KARTING - Гонки на микролитражных автомобилях. Картинг. Описание, история появления и развития

"Какой русский не любит быстрой езды?" - гласит народная поговорка, хотя ее справедливо отнести ко всем, кто водит автомобиль или катался по ровному покрытию автобана. Правилами дорожного движения утверждены скоростные режимы и мера наказания за лихачей. А если нельзя, но очень хочется рвануть, то, пожалуй, лучшего и безопасного способа, чем картинг, не найти.

Все началось с тележки

И все это осталось бы на уровне забавы, если бы не конструктор компании "Кертис краф компани", которая специализировалась на выпуске гоночных машин. Арт Ингл, так звали конструктора и бывшего летчика, представил публике в 1956 году на гонках простенькую открытую машину с мотором, которую окрестили тележкой. В переводе на английский слово звучит как cart. В последствии машинки стали называть картами, а гонки картингом.

В США основаны две фирмы-производителя: "Гоу-картинг компани" и "Инглз-Борелли". Производство картов начинает экспансию в развитые европейские страны. Так, купленные британским бизнесменом пять автокартов в 1958 году у американцев переросли к 1960 году в сотню фирм, производящих карты. Тогда же Великобритания запускает журнал "Картинг".

Первые карты в России

Самый первый отечественный карт вышел из стен курского городского дворца пионеров в 1960 году, благодаря экспериментальной лаборатории малолитражных автомобилей и мастеру Льву Кононову. Другим пунктом популяризации стал Харьковский дворец пионеров. Там успешно работала секция картинга Эдуарда Костенко и Виталия Енина.

Настолько бешенную популярность приобрел картинг, что такой спорт необходимо было признать на официальном уровне. Федерация автомобильного спорта СССР в конце 1960 года берет шефство над ним и создает первые положения и требования к картингам, классификацию и правила соревнований. Первые всесоюзные гонки прошли в Риге в 1962 году, а в 1963 Москва приняла первый Чемпионат СССР по картингу. Действовала система двоеборья: кольцевая гонка и гонка по треку.

Первыми чемпионами страны стали О. Кошиц и В. Степанов в категориях 175 см 3 и 125 см 3 соответственно. К 70-80 годам картинг становится абсолютны выбором молодежи. В ДОСААФ занимаются около 130 тысяч юношей и девушек, взрослых и детей. Для этого построено 180 трасс и 33 тысячи картов.

Возникновение федераций

В мае 1960 года Международная федерация автоспорта решила, что картинг - такой же вид автоспорта, как Формула 1. Была создана Международная комиссия по картингу, которая проводила соревнования. Дебютное первенство состоялось в 1962 году в столице Италии. В 1992 году на смену Федерации автомобильного спорта СССР пришла Российская автомобильная ассоциация (РАФ), которая впоследствии по договоренности с Международной федерацией автоспорта выделила Ассоциацию Картинга РАФ для поддержки и продвижения национального спорта.

Устройство современных картов

Болид имеет две педали: газ и тормоз. Педаль тормоза достаточно чувствительная, а ход жестковат в сравнении с привычным автомобилем. Никакой амортизации. Вибрация вызвана оборотами мотора, который крепится к раме. Динамичный ход болида доставляет водителям удовольствие такое, что картинг становится излюбленным времяпрепровождением.

Отличительная особенность на разных фото картинга такая, что можно заметить разный выворот колес на передней оси на поворотах. Чем больше выкручивать руль влево, тем больше левое колесо выворачивается больше правого. С правым выворотом происходит то же самое по аналогии. Маленький вес и простота рулевого управления все же требует достаточной физической подготовки. Даже после небольшого трекинга очень устают мышцы рук и плечевой пояс, да и попытка удержать болид на скорости заставляет все тело работать в статическом напряжении.

Еще одна особенность карта - это его всесезонность. На зимней резине шипы и протекторы такие, что картингом и зимой прекрасно заниматься. Мало того, в северных странах в основном и проводят зимние соревнования на болидах.

Классификация машин

Что же такое картинг с технической точки зрения? Это динамически развивающийся спорт, требующий новых технологий, эргономичных решений, мощности и усиленных мер безопасности. И механики работали и работают над этим постоянно. Разнообразные технические характеристики и возможности сложились в единый классификатор болидов. Официально это звучит так: "Классификация и технические требования к гоночным автомобилям карт".

Выделяют четыре группы:

  • Группа 1. К ней относятся карты "Формула А" и "Формула Супер А". Схожие технические характеристики с небольшими преимуществами второго. KF-1 и "Супер карт" относятся к первой группе, отличаются объемом двигателя.
  • Группа 2. Ко второй группе относятся "Интерконтиненталь-А-Юниор", "Интерконтиненталь-А", KZ1, KZ2,"Ротакс Макс" и другие.
  • Группа 3 . "Пионер", "Кадет", "Микро" - это все болиды, зарегистрированные в Российской автомобильной федерации.
  • Группа 4. Разнообразные вариации класса "Иззи Карт" характеризуются объемом двигателя от 50 до 125 кубов без коробки передач. Также есть "Иззи Карт Шифтер" с 6-ступенчатой коробкой.

Соревновательные классы

Классы, в которых соревнуются спортсмены, напрямую зависят от типа картов:

Международные классы представлены картами KF2, KF3, KZ1, KZ2, "РОТАКС МАКС", ИЗЗИ КАРТ". Болиды участвуют в международных турнирах.

Национальные классы ("Пионер", "Кадет", "Национальный Юниор" и др.) проводятся на государственном уровне, все болиды зарегистрированы в РАФ.

Детские классы начинаются от класса "Микро" и заканчиваются классом "Иззи карт 60". Характерзуются возрастными группами и скоростным режимом.

Любительские классы участвуют в соревнованиях на прокатных картах, то есть любой картинг-центр может устроить первенство с собственным призом. Особенностью является отсутствие получения разряда.

Заводские классы представляют состязания на болидах одного изготовителя.

Основные правила

Национальные спортивные правила по картингу датируются 2006 годом. Всего в правилах восемь основных пунктов. В них говорится, что официальным правомочным организатором является Федерация автомобильного спорта. Все правила картинга для соревнований местного масштаба должны быть согласованы с ФАС, иметь правильно заполненную документацию. Далее приводятся особенности проведения непосредственно заезда. В документе сказано, что регламентом должен быть определен стартовый сигнал для участников.

Обозначается линия старта, который может быть с хода или с места. Для линии старта с места характерна черта, перед которой строятся все болиды. Линия старта с хода является точкой отсчета хронометража. Описаны требования к расположению сигнального светофора. В случае поломки светофора на соревнованиях используют сигнальные флаги. Основными правилами картинга установлены следующие задачи хронометража: определение времени на контрольных заездах, хронометраж каждого водителя и хронометраж лучшего времени или лучшего круга.

Не только профессиональным спортсменам, но и любителям стоит знать о правилах прохождения поворотов в картинге. Верно заданная траектория на поворотах позволяет сохранять скорость карта и выжать по максимуму из болида. Поворачивать нужно по пологой кривой трассы. Если выбрать короткую траекторию или внутреннюю сторону трассы, то необходимо снизить скорость. Профессионалы советуют въезжать в поворот медленно, а на выезде ускоряться. Тактика в поворотах зависит и от самой трассы. Если однин поворот сменяется другим, то продумывать нужно сразу весь путь, замедляясь на первых поворотах.

Детский картинг

На вопрос, что такое картинг для детей и нужен ли он, можно смело ответить, что это практически идеальное начало для занятий автоспортом. С него начинали Михаэль Шумахер, Микки Хакинен. К тому же заниматься можно с 6-летнего возраста. Выделяют соответствующие классы: "Микро" (6-9 лет), "Мини" (8-11 лет), "Супер Мини" (11-13 лет), "Иззи карт".

Особенности детского картинга, пожалуй, состоят в весе и литражности болида. Для местных соревнований скоростной режим карта достигает 40 км/ч. Максимальная скорость в 100 км/ч допускается в классе "Супермини" для участников 11-13 лет.

На сегодня картинг клуб – это не только популярное место для посетителей, но и выгодный бизнес для предпринимателей, которые решили заняться этим делом. Практически каждый город имеет картинг-клуб, но спрос все равно остается достаточно высоким. Но открытие картинг клуба – идея не простая, так как требует значительных инвестиций, структурного анализа рынка развлечений в вашем городе, грамотно продуманной и составленного бизнес-плана.

Прежде всего, вам стоит определиться с размером будущего картинга, так как от такого решения и будет зависеть объем капиталовложений и концепция организации. Если вы планируете открыть клуб с качественным дорожным покрытием, дорогими авто и развитой инфраструктурой, вложить придется около 500 тысяч долларов. Но в таком случае не рассчитывайте на высокую рентабельность – срок окупаемости такого проекта составит 4-5 лет.

Но если ваш капитал не позволяет организовать такой масштабный и дорогой проект, можно открыть картинг клуб гораздо дешевле. Рассмотрим более экономный вариант.

Картинг: бизнес план

Подготовка площади

Чтобы не тратить лишние деньги на подготовку трассы, лучше арендовать асфальтированную площадку. По ее периметру необходимо установить покрышки, тщательно выровнять поверхность и устранить все изъяны. Подготовка трассы обойдется вам в 2-3 тысячи долларов (без учета платы за аренду). Место для картинг клуба лучше выбирать за городом или в индустриальных районах, где еще с советских времен остались большие промышленные склады.

Площадка может быть как открытого, так и закрытого типа. По квадратуре такая площадь варьируется от 3000 до 4000 м² – это даст возможность построить трассу 600-700 метров, что будет оснащена правильными углами, ровными участками для разгона и крутыми поворотами. Любители картинга трассу длинной в 300-350 метров считают слишком короткой, а вот 700 метров – в самый раз.

Престижный картинг клуб должен иметь систему хронометража – специальные датчики, что определяют скорость участника заезда, а результаты выводятся на табло. Клиент, который в конце увидит свои достижения, обязательно вернется к вам, чтобы улучшить свои результаты. Стоимость такой системы – 5-5,5 тысяч долларов. Установка таких датчиков будет отличать вас от конкурентов, выделять среди многих видов развлечения, поэтому на этой статье рекомендуется не экономить. Закупать систему хронометража лучше сразу, так как она устанавливается в момент укладки асфальта и оформления трассы. Если вы выбрали помещение закрытого типа – следует позаботиться о системе вентиляции, которая обойдется вам в 8-10 тысяч долларов.

Покупка оборудования

Следующий этап – приобретение карт. Что выбрать – модные новые машины или старые подержанные – подскажет уровень ваших инвестиций. Новые машины стоят 1500 – 2000 долларов, карты с мощным двигателем – 3000-4000 долларов . Подержанная машина обойдется вам в 500-700 долларов. Если вам удастся найти специальные распродажи и заказать сразу несколько экземпляров – сэкономите до 300 долларов на каждой машине.

Подбор персонала

Запчасти для картов производят всего несколько производителей, поэтому достать их непросто. Заменить их – еще сложнее. Чтобы решить такую задачу, лучше нанять на работу квалифицированного токаря.

Также в основном штате должен быть механик (на его должность подойдет автослесарь), работники на трассе, что будут следить за безопасностью участников.

Финансовые аспекты в бизнес плане катринг клуба

В среднем статьи затрат для организации данного бизнеса выглядят следующим образом:

  • аренда площади (асфальтированной) – 500 долл.
  • покупка 4 машин б/у – 3000 долл.
  • затрат на спецодежду для персонала, шлемы для участников – 600 долл.
  • зарплата сотрудникам – 1000 долл. в мес.
  • аренда административного помещения – от 500 долл.

Как видим, для организации такого картинг клуба вам понадобиться 6000 долларов. Для того, чтобы данный бизнес приносил большую прибыль, рекомендуется открыть картинг площадью не меньше 3000 м², а автопарк оснастить не менее 8-10 машин. Для осуществления такого плана вам понадобиться от 30 тыс. дол.

Для организации более престижного картодрома, где трассы превышают 800 метров, с оснащением системой электронного хронометража, оборудованными душевыми кабинками вам понадобиться не меньше 150 тыс. дол.

О доходах

Картинг как бизнес может приносить сразу несколько источников прибыли:

  • за ;
  • за обучение или проведение мастер-классов;
  • за организацию корпоративных мероприятий.

Чтобы увеличить уровень дохода, вы можете организовать школу подготовки участников. Проведение корпоративных мероприятий для большой компании также приносит неплохой доход. Арендовать трасу на полный день стоит около 500 долларов в выходной и 300 долларов в будний день.

Рентабельность небольшого картинг клуба составляет 2-2,5 года, более масштабные проекты окупаются за 5-6 лет.

Одним из экстремальных видов спорта является картинг. Он очень популярен среди детей и молодежи во всем мире. Что подразумевается под этим понятием?

Картинг – это вид спорта и развлекательного занятия, характеризующийся гонками на так называемых «картах», которые представляют собой гоночные мини-автомобили без кузова. Скорость передвижения карта может достигать от шестидесяти до двухсот километров в час.

Родиной картинга являются Соединенные штаты Америки. Еще в тридцатых годах двадцатого столетия американские подростки предприняли успешные попытки гоночных соревнований с горок в небольших повозках, передвигаемых механическим способом. В конце сороковых годов солдаты организовывали шуточные соревнования на авиаплощадках, в ходе которых наперегонки передвигались в небольших повозках. В шестидесятых годах механик Арт Инглс продемонстрировал автолюбителям свое изобретение – «карт» с примитивным ручным тормозом. Чуть позже Даффи Ливингстон запустил производство картов и основал производственную организацию «Гоу-карт компани». Гоночные мини-автомобили раскупали довольно быстро. Позднее Даффи приобрел ограниченную площадку, которая впоследствии явилась первым картодромом. К шестидесятым годам учреждаются и активно функционируют более сотни компаний по производству, реализации и техническому обслуживанию картов, открываются обширные картинговые площадки.

Тысяча девятьсот шестидесятый год для картинга является судьбоносным – его признает официальным видом спорта Международная Федерация Автоспорта. Через два года появляется Интернациональное учреждение специального назначения по картингу. Первое гоночное соревнование на картах организуется и успешно осуществляется в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году. В последующие годы автомеханики и инженеры модернизировали внешний вид и технические характеристика картинга.

Советские автомобилисты заинтересовались картингом как видом автомобильного транспорта зимой 1964 года.

Благодаря техническим знаниям инженеров автомобильные производственные компании стали выпускать разнообразные карты.

Виды картов:

  1. маленькие карты с двигателем до пятидесяти кубиков, лишенные коробки передач и не способные передвигаться на высокой скорости, предназначены для детей от шести лет;
  2. спортивные карты для профессионалов с высокими техническими характеристиками;
  3. любительские карты для развлечений.

Внутреннее устройство карта достаточно сложное и своеобразное. Автомобильная конструкция имеет пять важных деталей.

  • шасси;
  • рамы;
  • четыре колеса;
  • внутреннее устройство, преобразующее энергию в механическую работу;
  • коробка передач.

Характеристики тормозной системы

Система, отвечающая за торможение и уменьшение скорости – гидравлическая. Она поделена на контуры. На детских картах тормозной механизм крепится на ось, расположенную позади. Мини-автомобили для автолюбителей постарше снабжаются устройствами для уменьшения скорости на каждый контур.

Особенности ножных рычагов карта

У гоночных мини-автомобилей два ножных рычага – один контролирует подачу газа, другой уменьшает скорость. Существуют карты, в которых устройства для уменьшения скорости на передних колесах управляются вручную. Из-за высокой чувствительности ножных рычагов, вибрирующих движенияй при разгоне и движении, жесткого хода автомобилист первоначально испытывает дискомфорт.

Подвеска мини-автомобиля

Система подрессоривания нехарактерна для карта, задняя ось, диски, вращающиеся на оси, и мотор прикреплены к раме. Вибрирующие движения, которые ощущаются при езде на карте, вызваны активностью мотора, который находится в непосредственной взаимосвязи с рамой. Передвижение по трассе на карте уникально и дарит незабываемые впечатления.

Отличительные особенности шин

В связи с тем, что на картах можно передвигаться в любое время, резиновая оболочка колес меняется механиками в соответствии с сезоном.

Разновидности шин: колеса с резиновой оболочкой без утолщенной и с утолщенной части покрышки.

Выбор резиновой оболочки, соответствующей конкретным условиям – дело не простое и зависит от множества факторов.

  1. Ощущение непосредственной близости с асфальтовым покрытием на большой скорости.
  2. Высокая скорость разгона завораживает.
  3. Повороты колес производятся практически мгновенно.
  4. Приятно удивляет легкость управления гоночным мини-автомобилем.

Первоначально возникает ощущение, что карт – безопасный транспорт, и возможность перевернуться отсутствует. Однако это не так. Велика вероятность, что ось, расположенная сзади, уйдет в занос, и случится трагедия.

В связи с тем, что карт – нестандартный автомобильный транспорт, ему свойственны особенности в управлении.

Управление картом

Освоив гоночный мини-автомобиль, можно заметить, что угол поворота для левого и правого колеса различен. В данном факте можно убедиться, если вывернуть приспособление для управления движущейся машиной до упора в правую сторону – левое колесо может быть вывернуто значительно больше правого. Противоположная ситуация возможна, если повернуть руль в левую сторону.

Ориентируясь на линии дороги и эти характеристики карта, гонщики, обладающие опытом, осуществляют невероятные повороты. На первый взгляд может показаться, что управлять картом не так сложно из-за сравнительно простой системы управления и общего веса. Однако покатавшись на карте сорок минут, можно ощутить боль в мышцах верхних конечностей. Но с регулярными тренировками мышцы привыкают к управлению, и в последующем напряжение сводится к минимуму.

Комфортное передвижение в картинге невозможно без соответствующего обмундирования.

Экипировка картингиста:

  • специальный защитный головной убор;
  • парные предметы одежды для верхних конечностей из специализированного материала;
  • защитная короткая куртка без воротника и рукавов;
  • комбинезон, выполненный из огнеупорной ткани;
  • ботинки;
  • воротник для шеи.

Картинг получил не только всеобщее признание и уважение, но и стал для кого-то профессией.

Картинг — вид спорта, который в благодарность выдает море адреналина. Ни с чем не сравнимые эмоции, почти физическое ощущение близости асфальта, скорость, испытание, стремление быть первым. В Москве этот вид спорта стал трендом: начиная от корпоративных «покатушек» на картодроме в честь юбилея фирмы и заканчивая серьезными тренировками с профессиональными гонщиками.

Карт — это микролитражный автомобиль на маленьких колесиках, без кузова, дифференциала и упругой подвески. Фактически он состоит из сиденья, рамы и маленького двигателя. Различают два вида картинга: прокатный и спортивный. Прокатный популярен как вид развлечения и доступен любому. Машины, используемые в прокатном картинге, не имеют коробки передач, управлять ими легко даже без водительских навыков. Все начинают с прокатного, многие потом переходят на ступеньку выше. Это спортивный картинг, который ориентирован на более подготовленных гонщиков, машины здесь более мощные и оснащены коробкой передач.

На профессиональных треках спортивный карт может сдаваться в прокат, но стоимость заезда на нем будет в разы выше — 10—15 тыс. руб. за шесть заездов, каждый по 15 минут. Те, кто уже жить не может без рыка мотора, обзаводятся собственными гоночными болидами — их цена колеблется от 5 тыс. до 8 тыс. евро. Резину приходится менять каждый день, комплект стоит в районе 200 евро. Удовольствие не из самых дешевых, но те, кому не по карману, всегда могут взять в прокат за 800 руб. машинку попроще и получить свою порцию кайфа. В Москве несколько десятков картодромов, обычно это целые комплексы с барами и ресторанами. Закрытые треки, где выдают даже обувь с комбинезоном, больше подходят для начинающих, тогда как под открытым небом уже гоняют профессионалы.

«Мы с друзьями катаемся года четыре, у нас свой турнир, призы, группа в социальной сети, сделали свои сайт и приложение, перед каждой гонкой SMS-рассылка со временем и местом заезда», — рассказывает 36-летний топ-менеджер Максим Кисловский. Его команда из 15 человек собирается раз в неделю в картинг-клубах, а в конце года подсчитывает очки, и победитель получает переходящий кубок и подарок — два авиабилета в любую точку мира. Спонсором выступает строительная компания одного из участников.

Таких частных турниров в Москве каждую неделю проводятся тысячи. Но картинг как вид спорта появился не вчера, и занимаются им не только обеспеченные люди. «Перед законами физики все равны независимо от социального статуса, амбиций и числа машин в гараже. Стоит облачиться в комбинезон, опустить забрало шлема — и определить, кто есть кто на трассе, можно лишь по технике езды, — считает Кисловский. — И тут никогда не бывает скучно, даже когда ждешь своей очереди, ведь только в картинге можно следить за гонками с расстояния вытянутой руки».

Вопрос — ответ

Алексей Карачев, вице-чемпион Германии «Формулы-3»,
шеф-инструктор гоночной академии Mercedes AMG


Что такое картинг?

Это основа гоночного спорта. Несмотря на размеры, машины мощные, доходят до 50 л.с. Если ты ставишь лучшее время круга на карте, то даже на автодроме для «Формулы» ты сможешь проехать хорошо. Все, кто научился водить карт, справятся с любой машиной.

Какие трассы больше подходят для новичков — открытые или закрытые?

На закрытых площадках вы не зависите от погоды, зато на трассах под открытым небом ощущения скорости сильно меняются. Я бы для новичков и людей, которые просто хотят хорошо провести время, больше рекомендовал крытые картодромы по нескольким причинам. Во-первых, на открытых трассах нет такой развитой инфраструктуры. Они все-таки больше ориентированы на спортсменов. В крытых картодромах есть уютные кафе, где можно посидеть, перекусить и посмотреть на заезды других пилотов.

Как правильно подобрать машину?

Надо посмотреть распечатку с лучшим временем за день и выбрать машину, которая показывала самое быстрое время круга.

Как научиться быстро и правильно управлять картом?

Я бы порекомендовал для начала взять уроки у профессиональных гонщиков. Это позволит вам сэкономить время и деньги и начать как можно раньше получать максимальное удовольствие от пилотирования карта и даже выигрывать в соревнованиях.

Пионеры картинга

Когда появился картинг, доподлинно неизвестно. Русская «Википедия» утверждает, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны, которые гоняли по летному полю на тележках для подвоза авиабомб. Но первый моторный карт построил американский инженер Арт Ингелс, работавший на производителя гоночных моторов Kurtis Kraft. Ингелс установил на обычную тележку моторчик от газонокосилки, который приводил в движение задние колеса через велосипедную цепь. Маленькие, но юркие автомобильчики быстро стали популярными, американская молодежь стала устраивать гонки на парковках возле супермаркетов, а в 1959 году первые карты показали на Парижском автосалоне. До СССР слава дошла так же быстро.

«Наподобие азиатского гриппа накатила на Европу волна нового спортивного увлечения. Она идет из Америки, захватив сначала Англию, и спорадически сейчас распространяется на континенте, достигнув Скандинавии», — писал в 1960 году советский журнал «За рулем», описывая новые гонки «на так называемых го-картах, то есть карликовых автомобилях без кузова и какой-либо подвески колес».

Первые советские мини-болиды поехали из дворцов пионеров — в одном из таких полезных в то время заведений в Харькове и открылась в начале 1960-х первая секция картинга. Но картинг со временем стал увлечением избранных. В основном в такие секции можно было попасть только «по блату». На Западе же картинг получил массовое распространение, там стали выпускать в конце 1960-х первые советские болиды. В те годы выходил журнал «Техника молодежи», где размещались чертежи картов, многие своими руками в гаражах собирали машины из подручных материалов — в ход шли даже вертолетные колеса. К моменту распада СССР в 5 тыс. секций при школах, дворцах пионеров и станциях юных техников занимались 130 тыс. человек. Ежегодно проводились соревнования союзных республик. С распадом империи картинг пришел в упадок, как и весь спорт в те годы.

Старт после финиша

Карты на крытых трассах могут развивать скорость до 90 км/ч, а на открытых — до 200 км/ч, но разбиться на карте маловероятно. «Боковые короба, передний и задний бамперы защищают гонщика и механизмы карта при столкновении. Цепная передача закрыта кожухом, который не позволяет цепи отлететь в сторону. Тормозная тяга дублируется тросиком. В картах с тормозами на все четыре колеса передний и задний контуры действуют независимо, и при отказе одного можно затормозить вторым. Снизу рамы расположена пластина, на которую опираются ноги. Да и чтобы перевернуться, нужно уж очень постараться. Обычно даже у сорвиголов не получается это сделать», — успокаивает менеджер картинг-клуба.

Пять гоночных трасс для картинга в Москве

Александр Митяев

Картинг приобретает все большую популярность и как развлечение, и как вид спорта. Во многих городах появляются картодромы, где можно получить дозу адреналина, улучшить свои навыки вождения, снять стресс и просто весело провести время. Наверное, поэтому все больше людей задаются вопросом о картинге: что это такое, как появился и как правильно кататься. Давайте в этом разберемся.

Что такое картинг и его виды

Картинг – это гонки на картах (малолитражных гоночных автомобилях с маленькими колесами, состоящих из рамы, сидения и двигателя, у них отсутствует кузов, упругая подвеска и дифференциал). Считается одним из самых массовых видов автомобильного спорта. Картинг можно поделить на 2 вида: спортивный и прокатный .

Спортивный картинг (профессиональный) является основой гоночного вида спорта. Предназначен для подготовленных участников, карты оборудованы коробкой переключения передач и более мощным, двухтактным двигателем. Бывает зимний и летный спортивный картинг.

Знаете ли вы? Многие знаменитые гонщики, такие как М. Шумахер, Ф. Алонсо, С. Феттель, С. Лоэб, А. Васильев начинали свою спортивную карьеру в картинге.

Существуют любительские, национальные и международные спортивные классы. Пол участников значения не имеет, все выступают на равных.


Прокатный картинг (хобби картинг, любительский) это хорошее развлечение и вид активного отдыха. Доступен почти любому, поэтому большинство знает, что такое именно прокатный картинг. Машины не оснащены КПП и управлять ими просто. Карты, как и трассы, более безопасны, чем в спортивном виде. У них крепче, чем у спортивных, рама и менее мощный двигатель, в основном – четырёхтактный. В самом худшем случае, вы просто застрянете.

Важно! В такой ситуации, главное правило безопасности требует: не выходить из авто, а дождаться инструктора.

Сеанс такого картинга рассчитан на 10-15 минут и на прокат сдается машина только вместе с защитной экипировкой.

От "тележки" до "зверя", история появления картинга

История появления картинга берет свое начало в 30-х годах прошлого века. В то время, американским мальчишкам очень нравилось съезжать с горки в тележках. Слово «карт» (cart), собственно и переводится как «тележка». Следующий этап развития начался после ІІ Мировой войны.


Военные пилоты из США устанавливали на тележки для перевозки авиабомб мотор от газонокосилки и устраивали развлекательные гонки в промежутках между полетами. А в 1956 году, бывший летчик Арт Инглс, работая в компании производящей гоночные машины, создал первый карт схожий с современным. В следующем году была организована первая фирма, строящая кары, тогда же были приняты и правила гонок на картах. А еще через год эти машинки появились в Европе.

Картинг официально был признан видом спорта в мае 1960 года. В 62-ом уже существовала Международная комиссия по картингу, а в 64-ом состоялся первый мировой чемпионат (допускались карты с объемом двигателя 100 кубических сантиметров).

Надо сказать, что такое массовое признание картинга продлилось недолго и интерес к нему начал понемногу угасать. Объясняется все просто. Первые карты, из-за простоты конструкции, небольшой мощности и отсутствию средств безопасности, были довольно дешевыми, а значить общедоступными. Но, постепенно конструкция совершенствовалась, двигатели усиливались, а безопасность езды на карте повышалась, что и послужило существенному подорожанию и более высоким требованиям к навыкам управления. Как результат – в картинге остались в основном профессионалы.

Современный карт может развивать скорость до 260 км/ч, а максимальная скорость, развитая картом с реактивным двигателем, составила 407 км/ч.

Знаете ли вы? Советский картинг «родился» в 1961 году. Первой трассой для публичного заезда послужил лед Центрально Стадионе Москвы. Две машины, представшие перед зрителями, были построены несколькими энтузиастами под руководством Ю. Мелихова.

Национальные классы в России


Национальные классы отличаются на территории различных стран. Они создаются национальными автоспортивными федерациями государства. Обычно используют двигатели отечественного производства. Российский картинг подразделяют на несколько классов, описание которых будет приведено ниже.

Пионер. Для участников от 8 до 12 лет. Карты этого класса должны быть оснащены КПП с 2-5 скоростями, серийным одноцилиндровым мотором с воздушным охлаждением и поршневым газораспределением / полнопоточным клапаном.

Кадет. Рассчитан на возраст 10-15 лет. Технические характеристики карта практически не отличаются от характеристик в классе Пионер. Объем цилиндра составляет 50 кубов.


Национальный-Юниор. Класс для спортсменов 13-18 лет. Тут предусматривается коробка передач (с 4-6 скоростями), одноцилиндровый двигатель (с водным либо с воздушным охлаждением). Максимальный объем – 125 кубов. Остальные характеристики аналогичны предыдущим классам.

Национальный класс. Отличается от предыдущего класса только возрастными ограничениями – 16 лет +.

Знаете ли вы? Правила картинга в России и других странах Европы допускают участие в соревнованиях даже детей достигших 6-летнего возраста. Это относится к детским классам.

Как управлять картингом, 5 правил от профессионалов

Существуют базовые правила, которые помогут пройти любую трассу за максимально короткий отрезок времени.

Первое из них, называемое «внешний - внутренний - внешний» гласит, что поворот следует проезжать, используя всю ширину трассы. То есть, начиная поворот, держитесь с внешнего края, потом внутреннего, а выходя из поворота – опять внешнего.

Второе правило касается траектории. Самая короткая не значит самая быстрая. Ведь чтобы войти в крутой поворот (по внутреннему краю трассы) нужно существенно снизить скорость. Как результат – ощутимая потеря времени.


Правило №3. В картинге лучшая траектория не является симметричной, это можно объяснить тем, что динамика торможения машины значительно превышает динамику разгона, поэтому нужно знать – медленно въезжайте в поворот, быстро выезжайте.

Четвертое правило советует остерегаться заносов. Ведь это снижает скорость и сокращает обороты мотора. Лучше проходить повороты способом «вкатывания».

Последнее правило тоже касается заносов. Чтобы карт не заносило на поворотах, тормозите, когда передние колеса карта еще в прямом положении, непосредственно перед поворотом.

Сначала лучше выучить эти правила, а потом отработать все детали на практике.

Задумываясь о том, что такое картинг и рассматривая фото картов (выглядящих как игрушечные машинки), можно подумать, что это не больше чем веселый досуг, но кроме развлечения это еще и один из самых популярных видов автоспорта. Попробуйте посетить картодром, и мы уверены, вы не пожалеете.

Подписывайтесь на наши ленты в