Комплексы массажа и гимнастики для детей. «Ползание» - рефлекторное упражнение

Так называемые вольные упражнения - это своеобразная зарядка для военных, которую мы также можем использовать в качестве повседневных регулярных тренировок.

Особенности выполнения

В программе для военных комплексы вольных упражнений 1 и 2, как и 3, относятся к гимнастике и атлетической подготовке. Каждый из них выполняется на 16 счетов. Исходным положением для любого из комплексов служит пятки вместе, носки разведены врозь, живот подобран, колени выпрямлены, но не до напряжения, корпус тела подан вперёд.

Комплексы отличаются друг от друга сложностью выполнения. Например, комплекс 3 сложнее, чем комплексы вольных упражнений 1 и 2. Фото и описание последовательностей ниже в статье дают беглое представление о них.

Комплекс в качестве норматива

Часто комплексы вольных упражнений 1 и 2 сдаются на оценку в качестве норматива. Существуют определённые критерии оценивания правильности их выполнения. Варианты оценок схожи со школьными - от "пятёрки" до "двойки":

  • отлично - все упражнения выполнены правильно, без ошибок, курсант уверен в своих действиях;
  • хорошо - есть незначительные ошибки;
  • удовлетворительно - неправильная техника выполнения упражнений, неуверенность в исполнении;
  • неудовлетворительно - значительные ошибки (упражнение пропущено или выполнено технически неправильно, добавлены элементы от себя).

Комплекс вольных упражнений 1

Принимаем исходное положение.

  1. Вытягиваем руки вперёд.
  2. Встаём на носки, поднимаем руки, вытягиваемся всем телом наверх.
  3. Опускаем руки, направляя вниз локти и хорошо оттягиваем лопатки.
  4. Поднимаем руки наверх, уходим в неглубокий прогиб в грудном отделе.
  5. Руки на колени, присед.
  6. Встаём и резко выносим руки в стороны и немного назад, раскрывая грудную клетку.
  7. Присед с руками на коленях (повторяем счёт 5).
  8. Из приседа прыжком ноги ставим шире плеч, держа руки на поясе.
  9. Отводим левую руку назад, разворачивая корпус.
  10. Возвращаемся в положение руки на поясе, корпус прямо.
  11. Отводим правую руку назад вместе с корпусом и головой, взгляд на руке.
  12. Возвращаемся в положение с руками на поясе.
  13. Наклон вниз, не меняя широкого положения ног.
  14. Поднимаемся из наклона и руки через верх резко разводим в стороны, как на счёт 6.
  15. Повторяем счёт 13 - наклон вниз.
  16. Прыжком принимаем начальное положение по стойке смирно.

Последовательность 2

Становимся прямо, вытягиваемся вверх от макушки до пяток.

  1. Отводим руки назад.
  2. Поднимаемся на носки вместе с отведением рук вверх.
  3. Локти опускаем вниз.
  4. Левой ногой делаем выпад влево, руки разводим в стороны.
  5. Возвращаемся в положение с согнутыми локтями и ладонями, приведёными к плечам (как на счёт 3).
  6. Делаем выпад вправо правой ногой, разводим руки в стороны.
  7. Возвращаемся в положение с согнутыми локтями, ладони к плечам (как на счёт 3 и на счёт 5).
  8. Прыжком ставим ноги шире плеч, руки наверх в замок.
  9. Делаем наклон с прямыми ногами, руки заводим за ноги, стараемся корпус толкнуть как можно дальше назад.
  10. Резко выходим из наклона и отводим левую руку назад вместе с поворотом корпуса. Голову тоже поворачиваем, смотрим на левую ладонь.
  11. Возвращаемся обратно в наклон, подобный положению на счёт 9.
  12. Выходим из наклона и отводим правую руку назад с поворотом корпуса, смотрим на правую ладонь - повторяем счёт 10 на правую сторону.
  13. Снова возвращаемся в наклон.
  14. Выходим из наклона сразу в присед, руки, как и бёдра, параллельны полу, спину вытягиваем, не округляем.
  15. Прыжком выход из приседа: ноги шире плеч, руки наверх в стороны, смотрим вверх.
  16. Прыжком исходное положение, по стойке смирно.

Последовательность 3

Как и в предыдущих случаях, принимаем положение стоя.

  1. Руки вытягиваем вперёд.
  2. Рывком отводим руки через верх в стороны назад, открываем грудную клетку.
  3. Прыжком уходим в руками касаемся пола.
  4. Отпрыгиваем в планку: тело выпрямлено, поясница не провалена, вес равномерно распределён между руками и ногами, пятками сзади будто толкаем невидимую стенку.
  5. Из планки поднимаем левую ногу наверх, тянем носок, поворачиваем голову и смотрим влево, держим баланс.
  6. Возвращаемся в планку.
  7. Поднимаем правую ногу наверх и, повернув голову, смотрим вправо.
  8. Возвращаемся в планку.
  9. Из планки прыжком возвращаемся в глубокий присед, руки не отрываем от пола.
  10. Прыжком выходим из приседа, ноги шире плеч, руки за головой, локти в стороны.
  11. Наклон влево, левым локтём тянемся вниз, правым - в противоположную сторону, делаем движения в одной плоскости.
  12. Наклон вправо, повторяем идентично движениям на счёт 11 - тянемся правым локтём вниз.
  13. Раскрывая руки в стороны, проскальзываем из положения стоя в наклон назад, лёгкий прогиб в грудном отделе, поясницу не напрягаем, ладони раскрыты и тянутся назад.
  14. Из прогиба наклон вперёд, тянемся вниз с прямыми, широко расставленными ногами.
  15. Выпрыгиваем из наклона, занося руки через стороны назад, корпус, наоборот, выпячивая вперёд. Ногами тоже тянемся назад.
  16. Из прыжка через лёгкий полуприсед с руками, вытянутыми вперёд, возвращаемся в исходное положение.

Если вы хотите выполнять комплексы в качестве регулярных тренировок, то ориентируйтесь на свою общую спортивную подготовку. Если вы новичок - возьмите комплекс вольных упражнений 1, если есть спортивный опыт - 2 или 3.

Надежда Полянская
Комплексы утренней гимнастики для детей 1 младшей группы

Комплексы утренней гимнастики

для детей 1 младшей группы .

Сентябрь

Комплекс №1 (без предметов)

«Птичка» .

1. «ПТИЧКИ МАШУТ КРЫЛЬЯМИ»

И. П.: основная стойка.

Выполнение

2. «ПТИЧКИ КЛЮЮТ ЗЕРНЫШКИ»

И. П.: основная стойка.

Выполнение : присесть, постучать несколько раз пальцами по коленям. Выпрямиться и поднять рыки вверх.

3. «ПТИЧКИ ТАНЦУЮТ»

И. П.: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение : делать пружинку.

4. «ПТИЧКИ ЛЕТАЮТ»

Ходьба за воспитателем.

5. «ПТИЧКИ НЮХАЮТ ЦВЕТОЧКИ»

Комплекс №2

(с шишками)

1. «ПОКАЖИ ШИШКУ»

И. П.: о. с., руки с шишками внизу.

Выполнение : поднять руки вперед показать шишки и спрятать их за спину

2. «БЕЛОЧКА ИГРАЕТ С ШИШКАМИ»

И. П.: о. с., руки опущены.

Выполнение : присесть, положить шишки на пол, выпрямиться, затем присесть, взять шишки.

3. «ПОТЯНУШКИ»

И. П.: сидя, ноги свободно лежат на полу, руки на коленях.

Выполнение : поднять руки в стороны - вверх, потянуться, опустить руки.

4. «ДОСТАНЬ НОСОЧЕК»

И. П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднять руки и ноги вверх, коснуться шишками стоп ног и опустить на пол.

5. «БЕЛОЧКИ ВЕСЕЛЯТЬСЯ»

Поскоки на месте.

Ходьба за воспитателем.

Дозировка упражнений 4-6раз.

Комплекс №1

(с кубиками)

1. «ПОСТУЧИ»

И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Выполнение : соединить руки, не сгибая в локтях, ударить кубик о кубик, развести в стороны.

2. «ПОКАЖИ»

И. П.: лежа на животе, руки согнуты, кубики подтянуть к плечам.

Выполнение : выпрямить руки вперед «показали» , вернулись в и. п. «спрятали»

3. КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ»

И. П.: стоя, кубики опущены.

Выполнение : присесть, коснуться кубиками пола, выпрямиться, поднять руки вверх (делать полное приседание)

4. «ПОСКОЧИ»

Поскоки на двух ногах на месте.

Комплекс №2 (без предметов)

«В лесу» .

1. «МАЛЕНЬКАЯ ЕЛОЧКА»

Выполнение : присесть на корточки, показать руками какая елочка маленькая. Постепенно выпрямляясь, поднимают руки вверх. «Вот какая елочка выросла большая»

2. «ВЕТЕР В ЛЕСУ»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки (ветки) подняты вверх.

Выполнение : наклоны туловища в правую (левую) сторону.

3. «ПОСАДИ СЕМЯЧКО»

И. П.: сидя, ноги свободно лежат на полу, спина прямая, руки на коленях.

Выполнение : наклон вперед, как можно дальше.

4. «ПОСКОЧИ»

Поскоки на месте.

Ходьба на месте.

Упражнение на восстановление дыхания.

Дозировка упражнений 4-6раз.

Комплекс №1

(с погремушками)

1. «ПОКАЖИ»

И. П.: О. С.

Выполнение : присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться, показать руки. Присесть, взять погремушку, показать «ВОТ» .

2. «ПОДНИМИ ВЫСОКО»

И. П.: сидя, ноги свободно на полу.

Выполнение : поднять погремушку вверх, потрясти и опустить.

3. «СПРЯЧЬ»

И. П.: лежа на животе, руки с погремушкой у подбородка.

Выполнение : вытянуть руки вперед, показать погремушку и спрятать ее у груди.

4. «ПОПЛЯШЕМ»

Выполнение : свободная пляска.

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Комплекс №2

(с мячами)

1. И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.

Выполнение : поднять руки вверх потянуться, вернуться в и. п.

2. И. П.: сидя, ноги врозь мяч в руках.

Выполнение : наклониться вперед, положить мяч между ног, выпрямиться, показать прямые руки.

3. И. П.: лежа на спине, мяч над головой в руках.

Выполнение : поднять руки вверх, руки вперед, коснуться мячом стоп, вернуться в и. п.

4. «ПОПЛЯШЕМ»

Выполнение : свободная пляска.

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1

(с флажками)

1. «ПОКАЖИ ФЛАЖОК»

И. П.: ноги узкой дорожкой, флажок внизу.

Выполнение : флажок вперед, вернуться в и. п.

2. «ПОМАШИ ВНИЗУ»

И. П.: ноги широкой дорожкой, флажок за спиной.

Выполнение : наклон вперед, помахать флажком, вернуться в и. п.

3. «ПОИГРАЙ»

И. П.: сидя, флажки опущены.

Выполнение : согнуть ноги, флажок вверх, поиграть; опустить, выпрямить ноги.

4.«ПРУЖИНКА»

Выполнение :

2-3 пружинки с взмахом флажка;

6-8подпрыгиваний;

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Комплекс №2 (без предметов)

«Поезд»

1. «КОЛЕСА ПАРОВОЗА»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях на высоте пояса, пальцы сжаты в кулак.

Выполнение : выгибать руки вперед и назад. «ЧУ-ЧУ-ЧУ»

2.«ПРОВЕРКА КОЛЕС»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

Выполнение : присесть на корточки, постучать по коленям. «ТУК-ТУК-ТУК»

3.«В ПУТЬ»

«Поезд» поехал, имитируя гудок. Сначала медленно, потом быстрее, затем опять замедляет ход.

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1 (без предметов)

«Бабочки»

1. «БАБОЧКИ МАШУТ КРЫЛЬЯМИ»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

Выполнение : поднять руки в стороны и опустить.

2. «БАБОЧКИ СЕЛИ НА ЦВЕТОЧЕК»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

Выполнение : присесть, опустить слегка голову вниз. Выпрямились и полетели на другой цветок.

3. «БАБОЧКИ ТАНЦИЮТ»

И. П.: основная стойка, руки в стороны.

Выполнение : делать пружинку

4.«БАБОЧКИ ЛЕТАЮТ»

Бег за воспитателем.

5.«БАБОЧКИ НЮХАЮТ ЦВЕТОЧКИ»

Упражнение на восстановление дыхания.

Комплекс №2 (без предметов)

«Прогулка за цветами» .

1. «СОБИРАЕМ ЦВЕТЫ»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки опущены.

Выполнение : присесть, сорвать цветы.

2. «ОДУВАНЧИКИ»

Выполнение : присев на корточки, дуть на одуванчики.

3. «ПОЛЕТ ПУШИНОК»

И. П.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны.

Выполнение : кружатся на месте в разные стороны.

4. «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»

Ходьба за воспитателем.

Бег за воспитателем.

5. «ДЕТИ НЮХАЮТ ЦВЕТОЧКИ»

Упражнение на восстановление дыхания.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1

(без предметов)

1. «ПОГРЕЕМ РУКИ НА СОЛНЫШКЕ»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину.

Выполнение : руки вперед, поворачивать ладони вверх-вниз, сказать «Горячо!» , спрятать за спину. 5-6раз

2. «КАЧЕЛИ»

И. П.: ноги слегка расставить, руки внизу.

Выполнение : Взмах рук вперед-назад, слегка пружиня ноги. 5-6раз

3. «КОРОТКИЕ И ДЛИННЫЕ НОГИ»

И. П.: сидя, руки упор сбоку.

Выполнение : согнуть ноги, вернуться в исходное положение, сказать «Длинные!» 5-6раз

4. «МЯЧ»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки вниз.

2-3 пружинки

8-10 подпрыгиваний

Комплекс №2 (без предметов)

«Петушки»

1. «ПЕТУШКИ МАШУТ КРЫЛЬЯМИ»

И. П.: ноги узкой дорожкой, руки опущены.

Выполнение : поднять руки в стороны и опустить.

2. «ПЕТУШКИ ПЬЮТ ВОДУ»

И. П.:ноги узкой дорожкой, руки опущены.

Выполнение : наклоны вперед, руки назад.

3. «ПЕТУШКИ ГРЕЮТ НОЖКИ»

И. П : сидя на полу, руки в упоре сзади.

Выполнение : согнуть ноги в коленях, выпрямить.

4. «ПЕТУШКИ ЛЕТАЮТ»

И. П.: ноги вместе, руки опущены.

Выполнение : прыжки на двух ногах, со взмахами в чередовании с ходьбой.

5. «ПЕТУШКИ НЮХАЮТ ЦВЕТОЧКИ»

Упражнение на восстановление дыхания.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1

(с мячами)

1. «К СЕБЕ И ВНИЗ»

И. П.: ноги узкой дорожкой, мяч перед грудью.

Выполнение : мяч к себе и вниз

(сказать «вниз» )

2. «ПОКАЖИ МЯЧ»

И. П.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

Выполнение : наклон вперед, мяч вперед (сказать «вот» )

3. «КОСНУТЬСЯ ПОЛА»

И. П.: стоя на коленях, мяч перед грудью.

Выполнение : поворот вправо, коснуться пола мячом, вернуться в исходное положение.

4. «ОСТОРОЖНО»

И. П.: ноги узкой дорожкой, руки на пояс, мяч на полу.

Выполнение : поднять ногу, осторожно коснуться мяча, опустить ногу.

5. «ПРЫЖКИ»

«УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ»

Комплекс №2 (без предметов)

«Самолеты»

1. «НАЙДЕМ САМОЛЕТ»

И. П.: о. с., руки на пояс.

Выполнение : круговые движения головы.

2. «ПОМАШЕМ САМОЛЕТУ»

И. П.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение : поднять руки вверх, помахать ими.

3. «САМОЛЕТ НА ПОСАДКЕ»

И. П.: ноги узкой дорожкой, руки вдоль туловища.

Выполнение : наклониться вперед, сгибая ноги, сказать «сели» .

4. «ПОКАЖИ ГДЕ САМОЛЕТ»

И. П.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе.

Выполнение : повернуться влево-назад,

отвести левую руку, помахать ею.

5. «САМОЛЕТЫ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛАСЕ»

И. П.: руки в стороны.

Выполнение : легкий бег.

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1

(с ленточками)

1. «ЛЕНТОЧКИ»

И. П.: о. с.

1-поднять руки в стороны, помахать лентами.

2. «ПОСМОТРИ»

И. П.: ноги на ширине плеч, ленточки внизу.

1-поворот вправо, помахать лентами,

3. «ПРИСЕДАНИЯ»

И. П.: ноги слегка расставить, руки опустить.

1-присесть, положить ленточки на пол.

4. «ПОКАЖИ ЛЕНТОЧКИ»

И. П.: сесть на пол, скрестив ноги, руки с лентами перед собой.

1-повернуться вправо, коснуться лентами пола сзади себя.

5. «ПРЫЖКИ»

На двух ногах в чередовании с ходьбой.

«УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ»

Дозировка упражнений 4-6 раз

Комплекс №2

(без предметов)

1. «СОЛНЫШКО»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль

Выполнение : поднять руки вверх, потянуться, опустить руки. Повторить : 4 раза.

2. «ТУК-ТУК»

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу

Выполнение : наклон вперед, постучать ладошками по коленям.

Повторить : 4-5 раз.

3. «ПРЯТКИ»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу

Выполнение : присесть на корточки кисти рук положить на колени.

«дети спрятались»

Повторить : 4-5 раз.

Ходьба в произвольном направлении, на месте

Комплекс №1

(без предметов)

Ходьба в произвольном направлении; на месте;

1. «ХЛОПКИ»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение : поднять руки вперед, хлопнуть, опустить.

Повторить : 4 раза.

2. «ПЕТРУШКИ»

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.

Выполнение : наклон вперед, руки развести в стороны, выпрямиться.

Повторить : 4-5 раз.

3. «ПРУЖИНКИ»

И. п.: произвольное.

Выполнение : мягкие пружинящие полуприседания на месте.

Повторить : 6-8 раз, чередуя с ходьбой.

Комплекс №2

(без предметов)

Ходьба в произвольном направлении; легкий бег; ходьба на месте; повернуться ко взрослому; подойти к стульчику.

1. «ЧАСИКИ»

И. п.: стоя около стульчика, ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение : раскачивание рук вперед-назад «тик-так»

Повторить : 4 раза.

2. «ОКОШКО»

И. п.: сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях.

Выполнение : наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево - «смотрим в окошко» ; выпрямиться.

Повторить : 4-5 раз.

3. «МЯЧИК»

И. п.: произвольное.

Выполнение : подскоки на месте.

Повторить : 6-8 раз, чередуя с ходьбой.

Примерные комплексы гимнастики для детей первого полугодия жизни

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ

2. И.п. - на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони ребенка. При этом ребенок открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук.

3. И.п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони ребенка. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища (см. фото 1, 2).

4. И.п. - на спине. Слегка надавите большими пальцами на ступни ребенка у основания второго и третьего пальцев ног. Пальчики ребенка согнутся к подошве (см. фото 3)

5. И.п. - на животе. Подставьте под подошву ребенка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия (совершать «ползательные» движения).

6. И.п. - на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку (см. фото 4).

7. И.п. - на спине и на животе.

8. И.п. - на спине. Дыхательные упражнения. Расположите свои руки по бокам грудной клетки ребенка и в такт его дыханию слегка надавливайте на грудную клетку ребенка.

ФОТО

2
ФОТО

3
ФОТО

4
ФОТО

5
ФОТО

6
ФОТО

7
ФОТО

8
ФОТО

9
ФОТО

10

ВТОРОЙ-ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

1. И.п. - на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают положительные эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом (см. фото 5).

2. И.п. - на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

3. И.п. - на спине. Разведите руки ребенка в стороны, а затем скрестите их у него на груди таким образом, чтобы обхватить ими его туловище (см. фото 6, 7).

4. И.п. - на спине. Возьмите ручки ребенка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие» движения (см. фото 8).

5. И.п. - на руках взрослого. Ритмично надавливайте ладонью на спину ребенка, в такт его дыханию постепенно передвигая ладонь от шеи к пояснице (см. фото 9).

6. И.п. - на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под грудь, а другую положите так, чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались в нее. Поместите перед ребенком яркую игрушку. Малыш будет отталкиваться ножками от вашей руки - «ползти» (см. фото 10).

7. И.п. - на спине. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под спину, а другую подставьте ему под ножки. Отталкиваясь ножками от вашей руки, ребенок «поползет».

8. И.п. - на спине. Дыхательное упражнение. Ритмично надавливайте на переднюю и боковые поверхности грудной клетки ребенка, обходя грудинную кость (см. фото 11).

9. И.п. - на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку (см. фото 4).

10. И.п. - на спине. Своей левой рукой обхватите голени ребенка, а правой - его левое предплечье. С вашей минимальной помощью ребенок поворачивается на бок. В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Упражнение выполняйте попеременно - то вправо, то влево (см. фото 12, 13).

11. И.п. - на боку (поочередно на левом и правом). Ритмично надавливайте ладонью на боковую и заднюю поверхности грудной клетки ребенка

12. И.п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладошки ребенка. Он цепко захватит их и будет прочно удерживать. Слегка потяните ребенка к себе (но только в том случае, если малыш сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное положение (см. фото 1, 2)

13. И.п. - на спине, на животе. Поместите прямо перед ребенком яркую звучащую игрушку, дождитесь, когда его взгляд устойчиво сосредоточится на ней. Затем перемещайте игрушку то вправо-влево, то вверх-вниз - ребенок будет следить за движущимся объектом. Упражнение следует выполнять поочередно на спине и на животе (см. фото 14).

ФОТО

11
ФОТО

12
ФОТО

13
ФОТО

14
ФОТО

15
ФОТО

16
ФОТО

17
ФОТО

18
ФОТО

19

ЧЕТВЕРТЫЙ-ШЕСТОЙ МЕСЯЦ

1. И.п. - на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается, двигает руками и ногами (см. фото 5).

Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается, двигает руками и ногами

2. И.п. - на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

3. И.п. - на спине. Дыхательное упражнение. Слегка развести руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать плечи согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки, а предплечья - к передним отделам грудной клетки.

4. И.п. - на спине. Сгибайте и разгибайте ножки ребенка - вначале попеременно, затем одновременно (см. 15, 16).

5. И.п. - на спине. Возьмите руки ребенка в свои и легким подтягиванием на себя стимулируйте поднимание головы и верхней половины туловища - «присаживание». Затем опустите ребенка в исходное положение (см. фото 1, 2).

6. И.п. - на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину с поддержкой ребенка за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в поле его зрения яркую игрушку, поощряйте его ласковой речью (см. фото 12, 13).

7. И.п. - на спине. Ритмично надавливайте ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, обходя грудинную кость (см. фото 11).

8. И.п. - на спине. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе (см. фото 16, 17, 18, 19).

9. И.п. - на животе. Ползание за игрушкой. Поместите перед ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая внимание ребенка к игрушке, побуждайте его ползти и/или тянуться к ней руками. Сначала игрушку стоит положить поближе, потом, если ребенок успешно передвигается в заданном направлении, ее можно слегка передвинуть вперед, подальше от него. Однако не делайте цель недостижимой - после того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, похвалите.

10. И.п. - на спине. Приподнимите лежащего на спине ребенка над столом на вытянутых руках. Это вызывает рефлекторное сгибание туловища вперед и выпрямление ног.

11. И.п. - на спине, на животе. Рассматривание ярких, звучащих, удобных для захвата игрушек из положения на спине, на животе. В этом возрасте ребенок активно приподнимает головку и плечевой пояс, поворачивается в сторону игрушки (см. фото 14).

Комплекс упражнений для детей 6-9 и 9-12 месяцев будет приведен в следующем номере журнала.

Желаем вам успеха в занятиях физкультурой с вашим малышом!

Массаж и гимнастика детей грудного возраста ">

Массаж и гимнастика детей грудного возраста.

Для здорового ребенка характерна физическая активность с первых дней жизни. Через движение ребенок познает мир, развивает психику, интеллект, регулирует процессы обмена. Каждое движение ребенка неразрывно связано с актом дыхания, а хорошее дыхание благоприятно воздействует на кровообращение.

К массажу и гимнастике приступают на втором месяце жизни. Дети быстро привыкают к ним и получают удовольствие. Если ребенок не доволен, можно отвлечь его игрушкой, ласковым словом.

После массажа кожа должна быть умеренно красной. Занятие проводится за час до кормления или через два часа после него в предварительно проветренной комнате при температуре воздуха 20-22°С. Перед занятием следует вымыть руки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены. Мази и кремы для массажа не используются.

Для занятий необходимы:
а) пеленальный стол, покрытый байковым одеялом, клеенкой, простыней;
б) игрушки разных по форме, цвету, звучанию: кубики цветные, кольца разноцветные диаметром от 6 до 15 см, толщиной до 3 см.

Методика массажа - поглаживание, растирание, разминание - см. раздел «Классический массаж».

Комплекс упражнений № 1 (1,5 - 3 мес.)

1. Поглаживающий массаж рук. (4-6 раз)

2. Поглаживающий массаж ног. (4-6 раз)

3. Выкладывание на живот.

Исходное положение: ребенок лежит на животе, руки его должны находиться под грудью, лицо повернуто в сторону. При поглаживании спины ребенок рефлекторно поднимает голову. Упражнение укрепляет мышцы спины.

4. Массаж спины. (4-6 раз)

5. Массаж живота. (6-8 раз)

6.

7

8. Рефлекторное разгибание спины в положении на боку. (1-2 раза в обе стороны)

Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Положить ребенка на правый бок. Левой рукой взрослый поддерживает таз ребенка, а правой (большим и указательным пальцами) осторожно ведет по обеим сторонам позвоночника по направлению от ягодиц к голове. При этой манипуляции ребенок прогибает позвоночник вперед. То же самое проделывают в положении ребенка на левом боку.

10. Рефлекторное ползание. Исчезает к 3 месяцам.

Исходное положение: на животе ногами к взрослому, бедра притянуты к животу, голени к бедрам. Осторожно двумя ладонями прикоснуться к обеим стопам малыша. Рефлекторно ребенок активно отталкивается, разгибая ноги в тазобедренных и коленных суставах, продвигаясь вперед. Рефлекторное ползание укрепляет мышцы нижних конечностей.

Комплекс упражнений № 2 (3 - 4 мес.)

1. Охватывающие движения руками (скрещивание рук на груди и разведение их в сторону). (6-8 раз)

Упражнение укрепляет мышцы рук и плечевого пояса.

2. Массаж рук (поглаживание с растиранием, разминание).

Исходное положение лежа на спине. Ребенок лежит на спине ножками к переднему краю стола. Взрослый вкладывает большой палец правой руки в левую ладонь малыша, а остальными пальцами захватывает его лучезапястный сустав. Поглаживание производят левой рукой по направлению от кисти к плечу, преимущественно в области сгибателей. Массаж правой руки ребенка взрослый проводит правой рукой. После исчезновения повышения тонуса мышц добавляют растирание и разминание ручки.

3. Массаж ног (поглаживание с растиранием, разминание). (4-8 раз)

4.

5. Массаж спины. (4-6 раз)

Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам - поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками пальцев и растирание.

6. «Положение пловца» (разгибание головы назад в положении на весу). (1-2 раза)

Исходное положение: на животе ногами к взрослому. Берут правой рукой ноги малыша в области голеней. Приподнимают ноги, после чего подводят левую ладонь под живот малыша, поднимая его тело над столом. Головка и плечевой пояс приподнимаются, позвоночник разгибается. Ребенок принимает позу пловца. В работу включают мышцы спины, позвоночника, бедра и голени.

7. Массаж живота. (1-6 раз)

Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их, начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.

8. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (1-6 раз)

Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый берет левую ногу малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее.

Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев. Затем штриховым движением первый палец взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка. Происходит сгибание стопы.

9. Упражнение для стимуляции шагового рефлекса.

Исходное положение: ребенка ставят на ножки. Взрослый придерживает ребенка за подмышки и ставит его на стол до соприкосновения с поверхностью. Ребенка слегка наклоняют вперед, и он делает несколько шажков. Так стимулируется шаговый рефлекс.

10. Вибрационный массаж грудной клетки. (4-6 раз)

11.

12. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)

Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.

Комплекс упражнений № 3 (4 - 6 мес.)

1. Охватывающие движения руками. (6-8 раз)

Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Свои большие пальцы взрослый вкладывает в ладонь малыша, остальными пальцами фиксирует лучезапястные суставы ребенка. Руки малыша разводят на 90° по отношению к туловищу, затем сводят на груди. При перекрещивании сверху должны ложиться то левые, то правые руки.

2. Массаж ног. (6-10 раз)

Исходное положение: лежа на спине. Малыш лежит на спине, ногами к переднему краю стола. Слегка придерживая правой рукой левую ногу малыша за стопу, взрослый ладонной поверхностью другой руки производит поглаживание по наружной, задней поверхности ноги в направлении от стопы к паховой области. При массаже ноги дополнительно производят кольцевидное растирание ног и поколачивание.

3. Сгибание и разгибание ног.

4. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)

Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.

5. «Парение» на животе. (1-2 раза).

6. Массаж спины.

Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам - поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками пальцев и растирание.

7. Массаж живота. (6-10 раз)

Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их, начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.

8. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине. (1-2 раза)

Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Большие пальцы взрослого вкладываются в ладони малыша. Руки малыша разведены. Придерживаясь за них, он слегка напрягается, сгибает ручки, поднимает головку, делает попытки приподняться. Верните ребенка в исходное положение, укладывая его на бок. Это упражнение развивает передние группы мышц туловища и конечностей.

9. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (3-4 раза)

Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый берет левую ногу малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее.

Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев. Затем штриховым движением первый палец взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка. Происходит сгибание стопы.

10 . Упражнение для стимуляции шагового рефлекса.

Исходное положение: ребенка ставят на ножки. Взрослый придерживает ребенка за подмышки и ставит его на стол до соприкосновения с поверхностью. Ребенка слегка наклоняют вперед, и он делает несколько шажков. Так стимулируется шаговый рефлекс.

11. Сгибание и разгибание рук с кольцами. (6-8 раз)

Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев это упражнение можно проводить стоя.

12. Сгибание и разгибание ног.

Исходное положение: лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах сначала медленно, потом ускоряя до бега.

13. «Парение» на спине. (1-2 раза)

Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Под спину ребенка проводят обе ладони. Большие пальцы располагаются вдоль средних подмышечных линий ребенка (с боков). Осторожно на 3-5 секунд поднимают ребенка, затем опускают. Упражнение способствует укреплению мышц плечевого пояса.

14. Вибрационный массаж грудной клетки. (2-4 раза)

Исходное положение: лежа на животе. Ребенок лежит на спине ножками к переднему краю стола. Взрослый обхватывает грудь малыша так, чтобы большие пальцы легли спереди на уровне сосков, к наружной стороне от них, остальные пальцы сзади по околопозвоночным линиям. Затем снизу вверх производят быстрые ритмичные движения пальцами.

15. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)

Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.

Комплес упражнений № 4 (6 - 10 мес.)

1. Сгибание и разгибание рук (с кольцами или без них).

Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев это упражнение можно проводить стоя.

2. Сгибание и разгибание ног.

Исходное положение: лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах сначала медленно, потом ускоряя до бега.

3. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)

Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.

4. Массаж спины.

Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам - поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками пальцев и растирание.

5. Стимуляция ползания.

Исходное положение: лежа на животе. В момент, когда ребенок притягивает ноги к животу, взрослый подставляет руку к ступням. Ребенок отталкивается и продвигается вперед. Упражнение укрепляет мышцы нижних конечностей.

6. Массаж живота.

Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их, начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.

7. Приподнимание туловища из положения на животе. (4-6 раз)

8. Круговые движения руками. (2-6 раз)

9. Поднятие выпрямленных ног. (4-6 раз)

Исходное положение: лежа на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно обе ноги ребенка в коленных суставах, фиксируя их, и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах.

10. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)

Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.

11. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине.

Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Большие пальцы взрослого вкладываются в ладони малыша. Руки малыша разведены. Придерживаясь за них, он слегка напрягается, сгибает ручки, поднимает головку, делает попытки приподняться. Затем ребенка возвращают в исходное положение, укладывая его на бок. Это упражнение развивает передние группы мышц туловища и конечностей.

Комплекс упражнений № 5 (10 - 18 мес.)

1. Сгибание и разгибание рук с кольцами.

Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев это упражнение можно проводить стоя.

2. Сгибание и разгибание ног.

Исходное положение: лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах сначала медленно, потом ускоряя до бега.

3. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)

Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.

4. Приподнимание тела из положения на животе. (1-2 раза)

Исходное положение: на животе ногами к взрослому. Ребенок хватается за пальцы взрослого, в то время как большими пальцами взрослый фиксирует тыльную сторону кисти. Руки малыша отводят в сторону до полного разгибания в локтевых суставах и заводят за головку. Малыш поднимает голову вверх и назад. Укрепляются мышцы плечевого пояса и спины, кистей и пальцев.

5. Наклоны и выпрямление туловища. (2-3 раза)

Исходное положение: стоя на столе спиной к взрослому. Ладонью левой руки фиксируйте колени малыша. Свою правую руку ладонной поверхностью положите на живот ребенка. На стол перед ребенком положите два одинаковых предмета (кольца, шарики) или одну палочку. Предлагайте малышу взять эти предметы двумя руками, затем также положить. Упражнение развивает мышцы спины.

6. Массаж спины.

Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам - поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками пальцев и растирание.

7. Массаж живота.

Исходное положение: лежа на спине. Производят поглаживание по часовой стрелке ладонными поверхностями рук. Встречное поглаживание: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая сверху вниз. Поглаживание косых мышц живота: ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки, охватывающими движениями они направляются навстречу друг другу, сверху вниз и кпереди, пальцы взрослого смыкаются под пупком.

8. Доставание палочки прямыми ногами. (2-3 раза)

Исходное положение: стоя на полу. Палочку подвешивают на уровне середины бедра или кладут на пол. Малыша побуждают наклониться за палочкой, подвешенной на уровне бедер, с последующим ее опусканием. Постепенно малыш самостоятельно будет выполнять это упражнение с выпрямленными ногами. Кроме того, подняв палочку, малышу можно предложить заложить ее за голову до полного выпрямления позвоночника.

9. Приподнимание, держась за руки. (2-3 раза)

Исходное положение: на спине ногами взрослому. Ручки ребенка придерживают обеими руками и активно приподнимают его на себя так, чтобы малыш, напрягаясь, присаживался на ягодицы, после чего его возвращают в исходное положение. Упражнение активно развивает мышцы брюшного пресса.

Комплекс упражнений при рахите и гипертрофии

1. Поглаживающий массаж рук.

Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки вкладывают в правую руку ребенка. Левой осторожно поглаживают руку ребенка от кисти к плечу, стараясь обойти локтевой сустав.

2. Поглаживающий массаж ног.

Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Левую стопу ребенка берут в свою левую руку. Ладонью другой руки производят поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра. Затем переходят к массажу правой ноги. Ногу ребенка держат правой рукой, а массируют левой.

3. Сгибание и разгибание рук с кольцами (пассивные упражнения).

Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев это упражнение можно проводить стоя.

4. Сгибание и разгибание ног (пассивные упражнения).

Исходное положение: лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах сначала медленно, потом ускоряя до бега.

5. Массаж живота.

Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их, начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.

6. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)

Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.

7. Массаж спины.

Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам - поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками пальцев и растирание.

8. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый берет левую ногу малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее.

Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев. Затем штриховым движением первый палец взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка. Происходит сгибание стопы.

9. Сгибание и разгибание стоп.

Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Взять ногу ребенка между большим и указательным пальцем руки. Затем ладонью правой руки нажимают на ступню ребенка у основания пальцев. В ответ на это ребенок сгибает стопу. Затем таким же движением ладони нажимают на пятку в области прикрепления ахиллова сухожилия происходит разгибание стопы. Одновременно массируют ладонной поверхностью стопу малыша.

10. Круговые движения руками (пассивные упражнения).

Исходное положение: лежа на спине. Малыш обхватывает руками большие пальцы взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и делает круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях снизу вверх и сверху вниз.

Последовательность упражнений данного комплекса следующая: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 5, 8, 8, 9, 10, 6.

Музыкальное сопровождение выбирайте по вкусу, ритм и темп - по силам.

Комплекс первый

1. Вы стоите прямо, с сомкнутыми коленями и стопами. Затем легко сгибаете колени, руки на затылок. Обращайте внимание на то, чтобы колени смыкались. Повторите 14 раз.

2. Вы стоите с широко расставленными ногами и широко разведенными в стороны руками, затем верхнюю часть туловища передвигаете то вправо, то влево, выдвигая плечо, при этом живот немного напрягается. Движение становится более интенсивным при легком сбивании коленей. В каждую сторону по 8 раз.

3. Стойте свободно, слегка расставив ноги. Наклоняйте голову влево и вправо. По 5 раз в каждую сторону.

4. Вы стоите прямо. Вытягивайте обе руки в стороны, при этом поднимайте то правое, то левое колено, как можно выше. Продолжайте то же упражнение, добавляя взмахи рук. Левое колено и правая рука вверх. По 8 раз каждой ноги, затем 8 раз - рука и нога.

5. Снова стойте прямо. Вытяните руки в стороны, после этого энергично поворачивайте верхнюю часть туловища вправо и влево; сильно напрягая при этом мышцы живота.

6. Присесть, упереться в пол руками и передвигать руки: 4 шага вперед, 4 назад. Всего по 20 шагов.

7. Сидя на полу с широко расставленными ногами, поворачивайте туловище вправо и влево. По 8 раз в каждую сторону.

8. Вы лежите на животе. Руками упритесь в пол и, опираясь на руки и колени, поднимайте туловище вверх. Затем садитесь на пятки. Раскачивайте туловище вперед и назад, пока снова не ляжете.

9. Вы лежите на спине. Поочередно поднимайте согнутые в колене ноги, подтягивая колено ближе к груди. По 8 раз каждой ноги.

10. В том же положении на спине поднять ноги вверх и развести их широко в стороны, а затем делать окрестные движения ногами. 20-22 раза.

11. В том же положении на спине делать движения ногами, как при езде на велосипеде.

12. Затем переходите в положение березки. Продолжая езду на велосипеде из положения березки, опускайте вниз то одну, то другую прямую ногу. 20-30 раз.

13. Вы стоите прямо, руки в стороны. Теперь подайте плечи и руки вперед, слегка сгибая колени, затем плечи и руки назад. Повторите по 8 раз вперед и назад.

14. Вы стоите прямо. Сделайте шаг вправо в сторону, при этом левая стопа выставлена, затем влево в сторону, выставлена правая стопа. При этом размахивайте руками, все увеличивая размахи. Когда руки совсем высоко - потянитесь. По 8-10 раз

в каждую сторону.

15. Закончите спокойными движениями вальса.

Затем отдохните и перейдите к водным процедурам.

Упражнения выполняются в среднем темпе, если трудно, то начинайте в медленном темпе, а через 2-3 недели убыстрите темп.