Как подобрать правильный парашют? Опыт и его актуальность. Физическая подготовка и возраст

Каждый парашютист выбирает наиболее подходящий для своих целей купол. Будь уверен, что ты “выжал” всё из своего нынешнего купола, прежде чем пересаживаться на более быстрый или меньший по размеру.

Опыт и его актуальность

В целом, чем больше прыжков ты совершил, тем богаче твой опыт пилотирования и приземления куполов. Но это не обязательно должно означать, что общее количество прыжков указывает на хорошее управление парашютом. Делая большие перерывы в прыжках, мы несколько притупляем ”чувство купола” и свою оценку высоты. Потребуется сделать несколько разминочных прыжков, прежде чем ты снова станешь летать как прежде. Совершая прыжки регулярно, или хотя бы большими блоками, ты много чему сможешь научиться в короткие сроки. Но старайся оценивать собственный опыт критически, объективно, и не стесняйся спрашивать совета у инструкторов и многоопытных воздухоплавателей.

Дальнейшее уменьшение площади купола чревато болезненными последствиями даже при мизерных ошибках.

Полный вес парашютиста

Твой общий вес в подвеске является определяющим фактором загрузки крыла и играет первоочередную роль при выборе размера купола. Связывать загрузку крыла с общим количеством своих прыжков ошибочно. Понятно, что менее опытные парашютисты (речь НЕ об общем количестве прыжков, а об опытности) должны выбирать менее загруженные купола, чем их более опытные товарищи. Правильный выбор определяется индивидуальными навыками пилота, его способностью “понимать” купол, безопасно им управлять, и умение давать правильные “вводы” в экстренных ситуациях в полёте и при посадке.

Как правило, для студентов не должна превышать коэффициент 0,8. Для начинающих спортсменов приемлемо постепенно перейти к загрузке 1,05 и оставаться на таковой до убедительной демонстрации способности приземляться на таком крыле во всех случаях. Дальнейшее уменьшение купола на этом этапе чревато болезненными последствиями даже при мизерных ошибках. Сперва убедись, что ты действительно уверенно управляешь своим куполом во всех ситуациях, прежде чем “уменьшиться”.

Если ты прыгаешь на новой для себя дропзоне на высоте 400 м над у.м. при 30-ти градусной жаре после длительного перерыва - не забывай о пределах возможностей своего купола!

Физическая подготовка и возраст

Разные парашюты по-разному открываются. Одни разворачиваются не спеша, другие - быстро. Чем быстрее происходит наполнение купола, тем больше динамическая нагрузка на тело парашютиста. Чем ты старше, тем дольше заживают различные травмы. Приземления маленьких куполов в штиль обычно заканчиваются пробежкой или скольжением для убавления скорости. Неспособность бежать с нужной скоростью приводит к падению лицом вперёд, зачастую на не самую мягкую поверхность. Большие же купола с высоким профилем при приземлении медленнее летят по горизонту, но быстрее снижаются по вертикали при посадке, что может привести к жёсткому приземлению.

Возвышение над уровнем моря

Атмосферное давление воздуха на уровне моря больше, чем на высоте. Чем выше находится дропзона, тем менее летучим и управляемым будет твой купол при приземлении. На каждые 300 метров высоты мы теряем около 4% управляемости. Если ты прыгаешь на дропзоне, расположенной выше моря на километр, то твой купол становится на 12% менее летучим. Это приблизительно разница на один типо-размер.

Зона приземления

Скоростные приземления на куполе с высокой загрузкой требуют большого простора. Точные приземления обычно легче удаются с классическими 7-ми секционными куполами по сравнению с 9-ти секционниками малых площадей, которые летят далеко при приземлении.

Убедись в том, что ты уверенно справляешься с приземлениями при разных сложных условиях на своём куполе прежде, чем “уменьшаться”.

Обычно площадки приземления обеспечивают достаточно места для безопасных посадок. Изучение аэрофотографии дропзоны и её окрестностей позволяет найти запасные площадки для нештатного приземления. Также эти снимки могут подсказать места, где можно встретиться с турбулентностью при различных направлениях ветра . Планируй каждое своё приземление с учётом возможной турбулентности.

Температура воздуха

Холодный воздух плотнее тёплого. В холодном климате купола показывают большее качество полета, нежели в тёплом.

Не придумывай “План Б” впопыхах. Продумай его, пока ещё есть запас высоты, а ещё лучше - перед прыжком, на земле.

Траффик

Дропзоны покрупнее используют, как правило, и самолёты больших размеров. А это приводит к большой загруженности зоны приземления. Прежде, чем выполнять запланированный заход на посадку, убедись в наличии свободного для этого воздушного пространства. В случае, если выполнение задуманного плана почему-либо затруднено, вспомни о приоритетах приземления (в безопасном месте, без низких поворотов, против ветра) и продумай “План Б”. Не придумывай “План Б” впопыхах, продумай его, пока ещё есть запас высоты, а ещё лучше - перед прыжком, на земле. Будь всегда предельно внимательным во время пилотирования купола и при приземлении.

Ветер

Каждая местность имеет свои типичные направления и силы ветров. Зная их, а также возможные локальные особенности в различных точках площадки приземления, легче составить “План Б” для разных направлений захода на посадку, и, тем самым, избежать необходимости придумывать план нештатной посадки в последнюю минуту. Чем сложнее ветровая обстановка, тем более осмотрительными вы должны быть при приземлении.

Цель

Поскольку цели при занятии парашютным спортом у всех индивидуальные, то и типы куполов в продаже представлены разные. За исключением учебных парашютов, куполов для точности приземления и для групповой купольной акробатики, большинство куполов имеют эллиптическую или полу-эллиптическую форму. Как правило, купола с большим соотношением длины к ширине будут более эллиптичны и более чувствительны к вводам. Чем меньшей площади крыло и чем оно более эллиптично, тем лучше должны быть навыки пилотирования для безопасного приземления. Некоторые купола медленнее наполняются, некоторые летают быстрее, а у иных большая подъёмная сила. Продумай свои требования к парашюту и найди тот, который лучше соответствует твоим пожеланиям.

Сперва убедись, что ты “выжал” всё из своего нынешнего купола в плане мастерства прежде, чем пересаживаться на более быстрый или меньший по площади.

Факторы

Также, как описанные выше факторы влияют на твой выбор парашюта, также они будут влиять на полётные характеристики. Скажем, если ты впервые прыгаешь на новой для себя дроп-зоне, расположенной на высоте 400 м над у/м, при температуре воздуха 30 градусов Цельсия, после длительного перерыва в прыжках - пределах возможностей своего купола!

Три этапа классификации себя как пилота купола:

    Используя фиолетовую, голубую и красную шкалы, определи свой высший результат.

    На уровне своего высшего результата, проведи вправо горизонтальную линию до места пересечения с чёрной диагональю и узнай свою квалификацию.

    Теперь проведи черту вниз до горизонтальной оси и найди ближайшее справа число. Это и будет максимальная для тебя загрузка крыла.

Примечание

Это только руководство, и оно должно быть принято совместно с чтением об ограничениях и переменных, описанных выше. Данные таблицы просчитаны для 9-секционников, куполов из ткани нулевой воздухопроницаемости и прыжков с площадок, расположенных на уровне моря. Для 7-секционных куполов уменьшение на один размер является приемлемым. При прыжках на ДЗ, расположенных выше уровня моря, необходимо добавить 4% к размеру купола на каждые 300 метров возвышения.Текст и схема изначально созданы Райнером Босом в рамках руководства к курсу “Безопасного пилотирования куполов”.

Источник skydivemag.com Перевод Максим Любимов

Если вы считаете эту статью интересной и полезной, поделитесь ею в социальных сетях на личной странице или в вашей группе. По всем интересующим вопросам можете обращаться по адресу
С уважением Ваш Skycenter

В виду того, что сейчас довольно большое предложение всевозможных запасных парашютов для парапланерного и дельтапланерного спорта, то выбор сделать очень сложно.

Можно выделить три группы, по которым можно хоть как-то провести небольшой анализ:

1. Запасной парашют с круглой формой купола и втянутой вершиной.
2. Запасной парашют с квадратной формой купола.
3. Управляемый запасной парашют с клинообразной формой купола.

Запасной парашют с круглой формой купола и втянутой вершиной

Благодаря такой форме купола удается обеспечивать при небольшой площади парашюта приемлемые время раскрытия и скорость снижения. Под приемлемыми мы понимаем такие показатели, которые соответствуют нормам европейской сертификации.
Воздух, встречаясь с поверхностью купола запасного парашюта, начинает сложное вихревое движение, увеличивая сопротивление. Отличное свойство при довольно простом технологическом решении! Объем парашюта и масса небольшие (масса около 2-3 кг).

Яркие представители:


Площадь купола — 32 м.кв.
Масса - 2,0 кг

Сейчас спрос на эти запасные парашюты падает, так как многие производители, используя новые и прочные материалы, добились массы парашюта в пределах 1-2 кг!

Среди них можно выделить:



Плюсы запасных парашютов - простота конструкции, простая схема укладки. Минусы - маятниковая раскачка в некоторых случаях. Сложное взаимодействие с непогашенным куполом параплана.

Для полетного веса в 100 кг в среднем:
Площадь купола - 20,5 м.кв.
Масса - 1,2 кг
Время раскрытия - соответствует нормам EN и LTF

Запасные парашюты с квадратной формой купола

Такие парашюты стали применяться для парапланерного спорта совсем недавно, хотя в Европе их используют военные довольно давно.

Управляемые запасные парашюты стали делать довольно давно, но популярность они начинают приобретать только сейчас. Проблема этих парашютов была в том, что раскрываясь рядом со скалами можно было в них влететь, не успев отвернуть. Парашют набирал горизонтальную скорость сразу же после раскрытия. Это не позволяло применять запасные парашюты типа Rogallo рядом со скалами. В современных моделях этот недостаток устранен! В момент раскрытия и до момента, пока пилот не взял в руки стропы управления, запасной парашют типа Rogallo ведет себя как классический парашют, медленно снижаясь. Стоит взять в руки стропы управления, как парашют начинает набирать горизонтальную скорость. Правда, нужно позаботиться о том, чтобы подтянуть к себе параплан за B-ряды. Качество планирования у управляемых запасных парашютов достигает 2 единиц, что позволяет самостоятельно выбирать площадку для приземления.

В нашем магазине можно заказать Запасной парашют Krisis Rogallo 2 (Kortel Design).

Для полетного веса в 100 кг:
Площадь купола - 41,75 м.кв.
Масса - 1,95 кг
Время раскрытия - быстрее нормы EN.

Плюсы - возможность использования горизонтальной скорости для выбора площадки для приземления!
Минусы - необходимо подтаскивать купол параплана за B-ряды, чтобы использовать возможность полета на парашюте.

Видно, что купол несколько тяжелее своих облегченных собратьев, но есть неоспоримое преимущество - управляемое парашютирование!

Критерии выбора парашюта:

ТИП КУПОЛА:

Общий класс

К этому виду относятся практически все 7-и и 9-и секционные купола из F-111, и сюда можно отнести комбинированные купола F-111/ZP. Отличаются малой скоростью реакции и невысокими скоростями. Позволяют надежно и безопасно приземляться

Высокий класс

Относятся 9-и секционные купола прямоугольной формы, или немного зауженные к краям, из ZP.
Эти купола высокого имеют большую скорость и значительно большую реакцию.

Высший класс

Сюда входят 9-и секционные эллиптические купола из ZP.
Подобные купола имеют еще большую скорость и силу реакции на действия человека.

ЗАГРУЗКА 0,9 – 1,3: Безопасная загрузка, рекомендуемая фирмами-производителями
ЗАГРУЗКА 1,3 – 1,5: Купол становится более энергичным в выполнении маневров, хотя еще остается относительно достаточно безопасным.
ЗАГРУЗКА 1,5 – 1,8: приземление с прямой без специального разгона становится очень трудным,
ЗАГРУЗКА 1,8 – 2,0:. При такой загрузке приземление необходимо выполнять только после специального разгона,

УРОВЕНЬ ОПЫТА

1) Новичок –низкий уровень знаний и умений. Для них используются специальные купола, зачастую это 9-и секционные, из F-111, с площадью от 250 до 340 кв.футов,

2) Начинающий –обучение по программе закончено, и человек начинает прыгать самостоятельно. Лучше всего использовать 9-и секционный купол (можно и 7-и), из из F-111, с загрузкой 1,1 – 1,3.

3)Уверенный в себе начинающий – наступает после 70 – 100 прыжков, считает что он все знает, с трудом воспринимает попытки доказать ему что то, что он делает – небезопасно.
Лучше использовать прямоугольный 9-секционник из из F-111 или ZP с удельной загрузкой 1,1 – 1,4 фунта/кв.фут.

4) Опытный парашютист - наступает, когда человек начинает видеть истинную опасность и берет ответственность за свои действия.
Опытные парашютисты предпочитают эллиптические купола из ZP, иногда прямоугольные, тоже из ZP. Загрузку подбирают в зависимости от предпочтений.

РЕСУРС КУПОЛА

1) Для куполов из F-111 приблизительно 1000 прыжков
2) Для куполов из ZP не менее 2000 прыжков

Если есть возможность – приобрести новую систему от ведущих зарубежный производителей. Если возможности нет – целиком пользованную хорошую систему. Если и это не получается– то хотя бы один основной купол, даже б/у, он прослужит дольше чем отечественного производства. Ну и на крайний случай, то тогда выбирать что-нибудь типа “Радар” или по возможности что-нибудь из отечественной техники от частников.

Парашюты: торможение свободного падения
В зависимости от стажа «пользователя» и формы купола парашюты делятся на несколько категорий и характеризуются следующими параметрами: размером крыла, свободой управления, способностью перемещения по горизонтали (т.н. «аэродинамическим качеством» - коэффициентом соотношения расстояния, пройденного парашютом по горизонтали, к расстоянию по вертикали).
Начинающим, да и то не на всех дропзонах, больше всего подходят неуправляемые круглые купола с малыми скоростями снижения и движения по горизонтали.
Купола-«крыло» бывают нескольких разновидностей и, соответственно, применяются в разных видах спорта.
Крыло «классика» достаточно велико - имеет площадь в 25-27 квадратов, полностью управляемо при помощи клевант, а благодаря способности переходить из горизонтального полёта в вертикальное снижение используется для соревнований на точность приземления. Круглые купола повсеместно признают морально одряхлевшими, поэтому иногда на «классике» учат новичков. Такие крылья большой площади незаменимы в показательных выступлениях и купольной акробатике, а для сотрудников МЧС - при приземлении на ограниченные площадки. На «классике» легко спрыгнуть с любого летательного аппарата, скорость которого не превышает 200 км/час.
Скоростники - это крылья малой площади, всего 17-10 квадратных метров, требующие пространства для манёвров. Если на таком крыле лететь, ничего не делая, оно, может, и не убьёт, но наверняка покалечит - слишком велики скорость снижения и горизонтальная скорость, доходящая до ста километров в час. Спортсмен должен быть уверен в том, что сможет затормозить, вовремя затянув клеванты. Этому учатся, и довольно долго.
Такие купола используют для свупов - пролётов на огромной скорости горизонтально над самой землёй. Свуперам даже устраивают специальные водные дорожки, над которыми они пролетают, касаясь ногой воды.
Отдельная тема - бейс-парашюты . Купола для бейс-джампинга должны открываться сразу и без перекосов. В этих системах не предусмотрен запасной парашют, ведь малая высота прыжков с небоскрёбов и мостов не позволит его применить. Хотя на остальных типах парашютов запаска должна быть обязательно, иначе к полётам не допустят.
Итак, мы разобрались, с чем прыгать. Теперь нужно решить, откуда. Это может быть твой личный или клубный самолет типа АН-2, скала, мост, небоскрёб для бейс-джампинга или мотодельтаплан, о котором я ещё расскажу.
Для совсем ленивых есть способ проще: раскрой парашют, подними его, как параплан, над головой навстречу сильному - метров 15-18 - ветру и лети со склона, будь то зимние Карпаты (тогда уж и лыжи цепляй) или гора Клементьева в Крыму.

Парапланы: на ловлю ветра
Усложнив себе жизнь изобретением рукотворного крыла, люди смогли придумать и множество способов привести эту штуку в движение. Например, при помощи динамика - ветра, который, огибая склон горы или холма в наиболее крутом месте, движется строго вверх. Или термика - нагретого воздуха, в потоках которого не гнушаются парить орлы. Их-то и стремятся оседлать парапланеристы.
Переходная форма в цепи эволюции от парашюта к параплану - планирующий парашют - используется только для спусков с гор пара-альпинистами. Всё просто: к вершине - на своих двоих, обратно - на крыле. У этих крыльев площадь слишком мала, а скорость, как следствие, приличная, поэтому они не годятся для полётов вверх. Но и с самолёта, как с парашютом, с ним не спрыгнешь.
Ученический параплан летает очень медленно и хорошо парит. Бывает, что при порывистом ветре возникают перегрузки одной стороны крыла, и оно может непроизвольно сложиться в тряпочку, неспособную к дальнейшему полёту. Так вот, ученические купола почти не входят в сложения, а если такое и случается, они самостоятельно из них выбираются.
Продвинутый параплан имеет хорошие способности к стабильному полёту и неплохую скорость (40-50 км/ч), но достигается это потерей безопасности. Пилот этого аппарата подвешен на сложной системе строп, которая равномерно распределяет его вес на крыло, создавая эффект маятника. Умение отлавливать тенденцию купола к сложению и распределять свой вес, компенсируя смену нагрузки на крыло, достигается несколькими месяцами тренировок и годами самостоятельных полётов.
Кроме того, существуют спортивные парапланы для профи, которые любят соревноваться в скорости и дальности полётов, но это крылья - или для очень опытных, или для очень бесстрашных.
Статус ученического, продвинутого или спортивного модель получает после проверки на безопасность. И вот тут-то определяется еще один тип - open class - крыло, не получившее сертификации: летай на свой страх и риск.
Special - это парапланы для акробатики, совершенно сумасшедшего вида спорта, в котором используется бешеная инерция разгона на сверхперегруженном крыле. Особая техника управления позволяет совершать невообразимо сложные и смертельно опасные трюки. Если простые смертные пресловутый маятник системы «пилот-параплан» стараются удержать в стабильном состоянии, то акробаты, наоборот, вытворяют фигуры высшего пилотажа, выводя эту систему из равновесия как можно более безбашенным способом. Небольшое по площади крыло пилот перегружает для того, чтобы оно сразу реагировало на малейший сигнал клевантами или весом. Купола special называют болидами, ассоциируя их с Формулой-1, ведь скорости там достигают сотни и больше километров в час.
Помимо функциональной классификации, парапланы можно характеризовать и по техническим параметрам.
Тандем - это параплан увеличенной площади с возможностью нести пассажира или даже двух при наличии пассажирской подвесной системы. Незаменим для парашютиста, желающего прыгнуть квази-бейсджамп, а также для того, кто летать не умеет, но очень хочет покататься на параплане и поснимать пейзажи на видео.
Пилот мотопараплана восседает на специальной подвесной системе с пропеллером-мотором за спиной, подобно старому доброму Карлсону. Мотор позволяет обходиться без динамика и без гор, произвольно набирать высоту и лететь, куда душе угодно, пока есть топливо. За это его особенно ценят любители маршрутных полётов.

Дельтапланы: отряд жесткокрылых
Если параплан можно засунуть в рюкзак и на троллейбусе отправиться к ближайшей подходящей возвышенности, то дельтаплан требует автомобиля для транспортировки. Такси зарезервировать не получится - в авто должна быть предусмотрена специальная система верхнего багажника для перевозки сложенной дельты. Так что к стоимости крыла обязательно плюсуй стоимость автомобиля.
Дельтаплан сложно подготовить к полету, да и ветер подходит только сильный, начиная с 10-12 м/с. Но пилоты дельты знают, на что идут, ведь этот тип крыла по сравнению с мягким парапланом обладает несравненным преимуществом: он жестко растянут по каркасной конструкции. Это даёт возможность развивать высокую скорость, отрабатывать сильные потоки и подниматься на полторы тысячи метров и выше. Есть у скорости дельты и свой минус - для выхода из аварийной ситуации требуется большая физическая сила, выносливость и пространство для совершения манёвра.
Прикрепив к дельтаплану мотор и специальную тележку, ты сможешь летать как на мини-самолёте. Сейчас выпускают телеги как для старта с моря - на гидролыжах, так и на обычном шасси, которое позволяет взлетать даже с обычной шоссейки, подальше от гаишников.
Зачастую человек с красными от ветра глазами, замеченный вчера в компании парашютистов, сегодня обсуждает недостатки и достоинства дельты, а завтра едет за город с тусовкой парапланеристов, чтобы опробовать новое крыло. А всё потому, что каждый из этих летательных аппаратов способен подарить особенные, действительно неповторимые ощущения от полёта. Небо притягивает, и отвыкнуть от него трудно - да и не надо отвыкать, позволь себе редкую радость свободы и раскрепощения в бескрайних просторах пятого океана.

Словарь некоторых терминов СЛА:
Вагаз - сверхнизкие полёты на параплане, совсем рядом с землёй, когда используются трюки типа касания рукой травы.
Дропзона - место, где тусуются парашютисты, обсуждая те или иные качества снаряжения, готовятся к прыжку и куда прыгают после всех жарких дискуссий и приготовлений.
Климуха - гора Клементьева, святое место паломничества всех искателей адреналина, всех типов СЛА. Находится в Крыму, недалеко от городка Коктебель (Планерское).
Пассивная безопасность - запас спокойного стабильного полёта в жёстких погодных условиях на каком-либо типе СЛА. Чем выше запас - тем лучше для начинающего.
Активная безопасность, или пилотаж - все твои навыки в ситуации, когда спокойный полёт закончился и надо выживать.
Подвеска - система, благодаря которой пилот присоединён к крылу и способен им управлять.
Свуп - сверхнизкий горизонтальный пролёт на скоростном парашюте у самой земли.
Тест-пилот - испытатель какого-либо типа крыла и новой модели. По его личным ощущениям и красноречивым выражениям каждому испытанному аппарату присваивается сертификация безопасности.

Алексей Шарадкин

Большинство ранцев, предлагаемых сейчас на рынке безопасны, функциональны, красивы (не считая самодельщиков). Производители достигли достаточно высоких вершин в этом, новинки быстро распространяются и становятся общепризнанными. Поэтому, Вы можете сами выбрать себе ранец, основываясь на функциональных и эмоциональных предпочтениях.

Эмоциональные причины

Здесь всё решает Ваш вкус. За систему, которая красиво сделана, многие могут заплатить больше, чем она стоит в действительности. Дизайн - очень индивидуальный критерий.

Функциональные причины

При выборе системы стоит уделить внимание следующим признакам:

  1. Подходит ли эта система для меня? Фрифлаеры и купольщики имеют достаточно разные требования.
  2. Соотношение цена-качество Вас устраивает? Опции, входящие в стандартную комплектацию, отличаются от производителя к производителю, поэтому сначала выберите все необходимые Вам опции, а потом сравнивайте продукцию разных производителей.
  3. Сможете ли Вы установить туда чуть меньший купол со временем?
  4. Насколько легко будет продать вашу систему потом? Покупая экзотическую систему, вы будете иметь проблемы с перепродажей.
  5. Доступны ли запасные части к этой системе, и сколько Вам придется их ждать?
  6. Какова репутация выбранного Вами производителя? Каков сервис?
  7. Удовлетворяет ли Вас сервис дилера?

На что стоит посмотреть, когда выбираете систему?

Подходящая система очень важна для удобства и безопасности парашютиста. Поэтому, всегда стоит рассматривать 3 параметра этого - подгонка - удобство - гибкость:

  1. Подгонка - ранец должен точно подходить для выбранного Вами парашюта. Если ранец слишком велик, Вы имеете шанс на несвоевременное открытие из-за того, что нагрузка на петле будет слишком мала. Подвесная должна подходить парашютисту. Для этого существует три проверки - КЗУ должна находится в районе ключицы, подвесная не должна давить в области шеи, пересечение главной подвесной лямки и поясного обхвата должно находится на уровне таза.
  2. Удобство - ранец не должен быть слишком большим или слишком маленьким. Если высокий спортсмен одевает ранец для короткого парашютиста, он не только неправильно выглядит, но и будет иметь проблемы с выдергиванием медузы ОП. Также, ранец не должен висеть на заднице.
  3. Гибкость - подвесная система и ранец должны обеспечивать полную свободу движений. Слишком маленькая система стесняет движения, и может затруднить выдёргивание подушек. Слишком большая - оставляет риск того, что вы выпадите из системы.

Новая или б/у

Б/у - в общем, ничего плохого в этом нет. Если условия подгонка - удобство - гибкость соблюдены, ранец в пригодном для прыжков состоянии и не сильно изношен - это может быть неплохой сделкой. К несчастью, очень часто случается так, что в погоне за хорошей сделкой парашютисты покупают неподходящее снаряжение. Также, Вы не должны - без помощи профессионала - покупать снаряжение по частям, чтобы потом его комбинировать. Если Вы хотите защитить себя от неприятностей - посоветуйтесь с риггером. Новый - Если Вы хотите получить новый ранец очень быстро, Вы можете в большинстве случаев выбрать ранец со стока. Проблема будет у тех, кто имеет слишком нестандартную фигуру. В случае сомнений - не идите на компромисс. Лучше потратить немного времени и дождаться индивидуального ранца.

Какие опции стоит заказывать?

Кордура или Парапак - вопрос личных предпочтений. Кордура более жёсткий и тяжёлый материал, парапак - мягче и легче, но хуже противостоит износу.
Кольца на подвесной системе - опция, становящаяся всё более популярней. Подвесная система становится более удобной и более гибкой. На бедрах кольца предпочтительны в любом случае, на грудной - они не всегда возможны по вопросам безопасности.
Нержавеющая сталь для подвесной системы - часто стоит очень серьёзных дополнительных денег. Вопрос личных предпочтений.
Коллапсируемый вытяжник - очень желательная опция. Обязательна для куполов из ZP.
Свободные концы - бывают узкие (2,5 см) и широкие (5 см). Узкие становятся все более популярны, широкие некоторые производители рекомендуют для очень тяжёлых парашютистов (более 100 кг.)
КЗУ - тоже бывают мини и стандартные. Мини - практически стандарт сейчас. Для очень тяжёлых парашютистов некоторые производители ставят стандартные, как более прочные.
Система раскрытия - наиболее распространенная - медуза на дне контейнера. Изредка встречается система pull-out. Карман вытяжного на ножном обхвате - устаревшая и небезопасная опция, и покупать ее не стоит.
Шарик на вытяжном - не обязательная, но желательная опция. Удобнее браться за бобышку, меньше шансов где-то зацепится.
Разгонные петли на передних СК - рекомендуются, для всех, кто прыгает на скоростных парашютах.
Velcro-less toggles - клеванты без липучки. Наиболее распространенная система.
Подушка ЗП - в большинстве случаев - желательная опция. Меньше шансов случайно выдернуть её. Не рекомендуется для студенческих систем - подушку для студента выдергивать тяжелее, чем кольцо.
RSL - желательная опция для большинства спортсменов, кроме пилотов очень маленьких скоростных парашютов.
Monogram - если Вы вышьете Ваши инициалы на ранце, продать его будет тяжелее.