Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц. Мышцы. Типы мышц, их строение и значение Конспект урока мышцы их строение и функции

Класс: 8 Дата: 9.12.15

Тема: Мышцы. Типы мышц.

Цель урока: выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи урока:

    Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам; показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги

    Дать элементарное понятие физиологии мышечного сокращения и утомления

    Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Формы организации учебной деятельности:

комбинированный урок с применением компитентностно - ориентированным подходом.

Оборудование:

мультимедийные комплекс,презентация «строение и функции мышечной ткани», видеоролики.

План урока:

    Психолог настрой на урок

    биологическая разминка

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Мозговой штурм

    Домашнее задание

Ход урока.

    Психологический настрой (Пожелания) 1-2 мин

    Проверка пройденного материала 10 мин

Биологическая разминка (Работа по карточкам) 5 минут

    Грудная клетка

    Позвоночник

    Скелет верхних конечностей

    Мозговой отдел черепа

    Пояс верхних конечностей

    Скелет нижних конечностей

    Лицевой отдел черепа

    Пояс нижних конечностей

    Отдел является стержнем, опорой для всего скелета

    Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости

    Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу

    Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости

    Отдел скелета, в который входят кости таза

    Отдел является опорой для скелета верхних конечностей

    Отдел скелета, в который входят бедренные кости

    Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина

Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.

Работа по вопросам(Слайд) 5 минут

Учитель ставит классу следующие вопросы:

    Почему у человека при падении чаще всего бывает сломана малая берцовая кость?

    Почему накладывают шину на два отдела, расположенных рядом с повреждённым?

    Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?

    Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

    Какие свойства костей обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость?

    При раскопках в кургане был обнаружен скелет. Как определить по остаткам скелета пол человека?

    Изучение нового материала 18 мин

1. Вставить в текст пропущенные слова. (работа с литературой.) 6 мин

1 группа. Функционально мышцы подразделяют на произвольные и непроизвольные . Произвольные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Непроизвольные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека (сокращение непроизвольное)

2 группа. Если скелетные мышцы проводят возбуждение с большой скоростью и сокращаются быстро , то сокращение гладких мышц осуществляется более медленно и возбуждение передается более медленно

видеоролик мышцы

1 группа. Дать общую характеристику "Строение мышцы". Ученики работают с литературой. 6 мин

Входят мышечные волокна , которые располагаются обычно параллельно друг другу и объединяются в пучки. Отдельные мышечные пучки и вся мышца имеют тонкую соединительнотканную оболочку , а группы мышц или отдельные мышцы покрыты более плотной оболочкой - фасцией . Мышцы оканчиваются сухожилиями , при помощи которых они прикрепляются к костям, и снабжены кровеносными сосудами и нервами .

2.группа. Дать общую характеристику "ФОРМЫ МЫШЦ"

Простейшей является веретенообразная форма мышц: различают утолщенную среднюю часть - брюшко и два конца , из которых верхний обычно является началом (неподвижная точка мышцы), а нижний - прикреплением (подвижная точка мышцы).. Подвижный конец может прикрепляться к костям не только в одной точке, но и в двух (двуглавая мышца), трех (трехглавая) и более точках. Мышцы никогда не сокращаются поодиночке, они всегда действуют группами .

видеоролики: 1 мышцы, 1 мышцы 2.

2. Работа в группах. (учащиеся презентуют работу, защищают проект) 6 мин

учащиеся 1 группы работают по возбудимости, сократимости.

учащиеся второй группы работают по растяжимости, эластичности.

физминутка. 1-2

IV . Мозговой штурм. 10 мин

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд?

V . Рефлексия. На информационной карте урока отметьте «сердечком», ту часть урока которая вам больше всего понравилось. 1 мин

VI. Домашнее задание. Подготовить проект мышцы глаза, их функции. Сравнить мышцы гладкие с поперечнополосатыми. 2 мин

    Мозговой штурм.

    При помощи каких мышц выражаются эмоции

    Каковы главные свойства мышечной ткани

    При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни

    Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд? (если не отвечают на какие то вопросы, это будет проблемой для решения её на следующем уроке)

    Задание на дом : стр.116-122.

Тема урока

Мышцы, их строение и функционирование

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО.

Тип урока

Урок новых знаний

Оборудование

Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции.

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

2. Целеполагание.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц.

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

1. Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

(слайд2)

11. Целеполагание

  1. Что вы уже знаете по этой теме?
  2. Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)
  3. А зачем нужно изучать этот материал?

А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3) .

План урока

  1. Строение мышц.
  2. Функции мышц.
  3. Основные группы мышц, значение физических упражнений.
  4. Классификации мышц.

111. Изучение нового материала

1. Беседа.

А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

(слайд 5)

2. Работа в группах

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).
  3. Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………

3. Заполните схему

Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).

Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….

Вопросы для обсуждения в группе:

Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).
  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Объедините все мышцы в схему.

Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе .

Работу в группах начали.

3. Работа с диском.

Пожалуйста, от каждой группы к компьютеру подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

Во время просмотра диска дети выбирают необходимый материал для своей группы и распечатывают его с помощью учителя, если не имеют опыта работы или самостоятельно.

Материал, который располагается на диске.

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво дят их в движение. Поэтому их на зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око ло 650 мышц.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25-30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ ции :

I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

в) Защита ответа спикером

Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

Рабочий лист для 1 группы

№ 1

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

№ 2

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 2 группы

№ 1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.
  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 3 группы

№ 1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.
  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

В) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку ).

(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

  1. Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).
  2. Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.
  3. Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

4.Беседа.

Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

(слайд 9)

5. Беседа.

По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

А теперь давайте сравним с действительными, к акие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

6.Работа со слайдами 10 - 13 .

Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.

По форме мышцы делятся на : веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.

(слайд 10)

Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на : одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.

(слайд 11)

Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

(слайд 12) По расположению мышцы делятся на : косые, прямые, глубокие и т.д.

Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям . Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

  1. Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?
  2. Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?
  3. Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?
  4. Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?

(слайд 13 полностью открывается)

Валеологическая минутка.

Цель: профилактика заболевания глаз.

1 V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

Какие основные функции выполняют мышцы?

По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)

Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)

Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)

Зачем необходимо тренировать мышцы?

V. Лабораторная работа

Тема: Определение местоположения отдельных мышц.

Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.

Задания для лабораторной работы можно проговаривать учителю вслух или напечатать на слайдах, чтобы дети зачитывали по очередно после выполнения предлагаемого действия.

Задания.

  1. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.
  2. Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

  1. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?
  2. Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

  1. Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Валеологическая минута.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.

Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

(слайд 18)

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (сл. 19)

Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.

*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

V111. Рефлексия

На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

На каком этапе урока испытали затруднение? План урока 1.Строение мышц. 2.Функции мышц. 3. Основные группы мышц, значение физических упражнений. 4. Классификации мышц.

Строение мышц: Мышца↔пучки мышечных волокон ↔нити - миофибриллы ↔нити белков актина и миозина

ПО СТРОЕНИЮ МЫШЦ: одноперистые, двуперистые, многоперистые, круговые


Цель урока: создать условия для понимания учащимися особенностей строения скелетной мускулатуры, через ознакомление с теоретической информацией, ее анализом и последующим преломлением информации при выполнении заданий как теоретического, так и практического характера.

Самостоятельная работа. Проводиться может как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Информация для учащихся.

Информационная карта.

Уважаемые учащиеся! Прочитав информацию о строении и работе мышц в учебнике или выданном тексте, выполните задания.

1. Запишите в тетради схему строения скелетной мышцы (вместо точек вставить части, образующие мышцу): Мышца =... + ... + ... + ... + ...

2. Выполните в тетради рисунок – схему строения скелетной мышцы и подпишите все ее составные части, основываясь на задании 1 и рисунке №1.

3. Перепишите в тетрадь классификацию мышц и заполните две оставшиеся графы таблицы (при заполнении используйте рисунки №2-6 и проверяйте функцию – действие мышц на своем теле).

Подразделение Вид Место расположения в теле Название мышцы (пример)
По форме 1. Веретёнообразная
2. Квадратная
3.Треугольная
4. Лентовидная
5. Круговая
По количеству головок 1. Двуглавая
2. Трехглавая
3. Четырехглавая
По функции 1. Сгибатель
2. Разгибатель
3. Вращатель

А) к наружи – пронатор

Б) к нутри – супинатор

А) на руке, на предплечье

Б) на руке, на плече

А) квадратный пронатор

Б) супинатор

4. Подниматель
5. Сжиматель – сфинктер
6. Отводящая
7. Приводящая

4. Запишите в тетради, очень кратко, тремя пунктами, как осуществляется механизм сокращения скелетной мышцы, проанализировав и систематизировав информацию из прочитанного текста. (Почему скелетная мышца сокращается? Что обеспечивает ее сокращение?)

5. Запишите четырьмя пунктами, в чем выражается работа сгибателей и разгибателей, проанализировав и систематизировав информацию из прочитанного текста (как они работают в обычных и особых случаях)?

6. Запишите по пунктам, что собой представляет работа мышц, проанализировав и систематизировав прочитанную информацию.

7. Выполните исследование по изучению статической и динамической работы скелетных мышц.

  1. Возьмите в руку груз (например, свой портфель) и удерживайте его на вытянутой руке с одновременной фиксацией времени удержания груза с помощью секундомера (пусть время засекает ваш товарищ).
  2. Через некоторое время (5 минут) возьмите груз снова в руку и начните его поднимать и опускать и точно также фиксируйте время упражнения.
  3. Сравните свои ощущения при выполнении двух видов работы и время их выполнения. На основе этого сравнения сделайте вывод об особенностях выполнения статической и динамической работ скелетными мышцами и запишите его.

Строение и работа скелетных мышц.

Скелетные мышцы образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки. Внутри волокон проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны укорачиваться – сокращаться. К каждой мышце подходят кровеносные сосуды и нервы. Мышцы снаружи, а также каждый мышечный пучок покрыты соединительнотканной оболочкой и прикрепляются к кости при помощи сухожилий. Один конец мышцы, головка, прикрепляется к одной кости, второй, хвост, через сустав или суставы – к другой кости так, что при ее сокращении кости приходят в движение.

К скелетным мышцам подходят нервы, содержащие чувствительные и двигательные нейроны. По чувствительным нейронам передаются импульсы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов в центральную нервную систему, где обрабатываются и при необходимости передается сигнал о сокращении конкретной мышцы. По двигательным нейронам проводятся импульсы (о необходимости сокращения) от спинного мозга к мышце, в результате чего мышца сокращается. Таким образом, сокращение мышц в организме совершается рефлекторно. В то же время на двигательные нейроны спинного мозга оказывают влияние импульсы из головного мозга (о желании человека выполнить то или иное движение), в частности из коры больших полушарий. Это делает движение произвольными. Основное свойство мышечной ткани – сократимость. На этом свойстве основана работа мышц. В возбужденном состоянии мышца укорачивается и утолщается – сокращается, затем расслабляется и принимает прежние размеры. Сокращаясь, мышцы приводят в движение части тела, обуславливают перемещение организма или поддержание определенной позы.

Движение тела происходит благодаря сокращению мышц. Когда мышцы сокращаются, они совершают работу. При сокращении мышц кости сближаются или отдаляются, передвигая тело или его части, поднимают или удерживают груз. Мышцы, которые обеспечивают движение, делятся на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие кость по часовой стрелке и против нее.

Одна и та же мышца не может сгибать и разгибать кости в суставе, а движение костей и вместе с ними частей туловища производят как минимум две мышцы (на самом деле их значительно больше). Не всегда мышцы располагаются там, где прикладывается их сила.

Амплитуда – размах движений зависит от длины мышечных волокон, а сила – от площади поперечного сечения мышечного пучка. Чтобы согнуть кисть в кулак, мышцы должны обладать достаточной длиной. Вот почему мышцы, сгибающие и разгибающие пальцы, находятся на предплечье, мышцы, опускающие и поднимающие плечо, – на туловище и т.д. (Вы можете выполнить эти действия, и убедиться где находятся мышцы, выполняющие эти функции.) Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении, синергистами. Они работают согласованно.

Сгибание в суставе осуществляется при сокращении мышц-сгибателей и одновременном расслаблении мышц-разгибателей.

Согласованная деятельность мышц-сгибателей и мышц-разгибателей возможна благодаря чередованию процессов возбуждения и торможения в спинном мозге (соматический отдел нервной системы). Например, сокращение мышц – сгибателей руки вызвано возбуждением двигательных нейронов спинного мозга. Одновременно расслабляются мышцы-разгибатели. Это связано с торможением двигательных нейронов.

Мышцы – сгибатели и разгибатели сустава могут одновременно находиться в расслабленном состоянии. Так, мышцы свободно висящей вдоль тела руки находятся в состоянии расслабления. При удержании гири или гантели в горизонтально вытянутой руке наблюдается одновременное сокращение мышц-сгибателей и разгибателей сустава.

Сокращаясь, мышца действует на кость как на рычаг и производит механическую работу. Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии. Источниками этой энергии служат распад и окисление органических веществ (углеводов, жиров, нуклеиновых кислот). Органические вещества в мышечных волокнах подвергаются химическими превращениями, в которых участвует кислород. В результате образуются продукты расщепления, главным образом углекислый газ и вода, и освобождается энергия.

Протекающая через мышцы кровь постоянно снабжает их питательными веществами и кислородом и уносит из них углекислый газ и другие продукты распада.

Длительная, непрерывная, однообразная работа, как Вам хорошо известно, вызывает утомление мышц, то есть становится сложно выполнять физическую работу. После отдыха утомление проходит, мышцы вновь способны сокращаться и производить работу. Во время отдыха кровь выносит вредные вещества из клеток.

Работоспособность и производительность труда человека зависят от его умения организовывать свое рабочее время. Оптимальные ритм работы и нагрузка обусловлены возрастом человека, его физической и профессиональной подготовленностью.

Работа, связанная с перемещением тела или груза в пространстве, называется динамической, а работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, – статической.

При статической работе в действие вовлекаются все мышцы, которые обычно работают как антагонисты, а при динамической они работают по очереди: сначала одни, потом другие. Кроме того, при статической работе часто бывает затруднено кровоснабжение мышц, потому что некоторые сосуды оказываются сжатыми. При динамической работе этого не происходит. Более того, движение мышц ускоряет отток от них крови, насыщенной углекислым газом и другими продуктами распада.

Утомление мышц и влияние на их работоспособность ритма сокращений и величины нагрузки изучал русский физиолог И.М.Сеченов. Он выяснил, что при выполнении физической работы очень важно подобрать средние величины ритма и нагрузки. При этом производительность будет высокой, а утомление наступает позже.

Распространено мнение, что лучший способ восстановления работоспособности – это полный покой. И.М.Сеченов доказал ошибочность такого представления. Он сравнил, как восстанавливается работоспособность в условиях полного пассивного отдыха и при смене одного вида деятельности другим, то есть в условиях активного отдыха. Оказалось, что утомление проходит скорее и работоспособность восстанавливается раньше при активном отдыхе.

Рисунок строения скелетной мышцы

Работа мышц руки при удержании груза

Работа мышц при сгибании и разгибании

Мышцы, формирующие туловище человека

Ответы.

Задание №1.

Мышца = пучки поперечнополосатых волокон + кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка + сухожилие.

Задание №3.

Подразделение Вид Место расположения в теле Название мышцы (пример)
По форме 1. Веретёнообразная на передней стороне ноги портняжная
2. Квадратная на груди большая грудная
3. Треугольная на голове височная
4. Лентовидная на голове и шеи грудино-ключично-сосцевидная
5. Круговая на голове круговые глаз и рта
По количеству головок 1. Двуглавая на руке, на плече двуглавая плеча
2. Трехглавая на руке, на плече трехглавая плеча
3. Четырехглавая на ноге, на бедре четырехглавая бедра
По функции 1. Сгибатель на руке, на плече двуглавая плеча
2. Разгибатель на руке, на плече трехглавая плеча
3. Вращатель А) на руке, на предплечье

Б) на руке, на плече

А) квадратный пронатор

Б) супинатор

4. Подниматель на груди поднимающие ребра, межреберные
5. Сжиматель – сфинктер на голове круговая рта
6. Отводящая на руке, на плече дельтовидная
7. Приводящая на груди большая грудная

Задание №4.

Механизм сокращения скелетной мышцы.

  1. К мышце по нервам подходит нервный импульс.
  2. Под действием нервного импульса мышечное волокно сокращается.
  3. Механизм сокращения мышцы, таким образом, осуществляется рефлекторно.

Задание №5.

Характеристика работы сгибателей и разгибателей.

  1. Сгибатели и разгибатели осуществляют противоположное действие.
  2. Сгибание происходит благодаря сокращению мышц сгибателей и расслаблению мыши разгибателей, а разгибание наоборот сокращены разгибатели и расслаблены сгибатели.
  3. Сгибание и разгибание конечностей осуществляется согласовано, благодаря чередовании) процессов возбуждения и торможения в спинном, мозге.
  4. Одновременно могут быть: сокращены сгибатели и разгибатели – удержание гантели в горизонтально вытянутой руке: расслаблены сгибатели и разгибатели висящая вдоль тела свободно рука.

Задание №6.

Работа мышц.

  1. Мышца действует на кость как на рычаг.
  2. При работе мышц расходуется энергия, выделяющаяся при распаде и окислении органических веществ.
  3. Кровь обеспечивает постоянное снабжение мыши питательными веществами.

Задание №7.

Вывод. Выполняя задания по удержанию груза в вытянутой руке и по поднятию и опусканию груза, я выяснил, что поднимать и опускать груз легче, чем удерживать его в вытянутой руке. Таким образом, динамическая работа выполняется легче, поскольку.мышцы включаются попеременно, то двуглавая, то трехглавая (поскольку они антагонисты) мышцы.

Цитирование произведено из списка литературы.

Цыганкова Анна Васильевна
учитель химии и биологии
средней школы при АОДКТС "Чайка"
1 категория

8 класс
Тема урока: «Виды мышц, их строение»
Задачи урока:
формировать знания учащихся о строении и свойствах мышечных тканей; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека.
развивать логическое мышление, память, умение обобщать, анализировать;
роль физических упражнений на опорно - двигательную систему и состояние организма в целом, бережное отношение к своему здоровью.
Средства обучения:
презентация
рисунок «строение скелетной мышцы», поперечно – полосатая, поперечно – полосатая сердечная и гладкая мышцы
таблица «Мышцы человека»

Тип урока: комбинированный
Методы и формы: индивидуальная, самостоятельная работа с учебником, словесный, демонстрационно-наглядный

Ход урока
I. Орг. момент:
Сообщение темы урока и задач.
Слайд 1
Сегодня тема нашего урока «Мышцы. Типы мышц, их строение и значение».

Работать будем по следующему плану:
Слайд 2
Но прежде чем перейдем к изучению новой темы, повторим домашнее задание.

II. Проверка знаний учащихся
Слайд 3
Закончи высказывание:

 1. Нарушение целостности кости – ... (перелом).
 2. При переломе конечности, на нее накладывают … (шину).
 3. Переломы бывают двух видов-…(открытые и закрытые)
 4. Перелом, при котором возможно смещение костей, повреждение кровеносных сосудов, мышцы и кожи называется - …(открытым)
 5. Выход суставной головки из суставной впадины называется - …(вывихом)
 6. Повреждение сустава в результате неловких движений или ушибов с повреждением связок называется - … (растяжением).

Самопроверка.
Слайд 4 (выставление баллов в оценочный лист)
Слайд 5
2. Лото (напечатанные листы на доске)
1. ПМП при растяжении связок.
Признаки: сильная боль, припухлость, сопровождаемая кровоизлиянем.
Приложить лед или смоченную холодной водой ткань. Накладывают тугую фиксирующую повязку.
2. ПМП при вывихе суставов.
Признаки: суставная головка выходит из суставной впадины. Сильная боль и опухоль.
Обеспечить полный покой суставу. Для уменьшения боли приложить холод и немедленно доставить в медицинское учреждение.
Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину.
3. ПМП при открытых переломах:
Признаки: повреждены кости, мышцы, кожа и кровеносные сосуды.
Сначала остановить кровотечение с помощью давящей повязки и защитить рану от загрязнения стерильной салфеткой, обездвижить поврежденную часть и наложить шину, доску, плотный картон, обездвижив в двух суставах или зафиксировать поврежденную ногу к здоровой ноге, руку к туловищу широким бинтом. Между шиной и телом проложить мягкую ткань.
Например: при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть.
4. ПМП при повреждении позвоночника:
Лучше совсем не трогать до прихода врача. В крайнем случае, осторожно переложить лицом вниз на твердую поверхность. Под голову и плечи помещают мягкие валики.
5. ПМП при переломе ребра:
Шину не накладывают. Пострадавшего просят сделать глубокий выдох и после этого дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.
6. ПМП при травмах черепа.
Пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка поднять во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызвать врача.
(если ученик дал полный ответ получает три бала, за дополнение по 1 балу)
III. Объяснение новой темы

1. Активизация знаний учащихся.

Чем представлена опорно-двигательная система?

Скелетом и мышцами

Какие виды тканей образуют опорно-двигательную систему человека?

 Соединительная
 Мышечная

Ткани, образующие опорно-двигательную систему человека

Соединительная Мышечная

Кости хрящи сухожилия связки мышцы

Слайд 6
Почему мышцы получили такое название?

Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» - мышь, это связано с тем, что анатомы заметили, как мышцы под кожей, сокращаясь -перемещаются, напоминая движение мыши.

Как называется клеточка мышечной ткани?
Миоцит

Ребята, как вы считаете, сколько мышц в организме человека?

Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям.
Слайд 7
Какие же бывают виды мышечной ткани?

 Поперечно – полосатая скелетная
 Поперечно – полосатая сердечная (миокард)
 Гладкая
Слайд 8
Чем различаются по строению поперечно - полосатая и гладкая мышечные ткани?
Какими свойствами они обладают?

Гладкие мышцы:

Не имеют видимой исчерченности, палочковидное ядро находится в центре, клетки мелкие, веретенообразные.
Выстилают стенки полых внутренних органов – пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды, трахеи, бронхи, мочевой пузырь и т.д.).
Сокращение волокон этой ткани происходит медленно, плавно и периодически, оно не подвластно воле человека.
Поперечно – полосатые скелетные мышцы:
Имеют поперечную исчерченность, мышечные волокна собраны в пучки. Внутри волокон проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны сокращаться. Они приводят в движение скелет. Их функция регулируется сознанием.
Сердечная мышца:

Имеет поперечную исчерченность, они в определенных местах как бы переплетаются и срастаются между собой, благодаря этому мышцы способны быстро сокращаться. Ее сокращение не зависит от воли человека, сердце обладает свойством автоматии, т.е. сокращается за счет импульсов, возникающих в нем самом.

Где эти ткани находятся в организме человека?
Слайд 9
Какое же строение имеет скелетная мышца?
Слайд 10.
Поперечнополосатые скелетные мышцы состоят из поперечнополосатых волокон. Из волокон образованы мышечные пучки, а мышечные пучки образуют мышцы. Снаружи мышцы покрыты фасцией, соединительнотканной оболочкой, которая переходит в сухожилия. Фасция выполняет защитную функцию.
Сухожилия, образованные плотной соединительной тканью, с помощью их мышцы прикрепляются к костям. Сами сухожилия пассивны и в сокращении участия не принимают.
Слайд 11
Ребята, что еще находится в мышцах?

Множество кровеносных сосудов и нервов.

Кровеносные сосуды обеспечивают мышцы питательными веществами и кислородом и через них происходит удаление продуктов обмена т.е. вредных веществ жизнедеятельности.

По нервным окончаниям проводятся к мышцам возбуждения в виде нервного импульса (слабого электрического тока) и мышечные клетки – миоциты – сокращаются.

А сейчас, ребята, попробуем дать определение: Что такое мышца?

Мышца – орган, состоящий из мышечной ткани, плотной соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов, и выполняющий функцию сокращения.
Слайд 12 «какие части выделяют в мышце?»
В мышце выделяют головку (caput) - начальную часть, брюшко (venter) - среднюю часть и хвост (cauda) - конечную часть.
Слайд 13

По расположению мышцы подразделяют на: мышцы головы и шеи, туловища и конечностей.
Слайд 14 (мышцы головы)

Жевательные - самые сильные мышцы при сокращении приводит в движение нижнюю челюсть и участвует в измельчении пищи и при осуществлении речевого акта.

(Прикрепляются одним концом к нижней челюсти, а другим – к костям черепа.)

Мимические – придают лицу определенное выражение – мимику. Мимикой человек выражает радость, обиду, злость и т.д.
(Одним концом прикрепляются к костям черепа, а другим концом – к коже)

Круговые мышцы рта - двигают губы, а круговые мышцы глаз – моргать, прищуриваться и косить глазами.
(Не связаны с костями, прикрепляются к коже)

Мышцы шеи – удерживают голову в равновесии, участвуют в движениях головы и шеи.
Слайд 15
Мышцы туловища
1. Мышцы груди
Большая грудная - приводят в движение руки, плечи,
Межреберные мышцы и диафрагма - участвуют в процессе дыхания

Диафрагма – с греческого переводится кА «перегородка» . Э то сухожильно -мышечная перегородка отделяет грудную полость от брюшной. При вдохе она опускается, при выдохе – поднимается.
2. Мышцы живота – брюшной пресс - сокращаясь, участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, в работе внутренних органов. Кроме этого выполняют защитную функцию, защищая органы брюшной полости.

3. Мышцы спины
Слайд 16 мышцы спины
(располагаются в несколько слоев)
 Подкожные мышцы - приводят в движение руки
 Трапециевидная участвуют в движении головы, грудной клетки
 Широчайшая мышца спины и рук, в движении позвоночника, в поворотах
его направо и налево.
Слайд 17 мышцы верхней конечности

Делятся на мышцы плечевого пояса и рук. В плечевом поясе расположено множество хорошо развитых мышц. При их сокращении приходят в движение лопатки и плечевые кости. Так как руки выполняют большую работу, здесь расположены крупные мышцы. Мышцы рук участвуют в поднимании, сгибании и разгибании рук. Руки можно считать сильными тогда, когда хорошо развиты все мышцы рук и плечей. А их с каждой стороны по тридцать, не считая мышц пальцев.
Стр. 93 самостоятельная работа прочитать и рассказать предпоследний и последний абзац.
1. Дельтовидная мышца - поднимает руку
(Название дельтовидной мышцы происходит по схожести треугольной формы мышцы с буквой греческого алфавита Δ (дельта).
2. Двуглавая мышца (бицепс)- сгибает руку
3. Трехглавая мышца (трицепс)- разгибает руку
4. Сгибатели кисти и пальцев
5. Разгибатели кисти пальцев
Слайд 18 мышцы нижней конечности
Делятся на мышцы тазового пояса, бедра, голени и стопы. Среди мышц тазового пояса хорошо развиты большие, средние, малые ягодичные мышцы. Большая ягодичная мышца помогает нам ходить, подниматься, сохранять вертикальное положение тела, выпрямляет бедро во время бега и лазания.
Через бедро проходит портняжная мышца. Это мышца самая длинная. При сокращении – сгибает бедро. Свое название эта мышца получила благодаря особенностям работы древних портных - тогда они сидели на полу, скрестив ноги, что задействовало портняжную и ягодичные мышцы, вращая бедро наружу.
На передней стенке бедра располагается четырехглавая мышца бедра – разгибатель в коленном суставе и сгибатель бедра в тазобедренном суставе.
Сзади на бедре располагается двуглавая мышца - сгибатель ноги.
На голени – трехглавая икроножная мышца, которые обеспечивают ходьбу, бег и движение стопы.
Слайд 19. Значение мышц

Пассивную часть нашего организма – скелет – в движение приводят мышцы – активная часть опорно-двигательной системы нашего организма. Они:
 Ориентацию организма в пространстве;
 Регулируют равновесия;
 Придают организму форму;
 Обеспечивают вертикальное положения тела человека в пространстве;
 Диафрагма разделяет грудную и брюшную полость;
 Межреберные мышцы и диафрагма участвуют в процессе дыхания;
 Обеспечивает движение организма;
Слайд 20

«Ведь чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье,
Залогом жизни нашей
Является движенье!»

А доказательством этого служит следующий слайд.
Слайд 21 «развитые и слабые мышцы»

Так выглядят мышцы человека, который ведет активный образ жизни, занимается физкультурой.
А вот так – мышцы человека, который ведет пассивный образ жизни. Между мышечными волокнами накапливается жир. Без физической нагрузки мышцы слабеют и могут атрофироваться. Увеличивается масса тела, повышается давление, идет нагрузка на все органы.

Значит: нужно больше двигаться, заниматься спортом. Ведь движение - это такая же естественная потребность организма, как воздух, вода и пища. От повседневных физических нагрузок зависят не только сила мышц, но и эластичность связок, прочность костей, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких и т.д. Физические упражнения полезны не только для предупреждения, но и лечения болезней.
Об этом нужно всегда помнить.

IY. Закрепление.
1. Слайд 22 «назовите мышцы»
2. Слайд 23 «запишите названия частей двуглавой мышцы и костей»
3. Самостоятельная работа рабочая тетрадь страница 16 задание 2

4. Биологический диктант: «Какие утверждения верны?» (контроль по ключу)

1. Мышечная ткань, из которой состоят скелетные мышцы, называется гладкой нет
2. Мышцы, придающие лицу определенное выражение, называются мимическими да
3. Работа сердечной мышцы зависит от воли человека нет
4. Мышцы прикрепляются к костям с помощь сухожилий да
5. При вдохе диафрагма поднимается, а при выдохе – опускается. нет
6. Сокращение гладких мышц подвластно воле человека. нет
Ответ:
Нет- 1,3,5,6
Да-2, 4
Слайд 25 «домашнее задание»

Тема урока: Строение мышц. Обзор мышц человека.

Задачи урока: Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани; познакомиться с морфологией мышц, дать понятие об основных группах мышц человека. Цели урока: а) образовательные 1. повторить материал о типах мышечной ткани; 2. познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц, классификацией мускулатуры, местоположением мышц и их функциями; б) развивающие 1. продолжить формирование умений работать с микроскопом; 2.развивать у учащихся логическое и аналитическое мышление; 3.продолжить формирование навыков совместной работы; в) воспитательные 1. развивать у ребят познавательный интерес к предмету;

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Мышечная ткань», таблица «Ткани», диск уроков в 8 классе, интерактивная доска.

Ход урока: I. Проверка знаний. 1. Индивидуальная работа с микроскопами по определению тканей.(3 учащихся) 2. Беседа по вопросам (работа с классом): 1. Какие отделы составляют добавочный скелет? 2. В чём проявляется приспособление верхних конечностей к труду, а нижних конечностей к опоре? 3. 3. В чём сходство и различие в строении предплечья и голени? 4. Какими способами осуществляются неподвижные, полуподвижные и подвижные соединения костей? 5. Какие функции выполняют суставные хрящи, суставная сумка, связки и суставная жидкость? После окончания индивидуальной работы предлагается показать на таблице мышечную ткань. 1.Какая из ни является поперечнополосатой? 2. Какова особенность поперечнополосатой мышцы? Чем она отличается от гладкой? (Состоит из длинных многоядерных волокон, ядра мышечного волокна обычно располагаются под наружной мембраной. Среднюю часть мышечного волокна занимают сократительные нити. Они способны к быстрому сокращению, так и к длительному пребыванию в сокращённом или расслабленном состоянии.)

II. Изучение нового материала. (Демонстрация слайда с высказыванием) С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. И.М.Сеченов писал: « Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». Как многообразны и сложны трудовые движения! А вспомните акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и все наши каждодневные обычные движения не так уж просты. Простое движение - ходьба. Делаем мы всего шаг, а в нём принимают участие десятки мышц, сгибателей и разгибателей. Мышцы позволяют организму изменять своё положение в пространстве. Работа мышц невозможна без опоры на кости. Но и кости без мышц ничто. Вместе они обуславливают характер движений, поз.

Сегодня на уроке мы рассмотрим строение мышц. (Запись в тетради)

Название «мышца» произошло от слова «Мускулис», что значит «мышь».Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращение скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. 1. Макроскопическое строение скелетных мышц Демонстрация слайда «Поперечнополосатые мышцы» Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из различных белков, и потому кажутся поперечно исчерченными. Поперечнополосатая мускулатура не может так сильно удлиняться, как гладкая. Зато скелетные мышцы сокращаются быстрее, чем мышцы внутренних органов. Нетрудно поэтому объяснить, почему улитка или дождевой червь, лишённые поперечнополосатой мускулатуры, медленно двигаются. Стремительные движения пчелы, ящерицы, орла, коня, человека обеспечивается быстротой сокращения поперечнополосатой мускулатуры. Толщина мышечных волокон у разных людей неодинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их велика, а значит, и сила сокращения тоже большая. Каждый мышечный пучок покрыт соединительнотканной плёнкой, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка - фасция. Демонстрация слайда «Строение поперечнополосатых мышц». 2. Макроскопическое строение мышц. Демонстрация слайда «Общее строение скелетной мышцы». В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Сухожилия, с помощью которых мышца прикрепляется к костям, состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей и при напряжении мышцы стимулируют отделение костного вещества. Вот почему у людей физического труда и спортсменов шероховатость и бугристость на костях в местах прикрепления мышц выражены сильнее. То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям, -- хвостом. Демонстрация слайдов «Рельеф мышц» и «Иннервация мышц». Скелетная мышца хорошо снабжается кровеносными и лимфатическими сосудами.

Вопрос: Как вы думаете, зачем мышцам кровеносные сосуды? Вопрос: А зачем мышцам нервы? Неправильно думать, что мышца сама по себе может сокращаться. Трудно было бы себе представить хоть одно согласованное движение, если бы мышцы были неуправляемы. «Пускают» мышцу в ход нервные импульсы. В одну мышцу в среднем поступают 20 импульсов в секунду. В каждом шаге, например, принимает участие до 300 мышц и множество импульсов согласует их работу.

3.Движения в суставах. Всего в теле человека 656 скелетных мышц. Почти все мышцы парные. Мышца может подтягивать, но не может отталкивать кости, поэтому противоположные движения выполняют разные мышцы: одни сгибают, другие разгибают, одни приводят руку к туловищу, другие отводят, одни вращают кость по часовой стрелке, другие - против. Мышцы противоположного действия называют антагонистами, мышцы, действующие в одном направлении, -- синергистами. Бывают, что одни и те же группы мышц в одном движении участвуют как антагонисты, а в другом - как синергисты. Демонстрация слайда «Мышцы антагонисты и синергисты». 3. Классификация мышц. Существует несколько классификаций мышц: 1. мышцы отличаются друг от друга по размерам. Их называют длинные, короткие, широкие. К длинным относятся мышцы конечностей. К коротким - мышцы головы. К широким - мышцы туловища. 2. мышцы отличаются друг от друга по форме. Их называют круговые, лентовидные, веретёнообразные. К круговым относятся мышцы рта и глаза. К лентовидным можно отнести мышцы туловища. К веретёнообразным относятся мышцы конечностей. 3. мышцы отличаются друг от друга по расположению. Их называют мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей. 4.Общий обзор мышц человека. А сейчас мы познакомимся с общим обзором мышц человеческого тела. Мышц у человека много. Все вы их не запомните, но основные группы мышц вы должны знать. (Работа с рисунками 35, 36 учебника) - круговая мышца глаза - она открывает и закрывает глаз; - круговая мышца рта - открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; - жевательные мышцы - осуществляют жевательные движения; - мышцы шеи - при сокращении этих мышц голова совершает наклоны; - большая грудная мышца - сгибает руку в локте; - дельтовидная мышца - отводит руку в сторону; - двуглавая мышца плеча - сгибает предплечье; - трёхглава мышца плеча - разгибает предплечье; - мышцы сгибатели кисти и пальцев; - мышцы брюшного пресса - участвуют в дыхании, наклонах туловища; - зубчатая мышца - участвует в дыхании при вдохе поднимает рёбра; - четырёхглавая мышца бедра - сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном; - двуглавая мышца бедра - разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном - трапециевидная мышца спины оттягивает лопатку к позвоночнику; - широчайшая мышца спины - опускает плечо вниз, отводит руки за спину; - ягодичные мышцы - отводят бедро назад; - икроножная (большеберцовая) мышца - поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая мышца в теле человека самая сильная? (Ответ: Одной из самых сильных мышц является - икроножная мышца. Каждый здоровый человек может « встать на цыпочки», удерживая при этом не только массу своего тела, но и дополнительный груз. Икроножная мышца может поднимать груз до 130 кг.)

III. Практическая работа « Мышцы человеческого тела». Работа проводится по группам. Работа оформляется в рабочих тетрадях.

IV. Закрепление. Что мы узнали на сегодняшнем уроке? 1. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от клетки гладкой мышечной ткани? 2. Каково строение мышечного волокна? 3. Как функционируют мышцы - антагонисты и мышцы - синергисты?

V.Домашнее задание. Параграф 13. Итоги урока.