Комплексы утренней гимнастики в разных возрастных группах. Утренняя зарядка. Когда, как и что надо делать

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если она проводится систематически. Оздоровительное значение утренней гимнастики заключается в воздействии упражнений на физическое развитие детского организма с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.

У детей дошкольного возраста еще довольно слабая костно-мышечная система, не закончено формирование естественных изгибов позвоночника, недостаточно развита сердечно-сосудистая система. Дыхание поверхностное, учащенное, несовершенна центральная нервная система: процессы возбуждения преобладают над торможением. Систематическое проведение утренней гимнастики укрепляет костно-мышечную систему, правильную форму приобретает стопа, воспитывается навык правильной осанки, а хорошая осанка способствует нормальному функционированию всех внутренних органов. Правильно подобранные движения укрепляют сердечную мышцу, деятельность кровеносной системы, увеличивают емкость легких, уравновешивают процессы возбуждения и торможения.

Закаливающее воздействие утренней гимнастики усиливается, если после физических упражнений дети обтираются холодной водой.

В детском саду утренняя гимнастика проводится одновременно со всеми детьми данной возрастной группы. Постепенно дети привыкают к определенному порядку, дисциплине, к

выполнению некоторых трудовых навыков (подготовить физкультурные пособия, убрать ковер, столы, стулья и т. д.).

В круглосуточных группах утренняя гимнастика проводится сразу после сна, поэтому больше носит характер зарядки - переключения организма в деятельное состояние.

В группах с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика проводится перед завтраком, и ей, как правило, предшествует самая разнообразная деятельность детей. В этом случае утренняя гимнастика преследует несколько иную цель: организовать детский коллектив, переключить внимание детей на активную совместную деятельность.

Утренняя гимнастика проводится в зале, в групповой комнате, на участке весной, летом и осенью.

В зале до начала занятия делают влажную уборку, открывают форточку (фрамугу) и оставляют их открытыми до конца гимнастики. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней гимнастики поддерживается в пределах + 16, + 18°.

Если утренняя гимнастика проводится в групповой комнате, то предварительно надо освободить достаточную площадь: сдвинуть столы, стулья, убрать ковры или дорожки, провести влажную уборку и открыть фрамугу. Не рекомендуется до гимнастики или в момент ее проведения готовить столы к завтраку.

Заранее расставленная посуда быстро покрывается пылью, так как дети бегают и прыгают во время гимнастики. При хорошей организации дежурства столы можно быстро подготовить.

Воспитателю надо помнить, что дети-дежурные обязательно участвуют в утренней гимнастике. Их пропускают первыми мыть руки. Пока вся группа вымоет руки, дежурные сумеют подготовить столы к завтраку.

Дети младших групп, как правило, занимаются в обычной одежде. На ногах должна быть удобная обувь (спортивные тапочки), носки или гольфы. Желательно снять лишнюю одежду (кофты, фартуки), засучить рукава у платьев, рубашек, поднять их выше локтя. Это и закаливающая процедура, и подготовка детей к следующему режимному моменту - умыванию.

В старших группах утреннюю гимнастику можно проводить в спортивных костюмах (майки, трусы), которые также предназначены для физкультурных занятий.

Если утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, то в зависимости от Погоды меняется и одежда детей.

В жаркие дни дети занимаются в трусах и майках, в прохладные девочки надевают платья, мальчики - рубашки. Если погода пасмурная, ветреная, можно предложить детям надеть кофточки.

В холодную, осеннюю погоду и ранней весной дети занимаются в пальто, куртках.

Воспитателю следует также обратить внимание и на свой костюм. Лучше всего иметь тренировочный костюм, спортивные тапочки, особенно в те дни, когда воспитатель сам показывает упражнения. На участке во время утренней гимнастики воспитатель может находиться в обычной одежде.

Все чаще утренняя гимнастика в детских садах проводится с мелкими физкультурными пособиями (погремушки, флажки, мячи, обручи, палки, веревка, индивидуальные шнуры, большие обручи, длинные палки или шесты, кубики, скакалки), которые повышают интерес, улучшают качество движений, кроме того, умение выполнять упражнения с физкультурными пособиями помогает детям быстрее и легче освоиться на физкультурных занятиях в школе.

Воспитателю надо хорошо продумать, в каком случае дети сами будут брать пособия, проходя мимо стойки, в каком - раздают дежурные, в каком - лучше разложить пособия на стулья или гимнастические скамейки.

Для упражнений из исходного положения сидя используются стулья, гимнастические скамейки и коврики. В младших группах некоторые упражнения проводятся с погремушками. Лучше, если они будут пластмассовые, на палочке, с одним или тремя шариками. Погремушки с различными украшениями отвлекают детей. Для упражнений не рекомендуется погремушка на колечке, ее трудно перекладывать из одной руки в другую. Погремушки хранятся в коробке, детям раздает их воспитатель. Он вкладывает каждую

погремушку в правую руку ребенка. Собирает погремушки тоже воспитатель.

Если комплекс упражнений проводится с двумя флажками, то лучше их заранее свернуть (два вместе). Можно положить их прямо на стол или гимнастическую скамейку. Дети, проходя мимо, берут флажки правой рукой.

Мячи хорошо хранить в больших целлофановых пакетах. Желательно раздачу мячей организовать так: заранее перед каждым звеном поставить корзину с 6-7 мячами или положить эти мячи на пол в обруч. Во время ходьбы большой мяч надо нести в правой руке, согнутой в локте, около груди. Малыши несут мяч двумя руками.

В детских садах используются большие обручи и длинные палки (шесты). Эти пособия предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений несколькими детьми одновременно. Раздает их воспитатель: заранее раскладывает на полу. Это могут сделать и дежурные. Можно дать пособие каждому звену. В этом случае в звене должно быть не более 4-5 детей, иначе выполнить упражнение будет неудобно. При хорошей организации дети могут перестроиться во время ходьбы в четверки и каждая четверка несет такое пособие. Дети держат шест правой рукой, построившись друг за другом, большой обруч тоже держат, правой рукой, но встают вокруг него. Длинную веревку хранят на крючке или на стойке. Удобно также, если на крючках или на стойках висят индивидуальные шнуры, скакалки. Проходя мимо стойки, дети снимают скакалки, шнуры и несут их в правой руке, причем скакалки сложёны вчетверо, а индивидуальные шнуры - вдвое.

В качестве - физкультурных пособий для детей в младших и средней группах используются пластмассовые кубики среднего размера, хранятся они в коробках или в целлофановых пакетах. Лучше подобрать по два кубика одинакового цвета на одного ребенка или все кубики одного цвета. Раздают их так же, как флажки: в правую руку - зеленый кубик, в левую - желтый. Это поможет выполнять те упражнения, в которых надо указывать правую и левую сторону. Самый удобный способ раздачи кубиков - разложить их по два на стулья; дети, проходя мимо, берут их.

Все мелкие физкультурные пособия 1 раз в месяц подлежат гигиенической обработке: пластмассовые, резиновые и деревянные пособия протираются слабым 5-10% раствором хлорной извести, матерчатые стирают и проглаживают.

Утренняя гимнастика строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. Положительное влияние оказывают физические упражнения, воздействующие на весь организм и одновременно охватывающие большое число мышц. К таким упражнениям относятся движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.

Во время ходьбы упражняются мышцы ног, рук, мышцы брюшного пресса. Существуют всевозможные виды ходьбы. Все они различаются по способу выполнения: на носках, на пятках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др., по темпу (быстро, медленно), по направлению движения (по прямой, змейкой, по кругу, в правую и левую сторону и т. д.), по построению (по одному, парами, четверками и т.п., рис. 1-6). Во время бега интенсивнее работают мышцы, усиливается работа внутренних органов. На утренней гимнастике используется бег: с различным способом выполнения (на носках, широкий), с разным темпом (быстро, медленно), со сменой направления и построением (змейкой, по кругу, по одному, парами и т. д.).

Поскоки на утренней гимнастике также различны: на месте на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и на левой ноге, ноги в стороны, вместе, со скакалкой. Во время бега и прыжков организм получает максимальную физическую нагрузку, которая снижается постепенно в процессе ходьбы.

В комплексы утренней гимнастики включаются строевые упражнения (различные построения и перестроения, повороты, смыкания и размыкания, рис. 7-8). Они содействуют воспитанию у детей правильной осанки, развивают внимание, ориентировку в пространстве, согласованность коллективных действий. Строевые упражнения имеют вспомогательное значение и используются с. Целью рационального размещения детей для выполнения общеразвивающих упражнений. Применяются построения: друг за другом, в колонну, в одну или две шеренги, в пары, в звенья, в круг, несколько кругов и т.д. Для детей дошкольного возраста рекомендуются повороты направо, налево, кругом, вполоборота направо,

вполоборота налево. Смыкание и размыкание необходимы при построениях в колонну, в шеренгу, в звенья, в круг.

Большая часть времени на утренней гимнастике отводится общеразвивающим упражнениям, которые предназначены для тренировки крупных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног). Они содействуют совершенствованию координации движений, умению

владеть положением своего тела.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру. Здесь важно добиваться хорошего выпрямления рук или их полного подъема, чтобы дыхание было свободным.

Вторая группа упражнений предназначается для гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. Чтобы достичь этого, необходимо четко соблюдать правильное исходное положение (сидя, выпрямив или скрестив ноги по-турецки и т.д.). Положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно). При наклонах колени не сгибаются.

Третья группа упражнений способствует укреплению мышц брюшного пресса. Они развивают мышцы ног и свода стопы. Эти упражнения проходят более полноценно, если у детей прямая спина, во время приседаний пятки отрываются от пола, хорошо сгибаются колени.

Общеразвивающие упражнения должны быть подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц. Выполнение их требует точности и четкости.

Перед началом утренней гимнастики дети приводят в порядок костюмы, старшие по команде воспитателя строятся в колонну или шеренгу, малыши строятся с помощью взрослого. Затем дается непродолжительная ходьба, переходящая в бег, и снова ходьба, которая может быть различных видов. Далее дети строятся (в круг или звенья) для выполнения общеразвивающих упражнений.

Первое упражнение в любой возрастной группе всегда дается для мышц плечевого пояса и рук. Включение в утреннюю гимнастику упражнений для формирования осанки обязательно. После общеразвивающих упражнений дети перестраиваются из звеньев в круг или колонну. Снова проводится непродолжительный бег или вместо него в комплекс упражнений включаются прыжки. Заканчивается гимнастика спокойной ходьбой.

Особое, внимание следует обратить на темп проведения утренней гимнастики и каждого упражнения в отдельности. Не должно быть резкой смены темпа, например после бега дается вначале быстрая ходьба, постепенно темп ходьбы замедляется, после поскоков детям предлагается ходьба на месте. Все это объясняется физиологическими особенностями дошкольников. Надо постепенно увеличивать нагрузку и постепенно снижать ее, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние. Поэтому проведение дыхательных упражнений после утренней гимнастики нежелательно, так как вновь начинает увеличиваться нагрузка, снова включается в работу сердечная Мышца.

Упражнения, которые включаются в комплекс, должны быть знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии. Но это не значит, что они всегда легкие и простые для выполнения. В таком случае эти упражнения не будут иметь необходимой физической нагрузки, и дети быстро утратят к ним интерес.

На физкультурных занятиях дети знакомятся с новыми видами движений, с приемами организации. Они учатся строиться в звенья, ходить через центр парами, четвёрками, им впервые дают физкультурные пособия. На занятии дети не только усваивают назначение пособий, но и знакомятся с приемами их раздачи и сбора. Дети учатся принимать правильное исходное положение с пособиями в руках: палку надо держать за концы, большой мяч двумя руками, маленький в одной руке и т. д.

Новый комплекс утренней гимнастики впервые разучивается на физкультурном занятии и только потом выносится на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. Если какое-либо упражнение слишком легко детям или, наоборот, они с трудом справляются с ним, то можно через несколько дней увеличить или уменьшить нагрузку, изменить исходное положение, дать другое упражнение. Количество общеразвивающих упражнений, их повторность, длительность ходьбы и бега зависят от возрастных особенностей детей. Воспитатель должен не только уметь правильно подбирать физические упражнения с учетом возрастных особенностей детей, но и в совершенстве владеть методами и приемами проведения утренней гимнастики.

В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети

выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать хорошее четкое объяснение вместо показа движений. Нет необходимости все время выполнять упражнения самому. Конечно, отказаться от показа упражнения воспитателем пока нельзя, так как это наиболее действенный прием, при котором дети знакомятся с техникой выполнения движений. Иногда кто-либо из детей может показать упражнение. Если упражнение хорошо знакомо детям, его объясняют не показывая.

Первая неделя

Понедельник. Показ движений и объяснение их воспитателем.

Вторник.

Среда. Показ движений ребёнком, объяснение воспитателя.

Четверг. То же (работает второй воспитатель).

Пятница. Частичный показ движений ребенком или воспитателем.

Суббота. То же (работает второй воспитатель).

Вторая неделя (вводится музыкальное сопровождение)

Понедельник. Объяснение без показа движений. Вторник. То же (работает второй воспитатель). Среда. Указания и напоминания. Четверг. То же (работает второй воспитатель).

Пятница. Дается только название упражнения и исходное положение. Суббота. То же (работает второй воспитатель).

При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием детей. Когда грудная клетка расширяется - происходит естественный вдох, сжимается - выдох. Для того чтобы помочь детям регулировать свое дыхание, им предлагают произносить на выдохе звуки, короткие слова («клю-клю», «тук-тук», «вниз» и т. д.), но только в том случае, когда воспитатель не затрудняется определить, где в данном упражнении выдох. Не всегда можно требовать от детей одновременного для всех вдоха или выдоха, так как некоторые упражнения требуют произвольного дыхания, например упражнение «Перешагни через палку», полуприседания.

Воспитатель, подбирая упражнения для утренней гимнастики, должен следить за правильным их распределением, постепенным повышением и снижение физической, психической и эмоциональной нагрузки.

Физическая нагрузка - это нагрузка на мышцы, органы кровообращения, дыхания и т. д. Она увеличивается за счет сложности упражнений, дозировки (повторности), изменения исходного положения, темпа выполнения, веса физкультурных пособий, амплитуды движения.

Психическая нагрузка. Разучивание новых упражнений требует от детей напряженного внимания. Хорошее усвоение упражнений достигается правильным их подбором, использованием зрительных, слуховых и тактильных анализаторов.

Эмоциональная нагрузка - это активное деятельное состояние ребенка во время выполнения упражнений, проводимых в хорошем темпе в коллективе сверстников.

Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение. С этой целью используются имитационные упражнения и целые комплексы упражнений, объединенные единым сюжетом. Эмоциональное воздействие на детей оказывает обстановка, спортивные костюмы, красочные физкультурные пособия, музыкальное сопровождение. Но самое основное - это слаженное, четкое выполнение детьми физкультурных упражнений.

КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

На утренней гимнастике дети выполняют различные упражнения. Требования к качеству движений должны быть едиными у обоих воспитателей данной возрастной группы. Во многом этому способствуют точные команды и распоряжения, красивый и правильный показ движения, краткое и понятное объяснение.

Как правило, воспитатели умеют красиво и правильно показать выполнение упражнения, но не всегда могут кратко и понятно объяснить, четко дать команду, распоряжение. Уверенный тон, точность команд, подтянутость воспитателя дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро, четко выполнять движения. «Необходимо помнить, что хорошо поданная команда, уместно и правильно отданное распоряжение уже сами по себе имеют большое организующее влияние на учащихся и дисциплинируют их»

Что же такое команда и распоряжение?

Команда - это краткое, четкое указание, сигнал к выполнению или прекращению действия. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В первой части указывается, что и как надо делать, и она произносится медленно. Во второй части говорится о начале действия и она произносится быстро, отрывисто. Например: «Нале-во!», «Начи-най!» или «Кру-гом!» и др. Цель команды - обеспечить одновременное Начало, окончание и темп выполнения движений.

Распоряжение - это указание, также связанное с выполнением упражнений или других действий, но оно не имеет определенной формы подачи. Распоряжение произносится кратко, четко и спокойно. Например: «Идите за мной!», «Поднимите руки вверх» и т. д.

В работе с детьми дошкольного возраста применяются простые команды и распоряжения, принятые в гимнастике. Когда упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, то они даются реже.

Распоряжение чаще применяется с детьми младшего дошкольного возраста. Начиная со средней группы постепенно вводятся команды, воспитатель при этом должен стоять в положении «смирно».

Различная форма подачи команд и распоряжений говорит о разнообразном характере выполнения упражнения. Движения могут стать плавными или отрывистыми, свободными или напряженными. Воспитатель должен найти такую форму произнесения команд и распоряжений, которая поможет провести упражнение эмоционально, интересно, с учетом возраста. Ему необходимо следить за тем, чтобы у детей было спокойное, бодрое настроение. Указания давать в веселом, доброжелательном тоне.

В младшей группе команд нет. Распоряжения просты и немногочисленны.

При строевых упражнениях:

    Постройтесь за Сережей! (Для построения друг за другом.)

    Идите за мной (за Колей). (Для ходьбы друг за другом.)

    Остановитесь! (Для остановки.)

    Побежали! (Для бега.)

    Света, иди ко мне! (Для ходьбы в указанном направлении).

    Идите на носках. (Для профилактических упражнений.)

    Повернитесь ко мне, возьмитесь за руки, дает мне руку Сережа - первый и Наташа - последняя. (Для построения в круг.)

    Сделайте шаг назад. (Для построения в колонны, звенья.)

    Помашем флажком. (Название упражнения.)

    Поднимите флажок, помашите им, опустите. (Для выполнения упражнения.)

Качашкин В. М. Методика физического воспитания, «Просвещение», 1972, с. 211.

Молодцы! Хорошо! (Для окончания.)

Воспитатель может сам продумать распоряжения для детей данного возраста, но отдавать их нужно в форме настоящего времени, доброжелательно и доступно пониманию детей.

В средней группе постепенно вводятся простейшие команды и общепринятые распоряжения.

При строевых упражнениях:

    Постройтесь в колонну. (Для построения друг за другом по росту.)

    Вперед! Прямо - марш! (Для ходьбы.)

    Приготовьтесь к бегу, согните руки в локтях. (Для бега.)

    Бегом!

    На носках, на пятках. (Для профилактических упражнений.)

    На месте. (Для ходьбы на месте.) -

    Группа, стой! (Для остановки.)

    Сережа, выводи свое звено. (Для построения в звенья.)

    Звеньевые, руки в стороны, остальные руки вперед. (Для размыкания.)

    Повернитесь ко мне и еще раз ко мне. (Для поворота кругом.)

    Равняйтесь по шнуру.

При общеразвивающих упражнениях:

    Обруч вперед. (Название упражнения.)

    Показываю.

    Обруч вперед, вниз. (При объяснении.)

    Ноги слегка расставьте, обруч вниз. (Для исходного положения.)

    Упражнение начинай!

    Вверх, вниз! (Во время руководства упражнением.)

    Продолжайте без меня. Упражнение закончить. Или. Закончить! (Для окончания, упражнения.)

Отдавать распоряжение «закончить» лучше при выполнении завершающего движения, например: «вниз».

Команды: «Прямо-марш!», «Группа, стой»! «Начи-най!».

В старшей группе дети уже понимают краткие распоряжения, сведенные к одному слову, им доступен термин «исходное положение». Распоряжения более многообразны.

При строевых упражнениях:

    В колонну!

    Шагом - марш!

    Приготовьтесь к бегу. (Для подготовки рук.)

    Бегом!

    На носках, на пятках!

    Змейкой!

    Врассыпную!

    На месте!

    Группа, стой!

    Звеньевые, ко мне! (Для построения в звенья.)

    Проверьте расстояние. (Для размыкания.)

    Нале-во, напра-во!

    Один налево, другой направо. (Для построения в пары - разведением.)

    Подравняйтесь.

При общеразвивающих упражнениях:

- Палку вверх! (Название упражнения.)

    Показываю. Палку вперед, вверх, вниз. (При выполнении упражнения.)

    Исходное положение: ноги - пятки вместе, носки врозь, палка внизу.

    Начи-най!

    Достаточно. (Для окончания упражнения.)

В подготовительной к школе группе используются различные строевые упражнения. Качество выполнения перестроения зависит не только от ведущего, но и от каждого ребенка, так как многие перестроения проводятся по ходу движения. Поэтому распоряжения надо отдавать заранее.

При строевых упражнениях:

    В колонну!

    В звенья!

    Врассыпную!

    Парами - марш!

    Четверками - марш!

    В круг!

    На месте шагом - марш!

    Бегом - марш!

    На пятках, по-медвежьи.

    Пара - направо, пара - налево. (Для перестроения в четверки разведением.)

    Группа, стой!

    Кру-гом! Напра-во! Нале-во!

    Вполоборота направо, налево.

    Равняйтесь по носкам.

При общеразвивающих упражнениях:

    Скакалку к груди. (Название упражнения.)

    Исходкое положение принять!

    Начи-най!

    Достаточно.

Умение понимать и точно выполнять команды и распоряжения поможет детям в будущем на уроках физкультуры.

Примерный конспект утренней гимнастики в средней группе.

Возрастная группа: средняя группа

Образовательная область: физическое развитие

Вид: утренняя гимнастика

Цель: создание условий для оздоровления организма посредством выполнения комплекса физических упражнений

Способствовать укреплению здоровья детей

    Образовательная:

Совершенствовать основные двигательные умения и навыки; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, при построении в колонну, при перестроении в две колонны; Совершенствовать умение правильно дышать носом

Соблюдать правильную осанку; обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;

    Развивающая:

Развивать все группы мышц, координацию движений, выносливость, точность движений при выполнении упражнений; Способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками

    Воспитательная

Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражненим, раскрепощенность, ценность, творчество в движении, дружелюбие друг к другу.

Принципы воспитания и обучения:

принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип активности.формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.

Принципы дошкольного образования(ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования(далее- индивидуализация дошкольного образования);

2)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5)возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Методы воспитания и обучения: словесная инструкция, показ, стимулирование занимательным содержанием.

Планируемые результаты:

    в двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.

    Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве.

    Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.

Время проведения: 7:50 – 7.58

Место проведения: музыкально-физкультурный зал

Инвентарь: султанчики по количеству детей,

Литература: «Министерство образования и науки РФ приказ от 17 октября 2013 года, №1155 об утверждении ФГОС ДО»

«От рождения до школы» .Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Название части занятия

Темп, дозировка

Методические указания

Ходьба в колонне по одному.

Ходьба на носках, руки вверх.

Ходьба с высоким подниманием колен.

Бег, в сочетании с упражнением на равновесие (по сигналу воспитателя «Цапля», остановиться, встать на одну ногу, руки в стороны)

Медленный

Следить за осанкой, за правильным выполнением движений, согласованностью движений рук и ног.

Инд. Работа с Кириллом, над постановкой ног во время ходьбы.

Следить за дыханием во время бега.

Основная часть

1) Комплекс ОРУ (с султанчиками)

    И.п.: о.с; руки на поясе

1-Поворот головы вправо, 2 – голова прямо, 3- Поворот головы влево, 4 - прямо

    И.п.:, стойка ноги врозь, султанчики в руках вдоль туловища

    Руки в стороны, 2- руки вверх, 3- вперед, 4- вернуться в и.п.

    И.п.: стойка, ноги врозь, султанчики в руках вдоль туловища;

1-3 наклон туловища вниз с касанием пола руками; 4- вернуться в и.п.

    И.п.: стойка ноги врозь, руки вдоль туловища; 1- поднять одну ногу, хлопок под бедром, 2 вернуться в и.п., 3-4 тоже.

    И.п.: о.с, руки на поясе.

1-8 Прыжки на двух ногах на месте с попеременной ходьбой 1-8

Формировать правильную осанку

При повороте головы смотрим на султанчик

Руки прямые, в локтях не сгибаем.

Ноги прямые, в коленях не сгибать.

На счет «4» проверить положение тела

Следить за положением тела, корпус сильно вперед не наклонять, стараться поднять ногу выше.

Следить за работой ног (сгибать и разгибать при прыжках)

Следить за дыханием.

Заключительная часть

Ходьба в быстром темпе. На сигнал «Лягушки» присесть, коснуться пола руками, продолжить ходьбу.

Медленный

Выполнять полный присед, спина ровная.

Восстанавливаем дыхание, вдох через нос- руки в стороны, выдох-руки опустили вниз.

Утренняя зарядка , это гимнастика помогающая размяться нам перед трудовым днем. Занятие утренней зарядкой помогает нашей кровеносной системе получить настрой на дневную активность, а также улучшает снабжение тканей, внутренних органов, мозга и мышечной массы кислородом.

Циркуляция крови по нашему телу после сна снижена, нервная система находится в заторможенном состоянии, а легкие сужены. При таком состоянии (после пробуждения) давать организму серьезные нагрузки, к примеру, бегать либо выполнять силовые упражнения ни в коем случае не рекомендуется. Ваш организм может с этим не справиться, что приводит к возникновению риска получить травму либо вовсе нарушить баланс разных систем. А вот когда утренняя зарядка будет сделана, тогда можно идти и на работу и посещать спортзал.

Из всего вышесказанного можно увидеть, что цель утренней зарядки – постепенное улучшение циркуляции крови по всему нашему телу. Утренняя зарядка ускоряет процесс обмена веществ , и если вы даже после ее проведения будете сидеть в офисе и практически не двигаться, то все равно ваш организм будет сжигать калории, а не накапливать (в крайнем случае, в первой половине дня - точно). А для того чтобы похудеть лучшего и не надо.

Утренняя зарядка. Как и когда делать зарядку

Утренняя зарядка должна делаться (в идеальном варианте) ежедневно. Занятие утренней зарядкой не отнимет у вас много времени, для этого хватает 10-15 минут, но если у вас есть желание, то можно увеличить до 30 минут. Если вы не имеете возможности делать утреннюю зарядку ежедневно, то делайте ее так часто, как получается, это все равно принесет больше пользы, чем когда не делается абсолютно ни чего.

Делать утреннюю зарядку следует до того как сядете завтракать . Но при этом обязательно до ее начала необходимо выпить минимум стакан воды. Так как вы не пополняли запасы организма жидкостью во время сна, а это минимум 8 часов, и определенное количество выйдет с потом и мочой, то ваша кровь будет густой, а усиливать ее циркуляцию при таких обстоятельствах, значит перегружать работу сердца. Вместо воды можно использовать какой-нибудь натуральный сок .

Делать утреннюю зарядку необходимо с определенной интенсивностью движений. Следует запомнить одно простое правило – чем погода холоднее, тем начинайте менее активно. Другими словами в теплое время года утренняя зарядка делается при пульсе от 90 до 100 ударов сердца в минуту и к концу разминки он может подняться до 110 уд/мин., то в зимнее время рекомендовано начинать делать упражнения при пульсе в 85 ударов в минуту.

Утренняя зарядка. Тонкости выбора

Начинать делать утреннюю зарядку следует с упражнений, которые менее интенсивные и нагрузку увеличивать постепенно. Утренняя зарядка отличается от полноценных тренировок тем, что после ее проведения вы не должны устать. Если после проведения зарядки вас посетило чувство усталости, значит, следует выполнять упражнения более медленно либо сократить время их выполнения.

Запомните – утренняя гимнастика не предназначена для растяжки или расслабления. Выполняя упражнения, вы должны прочувствовать, как учащается дыхание, а сердце начинает биться быстрее. После того, как закончите делать утреннюю гимнастику вы должны почувствовать бодрость и легкость.

Немаловажное значение при выполнении упражнений имеет правильное дыхание . Делая утреннюю зарядку, старайтесь дышать глубоко и не только грудью, но и животом, это позволит увеличить количество поступающего в кровь кислорода, а также расправит легкие, которые за ночь слежались. Увеличение кислорода в крови и улучшение ее циркуляции в свою очередь ускоряют обмен веществ, а также увеличивают количество сгорающих жиров.

Мы рассказали вам, как и когда правильно делать утреннюю зарядку . Самих же комплексов упражнений и видов зарядки имеется великое множество, и вы без особого труда сможете подобрать то, что подойдет вам наилучшим образом, чтобы выглядеть всегда бодрыми и здоровыми.

Будьте здоровы!

Садкова Инна Львовна
Статья «Значение утренней гимнастики в детском саду»

«Значение утренней гимнастики в детском саду »

Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в

гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических

упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем , повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Помимо оздоровительного значения , утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение . Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят , совершенно

особенные, задачи, а именно :

- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,

Разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,

Активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций

организма,

Стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,

Способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки,

Предупреждать возникновение плоскостопия.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной , разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива , переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики . Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и

предупреждения плоскостопия.

Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.

Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается

дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из

натуральных, лёгких материалов, на ногах - удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложное для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.

Новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку. Нужно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой» , по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры - кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д.

повороты направо, налево, кругом.

Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие

упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы

включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц

плечевого пояса и рук.

Эти упражнения :

Способствуют выпрямлению позвоночника;

Укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

Формируют правильную осанку.

Вторая группа упражнений предназначается для повышения

гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное

исходное положение : если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны) . Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.

При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться

держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.

Утренняя гимнастика может включать следующие

упражнения :

1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.

Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого

пояса, вытягивает позвоночник.

2. Наклоны туловища назад, вперёд.

Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины.

Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность

позвоночника.

3. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево) .

Укрепляются боковые мышцы туловища.

4. Приседаем, вытягивая руки вперёд.

Укрепляются мышцы ног, улучшается подвижность суставов.

5. Различные маховые движения руками и ногами.

Увеличивается эластичность и подвижность суставов.

6. Прыжки и бег на месте или по залу (площадке) .

Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в

организме.

7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны.

Успокаивает сердцебиение и дыхание.

Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами –

бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться и организовано начать день, усиливает деятельность всех систем организма. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду , быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются

упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног) . В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба.

Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб

восстановить все системы организма.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение , устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение.

В результате проведённых новейших исследований "подвижные” дети

легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало

конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким

образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать

неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.

Утренняя гимнастика представляет собой особый комплекс физических упражнений, которые выполняются сразу после пробуждения. Основной задачей утренней гимнастики является повышение общего жизненного тонуса и обеспечение тем самым незамедлительного включения в повседневную деятельность.

Главная цель утренней гимнастики - поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. Чтобы достичь всего этого, к утренней гимнастике приступают в спокойном расположении духа, в не стесняющей движений одежде, в проветренном чистом помещении (зимой) или же на свежем воздухе (в теплую пору года). Очень важно соблюдать и правильный ритм дыхания: глубокий вдох делается через нос, а продолжительный выдох - через рот. Дыхание обязательно соизмеряется с выполняемым движением.

После утренней гимнастики также желательно провести обтирание, принять душ или иные виды водных процедур. Немаловажно и следить за состоянием здоровья во избежание возникновения признаков перегрузки (ухудшение самочувствия, учащенное сердцебиение, утомление). Если таковые наблюдаются, надо пересмотреть комплекс упражнений, поскольку в противном случае нарушаются принципы и цели утренней гимнастики - нормализация собственного состояния и поддержание тела в хорошей физической форме.

гимнастика физический упражнение цель

Виды утренней гимнастики

Всего выделяют несколько видов утренней гимнастики:

Оздоровительная гимнастика. Предусматривает стандартный комплекс упражнений, подобных гимнастике на уроках физкультуры, физкульт-минутках на производстве и в учебных заведениях. Разновидностью оздоровительной гимнастики является ритмическая гимнастика, важным элементом которой выступает музыкальное сопровождение выполняемых движений. Гигиеническая гимнастика. Применяется с целью сохранения и улучшения здоровья, поддержания на должном уровне умственной и физической работоспособности, активности.

Образовательно-развивающая гимнастика. Она включает в себя еще несколько подпунктов, дающих бодрость и прилив сил.

Польза утренней гимнастики

Утренняя гимнастика приносит пользу как организму в целом, так и каждому органу в отдельности: она помогает вырабатывать хорошую осанку, развивает мышечную систему, приводит в норму органы дыхания, укрепляет нервы, способствует улучшению работы сердца и сосудов. Активизируя фактически весь организм, утренняя гимнастика существенно укрепляет здоровье. Почему ее делают именно в утренние часы, тоже объясняется пользой для тела: в момент сна кровь в сосудах замедляется и начинает циркулировать гораздо медленнее, сердцебиение также снижает ритм. Заторможенность сказывается и на нервной системе, поэтому в момент пробуждения человек еще не готов к ожидающим его нагрузкам: у него понижены чувствительность, быстрота реакции, умственная и физическая деятельность. Замечено, что восстановление всех функций без утренней гимнастики может длиться около 2-3 часов. Тогда как с утренней гимнастикой работа организма быстро приходит в норму, и больше никто из сослуживцев не смеет сказать вам: «Подняться - поднялся, а проснуться забыл». Ведь после утренней гимнастики человек бодр, деятелен и предельно внимателен. Кроме того, постоянные занятия утренней гимнастикой тормозят процессы старения, благоприятствуют обмену веществ, уменьшают риск ожирения, увеличивают тонус.