Подъемник в горы. Самые впечатляющие горнолыжные подъемники в мире

Зона катания - Ледник Капрун. 3000м над уровнем моря. Снег здесь лежит круглый год

Хотелось бы поинтересоваться - в промежутке между парой спусков - что самое важное в горнолыжном отдыхе? Не считая, конечно, горячего желания бороздить заснеженные склоны. Нужны лыжи, нужен снег, с которым такая напряженка была нынешней зимой, нужны горные склоны, окружающая инфраструктура - все эти отели и пансионы, кафе, спортивные магазины, сервис и прокат инвентаря. Но то, без чего не состоится ни один лыжный курорт - это горнолыжные подъемники. В описании любой лыжной мекки именно их количество указывается следующим пунктом после общей протяженности трасс. Именно их сводку работы изучает каждый лыжник сразу после знакомства с прогнозом погоды. Именно их карта засматривается до дыр и заучивается наизусть за неделю до зимнего отдыха... Наверное, стоит приглядеться поближе к этой составляющей горной снежной жизни.

Солнечный денек. (Капрун, Австрия)

Строить автоматические подъемники начали уже в 20х-30х годах прошлого века, но широко и повсеместно они вошли в обиход лишь в последней его четверти. А потому не только мой дядюшка, лихо перемахнувший на лыжах рубеж своего 70-летия, но и гораздо более молодые знакомые живописно рассказывали, как «при Союзе» проходило катание на Домбае или в Карпатах. Лыжи тогда были деревянные с прикрученными по краю металлическими полосками-кантами; крепились они к ботинкам кожаными ремнями. Просто привязывались и затягивались как можно плотнее. Случись упасть на спуске «голова-ноги-голова-ноги» - мечтать о том, что лыжи автоматически отстегнутся и облегчат падение, не приходилось. Но главная фишка состояла в том, что прежде чем спуститься, на гору надо было подняться. Пешком. Увязая в снегу и таща на себе лыжи! Предположить среднюю трассу в 1 км; взять из школьного учебника физики скорость пешехода 4км/ч, скинуть половину на подъем и снег. Выходит «цена» одного спуска - пяти минут наслаждения скоростью и свободным скольжением - 30-45 минут горно-пешеходного трекинга. Максимум 3-4 спуска в день. Надо было очень любить горнолыжный спорт, чтобы, забыв пословицу «умный в гору не пойдет», изо дня в день час за часом таскать на себе кучу деревяшек. Чуть больше живописных подробностей от очевидца о том, «как это было раньше» изложено в воспоминаниях очевидца на одном из лыжных сайтов.

Бугельный подъемник на Капруне.

Самые простые - бугельные (еще их называют «лыжебуксиры») – трос, натянутый над землей между двумя вращающимися барабанами. В простейших версиях лыжники цепляются непосредственно за буксировочный трос; в современных вариациях на тросе висят на пружинах одноместные или двухместные (в народе называемые «швабрами») «тарелочки», на которые можно присесть. Подъем на бугеле - дело нелегкое: держаться за рукоятку бугеля надо крепко, носки лыж держать вместе и всё время необходимо сохранять поступательное движение вперед и вверх, тогда как лыжи упрямо хотят скатываться обратно вниз. На средних размеров склон бугель вытащит минут за 10, но наверху придется бороться с ощущением, что руки растянулись до колен и чиркают по земле - как у породистого орангутанга! К тому же для начинающих лыжников есть опасность на середине спуска потерять равновесие и соскользнуть с подъемника или наоборот на выходе зацепиться за «тарелку». Так что делаем вывод: бугель - это не наш метод!

С такого транспортера надо очень ухитриться чтобы упасть!

Есть еще ползущие прямо по склону ленты-транспортеры, но они обычно короткие и установлены на самых плоских склонах для учёбы детей и совершенных «чайников». Ездить на них легко и безопасно, но совсем неинтересно.
Рассмотрим другие способы единоразового перемещения больших групп лыжников (вертолёты и воздушные шары на данном этапе исключим как чересчур экзотические и не рассчитанные на среднего «лыжеманьяка»).

Фуникулер в Цель-ам-Зее (фото из Википедии)

Строить подъемники, способные за раз поднимать к вершине несколько десятков человек, в Европе начали в первой четверти ХХ века. Изначально это был аналог поезда - вагончики, поставленные на зубчатые (кремальерные) рельсы, и способные двигаться в гору под достаточно крутым уклоном. Усовершенствованный вариант такого горного поезда известен ныне как фуникулер. Он зачастую используется на популярных туристических объектах, а иногда и как городской транспорт в местности с горным рельефом. На части лыжных курортов от них отказались, но кое-где подобные раритеты действуют и по сей день. Например, в Цель-ам-Зее до вершины «трехтысячника» Кицштайнхорн ходит монорельсовый вагон. Несмотря на достаточно печальную известность (в 2000г там произошел сильный пожар), подъемник сейчас загружен «под завязку». А построенный в 1931г в швейцарских Альпах фуникулер «Парсеннбан» дал толчок к развитию не только зоны катания Парсенн, но и Давоса, как курорта с мировой известностью.

Городок Цель-ам-Зее на берегу озера Целлер и обширнейшие поля лыжных трасс вокруг

Еще одним вариантом, спроектированным в Германии, были лифты. В горе прорубалась шахта до вершины, и там устанавливался обычный лифт. Однако, как можно понять, проект оказался слишком дорогостоящим и трудоемким делом и от него отказались. В настоящее время иногда применяют наружные лифты - их могут установить для трассы, ограниченной с одной из сторон отвесным склоном. Однако высота подъема таким лифтом не превышает 200-250м.
Наиболее же популярным, постоянно совершенствующимся типом подъемников в горах стали подвесные канатные дороги. Первая подобная дорога была открыта в США в 1935г. Они обеспечивают разумное соотношение между стоимостью строительства, безопасностью эксплуатации и главное - способностью достаточно быстро переместить вверх по склону всех желающих прокатиться. А их может быть немало: за один час на том же Кронплаце «откатывается» до 70 тыс спусков!

Промежуточная станция подъемника "Большой тройки" Зёльдена - 3 пиков трехтысячников

Все канатные дороги принято делить на маятниковые, гондольные и кресельные.
Маятниковые, как понятно из названия, состоят из двух вагончиков-маятников на противоположных концах линии. Вагончики загружаются и одновременно стартуют друг навстречу другу, одновременно достигают конечных станций, где останавливаются для посадки-высадки, а затем также синхронно стартуют обратно. Несмотря на самую большую среди канатных дорог скорость движения (до 20 м/с) и способность загрузить в вагон до 300 человек, производительность маятниковых дорог все-таки невелика. Иногда чтобы уменьшить пассажирам время ожидания вагона или в случае сложного рельефа, трассу разбивают на две половины промежуточной станцией - тогда на трос можно закрепить 4 кабинки. Кстати дорога такого типа функционирует у нас в Крыму на горе Ай-Петри.

Пока поднимаешься на креселке, успеваешь не только отдышаться, но еще и немного поснимать окрестности

Гондольные (кабинные) и кресельные подъемники считаются на лыжных курортах самыми популярными. В последних прямо над склоном на тросе движется открытое одно- или многоместное кресло. Максимальная вместительность кресел подобных дорог – 10 человек, но наиболее популярны 4-6 местные подъемники. Иногда в конструкции кресла предусмотрен прозрачный пластиковый колпак, прикрывающий пассажиров от ветра и снега. За внешнее сходство такие модели называют «хлебницами».

Оранжевый мир - вид из "хлебницы"

В хорошую погоду сидеть на креселке, дышать морозным воздухом и разглядывать заснеженные пейзажи и макушки елей, проплывающие внизу на высоте 8-10 метров - милое дело (конечно, при условии отсутствия у вас боязни высоты). А вот в снег, да и просто при морозце в -12 -15 -25С 10-минутная поездка в кресле превращает лыжника в заледеневшую сосульку. Зато здесь не надо при каждом подъеме отстегивать и снимать лыжи. Но надо ухитриться правильно вкатиться на посадочную станцию и, что самое главное - на выходе успеть встать с кресла и отъехать в сторону, пока снизу не подкатила новая волна лыжников.

Одна из новейших (2012г) линий подъемников Лейтнер на курорте Кронплац (Италия)

На самую же большую пропускную способность и максимум комфорта рассчитаны кабинные подъемники. Они способны с удобством перевозить до 10 человек. Посадка путешественников осуществляется в пешем порядке; предварительно отстегнутые лыжи надо «воткнуть» в специальные стойки на дверцах. Внутри кабины мягкие, зачастую подогреваемые, сиденья, прекрасный круговой обзор, позволяющий делать вполне сносную фото-видео-съемку окрестностей, а сейчас даже доступный беспроводной интернет (надо же по пути чем-то заняться – ехать придется километра 3-4!).

Вот это всё работает на высоте 2275 метров. В снег, ветер и ощутимый мороз!

Как это всё строится и работает. Первым делом на выбранном склоне вырубают просеку, определяют и расчищают место под опоры. Затем начинается непосредственно стройка: ставятся здания верхней и нижней станций, а между ними закрепляют башни опор. Высота опор конечно зависит от рельефа, но в среднем это от 5 до 45 метров нержавеющего металла. Особое внимание и точный расчет требуется при монтаже верхних опор, стоящих на гребне склона – отсюда кабинки «падают» вниз после непродолжительного движения по горизонтали, резко увеличивая скорость и соответственно – нагрузку на элементы конструкции.

Сами опоры снабжены рядом колес-роликов, которые работают ведомыми «под руководством» основных барабанов двух станций – вот там-то и происходит настоящая работа. Огромный барабан на зубчатой передаче тянет многожильный стальной трос.

Нижняя станция подъемника - гондола прибыла "на парковку"

Диаметр троса может достигать 60 и более мм и к нему предъявляются особые требования - ведь помимо собственной нагрузки ему предстоит нести на себе до сотни груженых кабин. Трос состоит из плетеных стальных волокон и жесткого сердечника, что обеспечивает минимальное его растяжение в процессе эксплуатации. Ведущим производителем канатов для подъемников является известная компания «Арселор Миттал», которая гордится тем, что произведенные ею тросы работают на некоторых объектах с 1985г.

Да и компании, эксплуатирующие подъемники, не упустят случая похвастаться надежностью используемых технологий: в Кронплаце на каждом подъемнике можно увидеть «контрольный срез» установленного на канатке троса с его основными характеристиками. Кстати вес 1 км такого троса может достигать 10-12т, представьте, какую тягу должен развивать электродвигатель, вращающий барабаны с тросом с подвешенными кабинами.
Кабины на металлических подвесках неподвижно закрепляются на тросе с помощью зажимов и перемещаются вдоль склона со скоростью до 6 м\с.

Чтобы пассажиры успели безопасно выйти и забрать свою амуницию из лыжных стоек, на станциях скорость движения кабин замедляется до приемлемых 1-1,2 м\с. Это реализовано с помощью конвейера из колес на входе и на выходе из станции. Кабина на тросе влетает на станцию, по направляющим рельсам переходит к колёсной системе, попутно зацепляя специальный рычаг, который медленно отжимает крепление кабины к тросу – и вот уже трос скользит с прежней скоростью отдельно, а кабина перекатывается по колесному конвейеру, где каждое следующее колесо с помощью шкивов и ременной передачи вращается медленнее предыдущего.

Расстояние до переднего вагончика сокращается просто на глазах!

Когда скорость становится безопасной, специальный датчик запускает гидравлический привод дверей – добро пожаловать на выход. Аналогичная система работает на выезде со станции, только она постепенно «разгоняет» кабинку до скорости троса. У находящегося в кабине пассажира в момент «парковки» возникает непреодолимое ощущение, что его кабинка сейчас смачно припечатается как раз в хвост почему-то затормозившегося переднего вагончика.

Просим пассажиров приготовиться к выходу. Не забывайте своих вещей!

Но в последний момент его собственная гондола тоже начинает тормозить и, когда между кабинами остаются какие-то дециметры, постепенно уравнивается скоростью со впередиидущим «составом». На самом деле специальные датчики отслеживают расстояние между кабинами, плотность захвата троса зажимом и даже открытие/закрытие дверей.

Контроль зацепления кабины на трос и камеры видеонаблюдения на выходе гондолы со станции

Вся информация передается на пульт управления (обычно он расположен на верхней станции), а последние конструкции подъемников от таких «китов» индустрии как «Leitner AG» или «Doppelmayr» через модем могут передавать данные о своей работе непосредственно производителю подъемников.

Сигнальными датчиками оборудованы также и опоры. В «ключевых точках» ставится ветровая система, предупреждающая обслуживающий персонал станций и одновременно снижающая скорость движения кабин. Для предотвращения соскакивания каната с роликов, на каждой опоре есть датчики, фиксирующие эту ситуацию, и ловушки рядом с роликами, которые не дадут тросу упасть.

Пока мы отдыхаем, персонал и оборудование станций трудятся до седьмого пота!

Кроме того, с целью проверки надежности работы и безопасности эксплуатации горнолыжных подъемников его персонал проводит постоянные проверки и тестирования как отдельных элементов и узлов, так и канатной дороги в целом. Но не стоит думать, что полная автоматизация сводит работу на станциях только к наблюдению за лампочками и датчиками на пульте и нажиманию кнопочек. Одетые в костюмы с фирменной символикой лыжного курорта парни загорелы под горным солнцем до черноты: посбивать сосульки и лёд, намерзший от тысяч ног и лыж, расставить сигнальные флажки на временно закрытых частях трасс, помочь на посадке или высадке нерасторопному криворукому «чайнику», а в снегопад старательно и безостановочно расчищать снег между рельсами и на посадочных площадках.

Всё для удобства, всё для того чтобы приехавшему «на отдых» лыжнику за день можно было откатать не 3 спуска в общей сложности, а наездить до полусотни «вертикальных километров» и на слегка подрагивающих ногах уползти в свой отель перевести дух или продолжить горнолыжные безобразия в зоне «апре-ски».

Полные ТТХ каждого из подъемников вывешены на всеобщее обозрение: длина 4343м, перепад высот 803м, скорость движения 6м\с, продуктивность перевозок - 3200 человек в час

Пропускной турникет для предъявления ски-пассов

Кстати. Раз уж речь зашла о подъемниках, нельзя не упомянуть пропускную систему – так называемые «ски-пассы». Это магнитные или чиповые карточки, которые являются пропуском на любой подъемник склона неограниченное количество раз в течение дня. Дополнительным бонусом за купленный ски-пасс обычно является пользование транспортом в зоне катания (обычно это внутригородские автобусы или междугородные, в случае когда зона охватывает несколько рядом расположенных курортов).

Ну вот, теперь Скилайн и меня посчитал!

Принцип действия прост донельзя: пасс даже не нужно держать в руках – просветка сканером идет прямо через нарукавный карман, которыми стандартно снабжены все горнолыжные куртки. Но что интересно, при каждом «чеке» проверяется не только срок действия пропуска, но и масса другой информации о перемещениях ее владельца вдоль горнолыжных трасс. Все эти данные попадают в общую международную базу данных лыжных курортов. Она называется Skiline (http://www.skiline.cc). Зарегистрировавшись там (регистрация предусматривает только имя и е-мэйл для связи) и введя номер своего ски-пасса можно получить исчерпывающую информацию о проведенном лыжном дне: на каких склонах был, сколько раз поднялся, сколько спустился, какими подъемниками, сколько времени затратил на каждый спуск и подъем. Накопительная статистика за день рассчитает даже ваш личный рейтинг среди всех лыжников зоны катания, а общий километраж ведет учет, сколько всего километров проехано лыжеманьяками. И я вам скажу, цифры на счетчике Скилайна мелькают с ошеломительной быстротой. Смотрю вот на страничку Скилайна и думаю: а почему я до сих пор еще сижу здесь, за компьютером?!

Современные горнолыжные курорты, да и просто популярные места катания на горных лыжах и сноуборде, невозможно представить без специальных подъёмников, предназначенных для подъёма верх по склону горнолыжников и сноубордистов к месту начала спуска.

Подъемники встречаются самых разных типов, отличаются скоростью и способом подъема, но все подъёмники можно разделить на два основных класса:

  • воздушные - с помощью которых осуществляется подъём людей в кабинах или креслах, подвешенных к тросу, с отрывом от земной поверхности;
  • наземные - с помощью которых осуществляется подъём людей без отрыва от земной поверхности.

1. Наземные подъёмники

Бугельные подъёмники.

Первоначально бугельным подъёмниками называли ныне устаревший, но ещё встречающийся в , тип подъёмника, где с помощью специального бугеля - скобы и брезентового (это лучший вариант) троса горнолыжники цеплялись к голому тросу подъёмника.

Сейчас более распространён другой тип подъёмника-буксира, который представляет собой непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки или Т-образные перекладины. Тарелкообразные бугели, или по англоязычной классификации подъемники системы Пома, представляют собой трос с закрепленным на нем шестом, на конце которого находится тарелка. Понятно, что тарелки предназначена для размещения между ног и таким образом происходит буксировка на вершину горы.


Чтобы воспользоваться подъемником такого типа, следует палки взять в руку, которая дальше от шеста. Как только шест приблизился, нужно свободной рукой подвести его между ног и зафиксировать положение тарелкой, ни в коем случае не садясь в нее . Лыжи, при этом, ставятся параллельно и достаточно широко друг от друга. Достигнув места высадки, бугель отпускают и уходят от подъемника.

В основу Т-образного бугеля положен вышеописанный принцип: горнолыжник буксируется вверх за счет движения троса. Основное отличие этого подъемника заключается в том, что одновременно может перемещаться 2 человека. Горнолыжники становятся попарно, между ними пропускается шест, а перекладина устанавливается ниже спины. Во время подъема нужно следить, чтобы лыжи находились параллельно. И ещё. При использовании подъёмников такого типа постарайтесь найти партнёра примерно вашего веса. Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу.

Единственный в области подъёмник такого типа расположен

Ленточный подъемник

Этот тип подъемников также относится к классу наземных, к тому же, он не имеет опор. Движущаяся лента (гибкая дорожка) используется на детских трассах, а также, в развлекательных центрах при небольшом уклоне. В Германии сооружена самая длинная в мире движущаяся дорожка протяженностью 243 метра.

«Беби-лифт»

Иногда на некрутых, недлинных склонах используются движущиеся канаты (тросы). Буксировочный трос движется на высоте около одного метра от поверхности склона.Подъём производится захватом руками этого каната на лыжах аналогично бугельному подъёмнику. На данных подъёмниках не используют промежуточные опоры. Процесс буксирования происходит либо от прямого захвата троса руками лыжников, либо за специальный крючок. Это обуславливает небольшую скорость движения троса и незначительную длину данного типа канатных дорог. Ещё одним недостатком такого подъёмника является то, что нужны дополнительные усилия для того, чтобы удержаться за канат в процессе движения.

2. Воздушные подъёмники

Подъёмники кресельного типа.

Современный, удобный и скоростной тип горнолыжных подъёмников. Люди располагаются в креслах, закрепленных на тросах, и перемещаются по воздуху. Кресла могут быть одно-, двух-, трех-, четырех-, шести- и 8-местными. Подъем – одно удовольствие: он не требует усилий и предоставляют возможность несколько минут отдохнуть и насладиться пейзажем.

Пользоваться таким подъемником достаточно просто. Посадка и высадка горнолыжников происходит при замедленном движении кресел. При посадке следите за приближающимся креслом и как только сиденье подъедет и коснётся вас — возьмитесь за стойку кресла, садитесь и опускайте страховочную перегородку. Вот и все!

И ещё один совет. Если мы начинающий, то на креслах большой вместимости лучше предупреждать о своей неопытности соседей и занимать крайние места.

Этот тип подъемников подразделяются на одно- и двусторонние (маятниковые).

Односторонние подъемники перемещают кабины в одну сторону и относятся к одноканатным кольцевым дорогам непрерывного движения. Перед посадочной платформой движение кабин специально замедляется. Оборудованные кабинами на два - четыре человека и более, эти дороги, так же как и кресельные, имеют достаточно высокую производительность благодаря высокой скорости. Да и пользоваться ими достаточно просто, здесь и описывать особо нечего.

Подъёмники маятникового типа имеют две ветки, по которым осуществляют встречное движение двух кабин вместимость иногда и более 100 человек. Для посадки и высадки туристов необходимы большие посадочные нижние и верхние станции с мощными механизмами, прочными промежуточными пролетами.

К плюсам использования маятниковых подъёмников можно отнести меньшую зависимость от рельефа местности и сравнительно быструю доставку пассажиров на большие расстояния. К неудобству: необходимость снимать лыжи/сноуборды и длинные переходы по лестницам и коридорам посадочных станций.

Новички часто испытывают некоторые трудности, им кажется, что пользоваться подъемниками сложно. Однако, несколько раз совершив подъем, большинство без проблем осваивает эти нехитрые премудрости.

Genius - это название нижней приводной станции с накопителем бугелей для подъемников типа Н (Vectris) с отцепляющимися бугелями. Скорость этих подъемников до 4 м/с, производительность до 900 чел/час, бугеля штанговые одноместные. Станция "Genius" имеет модельный ряд в зависимости от количества размещаемых бугелей, от 40 до 210 шт. Верхняя станция может быть или с грузовой или с гидравлической натяжкой и иметь систему LSP.

Эти дороги рационально использовать при длинах более 600 м, при этом лыжник будет тратить меньше времени на подъем по сравнению с подъемниками, оснащенными фиксированными бугелями, скорость которых не превышает 2,5 м/с. В тоже время дорога типа Н экономична, так как на трассе столько бугелей, сколько лыжников участвует в подъеме. Остальные бугеля при этом находятся в накопителе.

Общее описание.

Канатный лыжный подъемник с отделяемыми бугелями представлен восемью моделями: Н.10, Н.40, Н.60, Н.100-2, Н.100-3, Н.180, Н.210. В этих моделях бугеля приводятся в движение за счет непрерывного кругового движения троса. Бугеля хранятся в подвешенном состоянии на терминале отправления и по мере необходимости поступают на трос. Моторный блок вместе с бугельным кронштейном располагается внизу трассы, в то время как буксировочный механизм располагается наверху трассы.

В некоторых моделях моторный блок может располагаться наверху трассы. В этом случае кронштейн с бугелями независим и может устанавливаться на одной или двух опорах у терминала отправления. Такой тип подъемника разрабатывается и создается на заказ и имеет название модель Е.

Электрооборудование.

Все электрооборудование находится в специальном шкафу, расположенном в кабине оператора, либо устанавливается на опоре у подъемника типа Н.10. Оборудование предназначается для работы, остановки и организации безопасности лыжного подъемника. В состав этого оборудования включается: сигнальная панель и пульт управления, а также пусковой реостат для медленного запуска электромотора, если такой имеется.

Кнопка "Ведутся работы" на пульте управления обеспечивает безопасность обслуживающему персоналу, работающему на каком-либо участке подъемника. Нажав эту кнопку персонал может вести требуемые работы, добравшись на работающем подъемнике до нужного участка. Добравшись до требуемого участка работы обслуживающий персонал останавливает подъемник и уже никто из посторонних не сможет запустить его.

Подъемники бывают разные. С кабинами с прозрачным дном, поднимающие вас на огромную высоту, такую, что захватывает дух. Или сверхбыстрые, которые поднимут вас на вершину горы за считанные минуты. 11 самых невероятных горнолыжных подъемников в мире.

11 ФОТО

Огромный проект по созданию крупнейшего туристического центра на юге России, стартовавший в 2010 году. Включает в себя несколько зон для катания на лыжах. Строительство подъемника началось в начале этого года. Верхняя секция расположена на высоте 3847 метров на склоне горы Эльбрус. Это выше, чем знаменитая канатная дорога Эгюий-дю-Миди в Шамони, Франция. Запуск подъемника планируется к началу горнолыжного сезона 2016 года. Добраться в Приэльбрусье, где находится курорт, можно на самолете или автобусе через Нальчик или Минеральные воды. Достаточно лишь купить билеты, например, на сайте Басфор .


Канатная дорога связывает курорты курорты Ла Плань и Лез Арк. Путешествие займет около четырех минут, а высота составляет 380 метров.

Это один из немногих сохранившихся одноместных подъемников. Построен он был в 1948 году, а в 2007 полностью реконструирован. Несмотря на возраст, подъемник остается одним из самых популярных.


Это двухступенчатый канатный подъемник начинает свой путь с высоты 1035 метров до 3842 метров на гору Монблан. Поездка занимает около 20 минут. На вершине вас ждет легендарная лыжная трасса Белая долина.


Кабина подъемника вращается на 360 градусов радуя своих пассажиров панорамным видом на горы и отвесные скалы. Подъемник стартует с высоты 2430 метров и доставляет к Кляйн Титлиса (3020 метров) за пять минут.


Эти красочные кабины поднимут вас на высоту 3200 метров на вершину горы Meije. Время подъема – около получаса. А начинает свой путь подъемник с высоты 1450 метров.


На постройку подъемника ушло почти два года. Подъемник Peak 2 Peak соединяет горы Уистлер и Блэккомб в Канаде. Подъем происходит на высоте 436 метров над землей. Кабинки имеют стеклянное дно, откуда открывается вид на долину.


8. Leissieres Express, Валь д’Изер, Франция.

Этот подъемник часто называют американскими горками. Подъем происходит очень быстро и по довольно крутой траектории.


Этот подъемник еще называют рогаткой, так как подъемник не имеет кабины, а конструкция представляет каркас для перемещения пяти человек.


В последние десятилетия горнолыжные подъемники становились все быстрее, все удобнее и могли вмещать все больше и больше людей. Самый первый в мире горнолыжный подъемник был пущен в далеком 1908 году в немецком Шварцвальде. Он представлял собой пародию на нынешние. Лыжник должен был специальными щипцами держаться за трос, при этом ехал он не на лыжах, а на специальных санях. В привычном нам виде горнолыжный подъемник появился лишь в 1934 году.

За более чем 100 лет технологическая сторона этого транспортного средства значительно улучшилась.

Такие компании, как Doppelmayr, строят подъемники, способные переносить огромные тяжести, парящие очень высоко над землей и не требующие столько опор, как раньше. Один из них, построенный для Олимпиады в Сочи, может перевозить как автомобили, так и людей. Некоторые курорты придумали совершенно неожиданные вещи с подъемниками.

Revolving Lifts / Вращающиеся (револьверные) подъемники

Вращающиеся подъемники вращаются по мере подъема по склону, а пассажиры получают полную 360-градусную панораму, не вращая при этом головой. Два вращающихся лифта в Швейцарии - Rotair и Stuckli Rondo - имеют круглые каюты.

Titlis Rotair, Энгельберг - Швейцария \ Titlis Rotair, Engelberg - Switzerland

Фото: TVB Engelberg / Swiss-image.ch.

Titlis Rotair в Энгельберге - первая вращающаяся канатка в мире. Кабина совершает полный оборот за 5 минут, во время подъема от средней станции до вершины горы (3020 м). Новые кабины были смонтированы зимой 2014-15.


Stuckli Rondo , еще один пионер среди вращающихся подъемников, построен компанией Doppelmayr и имеет 18 восьмиместных кают.


Он поднимает пассажиров примерно за шесть минут от крошечной швейцарской деревни на высоте 800 метров над уровнем моря до Мостельберга (Mostelberg) на высоте 1200 метров.

Романтические кабины

Самые необычные в мире лыжные подъемники: Cuddle Cabin \ ФОТО: Горнолыжный курорт Гштаад

Ряд курортов вовремя увидели возможность использования кабины подъемника для романтических встреч. Подъемник, который обслуживает самую высокую вершину Баварского леса в Германии, имеет специальную "Cuddle Cabin" с тонированными стеклами и кожаными сиденьями.


Хотя в салоне официально помещаются шесть человек, обычно этой кабинкой для четырехминутного подъема пользуются парочки.

В Гштааде пары могут арендовать кабину подъемника, украшенную цветами и украшениями, в день своей свадьбы. Сама брачная церемония проводится в горном ресторане на верхней станции.

Двухэтажный подъемник

Самые необычные в мире лыжные подъемники: двухэтажный канатный подъемник \ ФОТО: Парадиски

Более десяти лет назад два из крупнейших в мире горнолыжных курортов - Ле-Арк и Ла-Плань во Франции - были соединены между собой Вануаз-Экспрессом (Vanoise Express). Каждое двухэтажное купе способно выдержать 200 пассажиров, перемещаясь почти на 1000 вертикальных футов над дном долины.


Сегодня Vanoise Express является самой крупной инженерной достопримечательностью в своем роде.

В 10-летний юбилей кабину покрасили в стиле авангард, а также по кабелю между двумя кабинами прошелся канатоходец.

Частный фуникулер

Самые необычные в мире лыжные подъемники: Частный фуникулярный лифт \ ФОТО: Tschuggen Grand Hotel


Один из самых крутых горнолыжных подъемников в мире - это частный фуникулер. Такой подъемник соединяет замечательный Tschuggen Grand Hotel в Арозе (Швейцария) с местными горнолыжными склонами, расположенными примерно в полумиле от отеля.

Гости отеля пользуются электронным ключом, который вызывает двухкабинный мини-поезд на нижнюю или верхнюю станции. Крыша каждой кабины открывается, как спортивный автомобиль. Картина - а`ля Джеймс Бонд.

Зимой 2014 года Tschuggen Grand открыла еще один подъемник, соединивший склоны курорта с курортами его более крупного соседа - Ленцерхайде, создав огромный лыжный регион в 225 км.

Кресельный подъемник Porsche

ФОТО: Кресельная канатная дорога Porsche

Высокоскоростные комфортные кресельные подъемники с подогреваемыми кожаными сиденьями стали обычным делом в Альпах. В 2012 году ведущий швейцарский курорт Лаакс решил выделиться из "толпы" и заказал знаменитому автомобильному концерну Porsche дизайн кресельной канатной дороги.

Результатом стала креселка, которая не только выглядит очень круто, но и имеет «кресло для хорошего самочувствия». Его можно установить в «Панорамный режим», наклонив на 45 градусов в сторону и получив великолепный обзор. Подъемник также супер-экологичен - сиденья обогреваются солнечной энергией.

Открытый подъемник

Самые необычные в мире лыжные подъемники: открытый подъемник \ ФОТО: Ледник Дахштайн

В 2013 году появились несколько открытых вагонов в Австрии и Швейцарии, включая впечатляющий новый подъемник на леднике Дахштайн в Австрии, предлагающем круглогодичное катание.

На верхней и нижней станциях были построены специальные платформы для доступа тех, кто хочет кататься на открытом воздухе, на крышу, поскольку она находится высоко над землей.

Подъемник - Сауна

Вы когда-нибудь ездили на гору в битком набитой кабине подъемника с мыслью: «Здесь как в сауне!» На финском курорте Юлляс в Лапландии умные финны превратили кабину подъемника в настоящую сауну с деревянной обшивкой. Здесь можно попариться на высоте 718 м над уровнем моря, кабина вмещает до 3 человек.

Люксовые кабины \ Luxury Gondola - Yabuli, China


В 2009 самый большой китайский горнолыжный курорт Yabuli запустил подъемник с VIP-кабинами, с отделкой полированным деревом, с кожаными сиденьями, мини-баром, подсветкой салона и стереосистемой BOSE.

Кабина БМВ \ BMW Gondola Cabin - Hochzillertal, Austria

Горнолыжная зона Хохциллерталь в австрийском Тироле превратила одну из кабин подъемника в интерьер лимузина BMW 7-й серии. В кабине - коричневые кожаные сиденья имеют функции массажа и обогрева, мультимедийная система и, пожалуй, самое главное - держатель для шампанского. Проезд в каюте BMW составляет 25 евро на человека для гостей, проживающих в аффилированных отелях, или 75 евро на всех остальных. В эту сумму включен ски-пасс и обед.

Подъемники со стеклянным полом \ Glass-Floored Gondolas - Kitzbühel, Whistler, and Taipei

Подъемники в Китцбюэле, Уистлере и Тайбэе имеют кабины со стеклянными полами, которые чередуются с обычными, непрозрачными. На самой высокой точке Китцбюэля кабина подъемника 3-S-Bahn достигает высоты 400 м выше дна долины. В Уистлере эта высота больше на 436 м. Но никого не пугает высота! В 2010 году, когда на подъемнике Maokong Gondola в Taipei (Гонконг) появились 30 кабин со стеклопакетами в полу, количество пассажиров удвоилось! Этот фуникулер Maokong соединяет южный пригород Muzha Тайбэя и горную область Maokong.

Теперь посмотрим на отдельные необычные экземпляры.

Skyway Monte Bianco, Курмайор - Италия


Подъемник Мон-Блан Скайвей, построенный в 2015 году над Курмайором, заменил старую канатную дорогу. Новый трехступенчатый подъемник построен в основном из стали и стекла, с вращающимися сферическими стеклянными кабинами, предлагающими лыжникам панорамный вид.

В Pointe Helbronner (3452 м) путешественников ждет круглая терраса диаметром 14 метров, с которой открывается 360-градусная панорама на пик Монблан (4810 м), на Зуб Великана и Белую Долину.

Рока Джек, Портильо - Чили \ Roca Jack, Portillo - Chile

Четыре знаменитых чилийских подъемника Va et Vient («Come and Go») доставляют туристов на крутые склоны, предрасположенные к лавинам. После лавины просто выкапываются провода, прессуются обломки, и подъемник снова готов к работе.


Самый большой - Roca Jack - представляет собой пятиместный бугель или гигантскую швабру на пятерых, которая движется со скоростью 17 миль в час! Курорт Портильо в Чили известен своим внетрассовым катанием, а также тем, что продает в день только 450 скипассов - столько гостевых мест есть на курорте.

Гальцигбан, Санкт-Антон - Австрия \ Galzigbahn, St Anton - Austria

Гальцигбан. Фотография: Doppelmayr.

Подъемник Funitel Galzigbahn в Санкт-Антоне немного похож на колесо обозрения. Вы входите в одну из 28 кабин на первом этаже, а затем колесо проворачивается и вы оказываетесь наверху. Здание подъемника освещается ночью и больше походит на художественную галерею авангарда, чем на станцию фуникулера.

Гондола, Гульмарг - Индия \ Gulmarg - India


Гульмарг - небольшой изолированный холм-поселок в северо-индийском штате Джамму и Кашмир на западной оконечности Гималаев и в 35 милях от Сринагара, столицы штата. Этот район находится вблизи спорной пакистано-индийской границы, поэтому там постоянное присутствие военных.

Гульмарг известен своим подъемником, который на момент установки, в 2005 году, был самым высоким в мире. Он поднимал лыжников на высоту почти 4000 м и предлагал более 2200 м вертикального спуска, с видами на пик К2.

Peak2Peak, Уистлер - Канада \ Peak2Peak, Whistler - Canada

Peak2Peak. Фотография: Doppelmayr.

Кабины подъемника, соединяющего горы Уистлера и Блэккомба в Британской Колумбии, проходят почти две мили без поддержки кабеля .


Две из них имеют стеклянное дно, через которое открывается захватывающий вид с высоты 436 м на дно долины.

Кресельный подъемник Hirafu, Нисеко - Япония \ Hirafu Peak Chair-Lift, Niseko - Japan

Несмотря на повальную модернизацию, в мире существует довольно много одиночных кресельных подъемников. Большинство из них в Японии, Восточной Европе и Германии. Один из самых старых - подъемник в японском Нисеко, не имеющий штанги безопасности и никакой поддержки.

Катание на лыжах на самом северном острове Японии Хоккайдо отличается от всего, что вы когда-либо испытывали. Там катаются на лыжах через бамбуковые стенды, едят лапшу и суши в горных ресторанах и купаются после катания на лыжах. Курорт является одним из самых снежных в мире. Средний сезонный уровень снега - 15,11 метра. Кажется, что снегопады зимой идут ежедневно. Японцы в основном катаются по трассам, оставляя нетронутым бездонный пухляк.

Эгюий дю Миди, Шамони - Франция \ l’Aiguille du Midi, Chamonix - France


Auguille du Midi

Канатная дорога из двух очередей в Шамони, построенная в 1955 году, на протяжении 20 лет считалась самой высокой в мире. До сих она - на первом месте по перепаду высот между нижней (1035 метров) и верхней (3842 метра) станцией подъёма.


Высоту более 2800 метров кабина преодолевает за 20 минут. 20-минутная поездка на двух канатках включает подъем крутизной 80 градусов. В конце вам открываются виды из Франции в Италию и Швейцарию.


С верхней станции начинаются внетрассовые спуски, в том числе знаменитая Валле Бланш - Белая Долина. К началу этого спуска необходимо спуститься пешком по острому скальному гребню.