О йоге простыми словами. Какие существуют виды йоги? Йога имела практическое применение в жизни

К ответу на вопрос «Что такое йога», каждый приходит самостоятельно. Для кого-то это загадочное слово, подразумевающее людей в , для кого-то это одно из модных направлений в фитнес-индустрии, а для некоторых она станет источником вдохновения и перемен. Возникнув еще до нашей эры в Индии, йога обретает все большую популярность и востребованность в современном мире. Перекочевав от индусов-отшельников в обустроенные, комфортабельные центры на всех континентах, йога притягивает своими возможностями людей самых разных профессий, возраста, цвета кожи и пола.

С чего же все началось?!
История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры людей в йогических позах. Считается, что йога развилась из аскетических практик ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам (X - VI века до н. э.). Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (VI век до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.)

В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе усилился. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в. Дальнейшая популяризация йоги, как единого и всеобъемлющего восточного учения, послужила толчком к образованию различных школ. Школы отличаются друг от друга распределением акцентов, сосредоточением на разных аспектах одного и того же предмета. Из наиболее распространенных можно выделить: хатха-йога, кундалини, раджа (аштанга), бхакти, карма, нидра, нада, мантра-йога …

В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога». Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических способов воздействия на организм (питание, дыхание, асаны, и др.), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан). Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей обрести гармонию тела, ума и эмоций.

Практикующему йогу постепенно открываются восемь последовательных аспектов этого учения:
1. Этические принципы или общие нравственные требования (яма)
2. Принципы поведения и дисциплины (нтяма)
3. Работа с телом (практика ассан)
4. Ритмический контроль дыхания (пранаяма)
5. Освобождение ума от влияния чувств и внешних раздражителей (пратъяхара)
6. Концентрация (дхарана)
7. Медитация (дхъна)
8. Сверхсознание (самадхи)

Путешествие по йоге начинается с универсальных моральных заповедей (яма): ненасилие, правдивость, отсутствие посягательства на чужое, бескорыстность. С помощью этих принципов мы учимся контролировать наши действия во внешнем мире. Далее, наступает время работы над собой: чистота, удовлетворенность, подвижничество, самоисследование, самоотдача. Третья ступень пути в йоге - работа с телом, заключается в выполнении физических упражнений (асан). Практика асан поддерживает силу и здоровье тела, без которых дальнейшее развитие невозможно. Работа над собой в асанах открывает новые способы исследовать свои возможности. Работа с дыханием (пранаяма) - четвертая ступень йоги, которая помогает нам развить энергию в своем теле. Дыхательные упражнения под силу тем, кто уже хорошо освоил асаны, кто достаточно развил физическое тело. По мере освоения навыков пранаямы приходит следующая ступень - отвлечение органов чувств от внешних стимулов (пратъяхара). После этого, можно переходить к концентрации (дхарана). Концентрация способствует сохранить спокойствие ума. На седьмой ступени - медитации (дхъяна) - постигается умение сосредотачиваться на том, чтобы не быть сосредоточенным ни на чем, в полной тишине и отсутствии любых помех. Достигнув такого состояния, возможно приблизится к восьмой ступени, к вершине йоги - просветлению (самадхи), когда все помехи наконец отступают и человек целиком сливается со своей душой. Хотя это состояние запредельно далеко от нашего повседневного образа жизни и достигнуть его нелегко, каждый человек встречался с его проблесками. Это те необъяснимые приливы счастья и спокойная уверенность в завтрашнем дне - все эти чувства с тех вершин, дорогу к котором открывает путь йоги.

Что такое «ЙОГА АЙЕНГАРА»
Йога Айенгара является классической хатха-йогой, истоки которой уходят в глубину веков. Хатаха-йога начинается с тела и ведет к вершине самосознания. Всемирно известный учитель йоги из Индии -Шри Б.К.С. Айенгар создал метод обучения йоге, который, благодаря своим особенностям, снискал себе огромную популярность и на сегодняшний день является одним из самых распространенных в мире. Как говорит сам Б.К.С. Айенгар о своем методе: «С точки зрения истории, я не был первооткрывателем, но представил свой уникальный взгляд на вещи, явив миру новаторство в рамках традиции»

Практика йоги по методу Б.К.С. Айенгара отличается точностью, согласованностью движений и безопасностью пребывания в позе. Она развивает гибкость, силу, выносливость и уравновешенность. В преподавании используется дополнительное оборудование - кирпичи, ремни, одеяла, стулья, болстеры, пенки, веревки - таким образом, выполнение поз становится доступным каждому. В начале занятия предлагается выполнить позы стоя, потом скрученные или направленные на раскрытие определенных участков тела (грудна клетка, тазобедренные суставы, пр.), затем перевернутые (вроде стойки на голове, на руках), имеющие сильное воздействие на организм в целом, в конце идут более спокойные асаны, позволяющие плавно подвести человека к окончанию урока, который всегда заканчивается расслабляющей позой полного покоя. В основном позы удерживаются от 30 секунд до минуты, перевернутые могут фиксироваться у продвинутых занимающихся до 3-5 минут.

Особенности йоги по методу Айенгара:
. статичная практика асан , симметрия, тщательное выравнивание, тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в позе увеличивает ее воздействие на мышцы, связки, суставы, внутренние органы, системы и клетки, а также на эмоциональное состояние и ум
. постепенное развитие практики , переход от более простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению.
. использование разнообразных вспомогательных материалов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков, стульев, ремней и веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и создать опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы.

Практика йоги Айенгара доступна каждому желающему в независимости от физической подготовки и жизненного опыта. При выполнении асан важно интегрировать в процесс спокойное расслабленное дыхание. Для каждой асаны оно свое, также как и каждая асана направлена на свою цель. Асаны необходимо удержать в течение нескольких секунд (для начинающих) или минут (для продвинутых), в результате чего мышцы, суставы и внутренние органы принимают правильное положение, постепенно "привыкая" к нему. Например, такие позы, как стойка на голове или знакомая с уроков физкультуры "березка" благотворно влияют на работу сердца, легких, печени, органов брюшной полости, пищеварительной и кровеносной систем, головного мозга. Кроме обще-оздоровительного и укрепляющего влияния на тело, йога учит обращать взгляд внутрь себя, наблюдать за собой, контролировать эмоции.
В совокупности этих физических методов, практикующий йогу Айенгара может достигнуть значительных результатов, позволяющих чутко ощущать эмоциональное и физическое состояния собственного организма и управлять ими.

Путь в йоге начинается с малого, а именно с ознакомительных занятий. Это вводные уроки йоги направленные на то, чтобы познакомить учеников с основами практики йоги, научить базовым принципам положения и работы тела в позах, обращать внимание на физиологические особенности каждого ученика, показать для чего и как используется дополнительное оборудование, ввести в терминологию. Немалую часть ознакомительных занятий занимают вопросы-ответы, т.к. именно в этих классах в большей степени освещена теоретическая часть. После прохождения ознакомительных занятий, ученик овладевает базовыми навыками практики йоги, и может заниматься в группах «Начального» уровня.

Йога Айенгара привлекает : здесь есть как общие классы групповых занятий для учеников любого уровня практики, а также специальные классы для женской, детской практики, для беременных, людей пожилого возраста, классы «Здоровая спина» и терапевтические классы для людей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общие или специальные классы. Рекомендуется посещать как занятия в общих группах своего уровня, так и специальные для обогащения своей практики. В любом случае, на каком бы уровне не находилась ваша практика, главное, чтобы она приносила вам удовольствие и по возможности, была регулярной.

Здравствуйте, друзья!

Каждый раз когда я сообщаю людям, что я работаю инструктором по йоге, они закатывают глаза, разводят руки, соединяют большой, указательный и средний пальцы на каждой руке и произносят звук «оооомммм». По их мнению это то, чем я занимаюсь на своих классах. 🙂

Другие удивляются и говорят: «Круто! А покажи-ка какие-нибудь позы». Многие мужчины считают, что йога только для женщин. Не мужское это дело! Многие женщины думают, что йога — это только растяжка.

После этого напрашивается вывод, что большинство людей не имеют понятия, что же такое йога, и почему она становится все более и более популярной в западном мире.

Причем, когда я начала поиск информации о йоге для своей статьи, стала читать разные источники в интернете, я поняла почему. Большинство статей написаны на сложном языке, с использованием терминов из санскрита, что не то, что простому обывателю, но и сведущему человеку сложно разобраться.

Итак, йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик, пришедших к нам из Индии.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЙОГИ

1. Раджа-йога (царская йога) известна как классическая йога. Ее основная цель контроль ума посредством медитации. Раджа-йога состоит из восьми ступеней, затрагивающих все аспекты человеческого бытия.

Яма — нормы поведения, состоит из пяти элементов (ненасилие, правдивость, воздержание от воровства, самодисциплина — контроль над желаниями и отсутствие алчности).

Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам. Состоит также из пяти элементов (внутренняя и внешняя чистота, удовлетворенность, аскеза, изучение священных писаний и повторение мантр, предание себя Богу и поклонение Ему).

Асана - возможность занимать определенные позиции тела для медитации. По-другому упражнение. Асаной называется любая устойчивая, неподвижная поза.

Пранаяма - дыхательная практика, направленная на расслабление ума, очищение тела, наполнение тела энергией. Прана означает «жизненная сила», а «яма» - контролировать, управлять.

Пратьяхара — техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.

Дхарана концентрация. Настоящая йога начинается со сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, половое воздержание, чистая еда, уединение, молчание, нахождение в обществе гуру и ограничение общения с людьми.

Дхьяна — медитация. Ощущение счастья и любви.

Самадхи – освобождение от эго, просветление. Исчезают препятствия и блуждания ума, йогин становится независим от внешнего мира и растворяется в безличностном абсолюте.

2. Карма-йога (йога деятельности») основана на учении «Бхагавад-гиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей без привязанности к плодам труда, без эгоистических мотивов, с единственной целью удовлетворения Бога.

3. Джнана-йога (путь знания) еще одно направление йоги, которое выступает как путь самоосознания, на котором индивид учится отличать реальность от иллюзии и осознает свое тождество c миром, с первоосновой всех вещей.

4. Бхакти-йога -практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти - служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстах индуизма, как самый лёгкий и действенный вид йоги.

5. Хатха-йога – самое распрастраненное направление йоги в западном мире, систематизированное Свами Сватмарамой (автором трактата «Хатха йога Прадипика») в 15 веке. Хатха-йога представляется как система подготовки физического тела для сложных медитаций. То есть чтобы тело не болело, не отекало и не немело, тем самым не отвлекало от главного, во время многочасовых сидений в одном положении.

Каждое упражнение хатаха-йоги (асана) воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов, улучшая их работу.

За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.

Я считаю, что каждый берет от йоги то, для чего он созрел на данный момент. Если человека интересует йога, как средство для улучшения и укрепления здоровья – это прекрасно. Если он готов к духовным практикам – еще лучше. Самое главное — слушать себя и развиваться в своем темпе.

Если человек готов для определенной информации или опыта, он обязательно это получит из итого или иного источника.

Будьте открыты для развития, и вас ждет удивительная, полная открытий жизнь.

Практикуйте йогу и будьте счастливы!

С искренней симпатией, Олеся.

Практически каждый слышал о йоге и йогах, но что это такое и кто они такие? Сегодня можно услышать много противоречивых и необычайных историй и случаев, всегда интересных!

Наука это или религия? Если принять к рассмотрению все религии мира, их ответвления, можно увидеть, что их объединяет нечто единое – истины, которым они учат и к которым призывают. Есть результаты опытов отдельных лиц, и только. В христианстве верят во Христа, как в воплощение Бога, и доказательством этой веры множества христиан — есть слова: «Это моё верование». Если обратиться к источнику христианства, то можно найти, что в основе его лежит опыт: «Христос говорил, что видел Бога, ученики говорили, что чувствовали Бога». В Буддизме дело обстоит также, это — опыт Будды, который познавал и проповедовал. Точно также и у индусов, и в других религиях.

В большинстве религий утверждается, что подобный опыт доступен лишь для основателей религий, для тех, кто стоял у истоков. И проверить его нельзя – в настоящее время такой опыт, якобы, считается недоступным, отсюда догматизм религии, когда все принимается на веру.

Но в этом мире, если имел место какой-то опыт, то его можно воспроизвести. И если он был в прошлом, то должна быть возможность — повторить его в будущем.

Человеку нужна истина, ему нужно убедиться лично, овладеть ей, удостовериться и чувствовать её.

Йога ближе к науке, ибо она предлагает практический и научно отработанный метод исследования и познания. Мудрецы говорят: «Вот приёмы, примените их добросовестно, и тогда, если вам не откроется высшая истина, вы будете вправе сказать, что наше учение ложно, отрицать же его, не проверив, не разумно».

Йога – это учение, дошедшее до нас из глубины веков и упоминаемое в самых древних источниках, учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах. Археологические раскопки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже за 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохенджо-Даро.

Однако, произведения древнего эпоса говорят о еще более раннем происхождении йоги. Йога, это очень древняя наука, уходящая в глубь веков — к древней цивилизации Арктиде, располагавшейся на территории Северного Ледовитого океана. Но к нам, в цивилизацию, Йога пришла уже не с Севера, а с Юга – из Индии, сохранившей это учение.

В эзотерических школах Востока эти знания передавались из поколения в поколение и сохранились в неприкосновенности. Из прошлых тысячелетий до нас дошло много текстов, описывающих Йогу: это Веды, философские тексты Махабхараты, Упанишады, афоризмы Патанджали, Тантра и другие. Однако мистические знания не всегда будут оставаться тайной за семью печатями. Наступающая эпоха даст человечеству доступ к самым сокровенным тайнам Природы.

А кто же тогда йоги? В житейском мире бытуют интересные о них представления:

Йог – это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные, самые невероятные позы, стоит на голове, может связаться в узел.

Йог – это факир: он спит на гвоздях, с удовольствием пьет серную кислоту, может надолго задерживать дыхание и пульс.

Йог – это экстрасенс, он может лечить руками и взглядом, обладает ясновидением, яснослышанием и другими невероятными способностями.

Йог – это аскет, человек не от мира сего, он прячется от людей в джунгли, в пещеры, почти ничего не ест и проводит время, созерцая собственный пуп.

Йог – это религиозный фанатик, все помыслы его связаны с культом сверхъестественных сил, он то и дело входит в транс, в экстаз, хочет достичь слияния с божеством и чуть ли не сам становится богом.

Отчасти это мнения верны, но только отчасти, да и то- с оговоркой.

Йог – не гимнаст, хотя он постоянно работает с собственным телом, заботится о его чистоте и поддерживает его в бодром и здоровом состоянии.

Йог – не факир, хотя он действительно, используя свои психические резервы, умеет управлять такими функциями внутренних органов, которые считаются непроизвольными, автоматическими, например, ритмической деятельностью сердца и мозга.

Йог – не экстрасенс в обычном понимании этого слова; хотя действительно может обладать удивительными способностями, никогда не стремится к ним, ради них самих.

Йог – не аскет. Сегодняшний йог живет и совершенствуется среди людей, хотя особенности его тренировки требуют частого уединения (хотя бы на 1-1,5 часа у себя в комнате) и довольно строгих ограничений в жизни (на первых порах).

И, наконец, йог – не фанатик. Хотя он и имеет дело с могучими силами, проявляющимися через его тело и психику, йог не привязан к какой-либо религии, ничто не ущемляет его свободы совести и не посягает на его право выбирать себе ту или иную религию или же оставаться атеистом.

Йога- это всеобъемлющий способ жизни на Земле, позволяющий человеку жить в гармонии с окружающим его миром и самореализовываться в этом мире, независимо от того, где он живет, и в какое время. Йога дает возможность духовного развития, ей нельзя заниматься как, к примеру, футболом. Йог тот, кто живет йогой, не занимается ею, а живет, согласуясь с природными законами, с самой Природой, заботясь не только о себе, но и о Земле и ее ресурсах. Если раньше, человек, желавший духовного развития, стремился к одиночеству: уходил в лес, в горы, жил в пещерах, — то теперь это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью, имеющий детей и семью, не отгораживающийся от общества, а, наоборот, помогающий ему в эволюции. Йога это осознанный путь духовного гармоничного развития, доступный каждому, вне зависимости от расовой принадлежности, национальности, пола, религиозных убеждений, возраста.

Пути духовного развития различны для разных людей, и каждый, практикуя Йогу, , только ему необходимый и нужный.

Есть мнение, что йога – учение древнее, с религиозным уклоном. Много веков назад так и было. Но все в мире меняется. Сегодня у йоги много новых ракурсов, лиц и имен. Она стала более спортивной, лечебной и доступной, но при этом сохранила свое предназначение и несет свет в жизнь людей, связывая их со своим истинным «я».

Когда в конце XX века йога из индийских ашрамов переселилась в московские подвалы, она уже прошла огромный путь превращений. За время своего «переезда» с Востока на Запад, который длился не одну сотню лет, древнее учение получило десятки толкований, обросло Федерациями и Советами, Институтами и даже чемпионатами. Безусловно, популяризация йоги привела к ее упрощению, но именно этот процесс и позволил миллионам людей во всем мире встать на путь самосовершенствования.

Азбучные истины. Дословно «йога» - это «упражнение», «объединение», «связь», «гармония». Первые упоминания о йоге относятся к древнеиндийским текстам - Ригведе (собрание религиозных гимнов XVII-XI веков до н. э.), Упанишадам (философские и теологические тексты веков до н. э.), Махабхарате (огромный эпос о потомках царя Бхараты, где самой важной для понимания йоги является поэма «Бхагавад-Гита»). «Бхагавад-Гита» была создана как самостоятельное произведение в VIII-VII веках до н. э. и записана в III-II веках до н. э. В этих текстах йога предстает как совокупность духовных, психических и физических практик, направленных на познание истинной природы своего «я». Знание и практики превращают человека в более совершенное существо.

«Букварем йоги» принято считать «Йога-сутры» мудреца Патанджали, созданные предположительно во II-V веках до нашей эры. О жизни самого Патанджали известно не больше, чем о древнегреческом Гомере - авторе «Одиссеи» и «Илиады»; но сборник из его 195 кратких афоризмов заложил основу классической восьмиступенчатой йоги.

Восемь ступеней - это последовательный курс обучения этическим, физическим и метафизическим аспектам йоги, который лежит в основе большинства современных направлений. Предполагается, что посредством освоения этих ступеней ученик в итоге достигнет главной цели - освобождения. Для него закончится земная жизнь, наполненная страданиями, и начнется другое, безмятежное существование. Впрочем, тревожиться, что йога учит быстрой смерти, не стоит, скорее она помогает продлить земную жизнь, чтобы дать возможность достижения освобождения в текущем воплощении.

Первые две ступени, яма и нияма, - это этические правила йоги, которые обязательно предшествуют «асанам», то есть физическим упражнениям.

Яма включает в себя пять принципов. Первый принцип - ахимса - учит не причинять вред живым существам. Второй принцип - сатья - правдивость - это воздержание не только от лжи, но и от самообмана. Третий принцип - астея - неприсвоение чужого, недопущение воровства. Четвертый - апариграха - отказ от обладания ненужными вещами, от стяжательства. Пятый - брахмачарья - воздержание, отстранение от чувственности в широком смысле. Нужно заметить, что разные учителя йоги склонны давать принципам разную трактовку: так, брахмачарья может считаться в одной традиции полным сексуальным воздержанием, а в другой - сексуальной умеренностью, допускающей близость с одним партнером.

Следующая ступень, нияма , переходит от ограничений к рекомендациям. Считается, что с освоением первой ступени йоги сознание ученика освобождается от пороков и готово принять добродетели, среди которых также выделяют пять основных. Шауча - чистота, внешняя и внутренняя. Сантоша - удовлетворенность тем, что имеешь. Тапас - усердие в практике, самодисциплина. Свадхъяя - самопознание и изучение духовной литературы. Ишвара-пранидхана - вверение себя Высшему началу, посвящение плодов всех своих действий божественной силе. Кроме того, в некоторых других традициях указываются и дополнительные принципы ниямы - это сауманасья (благожелательность), нигара (бесстрастность), ман-дхатар (вдумчивость), аваща (независимость), мантра-видья (знание мантр), дамсанавант (обладание необыкновенной силой) и нишпратидвандва (отказ от наличия противников).

Далее практикующий приступает к асанам - упражнениям, соответствующим третьей ступени. Асаны нужны для тренировки тела. Подход утилитарный: здоровый человек может с легкостью переносить часы неподвижного сидения в медитации. Умение концентрироваться на ощущениях в мышцах облегчает процесс освоения медитативных техник, а вытянутый позвоночник и раскрытые суставы способствуют выравниванию внутренних энергетических каналов. Списка обязательных к выполнению асан «Йога-сутры» Патанджали не дают, но их приводят другие источники, например, «Хатха-йога Прадипика» (датируется XV-XVI веками н. э.). Здесь асаны формируются в определенные последовательности, начинающиеся с цикла Сурья Намаскар («Приветствие Солнцу»), повторенного несколько раз. Затем следуют позы стоя, наклоны, позы сидя, лежа, перевернутые позы и завершающая Шавасана. Так, регулярно практикуя асаны и сделав свое тело выносливым, ученик направляет внимание внутрь и осваивает следующие ступени.

Пранаяма - четвертая ступень йоги, посвящена управлению первичной энергией Вселенной, праной. Пранаяма учит контролировать дыхание с помощью специальных техник. Чередуя глубокое, среднее и поверхностное дыхание, активно используя задержки на выдохе и вдохе, а также направляя дыхание в определенные участки тела, йогин накапливает жизненную энергию и использует ее для своих целей. Все клетки тела (в том числе и головного мозга) в процессе дыхательной гимнастики получают огромное количество кислорода.

Одновременно с успокоением ума и расслаблением тела (приятные «побочные эффекты» от техник пранаямы) накапливается жизненная сила. Важно, что в процессе освоения каждой последующей ступени йоги предыдущая не забывается. Все знания складываются и дополняют друг друга. Так, освоив техники пранаямы, ученик может использовать их для более быстрого прогресса в асанах: разогретое дыханием тело становится гибче и послушнее.

Пятая ступень йоги - пратьяхара , практика отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены, удержание состояния «здесь и сейчас». Воспринимать происходящее, но не позволять уму фиксироваться ни на внешних, ни на внутренних объектах, - вот главная задача йогина на этом этапе. Постигнув пратьяхару, ученик начинает воспринимать все явления безоценочно, освободившись от влияния эмоций и чувств, и остается один на один со своим сознанием. Именно пятая ступень является, упрощенно говоря, переходом от «прикладной» йоги к «умозрительным» духовным практикам.

Следующая ступень - дхарана, полная концентрация ума на каком-либо одном объекте. Суетливый поток мыслей останавливается, ум не перескакивает с предмета на предмет и сознание однонаправлено. Глубокая концентрация на одном объекте в течение 12 секунд - это дхарана, а 12 таких дхаран - это уже дхьяна, седьмая ступень йоги.

На этой стадии йогин осознает только то, что он существует, и то, что является объектом его медитации. Упорная практика дхараны и дхьяны в конечном итоге приведет к последней ступени восьмеричного пути - самадхи, состоянию сверхсознания, на котором возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, и индивидуальное сознание (как микрокосм) сливается с космическим абсолютом (макрокосмом). Состояние самадхи предшествует полному освобождению - от страданий, вызванных желаниями беспокойного ума, и от перерождений.

Йога - древнее, глубокое, мощное по своему потенциальному воздействию учение, и каждый может почерпнуть из него все, что захочет. Сегодня учение раскрошено на множество простых и прикладных методик. Йога для похудения, йога для беременных, йога для зрения, йога для более эффективных тренировок в каком-либо виде спорта…

Какую бы школу йоги вы ни выбрали, важно помнить, что ни трактаты, ни учителя не заставят вас стать строгим аскетом, принять вегетарианство, петь гимны каким-либо богам или закручиваться в бублик без веской на то причины. Это и не средство, и не цель. Но они обязательно заставят вас обратить внимание на свою жизнь, а не только на осанку. Откуда берутся усталость и суета? Почему такое нагромождение в мыслях, вещах и делах? Что в действительности значит «расслабление», или «принятие», или «важность процесса, а не результата»? Все, чему учит йога, - это осознанность, ответственность и спокойствие. «Йога читта вритти ниродха» - «Йога есть остановка колебаний ума».

Дмитрий Барышников
Преподаватель аштанга-виньяса-йоги
(Ashtanga Yoga School Moscow)

«Если мы говорим о действительно серьезной практике йоги на регулярной основе, то она способна круто изменить и даже перевернуть вашу жизнь. Звучит пугающе? Ничуть. Потому что автопилот «жизни», на который большинство из нас переключились, постепенно преобразуется в жизнь более осознанную, уравновешенную, здоровую и счастливую. Все те мелочи, что вас тревожили, начинают влиять меньше, и вы становитесь более счастливыми».

Кирилл Хазанович
Преподаватель хатха-йоги
(Московская школа йоги на Серпуховской)

«Йога - это многогранная система, которая позволяет с помощью постепенной и регулярной практики соединяться со своим внутренним потенциалом. Йога помогает укрепить физическое здоровье, обрести душевное равновесие, активизирует творческое начало. Благодаря практике улучшается внимание, появляется больше энергии, постепенно исчезают вредные привычки, повышается либидо».

Александр Дудов
основатель школы Апнэа-йоги

«Йога - это умная физкультура, с помощью которой вы разовьете не только гибкость тела, но и гибкость ума. Благодаря упражнениям вы начнете лучше понимать свое тело, начнете его чувствовать - а это первый шаг к пониманию себя, своих внутренних склонностей и талантов. Со временем это позволит вам научиться управлять своей жизнью. Если вы выбираете йогу, шанс прожить долго, радостно и плодотворно, максимально раскрывая свой творческий потенциал, повышается».

Вы уже много слышали о йоге, но не знаете с чего начать? Примите участие в с Татьяной Илларионовой.

Самое сложное в йоге – развернуть коврик. Но сделать это все-таки стоит! Первые шаги в йоге самые важные. Поэтому мы разработали для вас эту программу – она идеально подходит для новичков. Вы окунетесь в практику йоги, узнаете ее основные принципы и почувствуете мгновенный эффект. Yoga Start с Татьяной Илларионовой – это удобный видеокурс, с помощью которого вы легко, весело и c пользой для здоровья сможете начать заниматься йогой!

Ведущая: Татьяна Илларионова – старший тренер по методике Yoga23, руководитель инструкторского состава сети центров «Федерация Йоги».

Что в программе?

  • Что такое йога?
  • Разминка и вводный комплекс
  • Асаны и мудры
  • Энергия в теле: что такое прана?
  • Очистительные техники йоги
  • Пранаяма: почему всё-таки выдох, а потом вдох?
  • Медитация

Курс длится 7 дней и состоит из 7 видео-уроков продолжительностью от 30 до 60 минут.

Все материалы останутся у вас в бессрочном пользовании – вы сможете обращаться к ним в любой удобный момент.

Наталья Говорова


Время на чтение: 9 минут

А А

Понять и принять практику йоги дано не каждому. Одного пугают ограничения в питании, второй брезгливо кривится на духовные составляющие, третьему не под силу дыхательные упражнения. Несмотря ни на что, все больше людей выбирают йогу своим ориентиром в жизни. Кроме традиционных видов йоги, практикующихся тысячелетиями, сегодня существуют и десятки иных разновидностей с похожими элементами, но абсолютно по-разному расставленными акцентами. Как разобраться в видах йоги новичку?

Философия йоги — полезно знать начинающим

Духовная практика – ключевая, наиболее частая претензия к йоге. Многие хотят поправлять свое здоровье и худеть просто, без каких-либо упражнений для дыхания и медитаций. Так рассуждают те, кто не имеет никакого понятия о технике и, собственно, целях йоги, которая воздействует на разум и чувства человека через тело. Именно через усилие над собой практикующий приходит к владению телом, духом и спокойствию сознания. В йоге тело человека – это инструмент самопознания, а дух и тело – неразделимые составляющие одного целого. Если же вы находитесь в поиске варианта йоги для физического здоровья, то наиболее подойдет хатха-йога , практика которой предполагает развитие физической стороны и одновременное укрепление эмоционального общего фона.

Особенности йоги

  • Йога – система практик, направленная на создание гармонии души и тела , на раскрытие энергетического потенциала человека.
  • Йога – прямой путь к здоровью . Нормализация функций всех внутренних систем организма, тренировка всех мышц, восстановление конструкции позвоночника.
  • Йога – помощник в преодолении житейских трудностей , в поиске душевного равновесия.
  • Йога – освобождение от негативного багажа , накопленного в течение всей жизни.
  • Йога – это рост интеллектуальных возможностей , развитие творческого и пространственного мышления.
  • Йога – это мощный антидепрессант и релаксант.
  • Йога – это стройная фигура , изящность и легкость.