"Йоменри" и др. Бой на палках британцев

Арнис — это филиппинское боевое искусство боя на палках, основанное на искусстве испанского фехтования на шпагах. Происхождение школы боя на палках Арнис очень просто: национальные филиппинские боевые искусства впитали школу боя шпагами колонизаторов (или наоборот, в принципе, неважно). И в результате получилась ацкая смесь. И я думал, что это единственная в своём роде система на основе народных искусств и фехтования. Однако, оказалось, что это не так.

Недавно я нашёл такое интересное направление, как школа боя на палках El Juego de Garrote Venezolano, или — насколько позволяет моё знание испанского — «Игра (соперничество, борьба) венесуэльской дубиной». Или «Игра дубиной по-венесуэльски». Или «Игра дубиной венесуэльцев». Что-то в этом роде. Главное, что есть дубина — с помощью которой можно делать очень и очень интересные штуки. Кстати, вместо дубины может использоваться и такое холодное оружие, как мачете, нож. Ну и, конечно же, прародитель — меч (а не шпага, поскольку часто встречаются рубящие движения).

Также существуют и другие названия этой же системы — Garrote Larense, Garrote Tocuyano, Pelea de Palos and Esgrima de Palos (как первые два названия переводятся, не знаю — возможно, это имена создателей-основателей; Бой на палках и Фехтование на палках). Кстати, согласно словарю, garrote — не только толстая палка-дубинка, но и «затягивание, закручивание с помощью палки».

Согласно энциклопедии игры дубиной, эти самые дубины нужно отличать от прутов и прутиков (которые длиннее и тоньше). Так, дубина имеет толщину 2 см у обмотанной рукояти, толщину 3 см у необмотаного конца палки, а длину 80 см. Также существует короткая дубина — длина 60 см, диаметр у рукояти 3 см, у ударного конца — 4 см.

Собственно, в статье приводятся видео-уроки и просто видео самозащита , в которых хорошо можно рассмотреть главные особенности техники школы боя на палках El Juego de Garrote (насколько это позволяет отсутствие знания испанского и плохое качество видео). И, соответственно, сделать выводы для себя. А, возможно, даже кое-что перенять. Итак, приступим. Первое, что бросается в глаза, это название школы.

Палка успешна в самозащите — когда есть стратегия её применения

Школа боя на палках El Juego de Garrote имеет характерное необычное название . Мало боевых искусств содержат в названии слово «игра». Кстати, схватка в бразильском боевом искусстве Капоэйра также называется игрой. Похоже, Латинская Америка имеет тенденцию 🙂 Хотя больше с Капоэйрой заметных аналогов нет — ни акробатики, ни ширины шагов, ни работы ногами.

Если проанализировать школу боя на палках El Juego de Garrote, то можно выделить несколько ключевых отличий — которые на взгляд автора полезны и достойны того, чтобы ими пользоваться. И которые, как ни странно, имеют аналогии среди более известных боевых искусств. Хотя, конечно же, и очень отличаются. Не зря же они называются отличиями 🙂

Отличия школы El Juego при самозащите палкой

Начнём с показательных боёв maestro FÉLIX PASTOR GARCÍA LUGO (94 года) и разнообразных молодых людей (estilo Sangriento — стиль кровавый, кровожадный). Смотрим и замечаем отличия:

Первое отличие — палка свободно (или не очень, зависит от уровня бойца) перемещается из руки в руку по мере необходимости. Очень похоже на перехваты нунчаку. Весьма похвально — так как очень редко встречаются фехтовальные и похожие боевые искусства, где тренируется работа с двумя руками одинаково. Обычно используется только доминантная рука. Использование же двух рук равнозначно и попеременно значительно повышает шансы бойца.

Вторая характерная особенностькороткая дистанция . Так, если проанализировать видео уроки-соревнования по арнис, то дистанция между бойцами — гармоничная (см. Гармоничная дистанция МААЙ в самообороне). То есть, бойцы находятся друг от друга на расстоянии рук и вытянутого оружия. На этом же расстоянии они и пытаются воевать, чуть сближаясь при атаках.

В случае с школой боя на палках El Juego de Garrote — как вы можете видеть на видео-примерах — ситуация иная. Так, большую часть времени бойцы находятся друг от друга на гармоничном расстоянии МаАй — без учёта длинны палки . То есть, при схватке остаётся свободный незадействованный участок боевой системы рука-палка.

Здесь можно провести аналогию со Школой Цветов Стилем Золотого Лотоса Во Туат Вьетнам — в рукопашном бою боевая дистанция между противниками равна длине локтя. То есть, почти как в случае с El Juego de Garrote, остаётся «свободный» незадействованный участок руки. Который можно применить с пользой для себя и с большим вредом для противника 🙂

Третья характерная особенность — это интересные перемещения . Перемещения в школе боя на палках El Juego de Garrote (опять таки, насколько это можно судить по видео), очень похожи на перемещения в Айкидо. Отличные уходы с линии атаки, одно удовольствие смотреть.

Кстати, также интересно заметить на некоторых видео, что периодически мастера двигаются в партере — немного похоже на то, как в Айкидо двигаются в сикко.

Четвёртая особенность — это то, что относительно мало прямых блоков палками . Глядя на видео, можно подумать, что прямые блоки используются «на крайний случай», когда обычный уход не срабатывает. Обычный же уход — это одна из разновидностей мягкого блока, который направлен не только на то, чтобы отбить атакующий элемент, но и на то, чтобы выбить палку из рук. Ну а походу — пятая особенность.

Пятая особенность — очень похожа на один из принципов техники ВиньЧунь. Так, практически каждый блок — это атака . И если боец не уворачивается, то получает палкой. Если уворачивается — получается хороший блок его атаки. И наоборот, отбив палки противника — это та же атака, так что противнику лучше не зевать.

И почти напоследок видео, где показываются основные элементы школы боя на палках el Juego de Garrote. А также бой палка — без палки, нож — нож (обратите внимание на интересные перехваты). В видео очень хорошо прослеживаются все перечисленные выше особенности.

Что подкупает, так это то, что сейчас в основе школы находятся довольно таки пожилые люди — судя по описаниям, им порядка 80-90 лет. Но они вполне бодро машут палками — и с удовольствием пинают своих учеников. Кроме того, данная школа — в отличие от тысяч европейских и многих популярных азиатских аналогов — сохраняет имена и лица мастеров, отслеживает генеалогию и видоизменения техник на протяжении столетий.

В конце последнего видео-урока мелькает плакат с рисунком белого человека, негра и индейца. Этот плакат означает, что техника боя на палках el Juego de Garrote произошла на основе синтеза техник палочного боя коренных венесуэльцев, беглецов с Карибов и англичан.

Также прикольно, что одна из характерных деталей одежды — это шляпа-сомбреро. Партриархи техники в шляпах не просто так — это элемент формы одежды бойцов школы боя на палках el Juego de Garrote.

Из того, что «кажется неправильным». На первый взгляд, бойцы маловато попадают по пальцам рук друг друга — хотя частые перехваты палок из руки в руку как раз могут быть способом дать отдых повреждённой руке. Ну и плюс периодически можно заметить, как бойцы отбивают палки руками и предположить, что на боевой скорости им бы руки поотбивало. Но опять-таки, применяется перехват палки из руки в руку, и одна отбитая рука погоды не делает. И плюс ко всему не следует забывать о короткой дистанции — и что перехват палки делается у её основания, возле хвата противника. То есть, там, где сила удара минимальна.

Понятное дело, получить полное представление о школе по видео сложно. Но тем не менее, будем надеятся, что основы мы осознали и сможем при необходимости применить 🙂

Помимо видео, предлагаю вам скачать книгу «Энциклопедия школы боя на палках el Juego de Garrote» http://narod.ru/disk/9352564001/Juego-de-Garrote.pdf.html . Книга — первый из десяти томов на данную тему. Уж сколько удалось найти 🙂 Затрагиваются темы истории школы, особенностей одежды, философии, изготовления и оплётки палок. Соотвтетсвенно, книга на испанском. Но картинки хорошие, так что рекомендую.

Успех самозащиты палкой зависит от тренировок по ПРАВИЛЬНОЙ технологии.

А в школе El Juego она, похоже, есть. Остаётся освоить!

Короткая палка, от 18 до 24 дюймов длиной (45–61 см) и примерно в 1 дюйм (2,5 см) толщиной может служить идеальным оружием. Если такой палки нет под рукой, ее можно заменить веткой дерева, зонтиком, при определенном, навыке бутылкой с водой.

Палки делают из пальмового дерева, бамбука, камагонг. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Техника:

    Основной принцип боя палкой таков: по ногам проводить подсекающие удары, в корпус и в голову - тычковые, по рукам - рубящие.

    Инстинктивная защита от верхних ударов. Разведчики должны твердо усвоить, что при попытке ударить автоматом (палкой) сверху по голове или сбоку в челюсть, противник чаще всего успевает подставить руки. Следовательно, «вырубить» его одним ударом не получится, вдобавок неизбежно поднимется шум: крики, топот, возня. Поэтому первый удар прикладом следует наносить либо снизу в живот (или в пах), либо по прямой линии в лицо. Тогда противник не успеет закричать, он осядет на землю и его можно будет добить ударом приклада в шею, горло или висок уже на земле.

1. Атака. Серия ударов.

2 Атака. Удар.

    Палка держится одной рукой. Ладонь расположена в 10-15 см не меньше от края палки. Палка направлена вниз. Получается как обратный хват для ножа.

    Без замаха. Верхним концом палки бьются в пах противника с шагом вперед.

Искусство владения оружием делает человека правителем всего живого .

Многие со скепсисом относятся к такому оружию как палка или ее разновидности – дубинка . Считают, что когда в руке у преступника нож, пистолет или даже автомат, палка не поможет. На первый взгляд доля правды в этом предубеждении есть. Действительно, лучше иметь для самозащиты более мощное и опасное оружие, чем у преступника. Но так бывает крайне редко. Преступник на то и преступник, что на преступление идет более подготовленным, чем его жертва, и вооружается максимально относительно своих возможностей. Жертва или случайный свидетель преступления обычно имеют значительно меньший выбор оружия для самозащиты или отражения нападения. Но любой предмет, который может быть использован в качестве оружия, в разы, а то и на порядок повышает шансы на успешное отражение атаки и победу в рукопашной схватке.

Тем более – палка, первое, наряду с камнем, оружие, которое взял в руки питекантроп и, тем самым, превратился в первого человека – неандертальца. Тот, первый питекантроп, поднявший с земли отломанный древесный сук и огревший им физически более сильного соплеменника, сразу поднялся в иерархической лестнице своего племени. Так и любой современныйчеловек, взявший в руки палку, увеличивает свою собственную силу в несколько раз. Если же человек умеет пользоваться палкой в рукопашном бою – он становится в сотни раз опаснее для своего врага, чем без нее.

Палка для самообороны. Физические аспекты


Правило рычага
F1, F2 – силы, прилагаемые на концы рычага
d1,d2 – плечи силы

Палка в классическом варианте, когда ее используют, держась за один конец, представляет собой рычаг 2 рода , при котором одно плечо практически равно 0, в то время как второе – занимает полную длину палки. В таком случае выигрыша в силе практически нет, но есть огромный выигрыш в скорости нанесения удара . Часто даже скорости реакции преступника с пистолетом, повернутым в сторону от человека с палкой, который наносит удар, просто не хватает, для того чтобы успеть повернуть дуло в сторону противника.

3. Сила . Здесь не приходится говорить о силе удара, а только о физической силе человека с палкой. Если использовать палку с точкой опоры, в качестве которой могут служить руки, шея, ноги или туловище противника, то палка превращается в рычаг 1 рода (тот самый рычаг, о котором говорил Архимед “Дайте мне точку опоры и я переверну мир”) и, согласно формуле “Правила рычага”, которую мы привели выше, многократно увеличивает физическую силу человека, владеющего палкой и позволяет свалить противника на землю, разорвать захват, сломать руки и ноги, провести болевой прием. Во многих прикладных единоборствах, например в технике ханбо ваза (владение палкой) Ниппон Кэмпо, существует целый ряд приемов, построенных на этом принципе.

Уже только поэтому палка является грозным оружием в руках обладающего определенными навыками человека.

История палочного боя

Это, пожалуй, самый древний вид боя с ударным оружием. История знает множество школ и техник палочного боя, как восточных, так и западных, европейских или латиноамериканских. Вот только некоторые из них:

Йоменри – английский палочный бой

Йо-менри – английское старинное боевое искусство, которое предназначалось для ведения боя невооруженного пешего йомена (крестьянина) с тяжеловооруженным конным или пешим рыцарем . В качестве оружия использовалась неотесанная лесина, жердь, длиной около 1,50-1,60 метра тут же вытащенная из забора или подобранная у дороги или в лесу. Хват верхний – обычно посередине. Удары и точки делаются обоими концами палки.


Филлипинский палочный бой – Арнис.

Арнис – филлипинское боевое искусство боя на палках . Основан в противовес и с использованием испанской (испанцы – колонизаторы Филлипин) школы фехтования на шпагах. Длина палки – максимально возможная для скрытого ношения – 80 см. Хват – у одного из концов палки, но с небольшим отступом около 15-20 см. Техника Арнис позволяет использовать этот короткий конец для захватов и ударов.


Эти парни не привыкли шутить – клан каких нибудь Мак-Гинли разбирался с кланом каких-нибудь Мак-Грегоров с помощью палок всевозможной формы.

Ирландский палочный бой – особая техника боя, передающаяся через поколения от отца к сыну и ведущая свое начало от древнего “кельтского палочного боя” . Это целая субкультура, когда ирландские семейные кланы веками враждовали между собой и все споры решали в палочных боях, которые в разное время могли вестись как с особой жестокостью на смерть, так и в виде ритуальной драки, практически без увечий. Это явление пришло в упадок после Великого Голода в конце XIX века в Ирландии, когда эта страна потеряла почти половину населения. Сейчас ирландский палочный бой развивается как отдельное боевое искусство. Палки используются абсолютно любых видов, с утолщениями и без, с утяжелениями и без них. Длина палки – от 40 см до 1 метра. Цель – бой с невооруженным или вооруженным палкой противником.

В Ниппон Кэмпо есть специальный раздел, где изучают технику владения средней палкой – тамбо.

Японский палочный бой

Существует две легенды, объясняющие возникновение искусства использования коротких палок, которые возникли как дисциплины, начиная с Ханбо-дзюцу. Первая гласит о том, что господин Курияма Укон, самурай, участвовал в битве при Нагасино 4 мая 1575 года на сторона Ода Нобунага . В этой битве он встретился в схватке с вражеским генералом Судзуки Танго-но-ками Кацухиса, который перебил ему мечом его любимое короткое копье. Оставшимся обрубком Курияма сражался и победил генерала.

Господин Курияма Укон в битве сломал свое копье, но все равно вышел победителем

Вторая легенда звучит так . Курияма служил господину Маэда Тосииэ (Maeda Toshiie 前田侯)) в городе Канадзава. Как-то ночью в городе он столкнулся с разбойниками и использовал в схватке длинный шест (рокусяку бо, длина – 6 сяку – 180 см). Один из разбойников, их начальник Ямада Тэнрю Кэн, будучи опытным воином школы Курама-Хати-Рю имел меч длиной 5 сяку (150см) и в бою перерубил шест Куриямы пополам. Однако Курияма победил всех разбойников оставшимся у него в руках одним обрубком (3 сяку – 90 см). Используя этот опыт Курияма начал развивать искусство владения половиной рокусяку бо (ханбо) и к 1783 году представил его как полноценную технику боя.

Мы видим, что разница в событиях – почти два столетия, но и та, и другая легенда имеет свои письменные свидетельства. В любом случае истина заключается в том, что огромная каста профессиональных воинов – самураев, всю свою жизнь занималась подготовкой к бою для того, чтобы выжить и победить в битве, когда имеющееся у них оружие было перебито. И неважно, что это было – обломок копья, шеста, или чего-то другого – что осталось в руках, тем и нужно отмахиваться и побеждать. Поэтому все японские дисциплины владения палкой, начиная от Бо-дзюцу и до Явара-дзюцу – это очень эффективные, выстраданные, отточенные, вынесенные из боев приемы и техники. Переданные нами теми самураями, которые смогли выжить, используя эти знания.

Дисциплины владения палкой для самообороны не стояли на месте. В Японии, где искусство ведения войн и подготовка к сражениям было доведено до совершенства, и воплощено в науку Bujutsu – 武術, к началу XX века появились системы и дисциплины под названием «нихон кобудо», прежнее наименование «кобудзюцу». В этих методиках самозащиты пользовались нетрадиционные виды оружия – то есть оружие, применяемое различными слоями населения (хэймин), а именно – крестьянами, купцами и ремесленниками, монахами-войнами (ямабуси), полицейскими (мэцукэ) и людьми, стоявшими вне закона (ниндзя). Все мастера, преподававшие технику работы с палкой, были столь же искусны и в сфере безоружного единоборства (тодэ). По сути, не было отдельного обучения владения палкой без передачи знаний о самозащите против нее. Была сформирована целостная система самообороны .

У японцев существуют несколько разновидностей дисциплин, которые изучают самозащиту с помощью палок разной длины:

  • Бо-дзюцу, Bōjutsu (棒術) – искусство боя на длинных палках, длина которых от 1.80 и выше;
  • Йо-дзюцу Jōjutsu (杖術) – искусство боя на палках средней длины от 1.10 до 1.30;
  • Ханбо-дзюцу, Hanbōjutsu (半棒術) – искусство боя на палках длиной от 90 см до 1.10 см (дословно – половина “бо”);
  • Тамбо, Tambō (短棒術)- искусство владения короткой палкой от 20 – 40 см;
  • Явара Дзюцу, Yawara jujutsu (柔術) – искусство применения палки длиной от 14 – 19 см.

Универсальность японской системы самообороны с помощью пало различной длины заключается заключается в подготовке человека использовать для самозащиты любые подходящие предметы

Практика японского палочного боя

Разнообразие применения и использования техник в Японии, обусловлено не только зависимостью от дистанции, но и универсальностью подготовки человека к любым неожиданностям и использованию любых предметов для самозащиты вне зависимости от их габаритов. Палка может использоваться на всех дистанциях боя от самой дальней и до клинча. При этом изменяется техника ее применения в бою, но основополагающие принципы остаются те же. Если при бое на дальней дистанции (Gendo-mai-ai дистанция двух шагов и выпада, Issoku ittō-no-maai дистанция шага или выпада), основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то по мере сближения (Chikama – ближняя дистанция), возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе (ne waza).

По мере сближения с противником возрастает роль захватов, удушений и болевых приемов.

Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с дальней дистанции и длиной палки, переходя к освоению палок средней длины и получая навык от работы короткими палками, ученик адаптирует технику для различных ситуаций боя. Помимо этого ученик может использовать как одну палку, так и две в разных руках, техника фехтования двумя предметами Ryotojutsu, а также учиться использовать палки против различного оружия.

Это кадры из художественного фильма "Сумеречный самурай", снятого по известной японской легенде. Понятное дело, что это постановочный бой, но в нем очень понятно и красочно показана фехтовальная работа на дальней дистанции и комбинации захватов и работой палкой как рычагом на короткой.

При использовании палок очень часто применяются различные перехваты и жонглирование. Эти методы используются для развития чувствительности при работе с оружием и применения , для достижения в последствии реальной атаки.

Палочная схватка часто начинается на дальней дистанции, когда оба противника демонстрируют различные техники жонглирования и пытаются при помощи обмана нанести удары по ближним целям противника. Однако дистанция боя может часто изменяться и может сократиться вплоть до борьбы. Хорошо подготовленный ученик получает навыки использования палки в различных вариациях, в зависимости от ситуации, и возможностью приспособиться с различными тактическими схемами и вариантами. Палочный бой, может, как научить вас защищаться, так и научить разоружить, и вывести из строя противника или уничтожить – в зависимости от складывающейся обстановки. В конечном итоге палка дает человеку «третью» руку. При помощи нее боец может увеличивать свой «рычаг», а это усиливает не только ударную технику, но и дает дополнительное преимущество при проведении болевых контролей, бросков и удушающей техники. Вариативность применения палки просто огромна. Не зря все монахи и проповедники предпочитали посох любому другому виду оружия.

Где взять палку в современной схватке?

Это еще один миф, который очень сильно распространен в современном обществе: в современной жизни негде взять палку . Действительно, современный город – не японская деревня с заборами, из которых можно выхватить жердь, не английский лес, в котором под ногами валяется куча крепкого сушняка, мы не ходим по улицам города с посохами и шестами. Это все так. Но вы можете:

  • хранить палку или предмет, который можно использовать как палку, в доступном для вас месте: дома, в гараже, в машине, в офисе;
  • носить с собой в опасные места и в опасное время, например, когда провожаете девушку, или встречаете после ночной смены жену, предмет, который можно использовать как палку, например, . Это вызовет в худшем случае недоумение со стороны окружающих, но не будет принято за оружие, пока вы не примените его;
  • в крайнем случае, отобрать и использовать имеющуюся у нападающего или ближайшего охранника палку, резиновую дубинку.

Юридические последствия применения и хранения палки



Купите себе один черенок для лопаты, или садовую палку. Такие дешево продаются в любом гипермаркете.

Конечно, если Вы будете возить с собой в машине или носить с собой окаймленную железом ирландскую палку – это вызовет массу ненужных вопросов со стороны первого полицейского, который Вас остановит. Отрезок толстой арматуры или водопроводной трубы, обмотанный изолентой, тоже вызовет нездоровый интерес и подозрение в Вашей адекватности. Однако, обычный держак для лопаты, или даже самый настоящий ханбо, который лежит всегда у Вас в багажнике, или стоящий в уголке прихожей не вызовет ни у кого никаких возражений. Этим и хороша простая палка с юридической стороны. Даже если Вы применили палку в самозащите – Вам вряд ли будет инкриминировано применение оружия. Палка – оружие значительно менее летальное, чем, например, нож или, тем более, пистолет. Она имеет огромное останавливающее действие, но у нее нет криминальной репутации в действующем законодательстве почти всех стран мира. Применение палки для ударов по любой части тела, кроме головы и шеи, могут привести к серьезнейшим травмам (переломам и ушибам внутренних органов) , но не к смерти. В глазах судей нож – орудие нападения, палка – орудие самозащиты.


Телескопическая дубинка с электрошокером – опасное оружие, которое с легкостью будет применено против вас

Кстати, сейчас можно купить телескопическую палку для самообороны . В интернете можно также купить телескопическую дубинку для самообороны , в которой встроен электрошокер. Есть модели со встроенным фонариком, сиреной и даже газовым баллончиком. Однако оправдать применение такого оружия будет уже значительно сложнее.

Что бы Вы собираетесь использовать для самозащиты ханбо или телескопическую дубинку, нужно тренироваться в обращении с этим оружием. Неподготовленный человек рискует тем, что оружие, с которым он не умеет обращаться будет использовано против него. Поэтому тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь.

Техника боя на палках варьируется в зависимости от стиля, но во всех них она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, подбор таких приемов, которые идеально соответствуют телосложению и личностным особенностям данного человека.

Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто "жестких" или чисто "мягких" техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок, и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладываются техника работы парными мачете. Одно и то же движение, один и тот же удар может быть исполнен практически любым типом оружия.

При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести их серию. Кисть при этом слегка разворачивается, так что каждый новый удар приходится на другое место. Атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворучная, леворучная и двуручная, в зависимости от того, какой рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что мастера должны равно легко работать в обе стороны.

Бой длинной и короткой палкой называют "эспада и дага". На него хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете "боло" и кинжалом "баларау". Необходимо знать, что под "эспадой" понимается не современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант, имевший достаточно широкое лезвие и полуторастороннюю заточку. Короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная - для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют не только для тычков, но и для режущих движений, цель которых - поразить мышцы и сухожилия противника. Сформировалась даже специфическая техника "жертвующих" блоков: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения, если уклониться от удара.

Существуют 4 основных варианта использования палок:
  • "соло бастон", или техника работы одной палкой;
  • "синавали" - наиболее известная и популярная техника работы двумя палками одинаковой длины;
  • "эспада-и-дага" - работа двумя палками, но разной длины (одна из них имитирует "шпагу", другая - "кинжал");
  • "арнис кавайян" - работа с длинным шестом.

Палки делают из пальмового дерева либо из бамбука. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Традиционный арнис учит самозащите, метод которой сводится к тому, что сначала поражают палкой суставы вооруженной руки противника, а затем наносят несколько ударов ему в голову или в корпус.

Среди используемого оружия в качестве примера следует упомянуть следующие виды.

Арнис

"Табак малиит" - короткие парные палки (типа явары), выступающие на несколько сантиметров с обеих сторон сжатого кулака. При работе ими упор делается на быстрые выпады и принятие таких позиций, при которых не требуется применение большой силы. Основная техника построена на первоначальном выполнении стопорящего удара по атакующей конечности одной палкой, с немедленным поражением корпуса или головы другой палкой.

Кали

Специфическим, сугубо местным оружием является "балисонг" (нож-бабочка) - нечто среднее между ножом и короткой палкой. Его рукоять состоит из двух половинок, скрывающих в сложенном виде лезвие, утопленное в паз между ними. Оружие это известно с VIII в. Оно передавалось по наследству и считалось священным. В разложенном виде три его конца символизируют три космические потенции - Небо, Землю и Воду. Обычно его использовали как короткую палку, одним движением превращая в нож в критической ситуации. Техника работы им построена на вращениях между пальцами наподобие работы короткой палкой или эмэйской спицей.

Применяются в кали также малайский крис (длинный кинжал с волнистым лезвием) и короткий трезубец "тьябанг", аналог окинавского "сай".

Паге

Развита работа разнообразными видами плетей и бичей. Большинство показательных выступлений обязательно включает в себя момент, когда человек с повязкой на глазах гасит ударами плетки несколько свечей, расставленых вокруг него. Плетка может быть сделана из плотного ремня бычьей кожи, или (как например "бунтот паге") из хвоста рыбы раи. Длинный и высушенный хвост этой рыбы, покрытый твердой и острой шкурой, служил великолепным оружием. Хвост заканчивался острием, которое могло быть отравлено. Еще один вид гибкого оружия - это "йойо", вложенный в сетку круглый груз, напоминающий китайский молот-метеор, но это оружие паге сугубо местное. Первоначально йойо представлял собой просто камень, привязанный к виноградной лозе, который использовали как оружие во время охоты.

Большой популярностью, особенно в средних и низших слоях средневекового британского общества, пользовалось фехтование на шестах. За многие столетия в разных областях Великобритании и Ирландии сложились свои стили работы этим оружием. Некоторые из них исчезли бесследно, более или менее конкретные сведения о других сохранились до наших дней.

«Йоменри» (yeomanry) или «комплекс йоменри» - техника боя шестом, которая по мнению ряда специалистов являлась наиболее разработанной в Европе: «Рассчитана она, в основном, на лишенного доспехов крестьянина, который отбивается достаточно толстой жердью (вырванное и тут же обструганное молодое деревце, вымощенный из забора кол, оглобля и т.п.) от человека с тяжелым европейским одноручным или двуручным мечом, который, как правило, носит доспехи или же от другого аналогично вооруженного крестьянина. Понятно, что по такому плохо обструганному шесту руки скользить свободно не могут. Потому держат его жестко и, как правило, верхним хватом, который в Европе вообще носит наименование «английский».

Так как этот шест достаточно толстый, а европейский меч не обладает достаточной для его прорубания остротой, можно спокойно ставить им жесткий блок, принимая меч противника на середину шеста, а затем, пока противник будет пытаться отвести свое оружие, чтобы размахнуться для нового удара, нанести ему свой удар одним из концов шеста...

Другой вариант контратаки после приема вражеского удара мечом на середину своего шеста - подставить его под контакт и мягко отвести на себя вместе с уперевшимся в него мечом, смягчая таким образом силу удара. Затем следует резкий толчок от себя под острым углом к клинку, который как бы отбрасывает меч врага ему же в голову... Вообще, толчки достаточно характерны для йоменри, поскольку это очень хороший способ свалить более неповоротливого противника...

Здесь достаточно много работы корпусом, а в технике ног часто используется заступ, когда боец как бы заводит свою стопу за лодыжку противника, а затем всем весом своего тела опускается на заступившую ногу, садясь на колено, которое давит на ногу противника и вынуждает его упасть на спину. Такой заступ может быть легко выполнен одним воином в тяжелых доспехах против такого же воина, а руки заступающего при этом остаются свободными и могут выполнить добивающий удар.

Если противников несколько и у них легкое оружие, в ход идут достаточно широкие размашные удары шестом, вращения его над головой. Выполнение шестом восьмерок и инерционная работа им перед собой по принципу ветряной мельницы («му-линэ») является более поздним заимствованием у французов. Техника эта использовалась, в основном, для дезориентации противника, отклонения случайных ударов и выполнения мощных ударов с такой предварительной раскрутки.

С отмиранием тяжелых доспехов йоменри не умерло. Известен случай, когда в 1625 году один англичанин с шестом одолел в схватке трех испанцев, каждый из которых был вооружен шпагой и дагой».

С распространением призовых боев («prize-fighting» или «prize-ring») йоменри вышел на «спортивную» арену. Участники состязались как в бое на шестах, так и против соперника, вооруженного другим оружием. Всплеск популярности йоменри в Англии наблюдался в конце XIX - начале XX вв. Тогда были созданы специальные общества по изучению и популяризации йоменри. В 1903 году в Англии даже вышла книга по самообороне шестом.

Интересно отметить, что в обществах по изучению йоменри шест не был единственным оружием. Изучалась также техника работы клинковым оружием. В XIX веке были изданы несколько учебников по клинковому фехтованию для членов «обществ йоменри». Считалось, что приобретенные технические и тактические навыки фехтования длинным клинковым оружием наилучшим образом скажутся в искусстве применения шеста. В то же время фехтование шестом или палкой помогает лучше освоить холодное оружие.

Среди других систем палочного боя (stick-fighting) была наиболее известна «Quarterstaff» (quarter - «четверть», staff -«палка, шест, посох, жезл»), первые сведения о которой относятся к XV веку. Длина «палки» в этой системе составляла 8-9 футов (244-274 см), поверхность была гладкой, чтобы руки могли «скользить» по ней, а ее концы очень часто были окованы железом. Между тем, длина шеста в йоменри - не выше бровей владельца палки.

Техника работы предполагала использование обеих рук. Наносились как рубящие, так и тычковые удары. Основными целями для ударов являлись голова (боковые удары, тычки), ключица, кисти и запястья рук (рубящие удары), а также лодыжки и икры (подсекающие удары). Для защиты от ударов, наносимых шестом (или клинковым оружием), применялись как обычные жесткие блоки, так и уклоны с линии атаки. Кроме того, применялись мощные толчки серединой шеста в область туловища и в голову. Достаточно хорошо были разработаны различные комбинации приемов.

Определенную известность получила «Irish stick-fight-ing» - ирландская школа боя палкой, немного утолщенной на одном конце. Она восходит к древнему искусству «кельтского палочного боя» (Celtic stick-fighting).

В «ирландском палочном бое», традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит, большое внимание уделяется использованию различных маневров. Палку (дубинку) держат одной рукой, выполняя ею различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье, благодаря чему достигается высокая скорость ударов в разных плоскостях. Удары преобладают рубящие, хотя тычки тоже иногда применяются (их наносят в голову, шею, а также по туловищу).

Ирландские женщины в стычках между деревнями вместо дубинки часто применяли прочный шерстяной чулок, набитый камнями, которым они действовали, копируя удары дубинкой.

Среди ирландцев и шотландцев долгое время сохранялись групповые сражения на шестах либо дубинках, во многом напоминавшие известную русскую игру-сражение «взятие снежного городка» - как по общей организации, так и по ее ритуальному содержанию.

«На юге Шотландии нередко сражались пастухи разных приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дерна (высотой 3-4 м, диаметром 3 м). День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и иногда между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и водрузить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другу руки, целовались и мир полностью восстанавливался...

В Ирландии более важна была не сама драка-борьба, а ее ритуальное воспроизведение. Очевидец, наблюдавший такую игру в 1834 году, пишет, что она длилась всего минут десять, причем палки чаще опускались на палки противника, чем на людей. После сражения участники его вновь становились добрыми друзьями».

Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью.

«Английская работа тростью сформировалась несколько позже (чем французская) и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость начали прихватывать левой рукой, бить двумя ее концами, активно использовать ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносить ею короткие удары по конечностям»