Кхи Конг – внутренний потенциал Вин Чун. Психофизическая подготовка бойцов

Многие школы и стили боевых искусств обязаны своему рождению легендарному Шаолиню. Одним из них является Вин Чун. Потребовалось большое количество времени и упорства создателей, чтобы Вин Чун стал полной слаженной наукой, в которой есть всё для того, чтобы человек самосовершенствовался. Стиль как бы подводит итог работе и опыту предшествующих мастеров накопленному в течение времени его существования.

Возросший интерес к стилю можно обьясниить рядом причин. И одна из них — это познание духовной и боевой квинтэссенции. В своей практике мастера нашли выражение идеи постоянной текучести, изменчивости движений, которые противопоставлялись константности старым укоренившимся шаблонам. Воплощение идеи текучести помогло оценить внутреннюю ценность техники данного стиля. Используемая внутренняя работа имела в дальнейшем название Цигун (кит.) или Кхи Конг (Вьетнам).

Изучение знания по овладению Кхи Конг стало главным аспектом в овладении стилем. Этот раздел дошел до нас в нескольких вариантах, что свидетельствует о его распространении многими мастерами, которые его дополняли. Одним из требований в овладении Кхи Конг — это строгое соблюдение определенных правил. Чистота и безупречность техники зависит от поставленного дыхания. Соблюдение правил в овладении Кхи Конг представляет большую трудность и требует от обучающегося постоянной тренировки. Благодаря хорошо освоенному Кхи Конг техника движений становиться особой в основе которой лежит текучесть. Исполнение приобретает силу и скорость струящееся нежно и причудливо, постоянно изменяя ритм и темп. Словно вращаясь по кругу, как вода своей невидимой силой приводит в движение жернова мельницы. Требование к дыханию специфически воздействовало на технику. Чтобы добиться слаженности, исполняющий технику должен точно сочетать тип дыхания с данным движением. В правильном дыхании таиться свобода и лёгкость считающаяся признаком подлинного мастерства. Постижение Кхи Конг это не только использование в боевом применении, а ещё и развитие духовного мира человека. Не случайно в изучении Вин Чун на первом месте стоит эта дисциплина, постулат — один из основных в философии Чань-Буддизма, который открывает человеку глубинные основы бытия и служит путеводной звездой в перипетиях его земной судьбы.

Раскрывая различные аспекты и уровни понимания категорий Кхи Конг необходимо помнить, что Кхи Конг — важнейшее звено в самосовершенствовании.

Умея пользоваться им — значит властвовать собой, поэтому в исполнении проявляется внутренний заряд мастерства. К Кхи Конг не должно быть халатного отношения, необходимо тщательно следить за теми изменениями, которые происходят в момент и после занятий. Необходимо искать в себе то, что мешает росту. Иными словами, пороки в исполнении, повседневной жизни. Необходимо выяснить откуда и как они возникли и лишь после этого искоренять их в себе. Постоянный контроль, глубокое внимание помогают найти причины возникновения. Его внутренний анализ и правильность исправления служат успехом в Кхи Конг. В практике не следует торопиться к большим результатам. Надо стремиться к тому, чтобы в работе не было пороков и внутренний контроль поможет надолго держать ваше отточенное мастерство. Человеку необязательно быть сильным физически, ему следует вести здоровый образ жизни, тогда он не будет знать болезней и естественно, будет крепким и здоровым. То, что внимание во время исполнения сосредоточенно на Кхи Конг, следовательно, и на самом себе — это придаёт ему нравственный смысл буддийской философии связанной с познавательной способностью человека, который был осмыслен представителями южной ветви Чань. Кхи Конг — психофизическое постижение своей сущности, которое лежит в пределах духовной деятельности человека. Кхи Конг позволяет проникнуть внутрь себя, слиться с тем, что логически невыразимо и неподвластно простым свойствам аналитического разума. Постижение Кхи Конг связано с открывающим путь к чистоте духа.

Исполняя упражнения прежде всего следует знать их внутренний смысл. Правильно владеть вдохом выдохом, верхним, глубоким, мягким, жестким, медленным, быстрым, восходящим, нисходящим. Различать внутреннее состояние в момент делания, правильное использование взгляда, правильность посыла звука, уверенность ног, знание смысла шага, определенное положение и движение рук, корпуса — одним словом ни одного пустого действия, как внутреннего, так и внешнего. Ни одного пропущенного дня. Правильность и неправильность можно сравнить с игрой слов, где без правильного подхода меняется смысл. Слова вроде бы одинаковы, а смысл разный. Или написание слов одинаковое, а чтение разное. Если занимающийся исполняя Кхи Конг не знает правильности, то он искажает внутренний смысл и предназначение Кхи Конг. В наше не многие, кто практикует Вин Чун знает подлинный Кхи Конг, что зачастую превращает его в обычные физические упражнения.

Кхи Конг по крайней мере различает два уровня. В одном он связан с эмпирической деятельностью исполняющего, помогает аккумулировать энергию и укреплять внутренние органы, органы осязания, обоняния, зрения, слуха, которые в процессе позволяют познать боевое искусство, его внутренний потенциал. Второй уровень Кхи Конг является главным центральным, который ведет к постижению духовного мира. Поэтому Кхи Конг дает в своей основе конкретный путь к постижению мастерства, в котором есть нераздельность плодотворности Кхи Конг в практической деятельности человека, в которой отсутствует спекулятивная черта. Кхи Конг несет в себе отвращение от зла и направляет к добру. Изучение дает движение к самопознанию, связывая человека со вселенной давая понять, что он её миниатюрная копия и обладает всеми присущими вселенной свойствами. Раскрывается смысл, выражающий внутреннюю сущность Пути играющий существенную роль в решении проблем онтологии, ведущей к мудрости, в которой не внешних и внутренних волнений, благодаря чему рождается истинный человек.

Кхи-йога является внутренней сутью школы Там Куи Кхи-Конг и для людей, не интересующихся жёстким боевым направлением, может практиковаться отдельно. В Кхи-йоге существует несколько базовых разделов.

Первый раздел это девять упражнений для развития пояса Кхи.

Пояс Кхи является важнейшим элементом, соединяющим верхние и нижние энергетические центры, а так же всю структуру тела и собственно энергию Кхи.

Отсутствие мощного пояса затрудняет развитие внутренней энергии человека.

Выполняя...

Чжун Куй ("палица"), в поздней китайской мифологии повелитель демонов. Его обычно рисовали красной краской, ловящим демонов, а рисунок затем вывешивали с магическими целями. Изображения повелителя демонов Чжун Куя было принято наклеивать на обе створки двери, так что он выполнял обязанности бога дверей.

Считалось также, будто Чжун Куй вершит правосудие над душами умерших.

Одно во всем и все в одном
Обычно люди делят действительность на части и поэтому не могут увидеть взаимозависимость всех явлений. Увидеть одно во всем и все в одном означает преодолеть великий барьер, ограничивающий восприятие мира, который в буддизме именуют привязанностью к неправильному взгляду на себя.

Привязанность к неправильному взгляду на себя означает веру в наличие неменяющихся сущностей, которые существуют сами по себе. Преодоление этого неправильного взгляда освобождает от...

Куй-шань сказал своим монахам: «Холодные дни зимы повторяются каждый год. Прошлый год был таким же холодным, как и этот, и в следующем году будет такая же холодная погода. Скажите мне, монахи, какие дни года повторяются».

Ян-шань, старший ученик, подошел к учителю и стал так, что его правая рука накрывала лежащий на груди кулак левой руки. «Я знал, что ты не сможешь ответить на мой вопрос», - сказал Куй-шань, а затем повернулся к своему младшему ученику, Сян-еню: «Что скажешь ты?» «Я уверен...

Во время посещения Куо своего мастера, Те-шаня, Куо спросил однажды: «Я полагаю, все старые мастера и мудрецы ушли куда-то. Не скажете ли вы, что с ними стало?» «Я не знаю, где они», - гласил ответ. Куо огорчился: «Я ожидал ответа, подобного скачущей лошади, а получил ответ, подобный ползущей черепахе», Те-шань остался безмолвным, как, побежденный в споре.

На следующий день Те-шань совершил купание и вошел в гостиную комнату, где Куо приготовил ему чай. Он похлопал монаха по плечу и спросил...

Мастер Куй-шань послал за казначеем, однако, когда казначей пришел, Куй-шань сказал: «Я звал казначея, а не тебя». Казначей не смог сказать ни слова. Затем мастер послал за главным монахом, но когда тот прибыл, Куй-шань сказал: «Я посылал за главным монахом, а не за тобой». Главный монах не смог сказать ни слова.

НЕГЭН: Монастырь должен иметь несколько должностных лиц. Казначей должен заботиться о денежных средствах учреждения, а главный монах должен наблюдать за всеми монахами в дзэн-до...

Ян-шань спросил Куй-шаня: «Что вы будете делать, если на вас нахлынет миллион объектов?» Куй-шань ответил: «Зеленый предмет - не желтый. Длинная вещь - не короткая. Каждый объект творит свою судьбу. Зачем мне вмешиваться?» Ян-шань выразил мою признательность поклоном.

НЕГЭН: Ян-шань изучал дзэн под руководством Куй-шаня, позже получил Дхарму и стал его преемником. Эта история, должно быть, является одной из сотен, которые имели место за годы обучения.

Когда человек постулирует и...

Учение о Чистой Земле - одна из популярных традиций буддизма Махаяны, получившая наибольшее распространение в Китае и Японии, хотя корни этого учения, как и буддизма в целом, находятся в Индии.

Центральной фигурой буддизма Чистой Земли является Будда Амитабха (Амитаюс, кит.

Амитофо, яп. Амида) и Западная Страна Крайней Радости (Сукхавати, кит Цзинту, яп. Дзёдо - «Чистая Земля»). //Следует заметить, что каждый Будда имеет свою Чистую Землю, в которой он обитает в Теле Блаженства - одной из...

Это система упражнений для сохранения здо­ровья и лечения болезней. Используя механизм дыхания, мы волевым порядком воздействуем на кровеносную и энергетическую системы, а через них и на органы жизнеобеспечения, на моторно-двигательный аппарат для регуляции или восстанов­ления их функций и для достижения адекватной защитной реакции организма на импульсы извне.

Каковы же те задачи, которые должен поставить перед собой каждый занимающийся медитативным дыханием?

Прежде всего это достижение способности к саморегуляции.

По сравнению с другими млекопитающими, че­ловек обладает наиболее тонкой и сложной струк­турой, процесс формирования которой содержит в себе еще немало загадочного.

В соответствии с общими законами природы че­ловеческий организм продолжает изменяться как в плане морфологическом, физическом, так и в пла­не духовном. Каковы же эти изменения, в каком направлении совершаются и будут протекать - на этот вопрос пока никто еще не решается от­ветить. Среди процессов бесконечного измене­ния природы человека в качестве решающего фак­тора следует выделить эволюцию его личности. Человек покоряет природу, овладевает воздуш­ным пространством и недрами земли, проникает в морские глубины. Он творит историю и создает цивилизацию. Эта деятельность и ее результаты не могут не оказывать воздействия на самого че­ловека, на его личность, не могут не ускорять процесса ее эволюции. Однако овладевая про­странством и временем, в отношении самого себя человек по-прежнему беспомощен. Его мыслями и поступками ежедневно, ежечасно, ежесекундно в значительной мере управляют инстинкты, животные начала. И это, впрочем, понятно, поскольку явле­ния вне нас наука раскрыла и объяснила гораздо лучше, чем явления, происходящие в нашем орга­низме. Сравнительно недавно наука проникла вглубь молекулы, вглубь живой клетки, показала сущ­ность биологических процессов, протекающих в ней, а сейчас стоит перед раскрытием законов измен­чивости, что поможет человеку стать постепенно подлинным хозяином своего «Я».

Именно эти цели и преследуют медитативно-дыхательные упражнения кхиконг. Используя в ка­честве своего орудия практику сосредоточения внимания - медитацию, занимающийся по систе­ме кхиконг в конце концов избавляется от пус­тых, беспорядочных мыслей, создает у себя как бы вторую, более «человеческую» натуру, обуздывая постепенно примитивные животные страсти.

Для этого прежде всего необходимо овладеть своими ощущениями, эмоциями, которые рождают импульсы к действию. Практикуясь в медитации, необходимо научиться по желанию максимально снижать реакцию организма на сигналы наших ор­ганов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, образно говоря, «опускать шторки» на них, отключая себя от внешнего мира, направляя все внимание на мир внутри себя, «проникая в себя».

Под выражением «проникнуть в себя» мы подра­зумеваем способность регулировать, используя механизм дыхания, нервные процессы симпатиче­ского и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а через них управлять функцио­нальной деятельностью внутренних органов.

Обращая сосредоточенное внимание внутрь себя, можно научиться тормозить функцию коры го­ловного мозга, то есть постепенно овладевать деятельностью и в этой части центральной нервной системы.

Организм человека обладает огромным резервом внутренних сил, рассеянных по всем его частям и проявляющихся в форме тепловой, электрической, химической и других видов энергии, за счет ко­торой осуществляется жизнедеятельность клеток, рост и обновление тканей, функции различных ор­ганов, одним словом, обеспечивается существова­ние и развитие индивидуума.

Благодаря медитативно-дыхательным упражне­ниям кхиконг мы развиваем, умножаем наши внутренние силы с целью укрепления здоровья и лечения либо собственных болезней, либо помогая другим людям путем энергетического точечного массажа, передачи своей энергии в случаях резкого упадка сил у больного.

Все животные и растительные организмы, как многоклеточные, так и одноклеточные, нуждают­ся в определенных условиях для своего существо­вания. Эти условия обеспечиваются за счет внеш­ней среды, к которой живые существа приспосаб­ливаются и которую используют для своего разви­тия. Однако внешняя среда не неизменна, в ней постоянно происходят какие-то процессы, оказы­вающие воздействие на живые организмы.

Медитативное дыхание кхиконг с помощью меха­низма саморегуляции помогает организму сохра­нять равновесие и безболезненно реагировать на резкие перепады, возникающие как во внешней, так и во внутренней среде.

Итак, мы можем констатировать, что медитатив­но-дыхательные упражнения кхиконг являются сис­темой тренировки, главным орудием которой слу­жат «внутренние упражнения», а конечная цель - контроль за внутренней средой, оптимальная реак­ция на изменение внешней среды.

Занимающийся этими упражнениями:

В физическом плане - обеспечит себе силу, выносливость, быстроту и эффективность действий, хорошую приспособляемость к перепадам пого­ды, способность избегать болезни, а при заболе­вании - обходиться без помощи врачей;

В духовном плане - приобретет стабильно бодрое, веселое настроение, живой ум, хорошую память, высокую работоспособность. Он не будет падать духом при неудачах и утратах, не даст страстям помутить рассудок, сохраняя при любых обстоятельствах невозмутимость и ясность мысли.

Для достижения целей, о которых говорится выше, в системе медитативного дыхания предусмотрены различные виды упражне­ний:

Контроль за положением тела, за расслаб­лением мышц и сосредоточением сознания;

Контроль за дыханием с конечной целью сде­лать его свободным, легким и плавным, то есть таким, когда организм получает оптимальные усло­вия для отдыха, а также добиться постепенной адаптации организма к кислородному голоданию и избытку углекислого газа в крови,

Сосредоточение внимания; -- управление энергией организма;

Управление внутренними силами организма.

Занятие каждым из перечисленных видов уп­ражнений строится по принципу нарастающей сложности и требует постоянного участия и контроля со стороны руководителя () .

Однако подобное деление упражнений на виды в какой-то мере условно и применяется лишь с целью облегчить обучение, объяснить суть «внутренних упражнений». На практике каждое действие в лю­бых упражнениях требует одновременно и контроля за положением тела, за дыханием, а также кон­центрации внимания и всего остального. То есть все перечисленные элементы должны гармонично, по определенным правилам сочетаться между собой, обеспечивая достижение общей цели.

Тао – это особые комплексы упражнений, развивающие в человеке гармонию движения. Выполняя Тао, мы закладываем основы самозащиты и приобретаем способность оставаться в покое в любой ситуации. Принцип изучения Там Куи Кхи-конг на основе Тао состоит в том, что, повторяя Тао многие тысячи раз, практик Там Куи Кхи-конг приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само», на основе рефлексов, вложенных многократным повторением Тао. Также Тао обладают медитативным воздействием.

Тао бывают простые и очень сложные, требующие от человека, выполняющего их, специальной подготовки. Все Тао – это коды, несущие заряд энергии. В Тао Там Куи Кхи-конг совмещён боевой и оздоровительный аспект. Вся форма и последовательность движений Тао сотворена в глубокой древности, огромное количество мастеров трудилось над их созданием. Мы должны строго и чётко заучивать все нюансы и движения, не допуская погрешности. Занимающиеся должны понимать, что все основные этапы выполнения Тао, все тонкие нюансы, в которых заложена тайная информация, открывающая секреты школы, постигается не сразу. Нельзя стать мастером за один год, так же как нельзя из ребёнка превратиться во взрослого за тоже время. Во многих школах боевых искусств из-за постоянных соревнований и отсутствия истинных мастеров-подвижников, со временем происходит потеря начального духа школы. Честь и достоинство, отвага и великодушие заменяются не вполне высокими моральными качествами. Очень печально. Сегодня люди хотят быстро получать результат, но в боевых искусствах, к счастью, это не возможно.

Круговое Тао

Это Тао отличается от других Тао тем, что оно выполняется по кругу. Один раз, начав его выполнять, мы можем продолжать бесконечно долго без остановки. Такая особенность выполнения очень благотворно влияет на психофизическое состояние выполняющего, можно установить ритм и удерживать его под контролем нужное время. Круговое Тао символизирует бесконечное движение вселенной. Только наша неразвитость может препятствовать гармоничному спокойному и в тоже время сильному движению Тао. Упражнение состоит из чередования «открытий» и «закрытий» с различными положениями рук. Кроме оздоровительного эффекта в Тао заложен боевой аспект. Нужно знать, в технике Там Куи Кхи-конг удары наносятся не только кулаком, но и всеми частями кисти. Движения гибкие плавно перетекающие из одного положения в другое. Таким образом, достигается большая скорость и мощь каждого движения. Постепенно тело становится гибким и управляемым это позволяет наносить сильные удары с короткого расстояния.

Камень

В Тао камень кисть приобретает форму кулака. Это самая жёсткая техника. Удары наносятся всеми частями кулака. Такая техника напоминает камень, привязанный к верёвке. Кроме кулака удары наносятся локтями и коленями. Всё обучение технике начинается с этой формы.

Тигр

Характер выполнения Тао заложен в его названии. Тигр сильное грациозное животное. Ученик выполняющий это Тао должен полностью отождествлять себя с этим животным. В арсенале повадок тигра большое количество захватов, шлепков, ударов лапой и головой. Тигр может притаиться, как сжатая пружина, а затем броситься на врага. Для того чтобы освоить это Тао нужно наблюдать за повадками тигра. В технике Там Куи Кхи-конг существует множество Тао тигр.

Лента

Имеется в виду лёгкая шёлковая лента. Тао лента относятся к продвинутому уровню, так как требуют от ученика большой сосредоточенности, гибкости и точности. В своём арсенале это Тао имеет движения, напоминающие изгибы ленты развевающейся по ветру. Когда всё тело занимающегося, включая руки, ноги и туловище, сливается воедино, пропуская сквозь себя потоки Кхи, можно считать, что Тао лента освоено. Понять внутреннюю суть и научиться мастерски выполнять Тао лента можно только под руководством мастера.

«Смешанные» Тао – это когда все три предыдущие формы работают вместе. Ещё существуют «специальные Тао».

Выполняя Тао, важно быть расслабленным. Для расслабления нам необходимо использовать правильное положение тела. Если правильно выстроить его структуру, то движения выполнятся без усилий, в основном сухожилиями с сохранением правильного положения, тогда использование мышц для удерживания или поддерживания частей тела и веса почти не нужны. Поэтому мышцы остаются расслабленными и свободными. Следовательно, вы можете использовать их любым образом, каким хотите, только при этом вы должны понимать очередность напряжения и расслабления, которые являются твердостью и мягкостью. Твердость содержит мягкость, а мягкость содержит твердость. Как только вы расслабляетесь, напряжение нарастает вновь. Вы не можете расслабиться раз и навсегда. Расслабиться не значит окончательно поддаться, это состояние содержит в себе энергию. Поддерживая расслабление и гибкость, вы должны быть в процессе, осознавая твердость и мягкость суставов, мышц и сухожилий.

Нельзя быть зажатым, нужно быть способным перенаправить и высвободить энергию. По своей природе, структура тела состоит из Ам и Зыонг. Кхи перетекает из Ам в Зыонг и из Зыонг в Ам. Это постоянное движение. С помощью логики понять Тао не представляется возможным. Тао это мелодии разной сложности, интенсивности и насыщенности. Изучают Тао с совсем простых, и далее, постепенно переходят к сложным всё это напоминает обучение музыке. Музыкант, играющий прекрасную мелодию, получает эстетическое наслаждение, точно так и мастер, виртуозно выполняющий Тао, испытывает восторг; разница в том, что мастер для игры использует не музыкальный инструмент, а своё тело. Таким образом, выполняя Тао, мы гармонизируем свое тело и душу. На высоком уровне у многих мастеров появляется возможность исполнять спонтанные Тао. Когда под воздействием творческого и эмоционального подъёма энергия Кхи идёт своим путём, находя своё выражение в движениях. Человек почти не причастен к этому процессу, движения возникают сами собой. В древности таким явлениям приписывали мистическое значение, объясняя это тем, что в человеке поселяется дух школы. Лично мне кажется, что такое явление только так и можно объяснить. Когда ученик достигает такого уровня, это значит, что в боевой ситуации дух школы обязательно проявит себя. Воины древности в одиночку могли противостоять сотне врагов и одерживать победу. Такие высоты открываются только чистым душой, искренним последователям школы.

У большинства людей, живущих в современном мире, наблюдается перекос энергетической системы в сторону Зыонг, тела таких людей часто пребывают в хронически напряженном состоянии, они агрессивны, спешны и неспокойны. Специалисты объясняют это явление высоким темпом современной жизни, огромным объемом информации, нехваткой времени…

Это явление всего лишь отражение характера нашего времени. Земная цивилизация в настоящее время переживает период Зыонг в своем развитии, когда царствуют жестокость, сопротивление, насилие. Поэтому человек постоянно подвергается воздействиям начала Зыонг. Именно по этой причине его тело легко переходит в состояние Зыонг со всеми последствиями: стресс, агрессивность, спешность, бессонница…

Сейчас количество людей, интересующихся духовным совершенствованием в разных видах занятий, становится больше с каждым днем. Но, к сожалению из-за неправильных, не регулярных, бессистемных занятий многие сталкиваются с проблемой преждевременного подъема Кхи. Это приводит к дисбалансу энергетической системы человека. Несбалансированные занятия не только не способствуют качественному «пробиванию» каналов для обеспечения хорошей циркуляции энергии в нашем существе, но и увеличивают аспект Зыонг внутри тела, провоцируют поднятие энергии вверх через спиральные потоки Зыонг вокруг центрального канала и позвоночника. В результате появляется накопление огромного количества энергии в голове, что приводит к разным неприятным последствиям.

Занимаясь Там Куи Кхи-конг, человек со временем избавляется от дисбаланса и восстанавливает гармонию.