Колеса велосипеда: размеры и маркировка

Диаметр колеса у детских, раскладных и BMX-велосипедов составляет 20 дюймов, а у разновидностей для фрирайда и аналогичных экстремальных видов спорта – 24 дюйма. У горных, городских и прогулочных велосипедов размер колеса составляет 26 дюймов, тогда как у шоссейных типов он достигает 27 дюймов. Дорожные и гибридные разновидности, а также традиционные советские модели обладают диаметром в 28 дюймов. Новый колес горных велосипедов, который приобретает все большую популярность, составляет 29 дюймов.

Наиболее распространенным размером современного велосипедного колеса являются 26 дюймов.

Покрышки диаметром от 27 до 29 дюймов устанавливаются на обода, размер которых составляет 622 миллиметра. Изменение полного диаметра колеса происходит исключительно за счет толщины велосипедных шин. Для его определения нужно посмотреть размер , которые ранее были установлены на велосипеде. Обычно типоразмер велосипедных шин располагается на их боковых стенках (как и в автомобильных покрышках). Ее размер и посадочный диаметр обода колеса должны максимально соответствовать друг другу.

Измерение размера велосипедного колеса

Чтобы узнать параметры , нужно замерить диаметр посадочного места. Для этого понадобится тонкая мягкая проволока или стальная лента, которая помещается на первый уступ, служащий посадочным местом для шины, и обматывается по его наружной поверхности до образования полностью замкнутого кольца. Затем ленту аккуратно снимают с обода, растягивают ее в прямую линию и замеряют рулеткой ее общую длину. Полученную цифру разделяют на 3,14 – это и есть диаметр колеса.

Внутренний размер покрышки также можно определить с помощью вычитания из наружного диаметра двойной величины поперечного сечения покрышки.

Еще одним очень точным способом измерения является черчение прямой линии на горизонтальной ровной поверхности. По данной линии нужно проехать один оборот колеса, надавливая на руль – при этом на шине должна быть заранее сделана пометка (при желании можно проехать не один, а несколько оборотов). Затем нужно просто замерить рулеткой отрезок, который проехало колесо. Для получения максимально точного результата поездку можно повторить несколько раз и вычислить средний показатель, который и является размером велосипедного колеса.

Когда требуется произвести замену проколотой шины или приобрести запаску, важно знать диаметр колеса велосипеда. Маркировку можно посмотреть на установленной в данный момент шине. Она нанесена сбоку на покрышке, и указывает на ее диаметр и ширину. Если цифры стерты или надпись не читаема, измерить диаметр колеса велосипеда можно самостоятельно двумя несложными методами.

Классическая система стандартов предполагает нанесение маркировки на шине в таком порядке: первое число указывает на диаметр покрышки, второе – на ширину. Стандартные единицы измерения — дюймы. Например, запись 29х2,00 сообщает, что диаметр шины составляет 29” (или 73,66 см), а ширина равна 2,00” (или 5,08 см).

Следует запомнить, что маркировка велопокрышек по международному стандарту ISO имеет другой вид и единицы измерения - миллиметры. Так, на резину наносится сначала значение ширины колеса, а потом уже диаметра. Например, надпись 40х700 означает, что шина имеет ширину (width) 40 мм, а диаметр (diameter) ее равен 700 мм.

Стандартный метод измерения

Важно! Чтобы повысить точность измерений, необходимо обеспечить фиксацию измеряемого колеса. Для этого велосипед следует поставить ровно: приставить к стене и заблокировать его ход подножкой.

Для определения диаметра сначала требуется узнать радиус колеса. Зная последний можно рассчитать диаметр. Согласно математической формуле, диаметр окружности равен двум радиусам: D=2·r.

Диаметр колеса

Замер проводят так: измерительную ленту прикладывают от земли до центра втулки на оси колеса. Это и будет радиус колеса. Поскольку втулка на порядок шире чем колесо, то для уменьшения погрешности, замер следует проводить строго вертикально. Рулетка не должна идти вдоль спиц измеряемого колеса.


Далее найденный радиус в см умножают на 2. Расчетное число является диаметром колеса. Чтобы перевести единицы измерения (сантиметры) в дюймы, необходимо результат произведения разделить на 2,54 (1″=2,54 см). К примеру, найденное расстояние равно 34,2 см. Умножаем это число на 2, делим на 2,54 и получаем 26,929.

Если после вычислений получается не целое число, итоговое значение округляется до принятых стандартных размеров колес в дюймах. В описанном случае диаметр колеса составит 27″. Велосипеды для взрослых зачастую имеют размер колес от 26 до 29″.

Совет! При выполнении замеров лучше пользоваться деревянной линейкой или жесткой металлической рулеткой. Эластичная сантиметровая лента может растягиваться, что исказит результат.

Замер, как и в вышеописанном случае, производят рулеткой. Ее кладут на шину перпендикулярно и замеряют расстояние от одного края к другому. Рулетку следует держать строго горизонтально (то есть поперек велопокрышки), чтобы результат был максимально достоверным.


Ширина велошины, приобретенной на замену испорченной, может незначительно отличаться от оригинальной (быть чуть шире или немного уже). Данный факт не повлияет на возможность ее установки.

По системе ISO

Для проведения измерений потребуются те же материалы.

  1. Диаметр колеса
    Замеряется расстояния от центра колеса до наружного края обод. Умножения выполняют точно так же, как и в первом случае. Отличие только в единицах измерения. По международному стандарту значение радиуса указывается в миллиметрах. Поэтому полученный диаметр в см переводят в мм. 1 см=10 мм. Например, D=50,8 см это число умножают на 10 и получают 508 мм.
  2. Ширина колеса
    Замер проводят тем же образом, как и при стандартном способе: рулетку кладут поперек рисунку протектора. Полученный результат приводят к принятой единице измерения в системе ИСО – к миллиметрам.
Совет! От правильного выбора типа покрышек будет зависеть их эксплуатационный срок. При применении рекомендованной производителем резины (или значений близких к указанному), она прослужит дольше. Так узкие шины подходят для прогулок по ровной дороге, а широкие – по бездорожью.

Длина окружности колеса

Эта величина является не менее важной, чем предыдущие. После замены старой или поврежденной велопокрышки на новую, требуется настроить точную работу приборов (спидометр, одометр, навигатор). Для этого размер длины окружности колеса вводят в велокомпьютер.

Узнать данный параметр можно несколькими способами.

С помощью неэластичного шнурка

Для этого следует натянуть нить, шнур или трос вокруг велопокрышки. Толщина его не имеет значения, главное, чтобы он плотно прилегал к резине. Далее требуется сделать пометку в месте его соприкосновения с начальным концом. Затем снять шнур, разложить его на земле и при помощи линейки (рулетки) замерить расстояние от начального конца до поставленной метки.


Расчетным путем

Искомую величину можно вычислить по формуле, зная диаметр шины. Диаметр может быть указан на самой покрышке либо определен по ранее описанному методу. Длина окружности колеса равна произведению его диаметра на число Пи: С=D·π. Единица измерения дюймы.

Например, 20х3,14=62,8”, где 20 – это диаметр шины в дюймах, а 3,14 – число Пи (константа).

Путем нанесения метки

На шину наносится метка - это может быть капелька краски или мел. После этого требуется провести байк по ровной и гладкой поверхности, например по асфальту. Таким образом, чтобы колесо выполнило один полный оборот. После соприкосновения отметки на протекторе покрышки с дорожным покрытием, на земле минимально останется 2 следа. Это начало и конец пути, пройденного колесом. Расстояние между отпечатавшимися на участке дороги пятнами и есть длина окружности колеса. Замер производится при помощи металлической рулетки.

Для более точных результатов велосипед с нанесенной на протектор краской катят по прямой траектории немного дольше. К примеру, чтобы на земле осталось не 2, а 4 следа. Далее поочередно измеряют расстояние между точками (от 1 к 2, от 2 к 3, от 3 к 4) и вычисляют среднее арифметическое. Полученное число и есть искомая величина.

Когда нет ни троса, ни мела, можно проехать колесом по луже либо нанести на покрышку несколько капель воды.

Приобретая новые шины для своей машины, каждый автомобилист должен точно знать диаметр колеса. Информацию об этом можно найти в технической документации к автомобилю. Кроме того, подсказать диаметр могут мастера в автосервисе или продавец-консультант в магазине. Впрочем, с достоверной точностью определить диаметр колеса автомобиля можно самостоятельно. Итак, в рамках данной статьи подскажем, как предельно точно рассчитать диаметр шины на колесе вашего автомобиля.

Для начала все-таки необходимо покопаться в документах на машину, имеющихся в наличии у каждого автомобилиста. Обратить внимание, прежде всего, нужно на раздел «Колеса». Вполне возможно, что именно там отыщется нужная информация о диметре колес. Постарайтесь найти там строчки, которые говорят о диаметре колес вашего «железного друга». Данный показатель указывается, как правило, либо в сантиметрах, либо дюймах. Следует отметить, что величина диаметра задних и передних колес в большинстве случаев одинаковая. Исключением из этого правила является сложная техника, задействованная в сельскохозяйственной и строительной отраслях.

Если необходимой информации о диаметре колеса автомобиля в документах не обнаружилось, то внимательно осмотрите старые покрышки. Ведь на старых шинах вполне могла сохраниться особая маркировка, четко указывающая на характеристики колес.

Если же и в этом случае не удалось обнаружить информацию о характеристиках шин, то нужно вооружиться нехитрым инструментарием и определить диаметр самостоятельно. Для определения диаметра необходимо взять:

  • автомобильную покрышку;
  • две палки, чтобы поставить на земле метки в точках A и B;
  • маркер, которым на покрышке будут делаться отметки;
  • рулетку либо сантиметровую ленту для измерения расстояния;
  • калькулятор, при помощи которого будет вычисляться диаметр.
Нижеприведенный способ используется в том случае, если информацию о характеристиках покрышек обнаружить не удалось. Для самостоятельного определения диаметра колес автомобиля, как видно из набора инструментов, сложных измерительных приборов не требуется.

Первым делом необходимо определить точку A. Для этого нужно начертить одну линию на земле, а другую – на стороне покрышке, обращенной к вам. Впрочем, на шине можно элементарно поставить точку. Далее необходимо поставить шину на землю так, чтобы линия, нарисованная на покрышке, совпадала с линией, начерченной на земле. Итак, точка A нами определена. В это место можно воткнуть палку.

Следом нужно прямолинейно прокатить шину по земле так, чтобы она сделала один полный оборот. Линия (точка), начерченная на покрышке, в итоге должна вновь оказаться на земле, но несколько в стороне от точки A. Место, где линия на покрышке вновь оказалась на земле, является точкой B. Можно для наглядности обозначить это место, воткнув в землю вторую палку.

Далее необходимо точно измерить расстояние между двумя палками, то есть между точками A и B, при помощи рулетки или сантиметровой ленты. Расстояние, полученное в результате измерения, нужно разделить на число «пи», которое, вспоминая школьные годы, равно 3,1415. Для вычисления используйте калькулятор. Число, которое получилось в результате вычислений, и является диаметром вашего колеса.

Следует знать, что диаметр колес везде указывается преимущественно в дюймах. Именно поэтому желательно все вычисления осуществлять в этой единице измерения. Если же такой возможности нет, то полученный результат в сантиметрах можно легко перевести в дюймы. Напомним, что 1 дюйм равен 2,54 см. Если в результате расчетов вы получили 40,64 см, то это число следует разделить на 2,54. Полученное число – в данном примере 16 – и является диаметром покрышек автомобиля в дюймах.

Кроме того, в любой момент можно обратиться на станцию технического обслуживания либо в автосервис, где профессиональные специалисты с легкостью и высокой точностью определят диаметр колес автомобиля с применением высокоточных специализированных приборов. На выходе вам предоставят точный результат в дюймах.

Итак, сегодня мы поговорили о том, как измерить диаметр колеса автомобиля самостоятельно. Особых сложностей в этом деле не наблюдается!

Полный размер велосипедного колеса — это диаметр обода, плюс толщина велосипедной шины. Единицей измерения диаметра колеса велосипеда является английский дюйм.

Сейчас существует шесть самых распространенных размеров колёс велосипеда: — 20, 24, 26, 27, 28 и 29 дюймов. Обода имеют четыре стандартных размера — 406, 507, 559 и 622 мм.

Какие бывают размеры колес велосипеда

Колёса 20 дюймов , обода 406 мм – детские, раскладные и BMX велосипеды.

Колёса 24 дюйма , обода 507 мм – велосипеды для подростков, фрирайда и других похожих экстремальных дисциплин. Такие колёса устанавливали на советские велосипеды «Салют» и подобные им.

Колёса 26 дюймов , обода 559 мм – для горных велосипедов, прогулочных и городских. Наиболее распространенный размер колес для велосипеда.

Колёса 27 дюймов , обода 622 мм – для шоссейных велосипедов.

Колёса 28 дюймов , обода 622 мм – для дорожных и гибридных велосипедов, а также советских велосипедов «Аист и «Украина» и подобных им.

Колёса 29 дюймов , обода 622 мм – новый стандарт колёс горных велосипедов, с каждым годом становится всё популярней.

На обода размером 622 мм устанавливают покрышки 27, 28 и 29 дюймов. Полный диаметр колеса меняется только за счёт толщины шин.

Также читать на эту тему:

Назначение колеса удерживать вес велосипедиста и всей конструкции велосипеда и справляться с ударными нагрузками, которые возникают от неровностей дороги. Колесная пара должна иметь запас прочности при небольшом весе…

На разных видах велосипедов устанавливаются обода с различной конструкцией, но подавляющее большинство составляют обода так называемого коробчатого сечения. Они предназначены для шин с бортом по краям. В самом ободе по кругу…

Когда велосипедист предпочитает такой динамичный стиль езды, то по идее колесо 559 будет наиболее предпочтительным. При более спокойной езде колесо 622 намного экономичней и быстрей, чем с меньшим диаметром…

Полуслик – универсальный комбинированный протектор. По центру покрышки протектор имеет гладкие невысокие зубцы, а по краям средние или крупные. При прямолинейном движении середина протектора обеспечивает также, как и на слике ровное нешумное движение…

В качестве материала в основном используют древесину бука. Сначала доску нужной длины режут на тонкие полоски и сводят “на нет” её концы, которые потом внахлёст лягут друг на друга. Затем заготовку замачивают в воде, чтобы она приобрела гибкость. На следующем этапе намокшую планку накручивают на…

Материал подготовили: Татьяна Продан Липовская Юлия

Совсем недавно при покупке велосипеда большинство из нас обращало внимание исключительно на его специализацию, геометрию рамы и просто общий внешний вид, и лишь немногие задумывались о размере колес. Тем не менее колеса — его важнейшая составляющая. Они определяют стиль езды, для которого предназначен Ваш двухколесный друг.

Размер колес велосипеда — это диаметр его обода с толщиной покрышки. Единицей измерения является английский дюйм. Наиболее распространенные размеры — 20, 24, 26, 27.5, 28 и 29 дюймов. Сами обода байка в свою очередь измеряют в миллиметрах.

Как уже говорилось ранее, еще буквально 5 лет назад велолюбители совершенно не задумывались над диаметром колес приобретаемого велосипеда и выбирали универсальный, горный или шоссейный байк с 26-дюймовыми или 28-дюймовыми колесами. Но прогресс не стоит на месте и вскоре на рынке появились горные велосипеды с диаметром колес 29 дюймов.

Но в чем же реальные различия в размерах и какие из них лучше ведут себя на разной местности? Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

20 дюймов

Самые маленькие колеса, которые встречаются на велосипедах, имеют диаметр 20 дюймов. Именно они обычно установлены на детских или складных байках, а также на велосипедах BMX.

24 дюйма

24-дюймовые колеса можно увидеть на советских велосипедах и байках, предназначенных для фрирайда.

26 дюймов

26-дюймовыми колесами оснащены почти все горные, городские и круизные велики. Это наиболее распространенный размер, который считается универсальным, так как хорошо подходит для большинства видов езды.

27, 27.5 дюймов

Колеса диаметром 27 дюймов встречаются на шоссейных велосипедах, а 27,5-дюймовыми колесами могут похвастаться некоторые владельцы горных байков. К слову, это достаточно новый стандарт, появившийся в 2013 году. В наши дни он составляет большую конкуренцию велосипедам с 26- и 28-дюймовыми колесами.

28 дюймов

28-дюймовые колеса в свою очередь наиболее характерны для некоторых советских велосипедов, а также для гибридных и дорожных вариантов. Диаметр их обода обычно составляет 622 мм.

29 дюймов

Колеса размером в 29 дюймов — относительно новый стандарт, но при этом ему уже удалось завоевать рынок. С каждым годом они становятся все популярнее, поскольку отлично подходят как для горных, так и для прогулочных и шоссейных байков.

В целом качество и удобство езды зависит не только от размера колес, но и от ширины покрышек и давления в камерах.

Еще один важный момент — чем тяжелее и больше колеса, тем сложнее разогнать велосипед, но если уже это удалось, то скорость будет намного выше, нежели у велосипеда с колесами меньшего диаметра. Кроме того, твентинайнеры (так называют 29-дюймовые колеса) намного лучше справляются с различными неровностями, камнями и другими препятствиями, а значит усталость от езды у велосипедиста будет намного меньше.

Также напоследок хотелось бы отметить, что если вдруг у Вас возникнет необходимость заменить старое колесо или только покрышку, то Вам полезно будет знать, что отправляться в магазин, записав только номер ее размера, может быть опрометчиво - лучше взять само колесо.

Дело в том что за свой век велосипедные обода и покрышки претерпели ряд метаморфозов. Да еще и распространенных систем маркировки существует минимум две: европейская и традиционная. В результате, реальные размеры колес и покрышек могут не совпадать с указанной на них маркировкой. Но детальный разбор этого вопроса, пожалуй, выходит за рамки данной статьи.

Подводя итоги можно сказать, что диаметр колес, которыми оборудован велосипед конечно влияет на качество езды, но не настолько, чтобы сильно придавать этому значение. Комфорт велопоездок скорее зависит от велосипедиста и его уровня катания, а также от правильного переключения передач и в целом настройки велосипеда.