MVP, MMP, MLP и другие аббревиатуры, которые помогают выжить в продуктовой IT-компании. Что такое MVP

Как часто мы используем в личных беседах аббревиатуры? Сегодня эти короткие слова прочно вошли в наш язык. ГАИ, ООН, СМИ, ГИБДД, ГМО и т. д. - эти слова, пожалуй, привык использовать каждый. У любителей спорта есть другие популярные сокращения, например, MVP. В этой статье речь пойдет о том, что понимать под этой аббревиатурой, для чего ее придумали и в каких спортивных состязаниях она используется.

Аббревиатура - что это такое?

Под аббревиатурой подразумевается слово, образованное путем сокращения двух слов или более до заглавных букв. "Аббревиатура" с латинского языка переводится как "краткий" (brevis). Таким образом, аббревиатура полностью оправдывает свою цель: используя ее, многие сводят к минимуму потерю времени в разговоре или письме. Итак, что же подразумевается под выражением MVP?

Расшифровка MVP

Эта аббревиатура применяется в различных сферах, к примеру, в проектировании и химиотерапии. Но в этой статье пойдет речь о том, какова расшифровка MVP в спорте. Сегодня MVP используется как в профессиональных спортивных соревнованиях, так и в любительских.

MVP (англ. Most Valuable Player) - это самый ценный/полезный игрок, это индивидуальная награда. Она присуждается лично спортсмену, а не всей команде. Суть приза в разных видах спорта практически одинакова, но критерии отбора отличаются.

В футболе

Чаще всего MVP употребляется в высшей лиге Соединенных Штатов Америки и Канады, MLS. Полностью приз называется так - MVP Award, присуждается он раз в год.

В футболе расшифровка MVP следующая: это футболист, который благодаря голосованию других игроков, тренеров и представителей СМИ, признается наиболее ценным игроком в сезоне. Именно он и получает заветный трофей. Следует отметить, что за более чем двадцатилетнюю историю MVP в лиге США и Канады (трофей начали присуждать в 1996 году) лишь один игрок удостаивался приза дважды - Преки, или Предраг Радославлевич, игравший за футбольный клуб "Канзас-Сити Уизардс". Также самыми ценными игроками в MLS признавали Давида Вилью, ранее игравшего в испанской "Барселоне", а также Себастьяна Джовинко, выступавшего за итальянский "Ювентус".

Кроме того, следует отметить награду "Золотой мяч", учрежденную французским изданием France Football, а также приз "Игрок года ФИФА", вручаемый всемирной футбольной организацией. В последнее время эти трофеи доставались либо Криштиану Роналду, либо Лионелю Месси. А вот в 2018 году игроком года ФИФА стал хорват Лука Модрич, выступающий за испанский "Реал". Сборная Хорватии на чемпионате мира в России дошла до финала, но проиграла французам. Модрич внес весомый вклад - являясь опорником команды, он забил два гола в семи матчах.

MVP в баскетболе

В США этот приз выдают четыре раза в год. Первый MVP присуждается по итогу сезона, состоящего из 82 матчей. Игроки команд, победивших в 50 играх и попавших в плей-офф, выбирают наиболее ценного участника чемпионата. К примеру, в 2018 году трофей MVP достался игроку "Хьюстона" Джеймсу Хардену. В среднем за матч Джеймс набирал более 30 очков, сделав 8 передач и 5 подборов. Безусловно, он очень помог своей команде стать первой в том сезоне.

В разное время обладателями этой награды были такие известные спортсмены, как Коби Брайант, Майкл Джордан, Уилт Чемберлен, Леброн Джеймс и другие. Но более всего побед (шесть!) у Карима Абдул-Джаббара, игравшего в НБА практически 20 лет.

Также награда MVP вручается самому ценному игроку серии плей-офф в финале, проводящейся до четырех побед. Этот трофей чаще всего получал Майкл Джордан - его шесть раз называли лучшим спортсменом финальной серии НБА.

Третий MVP вручается после Матча всех звезд НБА. В этом случае в голосовании участвуют те журналисты и комментаторы, которые были на матче. Спортсмены команды "Лос-Анджелес Лейкерс" выигрывали этот приз наибольшее количество раз - 10. Чаще всего самыми полезными игроками становились Коби Брайант и Боб Петтит (у них по четыре статуэтки).

Поскольку в ассоциации проводится чемпионат и среди женщин, приз MVP получает баскетболистка, набравшая максимальное количество баллов среди остальных.

Итак, нет ничего сложного в расшифровке MVP в баскетболе. Просто запомните: наиболее ценный игрок (по результатам голосования) получает приз в соревновании.

В хоккее

Приз наиболее результативному игроку присуждается и в знакомой многим соотечественникам КХЛ - лиге, которая объединяет хоккейные клубы из России, Финляндии, Беларуси и других стран. Критерий победы очень интересен - используется способ "плюс/минус". То есть ценным хоккеистом признается тот спортсмен, который находился в игре, когда его команда забивала шайбу или пропускала. У кого этот статистический показатель в конце чемпионата больше, тот и получает трофей.

Итог

Итак, в статье мы дали расшифровку MVP. По сути, Most Valuable Player - это лучший/ценный/полезный игрок, которому выдают приз по итогам спортивных соревнований.

В музыке аналогичная премия называется "Грэмми", ею награждают за достижения в области музыки. В кино - "Оскар", который вручают лучшим деятелям в сфере киноискусства. В спорте же награждают званием MVP, и награда эта индивидуальна: она присуждается спортсмену, внесшему наибольший вклад в достижения команды.

Безусловно, получить личный приз очень приятно. Миллионы спортсменов мечтают об этой награде, но лишь немногие получают ее.

В разработке продукта минимальный жизнеспособный продукт (MVP ) - продукт, который имеет только достаточные возможности, чтобы собрать проверенную информацию и его дальнейшем развитии. Сбор такой информации об MVP часто дешевле, чем при использовании продукта с более широкими возможностям, которые увеличивают затраты и риск провала проекта, например из-аз неправильных предположений. Этот термин может включать в себя проведение анализа рынка заранее.

Минимально жизнеспособный продукт имеет только те основные функции, которые позволяют продукту быть развёрнутым и не более того. Продукт обычно запускается для подмножества возможных клиентов, например на первопроходцах (early adopters), которые, как считается, более либеральны и более вероятно готовы дать обратную связь, а так же в состоянии понять концепцию продукта с раннего прототипа или маркетинговой информации. Эта стратегия направлена на предотвращение создания продуктов, которые не нужны клиентам, то есть на максимизацию количества информации, полученной от клиента за израсходованную денежную единицу.

Минимальный жизнеспособный продукт - такая версия нового продукта, которая позволяет команде получить максимальное количество информации от потребителя при минимальных усилиях.

Использование слов максимум и минимум означает, что это точно не шаблонное. Необходим анализ для каждого отдельного случая, чтобы понять имеет ли MVP в данной случае смысл.

MVP может быть частью стратегии и процесса, направленного в сторону создания и продажи продукта клиентам. Это является основным артефактом в итерационном процессе генерации идей, прототипирования, презентации, сбора данных, анализе и обучения. Необходимо стремится минимизировать общее время, затраченное на итерации. Процесс повторяется до тех пор, пока не получается желаемое соответствие продукта и рынка, или пока продукт не считается нежизнеспособным.

Если обобщить, то минимальный жизнеспособный продукт имеет минимальный набор функций.

Зачем так делать?

  • Возможность проверить гипотезу о продукте с минимальными ресурсами
  • Ускорение обучения
  • Сокращение траты времени разработчиков
  • Создание продукта для ранних потребителей как можно скорее
  • Основа для других продуктов
  • Оценить возможность создания требуемого продукта

Тестирование

Результаты тестирования минимального жизнеспособного продукта нацелены на определение потребности в создании. Тестирование оценивает насколько первоначальная проблема или цель решаются способом, который является разумным для дальнейшего развития.

Вы продаёте видение и представляете минимальный набор функций визитерам, а не для всех.

Стив Бланк

Техники

Минимальный жизнеспособный продукт может быть прототипом, целым продуктом или подмножеством продукта (например, особенности).

Для продуктов

Каноническая стратегия MVP для веб-приложения состоит в том, чтобы создать простой сайт для продукта и закупить интернет-рекламу с прямым траффиком на сайт. Сайт может быть просто посадочной страницей со ссылкой на получения дополнительной информации или для покупки. Ссылка по факту не оформляет заказ, вместо этого снимаются клики для измерения покупательского интереса.

Для сервисов

Обычно используется для услуг, где есть гипотеза взимать плату с клиента для ручного выполнения услуги сервиса без какой-нибудь разработки продукта. Например, сервис онлайн радио проигрывает музыку, исходя из индивидуальных предпочтений. Можно было бы протестировать ценообразование на клиенте, находясь физически рядом с ним и вручную создать плейлист, исходя из предварительного выбора клиентом музыки и явных эмоциональных ли физических реакций на музыкальные композиции. Можно проверить готовность платить за эту услугу консьержа. Готовность платить за такую личную службы будет служить основанием, чтобы упомянутый клиент готов заплатить за менее личный музыкальный онлайн-сервис.

Для функций

Ссылка на новую функцию в веб приложении может находиться на видимом мест на уже существующем вебсайте. Функция не обязательно должна быть полностью внедрена, однако, должно быть что-то вроде посадочной страницы. Клики по ссылке анализируются и являются индикатором заинтересованности клиентской базы в этой новой функции. Так же это можно назвать методом сперва деплой, а код пишем потом.

Различие

Создание и оценка воздействия минимального жизнеспособного продукта являются стратегией тестирования рынка,которая используется, чтобы показать идею продукта вскоре после её появления. Это облегчается благодаря быстрым инструментам разработки приложения.

MVP отличается от обычной стратегии тестирования рынка на инвестирование времени и денег. MVP предназначен, чтобы гарантировать, что рынок хочет продукт перед тем, как будут сделаны большие временные и денежные инвестиции. MVP отличается от методологии выпускай раньше, выпускай чаще, которая слушает пользователей, позволяя им определить особенности и будущее продукта. MVP начинается с видения продукта, которые сохраняется на весь жизненный цикл продукта, хотя это основывается на явной и неявной (косвенной) обратной связи от потенциальных будущих покупателей продукта.

MVP — стратегия, которая может быть использована в качестве части потребительской методологии развития Бланка, которая сосредотачивается на непрерывном повторное продукта и обработке, основанной на обратной связи с потребителями. Кроме того, презентацию несуществующих продуктов и функций можно усовершенствовать, используя метод статистического тестирования гипотезы, например в виде A/B тестирования.

Startup manager Станислав Жуковский рассказывает о том, что такое минимально жизнеспособный продукт и концепция ленивого пользователя, а также объясняет, как правильно применять эти понятия на практике.

В своей я рассматривал этапы подготовки и заказа мобильного приложения, а также предлагал возможные варианты взаимоотношений между заказчиком и исполнителем.

Но мы не рассмотрели такой важный и актуальный для обеих сторон вопрос, как MVP.

MVP: что, зачем и как

Аббревиатура MVP расшифровывается как minimum viable product - минимально жизнеспособный продукт. В теории данная концепция приносит свою положительную выгоду тем, кто пытается ее внедрить в жизнь. Не всегда это получается удачно (особенно в России), но об этом чуть позднее.

Поговорим об идеальной модели MVP, как ее видят некоторые эксперты из российского интернет-сообщества: предположим, вы хотите делать и продавать автомобили. Минимальной жизнеспособной моделью, с точки зрения некоторых экспертов, будет являться велосипед, ну, или скажем, скейтборд. Мол, так вы проверите спрос пользователей на колесный транспорт, убедитесь в том, что он есть, сделаете опрос пользователей и поймете, в каком направлении вам дотачивать следующий релиз: делать трехколесный велосипед, мопед или скутер.

Но что вы получите? Сэкономите время на разработку? Может быть. Сэкономите деньги на разработку? Может быть. Даже нервы тоже, казалось бы, сэкономите. Но это далеко не факт.

Но что вы потеряете? Если так примитивно трактовать модель минимально жизнеспособного продукта, то вы потеряете все: и время, и деньги, и нервы.

Давайте рассмотрим конкретный, не метафоричный пример: фирма «А» решила создать сервис по доставке продуктов из сетевых магазинов города. Сервис кросс-платформенный: есть веб-версия, приложения для iOS, Android и даже Windows, а также админ-панель для обработки заказов, сервер и база данных. Но это все в планах. Ребята начитались статей про MVP и решили, что минимально жизнеспособный продукт надо делать только в веб-версии. Правильное решение, на первый взгляд. Таким образом, они серьезно и действительно сэкономили средства и время на разработку приложений, значительно облегчили разработку бэкэнда.

Но дальше… Дальше они также скупо и прагматично подошли к минимальному функционалу своей веб-версии и админ-панели для обработки заказов. После первой же демонстрации в одной из городских сетей их проект зарубили, как не представляющий интереса для сети, так как они предлагают доставлять слишком короткий список продуктов и функционал админки слишком беден. Короткий список был продиктован их беглым анализом по покупательскому спросу на доставку и возможности курьеров. А функционал админки был сделан сугубо по пунктам MVP.

Да, у них еще есть шанс все переработать и снова прийти на презентацию, но оправдываться всегда намного тяжелее, чем сразу произвести нормальное впечатление. Вот по какой причине модель MVP в вакууме смотрится хорошо, а когда доходит до дела, то нужно включать ум. И включать его в нужном направлении.

А какое направление будет нужным? Естественно, пользователь.

При этом концепция MVP говорит о том, что вектор развития продукта будет зависеть от пользовательского спроса на тот или иной функционал. Но модель не объясняет, как и о чем спрашивать пользователя, и что самое ужасное, она не говорит, как сделать продукт таким, чтобы было о чем спрашивать.

Поэтому множество разработчиков на свой «экспертный» взгляд предлагают заказчику во время разработки урезать функционал лайка, чата, возможности оплатить через смс и прочего, так как это скорее «дополнения» к основному функционалу. Но на основании чего они делают такие предложения? На основании чего, какой-то функционал признается основным, а какой-то дополнительным? Разве пользователя уже кто-то о чем-то успел спросить? Нет. Есть предположения, анализ, чужие платформы и чужой опыт. Ну, так на то он и чужой и, скорее всего, менее успешный, раз вы решили развивать свой сервис в противовес конкурентам.

Что такое LUC и с чем его едят

Поговорим о Lazy User Concept или концепции ленивого пользователя. Ее суть сводится ко взгляду на любую бизнес-модель со стороны ленивого пользователя.

Кадр из мультфильма WALL-E

Основные положения LUC:

    Пользователь всегда стремится к состоянию комфортного покоя (ничего не делать, ничего не платить, получать удовольствие). То есть его раздражает все, что его хоть как-то беспокоит, даже если эти изменения будут положительными.

    Пользователь готов сделать изменения только в том случае, если они в ближайшем будущем принесут ему еще большее состояние комфортного покоя.

    Пользователь готов заплатить за изменения только в том случае, если планируемый профит значительно улучшит его положение.

    Пользователя нельзя просто спрашивать, ему надо предлагать и анализировать реакцию на предложенное.

По стандартной пользовательской статистике вы можете исследовать и внедрять любой пользовательский функционал, которым хотите насытить свой сервис: как только более 2% пользователей тыкнут в соответствующую кнопку pre-function - вы тут же бросаетесь реализовывать данный функционал в полном объеме. Не тыкают - ваше счастье: вы ведь все сделали по правилам - деньги сэкономили, время сэкономили и даже пользователя спросили.

Кроме pre-function, есть еще несколько немаловажных моментов, вытекающих из принципов поведения ленивого пользователя:

    При разработке и визуализации вам нужно по всем правилам UI/UX эти цели поставить настолько близко к носу пользователя, чтобы он не смог пройти мимо них;

    Гиперважный момент: при разработке пункта №2 необходимо убрать все лишнее, что может отвлечь пользователя от поставленной вами пользовательской цели. Про это забывают почти все. Запомните: пользователя нельзя отвлекать.

Итак, рассмотрим на конкретном примере, как это работает. Вы - заказчик, пришли к разработчику. Делаете заказ на навигационное приложение, которое показывает, где находятся ваши друзья и знакомые, у которых также установлено это приложение. В прототип приложения вы уже «напихали» чат, обмен фотографиями и другими файлами, кнопку «заказать такси» и кучу всякой всячины, которую разработчик в первом релизе в рамках модели MVP предлагает вам не делать. А сделать сначала «сухую» карту и точки на ней. Максимум с именами, чтобы пользователи видели, кто есть поблизости и как его зовут. Прибавляем к модели MVP еще Lazy User Concept и задаем себе вопросы:

    Какую цель я ставлю для себя в первом релизе?

    Что я должен сделать для пользователя?

    Что пользователь должен сделать для меня?

Цель в первом релизе может быть действительно такой, как видит ее разработчик: сделать карту и показать на ней друзей. Но что уникального вы хотите дать своим пользователям дальше? Какую фишку вы добавите, которая будет вас отличать от прочих, уже накачанных богатым функционалом приложений? Что вы сделаете для пользователя?

Надеюсь, мои объяснения с примерами помогут вам разобраться в том, как делать первый релиз и в каком направлении его развивать. MVP + Lazy User Concept шикарный инструментарий для создания и выпуска в жизнь любых цифровых продуктов, потому что позволяют вам не только делать предположения, но и проводить анализ поведения целевой аудитории в реальном времени.

Что такое MVP? Аббревиатура, которую от стартаперов подхватили клерки, продолжает свой путь в инфосреде. Увы, первоначальный смысл заколочен в гробу интерпретаций от тех, кто услышал звон. А знать надо - понимание основ MVP жизненно необходимо в IT-бизнесе.

MVP - сокращение от minimum viable product. На русский переводится как минимально жизнеспособная версия продукта. В этой фразе каждое слово наполнено смыслом, и смысл этот однозначен. Начну с конца.

Продукт

Смотрите на картинку, это прототип айфона:

А это первая жизнеспособная версия айфона:

Можно долго цитировать Джобса про буквальное вылизывание иконок на рабочем столе, но в первом айфоне не было огромного количества фич, которые на тот момент были у большинства конкурентов. Первая партия была выпущена ограниченным тиражом. Первая партия была привязана к одному оператору.

Это был функционально обрезанный и глючный продукт. Отличие продукта от прототипа - его можно продавать. Продукт внедряется в рынок, а прототип - это одна из итераций на пути к этой цели.

Версия

Слово «версия» говорит об итеративном подходе. Попытки достичь MVP без промежуточных шагов похожи на красное лицо худощавого подростка, который первый раз пришёл в спортзал и сразу хватается за 200-килограммовую штангу.

MVP - это точка на временной оси, когда прототип превращается в продукт, которой предшествуют другие точки.

Жизнеспособная

MVP - это та итерация, когда продукт удовлетворяет хотелку клиента. «Жизнеспособность» следует читать в контексте выживаемости внутри рынка. Угадали с болью и подтвердили ценностное предложение, но боль уже давно решается на рынке крупным игроком на недостижимо качественном уровне? До свиданья, продукт нежизнеспособен. Именно поэтому выживаемость - штука относительная.

Минимально

А вот и главное, важнейшее - MVP находится в точке равновесия между хотелкой клиента, и затраченными усилиями команды.

Теперь откровение - недолёт лучше, чем перелёт. Если продукт, который вы выкатили на рынок, не найдёт пути к сердцу клиента, вы всегда можете его допилить. А вот ресурсы нужно экономить, потому что их мало.

А теперь определение

Каноническое определение дал Френк Робинсон, СЕО SyncDev Inc. Я переведу его на русский:

MVP - это версия продукта с максимальным отношением коэффициента возврата инвестиций к рискам. Это место между версией продукта, которая провалится на рынке из-за отсутствия требуемых функций, и версией продукта, которая содержит слишком много функций, что уменьшает коэффициент возврата инвестиций и повышает риски.

Главный риск, самый актуальный для стартапов - фейл в Customer Development’е и, как следствие, людям нафиг не нужно то, что вы делаете.

Что не является MVP

  • Лендинг с предоплатой - с помощью этого инструмента обычно исследуют спрос и пытаются понять, каким должен быть MVP. Это поиск той самой заветной точки равновесия. Если проще, то на лендинге добавляете и убираете фичи из описания, смотрите на изменение конверсии и понимаете, что важно, а что нет.
  • Flipchart-продажи. Это та же история, что и лендинг и предоплатой - вы исследуете спрос и понимаете, за что готовы люди отдать деньги.
  • Продукт, который тестируется на рынке, отличном от планируемого. Частая ситуация: «Я щас на России потесчу, а потом выбегу в Калифорнию с тем же самым продуктом». Найденная точка равновесия на одном рынке очень редко коррелирует с точкой равновесия на другом рынке.
  • Прототип/Альфа-версия. Если вы идёте к инвестору, он просит MVP, а вы показываете прототип, шансы на успех резко падают. Помедитируйте пару минут на картинки с айфонами абзацами выше. MVP можно продавать, прототип - нет.

Мне навсегда запали в душу слова коллеги по цеху: “Ко мне как-то пришёл парень за помощью - продать 300 плюшевых негров, которых он купил оптом, но идея не пошла”.

С тех пор любой предприниматель, который не протестировал идею, у меня ассоциируется с владельцем этих 300 плюшевых негров.

И в этой статье мы поговорим о способе не стать обладателем ненужного продукта, на которого Вы потратили массу денег, времени и сил.

А если конкретно, рассмотрим MVP. Что это такое и как оно может помочь бизнесу в состоянии старта или масштабирования.

Звук на минимум

Не так давно компания CB Insights провела анализ стартапов на основе и обнародовала свои исследования.

Они выявили общую картину в провале большого количества стартапов. Если быть точным, эта цифра ровняется 42%.

Именно такая часть новых компаний терпела неудачи только по одной причине - на их продукт не было спроса.

Грубо говоря, они тратили годы на исследование и создание продукта, а он оказывался никому не нужен.

А все это потому, что продукт чуть ранее не прошел проверку на жизнеспособность, даже в своей минимальной комплектации.

И в этом простом действии спасение могут найти далеко не только стартаперы. Действующему бизнесу тоже нужно это. Но обо всём по порядку. Что означает MVP?

MVP или minimum/minimal viable product - дословный перевод звучит как минимально жизнеспособный продукт.

Minimum viable product - это продукт в своей минимальной разработке, которая показывается покупателям/инвесторам, чтобы протестировать спрос.

Есть более точная расшифровка, которая характеризует MVP - это прототип Вашего будущего продукта.

Но при прочтении этой статьи Вы можете слово “продукт” легко заменить на любое действие в бизнесе. Почему я так говорю, Вы поймёте буквально через пару абзацев.

Сам термин был придуман в уже далеком 2001-м году бизнес-консультантом Фрэнком Робинсоном и довольно быстро принял популярность в кругах стартаперов.

Чуть позже он был включен в методологию “сustomer development”. Это когда идея или прототип продукта создается в минимальной комплектации и тестируется на потенциальных потребителях.

Возможно Вы слышали его другое название - . Так вот MVP - это конкретный инструмент клиентоориентированного подхода.

Почему именно инструмент? Да потому что минимально жизнеспособный продукт в его первоначальном понимании - это всего одна функция или задача, которая решает конкретную проблему конкретных потребителей этого продукта.

Я бы не даже не стал называть его продуктом, так как в правильном подходе - это процесс, который, основываясь на новых данных, позволяет дорабатывать финальный продукт необходимым образом для Вашей . То есть зацикленный процесс.

От ума, а не от бедности

Мне очень понравилась цитата Дмитрия Калаева, директора Фонда Развития Интернет-Инициатив: “MVP - это не от бедности, это от рациональности”.

И наверное это самое точное и правильное определение, которым только можно описать данный подход.

Благодаря этому Вы можете минимизировать свои затраты на разработку основного продукта, доработать его или своевременно прекратить его разработку.

Кроме того, создание MPV - это еще и огромная экономия времени на создание основного продукта.

Согласно исследованиям The Standish Group, 64% пользователей не используют дополнительные фишки в различных приложениях, сервисах и продуктах в принципе.

То есть больше половины респондентов просто используют продукт в его минимальной, базовой комплектации.

А именно доработкой всех этих фич, как правило, и занимаются стартаперы, которые доводят свой продукт до совершенства, основываясь только на своих умозаключениях, перед тем как показать его потенциальным потребителям.

Хотя должны делать совершенно наоборот - сначала протестировать, понять что нужно, и только потом двигаться дальше.

MVP ДЛЯ ВСЕХ

Очень часто, когда говорят о MVP, подразумевают исключительно онлайн-продукт (читать мобильное приложение).

Но это совершенно не так - это может быть и приложение, и онлайн-сервис. А также сайт, программа лояльности и даже авиакомпания.

То есть данный процесс нельзя привязать исключительно к онлайну или офлайну. При правильном подходе его можно использовать везде, именно поэтому я говорил, что слово “продукт” - это лишь образ.

Думаю у Вас есть сомнения в том, что MVP можно применить в офлайн бизнесе.

Для этого я нашел несколько интересных и при этом успешных кейсов, которые убедят Вас в том, что MVP крайне положительно влияет на бизнес:

1. Авиакомпания “Virgin Air”

Ричард Бренсон весь бизнес начал всего с одного самолета, который ходил только по одному маршруту.

И делалось это совершенно не потому, что у него не было денег. Таким образом на нем Брэнсон отрабатывал свои бизнес-гипотезы и докручивал их.

Число самолетов увеличивалось исключительно с ростом бизнеса и удачном тестировании всех гипотез.

2. Служба доставки еды “Sprig”

Доставка питания решили создать бизнес на позиционировании “Здоровое питание” и - “Доставим за 20 минут в центре”.

Для того чтобы оценить спрос на такое предложение, команда основателей развозила питание, которое было приготовлено на кухне другого ресторана.

Судя по тому, что компания работает с 2014 года и по сей день, тестирование прошло успешно и сейчас у них своё производство.

3. Программа лояльности в “no_name”

Для того чтобы проверить, будет ли виральный эффект от новой программы лояльности (порекомендуйте нас другу), один известный интернет-магазин не стал писать код и перестраивать свою систему.

Он просто разослал своим подписчикам письмо - “Порекомендуйте нас другу и оба получите скидку”.

4. Сервис скидок “Groupon”

Если этого Вам недостаточно, то просто напомню, что весь бизнес компании Groupon разросся из их теста виджета, который отправлял pdf файл со скидкой на почту пользователя.

К слову, модель оказалось такой рабочей, что не меняется уже много лет, просто приобретая более красивый интерфейс.

Но большинство предпринимателей, к сожалению, не так прозорливы. Поэтому я вспомнил несколько кейсов из своей практики, когда владельцы идеи не проверяли их, не обкатывали прототипы, и в итоге... терпели крах.

Печальные случаи

Выше Вы прочитали истории, где с помощью MVP компании вышли на новый уровень и поняли что на самом деле нужно клиенту.

Но на моей памяти есть парочка плохих историй, где компании, минуя этот этап решили захватить мир.

И увы, получилось всё наоборот - мир захватил их. Они понесли убытки, один из них чуть больше 2 млн рублей.

1. Крайндфандинговая платформа “Активы и проекты”

Онлайн-сервис, имеющий 2 варианта развития событий: человек размещает на сервисе идею и ищет для нее инвестора или человек с деньгами ищет идею, в которую может вложить деньги.

Идея монетизации - оплата за размещенное объявление о проекте, то есть фактически доступ к базе инвесторов.

Именно такая идея пришла в голову моему знакомому, которую он и стал воплощать в жизнь.

Для этого он заказал довольно функциональный сайт за полмиллиона рублей, снял офис и нанял свой колл-центр, запустил на сайт немалый трафик, дал задание программистам на создание своей .

Примерно за полгода затраты превысили 2 млн. рублей и, судя по динамике, это было только начало.

Как это больно...

Как Вы думаете, сколько он заработал на проекте за это время? Порядка 60 тысяч рублей. Идея оказалась провальной в моменте монетизации.

Люди просто отказывались платить за размещение. Я еще не упоминаю о том, что цена доступа за полгода снижалась 4 раза. Так как ее тоже никто не тестировал.

В итоге, после года такого “бизнеса по-русски”, мой знакомый закрыл проект с колоссальными убытками и пошел устраиваться на работу, чтобы иметь возможность возвращать долги.

А какое могло быть решение? Создать минимальный сервис, где одни выкладывают проекты, а другие могут часть смотреть бесплатно, а оставшиеся открывать за деньги.

При наличии желающих приобрести дополнительную базу процесс можно было бы развивать.

2. Интернет-магазин строй. оборудования

Наверное, это одна из самых частых историй, которую только может услышать бизнес-консультант или маркетолог.

Когда владелец бизнеса, специализирующегося на офлайне, решает открыть свой интернет-магазин.

Заказывает его разработку у компании за полмиллиона рублей, правда,забывая, что еще столько же необходимо потратить на трафик.

В лучшем случае, запускает по остаточному принципу “на что денег хватило”.

Именно так и произошло у нашего клиента, он создал громадный интернет-магазин на продажу строительного оборудования.

Цель - начать продавать не только у себя в городе, но и по всей России. Дополнительно он также заплатил около 50 000 рублей за настройку контекстной рекламы этой же компании.

Однако, запуск показал, что клиенты не горят желанием заказывать оборудование из другого региона в силу особенностей рынка.

А какое могло быть решение? Создать интернет-магазин на шаблонном решении, или вообще c минимальным количеством самых ходовых товаров.

Запустить на него трафик по горячим запросам с других регионов. Если все проходит хорошо и процесс логистики не сжирает весь заработок, отправлять проект в доработку и масштабирование.

Инструкция по MVP

По идее, если статья рассказывает о том что означает MVP, в ней должна содержаться инструкция как это сделать.

И ниже будет такая инструкция, ликуйте. Только с небольшой поправкой на то, что я не стал расписывать все дословно и чересчур подробно.

Другими словами, я создал инструкции о том, как сделать Minimum viable product в любом бизнесе:

Шаг 0. Вы должны помнить, что в минимальном продукте всегда проверяется ТОЛЬКО ОДНА теория, которая решает конкретную боль будущего потребителя.

Поэтому Вам необходимо выделить одно ударное преимущество в Вашем продукте, которое будет решать боль, и которое Вы будете пытаться “продать”.

Шаг 1. Вы должны составить четкий план того, что Вы будете доработать в продукте, если он покажет положительные результаты после тестирования.

То есть какие фичи Вы будете дорабатывать, какие дополнительные возможности вводить в продукт. Кроме того, у Вас должно быть понимание их приоритетности при создании продукта.

Шаг 2. Продумать инструменты, которые Вы будете использовать для созданиях и проверки прототипа своего продукта.

Само собой MVP=минимализм. А это значит, что требоваться должно минимальное количество денежных и временных ресурсов как на создание самого прототипа, так и на его тестирование.

Шаг 3. Определиться с критериями тестирования, после изучения которых Вы сможете четко ответить на вопрос: “Продолжать будем?”.

Для этого у Вас должны присутствовать четкие критерии, лучше в денежном выражении, после которых Вы принимаете решение - продолжать или сворачивать всё и идти искать другую идею.

Коротко о главном

Как показала практика, все стартаперы, думаю Вы уже поняли, что я говорю сейчас не только о начинающих бизнесменах, горят идеей своего продукта.

И готовы “вылизывать” и дорабатывать его до бесконечности. Правда, в большинстве случаев это совершенно ненужная трата времени и сил, даже если Вы создаёте космолёт.

Поэтому не тяните. Долгая разработка может не только убить время, продукт, но и саму идею в принципе.

Лучше ищите готовые решения. Как говорит : “Все уже давно придумано за нас. Необходимо просто взять работающую модель и довести ее до совершенства”.

Для этого просто изучайте рынок и будущих покупателей. Несите своим продуктом только ценность.

Только решая проблему Ваш продукт будет успешен. Просто помните про 42% загнувшихся стартапов.