Конспект занятия по плоскостопию. Упражнения для профилактики плоскостопия у детей и взрослых. Игровое упражнение «Снежки»

Цели:

  • привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия,
  • познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями,
  • способствующими укреплению сводов стопы,
  • вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме, познакомить с путями ее решения.

Ход занятия

В зале находятся родители.

Инстр. ФК. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, для того чтобы поговорить о проблеме профилактики плоскостопия. Результаты анкетирования проводимого недавно в вашей группе показали, что основная масса родителей, ограничивается в решении данной проблемы подбором удобной обуви. Это конечно немало важно, но не достаточно.

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания! - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбору форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Рекомендуется нерантовая обувь, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.

Регулярное применение природно-оздоровительных факторов , например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп.

Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

Важно для профилактики плоскостопия стараться избегать чрезмерной нагрузки на стопы .

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы . Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье.

В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.

В двигательной деятельности детей дошкольного, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.

Начиная с шестого года жизни (старшая группа), дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. Во избежание чрезмерной нагрузки на стопу, упражнения в прыжках на скакалке следует чередовать с небольшими интервалами отдыха.

Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Хорошо если у вас дома есть спортивный уголок. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде .

При профилактике плоскостопия необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования различных вышеперечисленных упражнений, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы.

Сегодня на нашем занятии я хочу познакомить вас с примерными упражнениями для укрепления мышц стопы, а совместное выполнение этих упражнений с детьми поможет вам лучше их запомнить, почувствовать влияние этих упражнений на стопу, поучить следить за четким выполнением упражнений детьми. Думаю, что прежде чем требовать от ребенка выполнения упражнений, следует сначала сделать их самим, чем мы с вами сейчас и займемся.

В зал приглашаются дети.

Взр. Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие. Сегодня мы будем заниматься вместе с родителями.

Появляется Старик Хотабыч босиком.

С.Х.: О бедный я несчастный старик (замечает детей) . Здравствуйте, о алмазы моего сердца! Я так спешил к вам в детский сад, прослышал я, что у вашего детского сада день рождения, я хотел вас поздравить, но когда пролетал на ковре самолете над страной Игрушек, поднялся сильный ветер и сдул с ковра мои волшебные башмаки, хотя основная волшебная сила находится у меня в бороде, но без туфлей меня не слушается ковер самолет. Поэтому, как только я потерял мои чудесные башмаки, ковер сбросил меня в сугроб, от чего промокла моя борода, и я не могу теперь колдовать. А без башмаков я не смогу укротить непослушный ковер и вернуться домой. О, я несчастный старик, что же мне делать?

Взр. Не отчаивайся, С.Х. может, мы сможем помочь тебе помочь. Как вы думаете ребята, сможем?

Ответы детей.

С.Х. О высокочтимые дети и взрослые, о, изумруды моего сердца, я так благодарен вам за готовность мне помочь, но знаете ли вы, что путь в страну Игрушек не близок, и коли нет ковра - самолета придется идти туда пешком. Не легко придется нашим ножкам. Давайте их подготовим к долгому путешествию.

Выполняют самомассаж стоп.

Чтобы далеко шагали,
В путь дороге не устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку масла понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна
Выполняй ее старательно.
Растирай старайся и не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно и приятно -
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней
Будут быстрыми они потом попробуй догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда
Раз - сгибай, два - выпрямляй
Ну активнее давай
Каждый пальчик мы найдем,
Хорошенько разомнем.
Надо с ними нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: "Спасибо!"
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.

С.Х. ну вот наши ножки и готовы к путешествию.

Становитесь друг за другом

Отправляемся в дорогу.

Под музыку "Дорогою добра" дети идут по дорожке здоровья.

(Дорожка со следами, кочки, наклонная доска, лестница, поролоновая дорожка, канат, дорожка с пробками)

С.Х. Вот она страна Игрушек, только куда же теперь идти, ведь я не видел даже, в какую сторону унесло мои башмаки. О, старая моя голова. Смотрите вон уточка, может ей что-то известно. О, любезная Уточка, не слышали ли вы что-нибудь о башмаках, которые я потерял в вашей стране.

Уточка. Слышала, как не слышать, мне про них Королева Мячей рассказывала.

С.Х. А не подскажите ли вы нам дорогу к высокочтимой Королеве Мячей.

Уточка. Некогда мне дороги указывать мне ноги тренировать надо, у нас скоро чемпионат по заплыву среди уток.

С.Х. Разлюбезная уточка, а если ребята покажут тебе чудесную гимнастику для ног, ты поможешь нам. (детям) Ребята, выручайте!

Гимнастика для ног под музыку "Танец утят"

1. "Утята шагают к реке" И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку" И.п. - то же. 1-2 - поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп. 3-4 - и.п.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу" И.п. - то же. Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. "Утка крякает" И.п. - то же. 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны. ("клюв открылся"), произнести "кря-кря" 3-4 - и.п.

5. "Утята учатся плавать" И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть. 1 - согнуть правую стопу вперед. 2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу

Уточка. (радостно) Вот спасибо с такой гимнастикой я так натренируюсь: а к Королеве Мячей это вам вот этой дорожкой идти надо (показывает дорогу).

Дети идут указанной дорогой. Видят Королеву Мячей.

С.Х. О, высокочтимая Королева Мячей, слышали мы, что известно тебе о чудесных башмаках, которые я потерял, пролетая над вашей страной.

К.М. (печально) Ох, башмаки, причем тут башмаки, когда мои младшие братья мячи печальные в корзине скучают. Они так мечтают вырасти большими и стать настоящими футбольными мячами. А провести с ними тренировку некому. Не до башмаков мне.

С.Х. Ребята, может, мы поиграем с мячиками-малышами, а раз они мечтают о футбольной карьере, давайте тогда поиграем с ними ногами.

Упражнения с массажными (колючими) мячами под музыку.

1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. - то же Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3. И.п. -то же Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.

4. И.п. - лежа на спине, руки внизу, мяч между лодыжками 1-2 - ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами 3-4 - и.п.

5. И.п. - сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой. Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот.

К.М. Вот спасибо! Посмотрите, как они повеселели, да как разрумянились. А про башмаки чудесные, я от Матрешки слышала, она их у кого-то видела. Вам к ней надо.

Дети уходят и встречают Матрешку.

С.Х. О, почтеннейшая их почтенных, о красивейшая из красивейших. Знаем мы, что известно тебе у кого находятся мои чудесные башмаки. Не укажешь ли ты нам дорогу как туда добраться.

Матрешка.

Отчего же не помочь,
Укажу я вам дорожку
Коль попляшут ваши ножки.

Танец ножек "Матрешки".

"МАТРЕШКИ"

1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки" И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс. 1 - правую вперед на пятку. 2-3 - покачать носком вправо-влево. 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой.

2. "Красные сапожки, резвые ножки" И.п. - то же. 1 - правую вперед-в сторону на пятку. 2 - правую на носок, 3 - правую на пятку. 4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой.

3. "Танец каблучков" И.п. - то же. 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4. "Гармошка" И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1- слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо. 2- опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь. 3- слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо. 4- опуская носок правой и пятку левой на пол, и.и. 5-8 - то же, что 1-4, 1 -8 - то же, передвигаясь влево

5. "Елочка" И.п. - то же. 1- слепка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол. 2- слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо, 1-8-то же влево.

6. "Присядка" И.п. - то же 1- присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх. 2-и.п. 3- правую в сторону на пятку. 4-приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги.

Матрешка. Вот спасибо, потешили, а башмаки ваши я у Обезьян Обезьяныча видела, он их недавно где-то нашел, так теперь не расстается с ними. Вам к нему надо.

С.Х. Спасибо тебе, Матрешечка.

Дети идут к Обезьяне, рядом с ней стоят башмаки.

С.Х. О, высокочтимый Обезьян Обезьяныч, не соблаговолишь ли ты вернуть мне мои чудесные башмаки. Они мне очень нужны.

О.О. Вот еще они мне самому нравятся. Вон какие красивые да блестящие, а какой я в них красивый.

С.Х. Но многоуважаемый О.О. ведь в них вы не сможете играть в самую обезьянью игру.

О.О. Это какую еще игру?

С.Х. (детям)Р ребята, давайте научим О.О. обезьяньей игре.

Эстафета "Обезьянья эстафета"

Дети делятся на две команды и садятся на две скамейки. Возле каждой скамейки лежат кольца на одно больше игроков в команде. В первых кольцах лежит равное количество бусин, которые дети должны ногами перекладывать из одного кольца в другое. Чья команда быстрее закончит передачу, та и выиграла. Игру повторить в обратном направлении другой ногой.

О.О. Замечательная игра, но башмаки все равно не отдам, я их перед игрой снимать буду.

С.Х. Ну, умнейший из умнейших, посмотри ведь они тебе маленькие. Ты все равно не сможешь в них ходить.

О.О. Ходить не смогу так на стенку повешу вон они какие красивые.

С.Х. так ведь на стенку не башмаки вешают, картины. Хочешь, мы тебе нарисуем?

О.О. Хочу, только раз менять такие необычные башмаки, то менять и на необычную картину. Хочу, чтобы нарисовали ее ногами, много много цветов.

Дети рисуют ногами цветы.

О.О. отдает башмаки.

С.Х. О, изумруды моего сердца, о, алмазы моей души хочу поблагодарить вас за то, что Помогли мне найти мои туфли. Они ведь у меня не простые, а волшебные стоит их только надеть, сделать несколько движений ногами, загадать желание и оно непременно сбудется. Хотите попробовать?

Дети загадывают желания

С.Х. Все ваши желания непременно сбудутся, а мое уже сбылось. Я загадывал, чтобы мы очутились опять в вашем чудесном детском саду. Я не забыл, что прилетел к вам на день рождения детского сада, и над страной игрушек я пролетал не зря, я приготовил для вас подарок. Я хочу чтобы эта игрушка жила в вашей группе, вы с ней почаще играли и вспоминали наше путешествие.

Дарит игрушку и прощается с детьми.

Инстр.Ф.К. Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр для ног, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из информации появляющейся в группе. Таких как консультации, памятки, стенды. Следите за нашей информацией и вы узнаете еще много интересного. А чтобы сегодняшнее занятие не забылось достаточно быстро, разрешите предложить вашему вниманию памятки о профилактике плоскостопия. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Уважаемые родители! Напишите пожалуйста отзывы о прошедшем занятии. Понравилось ли вам сегодняшнее мероприятие? Нужны ли вам такие занятия? На какие темы вы хотели бы еще получить информацию? В какой форме вы хотели бы ее получить?

Мы будем рады учесть ваши советы и пожелания в своей дальнейшей работе.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей №25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска

Чувашской Республики

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД)

по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

(подготовительная группа)

Подготовила и провела:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №25 «Гнёздышко»

Миронычева Вера Валентиновна

Г. Новочебоксарск

февраль 2016 г.

Тема: Профилактика плоскостопия

Задачи:

  • Познакомить детей с заболеваемостью ног - плоскостопием.
  • Познакомить с понятием плантограмма.
  • Укреплять и формировать свод стопы у детей.
  • Обучать правильной постановке стоп при ходьбе.
  • Формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы.
  • Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Оборудование: дорожка со следами, обручи по количеству детей, наклонная гимнастическая доска, скакалка, канат, фитбол, набивной мяч, платочки и пенки по количеству детей.

Ход НОД

I.Вводная часть

1) Построение, объяснение задач.

Воспитатель:

Получен от природы в дар,
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз,
Здоровье, очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить

Ребята, давайте поздороваемся. Говорить друг другу «здравствуй» – это значит желать здоровья. А как можно сберечь здоровье? Что для этого нужно делать?

Дети: Нужно заниматься спортом, выполнять правила личной гигиены и т. д.

Воспитатель: Правильно, вот сегодня мы и отправимся на остров за здоровьем с необычным названием - «Здоровые ноги», познакомимся с плантографией, закрепим упражнения профилактики плоскостопия, будем тренировать, и развивать мышцы и связки стопы, средствами физических упражнений, закаливания, самомассажа. А чтобы ощущать себя здоровым, весёлым, нашим девизом будут заветные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т.д.

Воспитатель: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не

поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

  • наследственность
  • ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой),
  • чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),
  • чрезмерная гибкость суставов,
  • травмы стоп.

Воспитатель: Нелегко придется нашим стопам. Давайте их подготовим к нашим испытаниям.

2) Самомассаж стоп

Ребята, снимают носки, сидя на полу пошлепывая по подошвам ног, приговаривают:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:
На маленькую ножку
Золотую подковку.
Подай молоток,
Подковать чеботок.

Затем выполняют упражнения на обручах.

3)Упражнения для укрепления мышц и связок стопы, при помощи гимнастического обруча.

  • ходьба по обручу;
  • перекаты стоп с носка, на пятку;
  • скольжение по обручу;
  • приседания, стоя на обруче;
  • прыжки через обруч;
  • дыхательная гимнастика с произношением звуков.

Воспитатель благодарит ребят за выполнение задания, предлагает убрать спортивный инвентарь и сделать отпечаток стопы.

II.Основная часть

1) Плантография.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать отпечаток стопы – платографию.

Рисунки я покажу на родительском собрании, вашим родителям, где мы будем говорить о проблеме профилактики плоскостопия.

На пол кладем чистый лист бумаги. Ступни ног покрываем жирным кремом. «Испачканными» ногами встать на лист бумаги. Спину держим прямо, ноги сведены вместе, масса тела должна распределиться равномерно и задержаться в этом положении несколько секунд. На бумаге должен остаться четкий отпечаток вашей стопы.

Воспитатель: Ребята, сравним ваши стопы с изображением на картине.

Воспитатель: Ребята, чтобы дойти до острова «Здоровые ноги», нам нужно пройти по следу стоп, которые лежат на полу. Будьте внимательны идем только по здоровым отпечаткам стоп.

Дети продвигаются по отпечаткам стоп, попеременным шагом ставя стопу на правильный след, (неправильный след издает звуковой сигнал)

2)Круговая тренировка на тренажерах

Воспитатель: Ребята на острове «Здоровые ноги», мы с вами проведем круговую тренировку на тренажерах. Для того чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку, которая способствует укреплению мышц стопы. Вы сами должны выбрать «друзей» на острове, которые укрепили бы ваши ноги.

Ребята распределяются на тренажеры и по 1мин (с 30сек. интервалом отдыха) выполняют упражнения по методу «круговой тренировки».

Станции:

1. быстрая ходьба на беговой дорожке 2. наездник

3. подъем и спуск на степ - платформе

4. жим ног на мини-блоке

5. прыжки на батуте

6. велотренажер

7. гребля

8. прыжки через скакалку

9. ходьба по гимнастическому канату

10.прыжки на мяче-попрыгунчике

11. катание набивного мяча вдоль свода стопы

Воспитатель: Наши ноги славно потрудились. А сейчас я предлагаю проверить насколько они стали сильнее и ловчее?!

Воспитатель благодарит ребят, предлагает убрать инвентарь и приступить к играм.

III.Заключительная часть

1)Подвижные игры

Воспитатель напоминает ребятам правила игр и эстафет :

  • «Играть честно, не хитрить»
  • «Не обижаться, если проиграешь»
  • «Не кричать громко»

Игра - эстафета «Передай платочек»

Сидя на стульях босиком, передать друг другу пальцами ног платочек, руки на поясе (руками не помогать).

Воспитатель благодарит ребят за честную игру и предлагает лечь на индивидуальные коврики-пенки.

2) Релаксация «Муравей»

Дети ложатся на пенки, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Представьте себе, что вы лежите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза)

3)Подведение итога занятия

В неформальной обстановке воспитатель и ребята подводят итог занятия (НОД) пьют фиточай.

Воспитатель:

  • Ребята, как вы думаете, можете вы сами сформировать правильную стопу или, наоборот, деформировать её?
  • Почему появляется плоскостопие?
  • Что нужно делать, чтобы стопа была хорошей?

Ответы ребят.

Воспитатель обращается к гостям и коллегам:

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из памятки о профилактике плоскостопия предложенных вашему вниманию. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.


«Профилактика плоскостопия»

Цели:

Осмыслить, присвоить и обобщить новую информацию.

Формировать навыки, предупреждающие развитие плоскостопия.

Создать благоприятные условия для здоровья, обучения и развития ребенка

(для педагога).

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей функциях стопы человека и плоскостопии; научить способу выявления плоскостопия.

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельной работы; умения выполнять физические упражнения по предотвращению появления плоскостопия.

Воспитательные:

Содействовать стремлению детей вести здоровый образ жизни.

Оборудование : плакат с изображением стопы человека; тексты для экспертов:линейка;фломастер;лист с отпечатком стопы; проектор.

Педтехнология : комбинация критического и здоровьесберегающего обучения.

Методы обучения: проблемный, репродуктивный, лабораторная работа, творческий.

Формы организации : беседа, работа с таблицей, опережающее домашнее задание, практическая работа, сообщения, творческое задание, рефлексия.

Принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных особенностей, доступность, последовательность, научность, работа в группах.

Тип занятия: изучение нового материала.

ХОД (45 мин.).

I.Вызов – 10 мин.

Рассмотрим ситуацию: На день рождения подруги школьница 16 лет пошла в новых туфлях на высоких каблуках. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время из-за боли в ногах школьнице пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы думаете, что стало причиной боли в ногах у девочки? а) дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть до дома подруги. б) туфли на высоких каблуках или в) продолжительные танцы?

А не могли бы вы тогда сказать, о чем пойдет речь на нашем занятии? Помогите мне определить тему нашего занятия.(ответы детей).

По ходу занятия вы будете заполнять таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».
- Какие задачи вы бы поставили для того, чтобы раскрыть нашу тему? (ответы детей).

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.Нам с вами предстоит выяснить, что такое плоскостопие и как оно возникает. Мы научимся тому, как самостоятельно выявить наличие или отсутствие плоскостопия. А также изучим советы по предупреждению возникновения этого заболевания. Это наша цель. Для этого вы будете заполнять таблицу, рассуждать, делать практическую работу, вырабатывать собственное отношение к изученному, рефлексировать.
Сегодня на занятии у нас присутствуют эксперты-теоретики, исследователи и практики, которые подробно ответят на наши вопросы.

II . Осмысление – 20мин.

Некоторым из вас заранее было дано опережающее домашнее задание . Сообщения подготовили теоретики, исследователь и практик. Они будут высказываться по обсуждаемой теме. Остальные фиксируют высказывания, готовя свои комментарии и вопросы. После окончания работы мы сформулируем выводы.Прием «Двухрядный круглый стол»

Эксперты– теоретики:

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Зачем нужны эти своды?Своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет приспособить стопу к неровностям почвы.

Различают: поперечное и продольное плоскостопие.

При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей.

При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь. Обычно быстро изнашивается внутренняя сторона подошвобуви.При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Потом возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы.При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.

Для лечения плоскостопия используют:

1. Лечебную гимнастику.

2. Массаж.

3. Правильную обувь. Обувь должна плотно обхватывать (не сдавливать) передний отдел и пяточную часть стопы, иметь достаточно гибкую подошву и невысокий каблук.

4. Обязательно при плоскостопии ношение ортопедических стелек-супинаторов.

5. Ходьба босиком по неровной поверхности, по песку.

6. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание.

Эксперт – исследователь :

Данные школьного медкабинета свидетельствуют, что у 9% школьников наблюдается плоскостопие. В основном оно характерно для учащихся 8-9 классов. Необходимо сказать, что женщины страдают плоскостопием в 4 раза чаще, чем мужчины. Женщинам приходится расплачиваться за высокие каблуки, модные узкие носки у обуви, в которой ноги опираются не на всю стопу, а только на головки плюсневых костей. Не хватает квадратных сантиметров каждому пальчику, они, деформируясь, теснят друг друга. Вскоре стопа перестает сопротивляться этому насилию и появляется деформация. Варикозное расширение вен уже в самом разгаре.

Профилактика плоскостопия:

1.Не носить слишком тесную обувь. Обувь д. б. с задником и со шнуровкой.

2.Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

3.Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

4.Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

5.Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

6.Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

7.Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;

– поднимать с пола карандаш пальцами ног;

– катать мяч подошвами ног;

– делать массаж ступней.

Физминутка-2мин.

Упражнения для нижних конечностей.

Эксперт – практик:

Определить тип стопы, пользуясь инструктивной картой.

Инструктивная карта :

1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.

2. Встать на него мокрой ногой.

3. Контуры следа обвести простым карандашом.

4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией.

5. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Практическая работа «Определение плоскостопия».

А теперь послушаем вопросы, которые подготовили наши слушатели по ходу выступлений экспертов(вопросы детей).

Для закрепления материала используется прием «Ромашка вопросов», при этом предлагаются вопросы различной категории (на знание, на понимание, на применение, на анализ, на синтез и на оценку).

1.Что такое плоскостопие?(Знание).

2.Правильно ли я поняла, что появлениеплоскостопия можно предупредить?(Понимание)

3.Как можно применить супинаторы? (Применение)

4.Почему появляется плоскостопие? (Анализ)

5.Что будет, если обувь будет на несколько размеров больше, на вырост? (Синтез)

6.Как ты относишься к тому, что за модные узкие носы и высокие каблуки можно поплатиться здоровьем? (Оценка)

Проверим наши таблицы.

III .Рефлексия -12мин.

1.Плоскостопие – это изменение стопы, характеризующееся уплощением ее сводов.

2.Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

3.Чтобы не допустить плоскостопия, нужно правильно подбирать обувь, следить за гигиеной стоп, выполнять упражнения для нижних конечностей.

Рецепты здоровья очень просты и не требуют денежных вложений, они требуют лишь вашего желания. Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком. Выбор всегда остается за вами!

    Что вы сегодня узнали нового?

    Достигли ли цели?

    Пригодятся ли эти знания в жизни?

    Оцени свою работу по 5-балльной системе.

Большое спасибо за работу на нашем занятии. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

1.Наращивайте «мышечный корсет».

2.Следите за осанкой.

3.Правильно питайтесь.

4.Носите правильно подобранную обувь.

I V. Домашнее задание -1мин.

В завершении я хотела бы предложить вам творческое задание. Закончите любую фразу, превратив ее в девиз здорового образа жизни.
1. Быть здоровым, значит…
2. Здоровье – это…

Спасибо за работу на занятии. До свидания. На следующем занятии мы разучим комплекс упражнений, позволяющий укрепить мышечно-связочный аппарат стопы и нижних конечностей в целом.

ТБІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ «№4 «ДЕЛЬФИНЧИК» БӨБЕКЖАЙ»

МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ

«ЯСЛИ-САД №4 «ДЕЛЬФИНЧИК» АКИМАТА ГОРОДА ТЕМИРТАУ

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ»

Составила:

Инструктор по

физической культуре

Любанская Н.А.

Темиртау

2015-2016 учебный год.

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ»

Цель:

Задачи:

восстанавливать свободное строение и рессорную функцию стопы;

повысить двигательную активность и выносливость к физическим нагрузкам.

Оборудование и материал: канат, мелкие игрушки, платочки, деревянные палочки по количеству детей, ребристая доска, мешочки с песком, массажная дорожка.

1 часть. Построение. Объяснение задач.

Физрук: Получен от природы в дар

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз,

Здоровье, очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т. д.

Физрук: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при ее деформации появляется плоскостопие. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего и возникает такая болезнь, как плоскостопие. Сегодня на занятии вы будете выполнять упражнения, которые помогут вам сохранить ваши ноги красивыми и здоровыми.

Физрук: Ребята, перед вами на полу находится физкультурное оборудование, при помощи которого мы будем выполнять различные задания, необходимые для здоровья наших ног. Приготовились! В обход по залу шагом марш! - обычная ходьба.

Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята, - ходьба на носках, руки вверх.

Вот и прошли этот участок, - обычная ходьба.

Болото, идти опасно. Идем строго по следу, - ходьба по канату.

Впереди каменистая гряда, - ходьба по ребристой доске.

Утята гуляют возле ручья - ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо, - ходьба в полуприседе на носках.

Это, наверное, медведь идет, идем тихо-тихо, - ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

Физрук: Вот мы подходим к кочкам. Идем по ним, руки в стороны, - ходьба по мешочкам с песком.

Физрук: - Ребята, а теперь возьмите мешочки в руки и перестраиваемся в две колонны (перестроение).

2 часть ОРУ. Лечебно-профилактическая аэробика.

3 часть. Профилактические упражнения для стоп.

Исходное положение: сидя на полу, руки в упоре сзади.

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя (6-8 раз).

2. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами в пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п. (после серии движений расслабление).

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола (6-8 раз).

4. Ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Скользящие движения стопы одной ноги по голени другой, с одновременным обхватом поверхности голени. То же другой ногой.

6. Сидя, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят параллельно. 7. Приподнимание пяток вместе попеременно.

8. Сгибание и разгибание стоп

9. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

10. Сидя на полу, ноги прямые, кисти рук в упоре сзади, разводить колени, подтягивая стопы до полного соприкосновения подошв.

11. Подошвенное растирание стоп по ковру, продольное и круговое.

12. «Дворники». Согнуть пальцы ног и имитировать работу дворников на лобовом стекле автомобиля.

13. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в другую сторону. Тоже пальцами стоп другой ноги.

14. «Стираем платочки». Сгибая пальцы босых ног собираем платочек, лежащий на полу, а затем также пальцами ног расправляем его. (6-8 раз) .

15. «Раскатываем тесто». Катаем палочку стопами ног, правой и левой, поочередно. (6-8 раз).

Подведение итога занятия.

Я продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр.

ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІ ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ

ТБІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ «№4 «ДЕЛЬФИНЧИК» БӨБЕКЖАЙ»

МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

«ЯСЛИ-САД №4 «ДЕЛЬФИНЧИК» АКИМАТА ГОРОДА ТЕМИРТАУ

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ «У ЦАРЯ ОБЕЗЬЯН».

Составила:

Инструктор по

физической культуре

Любанская Н.А.

Темиртау

2015-2016 учебный год.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ «У ЦАРЯ ОБЕЗЬЯН».

ЦЕЛЬ: Формирование навыка правильной осанки и укрепления свода стопы, используя подвижные игры и игровые упражнения.

Задачи: Укреплять и формировать свод стопы у детей. Обучать правильной постановке стоп при ходьбе, учить создавать воображаемые картины; формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Оборудование и материал: дорожка со следами, канат, обручи и мячи по количеству детей, мелкие игрушки, наклонная гимнастическая доска, мягкие дощечки, ребристая дорожка, валы, мат, массажные коврики, цветные цилиндры, лестница.

I часть :

Инструктор: Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.

Пошли в обход по залу - обычная ходьба

Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята - ходьба на носках, руки вверх.

Вот и прошли этот участок - обычная ходьба.

Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке - ходьба по следовой дорожке.

Переходим через ручей - ходьба приставным шагом по гимнастической палке.

Утята гуляют возле ручья - ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо - ходьба в полуприседе на носках.

Это медведь идет - ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики - обычная ходьба, построение вдоль обручей.

II часть ОРУ: Маленькие обезьянки хотят нас увидеть:

1. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть.

И.П. стоя на наружных сводах стоп.

Повороты вправо и влево. Выполняется без отрыва стоп.

2. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики.

И.П. стоя на обруче, в руках мяч.

Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.

3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки.

И.П. то же.

Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.

4. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки.

И.П. Сидя. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС (коленном суставе), ТБС (тазобедренном суставе). Катание мяча вправо, влево стопами.

5. Теперь обезьянки решили играть большими мячами.

И.П. Сидя. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС (коленном суставе), ТБС (тазобедренном суставе). Захватить мяч стопами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).

6. А еще вот они как умеют играть с мячами.

И.П. стоя, одна ступня - на мяче, другая на полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивать его влево - вправо, вперед - назад, (3-5 раз). Ноги поменять и упражнение повторить. Далее, захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).

7. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками.

Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.

8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик.

Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.

9. Обезьянки решили показать нам, как они ходят по обручу

Передвижение по обручу, ставя стопы вдоль или поперек.

3 часть.

Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. - Ходьба по наклонной гимнастической доске на носках. (2 раза)

Забираются по веткам дерева выше и выше. - Ходьба по перекладинам лежачей на полу лестницы. (2 раза)

Идут по песчаному берегу. Ходьба по мату или мягким дощечкам (2 р)

Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой дорожке. (2 раза)

Идут по сваленному дереву. Ходьба по валу, балансируя руками. (2 р)

Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.

Ребята превращаются обратно в деток и возвращаются в детский сад.

Подведение итога занятия.

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Виды плоскостопия:

Различают продольное и поперечное плоскостопие.
Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное давление, это приводит к деформации стопы и к определённому виду плоскостопия.
Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.
Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.

Причины плоскостопия:

1. Раннее вставание и ходьба;
2. Избыточный вес;
3. Генетическая предрасположенность;
4. Травмы стопы;
5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
6. Плохо подобранная обувь;
7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Профилактика плоскостопия:

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

— соблюдать профилактику плоскостопия;
— проводить закаливание детей;
— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;
— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.