Олимпийские игры гонки на колесницах. Древние виды спорта. Гонки на колесницах

Колесница - четверня («тетрипон», «квадрига»)

Гонки на колесницах (или колесничные бега) были одним из популярнейших видов спорта в Древней Греции и Римской империи.

Происхождение гонок

Точно не установлено, когда и где начали устраивать гонки на колесницах как спортивное состязание. Вероятно, этим гонкам столько же лет, сколько и самим колесницам. По изображениям на керамике нам известно, что такое развлечение существовало уже в Микенах, но первое литературное упоминание о колесничных гонках принадлежит Гомеру - они описаны в двадцать третьей книге «Илиады» и происходят на играх в честь похорон Патрокла. В той гонке участвовали Диомед, Евмел, Антилох, Менелай и Мерион. Гонку в один круг, устроенную вокруг пня от срубленного дерева, выиграл Диомед. В качестве приза он получил рабыню и медный котёл.

Гонки на колесницах также считаются первым олимпийским видом спорта. По одной из легенд, царь Эномай вызывал на гонку всех претендентов на руку его дочери Гипподамии. Один из них, по имени Пелоп, сумел выиграть эту гонку, а затем стал устраивать в честь своей победы спортивные игры, с которых начались Олимпиады.

Олимпийские игры

В древних Олимпиадах, как и в других Всегреческих играх, было два вида колесничных гонок (по числу лошадей в упряжке): на колесницах-четвернях («тетрипон») и на парных колесницах («синорис»). Кроме количества лошадей, эти виды гонок ничем не отличались. Впервые гонки на колесницах как вид состязания были введены на Олимпиадах в 680 году до н. э. (на самом деле, конечно, Олимпийские игры начались не с них).

Гонка начиналась с торжественного въезда на Гипподром, в то время как глашатай объявлял имена наездников и владельцев. Гипподром в Олимпии имел до 600 метров в длину и до 200 метров в ширину, в одном заезде могли участвовать до 60 колесниц (хотя обычно их было гораздо меньше). Ипподром был устроен перед холмом, на котором могли стоя разместиться до 10 000 зрителей. Гонка состояла из 12 кругов по ипподрому, с резкими разворотами вокруг столба на каждом конце.

Применялись различные механические устройства, например, стартовые ворота («гисплекс»), опускавшиеся для старта гонки. Согласно Павзанию (греческий географ II века н. э.), эти ворота были изобретены архитектором Клеотом. Ворота были расположены уступом и открывались последовательно, начиная с дальних от середины ипподрома дорожек. Колесница из первых открытых ворот начинала разгоняться, а когда она равнялась со следующими воротами, они тоже открывались, давая старт очередной колеснице, и так далее. Когда открывались последние ворота, все колесницы находились примерно на одной линии, но имели разную скорость.

Были и другие устройства, называвшиеся «орёл» или «дельфин», их использовали для отсчёта кругов гонки. Вероятно, это были бронзовые фигуры, установленные на столбах у стартовой линии. Перед стартом их поднимали, а затем опускали по одному, показывая гонщикам, сколько осталось кругов.

В отличие от остальных Олимпийских состязаний, колесничие не соревновались обнажёнными. Возможно, так делалось ради безопасности - аварии случались нередко, да и пыли немало поднималось из-под копыт и колёс. Гоночные колесницы были сделаны по подобию боевых колесниц (которые к тому времени уже не использовались в битвах) - деревянная повозка с двумя колёсами, открытая сзади. Колесничий стоял на ногах, но сама повозка не имела никаких рессор и устанавливалась прямо на оси, так что езда была тряская.

Для зрителей самой захватывающей частью гонок было прохождение поворотного столба в конце ипподрома. Разворот был опасным манёвром, иногда смертельно опасным. Если соперники не успевали опрокинуть чужую колесницу до вхождения в поворот, то они могли протаранить или даже переехать её вместе с наездником и лошадьми прямо в момент огибания столба. Преднамеренный таран противника для разрушения или опрокидывания его колесницы формально запрещался правилами гонок, но поделать с этим ничего не могли (ещё в гонке на похоронах Патрокла Антилох выбил Менелая из заезда, разбив его колесницу). Аварии нередко происходили и просто так, без злого умысла соперников.

Гонки колесниц уступали в престижности «стадиону» (соревнования по бегу), но все же считались более важными, чем другие конные состязания, например, верховые скачки, которые были вскоре исключены из Олимпийских Игр.

В микенские времена гонщик-возница сам являлся владельцем колесницы, поэтому приз получал непосредственный победитель гонки. Но уже ко времени Всеэллинских игр владельцы колесниц обычно имели рабов-возниц, и приз доставался владельцу. Арсецил, царь Кирены, выиграл гонку колесниц на Пифийских играх в 462 году до н. э., когда его раб-возница единственным доехал до финиша. В 416 году до н. э. афинский военачальник Алкивиад выставил на гонку сразу семь колесниц, одна из которых выиграла; понятно, что он не мог править всеми семью сам. Филипп II, царь Македонии, выиграл олимпийскую колесничную гонку, чтобы доказать, что не является варваром; хотя, если бы он правил колесницей сам, его бы посчитали хуже чем варваром. Победителем гонки вполне могла стать даже женщина, несмотря на то, что женщины не допускались на Игры ни как участницы, ни как зрители. Такое изредка происходило: например, спартанка Циниска, дочь царя Агесилая Второго, дважды выигрывала гонку колесниц.

Гонки колесниц входили в программу соревнований и других игр в Древней Греции, а на Всеафинских играх в Афинах они были важнейшим состязанием. Здесь победитель гонок на четвернях получал 140 амфор оливкового масла, чрезвычайно дорогостоящий приз. Это было больше, чем атлету могло понадобиться за всю его карьеру, и значительная часть приза, вероятно, продавалась другим атлетам.

Гонки в Древнем Риме

Гонки на колесницах. Древний Рим

Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков, которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до н. э.

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до н. э. Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину.

Римляне, по примеру греков, использовали систему стартовых ворот, называемых «карцеры» (лат. carcer - тюрьма, препятствие). Они, как и греческие «гисплексы», шли уступом, но располагались немного по-другому. Римский ипподром имел посередине барьер (spina), разделяющий дорожки. Стартовые позиции находились на одной стороне, а не по всей ширине ипподрома, как у греков. Когда колесницы выстраивались в воротах, император (или другой устроитель гонок, если состязания проходили не в Риме) бросал платок (mappa), давая старт заезду.

Во время гонки колесницы обгоняли и «подрезали» соперников, пытаясь вынудить их врезаться в разделительный барьер, spina. На барьере были установлены, по примеру греческих «орлов», бронзовые «яйца», которые сбрасывались в жёлоб с водой, идущий по верху барьера, обозначая количество оставшихся кругов. Барьер со временем становился все более помпезным, его украшали статуями и обелисками, так что зрители часто не могли разглядеть происходящее на противоположной стороне гоночной дорожки (считалось, что это только подстёгивает напряжение и интерес к гонке). По концам барьера стояли поворотные столбы (meta), здесь случались захватывающие столкновения и крушения колесниц, как и на греческих гонках. Если возница или лошади получали увечья, то такая авария называлась naufragium (это слово означает также «кораблекрушение»).

Ежедневно устраивались десятки заездов, иногда на протяжении сотен дней подряд. Сама гонка проходила так же, как и у греков, но заезд состоял из 7 кругов, в отличие от 12 кругов в греческих гонках. Затем заезды сократили до 5 кругов, чтобы за день можно было устроить ещё больше заездов.

Колесницы запрягались четверней («квадрига», quadriga) или парой («бига», biga), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой. Римские гонщики, в отличие от греческих, надевали шлемы и другое защитное оснащение. Они также обычно наматывали поводья себе на руки (вероятно, для лучшего контроля над лошадьми), а греки держали поводья в руках. Из-за этого римские возницы оказывались в трудном положении при крушении колесницы: они не могли быстро освободиться от поводьев, и лошади волокли их по дорожке. Поэтому они имели при себе ножи для перерезания поводьев. Воспроизведение римской колесничной гонки можно увидеть в знаменитом фильме «Бен-Гур» (1959).

Ещё одно важное отличие заключалось в том, что победителем гонки считался сам колесничий, auriga, хотя обычно он так же являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, хотя их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.

Места в Циркусе были бесплатными для бедноты, которой попросту нечем было заняться в Риме после падения Республики, ибо до политики и военных дел эти люди уже не допускались. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя. Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что нибудь почитать.

Нерон, напротив, был страстным поклонником колесничных гонок. Он сам умел править колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх (которые проводились и в римскую эпоху). При Нероне начали формироваться крупнейшие гоночные клубы. Самыми важными были четыре команды: «Красные», «Синие», «Зеленые» и «Белые». Они существовали ещё до Нерона, в качестве друзей и покровителей отдельных конюшен, занимавшихся производством гоночных лошадей. Нерон подпитывал эти клубы денежными ассигнованиями, и они набрали такую силу, что их едва удавалось контролировать. Каждая команда могла выставить в одном заезде до трёх колесниц. Гонщики одной команды действовали в заезде сообща против колесниц враждебных команд, например, «подрезая» их к барьеру и провоцируя крушение (такой приём разрешался правилами, на радость зрителям). Гонщики могли переходить из одной команды в другую, как и в современном профессиональном спорте.

По неодобрительному отзыву Тертуллиана («De spectaculis» 9.5), первоначально команд было две, «Белые» и «Красные», посвящённые зиме и лету соответственно. В начале третьего века н. э., когда он писал свои заметки, «Красные» посвящали себя Марсу, «Белые» - Зефиру, «Зеленые» - Матери Земле, или весне, и «Синие» - морю и небесам, или осени. Домициан создал две новые команды, «Пурпурные» и «Золотые». Однако, к концу третьего века сохранили силу только команды «Синих» и «Зелёных».

В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.

Колесничий Гай Аппулей Диокл считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, за свою карьеру он заработал 35 863 120 сестерциев (эта сумма была выбита на памятнике Гаю Аппулею Диоклу, воздвигнутом болельщиками), что, согласно оценкам учёных, приблизительно эквивалентно современным 15 миллиардам долларов США.

Гонки в Византии

См. также: Партии ипподрома

Как и многие характерные черты римской жизни, гонки на колесницах продолжались в Византийской империи, хотя византийцы не вели столь тщательный учёт и статистику гонок, как римляне. Константин предпочитал колесничные гонки гладиаторским боям, которые он считал языческим пережитком. Феодосий Первый, ревностный христианин, прекратил с 394 года проводить Олимпийские игры, ради искоренения язычества и для развития христианства. Гонки, тем не менее, продолжались.

Константинопольский Ипподром (типичный римский «циркус», а не греческий открытый ипподром), был соединён с императорским дворцом и храмом Святой Софии, поэтому зрители могли лицезреть своего императора, как и в Риме.

В столице Византии велась напряжённая борьба партий команд колесниц.

В Римской империи подкуп и другие виды мошенничества на гонках не были распространены, по крайней мере, свидетельств о таких случаях практически нет. В Византийской империи, вероятно, нарушений было больше. Кодекс Юстиниана, например, прямо запрещал наводить порчу на соперников по гонке, но о других способах вредительства или подкупа не сообщается. Возможно, таковых и не было.

Римские гоночные клубы продолжали существовать и в Византии, но сильными командами были только «Синие» и «Зеленые». Один из прославленных колесничих пятого века, Порфирий, в разное время состоял и в «Синих», и в «Зелёных».

Однако, в византийскую эпоху клубы были уже не просто спортивными командами. Они имели влияние в военных, политических и богословских вопросах. Например, «Синие» склонялись к монофизитству, а «Зеленые» сохраняли верность ортодоксальному (православному) направлению. Потом клубы превратились в нечто вроде преступных синдикатов и не брезговали грабежом и убийствами. Они устраивали уличные беспорядки ещё при Нероне, но на протяжении всего пятого и в начале шестого века их бунты продолжались и достигли предела при Юстиниане, в 532 году, когда случился крупнейший мятеж («мятеж Ника»), начавшийся после ареста нескольких членов клубов по обвинению в убийстве.

После подавления мятежа гонки пошли на спад. К тому же, расходы по устроению гонок сделались к этому времени чрезмерно велики и для клубов, и для императора.

Константинопольский Ипподром оставался местом отдыха императоров вплоть до 1204 года, когда он был разграблен при четвёртом Крестовом походе. Крестоносцы сняли бронзовые статуи четырёх коней, которые были частью построенного Константином Великим монумента, изображавшего колесницу «квадригу». Эти бронзовые кони существуют до сих пор и установлены в соборе Св. Марка в Венеции.

Что касается гонок на колесницах-это, конечно, самый зрелищный вид состязаний во все времена: для Древней Греции, для эллинистической эпохи, для римских и византийских времен. Но одновременно это и самый опасный вид спорта античности. Небольшим преувеличением будет сказать, что стадионы были буквально усеяны костями неудачливых участников заездов. Самым сложным и при этом опасным приемом на состязаниях такого рода было суметь максимально близко подогнать к мете свою колесницу, чтобы за- тем на крутом повороте обойти противника. Для того чтобы вписаться в крутой поворот и оторваться от своего противника, нужно было вовремя придержать коней, осуществить epoche. Собственно, опасность этого вида спорта и гибель возничих были связаны со сложностью в овладении этим приемом. Колесницы просто переворачивались на ходу, погребая под собой людей и лошадей. Можно также вспомнить поэму Парменида, где вновь речь идет о некоем продвижении загадочной колесницы по траектории, отчасти напоминающей движение колесницы на ипподроме.

Конечно, такая зрелищность, связанная с гибелью спортсмена, привлекала толпы зрителей. В Риме императоры в силу многих причин благоволили именно этому виду спорта. Например, императоры Калигула или Нерон не просто строили огромные стадионы для состязаний на колесницах, но и сами принадлежали к одной из партий болельщиков. Таковых традиционно было четыре: «красные», «белые», «зеленые» и «синие». Императоры в Риме, а позднее в Новом Риме, Константинополе, в силу разных причин прилагали большие усилия к развитию именно этого вида спорта.

Римские триумфы

В Древнем Риме проводили Пятилетние игры по образцу Олимпийских и других древнегреческих игр. В ряду массовых зрелищ, продолжающих эту линию, стоят и римские триумфы. Это были массовые традиционные парады, парады-спектакли, где народ принимал участие лишь в качестве зрителя.

Триумфы всегда были связаны с победами над врагом и являлись массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу, могущество, мужество ее боевых легионов. Центральной фигурой парада-спектакля, где использовались музыка, песни, стихи, шествия, пляски, иллюминация, был триумфатор, в честь которого и устраивался праздник. Обязательным компонентом триумфа было участие победоносных римских легионов – театрализованный военный парад, являющийся одним из основных звеньев массового спектакля.

Триумфы поражали своей оригинальностью. Римский историк и писатель Светоний свидетельствовал о том, как после одного из триумфов Цезаря весной 46 г. до н.э. вечером жители Рима были поражены необыкновенной иллюминацией: множество факелов, установленных на спинах вереницы идущих слонов, освещали триумфатору путь на Капитолий.

Заключение

Огромное место в жизни широчайших народных масс античности занимали массовые зрелища и праздники, ведущие свою родословную от календарных обрядов. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями.

Платок императора еще не коснулся земли, но квадриги уже рванули вперед, увлекая за собой легкие деревянные колесницы, которые на время грядущего ристания станут крепостями для возниц. Десятки тысяч голосов слились в один клокочущий рев, и трибуны превратились в обезумевшее от волн море. Пыль из-под копыт и колес застилает глаза, а от шума наездники не слышат соб-ственных криков. Их пальцы впиваются в вожжи, а сердца разрываются на части. Гонка началась…

Наряду с классическим искусством, философией, методами земледелия и системой государственного устройства, Римское государство позаимствовало у греков и ипподромы, а гонки на колесницах очень скоро, по историческим меркам, стали любимым зрелищем, наравне с боями гладиаторов.

Сегодня, к сожалению, не представляется возможным определить точное время возникновения этих соревнований. Вероятно, гонки начали проводиться, как только появились и сами колесницы, однако, первое письменное подтверждение мы видим лишь в бессмертной «Илиаде» Гомера (написанной в 850-х годах до н.э.), где он описывает игры в честь похорон Патрокла, родственника и соратника знаменитого Ахилла.

Скорее всего, гонки колесниц зародились в Микенах - одном из древнейших греческих городов, расположенном в 90 км к югу от Афин. Конечно, в те годы подобные состязания являлись неотъемлемой частью религиозных празднеств, однако зрелищная составляющая уже тогда имела огромное значение. Наряду с другими спортивными мероприятиями, гонки приобретали все большую популярность в Греции, для их проведения стали возводиться специальные сооружения - гипподромы.


Квадрига. Античная амфора, 540 год до н.э.

Олимпийская дисциплина

Древнюю Гре-цию невозможно представить себе без мифов и легенд. И, конечно, такое грандиозное событие, как учреждение Олимпийских игр, не могло не быть воспетым в народном эпосе. Согласно одной из легенд именно благодаря гонкам колесниц и берет свое начало величайший спортивный праздник в истории человечества. У жестокого царя Эллады (Греции) Эномая была прекрасная дочь Гипподамия. Каждому, кто сватался к дочери, Эномай предлагал состязаться в гонках на колесницах, обещая, в случае победы жениха, отдать ему в жены дочь. Однако еще ни один юноша не выжил после гонки с коварным Эномаем. Однажды претендентом на сердце Гипподамии стал Пелопс, сын малоазийского царя Тантала. Пелопс принял условия, перехитрил царя и выиграл, а сам Эномай разбился насмерть. Пелопс же после свадьбы в память о своей победе решил устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.


Гонки на колесницах были единственным видом спорта на Олимпийских играх, где атлеты выступали в одежде

Официальной датой возникновения Олимпийских игр считается 776 год до н.э. Конные состязания, несмотря на красивую легенду, долгое время не входили в их программу. Лишь в 680 году до н.э. на 25-й Олимпиаде впервые среди «олимпийских видов» оказались и гонки на колесницах. Сначала допускались только «тетрипоны» - четверики из взрослых лошадей, запряженных параллельно, затем в программу вошли соревнования на «синорисах» - пароконных колесницах. Впоследствии «иппические» олимпийские виды дополнились гонками колесниц, запряженных молодыми лошадьми, мулами, комбинированными конно-беговыми соревнованиями (вместе с возничими в колесницах ехали атлеты, которые на определенном этапе гонки спрыгивали и продолжали состязание бегом - наподобие современного триатлона), а также скачками верхом. Однако наиболее престижными и зрелищными оставались гонки на тетрипонах.

Религиозным центром Греции было поселение Олимпия, расположенное в северо-западной части полуострова Пелопоннеса. Здесь находилось святилище самого Зевса, в честь которого, собственно, и проводились Игры. Гипподром Олимпии имел размеры 600 х 200 м, а на «трибуне», роль которой выполнял склон большого холма, могли поместиться до 10 тыс. зрителей. Длина одного круга составляла около 770 м (4 стадии).

Кроме Олимпии, гипподромы в Греции находились в таких городах, как Делос, Дельфы, Истм, Ликеи, Немея и Афины. В этих городах гонки на колесницах проводились и вне Олимпиад и в середине первого тысячелетия до н.э. стали излюбленным зрелищем среди всех классов населения.

Большой цирк

"Два круга преодолены. Целых два. На удивление, почти все колесницы еще целы, лишь одному уча-стнику не повезло — ему не хватило места на входе в разворот, и лошади на бешеном галопе вдребезги разбили его повозку о каменный уступ столба. Но, кажется, он остался жив. Никто никогда не узнает теперь, произошло ли это крушение по умыслу противников, или просто боги за что-то так сильно прогневались на несчастного раба."

Центром ипподромной индустрии в Римской империи была арена Циркус Максимус (Circus Maximus), или Большой цирк. Сохранились данные, что соревнования здесь проводил еще царь Луций Тарквиний Приск примерно в 500 году до н.э., однако расцвет гонок на колесницах в Риме наступил после покорения Греции в 146 году до н.э. Ипподром многократно перестраивался разными императорами. В I веке до н.э. при Юлии Цезаре вместимость трибун по разным данным составляла от 145 до 250 тыс. человек (для сравнения - Колизей вмещал в себя около 50 тыс. зрителей)! Цезарь первым повелел построить из мрамора часть ступеней для сидения (до этого они были деревянными). Август продолжил расширение ипподрома и установил на разделительном барьере, спине, первый обелиск (второй установил Констанций II в IV веке н.э.). При императоре Траяне (I век н.э.) ипподром был выстроен полностью из камня, бетоноподобного материала и кирпичей. Кроме того, при Траяне была пристроена монументальная императорская ложа. К IV веку н.э. сооружение достигло своих максимальных размеров, за зрелищем могли наблюдать около 385 тыс. человек.


Графическая реконструкция римского ипподрома Циркус Максимус

Кроме конных соревнований, на арене Большого цирка проводились также гладиаторские бои, соревнования атлетов, массовые религиозные церемонии с грандиозными процессиями. Во времена гонений на христиан многие мученики приняли здесь свою смерть на глазах у многотысячной толпы.

Начиная с VI века ипподром в Риме начал разрушаться. Большая свободная площадь частично использовалась в сельскохозяй-ственных целях. В восточной части, в Септизодии, была построена церковь Святой Луции. Для постройки собора Святого Петра было демонтировано большинство мраморных ступеней для сидения.

Сегодня ипподром Циркус Максимус представляет собой травяную площадку, на которой все еще различима прежняя форма. Сооружение продолжает жить и в настоящее время, на огромном пространстве бывшей арены проводятся концерты популярных звезд и другие массовые мероприятия. Например, 10 июля 2006 года здесь состоялся прием футбольной сборной Италии, выигравшей чемпионат мира.

Эволюция правил

"Пыль и рев трибун… Чувства притуплены. Безумцы, стоящие в колесницах, не чувствуют ни жары, ни страха, ни боли в сведенных от тряски коленях. Толпа в экстазе — уже четверых возничих унесли с ристалища, на песке еще остались обломки и колеса от разбившихся колесниц, и теперь оставшимся участникам стало еще сложнее, ведь приходится их постоянно объезжать, чтобы избежать крушения и не отправиться вслед за выбывшими. Однако финал уже близко — остался последний круг."

Заезды на колесницах стали предтечей всех современных гоночных соревнований с использованием транспортных средств - от рысистых бегов и драйвинга до всевозможных автомобильных ралли. За более чем тысячелетнюю историю этих состязаний правила существенно варьировались, но основные принципы оставались неизменными. Ипподромы имели вытянутую подковообразную форму. Дорожка представляла собой две широкие прямые, разделенные барьером, или спиной, как его называли, по краям которого располагались разворотные столбы, меты. От умения колесничего правильно проходить этот разворот, как правило, и зависел успех в гонке. Именно возле мет чаще всего происходили аварии, которые очень любили и ждали зрители.

В греческом варианте ипподрома старт проходил обычно последовательно: стартовые ворота, из которых выпускались колесницы, были расположены уступом: чем ближе к центру, тем сильнее они были выдвинуты вперед. Открывались ворота попарно, соответственно, от крайних к центральным. Таким образом, когда последние колесницы еще только набирали скорость, первые уже мчались в полную силу, но и те, и другие находились примерно на одной линии. Число участников варьировалось, стандартная длина дистанции составляла 12 кругов по 4 стадии (около 9200 м). Лошади могли двигаться любым аллюром - по большей части, конечно, они скакали резвым галопом.

На заре возникновения гонок в роли колесничих выступали сами владельцы, однако уже в Олимпийских играх они стали все чаще ставить в колесницы рабов. Тем более что в Греции победителем считался именно владелец повозки, а не возница. Кстати, таким образом, лавры могли получать и женщины, хотя до участия в Играх и даже на зрительские трибуны представительницы слабого пола, как известно, не допускались. В отличие от других олимпийских видов, в гонках колесниц участники выступали в одежде, вероятнее всего, с точки зрения безопасности.

Соревнования колесниц проводились за счет государства, и, как уже было сказано выше, обычно являлись частью больших и многодневных религиозных праздников. В Греции «призовые» победитель получал в виде амфор с маслом, которые затем чаще всего перепродавались.

В Риме победителю гонки полагалось денежное вознаграждение, поднакопив которое, возничий-раб мог выкупить себе свободу. К слову, самым высокооплачиваемым спортсменом в истории является колесничий Гай Аппулей Диокл, живший во II веке н.э. За свою феноменально длинную карьеру (с 18 до 42 лет) он одержал 1462 победы, а участвовал в 4257 гонках! На памятнике, который ему воздвигли благодарные болельщики после смерти, была выбита общая сумма выигранных денег - 35 863 120 сестерциев. Сегодня это значение эквивалентно 15 млрд долл. США. На эти деньги он мог бы два месяца содержать всю римскую армию.

В отличие от колесничих-эллинов, римляне весьма серьезно подходили к вопросу о своей безопасности и тщательно продумывали «защитную экипировку». Вот как пишет об этом советский историк античности Мария Сергеенко: «Возница как-то старался предохранить себя: на голову надевал круглую кожаную шапку с клапанами, напоминающую шлем танки-стов; тунику плотно до самых подмышек обматывал ремнями, чтобы она не развевалась и не могла за что-либо зацепиться (поэтому и хвосты лошадям подвязывали очень коротко); за ремни затыкал короткий острый нож без ножен, чтобы в случае падения перерезать вожжи, которые он закидывал себе за спину. Ременные обмотки покрывали ноги до колен; иногда возница надевал еще гетры, которые почти целиком закрывали ему бедра».

В течение одного дня проводилось до 24 заездов. Чтобы увеличить количество гонок, на римских ипподромах каждое состязание состояло из 7 кругов (в отличие от 12 в Греции). В более поздний период и эта дистанция была сокращена до 5 кругов.


Вильям ТРЕГО. Гонка колесниц Бен Гура, 1908 год

Византийская прописка

"Перед последним разворотом две квадриги в одно мгновение налетели друг на друга — беснующиеся трибуны разразились восторженным ревом (и откуда только взялась в человеческом голосе такая сила), и кровь снова окропила песок ипподрома, перемешавшись с пылью. Возницам уже наплевать на свои жизни — цель каждого из них сейчас — во что бы то ни стало первым пересечь финишную черту."

Во II-III веках н.э. Римская империя достигла пика своего могущества. Ипподромы появлялись во многих крупных городах. В столице, кроме упомянутого Циркуса Максимуса, были и другие, меньшего размера ипподромы, такие как Фламиния, Нерона и Максенция. По образцу Большого цирка строились ристалища и в других городах: Антиохии, Кейсарии, Иерихоне, Александрии и даже в Иерусалиме. Особенного внимание заслуживает ипподром Константинополя.

В 324 году Константин I Великий, вошедший в историю как первый император-христианин, прославленный в лике святых, перенес свою резиденцию из Рима в восточный город Византий, переименованный после этого в Константинополь. Одним из первых сооружений, построенных (точнее перестроенных) в новой столице, стал ипподром, вплотную к которому примыкал императорский дворец. Эта арена, без преувеличения, стала центром общественной и политической жизни города, а гонки проводились здесь вплоть до четвертого Крестового похода в 1204 году. Длина сооружения составляла почти 470 м, ширина - 117,5, спина, расположенная слегка наискосок, имела длину 269 м и была очень богато украшена.

В 394 году император Феодосий I, ревностный христианин, запретил Олимпийские игры как пережиток языческого культа. Еще через 10 лет были прекращены и гладиаторские бои. Фактически гонки на колесницах остались единственным разрешенным зрелищем.

После разорения Константи-нополя крестоносцами гонки перестали проводиться, а после падения города в войне против Османской империи в 1453 году ипподром пришел в запустение: турки были абсолютно равнодушны к соревнованиям. Сооружение было превращено в каменоломню. Его камни и колонны использовались для строительства мечети Мехмета Завоевателя и других построек. Территория сооружения, постепенно приходящего в запустение, периодически использовалась турками для проведений празд-ничных шествий, парадов и смотров, казней или как место сборищ янычар, выдвигавших требования к верховной власти. Сегодня на территории бывшей арены расположена главная площадь Стамбула Султанахмет.


(кадры из фильма «Бен Гур»)

Партии сказали: «надо!», ипподром ответил: «Есть!»

За многовековую историю гонок на колесницах определенные традиции этого действа сложились не только на арене, но и на трибунах ипподромов. Можно сказать, что со времени правления императора Нерона берет свое начало и иппо-дромная индустрия. В Риме начали формироваться организованные спортивные общества, которые занимались покупкой, содержанием, тренингом как возничих, так и лошадей, а также выставления их для участия в гонках. Изначально команд было две, различались они по цветам колесниц и формы возничих - красные и белые. Первое упоминание о возникновении таких фракций, как они назывались, относится к 70 году до н.э. Позднее появились еще две фракции: зеленых и синих.

Появление таких команд, есте-ственно, привело и к разделению в предпочтениях среди болельщиков. Современные «войны» между футбольными фанатами - «игры в песочнице» по сравнению с тем, что творилось в античном Риме вокруг гонок на колесницах.

С перемещением столицы в Константинополь партии ипподрома (в историю такие объединения вошли под этим термином) превратились из спортивных обществ в политические, а ипподром стал своего рода площадкой для волеизъявления народных масс. Нередко такие собрания перерастали в масштабные народные волнения. Самый крупный бунт объединившихся венетов (синих) и прасинов (зеленых), который получил название восстание «Ника», произошел при правлении императора Юстиниана в 532 году. В результате Констан-тинополь был существенно разрушен, и при подавлении восстания было убито более 35 тыс. человек.

Собственно, с VI века популярность конных соревнований начала постепенно снижаться, но гонки на колесницах продолжались вплоть до XIII века. Европа погрузилась в унылое Средне-вековье, и ипподромные зрелища были преданы забвению до тех пор, пока в XVII веке в английском Ньюмаркете не зародилась новая традиция проведения скачек. Но, впрочем, это уже совсем другая история…

"Победитель едва держится на ногах. Спины его лошадей исполосованы от ударов кнута, их ноздри жадно глотают раскаленный и пыльный воздух, а в глазах лишь смесь страха и изнеможения. Бесконечная гонка позади. Победителю осталось подняться к императору, чтобы получить заветный лавровый венок, а толпа искупала его в волнах заслуженной славы. Этот молодой возничий — раб, он понимает, что когда-нибудь он наверняка погибнет на этом ристалище. Вопрос лишь в том, сумеет ли он перед этим выкупить свою свободу за те сестерции, что ему положены за победы, или нет? Но до тех пор его сердце еще не раз захочет вырваться из груди, когда резвая квадрига отправит его в очередное состязание со скоростью и смертью на потеху великого и безумного Рима."

· Гонки в Древнем Риме · Гонки в Византии · Литература ·

Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков, которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до нашей эры

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до нашей эры Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину.

Римляне, по примеру греков, использовали систему стартовых ворот, называемых «карцеры» (латынь carcer - тюрьма, препятствие). Они, как и греческие «гисплексы», шли уступом, но располагались немного по-другому. Римский ипподром имел посередине барьер (spina ), разделяющий дорожки. Стартовые позиции находились на одной стороне, а не по всей ширине ипподрома, как у греков. Когда колесницы выстраивались в воротах, император (или иной устроитель гонок, если состязания проходили не в Риме) бросал платок (mappa ), давая старт заезду.

Во время гонки колесницы обгоняли и «подрезали» соперников, пытаясь вынудить их врезаться в разделительный барьер, spina . На барьере были установлены, по примеру греческих «орлов», бронзовые «яйца», которые сбрасывались в жёлоб с водой, идущий по верху барьера, обозначая количество оставшихся кругов. Барьер со временем становился все более помпезным, его украшали статуями и обелисками, так что зрители часто не могли разглядеть происходящее на противоположной стороне гоночной дорожки (считалось, что это только подстёгивает напряжение и интерес к гонке). По концам барьера стояли поворотные столбы (meta ), здесь случались захватывающие столкновения и крушения колесниц, как и на греческих гонках. Если возница или лошади получали увечья, то такая авария называлась naufragium (это слово означает также «кораблекрушение»).

Ежедневно устраивались десятки заездов, в некоторых случаях на протяжении сотен дней подряд. Сама гонка проходила так же, как и у греов, но заезд состоял из 7 кругов, в отличие от 12 кругов в греческих гонках. Затем заезды сократили до 5 кругов, чтобы за день можно было устроить ещё больше заездов.

Колесницы запрягались четверней («квадрига», quadriga ) или парой («бига», biga ), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой. Римские гонщики, в отличие от греческих, надевали шлемы и другое защитное оснащение. Они также как правило наматывали поводья себе на руки (вероятно, для лучшего контроля над лошадьми), а греки держали поводья в руках. Из-за этого римские возницы оказывались в трудном положении при крушении колесницы: они не могли быстро освободиться от поводьев, и лошади волокли их по дорожке. Поэтому они имели при себе ножи для перерезания поводьев. Воспроизведение римской колесничной гонки можно увидеть в знаменитом фильме «Бен-Гур» (1959).

Ещё одно важное отличие заключалось в том, что победителем гонки считался сам колесничий, auriga , не смотря на то, что как правило он так же являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, не смотря на то, что их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.

Места в Циркусе были бесплатными для бедноты, которой попросту нечем было заняться в Риме после падения Республики, ибо до политики и военных дел эти люди уже не допускались. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя. Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что нибудь почитать.

Нерон, напротив, был страстным поклонником колесничных гонок. Он сам умел править колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх (которые проводились и в римскую эпоху). При Нероне начали формироваться крупнейшие гоночные клубы. Самыми важными были четыре команды: «Красные», «Синие», «Зеленые» и «Белые». Они существовали ещё до Нерона, в качестве друзей и покровителей отдельных конюшен, занимавшихся производством гоночных лошадей. Нерон подпитывал эти клубы денежными ассигнованиями, и они набрали такую силу, что их едва удавалось контролировать. Каждая команда могла выставить в одном заезде до трёх колесниц. Гонщики одной команды действовали в заезде сообща против колесниц враждебных команд, к примеру, «подрезая» их к барьеру и провоцируя крушение (такой приём разрешался правилами, на радость зрителям). Гонщики могли переходить из одной команды в другую, как и в современном профессиональном спорте.

По неодобрительному отзыву Тертуллиана («De spectaculis» 9.5), первоначально команд было две, «Белые» и «Красные», посвящённые зиме и лету следовательно. В начале третьего века нашей эры, когда он писал свои заметки, «Красные» посвящали себя Марсу, «Белые» - Зефиру, «Зеленые» - Матери Земле, или весне, и «Синие» - морю и небесам, или осени. Домициан создал две новые команды, «Пурпурные» и «Золотые». Однако, к концу третьего века сохранили силу только команды «Синих» и «Зелёных».

В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.

Колесничий Гай Аппулей Диокл считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, за свою карьеру он заработал 35 863 120 сестерциев (эта сумма была выбита на памятнике Гаю Аппулею Диоклу, воздвигнутом болельщиками), что, согласно оценкам учёных, приблизительно эквивалентно современным 15 миллиардам долларов США.

Гонки на колесницах пользовались чрезвычайной популярностью и, несмотря на то что были очень опасны, в них не было намеренной жестокости сражений человека с дикими зверями. Они проводились в одном из пяти-шести цирков императорского Рима, самым большим и старым из которых был огромный Большой цирк, длиной 600 ярдов и шириной 200 ярдов, способный вместить, после того как он был расширен во времена империи, четверть миллиона зрителей.
Большинство сидело на деревянных сиденьях, возведенных позади передних рядов, которые были каменными и предназначались для дев-весталок, сенаторов и всадников. Неоднократно восстанавливаемый и перестраивавшийся, украшенный мраморными и позолоченными статуями, он был одной из самых величественных среди многочисленных достопримечательностей Рима.

Четыре команды, которыми владели подрядчики, соревновались за благосклонность толпы – красные, зеленые, белые и синие, названные так по цвету одежд возниц, стоящих на хрупких двухколесных колесницах позади двух или четырех лошадей, обмотав вожжи вокруг тел. Им нужно было суметь быстро освободиться, перерезав вожжи, если колесница опрокидывалась. Страсти разгорались на стороне одного из этих цветов и могли разделять семьи и разрушать дружбу. Мужчины, женщины и дети начали стекаться в цирк еще до рассвета. Припозднившиеся не могли найти свободного места, если только они для этого не наняли какого-нибудь бедняка. Мужчины допускались только в тогах – символе гражданства, поэтому рабам вход был заказан. Звуки приближающегося оркестра возвещали появление правящего консула в колеснице со впечатляющей свитой из ликторов, слуг, легионеров и всадников, за которыми следовали лицедеи и множество колесниц. Певцы и жрецы, за которым следовали курители фимиама, несущие золотые и серебряные кадильницы, во главе с изваяниями богов и богинь, которых несли стоящими на носилках или едущими в колесницах – всех приветствовал гром аплодисментов. Появление императора в его величественной ложе послужило сигналом к новым восторженным крикам.

Когда консул взмахнул белым платком, первые четыре команды выдвинулись вперед, начать первый заезд, или missus. Каждый заезд состоял из семи кругов, колесницы должны были пройти приблизительно шесть миль. Обычно таких заездов было десять или двенадцать в день, но позднее, во времена империи, заездов стало столько, сколько можно было успеть провести от восхода до заката под жарким солнцем Италии.

Возницами обычно были рабы или люди низшего класса; выживали, если повезет, только очень умелые. Надгробный камень одного из наиболее знаменитых, Диокла (Diocles) (приблизительно 150 г. н. э.), повествует о его 3000 победах в гонках на колесницах, запряженных двумя лошадьми, и о 1462 победах на колесницах, в которые было впряжено более двух лошадей. Прежде чем уйти на покой в возрасте 42 лет, он победил ветеранов, некоторые из которых одержали больше побед, чем он. Один такой возница получил 50 кошелей золота за час, а еще один выходец из Северной Африки между 115-м и 129 годами н. э. приобрел более полутора миллионов сестерциев.

Существовали таблицы заездов и таблички, рекламирующие лошадей и их возниц, поскольку обычай делать ставки, часто на большие деньги, был повсеместным. Поэт Марциал негодовал, что, в то время как его имя было никому не известно, кличка лошади-фаворита в упряжке была у всех на устах, а возницы стали любимцами общества.

До постройки первого амфитеатра в правление Августа Большой цирк использовался для смертельных сражений гладиаторов и травли диких зверей, развлечений, с которыми конкурировала, если не затмевала, популярная в народе забава – гонки на колесницах.