Краткая история карате в мире и россии. Где зародилось карате

Многие документы, относящиеся к истории каратэ-до, утрачены в веках. Исчезли семейные кланы со своими традициями и оригинальными боевыми системами. Создавались и исчезали различные стили и направления боевых искусств. История, техника и философия каратэ-до передавались в основном из уст в уста от учителя к ученикам.

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до

Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до - одна из современных и наиболее практикуемых в мире форма каратэ-до. Создатель этого уникального направления, Кайсо Кори Хисатака, этим названием выражает глубокое уважение к двум видам боевых искусств, оказавшим основное влияние на развитие современного каратэ-до к окинавскому Шоринзи-рю (Годе) и китайскому Шоринзи кемпо (Шаолиньшу Чуань-Фа).

Поэтому рассказ о стиле Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка - сёринзи-рю - что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса.

В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений.

Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами. Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского кемпо и Окинавских систем. Следует отметить тот факт, что оригинальные окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолинь кемпо. Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад.

Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна. Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов. Возвращаясь, домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе - Рука Окинавы). Правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай медицине, философии, архитектуре, математике. Возвращаясь, домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном каратэ-до. Слияние двух могучих боевых систем - Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в Х1У-ХУ веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия «То» происходит от имени правившей, а то время в Китае династии, а второй «Дэ» - это другое прочтение традиционного для нас слога «Тэ», означающего «рука». Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея каратэ-до: «Рука Тьянг» или «Техника из Китая».

В знак уважения к китайскому происхождению эта исходная фраза к концу XV века стала названием окончательно сформировавшейся системы Шоринзи-рю.

История Окинавы, изобилующая драматическими событиями - войнами, захватами оккупантов, дворцовыми переворотами, неразрывно связана с развитием Шоринзи-рю. Наиболее ярко это проявилось в 1477 году, кода на смену пришедшей в упадок династии Шо пришел император Шо-Мин, который правил до 1572 года. Император Шо-Мин, опасаясь посягательств на свою власть, запретил носить и владеть оружием. В результате этого запрета люди, оказавшись беззащитными перед лицом преступников, переключились на систематическое и углубленное изучение Шоринзи-рю.

В 1591 г. Японский сегун Хидейоши Тойотоми начал вторжение в Корею. Для поддержки этой захватнической войны ему нужно было большое количество продовольствия, денег, строительных материалов, которые он планировал получить от Правительства Окинавы. Но окинавцы отказались участвовать в этой войне, не желая предавать свои древнейшие дружеские отношения с Китаем и Кореей. В ответ на этот категорический отказ клан Сатсума, который поддерживал сегуна Тойотоми в его войне, вторгся на Окинаву в 1609 году. Захват Окинавы принес ее жителям не только много бед и лишений, но и усиление запрета на ношение оружия, известный как «катанагари».

Очень многие жители Окинавы сопротивлялись интервенции. Одним из виднейших людей того времени был министр Окинавы Оеката. Это был образованнейший человек, много лет, проведший в Китае.

Оеката возглавил отряды восставших, которые доблестно сражались с воинами клана Сатсума, широко используя навыки Шоринзи-рю.

Но силы были неравны, и Оеката был схвачен и переправлен в г. Кагошиту для казни. Перед казнью в качестве последнего желания приговоренного к смерти Оеката устроил на площади «представление», показав целую серию различных приемов из Шоринзи-рю. Этот факт - первое документально зафиксированное свидетельство, касающееся ката.

В 1886 году японцы впервые ознакомились с каратэ, благодаря окинавскому мастеру Азато Анко, приехавшему в Японию. Победившего многих японских мастеров единоборств (в том числе и Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста после Сайго Сиро). Однако эти блестящие достижения не вызвали должной реакции у общественности, поскольку японцы в то время были повернуты к Европе. Боевые искусства отошли на второй план.

Вторую попытку приобщить Японию к каратэ предпринял окинавский врач Титосэ в 1915 году. Он был учеником Кяна Тётоку и имел собственный стиль Тито-рю. Но и его усилия остались незамеченными - началась Первая мировая война. Третью попытку предпринял Фунакоси Гитин в 1917 г., выступив с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай, опять неудачно. С прибытием в Осака окинавского мастера Мотобу Тёки в 1921 г. в Японии начинается настоящий бум школ каратэ.

Первым окинавцем, доказавшим японцам, что «тэ» Окинавы ничуть не хуже дзю-дзюцу, был мастер Мотобу Тёки (1871-1944). Его поединки стали известны всей стране, он обзавелся учениками и подражателями. Самый известный боец Окинавы - сильный и агрессивный Мотобу - Всегда стремился держать противника на ближней дистанции, использовал высокие стойки и естественными позициями, подчеркивая важность защиты и атаки центральной линии тела. Сочетая ярость с мягкостью и грациозностью, Мотобу удостоился прозвища «обезьяна». Стиль Мотобу в практике «кумитэ» отличался жесткими контактами и нокаутами. Так появилось второе его прозвище - «Убивающий кулак». Любимым приемом Мотобу был «кэйкокэн-ути», с помощью которого он ломал любую макивару.

Репутация Мотобу как отличного бойца к 1925 г. утвердилась во всей Японии. А в 1926 г. была издана его книга «Окинава-кэмпо-каратэ-дзюцу». Позже он переезжает в Токио, где у него возникли серьёзные разногласия с Фунакоси, которого тремя годами раньше Мотобу вызвал к себе за совершенное владение японским языком. Заключались эти разногласия в том, что Мотобу показывал свое искусство каратэ в традиционном духе, тогда как Фунакоси превратил боевое искусство в военизированную японскую гимнастику. С возвращением в 1936 г. Мотобу на Окинаву, Фунакоси переписал иероглифы термина «каратэ», означавшие «рука континента», на новые - «пустая рука», и стал постепенно искоренять древнее кэмпо-дзюцу Окинавы.

История каратэ

Письменных источников о ранней истории каратэ не существует, поэтому мы не знаем, кто создал и развивал это искусство, где оно зародилось и откуда началось его распространение. Сведения о ранней истории каратэ могут быть получены лишь из древних легенд, передававшихся устно, но в легендах, конечно же, есть доля вымысла и различные неточности.

В мои детские годы, совпавшие, как я уже упоминал ранее, с первыми годами Мэйдзи, каратэ было запрещено правительством. Возможности заниматься им открыто не было. Не существовало додзё каратэ и не было профессиональных учителей этого искусства. У мастеров, знавших каратэ, были немногочисленные ученики, которых они обучали тайно, но себе на пропитание они зарабатывали занятиями, совершенно не связанными с каратэ. Счастливчики, которым удалось стать учениками, занимались каратэ только из любви к этому искусству. Например, вначале я был единственным учеником мастера Адзато и одним из нескольких учеников мастера Итосу.

«Нелегальное положение» каратэ и отсутствие профессиональных учителей привели к тому, что письменному описанию техники и других аспектов каратэ уделялось очень мало внимания, о чём люди, подобные мне, которым судьбой было предначертано развивать и распространять каратэ, в последствии очень сожалели. Конечно, я не надеялся на восстановление всех утраченных сведений, но постарался добросовестно собрать то, что запомнил из рассказов моих учителей и легенд, которые существовали в то время, когда я жил на Окинаве.

Увы, к большому сожалению, я уже не всегда могу полагаться на свою память и прошу прощения за то, что неизбежно внесу свою долю ошибок. Тем не менее, я постараюсь рассказать то немногое, что знаю о возникновении и развитии каратэ на Окинаве.

Рассказывают, что сам Наполеон однажды в разговоре отметил, что где-то на Дальнем Востоке есть очень маленькое королевство, в котором все люди не имеют никакого оружия. Скорее всего, он говорил об островах Рюкю, которые в наши дни являются частью префектуры Окинава.

Кажется очевидным, что каратэ должно было возникнуть, развиваться и распространяться среди островитян именно по этой причине: закон запрещал жителям островов ношение и применение любого оружия.

Следует заметить, что запрет на оружие на островах Рюкю устанавливался дважды: первый раз около пяти веков назад, а второй – двести лет спустя. До появления первого запрета остров Окинава разделялся на три враждующих между собой королевства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. Королю Сё Хаси, правившему королевством Тюдзан, удалось силой объединить их. После этого он издал указ, запрещавший всем жителям острова иметь и носить оружие, в том числе даже старые заржавленные мечи. Он также пригласил выдающихся учёных, и государственных мужей всех трёх королевств в свою столицу – Сюри, чем заложил основы централизованного правления династии Сё на островах Рюкю, которое выдержало испытания временем и продолжалось около двухсот лет.

В 1609 году правящему в то время королю династии Сё Нэй пришлось собрать войско для защиты островов от вторжения армии Симадзу, правителя княжества Сацума, расположенного в южной части острова Кюсю (ныне эта территория входит в состав префектуры Кагосима).

Воины клана Сацума по всей Японии славились своим боевым искусством и внушали страх своим врагам. Неподготовленная армия короля Сё Нэй яростно сражалась с профессиональной армией клана Сацума и даже одержала несколько побед, но судьбу островов решила неожиданная высадка армии Симадзу на Окинаве. Король Сё Нэй был захвачен в плен.

Симадзу вновь выпустил указ, запрещавший жителям островов иметь оружие, и тогда многие рюкюсцы (в основном из сословия сидзоку) начали тайно изучать искусство самозащиты без оружия.

Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать, но известно, что в течение нескольких столетий жители Окинавы вели обширную торговлю с жителями южнокитайской провинции Фуцзянь. Можно предположить, что именно там находится источник, из которого китайское «кэмпо» было привезено на острова Рюкю. Кэмпо стало прародителем современного каратэ.

Когда я впервые услышал о боевом искусстве, оно называлось «Окинаватэ», но я помню, что ещё ребёнком я часто слышал разговоры взрослых о каратэ и Окинаватэ, как о разных понятиях. Тогда иероглиф «кара» в названии каратэ означал «Китай» или «китайский». После этого я начал понимать под «Окинаватэ» местную «окинавскую», а под каратэ – китайскую разновидности боевого искусства и всегда очень тонко чувствовал различие, если речь шла об этих двух видах боевого искусства.

В годы действия запрета на оружие из княжества Сацума на острова приезжали проверяющие, которые должны были убедиться в самом строгом исполнении запрета. Очевидно, что заниматься каратэ, которое в результате тяжёлых тренировок давало человеку силу и умение убивать без оружия, можно было только в глубокой тайне. Как я уже говорил ранее, обучение каратэ проводилось тайно и в первые годы правления Нэйдэи. Скорее всего, так было потому, что древний многовековой запрет всё ещё сохранялся в памяти людей.

По моим личным наблюдениям, в народных танцах Окинавы используется множество движений, характерных для каратэ, и причина этого, как я думаю, в том, что наши предки, изучавшие каратэ в глубокой тайне, вводили его технические элементы в танцы, чтобы можно было запутать и обмануть представителей власти. Действительно, каждый, кто внимательно понаблюдает за движениями исполнителей народных танцев Окинавы (а они сейчас становятся всё более популярными в больших городах), заметит, что они сильно отличаются от более грациозных танцев других японских островов. Окинавские танцоры используют руки значительно энергичнее, а их выход на танцевальную площадку и завершение танца напоминают начало и конец исполнения всех ката каратэ.

Выражение «Каратэ начинается и кончается этикетом» заключает в себе глубочайшую суть искусства каратэ-до. Что касается самой Окинавы, то её жители в течение многих веков считали свою страну местом, где строго соблюдаются все тонкости этикета.

Знаменитые «тории» установленные перед входом в королевский замок в древней столице острова – Сюри, назывались «Сюрэй но Мон» – «Ворота вежливости». После того, как к власти пришло правительство Мэйдзи, и Окинава стала префектурой, Сюрэй но Мон и королевский замок, к которому они относились, были объявлены национальным достоянием. Увы, тории Сюрэй но Мон больше нет: они были полностью разрушены во время битвы за Окинаву в конце Второй Мировой войны. По иронии судьбы, американская военная база расположена как раз на том месте, где прежде стояли знаменитые тории – прекрасный символ мира.

Из книги Драгоценные жемчужины китайского цигун автора Синъин Ши

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В переводе с китайского языка «Бадуаньцзинь» означает «Восемь отрезов парчи». Это общее наименование различных вариантов упражнений, способствующих «вскармливанию жизни», то есть «Бадуаньцзинь», был создан не только для улучшения и поддержания

Из книги Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола автора Козлов Владимир

Из книги КАППО [Японская техника реанимации в практике боевых искусств] автора Богуш Денис Александрович

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Путь невидимых [Подлинная история нин-дзюцу] автора

История 47 ронинов Отголосок существования мощных служб оммицу у провинциальных даймё мы находим в знаменитой истории о 47 ронинах, в действиях которых явно проглядывают характерные уловки ниндзя.… В замке сёгуна несли службу два знатных самурая - Кира Ёсихиса и Асано

Из книги Загадка Фишера автора Мансуров Евгений Александрович

I уже история… В. КОРЧНОЙ (СССР, Швейцария): «Ни один чемпион мира не сидит на своем троне вечно. Естественно и закономерно, что через некоторое время является претендент и сменяет хозяина шахматного престола. Момент смены всегда волнующ. Особенно разгорелись страсти

Из книги Игра Бадминтон автора Щербаков А В

История бадминтона Бадминтон - древнейшая игра человеческой цивилизации.Существует множество историй о ее происхождении. Предания народов Древней Греции, Японии, Индии и даже Африки говорят о том, что здесь еще два тысячелетия назад в волан играли взрослые и дети.

Из книги Нин-дзютсу 4. Завещание воинов-невидимок. автора Хайес Стивен К.

Современная история

Из книги Традиционный тайцзицюань автора Д.А. Артемьев

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Из книги Истоки каратэ автора Горбылев Алексей Михайлович

Связь каратэ Кёкусинкай со старыми течениями и школами каратэ Школа Кёкусинкай была создана мастером Ояма Масутацу, который изучал школу Сётокан, восходящую к Сюритэ и Томаритэ, и школу Годзю-рю, восходящую к Нахатэ, и разработал на их основе собственную систему.Связь

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Глава 2 История каратэ Когда родилось каратэ, не знает никто. И вряд ли это когда-нибудь станет известно. Гитин Фунакоши Литература по истории каратэ очень бедна. О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из таких легенд, создателем каратэ считается

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Раздел IV Школы и стили каратэ. Патриархи и выдающиеся мастера каратэ В горы! Все хотят подняться Как можно выше И никто не хочет спуститься, Чтобы заглянуть в свое сердце. Дзюн Таками, японский поэт Как уже отмечалось, каратэ – это боевое искусство, рационально

Из книги Йога для позвоночника и суставов автора Липень Андрей

Глава 1. Моя история, ваша история, наша история (отвратительно, но так оно и есть) Эта книга могла бы спасти вашу жизнь, нет, не так, как спасательный круг, а дав вам нужную информацию. Возможно, вы обратили внимание, что в заголовке стоит «живое питание для здоровья», но она о

Из книги Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея автора Федоров Дмитрий

История из Пуран В Пуранах есть такая история. Когда-то в древности жил один святой. В него выстрелили из лука, но святой просто махнул рукой и стрела превратилась в цветок. Стрела, которая должна была попасть в человека и ранить его, просто от одного жеста, одного взгляда

Из книги автора

Модная история У Виктора всё-таки был прирожденный хороший вкус. Ведь ясно, что в его семье вкус не воспитывался, не прививался – возник из ниоткуда. Во времена нашего детства и юности невероятно сложно было красиво одеваться, поэтому научить, показать Виктору никто из

Современное японское каратэ на самом деле пришло с Окинавы, с этого крупнейшего острова архипелага Рюкю. В 1606 г. Окинава была захвачена японским князем Симадзу Иэсиха. Данную операцию осуществили 3 тысячи самураев клана Симадзу на 100 кораблях. Окинава превратилась в протекторат Японской империи; ее население было обложено поборами и подвергалось жестокой дискриминации со стороны захватчиков.

Так как в столкновениях с самураями жителям Окинавы приходилось иметь дело с достаточно опытными воинами, то крестьяне вынуждены были культивировать собственные боевые искусства. Годы упорных тренировок не проходили зря, превращая руки и ноги в смертельное оружие страшной разрушающей силы. Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука.

В основном использовались старые китайские рецепты, хотя к ним было добавлено много чего нового. Так, укрепляя пальцы, ученик насыпал ведро фасоли и начинал методично, по нескольку тысяч раз в день тыкать в это ведро сомкнутыми и разомкнутыми пальцами, пока из-под ногтей не брызгала кровь.Он должен был продолжать упражнения, невзирая на боль, в течении недель и месяцев, пока кончики пальцев не утрачивали чувствительность. Одновременно следовало увеличивать силу удара, чтобы в конце концов протыкать всю массу фасоли до конца. Точно такая же процедура выполнялась последовательно с песком, мелкой галькой, гравием, а иногда еще и со свинцовыми шариками. После нескольких лет усердных тренировок не стоило большого труда ударом пробить конское брюхо или бычий бок и вынуть внутренности.

Кулак закалялся вначале на простой макиваре - плотно перевитом снопе соломы окинавского изобретения. Макивара крепилась к амортизирующему шесту или доске и служила для отработки точности ударов, но также и для набивки рук и ног. Рекомендовалось также поочередно макать кулаки в кипяток и ледяную воду. На лоне природой естественной макиварой служили молодые деревья, пружинящие при ударе. Подобной закалке подвергались ноги, а отчасти и голова. По последним данным, сила удара кулака в карате достигает 700 килограммов, а удара ноги - свыше 1 тонны. Отсюда берет начало и укоренившаяся в карате практика тамэси-вари - проб на разбивание твердых предметов.
К 19 в. на Окинаве существовало 3 основных стиля окинава-тэ - Шури-тэ, Наха-тэ, Томари-тэ, названные так по местности, в которой они практиковались.
Шури-тэ, в основе которого были "северные" стили у-шу, известно тем, что оно послужило базой для создания крупнейшей современной школы каратэ Шотокан. Основатель этой школы каратэ - Гичин Фунакоши учился у двух известных мастеров Шури-тэ - Итосу Анко(1830-1915) и Азато Пейчина(1827-1906).Другой ученик Итосу Анко - Мабуни Кенва (1889-1952), используя технику Наха-тэ и Шури-тэ, создал стиль Шито-рю. Ученик Гичина Фунакоши - Хиронори Оцука (1892-1982) основал стиль Вадо-рю.

"Южные" стили у-шу стали оcновой для стиля Наха-тэ. Характреными чертами для этого направления являются работа руками согласно стилю Тан-лун("Богомол") и Винчун, устойчивая стойка, нанесение ударов ногами только снизу по дуге, громкое брюшное дыхание. Из этой школы впоследствии вышли такие известные мастера каратэ, как Чодзюн Мияги (1888-1953) - основатель стиля Годзю-рю и создатель большого направления каратэ киокушин-кай - Масутацу Ояма.

Все эти стили и направления появились в 30-е годы нашего столетия, а до 1921 года в Японии вообще никто не знал слова "каратэ". Тoлько в 1921 году во время фестиваля боевых искусств, проходившего в Токио, впервые в Японии было продемонстрировано окинава-тэ. Показывал этот вид единоборства асм Гичин Фунакоши. Успех превзошел все ожидания. Легендарный создатель Кодокана("академии дзюдо") Дзигаро Кано пригласил безвестного до того времени школьного учителя с Окинавы дать несколько уроков в Кодокане. Через 10 лет каратэ-дзюдзюцу ("искусство китайской руки") было включено в программу физического воспитания всех университетов Японии. В 1936 г. Фунакоши открыл школу Шотокан, ставшую за полвека своего существования крупнейшей школой каратэ в мире.

Основные стили каратэ

Серин-рю - окинавский стиль, стойки более высокие, чем это свойственно японскому каратэ. Удары ногами наносятся не выше пояса, т.к. инструктора этой школы считают высокие удары опасными для атакующего из за потери устойчивости и риска получить удар в пах. Обязательное изучение боя с применением холодного оружия: сай, тонфа, нунчакм и т.д.

Исшин-рю.
Основатель Тадзуо Симабуку (1905 - 1975) начал изучать каратэ в 1914 году. Свой стиль создал в 1954 году. Этот стиль создан на базе Серин-рю и Годжиу-рю. Сперва он не нашел поклонников: но со временем американские солдаты и моряки, служившие на базе в Окинаве, из-за близости школы стали активно посещать тренировки. Последствием стало широкое распространение этого стиля в США. Исшин-рю использует типичные окинавские стойки, но в качестве основного удара кулаком использует "уракен", блокирует мускульной стороной предплечья. Поклонники этой школы утверждают, что это более эффективный способ атаки и защиты. Удары вообще-то наносятся ниже пояса, но тe школы в США, которые участвуют в соревнованиях, используют часто и удары ногами в голову.

Годзю-рю.
Основатель Гичин Мияги (188cS-1963) изучал каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917гг. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава). В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годжю-рю, что означает "мягкий-твердый". Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения джи (мягкие) совершаются по окружности. Основные стопки: "Санчин" и "Неко аши".

Годзю-рю не нацелена на соревновательную, спортивную сторону, но ее япоская разновидность Годжю-кай, которая восприняла многое от япоских стилей, нацелена на спарринг.

Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т. к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов. Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа. Из всех стилей Годжю-рю наименее затронут спортивным, соревновательным аспектом и поэтому не очень популярен в своем первоначальном, чистом виде. В США, например, много школ, базирующихся на Годжю-рю, но он сильно видоизменен в угоду спортивным соревнованиям.

Уэши-рю.
Основатель Кабун Уэши (1877 - 1945) изучал боевые стили в Китае в 1897 - 1910 годах у известного мастера ЧоуДзе-хо (1874 - 1926), который был знаменит как своей "железной ладонью", так и как мастер "тигриного стиля", а также как каллиграф, к которому обращались в важных случаях.

После 13 лет обучения вернулся на Окинаву, женился и жил как фермер. Он не обучал никого каратэ. Только в 1924 году, переехав в Вакаяму, он начал обучать молодого окинавца. Позже количество учеников возросло.

Его сын, Канн Уэшц, стал главой школы. Характерны сильные удары ногами; последователи этой школы например, наносят удары пальцами ног. В последнее время наблюдается уклон в сторону спарринговой техники. Традиционалисты считают участие в соревнованиях шагом назад, по их представлениям основа Уэши-рю - это совершенствование техники выполнения ката, т. к. Кабун Уэши неоднократно говорил: "Сэнчин - это все".

Сетокан
-
один из самых популярных стилей каратэ. Основатель сетокана - Гичин Фунакоши изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хигаона. В 1922 году был приглашен из Окинавы в Японию для демонстрации техники каратэ. Первоначальный стиль был сильно похож на окинавский. Наибольший вклад в самостоятельность стиля был сделан сыном Фунакоши - Гико Фунакоши, который привнес новые идеи и довольно сильно видоизменил технику. Стиль характерен своими устойчивыми стойками и мощными, энергичными движениями, очень динамичен. Хотя в сетокан большое внимание уделяется ката, необходимо отметить, что в этих ката многие движения (действия) имеют эстетическую цель, потеряв свое функциональное действие.

Вообще, что касается современных ката (после 1927г.), то с целью придания им эстетически красивых перемещений они утратили свое первоначальное значение. Те, кто хочет учить ката с целью самообороны, должны обраться к старым ката.

Сетокан в Японии получил распространение после войны. Наибольший вклад в распостранение стиля внесли старшие ученики Фунакоши - Накаяма, Обата и Егами. Они организовали японскую ассоциацию каратэ.

После смерти Фунакоши (1957г.) многие инструктора вышли из ассоциации, образовав организацию Сетокан. Они заявили, что спарринг и жесткие методы обучения противоречат моральным принципам Г. Фунакоши.

Японская ассоциация каратэ под руководством Накаямы подготовила группу профессиональных инструкторов, которые, начав обучение этого стиля в разных странах, способствовали его популярности. Деятельность ассоциации резко подняла технический уровень каратэ.
Достаточно сказать, что когда Фунакоши прибыл в Японию, он мог демонстрировать из ката только "кушанку" (канку-дай). Он не знал пять Пипан (Хейан) ката, т. к. его учитель Итоси создал их уже после его отъезда.

Посетив Кодокан, Фукоши был изумлен интенсивностью тренировок дзюдоистов. Ничего подобного он на Окинаве не видел!
Тренировки по сетокану имеют четко продуманную структуру: первый период - это изучение базовой техники, где большое внимание уделяется развитию устойчивости тела в стойках и передвижениях. Изучаются досконально 5 ката Хейан, а так же Текки Шодан.

После третьего киу (коричневый пояс) тренировка сконцентрирована на развитии умения выполнения технических действий в комбинациях, атак же тренируется полувольный спарринг, продолжается изучение ката Бассай-дай, Емпи, Канку-дай и др. После получения первого дана продолжается совершенствование в вольном спарринге и изучаются ката. В сетокане огромное значение уделяется изучению базовой техники.

Вадо-рю
- "путь гармонии" - был основан Хиронори Отзукой, одним из старших учеников Фунакоши. Отзука (родился в 1892г.) изучать боевые единоборства начал с детства. Он тренировался и Шинто-Йошин-рю джиу-джитсу с 13 лет. Наряду с техникой броской и захватов, он изучал специальную систему атеми (удары руками и ногами по жизненно важным точкам тела).

В 1921 году в возрасте 29 лет он стал главой этой школы. Когда Фунакошн в 1929 году начал обучение, Отзука стал одним из первых его учеников. Так как он был мастером уже я своем стиле, у него не заняло много времени изучить карать.
Отзука всегда проявлял интерес к кумитэ (спарринг), но не любил ката. Он был одним из тех мастеров боевого единоборства, которые и стоят у истоков современного спарринга.

В 1934г. он основал свой собственный стиль, где наряду с окинавским каратэ он использовал и свои познания в джиу джитсу. В его стиле используются болевые захваты за кисть руки, броски, техника ухода от ударов.

Это был первый современный стиль каратэ. Стиль включает также девять боевых ката, но сердцем стиля является восемь предварительных методов спарринга.

Стойки в вадо-рю выше, чем в сетокане. Упор сделан не на устойчивость в стойке, а на мобильность в передвижениях. Вадо рю оказал большое влияние на технику ведения спарринга, особенно это касается употребления маваши-гери.

В 1982 году Отзука умер. Вадо-рю сейчас организовано как сеть ассоциаций. Ката видоизменились в сторону сетокановской традиции.

Сито-рю
основан Кенва Мабуни (1893 - 1956) и является сейчас одним из основных стилей, практикуемых в Японии. Мабуни изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хиагоны. Следуя примеру Фунакоши, он начал обучать каратэ в Японии в 1929 году. Свою школу открыл в 1934г. в Осаке.

Из всех японских и окинавских стилей последователи сито-рю изучают наибольшее количество ката, включая все ката Итоси и Хигасна, все ката серин-рю, Сетокана и Годжи-рю, а также, которые создал Мабуни. Около пятидесяти ката!, базовая техника напоминает Сетокан.
После смерти Мабуни школа распалась на независимые группы и ассоциации.

Киокушинкай (Кекусинкай)
.
Оснoватель М.Ояма, кореец по происхождению, родился в 1923 году. Этот стиль наиболее известен в мире. Он изучал китайские и корейские стили боевых единоборств перед тем, как уехал и Японию. Здесь ои непродолжительное время занимался у Гичина Фунакоши и Годжю-рю у корейского инструктора Пейчи Со.

Ояма был недоволен эффективностью боевых систем, которыми он занимался. Он удалился в горы, где сам интенсивно тренировался на протяжении полутора лет. Позже он совершил турне по США, где он проводил спарринг с боксерами, профессиональными борцами и просто уличными бойцами, не удовлетворяясь этим, он выступал в качестве своеобразного тореадора в бое с быками, убив троих и поломав рога остальным. Начал обучать каратэ в 1946 году, свою собственную систему создал в 1956 году.

Киокушинкай означает "предельно правдивый стиль". Упор делается больше на боевую эффективность, чем на оздоровительный аспект или развитие моральных качеств.
Сперва Ойама включал ката из сетокана и годжю-рю. Но в 60-х - 70-х годах роль ката упала и техника, а также методы тренировок стали напоминать тайский бокс.Соревнуются по правилам, которые ввел Ойама: Удары кулаком в лицо не наносятся, в пах не наносятся, суставы не атакуются.

Не все инструкторы согласились с Ойамой, с их точки зрения, стиль стал превращаться в тип "кикбоксинга".
Сам же Ойама говорил о вырождении японских и окинавских стилей каратэ, называя их "каратэ-дансинг".
В 50-х годах М.Ояма не раз бросал вызов на поединок ведущим инструкторам каратэ, правда, на вызов никто не осмеливался ответить.

Тренировка по коукушинкаю суровая и требует высокого уровня физической подготовки. Развитие боевого духа поощряется и часто экзаменуется. Один из наиболее суровых экзаменов называется "100 кумитэ", это означает, что надо провести 100 боев против большого круга соперников.

Для киокушинкая характерно структурное единство, редко когда группы инструкторов выходят из Федерации, образуя независимые клубы или ассоциации.

Мы сегодня уже привыкли к существующему разнообразию направлений боевых искусств разных народов. Одних только стилей карате можно насчитать не один десяток.

Но еще по историческим меркам совсем недавно, в самом начале ХХ века, про карате в том виде, в котором оно нам известно, мало кто знал даже в Японии. История происхождения карате, с одной стороны интересна своими событиями и яркими личностями, с другой – достаточно противоречива и окружена мифами.

Нескольким своим знакомым, людям далёким от спорта, я задал простой вопрос – откуда пошло карате? Конечно же, из Японии, ответили мне. Их ответ был достаточно предсказуем, но и нельзя сказать, что он до конца точен.

Ответ на вопрос о происхождении карате следует искать в непосредственной связке с историко-географическими событиями нескольких прошедших столетий в Азии.

Существует мнение, что карате своей духовной и технической составляющей уходит корнями в историю японского самурайства, более того, сами японцы активно поддерживают такую точку зрения. Что касается воинского духа, то сомнений в наследственности не возникает, но в отношении технических аспектов карате не всё так очевидно.

Воинский дух как фактор появления карате

Переместившись на десяток веков в прошлое, мы сможем заметить зарождение и усиление японских профессиональных воинов – самураев. Воображения сразу нам нарисует сурового, неэмоционального и непременно благородного воина и, при этом, утонченного знатока искусств. Одним словом – рыцаря, в современном понимании этого слова. И действительно, как ни странно, у рыцарей Европы времён крестовых походов и самураев было много общего. И это общее было отнюдь не в их рафинированном имидже наших дней.

Так в период 11-13 веков нашей эры европейские рыцари не гнушались грабежами, не брезговали устраивать морские пиратские рейды в средиземноморье. Они жестоко расправлялись с населением поверженных городов на пути в Палестину во время многочисленных крестовых походов. Ярким примером типичного «рыцарского» поведения тех времен стал Рено де Шатильон, рыцари которого во время второго и третьего крестовых походов свирепствовали на караванных путях Иерусалима и Дамаска и морских путях в районе Крита.

Но и самураям было чем удивить даже самых отъявленных рыцарей. Как известно самураи с детства воспитывались в традициях презрения к смерти, как к своей, так и к чужой. Это не могло не оставить отпечаток на их мировосприятии. У них существовал дикий с точки зрения европейца обычай – тамэсигири – самурай был вправе испытать новый меч на случайно встреченном прохожем.

В целом, японские и европейские воины не отличались стремлением держать слово, верность для них была вопросом выгоды, а милосердие зачастую считалось излишней мягкостью. Но при всем при этом, это были профессиональные солдаты, которые без колебаний принимали риск выбранного пути. Такая решимость отчасти объясняет откуда появилось множество желающих идеализировать и подражать им.

Даже период заката могущества рыцарей и самураев происходил хоть и в разные периоды, но примерно по одному сценарию. Сначала произошло их ослабление из-за усиления и централизации государственной власти, создания регулярных правительственных войск, начала массового использования огнестрельного оружия. А затем, те и другие обособились в виде сословия нетитулованной знати, стали стараться активно «забывать» вероломство и предательства, принялись культивировать ореол благородства и безупречности.

К началу ХХ века самурайское сословие было серьёзно ограничено в правах и возможностях. В этой связи в японском обществе сформировался запрос на воинскую национально-патриотическую идею. Популяризаторы карате сумели воспользоваться ситуацией, сыграв на уже взращённом к этому моменту в Японии положительном образе самураев и их древних традициях. При этом преемственность воинского духа стала одним из основных факторов позволившим добиться признания карате на государственном уровне. Что в свою очередь обеспечило ему массовость.

Происхождение технического аспекта карате

Вторым не менее важным фактором появления карате как вида боевых искусств можно считать набор технических приёмов и методик подготовки бойцов, определяющих его характерные черты.

Нельзя просто так взять и придумать карате?

К моменту государственного признания этого направления боевых искусств в Японии, карате де-факто уже представляло собой цельную систему. Но для того, чтобы стать таковой, технический арсенал ударов и бросков, а также методология их обучения должны были пройти весьма длительный путь по селекции наиболее эффективных приёмов, по отработке наилучшей методики преподавания. В отсутствии глобальной информационной сети этот период времени мог измеряться не одним столетием. Так как же формировалась база этого боевого искусства и где проходила «обкатка» техники?

Японская версия происхождения техники

Высший слой самураев – даймё – содержали собственные военные школы, где преподавались разнообразные прикладные направления, такие как бой на алебардах, мечах различных типов и длин, шестах и дубинках, трезубцах и вилах. В них изучались стрельба из лука, искусство сражения верхом, плавание, искусство тактики и военного управления и некоторые другие, более специфические направления.

Прошедший обучение самурай представлял собой весьма грозную боевую единицу, этакий спецназ прошлого, мастерски владевший всеми видами оружия того времени. И для него бой без оружия был самым крайним и нецелесообразным средством.

Тем не менее, та техника, которую показывали мастера карате требовала многолетних упорных тренировок. Маловероятно, что самураи могли себе позволить тратить много времени на обучение только кулачному бою. Такое разнообразие видов оружия требовало от воина уделять значительное время даже на простое базовое с ним знакомство, не говоря уже о высших уровнях мастерства.

Самурай был поглощен изучением боя с оружием в руках и, можно предположить, что он вряд ли стал бы источником появления карате как эффективной и цельной системы обучения кулачному бою.

Но если самураям было некогда разрабатывать кулачное боевое искусство, то, скорее всего кто-то это сделал за них. Подсказку помогут получить страны-соседи Японии.

Влияние соседа

Большинство источников указывают на то, что японское карате пришло в Японию с японской же Окинавы в конце 19 века. Но как и когда это искусство зародилось на острове в большинстве случаев не поясняется. Наиболее ранние упоминания расцвета карате на Окинаве датируются 18 веком. Это в целом понятно, так как Окинава с 14 века находилась в вассальной зависимости от Китая, а в состав Японии вошла только в конце 19 века.

Намёк на то, что карате родом из Китая можно получить, изучив происхождение слова карате.

Будучи зависимой от Китая, на Окинаву проникали технические элементы армейского ушу. На острове они получили название «тодэ» («карате» если прочитать те же иероглифы по-другому), что в переводе означало «рука династии Тан». Именно вторая версия прочтения закрепилась на Окинаве и стала обозначать кулачное боевое искусство, явным образом указывая страну происхождения карате. Но в 20-х годах ХХ века, из политических соображений и чтобы получить поддержку государства на развитие этого боевого искусства, иероглиф «кара», означающий «китайское» был искусственно заменён на иероглиф-омофон, означающий «пустой». Итогом замены стало старое название «карате» с новым смыслом: «пустая рука».

Еще одной отсылкой к Китаю стало распространение заимствованного для Японии термина «кемпо», который является буквальным переводом китайского «цюаньфа» — способы кулачного боя.

Китай оказывал сильнейшее влияние на Окинаву, а также опосредованно на всю Японию. В то время существовала мода, связанная со всем китайским. Доходило до того, что окинавские власти выделяли наиболее талантливых и образованных людей для прохождения обучения в Китае. А из Китая на Окинаву и в Японию приезжали инструкторы по науке, литературе, каллиграфии, религиозной философии.

Не обошла эта мода и боевые искусства.

Китайские истоки техники карате

Если присмотреться к набору технических и методологических практик, принятых в карате, можно ясно увидеть их схожесть с прикладными направлениями китайского ушу.

В карате можно выделить три основных направления подготовки бойца:

  • Отработка формальных комплексов и методов их боевого применения (ката и кихон)
  • Поединки в полный контакт или с его ограничениями (кумитэ)
  • Особые методы психоэмоциональной подготовки

Все эти три направления издревле являлись и являются основой любого стиля ушу. Наиболее важным с точки зрения китайского ушу является третье направление. Этим методам подготовки уделялось по нескольку часов в день, а сами практики ушу рассматривались в первую очередь не как набор технических приёмов, а как способ духовного самосовершенствования и носили особый личностный характер переживания бойца. В эту группу техник подготовки входили многочисленные приемы психорегуляции, медитативных и дыхательных практик, методы концентрации сознания и контроля внутренней энергии.

Однако в силу того, что китайские школы ушу традиционно были закрытыми, особые методы подготовки дошли до Японии в сильно редуцированном виде. Длительные психоэмоциональные практики ушу трансформировались в ритуальные медитации продолжительностью в нескольку минут в начале и конце тренировки.

Деятельные японцы понимали важность психоэмоциональной составляющей. И они придумали выход. Был сделан упор на формальные комплексы. Имеющие прямые аналоги в Китае ката Канку-дай, Бассай-дай, Сейсан, Сандзюроку, дыхательные Санчин и Тэнсё тщательно изучались и отрабатывались. Формой активной медитации в карате стали ката.

При адаптации китайского боевого искусства японцы также переработали подход к свободному поединку (в китайском ушу бой в полный контакт саньда – один из элементов обучения боевому искусству), первоначально исключив дзию-кумитэ из арсенала тренировочных упражнений, сосредоточившись на концепции одного сокрушающего удара. Но на более поздних этапах свободный бой всё же вернулся в карате, принципиально разделив боевое искусство на два течения: практикующих дзю-кумитэ и придерживающихся философии одного решающего удара.

Японское искусство с китайскими корнями

Теперь вполне очевидно китайское происхождение карате. Поскольку многие письменные труды по теории и практике боевых искусств также пришли в Японию из Китая. Многие мастера, подтолкнувшие интерес к карате, прошли обучение в Китае, хотя они зачастую и не желали это афишировать. Прослеживается отчётливая связь техник и методик карате со школами ушу.

Ну а японцы, со своей стороны, внесли значительную лепту в развитие этого боевого искусства.

Так, например, самурайское наследие привнесло в карате, помимо воинского духа, особую практику оказавшую влияние на технику выполнения ударов.
Это особенное состояние бойца, называемое «кимэ». В момент нанесения удара оно характеризуется кратковременным приложением всех физических сил, воли и энергии в точке удара и сопровождается коротким боевым кличем «киай». Этот выкрик, обозначающий применение или присоединение внутренней энергии «ки», пришёл из самурайского боя на мечах.

Именно японцы вывели карате в плоскость спорта, позволив заниматься карате огромному числу людей во всех уголках мира. И поэтому мы сегодня можем говорить о карате как о японском виде спорта, но не забываем его китайского происхождения.

Карате (яп. 空手 — «пустая рука») - японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) - один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) - один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) - один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) - стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) - контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс - именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

2017-02-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Карате".