Как добиться правильной осанки. Формирование правильной осанки у детей от а до я

Правильная осанка важна для здоровья и самоуважения. По осанке во все времена можно было отличить аристократа от простолюдина.
Под осанкой подразумевается правильное положение тела. Позвоночник состоит из шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков. После рождения позвоночник ребенка меняет свою форму и размеры, а в первые два года жизни стремительно растет.
У позвоночника есть физиологические изгибы. Шейный лордоз (физиологический изгиб, обращенный выпуклостью вперед) заканчивает формирование к трем-четырем месяцам ребенка. Это можно заметить, когда ребенок самостоятельно начинает держать головку.
Ближе к шести месяцам жизни ребенок начинает уверенно сидеть, что говорит о формировании грудного кифоза. Когда младенец учится ходить, его позвоночник образует крестцовый кифоз и поясничный лордоз. «Взрослая» форма позвоночника полностью формируется у детей только по достижении шести - семилетнего возраста. Естественные изгибы позвоночника заканчивают формирование к восемнадцати-двадцати годам.

Правильная осанка – основные признаки

Формирование правильной осанки невозможно без знания физиологических особенностей своего позвоночника. Хорошая осанка держит все туловище и голову перпендикулярно по отношению к опорной площади. Очертания шеи должны смотреться симметрично (одинаково). Надплечья, плечи и лопатки визуально должны находиться на одном уровне. Естественные изгибы шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника не должны превышать показателей нормы.
У человека с правильной осанкой одинаково выглядят боковые поверхности тела и опущенные руки. Обязателен строго горизонтальный уровень гребневых выступов у подвздошных костей, одинаковая длина ног. Своды стоп и скелетная мускулатура абсолютно симметричны.
Если представить, что осанка представляет собой вертикальную прямую ось, то такая ось должна проходить через теменную середину к мочке уха, затем спускаться сквозь поперечную ось тазобедренного сустава к бугорку пятой плюсневой кости. Такая осанка во все времена считалась эталоном красоты и привлекательной фигуры.
Хорошая осанка напрямую связана со здоровьем человека. Благодаря правильному положению позвоночник имеет высокую амортизацию, в результате которой при движении головной мозг не подвергается значительному сотрясению. При ходьбе ударная сила направляется снизу вверх, по пути, смягчаясь за счет «рессор» - естественных позвоночных изгибов, в двадцать пять – тридцать раз. Формирование правильной осанки улучшит работу многих внутренних органов и заставит двигательный аппарат лучше функционировать. При хорошей осанке, мышцы, обеспечивающие правильное положение позвоночника, находятся в слегка расслабленном состоянии и всегда готовы к движению.

Причины нарушений осанки:

Сосредоточивание тяжестей в одной руке;
Отсутствие контроля со стороны взрослых, в случае плохой осанки у ребенка или плохой самоконтроль;
Привычка ребенка подражать взрослым в походке и поведении;
Недостаточное развитие мышечного корсета – мышц брюшного пресса, спины и таза;
Непродуманность или недостаточность освещения рабочего места;
Болезни, из-за которых человеку приходится долгое время находиться в горизонтальном положении – лежать в постели;
Перегрузки позвоночника во время тяжелой работы;
Нарушение гигиенических условий дневного распорядка, выбора одежды, гигиены обуви, режима питания.
Нарушение осанки часто характеризуется излишней выраженностью или, напротив, уменьшением естественных изгибов позвоночника. Часто встречаются ассиметричная осанка, круглая спина, кругло-вогнутая спина и плоская спина. Диагнозы ставятся врачом – ортопедом после проведения ряда исследований.
Как добиться правильной осанки
Для начала нужно узнать все о хорошей осанке. Формирование правильной осанки начинается с четкого представления об идеальной фигуре. Сравнить идеал и свои показатели можно, выполнив статическое упражнение у ровной вертикальной поверхности.

Упражнения для хорошей осанки:

1. Упражнения, при которых во время движения на голове удерживается предмет;
2. Статические упражнения (у стены);
3. Строевые и вольные разнообразные упражнения на общее развитие;
4. Упражнения с жонглированием любыми предметами;
5. Корригирующие упражнения, направленные на исправление уже имеющихся недостатков позвоночника;
6. Упражнения на сохранение равновесия на умеренной опоре.
Коррекция осанки включает в себя два этапа. Подготовительный этап помогает увеличить гибкость позвоночника и восстановить нормальный вид кривизне осанки с помощью специально разработанных упражнений.
Основной этап воспитывает и впоследствии закрепляет навыки прямой осанки. Формирование правильной осанки длится, по сути, всю жизнь. Пациент совершенствует свое умение произвольно напрягать и расслаблять группы мышц, несущих прямую ответственность за удерживание позвоночника в нормальном положении.
Каждый человек должен, если хочет сохранять отличную осанку, включить в свой ежедневный распорядок специальные упражнения. Очень полезны регулярные занятия спортом, особенно гимнастикой, подвижными играми и плаванием.
Находясь в положении сидя, человек должен расправить плечи и втянуть живот, а ступни поставить ровно на полу. Неподвижное сидение неблагоприятно влияет на осанку. Специалисты советуют каждые полчаса изменять положение тела, а лучше пройтись или встряхнуться.
При ходьбе нужно следить за положением плеч – должны быть расслаблены, живот втянут, а голова гордо приподнята.
Чтобы иметь правильную осанку, нужно иметь хорошо организованное место для отдыха. Спать лучше на жестком матрасе, подложив под голову ортопедическую подушку. Такое положение тела и головы позволит позвоночнику снять напряжение и отдохнуть.
Женщинам советуется обращать особое внимание на свою обувь. Слишком высокий каблук нарушит равновесие и заставит позвоночник напрягаться еще больше. Правильный выбор бюстгальтера поможет женщине избежать слишком сильной нагрузки на грудной отдел позвоночника. Молодые мамы поощряются не носить ребенка все время на руках, и больше использовать коляски и слинги.
Врачи советуют заниматься танцами, чтобы сохранить красивую и правильную осанку.

Современный человек много времени проводит в сидячем состоянии, и чтобы сохранить здоровье нужно научиться ходить, стоять и сидеть, держа спину прямо. Наш позвоночник сконструирован таким образом, что рассчитан на длительное движение и пружинистый эффект. Если какая-либо его часть блокируется, нагрузка начинает распределяться неравномерно, а это может провоцировать возникновение заболеваний. Поэтому, чтобы этого избежать, человеку нужно научиться держать спину прямо, сохраняя правильную осанку.

Большинству людей приходится сталкиваться с проблемой осанки, начиная со школьного возраста. Обычно ученики неправильно сидят за партами. Некоторые дети выше других, поэтому стараются сгорбиться, чтобы не выделяться среди сверстников. Другие наоборот, обладают невысоким ростом, поэтому старается вытянуться. Девочки надевают обувь на высоком каблуке. Все это формирует неправильную осанку, которая, в свою очередь, вызывает боли в пояснице, а также является причиной многих заболеваний позвоночника.

Но научиться правильно держать спину, сформировать здоровую осанку никогда не поздно и чем раньше начать это делать, тем лучше. Так что мой рассказ о том как формировать правильную осанку будет совсем не лишним.

Попробуйте встать напротив большого зеркала и внимательно осмотрите себя. При правильной осанке, плечи должны находиться на одном уровне. Теперь встаньте к зеркалу боком. Если вы заметили, что плечи направлены вперед, а голова немного наклонена, есть повод задуматься. Ваша осанка далека от идеальной. Теперь встаньте спиной вплотную к стене. Ноги должны быть вместе, руки свободно расположены вдоль тела. В таком положении у вас должны быть три точки прикосновения к стене - пятки, попа, лопатки.

А теперь опять встаньте перед зеркалом, запомнив положение у стены. Посмотрите на себя теперь. Именно так вы должны научиться стоять, ходить, сидеть на стуле. Именно такая осанка правильная. При этом вес вашего тела необходимо научиться распределять равномерно на обе ноги, грудь должна немного выдаваться вперед, плечи нужно развернуть, а мышцы живота слегка напрячь, чтобы поддерживать нижнюю часть спины. В то же время стоять нужно прямо, но не напрягаясь.

Если вы много времени проводите сидя, подберите удобное кресло или стул. Сидение должно иметь подлокотники, чтобы плечи держать прямо, чтобы они не провисали вниз. Ступни ног должны касаться пола.

Если вы не обходитесь без компьютера, нужно также обеспечить себе удобное для работы место. Стул для работы должен иметь надежную спинку, которая будет служить надежной опорой для вашей спины и плеч. Правильно распределяйте нагрузку. Обязательно делайте перерывы в работе, в которые можно походить, подвигаться. Хотя бы просто потянитесь всем телом и затем расслабьте все мышцы.

Очень часто происходит нарушение осанки, когда человек носит тяжелый груз в одной руке или на одном плече. Например, часто можно встретить женщин, тащащих в руке тяжелую хозяйственную сумку. Такое положение позвоночника может привести к негативным последствиям и болезням. В результате сильной нагрузки на одну руку и плечо происходит асимметрия плечевого и тазового пояса. Поэтому носить тяжелую сумку нужно попеременно, то в одной, то в другой руке. Еще лучше вообще не носить тяжестей или использовать рюкзак. Детям полезно заменить школьный портфель ранцем.

Нужно стараться тренировать сильные мышцы спины, шеи, которые будут способны длительно поддерживать вертикальное положение тела. В противном случае, при отсутствии привычки, вы снова начнете уставать, станете сутулиться, опускать голову.

Отличным способом восстановить, улучшить осанку является плаванье. Занимайтесь плаваньем круглогодично. В холодное время года можно посещать бассейн, а летом купаться в открытых водоемах. Зимой ходите на лыжах. Это не только сделает сильными мышцы спины и шей, вернет правильную осанку, но и сделает позвоночник более гибким. При этом лыжные неоценимы для укрепления здоровья.

Чтобы сделать мышцы и связки более сильными, что без сомнения способствует сохранению и поддержанию осанки, существует комплекс простых упражнений для исправления и укрепления осанки, которые легко можно выполнять дома. Итак, как сформировать правильную осанку?

* Встаньте прямо, ноги поставьте на ширине плеч. Медленно вдохните, начиная делать наклон вперед до прикосновения к полу кончиков пальцев, выдохните и выпрямитесь, опять вдохните. Упражнение повторите 5-6 раз.

* Оставаясь в положении стоя, выпрямите спину, вращайте головой сначала 5 раз в левую сторону, затем столько же раз в правую сторону. Упражнение повторите 5-6 раз.

* В положении стоя разведите руки в стороны, держа их на уровне плеч. Сделайте вдох, начинайте совершать повороты туловища, медленно отводя руки назад, прогибайте грудную клетку, сделайте выдох. Вернитесь в исходное положение, сделайте вдох, все повторите.

* Теперь скрепите руки на затылке, а локти и голову слегка отведите назад, прогнув грудную клетку. Сделайте 4 круговых движений всем корпусом. Когда туловище будет отведено назад, нужно вдохнуть, когда вперед – выдохнуть.

* Упражнения для восстановления осанки очень важны и для этих целей разработано много специальных упражнений. Вам останется только подобрать те, которые больше подходят. Но не менее важен постоянный самоконтроль. Сначала будет нелегко все время следить за собой, плечи сами собой будут опускаться, а спина сутулиться. Но со временем вы научитесь держать прямо спину, уже не контролируя этого. И тогда правильная здоровая осанка станет вашим постоянным, надежным спутником.

Татьяна Бойко

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка .

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки , проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей , своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника : шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым , ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка , для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская , круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка ) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении , стоянии, ходьбе.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей , предрасположенность к определенному виду нарушений осанки . В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка , но и исправить , создать новый вариант осанки .

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется . Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка . Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку . Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.



Предупредить возникновение неправильной осанки легче , чем проводить работу по ее исправлению . Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей .

Главные причины нарушения осанки недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.


Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Основным средством и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.


В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание , лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.


Упражнения для малышей чаще носят игровой характер : имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана» .

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно , энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др .

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме , например : «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение» ; «Делай как я» и др.


Для формирования правильной осанки полезны упражнения , выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела .

Волшебная палочка

Исходное положение – ноги на ширине плеч, опущенные руки держат палку за концы. Поднять руки вверх, завести палку за спину. Сделать наклон влево, затем вправо . Вернуться в исходное положение.

Маленький силач

На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?

Ласточка

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад , руки в стороны и замереть.

Повторить упражнение с левой ноги.

Велосипед

Исходное положение – лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы» . Упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку .

Кошка сердится

Исходное положение – стоя на четвереньках. Пусть ребенок представит себя кошкой : «Вот она сердится, фырчит, выгибает спинку. Прогнулась, потянулась. Успокоилась, расслабилась, снова стала доброй!»

Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.

Лягушка на берегу

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.


Литература.

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград : Учитель, 2009.

3. Красикова И. С. Осанка . Воспитание правильной осанки . Лечение нарушений осанки . / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Основными факторами, влияющими на осанку, являются положение и форма позвоночника, положение таза, сила мускулатуры.

Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в коленях не согнуты при стоянии, пятки вместе, голова держится прямо. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения и ведут к образованию сколиоза, кифоза и остеохондроза.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгиба позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот. Нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская и плоско-вогнутая спина, круглая и кругло-вогнутая спина, а так же боковые искажения (сколиоз) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловко, стесняются принимать участие в играх со сверстниками. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещенность;

Привычка правильно переносить тяжелые предметы;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Двигательные координации, физиологические изгибы позвоночника, своды стопы ребенка формируются в процессе его развития постепенно. Большую роль в этих процессах играют базовые факторы развития, сенсомоторные координации, окружающая среда ребенка. Именно эти факторы являются определяющими в развитии осанки ребенка, стопы, двигательного стереотипа. Среди базовых факторов развития выделяют:

Модально-специфические – связанные с органами чувств(тактильные, слуховые, зрительные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые стимулы);

Кинестетический, кинетический, пространственный(пространство мира, схема тела);

Произвольной регуляции;

Энергетического обеспечения;

Межполушарного взаимодействия.

Осанка ребенка формируется с момента рождения до 9-10 лет. Именно в этот период жизни необходимо создавать условия для формирования правильной осанки и оптимального двигательного стереотипа. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуется 4 естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад.

Передвижение ребенок начинает, пользуясь для опоры всеми конечностями. Верхние конечности у него не имеют хватательной функции, она вырабатывается позднее. У новорожденного постепенно выпрямляется тотальный кифоз. В лежачем положении дугообразное искривление позвоночника под действием силы тяжести головы на шейный отдел позвоночника, и нижних конечностей – на поясничный отдел сглаживается. Когда увеличивается сила мышц шеи, ребенок начинает поднимать голову и садится. В сидячем положении увеличивается поясничный кифоз, явление это нормальное. Брюшные мышцы у грудного ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и появляется небольшой поясничный лордоз. В первый период хождения осанка у ребенка следующая: выступающий живот, намечается поясничный лордоз, прямая верхняя часть туловища, иногда небольшой грудной кифоз, небольшая контрактура бедер, колени слегка согнуты.

Переходный тип осанки у детей держится почти весь дошкольный период. Выпячивание живота уменьшается, но не исчезает, поясничный лордоз становится более заметным. Ребра, благодаря тяге брюшных мышц, наклоняются вперед, поэтому грудная клетка несколько уплощается, а плечи округляются, но остаются на своем месте сзади и не перемещаются вперед. Колени выпрямляются в вертикальном положении, но во время хождения остаются немного согнутыми.

В раннем детстве и младшем школьном возрасте у детей часто встречаются нарушения осанки, которые могут привести к серьезным расстройствам нормальной деятельности организма, а в запущенных случаях – к потере работоспособности и ранней инвалидности.

Варианты нарушения осанки.

Круглая спина – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами. При круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклоняются вперед, живот выдвинут вперед, ягодицы уплощены, лопатки крыловидные.

Кругло-вогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Это наиболее часто встречающее нарушение осанки в старшем дошкольном возрасте – более 60 %. Эта форма осанки определяется наличием у детей верхнего и нижнего перекрестного синдрома, т.е. мышцы, склонные к укорочению – укорочены, мышцы, склонные к торможению – расслаблены.

Плоская спина – уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Лопатки крыловидные.

Плоско-вогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или слегка увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

К специальным задачам в дошкольном возрасте при формировании правильной осанки относятся:

Отработка базовых факторов развития;

Формирование правильной осанки и образов правильных движений (оптимального двигательного стереотипа);

Стимуляция деятельности органов и систем, улучшение физического развития;

Улучшение координации движений;

Улучшение и нормализация эмоционального состояния, воспитание социально-уверенного поведения ребенка;

Активизация обменных процессов;

Повышение неспецифической сопротивляемости детского организма;

Растяжение и укрепление мышц передней поверхности тела и укрепление мышц брюшного пресса, с одновременной коррекцией изгиба поясничного отдела позвоночника (ПОП);

Укрепление мышц, отвечающих за постановку лопаток и направленное укрепление мышц-разгибателей спины с одновременной коррекцией грудного отдела позвоночника (ГОП);

Укрепление мышц рук и ног с акцентом на развитие свода стопы.

Все эти задачи объединяет одна, без решения которой невозможно добиться положительного результата – это воспитание рефлекса правильной осанки, сознательного желания стать здоровым, красивым, сильным.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела; упражнений в равновесии и координации, предусматривающих развитие сенсомоторных связей центральной нервной системы. 5 – 6 летний ребенок уже должен уметь сочетать работу правой и левой рук, рук и ног, уметь производить движения с сопротивлением, работать на преодолении тяжести своего тела, координировать работу передней и задней половин тела. Многие дети теряют способность двигаться, если закроют глаза. Часто большие затруднения возникают при пересечении средней линии тела, сочетание поворотов головы и движений глаз, поворотов тела и движений рук и глаз.

А ведь именно эти виды координации лежат в основе таких жизненно-важных локомоций, как ползание, ходьба, бег. И все это неизбежно переходит в трудности при обучении письму и чтению, где необходимые движения руки, глаз, головы также связаны с пересечением средней линии тела.

Итогом сенсомоторного развития является:

1.Координация работы правой и левой половины тела (латеральность ).

2. Согласованность работы верхней и нижней половин тела (центрация ).

3. Согласованность работы передней и задней частей тела (фокус ).

Любое отставание в развитии данных координаций влияет не только на формирование осанки ребенка, на его здоровье, но и на его способность к адаптации в окружающей среде, работоспособность, успешность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию неуверенности в себе, трудностям в обучении. Наличие даже одного из перечисленных отклонений уже может служить причиной формирования неправильной осанки. В приложении приведены тесты на степень развития сенсо- и психомоторных координаций.(см. стр.)

Коррекционно-развивающие упражнения без предметов

В первый месяц занятий следует начинать работу с детьми с ходьбы, ползания, лазания . Именно эти формы движения являются основой сенсомоторного развития, они помогут детям восстановить утраченные способности координировать свои движения, работу тела совместно с деятельностью органов чувств, зрения, слуха и нервной системы. Рассмотрим примеры.

Ходьба:

1) без задания – 16 шагов;

2) на носках, руки в стороны – 8 шагов;

3) на пятках, руки за голову – 8 шагов;

4) на внешней стороне стопы, руки на пояс – 8 шагов;

5) перешагивая через модули – 8 шагов.

Методические рекомендации. Дети выполняют обычную ходьбу в колонне по одному. При выполнении ходьбы на носках колени не сгибать, шаги небольшие, руки точно в сторону, голову не опускать, смотреть прямо. При выполнении ходьбы на пятках не топать, ногу ставить мягко, руки за голову, локти развести, смотреть прямо, таз не отставлять. При перешагивании через модули, высоко поднимать бедро, оттягивая носок.

Комментарий . Необходимо регулярно повторять разные виды ходьбы, которые помогают устранять недостатки такие как: чрезмерное напряжение плечей, недостаточно выпрямленное туловище, некоординированная работа рук и ног, шарканье ногами. Кроме этого, ходьба способствует укреплению мышц стопы, что предотвращает развитие плоскостопия, формирует правильную осанку.

Ходьба босиком, по жесткой поверхности, по матам, по камушкам или пуговицам, по канату, по резиновым массажным коврикам, перешагивая через предметы, по гимнастической скамейке, полусферам, модулям и т.д. эффективно развивает рефлекс походки. Ходьба нормализует деятельность сердечно -сосудистой системы, желудочно-кишечной и эндокринной систем. Формируется зрительная система и увеличивается двигательный опыт.

Ползание:

Ползание на четвереньках:

1) ползание вперед, назад, зигзагом;

2) ползание гетеролатерально (правая рука - левая нога).

Ползание лежа на животе :

1) «ящерка»;

2) лежа на спине, отталкиваясь согнутыми ногами от пола;

3) перекат, способом «бревнышко».

Методические рекомендации. Обратить внимание на правильное выполнение ползания. Движение, стоя на коленях, вперед выполняется разноименными рукой и ногой, с поворотом головы в сторону движущейся руки. То же самое при выполнении ползания назад. Часто, выполняя ползание по-пластунски, дети используют только руки, переставляя их и подтягиваясь, или еще включают в работу одну ногу. Задача педагога – контролировать перекрестную работу рук и ног с одновременным поворотом головы в сторону впередистоящей руки.

Комментарий. Это упражнение относится к обязательным и этапным. Если ребенок не может выполнить это упражнение, то более сложные координированные упражнения, бег и др. будут неэффективными и проблематичными. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки. Это упражнение способствует улучшению межполушарного взаимодействия, координации движений, способности ориентироваться в пространстве. Рекомендуется выполнять ползание по гимнастической скамейке; по наклонной поверхности; по камушкам, резиновым массажным коврикам; в упоре, стоя на коленях, в упоре на предплечьях, по-пластунски, «змейкой» и т.д. Рекомендуется включать ползание в каждое занятие, как в виде отдельного упражнения, так и в ходе игры, эстафеты.

Лазанье: по стремянке, гимнастической стенке.

И.п. – стоя на полу, держась за рейку на высоте груди: присесть на вытянутые руки, вернуться в и.п.

Передвижение боковым шагом по рейке с переходом на др. секции стенки.

Комбинация вертикального лазания с кратковременными висами.

Методические рекомендации. Обратить внимание на то, как ребенок делает захват рейки руками (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и как правильно ставит на рейку ноги (серединой стопы). Ребенок влезает вверх до определенной высоты, перехватывая руками следующую рейку, а потом переставляя ноги. Слезает обратным движением – сначала переставляет обе ноги на одну рейку, а потом перехватывает руками рейку.

Комментарий. Этот вид упражнений рассчитан на преодоление боязни высоты, овладение сложной координацией движений. Служит коррекционным упражнением в плане формирования осанки. Дети пользуются преимущественно приставным шагом, со временем все чаще выносят вперед разные руку и ногу – вырабатывается попеременный шаг. Задействована работа всего мышечного корсета.

Бег:

1) легкий бег на носках;

2) бег «змейкой» с переходом на ходьбу;

3) бег с преодолением препятствия.

Комментарий . Бег по сравнению с ходьбой является более сложной координированной работой. Относительно быстрая смена направления движения формирует координацию работы правого и левого полушарий. Бег развивает у детей выносливость, скоростные качества, легкость, непринужденность движений.

Так же в работе с детьми используют упражнения на развитие симметричной мышечной силы.

Основная стойка (о.с.) – стоя, стопы параллельно друг другу, руки вдоль туловища.

Методические рекомендации . Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги; мышцы бедер напряжены, коленная чашечка поднята; брюшной пресс в тонусе, живот слегка втянут; ягодичные мышцы напряжены; плечи развернуты и опущены; голова приподнята, смотреть вперед-вверх.

Комментарий . Удерживать основную стойку от 15 до 30 секунд. Основной стойке следует специально обучать детей, т.к. умение правильно стоять в дальнейшем может выработать рефлекс правильной осанки.

Массаж биологически активных точек.

Массаж активизирует биоэнергетические зоны, «разогревает» организм, подготавливает органы и системы к последующей физической нагрузке. Выполнять его следует перед началом занятия, в подготовительной части урока. И.п. при массаже – «поза ученика» (сед на пятках), подогнув пальцы. Уже сама поза является рабочей, т.к. растягивает мышцы голени, стопы, передней поверхности бедра.

Ладони: растирать сильно круговыми движениями.

Щеки: растирать круговыми движениями ладоней от носа к ушам.

Лоб: растирать ладонью, каждой поочередно.

Уши: растирать ушную раковину круговыми движениями большого и указательного пальцев.

Волосистая часть головы: растирать пальцами обеих рук круговыми движениями спереди назад.

Пальцы рук: обхватить один палец правой руки ладонью левой (как бы зажав его в кулак) и массировать каждый палец, сильно растирая его по всей длине.

Комментарий . Это положение способствует растягиванию передней поверхности голени и мышц-разгибателей стопы (профилактика плоскостопия). Делая массаж, дети стимулируют зоны на руках и стопах, необходимые для развития рефлексов правильной походки.

Упражнения для мышц шеи. Направлены на зрительно-моторную координацию, на укрепление и растяжение мышц шеи, на выравнивание мышечной тяги шейно-грудного отдела. Это наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; повороты головы направо, налево; полукруги головы. Все наклоны делаются на выдохе.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения тонизируют мышцы плечевого пояса, улучшается подвижность суставов плеч, лопаток, ключиц, прорабатывается грудной отдел позвоночника. При выполнении упражнений необходимо следить за осанкой, голову не опускать, не сутулиться, мышцы живота подтянуть. Это круговые движения плечами всеми руками.

Упражнения для мышц тела . Работа направлена на укрепление мышц спины, поясничного отдела, выравнивание мышечной тяги правой и левой половин тела, снятие мышечных напряжений. Это упражнение «кошечка проснулась» встать на колени, выгнуть спину и снова лечь на живот; стоя на четвереньках, скользить стопой и голенью по полу, делая как бы выпад.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками, локтями. Сохраняя правильное положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в и.п.

2. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удержаться в этом положении 3-4 минуты.

3. То же самое, но без стены.

4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустится в и.п.

5. Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в и.п.

6. То же самое, но без стены.

7. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

8. И.п. – стоя, руку на живот. Вдох – надуть живот – выдох. Медленно.

9. Ходьба с мешочком на голове.

10. Лежа на спине – приподнять голову – проверить правильность расположения тела.

11. Лежа на спине, принять правильную позу, закрыть глаза – расслабить все мышцы – стать как «тряпичная кукла». Открыть глаза, принять правильную позу.

Эти упражнения можно давать в любой части урока и как контрольные между упражнениями на укрепление мышечного корсета.

Работа с большим гимнастическим (ортопедическим) мячом.

Одним из самых эффективных средств развития и коррекции осанки для детей дошкольного возраста являются занятия на больших мячах. Занятия с мячами имеют свои особенности. Во-первых, это нестабильная опора, заставляет включать в работу те или иные группы мышц. Работа на подвижном, постоянно «желающим его уронить» мяче, усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент – мяч это игрушка, он партнер, он красив и, главное, неподвижен, т.е. взаимодействует с ребенком.

Упр. 1 . И.п. – сидя на мяче, ноги на полу. Движения тазом вперед-назад, вправо-влево. Темп медленный.

Комментарий . Упражнение направлено на укрепление мышц таза, способствует формированию поясничного лордоза, укрепляет мышцы живота, снимает блок с мышц ПОП (поясничный отдел позвоночника).

Упр. 2. И.п. – стоя на коленях, мяч перед собой, руки прямые лежат на мяче. Лечь грудью на мяч, руки поставить на пол перед мячом. Выполнить перекат на живот – затем вернуться в и.п.

Одним из направлений профилактической медицины и медико-санитарной пропаганды является осведомление детского и взрослого населения о важности правильной осанки для полноценности здоровья. И это не напрасно, ведь красивая осанка вызывает не только эстетическое удовлетворение у ее обладателя и окружающих, но и служит компонентом, предопределяющим физическую полноценность тела и функциональные способности внутренних органов. Главным аспектам поддержания и характеристикам нормальной осанки, ее патологическим изменениям и возможностям коррекции посвящена данная статья.

Показатели, характеризующие осанку

В понимании большинства людей осанка – это положение позвоночника и спины человека, находящегося в вертикальном положении. Отчасти это так и есть. Но на самом деле осанка человека представлена более широким понятием, объединяющим в себя:

  • положение головы и шеи;
  • cимметричность структур, образующих пояс верхних конечностей (ключицы, лопатки и мышечные группы, окружающие их);
  • особенности и выраженность изгибов позвоночного столба, что определяет форму и положение спины;
  • анатомические особенности грудной клетки и формы живота;
  • положение таза и нижних конечностей.

Важно помнить! Осанка – это типичное положение и анатомические взаимоотношения сегментов тела конкретного человека, в котором он находятся непринужденно в состоянии покоя, пребывая в вертикальном положении. Проще говоря, под осанкой понимают то положение тела, в котором человеку удобно находиться, стоя в расслабленном состоянии.

Как формируется и от чего зависит правильность осанки

Благодаря эволюции, человеку удалось обрести способность к передвижению на двух нижних конечностях, находясь при этом в вертикальном положении. На самом деле это очень сложный безусловно рефлекторный акт, в котором принимают участие:

  • костные образования скелета: пяточные и кости стоп, голеней, бедер, таза, всех отделов позвоночника;
  • мышечные структуры: мышцы поясов верхних и нижних конечностей, околопозвоночных, шейных и других мышечных групп туловища;
  • связочно-капсульный аппарат позвоночника и конечностей;
  • нейро-рефлекторные механизмы, поддерживающие непроизвольный мышечный тонус при переходе тела в вертикальное положение.

Формирование осанки изначально предопределено наследственными механизмами. Но это далеко не единственный фактор, влияющий на ее тип. Лишь грубые врожденные деформации в состоянии однозначно определить, что осанка будет патологической, а впоследствии и у взрослого человека. Во всех остальных случаях фенотипические факторы, влияющие на организм после его рождения в процессе роста и жизнедеятельности, имеют намного большее значение, чем врожденные.

Механизм формирования осанки формируется в зависимости от тех функциональных способностей и нагрузок, которым подвержен организм в конкретный промежуток времени. Новорожденный с первых дней жизни приобретает строго выпрямленный позвоночник, который сменяется его изогнутым типом. По мере развития способностей удержания головки, сидения и ходьбы формируются плавные физиологические изгибы позвоночного столба в переднем и заднем направлениях ( и кифоз), меняется угол наклона таза. Соответствие тонуса, объема мышечного околопозвоночного корсета, в частности его сгибательной и разгибательной групп, активности роста костных структур и нагрузок, которым они подвержены, определяет тип формирования и дефекты осанки. Умеренные изгибы позвоночника для того и нужны, чтобы максимально уменьшить нагрузки на нижние его отделы и улучшить амортизационные свойства во время ходьбы или при выполнении иных нагрузок.

Не последнее значение в этом процессе занимают общесоматические и нейрогенные факторы. Ведь даже самые идеальные в анатомическом и функциональном отношении компоненты осанки могут утратить свою структуру и способности на фоне нарушения обменно-трофических процессов в организме или иннервации определенных мышечных групп. Все это непосредственно или опосредовано влияет на характеристики позвоночника и других сегментов тела, определяющих правильность осанки.

Характеристики правильной осанки

Осанка может считается правильной, если срединная вертикальная ось тела проходит от центра свода черепа. Касаясь нижней челюсти по задней поверхности, она спускается по касательной к выпуклости шейного отдела. Незначительно срезая дугу поясничного лордоза, через центр таза проходит у переднего края коленного сустава, заканчиваясь в центральном отделе стопы. Все структуры, находящиеся по обе стороны от этой линии, должны быть симметричными.


Беременность и послеродовый период – один из факторов риска возникновения нарушений осанки у взрослых

На практике проверка правильности осанки базируется на определении таких признаков:

  1. Голова находится в прямом положении.
  2. Симметрия в расположении углов лопаток, надплечий и сосков.
  3. Одинаковая длина и расположение шейно-плечевых линий (условных линий, соединяющих ухо с плечевым суставом).
  4. Симметричность треугольников талии (щелей треугольной формы между туловищем и опущенными руками).
  5. Линия, проведенная через остистые отростки позвонков, имеет прямое направление.
  6. Равномерная выраженность изгибов позвоночника кпереди в шейном и поясничном отделе и кзади в грудном с крестцовым.
  7. Симметричность рельефа поясничной области и грудной клетки в строго вертикальном и положении легкого наклона туловища вперед.
  8. Строго горизонтальное расположение оси таза и симметричность его костных ориентиров.
  9. Одинаковая длина нижних конечностей и нормальные характеристики сводов стоп.

Характеристики нормальной осанки изменяются в зависимости от возраста. Эти отличия незначительные и позволяют выделить типичные виды осанки дошкольного, школьного и юношеского возраста. Последняя не отличается от таковой у взрослых. Если имеет место несоответствие полученных данных тем, которые типичны для нормальной осанки, говорят о ее нарушении. Как правило, возникают они в школьном возрасте из-за неправильных нагрузок и рабочей позы, а в случае несвоевременной коррекции сопровождают человека на протяжении всей жизни.

Важно помнить! Оценка осанки проводится путем обычного осмотра при условии обнажения основных ориентиров (исследуемый раздевается до нижнего белья) в положении стоя с равномерной опорой на обе ноги, находящиеся в разогнутом в коленных суставах положении с соединенными пятками и разведенными носками.

Виды и проявления нарушений осанки

Несмотря на то, что некоторые патологические состояния со стороны опорно-двигательной системы не считаются отдельными заболеваниями, влияние осанки на здоровье человека однозначно велико. Это значит, что неправильная осанка становится фоном, на котором могут возникать дегенеративно-дистрофические процессы в позвоночнике (остеохондроз, компрессионные переломы, стойкий сколиоз или иные деформации), нарушение анатомических взаимоотношений и функции внутренних органов (легких, сердца, пищеварительной системы), ухудшается кровоснабжение головного мозга из-за сдавления позвоночных артерий в шейном отделе позвоночника. Все это сопровождается синдромом выраженной позвоночной боли.

Существует несколько типичных видов нарушений осанки. Основные из них приведены в таблице.

Тип нарушений осанки Виды нарушений Характеристики неправильной осанки

Искривление позвоночника в сагиттальной плоскости

Сутулуватость

  • Усиление грудного кифоза (изгиба позвоночника кзади) незначительной степени выраженности;
  • Слабая выраженность лордоза в поясничном отделе;
  • Сведенные вперед и опущенные плечи;
  • Недостаточное прилегание лопаток к спине;

Круглая спина

  • Увеличение грудного кифоза на большом протяжении, вследствие чего он приобретает вид дуги;
  • Сглаженность поясничного лордоза;
  • Пребывание головы в наклоненном вперед положении;
  • Плечи сильно опущены и сведены;
  • Выраженное плохое прилегание лопаток;
  • Ноги постоянно присогнуты в коленных суставах;
  • Запавшая грудная клетка;
  • Ограничение подвижности плечевых суставов (возможность поднятия рук кверху).

Кругловогнутая спина

  • Усиление дуги всех физиологических изгибов;
  • Надплечья, голова и шея наклонены вперед;
  • Выступание и свисание живота;
  • Максимально разогнуты колени, что возникает рефлекторно для удержания центра тяжести тела;
  • Гипотрофия мышечных групп спины и живота;
  • Опущение внутренних органов.

Плоская спина

  • Сглаженность дуги всех физиологических позвоночных изгибов;
  • Слабая выраженность и смещение кверху поясничного лордоза;
  • Выступание вперед нижней части живота;
  • Слабая выраженность грудного кифоза;
  • Смещение грудной клетки вперед;
  • Гипотрофия мышц спины, грудной клетки, поясов верхних и нижних конечностей.

Плоско-вогнутая спина

  • Уменьшен кифоз грудного отдела позвоночника;
  • Незначительное увеличение поясничного лордоза;
  • Таз и ягодицы чрезмерно выступают кзади, а живот кпереди;
  • Узкая грудная клетка;
  • Гипотрофия и слабость мышц брюшного пресса.

Искривления позвоночника во фронтальной плоскости

Сколиотическая осанка

  • Смещения линии остистых отростков и позвоночной оси в стороны в виде одной большой или двух-трех небольших дуг;
  • Нарушение симметрии сегментов тела и конечностей: наклоны головы в ту или иную сторону, расположение плеч, надплечий, сосков, лопаток на разной высоте;
  • Нарушение симметрии треугольников талии: разная их форма, выраженность и высота расположения;
  • Мышечная дистония туловища в виде повышения или ослабления тонуса мышц на одной из сторон;
  • Снижение мышечной силы

Важно помнить! В некоторых случаях, как у взрослых, так и у детей встречается сочетание разных видов нарушения осанки. Чаще всего происходит формирование сколиотического типа на фоне плоской спины, что связано с мышечной дистонией и слабостью позвоночника, который может деформироваться в разных направлениях.

Возможности коррекции и борьбы с проблемой

Лечение любых нарушений осанки – длительный процесс, поскольку он связан с необходимостью изменения структуры плотных анатомических образований скелета. Лучше, если все будет проходить под контролем ортопеда. Комплекс лечебных мероприятий при нарушениях осанки может быть представлен следующим образом:

  1. Нормализация режима дня и двигательной активности.
  2. Полноценное питание.
  3. ЛФК и лечебная гимнастика.
  4. Использование специальных корригирующих корсетов.
  5. Массаж и мануальная терапия.
  6. Физиотерапевтические процедуры.
  7. Санаторно-курортное лечение.

Нормализация режима дня и двигательной активности

У взрослых и у детей с нарушениями осанки очень важно правильно откорректировать режимы ежедневных физических нагрузок, отдыха и сна. Их неправильная организация зачастую становится причиной возникновения данных отклонений. Режим дня должен быть построен таким образом, чтобы в нем достаточно времени уделялось активному отдыху, исключению тяжелых нагрузок на позвоночник. Во время сна рекомендовано положение на спине, исключается использование высоких подушек и мягких кроватей. Используется либо твердый щит, либо специальные ортопедические матрацы и подушки.

Что касается режимов двигательной активности тех, у кого плохая осанка, то они определяются степенью выраженности нарушений и могут быть такими:

  • Щадящий – предполагает обязательное ношение индивидуально подобранного корсета. Назначается при тяжелых степенях нарушений осанки (декомпенсированный сколиоз, послеоперационный период и т.д.).
  • Щадяще-тренирующий – предполагает исключение напряженных нагрузок на позвоночник. Назначается при выраженных, но компенсированных нарушениях осанки, которые склонны к медленному прогрессированию.
  • Тренирующий – предполагает укрепление мышц позвоночника и расширение объема движений до уровня повседневных нагрузок, но исключает профессиональный спорт и тяжелую работу. Показан при незначительно выраженных нарушениях осанки.

Полноценное питание

Данный компонент лечебного комплекса включает в себя коррекцию рациона в виде нормализации количества белковой, углеводистой и жирной пищи. Обязательно употребление в достаточном количестве продуктов, богатых витаминами, микроэлементами и электролитами, в первую очередь кальцием.

ЛФК и лечебная гимнастика

Так как одним из механизмов нарушений осанки является мышечный, путем укрепления определенных мышечных групп плечевого пояса и спины можно добиться положительных результатов при борьбе с данной проблемой. Установлено, что мощный мышечный корсет способен полностью устранить умеренное искривление позвоночника и удерживать его в правильном положении. Декомпенсированные нарушения не могут быть полностью устранены, но значительно уменьшаются на фоне ЛФК. Главное в организации этого процесса – подобрать комплекс правильных упражнений.

Использование специальных корригирующих корсетов

При помощи индивидуально изготовленных жестких или эластических мышечных корсетов может лечиться не только умеренно, но и тяжело деформированная осанка у детей. Однако не стоит надеяться только на этот метод коррекции и обязательно применять его в комплексе с другими методиками. Его преимущества в том, что существует возможность устранения костных деформаций. Недостаток только один – возникновение гипотрофии мышц на фоне длительного ношения корсета. Но этот недостаток может быть устранен путем обязательного включения в лечебный комплекс ЛФК и исключения ношения жесткого корсета при легких нарушениях осанки.

Массаж, физиотерапия и санаторно-курортное лечение

Их роль в коррекции нарушений осанки дополнительная. Использование данных методов лечения тем актуальнее и эффективнее, чем меньше степень выраженности патологии. При декомпенсированных деформациях массаж и физиотерапия (водные процедуры, магнитотерапия, электрофорез, парафин и др.) дополняют базовые методы консервативного и оперативного лечения. Санаторно-курортные мероприятия отлично подходят для всех детей и взрослых в периоде реабилитации.


Правильное положение за учебной партой – один из главных методов профилактики нарушений осанки у детей

Как предотвратить проблему

Профилактика нарушений осанки должна проводиться с раннего детского возраста. Она включает в себя:

  • использование твердой и ортопедической постели для сна;
  • коррекцию патологии стоп (косолапость, плоскостопие) путем изготовления специальной обуви и использования ортопедических стелек;
  • правильную организацию двигательного режима и режима отдыха;
  • исключение тяжелых физических нагрузок на позвоночник. Преимущество должно отдаваться обычному активному образу жизни;
  • жесткий контроль за правильностью положения тела в повседневной жизни (сидение за партой, равномерные распределение нагрузок при ношении рюкзаков и портфелей и т.д.);
  • полноценное сбалансированное питание, соответствующее возрасту;
  • подбор мебели соответственно возрастным или индивидуальным особенностям ребенка;
  • занятия водными видами спорта и закаливание.

Нарушения осанки считаются распространенной проблемой, которую в большинстве случаев можно устранить без использования специальных медицинских мероприятий. Достаточно лишь осознания причин ее возникновения и желания внести небольшие коррективы в привычный образ жизни.