Масляная борьба киркпинар

Yağlı güreş, или масляная борьба, — это сердце Киркпинара, фестиваля в турецком городе Эдирне. Тысячи людей съезжаются каждый год посмотреть на этих натертых маслом борцов. Это не просто вид спорта, это настоящая традиция с молитвами, музыкой, инструментами и костюмами. Вы как будто попадаете в прошлое. Главный приз соревнования – Золотой пояс Киркпинар. Перед соревнованием все идут в мечеть, где имам проводит службу в честь соперников. Также для многих юношей это своего рода ритуал вхождения во взрослую жизнь. Далее все идут к могилам легендарных спортсменов помолиться, а затем – по улицам к месту проведения соревнования. При этом поют национальный гимн. Далее соперников представляют зрителям. Мало кто из этих борцов зарабатывает этим видом спорта на жизнь, но для них он очень важен и престижен.

(Всего 14 фото)

1. Двое мужчин во время соревнований по масляной борьбе Киркпинар во время фестиваля в Эдирне, Турция. (Pari Dukovic)

2. Оркестр исполняет традиционные мелодии, идя по городу. Соревнования проходят в течение трех дней.

3. Борцы ждут своей очереди, следя за соревнованиями.

4. Два рестлера на фестивале Киркпинар.

5. Матч в самом разгаре

6. Два соперника на земле.

7. Будущие борцы следят за соревнованиями с края поля.

8. Мужчины собрались после молитвы в Старой мечети, которая была построена в 1414 году.

9. Толпа, в которой находятся и борцы, ждет начала соревнований и молится в мечети Селимийе.

10. Юноша в Саннет Дугуну в мечети Селимийе, которой более 430 лет.

October 23rd, 2016

Киркпинар – национальный турецкий вид спорта. Соревнования проводятся ежегодно, начиная с 1362 года.

Перед схваткой борцы натираются маслом. Бороться с использованием обычных приёмов двум скользким противникам совершенно невозможно. Поэтому единственный доступный в киркпинаре метод воздействия на противника – засунуть руку ему в штаны.


По правилам киркпинара, масляной борьбы, что по-турецки звучит “ялы гюрэш”, выигрывает тот из противников, который поднимет промасленного врага на плечи или прижмёт его к земле. Ни то, ни другое сделать практически нереально. Раньше схватка не ограничивалась по времени, и соперники боролись сутками, чтобы замучить друг друга до полного изнеможения.

Существует причудливая легенда о двух богатырях, которые, натёршись маслом, боролись под окнами султана, пока не умерли от переутомления. Поклонники похоронили их под фиговым деревом. А потом обнаружили, что из могил богатырей бьют сорок источников – “киркпинар”. Так возникла борьба ялы гюрэш.

Борцы экипированы пропитанными маслом чёрными кожаными штанишками из буйволовой кожи, которые называются кисбет. Весят штаны около 13 килограммов. Борец закован в кисбет, как в надёжный панцирь. Толком ухватиться за эти промасленные штаны невозможно, только засунуть в них руку. Сведений о том, как именно правилами борьбы киркпинар регулируются возможные в такой ситуации злоупотребления и элементы неспортивного поведения, не существует. Скорее всего, никак. Потому что это невозможно технически.

Неудивительно, что главным свойством великого чемпиона в этой борьбе – пехлевана – должна быть колоссальная выносливость и выдающееся мужество. Установка здесь, по логике, должна быть такая – взяли тебя за мягкое место, а ты сжал зубы и терпи хоть двое суток, но не сдавайся. Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей.

Ещё древние греки заметили, что стрелки, кулачные бойцы и борцы в приватном общении предпочитают разные дистанции. Лучники стараются встать подальше от собеседника, кулачные бойцы стоят на средней дистанции, а борцы любят подойти вплотную. Страшно представить себе манеры борцов киркпинара.

Поклонники масляной борьбы утверждают, что этот вид спорта не имеет национальных и возрастных рамок. Любой желающий может надеть кожаные штаны и попробовать свои силы на Мужском поле – традиционном месте схваток в киркпинаре. Однако наплыва желающих иностранцев не наблюдается. Это редкий случай в современном спорте. Например, в сумо, к огорчению японцев, давно уже доминируют европейцы. Туркам в этом смысле ничто не угрожает.

Пехлеван, победивший в киркпинаре, переходит в категорию героев. Отныне он бас-пехлеван.

Остаток жизни он, окружённый почётом сограждан, будет передавать ученикам секреты мастерства. От иностранцев эти секреты надёжно защищены тем, что вряд ли кто-то захочет их узнать.

Многие иностранцы, глядя на масляную борьбу, испытывают в отношении турок смутные подозрения. Однако представим себе, что победитель ежегодного чемпионата киркпинар получает сумму, эквивалентную 100 000 долларов, и великую славу. Представим конкуренцию, которая порождается такими обстоятельствами. Представим, какие средства используются для достижения цели… Нет, господа, исключено. Не до жиру масляну борцу, быть бы живу. Хотя, конечно, на каждого спортсмена десять физкультурников. И если принять во внимание бэкграунд той же борьбы сумо…

Думаете, сейчас пойдут глиссе и другие фигуры и па воздушного танца мазурки? Нет, предстоит долгая, изнурительная схватка.

В последнее время киркпинар стал более гуманным видом спорта. В 1975-м году время схватки ограничили 30 минутами, в категории бас-пехлеван – 40. Теперь спортсменам не нужно распределять силы с прицелом на многочасовое противостояние, они могут позволить себе активную тактику борьбы, попытки бросков и захватов. В целом борьба стала более зрелищной. Хотя основа тактики – засунуть руку в штаны противника и его замучить – осталась прежней.

Для сравнения, в дзюдо время схватки во взрослой категории – 5 минут и 2 дополнительных. В киркпинаре в категории бас-пехлеван – 40 минут и 15 дополнительных. Лица масляных борцов выражают даже не спокойствие, а невозмутимую, непоколебимую отрешённость. Спортивной злости нет места на киркпинаре.

После схватки борцы тоже не держат друг на друга зла. Они полностью удовлетворены результатами поединка и выражают друг другу официальную благодарность.

В соответствии с традициями киркпинара, если борец победил старшего, в знак уважения он целует побеждённому руку.

Киркпинар – старейший непрерывно функционирующий чемпионат в мире.

Ещё несколько фотографий с чемпионата Киркпинар и видеоклип, в

Турецкая борьба

«Кыркпынарские соревнования» (а именно так называется самое известное состязание в этом виде) по турецкой борьбе в масле традиционно проходят в районе Сарайичи в провинции Эдирне с 1361 года. Состязания проходят ежегодно в начале июля. Есть несколько легенд о том, как эта традиция зародилась. Самая известная гласит о том, что на это место прибыл султан Орхан Гази вместе с Сулейманом-пашой и 40 воинами. Они разбили лагерь. В какой-то момент солдаты начали бороться. Двое братьев, Али и Селим, боролись несколько часов, и ни один не мог одолеть другого. Тогда было решено продолжить борьбу на праздник весны Хидреллез. Сулейман-паша пообещал победителю пару кожаных штанов (kispet). Борьба началась в праздник рано утром и не завершалась до полуночи, когда оба брата умерли от истощения. Их друзья похоронили их под фиговым деревом и уехали. Много лет спустя некие люди приехали в эти места и увидели, что по захоронению течет обильный ручей. Они назвали это место Kırkpınar - Сорок ручьев. В наше время оригинальное поселение Кыркпынар расположено в Греции. В конце Первой мировой соревнования проходили в городке Вирантекке в Эдирне. А с момента основания Турецкой республики «переехали» в Сарайичи. До 1928 года организацией соревнований занимались Kırkpınar Ağaları («Браться Кыркпынара»). Они развлекали гостей и награждали победителей. Но с 1946 года главный организатор - муниципалитет Эдирне. Основные отличия Кыркпынарской борьбы от греко-римской - в продолжительности матча и правилах. Турецкие борцы обмазывают тело оливковым маслом, чтобы их было сложно удержать, и носят киспеты - кожаные штаны. Они изготавливаются из воловьей кожи и весят около 12 килограммов. В старину церемония надевания киспетов была очень торжественной. Штаны имел право надеть только Pehlivan - то есть, борец высшей категории. Киспеты хранятся в Zembil (зембиль). После состязания борец моет штаны и складывает в зембиль до следующей схватки. Когда пехливан вешает зембиль на стену, значит, он больше никогда не будет бороться. Перед состязанием все пехливаны выстраиваются вдоль поля и Cazgır (джазгыр), рефери, объявляет их имена и титулы, сопровождая это молитвой. Затем борцы выходят на поле и совершают разминочные движения, которые называются peşrev (пешрев). Все это происходит под звуки davul (давул), барабана, и zurna (зурна), рожка. Главная цель пехливана на Кырпынарских соревнованиях - стать Başpehlivan (башпехливан), то есть главным пехливаном, или чемпионом. Он также получает награду. Тот борец, который становится башпехливаном три года подряд, получает главный приз - 22-каратный золотой пояс, который весит 1,5 килограмма.

Борьба по своей сути – выяснение между мужчинами кто сильнее. Искусство борьбы было известно с древних времен. У каждого народа есть свой национальный вид борьбы. В Турции этот вид спорта называется «яглы гюреш», что в переводе означает масляная борьба. Почему масляная? Да потому, что перед схваткой богатыри смазывают тело оливковым маслом.

Я представляю, как тяжело бороться со «скользким противником». Наверное, поэтому на борцах должны быть надеты кожаные брюки весом больше десяти килограммов. За них разрешается захватывать соперника. Раньше кисбет (так называются борцовские штаны) шили из кожи буйвола, теперь из телячьей кожи. История этого вида спорта идет издалека. Говорят, что, захватив несколько крепостей, султан Орхан Гази с братом на привале решили развлечься богатырскими играми и затеяли бойцовый турнир. Самые сильные борцы никак не могли одолеть друг друга и боролись до тех пор, пока не упали замертво. Их похоронили вместе.

По прошествии времени воины посетили захоронение и увидели, что появилось много родников. Это место назвали «Сорок источников» - Киркпинар. Главное событие года по масляной борьбе тоже называется Киркпинар. Символично, не правда ли? Восемь месяцев отбирают лучших из лучших борцов по всей стране. И вот в один из летних дней в Эдирне начинается фестиваль масляной борьбы. Тысячи зрителей съезжаются на праздник атлетов.

Фестиваль начинается с того, что процессия, сопровождаемая национальной музыкой, отправляется в мечеть Селемие, где имам проведет службу в честь борцов пехлеванов. Впереди несут главную награду Золотой пояс. Затем посещение могил легендарных спортсменов. Только потом все двигаются к месту проведения соревнований. Главный судья представляет зрителям борцов, и начинаются схватки. Фестиваль сопровождается ярмарками, танцами, вкусными угощениями.

Победитель получает приз 100 000 долларов и титул баспехлеван (старший борец). А кому же достается Золотой пояс? Если баспехлеван в течение трех лет докажет, что он самый-самый – Золотой пояс его. Ведь борьба это радость победы великой.

Турецкая борьба в целом похожа на вольную, хотя и имеет специфические черты. Главный нюанс – оливковое масло, которым обильно смазываются атлеты перед боем. После этого они становятся жутко скользкими, и ухватить противника можно лишь за специальную лямку, расположенную в его штанах, куда надо запустить руку….

Кстати, одним из условий дисквалификации является повреждение или хуже того потеря штанов.

Второе отличии в разделении на категории бойцов. Тут критерием выступает не вес, а рост противников.

Ну и наконец, третье отличие – полное отсутствие временных рамок боя.

Драться можно сколько угодно долго, все зависит только от ловкости и выносливости бойцов. Зато в бое можно делать перерывы небольшие.

Цель у спортсменов в бою – положить противника на лопатки, как в практически и любой борьбе, а сам турнир идет навылет.

Турецкая борьба сейчас переживает не лучшие времена. Обычно призовой фонд турнира образуют взносы VIP-трибуны – министров, бизнесменов и т.д. Организаторы сами закупают масло для борцов.

Кстати, турецкая борьба гюреш чисто мужская забава – женщины даже как зрители туда не допускаются.