Из какого языка пришло название дельтаплана. Что такое дельтаплан и с чем его едят? Настольная книга конструктора и пилота

Была надолго забыта.

На заре космических исследований возникла проблема спуска космических аппаратов . В СССР с необозримыми казахстанскими степями ставка была сделана на парашют . В США рассматривались два варианта - управляемый спуск и приводнение спускаемого аппарата в океане (три четверти поверхности Земли). Френсисом Рогалло было разработано крыло, представляющее собой тканевую обшивку на трубчатом каркасе, легко собирающееся и складывающееся в компактный пакет, получившее в честь его создателя название «крыло Рогалло». На начальном этапе космических исследований (программы «Джемини » и «Аполлон ») был выбран достаточно хорошо исследованный парашют и только на следующем этапе была реализована идея управляемого спуска (программа «Спейс Шаттл »).

Прошедшее лётные испытания «крыло Рогалло» было опробовано экстремалами в роли простейшего летательного аппарата для спуска с небольших высот, что в конце концов привело к появлению нового вида спорта - дельтапланерного (официально признан ФАИ в 1974 году). На этом этапе оценивались длительность и дальность полёта и точность приземления по парашютным правилам - первое касание. Очень скоро продолжительность полёта стала измеряться сутками, дальность полёта - сотнями километров (в потоках обтекания), а точность приземления стала абсолютной - пилоты касались мишени, пролетая над ней, и приземлялись в посадочном круге (десятки метров). Пришлось изменить правила соревнований - упражнения стали скоростными (прохождение маршрута за минимальное время), а точность приземления стала оцениваться по максимальному расстоянию на пробежке.

В СССР свободные (не буксирные) полёты на дельтапланах начались с 1972 году, а в 1976 году в посёлке Славское Львовской области, на горе Тростян , был проведён первый всесоюзный слёт дельтапланеристов, который собрал 25 спортсменов из 11 городов России, Украины и Латвии .

Конструкция

Гидромотодельтаплан - мотодельтаплан на поплавках

Также изготавливают специальные усиленные дельтапланерные крылья, которые крепятся на стойку тележки на колёсах, на которой смонтированы кресла для пилота, пассажира и двигатель . Такую конструкцию называют мотодельтаплан , который относится к сверхлёгким летательным аппаратам (СЛА). Иногда тележку выполняют в виде лодки или ставят на поплавки .

Преимущество мотодельтаплана заключается в простоте и надёжности конструкции, дешевизне, компактности в сложенном виде, минимальной необходимой длине площадки для взлёта и посадки. Благодаря этому и отсутствию вибраций от ротора несущего винта мотодельтапланы составляют значительную конкуренцию автожирам . Различают разные виды мотодельтапланов. Мотодельтапланы, оборудованные сверхлёгкой тележкой на одного или двух пассажиров, сами пилоты называют дельтамоторами, дельталётами или «телегами». Они получили широкое распространение в сельском хозяйстве для использования в авиахимработах и для выполнения показательных полётов с пассажирами. Другой тип мотодельтапланов оборудован лишь небольшим мотором мощностью несколько лошадиных сил (часто используют двигатели от бензопил), а старт и посадка, как и в безмоторных аналогах, осуществляется преимущественно с ног. Такие летательные аппараты на сленге спортсменов называются «мётлами». Широкого распространения не получили, эксплуатируются узким кругом спортсменов-энтузиастов.

Рекорды

Рекорд по дальности полёта по прямой в 700,6 км 17 июля 2001 года поставил австриец Манфред Румер (Manfred Ruhmer). Михаэль Барбер (Michael Barber) 19 июня 2002 года пролетел 704 км (437 миль) в Запата, штат Техас .

Дастин Мартин (Dustin Martin) и Джони Дуранд (Johnny Durand) побили этот рекорд 3 июля 2012 года, пролетев 761 км, но этот рекорд ещё не подтверждён .

Наиболее распространённые модели дельтапланов и производители

Простота конструкции дельтаплана, его принципиальная схема позволяют создать крыло даже в небольшой мастерской, силами любителей дельтапланеризма. Что касается спортивных и соревновательных крыльев, то они требуют использования композитных материалов, конструкторских разработок и производство осуществляется всего несколькими компаниями в мире.

Основные производители дельтапланов:

Травматизм

Дельтаплан

Дельтапла́н

планёр с гибким крылом в виде греческой буквы D, откуда и название этого летательного аппарата. имеет , выполненный из алюминиевых труб диаметром 30–45 мм, на который сверху натянута воздухонепроницаемая ткань (напр., лавсан или дакрон).

К крылу снизу крепится рулевая трапеция и подвесная система пилота, на которой он располагается лёжа или сидя. В полёте , перемещаясь относительно трапеции вперёд, назад, влево или вправо, нарушает балансировку дельтаплана, в результате чего изменяется направление его полёта.

Идея создания балансирного дельтаплана принадлежит немецкому инженеру О. Лилиенталю. Свой первый дельтаплан он разработал и построил в 1891 г. В течение последующих 60 было создано несколько разновидностей дельтаплана, однако все они плохо управлялись в полёте и были слишком сложны для обучения пилотированию. Наконец в 1951 г. американцем Ф. Рогало был построен дельтаплан, конструкция которого оказалась наилучшей. Дельтаплан Рогало имел трапецию, обладал хорошей устойчивостью и управляемостью в полёте. Современные дельтапланы имеют массу от 7 до 40 кг (в зависимости от размеров крыла и используемых в его конструкции материалов), выдерживают нагрузку в 5–6 кг/мІ поверхности крыла и развивают скорость до 90 км/ч. Традиционно полёты на дельтаплане проводятся в предгорьях или на холмах. Для взлёта и начального набора высоты дельта-планерист разбегается и прыгает с возвышенности, далее дельтаплан, как и любой другой , поддерживают восходящие воздушные потоки. С кон. 1970-х гг. для запуска дельтапланов стали применять специальные лебёдки, вспомогательные двигатели, дельталёты-буксировщики и др., что позволило совершать полёты в местах с равнинным рельефом.

1 – гибкая поверхность крыла (купол); 2 – центральный узел; 3 – верхние стяжки; 4 – мачта; 5 – килевая труба (балка); 6 – носовой узел; 7 – боковая труба (балка); 8 – поперечная труба (балка); 9 – нижние растяжки; 10 – рулевая трапеция; 11 – подвесная система; 12 – латы

Появление дельтапланов в России относится к нач. 1970-х гг.; в 1986 г. появились первые дельтапланы с небольшим двигателем (10–15 кВт) – мотодельтапланы. За рубежом полёты на дельтапланах особенно популярны в Австрии, ФРГ, США, Франции, Венгрии, Польше. С 1977 г. проводятся международные соревнования, чемпионаты Европы и мира по дельтапланёрному спорту; с 1986 г. в них регулярно участвуют российские дельтапланеристы.

Энциклопедия «Техника». - М.: Росмэн . 2006 .

Дельтаплан

Планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид буквы (дельта). Состоит из каркаса, выполненного из труб диаметр 30-45 мм, на который натянута герметичная ткань (лавсан, дакрон). Ткань может быть подкреплена «латами» для придания ей соответствующего профиля. Поверхность крыла в полёте имеет вид двух конический поверхностей, совмещённых у вершины. В точке пересечения килевой и поперечной балок крепится подвесная система пилота, обеспечивающая его расположение сидя или лёжа. Подвесная система обеспечивает свободное перемещение пилота относительно трапеции, выполняющей роль ручки управления.
Идея создания балансирного планёра и её реализация принадлежат О. Лилиенталю.
Параметры его сборно-разборного планёра, созданного в 1891, а также его складывающаяся конструкция соответствуют современным, (масса 20 кг, 6,7 м, площадь 13 м2). Балансирные планеры того времени и последующие имели недостаточную управляемость и были сложными в приобретении навыков пилотирования, так как пилот держался в вырезе крыла на локтях к предплечьях. Полёты на воздушных змеях (которые можно считать разновидностью Д.), буксируемых повозкой или судном, известны с начала XX в. В 1962 австралийские воднолыжники стали применять их для буксировки за канатом. Змеи имели различные формы: многоугольные, коробчатые, в виде звезды и т. п. Но наилучшей оказалась конструкция, запатентованная Ф. Рогалло (1951, США). Гибридное Рогалло имело трапецию, обладало хорошей устойчивостью и довольно высоким для змеев аэродинамическим качеством (3,5-4).
Крыло современного Д. имеет значительное удлинение оптимальный аэродинамический профиль и Д. достигает 12-14, масса конструкции 7-40 кг, нагрузка на крыло 5-6 кг/м2, диапазон скоростей полёта 25-90 км/ч. Получили распространение мотодельтапланы, оснащённые небольшим двигателем (10-15 кВт) для автономного взлёта и набора высоты. На Киевском механическом заводе имени О. К. Антонова создан Д. «Славутич-УТ» который принят к серийному производству.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Синонимы :

Смотреть что такое "дельтаплан" в других словарях:

    Дельтаплан летательный аппарат тяжелее воздуха, выполненный по сх … Википедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    дельтаплан - а, м. deltaplan <гр. delta дельта + лат. planum поверхность. Летательный аппарат с тругольным (дельтовидным) крылом, предназначенный для планирующего полета (обычно одного человека). Крысин 1998. Лекс. МАС 2 1981: дельтаплАн … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [дэ ], а, муж. Лёгкий безмоторный летательный аппарат с обтяжным каркасом, с подвесной системой и ручкой, за к рую держится спортсмен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 6 гидромотодельтаплан (1) мотодельтаплан (1) паритель … Словарь синонимов

    - (прибор) … Орфографический словарь-справочник

    дельтаплан Энциклопедия «Авиация»

    дельтаплан - Рис. 1. Конструкция дельтаплана. дельтаплан — планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид буквы ∆. Состоит (рис. 1) из каркаса, выполненного из труб диаметр 30—45 мм, на который натянута герметичная ткань… … Энциклопедия «Авиация»

    Заделать дельтаплан кому. Жарг. угол. Шутл. ирон. Сбросить жертву с высоты. Балдаев 1, 107, 139; ББИ, 66 … Большой словарь русских поговорок

    дельтаплан - ДЕЛЬТАПЛАН, а, м Спортивное транспортное средство легкий безмоторный летательный аппарат с обтяжным каркасом, с треугольной несущей поверхностью, предназначенной для планирующего полета, с подвесной системой и ручкой, за которую держится… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Дельтаплан нашей мечты. Избранная поэзия , Сергей Поваляев , Сборник поэзии Сергея Поваляева включает избранные произведения гражданской, любовной, философской и пейзажной лирики. Многие произведения ещё не публиковались… Издатель:

Ещё в древнейших мифах человек мечтал о покорении высоты, и в разное время в этом ему помогали воздушные шары, безмоторные планеры, самолёты с двигателями...

Но по-настоящему открытым почти для каждого небо стало лишь в двадцатом веке — с изобретением дельтаплана.

Дельтаплан — это безмоторный летательный аппарат с крылом из плотной материи — нужную для полёта жёсткость крылу придаёт каркас из лёгкого прочного металла. При масса от 25 до 40 килограмм дельтаплан относится к классу сверхлёгкой авиации.

Из всех летательных аппаратов именно он наиболее дешёвый и простой в освоении. К пилоту предъявляется меньше требований, научиться управлять дельтапланом может почти каждый. Основные ограничения по возрасту — от 16 лет, и по весу. Впрочем, существуют модели с полётной массой и до 105 кг, специалисты в дельтапланерном клубе помогут подобрать под каждого лётчика свой подходящий аппарат.

Несмотря на отсутствие мотора широкие крылья способны планировать на огромные расстояния, зафиксированный рекорд дальности составляет 700 километров! Главное для набора высоты и долгого полёта — разобраться в аэродинамике дельтаплана, воздушных потоках, как с их помощью управлять парением… На первый взгляд сложно, но при наличии толкового инструктора совсем не придётся вдаваться в сложности, ведь первые полёты происходят в тандеме со специалистом.

Коротко о видах дельтапланов

Тандемные дельтапланы чаще всего используются для обучения и при ознакомительных полётах. Они свободно выдерживают вес двух человек, поэтому в процессе планирования новичок может полностью расслабиться и получать максимум удовольствия: всю ответственность за управление аппаратом берёт на себя специалист, он же подскажет как верно набрать высоту и благополучно приземлиться. Учебные дельтапланы оптимальны для начинающих пилотов, эти модели самые недорогие, легки как по весу, так и в управлении. Правда, скорость с прочими лётными качествами у них скромнее, зато на этом аппарате ошибки в пилотировании редко приводят к плачевным последствиям.

Совсем другое дело — спортивные дельтапланы. Самые скоростные, они нацелены в первую очередь на достижение высоких результатов. Успешно управлять ими могут только опытные пилоты, для новичков такая техника опасна. А для тех, кто уже вырос из новичков, но пока неуверенно чувствует себя возле спортивной техники, существуют переходные дельтапланы. Они позволяют плавно перейти с учебных крыльев на профессиональные. Впрочем, если летать исключительно ради удовольствия и без амбиций рекордсмена, то вполне можно оставить в качестве постоянного и переходный аппарат.

Как и где учиться

А если захочется научиться летать профессионально и в одиночку, инструктор поможет разобраться во всех тонкостях. Кстати, минимальное обучение перед первым самостоятельным полётом длится обычно от полугода, удобнее всего условия для обучения начинаются в зимний период: мягкий снег облегчит даже неудачное приземление.

Во многих регионах России действуют клубы дельтапланерного спорта, ближайшие к Кемеровской области расположены в Новосибирске и Иркутске. Например, в Новосибирском дельтапланерном клубе найдётся всё необходимое для осуществления заветной мечты: подходящий аэродром, летательные аппараты для новичков и профи, ангары для их хранения, снаряжение и многое другое. Поэтому, здесь непременно помогут приобщиться к высоте!

- летательный аппарат, который относится к классу легких планеров. В большинстве случаев пилот стартует с ног и на них же приземляется. По своим аэродинамическим характеристикам дельтаплан существенно уступает планеру, но превосходит его по доступности: он дешевле, обучение происходит намного быстрее. Требования к мастерству пилотов минимальны.
Рекорд дальности полета для дельтаплана около 700 км.
Название дано за сходство крыла первых видов дельтапланов с греческой буквой "Дельта". Подразумевает под собой планер с гибким крылом и балансирным управлением, его каркас выполнен из обтянутых тканью металлических труб. Управление полётом дельтаплана происходит за счет смещения центра масс при перемещении пилота относительно точки подвески (балансирный планер).

История
Это изобретение было разработано Френсисом Рогалло, на заре космических исследований. Когда возникла проблема спуска космических аппаратов. Оно представляло собой крыло с тканевой обшивкой на трубчатом каркасе. Такое изобретение легко собиралось и складывалось в компактный пакет и получило в честь своего создателя название "крыло Рогалло".
Дельтаплан прошел летные испытания и был опробован экстремалами как простейшее летательное средство для спуска с небольших высот. В последствии это привело к появлению нового вида спорта - дельтапланерного (официально признан ФАИ в 1974 г.). Тогда оценивалось в первую очередь дальность и длительность полета, также точность приземления по парашютным правилам. В скором времени точность приземления стала абсолютной, дальность полета изменилась до сотен километров, а продолжительность полета - сутками. Поэтому изменялись и правила соревнований.
Испытание дельтапланов в СССР начались с 1972 г. А уже в 1976 г. был проведен первый всесоюзный слет дельтапланеристов, который проходил на горе Тростян в пос. Славско Львовской обл.

Конструкция
Конструкция данного летательного аппарата представляет собой три дюралюминиевых трубы, которые соединяясь, образовывают подобие веера. Плотное, но легкое полотно натянуто между его трубами. Чтобы форма сохранялась основные трубы фиксируются трубами меньшего диаметра и стальными тросиками. В позаимствованной от парашюта специальной подвеске находится пилот. Он подвешивается в определённое место на верёвке за центральную трубу, находясь равномерно удалено от центра масс аппарата. Получается, что руками он держится за трапецию (конструкция из трёх труб, чаще напоминающий треугольник с горизонтальным основанием).
Дельтапланы могут развивать скорость от 28 км/ч до 100-130 км/ч, высота варьируется от 6 и более километров. При высотных полетах применяется кислородное оборудование.
Самое приоритетное достоинство такого летательного средства - это простота его конструкции и выдержка достаточно большой нагрузки (от?3G до +6G). Благодаря таким свойствам планер дешевле и компактнее. В среднем вес дельтаплана 30-33 кг, хотя бывают модели, у которых вес колеблется от 20 до 50 кг. В сложенном виде он вполне помещается в чехол диаметром 30-40 см и длинной 2 метра.

Используемые источники
1. wikipedia.org.
2. promofabrika.ru.
3. deltaplanerizm.ru/deltaplan.

Дельтаплан - это, по сути, легкий планер. На нем можно парить также, как и на планере, пролетать значительные расстояния и держаться в воздухе неограниченное время. В отличии от классического планера, который больше похож на самолет без мотора, дельтаплан имеет совершенно другую форму и принципы управления. Во время полета пилот находится в так называемой подвеске (подвесной системе), что обеспечивает ему свободу телодвижений для балансирного управления (на аппаратах с балансирным и смешанным, т.е. балансирным и аэродинамическим, управлением).

Современный дельтаплан мало похож на своего прородителя - крыло Рогалло (кстати, название "дельтаплан" скорее всего связано с его формой - он похож по форме крыла на греческую букву "дельта"). На заре дельтапанеризма дельтапланы мало что умели делать и были похожи, скорее, на своебразные управляемые парашюты. Они могли летать только сверху вниз. Современные дельтапланы - это высокотехнологичные аппараты, которые способны парить так, как это делают птицы.

Дельтапланы классифицируются:

  • по способу управления - на аппараты с балансирным или аэродинамическим управлением;
  • по конструкции крыла - с гибким или жестким крылом;
  • по количеству членов экипажа - одноместные или многоместные.

Как он летает?

Летит дельтаплан по той же причине, что и самолет - разница давлений под крылом и над ним (под - давление больше, над - меньше). Эта разница приводит к возникновению подъемной силы и позволяет дельтаплану не падать отвесно вниз, а как бы "скользить" по воздуху. Естественно, у классического дельтаплана нет мотора, поэтому, в отличии от самолета, он может лететь только вниз.

Но... атмосфера земли неоднородна. Воздух не стоит на месте - он перемещается как горизонтально (всем нам известный ветер), так и вертикально (мало кому известные термические и динамические потоки). Если воздух перемещается вверх, то это позволяет дельтаплану лететь вверх, находясь в этом месте. То есть, он может набирать высоту. Набрав, он летит туда, куда захочет пилот. В процессе этого полета в нужном направлении он расходует/теряет набранную высоту пролетая через воздух, который стоит на месте или движется вниз. Это происходит до тех пор, пока он не встретит воздух, который движется вверх и снова не наберет высоту. Это все сказано сильно упрощенно, но в целом, так оно и есть.

Но в отличии от самолета, где управление исключительно аэродинамическое, дельтаплан управляется балансирно, то есть, за счет перемещения центра тяжести. Проще говоря, пилот подвешен к определенному месту в дельтаплане (нет, пилот вовсе не "висит на руках", он именно подвешен) и перемещая свой вес относительно центра воздушного давления он создает управляющие моменты, которые в итоге заставляют дельтаплан менять форму своего крыла (так называемое демпфирование) и поворачивать налево или направо. Чтобы заставить дельтаплан лететь быстрее, пилот перемещает свое тело вперед, медленнее - назад. Только нужно помнить, что дельтаплан без мотора не умеет лететь вверх - он летит всегда только вниз, поэтому пилот может лишь регулировать скорость полета и, соответственно, скорость этого снижения.

Чем дельтаплан отличается от параплана?

Говоря совсем просто, дельтаплан - это планер, параплан - это парашют. Дельтаплан имеет относительно жесткое крыло (трубчатый каркас с натянутой на него обшивкой), параплан вообще не имеет ни одного жесткого элемента в конструкции. Пэтому дельтапланы тяжелее парапланов, но летают лучше (дальше и быстрее) и более безопасны. Я не буду агитировать "за" дельтапланы или парапланы. Каждый выбирает сам чего ему хочется больше - легкости парапланов или возможностей и ощущений, которые предоставляет дельтаплан.

А сложно научиться летать?

Сделать первые полеты на дельтаплане довольно сложно (сложнее, чем, например, на параплане). Дело в том, что дельтаплан летит на довольно высокой скорости (30-50 километров в час), соответственно, все действия по управлению дельтапланом должны выполняться быстро и точно. В освоении методики управления и состоит, главным образом, процесс обучения. Для того, чтобы правильно дельтапланом управлять, необходимо научиться существовать и мыслить в 3-х измерениях, при том, что обычно человек обходится двумя (ведь вся наша жизнь проходит на поверхности Земли). Обычно, процесс обучения занимает несколько месяцев (при занятиях 1-2 раза в неделю). Новичок, который приходит в клуб осенью и начинает активно заниматься, к лету уже в состоянии совершать самостоятельные полеты с высоты 100-200 метров. Не стоит пытаться научиться летать на дельтаплане самостоятельно - это СМЕРТЕЛЬНО опасно. Учиться можно ТОЛЬКО под руководством опытного инструктора.

Перед стартом

Сам старт

А вот и полет=)

Красота под сапогом... (параплан)

Все оно же