Ла-Манш. Рекорды серьезные и курьезные. Десять самых необычных и скандальных историй покорения ла-манша

Или для англоговорящих стран - English Channel, а для всех кто в теме, просто The Channel.

21 миля (32.5 км по прямой). Температура воды от 15 до 18 гр. по Цельсию. Сезон с конца июня по конец сентября. Приливы и отливы, создающие течения в канале, удлиняют дистанцию до 40-50км. Старт с Английского берега в районе г.Дувра и финиш в районе мыса Гри-Не во Франции (некоторые любители экстрима плавают сразу туда и обратно, а иногда и в 3 конца сразу!). Особые неудобства пловцу создают корабли на середине канала, судоходный трафик около 1000 судов в сутки. По правилам федераций пересечения Канала (Channel Swimming Association (CSA) и Channel Swimming and Piloting Federation (CS&PF)) на пловце должны быть только очки для плавания, обычный купальник (плавки) не дающие пловцу дополнительного тепла и плавучести, разрешается наносить на тело жир.

Первым человеком, пересекшим Ла-Манш был Мэтью Вебб (Великобритания) в 1875 году. С тех пор более 1000 человек пересекли канал среди них четверо россиян (Павел Кузнецов, Алимпиада Кэсседи, Юрий Кудинов и Наталия Панкина) в сольных заплывах и одна российская команда (Алимпиада Кэсседи, Евгений Безрученко, Павел Кузнецов и Михаил Геворкян).

Чем отличается плавание в канале, и почему переплыв Ла-Манша так популярен как у пловцов любителей так и у профи. По моим ощущениям этот заплыв был самым сложным в моей жизни, хотя я плыл в эстафете из 4-х человек. Но я должен был сделать это, т.к. этот заплыв как Эверест для альпиниста. Можно плавать Босфор и другие старты, но понимать, что общепризнанная вершина одна – Ла-Манш. Условия в канале самые суровые из тех, о которых я слышал, не говоря о тех, что видел. Даже при штиле, что бывает крайне редко, огромные суда, тысячами проходящие по каналу, создают разнонаправленное волнение, которое очень плохо переносится в воде, и почти не переносится в лодке. Ледяная вода, возможное ночное плавание, невозможность нормально поесть из-за постоянной тошноты вот основные причины схода команд и соло пловцов с дистанции. Важную роль в успехе играет капитан лодки сопровождения, который рассчитывает маршрут плавания, с учетом скорости пловца и течений в канале. Если промахнуться мимо мыса Гри-Не во Франции, то возможность коснуться Французского берега стремиться к нулю.

Время для плавания в канале очень ограничено. Например, в 2014 году всего 8 периодов (Neap tides) по 6-8 дней. В каждые из этих периодов, один пилот берет только 4 заплыва (слот). Чем ваш слот выше (от 4-го к 1-му), тем больше шансов поплыть в хорошую погоду. На 2014 год остались только 4-е слоты для июня и конца сентября и то не у всех пилотов. На 2015 и 2016 года нет первых и вторых слотов на июль-сентябрь, что говорит о бешеной популярности этого заплыва.

Подготовка к пересечению Ла-Манша это очень серьезные тренировки. Я не думаю, что подготовиться к сольному заплыву реально для обычного, работающего любителя. Все таки двухразовые ежедневные тренировки не способствуют продуктивному присутствию на своих рабочих местах. Поэтому любителям стоит рассматривать эстафетные заплывы. Но если вы готовы пожертвовать своей карьерой или хотя бы двумя годами «обычной» жизни, то добро пожаловать на сольное пересечение Ла-Манша!

Вот вкратце и все описание заплыва, который займет у вас не более суток жизни, но заставит готовиться к нему 2 года и оставит о себе впечатления на всю жизнь!

Следите за результатом команды MySwim на Ла-Манше в 2015 году! Мы забронировали место на конец июля, и ведем серьезный отбор среди наших учеников.

Ла-Манш аэросъемка


Карта переплытия Ла-Манша первой российской командой в составе Алимпиады Кэсседи, Евгения Безрученко, Павла Кузнецова и Михаила Геворкяна


Фото из личного архива


Фото из личного архива


Фото из личного архива

Переплывших через пролив Ла-Манш гораздо меньше, чем поднявшихся на Эверест. На сегодняшний день насчитывается чуть больше 1000 пловцов-покорителей Ла-Манша. И только пятеро из них — из России. Одна из покорителей этого пролива, тренер по плаванию Людмила Попова, побывала в гостях у Pravda. Ru и рассказала о своих заплывах и закалке характера.

— Людмила, к огда возникла идея переплыть Ла-Манш, как ты к этому готовились?

— Идея такая основательная появилась, естественно, совсем недавно. Но давно были такие задумки, детские мечты, желания.

— Прямо с детства?…

Я ведь всегда занималась спортивным плаванием. Когда только начала популяризироваться открытая вода, у меня возникло желание переплыть что-то такое большое. Как раз услышала, что есть заплывы через Ла-Манш.

Потом со временем это ушло, сменилось другими заботами. И только возобновив тренировки по плаванию в отрытой воде, я действительно поняла, что уже пора начинать готовиться к своему заветному старту. И два года назад я уже активно приступила к тренировкам.

— Как шла подготовка?

— Подготовка шла по-разному. Естественно, когда ты подходишь с определенными целями к какому-то старту, то должен оценить свои силы, свои возможности. Проанализировав свои возможности, силы и расписав определенный план, я приступила к подготовке. Подготовка была в бассейне, в открытой воде — все зависело от периода, конкретного этапа. Необходимые километражи были проплыты.

Естественно, была организационная подготовка. Потому что ты не просто заявляешь желание проплыть Ла-Манш, а пишешь в ассоциацию, оплачиваешь стартовый взнос. Надо еще продемонстрировать определенные навыки за 2-3 месяца до своего заплыва. Ведь шестичасовой заплыв в холодной воде — очень серьезное испытание. Поэтому уже за 8 месяцев я конкретно распределила тренировочные старты, которые у меня должны были быть сначала и перед самим заплывом, где их осуществить. Выезды были постоянные на разную воду — пресную и соленую, выезжала в числе прочего в Грецию.

— А в России где?

В России был основной заплыв на Онеге около Петрозаводска — у нас получилось почти 30 километров. Когда я искала тренировочный старт в России, выбирала близкие условия. У нас много таких суровых, приближенных к Ла-Маншу мест.

Я наткнулась на сайт — 25 километров, Питер-Кронштадт, вышла на ребят, на Эдуарда Пиля, связалась с ними, попросила, чтобы они помогли мне организовать соло-заплыв. Ребята здорово откликнулись, поддержали меня всячески, спрашивали и предлагали разные варианты. Онежское озеро отличалось своими красотами, заповедными зонами, вот я его и выбрала.

Эдуард и его команда организовали заплыв очень хорошо, по всем правилам, — капитан, лодка, организация понравилась. Это был соло-заплыв за месяц до основного старта в Англии. Мы отрабатывали конкретно последние приготовления: кормления такие монотонные, всякие проплывания, погодные условия учитывали. У нас там разная погода была: и штиль, и волны.

В целом порадовала погода, было очень солнечно и тепло. Замечательное место, замечательный заплыв. Ребята восхитили меня своим альтруизмом. Они живут этим делом, организуют не только старты на открытой воде, проводят также беговые чемпионаты и лыжные гонки.

Все было очень уютно, по-домашнему, мы уже действительно прямо как родные люди стали. Своих спортсменов скоро в планирую так же вывезти к ребятам на Онегу, чтобы они тоже проплыли длинную дистанцию в формате соло-заплыва. С нетерпением жду встречи. А вообще у ребят в августе — очень насыщенна программа. Со 2 августа у них очень активно проходят соревнования: серия заплывов для любителей.

Сам этап подготовки был очень непростой, это тоже действительно очень серьезный опыт. Самое сложное — это подготовка, когда постоянные тренировки, нагрузки, травмы… Начинаешь обдумывать, что ты делаешь не так, корректируешь свой тренировочный процесс, с каким-то сталкиваешься сопротивлением. Вот самое-самое сложное было, естественно, на тренировках.

— А сам такой длительный заплыв прошел хорошо? Можно сказать, что на каком-то этапе отключаешься — медитируешь?

— Заплыв через Ла-Манш в целом прошел хорошо, можно сказать, по плану. На пятом часу в холодной воде уже, конечно, происходят свои мыслительные процессы. Ты начинаешь уже включать ресурсы своего организма, как-то себя отстранять от тех сложностей, которые у тебя возникают, всеми способами, которыми ты умеешь. Возникает, конечно, такой момент, когда ты уже понимаешь, что все — дальше дороги нет, ты плывешь, и только призраком — французский берег.

— На ваш взгляд, если обычный человек, который раньше не занимался плаванием, решил переплыть Ла-Манш или нечто подобное, у него есть шансы? Или надо было раньше начинать серьезно плавать и готовиться?

Конечно, надо учитывать определенные физиологические возможности. Но если есть огромное стремление, огромное желание, то это возможно. Люди делают это, переплывают. Многие могут, но не многие хотят. Все отталкивается, начинается с желания.

Я считаю, что если человек действительно загорится целью, если он загорится желанием, если он поймет, что ему для этого много предстоит сделать, и пройдет через это, то обязательно сможет.

И я уверена, что увлечения, любительский спорт — будь то марафонский бег, триатлон, плавание или другие виды — скоро очень серьезно будут набирать массовость. Сейчас это очень активно популяризуется, приходит в нашу жизнь. Сейчас уже начинается такой огромный бум. Я думаю, что и Ла-Манш будут все популярней среди россиян.

— 26 июля состоялся заплыв через Босфор. Конечно, это значительно проще, но для многих россиян — это первый серьезный старт. Как вообще надо готовится к подобным соревнованиям, что учитывать?

— Босфор и Ла-Манш — разные мыслительные процессы. Ла-Манш длился 13 часов, а через Босфор максимум час люди плывут. Поэтому тактически Босфор отличается от Ла-Манша. Босфор сам по себе — очень красивое, теплое место, старт происходит с одного берега на другой вдоль финишного берега. Там действительно нужно очень тактически грамотно отработать, чтобы не уплыть далеко за финиш.

Думать о каких-то высоких вещах, времени нет, потому что ориентир на центр на старте, на середине нужно себя сконтролировать, и, конечно, хорошо сделать мощный финиш, не уплыть далеко. Поэтому там нужно постоянно думать, осознавать, где ты находишься, в какой части Босфора, и как тебе нужно сейчас отреагировать, куда переместиться поближе, откуда подальше.

Для людей, которые получают первый опыт на открытой воде, хотела бы сказать, что старт не такой сложный, чтобы его бояться. Если человек спокойно плывет три километра в бассейне, в пресной воде, в открытой воде, то он спокойно плывет три километра и на море. Если в конце дистанции есть еще силы немножко ускориться, прибавить, со скоростным моментом, отработать финиш, то надо пробовать, дерзать, и все получится.

Обязательно перед стартами надо прокатиться на брифинги, посмотреть дистанцию. Опыт, в том числе соревновательный, дело наживное. А главное — не бояться. Если вдруг возникают какие-то нештатные ситуации — не паниковать, не переживать, а спокойно доплывать дистанцию. И желаю всем удачи, получения этого опыта и радости. Потому что люди с такими глазами финишируют, выходят на берег — это большого, дорогого стоит.

Какая Нева на вкус, зачем нужно заклеивать соски и сколько стоит переплыть Ла-Манш – «Фонтанка» поговорила со спортсменом, который первым в истории проплыл 70 км вдоль всей Невы.

Алексей Серёдкин//из личного архива/Юрий Гольденштейн

Спортсмен-любитель Алексей Середкин удивил на прошлой неделе всех. Во вторник, 25 июля, без лишнего шума от крепости Орешек он начал свой 70-километровый заплыв через всю Неву. В прошлом году он , но потерпел неудачу. Сейчас с Невой все прошло более удачно, хотя без приключений не обошлось, а в конце участников мероприятия вообще задержала полиция.

- Первая попытка поговорить с вами сорвалась из-за того, что вам резко стало плохо. Это из-за вашего заплыва?

Да, это было через два дня после заплыва, 26 июля. Я весь тот день провел на работе, и к 5 часам вечера мне стало плохо. Слабость, температура, диарея, головокружение, сильное обезвоживание. Я отменил все встречи, поехал домой и просто лег. Это стандартная ситуация после таких заплывов. Как правило, начинается на 2 - 3-й день. Я позвонил своей девушке и сказал, чтобы она срочно шла в аптеку и покупала антибиотики. По опыту я уже знаю, что это кишечная инфекция. Что-то я все-таки в Неве поймал. Фармацевт долго не хотел продавать антибиотик без рецепта, но в конце концов сдался. В итоге она принесла мне какой-то чудо-препарат, после второй таблетки которого к часу ночи я уже спокойно спал. Я проспал до десяти утра и, когда встал, чувствовал себя гораздо лучше. Вообще это абсолютно нормальная реакция организма на такие длительные заплывы: на переутомление, на нефильтрованную воду, на питание каждые полчаса, что для желудка тоже непривычно.

Когда мы утром узнали о вашем эпическом заплыве, я позвонил вашему тренеру Дмитрию Егорову, который вам помогал в прошлом году с Ла-Маншем. Первая его фраза: «Снимаю с себя всю ответственность за этот заплыв». А потом в течение дня пришел пресс-релиз о пресс-конференции немецкого пловца Марко Хенрикса, который по случайному стечению обстоятельств тоже решил проплыть вдоль всей Невы, установив тем самым мировой рекорд. Создалось впечатление, что ваше решение было спонтанным ответом на решение этого немца.

Тут история такая. В прошлом году после Ла-Манша я узнал про Александра Воробьева. Он уже о Неве грезил года три. Он проплыл сначала 30 км, потом 60 км. Хотя толком плавать он не умеет. Он плыл в гидрокостюме. Это такой простой, плотненький дядя. В итоге он дошел от Орешка до Большеохтинского моста, что очень достойно. После этого он сказал, что для него этого хватит. Я об этом узнал, и меня это очень сильно вдохновило. А так как я собираюсь еще раз попробовать переплыть через Ла-Манш, но для этого нужны большие деньги - 2 - 2,5 миллиона рублей, - я решил поддерживать форму какими-то такими интересными проектами в России. В октябре 2016 года я в числе прочих таких проектов анонсировал и заплыв по Неве — 77 км. Когда я узнал о планах немца, я подумал, что у нас есть все права, чтобы сделать это раньше. Все-таки мы об этом заявили тоже раньше, просто так не пиарили. Изначально конкретной даты у нас не было, но после заявления этого немца мы решили форсировать подготовку и выбрать именно этот день. Плюс у моего отца на следующий день день рождения, и я ему решил сделать такой подарок.

- С чего начался ваш заплыв?

Мы приехали к крепости Орешек в час ночи. Ребята - 5 человек - два часа занимались сборкой байдарок. Попытался поспать, тем более что день перед этим был очень активным. Проснулся в тот день в 8 утра, отработал до 8 вечера. Еще, как назло, была куча всяких дел с клиентами. Но из-за сильного волнения, как это обычно бывает перед такими заплывами, поспать не получилось.

- Кем вы работаете?

У меня свой маленький интернет-магазин автозапчастей. Настолько маленький, что я там работаю пока что один. Где-то в 3.30 у нас все было готово. Мы вышли на берег. Сфотографировались. Никакого гудка, стартового свистка не было. Я просто сам ушел в воду, и друзья включили хронометраж.

- Перед заплывом что-то принимали?

Препарат от кишечной инфекции, чтобы какая-то защита уже была. Еще таблетки калия и магния. И потом еще во время заплыва каждый час их принимал для поддержания сердечной мышцы, чтобы сердце не посадить. При такой нагрузке в организме эти вещества быстро заканчиваются, а с обычным питанием они не так активно поступают.

- Вы еще чем-то мазались.

Да, это специальная мазь Channel Grease. Ее применяют пловцы для заплывов через Ла-Манш. Она на 90 процентов состоит из ланолина (это густой овечий жир) и на 10 процентов из вазелина для придания эластичности. Она наносится для защиты от истирания. Это подмышки, промежности, плечо (там, где при гребке идет касание с подбородком), линия плавок. При этом я все равно стер кожу до крови от пояса, в которому крепился поплавок: от вращения корпуса шло постоянное трение на протяжении всех 15,5 часа. А без мази все бы стерлось уже после 5 часов. Это удивительно, потому что кажется, что в воде такое невозможно. Более того, натирает даже соски. Их лучше вообще заклеивать.

- Соски-то чем натирает?

Водой. Не зря говорят, что вода камень точит. Плюс в воде все равно есть какие-то кристаллы соли, песчинки.

- О чем человек думает в начале 15-часового заплыва?

Совершенно о конкретных вещах. В первую очередь было важно понять, что с температурой воды. У нас расчетное время было 21 час. Я не знал, какое там течение, и настраивал себя на то, что почти сутки мне придется в этой воде пробыть. Была задача войти в ритм, разогреться, запустить внутренний завод по производству энергии. Первое время была настройка. Еще пристраивался к течениям. Мне все время попадались какие-то подводные течения, водовороты, которые засасывали меня. Еще пытался найти баланс работы: если слишком часто грести - быстро устанешь, слишком медленно — будет недостаточно вырабатываться тепло, начнешь замерзать.

- Слышал, что вы едва не столкнулись с «Метеором»?

Это было не совсем столкновение. Скорее, мы действовали на упреждение. «Метеор» же очень быстро идет, и ребята перестраховались. На всякий случай мы просто фигачили к берегу, что есть силы, чтобы, не дай бог, ни малейшего риска не создать. Один раз в самом начале к нам очень тихо со спины подобрался близко сухогруз. Мы были не на его траектории, но был риск, что нас начнет засасывать. Поэтому тоже быстро уплыли к берегу.

- Этот случай с сухогрузом был самым стрессовым за весь заплыв?

Для моих сопровождающих - да, потому что они смотрели все время вперед и не ожидали, что сзади так тихо к ним может подойти такое большое судно. Для меня, как ни странно, ни один подобный случай не был стрессовым. Они просто говорили мне грести быстрее к берегу, и я про себя немного ругался на них: ну что ж они заранее мне об этом не сказали?

- Из чего состояло ваше питание во время заплыва?

База всего — углеводы. То, что дает энергию. Мы сделали так. С самого начала питание было каждые полчаса. Первый прием - изотоник. Это сухая смесь, в составе которой разные соли и витамины, которые вымываются из организма. В пресной воде обязательно нужно принимать изотоник, иначе начнутся судороги. Это все разбавлялось в пропорции 50 на 50 кипятком, чтобы питье было горячим. Перед этим мне давали 35 граммов спортивного геля. Там тоже углеводы. Он на основе мальтодекстрина - это такой крахмал, подвергнутый гидролизу. Он очень быстро повышает гликемический индекс, но лучше, чем сахар, потому что не сладкий. То есть можно вбухать много мальтодекстрина в маленький объем, и не будет приторно. Ну и плюс витамины. То есть я съедал эти 35 граммов геля, запивал изотоником. Второе питание было натуральным. Я дома взял петрушку, банан, мед, витамин С, абрикос. Смешал все это в блендере до очень густого состояния. И третья часть питания была белковой - творог, банан, мед, топленое молоко, орехи. Все это до густоты тоже замешивается. Ребята эти смеси разводили тоже кипятком и в таком виде его давали.

- По объему это сколько заняло?

У нас было четыре 800-миллилитровых шейкера. Их хватило на весь заплыв. Один прием — это 100 - 120 граммов смеси и столько же кипятка. Бананы мне еще в обычном виде давали, чтобы было что пожевать. Но вообще, почему все в жидком виде дается? Потому что челюсть замерзшая, пережевывать что-либо невозможно. Один раз мне пробовали дать шоколадку, но я ею чуть не подавился. В обычной ситуации шоколад бы сам во рту растаял, а тут все замерзло, и рассосать его было невозможно. Всего у меня на эти смеси ушло 2 кг бананов, граммов 600 абрикосов, пачка творога, пучок петрушки, 4 пакетика по 2,5 мг витамина С, граммов 100 меда, граммов 100 орехов.

- Не так много, на самом-то деле.

Ну да. Это мы на Ла-Манше от неопытности столько всего накупили, что две недели можно было этим питаться.

- Во время приемов пищи вы останавливались?

Мы делали так. Сзади плыла байдарка, я переворачивался на спину, получал стаканчик, выпивал содержимое, в это время продолжал подгребать одной рукой и ногами.

Ваш заплыв завершился незапланированной встречей с полицией. На вашем месте я бы очень расстроился, особенно после 15 часов беспрерывного плавания, которое закончилось совсем не так и не там, где вы собирались. Но вы, кажется, совсем не разочарованы.

Я этот момент помню так. Одна сопровождающая меня байдарка почему-то остановилась. Помню, мне только сказали: "Плыви дальше, мы сами разберемся". И они пытались договориться с полицией. Ребятам сказали, что дальше мы плыть не можем, а они пытались объяснить: у нас тут заплыв, позвольте нам доплыть, нам осталось немножко. На что им ответили: "В дежурную часть поступил официальный звонок, и мы вынуждены все отработать". Несколько минут они вели эти переговоры, а я все это время продолжал плыть. В итоге ко мне подплыл Валентин (координатор заплыва. - Прим. ред.) , указал на пляж и сказал плыть туда. Метров за 100 от берега я увидел, что там меня уже поджидают болельщики. Они, кстати, не знали изначально, где именно мы будем финишировать. И вот так все удачно совпало, что они пришли туда, куда нам сказала причалить полиция. А полиция позволила нам спокойно закончить заплыв самостоятельно. Мы доплыли до берега, вышли, меня одели, дали перекусить, попить. Полиция все это время нас терпеливо ждала. Ну не знаю, минут 40 они нас точно прождали. Потом нас пригласили на катер, и мы по рекам и каналам доехали до отделения на Двинской. Провели там полтора часа. Нам надо было им объяснить, что мы делали на закрытой портовой территории. Все были предельно вежливы. Нам объяснили, что мы нарушили (а нарушили мы, оказывается, очень много всего) и сколько нужно было пройти всяких инстанций, чтобы все было официально (как раз из-за отсутствия согласования немцу Марко Хенриксу . — Прим. ред.) . Тогда я понял, что, если бы мы взялись все делать официально, этот заплыв никогда не состоялся бы. В общем, после всего нас совершенно спокойно отпустили. Даже штрафов не пришлось платить. Какого-то негатива я там вообще не испытал. Все сотрудники были совершенно адекватными. А разочарования никакого не было. По факту то, что мы хотели сделать, мы сделали, и наше задержание это только доказывает.

- Какая Нева на вкус?

Хорошая. Есть водоемы с каким-то тухловатым рыбным привкусом, а у Невы такого нет. Я же стакана два воды точно выпил, пока плыл. Ничего неприятного в ней нет. В принципе, если сильно хотеть пить, можно попить, но только после этого нужно выпить стакан водки или активированного угля. Мусора очень мало. Я ожидал, что буду плыть среди бычков, пластиковых бутылок, но ничего этого не было.

- Когда следующая попытка переплыть через Ла-Манш?

Хоть сейчас бы уехал. Денег нет. Я сейчас занимаюсь развитием своего бизнеса, и думаю, что года через два смогу себе позволить вторую попытку. Деньги на первую попытку мы пытались собрать через одну краудфандинговую платформу. Но эта идея оказалась неудачной. Так мы собрали что-то около ста тысяч. Каких-то серьезных спонсоров тоже не нашли. Пришлось мне брать кредит в Сбербанке.

- Сколько?

Миллион.

- Сколько вам сейчас нужно на вторую попытку?

Чтобы хорошо себя ощущать, надо миллиона 2 - 2,5, чтобы примерно за год до этого уже не работать, а только тренироваться, а еще лучше вообще туда уехать, на остров Джерси, вокруг которого круглый год такие же условия, как на Ла-Манше. Вообще, мечта в два конца проплыть.

- В два конца???

Да. Рекорд, кстати, принадлежит британке Элисон Стриттер, которая проплыла Ла-Манш в три конца без остановки.

Вы как-то рассказывали, что несколько месяцев перед первой попыткой не работали, только тренировались. А на что вы, простите, жили?

Были накопления, которые, правда, быстро кончились. Была ставка, что удастся собрать нужную сумму через краудфандинг. Я настолько верил, что моей идеей вдохновятся, что подтянутся спонсоры, что мне даже придется говорить: все-все, хватит мне перечислять денег. Но мы очень быстро поняли, что нужную сумму собрать не получится.

- Кредит отдали уже?

Отдаю все еще. Я брал на 5 лет 1 миллион рублей, так что осталось чуть меньше 3 лет. Выплачиваю в месяц по 25 тысяч. В нашем кругу мы смеемся, что я в ипотеку взял Ла-Манш, который не проплыл. Это полная дичь, о которой и рассказать стыдно, но что делать?

- Полное сумасшествие. Откуда в вас эта страсть в плаванию?

В 2006 году Павел Кузнецов первым из россиян переплыл через Ла-Манш. Был репортаж по Первому каналу. Я его увидел, и меня это невероятно потрясло. А когда еще сказали, что Павел не профессионал, а любитель, мне это дало основание полагать, что я тоже способен на такое. Я записался в бассейн и стал потихоньку учиться плавать. То есть плавать я фактически на тот момент вообще не умел.

Беседовал Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»

6 августа в 1926 году 19-летняя Гертруда Эдерле первой из женщин переплыла Ла-Манш. Расстояние в 56 километров она преодолела за 14 часов 31 минуту. Ла-Манш покоряли не раз. Почти каждый заплыв сопровождался каким-нибудь скандалом или трагедией. Мы собрали наиболее интересные истории покорения Ла-Манша.

Гертруда Эдерле, которая улучшила прежнее достижение мужчин на 1 час 59 минут, была олимпийской чемпионкой 1924 года в эстафете 4х100 м вольным стилем. Однако после легендарного покорения пролива ей пришлось покинуть спорт.

Для женщины покорение Ла-Манша первой после мужчин было действительно умопомрачительным достижением. В Нью-Йорке ее встретили как национальную героиню. Но из-за долгого нахождения в воде Гертруда навсегда потеряла слух и не могла больше заниматься спортом, как раньше.

Через год рекорд Гертруды побила Дороти Логэн – врач из Лондона . Рекорд зафиксировали сопровождавшие ее судьи. Однако через неделю рассказали, что Дороти проделала путь от Дувра до Кале в их лодке. Переплыть пролив действительно сложно. Пловцам приходится пересекать его в тяжелых условиях: холодная вода (15-18 °C летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта), а также течения, вызванные приливами и отливами. Однако есть мнение, что Дороти просто не поделилась с теми самыми судьями призовыми деньгами. Кстати, анннулировали ее рекорд или нет, неясно.

Самый громкий скандал произошел в 1950 году. 20-летняя американта Ширли Франс готовилась к установлению нового рекорда. По всей видимости, девушка хотела привлечь публику не только спортивным достижением, но и эпатажем. Ее рекламный агент дал понять прессе, что она пойдет на рекорд без купальника. Заплыв вызвал невероятный ажиотаж. Посмотреть на стартующую в чем мать родила пловчиху приехала даже сестра королевы – принцесса Маргарита. Однако эта истории едва не закончилась трагедией. Американка все-таки стартовала в купальнике. В 14 километрах от Кале задул сильный ветер, Ширли стала захлебываться, у нее начались судороги, и ее подняли в катер сопровождения. Потом она попала в больницу с тяжелым психическим заболеванием.

Изобретательности следующих покорителей Ла-Манша можно только позавидовать. Чтобы заставить публику обратить на себя внимание, спортсменам приходилось быть весьма оригинальными. Например, француз Жорж Мишель переплыл Ла-Манш за 11 часов вместе с … моржом. Животное он купил в США и специально тренировал для заплывов на большие дистанции. Во время заплыва Мишель все время держал моржа на поводке, как собаку.


Модель из Нью-Йорка Джеди Балтазар решила переплыть пролив новым способом – под водой. Но у нее ничего не получилось из-за нерасторопности помощников. Девушке по ошибке спустили в воду пустой кислородный баллон. Естественно, с ним она долго не протянула и выплыла на поверхность. Повторить заплыв американка уже не успела. За нее это сделал ее предприимчивый муж, с которым они развелись за месяц до этого.

На чем только не переплывали пролив после этого. Студент-химик из Брайтонского университета переплыл Ла-Манш в ванне с подвесным моторчиком. Успешно, надо сказать.

А вот планерист Георг Данн ухитрился за 14 часов добраться до французского берега, буксируемый громадным воздушным змеем.

Индус Брамин Синкх два раза пытался пересечь пролив на спине своего друга – дрессированного крокодила. Но у него ничего не вышло.

Сантехник из Люксембурга Жан-Клод Лемош сумел пересечь пролив на гладильной доске с моторчиком собственного изобретения, а музыкант из Японии Самуро Кито установил рекорд форсирования Ла-Манша внутри большого барабана, ибо последователей у него не оказалось.

Ла-Манш называют самым переплываемым проливом – его успели покорить больше 900 человек.

В интернет-газете «Бумага» вышел отличный рассказ Алексея Серёдкина, 34-летнего непрофессионального пловца, который захотел исполнить многолетнюю мечту, потратил 5 месяцев тренировок, почти 600 тренировочных километров и около 1 млн рублей на неудачную попытку переплыть Ла-Манш.

Зожник приводит рассказ Алексея о том, почему на подготовку осталось так мало времени, как преодолевать страхи, физическую боль, тошноту и холод, сколько стоит заплыв.

Идея

В сентябре 2006 года я увидел репортаж о том, что пловец-любитель из Москвы, Павел Кузнецов, переплыл Ла-Манш. Тогда к плаванию я не имел никакого отношения.
Как все мощные идеи, которые тебе не по плечу, всё это очень долго прорастало во мне.

Начиная с 2009 года я стал плавать в бассейне, но у меня почти сразу возникла проблема с носом, которая возникает у многих пловцов. После занятия появляется отек - аллергическая реакция, переходящая в гайморит, и они долго не могут тренироваться.

В мае 2015 года мне случайным образом удалось эту проблему решить. В магазине для плавания я там обратил внимание на зажим для носа, которые используют синхронистки. С ним длительные тренировки в бассейне проходили без последствий. Собственно, тогда я понял, что больше нет никаких препятствий.

Подготовка

Я стал тренироваться и в августе 2015 года уже проплыл Kotlin Race из Санкт-Петербурга до Кронштадта (Длина дистанции — 25 км — прим. Зожника ). У меня был настолько мощный импульс после решения проблемы с зажимом, что после большого перерыва я за 2,5 месяца подготовился к марафону и успешно его прошел.

Каким бы легким ни казался Kotlin по сравнению с Ла-Маншем, мне он дался очень тяжело. После первых 25 километров я очень испугался: просто ступор и всё. Так продолжалось несколько месяцев. Я очень боялся мучений, которые связаны с длительными дистанциями в открытой воде без гидрокостюма. Я стал проговаривать свои страхи - и сразу стало легче.

У меня было два тренера. Дима Егоров занимался со мной на открытой воде и в 50-метровом бассейне, а с Ирой Кузнецовой в 25-метровом бассейне я отрабатывал мелкую технику.

В конце года отправил письма всем капитанам CSPF - эта организация занимается заплывом через Ла-Манш. Я хотел плыть в августе, но капитаны один за другим отвечали, что все слоты уже раскуплены, а ближайшие августовские появятся только в 2019 году. Конечно, я знал, что Ла-Манш очень популярен, но это для меня было полной неожиданностью. И пока я размышлял, мне пришло письмо, в котором говорилось, что есть слот на конец июня 2016 года. Это очень рано: в конце июня вода еще холодна - 13-15 градусов. Для сравнения, в августе 17-18.

Подготовкой к заплыву начал заниматься в январе, оплатил лодку и с 1 февраля приступил к тренировкам. Мне очень хотелось поддержки, общения с людьми, и я решил сделать группу. В ней и у себя на странице я объявил о том, что мы принимаем финансовую помощь от друзей, знакомых и незнакомых людей.

С конца апреля по середину мая я был в Испании, где тренировался на открытой воде. Я раз за разом проваливал квалификацию: мне не удавалось проплыть 6 часов. Кроме того, там были шторма и вода остыла до 13 градусов. 2,5 часа плывешь - и замерзаешь. В итоге я просыпался и думал, что готов всё что угодно делать, только не идти на тренировку.

После возвращения в Петербург, помимо Гребного канала, в мае оплыл вокруг Елагина острова. Там выходит 5 километров по Большой Неве против течения. Свадьбы плывут, все бросают свои бокалы - и вдруг: «О, человек в трусах!»

В Англии человек, в трусах плывущий в холодной воде, - это почти всегда человек, готовящийся к Ла-Маншу. Они этим живут. Ты в субботу выходишь на пляж, а там человек 50: худые, полные, толстые, молодые, пожилые. Ты узнаешь, что рядом с тобой плавает женщина, которая перенесла рак.

Внешне я был спокоен, но были чудовищные мучения заходить в воду и пытаться что-то из себя выжать 2-3 часа в этой воде. Люди выходили после заплывов на 7 часов - просто, как будто делают это каждый день, и меня это поразило. Никаких гидрокостюмов на Ла-Манше нет, это запрещено.

Заплыв

Почти сразу после прибытия в британский Дувр испортилась погода, температура воздуха опустилась до 12 градусов, начались шторма и волнения. Мы начали искать жилье: выяснилось, что все хостелы дорогие, больше 40 фунтов за ночь. В итоге мы остановились в гостинице для пловцов, где жил Павел Кузнецов, тот самый первый россиянин, переплывший Ла-Манш. Хозяин, вообще, берет за проживание от 1200 фунтов в месяц, но наш бюджет на месяц был всего 500 фунтов. Он просто пошел нам навстречу.

CSPF организует пребывание на лодке сопровождения официального наблюдателя, который фиксирует соблюдение правил заплыва. Как оказалось, наблюдатель очень полезен тем, что он постоянно на Ла-Манше и не подвержен морской болезни. Когда мы вышли в пролив, скосило всех, даже капитану пришлось принимать таблетки от укачивания.

Старт заплыва происходит не из бухты, а с пляжа - с открытого участка. До него нужно было еще доплыть. Наша лодка несколько раз ложилась бортами на воду. Погоды не было. С одной стороны, я понимал, что другого шанса не будет, с другой - что плыть в такой воде невозможно.

И вот старт. Ты идешь, мечтаешь об этом десять лет и готовишься, как ни странно, 5 месяцев. Что ты чувствуешь в этот момент? Ни фига ты не чувствуешь. Я думал только о том, что у меня очки для открытой воды и они отличаются от других тем, что в них нельзя нырять.

На относительно спокойной воде ты приспосабливаешься к условиям и дышишь так, чтобы не сглатывать соленую воду. И до Ла-Манша я делал это успешно, а тут никак не мог приспособиться во время вдоха. Я практически каждый вдох глотал соленую воду. Со второго часа уже начались приступы тошноты. Мне не удавалось освободить желудок от воды. Нужно было два пальца, кулак в рот засунуть. Только тогда, во-первых, у тебя приступы тошноты прекращаются, во-вторых, ты можешь еду усваивать.

У нас перед заплывом была такая договоренность: мой тренер Дима будет на палубе, чтобы контролировать меня, кормить и общаться. Это очень важный момент: когда плывешь, чувствуешь жуткое одиночество. Но с самого начала Дима ушел готовить питание, потому что только он мог находиться внутри. А на палубе дежурила Катя, которая не всегда могла следить за мной из-за приступов морской болезни.

Мой заплыв закончился спустя 5 часов

К тому же у меня потек зажим, и я никак не мог его наладить. Всё время попадала вода в пазухи. Мысли, что жутко хочется вылезти и всё это дело прекратить, пришли где-то после третьего часа. Я стал замерзать.

На квалификации я разработал тактику: если холодно, начинаешь делать более частые гребки. И это срабатывало, но в этот раз из-за того, что руки всё время были в воде, я не мог обеспечить себе нужный темп. Мой заплыв закончился спустя пять часов.
Через два дня из-за неисправного зажима начался гайморит. Дня четыре я пролежал с температурой, дальше всё нормально, даже антибиотики не понадобились.

Риски

На Ла-Манше люди тонут, таких было 8 человек за всю историю: пропадает визуальный контакт с пловцом, он теряет сознание и всё. Я понимал, что девушка не всегда за мной смотрит, Димы нет, и уверенности, что тебя в любой момент вытащат, тоже не было.

Зато очень круто работал капитан: он успевал контролировать трафик, обеспечивать траекторию и всякий раз, когда меня останавливал приступ тошноты и я просто вставал, лодка тут же останавливалась, он лично выходил на палубу, смотрел, спрашивал, всё ли в порядке.

Человек не знает, как организм чувствует себя в открытой воде. В основном в России люди плавают в гидрокостюме. Есть моржи, которые плавают в отрицательной воде и +4, но это совсем другая категория. Так-то ты просто не знаешь, что будет с твоими почками, сердцем, когда процесс переохлаждения уже начался. Очень страшно было стать инвалидом.

Опыт

Результат по общепринятым меркам плачевный. Я поставил себе цель переплыть Ла-Манш и этой цели не достиг. И вроде больше рассказывать нечего, но это не так. И у меня самого отношение к этому результату очень хорошее, для меня эта вся история не делится, не окрашивается в плюсы и минусы.

Одна из основных причин нашего результата - это недостаточность тренировочных объемов. Казалось бы, объемы приличные, почти 600 километров за 5 месяцев, но тем не менее для тех условий недостаточные.

Я хочу повторить всё. С помощью хозяина гостиницы, где мы жили, удалось встретиться с Венди Трехио, женщиной, перенесшей рак и переплывшей Ла-Манш в два конца. Она написала, например, какое должно быть питание. На марафонских заплывах такого рода используется мальтодекстрин - это расщепленный крахмал. Питание должно быть горячим, но не обжигающим. У ребят это не получалось. Руки были холодные, и они не могли определить температуру, но очень боялись, что я обожгусь. В итоге питье было недостаточной температуры.

Я сейчас делаю вывод, что на тренировках надо проплывать 35-40 километров. Тогда вопрос твоей готовности сразу проясняется - не на заплыве, а на тренировке. Ты либо упираешься в неспособность, у тебя летят плечи на 25 километрах, либо ты проплываешь. И сразу ясно, готов ты или не готов. И если готов, то сколько времени еще нужно на тренировку.

Про подготовки к триатлону Ironman с нуля в 11 сериях и неудачный конец этой подготовки читайте .