Коко шанель настоящее имя. Коко Шанель: личная жизнь, дети (фото)

Женщина-легенда, женщина-эпоха, икона стиля Коко Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во Франции. Она была вторым ребенком Жанны Деволь и Альберта Шанель. Родители Коко не были официально женаты. Мать умерла при родах, а девочку назвали Габриэль в честь медсестры, которая помогла ей появиться на свет.

Габриэль не любила вспоминать о своем детстве, потому что в нем было мало счастливых моментов. Семья жила бедно, отцу дети не были нужны: когда Габриэль было 11 лет, он их бросил. Некоторое время сестры опекались родственниками, а потом девочки попали в сиротский приют при монастыре. Больше Коко своего отца никогда не видела.

Она понимала, что никакого будущего после приюта у нее не будет, но все равно мечтала о блестящем будущем, богатой жизни. Став знаменитой, Габриэль Бонёр Шанель как-то сказала, что ненавидела приютскую униформу, которую ей приходилось носить, в ней все девочки были безликими. Тогда у нее и зародилась мечта – красиво одеть женщин.


Монастырь дал Шанель рекомендацию, и она устроилась помощником продавца в магазин белья, а в свободное время пела в кабаре. Девушка мечтала стать балериной, певицей, танцовщицей, ходила по кастингам, но неудачно. Свое прозвище «Коко» она получила, потому что в кафе много раз пела песню «Ко Ко Ри Ко».

В 22 года Коко Шанель переехала в Париж, она мечтала стать модисткой, но опыта у нее не было. Через пять лет девушка встретила единомышленника, который помог ей сделать первые шаги в карьере.

Карьера

Артур Капел был молодым и успешным бизнесменом, идеи Шанель его заинтересовали. В 1910 году у Коко появился собственный магазин шляпок в Париже, а в 1913 году она открыла второй магазин в Довиле. С появлением собственного бизнеса девушка дала волю фантазии, отсутствие опыта ее не смущало. Она стала и дизайнером, и предпринимателем.


Сначала Габриэль Бонёр Шанель придумывала шляпки и продавала их известным парижанкам. Число ее клиенток росло с каждым днем. Вскоре она уже вошла в аристократическое общество, вращалась среди знаменитых режиссеров и художников, писателей, актеров. Наверное, поэтому ее фирменным стилем в одежде, аксессуарах и парфюме была элегантность.

Знаменитая жемчужная нить – элегантное украшение вне времени, моду на которое учредила Коко Шанель. В 1921 году она выпустила знаменитый парфюм «Chanel № 5». Над ароматом работал русский эмигрант Эрнест Бо. Это были первые духи со сложным запахом, которые даже отдаленно не напоминали запах известных цветов.


Через два года Коко ввела моду на загар. Она отдыхала в круизе, а затем продемонстрировала свой красивый загар в Каннах. Светское общество моментально последовало ее примеру.

Ее маленькое черное платье и сегодня входит в базовый гардероб любой женщины. Шанель первой предложила женщинам брючные костюмы и показала, что мужской стиль выглядит женственно и элегантно. Сама она редко появлялась в брюках, считала, что платья лучше подчеркивают ее совершенную фигуру. А фигура и внешность модельера действительно были совершенны.


К 50 годам она была богата и знаменита. Коллекции, созданные в этот период, отличаются свободой и игрой воображения. Когда началась Вторая мировая война, Шанель закрыла все салоны, потому что в войну людям было не до моды. В сентябре 44-го ее арестовали за якобы связь с офицером немецкой армии, но через несколько часов освободили.

Коко Шанель уехала в Швейцарию и прожила там 10 лет. Ее слава ушла в прошлое, на подиумах Парижа появились коллекции новых дизайнеров. Модный дом «Диор» пользовался ошеломляющим успехом и не оставлял шанса Шанель. Но Коко решила иначе. В 1953 году она открыла салон в Париже.


В то время ей было 70 лет, а через несколько месяцев в столице моды появился Дом Шанель. Критики не щадили модельера, она же игнорировала их выпады. В 1954 году Коко представила элегантные прямоугольные сумочки на длинной ручке-цепочке, заявив, что устала носить ридикюли и постоянно их терять. Три года потребовалось Коко Шанель, чтобы триумфально вернуться на модный олимп и сделать свой стиль доминирующим.

Личная жизнь

В ее жизни было много романов – мимолетных и продолжительных, но Коко так и не вышла замуж, не родила детей, хотя мечтала об этом.

В 22 года она стала любовницей Этьена Бальзама – офицера в отставке, к тому же очень обеспеченного. Он разводил породистых лошадей. Шанель жила в его замке, наслаждалась роскошью и раздумывала над тем, чем бы ей заняться. Затем она познакомилась с англичанином Артуром Капелом, у них был роман.


В 1924 году судьба свела Коко Шанель с герцогом Вестминстерским, богатейшим человеком Англии. Их связь длилась 6 лет, за это время герцог дважды женился и развелся. Он предлагал Шанель руку и сердце, на что она ответила:

«Герцогов и герцогинь в мире много, но Коко Шанель - одна».

Статус любовницы преследовал модельера всю жизнь. Она пережила всех своих любовников, но так и не стала счастливой в личной жизни. Смыслом всей ее жизни стала работа. Коко Шанель видела идеи новых костюмов во сне, просыпалась и принималась за работу. Женщина до глубокой старости была трудолюбива.

Смерть

Коко Шанель умерла от сердечного приступа 10 января 1971 года в люксе отеля «Риц», напротив знаменитого на весь мир Дома Шанель. Ей было 88 лет.


К этому времени ее империя моды ежегодно приносила 160 миллионов долларов дохода, но в гардеробе знаменитого дизайнера нашли всего три наряда. Это были такие наряды, которым позавидовала бы королева. Известного модельера похоронили на кладбище Буа-де-Во (Швейцария, Лозанна).

Непримиримая, храбрая, упорная – такой была Коко Шанель, женщина, создавшая маленькое черное платье и покорившая в нем весь мир. Предлагаем Вам погрузиться в историю жизни великого дизайнера.

Коко Шанель была инноватором по призванию – она первая обстригла волосы в мальчишеское каре, надела брюки и твидовый пиджак, дополнив его ниткой жемчуга. С нее началась новая эпоха в мире моды, ознаменовавшая концепцией «простой роскоши».

Именно Коко Шанель, всю свою жизнь оставаясь мадмуазель, доказала, что женщина многого стоит сама по себе, без влиятельного мужчины за спиной. Она всегда мечтала вырваться на свободу – а вырвавшись, уже не могла позволить себе ее потерять.

Детство

Габриель Шанель родилась в бедной семье торговца и дочери плотника в 1883 году, в городе Сомюре. Денег в семье не хватало, и вскоре после смерти матери отец отдал 12-летнюю Габриэль вместе с сестрами в приют при монастыре.

В будущем Шанель будет изо всех сил стараться забыть о своем бедном детстве и даже придумает себе новую историю: долгие годы она будет говорить всем, что родилась в 1893 году в Оверни, чем окончательно запутает биографов.

И все же детство серьезно повлияло на ее творчество: простые, удобные наряды в темных тонах напоминают сиротские платья, которые она носила на протяжении долгого периода своей жизни.

Шесть лет жизни в монастыре и отсутствие минимального набора необходимой одежды привели к тому, что единственной мечтой Шанель стало желание любым способом вырваться из нищеты, добиться успеха и получить возможность жить в роскоши.

Начало карьеры

Покинув монастырь, 18-летняя Габриель Шанель устраивается продавцом в магазин одежды. В стремлении к лучшей жизни она подрабатывает в кабаре, чаще других исполняя две песенки из своего репертуара — «Ko Ko Ri Ko» и «Вы не видели Коко», за которые и получает свое прозвище.

Горделивая Коко, надеясь добиться большего, соглашается стать любовницей Бальзана и переезжает в его особняк. Позже она будет пытаться вычеркнуть из памяти, что когда-то за нее платили – и станет оплачивать чужие счета сама.

Сначала Бальзан воспринимает Шанель как очередную свою утеху, однако вскоре влюбляется в непокорную девушку и даже предлагает ей замужество. Габриель отказывает ему: в тот момент она уже познакомилась с другом Бальзана, англичанином Артуром Кейпелом, носившим прозвище Бой.

Через несколько лет Шанель уходит от Бальзана и заводит роман с Боем, однако предпочитает жить одна в маленькой парижской квартирке и старается вести самостоятельную жизнь. Так или иначе, тогда она еще не могла обходиться без посторонней помощи, и Бой оплачивал ее счета.

Новые отношения поглощают ее: Шанель без памяти влюбляется в Кейпела, и их отношения приводят к прорыву в творчестве модельера. Из очередной поездки на побережье она привозит рыбацкую тельняшку, а также примеряет на себя свитера, рубашки и брюки возлюбленного.

В новом образе Шанель отправлялась гулять по городу: на чудаковатую девушку в мужских брюках все посматривали с нескрываемым удивлением. Но вскоре ее имя стало приобретать популярность в мире моды: в 1910 году Коко открывает свой первый магазин в Париже, а спустя три года – во французском городке Довиле.

Женщина-предприниматель

Расцвет ее карьеры пришелся на период первой мировой войны. Магазин в Довиле пустовал, а Коко Шанель работала санитаркой в госпитале для раненых.

В трудные военные годы Шанель настигает вдохновение: она понимает, что сейчас женщинам нужна практичная одежда из недорогих немнущихся тканей. И начинает творить.

Обратив внимание на рабочую одежду продавщиц, она создает удобное платье с карманами. Черные носки на светлой обуви, так популярные до сих пор, также были придуманы из соображений целесообразности, ведь черный цвет меньше марается.

Война закончилась, и, казалось бы, все пошло на лад: новые модели начали продаваться с удвоенной силой, возлюбленный Бой вернулся с фронта живым и невредимым. Однако счастье продлилось недолго: уже в 1918 году Бой Кейпел погибает, врезавшись в дерево на своем автомобиле Форд.

Для Шанель наступил период черного. Это был ее способ выразить скорбь по погибшему возлюбленному: носить траур ей было не положено, ведь они не были женаты, поэтому она просто перекрасила всю повседневную одежду в черный. А затем, сама того не желая, переодела в черный весь мир.

Несколько лет подряд все ее коллекции состояли сплошь из черного цвета. Оттенок, раньше считавшийся пригодным лишь для траура, стал самым модным цветом десятилетия. Так начался, пожалуй, самый успешный период в жизни Коко Шанель.

Любовница, но не жена

Как признавалась потом сама Шанель, Бой Кейпел был единственной настоящей любовью в ее жизни. После смерти Боя Шанель погружается в череду как коротких, так и длинных любовных романов, ни один из которых не привел ни к чему большему.

В 1918 году она знакомится с российским князем Дмитрием Романовым, с которым у нее случается непродолжительная интрижка. Этот период в творчестве Шанель тесно связан с русскими мотивами в одежде.

После Романова Шанель близко общается с композитором Игорем Стравинским, а затем с поэтом Пьером Реверди. Но никто не пробуждает в ней давно угасшего чувства

Почти до замужества дошли ее отношения с герцогом Вестминстерским. Она поставила ему твердое условие, что не намерена больше оставаться любовницей – только женой. Великий герцог поставил обратный ультиматум: если 46-летняя Шанель сможет подарить ему наследника, он женится на ней.

Долгие попытки лечения не дали никаких результатов, и спустя 8 лет взаимных упреков пара рассталась. Все дальнейшие романы Коко Шанель никогда больше не заводила так глубоко. На первом месте раз и навсегда оказалась работа, задвинув личную жизнь на второй план.

Годы без работы

С началом второй мировой войны Шанель закрывает все свои магазины, посчитав, что в эти тяжелые времена нет места моде. В ее жизни случается еще одно испытание: единственный племянник модельера, Андре Паласе, оказывается в плену у немцев.

В бесплотных попытках освободить его Шанель пробует все методы и, наконец, находит решение: обратившись к своему знакомому, барону фон Динклаге, служащему немецкого консульства, она возвращает племянника, а сама на время войны вступает в любовную связь с немецким бароном.

Эта связь дорого ей обойдется: после окончания войны ее обвинят в пособничестве фашизму. Согласно документам заведенных на нее дел, она состояла на службе у германской разведки и регулярно передавала противникам информацию о французском правительстве.

В 1944 году ее арестовывают по подозрению в шпионаже, однако почти сразу же освобождают – с условием, что она покинет страну. Так 61-летняя Шанель уезжает за пределы своей любимой Франции и переезжает в Швейцарию.

Новое начало. Возвращение в мир моды

Спустя десятилетие, когда шумиха вокруг произошедшего скандала была забыта, Коко Шанель возвращается в Париж и находит столицу мировой моды полностью изменившейся. На подиумах правит утрированная женственность от Dior: те самые пышные юбки, кринолины и подчеркнутая талия, которые Коко так ненавидела.

С презрением к новой моде она подготавливает свою первую послевоенную коллекцию в старых традициях. И терпит полнейший крах: женщины, за годы войны изголодавшиеся по показному богатству и роскоши, отказывались носить простые и аскетичные наряды от Шанель.

В то время мадмуазель Шанель уже исполнился 71 год. Мир моды считал ее отломанным ломтем, списанным товаром, но никак не конкурентом. Однако всего через три модных сезона ее дизайнерские идеи вновь получают признание.

Шанель совершает очередной прорыв, предлагая женщинам заменить неудобный ридикюль на функциональную, но элегантную сумочку на цепочке. Вскоре в ее коллекциях появляется ювелирная линия, приносящая Дому Шанель огромный доход.

Ее твидовый костюм, ставший классикой на все времена, был надет на Жаклин Кеннеди в день убийства Джона Кеннеди в 1963 году. Розовый жакет с брызгами крови президента навсегда остался запечатлен в журналисткой хронике и благодаря этому приобрел еще большую популярность.

Последние годы и смерть

Мадмуазель Шанель всегда славилась своим непростым, сварливым характером, а к концу жизни стала просто невыносима. Она остро воспринимала критику и была очень ревнива к конкурентам.

Именитые модельеры закрывали глаза на язвительные высказывания Шанель об их новых коллекциях. Но словам дело не ограничивалось: рассказывают, что однажды, увидев наряд Живанши на модели, разъяренная Шанель бесцеремонно распорола его прямо на бедной девушке.

Скептически она относилась и к чужой личной жизни: когда одна из моделей забеременела, Коко Шанель выгнала ее, порекомендовав «телиться в другом месте». В глубине души Шанель вспоминала свои неудачи, ведь после долгих попыток она так и не смогла завести детей.

В последние годы Шанель переехала в отель Ритц, где доводила служащих и гостей отеля. Среди ночи она могла выйти из номера и отправиться в прачечную или вовсе бродила по коридорам отеля с закрытыми глазами. Персонал боялся ее до дрожи.

Умерла эта потрясающе сильная женщина в 1971 в возрасте 88 лет. В платяном шкафу она оставила всего три наряда, а в мире моды – великолепное наследие в виде духов, сумочки 2.55 и маленького черного платья. День ее смерти стал завершением великой эпохи.

Биография и эпизоды жизни Коко Шанель . Когда родилась и умерла Шанель, памятные места и даты важных событий ее жизни. Цитаты модельера, фото и видео .

Годы жизни Коко Шанель:

родилась 19 августа 1883, умерла 10 января 1971

Эпитафия

Пусть не гаснет огонь до конца
И останется память о той,

Что для жизни будила сердца,
А теперь нашла вечный покой.

Биография

Биография Коко Шанель - это история талантливой и сильной женщины, женщины, сотворившей собственную легенду, ставшей законодательницей моды и стиля во всем мире. Рожденная в приюте для бедных, она ушла из жизни владелицей самого знаменитого дома моды. На ее пути было множество несчастий и бед, но из всех них Шанель выходила с гордо поднятой головой, элегантной и непобедимой.

Коко Шанель выросла в сиротском доме и, казалось, была обречена на нищету и лишения. Позже она вычеркнет эти года из своей биографии, словно не желая их вспоминать. Первой работой Шанель была работа в магазине белья, затем она пробовала себя в качестве певицы и танцовщицы, но карьера в театре у нее не сложилась. Поворотным моментом в биографии Шанель стало знакомство с англичанином Артуром Капелом, который, в отличие от ее предыдущих друзей, серьезно отнесся к ее желанию стать модисткой. Он помог ей открыть первый магазин шляпок в Париже, а чуть позже - бутик в Довиле. Так Коко стала предпринимательницей. Она так была одержима своим делом, что остановить ее не могли ни отсутствие опыта, ни Первая мировая война, ни общественное осуждение. Слава о талантливой женщине-дизайнере быстро разнеслась по Парижу, и Шанель вскоре вошла в высшее общество, что до нее не удавалось ни одному портному. К пятидесяти годам Коко Шанель находилась на вершине славы и красоты, ее любили, с ней искали знакомств, а стилем Шанель восхищались даже королевские особы.

Личная жизнь Шанель нередко становилась предметом пересудов - красивая, независимая, сильная, она словно не была создана для кроткой семейной жизни, но неизменно очаровывала мужчин своей элегантностью и силой характера. Шанель часто водила дружбу с известными деятелями политики и искусства. Так, в 1920-х годах у нее на вилле гостил русский музыкант Стравинский со своей семьей. Именно в то время был изобретен гениальный аромат духов Шанель № 5. Возможные романтические отношения Коко Шанель и Игоря Стравинского обсуждаются до сих пор, но сами они никогда не подтверждали и не опровергали эти слухи. Об этом возможном романе был снят фильм, где Шанель сыграла Кейт Бланшетт.

Вторая мировая война внесла свои коррективы в жизнь Шанель - сначала ей пришлось закрыть свои салоны, а вскоре, после обвинения в связи с немецким офицером, уехать в Швейцарию, где Коко прожила почти десять лет. За эти годы ее слава ушла в забытьё, и, казалось, Коко уже никогда не вернуться на завоеванную ей вершину. И тогда она совершила невероятное - снова открыла салон в Париже и спустя три года, несмотря на первые негативные отзывы, вернула себе славу, восхищение и почет. На момент открытия салона Шанель был 71 год. На ее показы приходили самые богатые и знаменитые женщины, ее костюмы становились символом статусности, с ней сотрудничали голливудские студии, у Шанель одевались Одри Хепберн и Лиз Тейлор, а на Бродвее даже поставили мюзикл о ее жизни под названием «Коко», где Шанель сыграла Кэтрин Хепберн. Мудрые и лаконичные цитаты Коко Шанель - о моде, о стиле, о жизни, об успехе - передавались из уст в уста.

Смерть Коко Шанель наступила в возрасте 87 лет. Причиной смерти Шанель стал сердечный приступ. До самой своей смерти Шанель занималась модой и создавала новые гениальные коллекции. Похороны Коко Шанель состоялись на кладбище Буа-де-Во в Швейцарии, могилу Шанель украшает барельеф с пятью львиными головами. Проститься с Коко на похороны Шанель приехал великий испанский модельер Кристобаль Баленсиага - тогда он в последний раз вышел на публику, словно показывая этим, что век Высокой моды подошел к концу с уходом этой легендарной женщины. В доме моды Шанель до сих пор трепетно относятся к памяти Шанель.



Шанель говорила: «Я не создаю моду. Мода - я сама»

Линия жизни

19 августа 1883 г. Дата рождения Коко Шанель (Габриель Бонёр Шанель).
1910 г. Открытие первого магазина Коко Шанель по продаже дамских шляп, позже переместившегося на улицу Камбон и ставшего домом моды Шанель.
1913 г. Открытие второго магазина Шанель в Довиле.
1921 г. Появление духов «Chanel Nº 5».
1939 г. Закрытие модного дома и магазинов Шанель.
1944-1953 гг. Жизнь в Швейцарии.
1954 г. Возвращение в мир моды, выпуск новой коллекции Шанель.
1950-1960 гг. Сотрудничество с голливудскими студиями.
10 января 1971 г. Дата смерти Коко Шанель.

Памятные места

1. Город Сомюр, Франция, где родилась Шанель.
2. Здание кафе «Ротонда» в Париже, где в молодости выступала Шанель.
3. Дом моды Шанель на улице Камбон.
4. Отель «Риц», который долгое время был домом Шанель и где скончалась Шанель.
5. Кладбище Буа-де-Во, Лозанна, Швейцария, где похоронена Шанель.

Эпизоды жизни

Коко Шанель жила по принципу «каждый день - с чистого листа». От неугодного ей прошлого она методично избавлялась, покрыв завесой тумана свое детство и часть юности, придумывая несуществующие факты, запутывая друзей и биографов. Так, она вычеркнула из своей жизни, как минимум, первые 10 лет, скрывая свой настоящий возраст.

Любую преграду на своем пути Шанель рассматривала как указатель, подсказку для дальнейших действий, поле для эксперимента. Так как она не являлась профессиональной портнихой, то в самом начале ее карьеры ей нельзя было шить настоящие женские платья, иначе ее могли привлечь за незаконную конкуренцию. Это не только не остановило Шанель, но вдохновило ее на создание платьев из мужского джерси.

Создавая модели для своих платьев, Шанель никогда не изощрялась, а, наоборот, упрощала. Так, она никогда не рисовала модели, а просто накидывала ткань на модель и начинала ее обрезать и закалывать материю, пока не проявлялся очередной силуэт. Когда она случайно опалила волосы газовой колонкой, то просто обрезала их и ввела моду на короткие женские стрижки.



Вернувшись в мир моды в 71 год, Коко Шанель доказала, что возраст - не помеха настоящему таланту

Заветы

«Не тратьте своё время на избиение стены в надежде сделать из неё дверь».

«Будь хозяином своей воли и слугой своей совести».


Фильм о Коко Шанель из цикла «Выдающиеся женщины XX столетия»

Соболезнования

«Это одна из самых умных и приятных женщин и самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».
Уинстон Черчилль, британский политик

«Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречен растворить себя в мифе — и тем освятить и укрепить миф. Сама она так и поступила, выдумала себе семью, биографию, дату рождения и даже имя».
Сальвадор Дали, художник

Коко Шанель (Coco Chanel)

Коко Шанель (Coco Chanel, настоящее имя Габриэль Бонёр Шанель, Gabrielle Bonheur Chanel. 19 августа 1883, Сомюр - 10 января 1971, Париж. Французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая колоссальное влияние на моду XX века.

Она была первой в истории моды и жизни, что французы гордо называют "Art de Vivre!!!" - "Искусство жить".

Для стиля Шанель, способствовавшего модернизации женской моды, свойственно заимствование многих элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу роскошной простоты (le luxe de la simplicité).

Она принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье.

Также известна своими фирменными аксессуарами и парфюмерной продукцией.

Коко Шанель (Coco Chanel)

Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893 году в Оверни.

Мать умерла при тяжелых родах, когда Габриель едва исполнилось двенадцать. Позже её с четырьмя родными братьями и сестрами оставил отец.

Дети Шанель были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте.

В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», за что ей и дали прозвище - Коко .

Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из её выступлений офицер Этьен Бальзан был очарован ею. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кэйпелу, известному в кругу друзей по кличке «Бой».

Свой первый магазин она открыла в Париже в 1910 году, продавая дамские шляпы, и в течение года дом моды переместился на улицу Камбон, 31, где и находится по сей день, как раз напротив отеля «Риц».

«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю» , - заявила в 1954 году Коко Шанель. А в феврале 1955 года мадемуазель Шанель представила небольшую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Женщины впервые смогли носить сумку удобно: просто повесить на плечо и совершенно о ней забыть.

В 1921 году появились знаменитые духи «Chanel Nº 5» .

Их авторство, однако, принадлежит парфюмеру эмигранту Веригину, но работал он в парфюмерном отеле «Шанель» вместе с коренным москвичом Эрнестом Бо, который предложил Коко выбрать понравившийся аромат из двух серий пронумерованных образцов (от 1 до 5 и от 20 до 24). Шанель выбрала флакон № 5.

Коко Шанель также сделала популярным маленькое чёрное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами. В свете ходили слухи, будто платье чёрного цвета было призвано напоминать Шанель об её погибшем в автокатастрофе возлюбленном Артуре Кэпеле: общество не одобряло ношение траура по человеку, с которым не был зарегистрирован брак.


В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности «маленькое чёрное платье» к автомобилю Ford T.

В 1939 году, с началом войны, Шанель закрыла модный дом и все свои магазины.

В июне 1940 года её племянник Андре Паласе был взят в немецкий плен. Пытаясь его вызволить, Шанель обратилась к своему давнему знакомому, атташе немецкого посольства барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. В итоге Андре Палас был освобождён, а 56-летняя Шанель вступила в связь с фон Динклаге.

Хэл Воган в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель» (Sleeping with the Enemy: Coco Chanel’s Secret War) утверждает, что Шанель сотрудничала с германским правительством во время Второй мировой войны. По словам историка, она не просто поставляла немцам инсайдерскую информацию из Франции, но и официально числилась в немецкой разведке, имея на своём счету более десятка успешно выполненных шпионских миссий.

В ноябре 1943 года Шанель искала встречи с - она желала убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров. Габриэль обсуждала этот вопрос с Теодором Моммом, отвечающим за текстильную промышленность оккупированной Франции.

Момм передал предложение в Берлин, руководителю Шестого управления, контролировавшего службу внешней разведки, Вальтеру Шелленбергу. Тот посчитал предложение интересным: операция «Модельхут» (нем. Модная шляпа) давала возможность беспрепятственной поездки в Мадрид (где Шанель намеревалась встретиться с Черчиллем) с пропуском, действительным в течение нескольких дней. Встреча, однако, не состоялась - Черчилль был болен, и Шанель вернулась в Париж ни с чем.

Коко Шанель - сотрудничество с немцами

По окончании войны Шанель припомнили все её контакты с немцами. За ней закрепился ярлык пособницы нацистов, она была обвинена в коллаборационизме и арестована.

В 1944 году по совету Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года.

В марте 2016 года были обнародованы архивные документы спецслужб Франции.

В рассекреченных документах французских спецслужб указано, что мадам Шанель была зарегистрирована как агент "Абвера", однако историки полагают, что она могла и не знать об этом.

В досье на Шанель, в частности, имеется письмо анонимного источника в Мадриде французскому сопротивлению. В нем говорится о том, что Шанель, которую считали "подозрительной", в 1942-43 годах была любовницей и агентом барона Гюнтера фон Динклаге, работавшего атташе в немецком посольстве и подозревавшегося в агитационной и разведывательной деятельности.

Фредерик Кугинер, ответственный за хранение архива французских спецслужб, пояснил журналистам, что немецкая разведка ("Абвер") зарегистрировала Коко Шанель как своего агента, она могла быть источником информации либо выполнять для немцев некую работу. Однако остается неизвестным, знала ли сама мадам Шанель о своем статусе.

В 1954 году 71-летняя Габриэль вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию. Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона.

Коко усовершенствовала свои классические модели, в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами.

Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.

В 1950-1960-е годы Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор.

В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

10 января 1971 года в возрасте 87 лет Габриэль скончалась от сердечного приступа в отеле «Риц», где жила долгое время.

Похоронена на кладбище Буа-де-Во в Лозанне (Швейцария). Верхнюю часть надгробия украшает барельеф с изображением пяти львиных голов. После смерти дом моды «Шанель» переживал трудные времена. Его возрождение началось в 1983 году, когда руководство домом принял модельер . В 2008 году, в честь 125-летия со дня рождения Шанель, он представил дизайн юбилейной монеты номиналом в 5 евро с изображением модельера. Золотая монета (тираж 99 штук) оценена в 5900 евро, а одну из 11000 серебряных монет можно приобрести за 45 евро.

Личная жизнь Коко Шанель:

Женщина, подарившая миру духи «Шанель №5», маленькую сумоку и маленькое черное платье, так и не обрела личное счастье. Замужем не была. Детей не родила, хотя очень этого хотела - но была бесплодна - сказалась очень бурная молодость и многочисленные аборты. Коко умерла в одиночестве в возрасте 88 лет в люксе отеля «Риц», пережив всех своих любовников.

За ней долгое время (а по сути и до конца жизни) закрепился статус содержанки. И не без оснований. Свои таланты, которые, безусловно, у нее были, Коко реализовывала через постель - благодаря деньгам своих любовников, выступавших спонсорами ее проектов.

В 22 года Коко познакомилась с богатым офицером Этьеном Бальсаном . Насколько сильны и искренны были ее чувства по отношению к Бальсану судить теперь сложно, однако именно благодаря ему Шанель покинула дешевое кабаре, в котором работала певицей.

Коко переехала в загородное поместье Этьена Бальсана. Но положение Шанель в доме мало чем отличалось от положения прислуги - для Этьена юная певица была лишь развлечением. Когда Коко заявила о своем желании стать модисткой, возлюбленный поднял ее на смех, однако именно Бальсан познакомил Шанель с Артуром Кейпелом - человеком, который своими деньгами открыл ей дорогу в мир большой моды.

Расставшись с Этьеном Бальзаном, Коко Шанель начинает жить с Артуром Кейпелом, сумевшим стать для нее не только любовником, но также другом и спонсором. С его помощью Шанель делает первые шаги в качестве модельера и в 1910 году открывает магазин шляпок в Париже.

Коко Шанель и Артур Кейпел

Артур Кейпел, имевший прозвище «Бой», слыл бабником, однако после встречи с Шанель закончил все свои многочисленные романы, чтобы полностью посвятить себя жизни с любимой.

Несколько лет влюбленные были безмерно счастливы, пока Кейпел не начал возвращаться к старым привычкам. Все чаще у Боя завязывались романы на стороне, на что Коко приходилось закрывать глаза. Огорчал Шанель и тот факт, что Артур Кейпел очевидно не собирался на ней жениться, а спустя некоторое время и вовсе объявил, что отправляется под венец с совсем другой девушкой, принадлежащей к высшим кругам.

То ли любовь Коко, то ли страх остаться без богатого спонсора были настолько велики, что она соглашается стерпеть и это унижение. По легенде даже шьет платье для избранницы Артура.

В 1919 году Артур Кейпел погиб в автокатастрофе. Его смерть стала для Коко сильным ударом, приведшим к затяжной депрессии. Коко Шанель заявляла впоследствии, что единственной своей настоящей любовью она всегда считала Артура Кейпела.

Спустя год после смерти Артура Кейпела Коко Шанель знакомят с князем Дмитрием Павловичем Романовым , приходившимся кузеном императору Николаю II.

Несмотря на весьма ощутимую разницу в возрасте - Шанель на тот момент было 37 лет, а князю Дмитрию не было и 30 - знакомство быстро перерастает в бурный роман.

Не преминула Коко использовать эту связь и для развития своего бизнеса.

Дмитрий Романов помог своей любовнице в расширении дела: познакомил с влиятельными людьми, предложил использовать красивых девушек в качестве манекенщиц. Однако главной заслугой князя Дмитрия является то, что именно он свел Шанель с парфюмером Эрнестом Бо , вместе с которым впоследствии они создадут легендарный аромат Chanel №5 .

Роман Дмитрия и Коко был недолгим. Примерно через год князь переезжает в США, где женится на весьма обеспеченной девушке. С Коко Дмитрию удается сохранить теплые дружеские отношения вплоть до своей смерти в 1942 году.

Следующий известный роман Коко - с герцогом Вестминстерским . На момент начала отношений, у обоих за плечами было богатое прошлое. Коко Шанель пережила предательства и потерю близких людей, герцог был дважды разведен.

Их отношения носили поистине королевский характер: приемы, путешествия, роскошные подарки. Коко Шанель и герцог Вестминстерский были везде желанными гостями и вели активную светскую жизнь. Ни у кого не оставалось сомнений, что не за горами свадьба. Но и в этот раз удача отвернулась от мадемуазель Коко: герцог Вестминстерский хотел наследника, которого Шанель из-за бесплодия не могла ему родить .

Некоторое время она еще надеялась, что герцог просто не сможет с ней расстаться и со временем забудет о своем желании иметь детей. Однако этого не случилось, и спустя 14 лет красивый роман был окончен.

После расставания с герцогом Вестминстерским у Шанель случилось несколько романов, один из которых чуть не стоил ей дела всей жизни. В годы Второй Мировой Войны мадемуазель Коко, которой на тот момент было уже за 50, познакомилась с немецким дипломатом Гансом Гюнтером фон Динклаге .

Шанель, как говорилось выше, с помощью Динклаге освободила из плена своего племянника. А тот сделал ее своей любовницей и втянул в шпионские игры.

Коко Шанель и Ганс Гюнтер фон Динклаге

Ганс был немецким шпионом и полковником вермахта, убедившим Коко Шанель организовать ему встречу с ее приятелем Уинстоном Черчиллем. По окончании войны, Коко Шанель была арестована. Ей предъявили обвинение в пособничестве фашизму. Шанель всё отрицала, утверждая, что с Гансом Гюнтером фон Динклаге ее связывали лишь любовные отношения. Власти Франции приняли решение позволить Коко добровольно покинуть страну, в случае отказа ее ждала тюрьма.

Коко Шанель вместе со своим любовником уехала в Швейцарию, где прожила почти 10 лет. Семейная жизнь опять не сложилась - они часто ссорились и даже дрались.

Коко Шанель (х/ф, 2009)

(франц.Coco Chanel, настоящее имя Габриель Бонёр Шанель; 19 августа 1883 – 10 января 1971) – ведущий французский , одна из самых важных фигур в истории моды. Основала всемирно известный .

Благодаря своим жакетам и маленькому черному платью, Шанель стала иконой стиля, которой до сих пор поклоняются женщины всего мира. «Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь», — говорила Коко.

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в маленьком городке Сомюр, в центре Франции. Первая часть жизни легендарной Шанель была далека от моды и .

После смерти матери, ее отец, работавший коробейником, поместил девочку в приют, где она жила с 1895 по 1900 год. До 1902 года Коко воспитывалась среди монахинь, которые и научили ее шить. Затем Шанель работала в магазине чулочно-носочных изделий Au Sans Pareil в Мулене.

Прозвище Коко девушка получила, когда пыталась стать певицей, выступая в кабаре Viсhy и Moulins. Именно там она познакомилась с Этьеном Бальзаном, влиятельным французским аристократом, который впоследствии помог Шанель открыть собственное дело. Он был влюблен в девушку, но она ушла от него к его другу, Артуру Капелю по прозвищу «Бой».

К сожалению, возлюбленный Коко трагически погиб в автокатастрофе, и она так никогда и не вышла замуж, хотя имела многочисленные романы.

Свой первый магазин Коко Шанель открыла в 1910 году. Он находился в Париже на Rue Cambon и специализировался на продаже шляпок. Позже появились магазины Шанель в Дэвилле и Биаритце. К шляпкам прибавилась одежда.

Первой одеждой, которую создала Коко было платье, переделанное из старого свитера. Люди спрашивали, где она взяла такой чудесный наряд, а она предлагала сделать такой же и для них.

«Мое состояние основано на старом свитере, который я надела, потому что в Дэвилле было холодно», — сказала Коко Шанель в одном из интервью.

В 1920-х процветающий бизнес Шанель взлетел на новую высоту. Она запустила в производство собственную марку духов Chanel №5. В 1925 году появились знаменитые костюмы от Шанель, состоящие из строгого жакета и , сидящей по фигуре.


Проекты Шанель были поистине революционными, она первая заимствовала для женской моды элементы мужского гардероба. Именно благодаря ей женщины смогли отказаться от неудобных корсетов и пышных юбок. Шанель в первую очередь ценила в одежде удобство и комфорт.

Еще одним революционным открытием Шанель было . Она показала общественности, что цвет, ранее считавшийся исключительно траурным, может придать элегантности вечернему наряду.

Шанель была популярной фигурой и в артистических кругах Парижа. Она создавала костюмы для Ballets Russes и костюм Орфея для Жана Кокто. Среди ее друзей был известный художник Пабло Пикассо, а с известным русским композитором Игорем Стравинским ее связывали любовные отношения.

Другой важный роман начался для Шанель в 1923 году, когда она познакомилась с герцогом Вестминстерским. Эта романтическая история длилась десятилетие. Но на озвученное предложение руки и сердца, Коко ответила возлюбленному, что герцогинь Вестминстера было несколько, а Шанель — одна.


Международный экономический кризис 1930-х годов негативно сказался на бизнесе Шанель, а начало Второй Мировой Войны и вовсе заставило Коко распустить работников и закрыть магазины. Мадам Шанель считала, что война – это не время для моды.

Во время немецкой оккупации во Франции Шанель завязала отношения с немецким офицером Гансом Гунтером фон Динклаге. От него она получила специальное разрешение остаться в своих апартаментах в отеле Ritz. Когда война закончилась, общественность осудила Шанель за связь с нацистским офицером, расценив это как предательство. Ей пришлось покинуть Париж и провести несколько лет в Швейцарии. Затем, какое-то время она жила в своем загородном доме в Рокебрюн.

Возвращение Шанель в мир моды состоялось, когда ей было уже 70 лет. Критики поначалу скептически отнеслись к модельеру, но ее женственные модели вновь завоевали любовь покупателей во всем мире.

В 1969 захватывающая история жизни великой Шанель стала основой для бродвейского мюзикла «Коко», главную роль в котором исполнила Кэтрин Хепберн.

Коко Шанель умерла 10 января 1971 в отеле Ritz. Сотни людей пришли в церковь Мадлен, чтобы попрощаться с «иконой стиля», многие из них были одеты в костюмы от Шанель.

Награды:

  • 1957 год – премия Neiman Marcus в Далласе.
  • 1963 год – премия Sunday Times International Fashion в Лондоне.

Интервью Коко Шанель

Какие события вашей ранней жизни пробудили в вас интерес к искусству?
Ну, живя в детском доме под присмотром монахинь, я научилась шить. Они научили меня базовым навыкам швеи, тогда я была уже достаточно смышленой, чтобы понять метод. Я действительно набила руку и сфокусировалась на дизайне уже в раннем возрасте, поэтому у меня так быстро появились известные клиенты.

А какую роль сыграли ваши наставницы в дальнейшем развитии вашей деятельности?
Мои наставницы были, в первую очередь, монахинями. Они научили меня всему, чему смогли научить. Просто эти небольшие знания помогли мне стать тем, кто я сейчас. Ведь для владельцев магазинов гораздо целесообразнее нанять на работу того, кто владеет базовыми навыками шитья, чем того, кто не имеет представления о том, как вставить нитку в иголку. Работа в магазинах дала мне немало преимуществ, это позволило научиться многому и увидеть, как работает магазин прежде, чем начать свое собственное дело.
Я встретила людей, которые уже добились огромного успеха в этой индустрии. Они показали мне, как много и усердно им пришлось работать, чтобы стать теми, кем они являются. Это пугало меня больше всего. Я думала, что мне потребуется намного больше времени для того, чтобы стать популярной, что это дастся мне намного труднее… Но, к счастью, все у меня получилось довольно быстро и легко.

Каким был мир искусства и моды, когда вы только начинали свою деятельность?
Я росла и училась во Франции, где мода и одежда всего являлись масштабной индустрией и имели огромное значение. Каждый старался удержаться на вершине. Я открыла свой первый магазин в 1910 году, и вот тогда я действительно сделала первый шаг в мир моды. Я была сама по себе, у меня был маленький шляпный магазинчик во Франции… В это время мода была крайне популярна, и маленькие магазинчики вроде моего были либо всегда завалены заказами, либо всегда пусты и мертвы. Как я уже говорила, знакомство со многими людьми привело покупателей в мой магазин и привлекло к нему внимание. Покупатели рекомендовали меня своим знакомым, и, в конечном счете, это привело в мое ателье множество заказчиков. Я думаю, что это была большая удача для меня – стать такой востребованной, только начав дело.Каким образом крупные культурные, экономические и политические события отразились на вашей работе?
Экономический кризис, вызванный войной во Франции, вынудил меня и многих других владельцев закрыть свои магазины на много лет. Было недостаточно средств, чтобы покупать что-то, соответственно, не было средств на то, чтобы создавать что-то новое. Я сделала перерыв в своей работе и стала медсестрой, которой проработала всю Первую Мировую Войну. После этого, во время Второй Мировой Войны, у меня возникли кое-какие неприятности: я была обвинена в любовной связи с нацистским офицером, из-за чего мое возвращение в модную индустрию стало довольно сложной задачей. Все считали меня «злодейкой», думали, что я опасна, потому что вызывала ассоциации с нацистами. Уверяю вас, я не ужасный человек. В конце концов, я все же восстановила доверие к себе, вернулась с новым стилем для женщин и сделала свое имя известным и значимым.Каковы были ваши самые большие достижения и какими методами вы пользовались в своем искусстве?
Я бы сказала, что самым большим моим достижением было создание «маленького черного платья», которое принесло мне огромный успех. Оно дало женщинам множество преимуществ, особенно работающим и занятым карьерой женщинам. Наблюдая за людьми и прочувствовав это впоследствии на собственном опыте, я поняла насколько накладно менять свой рабочий костюм на более формальный, отправляясь на ланч, а затем снова переодеваться к обеду. Кому-то, кто не понимает всю важность этих переодеваний, это покажется глупым. Но, зная суть дресс-кода и положа руку на сердце, я могу твердо заявить, что это очень утомляет. Для женщины, которая должна сделать так много дел в течение дня, это является сильнейшим давлением. Но ведь ей всегда важно выглядеть презентабельно. И эта обязанность имеет огромное значение для женщины, она обеспечивает уверенность в себе. Маленькое черное платье дает женщинам такую уверенность. Оно подарило им уйму свободного времени, спасло от многочисленных переодеваний! В нем вы можете отправиться с работы на обед и чувствовать себя потрясающе.
Если же говорить о моих методах… Мои методы заключаются не только в том, чтобы представлять себя в роли бизнес-леди, я ставлю себя на место каждой женщины. Я стараюсь думать о нуждах многих женщин, о том, как они хотят выглядеть и как хотят чувствовать себя в той или иной одежде. Моя задача – создать что-то красивое и удобное для женщин, которые очень заняты и много работают.Какие ключевые возможности, открывшиеся перед вами, послужили основой для поворотных моментов в вашем искусстве и в жизни?
У меня появилась шикарная возможность делать костюмы для фильма «Правила игры» и многих других кинокартин. Это подтолкнуло к новым свершениям. Я должна была думать в новом направлении, должна была помочь выразить многое с помощью костюмов, что позволило мне еще больше развить свои способности, как . Я узнала много нового и многому научилась. Это и стало поворотным моментов моей карьеры дизайнера. Я горжусь своим талантом быть разной и рада, что в моей жизни появлялись возможности продемонстрировать это.Приходилось ли вам делать какой-либо выбор для того, чтобы стать успешной?
Я приняла решение оставить свою вокальную карьеру. Я не чувствовала, что для меня есть место в этой области искусства. Хотя многим людям нравился мой голос, и они хотели помочь мне достичь успеха в этом. Но я решила заняться чем-то абсолютно противоположным. Я решилось на то, чего хотела в глубине души. Я решила рискнуть всем, что имела на тот момент, и переключиться на реализацию мечты. Я знала, что мне нужно будет много работать, и что работа будет тяжелой. Но я знала, что это необходимо для достижения вершины, на которой я хотела оказаться.
Когда началась война, я была вынуждена закрыть магазин. Я знала, что он не сможет работать в условиях такого мощного экономического кризиса. Мне было сложно сделать это, я не была уверена в том, что магазин ждет какое-то будущее. Я понятия не имела, что буду делать дальше.Какие сложности вам пришлось преодолеть, чтобы стать художником и творцом?
Я должна была научиться исключать мысли о конкуренции и не думать о том, что меня будут критиковать. Ведь существовало множество дизайнеров, и они не хотели иметь ничего общего со мной. Во Франции модой занимаются почти все, огромное количество людей вовлечены в эту индустрию. Известные дизайнеры, которые уже добились успеха, тоже не собирались делиться признанием и вниманием общественности.
Мне также нужно было осознать, что никто ничего не принесет мне на серебряной тарелочке, я должна добиться всего сама. Даже несмотря на то, что я общалась с людьми, которые могли помочь, я должна была самостоятельно работать над обеспечением своего будущего, создавать что-то новое и уникальное. Мне нужно было делать вещи, которыми буду обеспечивать потребителей только я, и которые не наскучат им через неделю.