Массаж для малыша в 6 месяцев. Подготовка к процедуре. Алгоритм выполнения массажа

В детский массажный комплекс шестимесячного ребенка уже должны входить условные связи, что вырабатываются на базе рефлексов: условных и безусловных. Это могут быть зрительные сигналы (кольца, палочки), легкие потягивания за ножки и речевые сигналы (на, отдай, возьми игрушку или палочку, топай, садись и пр.).

Детей 6-месячного возраста обучают стоять без опоры, присаживаться и сидеть на корточках, ходить на четвереньках, напряженно выгибаться, сидя на маминых коленях, наклонять и выпрямлять туловище.

Родители должны для массажа и упражнений обозначить одно и то же время, учитывать настроение ребенка и его реакции на массаж и ЛФК. Нельзя переутомлять детей во избежание истерик при проведении массажного комплекса. Нагрузка увеличивается постепенно. В помещении должна звучать тихая веселая музыка. Детей спокойных окружают контрастными и яркими цветами, детей плаксивых и беспокойных – голубыми и салатными. Это могут быть шторы, одежда, игрушки, постельное белье. Исключаются посторонние громкие шумы и присутствие чужих людей.

Методика массажа

Ребенку 6 месяцев и старше вводят упражнения для мелких мышц кисти, для крупных мышц всех конечностей, усложняют движения на координацию. Малыш шести месяцев уже длительно удерживает тело в определенных позах, сидит без опоры, стоит с опорой, стоит с опорой, ползает. Он начинает понимать речь мамы, поэтому во время массажной процедуры рекомендуется этому способствовать речевыми сигналами.

Процедура массажа и ЛФК выполняется в определенной последовательности:

  • проводят обхватывающее движение руками, используя речь, кольца;
  • сгибают и разгибают ручки и ножки, применяя речевую инструкцию. Движения – поглаживающие и растирающие;
  • поворачивают из положения на спине на живот вправо (за ножки), применяя речевую инструкцию;
  • выполняют массаж спины всеми движениями;
  • поддерживают за обе ручки и помогают ребенку присесть, используя речевую команду;
  • выполняют руками круговые движения;
  • поднимают прямые ножки малыша с речевой командой;
  • для прогибания используют рефлекторное движение вдоль позвоночника;
  • поворачивают ребенка со спины на живот влево, используя речевую инструкцию;
  • придерживая за ручки, из положения — лежа на животике, приподнять ребенка шести месяцев, используя речевую команду;
  • для сгибателей рук проводят упражнение на присаживание, используя речевую команду;
  • выполняют массаж грудной клетки и живота всеми приемами, включая вибрацию;
  • проводят дыхательные упражнения при сдавливании грудной клетки на выдохе со стороны боков.

Ребенка стимулируют на ползание, укрепляют мышцы для стояния и сидения. Массаж предшествует упражнениям.

Как массировать ручки

Малыш лежит на спинке ножками к массажисту. Чтобы удобнее удерживать ручку ребенка, дают ему захватить большой палец руки, затем осторожно охватывают запястье пальцами: безымянным и мизинцем. Другой рукой поглаживают внутреннюю и наружную поверхность руки ребенка, дозируя силу нажима. Массаж выполняют от кисти в сторону плеча, повторяя по 4-5 раз.

В том же исходном положении и направлении ручку спиралевидно растирают кончикам и пальцев, легко нажимая и повторяя 4-5 раз.


Как массировать ножки

В том же исходном положении стопы ребенка 6 месяцев поочередно фиксируют на ладони, ножку немного сгибают в колене. Массаж стопы проводят поглаживаниями от пальцев к пяточке (до 8 раз), энергичными круговыми растираниями подушечками пальцев.

Далее массаж продолжают растиранием и разминанием голеней с задней и наружной боковой стороны и бедер с задней и передней стороны. Растирают с помощью круговых поступательных движений пальцами, направляя их от стоп к тазобедренному суставу. В том же направлении разминают с легким «выжиманием» мышцы, продвигаясь спиралевидными движениями. Повторяют до 6 раз.

Как массировать живот

В том же исходном положении начинают массаж живота у детей 6 месяцев круговыми поглаживаниями по ходу продвижения пищи в кишечнике (по ходу часовой стрелки) с помощью концевых фаланг пальцев. Альтернативой кругового станет массаж в виде треугольника. Для этого с помощью тыльной поверхности правых пальцев поглаживают живот снизу вверх от границы лобка к правой дуге ребер. Затем от нее горизонтально двигают руку к левой дуге ребер. Здесь разворачивают кисть и ладонью поглаживают брюшную стенку с левой стороны сверху вниз (к лобку от ребер). Повторяют до 5 раз.

Для ребенка 6 месяцев проводят встречные массажные движения живота. Правой ладонью поглаживают левую половину живота снизу вверх и левой кистью (тыльной стороной) одновременно поглаживают правую половину живота – сверху вниз, повторяя до 5 раз.

Далее ребенку 6 месяцев выполняют спиралевидные растирания подушечками пальцев от центра к бокам по брюшной стенке спереди, затем ведут прямо обе руки от лобка к дугам ребер до появления легкой гиперемии. Длительность массажа живота – до 10 мин. Курс – 10 процедур.


  • Обучение стойки на четвереньках

В положении малыша на животе, руку массажист кладет под его грудь. Вторую руку использует для сгибания ножки в коленном и тазобедренном суставах. Помощник в это прижимает к поверхности стола, на ширине плеч расправленные ладошки малыша, фиксируя позу в течение одной минутки. Затем обучают ползать на четвереньках, как и на животе.

С помощью вращения рекомендуется укреплять вестибулярный аппарат и вегетативную нервную систему. Для этого на диски «Грация» или «Здоровье» укладывают аккуратно пеленку, складывая без краев. Чтобы не «зажевало» при вращении диска. Сверху ставят тазик нужного размера, выкладывают в нем одеяло и помещают ребенка в таз, полулежа. Тазик вращают без толчков, плавно и медленно полминуты. Яблоки глаз малыша при остановке должны всегда совершают колебания по горизонтали. При завершении движения глазных яблок, тазик нужно вращать в обратную сторону. Время движения постепенно увеличивают до 5 минут.

  • Рефлекторные упражнения

Рефлекторные упражнения необходимы для укрепления мышцев шеи и туловища и их использования для безусловных двигательных рефлекторных движений. Раздражая рецепторы мышц, аппарат нервов и кожу добиваются появления врожденных двигательных рефлекторных реакций: отклонения головы назад на весу, изгибания всего тела в открытую кверху дугу. Эти движения являются энергичным раздражителем, укрепляющим вестибулярный аппарат.

Поэтому с 4-х месячного возраста ребенка часто держат ребенка на весу в положении на спине или на животе, чтобы укрепить мышцы туловища и шеи.

К 6 месяцам ваш ребенок значительно повзрослел, он самостоятельно сидит и без труда переворачивается на живот, а если потянуть его за руки, он может подтянуться и встать на ноги. Кроме того, в его жизни произошло самое главное изменение: теперь он умеет передвигаться по дому ползком. Если 6-7-месячный ребенок уверенно ползает - это хороший показатель его физического и психического развития. Но встречаются дети, пропустившие этот важный жизненный этап, потому что их родители посчитали его потерявшей смысл стадией становления человека.

Было бы ошибочно согласиться с подобным мнением, так как ползание для малыша - естественный процесс, доставляющий ему массу удовольствия. Кроме того, это прекрасное физическое упражнение, укрепляющее все мышцы тела, особенно те, которые обеспечивают в будущем хорошую осанку. Хорошо, если ваш малыш научится ползать немного раньше, чем сидеть или вставать, потому что качество этих двигательных актов напрямую зависит от упражнений, предшествующих его переходу в «вертикальную» жизнь.

Важен не только то, что к 7 месяцам ребенок сидит, а к 12 - ходит, гораздо важнее то, как именно он это делает. Ведь неправильная посадка деформирует грудную клетку, а неправильная ходьба уродует ноги. Не меньшее значение имеет и качественное ползание: поскольку малыш в это время находится на четвереньках, его передвижения по квартире можно считать актом, предваряющим ходьбу.

На первом году жизни малыша наступает такой момент, когда он чувствует, что в состоянии оторвать тело от пола и встать на четвереньки. Этот момент можно назвать одним из важнейших открытий, которое позволяет ребенку двигаться вперед, не елозя по полу животом. Какое-то время он ползает, выбрасывая вперед обе руки и подтягивая за ними ноги.

Следующий этап - гомолатеральные движения. Суть их заключается в том, что ребенок вытягивает вперед одноименные руку и ногу, а после подтягивает к ним конечности другой стороны. Затем малыш осваивает самый эффективный способ ползания: опираясь на левую руку и правую ногу, он подтягивает правую руку и левую ногу. Именно этот вид передвижения доставляет малышу массу удовольствия, ведь если такое ползание на животе является движением ради движения, то перемещение на четвереньках уже можно назвать целенаправленной деятельностью.

После 6-7-месячного возраста пределы детской кроватки или манежа уже перестают удовлетворять растущие потребности ребенка в движении. Он нуждается в свободе, поэтому предоставьте ему возможность передвигаться по полу, креслам или широкому низкому дивану. Сделайте ему горку, чтобы подрастающий малыш мог без посторонней помощи вставать, вылезать из кроватки или ходить с опорой. В это время ребенку нужно научиться ориентироваться в знакомой ему комнате, поэтому постарайтесь не ограничивать его любопытство.

Однако по гладкой поверхности на четвереньках передвигаться тяжело. К тому же на голом полу холодно, да и лишняя нагрузка на мышцы тоже нежелательна, поэтому постелите на пол ковер, за чистотой которого нужно особенно тщательно следить: место для игр ребенка должно быть теплым, идеально чистым и безопасным.

Уберите из комнаты все неустойчивые предметы и постоянно помните о том, что двигательные навыки малыша развиваются очень быстро, что завтра он сможет доползти до тех вещей, которые сегодня вам кажутся не доступными для него. В связи с этим в детской комнате должно быть как можно больше свободного места и как можно меньше мебели.

Чтобы стимулировать у ребенка жажду познания, разложите интересующие его предметы в разных углах комнаты. С каждым днем малыш должен проползать все больше и больше. Можно рекомендовать позволить ему сначала ползать часто, но понемногу. Затем «сеансы» ползания нужно удлинить, ведь ваш ребенок должен не только изучать окружающий его мир, но и совершенствовать свои мышцы.

Ребенок старше 6 месяцев уже в состоянии правильно распределить работу собственных мышц, так как мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели конечностей полностью уравновешены.
Его движения становятся экономными и более целеустремленными. Например, 5-месячный малыш еще берет игрушку обеими руками, а 6-7-месячный - только одной. При этом он может перекладывать ее, постукивать ею о кроватку и т. д.

Малыш старше 6-месячного возраста способен напрягать одну мышечную группу, расслабляя при этом другую. Например, напрягая спину, расслабить брюшной пресс и т. д. В связи с этим можно выполнять уже более сложные упражнения, развивающие координацию движений. Причем их нужно сопровождать короткими и ясными просьбами («Повернись», «Сядь» и пр.), которые каждый раз должны быть одинаковыми и полностью соответствовать характеру действия.

Основные цели занятий с малышом 6-9 месяцев можно сформулировать следующим образом:

Научить ребенка правильно ползать на четвереньках;
- воспитать ритмичность и координацию движений;
- развить понимание человеческой речи. Для этого нужно:
- как можно чаще ласково обращаться к ребенку, используя при этом точные и краткие фразы;
- позволить малышу свободно передвигаться за пределами кроватки или манежа;
- вводить в обиход новые движения, требующие более сложной координации.

В этом возрасте руки и ноги малыша можно уже не массировать, а вот массаж живота, груди и спины нужно разнообразить и сделать более энергичным. При этом можно использовать практически все приемы массажа: поглаживание, разминание, растирание, вибрацию и др.

Комплекс 4

1. Скрещивание рук (6-8 раз).
2. Упражнения для ног:
- одновременное разгибание и сгибание ног (4-6 раз);
- попеременное разгибание и сгибание ног (по 4-6 раз каждой ногой).
3. Повороты на живот.
4. Массаж ягодиц и спины.
5. Ползание на четвереньках.
6. Массаж живота.
7. Приседания с прогибанием позвоночника (1-2 раза).
8. Круговые движения руками (4-6 раз).
9. Массаж стоп.
10. Подъем прямых ног (6-8 раз).
11. Подъем из положения лежа на животе (1-2 раза).
12. Массаж груди.
13. Приседание за согнутые руки (1-2 раза).
14. Упражнение «бокс» (по 5-6 раз каждой рукой).
15. Упражнение «тачка».

1. Скрещивание рук

Это хорошо знакомое упражнение (см. комплекс 3, упражнение 3) можно усложнить, вложив в руки малыша погремушки или другие удобные для захвата предметы. Движения выполняйте, то ускоряя, то замедляя темп, при этом ритмично считайте. Количество повторов - 6-8.

2. Упражнения для ног

Одновременное разгибание и сгибание ног описано в комплексе 3, упражнение 5. Количество повторов - 4-6.
Попеременное сгибание и разгибание выполняйте следующим образом: обхватив ноги малыша в области голеней сгибайте и разгибайте их, то ускоряя, то замедляя темп. Движения ног при этом должны напоминать ходьбу или бег. При выполнении этого пассивного упражнения работают все мышцы стопы и ног. Для того чтобы стопы работали лучше, обеспечьте ногам опору, подложив под подошвы ребенка свои мизинцы.

3. Поворот на живот

В 6-месячном возрасте поворот на живот ребенок выполняет уже без поддержки за руку, только по словесной просьбе, например «Повернись на живот». Если он не понял обращения, можно ему помочь, положив игрушку с той стороны, в которую он должен повернуться, или слегка развернув его бедра.

4. Массаж ягодиц и спины

Его следует проводить в соответствии с рекомендациями, данными в комплексе 3, упражнение 7:
- поглаживание по всей длине спины и ягодицам (2-3 раза);
- растирание кончиками пальцев;
- пиление поверхности ягодиц и спины;
- растирание тыльной стороной согнутых пальцев;
- поглаживание (2-3 раза);
- разминание спинных мышц;
- разминание ягодиц поочередно каждой рукой (по 5-6 раз);
- поглаживание (2-3 раза);
- пощипывание или поколачивание области ягодиц.

5. Ползание на четвереньках

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. К этому возрасту малыш хорошо опирается на полностью выпрямленные руки и, скорее всего, уже пробовал ползать или хотя бы стоять на четвереньках. Если нет, попробуйте помочь ему, поставив на четвереньки, и побуждайте ползти, заинтересовывая яркой игрушкой.
Ползание считается пассивно-активным упражнением и очень хорошей тренировкой для мышц спины, рук, ног и плечевого пояса. После того как малыш начнет ползать самостоятельно, данное упражнение из занятий исключить, предоставив ребенку возможность передвигаться по полу в течение дня.

6. Массаж живота

Массаж живота описан в комплексе 3, упражнение 9:
- поглаживания (круговые, встречные и косых мышц живота - по 2-3 раза);
- растирание кончиками пальцев (2-3 раза);
- пиление прямых мышц живота (2-3 раза);
- пощипывания вокруг пупка;
- все приемы поглаживания (по 2-3 раза).

7. Приседание с прогибанием позвоночника

Данное упражнение описано в комплексе 3, упражнение 10. После того как ребенку исполнится 8 месяцев, его можно присаживать, поддерживая только за одну руку (рис. 41).
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Левой рукой придержите колени малыша, а правой возьмите его за правую руку. Словами побуждайте ребенка принять положение сидя, опираясь только на локоть. После того как он сделает это, проведите ему по спине пальцами снизу вверх вдоль позвоночника до полного ее разгибания.

Рис. 41. Приседание за одну руку

Затем медленно и плавно положите его на левый бок.
Это упражнение является тренировкой брюшного пресса. Его нужно выполнять 2 раза, в заключение укладывая ребенка сначала на левый, затем на правый бок. Опорные руки меняйте соответственно.

8. Круговое движение руками

Это знакомое упражнение можно усложнить, вложив в руки малыша кольца или другие удобные игрушки (см. комплекс 3, упражнение 15).
Движения рук должны быть медленными, так как данное упражнение достаточно сложное по их координации. Повторите его 4-6 раз, ритмично считая вслух.

9. Массаж стоп

Выполнение данного упражнения описано в комплексе 2, упражнение 11.

10. Поднимание прямых ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Большими и указательными пальцами обхватите его голени, а остальные поместите на область коленей. Выпрямите ноги малыша, поднимите их до вертикального положения, после чего медленно опустите. Затем поднимите их по очереди.
Повторите упражнение 6-8 раз.

11. Подъем из положения лежа на животе

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Пусть малыш обхватит большие пальцы ваших рук, а остальными нужно поддерживать его кисти. Выпрямите его руки и разведите их в стороны. Чтобы малыш случайно не согнул их в локтях, упритесь ладонями в его локтевые сгибы.
Затем поднимите его руки вверх до уровня ушей. В это время ребенок должен запрокинуть голову вверх и назад и упереться стопами вам в живот. Продолжайте подъем тела малыша до положения стоя на коленях. После того как ему исполнится 8 месяцев, это упражнение нужно выполнять с кольцами, а ребенка можно поднимать до положения стоя.
Подъемы туловища - активные движения, в этом упражнении задействованы мышцы спины, рук и ног. Количество повторов - 1-2, при этом нужно помнить, что руки ребенка в процессе выполнения упражнения должны находиться на уровне ушей: это предотвратит возможное повреждение плечевых суставов.

12. Массаж груди

Выполнение массажа груди описано в комплексе 2, упражнение 14:
- поглаживание верхней половины груди (2-3 раза);
- поглаживание межреберной части груди (2-3 раза);
- вибрационный массаж (2-3 раза);
- поглаживание (2-3 раза).

13. Приседание за согнутые руки

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте ему схватить указательные пальцы своих рук и разведите его руки на ширину плеч. Затем попросите его сесть и легко потяните за руки, побуждая сделать это. Упражнение нужно выполнить 1-2 раза.
Если малыш созрел для этого упражнения, он поднимет туловище и голову и, напрягаясь, подтянется, сгибая при этом руки в локтях. Если же с самого начала упражнения его руки остаются выпрямленными, выполнять его преждевременно: ребенок для него еще не созрел. В дальнейшем упражнение можно усложнить, вложив в руки малыша кольца.

14. Упражнение «бокс»

Данное упражнение описано в комплексе 3, упражнение 15. После того как малышу исполнится 8 месяцев, его можно выполнять в положении сидя.

15. Упражнение «тачка»

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Приподнимите его ноги горизонтально над полом так, чтобы малыш мог опираться на выпрямленные руки. Ноги также можно захватить одной рукой «вилкой», чтобы другой поддерживать малыша под живот. Из этого положения ребенок должен поднять голову и пойти вперед на руках.

– это важный этап в развитии малыша, а важен он тем, что малыш из горизонтального положения переходит в вертикальное – он начинает сидеть.

Многие малыши уже в 6 месяцев начинают ползать, это очень хороший показатель физического развития ребенка . Если ваш малыш еще не ползает и не сидит, значит надо заниматься укреплением мышц спины, брюшного пресса. Малыша нужно привлекать к гимнастическом упражнениям и массажу, хорошо, если вы сможете превратить их в . Ребенка особенно привлекает ласковый голос мамы, веселые потешки, песенки. Это будет .

В 6 месяцев малыши начинают произносить простые слоги: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д . Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем скорее и правильнее он заговорит. Во время накрасьте ярко губы и четко проговаривайте слова песен и стишков, которые вы поете и рассказываете малышу, он будет внимательно следить за вашими губами и пытаться повторить ваши движения. Еще один способ общения с малышом, это повторять четко те звуки, которые он произносит.

Комплекс упражнений для ребенка 6 месяцев:

1. Начинаем комплекс, как обычно, с массажа рук . Сначала выполняем поглаживания, а затем чередуем с ними растирания, валяния и щипцеобразные разминания. Заканчиваем упражнение опять поглаживанием.

2. Сведение и разведение рук . Известное нам раннее упражнение усложняем тем, что вместо своих рук предлагаем малышу ухватиться за колечки или погремушки с круглой ручкой и разводим в стороны руки ребенка, также держась за погремушки. Выполните 8 энергичных движений.

3. Сгибание ног в коленках , сделайте 6 сгибаний обеих ног одновременно, а затем 6 попеременно, велосипед.

4. Теперь попросите малыша перевернуться на животик и выполите массаж спины и ягодиц. Применяйте приемы поглаживания, растирания, пиления, поколачивания, пощипывания. Не забывайте чередовать их с нежными поглаживаниями.

5. Ползание . Если ваш кроха еще не пополз, то можно помочь ему, выполняя такое упражнение. Когда малыш лежит на животе, возьмите кроху за пятки, так чтобы ваш большой палец находился между его ступнями, и согните ножки ребенка в коленках, затем разогните. Когда малыш поймет, что к чему, он самостоятельно поползет. Стимулируйте ребенка находиться в положении на четвереньках. Если он уже научился принимать эту позу, то покажите ему, как нужно попеременно переставлять ручки и ножки, чтобы передвигаться и дотягиваться до любимых игрушек.

6. Массаж живота . Начинает круговыми поглаживаниями, затем выполняем пиление вдоль прямых и косых мышц, поглаживания и завершаем массаж пощипывающими движениями зоны пупка.

7. Присаживание . Из положения на четвереньках, как в ползании, придержите одной рукой колени ребенка, другой рукой держите кроху за ручку и потяните его в сторону и вверх так, чтобы малыш сел, как бы через бок. Выполните для начала 2 таких приседания. Когда ребенок сам освоит это упражнение, просите его сделать это самостоятельно.

8. Подъемы выпрямленных ног . Для выполнения упражнения держите ногу ребенка в области колена, так чтобы она была выпрямлена. Можно выполнить совместные и поочередные подъемы по 6 раз.

9. Поднимания туловища . Выполняется из положения, лежа на животе. Возьмите ребенка за ручки, так чтобы он обхватил ваши пальцы, затем разведите их в стороны и поднимите вверх, подтягивая малыша. Кроха откинет головку вверх, его пятки упрутся в ваши ноги, поднимайте кроху так. Чтобы он сел на колени. Выполните упражнение 2-3 раза.

10. Массаж грудной клетки . Начните с поглаживаний, затем выполните вибрационные движения и опять поглаживания.

11. Присаживания из положения, лежа на спине . Техника выполнения от того упражнения, что вы выполняли раньше, отличается только тем, что теперь не вы должны держать кроху за ручки, а нужно вложить ему в них колечки, за которые он ухватится, тянуть ребенка вверх вы будете за эти колечки.

Массаж ребенку в 6 месяцев — видео:

К возрасту в шесть месяцев у ребенка пропадают безусловные рефлексы и кроха осознанно передвигается по кроватке, начинает делать хватательные движения, живо реагируя на посторонние звуки. Именно в 4-6 мес ребенку нужно делать профилактические массажные процедуры и проводить занятия физкультурой.

Цель занятий

Регулярные массажные процедуры и лечебная гимнастика для несмышленышей до 6 мес позволяет недоношенным младенцам прибавлять в весе, укрепляет иммунную систему и способствует ослаблению колик.

Укрепляющий массаж различных групп мышц и профилактическая гимнастика для самых маленьких помогают полугодовалым пациентам расти, а также правильно развивать опорно-двигательный аппарат карапуза.

Видео «Оздоровительный массаж и гимнастика для детей»

Комплекс упражнений

  1. ребенка до 6 мес, но младше полутора, лет кладут на спину и берут за обе руки. Основная цель данного упражнения, чтобы ребенок схватил Ваши пальцы. Если этого не произошло – ничего страшного. Скрещивая ручки 6-ти месячного младенца возле груди, делается вид, будто ребенок обнимает сам себя. Хорошо, когда мышцы младенца, не достигшего полутора лет, напрягаются. Это значит, процедура приносит пользу. Требуется ее делать шесть-десять раз;
  2. растирания, поглаживания и разминания детей от 6 мес до трех лет (их конечностей) особенной очередности не требуется. Эти процедуры стимулируют кровообращение в руках и делаются по направлению от пальцев к плечевым суставам. Все движения повторяются трижды;
  3. для массажа нижних конечностей у 6-ти месячного ребенка годятся те же приемы, повторяемые четыре раза, от пола к тазовым костям и спине. Подобная гимнастика подойдет и детям старше трех лет;
  4. нагрузить мускулатуру детям в 6 мес можно и следующим образом. Следует взять младенца за стопы, при этом важно, чтобы большие пальцы (Ваши) располагались на подошвах крохи. Поочередного или обе сразу нужно сгибать и разгибать колени крохи, подводя их к животу. 8-10 разгибаний будет достаточно делать для детей до 1,5 лет. Дети сопротивляются? Значит Вы на правильном пути;
  5. для следующего упражнения следует положить младенца в возрасте от 6 мес до 1,5 лет на спину и взять его правую руку. Хорошо, если карапуз ухватит Вас за пальцы. Цель – перевернуть ребенка на живот через левую сторону. Ту же процедуру следует произвести с левой конечностью малыша. Такую гимнастику можно делать, пока позволяют вес и подвижность младенца, то есть до двух лет;
  6. для укрепления спинной мускулатуры и мышц шеи 6-ти месячного малыша, следует лежащего на спине карапуза немного приподнять от земли, придерживая за вокруг живота и груди. Постарайтесь, чтобы малыш приподнимал голову и выгибал позвоночник. Для пациентов до 3-х лет хватит однократной процедуры;
  7. расслабляющий детский массаж для спины и шеи заключается в разминании без усилий данной области и поглаживании. Произведенные по три раза движения быстро приведут мышцы у крохи 6 месяцев в тонус. Данная гимнастика и массаж спины будет полезна и для несмышленышей старше полутора лет;
  8. вибромассаж грудной области младенца заключается в легком постукивании кончиками пальцев по задней, передней и боковым стенкам грудины.

Очень важно, чтобы массаж и гимнастика для любимцев 6 месяцев от роду были интересны, и доставляли радость крохам даже старше 3-х лет от роду.

Массажные упражнения и занятия физкультурой занимают толику времени, а пользы приносят много. Только заниматься ими нужно ежедневно, тогда ваше чадо вырастет бойким и подвижным и его минуют многие болезни.

Видео «Как провести гимнастику для малышей до 6 месяцев»

Из ролика вы сможете почерпнуть технику выполнения, а также ряд полезных советов и рекомендаций.

Комплекс упражнений для ребенка 5-6 месяцев. Оздоровительный и укрепляющий массаж для грудничков. Делаем самостоятельно, в домашних условиях.

У ребенка в возрасте 5 -6 месяцев быстро развивается скелетная мускулатура , что создает предпосылки для возникновения самостоятельного передвижения тела в пространстве . Необходимо в массаж включать пассивно -активные упражнения . Занятия с детьми этого возраста проводят в следующей последовательности .

  • Поочередное разгибание и сгибание рук – «бокс ».
  • Поочередное поднимание прямых ног .
  • Переход в положение сидя при фиксировании нижних конечностей .
  • Поворот со спины на живот вправо и влево .
  • Приподнимание и отведение плеч назад .
  • Сгибание и разгибание ног попеременно .
  • Поочередное поднимание выпрямленных рук .
  • Скользящие шаги .
  • Ползание за игрушкой .
  • Массаж ног и рук .

Прежде чем приступить к проведению гимнастических упражнений и массажа, мать должна приготовить стол, снять с рук все украшения и часы, вымыть руки теплой водой с мылом. Ребенка нужно осторожно раздеть и уложить на массажный стол. Затем постепенно начинают движения все время разговаривая с малышом.
Руки у матери должны быть теплыми.
1 . Поочередное разгибание и сгибание рук – «бокс ». Ребенок лежит спине . Ему дают захватить большие пальцы рук матери или кольца , затем сгибают и разгибают поочередно руки , при этом чуть придерживают кисти ребенка . Выполняется 6 -8 раз .
2 . Поочередное поднимание прямых ног . Малыш лежит на спине , ноги в коленях выпрямлены . Захватив голень правой ноги , левую фиксируют . Далее поочередно поднимают ноги до прямого угла в тазобедренном суставе . Выполняют 4 -6 раз каждой ногой .
3 . Переход в положении сидя . Ребенок лежит на спине , ногами к матери . Мать вкладывает большой палец руки в ладонь ребенка ; другой рукой она должна удерживать его за бедра . Придерживая кисть ребенка своей рукой , мать слегка подтягивает ребенка к себе , побуждая сесть . Затем осторожно кладет ребенка вновь на спину . Повторяют 3 -4 раза .
4 . Поворот со спины на живот . Ребенок лежит на спине ногами к матери . Обхватив кисть руки ребенка левой рукой , мать подводит правую руку под голени снизу , помещая указательный палец между сомкнутыми голенями . Помогая повороту легким подтягиванием за руку , мать добивается завершения поворота на живот самим ребенком . При повороте в противоположную сторону положение рук матери меняется . Повторяют 1 -2 раза .
5 . Приподнимание и отведение плеч назад . Массаж выполняется при поддержке за плечи . Ребенок лежит на животе , руки его уложены вдоль туловища . Обхватив руками плечи ребенка и слегка прижимая их к груди , мать приподнимает его . При этом ребенок самостоятельно поднимает голову , отводит плечи назад . Повторяют 4 -6 раз .
6 . Попеременное сгибание ног . Ребенок лежит на спине . Захватив голени (указательные пальцы сверху ), попеременно сгибают и разгибают ноги , имитируя движения «велосипедиста ». Выполняют 6 -8 раз .
7 . Скользящие шаги . Ребенок лежит на спине , ноги согнуты в коленях , стопы опираются на стол . Держа малыша за голени , мать производит скользящие движения стопами попеременно по поверхности стола . Выполняют 8 -10 раз .
8 . Поочередное поднимание выпрямленных рук . Ребенок лежит на спине , руки вдоль туловища . Мать , захватив кисти рук ребенка , в медленном темпе приподнимает выпрямленную руку вперед и вверх до соприкосновения со столом и возвращает ее в исходное положение . Сменяя положение рук , упражнение повторяют 6 -8 раз .
9 . Ползание за игрушкой . Ребенок лежит на животе . Мать , положив перед ребенком игрушку , побуждает его ползти , при этом рукой слегка подпирает подошвы стоп . Повторяют 4 -6 раз .
10 . Массаж ног и рук (