Люк уилкшир женился на русской. Люк Уилкшир: к переезду в Грозный больше других подталкивала моя жена. Из Парижа улетели вовремя

18+

Десятая юбилейная биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017», как и всегда, охватит несколько столичных площадок, главной из которых по традиции станет Мультимедиа Арт Музей. В рамках фестиваля, который продлится до мая 2017 года, можно будет увидеть, к примеру, знаковые снимки летописца перестроечной рок-культуры Игоря Мухина, репортажные кадры Филиппа Шанселя, рассказывающие о парижской молодёжи 1980-х годов, и фотографии, созданные Питером Линдбергом для нового календаря Pirelli.

Событие уже прошло

Выставка «Шедевры Византии» 0+

С искусством Византии разных исторических периодов зрителей познакомит Третьяковская галерея. Изысканные колоритные иконы, роскошные миниатюры и утончённые резные изделия будут представлены по соседству с постоянной экспозицией, посвящённой древнерусскому искусству, что позволит убедиться в родственности двух культур.

Событие уже прошло

Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» 0+

Музеи Московского Кремля представят зрителям произведения французского готического искусства, относящиеся к эпохе правления Людовика Святого - короля, который приобрёл у Латинской империи Терновый венец Спасителя и другие ценнейшие для христианского мира реликвии. Одно из центральных мест на выставке займут витражи из Сент-Шапель, демонтированные в XIX столетии.

Событие уже прошло

Триеннале российского современного искусства 0+

Весной в Музее современного искусства «Гараж» пройдёт дебютная Триеннале российского современного искусства, которая объединит более 60 художников из разных уголков страны. Произведения, некоторые из которых будут созданы специально для показа в Москве, продемонстрируют многообразие применяемых авторами творческих приёмов и позволят убедиться в универсальности языка актуального искусства.

Событие уже прошло

Выставка «Энди Уорхол. Вымирающие виды» 0+

В Дарвиновском музее можно будет увидеть серию шелкографий Энди Уорхола, созданную художником в 1983 году. На картинах, выполненных в фирменной технике короля поп-арта, изображены редкие животные, находящиеся под угрозой исчезновения, - амурский тигр, снежный баран, гигантская панда и другие.

Событие уже прошло

Лекция «Зинаида Серебрякова» 0+

На ретроспективной выставке Зинаиды Серебряковой в Инженерном корпусе Третьяковской галереи будут экспонироваться как известные полотна художницы (например, автопортрет «За туалетом»), так и работы, давно осевшие в частных коллекциях за рубежом и ранее не демонстрировавшиеся российской публике.

Событие уже прошло

С 11 по 16 апреля в Центральном доме художника пройдёт Московская биеннале дизайна - знаковое событие для тех, кого интересует дизайн как искусство, средство коммуникации или же способ продвижения товаров и услуг. В рамках фестиваля состоятся тематические выставки, посвящённые той или иной разновидности дизайна.

ул. Крымский Вал, д. 10

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» 0+

В Третьяковской галерее на Крымском Валу пройдёт большая выставка Джорджо де Кирико - итальянского художника, стоявшего у истоков метафизической живописи и сюрреализма. В экспозицию войдут около 100 произведений одного из крупнейших мастеров авангарда XX столетия, среди которых - костюмы для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал».

Событие уже прошло

Выставка «Джорджо Моранди. 1890–1964» 0+

С наследием ещё одного итальянского мастера XX века - Джорджо Моранди - познакомятся посетители Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Выставка станет масштабной антологией творчества художника и представит ключевые работы живописца, прославившегося своими сдержанными изысканными натюрмортами.

Событие уже прошло

Выставка «Антонио Гауди. Барселона» 0+

В мае в Московский музей современного искусства приедут около 150 работ каталонского архитектора Антонио Гауди - чертежи и макеты незавершённого храма Саграда Фамилия и других построек мастера, а также предметы мебели, которые представят публике Гауди-дизайнера.

ул. Петровка, д. 25

Событие уже прошло

Мультимедийная выставка «Чудеса России» 0+

В рамках Года экологии в Историческом музее откроется мультимедийная выставка, посвящённая многогранной природе России. Благодаря современным технологиям зрители смогут совершить захватывающее путешествие по стране, понаблюдать за спящими вулканами Камчатки, полюбоваться бескрайними просторами Байкала и взглянуть на неприступный Эльбрус.

Событие уже прошло

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» 0+

В сентябре 2017 года в Музее современного искусства «Гараж» откроется выставка эксцентричного японского художника, скульптора и дизайнера Такаси Мураками. В экспозицию будут включены живописные и графические работы, фильмы и анимация в жанре психоделического поп-арта. При входе в музей гостей будет встречать новая скульптура мастера анимешного китча.

От венецианского искусства до художников периода оттепели, от Кузьмы Петрова-Водкина до Сальвадора Дали - 14 важных выставок года, которые нужно внести в свой календарь.

«Капричос». Гойя и Дали

Франсиско Гойя. « Капричос » . Серия из 80 офортов. «Сон разума рождает чудовищ», 1799

Государственный музей изобразительных искусств продолжает объединять современное искусство с классическим: на этот раз в таком ракурсе предстал не только японский художник Ясумаса Моримура, но и испанцы Франсиско Гойя и Сальвадор Дали. На небольшой выставке в главном здании представлены офорты из серий «Капричос» обоих авторов. Однако если серия Гойи является сатирическим размышлением на тему кризиса современной ему Испании, то Дали жестоко иронизирует над уже имеющимися сюжетами Гойи, добавляя в композиции новых персонажей и переиначивая названия офортов. Эпоха романтизма и постмодернизм ХХ века сталкиваются в диалоге, визуальном и литературном.

Триеннале современного искусства

Когда: март 2017 года

В юбилей Октябрьской революции музей современного искусства «Гараж» запускает революционную программу - знакомит москвичей с актуальными художниками со всей России, от Калининграда до Владивостока. В первой триеннале примут участие более 60 художников, которых кураторы отбирали по всей стране. Они же выделили и семь тенденций, которые стали общими для всех регионов, а также главных мастеров, влияние которых выходит далеко за рамки родного города или региона. Темой выставки станет дух времени и социальные тенденции, определяющие региональные художественные процессы. «Наша идея - показать текущий срез российского современного искусства и начать взаимодействовать с регионами», - так прокомментировал триеннале директор «Гаража» Антон Белов.

«Оттепель »

Владимир Гаврилов. «Кафе. Осенний день», 1962

Приход весны встречают в Москве наступлением «Оттепели» - на выставке в Третьяковской галерее покажут традиционных для рубежа 50–60-х художников - Пименова, Гаврилова, Салахова, Попкова. Экспозиция представляет несколько тематических разделов - от «Лучший город земли» до «Атом - космос» - и рассказывает не только о достижениях хрущевской эпохи, но и о конфликтах этого исторического периода. «Это была важнейшая эпоха не просто искусства, но человеческого мировосприятия и воплощения его во всех возможных художественных формах», - так рассуждает об эпохе оттепели директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968 »

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина; ул. Волхонка, 12

Ив Кляйн. «Синий глобус (RP 7) », 1988. Копия с оригинала 1957 года, изготовленная после смерти художника

Оттепель придет не только в Третьяковскую галерею, но охватит и всю Москву - Пушкинский музей, парк Горького и Музей Москвы, где, помимо выставок, пройдут лекции, мастер-классы и дискуссии. И если в Третьяковской галерее покажут русское искусство эпохи Хрущева, то в Пушкинском - европейских послевоенных художников, боровшихся за мир после свержения тоталитарных диктатур и изобретавших все новые утопии. Двести мастеров из Западной и Восточной Европы представлены на выставке в самых разных видах искусства, от живописных полотен и фотографий до медиаарта и акционизма.

Уго Рондиноне «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги»

Где: музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

Один из наиболее хайповых современных художников последних лет, успешно покоряющий ярмарки и биеннале, швейцарец Уго Рондиноне представит специальную экспозицию в музее современного искусства «Гараж» в рамках Garage Square Commissions . Уго специально записал видеообращение к детям, в котором попросил нарисовать радугу - символ любви, бесстрашия и радости жизни. Дети от 4 до 10 лет, участники образовательных программ «Гаража» и воспитанники детских домов, станут полноправными соавторами Рондиноне - их работы покажут на стене вдоль музея.

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель »

Где: музеи Московского Кремля, Одностолпная палата Патриаршего дворца

«Крещение Христа ». Витраж из Сент-Шапель, Париж, около 1270–1280

Любители средневекового искусства могут порадоваться: весной в Кремле покажут памятники эпохи французского короля Людовика Святого - витражи и реликвии часовни Сент-Шапель, а также произведения из коллекции Лувра, музея средневекового искусства Клюни, Национальной библиотеки и Национальных архивов. Многие произведения действительно уникальны и покидают пределы Франции впервые, среди них - лиможские эмали и ювелирное искусство высокой готики, а также реликварий Тернового венца начала XIX века, который станет одним из главных экспонатов. Выставку сопровождает масштабная образовательная программа, подробнее о которой можно узнать на сайте, посвященном выставке.

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности »

Где: Государственная Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал,10

Джорджо де Кирико. «Песнь любви», 1914

В Третьяковской галерее продолжают знакомить московского зрителя с творчеством итальянских мастеров. Не так масштабно, как на «Ватикане», но не менее зрелищно здесь откроют выставку Джорджо де Кирико, подготовленную вместе с Фондом Джорджо и Изы де Кирико. Подобная ретроспектива проходит впервые, до этого живописные работы итальянского метафизика выставлялись в 1929 году, а офорты - в 1930-х.

Джорджо Моранди

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 14

Джорджо Моранди. Натюрморт, 1948

Если в Третьяковке показывают сюрреалистичного де Кирико, то в Пушкинском представят антологию творчества другого мастера первой половины ХХ века - Джорджо Моранди. Спустя 40 с лишним лет после выставки Моранди в 1973-м в музее представят ретроспективу, включающую все этапы творчества мастера от ранней метафизики и авангардных работ до классических натюрмортов Моранди, благодаря которым он получил признание. Кроме того, на выставке представлена и графика художника, в том числе офорты и гравировальные доски.

«Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову»

Где: Государственный Эрмитаж

Ансельм Кифер. «Осирис и Изис», 1985

Первая персональная выставка Ансельма Кифера откроется в Эрмитаже в конце весны. Однако она будет не просто ретроспективой, а посвящением немецкого художника русскому поэту Велимиру Хлебникову. Обоих объединяет тема войны: у Хлебникова она выражается в цикличности, которая происходит на воде и суше раз в 317 лет, а у Кифера - в рефлексиях на тему нацизма и холокоста. «Я мыслю изображениями. Стихи помогают мне в этом. Они подобны маякам. Я плыву к ним, от одного к другому. Без них я пропал» , - говорит Кифер о поэзии.

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Когда: июнь - конец августа


Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий», вторая половина XVI века

Венецианским искусством хотя и сложно удивить искушенного зрителя, но не пленить им нельзя. Достигая расцвета в XVI веке в творчестве Тициана, Веронезе и Тинторетто, венецианская школа считается одной из вершин развития итальянской живописи во всей истории искусства. Именно эти художники и будут представлены на выставке, где можно будет увидеть около 40 полотен.

« Некто 1917 год »

Где: ГТГ, ул. Крымский Вал, 10

Кузьма Петров-Водкин. «В Петрограде», 1918

Хоть столетие революции и не станет главным лейтмотивом выставок этого года, кураторы ГТГ все же уделят ей значительное внимание. Выставка посвящена в первую очередь художникам, переживавшим революцию, и представляет два раздела - фигуративных миротворцев и утопистов-беспредметников. Нестеров, Кандинский, Серебрякова, Петров-Водкин, Клюн, Малевич - всех их можно будет увидеть на выставке «Некто 1917 год».

Такаси Мураками

Где: музей современного искусства «Гараж»

Такаси Мураками, Каикаи. 2000-2005

Любителя ярких цветов и узнаваемых лейблов Такаси Мураками в Москве выставят впервые - «Гараж» готовит большую экспозицию, которая включит также графику и анимацию и произведения японских мастеров из коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственного музея искусства народов Востока. Пять разделов выставки будут посвящены творчеству мастера начиная с 90-х годов и затронут различные феномены японской культуры, воплощенные в творчестве Мураками. Художника называют японским Энди Уорхолом, его же можно сравнить и с Яёй Кусамой - оба художника имеют свою, очень определенную манеру и сотрудничают с модными брендами.

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина, Вена

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Эгон Шиле. Youth in purple cassock with folded hands, 1914

Хотя итальянские выставки занимают большую часть программы этого года, на самом деле он проходит под знаком культурного сотрудничества Австрии и России. В конце года в Пушкинском музее откроется выставка двух наиболее известных художников рубежа XIX–XX веков - Климта и его последователя, не менее прославленного Шиле. Основной упор сделан на графику - оба мастера не только хорошие живописцы, но и превосходные рисовальщики, а собрание венской Альбертины - одно из лучших графических собраний в мире.

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

Где: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, набережная реки Фонтанки, 21


Сальвадор Дали. «Атомная Леда», 1949.

Первая масштабная выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» откроется в Музее Фаберже 1 апреля и продлится до 2 июля. В экспозиции представят работы из испанского фонда «Гала - Сальвадор Дали», частных и музейных коллекций. Всего на выставке будет более 150 графических и живописных работ художника. Билеты на «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» уже поступили в продажу.

Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?). 1260-1280. Париж, Лувр RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Martine Beck-Coppola

Десять с лишним лет главным двигателем выставочных успехов Музеев Кремля был цикл «Императорские и королевские сокровищницы мира в Кремле». Кажется, что за это время цикл честно исчерпали. Или почти исчерпали. В кремлевских планах на предстоящие 12 месяцев есть, например, уже повторное обращение к японским сюжетам. А есть довольно экзотический поворот темы — сокровища португальской короны, что с исторической точки зрения резонно, раз португальская колониальная империя когда-то была богатейшим территориальным конгломератом мира. Но все же это несколько локальный предмет рядом с сокровищами Тюдоров, Габсбургов или скопидомных саксонских Веттинов — а они в цикле уже отыграли свои славные роли.

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. 1230-1248. Франция, Центр национальных памятников Patrick Cadet/Centre des monuments nationaux

Более того, и сокровища французских королей в рамках выставочной серии уже в Кремле гастролировали: драгоценные средневековые, ренессансные и барочные сосуды из личной коллекции Людовика XIV привозили из Лувра в 2004 году. И все же именно теперешняя выставка о Людовике Святом на излете «сокровищного сериала» (даром что формально она к нему вроде как и не относится) безупречно вписывается в его контекст. Нужно только вспомнить, что дело происходит в Кремле, который со всеми его алмазными, золотыми, иконными, фресковыми и белокаменными фондами — это еще и хранилище символических образов власти. А про власть, особенно власть средневековую с ее сакральными и мистическими обертонами, гуманитарная наука последних 50 лет недаром любит рассуждать с методологической опорой на знаменитые труды о ритуальной ауре вокруг французской короны: «Короли-чудотворцы» Марка Блока, «Два тела короля» Эрнста Канторовича и так далее.

Реликварий Тернового венца. 1806. Позолоченное серебро, хрусталь. Собор Парижской Богоматери Сathédrale Notre-Dame de Paris/Pascal Lemaître

Людовик IX, правивший Францией в 1226-1270 годах (то есть во времена наших Александра Невского и его сына Даниила Александровича, первого удельного князя Московского), был образцовым воплощением этой чрезвычайно возвышенной идеи королевского сана. Набожный христианин, носивший под порфирой власяницу. Мудрый и могущественный правитель, который сделал Францию общеевропейским средоточием и политического авторитета, и культурного превосходства. Строгий блюститель правосудия, самолично рассуждавший тяжбы своих подданных всех чинов; что-то из его деяний в этом качестве (истребление богохульников, ростовщиков, игроков, проституток) вне контекста времени верхом правосудия может и не выглядеть, но сами принципы верховенства общегосударственной судебной власти, презумпции невиновности, опоры на систему римского права и запрета на варварские пережитки вроде ордалий и судебных поединков вообще-то в любом контексте неплохи. Рыцарь без страха и упрека, а значит, и крестоносец: Людовик лично участвовал в Седьмом и Восьмом крестовых походах. Которые для него, при всем его рвении и героизме, оборачивались сплошными бедствиями: поражения, плен, вынужденные уступки сарацинам, лагерные болезни (в особенности дизентерия, которая и сгубила короля, — конечно, не романтично, но что делать!). Но дополнительный блеск его короне придавали и они.

«Мадонна с Младенцем». Франция, конец XIII — начало XIV в. Слоновая кость, дерево, следы зеленой и красной краски и позолоты. Высота 34 см. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Не всем великим правителям удается создать идеальный и красноречивый архитектурный манифест, но Людовику Святому это удалось. Его Сент-Шапель, Святая капелла, не просто хрестоматийный образец высокой готики. Во-первых, это знак королевского величия. В Сент-Шапель, собственно, два храма, расположенных один над другим. Приземистый нижний — для королевских слуг, верхний, ослепительно прекрасный, залитый разноцветным светом, преломляющимся в витражах, которых так много, что вещественная тектоника стен исчезает, был предназначен для монарха.

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых. Северная Франция, середина XIII в. Слоновая кость, следы раскраски. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Казанова, помнится, с гордостью писал о венецианской базилике Святого Марка, что ни один государь в мире не может похвастать такой дворцовой часовней. Такой именно, как Сан-Марко, действительно некому было хвастать, кроме дожей, но Сент-Шапель Людовика IX все ж таки была вне конкуренции, и не только благодаря немыслимому архитектурному совершенству. Это было сакральное пространство особого статуса, единственный в своем роде грандиозный реликварий для хранения важнейших святынь христианского мира.

В этой коллекции, освящавшей и возвышавшей власть Людовика, были не только очередные частицы Креста Господня и Вифлеемских яслей. Если верить средневековым источникам, там был, например, Нерукотворный образ (тот самый, «мандилион», Святой убрус — полотенце с чудесно отпечатавшимся ликом Христа). Было Копье Лонгина — реликвия голгофской драмы, вызывавшая в средневековом сознании особый трепет. И был предполагаемый Терновый венец Спасителя, это уже известно совершенно точно.

«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен-Патю «Житие и чудеса Святого Людовика». 1330-1340, Франция. Национальная библиотека Франции (BNF)

Эти сокровища Людовик не обрел чудесным образом в брошенном храме, не получил в дар от великодушного чужестранного правителя, не завоевал в бою. Все куда прагматичнее. Незадачливый латинский император Балдуин II Фландрский, правивший в захваченном крестоносцами Константинополе, был вынужден, чтобы как-то сводить концы с концами, заложить венецианцам принадлежавшие его державным византийским предшественникам святыни, включая Терновый венец. Людовик Святой их выкупил за 135 тыс. ливров. Для сравнения: на то, чтобы за рекордно короткий по тем временам срок в семь лет построить Сент-Шапель, ушло 40 тыс. А в еще 100 тыс. королю обошлось создание огромного, трехметровой высоты, драгоценного ковчега, куда реликвии были помещены. Ковчег этот не сохранился, его переплавили во время Великой Французской революции. Но сохранилось множество предметов, связанных с биографией самого Людовика IX и его посмертным почитанием (включая документы канонизационного процесса), с литургической практикой Сент-Шапель, его любимого храмового детища, и вообще вещей, отразивших ту эпоху во всем ее готическом великолепии и со всеми странными переплетениями: ослепительный идеал власти и будничные феодальные зверства, схоластическая ученость и неоплатоническая мистика, аскеза и куртуазная придворная культура.

«Людовик Святой». Деревянная скульптура. Париж, Национальный музей Средневековья (Музей Клюни) RMN-Grand Palais (musée de Cluny - musée national du Moyen-Âge)/Franck Raux

Эти вещи и показывают Музеи Кремля на своей выставке. Большая часть из 75 экспонатов привезена из Франции: из Лувра, Национального музея Средневековья (Клюни), Национальной библиотеки. Ряд особо хрупких, плохо переносящих дальние вояжи произведений XIII века (резная кость, лиможские эмали) отпустил в Москву Государственный Эрмитаж. Но самые сенсационные экспонаты предоставлены французской стороной. В художественном смысле главное украшение выставки — фрагменты оригинальных витражей Сент-Шапель. В смысле сакральном — реликварий для хранения Тернового венца, правда не средневековый, а постреволюционный, наполеоновских времен, скромное, но напоминание о благочестивых амбициях Людовика Святого, в своем собирании святынь считавшего себя преемником императоров Византии. Равно как и обитавшие в Кремле государи московские.

Специально для The Art Newspaper Russia завотделом культуры «Коммерсанта»

Музеи Московского Кремля
Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель
3 марта - 4 июня