Кто такие кентавры в греческой мифологии. Кентавры в древнегреческой мифологии. Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла

Кентавры - создания из греческих мифов, миксантропичные и могучие. Их человеческие голова и торс соединены с телом лошади. Кентавры обитают в горах и лесных чащах, нередко вместе с нимфами и сатирами входят в свиту Диониса.

В статье:

Кентавры и их происхождение

Главная отличительная черта - буйный нрав и невоздержанность. По некоторым данным, изначально кентавры появились как воплощения бурных горных рек и стремительных потоков. Героические мифы делят кентавров на два вида - доброжелательных мудрецов, воспитателей героев, и враждебных дикарей.

Само слово «кентавр», или его латинизированный собрат «центавр» делится на два греческих корня - «кен», то есть «рубить» , и «таурос» - «бык» . Образ подобного существа имеется у многих народов. Вероятно, он появился после столкновения оседлых цивилизаций, не имевших традиций верховой езды, с кочевыми, где конные всадники были неотъемлемой частью культуры. Таковы были северные кочевые племена: скифы, касситы, тавры. Отсюда и общая черта всех кентавров - их свирепость, а также прослеживаемая связь с быками, поскольку скотоводство составляет основу кочевого хозяйства.

Эвгемерическое истолкование античных времен приписывает появление кентавров двум поселениям. В первом из них, деревне Туча, жили юноши, впервые оседлавшие лошадей. Они стали искусными наездниками и истребили всех обитавших неподалеку диких быков. Во втором же городе, Пелефронии, люди научились приручать лошадей ранее жителей окрестных населенных пунктов.

Другое толкование приписывает кентаврам еще большую древность: якобы их появление произошло еще в период индоевропейского языка и распада единства греко-арийского наречия. По этой теории слово «кентавр» - это видоизмененное «гандхарв» . Ведическая мифология говорит о гандхарвах как о младших богах, возницах солнечной колесницы. Отчасти теория подтверждается находками археологов: две статуэтки кентавров были обнаружены при раскопках в Угарите среди микенской керамики. Это говорит как минимум о том, что кентавры были известны еще в период Бронзового века. «Могилу героя» в Лефканди украшает кентавр из терракоты - это тоже известный памятник с подобным мифическим существом.

Греческая мифология и кентавры

Полулюди-полукони в греческих легендах имеют разнообразное происхождение. Не то их породила туча с обликом Геры , с которой совокупился царь Фессалии Иксион , сын Ареса, не то Кронос и Филира , не то Аполлон от одной из нимф . Мог породить это племя и Посейдон , первый создатель коней в греческом пантеоне - его анималистическим атрибутом был конь. Кроме этого, родителями считали также Иксиона с Нефелой .

Ряд легенд указывает прародителем данного племени первого Кентавра , от которого понесли магнесийские кобылицы. В этом случае считается, что их воспитанием занимались пелионские . Когда кентавры возмужали, то покрыли кобылиц, позже породивших второе поколение полулюдей-полуконей.

Доподлинно известно происхождение самого мудрого представителя полуживотного племени - кентавра Хирона . Породил его титан Кронос от дочери хтонического Океана - Филиры. Титан и морская богиня втайне от Реи провели бракосочетание. Законная супруга Кроноса Рея застигла мужа с любовницей в момент страсти. Испуганный Кронос обрел облик жеребца. Сын родился полуконем-получеловеком.

Воспитание Ахиллеса (Кентавр Хирон). Готтлиб Шик

Хирон был бессмертен, в отличии от своих собратьев. Изучал медицину, музыку, любил и умел охотиться, мастерски стрелял из лука, слыл знатоком военного дела, но был добр и милосерден. Его другом был бог искусства Аполлон, а воспитанниками - самые знаменитые греческие герои вроде Ахилла, Геракла, Тесея и Язона. Асклепий учился искусству врачевания именно у Хирона.

Смерть доброго кентавра была ужасна: Геракл случайно ранил его стрелой с ядом . Хирон был бессмертен, а потому его муки длились бесконечно долго. Неизлечимая рана сводила кентавра с ума, он желал умереть. Хирон отказался от вечной жизни с одним условием - Зевс освободит от оков титана Прометея. Громовержец согласился выполнить эту просьбу - он освободил титана, а самого Хирона превратил в созвездие Кентавра.

Так или иначе, но отличались они буйностью нрава, любовью к мясу, пьянству и разврату. Постоянно враждовали они с лапифами, поскольку среди кентавров нет женщин, а у лапифов были жены. Полулюди-полукони постоянно пытались их похитить. Когда их победил и разогнал Геракл, кентавры разбрелись по всей Греции.

Несколько иной взгляд на кентавров

Их нередко называют самыми гармоничными созданиями мифической зоологии. «Метаморфозы» Овидия прозвали кентавров «двуформными». Несмотря на гетерогенную (двоякую) природу, вместе с архетипами лошади, человека и всадника существует архетип кентавра. Первобытные изображения более напоминали голых людей с лошадиным крупом. Храм Зевса в Олимпии на западном своем фронтоне может похвастать кентаврами более привычного нам вида: ниже торса человек перетекает в тело лошади.

Скульптуры фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н.э.)

В эпоху знаменитого Гомера верховая езда у греков не была распространена - можно сказать, ее вовсе не было. Первые путешественники, приехавшие в Грецию верхом на лошадях, показались им едиными со своими конями. Подобную теорию подтверждает не столь отдаленное первое столкновение конкистадоров с индейскими племенами. Писсаро и Эрнан Кортес со своими солдатами представлялись краснокожим настоящими кентаврами, едиными с лошадьми. В одном из столкновений суеверие и ужас сыграли ключевую роль: после первых выстрелов один из конкистадоров выпал из седла - и тогда индейцы, уверенные что перед ними одно существо, посчитали разделение целого надвое не иначе как жутким чудом. Индейцы бежали.

Но у греков были лошади, в отличие от индейских племен, знакомых лишь с бизонами. Более правдоподобной представляется версия, по которой кентавры являются специально созданным мифическим образом. Они отражали одну из граней действительности, какой её видели древние греки.

Самые известные мифы о кентаврах

Наиболее популярной является кентавромахия - миф о битве кентавров и лапифов на свадьбе. Лапифы, желая обрести мир с давними врагами, пригласили племя кентавров на свадьбу Ипподамии (Гипподамии) и Перифоя. Но мира не вышло: захмелевшие гости начали оскорблять невесту, попытались её похитить, а после опрокинули столы и начали драку. Эта сцена вдохновила Рубенса на создание «Похищения Гипподамии». До Рубенса Овидий описал эту сцену в седьмой книге «Метаморфоз». Считается, что лапифы победили и изгнали кентавров из Фессалии. В другой версии мифов кентаврам повезло меньше: Геракл перестрелял всех из лука.

Не обошел этих существ вниманием и Плутарх. «Ужин семи мудрецов» содержит юмористическую историю о коринфском деспоте Периандре, которому принесли новорождённого детеныша кобылы - до пупка детеныш был совсем как человек, а ниже у него было тело лошади. Детеныш издавал плач, как человеческий младенец, и придворные усмотрели в этом зловещий знак. Но когда Периандр обратился к мудрецу Фалесу, тот осмотрел детеныша и со смехом сообщил повелителю, что не одобряет поведение пастухов.

Поэт Лукреций твердил о невозможности существования подобных существ. Он считал доказательством своей теории то, что лошади взрослеют раньше людей, и трехлетний кентавр имел бы тело взрослого коня и тельце лепечущего ребенка. Кроме этого, лошадиная часть умерла бы на полвека раньше человеческой. Греки возражали ему тем, что кентавры могли расти как люди - обеими своими частями. Народ крепко держался за свою веру в мифы и мистических существ.

Главной причиной, по которой кентавры не показываются людям, была их малочисленность после бойни на свадьбе у лапифов. Тогда погибла большая часть племени, а когда оставшиеся в живых принялись искать новое место для проживания, то повстречали . Те их и погубили сладкозвучным пением. Некоторых бог морей Посейдон все же спас, спрятав в Элевсине, в горах.

История самого знаменитого героя греков Геракла плотно связана с кентаврами. Его учил Хирон, Геракл вступил в противоборство с Анкием, Агрием, Ореем и Гиреем. Кентавр Пиленор был ранен Гераклом. Он промывал свою рану в водах реки, отчего те стали отвратительно пахнуть. Фол стал случайной жертвой отравленных стрел Геракла. Алкиона стала объектом домогательств Хомада, также кентавра, и была убита героем.

Жизненный путь Геракла закончился при косвенном участии кентавра. Некий Несс похитил жену Геракла, но тот подстрелил его. Когда Несс умирал, он посоветовал деве собрать его кровь, а когда с течением лет Геракл охладеет к супруге, воспользоваться ею как любовным снадобьем. Все так и произошло: спустя годы герой завел любовницу и отвернулся от жены. Тогда Деянира пропитала ядовитой кровью одежду мужа. Умирал Геракл в страшных мучениях.

Созвездие Стрельца приходится музам сводным братом. Обиталищем его был Геликон, а звали его Кротос. Его родителями были Пан и Евфема. Он имел классический получеловеческий-полулошадиный облик, но вместо лошадиного хвоста был хвост сатира - достался от отца. Стрелял из лука не хуже Хирона - именно Кротосу приписывается изобретение лука и стрел, а также первая удачная охота на дикое зверье с луком. Аплодисменты - тоже его изобретение, ставшее аналогом молитвы к музам. За изобретение аплодисментов Кротос и был вознесен на небосвод, где принял облик Стрельца.

Знаменитых Хирона и Фола изображали особым образом, подчеркивая их отношение к цивилизованным людям. Их передние ноги делали человеческими, а круп - лошадиным. Хирон имел большее отношение к людям - носил одежду, уши его были человеческими. А Фол не носил одежду, уши имел лошадиные.

Несмотря на то, что кентавры - исключительно мужчины, в некоторых легендах все же встречаются женщины, кентавриды. Это не самая распространенная точка зрения в мифах. Они не имеют большого веса в мифологии. Часто их путают с нимфами - они прекрасны телом и душой. Самая известная кентаврида - Гилонома, супруга Циллара. Циллар и Гилонома были приглашены на свадьбу лапифов. Когда началось побоище, Геракл убил супруга Гилономы. Она долго горевала и в конце концов закончила жизнь самоубийством.

Миф о кентавре относится к категории древнейших и представляет собой один из наиболее устойчивых образов в мировой истории – всадника верхом на лошади.

Кентавр неотрывно следует за героем в , встречается среди преданий Микен и скифов.

Идею существа, наполовину состоящего из лошади и человека, также можно отнести к , тем самым она становится самой устойчивой и долгоживущей среди всего «пантеона» преданий и легенд.

Первые упоминания

Статуэтка «Кентавр и человек». Бронза. VIII в. до н.э.

В основе этого предположения лежит находка в виде двух бронзовых статуэток, предположительно, культуры Микен, найденных при раскопках.

Однако с таким же успехом мифы о кентавре, в несколько другом амплуа, могут встречаться и ранее, поскольку, как уже было сказано, идея слияния двух живых существ в одно, не нова.

Впрочем, даже эта гипотеза показывает, насколько такой миф живуч.

Некоторые историки полагают, что в основу мифа о кентавре легли лихие скифские наездники.

Лихие наездники

Будучи, фактически, одними из первых кочевых народов, использующих лошадей не только в быту, но и на войне, они наводили ужас на условно цивилизованный, но все еще далекий от «одомашнивания» животных Запад.

Также сюда можно отнести предания о жестоких таврах и касситах, также почитавших идею боя верхом.

Легенды со временем обрастали дополнительными подробностями, всадники получали новые возможности, а их связь с лошадьми, со слов свидетелей и очевидцев, превращалась в подобие физиологической.

Так, к примеру, в эпоху нашествия гуннов, римляне полагали, что этот кочевой народ растет вместе со своими лошадьми, а воины зачинают потомков с кобылицами.

В любом случае, мифы о кентавре появились именно как попытка объяснить не просто тягу, а умение отдельных народов обращаться с лошадьми и приручать их.

Традиционное объяснение происхождения

Классический миф о кентаврах предполагает, что этот кочевой народ появился в качестве потомков Иксиона и Нефелы.

Иксион, будучи королем Лариссы, был приглашен на пиршество на вершине Олимпа, однако там посмел приставать к Гере.

По одной из версий, богиня сама создала свой образ из облаков, названный Нефелой.

По другой — это сделал Зевс.

В любом случае, Иксион соблазнил Нефелу, после чего от их союза и произошли кентавры.

Несмотря на то, что для любовников все закончилось не слишком благополучно, потомство Зевс сохранил, после чего кентавры заселили леса Греции.

В мифах Эллады

Эллины полагали кентавров дикарями, кочевым народом, неспособным на земледелие, науки, в том числе философию.

Однако среди этого племени есть те, что заслужили особое положение, а именно Хирон и Фол.

Первый кентавр – это умудренный старец, его часто изображают с человеческими передними ногами и ушами, отличительный признак высокого положения.

Он учил Ясона и Ахилла, даже Геракла, пока не пал от его руки, когда герой впал в безумие.

Другой кентавр, отмеченный особым образом в мифологии Древней Греции – это Фол, друг Геракла, погибший случайно от отравленной стрелы героя.

Оба этих героя опровергают традиционное представление о кентаврах в мифах.

Они сдержанны и мудры, классический кентавр, напротив, является диким, олицетворяя буйные ручьи и горные реки.

Довольно часто кентавры в преданиях сопровождают Диониса, греческого бога виноделия, таким образом, возможно, подчеркивается их ветреный и праздный образ жизни.

Физиология

Классический кентавр выглядит как туловище лошади с человеческим торсом и головой. Он разумен, вместе с тем быстр и ловок.

Кентавры сбиваются в табуны, однако кентавриды, самки этого племени, практически не представлены в живописи и литературе.

Более старшие и мудрые кентавры выглядят так: человеческий торс с нормальными ушами и передними ногами, продолжение же туловища лошадиное.

Доподлинно известно, что кентавры дают потомство естественным путем, но как происходит вскармливание жеребенка, грудью или выменем, а также как он выглядит, неизвестно.

Среда обитания

Кентавры не приучены к земледелию, поэтому им ближе степи и леса.

Часто они появляются в качестве традиционного народа греческих предгорий и гор. Там они занимаются выпасом скота и охотой.

Ремесел, как и собственной культуры у кентавров нет, из мифов следует, что они являются промежуточным звеном между непосредственно человеком и зверем, то есть лошадью.

Примечательно, взаимоотношение большого рогатого скота, в том числе быков, и кентавров описаны даже в названии этого вида.

Так, согласно одной версии, с латинского кентавр (centauros) означает буквально «охотник за быками».

Это же говорит в пользу теории о том, что кентавры являются олицетворением всадников, поскольку кочевые народы в основном занимались выпасом лошадей и коров.

Нрав и поведение кентавров

Геракл и кентавр Несс

Часто кентавра ассоциируют с дикой необузданной мощью горной реки.

Это сравнение наиболее точно олицетворяет сущность кочевого народа.

Кентавры вспыльчивы, агрессивны и жестоки.

Гераклу пришлось перебить большую часть этого племени, поскольку напористость кентавров не позволяла им отступить.

Примерно те же черты кентавр представляет в геральдике.

Однако там он имеет также яркий антихристианский подтекст, показывая ленность, праздность и легкомыслие.

Место в русском фольклоре

В русских преданиях образ кентавра олицетворяет кентаврос, создание, позднее ставшее своеобразным воплощением Асмодея.

Он выступает противников царя Соломона и также падает от его руки во время противостояния за супругу владетеля, совращенную дикарем.

Кентавроса также изображают с оружием в руке, показывая агрессию и злобный нрав.

Непосредственно сам образ кентавра остается востребованным как в литературе, так и других жанрах искусства.

Несмотря на то, что первичная ассоциация с дикарями ослабела, первоначальное предание об этом народе осталось неизменным.

Принято считать, что кентавр являлся мифологическим существом, придуманным древними греками. Представлял он собой гибрид человека и лошади. Туловище лошадиное, а вместо шеи и головы с гривой над ним возвышался человеческий торс. Обитало это существо в гористой и лесной местности. Отличалось несдержанным и буйным характером. Часть этих существ относилась к людям враждебно, а другая, наоборот, во всём помогала человеку.

Откуда возникли легенды о столь оригинальных мифологических существах? В глубокой древности жители Средиземноморья не умели ездить верхом. Они передвигались на колесницах. Те были главной ударной силой древних армий. Надо сказать, что с точки зрения тактики колесница гораздо эффективнее всадника. Но это слишком дорогое удовольствие. Поэтому по прошествию столетий конные соединения вытеснили запряженные в пару и тройку коней повозки.

В Древней Греции не было всадников на конях. Однако такой способ езды прекрасно освоили кочевые племена. Иногда они подходили совсем близко к границам Эллады. Жители Балканского полуострова, видя людей на конях, принимали их за единые живые организмы. То же самое наблюдалось у индейцев, но только позже на 3 тыс. лет. Когда испанские конкистадоры высадились на американском побережье и сели на лошадей, то коренные жители Южной Америки приняли их за 4-ногих существ с человеческими туловищами. Поэтому можно допустить, что причиной мифов о кентаврах стали кочевые всадники.

Как появились кентавры

Согласно мифологии, загадочные 4-ногие разумные существа начали свой род от царя лапифов (племя, жившее в северной части Фессалии) Иксиона и богини Нефелы. Как уж там получилось - неизвестно, но Нефела родила первых кентавров в Пелефронийской пещере. Правда, богиня была женой фессалийского царя Атаманта, но он никакого отношения к 4-ногим существам не имел.

Появившаяся на свет молодёжь была отправлена на гору Пелион, находящуюся на юго-западе Фессалии. Здесь оригинальных созданий воспитывали нимфы. Когда же те подросли и стали половозрелыми, то вступили в связь с местными кобылицами. В результате на свет появились 4-ногие существа обоих полов и стали воспроизводиться естественным образом

Знаменитые кентавры

Самым знаменитым из кентавров считается Хирон . Примечательно то, что родился он не от таких же, как сам, родителей, а был зачат от любовной связи Кроноса и Филиры. Это были могущественные божественные сущности, но они не состояли в законном браке, а являлись любовниками. Жена Кроноса Рея застала парочку врасплох. Неверный муж схитрил и принял вид лошади, поэтому впоследствии на свет появился гибрид человека с конём.

Ему даровали бессмертие и назвали Хироном. А он, рождённый от порочной связи, отличался необыкновенной мудростью и добротой. Жил на Пелионе, а воспитателями у него были Аполлон и Артемида. Впоследствии он уже сам обучал легендарных героев. Среди них можно назвать Ахилла, Актеона, Орфея и Патрокла. Этот кентавр был близким другом Геракла. Они вместе охотились и жили в пещере. Но однажды случилась трагедия. Геракл случайно ранил Хирона стрелой, причём та была отравлена.

Это обрекло легендарное 4-ногое существо на страшные муки. Но бессмертие не давало найти облегчение в объятиях смерти. Поэтому Хирон отказался от бесценного дара и передал его Прометею. После этого муки закончились. Герой ушёл из этого мира и был помещён богами на небесную сферу в виде созвездия Кентавра.

Второй знаменитостью является Несс . Это сын Нефелы и Иксиона. Он долгое время работал простым перевозчиком на реке Эвен. Путников перевозил через бурный поток прямо на спине за хорошую плату. Однажды к реке подошёл Геракл со своей женой Деянирой. Парочке нужно было переправиться на другую сторону, и они решили воспользоваться услугами перевозчика.

Геракл посадил свою ненаглядную красавицу на спину Несса, а сам бросился в бурный поток и очень скоро оказался на другом берегу. Он оглянулся назад и увидел гнусную картину. Перевозчик не плыл через реку с его супругой на спине. Пленённый необыкновенной красотой женщины, негодяй пытался её изнасиловать. Та отчаянно сопротивлялась и кричала. Геракл снял со спины свой лук и выпустил стрелу в насильника. Та пронзила Несса насквозь. Он упал на землю и умер.

К третьей знаменитости можно отнести Евритиона . Это тоже сын Иксиона и Нефелы. Он любил выпить и обладал вспыльчивым нравом. Однажды в компании себе подобных попал на свадьбу к лапифам. Там было много вина, и 4-ногий гость захмелел. В состоянии опьянения он стал приставать к женщинам, что не понравилось их мужьям. Началась потасовка, в которой люди вступили в бой с кентаврами. В результате Евритиону отрезали уши. Он с позором ретировался со свадебного пира. Впоследствии был убит Гераклом.

Существовали ли кентавры в действительности?

Можно ли допустить, что существа, сочетающие в себе человеческие и лошадиные черты, существовали в действительности? В своё время древнегреческий философ Плутарх заявлял, что однажды пастух принёс ему новорождённого детёныша. Родила его кобыла. Но от матери у него было лишь туловища, а вот голова и руки человеческие.

Плутарх был серьёзным философом. Он написал более 80 сочинений, касающихся самых разных сторон жизни. Однако этот человек очень любил юмор и хорошую шутку. Так что вполне можно допустить, что рассказ о необычном малыше относился как раз к этой области.

А вот римский философ Тит Лукреций попытался обосновать нереальность существования человеческих и лошадиных гибридов. Он утверждал, что лошади живут гораздо меньше людей. В 3 года животное превращается во взрослого коня, а человек в это время представляет собой лепечущего младенца. В 20 лет у человека наступает самый расцвет физических сил, а конь становится жалкой старой клячей. То есть налицо несовместимость биологических возрастов. Следовательно, подобное существо не могло жить в природе.

Нам же остаётся констатировать, что кентавр порождён богатым воображением древних людей. Это создание обитало лишь в мифах, но никогда не ходило по земле. Однако нужно отдать дань уважения тем, кто придумал столь оригинальное существо, наделил его разумом и заставил совершать множество добрых и злых дел .

Так, как большинство информации о Кентаврах содержится в древнегреческих мифах, именно в них можно найти историю об истреблении самых известных представителей. Царь Эврисфей отдал распоряжение Гераклу принести живого вепря огромных размеров, который наводил ужас на жителей города Профида и разрушал его окрестности. По дороге Геракл навестил своего друга кентавра Фола. Он угощал главного героя жареным мясом, а сам отдавал предпочтение сырой форме.

Геракл попросил вина, однако Фол отказался открывать бочку, принадлежащую всей стаи. Богатырь сделал это самостоятельно и тогда кентавры услышали запах, сбежавшись на защиту имущества. Анхий и Агрий были повержены горящими головнями, а другие умирали от стрел, которые Геракл смочил в яде медузы Горгоны. Он преследовал их до города Метеи, куда все существа отступили к известному кентавру Хирону. В процессе стрельбы Хирон был ранен в колено, но не умер, так обрел бессмертие.

Это ранение обернулось полуконю страшными болями. Примечательно, что сама охота на вепря описывается несколькими строками, а большинство времени легенда уделяет именно истреблению ныне мифических существ.

Кто такие кентавры

Отчего-то принято считать, что кентавры существовали лишь в Древней Греции. Между тем, русские мифы сохранили память о Марисе - получеловеке-полуконе, прожившем 123 года и дважды возвращавшемся к жизни. На одном из зеркал его изобразили мудрым старцем с тремя булавами - символом трех возрастов человека: юности, зрелости и старости.

Кентавры - плод союза небесных скакунов и богинь. Утратив божественную способность принимать любой облик, они как бы застыли в середине процесса: уже не кони, еще не люди.

Для богов все физические формы были достижимы, а все плотские создания равны: с их точки зрения человек не лучше животного, хотя и разумнее последнего. Известно, что индийская богиня Саранью бежала прочь от мужа, превратившись в кобылу.

Он же, обернувшись конем, отыскал супругу в табуне и примирился с нею, достигнув любви и согласия. Коварный скандинавский бог Локи принял образ кобылы, чтобы соблазнить тяжеловоза, который помогал своему хозяину великану строить Асгард. Древнюю аккадскую богиню Иштар, покровительницу плодородия и плотских утех, герой Гильгамеш упрекал в излишних симпатиях к коню. За эти и многие другие прегрешения боги отправили Иштар в преисподнюю. Результат же этой ссылки оказался плачевным - на земле прекратилась любовь: не рождались дети, вымирали животные, высыхали растения. Поэтому ее умолили вернуться и, закрыв глаза на былые прегрешения, именовали отныне «владычицей богов», «царицей царей» и даже «яростной львицей».

Существовал и русский кентавр по имени Китоврас. О нем писала исследовательница славянского фольклора Г.С. Белякова: «Слово «китоврас» греческого происхождения, однако истоки самого образа следует искать на Востоке, в Древней Индии. Там такое же мифическое существо называлось Гандарву, откуда, скорее всего и появилось второе имя Китовраса - Кентавр».

В апокрифических сказаниях «Палеи» XV века рассказано о царе-мудреце Соломоне и Китоврасе, который помог построить Храм: «Семь лет Китоврас оставался в его царстве. Возгордившись своей мудростью, Соломон позвал его к себе и сказал: «Вот, я хоть и человек, а сумел справиться с тобой, мощным зверем». Обиделся Китоврас и ответил: «Силу мою, Соломон, ты еще не видел. Если хочешь узнать ее, сними с меня узду и дай мне с руки твоей перстень».

Не ведая беды, Соломон так и поступил. А Китоврас, проглотив перстень, распростер крылья и закинул Соломона на самый конец земли».

Эта сцена изображена на Васильевых вратах Троицкого собора в городе Александрове Владимирской области. Мифическое существо держит за ноги маленькую фигурку царя, а высоко поднятое крыло готово нанести сокрушительный удар.

О дальнейшей его судьбе пишет Г.С. Белякова: «Введя коня-человека в число своих героев, наделили богатыря собственными достоинствами: утратив крылья и злую силу, он стал мужественным и благородным, сильным и смелым… Даже имя свое Кентавр- Китоврас сменил на Руси на более близкое русскому человеку имя Полкан («полуконь»).

К этому хочется добавить, что Полкан, все же, не полуконь, а полупес и именно таким его рисуют русские сказки: «Сильный богатырь, а имя ему Полкан, по пояс - песьи ноги, а от пояса, что и прочий человек, а скачет он каждый скок по семь верст».

И все же наиболее известны греческие кентавры - Хирон, Несс, Фол и другие. Хирон - плод тайного брака Кроноса и океаниды Филиры. Застигнутый женой Реей врасплох, Кронос принял вид коня. Сын родился получеловеком, но его физическое своеобразие компенсировалось необычайной мудростью и благожелательностью. Лучшего воспитателя для юных героев трудно было сыскать. Поэтому ему поручили воспитание Тесея, Ясона и Диоскуров. Самого бога врачевания, Асклепия, Хирон наставлял в познании секретов его будущей профессии.

Живший не по-человечески долго кентавр Хирон нянчил будущего сокрушителя Трои Ахилла. Он же обучал подросшего мальчика плаванию, игре на арфе, бегал с ним наперегонки и воспитал истинного атлета - не только сильного телом, но и благородного душой.

Хирон дружил и с другим легендарным силачом - Гераклом, который его случайно ранил стрелой в бок. Беда заключалась в том, что наконечник был смазан кровью лернейской гидры. Обычный человек от этого яда практически сразу умирал. Бессмертный, а именно таким оказался колченогий сын бога Кроноса, был награжден вечной мукой. Адская боль, не стихавшая ни на мгновение, терзала мощное тело кентавра. Хирон умолял олимпийских богов лишить его дара бессмертия, но те не спешили, ведь Хирон в обмен просил освободить Прометея, даровавшего людям огонь…

Известна внучка кентавра Хирона, Меланиппа, что переводится как - «черная кобыла». У нее был роман с повелителем коней и вод, Посейдоном. Через девять месяцев Меланиппа родила близнецов Беота и Эола. Ее отец не обрадовался прибавлению семейства: дочь велел пожизненно заключить в темницу, а бастардов выкинуть вон из дома - пусть погибают под лучами палящего солнца. Однако братья не умерли, а были подобраны и воспитаны пастухами. Возмужав, они вернулись в родное гнездо и вызволили злосчастную мать из заточения.

Соплеменники Хирона не отличались ни его мудростью, ни благожелательностью к людям. Многие сетовали, что конелюди буйного нрава, известны они были и своим коварством. Напоив Геракла, которого они заманили в гости, кентавры накинулись на него скопом, но были повержены могучим сыном Зевса. Так исчезли с лица земли конелюди.