабру, как запою! Я просто, будучи студенткой первого и второго курса, устроилась в театр уборщицей, чтобы проводить там 24 часа в сутки. На дворе был 1991 год, и вне театра находиться совсем не хотелось - карточки на еду и серые макароны на прилавке.

ELLE О чем Вы мечтаете?

А. Н. О материальном - ни о чем. Дай бог, чтобы было здоровье осуществить все задуманное. А мечтать... Я хочу того, что невозможно. Например, чтобы была жива мама.

ELLE Как заботитесь о своей красоте?

А. Н. (хохочет). Честно? Никак. Выгляжу я ужасно! От бесконечных перелетов волосы выпадают. От грима на лице прыщи. Алкоголь красоты тоже не прибавляет. Шутка. Я пью только сухое вино, белое и красное. И шампанское. Крепкие напитки не употребляю. С красотой все просто. Я стараюсь нормально спать и хорошо питаться. Никаких диет не соблюдаю. Вот купила тренажер. Провела на нем за год минут 15.

ELLE О Вас вышла в Германии книжка.

А. Н. Две. Обе биографии. Я просила этого не делать. Какая биография? Мне всего 33 года! Но издатели не согласились. Кстати, была смешная история с журналистом, который написал одну из этих книг. Я давала ему интервью, и вдруг выходит статья с заголовком: «Я часто пою во сне обнаженной». А дело было вот как. Он меня спросил: «Какие у вас есть страхи?» Я отвечаю: « Нам, оперным певцам, часто снится сон: мы выходим на сцену и вдруг понимаем, что на нас нет одежды! Ужас!» Вдруг я вижу эти слова в заголовке. И теперь у меня «два хита» - то, что я была уборщицей, и то, что я пою обнаженной.

ELLE Вы смело говорите о своем возрасте. Кстати, по японским суевериям, 19 и 33 - самые сложные и переломные годы в жизни женщины.

А. Н. Значит, будем ждать перелома. Но я никогда не была так счастлива, как сейчас. Обожаю свой возраст! Все интересно! Столько возможностей!

ELLE Я видела ваше фото в «Нью-Йорк таймс» - ослепительная улыбка, смелое декольте и роскошная белая шуба, небрежно наброшенная на плечи.

А. Н. «Что она носит» - есть такая рубрика в «Нью-Йорк таймс». Меня сфотографировали в оперном театре, поэтому я вся такая нарядная - туфли «имени святой инквизиции», только что купленное платье от D&G и меховое пальто от Louis Vuitton из меха белой шиншиллы. Очень красивое! Сейчас покажу!

Она вернулась, держа в руках что-то волшебно-невесомое - собранную из миллиона меховых кусочков драгоценность. «Немножко она у меня запачкалась», - сказала Аня и нежно про- вела рукой по шелковистому меху. Я вдруг вспомнила, что у Каллас тоже была знаменитая шуба из шиншиллы, только из обычной, пепельно-серой.

А «под занавес» Анна Нетребко показала свою спальню. Мы прошли через холл, освещенный тремя коваными светильниками. Аня распахнула дверь и извинилась: «Не обращайте внимания, здесь все разбросано, чемоданы то распаковываю, то снова собираю». Посреди комнаты, выдержанной в лилово-сиреневых тонах, возвышалась огромная кровать с воздушным балдахином фиалкового цвета. А на мягком ковре валялось несколько пар вечерних туфель. Новых, нестоптанных. Все, как и должно быть у настоящей примадонны.

“Мне нравится быть женой”. Фото – www.globallookpress.com

«Для своего возраста я выгляжу замечательно. Худеть не собираюсь, толстеть тоже»,

– призналась мировая звезда оперы.

«Сущий кошмар!»

— Анна, мировые таблоиды с удовольствием смаковали подробности вашей свадьбы. А ведь сегодня на Западе очень распространены «свободные семьи», «мужья по выходным» и т. д. Для вас официальная регистрация брака была важна?

— Конечно! Мне очень нравится быть женой, мой статус и то, что у меня есть муж. Тем более азербайджанские мужья – одни из самых лучших в мире. Для азербайджанского мужчины семья – это всегда важнейшая вещь в жизни. Я уверена в Юсифе – он очень надёжный. Поэтому утверждаю: лучше быть замужем, чем нет! (Смеётся.) Хотя сама свадьба для меня была сущим кошмаром.

– Ого, ничего себе заявление… Свадьба во дворце – кошмар?!

– Да-да! Мы всё вроде предусмотрели… и забыли про парикмахершу. Буквально за час до церемонии я в истерике, на голове – взрыв на макаронной фабрике. Стою посередине комнаты и ору: «Кто будет невесту делать?» В результате сама каким-то образом накляпала себе что-то на голове. Несчастную тиару за 2 млн долларов мне как-то прикрепили, но она всё равно набок съехала. В общем, вот так всё было на самом деле.


Свадьба Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Фото – www.globallookpress.com

А сама свадьба пролетела в один момент. Помню, в карете ехали. Друзья сказали, что красиво было. Ещё, как только мы сели за стол, Филипп сказал: “Так, я пошёл петь!” Благодарность Киркорову огромная! Все утанцевались.

А мне со съехавшей короной было уже не до фотографий и вообще ни до чего. Я только доползла до стола, не поевши, не попивши, и говорю: «А можно я домой пойду?» И мы ушли, жених с невестой. Просто приползли на карачках на кровать – ни о какой брачной ночи речи быть уже не могло – и легли спать. А утром проснулись – и ну удивляться: «А где же все фотографии с гостями, с родственниками?» (Хохочет.)

– Елена Образцова рассказала «АиФ»: когда оперой дирижировал её муж Альгис Жюрайтис, весь зал заряжался их любовью. А что вы чувствуете, когда находитесь с Юсифом на сцене?

– Юсиф – великолепный певец. У него и энергетика потрясающая. Но на сцене мы прежде всего именно творческие партнёры.

«Миллионов нет!»

– Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов – мировые оперные звёзды. Интересно, как в такой семье решаются денежные вопросы?

– С тех пор как у меня появился муж, дела наладились. У меня есть, естественно, и банкир, и специальные люди, которые занимаются моими финансами, но всё равно они иногда мне говорят: «Аня, ты столько потратила!» Иногда даже больше, чем заработала. Поэтому надо как-то регулировать этот вопрос.

Ну, теперь Юсиф денежные дела ведёт – он в этом плане молодец. Потому что, конечно, моя голова совершенно не устроена для решения финансовых вопросов.

А раз уж вы спросили про день­ги… Не знаю, откуда берутся слухи о наших сумасшедших гонорарах в опере. Кто-то написал, что у меня миллионы. Может, они взяли количество проданных дисков? Их действительно около 4 млн продалось, но это не значит, что у меня такой годовой заработок или месячный.

На самом деле при такой профессии зарабатываем мы прилично. Но я плачу огромное количество налогов – почти 50%. Плюс я должна оплачивать и квартиры, и содержать тех людей, которые на меня работают. Кстати, обе мои квартиры – и в Нью-Йорке, и в Вене – куплены в ипотеку. Заём в банке должна буду отдавать ещё 20 лет. Вот вам, пожалуйста, реальная ситуация!

– Есть что-то такое, на что вам денег никогда не жалко? Бриллианты, наряды?

– Украшения неактуальны – у меня контракт с одной всемирно знаменитой ювелирной фирмой, они мне дают драгоценности напрокат. Спасибо им за это. Какие-то дизайнеры тоже делают мне подарки и шьют платья, но это бывает не всегда.


Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов и Тьяго. Фото – www.globallookpress.com

Естественно, гардероб мне приходится оплачивать самой. Я надела платье один раз, его показали на весь мир, и больше его надевать уже нельзя. Оно должно повисеть пару лет, чтобы его забыли. А поскольку концертов очень много, мне приходится каждый раз новую одежду себе покупать.

«Всё спрашиваю: почему?»

– Анна, согласитесь: когда женщина с ребёнком выходит замуж, это не совсем простая ситуация. Как мамам правильно себя вести?

– Единственное, что я абсолютно твёрдо знаю: ребёнку ни в коем случае нельзя говорить плохое про настоящего отца, какие бы ни были отношения между родителями. (Нетребко была помолвлена с баритоном из Уругвая Эрвином Шроттом, от которого родила в 2008 г. сына Тьяго Аруа. В ноябре 2013 г. после 6 лет отношений они расстались. – Ред. ) Иначе это будет для него большой травмой.

– Я так поняла, что Юсиф сразу нашёл общий язык с Тьяго?

– Конечно, они хорошо ладят, у них с Тишей прекрасные отношения. Юсиф воспитывает его вместе со мной, есть такие моменты – конечно, мужчина в доме!

– В нашем прошлом интервью вы сказали: «В день спектакля хорошо эмоции копить и меньше болтать». Но ребёнку-то не объяснишь: «Сынок, мне не до тебя, вечером я должна блистать на сцене Метрополитен-опера».

– Тут уж вы либо мама, либо певица – как это ни обидно, но надо уметь разделять эти ипостаси. Иначе ничего не получится. У меня есть целая армия людей – друзья, няня, – которые занимаются ребёнком, когда мне нужно сосредоточиться. А когда не надо думать о работе, я уделяю время сыну. Таким образом, у нас существует баланс.

Тьяго – аутист, учится в специальной школе, но у него и помимо этого есть педагоги. Я вижу очень большой прогресс в его развитии. Он мальчик умный.

У Тиши серьёзный курс обучения, очень разнообразная программа. Хотя график у него разбитый и из-за моей работы: он то учится в школе, то приезжает к нам. Нельзя же постоянно только учиться и маму не видеть.

С другой стороны, нельзя быть постоянно дома и не иметь школьных друзей. Поэтому я создаю такой правильный баланс. Мы много путешествуем. Но я ещё и сына постоянно куда-то вожу – по музеям, в парки погулять. Пока ему только 7 лет, но он очень многим интересуется – машинами, паровозами. Всем, чем должен интересоваться мальчик. Ну и музыка ему тоже нравится, дирижирование.

– Когда узнали, что у Тьяго аутизм, были ли у вас мысли: за что?

– Нет, вопроса «за что?» не было. У меня другой вопрос до сих пор возникает: почему? Я пыталась в своей голове прокрутить всё возможное, отчего такое может быть. Ничего на ум не пришло. У меня в семье все здоровы.

Юсиф Эйвазов, Анна Нетребко и Тьяго. Фото – www.globallookpress.com

Лекарства я не принимала, в самолёте во время беременности не летала, антибиотиков не пила, продукты ем всегда хорошие. Что ещё может быть? Аутизм – это какие-то генетические изменения. Почему они происходят, никто не знает. Почему так много аутистов в мире, остаётся загадкой даже для врачей. Но это факт: таких детей раньше был один на 3000, сейчас один на 150.

– А когда и как вы поняли, что Тиша аутист?

– Очень поздно. Поняла, когда ему было уже 3 года. Но я никак не могла это принять – как и другие мамы, оказавшиеся в подобной ситуации. Как это так? Естественно, шок был, и вообще кошмар, и все дела…

Он не разговаривал – молчал. Вернее, произносил какие-то отдельные слова. Говорят, что аутисты в глаза не смотрят. Неправда, он смотрел в глаза. И улыбался, был абсолютно нормальным. Но бывает такое, что ты к нему обращаешься, а тебя как будто нет для него, он в каком-то своём мире. Он не может рассказать, как дела в школе…

Сначала для меня это был конец света. Но потом я очень быстро собралась и сказала: «Так, ждать некогда, надо быстро действовать». Чем скорее действуешь, тем лучше результат – вот и всё.

Единственное, что я могу сказать маме ребёнка-аутиста: надо найти профессионала, который будет с ним заниматься, причём чем больше часов в неделю, тем лучше. У них есть своя система, игрушки, они заставляют детей играть в какие-то специальные развивающие игры. Мама этого не сумеет, абсолютно точно.

Селёдка и долма

– Помню, вы очень любите селёдку, чёрный хлеб и каждый раз в Москве набираете 3 кг. Когда приезжаете в Азербайджан к родственникам мужа, как справляетесь с кулинарным искушением?

– Я люблю не только селёдку – люблю всё, всякую еду. Азербайджанская кухня очень вкусная, а азербайджанская долма – самая вкусная из всех кавказских: она сделана только из мяса, там нет никакого риса.

А если вы её с утра достанете из холодильника, долма будет ещё вкуснее. Да, конечно, после того как вы покушали два-три раза азербайджанской еды, надо немножечко остановиться. Такая она ядрёная. (Смеётся.)

Еда – это ещё и повод пообщаться. У нас всегда очень много народу в гостях. Поэтому кухни большие в обеих моих заграничных квартирах. И в петербургской большая кухня. Все там собираются, проводят время, готовят, кушают.

А насчёт того, набираешь вес или не набираешь… Я очень довольна тем, как выгляжу в свои 45 лет. Естественно, ты не можешь быть такой, как в 25. Но для своего возраста я выгляжу замечательно. Худеть не собираюсь, толстеть тоже. Мы следим за питанием, но диет не придерживаемся.


«Мы с Юсифом любим вкусно покушать». Фото – www.globallookpress.com

Человек должен есть всё, просто в определённых количествах. Сесть на одни салаты – это глупость, отказаться от мяса – это ерунда, не есть сладкого – тоже глупость. Сахар нужен организму для мозгов и доброты. Хотите съесть торт? Сделайте это в 3-4 часа дня – самый класс.

Естественно, мы с Юсифом любим вкусно покушать – это нормально. Мы здоровые люди, а в здоровом телездоровый дух. И потом при нашей профессии, при наших катастрофических нагрузках и том репертуаре, который мы поём, нам необходима сила физическая. Мы как борцы тяжёлого веса. Нужна энергия.

– А какой композитор больше всего еды требует?

– Вагнер. Он всегда был одним из моих любимейших композиторов, но я никогда не думала, что смогу его исполнять. Однако пару лет назад амбиции взяли верх. Я захотела спеть оперу «Лоэнгрин». В мае была премьера в Дрезденской государственной опере, я исполнила главную партию Эльзы Брабантской. В Германии – святая святых для Вагнера!

Усложнение политических отношений в мире никак не повлияло на реакцию публики – зрители так принимали!.. Это был потрясающий музыкальный выпад. Поэтому на фестивале «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге я решила исполнить эту замечательную постановку в Мариинском театре. Да и маэстро Гергиев оперу «Лоэнгрин» очень хорошо знает.

– Анна, у мифов о сохранении голоса в опере есть какие-то обоснования? Дмитрий Хворостовский рассказывал в интервью «АиФ» анекдот. Оперному певцу по телефону сообщают о будущем спектакле. Он бросает голой любовнице вещи: «Дорогая, извини, у меня через месяц «Травиата».

– Смотря у кого какая голова. Певцы все ненормальные. (Хохочет.) У всех свои тараканы, у кого-то больше, у кого-то меньше. У оперных бывают страшные комплексы. ­Некоторые постоянно болеют перед премьерой. Кто яйца пьёт, кто сексом не занимается, кто голову не моет неделю…

Я знаю тенора, который впадает в истерику: у него в гримёрке целая аптека собрана, миллион каких-то пузырьков, он что-то глотает, пшикает, нюхает. Ему кажется, если этого не сделать, голос тут же пропадёт.

Чем меньше тараканов, тем свободнее голова. Нельзя, чтобы забота о связках превращалась в паранойю. Есть голос – хорошо. Что-то у меня где-то хрипит – ну и что, прокашлялась и пошла петь дальше. Главное – иметь силу воли и справляться с волнением перед спектаклем. У нас ведь каждый раз всё заново. Если вы спели хорошо вчера, это не значит, что вы хорошо споёте завтра.

Звезды мировой оперной сцены народная артистка России Анна Нетребко и заслуженный артист Азербайджанской Республики Юсиф Эйвазов на прошлой неделе впервые выступили с единственным концертом на континентальной части Китая, открыв своим выступлением новый оперный зал в городе Нанкине. О своих впечатлениях от концерта перед китайской публикой, творческих планах на ближайшее будущее, отношениях с Украиной, а также о политической и культурной ситуации в России звездная пара рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости в Пекине Жанне Манукян.

Это ваше первое выступление в Китае? В Пекине раньше не выступали?

Анна Нетребко : Не считая Гонконга, да, это наше первое выступление. Нет, в Пекине не выступали. Они хотели, и мы хотели. И Шанхай тоже хотел, но, к сожалению, не было свободного зала именно в тех датах, которые хотели мы.

Юсиф Эйвазов : Мы планировали в рамках тура, не получилось просто.

А.Н .: Да, не получилось. Ну в другой раз.

Какие у вас впечатления от выступления в этом зале, перед китайской публикой?

А.Н.: Прекрасно! Для нас большая честь — открывать новый зал. Публика в восторге, отзывчивая, теплая!

А.Н .: Реагировали так, было очень хорошо.

Отличается от того, как европейцы реагируют?

А.Н .: Знаете, европейцы тоже хорошо реагируют.

Ю.Э .: Публика везде разная, конечно, но их объединяет одно — они любят музыку. Это самое главное. У всех просто разный темперамент.

А.Н .: Публика везде хорошая. Не могу пожаловаться. Ко мне подходили люди и говорили: мы вас ждали 10 лет!

Не переживали за реакцию китайской публики?

А.Н .: Мы знаем, на что мы идем. Иногда бывает, что публика не знает ту программу, которую мы поем. Они все равно интуитивно понимают. Их обмануть нельзя.

© Фото: центр исполнительского искусства Цзянсу

© Фото: центр исполнительского искусства Цзянсу

А.Н .: Да, конечно! У нас концерт в Москве.

Ю.Э .: Да, конечно, у нас концерт. Во-первых, мы возвращаемся в Большой театр 25-28 января с "Манон Леско". Потом у нас в феврале концерт на сцене Чайковского, и 15 февраля у меня премьера "Пиковой дамы" в Большом театре.

А.Н .: У нас на Красной площади 13 июля большой концерт, приуроченный к Чемпионату мира по футболу. Это будет большой концерт. Пласидо Доминго будет с нами петь. Это будет концерт для четырех голосов.

— Ранее вы не исключали, что можете спеть на церемонии открытия ЧМ по футболу, если вас позовут. С вами связывались по этому поводу?

А.Н .: Нет, у нас так и была договоренность, что мы поем концерт на Красной площади. Это было запланировано давно.

— Недавно вас включили в список украинского сайта "Миротворец", обвинив в пособничестве террористам за вашу помощь Донбасс-Опере. Могли бы вы прокомментировать это?

А.Н .: Я большая молодец, что помогла Донбасской опере. Все. Больше ничего не хочу сказать.

Ю.Э .: Это был потрясающий шаг, потому что люди в Донбасской опере не получали зарплату уже несколько месяцев.

А.Н .: Мы людям дали деньги перед Новым годом. Они были очень счастливы. Я очень горжусь тем, что мы все-таки это сделали.

Ю.Э .: Вы знаете, сколько мы получаем от них приглашений выступить там? Это слава богу, что есть. А те люди, которые хотят так думать, пускай так думают.

Как вы относитесь к тому, что там многих деятелей культуры включают в санкционные списки?

А.Н .: Это все ужасно. У меня у самой украинские корни, у меня очень много друзей-украинцев. Мне очень больно на это смотреть. Я надеюсь, что каким-то образом это разрешится. Сами придумали, сами раздувают это все…

Вы следите за новостями культуры из России?

А.Н .: Стараемся, когда есть время.

Слышали про скандал вокруг фильма "Матильда"?

Ю.Э.: Нет, не слышал.

А.Н : Я что-то слышала.

Ю.Э : В нашей семье фильмы в основном смотрю я. Вы сейчас спросили, и я захотел посмотреть.

А.Н .: Я бы хотела посмотреть. Он не любит исторические фильмы. Это про Кшесинскую и ее связь с императором. И разгорелась дискуссия на тему того, как могли осквернить. Ну если это была история, что там осквернять-то? Я бы хотела посмотреть, конечно.

Вы знакомы с режиссером Серебрянниковым? Следите за дискуссией?

А.Н .: Слышала, но я, к сожалению, не знакома с ним. Мы знаем о нем, но ничего не можем сказать.

Ю.Э .: Мы с ним никогда не встречались и не можем никак это даже прокомментировать.

— Следите за политической ситуацией в России? Как относитесь к предложению выдвинуть кандидатом в президенты женщину?

А.Н .: Меня вполне устраивает Владимир Владимирович. Дай бог ему здоровья, сил, и лучшего президента для России придумать нельзя. По крайней мере, на данное время. Так что дай бог ему здравствовать и продолжать держать эту очень не простую оборону, которую он держит потрясающе.

Ю.Э .: И лучше президента для России нет!