Какой город является родиной ковбоев. Ковбой – американский символ

Этот репортаж доступен в высоком разрешении.

Штат Монтана находится на северо-западе США у границы с Канадой и является одним из самых живописных мест Северной Америки. Однако, эта территория известна не только своими пейзажами.

Слово Монтана связано с ковбоями, и здесь находится тот самый Дикий Запад. Вместе с фотографом агентства Рейтерс мы отправляемся в страну настоящих ковбоев чтобы посмотреть на ранчо, перегон сотен лошадей и многое другое, что связано с этой исчезающей культурой. (Фото Jim Urquhart | Reuters).

Мы посетим семью Мэнтл из штата Монтана и посмотрим, как они перегоняют 300 своих лошадей. Это вид на их ранчо площадью более 200 гектаров:

Ковбой (анг. cow - корова, boy - парень) - название, применявшееся на Диком Западе Америки по отношению к пастухам скота. А это современный ковбой - Кайл Мэнтл, бывший чемпион родео на своем ранчо в Монтана, 4 мая 2012:

Каждую весну семья ковбоев перегоняет 300 своих лошадей с зимних пастбищ. К большому перегону все готово, 4 мая 2012:

Перегон начался. Лошадям и ковбоям необходимо преодолеть расстояние в 55 километров. На это у них уйдет 3 дня:

Эпоха ковбоев началась с 1865, когда нужно было согнать в угоны гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса. Закончилась эта эпоха около 200 лет спустя.

Раньше у большинства ковбоев (пастухов) своих лошадей никогда не было, они брали лошадей в аренду или пользовались хозяйскими. Штат Монтана, 4 мая 2012:

Давным-давно ковбои перегоняли скот из скотоводческих районов до ближайшей железнодорожной станции. Скот гнали по пустынным прериям, в которых всегда можно было наткнуться на индейцев или на белых бандитов.

Ну а сегодня у семьи Мэнтл тоже продолжается перегон лошадей. Кстати, это довольно опасно: ежегодно ковбои получают разные травмы, от ушибов до переломов костей:

Шпора на ковбойском сапоге:



Ковбойский лагерь:

С утра перегон лошадей продолжается. Ковбойская пряжка на ремне:

В стаде бегущих лошадей чувствуется невероятная сила природы, которая почти неведома жителям современных мегаполисов:

Жизнь настоящих ковбоев в прошлом была отнюдь не такой романтичной, как показывают в кино. Она была грязной, чаще всего однообразной и всегда тяжелой. Одно из самых главных различий, существующих между киношными и настоящими ковбоями - расовое: примерно треть ковбоев тогда была неграми.

В прошлом во время перегона ковбои (пастухи) окружали стадо кольцом и следили за тем, чтобы ни одна лошадь или корова не отбилась. Самый опытный ковбой обычно ехал впереди стада, направляя вожака.

Ковбойское седло, которое используются ковбоями для работы на ранчо в США. Такой рожок является очень удобной деталью: на него можно и крепить лассо, и вешать повод или специальные сумки:

Исторически ковбои были и остаются частью американской духовной культуры. Но сейчас ковбоев становится все меньше и меньше.

Термин «ковбой» возник в Ирландии более 1 000 лет тому назад. Он обозначает наездника, нанятого для присмотра за стадом. Штат Монтана, 6 мая 2012:

Америка, Дикий Запад и ковбои - эти понятия неизменно стоят вместе.

Это были современные ковбои из штата Монтана.

Ковбойский стиль - это довольно популярное направление в одежде. Потертые джинсы и будут уместны как на прогулке, так и на шумной вечеринке.

История ковбойского стиля

Ковбойский стиль зародился еще в девятнадцатом веке. Это направление пришло к нам из США. Дикий Запад - это бескрайние пастбища, а потому стояла острая необходимость в отважных ковбоях, которые могли бы заводить в загоны большие стада быков. Именно эти пастухи и стали законодателями моды. Начиная с 1930-х годов образ ковбоев стал героическим, а потому данные персонажи начали появляться в фильмах, рекламе, музыкальных клипах и прочих областях искусства. Именно так ковбойский стиль завоевал сердца миллионов поклонников не только в Америке, но и во всем мире.

Элементы ковбойского стиля

Ковбойский стиль, как и любой другой, состоит из ряда базовых вещей, которые формируют его. Так, первым делом стоит обратить внимание на обувь. Массивные кожаные сапоги черного или коричневого цвета пользовались наибольшей популярностью у пастухов Дикого Запада. В современной моде можно встретить также ковбойские туфли, полусапоги, ботинки и даже сандалии. Еще одним неотъемлемым элементом кантри-стиля является шляпа с изогнутыми полями. Именно она придает образу завершенность.

Клетчатая рубашка - это, пожалуй, самый популярный элемент, которым характеризуется ковбойский стиль. Она может быть сине-зеленой - да какой угодно. Клетки могут быть окрашены во все цвета радуги, если вы хотите сделать акцент именно на верхней части гардероба. Дополняя образ аксессуарами, следите за тем, чтобы они совпадали по стилю и тону.

Ковбойский стиль одежды - это в первую очередь комфорт и практичность. Так, чуть ли не главную роль во всем гардеробе играют сапоги. Традиционно они имели узкий, слегка задранный кверху носок. И это не просто дизайнерское решение, а необходимость, обусловленная частой верховой ездой. Что касается каблука, то он должен быть широким и невысоким. Здесь, опять же, отмечается практическая роль (благодаря ему нога не выскальзывала из стремени). А вот голенище должно быть высоким (почти до колена) и достаточно широким, чтобы можно было заправить в него джинсы и обеспечить вентиляцию.

Ковбойский стиль невозможно себе представить без кожаной или с изогнутыми полями. При этом всевозможные ремешки, ленты, пряжки и веревочки недопустимы. Шляпа должна быть предельно простой, чтобы защищать голову от дождя или солнца, но не цепляться за ветки деревьев во время бешеных скачек. Данный аксессуар был изобретен Джоном Стетсоном в 1860 году. Стоит отметить, что у ковбоев ходило негласное правило, которое обязывало всегда носить шляпу и сапоги. Нарушители подвергались насмешкам.

Ковбойский стиль для женщин - это отличный способ самовыражения. Но, следуя модным тенденциям, вы рискуете слиться с толпой, а потому всегда нужно вносить в образ индивидуальные детали. Так, например, вовсе не обязательно ходить в джинсах и рубашке. Наденьте нежное платье в мелкий цветочек с широким кожаным поясом и шляпу. Таким образом, обычный девичий наряд превратится в ковбойский.

Особое внимание стоит уделить макияжу и прическе. Они должны дополнять образ, а не противоречить ему. Тени, помада, румяна - все должно быть максимально естественным. Что касается волос, то лучше заплести их в косы или сделать "конский" хвост. Также гармонично будут смотреться прямые или слегка завитые локоны.

Модные решения

Сформировать ковбойский стиль для женщин гораздо сложнее, чем для мужчин, ведь модницы не согласны ограничиваться исключительно рубашками и джинсами. Кроме того, далеко не все могут самостоятельно красиво скомбинировать вещи. Именно поэтому можно воспользоваться несколькими шаблонными решениями, а именно:

  • В летнюю жару идеальным решением является легкое хлопковое платье белого цвета (можно с этнической вышивкой). Чтобы сделать образ по-настоящему ковбойским, наденьте широкий пояс, ажурные сапожки в тон, а также возьмите небольшую сумочку, украшенную бахромой. Чтобы защитить голову от солнца, не забудьте о шляпе.
  • Ковбойский образ вполне может быть романтичным. Для этого за основу возьмите длинное платье в крупную клетку или мелкий цветочек. Сверху можно накинуть кожаный жилет или куртку с бахромой. Шляпа придаст образу загадочность.
  • Клетчатая рубашка - это отличная основа для молодежного образа. Носите ее с джинсами, шортами или юбками. Рубашку можно надевать самостоятельно, а также поверх футболки или майки.
  • Осень приносит с собой не только холод, но также новое прочтение ковбойского стиля. Низ остается неизменным - джинсы и сапоги. Верхняя часть гардероба - это вязаный шерстяной кардиган нейтрального цвета или же теплое объемное пончо с этническим узором. Сумка с бахромой и шляпа в тон - это отличное завершение ковбойского образа.

Вечеринка в ковбойском стиле

Обычными праздничными посиделками за домашним столом или в ресторанах уже давно никого не удивишь. Организаторы мероприятий постоянно ищут новые направления. Так, достаточно популярным мероприятием считается вечеринка в стиле "Ковбойская вечеринка" ("Дикий Запад"). Изначально такие праздники проводились в Америке, после чего получили распространение по всему миру. Вот основные элементы такой вечеринки:

  • дресс-код - клетчатые рубашки, шляпы, рваные джинсы, кожаные сапоги и аксессуары;
  • кантри-музыка;
  • место - лучше всего проводить такие праздники на природе или на ферме;
  • антураж - лошади, деревянный декор, кактусы и прочее.

Свадьба: сценарий в ковбойском стиле

Свадьба - это одно из самых главных событий в жизни, а потому к ее организации стоит подходить с особой ответственностью. На смену скучным посиделкам в ресторане приходит вечеринка в ковбойском стиле. Сценарий такого праздника не имеет ничего общего с традиционной росписью в ЗАГСе. Именно поэтому регистрацию стоит сразу перенести за пределы города. При этом надо забыть о цветочных арках, воздушных шарах и розовых лентах. Все должно быть максимально естественно. А приезжать на регистрацию молодоженам стоит не на "лимузине", а на лошадях.

После официальной части самое время переходить к развлечениям, которые также должны быть организованы в данном направлении. Так, в сценарий стоит включить определенные пункты.

  1. Фортепианная и гитарная музыка в живом исполнении (никаких популярных треков - только мелодии Дикого Запада).
  2. Чтобы гости, которые не любят танцевать, не заскучали, раздайте им карты и кости (можно организовать игру с розыгрышем призов).
  3. Откажитесь от традиционных тостов (пусть все гости заранее подготовят молодоженам поздравление в техасском стиле).
  4. Организуйте на свежем воздухе такие развлечения, как дартс, стрельба по бутылкам, забрасывание лассо.
  5. Первый танец молодых - это хоть и современная традиция, но ее вполне можно обыграть в зажигательной ковбойской манере.
  6. В завершение вечера следует закопать томагавк под о любви и верности.
  7. В перерывах между танцами тамада может устроить викторину на знание ковбойских терминов.

Выводы

Несмотря на то что ковбойский стиль изначально был мужским, прекрасной половине человечества он также полюбился. Грубые на первый взгляд сапоги, брюки, рубашки и шляпы только подчеркивают хрупкость женской фигуры и естественную грацию. Важно, что вещи для ковбойского образа можно найти практически в любом шкафу. Наверняка у каждой девушки есть в гардеробе рубашки, джинсы или замшевые ремень и бандана. Если же вы хотите приобрести новые вещи, то отдавайте предпочтение известным американским брендам, ведь именно в этих краях зародился ковбойский стиль.

Стоит отметить, что традиции Дикого Запада активно применяются не только в одежде, но также и в практике организации вечеринок и торжественных мероприятий. Так, праздники в ковбойском стиле - это одно из самых популярных направлений. Отдельного внимания заслуживают свадьбы. Особенность такого торжества состоит в атмосфере естественности и непринужденности. Отсутствует искусственный декор, а также шаблонные сценарии. На место скучных заезженных конкурсов приходят настоящие ковбойские развлечения, живая салунная музыка и безудержное веселье. Идеальное место для проведения такого праздника - это ферма или загородный участок.


Первые переселенцы из Европы прибыли в Северную Америку еще до XVII века. Более ста лет они оставались главным образом на побережье Атлантического океана, но к началу XIX столетия Соединенные Штаты (СШ) двинулись на запад. К 1820 году граница проходила по реке Миссисипи. 25 лет спустя был присоединен Техас, а к 1853 году, если не учитывать Аляску, страна уже занимала ту территорию, на которой простирается и сейчас. (Более подробная хронология)

Эта экспансия привела к двум последствиям. Одно из них – миграция тысяч американцев на Запад, чтобы начать новую жизнь на Великих равнинах и за ними.

Первыми в путь отправились исследователи новых земель и охотники. Потом – скотоводы. И, наконец, фермеры со своими семьями в фургонах. Три великих тропы вели на запад из Сент-Луиса и Натчеза, расположенных на реке Миссисипи, и Форт-Смита на реке Арканзас.
Мужчины (и даже некоторые женщины) становились ковбоями по самым разным причинам. Гражданская война, например, (Союз северных штатов стремился уничтожить рабство) заставила почти три миллиона человек взяться за оружие.
В 1865 г., после победы Севера над Югом, люди вернулись домой и увидели, что работы для них нет. Среди возвратившихся насчитывалось около 200000 бывших рабов, которые сражались за свою свободу на стороне Союза.

Многие демобилизованные воины, черные и белые, нанялись на работу ковбоями. К ним присоединились несколько десятков молодых парней с северо-востока, покинувших свои богатые семьи в поисках приключений.
Однако жизнь ковбоев была отнюдь не романтичной. Она была грязной, чаще всего однообразной и всегда тяжелой.
Одно из самых главных различий, существующих между киношными и настоящими ковбоями, – расовое. Ковбои из вестернов, стреляющие их револьверов, как на страничке – это обычно белые американцы, разговаривающие на английском языке. А на самом деле многие настоящие ковбои не были белыми, а их языком общения чаще всего являлся испанский.

Каждый седьмой оказывался выходцем из Африки, в том числе такие искусные и знаменитые, как Нэт Лав и Джон Уар. Среди ковбоев было много коренных жителей материка – индейцев и мексиканцев. Однако создатели кинофильмов имели свои собственные представления на этот счет. После того, как ковбои прошли через фильтр Голливуда, остались только белые. Вот так возник один из наиболее ярких мифов современной культуры.

Термин "ковбой" возник в Ирландии более тысячи лет тому назад. Он обозначает наездника, нанятого для присмотра за стадом. Во времена Американской революции (1775-1783) он использовался как оскорбление тем фермерам, которые приняли сторону британцев.
Мексиканский ковбой называл себя испанским словом vaquero ("вакуэро"). Ковбои штата Техас, который по праву считается первой родиной настоящих американских ковбоев употребляли это слово, но произносили его "buckaroo" ("бакеру"). Но суть название не меняло – на любом языке это означало "погонщик скота".

Длинный перегон

Перед тем как начать долгий путь, животных сгоняли в насчитывающее до 5000 трех- и четырехлетних бычков. Это могло уйти много дней, в течение которых ковбой не слезал с седла от рассвета до заката. В стадо могло попасть и приблудившееся со стороны (чужое или бесхозное) животное ("maverick", или "бродяга"). Таких метили местным клеймом. Движение на север шло с темпом около 25 километров (15 миль) в день. К 1870-м годам ковбойские тропы имели вид прилично наезженных дорог длиной до 1200 километров (750 миль) и шириной 400 метров (1300 футов), тянущихся по прериям наподобие пыльных магистралей.
Ковбои предпочитали трассы подальше от холмов и лесов, то есть от возможных нападений угонщиков скота и койотов. На излюбленных станциях (например, Абилин или Додж-сити) стадо продавали и грузили в вагоны для транспортировки на бойню.
Продвижение стада было тщательно организовано. Начальник перегона прокладывал путь. Затем парами следовали остальные ковбои, вначале главные наездники, потом поворотные и фланговые. Замыкающим доставалось огромное облако пыли! Запасные лошади были собраны в remuda (табунок), за которым приглядывал рэнглер.
Загнать молодых лонгхорнов (так называлась одна из пород крупного рогатого скота) на берег реки было довольно просто, поскольку животные любили валяться в прохладной грязи. Однако они боялись воды, и требовались немалые усилия, чтобы заставить их идти дальше. После проливных дождей реки становились особенно опасными. Течение даже могло сбить бычков с ног и унести с собой.

Бизон, или зубр американский (в соединенных штатах его чаще называли "буффало" - буйвол), был одним из чудес природы, обнаруженных испанцами в новом свете. Они увидели истинно царственное создание. Взрослое животное, с львиной гривой и таким же горбом, как у верблюда, имело высоту более 1,5 метров (5 футов) и весило почти тонну.
Первых исследователей и охотников поражал не только внешний вид этого гиганта, но и численность. Предполагают, что до начала западной экспансии соединенных штатов на великих равнинах насчитывалось от 50 до 150 миллионов бизонов, а величина стада достигала 20 тысяч голов и более. До середины XIX века популяция буйволов оставалась стабильной, хотя некоторое их количество убивали коренные жители Америки и белые переселенцы. А подавляющее большинство этих животных, как всегда, мирно и спокойно паслись на обширных пространствах прерий.
Однако трава, которой питались бизоны, оказалась основным кормом и для лонгхорнов. За несколько десятилетий жизненное пространство бизонов сократилось вдвое из-за стад КРС и фермеров-землепашцев, а численность сведена охотниками почти к нулю.

Опасность!

Хотя ковбои являлись отличными наездниками, они постоянно рисковали оказаться сброшенными с лошади и волочиться за ней по земле с ногой, застрявшей в стремени было страшно и очутиться впереди стада, несущегося в панике, или не суметь увернуться от рогов разъяренного быка.
Прерии были полны опасностей, в густой траве прятались гремучие змеи, от укуса человек умирал меньше чем через час. Волки, ягуары и пумы обычно нападали на скот, но, загнанные в тупик, они могли наброситься и на человека. Еще существовала угроза со стороны воров и (очень редко) индейцев. И наконец, флягу следовало всегда держать полной, чтобы избежать теплового удара (обезвоживания организма).

Лихие парни, пуляющие из кольтов направо и налево, напивающиеся вдрызг и устраивающие в салунах дебош – такой экранный образ ковбоя привили нам с детства. Но реальная картина выглядит иначе.

Батраки Дикого Запада

Ковбои («cow» – корова и «boy» – парень) это скромные труженики прерий – батраки у крупных американских скотопромышленников. Их история берет свое начало в середине 1860-х годов, когда отшумели бои между Севером и Югом. Тогда многие солдаты вернулись к разрушенным домам и запустелым хозяйствам, а нужно было как-то жить. Работу они нашли у богатых фермеров: их главной обязанностью стало обслуживание скота – выпас, перегон, охрана, лечение, клеймовка.

Время постепенно развеивает героико-романтический ореол образа ковбоя, во многом навязанный вестернами. Ковбой это, в первую очередь, профессия, опасная и сложная, сопряженная с каждодневной рутинной работой.

Зарабатывать удавалось не много – до 25 долларов в месяц: этого зачастую не хватало на покупку личного оружия и собственной лошади, а вот получить хроническое заболевание было очень даже легко, учитывая постоянные ночевки на сырой земле.

Самое сложное в профессии ковбоя - это перегон скота: они двигали свои стада на восток к железнодорожным станциям Канзаса, но учитывая огромные расстояния и непредсказуемость прерий, дорога могла занять и целый год. Для того, чтобы воспрепятствовать рассеиванию скота ковбои окружали его кольцом. Но от подобной тактики страдали погонщики, ехавшие сзади: многотысячное стадо коров разогревало воздух до такой степени, что он нещадно обжигал их лица. А если учесть и другие «прелести» перегонов, будь то хищные животные или ядовитые змеи, вооруженные банды или воинственные индейцы, то складывалась отнюдь не радужная картина ковбойских будней.

Покорители прерий

Ковбои как могли приспосабливались к суровым условиям кочевой жизни. В 1866 году скотовод Чарльз Гуднайт придумал чаквагон («кухонный фургон»), чем сильно облегчил задачу преодоления больших расстояний. Чаквагон представлял собой переделанную армейскую повозку с усиленными осями: в него загружали продукты, посуду, виски (использовалось в основном для дезинфекции), лекарства и другие полезные мелочи.

С боку фургона крепилась бочка с двухнедельным запасом воды, а на натянутую внизу бизонью шкуру складывали коровий навоз – незаменимое топливо в степи.
Весьма практичной и функциональной была одежда ковбоев, опробованная во время долгих перегонов.

Широкополая фетровая шляпа не только спасала от палящего солнца или дождя, но и помогла раздуть огонь, а в других случаях служила емкостью для воды. Упомянем шейный платок, защищавший лицо от пыли, а в случае травмы им перевязывали рану или фиксировали сломанную руку, кожаные чапсы, защищавшие ноги от колючек и гнуса, лонг-джонс – шерстяное белье, спасавшее пастуха во время холодных ночей.

Ковбои хорошо владели огнестрельным оружием – револьвером, кольтом, винчестером, однако вопреки сложившемуся стереотипу применяли его редко. Наибольшую угрозу для пастухов представляли банды грабителей, кочующие в поисках добычи, а вот с индейцами они старались ладить: их помощь во время трудного пути могла очень пригодиться.

Ковбой - президент

Кинематограф стал виной и другому устойчивому стереотипу – «все ковбои белые». После отмены в 1865 году в США рабства большое число негров превратилось в пастухов – по некоторым данным это третья часть всех ковбоев. Еще одну треть составляли мексиканцы и индейцы. Цветные в сноровке ничем не уступали потомкам европейцев, например, чернокожий ковбой Джон Уару не знал себе равных в укрощении мустангов.

Но ковбоями становились не только беднейшие слои населения, но и выходцы из вполне обеспеченных семей. С 1883 по 1886 годы пастухом работал Теодор Рузвельт – 26-й президент США. После смерти первой жены и матери он обосновался на Среднем Западе, чтобы забыться в тяжком труде ковбоя. В седле погонщика, не жалея ни себя, ни лошадь, будущий президент проводил по 16 часов в сутки. Засуха и последующее разорение вернули его на политическую стезю, однако в душе он не перестал быть ковбоем.

Женщина в седле

Совсем невероятным кажется освоение профессии ковбоя женщиной. В конце XIX столетия в США женщина воспринималась исключительно как домохозяйка, которая и в седле толком держаться не умела. Но так было на востоке – культурном и цивилизованном. На западе ситуация оказалась иной. На ранчо женщины трудились наравне с мужчинами, а потеряв мужей, многие из них были вынуждены заняться выпасом и перегоном скота.

Носить женщинам мужскую одежду в Викторианскую эпоху считалось неприличным, а длинная юбка мешала верховой езде, поэтому «ковгерл» шли на разные ухищрения, чтобы оказаться наравне с мужчинами. Так, Энни Оклей решила укоротить свою юбку, положив начало эмансипации женщин в казалось бы чисто мужском ремесле.
Некоторые из «ковгерл» пошли еще дальше и порвали с мирным характером профессии. Такой оказалась Дженни Стивен (по прозвищу «Маленькие Штаны»). Она присоединилась к банде Билла Дулина и участвовала в грабежах до тех пор, пока ее не поймала полиция. Не изменили ее и два года тюрьмы, после которых она продолжила противозаконную деятельность.

И жизнь, и спорт

К началу XX столетия по мере индустриализации Дикого Запада ковбойская профессии стала отходить в прошлое. И канула бы она в Лету, если бы не одно "но". В прежние времена каждую весну и осень ковбои собирались для пересчета, прививки и таврения скота, где между делом показывали свое умение держаться в седле, ловить бычков и управляться с лассо.

Такие сборы на английском назывались «round-up», а на испанском их именовали «rodeo». Свою удаль ковбои демонстрировали не просто так – это давало им больше шансов получить работу в следующем году.
Со временем ковбойские забавы превратились в вид спорта, который мы знаем как родео: основные его дисциплины - это скачки на диком быке или необъезженной лошади, а также ловля бычков на лассо и без него – путем спрыгивания на спину животного с лошади.

Но есть и дополнительная программа, куда входит, например, дойка дикой коровы или детское родео, где маленькие ковбои скачут на овечках.
Демонстрируя свое искусство в спорте, современные ковбои рискуют отнюдь не меньше чем их предшественники. Пусть и доходы у них намного больше, чем у пастухов из прерий, но и травмируются они гораздо чаще: львиную долю заработка спортсмены вынуждены тратить на лечение.

Само слово cowboy, состоящее из двух слов — cow (корова) и boy (парень), дословно переводится как «коровий парень». В нашем понимании, что-то типа пастуха. Известно, что это была тяжёлая, изнурительная работа, с очень низкой оплатой. Почти половина из них имели африканские, индийские или мексиканские корни. Так что, говорить здесь о «настоящих американских парнях» вряд ли возможно. Не говоря уже о том, что многим приходилось скрывать своё тёмное прошлое и нечистую совесть. Естественно, они не были абсолютно свободными или независимыми. Даже лошадей для своей работы им приходилось арендовать у хозяина ранчо.

Ковбои находились на самой нижней ступени американского общества, и родители из приличных семей никогда не позволили бы своей дочери выйти замуж за кого-либо из них. Да и вся эта «ковбойская эпоха» длилась менее тридцати лет – мгновенье, даже на фоне недолгой истории освоения американского континента. Как же так могло случиться, что именно эти парни стали не только «самым узнаваемым символом Америки», но и её гордостью?

Бесспорно, что в самой профессии пастуха нет ничего необычного или экзотического. Она была известна с давних времён. С тех пор, как люди приручили диких животных. Под их присмотром гуляют по библейским страницам стада овец. В далёком Вифлееме первыми явятся они к родившей Деве Марии. Во времена крестоносцев дважды организуют «пастушьи» крестовые походы, чтобы после их поражения затем на протяжении столетий мирно пасти свой скот. Нелёгкий труд этих pastore вскоре будет настолько идеализирован, что в литературе, живописи, музыке и театре даже возникнет особый жанр, поэтизирующий сельскую жизнь – пастораль (с французского Pastorale — пастушеский, сельский).

Хотя, говоря о пастухах, чаще всего имеют в виду людей, которые сопровождали кочевые стада, а не пасли скот при усадьбе. Эту обязанность возлагали обычно на подростков: мальчиков или девочек. Благодаря этим юным пастушкам и появилось в Англии слово ковбой, или «мальчик, следящий за коровами». Как правило, дети пасли скот пешком, иногда прибегая к помощи плети или собаки. А настоящие пастухи использовали в своей работе лошадей.

Специалистам известно, что истинной родиной древних лошадей является именно американский континент.

Правда, ещё в доледниковую эпоху они здесь вымерли, о чём свидетельствуют многие найденные останки (кости, черепа и т. п). Однако, часть этих древних американских лошадей всё же сумела перейти из Северной Америки в Азию по «Берингову перешейку», который появлялся на месте нынешнего Берингова пролива в периоды похолоданий и общего понижения уровня Мирового океана. Затем, уже после потепления, волны опять закрыли открывшуюся на дне сушу. И потому лошади, лишённые возможности вернуться, вынуждены были двигаться вперёд. Так они расселились по территориям Старого Света. Отсюда и тарпаны, и дикие лошади Азии, а также африканские зебры. Вернулись же они в Америку уже в одомашненном виде. На кораблях конкистадоров.

В 1519 году завоеватель Мексики Фернандо Кортес привез с собой 16 лошадей. У Ернандо де Сото было уже более двухсот лошадей, когда он высадился во Флориде в 1539 году. Еще больше этих животных было с ним, когда он передвигался вдоль Миссисипи в 1541 году. А Васкес де Коронадо, в это же время исследовавший Юго-запад, имел в своей экспедиции уже более тысячи лошадей. Столь грандиозны были задачи по освоению континента, и столь велики пространства, что конкистадоры просто не могли без них обойтись. А корабли всё везли и везли сюда новые стада лошадей. И вскоре, их стали разводить уже здесь, на новых фермах и ранчо.

И ещё одно: никогда не виданная ранее лошадь, сидящий на ней закованный в латы воин, и огнестрельное оружие, наводили на местных жителей такой неподдельный ужас, что всего несколько конников могли обратить в бегство тысячные отряды индейцев.

Первое время лошадь была прерогативой только новых поселенцев и никому, даже самым дружественным индейцам и их вождям, не разрешалось к ней подходить. До 1528 года вообще действовал королевский указ, запрещающий им садиться на лошадь. Но шло время. Лошадей стали красть или отбивать в бою. Иногда, когда вырезались целые поселения колонистов, лошади в панике уносились в лес. Вскоре индейцы прекрасно освоили и верховую езду, и огнестрельное оружие. Легкая, быстрая и неуловимая индейская конница постепенно стала реальной угрозой не только мирным белым поселенцам, но и частям регулярной армии. Ведь лошадь полностью изменила жизнь местных племён. Пеший индеец чувствовал себя маленьким, одиноким и беззащитным перед величием огромного континента. Охота на могучих бизонов была трудна и опасна. Чаще всего их стада пытались подогнать к обрыву или подстеречь на водопое. Но теперь, используя лошадь, убийство бизонов уже не представлялось сложным. Не говоря о возможности быстро перемещаться по стране. Кроме всего, лошадь позволяла перевозить значительно большие грузы, чем прирученные собаки.

Тем временем, убежавшие в леса лошади дичали и плодились, подрастая на вольных пастбищах. Так появились знаменитые дикие лошади Северной Америки – мустанги, от испанского «местеньо» — свободная лошадь, или лошадь без всадника.

Конечно, у них не было той восхитительной стати европейских пород, но они были значительно сильнее, выносливее, и главное – неприхотливее. Их стали ловить и приручать как индейцы, так и белые поселенцы.

Немудрено, что многие нынешние породы лошадей в США несут в своих жилах кровь мустангов. Постепенно число этих диких табунов стало столь значительным, что они превратились в реальную помеху коровьим пастбищам и посевам кукурузы. И их начали отстреливать. Прекрасных животных, считавшихся гордостью Америки, истребляли тысячами. Хорошо ещё, что нашлись энтузиасты, вынудившие правительство США издать специальный закон о запрещении варварской охоты.

Итак, чем большее значение в жизни новых поселенцев и индейских племён приобретала лошадь, тем больший вес приобретали ловкие, сильные и умелые наездники. А с увеличением скотоводческих ферм всё более становилась востребованной профессия пастуха. Хотя во многих странах это были не просто пастухи, а люди, обладающие особыми человеческими качествами. К примеру «чарро» в Мексике это не столько профессия, сколько стиль жизни. Но самое главное – они были непревзойдёнными наездниками. Так во время войны с французами «чарро» умудрялись на галопе набрасывать лассо на вражеские пушки и переворачивать их. Не менее искусны были и аргентинские «гаучо», чилийские « гуасо», колумбийско — венесуэльские «льянерос» или бразильские «сентанежу». Но вернёмся к нашим ковбоям.

Ковбои

Их звёздный час начался во второй половине XIX столетия. Это было время Фронтира, расширения территорий Дикого Запада, покорения прерий, истребления бизонов, разбоя и грабежей поездов и банков, войн с индейцами и Гражданской войны. С её завершением в 1865 году тысячи бойцов должны были вернуться в родные места. Но что умели делать эти молодые люди? Сидеть в седле, обращаться с оружием, стойко и выносливо переносить невзгоды? Но как эти качества могли быть востребованы в мирное время, и где? Не говоря уже о том, что многие из них оказались сиротами, а их дома были разрушены во время войны. Среди них было множество освобождённых от рабства негров — вообще не имеющих крова, или мексиканцев — не желающих возвращаться на родину.

Часть из них нанималась на работу к скотопромышленникам и на ранчо. Т.е. становилась ковбоями. Это была тяжёлая и рутинная работа. За мизерную плату им приходилось ежедневно объезжать территории, ремонтировать ограду, пасти и поить скот, находить отбившуюся от стада корову, или лечить её от болезни, клеймить молодняк и делать многое другое. А зимой, бывало, что и только за еду и кров. Потому устроиться на ранчо было легко. Ведь на Западе не хватало рабочих рук. Здесь были рады любому, не вникая в перипетии его прошлой жизни. И если в больших городах была опасность, что тебя найдут, опознают или арестуют, то здесь, в глуши, было вполне безопасно. И потому много откровенных бандитов, воров и авантюристов укрывались в этой среде от преследований. Хотя в те времена к этому относились не столь сурово, как позднее. Во многих местах их даже выбирали шерифами, считая, что только такие — жестокие и отчаянные, способны обуздать зарвавшихся хулиганов. Так продолжалось на протяжении десятилетий.

Так отчего же понадобилось резкое увеличение числа пастухов? Дело в том, что на бескрайних равнинах Запада росла трава, которая легко переносила не только засуху, но и морозы. Это позволяло переселенцам круглый год держать скот на подножном корме. На этих просторах, особенно в Техасе, бродили одичавшие потомки коров креольской породы, завезенных сюда ещё испанцами. Вот их-то переселенцы отлавливали и скрещивали со своим скотом, преимущественно завезенным из Англии. Так были выведены знаменитые техасские лонгхорны — своенравные, выносливые и неприхотливые к условиям обитания животные, с огромными рогами. Владельцы ранчо разводили их, как правило, лишь для своих нужд, продавая незначительные излишки на рынках.

Но Гражданская война обескровила эти места, и одним из шансов восстановить экономику территорий стало развитие скотоводства. Ведь брошенный во время войны скот достиг миллионов голов, бесхозно разгуливающих на просторах Техаса и близлежащих мест, в то самое время, когда разоренной войной стране требовалось большое количество мяса. Отловить этот скот и перегнать его отсюда поближе к рынкам сбыта и стало главной задачей местных скотопромышленников. Тем более, что длинноногие и жилистые лонгхорны обладали крепкими копытами, и потому могли пробегать большие расстояния.

С отлова, перегона скота, и выгодной его продажи и началась эра ковбоев. Она была тяжелее, чем повседневная работа на ранчо, и значительно опасней. И хоть за перегон платили достаточно хорошо, но отрабатывать эти деньги приходилось потом, а подчас и кровью. Прежде чем отправиться в путь, молодых бычков сгоняли в гурт, который мог насчитывать от 2000 до 3500 голов. Чаще всего он собирался из животных с нескольких ранчо.

Впереди стада всегда скакал «ranahan» или «ranny» — опытный ковбой, направляющий вожака стада, за которым следовали остальные животные. По бокам стадо окружали остальные ковбои «lead riders» и «swing riders» — головные, поворотные и фаланговые, которые следили за общим передвижением стада и возвращали в гурт отбившихся животных. Сзади за стадом наблюдали замыкающие – «tail riders» или «drag riders».

В течении дня ковбои несколько раз меняли лошадей. За запасными лошадьми, собранными в отдельный табун следил wrangler (рэнглер) – молодой ковбой, осваивающий ремесло. Если группа ковбоев была достаточно многочисленной, то в специальном фургоне с ними двигался и повар.

Уже к 1870 году ковбойские тропы приобрели вид хорошо наезженных дорог длиной до 750 миль и шириной примерно 1300 футов. Скот тогда перегонялся на железнодорожные станции в Абелин и Додж-Сити, где продавался и отправлялся для забоя на восток.

Но это стало позднее, а вначале каждая группа фактически являлась первопроходцами, впервые прокладывая тропы, определяя места стоянок и наличие воды. Наиболее известными среди них были Чальз Гуднайт (Charles Goodnight) и Оливер Ловинг (Oliver Loving), с группой ковбоев из 19 человек. Они самостоятельно организовывали перегон скота и освоили трассу, позднее получившую имя «Тропы Гуднайта-Ловинга» (от форта Белкнап к форту Самнер).

В основном перегоны осуществляли в летнее время года, когда ковбоев преследовали палящее солнце, засухи, пересохшие реки, песчаные бури и угроза обезвоживания организма. А когда начинались дожди – опасность утонуть в бурной, разлившейся реке. При этом всегда нужно было быть готовым к встрече с бандитами, желающими отбить стадо или воинственными индейцами. Не говоря об укусе гремучей змеи, опасности быть затоптанным ошалевшим от испуга скотом и многим иным неожиданностям, поджидающих на каждом повороте пути. И лишь в конце перегона, по прибытии в город, их ожидал отдых и заслуженный заработок.

Теперь можно было привести себя в порядок, починить конскую амуницию и поменять износившуюся одежду. Естественно, что специфика профессии наложила на неё свой отпечаток.

Скажем, одной из обязательных составляющих гардероба была шляпа. Она не только защищала голову от солнца и дождя, предохраняла от веток и колючек, но и могла помочь в управлении лошадью вместо хлыста, заменить ведро, веер, служить для раздувания костра и т.п. Наибольшей популярностью у ковбоев пользовались шляпы изготавливаемые Джоном Б. Стетсоном (John B. Stetson), хотя на юго-западе предпочитали «Плензмен».

Не менее важной деталью был шейный платок, или бандана, как простейший респиратор предохранявший от пыли, поднимающейся из под копыт скота, или от бурь в прериях. Мог также служить подвязкой или жгутом при травмах, ранении, или укусе змеи. При этом он, при расстегнутой рубашке, предохранял шею от солнечных ожогов.

Сами же ковбойские рубашки, чаще всего клетчатые, шили из прочной и плотной ткани. Вначале на них не было карманов (как и на брюках). Все мелочи размещались в кожаном жилете. А брюки большинство ковбоев носили на подтяжках, т.к. туго затянутый ремень мешал при верховой езде. С ними возникали проблемы, поскольку они не только протирались с внутренней стороны, но и постоянно рвались при соприкосновении с кустами, колючками кактусов, зарослями можжевельника.

Чтобы защитить ноги во время длительных верховых переходов, ковбои носили накладные чапсы (от испанского слова chaparejos) поверх брюк. Они делались из кожи или шкуры животных и прикрывали переднюю часть ног, что позволяло сохранить полную свободу движений. В северных регионах были распространены меховые чапсы, из шкур медведя или козла. Как правило, они крепились к поясу и имели завязки вдоль ног.

Но самой дорогой частью туалета являлись сапоги. Как правило, они выполнялись из воловьей кожи, и делались на заказ. Они имели высокий скошенный каблук, не позволявший ступне проскальзывать в стременах, и высокое голенище. Кроме этого было ещё множество разных ковбойских аксессуаров: рукавицы с крагами, шпоры, плети, лассо, тапы — кожаные чехлы, которые надевали на стремена, ну и конечно оружие. Всё это после перегона следовало привести в порядок, или заменить новыми изделиями. Скажем нижнее бельё, или Лонг-Джонс (long johns) – этакий специальный комбинезон из чистой шерсти, обычно просто выбрасывалось.

И только после завершения всех этих дел, вымывшиеся и отоспавшиеся ковбои, могли по дороге домой позволить себе отправиться в салун, с танцевальным залом и столами для азартных игр. Бесспорно, когда собирается много молодых парней при деньгах, с твёрдым желанием «погудеть» и отключиться от нагрузок «перегона», то тут возможны и пьяные загулы, и ссоры с разборками, и стрельба. Ведь у каждого оружие при себе. Именно на эту, как мы теперь понимаем не самую важную часть их существования, будет позднее сделан существенный акцент в вестернах, пьесах и романах.

Пройдёт совсем немного времени, у ковбоев закончатся деньги, они вернутся на свои ранчо, и всё опять повторится сначала. Вновь необходимо будут сгонять бычков в гурт и как и раньше вывести на тропу. Но это продлиться недолго. Уже во второй половине 1880-х ситуация на Диком Западе резко изменится. В апреле 1885-го сначала в Канзасе, а затем в Техасе среди скота разразится эпидемия поражения клещом. А через три месяца Кливленд, новый президент страны, потребует, чтобы на западе страны около 200 тыс. голов скота в короткий срок были выведены с индейских и государственных земель. Спешно стали перегонять его на юг, и многие животные не смогли преодолеть этот путь. В регионе стали повсеместно применять недавно изобретённую колючую проволоку. И вскоре большинство частных пастбищ были обнесены. Потому воровать скот и лошадей стало весьма затруднительно.

В результате развития сети железных дорог, биржевой паники 1884 года, роста забоя скота (из-за тех же указов Кливленда), и ряда иных факторов, произошло существенное падение цен на мясо. Дело завершили засушливое лето 1886 года и последовавшая за ним морозная зима. Толщина снежного покрова была так велика, что не выдерживали крыши, а животные замерзали. К весне, когда снег и лед растаяли, страна была буквально покрыта трупами. Всё это привело к оттоку людей из отрасли, и завершению эры ковбоев.

Так любой производственный процесс, становясь нерентабельным или не продуктивным, уходит со сцены, либо заменяется иным, отвечающим требованиям дня. Ведь существуют и ныне скотоводческие предприятия и ранчо, но уже с вездеходами и вертолётами, иными задачами и возможностями. Но они не вызывают ныне такого интереса, тем более восторга, как прежде. В чём же заключалось

Рождение легенды

Перегон скота занимал много времени. И уставшие за день ковбои, вечером устраивались у костра, чтобы поужинать и поговорить. Конечно, среди них были и те, кто владел каким-либо музыкальным инструментом. Чаще всего это были губные гармошки, либо фиддл-скрипка, банджо либо гитара, которые не занимали много места, были легкими и удобными при переездах. И хотя мелодии песен, которые они напевали, напоминали знакомые им баллады Англии, Ирландии, Шотландии или Южной Америки, но такт и темп уже были иными.

Как утверждали специалисты, в них всё отчётливей проявлялся знакомый ковбоям по перегонам ритм: «шаг», «рысь» или «галоп». А темы? Пели о том, что видели, вспоминали или мечтали. О дикой красоте прерий, своей иммигрантской доле, прекрасных женщинах встреченных в пути, об индейцах, охотниках, искателях приключений и золотоискателях, бандитах и шерифах, и снова о бескрайних просторах Дикого Запада. Пели у костра, при ночных объездах стада, в многочисленных салунах.

Наиболее удачные из песен и баллад запоминались, передавались друг другу, но с уходом ковбоев со сцены постепенно забывались. Однако, уже в вначале 1900-х, на волне нового интереса к ним, появились не только сборники тексов этих песен, но и ноты к ним, а вскоре и новые исполнители. К примеру, группа Oklahoma Cowboys с Отто Грэем (Otto Gray) и оклахомским ковбоем Уильямом МакГинти (William McGinty) в начале прошлого века уже записывалась на радио и мелькала в кинохрониках.

Так родилось ковбойское кантри, а позднее и музыка вестернов. Развивая её «киношники» и музыканты сделали всё возможное, чтобы к зарождающейся легенде добавить образ «поющего ковбоя». Помимо шумных «гуляний», они в свободное время устраивали состязания — кто лучше удержится на дикой лошади, на бычке из стада, набросит лассо, и чья лошадь более воспитана. Со временем эти состязания «обросли» правилами, поделились на дисциплины и ближе к середине XX века сформировался специфический вестерн-спорт, что продолжало поддерживать интерес к теме.

Конечно, были в среде ковбоев и блистательные наездники, замечательные стрелки, охотники или укротители диких животных – т.е. свои признанные герои. Одним из них был легендарный Буффало Билл, урожденный Уильям Коди. Он убил несколько тысяч американских бизонов, был разведчиком американской армии, вольным егерем и проводником, но самое главное – превосходным шоуменом. В 1883 году Уильям организовал шоу-аттракцион под названием «Дикий Запад Буффало Билла». Он начинался с парада участников на лошадях и затем одна за другой шли сцены, инсценирующие известные исторические события и красочные эпизоды освоения Запада.

Фото: Большая российская энциклопедия

Были здесь и защита фургонов переселенцев от атакующих индейцев, нападение преступников на дилижанс или ограбление поезда. Более тысячи настоящих ковбоев, индейцев и мексиканцев представляли действо, сопровождаемое стрельбой, скачками, родео и сценами охоты, в котором участвовало также множество животных, лошадей и бизонов. На протяжение долгих лет Буффало Билл со своим шоу успешно гастролировал не только в США, но и по всей Европе, всячески культивируя образ сильного, решительного, неустрашимого и непобедимого наездника. Так зарождался романтический ореол американского ковбоя. Правда его зрителям, из заполнивших рынок литературных произведений, к тому времени уже были отчасти известны многие его сюжеты.

Здесь, на фоне общей беллетристики, уже успели занять особое место такие авторы, как Майн Рид, Вальтер Скотт, Джек Лондон, Джеймс Купер, О.Генри. Так постепенно начинает зарождаться совершенно новое направление искусства – многожанровый «вестерн», дословно – «западный», поскольку его действие чаще всего происходит на Диком Западе. Позднее он найдёт своё отражение в кинематографе, телевидение, живописи и других видах искусства. В его продвижении работали такие крупные мастера, как Карл Май, романами которого об индейце Виннету зачитывалось не одно поколение европейской молодёжи, Эдвард Эллис – более 30 лет выпускающий различные истории про Дикий Запад, или Прентис Ингэм, написавший до 600 романов и бессчетное количество рассказов в этом жанре. Тем не менее, его основоположником принято считать Оуэна Уистера, выпустившего в 1902 году знаменитый «Вирджинец».

Фрагмент из фильма «Вирджинец»

Как в давних рыцарских романах перед нами предстаёт на коне превосходно владеющий оружием эдакий романтический рыцарь – ковбой, готовый в личной схватке-дуэли доказать свою правоту. Немногословный, решительный и справедливый, честный и благородный, преклоняющийся перед прекрасной дамой. Эта книга к 1938 г. была продана в количестве 1,5 млн. экземпляров, по ней было снято три фильма. в т.ч. (1929) с Гэри Купером, и поставлено четыре спектакля на Бродвее. Так шоу Буффало Билла и его коллег, ковбойские песни, литература и театр продвигали набирающий всё большую силу вестерн.

Следует всё — же заметить, что если для традиционного классического произведения более всего интересен внутренний мир героя и характеры персонажей вокруг него, то в вестерне во главу угла поставлено действие и быстро меняющаяся ситуация, в которой проявляется герой. Так органически сложилось, что период развития жанра совпал с развитием киноиндустрии в стране. А интрига и быстрое развитие сюжета во многих литературных произведениях жанра, совпали с задачами немого кино.

Поэтому, уже в 1903 году режиссёром Э. С. Портером был снят фильм «Большое ограбление поезда». Однако, этот фильм явился лишь предтечей жанра, поскольку в нём отсутствовал самостоятельно действующий главный герой. А золотой век вестерна в кинематографе будет связан с деятельностью двух режиссёров — Джона Форда и Говарда Хоукса. Форду в период немого кино удалось снять около 60 фильмов, наиболее значительным из которых был «Железный конь», в съёмках которого приняло участие около 5000 человек. А уже в звуковом кино, его фильм «Дилижанс» (1939) предопределил пути развития вестерна на последующие годы. Свои картины он старался снимать в живописной долине Монументов в штате Юта, с привлечением звёздных актёров: Джона Уэйна, по праву носившего имя « короля вестернов» и Генри Фонда. Нельзя не упомянуть и снятый в 1956 г. эпический вестерн «Искатели», признанный Американским институтом кино вершиной жанра.

Вскоре вестерн становится настолько востребован и популярен, что приобретает уже определённые установившиеся формы и традиции: добро всегда борется со злом и естественно побеждает, а хэппи-энд становится обязательным элементом.

Эти типичные черты вестерна были удачно подмечены В. Набоковым в Лолите: «Терракотовый пейзаж, краснолицые, голубоглазые ковбои, чопорная, но прехорошенькая учительница, только что прибывшая в Гремучее Ущелье, конь, вставший на дыбы, стихийная паника скота, ствол револьвера, пробивающий со звоном оконное стекло, невероятная кулачная драка, — во время которой грохается гора пыльной старомодной мебели, столы употребляются, как оружие, сальто спасает героя, рука злодея, прижатая героем к земле, все еще старается нащупать оброненный охотничий нож, дерущиеся крякают, отчетливо трахает кулак по подбородку, нога ударяет в брюхо, герой, нырнув, наваливается на злодея; и тотчас после того, как человек перенес такое количество мук, что от них бы слег сам Геракл, ничего не видать, кроме довольно привлекательного кровоподтека на бронзовой скуле разогревшегося героя, который обнимает красавицу-невесту на дальней границе цивилизации».

Конечно, трудно на протяжение нескольких десятилетий эксплуатировать схожую тематику, с действиями происходящими в недолгое время Фронтира, на ограниченной территории Дикого Запада. И потому жанр, развиваясь и изменяясь, в последующие годы пройдёт ряд этапов: ревизионистский и спагетти вестерна (кто из нас не помнит эти фильмы Серджо Леоне и Корбуччи и знаменитую парочку — Теренса Хилла и Бада Спенсера), кимчи и contemporary вестерн и т.п. Тем не менее, главное было достигнуто: вестерн становится фирменной маркой Соединённых Штатов, а ковбой всемирно известным героем.

Развивающаяся и промышленная Америка, с ностальгией вспоминающая и идеализирующая времена освоения Дикого Запада, наконец, находит в них своего героя. Ведь молодая страна не имела своего Германа-Арминиуса, Роланда или Зигфрида. Да и в самой Европе шёл поиск новых легендарных персонажей: не зря молодёжь зачитываясь романами Купера и Мая, и с восторгом приняла спагетти-вестерны. Им нравился вот такой честный и справедливый парень: сильный и ловкий, умный и находчивый, лишённый расовых предрассудков, уважающий детей, женщин и родителей, и конечно — же истинный патриот. Эдакий красавчик — мачо, готовый в любую минуту прийти к вам на помощь. И этот романтический, во многом придуманный образ, всячески культивируемый и тиражируемый кинематографом и литературой, навсегда вошёл в сознание страны.

Продолжение легенды

И совсем неважно, что он несколько не соответствовал реалиям. Ведь далеко не все ковбои были белыми, и среди них было множество авантюристов, мошенников и людей с нечистой совестью. Мифом являются и постоянные напряжённые отношения ковбоев с индейцами (ведь многие из них сами были индейцами), которым чаще всего удавалось договориться между собой по многим вопросам. Правда, Оливер Ловинг, один из первопроходцев, умер от ран нанесенных команчами, но это бывало крайне редко. Много неувязок и в части их отношения к оружию. Оно применялось ковбоями, чтобы сгонять гурты, подгонять отстающих животных, или направлять вожака стада. Но крайне редко для выяснения отношений. Не говоря уже о том, что два пистолета, как мы это часто видим в кино, никто из них никогда не носил. А уже о том, чтобы стрелять в салунах вообще не могло было и речи. Ведь порох в те времена использовался дымный и уже после первого же выстрела черный дым заволакивал бы всё помещение удушающим облаком, выгоняя кашляющих стрелков на свежий воздух. Не говоря о том, что покупать дорогое оружие им было просто не по карману.

Не соответствовал реальности и такой атрибут их одежды, как джинсы. Зачем они нужны были ковбоям в походе, когда на брюки всё равно одевали для зашиты чапсы. Тем более во время отдыха. Вряд ли кому-нибудь из них пришло бы в голову явиться в салун в рабочей одежде. Помните, у О.Генри в «Сердце и кресте»: « …и я сел возле кровати как был – грязный, при шпорах, в кожаных штанах и тому подобном». Да и видели ли вы ковбоя в джинсах на рекламных афишах шоу Буффало Билла? Или на фотографиях единственного президента страны Теодора Рузвельта, который в молодые годы сам был ковбоем.

Это Голливуд одел ковбоев в джинсы. Однако, всё это никак не развенчивает легенду. Она продолжает жить своей жизнью. И производители джинсов сразу же использовали эту ситуацию в своей рекламе. К тому времени на джинсах Страуса — Levi’s — уже существовал знаменитый кожаный лейбл с двумя лошадьми, безуспешно пытающимися разорвать брюки. Но позднее в своей рекламе он начинает более активно эксплуатировать фигуру ковбоя.

Использует её и Wrangler. При этом на заднем кармане была помещена кожаная нашивка с логотипом компании, нарисованная в виде веревки, а на язычке замка ширинки выбит фирменный знак – ковбойский сапог. В их рекламе принимали участие такие знаменитые ковбои как Билл Линдерман (Bill Linderman) и Джим Шолдерс (Jim Shoulders). Пользовались джинсы популярностью и в Голливуде. По крайней мере, в них щеголяли Мерилин Монро, Бриджит Бардо и Элвис Пресли. Надо полагать, что здесь был взаимный интерес. Молодёжь покупала джинсы потому, что их носили их любимые актёры вестернов, а знаменитые актёры, отдавали дань молодёжной моде.

В 1953 году в Америке появляется ещё одна «ковбойская реклама» — фирмы Мальборо (Marlboro), выпускающей сигареты с фильтром. Она поднялась на том, что в начале тридцатых годов прошлого века благодаря суфражисткам, боровшихся за всеобщее избирательное право. Эти дамы хотели равноправия во всем, а это значит и в курении сигарет. И они получили Мальборо с фильтром, и слоганом «Нежные как май».

Но в 1953 году медики официально заявили о том, что курение сигарет вызывает рак легких, что сразу же привело к резкому снижению потребления табака. И тогда фирма сделала акцент на новую целевую группу — людей, которые боятся умереть от рака, но не могут бросить курить. И тогда для рекламы были привлечены лучшие фотомодели, а затем и реальные ковбои.

На суд клиентов была представлена реклама с ковбоем, курящим сигарету с фильтром и утверждающим, что сигаретный фильтр не влияет на вкус табака. Этот слоган: «Фильтр не встает между тобой и вкусом» был вынесен на плакаты рекламы. И это покорило всех. Реклама напоминала о настоящих героях Америки — брутальных парнях, воплощающих истинный американский дух, которые готовы были курить сигареты Мальборо. А чем же мы хуже? Продажи Marlboro всего за один год выросли настолько, что они заняли четвертую позицию в рейтинге продаж табачных изделий. Воодушевлённые этим успехом огромное число американских фирм стали использовать ковбойскую атрибутику в своей рекламе.

И вот уже в наше время Ральф Лорен (Ralph Lauren) возвращает в моду ковбойскую символику (кожаные куртки «ранчо», сапоги-казаки и прочее). Не в качестве обычной одежды, а как образ жизни, предназначенный только для избранных. И к ней мужской одеколон Chaps, который так же естественно идет мужчине, как кожаная куртка или джинсы. «Ведь это — Запад. Запад, который внутри».

И хотя времена освоения Дикого Запада, вместе с золотым веком вестернов, остались далеко позади, и романтический ореол от фигуры, стреляющего и мчащегося на коне, ковбоя слегка рассеялся, и пришли другие времена, с иными возможностями и страстями — этот образ всё ещё сохранился в сердцах, нисколько не снизив уровня восприятия. Как символа страны. Ведь стать мачо — это вечная мечта, неподвластная времени. И потому быть ковбоем – это слыть по настоящему «крутым» парнем, а оказаться в ранге «крутого» — это и значит быть настоящим американцем.

И потому Генри Киссинджер в беседе с Орианой Фаллачи в 1972 году мог позволить себе сказать: «Я всегда действовал в одиночку, как ковбой… одинокий ковбой, въезжающий верхом в деревню или город… Он действует, вот и все». Это и есть американская мечта и американский герой. Не надо собирать армию, создавать партию, или возглавлять движение. Надо действовать в одиночку. Как американский ковбой.

И чем дальше от нас в глубь веков уходят времена Фронтира, тем всё труднее бывает нам вспомнить о том, что же там происходило на самом деле, а что вошло в нашу память из книг или вестернов. Но верным напоминанием о тех годах служат многочисленные ковбойские музеи, среди которых есть даже музей посвящённый женщинам-ковбоям. И вот уже в Oxbow Park в Сиэтле устанавливают памятники главным атрибутам ковбоев: огромную шляпу и сапоги высотой до 22 футов. И весь интернет заполняет символические панорамные фото ковбойских сапог и шляпы на фоне Долины Монументов.

Да и уличный музыкант Роберт Джон Бёрк (Robert John Burck), известный как Голый ковбой на Бродвее, демонстрирует по сути только эти два атрибута – сапоги и шляпу. А жители Техаса придумали с ней совершенно замечательную композицию. Они в своём городке Париж, на сооружённую там 60-ти футовую копию Эйфелевой башни, водрузили красного цвета шляпу, высотой 4.5 фута. Мол, если ты уже в Техасе, то как — же тут быть без шляпы? А с другой стороны, с подтекстом: коль ты действительно что-то из себя представляешь, и претендуешь на совершенно исключительную роль, то оказавшись в Америке — ты просто обязана надеть на себя ковбойскую шляпу.

Но мы отвлеклись на атрибуты. А где — же сами герои? Их скульптурных изображений тоже предостаточно. Более всего на Западе. К примеру, в Коди (Cody, Wyoming), где расположен Buffalo Bill Historical Center установлено несколько скульптур, в память о уже упоминаемом нами Буффало Билле. То он приветствует нас у входа в центр, или как разведчик с высокого холма внимательно смотрит по сторонам. А вот уже несётся на врагов с клинком в руках или догоняет с ружьём громадного бизона. Или памятник Биллу Пикетту (Bill Pickett) — ковбою, звезде родео и киноактёру, придумавшему трюк называемый буллдоггин, при котором ковбой едет на коне близко к необъезженному лонгхорну, потом соскакивает, хватает его за рога и пригибает вниз. Именно этот момент и изображён на скульптуре, установленной в техасском Форте — Уэрт (Fort Worth).

Не обойдены вниманием скульпторов и кони, главные помощники ковбоев. Особо впечатляюще зрелище «Голубого мустанга», гиганской фигуры высотой 32 фута и весом 4000 кг, поднявшегося на задние ноги, чтобы взглянуть на пассажиров, прибывающих в международный аэропорт Дэнвера (Denver International Airport). Но самая крупная скульптурная композиция в мире (и не только ковбойская), установлена в Далласе, на Pioneer Plaza. На том самом месте, где когда-то была стоянка погонщиков скота, гнавших с востока на запад многотысячные стада. По этой самой тропе Shawnee Trail, ведущей к Западу через индейскую территорию, будут позднее передвигаться и многие иммигрантские семьи. А ныне здесь, под наблюдением трёх ковбоев мчатся к далёкой цели около пятидесяти бронзовых лонгхорнов. Останавливаясь на минуту, чтобы глотнуть воды из ручья, обгоняя друг друга, и уверенно следуя за вожаком. Все в натуральную величину, низко опустив огромные широко расставленные рога, не замечая многочисленных зрителей и посетителей парка. А вот один из ковбоев несётся прямо на вас, не желая задержаться, чтобы сфотографироваться на память. Летит, слегка отпустив стремена и вглядываясь вдаль. Не задерживайте его. Он догоняет отставшую от стада корову. Этот юный ковбой, занятый своей многотрудной работой, ещё не знает, что несётся в будущее, на скаку творя историю. Чтобы превратиться в легенду, символ, в образец для гордости и почитания. Как тут не вспомнить строчки Леонида Филатова из «Песни неунывающего ковбоя»:

Я прожил горестную жизнь
И понял не вчера,
Что, как судьба ни повернись, —
Нет худа без добра.

И если вдруг меня волна
Потащит в глубину,
То море высохнет до дна
И я не утону.

И если я сорвусь в каньон,
Неловкий, как арбуз,
То мне скала подставит склон
И я не расшибусь.

И если выстрелят в меня
В упор и на прицел,
То пуля выберет коня,
А я останусь цел…

Ну разве можно не любить такого героя? Не верить в него. И не гордиться им: Ковбоем, ставшим символом Соединённых Штатов.