Основные правила безопасности на воде для детей. Правила безопасного поведения на воде. Основные правила безопасности на воде

Правила поведения на воде

Опасные ситуации на воде

Тема 3. Опасные ситуации и правила поведения на воде

Вопросы для обсуждения на практическом занятии

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Безопасность в городе при переходе улиц

Темы выступлений (докладов):

1. Правила перехода улиц и автомобильных дорог.

2. Правила обхода стоящего транспорта.

1. Какие преимущества на переходе улицы с «зеброй»;

2. Как обходить стоящий автобус и троллейбус;

3. Как обходить стоящий трамвай.

Различают аварийные и опасные ситуации, связанные с судами, а также опасные ситуации, возникающие при пребывании людей на воде (отдых у реки, у моря или озера, купание в воде, прогулки и турпоходы на лодках, на плотах и т.п.), либо вблизи воды.

Аварийными ситуациями, ведущими к повреждению или потоплению судна, могут быть:

Столкновение;

Посадка судна на мель;

Смещение грузов или собрание пассажиров на один борт;

Пожар или взрыв на судне.

Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Однако нарушения правил поведения при нахождении у водоемов влекут за собой тяжелейшие последствия вплоть до утопления. Каждый год в России тонут 15–20 тысяч человек, из которых около 30% дети. Вот почему каждый человек должен своевременно научиться плавать, постоянно соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых. Ребенок может просто споткнуться и упасть лицом в воду даже на мелком месте.

Большинство людей тонут не из-за того, что плохо плавают, а потому, что, заплыв далеко или испугавшись, поддаются панике и не надеются на себя.

Полезно овладеть техникой отдыха для того, чтобы, начав из-за чего-нибудь нервничать во время плавания, вы смогли просто расслабиться и отдохнуть. А потом, придя в себя, доплыть до берега.

При отсутствии волн лучше всего отдыхать в положении на спине. Чтобы обеспечить горизонтальное положение тела, надо вытянуть прямые расслабленные руки за головой, ноги развести в стороны и слегка согнуть. Если этого недостаточно и ноги начинают опускаться вниз, то необходимо слегка согнуть руки в лучезапястных суставах и приподнять кисти над поверхностью воды, тогда ноги сразу всплывут. Тело примет горизонтальное положение. Можно отдыхать на спине, выполняя медленные и плавные движения ногами и руками под водой, затрачивая при этом минимальные усилия.

Чтобы избежать беды, детям и взрослым необходимо строго соблюдать ряд простых правил поведения на воде:

Купаться можно не раньше, чем через 1,5–2 часа после еды;



Не рекомендуется заниматься плаванием в открытых водоемах, при температуре воды ниже +15 °С, так как возможна внезапная потеря сознания и смерть от холодового шока. Развитию шока нередко способствует перегревание организма перед плаванием и неожиданно быстрое погружение в холодную воду;

Нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться коряги, камни, притопленные бревна;

Не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

Желательно для купания выбирать специально отведенные для этого места;

Не заплывать далеко от берега, за буйки, обозначающие границы безопасной зоны;

Не подплывать близко к судам (моторным, парусным), лодкам, баржам. При их приближении уровень воды в водоеме значительно повышается, а при прохождении - резко падает и смывает все, что находится на берегу. Имели место случаи, когда под дно теплохода или баржи затягивало рядом плавающих людей;

Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина. Если обстоятельства сложились так, что вы попали в заросли водорослей, сохраняйте присутствие духа. С водорослями можно легко справиться, только необходимо не поддаваться мысли, что растения могут вас утопить. Плыть в зарослях водорослей приходится с частыми остановками, так как необходимо освобождаться от стеблей растений. Гребки руками выполняются у самой поверхности воды;

Нельзя входить в воду после перегревания на солнце или сильного охлаждения тела до образования "гусиной кожи";

Нельзя быстро погружаться и прыгать в воду после принятия солнечных ванн, бега, игр без постепенной адаптации к холодной воде;

Ни в коем случае не плавать на надувных матрацах, автомобильных камерах, надувных игрушках - подручное средство может оказаться неисправным, порваться, человек внезапно окажется в воде, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать. Кроме того, даже слабый ветер способен унести их далеко от берега;

Нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя;

Если вы оказались в воде с сильным течением, не пытайтесь плыть навстречу течению, справиться с ним сил не хватит; в этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;

Если попали в водоворот, не пугайтесь, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него;

Никогда не следует толкать кого-либо в воду, в особенности неожиданно, так как эта шалость может вызвать у людей, очень чувствительных к холодной воде, шок со смертельным исходом;

Нельзя шалить в воде, окунать друзей с головой и ставить им подножки. Если вы подплывете к приятелю под водой и резко дернете его за ноги, а он в этот момент как раз сделает вдох - приятель упадет в воду и захлебнется;

Нельзя подавать крики ложной тревоги;

Нельзя купаться, если у вас повышенная, или пониженная температура. Последствия могут быть непредсказуемыми. Находиться в воде в таком состоянии очень опасно;

Если у вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы, но лучше всего - иметь при себе "английскую" булавку. Даже один её укол бывает спасает жизнь. Устали плавать? - отдохните, не старайтесь установить рекорд по плаванию. От перенапряжения могут начаться судороги. Мышечная судорога - у пловца сводит ногу. Так бывает не только в холодной воде. Если такое случилось, погрузитесь на секунду в воду с головой и, распрямив сведенную судорогой ногу, с силой потяните за большой палец ступню на себя. Как правило, судорога отступает;

Не купайтесь в каналах, обложенных бетонными плитами или камнями, т.к. со временем они обрастают мхом, становятся скользкими. Из такого канала выбраться трудно. Даже тренированный пловец, купаясь в канале, подвергает свою жизнь опасности;

Соблюдайте чистоту мест отдыха у воды, не засоряйте водоемы, не оставляйте мусор на берегу и в раздевалках.

Как выглядит тонущий человек?

Многие думают, что сигналом к тому, чтобы спасать утопающего, нужно считать крики: «Караул! Тону! Помогите!» Это не совсем так (вернее совсем не так). На практике, реально утопающий не кричит во весь голос и не размахивает руками.

Дело в том, что человек, который начинает тонуть (причем нередко это происходит рядом со спасительным берегом), не может кричать, потому что уже «наглотался» воды. Все его усилия направлены на то, чтобы сделать хотя бы один глоток воздуха, а у него не получается, потому что он идет ко дну именно в этот момент. Он не думает о том, как найти выход, а мечтает лишь о том, чтобы ему хватило воздуха для дыхания.

Спросите у любого опытного спасателя: как выглядит действительно тонущий человек. Вам ответят, что он не размахивает руками и не кричит: у него просто нет на это сил. Он по мере возможностей активно пытается подняться над водой, чтобы вдохнуть живительный воздух. Он молчит, пытаясь выкарабкаться. Рядом могут резвиться другие люди, совершенно не обращая внимания на этого безмолвного товарища. Нередко люди вообще не понимают и не знают, что рядом погибает человек.

Если у человека вытаращены глаза, его голова наполовину погружена в воду, он молча целенаправленно пытается двигаться в сторону берега, но у него это плохо получается, он барахтается, как тонущая собачка,- не раздумывайте! Ему срочно нужна помощь!

Вода – опасная для людей стихия. Даже спокойная водная гладь, несмотря на кажущуюся безопасность, таит в себе угрозы. Причем неприятности обычно случаются не с теми детьми, которые не умеют плавать, поскольку они обычно не заходят в воду глубже, чем по пояс, а с тем, кто мнят себя отличными пловцами. Тема «» направлена на обучение ребят правилам поведения и снижение количества несчастных случаев. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста всегда должен купаться под присмотром взрослых. Более взрослые дети подросткового возраста, если и идут сами к водоему, то должны плавать только в специально отведенных для этого местах с безопасным проверенным дном, при отсутствии глубоких ям, сильного течения, водоворотов или больших волн. Многие несчастные случаи происходят именно из-за купания в запрещенных местах.

Достаточно взрослые дети уже должны знать не только правила поведения на воде и уметь плавать, но и обладать навыками поведения в критических ситуациях. Они должны понимать как себя вести, если судорогой свело ногу, уметь определить тонущего человека, оказать первую медицинскую помощь и т.д.

Педагогам и родителям "Защитница Багира" еще рекомендует прочесть статью "Правила поведения на каникулах в летний период " и познакомиться с важным материалом о купании детей "Безопасность на воде для дошкольников ".

Правила безопасности на воде для детей

Что нужно знать родителям про безопасность детей на воде

  • Купаться надо часа через полтора после еды;
  • Если температура воды менее +16 °С, то купаться вообще не рекомендуется, так как от холода могут начаться судороги или может произойти потеря сознания;
  • При температуре воды от +17 до +19 °С и температуре воздуха около 25 °С, в воде не следует находиться более 10-15 минут;
  • Плавать надо только в специально оборудованных для этого безопасных местах. Если вы решили поплавать, находясь в местах дикой природы, то выбирайте место с чистой водой, глубиной до 2-х метров, с ровным гравийным или песчаным дном и где течение воды слабое, то есть не превышает 0,5 м/с (для проверки бросьте в воду щепку или палочку). Всегда хорошо проверяйте дно и следите за купающимися детьми. Дети должны купаться у самого берега. Никогда не купайтесь в заболоченных местах;
  • Если вы находитесь в нетрезвом состоянии, то не пускайте детей в воду, они, оставшись без присмотра, могут попасть в беду.

Основные правила безопасности детей на воде

  • Запрещено заплывать за буйки, а если их нет, то слишком далеко от берега;
  • Нельзя близко подплывать к судам;
  • Нельзя прыгать в воду в местах, где мелко или незнакомое дно;
  • Нельзя прыгать в воду с лодок, причалов, мостов и других, не предназначенных для этого мест;
  • Нельзя после перегрева на солнце или долгого бега резко прыгать в холодную воду, это может вызвать шок и потерю сознания или остановку сердца. Предварительно надо сполоснуться водой;
  • Нельзя купаться в шторм и при сильных волнах;
  • Не купайся в водоемах, берег которых обложен большими камнями или бетонными плитами, они покрываются мхом становятся скользкими и по ним опасно и трудно выбираться;
  • Надувные матрасы и круги предназначены для плавания только вблизи берега;
  • Нельзя играть в воде в игры связанные с захватами соперника и удержанием его под водой, твой товарищ может захлебнуться и потерять сознание.

Техника безопасности на воде для детей – поведение в критических ситуациях

Правила безопасности на воде для детей – без паники

Часто люди тонут из-за того что поддаются панике и не умеют контролировать свое тело. Надо научиться отдыхать лежа на воде, это поможет восстановить силы. Для этого надо перевернуться на спину, руки надо слегка развести в стороны, ноги тоже и можно немного согнуть. Если тело постепенно погружается в воду, то можно легкими расслабленными движениями поддерживать его на поверхности.

Если во время плавания ты попал в заросли водорослей – не паникуй. Плыви медленно и аккуратно, освобождайся от стеблей растений, гребки совершай у самой поверхности воды.

Если ты попал в водоворот, то надо набрать в легкие как можно больше воздуха, нырни под воду и резко под водой сверни в сторону от водоворота.

Если ты попал в сильно течение, то не пытайся плыть против него – это заберет все силы. Плыви по течению, но под таким углом, чтобы всё время приближаться к берегу. Возвращайся назад по суше.

При плавании в океане или море можно столкнуться с явлением - «канал обратной тяги». Это место, где волны возвращаются обратно. Попав в такое место пловца будет относить от берега. В таком случае надо плыть перпендикулярно каналу (то есть, по сути, вдоль берега), так как он обычно не шире 50 метров, а уже когда течении ослабнет направляться к берегу. Для возвращения используй силу волн, пусть они накатываются на твою спину и подталкивают к берегу.

Правила безопасности на воде для детей – как избавится от судороги

Если ты чувствуешь, что мышцу свела судорога, надо немедленно выйти из воды. Если ты не возле берега и доплыть быстро не удастся, то сделать можно следующее:

  • Судорога пройдет, если мышцу которую она свела уколоть чем-то острым, например, булавкой. Именно поэтому при дальних и долгих заплывах рекомендуется прикалывать сбоку плавок небольшую английскую булавку. Но тебе вообще не надо делать такие заплывы - это лучшая защита от судорог;
  • Если ты чувствуешь, что устаешь и тело начинают хватать слабые кратковременные судороги, перевернись на спину, отдохни и плыви какое-то время на спине;
  • Если судорога свела пальцы руки, то надо резко сжать пальцы в кулак, а затем резко выбросить руку вперед и в наружную сторону (правую - вправо, левую - влево) при этом разжав резко пальцы;
  • Если судорога свела икроножную мышцу, то надо принять согнутое положение, и потянуть двумя руками стопу, сведенной судорогой ноги, на себя к животу и груди;
  • Если судорога свела мышцу бедра, то надо обхватить руками лодыжку ноги с наружной стороны (ближе к стопе) и с силой потянуть её назад к спине.

Потренируйся делать движения, которые помогут тебе избавиться от судороги. Пусть взрослые проверят, насколько правильно ты их делаешь. Это важные знания, от них может зависеть твоя жизнь. При этом надо помнить, что есть несколько методик избавления от судорог. Мы привели лишь основные из них и возможно тебе будет удобней использовать другую. Например, от сведения икроножной мышцы можно избавиться с силой потянув ногу за большой палец во внутрь, как бы проворачивая её в колене и сгибая в середину к животу. Но всегда помни, что самая лучшая защита от судорог, это не плавать долго и далеко от берега и не лезть в холодную воду. Всегда соблюдай правила безопасности и ты будешь надежно защищен!

Правила безопасности на воде для детей – спасение утопающих

Тонущий человек практически никогда не кричит, как показывают в фильмах. У него нет сил кричать, он борется за глоток воздуха. Поэтому если ты видишь кого-то у кого выпучены глаза, он то погружается в воду, то слегка выныривает, движения его беспорядочны, он барахтается и пытается двигаться к берегу – скорее всего этот человек тонет и ему нужна помощь.

Если есть возможность о тонущем человеке всегда надо сообщить взрослым. Если взрослых нет, то плыть к нему надо по самой короткой линии от берега (если ты на берегу). При этом постарайся запомнить ориентир на земле, если человек уйдет под воду, то ты примерно будешь знать, где его искать. Спасать человека лучше используя любое плавсредство (круг, накачанную шину, матрас), он и ты сможете схватиться за него и отдохнуть. Если тонет взрослый, который крупнее тебя, то спасать его самостоятельно и без плавсредств для тебя опасно, ты вряд ли его вытащишь, скорее он в панике утащит тебя под воду.

Утонувшего человека еще можно спасти в течение 6-7 минут, поэтому не оставляй попыток найти того кто ушел под воду.

Если тонущий способен нормально реагировать на тебя, то успокой его, пусть держится за твои плечи со стороны спины, а ты греби на животе к берегу брасом. Неадекватного человека надо брать сзади (можно за волосы), так чтобы голова его была над водой, и грести к берегу. Если человек в панике хватает тебя, то надо резко нырнуть под воду, тонущий в испуге отпусти тебя. Если человек без сознания, то его надо взять за подбородок, так чтобы лицо было над водой, и в таком положении плыть к берегу.

Всегда помни и соблюдай правила безопасности на воде для детей и учи этому товарищей. Безопасность в данном случае не признак трусости, а осторожность разумных людей. Не поддавайся на провокации и глупости и не делай неправильные поступки из-за того что все так делают.

Плавание и купание в открытых водоемах одна из самых любимых детских забав летом. Для детей нет большей радости, чем поднять высокие брызги, нырять и играть в воде. Все это сопровождается звонким смехом, бурными эмоциями, криком и весельем. Безусловно, водные процедуры и положительные эмоции очень полезны. Это отличное закаливание, оздоровление и укрепление растущего организма. Но правилами безопасности пренебрегать нельзя.

Оправданная осторожность

Любой открытый водоём может превратиться в причину смертельной опасности для детей, если не соблюдать элементарные правила безопасного поведения. Эти правила одинаково актуальны и для малышей, и для взрослых. В первую очередь, проконсультируйтесь с врачом. Прислушайтесь к рекомендациям терапевта о том, как лучше и полезнее организовать водные процедуры для вашего ребенка, нет ли серьезных противопоказаний, как организовать адаптацию малыша в условиях отдыха у воды.

Обязательно подготовьте ребенка к будущему купанию на пляже. Собираясь на семейный отдых или отправляя ребенка в детский лагерь, в туристическую поездку, проведите несколько ознакомительных бесед. Используя картинки и видео, поясните ребенку, что нужно очень ответственно относиться к отдыху и играм у воды и в воде. Не пугая и не нагнетая страх, все же стоит предупредить о возможных травмах и несчастных случаях.

Картинки и памятки

Благоприятные условия для купания

    Температура воздуха не ниже +21С.

  • Температура воды +22С.
  • Оптимальное время купания 15-20 минут.
  • Лучшее время для купания в открытых водоемах с 8.00 до 11.00, с 17.00 до 19.00.
  • Отдых на воде должен быть не ранее, чем через час после еды.
  • Входить в воду нужно постепенно, не провоцируя спазм сосудов.
  • Место детского купания должно быть предварительно обследовано взрослыми: проверено дно, выяснена глубина, выбрано место без быстрых и холодных течений.

Важный контроль

К сожалению, даже игры в мелкой воде могут привести к печальным последствиям. Дети увлекаются, входят в азарт, стремятся доказать свою самостоятельность, похвастать успехами. При этом забывают об осторожности и не всегда могут рассчитать свои силы. Поэтому взрослые не должны беспечно бросать детей без присмотра, позволять бороться в воде, делать захваты за шею, в шутку топить друг друга. Пресекайте прыжки в воду на мелководье, чтобы не случилось травм позвоночника и черепно-мозговых травм.

Изначально приучайте своих малышей быть внимательными в воде. Основой безопасного плавания является соотнесение собственных сил и желаний. Не разрешайте детям отплывать от вас на большое расстояние, неожиданно подныривать и пугать.

Для детей, которые уже умеют плавать, правила безопасности на воде должны быть обязательны. Ни в коем случае нельзя игнорировать предупреждающие знаки и буйки. Почувствовав усталость, не нужно пугаться и паниковать: плывите к берегу, спокойно управляя собой. Если началась судорога, нужно позвать на помощь и постараться удержаться на воде.

Беседы и занятия в детских учреждениях

Беседы о правилах поведения на воде и безопасности игр у водоемов и в воде обязательно проводятся в детских образовательных учреждениях, в лагерях летнего отдыха, на туристических базах. Педагоги и инструкторы используют схемы, иллюстрации, видеоматериалы. На пляжах и у бассейнов обязательно должна быть вывешена памятка для отдыхающих.

Не менее важны и практические занятия по выработке навыков оказания первой помощи захлебнувшемуся человеку, действий во время судороги в воде, действий при виде тонущего человека.

Немаловажно отрабатывать действия и на случай, если помощь понадобилась тебе: не паниковать, не хвататься за помогающего человека и не сопротивляться его командам.

Дети должны знакомиться с правилами пользования надувными плавсредствами: матрасами, кругами, жилетами, нарукавниками, подушками.

Общие важные правила для детей

    Не плавайте и не ныряйте в необследованном и незнакомом месте.

  • Остерегайтесь грязной и мутной воды.
  • Не ходите в воду без взрослых.
  • Не толкайтесь и не боритесь в воде.
  • Не затевайте игры в воде с палками и острыми предметами.
  • Выходите из воды по первому же требованию родителей.
  • Если заметили тонущего человека, немедленно зовите на помощь взрослых.

Правила безопасного поведения на воде важны для отдыхающих любого возраста. Их соблюдение - залог сохранения жизни и здоровья. Дети должны с детства вырабатывать важные навыки безопасного отдыха у водоемов, вырабатывать ответственное отношение к себе и окружающим.

Чтобы обеспечить безопасность детей на воде не достаточно только рассказать им, как себя вести. Родители и сами должны соблюдать кое-какие правила, чтобы отпуск или выходные на берегу не обернулись трагедией. Мы расскажем, что вам нужно предпринять, если вы идете в ребенком на пляж или в бассейн.

В США ежегодно свыше 600 детей в возрасте до 15 лет гибнут вследствие утопления, количество попадающих в отделение неотложной помощи превышает эту цифру в 7 раз. Большинство несчастных случаев со смертельным исходом среди маленьких детей случаются в домашних бассейнах, но есть и другие опасности, вокруг дома и на пляже. Вот почему знания о безопасности детей на воде и первой помощи у водоемов или бассейнов необходимы каждому родителю.

Помните: ребенок может начать тонуть где угодно. Практически в каждой стране это является причиной гибели номер один среди детей возрастом от 1 до 4 лет, и стоит на втором месте среди причин различных травм, приводящих к гибели ребенка от 1 года до 14 лет, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний.

Не спускайте с ребенка глаз, когда он в вводе или около воды

К сожалению, маленький ребенок может утонуть, не проронив ни звука, всего лишь за 25 секунд, даже на мелкой части или в лягушатнике.
Дети, которые не умеют плавать, нуждаются в постоянном контроле и поддержке, когда играют около или в самом бассейне, или на пляже.

Это значит, что вы (или тот взрослый, который сопровождает ребенка) должны находиться в воде вместе с ребенком на расстоянии вытянутой руки сосредоточив все свое внимание на нем.

Как только ребенок научится плавать на большие расстояния и сможет держаться на воде на спине, ваше присутствие рядом с ним не обязательно, но вы всегда должны держать ребенка в поле зрения вне зависимости от его возраста.

Любой ребенок, старше или младше, может сбиться, устать, долго не выныривать и потерять контроль, или просто испугаться. Не ждите, что он начнет кричать или плескать руками о воду, привлекая помощь - так бывает только в кино. В реальной жизни большинство людей, как взрослые, так и дети, тонут тихо и довольно быстро.

Забудьте о телефоне
Сразу заключите сделку с самим собой: когда вы на пляже или у бассейна, выключите звук на телефоне и отложите его в сумку, чтобы он вас не отвлекал. Если вы слышите сигнал смс, вы всего лишь на 5 секунд можете повернуться к телефону, но этого хватит, чтобы ребенок начал идти ко дну.

Это, однако, не значит, что нужно оставлять телефон дома - лучше всего держать полностью заряженный телефон где-то недалеко, чтобы воспользоваться им в экстренном случае. Всегда сразу интересуйтесь и запоминайте адрес бассейна или пляжа, чтобы ускорить вызов скорой помощи.

Не рассчитывайте на то, что надувные круги, подушки, рукава или трубки, предотвратят беду

Родители слишком сильно полагаются на надувные помощники, которые не создавались как спасательные аксессуары. Если ребенок не умеет плавать, он может плавать на надувном предмете, но только рядом с вами. Сразу выбросьте плавники русалочки, которые могут запутать ножки малыша и не дадут ей легко ими работать, чтобы подняться на поверхность.

Единственное безопасное надувное средство - спасательный жилет. Плохого пловца будет не лишним нарядить в такой жилет, когда он находится в воде или около воды, что не отменяет ваше присутствие рядом.

Все надувные предметы и игрушки должны находиться на бортике, если вы не купаетесь в бассейне, чтобы не провоцировать ребенка лезть в воду.

Запишите ребенка на уроки по плаванию

Когда можно начинать? Зачастую рекомендуется отправлять на кружки по плаванию детей от 4 лет и старше. Но не стоит обманываться мгновенной безопасностью для ребенка, берущего уроки плавания: без учета личных способностей и успехов в плавании, все маленькие дети дошкольного возраста должны обязательно сопровождаться взрослым, находясь под его постоянным контролем.

Дети постарше должны разбиваться на пары

В качестве обеспечения дополнительной безопасности рекомендуется разбивать детей на пары, пояснив им, что каждый из них несет ответственность за партнера, следя за тем, где он и что он делает. Не забывайте, что друг не заменяет родительского контроля, а просто служит дополнением.

Если вы отдыхаете компанией с несколькими детьми, займите место спасателя
Или что еще лучше, наймите профессионального спасателя. Практически нет сомнений, что будет миллион причин для того, чтобы родители отвлекались и не смотрели на то, что происходит в бассейне или в реке.

Простой совет, чтобы убедиться в безопасности детей на воде: наблюдая за своим ребенком в частности, наймите профессионала или организуйте среди родителей пару спасателей, которые будут поочередно следить за происходящим в воде.

Задача спасателя состоит в том, чтобы стоять или сидеть на бортике, наблюдая за детьми. Если детей слишком много, организуйте контроль, состоящий из нескольких спасателей, один из которых будет находиться в воде с самыми маленькими. И ни в коем случае не употребляйте алкоголь в то время, как дети развлекаются в бассейне. Отложите посиделки за бокалом на вечер.

Заставьте ребенка соблюдать правила

Есть 5 основных правил: не бегать, не нырять на мелкой части, не топить других детей, не сталкивать других детей с бортика, и не заходить в воду без взрослого - никогда. Помните, не только дети не должны плавать в одиночку - это так же небезопасно для взрослого человека.

Обучитесь навыкам оказания первой помощи (сердечно-легочной реанимации)
Если вдруг случилось худшее и вам нужно спасать того, кто начал тонуть, оказание первой помощи, а именно, выполнение сердечно-легочной реанимации до прибытия скорой помощи, может спасти жизнь человеку. Когда происходит остановка сердца, важно продолжать циркуляцию крови в головной мозг во избежание фатальных последствий.

В идеальном мире каждый родитель знает, как выполнять СЛР, поэтому не медлите записаться на курсы оказания первой помощи. Если вы не знаете, как правильно делать реанимацию или неуверенны в своих силах, просто старайтесь делать 100 компрессий на грудную клетку за минуту, пропуская искусственное дыхание - известное нам, как«рот-в-рот». Когда касается утопления, любое действие лучше бездействия.

и=Ирина Добрыгина

Цель: сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении в воде, на льду и создать условия для формирования таких личностных качеств как:

Осторожность;

Ответственность.

Образовательная область «Физическое развитие».

Цель: Привитие интереса к занятиям плаванием.

Самостоятельно мыться под душем.

Учиться держаться на поверхности воды.

Смело, ловко и быстро передвигаться в воде разными способами, воспитывать стремление правильно выполнить задание.

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Познакомить детей с правилами безопасного поведения в воде, на берегу и на льду.

Безопасно спускаться в бассейн и выходить из воды по трапу.

Знакомиться с правилами безопасного обращения с предметами, выявлением свойств объектов, закономерностей явлений, которые лежат в основе этих правил.

Учиться видеть опасную ситуацию и находить пути выхода из нее.

Образовательная область«Познавательное развитие»

Цель: Расширить представление детей об окружающем мире.

Ознакомиться со свойствами воды, ее значением в природе и жизни людей.

Познакомиться с закономерностями явлений, строением человеческого тела и его функциями.

Воспитывать бережное отношение к природе и своему телу.

Материал: карточки с изображением опасных ситуаций и стихами из игрового дидактического материала «Как избежать неприятностей», панно «Легкие», различные плавающие и тонущие игрушки, воздушные шарики, бумага разной толщины, кораблики, пластиковые бутылки, картинки с изображением опасных морских и речных обитателей, природных явлений (гроза, молния, наводнение). Подбор подвижных игр, дидактических пособий по теме «Строение человеческого тела».

Занятие 1.

Цель: познакомить детей с «легкими» как органами человека, которые играют важную роль при плавании.

Материал: плакат «Легкие».

Содержание: Спросить у детей: «Чем мы дышим? (Воздухом). Как воздух попадает в человека? (Через рот и нос). Куда воздух попадает?» (В легкие). Рассмотреть плакат с изображением легких и бронхов. Показать путь воздуха до легких. Объяснить, если человек дышит чистым воздухом – легкие, которые похожи на мешочки, будут розового цвета, если грязным или человек курит – коричневого. При вдохе «мешочки» (легкие) расправляются (положить ладони на ребра и вдохнуть, а ребра раздвигаются, при выдохе легкие сжимаются (выдохнуть, ребра сдвигаются. Воздух в легких делает человека плавучим. Дать возможность ребятам сделать несколько вдохов и выдохов, ладони при этом обхватывают грудную клетку. Далее рассказать о том, что без легких воздуху некуда будет попадать и человек не сможет дышать. Если человек много бегает, прыгает, активно занимается спортом и физкультурой, много плавает - ему нужно много воздуха. Его легкие активно трудятся и становятся хорошими помощниками его здоровью и защитниками от болезней. В беседе сделать акцент на то, что под водой человек долго находиться не может. Его легкие не могут дышать водой, как делают рыбы. Поэтому человеку, чтобы находиться под водой, надо набрать много воздуха в легкие и, либо удерживать воздух во рту, либо выпускать пузыри через неплотно сомкнутые губы (показать и попросить детей повторить). После этого вынырнуть и вделать вдох. Если долго не выныривать, можно нахлебаться воды, потерять сознание. В легкие начнет попадать вода и можно задохнуться. (В воде поиграть в игры «У кого больше пузырей», «Кто дольше просидит под водой», «Достань со дна 5 камушков за один раз», сделать упражнения «медуза», «звезда», «черепашка» и т. д.) Спросить детей, почему на воде при выдохе образуются пузыри. Почему человек может плавать? (Далее занятие продолжается в обычном режиме).

Вариант игры «У кого больше пузырей». (Дети в ней учатся определять, кто выпустил пузыри, а кто нет. Все ли вынырнули на поверхность.) Дети держатся за деревянный шест, стоя в шеренге. Один ребенок стоит перед ними и наблюдает. Ребята проговаривают слова: «Раз, два, три, четыре, пять - будем дружно мы нырять. Раз, два, три – выпускаем пузыри».

Занятие 2.

Цель: закрепить знания о легких; уметь различить правильные и неправильные действия во время игр в воде.

Материал: карточки №№ 54,56; пластиковые бутылки, надувные шарики по количеству детей; канцелярские скрепки.

б) Что будет, если продолжать удерживать голову мальчика под водой?

в) Как узнать, что из человека выходит воздух?

г) Можно ли без взрослых купаться в водоеме?

д) Что надо делать, если случилась беда и товарищ тонет?

Рассмотреть карточку № 56 с изображением девочки в надувном круге и мальчика, который протыкает круг острым предметом. Примерные вопросы:

а) Что делают дети на картинке?

б) Что может случиться?

в) Если не умеешь плавать, можно ли уплывать далеко от берега на надувной игрушке? Почему?

г) Надо ли брать в воду острые колющие предметы? Почему?

Когда дети зайдут в воду, предложить им поэкспериментировать с бутылкой. Обратить внимание детей на то, что в бутылке находится воздух, который не виден для нашего глаза. Но он там есть. Погружая бутылку в воду, мы наблюдаем пузыри. Это и есть воздух, а вместо него наливается вода. В легкие тоже может попасть вода, если очень долго сидеть под водой или неправильно играть (удерживать ноги, руки или голову другому человеку). Когда человек не может выплыть из воды, он начинает искать опору, хватается за все, что есть рядом и может утянуть с собой того, кто его держит. Далее попросить ребят отпустить наполненную водой бутылку и понаблюдать, что будет. После этого предложить детям самим проверить свойства резинового предмета. (Надувной шарик положить на воду, а затем проткнуть его скрепкой.) Закрепить знания в подвижной игре «Вежливый ловишка» (ловишка касается только туловища, если он задевает за голову, руки или ноги, он выбывает из игры и ему дается другое задание, например, собрать камушки под водой).

Занятие 3.

Цель: уметь по картинке определить правильные и неправильные действия детей в воде; закрепить знания на практике.

Материал: мелкие тонущие игрушки, ведерки с чистой и подкрашенной водой, пластмассовая рыбка, картинки с живыми и увядшими растениями.

а) Что вы видите на картинке?

б) Чем опасно купание в грязной воде?

в) Почему вода грязная?

г) Можно ли ловить рыбу в такой воде и почему?

Рассмотреть карточку № 57 с изображением мальчика, купающегося во время грозы.

Примерные вопросы:

а) Как вы думаете, правильно мальчик делает или нет?

б) Почему неправильно? Что может случиться?

в) Что надо сделать, чтобы не случилось беды?

г) Как определить, что вода грязная (по цвету, запаху, рыбе, растениям на берегу)

После ответов детей, зайти в воду и обыграть данные ситуации. Игры могут быть следующие: «Солнце, дождик, гроза» (дети сначала резвятся и плавают, затем брызгаются, затем убегают «на берег к родителям» в заранее оговоренное место); разлить по ведеркам подкрашенную зеленкой воду и положить туда мелкую тонущую игрушку, камушек. Пусть дети определят, что находится в ведерке. Игра «Чисто, грязно». Показывать прозрачное ведерко с чистой водой или картинку с живыми растениями, или плавающую рыбку. Это означает, что купаться можно. Грязная вода, увядшее растение и перевернутая кверху брюхом рыба – купаться нельзя.

Занятие 4-7 строятся подобным образом.

Занятие 8

Цель: закрепить у детей общие представления о правилах поведения у воды, в воде и на льду.

Материал: Карточка с перечнем вопросов.

Нельзя сразу бросаться в воду. Ваш организм еще к этому не готов.

Желание быстрее попасть в воду часто вызывает спешку. Многие бегут к воде, или быстро идут. Вы разогрелись, вспотели. Необходимо раздеться, остыть.

Необходимо подготовить себя к купанию. Для этого надо сначала опустить ноги в воду. Потом несколько раз окунуться в воде. Ваше тело привыкло к воде. Наслаждайтесь, купайтесь.

Мы не умеем плавать. Как быть? (Ответы детей.)

Надо обязательно научиться плавать. Начинать надо заниматься в бассейнах. Потом переходить в открытые водоемы (речку, озеро, море). Начинать надо с маленькой глубины, в местах, где нет течения, или тихое течение. Очень важно научиться плавать и держаться в воде на спине. Подобное умение – это наше спасение во многих ситуациях, например, если мы заплыли далеко от берега и чувствуем, что у нас нет сил доплыть до берега, то мы переворачиваемся на спину, голову держим над водой, слегка работаем ногами. Мы восстанавливаем дыхание и немного отдыхаем. Отдохнув, мы можем спокойно доплыть до берега.

Далее дети садятся на бортик бассейна. Задаются вопросы. Если ответ положительный – дети прыгают воду с бортика сливной канавки (при условии, что достаточно воды и все умеют плавать, отрицательный – остаются на месте и хлопают в ладоши или топают ногами.

Вопросы или утверждения:

Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо. (+)

Ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне. (-)

Можно заплывать за буйки. (-)

Нельзя близко подплывать к большим лодкам с мотором, катерам, пароходам. Тебя может затянуть под винты. (+)

Стой и играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду. (-)

Никогда не играй в игры с удерживанием «противника» под водой - он может захлебнуться. (+)

Можно плавать на самодельных плотах, дырявых кругах или других плавательных средствах. Они могут тебя удержать. (-)

Не следует далеко заплывать на надувном матрасе. Если матрас вдруг начнет сдуваться, ты можешь вместе с ним пойти ко дну. (+)

Раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться. (+)

Можно купаться, когда грохочет гром и сверкает молния. (-)

Нельзя выходить на тонкий лед. (+)

Можно кататься на льдине. (-)

Можно подобрать загадки по данной тематике и время от времени включать их в занятия, а также повторять игры.

Если начал тонуть, зови на помощь (+).

Время от времени повторять упражнения, чтобы материал не забывался.