Олимпиада по биологии. Взгляд изнутри. Вырезанное. Литература для подготовки к олимпиаде по биологии Олимпиада по биологии что нужно знать


Отличное углубленное знание теории важно для успешного прохождения и теоретического, и практического тура Всероссийской олимпиады по биологии. Поэтому чем раньше вы начнете ее изучать, знакомиться с дополнительными, выходящими за рамки школьной программы материалами, – тем выше будут ваши результаты.

Представляем вам список учебных пособий, которые помогут получить необходимые знания.

Ботаника

  • Федоров А. А. «Жизнь растений в 6 томах». – М.: Просвещение, 1974-1982.
  • Алексеев Ю. Е., Новиков В. С., Скворцов В. Э., Ловягин С. Н. «Определитель растений нечерноземного центра Европейской России по вегетативным признакам». - М.: Русский университет, 2000. - 192 с.
  • Чуб В. В. «Ботаника. Часть1. Строение растительного организма». – М.: МАКС Пресс, 2005. – 116 с.
  • Зитте П., Вайлер Э. В., Кадераит Й. В., Брезински А., Кернер К.; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.]; пер. с нем. Хмелевской Н.В., Тарасова К.Л., Глазуновой К.П., Сухорукова А.П. «Ботаника. Учебник для вузов: в 4 т.». - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • Васильев А. Е. и др. «Ботаника: Анатомия и морфология растений: Учебное пособие». – М.: Просвещение, 1988. – 480 с.
  • Тахтаджян А. Л. «Мир растений». – М.: Просвещение, 1980. – 475 с.
  • Федоров А. А., Кирпичников М. Э., Артюшенко З. Т. «Атлас по описательной морфологии высших растений. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – 304 с.

Физиология растений

  • Хелд Г. – В. «Биохимия растений». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 473 с.
  • Зитте П., Вайлер Э. В., Кадерайт Й. В., Брезински А., Кёрнер К.; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.]; пер. с нем. Артемьевой О.В., Власовой Т.А., Карнаухова И.Г., Колесовой Н.Б., Чередниченко М.Ю.. Под ред. Чуба В. В.. «Ботаника. Учебник для вузов: в 4 т.: Т. 2. Физиология растений». – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496 с.
  • Алехина Н. Д., Балнокин Ю. В., Гавриленко В. Ф. и др. / Под ред. Ермакова И. П. «Физиология растений». – М.: Москва. "Academia", 2005. – 640 с.
  • Медведев С. С. «Физиология растений». – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 336 с.
  • Eduardo Zeiger, Lincoln Taiz «Plant Physiology. 6th Edition ». – М.: Sinauer Associates, 2010.

Зоология беспозвоночных

  • Шарова И.Х. «Зоология беспозвоночных» - М.: Владос, 2002. – 593 с.
  • Догель В.А. «Зоология беспозвоночных» - М.: Высшая школа, 1981. - 606 с.

Зоология позвоночных

  • Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. В 2-х томах». – М.: Высшая школа, 1979. - 333 с.
  • Шмальгаузен И.И. «Происхождение наземных позвоночных». – М.: Наука 1964. – 273 с.
  • Дзержинский Ф.Я., Васильев Б.Д., Малахов В.В. «Зоология позвоночных» - М.: Академия, 2013. - 465 с.
  • Дзержинский Ф.Я. «Сравнительная анатомия позвоночных животных» - М.: Аспект Пресс, 2005. - 304 с.

Анатомия человека

  • Сапин М.Р. «Анатомия человека в двух томах». – М.: Медицина; Издание 4-е, 1997 – 1100 с.
  • Ф.Кишш, Я.Сентаготаи «Анатомический атлас человеческого тела в 3-х томах». – М.: Академии наук Венгрии, 1973. – 312 с.

Гистология

  • Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. «Гистология, цитология и эмбриология; изд.5». - М.: Медицина, 2002. – 800 с.
  • Заварзин А.А. «Сравнительная гистология». - С. -Петерб. ун-та, 2000. - 520 с.
  • Юрина Н.А., Радостина А.И. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во УДН, 1989. - 253 с.
  • Кузнецов С.Л. и Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В. Л. «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии» - М.: Медицинское информационное агентство, 2002. – 374 с.
  • Ченцов Ю.С. «Введение в клеточную биологию». - М.: ИКЦ "Академкнига", 2004. - 495 с.
  • Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. «Молекулярная биология клетки». – М.: Мир, 1986. – 312 с.

Физиология человека и животных

  • Шмидт Р., Тевс Г. (ред.) «Физиология человека в 3-х томах». – М.: Мир, 1996. - 323 с.
  • Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности». – М.: Высшая школа, 1988. – 368 с.
  • H.H. Данилова, А.Л. Крылова «Физиология высшей нервной деятельности». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 478 с.
  • Данилова H.H. , Крылова А.Л. - Билич Г.Л., Кржижановский В.А. «Биология. Полный курс. Том. 1. Анатомия». – М.: ОНИКС, 2005. – 544 с.
  • Камкин А.Г., Каменский А.А. «Фундаментальная и клиническая физиология». – М.: «Академия», 2004. – 1073 с.
  • Шмидт Р., Тевс Г. «Физиология человека. Том 1-3». – М.: Мир, 1996 – 330 с.
  • Дубынин В.А. «Регуляторные системы организма человека». – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.

Эмбриология

  • Токин Б. П. «Общая эмбриология». – М.: М.: Высш.ая школа, 1987.- 480 с.
  • Гилберт С. «Биология развития в 3-х томах». – М.: Мир, 1995.
  • Белоусов Л.В. «Основы общей эмбриологии». – М.: Наука, Издательство Московского университета, 2005. – 368 с.

Микробиология

  • Шлегель Г. «Общая микробиология». – М.: Мир, 1987. – 567 с.
  • Гусев М.В., Минеева Л.А. «Микробиология». – М.: МГУ, 1992. – 448 с.
  • Поздеев О.К. «Медицинская микробиология». - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с.
  • Воробьев А.А., Быков А.С. «Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии». – М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 236 с.

Молекулярная биология

  • Под ред. Льюина Б. и др.. перевод с англ. Филипповича И. В. Под ред. Ченцова Ю. С. «Клетки». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 951 с.
  • Льюин Б., пер. с англ. Кофиади И.А. [и др.]. Под ред. Ребрикова. Д.В. «Гены». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 896 с.
  • Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. «Молекулярная биология клетки. В 3-х томах». – М.: Мир, 1993. - 539 с.

Биохимия

  • Уайт А., Хендлер Ф. и др. «Основы биохимии: в 3-х томах». – М.: Мир, 1981. - 534 с.
  • Нельсон Д., Кокс М. «Основы биохимии Леннинджера. Учебник в 3 томах». – М.: Лаборатория знаний, 2017 – 694 с.
  • Кольман Я., Рем К. «Наглядная биохимия», - М.: Лаборатория знаний, 2018. – 509 с.
  • Казимирский А. Н. «Витамины и коферменты».

Генетика

  • Инге-Вечтомов С.Г. «Генетика с основами селекции». – М.: Высшая школа, 1989. – 592 с.
  • Курс лекций по общей и молекулярной генетике И. Ф. Жимулева, 2007.
Внимание! Не стоит пытаться вызубрить все их полностью. Имеет смысл делать акцент на ключевых идеях, законах, логике.

Для того чтобы понять, на какие разделы стоит обратить особое внимание, решайте олимпиадные задания прошлых лет. А лучше записывайтесь на очные курсы и проходите обучение в выездных школах «Коалиции», где преподаватели помогут вам систематизировать подготовку и изучить все необходимые темы, которые встретятся на олимпиадах.

План подготовки учащихся к олимпиаде по биологии

Цели и задачи подготовки к олимпиаде:

    выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;

    создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии;

    пропаганда научных знаний

Фактические, понятийные и теоретические знания, подлежащие изучению при подготовке к олимпиаде:

    знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;

    знание химического состава живых систем;

    знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экоси­стем, биосферы;

    знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;

    знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

    знание общих принципов наследования признаков организмами

    знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про­явления и значения в эволюционном процессе;

    знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно­шений в биоценозе,

    знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.

Умения классифицировать и систематизировать

    распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;

    устанавливать признаки усложнения организмов.

Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:

    устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,

    устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;

    составлять схемы цепей питания.

Умения устанавливать причинно-следственные связи между:

    строением и функциями органоидов клетки;

    особенностями строения и образом жизни организмов;

    средой обитания и приспособленностью организмов

    факторами и результатами эволюции.

Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:

    распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различ­ных типов клеток, организмов;

    распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;

    сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,

    сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;

    распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,

    определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.

Системные, интегративные знания и умения

    знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

    умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;

    умение оценивать последствия деятельности человека в природе

    умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений

Формы работы:

  1. Индивидуальные консультации

    Практические работы

    Решение олимпиадных заданий

    Просмотр видеоиллюстраций

    Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.

Блоки содержания, подлежащие изучению

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология


Электронные учебники:

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Человек. 8 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 10 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 11 класс

    Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс. «Просвещение»

Интернет-ресурсы

1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.

2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.

3. Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Московская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.

И другие…

Видеокассеты

    Современный Гуманитарный университет. Видеоиллюстрации по следующим курсам биологии:

    Животные

    Анатомия и физиология человека

    Общая биология

    Экология

Список литературы:

    Андреева И.И., Родман Л.С., Ботаника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КолосС, 2003. – 528 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).

    Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дро­фа, 1998 и другие переиздания.

    Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров – М.:Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с., ил., 29 л. Ил.

    Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;

    Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания;

    Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых орга­низмов. 7 класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;

    Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.
    –М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;

    Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в об­щую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;

    Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Константинов В. М. и др. "Биология. Животные. 7 класс", –М.; Вен­тана-Граф, 1999 и другие переиздания;

    Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Лукин Е.И. Зоология. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Агропромиздат, 1989. – 384 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений)

    Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3-х т.: пер. с англ./под ред. Р.Сопера – 3-е изд., - М.: Мир, 2001.

    Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие зако­номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др. Под ред. Д.К.Беляева. –М.: Просвещение, 1998-2002 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувинского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;

    Сонин Н. И. "Биология. Живой организм. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Сонин Н. И., Сапин М. Р. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.

    Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В Ботаника для учителя. В 2 ч. – М.: Просвещение:, 1996. – 224 с.: ил

В программе дано распределение по разделам и темам, имеется список литературы для учащихся и учителя.

I . Биология и научный метод

Краткая история биологии. Биологические науки. Источники научных сведений. Научный метод. Применение биологических знаний. Живые системы подчиняются физическим и химическим законам. Биогенез. Клеточная теория. Теория эволюции органического мира. Генная теория. Процессы метаболизма происходят с участием ферментов. Биохимические реакции находятся под контролем генов. ДНК - главный носитель генетической информации. Витамины - предшественники коферментов. Гормоны регулируют функции клеток. Взаимоотношения между организмами и окружающей средой.

II . Строение и функции клеток.

Молекулярная основа жизни . Характерные особенности живых организмов. Вещество и энергия. Строение вещества. Строение атома. Химические соединения. Органические соединения. Углеводы. Липиды (жиры). Стероиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Химические связи. Физические свойства составных частей клетки. Клетки и ткани . Клетки. Методы изучения клеток. Энергия. Движение молекул. Скорость диффузии. Обмен материалами между клеткой и окружающей средой. Ткани. Ткани животных. Ткани растений. Системы органов. План строения тела и симметрии. Обмен веществ в клетке . Химические реакции. Катализ. Ферменты. Свойства ферментов. Локализация ферментов в клетке. Механизм действия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Дыхание и энергетические отношения. Окисление молочной кислоты. Окисление янтарной кислоты. Цикл лимонной кислоты. Окисление жирных кислот. Гликолиз. Пентозофосфатный путь. Окисление аминокислот. Система переноса электронов. Динамическое состояние компонентов клетки. Процессы биосинтеза. Специальные типы обмена веществ. Биолюминсценция.

III . Мир живых организмов. Растения.

IV . Мир живых организмов. Животные

Низшие беспозвоночные . Основы классификации животных. Тип простейшие. Тип губки. Кишечнополостные и гребневики. Тип плоские черви. Системный уровень организации. Высшие беспозвоночные. Проблемы, связанные с жизнью на суше. Кольчатые черви. Членистоногие. Общее строение тела членистоногих. Классы членистоногих. Эндокринная регуляция линьки у ракообразных. Метаморфоз насекомых. Полет насекомых. Общественные насекомые. Поведение членистоногих. Моллюски. Иглокожие. Тип полухордовые. Тип хордовые . Оболочники. Бесчерепные. Позвоночные. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Земноводные, или амфибии. Лягушка. Пресмыкающиеся, или рептилии. Птицы. Млекопитающие.

V . Строение тела

Кровь. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин и перенос кислорода. Жизненный цикл эритроцитов. Перенос кислорода у других животных. Лейкоциты. Защитные функции лейкоцитов. Жизненный цикл лейкоцитов. Тромбоциты. Свертывание крови. Болезни крови. Группы крови. Переливание крови. Система кровообращения . Кровеносные сосуды. Сердце. Сокращение сердца. Узловая ткань. Сердечный цикл. Тоны и шумы сердца. Электрические явления, связанные с сокращением сердца. Приспособление работы сердца к физической нагрузке. Пути циркуляции крови в организме. Кровообращение плода и изменения, наступающие после рождения. Скорость течения крови. Кровяное давление. Заболевания сердца и сосудов. Лимфатическая система. Кровообращение у других животных. Дыхание и газообмен . Прямое и непрямое дыхание. Строение органов дыхания у человека. Механика процесса дыхания. Количество воздуха, обмениваемого при дыхании. Состав альвеолярного воздуха. Газообмен в легких перенос кислорода кровью. Перенос углекислоты кровью. Асфиксия. Регуляция дыхания. Происхождение и эволюция легких. Дыхательные приспособления у других животных. Пищеварение . Ротовая полость. Глотка. Микроскопическая анатомия пищеварительного тракта. Пищевод. Желудок. Тонкая кишка. Печень. Поджелудочная железа. Всасывание пищи. Толстая кишка и прямая кишка. Заболевания пищеварительного тракта. Химия пищеварения. Механизмы стимуляции пищеварительных желез. Пищеварительные системы других животных. Обмен веществ и питание . Основной обмен. Вещества, служащие источниками энергии. Обмен углеводов, жиров и белков. Другие компоненты пищевого рациона. Витамины. Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины. Антиметаболиты. Пищевой рацион. Выделение . Почти и мочевыводящие пути. Образование мочи. Регуляторная функция почек. Вещества, содержащиеся в моче. Заболевания почек. Выделительные приспособления у других животных. Кожа, кости и мышцы - органы механической защиты и локомоции. Кожа. Скелет. Типы передвижения. Скелетные мышцы. Типы мышечного сокращения. Биохимия мышечного сокращения. Сердечная мышцы и гладкие мышцы. Мышцы низших животных.Нервная система . Нейроны. Нервный импульс. Мембранная теория проведения возбуждения. Передача в синапсе. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Электрическая активность мозга. Сон. Психические болезни и неврозы. Периферическая нервная система. Рефлексы и рефлекторные дуги. Мышление, память и научение. Вегетативная нервная система. Нервная система низших животных.Специализированные рецепторы - органы чувств . Процесс восприятия раздражения. Ощущения. Локализация раздражений. Кожная, кинестетическая и висцеральная чувствительность. Химические чувства - вкус и обоняние. Зрение. Глаз человека. Химии зрения. Дефекты зрения. Ухо. Чувство равновесия. Эндокринная система . Эндокринные железы. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Островки Лангерганса. Надпочечники. Гипофиз. Семенники. Яичники. Эстральный и менструальный циклы. Плацента. Другие эндокринные железы. Взаимодействия эндокринных желез. Феромоны. Инфекционные болезни, иммунитет и аллергия . Каким образом микроорганизмы вызывают болезнь? Защитные средства организма. Иммунологические реакции. Иммунологическая толерантность. Повышенная чувствительность. Антибиотики. Пути распространения микроорганизмов. Некоторые распространенные инфекционные болезни.

VI . Процессы, связанные с размножением

Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение у животных. Размножение у человека. Зародышевые оболочки. Плацента. Роды. Питание грудного ребенка. Эмбриональное развитие . Типы яиц. Дробление и гаструляция. Образование мезодермы. Развитие нервной системы. Развитие формы тела. Развитие сердца. Развитие пищеварительного тракта. Развитие почки. Регуляция процессов развития. Уродства и аномалии развития. Возникновение близнецов. Изменения, связанные с окончание внутриутробной жизни. Хромосомная теория наследственности . Развитие генетики. Хромосомы и гены. Митоз. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Гены и аллели. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип. Вероятностные отношения. Неполное доминирование. Определение генотипов. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Множественные факторы. Множественные аллели. Сцепление и перекрест. Генетическое определение пола. Сцепленные с полом и зависимые от пола признаки. Инбридинг и аутбридинг. Структура и функции генов. Молекулярная структура хромосом. ДНК как передатчик генетической информации. Химический состав ДНК. Модель ДНК, предложенная Уотсоном и Криком. Что такое ген? Генетический код. Синтез ДНК. Репликация. Транскрипция кода - синтез информационной РНК. Типы РНК: информационная, рибосомная и транспортная РНК. Синтез специфической полипептидной цепи. Связь между генами и ферментами. Гены и дифференцировка. Управление синтезом белков; концепция оперона. Изменение генов - мутация. Летальные гены. Пенетрантность и экспрессивность. Наследственность человека. Вероятностные законы. Генетика популяций. Цитогенетика человека. Наследование физических признаков. Наследование умственных способностей. Наследственность и среда. Изучение близнецов. Евгеника.

VII . Эволюция

Основы и теории эволюции . История развития эволюционных концепций. Теория естественного отбора. Популяции и генофонды. Дифференциальное воспроизведение. Мутации - сырой материал для эволюции. Сбалансированный полиморфизм. Адаптивная радиация. Видообразование. Происхождение видов путем гибридизации. Прямолинейная эволюция. Происхождение жизни. Основные законы эволюции.Палеонтологические доказательства эволюции . Палеонтология. Геохронологическая таблица. Ранние геологические эры. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. Живые доказательства эволюции . Данные систематики. Данные морфологии. Данные сравнительной физиологии и биохимии. Данные сравнительной эмбриологии. Данные генетики. Данные биогеографии. Биогеографические области. Эволюция человека . Приматы. Ископаемые приматы. Человекообезьяны. Ископаемые обезьянолюди. Ископаемые представители рода. Ископаемые и живые представители вида. Развитие культуры. Современные человеческие расы.

План подготовки учащихся к олимпиадам муниципального уровня по биологии.

Направления деятельности

Мероприятия

Календарные сроки

Ответственные

Отбор учащихся.

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.

сентябрь

Учитель биологии,

Теоретическая подготовка.

    Знакомство с заданиями.

Правила оформления. Обзор литературных источников.

2. Химический состав и строение клеток.

3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.

4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.

5. Общая характеристика царства Животные.

6. Характеристика систем органов человека.

7. Теоретические основы общей биологии.

8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.

9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.

10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.

3 нед. октября

4 неделя октября

1 неделя ноября

2 неделя ноября

2 нед. января

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

библиотекарь, учащийся

учащийся, учитель биологии, учитель информатики.

Практическая подготовка – формирование умений.

1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

2.Решение задач по цитологии.

3.Решение задач по генетике.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».

6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

3-4 нед. января

1 нед. февраля

2 нед. февраля

3-4 нед. февраля

1-2 нед. марта

3-4 нед. марта

Учитель биологии,

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Самоподготовка.

1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.

3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным вопросам.

1-2 нед. апреля

3-4 нед. апреля

1-2 нед. мая

Апрель-май

Учащийся

Учащийся

Учащийся, учитель информатики.

Учитель биологии, учащийся.

Примерные задания при подготовке к олимпиадам.

Например . Обычно плодовые деревья стараются вырастить так, чтобы у них была большая крона: чем она больше, тем больше урожай. Однако сразу возникает проблема: широко раскинувшиеся ветви не выдерживают тяжести плодов и ломаются. Чтобы этого не произошло, ставят различные подпорки. Но это, в свою очередь, осложняет доступ к деревьям и почве под ними, подпорки могут повредить кору, да и сама их установка требует немалых затрат времени и материальных ресурсов. Как быть?

Задачи конструирования предполагают создание такой конструкции биологической системы, которая позволяет улучшить требуемый параметр этой системы при заданном принципе ее действия. Зона поиска в этом случае уже, и процесс решения можно начинать с применения системных методов поиска, например построения "дерева целей".

Например. Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.

Изобретательские задачи могут быть сформулированы в общем виде следующим образом: "Дана биологическая система для выполнения некоторой функции; эту систему надо усовершенствовать, но при улучшении ее параметра А ухудшается параметр Б. Как быть?" Эти задачи целесообразно решать с помощью методов логического поиска, например алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Например. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится - опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Исследовательская задача - включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит вопрос: "Почему? Как происходит?"

Например. Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Например. Предполагается, что очаг инфекционного заболевания домашних животных находится в окрестностях города. Как определить точный ареал инфекции?

Например . Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

В горах, если собаки-спасатели находят замерзшего, то две из них ложатся по бокам потерпевшего, а остальные стремглав несутся к людям и ведут их к найденному путнику. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его, если же это не удается, то вызывают на помощь людей. Своей мировой славой сенбернары обязаны, прежде всего, собаке Барри, которая спасла 40 человек. Как собаки находят людей?

Гайтон А., Холл Дж., Медицинская физиология . Практический учебник по физиологии ежегодно приводит в замешательство большинство участников оригинальностью заданий. Чтобы успешно решать такие задачи, надо иметь хороший багаж теоретических знаний и эрудиции. Данная книга, несмотря на большой объем, читается легко и иногда дает даже избыточную для олимпиады информацию (но мы-то знаем, что на теоретическом туре избыточных знаний не бывает!).

Рупперт Э. Э. Зоология беспозвоночных. В 4 томах . Единственный доступный современный учебник по зоологии беспозвоночных, который действительно ведет диалог с читателем, а не просто дает факты в энциклопедической форме. Вдобавок здесь есть информация и о методах современной классификации, и кладистики, без которой сложно усвоить систему живого мира.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных . Мой самый любимый учебник по зоологии позвоночных: эволюционный подход и рассмотрение материала не по классам животных, а по системам органов.

Зитте П., Вайлер Э. В., Ботаника. В 4 томах . По-немецки строгий и качественный учебник ботаники. Он широко освещает темы, которыми зачастую пренебрегают (или дают в малом объеме) другие пособия: физиология, филогения, популяционная биология и экология растений. К сожалению, информации об анатомии и морфологии недостаточно для практических туров.

Олимпиада Всероссийская олимпиада по биологии Школьный этап стартует в сентябре

Соревнование для 5-11 классов с лабораторными экспериментами. Победители и призеры получают льготы при поступлении

Биология

Льюин Б. Гены, Клетки . База знаний по современной молекулярной биологии, клеточной биологии и биохимии. Такие энциклопедические книжки не следует читать перед самой олимпиадой, лучше за полгода-год. Стоит добиться не знания всех белков и их функций в клетке, а некоего общего понимания логики внутриклеточных процессов: метаболизма, передачи и реализации наследственной информации, транспорта и сигналинга, а остальное вам подскажут/расскажут в заданиях.

Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии, Фаллер А., Шюнке М. Анатомия и физиология человека . Все, что может потребоваться в вопросах гистологии и анатомии. Анатомия Фаллера – качественная цветная книга, которая не углубляется в тонкости бугорков на костях и латинские названия, а дает понимание связей функций и структур в удобной форме. В конце каждой главы есть краткое содержание, что делает очень простым повторение материала в ночь перед соревнованием.

Watson J. D. Molecular biology of the gene . Прекрасный современный учебник молекулярной биологии от звездной персоны в мире науки. Это была первая книга о «молекулярке», которую я прочитал, и я до сих пор об этом не пожалел.

Futuyma D. Evolution . Эволюция, по моему мнению, самая сложная тема в биологии для понимания и изучения, и эта книга действительно непроста в усвоении. Но те, кто осмелятся ее открыть, найдут в ней и палеонтологию, и биогенез, и генетику, но, в основном, множество графиков, таблиц и гистограмм.

Michael T. Madigan Brock Biology of Microorganisms . Вдумчивое прочтение этой книги может заменить учебники по молекулярной биологии, биохимии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, основам медицинских знаний и эпидемиологии. Все темы, хоть как-то связанные с микроорганизмами, прекрасно рассказаны и проиллюстрированы.

Peter H. Raven Biology of Plants . Данный учебник ничем не лучше русскоязычных по количеству информации, но читать его стоит хотя бы ради иллюстраций жизненных циклов различных растений и грибов.

Интернет-ресурсы

Биомолекула . Самый научный среди научно-популярных ресурсов русского интернета. Здесь можно найти новости науки и дайджесты журналов, обзоры и спецпроекты, и даже статью за моим авторством.

Элементы большой науки . Сайт, следить за которым должен каждый. Здесь публикуются даже не новости, а пересказы новых громких научных работ, и еще множество всего.

Батрахоспермум . Дерзкий журнал научной направленности для любознательных и приятных людей с чувством юмора. Авторские статьи из этого журнала читаются с огромным интересом, и совсем не требуют тяжелых мыслительных усилий для понимания. При этом журнал освещает многие необычные и уникальные темы, о которых вы, скорее всего, больше нигде не услышите.

Кукина Светлана Ивановна
учитель биологии и химии
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Кашарская средняя общеобразовательная школа
Конышевского района Курской области

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ?

В настоящее время стало обязательным участие каждого образовательного учреждения в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ОГЭ,ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.
В отличие от простых контрольных работ и зачетов, проектной и исследовательской деятельности, различных интеллектуальных конкурсов, написания рефератов, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по общеобразовательным предметам и способствуют более широкой эрудиции.
Подготовка к олимпиадному движению должна быть серьезной, многолетней и систематической. Чтобы ученик 9 класса показал достойные результаты необходимо начинать, как минимум, с 6 класса.
Мои ученики тоже принимали участие в школьном и районном этапах олимпиады, на школьном этапе были призеры и победители и на районном Требовалось кардинально менять способы подготовки учащихся к олимпиадному движению, а точнее приводить в систему и вырабатывать конкретную методику.
Начала я с того, что собрала «Банк олимпиадных заданий», в котором были олимпиадные задания разных этапов за пять лет. Затем я приступила к анализу содержания заданий муниципального и регионального уровней и формулировке выводов. На примере заданий ОГЭ И ЕГЭ выводы получились следующие:
1. Олимпиадные задания образуют три группы:
Часть 1 – задания с выбором одного правильного ответа из четырех;
Часть 2, 3 – задания с выбором нескольких ответом или сопоставление.
2. 25% заданий на знания предмета в рамках углубленной школьной программы.
3. 50 % заданий на знания за рамками школьной программы.
4. 25 % заданий на применение знаний в нестандартной ситуации, анализ данных и решение задач.
Как видите, знаний, которые ребята получают на уроках, не достаточно. Нужна дополнительная внеурочная подготовка.
Далее я провожу отбор учащихся и формирование школьной команды учащихся, которые хотят и могут заниматься серьезной подготовкой по предмету.

Планируем работу.

Создание индивидуальных образовательных траекторий;

Преобладание индивидуальных форм работы над групповыми;

Тесное взаимодействие старших школьников с младшими.

При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причём ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Отсюда вытекает свободное посещение большинства занятий, свободный выбор направления познавательной или исследовательской работы. Ученики могут прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы получить помощь в выполнении проектных работ, собираются мини-группы для решения биологических задач, обсуждения теоретических вопросов. Старшие могут, решая свои задачи, выступить в роли консультантов и контролёров для младших. Учитель консультирует отдельных учеников или беседует с мини-группами, намечает перспективы и цели дальнейшей подготовки.

1 Учитывая. что эти занятия проводятся, как правило, после напряжённого учебного дня, неплохо предусмотреть возможность отдыха, релаксации. Возможность выпить чашку чая, послушать негромкую музыку может оказаться совсем не лишней.)

Из сказанного ясно, что наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы. Напротив, такие формы должны быть более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих. Это может быть демонстрация биологического эксперимента, интересные лекции выпускников-биологов, рассказ об итогах прошедшей олимпиады, конкурса проектов, своеобразный самоотчёт участников.

Перейдём к содержательной стороне подготовки к олимпиаде. Что необходимо школьнику для участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности биологии как естественной и экспериментальной науки можно выделить три составляющих такого успеха.

Составляющие успеха:

Развитый биологический кругозор;

Умение решать биологические задачи, работать с тестами;

Практические умения и навыки.

Эти ключевые моменты определяют и основные направления подготовки школьника. Отбор учащихся основан на их успеваемости по предмету, на уровне познавательной активности и на стремлении побеждать. Далее начинается самый трудный, но очень интересный процесс подготовки.
У каждого учителя есть свои приемы, методы, формы, которыми он пользуется. По этому вопросу очень много полезной информации размещено в сети Интернет, анализируя эту информацию можно определить условия подготовки к олимпиадам:

    Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективные курсы, эвристические олимпиады.

2. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя может выражаться лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику. Читаем книги.

В формировании биологического кругозора решающая роль принадлежит разнообразной биологической литературе. На начальных этапах это могут быть детские биологические энциклопедии, книги о природе, научно-популярные журналы. Для старших школьников будет интересна и более серьёзная литература: вузовские учебник, практикумы, научные журналы.

Может возникнуть вопрос, насколько усваивается информация прочитанных книг и статей, сможет ли ученик актуализировать эти знания в нужный момент? Конечно, какая-то часть информации остаётся всегда. Как сделать её усвоение более эффективным?

Есть способ эффективной подготовки - целевое изучение биологической литературы.

Цели могут ставиться различные, как правил, это обобщение, систематизация материала, или, наоборот, опережающий вопрос перед изучением новой темы. В поисках необходимой информации «перелопачиваются» самые различные источники, приобретаются необходимые умения, а создаваемые при этом продукты затем используются как справочные материалы.

Большое внимание уделяется работе с учебной и справочной литературой по экологии, т.к. этот предмет в нашей школе не изучается, а школьники проявляют большую заинтересованность в нём.

В настоящее время наряду с книгами, пожалуй, большую роль играет такой источник информации, как интернет. На разнообразных биологических сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, всевозможные тесты, задания олимпиад различного уровня.

Можно и нужно ли управлять этим потоком информации? Во всяком случае, желательно ознакомить школьников со списком биологических сайтов, где они могут найти полезную для себя информацию. Одним из таких сайтов, несомненно, является , где размещены ресурсы для подготовки к региональному этапу по биологии. На этом сайте можно получить онлайн-консультацию по интересующему вопросу, проверить свои знания, выполняя тестовые задания прошлых лет, посмотреть видеоурок.

Исследуем и проектируем .(презентации к проектам) Индивидуальная образовательная траектория даёт возможность каждому участнику команды выбрать направление проектно-исследовательской деятельности. Часто работа над проектом начинается ещё в 5 классе: собирается информация, анализируется, обобщается собранный материал. Затем вырабатывается гипотеза собственного исследования, анализируются экспериментальные данные. « Созревший» проект отражает личностно-индивидуальную позицию автора и имеет социально-практическую значимость. С такими проектами наши школьники стали победителями региональной политехнической олимпиады по экологии.

Решаем задачи, выполняем тесты .

Навыки решения генетических задач необходимы во Всероссийской олимпиаде школьников. Мною подобраны и систематизированы задачи к Всероссийской олимпиаде школьников. Ученик имеет возможность поэтапно выполнять сначала простые задачи, а затем более высокого уровня сложности. Учитель всегда покажет путь решения задачи, обратит внимание на ошибку. Дать задание, а потом проверить может и старший ученик, одновременно вспомнив сам, как он справлялся с этой задачей. Перед муниципальным этапом олимпиад по биологии и экологии регулярно в компьютерном классе выполняем в режиме онлайн разнообразные тесты, отдавая предпочтение заданиям прошлых лет.

Выполняем практические работы Часто школьники, успешно преодолевшие теоретический тур городской олимпиады по биологии испытывают трудности на практическом. Требования к практическому туру ежегодно возрастают, т.к. именно здесь школьник может применить свои знания на практике. Мы уделяем большое внимание при подготовке к практическому туру таким аспектам, как изготовление микропрепаратов, умению работать с определителями, выполнению лабораторных работ по предлагаемой инструкции.

При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:

    Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

    Принцип активность знаний . Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

    Принцип опережающего уровня сложности . Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

    Анализ результатов прошедших олимпиад . При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

    Индивидуальный подход . Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.

    Психологический принцип . Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.