Какие у гимнасток проблемы с кожей. Правильная растяжка в художественной гимнастике и как избежать травм. Травмы у подготовленных спортсменок

– вид спорта, который предъявляет повышенные требования к здоровью спортсмена, предполагает наличие высоких компенсаторных возможностей его организма, а также требует строгого соблюдения техники безопасности при выполнении базовых элементов и комплексных упражнений.

Для этого вида спорта характерны хронические травмы, что связано с постоянными интенсивными нагрузками на определённые анатомические структуры, во время которых компенсаторные возможности организма исчерпываются. В результате многократного повторения одних и тех же упражнений, превозмогая боль, в организме спортсменки формируются необратимые изменения на морфологическом уровне, которые в последствие трансформируются в функциональные проблемы.

Если острая травма, не заметить которую просто невозможно, предполагает незамедлительное оказание неотложной помощи, то хроническая травма долгие годы может существовать без должного лечения, что только усугубляет состояние и становится причиной серьёзных нарушений, которые крайне сложно поддаются коррекции.

К основным причинам травматизма в художественной гимнастике западная спортивная медицина относит:

1. Неготовность организма спортсмена к определённому виду нагрузок в силу его физиологических показателей или вследствие несоответствия состояния здоровья должному уровню (в секцию художественной гимнастики принимается человек, который имеет медицинские противопоказания для занятий данным видом спорта).

2. Нарушение техники исполнения тех или иных элементов, что может быть связано как с незнанием базовых принципов их выполнения, так и с нежеланием освоить их.

3. Неправильную методику обучения, что особенно актуально для юных спортсменок, которые только пришли в большой спорт.

4. Слишком длительные занятия, не оставляющие необходимого для полноценного восстановления времени организму.

5. Недостаточное количество часов, выделяемое для разминки, неотъемлемой составляющей которой в художественной гимнастике является .

К наиболее частым травмам среди спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой, относят (по частоте их возникновения):

Травмы голеностопного сустава и стопы

Травмы коленного сустава и голени

Травмы тазобедренного сустава и бедра

Повреждения поясничного отдела позвоночника и другие травмы спины

Травмы голеностопного сустава - наиболее частые острые травмы у спортсменов, занимающихся художественной гимнасткой. К ним относятся:

Растяжение связок голеностопного сустава

Разрыв ахиллова сухожилья

Повреждение сухожилья задней большеберцовой мышцы

Повреждение сухожилья большой и малой малоберцовой мышцы

Травмы синовиальных влагалищ мышц данной области

Симптомы: боль в месте повреждения, отёчность тканей, нарушение движений.

Неотложные мероприятия: иммобилизация, холод в первые сутки после травмы, противовоспалительная терапия.

Травмы стопы встречаются вследствие неправильного приземления. К ним относятся:

Переломы и повреждения связок пальцев, прежде всего, большого пальца вследствие его постоянного чрезмерного разгибания и сгибания, и плюсневых костей

Переломовывих в предплюснеплюсневых суставах

Подтаранный вывих стопы

Симптомы травм: боль в области поражения, отёк тканей, ограничение подвижности

Неотложные мероприятия: покой, возвышенное положение стопы для уменьшения явлений отёка, использование в первые сутки после травмы холода.

Травмы коленного сустава в художественной гимнастике связаны с многочисленными прыжками, во время приземления после которых имеют место микротравмы связок надколенника.

Симптомы: боль различного характера в области колена, которая усиливается во время нагрузок.

Неотложные мероприятия: покой, местное применение противовоспалительных средств.

Травмы голени предполагают переломы большой берцовой (в средней трети) или малой берцовой кости (дистальный отдел)

Симптомы: боль, отёк тканей, нарушение движений.

Неотложные мероприятия: холод и покой в первые часы после травмы, иммобилизация, восстанавливающая терапия, ЛФК после снятия гипса.

Среди травм тазобедренного сустава и бедра особое место занимают растяжения мышц паховой области и заднебедренной поверхности.

Перерастяжение мышц данной области во время занятий художественной гимнастикой неизбежно. Боли в мышцах могут возникать как вследствие перерастяжения мышечных волокон, так и в результате нарушения целостности отдельных мышечных веретён, когда имеет место растяжение мышц той или иной степени.

При растяжении мышц I степени имеют место одиночные поражения мышечных волокон на фоне интактных соединительнотканных структур.

Симптомы: болевые ощущения возникают на пике нагрузки и при пальпации.

Неотложные мероприятия: покой на 4-5 дней, расслабляющий массаж, местно противовоспалительные средства.

Растяжение мышц II степени , кроме повреждения мышечных волокон, предполагает минимальные травмы соединительнотканных структур.

Симптомы: резкие боли при движении и во время пальпации

Неотложные мероприятия: покой, холод в первые сутки после травмы, физиотерапия на протяжении всего периода восстановления. Занятия начинаются в бассейне, только после достижения максимальной интенсивности нагрузок в воде можно переходить к занятиям в зале.

Растяжение мышц III степени или разрыв мышц сопровождается формированием внутримышечной гематомы.

Симптомы: резкая боль, мышечная слабость, нарушение подвижности, разлитая локальная боль.

Неотложные мероприятия: холод в первые сутки, обезболивающие средства, покой, по мере восстановления мышечной силы – ЛФК, тренировки в бассейне.

Повреждения поясничного отдела позвоночника и травмы спины являются главной причиной болей в пояснице, на которую, в соответствии со статистическими данными, жалуется до 85% спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой. Болезненные ощущения возникают в результате переразгибания в поясничном отделе позвоночника, а хронические микротравмы тел поясничных позвонков и межпозвоночных дисков могут привести к таким проблемам как:

Спондилолистез

Спондилолиз

Повреждение замыкательных пластин тел поясничных позвонков

Компрессионные переломы в данной области.

Симптомы: боли, тугоподвижность суставов.

Неотложные мероприятия: иммобилизация на несколько месяцев.

Для предупреждения травм в художественной гимнастике рекомендуется реализовать следующий перечень мероприятий:

1. Сократить количество часов тренировок до 20 в неделю.
2. Увеличить продолжительность растяжки до 40 минут в день.
3. Уменьшить суммарный объём общефизической подготовки до 5 часов в неделю.
4. Включить в режим дня спортсменов посещение бассейна.
5. Подобрать пищевой рацион таким образом, чтобы организм спортсмена получал достаточное количество пластического материала и энергии, а также все необходимые биологически активные вещества, и при этом объём жировой ткани не превышал 5-10% массы тела.

Особого внимания заслуживают дети, которые только начали спортивную карьеру в художественной гимнастике. В соответствии со статистическими данными, опубликованными американскими врачами, наибольшее количество небольших травм юных спортсменов приходится на возраст от 5 до 17 лет, причём наибольшее количество травм регистрируется у гимнасток в возрасте от 12 до 17 лет. Самые тяжёлые травмы, которые иногда не только являются причиной пропусков тренировок, но и заставляют подростка бросить спорт, возникают в возрасте 14-17 лет.

Появление травм у юных гимнасток должно стать причиной тщательного изучения состояния здоровья ребёнка, выявления противопоказаний к занятиям художественной гимнастикой. Крайне важно, чтобы на период реабилитации было выделено достаточно времени, а возобновление тренировочного процесса начиналось в бассейне, и только после достижения максимальной тренировочной нагрузки в воде занятия проводились в зале с соответствующим снижением уровня нагрузок и постепенным последующим их нарастанием.

По материалам sportmedicine.ru

Растяжения мышц в данном виде спорта очень частая незадача. Ведь, чтобы добиться гибкости в суставах, гимнасткам приходится выполнять упражнения на растяжку. В большинстве случаевстрадают сухожилия мышц задней поверхности бедра и в области паха.

Также боли в мышцах возникают по следующим причинам:

Внутренним

  1. Физиологическим (контрактура и крепатура);
  2. Анатомическим (растяжения и разрывы мышц);

Внешним – ушибам

  1. 1 степени
  2. 2 степени
  3. 3 степени

Крепатура

Это мышечные боли, которые возникают не сразу, а по прошествии некоторого времени после тяжелой физической нагрузки.

Этиология этой боли связана с накоплением в мышцах молочной кислоты, а также другими продуктами метаболизма в организме человека.

Для снятия подобных болей используют нестероидные противовоспалительные средства.

Контрактура

Это ограничение подвижности сустава, при котором конечность полностью не разгибается либо не сгибается.

Причинами таких контрактур являются:

  • Механические (местные процессы в суставе).
  • Раздражение НС.
  • Смешанные (поражения мышц и нервов одновременно).

Лечение подбирается в зависимости от типа и причины контрактуры. Оно может быть как консервативным (ЛФК, массаж, физиопроцедуры и другое) и оперативным (применяют принеэффективности консервативного лечения).

Растяжение степень 1

При растяжении связок происходит частичный разрыв волокон.

Для лечения необходимо использовать специальную ортопедическую повязку и соблюдать покой около трех суток. Можно приложить сухой холод. Назначают физиотерапевтическое лечение.

Разрыв мышцы степень 2

Происходит частичный разрыв связки, но функция сустава при этом не нарушается.

Используют обезболивающие, сустав пунктируют и назначают тугую повязку и физиотерапию.

Разрыв мышцы степень 3

Полный разрыв связки с нарушением функции сустава.

Лечение обычно оперативное. Накладывают гипсовую повязку, назначают физиотерапию.

Травмы коленных суставов в художественной гимнастике

Данные спортивные травмы связаны с прыжками, а точнее с неправильным приземлением. Также при выполнении такого элемента в художественной гимнастике, как «гранд жете», травмыколена практически неизбежны. Необходима отличная концентрация внимания и точная техника. Травма, полученная в последствии выполнения этого элемента, требует оперативноговмешательства.

Зачастую травмы коленных суставов связаны с прыжками, а точнее с неправильным приземлением.

Травмы голеностопных суставов

Эти травмы в художественной гимнастике находятся на первом месте по частоте у гимнасток. Это такие травмы голеностопных суставов, как:

  • растяжение, разрыв связок сустава;
  • повреждение сухожилья малоберцовой и большеберцовой мышц;
  • травмы синовиальных сумок мышц данной области.

Растяжения связок голеностопного сустава

К растяжению связок малоберцовой кости может привести варус стопы (вращение внутрь). Также кроме связок может пострадать межберцовое соединение и дельтовидная связка.

Для лечения используются различные методы, выбор которых зависит от тяжести повреждения.

Медиальный синдром ущемления голеностопного сустава

Также при растяжениях связок вследствие вращения внутрь и после переломов плюсневых костей, может развиваться импиджмент-синдром голеностопного сустава с медиальной стороны (сторона, лежащая ближе к позвоночнику. Происходит ущемление пучка дельтовидной связки, находящегося спереди. Это требует оперативного вмешательства, но больший процентпострадавших смогут вернуться в спорт.

Травмы стопы

Гимнасткам приходится чаще встречаться с острыми повреждениями стоп, чем с хроническими повреждениями. Это такие повреждения, как вывих стопы Лисфранка и подтаранный вывих, атакже переломы и вывихи пальцев стопы, повреждения плюсневых костей и связок стопы.

Гимнасткам необходимо соблюдать ювелирную точность в выполнении элементов и при приземлении.

Повреждение ПФС большого пальца стопы

Причиной травмы ПФС может послужить насильственное сгибание или разгибание стопы, которые могут произойти при неправильном приземлении. Такое повреждение сопровождается дефектомкапсулы сустава, а также перерастяжением и разрывом связок, которые ее удерживают.

Часто встречается вывих большого пальца стопы, который возникает при насильственном его сгибании (при ударе о твердый предмет).

Предупреждение травмы в художественной гимнастике

Существует множество причин, по которым у спортсменок могут возникать травмы в художественной гимнастике. Для того чтобы эти травмы предотвратить необходимо знать причины и устранить их. Рассмотрим некоторыепричины:

  • нарушения проведения занятий (тесное помещение, большое количество гимнасток, неправильная установка требований);
  • неправильная методика обучения (гимнастка еще не готова к выполнению данного упражнения);
  • несоблюдение техники безопасности, неправильное поведение (нарушения дисциплины);
  • несоответствие одежды требованиям (по размеру, форме);
  • несоответствие параметров помещения для тренировок (неправильная температура, влажность в помещении, непроветриваемое помещение).

И это далеко не все причины, по которым гимнастка может получить травму.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений необходимо подготовиться к нагрузкам, выполнить растяжку. Нужно чтобы все суставы «разработались», специально для этих целей существуютупражнения для конкретного сустава. Но и у таких упражнений есть свои плюсы и минусы.

Спортивный инвентарь должен быть расположен в соответствии с правилами безопасности, для предупреждения травмы в художественной гимнастике.

Важную роль в выполнении спортивных элементов играет страховка. Немаловажно контролировать собственное самочувствие и вовремя среагировать на его ухудшение.

Эпидемиологических исследований острых травм в художественной гимнастике проводилось очень мало. Учитывая специфику этого вида спорта, следует ожидать низкий уровень травматизма среди его участниц. Итальянский исследователь Adamasco Cupistu вместе с коллегами исследовал острые травмы спортсменок в художественной гимнастике и сравнил их с травмами девушек того же возраста, которые не занимались спортом (контрольная группа). В группу спортсменок вошли 73 гимнастки в возрасте 13-19 лет из 19 итальянских спортивных клубов по художественной гимнастике. Контрольную группу составили 72 девушки, не занимающиеся никаким видом спорта. В конце каждой недели участницам раздавались анкеты, в которых они указывали все повреждения, полученные за последние 7 дней. Травмы регистрировались во время 8-месячного тренировочного периода, в течении которого гимнастки провели на тренировках в сумме 32 358 часов. В контрольной группе количество досуговой физической активности составило 6 150 часов. В течении всего исследуемого периода гимнастки получили больше травм (49 повреждений), чем девушки из контрольной группы (34 травмы). Однако коэффициент травм, рассчитанный на каждые 1000 часов занятий в художественной гимнастике был ниже (1,08 травм на 1000 часов занятий), чем в контрольной группе (1,79 травм/1000 часов). Таким образом, авторы заключают, что девушки, занимающиеся художественной гимнастикой получают больше травм, чем неспортсменки, в основном за счет большего количества физических тренировок. В то же время уровень травматизма в художественной гимнастике в этом исследовании составил 1,08 травм/1000 часов, что по разным данным в 1,3 - 3,4 раза меньше, чем в спортивной гимнастике Это позволяет утверждать, что художественная гимнастика достаточно безопасна в отношении острых травм.В совместной работе испанских, канадских и американских исследователей ретроспективно изучались травмы национальной команды по художественной гимнастике, полученные за 1 год спортивной деятельности. В исследовании участвовали все 20 гимнасток сборной, которые за год в сумме получили 108 травм, 74 из которых были незначительные и не привели к пропуску тренировок. В тоже время 13 (65%) из 20 гимнасток получали травмы, вынуждавшие их пропускать тренировки, 4 из них (20%) получали серьезные травмы, заставлявшие пропускать более, чем 7 дней тренировок. В среднем девушки тренировались 26,2 часа в неделю (SD=7,5; диапазон от 14 до 36 часов).
В другой работе Mark R. Hutchinson изучал травмы элитных спортсменок сборной США по художественной гимнастике. Его работа состояла из двух частей. В первой части проводилось проспективное исследование - в течении 7-недельного периода у 7 гимнасток сборной регистрировались любые травмы полученные в процессе тренировок. За этот период спортсменки провели 490 тренировок, по 34 часа в неделю, в течении которых было зарегистрировано 474 жалобы. В среднем получалось по 1 жалобе от каждой гимнастки на каждую тренировку, что намного больше, чем в исследовании Cupisti, поскольку перерасчет на 1000 часов дает огромное значение (34 часа в неделю * 7 недель * 7 гимнасток = 1666 часов тренировок; / 1666 часов тренировок = 284,5 травмы на 1000 часов тренировок). Возможно столь сильное различие зависит от условий учета травм. В этом исследовании регистрировались абсолютно все жалобы в конце каждого дня, 80% из которых были незначительные (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале). В ретроспективной части этого же исследования анализировались истории болезни 11 гимнасток сборной США по художественной гимнастике, охватывающие 10-месячный период спортивной деятельности. В результате анализа было найдено 46 травм опорно-двигательного аппарата.

В художественной гимнастике случаются не только острые, но и хронические травмы, возникающие по причине частых и многократных повторений одних и тех же движений и нагрузок. По данным нескольких исследований в художественной гимнастике хронические травмы случаются чаще, чем острые. По результатам одного из них острые травмы составили 21,4%, хронические - 51,4%. Исследование Cupisti показало, что чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей - на стопу и голеностопный сустав приходилось 38% травм, голень и коленный сустав - 19%, бедро и тазобедренный сустав - 15% (в сумме 72% - рис. 1). На третьем месте по количеству травм стояли повреждения спины (17%). Такой высокий процент травм нижних конечностей авторы связывают с большим количеством сложных прыжков, в результате которых гимнастка может неудачно приземлиться.

Снижение рисков травм в художественной гимнастике

Такие факторы, как продолжительность занятий и время, потраченное на растяжку тесно связаны с уровнем травм мышц и сухожилий гимнасток. Было показано, что каждый дополнительный час занятий художественной гимнастикой увеличивает риск таких травм на 29%. Те, кто не получил подобных травм занимались в среднем 18,7 часов в неделю, а те, кто получил - 27,5. Так же показано, что каждая дополнительная минута растяжки в день уменьшает риск травмы на 11%. На рисунке 1 показана зависимость между продолжительностью растяжки в день и вероятностью получить растяжение мышц-сухожилий.

Рис. 1 - Зависимость риска травмы от

продолжительности растяжки в день

Из графика следует, что не стоит надеяться на профилактическую защиту растяжки, если ее продолжительность меньше, чем 40 минут в день. Растяжка сверх 40 минут в день приводит к резкому снижению вероятности травм мышц и сухожилий.

Такие факторы, как продолжительность занятий, растяжки и общей физической подготовки (ОФП) были существенным предиктором переломов. Вероятность перелома увеличивается на 1% с каждой дополнительной минутой ОФП (рис.2), и увеличивается на 32% с каждым дополнительным часом тренировок художественной гимнастикой в неделю. В тоже время риск перелома снижается на 19% с каждой дополнительной минутой растяжки в день - рисунок 4 демонстрирует, что при каждодневной растяжке не менее 40 минут в день вероятность переломов стремиться к нулю.

Рис. 2 - Зависимость между вероятностью
перелома и количеством общей
физической подготовки (ОФП)

Из рисунка 2 видно, что вероятность перелома круто увеличивается, если продолжительность ОФП превышает 6 часов в неделю.

К художественным гимнасткам предъявляются жесткие требования к стройности фигуры и массе тела. Массовая доля жировых отложений у художественных гимнасток не должна превышать 5-10%. В различных исследованиях было установлено, процентное содержание жировых отложений у спортсменок в этом виде спорта составляет от 13 до 16%. В одном из исследований обнаружено, что художественные гимнастки имеют тенденцию потреблять лишь 80% необходимых им калорий в сутки. В работе Munoz и соавторов сообщается, что художественные гимнастки потребляют 1828±500 Ккал в день, что ниже рекомендуемого уровня. По разным данным индекс массы тела у гимнасток составляет от 16 до 18 кг/м² . В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) человек с индексом массы тела ниже 18.5 кг/м² имеет недостаточную массу тела. У девушек недостаточный вес может приводить к нарушению менструального цикла - дисменорее. Дисменорея может проявляться в позднем наступлении менархе (первая менструация), первичной аменорее (отсутствие менархе к 16 годам), вторичной аменорее (прекращение менструаций после достижения менархе) и олигоменорея (нерегулярные менструации или увеличение менструального цикла более, чем на 36 дней). В исследовании Klentrou и Plyley показано, что у 79% 14-тилетних греческих гимнасток и 34% 14-15-тилетних канадских гимнасток еще не наступило менархе. Средний возраст менархе для всех гимнасток составлял 13.8±0.3 лет, что намного больше, чем в контрольной группе - 12.5±0.1 лет. Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Чтобы достичь необходимой массы тела спортсменки, порой, прибегают к помощи мочегонных средств - диуретиков, которые входят в запрещенный список Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Дегидратация, к которой приводят, а также неправильные методики снижения массы тела могут стать причиной повышенной усталости и мышечных спазмов, что также является дополнительным фактором риска травм.

Также к факторам риска травм в художественной гимнастике относят неправильную технику и методику тренировок (быстрое наращивание интенсивности и частоты тренировок), твердую поверхность для тренировок и дисбаланс между мышцами-антагонистами нижних конечностей.

Меры по предотвращению травм в художественной гимнастике:

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных - 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю
  • В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям.
  • Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы.
  • Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы.
  • Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять дисменорею, потенциально ведущую к раннему.

Виды растягивания ребенка:

I. Шпагат.

Существует несколько видов шпагатов: правый, левый, поперечный и вертикальный. Вертикальный - это уже более сложный элемент и здесь кроме растяжки ещё нужно уметь держать равновесие на одной ноге. Растяжка - имеет очень большое значение для будущей гимнастки. Поэтому элементу нужно уделять много внимания, особенно правильности его исполнения. Перед тем как делать элементы на растяжку или гибкость, нужно сперва "разогреть" ребёнка. Немного попрыгать, побегать с ним, поделать приседания, походить на корточках (как уточки), чтобы мышцы ребёнка были эластичные и легче поддавались растяжке. Запомните - никогда не тяните не разогретого ("холодного") ребёнка, кроме боли вы ещё можете и повредить связки малышу. Ничего не делайте резко, только плавными движениями и пружиня по несколько раз.

Существует несколько способов растяжки для шпагата:

1. Ставите ребёнка на коленки спиной к вам. Он обхватывает руками вас за ноги. Далее одну ногу малыш поднимает, вы берёте её руками (можно под колено, можно и за стопу взять) и тянете на себя. Следите обязательно за тем, чтобы "тазовые косточки" были на одной линии (не перекошенные). Делайте по 15-20 пружин каждой ноги (смотрите, конечно, по ребёнку - можно делать и по 5 пружинок и через 5 минут повторить). Не забывайте тянуть обе ножки, иначе ребёнок будет однобоко растянутым.

2. Если у вас есть шведская стенка - то одну ногу ребёнок закидывает на шведскую стенку (чем выше, тем лучше), а вы потихоньку прижимаете опорную ногу к шведской стенке (пружиня), ни в коем случае не резко. Это упражнение делаем на правую и на левую ногу, а так же поставить ребёнка боком к шведской стенке и поднять ногу в сторону (растяжка на поперечный шпагат). Это идёт подготовка к вертикальному шпагату, ребёнок учится переносить равновесие на одну ножку.

3. Сидя на попе ноги врозь, две руки подняты вверх, спинка ровная - делаем наклоны по - очереди к правой ножке, к левой ножке (руками тянемся к пяточкам) и ложимся в перёд на животик, руки впереди себя. Это упражнение хорошо делать вместе с мамой (папой) - садитесь друг на против друга и делайте наклоны. Затем в этом же положении делаем круговые движения от правой ноги к левой (животик как можно ближе к полу).

4. Сидя на полу делаем лотос, руками прижимаем колени к полу (можно пружинками, а можно и медленно устремлять коленки к полу). Идеально, когда колени лежат на полу, тогда можно переходить к более сложным упражнениям.

5. Делаем упражнение аналогичное лотосу, только ребёнок лежит на животе, а ножки сзади согнуты в коленях, положение "жабка" или "лотос на животе". Нужно стараться прижать попу ребёнка к полу.

6. Ребёнок лежит на спине, две ноги вверху (ноги ровные, вытянутые, спинка - лежит ровно) - и начинаете потихоньку разводить ножки в стороны, делаете небольшие пружинные движения, стараясь приблизить ножки к полу. Идеально когда ножки достанут до пола.
7. Поставьте перед ребёнком детский стульчик или табуретку (что-то невысокое - см. 50-60 в высоту, можно использовать диван) и одну ногу кладём на стульчик, а вторая ножка разъезжается в шпагат. И потихонечку пружините попу к полу. Старайтесь, чтобы у ребёнка бёдра и плечи были на одной линии. Это упражнение подходит для растяжки на правый, левый и поперечный шпагат.

Правильно выполненный шпагат:

правый или левый шпагат: ребёнок сидит на шпагате, плечи и бёдра на одной линии, спинка ровная, колени и носки натянуты;
- поперечный шпагат: встаньте с боку и посмотрите, если ноги лежат на одной линии, коленки и носочки натянуты, то ребёнок сидит правильно. Если линии нет (т.е. уголок вместо линии) - то это не шпагат, а ноги врозь)).

Если вы хотите достигнуть результата в растяжке, то упражнения желательно делать ежедневно, тогда мышцы станут более эластичными. И конечно чем раньше начнёте заниматься, тем лучше.
Ещё для шпагата важное значение имеет такой элемент как складочка.

II. Складочка.

Складочка - это когда ребёнок сидит на попе, ноги вместе впереди него, а животик полностью лежит на ножках, руки обхватили пяточки, коленки натянуты как "струночки".

Упражнения, которые помогут подготовиться к складочке:

1. Ребёнок сидит на попе - ножки вместе лежат перед ним на маленьком стульчике и делаем наклоны вперёд (кладём животик на ноги) пытаясь обхватить пяточки.
2. Ребёнок сидит на попе, ножки впереди него - делаем упражнения стопами двумя вместе: на себя - натянуть к полу (раз 20-30), коленки натянуты. Затем зафиксировали стопы на себя и наклоняемся к ножкам, пытаемся дотянуться до стоп и обхватить их.
3. Положение стоя: ноги вместе, коленки вытянутые, делаем наклоны вперёд - нужно полностью положить ладошки на пол, затем пробуем обнять ножки. Так же это упражнение можно выполнять в движении: делаем небольшие шаги ножками вместе с наклоном вперёд и достаем руками пол (или кладём ладошки на пол), животик должен ложиться на шагающую ногу.
4. Стоим лицом к шведской стенке - одну ножку закидываем на шведскую стенку на уровне бёдер (бедра и плечи на одной линии) - и делаем наклоны к ноге (к правой и к левой).

У малыша лучше получится выполнять эти упражнения - если вы будете для него примером! Делайте эти упражнения друг на против друга и подсказывайте малышку на его ошибки. Будьте для него положительным примером!
Что даёт упражнение складочка - это растяжка подколенных сухожилий, которые играют большую роль при растяжке на шпагат.

III. Мостик.

Наверное, не раз ваш карапуз самостоятельно пытался стать на мостик. Еще, будучи совсем маленькими, они часто выгибаются, делая первые смешные пародии на мостик. Как же правильно делать мости?
Правильный мост - когда пальчики рук максимально близко находятся от пяточек ног (желательно касание), ноги на ширине плеч (можно немного шире). Мост получается красивый, высокий.
Упражнения для развития гибкости и подкачки мышц спины у ребёнка:

1. Стоя на коленях делаем прогиб назад - руки ставим на пол. Повторяем упражнение 10 - 15 раз.
2. Лёжа на животе берём руками стопы ног, согнутые в коленях и делаем "корзиночку" или "качельку". Тянем вверх ноги и руки и "раскачиваемся" как качелька. Если у ребёнка не получается раскачаться - помогите ему немного.
3. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе. Вы немного придерживаете ему ноги в районе стоп. Малыш пытается приподнять спинку, руки либо за головой согнутые в локтях, либо вытянутые впереди, а при прогибе руки прижать к ушам. Это упражнение можно повторять пока малыш не устанет (10 - 20 раз), оно не только на гибкость, но и на укрепление мышц спины. Это упражнение можно делать и возле шведской стенки: лежа на животе, спиной к стенке, закрепляете стопы под самую нижнюю планочку и делаете упражнение прогиб назад, а в руки (вытянутые) можно взять мячик - это ещё больше усложнит упражнение.
4. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе и делает прогиб назад. Сперва за плечики вы немного пружиня, наклоняете спинку к ногам, а затем берёте его руки (при этом придерживаете ноги, чтобы они не разъезжались в стороны) и тяните их к ногам (очень аккуратно).
5. Ребёнок лёжа на животике наклоняет назад спинку и сгибает ноги в коленях, ноги касаются головы малыша.
6. Ребёнок в положении стоя возле шведской стенки, на расстоянии 50 - 60 см от неё. Руки кладёт на шведскую стенку и делает прогиб спины.
7. Положения - вися на шведской стенке (лицом к стенке) отрываем от стенки ноги. Упражнение повторить 10 - 15 раз. Чем больше отрываются ноги от шведской стенки, тем больше включаются в работу мышцы спины, тем больше будет эффект.
8. Упражнение "лодочка" - ребёнок лежит на животике и поднимает одновременно руки и ноги. Повторить это упражнение 10 - 15 раз. Это хорошее упражнение для подкачки мышц спины.
9. Ребёнок стоит к вам лицом, ноги на ширине плеч - вы берёте его под спинку, малыш делает наклон назад - а вы делаете пружинки - опуская и немного приподнимая его спинку. Делайте 5 - 10 пружинок и поднимаете спинку полностью в вертикальное положении. Повторите это упражнение 3 - 4 раза, это своего рода разогревающее упражнение для спины.
10. Очень полезное упражнение для гибкости в самом раннем возрасте - это кошечка. Стоя на коленах на четвереньках (руки на полу) делаете изгиб спины в низ (голова тянется к попе) - "добрая кошечка", затем делаете изгиб спины в вверх (голова тянется к животику, образуется как бы бугорок) - "злая кошечка". В игровой форме это упражнение - зарядка проходит на ура даже с самыми маленькими деками, которые ещё только умеют ползать.

Когда спинка у ребёнка уже немного подготовлена, самое время начать учить его делать мост "с верху", т.е. мостик с высокого положения. Сперва, лучше подстелить что-то мягкое на пол (чтоб не удариться головой), так как руки у ребёнка ещё слабые и будут расползаться в стороны и конечно делать это упражнение на первых порах только с мамой (папой) рядом. Затем следует принять правильную стойку: ноги на ширине плеч, руки в верху возле ушей, глаза подняты вверх и смотрят на кончики пальчиков. Затем придерживаете ребёнка под спинку (вам лучше занять положение сбоку от ребёнка и он будет как бы ложиться вам на руку) малыш потихонечку (медленно) начинает делать наклон назад. Когда прогиб будет настолько хорош (глазки увидят пол), то можно опускать руки на пол. Ещё вы можете придерживать ребёнка за купальник (футболку, кофточку) стоя перед ним. Каждый раз уменьшайте степень вашего участия в процессе становления на мост. Когда будете уверены, что ребёнок не упадёт на голову - попробуйте, что бы ребёнок сделал мост самостоятельно.
И ещё одно очень полезное упражнение, которое поможет научится вашему малышу делать "мост с верху":
- ребёнок становится спиной к стеночке (желательно к шведской) на небольшом расстоянии от неё, делает прогиб и начинает постепенно передвигать ручки к самому низу стенки и затем, переставляя руки и на сам пол (если это шведская стенка - то перехватывает палочки поочерёдно правой и левой рукой).


Авторские права на статью принадлежат

Травмы в спортивной гимнастике - совсем не редкость. И связано это с тем, что данный вид спорта включает в себя ряд достаточно сложных упражнений на гимнастических снарядах, а также вольных упражнений и, соответственно, опорных прыжков.

Гимнастика - это спорт, от которого зависят не только определенные технические навыки человека, но итренировка гибкости, выносливости, координации движений и чувства равновесия.

Как правило, гимнастические упражнения включаются в программу по подготовке спортсменов, занимающихся различными видами спорта. Как для представительниц женского пола, так и для мужчин наиболее опасными считаются вольные упражнения. Именно они чаще всего становятся причиной травм в спортивной гимнастике.

виды травм

Травмы в спортивной гимнастике случаются:

  • при выполнении прыжка в момент приземления;
  • во время упражнений на бревне, кольцах или брусьях;
  • во время выполнения опорного прыжка.

Чаще всего у мужчин травмируются в спортивной гимнастике коленные и голеностопные суставы. Спортсменки более подвержены травмам лодыжки и локтя, которые случаются при выполнении упражнений на брусьях с разной высотой. Кроме того, на других снарядах у гимнасток случаются травмы колена и лодыжки.

Травмы в спортивной гимнастике у мужчин чаще всего бывают при выполнении упражнений на кольцах. Сразу после колец по степени травматизма следуют параллельные брусья, потом перекладина, опорный прыжок и конь.

последствия травм

Травмы, полученные в результате занятий спортивной гимнастикой, - это основная причина ухода спортсменов из большого спорта и завершении карьеры.

Статистика показывает, что из 100% ушли из спорта спортсменов примерно 1 человек и 7 женщин заканчивают свою карьеру из-за следующих видов травм:

  • повреждения вращательной манжеты, находится в плечевом суставе
  • перелом ладьевидной кости
  • разрыв крестообразной передней связки;
  • разрыв медиального или латерального менисков;
  • остеохондроз локтевого сустава
  • артремфит голеностопного сустава
  • первичный вывих бедра;
  • перелом нижних конечностей;
  • тяжелая травма позвоночника.

Нередко из-за травм, полученных в процессе занятий спортивной гимнастикой, случаются и летальные исходы. Наиболее известными из них считаются травмы, которые произошли с китайской гимнасткой Сань Лань, украинской спортсменкой Еленой Мухиной, а также американкой Джулисса Гомес. Все эти случаи послужили основанием для того, чтобы в мире заговорили о травматизме спортивной гимнастике и о том, что данный вид спорта является самым опасным из всех существующих.

Не стоит отказывать себе в мечты, если она состоит в том, чтобы заняться спортивной гимнастикой. Главное - быть предельно осторожным и аккуратным, а в случае получения травмы сразу же обращаться к врачу. Помните: ваше здоровье в ваших руках!

«Матч ТВ» - о жестокой изнанке красивого вида спорта.

  • С 16 по 19 мая в Баку пройдет чемпионат Европы по художественной гимнастике
  • Сборная России едет в сильнейшем составе: сестры Дина и Арина Аверины, а также Александра Солдатова
  • Наш сайт покажет турнир в полном объеме. Ссылки на трансляции - в конце материала

Художественная гимнастика известна как изящный и грациозный вид спорта. Создается впечатление, будто девушки порхают над ковром и легко выполняют красивые элементы. Глядя на это, невозможно представить, какой трудный путь порой уготован спортсменкам. О некоторых тяжелых гимнастических падениях и травмах вы можете узнать из материала Камили Сулеймановой.

https://twitter.com/mrsselezneva/status/494960136554053632

Гимнастки обычно не афишируют свои повреждения, стараются тщательно их скрывать. Но иногда утаить не получается просто потому, что всем понятно: если лидер сборной не участвует в нескольких стартах подряд, причина, скорее всего, в травме. В художественной гимнастике, к сожалению, такое происходит часто. Пальцев рук не хватит, чтобы перечислить всех прим, которые в разные годы брали перерывы на лечение, выступали с переломами либо вообще уходили из спорта.

https://twitter.com/mrsselezneva/status/465808112767991808

Иногда в соцсетях можно увидеть фотографии с гематомами и ссадинами на ногах у «художниц». Кажется, спортсменки без проблем выполняют броски и ловят предметы, но на самом деле каждый новый элемент приходится учить неделями, а то и месяцами, чтобы безошибочно исполнить его на соревнованиях. В случае с действительно сложными элементами каждая неудачная попытка на тренировке приводит к таким вот последствиям.

Лидеры настолько мотивированы, что не сдаются и добиваются своих целей вопреки здоровью. Конечно, не все девочки, которые начинают заниматься художественной гимнастикой, способны подобное выдержать. Многим кажется, что гимнастика это развлечение: веселые танцы, красивые шпагаты… В детских секциях и кружках, может быть, и так, но в большом спорте все иначе. Тренировки с утра до вечера, выходной - раз в неделю. По сути, взрослая работа. С таким графиком время на учебу можно найти только ночью, а на личную жизнь его вообще не остается.

https://twitter.com/mrsselezneva/status/485458335572168705

Школу, которую проходят гимнастки, сравнивают со службой в армии. Только там юноши служат год, причем после окончания школы или института. А девочек отрывают от семьи уже в 12-13 лет и не на 12 месяцев, а до конца спортивной карьеры. Они живут в таком графике несколько лет, тренируются в одном и том же зале. Получается своего рода День сурка. Подобные физические и прежде всего психоэмоциональные нагрузки не каждый взрослый человек выдержит.

Травмы - спутники любой гимнастки, от них никуда не уйти в профессиональном спорте. Не знаю ни одну девушку, у которой за карьеру ничего вдруг не сломалось или не заболело. Нередко из-за одной болячки начинают появляться другие. И если синяки проходят за пару-тройку дней, травмы потяжелее способны перечеркнуть годы работы в зале.

Самая известная из недавних историй произошла с Яной Кудрявцевой . Будучи первым номером сборной и двукратной чемпионкой мира в многоборье, летом 2015-го она серьезно повредила стопу.

https://www.instagram.com/p/BBHvBJGFfj7/

Кудрявцева пропустила половину сезона. После таких перерывов трудно возвращать спортивную форму, многие предпочитают просто завершить карьеру. Но Яна смогла восстановиться, привести сломанную, растренированную за время лечения ногу в нужные кондиции и выступать дальше, добыв в Рио серебро Олимпиады, которое не стало золотом только из-за нелепой ошибки в упражнении с булавами.

https://www.instagram.com/p/BiXYQ2HFA_0/

Тяжелые травмы не обошли и чемпионку Европы 2014 года среди юниоров Юлию Бравикову, на тот момент лидера молодежной сборной России. Планировалось, что она поедет на юношеские Олимпийские игры в Нанкин, но помешала травма, которая, как было сказано, не приходит одна. Бравиковой пришлось пережить две операции на коленях и несколько переломов - из-за них два года спортсменка провела не в зале, а в больницах. По меркам художественной гимнастики это смертельный для карьеры перерыв. За то, что Юля смогла вернуться в большой спорт и сборную России, ее прозвали «птицей Феникс».

https://www.instagram.com/p/BjpFbsTlpiS/

В самый неподходящий момент случались травмы и у еще одной сборницы - двукратной чемпионки мира и Европы Александры Солдатовой . Второй год подряд она пропускает по этой причине континентальное первенство. Как заявила главный тренер сборной России Ирина Винер , причиной травмы в этом сезоне стала недисциплинированность Солдатовой, из-за которой та набрала пять килограммов веса за неделю. В результате не выдержали кости левой ноги. Сейчас Александра восстанавливается и готовится к чемпионату мира, который пройдет в сентябре в Болгарии.

https://www.instagram.com/p/BGoM8_ptOhk/

Но, к сожалению, не всем удается вернуться. Чемпионка мира среди юниорок 2016 года Алина Ермолова, которую называли нашей олимпийской надеждой, в итоге долгое время передвигалась на костылях. Не выдержали тазобедренные суставы. Алина ушла из спорта и теперь проводит учебно-тренировочные сборы, передает свои навыки подрастающему поколению. А ведь ей всего 18!

У многих гимнасток судьба сложилась непросто, но лучшие из них не сдались. Хрупкие девушки проявляют порой воистину стальную волю.