Подвижная игра снайперы для детей. Хороводная игра «В Армии служат разные войска»

Игра в снайпера является разновидностью обычных «вышибал». Все различия заключаются в расстановке игроков и количестве играющих (чем больше человек играют «в снайпера», тем лучше).

Перед началом игры ее участники делятся на две команды. В каждой команде выбирают одного «снайпера», остальные становятся рядовыми игроками. Снайперы встают за линией поля, обычные игроки – на площадке.

Во время игры «снайпер» бросает мяч своим игрокам, стараясь при этом выбить какого-нибудь игрока второй команды. Игрок первой команды, поймав мяч, перебрасывает его своему «снайперу», одновременно стараясь попасть в игрока второй команды.

Если игрока выбивают, то он переходит за линию площадки, чтобы дальше помогать своему «снайперу». Запрещается ловить мяч «от земли» - это карается выбытием с игровой площадки.

К концу игры большинство игроков оказываются рядом со своим «снайпером» за линией площадки, а оставшиеся попадают буквально под расстрел. Побеждает тот, кто сумел продержаться «под шквальным огнем» дольше остальных.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.2. Содержание и правила игры «Снайпер»

II . ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ИГРЕ «СНАЙПЕР»

2.4. Жесты судей, применяемые во время игры «Снайпер»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

4

5

5

7

15

20

20

21

27

32

35

ПРЕДИСЛОВИЕ

К числу потребностей человека, обусловленных природой, относится потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность получения внешней информации. Оснащенная положительной эмоциональной окраской, эта потребность выливается у детей в игру, позволяющую лучше познать себя и окружающий мир. Играя, дети и подростки приобретают не только физическую закалку, но и развивают волю и организованность, воспитывают чувство товарищества, коллективизма. Следует особо сказать о значении игры как средства не только физического, но также умственного и нравственного воспитания. В игре каждый познает радость и удовлетворение от преодоления препятствий, трудностей, а также открывает для себя свои слабые стороны и наглядно может убедиться в преимуществах дружных общих усилий. Мнение товарищей по игре оказывает большое влияние на поведение каждого игрока.

Интерес человека к игровой деятельности постоянен. Однако условия жизни и воспитания существенно влияют на характер игр. Вот почему игры от поколения к поколению приходят в видоизмененном виде. Могут измениться правила, но сама игра не исчезнет, как не может исчезнуть детство и юность, как не может уйти от человека извечная потребность к самосовершенствованию и познанию.

В нашем методическом пособии мы будем рассказывать о широко известной игре «Снайпер». Эта игра достаточно популярна в школах и загородных детских оздоровительных лагерях. Однако правила, которые используют для проведения этой игры, зачастую не совпадают с настоящими правилами. Это происходит потому, что игру «Снайпер» часто путают с еще одной известной подвижной игрой, которую можно найти в учебниках по подвижным играм и других литературных источниках, «Перестрелка».

I . ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ «СНАЙПЕР»

1.1. Из истории игры «Снайпер»

Тому, кто будет разучивать игру «Снайпер», было бы интересно знать, что распространилась она из «Артека», куда ее привез вожатый из Ленинграда Юрий Юркан. Летом 1946 года вместе с инструктором по спорту Геннадием Ишкиным они подготовили и провели первую спартакиаду среди старших мальчиков. В 1947 году была проведена спартакиада среди девочек лагерей «Суук-Су» (ныне «Лазурный») и «Колхозная молодежь» (ныне «Кипарисный»). На протяжении всех последующих лет уточнялись и совершенствовались правила игры. С 1956 года игра «Снайпер» вошла в программу спартакиад «Артека». 23 сентября 1961 года на костровой «Морского» лагеря впервые разыгрался Кубок космонавтов по «Снайперу». На этих соревнованиях присутствовали гости «Артека», космонавты Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов. С этого времени Кубок космонавтов по «Снайперу» разыгрывается среди детей ежегодно (фото 1).

В 2004 году эта игра получила еще одно название «АРТБОЛ» (артековский мяч). Его придумали дети из североосетинского города Беслан.

Игра «Снайпер» и сегодня является одной из любимых подвижных игр детей разного возраста. Она вырабатывает у ребят ловкость, меткость, быстроту реакции, требует отличного владения своим телом, быстрого мышления и ориентирования в любой трудной ситуации.

«Снайпер» - весьма эмоциональное средство физического воспитания, а значит, и эффективнейшее средство сохранения и укрепления здоровья. Она зрелищна, так как идет быстрая смена действия игроков, коллективна, где каждый игрок – это часть команды, от которой требуется полная отдача сил, строгая игровая дисциплина, каждому предназначена своя роль, не исключающая, а наоборот, подразумевающая импровизацию в зависимости от индивидуальных способностей.

Суть рассматриваемых далее правил состоит в том, чтобы дать возможность хорошо усвоить игру, показать свое мастерство, не нанося при этом травм игрокам другой команды. Инструкторы по спорту, судьи и вожатые должны упорно работать над знанием и пониманием правил, что и будет содействовать дальнейшему развитию игры «Снайпер». Судейское чутье и гибкость в руководстве игрой приведет к большой красоте и зрелищности.

Фото 1. Ю.А. Гагарин с первыми победителями Кубка космонавтов

1.2. C одержание и правила игры «Снайпер»

В игру «Снайпер» играют двумя командами по 10 человек в каждой. Для игры требуется волейбольный мяч, свисток и ровная площадка размером 18×9 метров, которая разделяется средней линией на две площадки (можно использовать для этого волейбольную площадку, предварительно сняв сетку) (рис. 1).

2 2

Игроки команды №1 Игроки команды №2


к2к1 к1

1 1

Рис. 1 Расположение игроков и судей на площадке.

Игроки команды №2. – игроки команды №1.

к2 – капитан команды №2. к1 – капитан команды №1.

- 1, 2 - судьи. - 1, 2 - судьи на линии.

Цель противоборствующих команд заключается в том, чтобы «выбить» как можно быстрее всех игроков на площадке противоположной команды.

Основная задача игроков команды состоит в том, чтобы при каждой атаке попасть в игрока мячом противоположной команды или выполнить точную передачу (пас) мяча своим игрокам, находящимся на площадке или линии капитана.

Контроль мяча осуществляется только руками, разрешается его бросать, ловить, перекидывать или передавать.

Команда состоит из 10 основных и 2 запасных игроков и тренера. У всех игроков должна быть единая форма. У капитана команды на левой руке должен быть отличительный знак.

Игра состоит из трех или пяти партий. Количество сыгранных партий на официальных соревнованиях обговаривается Положением. Игра может проводиться и на время (5-15 мин), в этом случае побеждает команда, которая в установленное время «выбьет» большее количество игроков противоположной команды.

Перерывы между партиями 3-5 минут.

Перерывы в партии: Каждая команда имеет право на два перерыва по 1 минуте в партии.

Замена игроков: количество производимых замен не ограничено. Заменять игроков можно только на линии капитана, в момент остановки игры или в случае травмы полевого игрока.

Начало игры:

    встреча начинается с построения и приветствия команд;

    между капитанами команд судья разыгрывает мяч и площадку;

    игра начинается с линии капитана после свистка судьи и первой перекидки капитаном команды, владеющей мячом;

    в начале игры, а также в ходе игры разрешается производить без удара три перекидки.

Действие капитана:

    после первого выбитого игрока своей команды капитан обязан зайти на площадку и продолжать игру со своими игроками;

    капитан команды, "выбитый" с поля, уходит на линию капитана на правах рядового игрока;

    в ходе игры, если на линии капитана не остается игроков, капитан команды снова занимает свое место независимо от того, «выбит» он или нет (до первого выбитого игрока своей команды);

    капитан команды также имеет право «выбивать» игроков как с линии капитана, так и с площадки;

    капитан команды обязан знать настоящие правила и руководствоваться ими;

    только капитан команды может вести разговор с судьей;

    капитан команды имеет отличительный знак.

Действие игроков:

    перед началом игры игроки, количество которых должно быть одинаковым в той или другой команде – не более 10 человек, свободно располагаются на своей стороне площадки или, как показано на рисунке 1, в три линии: 1 – линия атаки, 2- линия защиты, 3 – линия перехвата. Эти линии могут быть ломаными в ходе игры;

    во время игры в пределах своей площадки игроки могут ловить мяч в полете от игроков, от площадки, что дает право продолжать игру, а также задерживать катящийся мяч, передавать его своим игрокам для атаки (после третьей передачи следует атака);

    игрок (игроки) считается «выбитым», если мяч, коснувшись его (их), упал на площадку или за ее пределами (в этом случае после свистка и жеста судьи игрок со стороны боковых линий покидает площадку и продолжает игру на линии своего капитана);

    игрок считается "выбитым", если он, уклоняясь от удара, заступил за ограничительную линию;

    игрок, «выбивший» с капитанской линии игрока (игроков) противоположной команды, после жеста судьи сразу же возвращается на площадку со стороны боковых линий;

    игрок (игроки) считается не «выбитым», если мяч коснулся площадки, а потом игрока (в этом случае игрок остается на площадке и продолжает игру);

    если мяч коснулся игрока, а затем, не коснувшись земли, был пойман его товарищем по команде, то игрок остается на поле;

    если мяч коснулся сразу нескольких игроков и упал на поле, то все игроки уходят с поля. Если мяч пойман, то все они остаются на поле;

    "пленник" выходит на поле один независимо от количества "выбитых" им игроков;

    если на площадке остается один игрок, через каждые две минуты игры он имеет право на минутный перерыв для отдыха (время фиксируется судьей в каждой партии);

    игрок обязан знать правила игры и выполнять их.

Нарушением правил является:

    невыполнение первой перекидки капитаном команды в начале каждой партии;

    «перехват» первой перекидки игроками противоположной команды в начале каждой партии;

    выполнение четвертой перекидки игроками команд;

    заступ на ограничительные линии площадки во время игры;

    ловля мяча за пределами игровой зоны;

    вырывание мяча из рук игрока противоположной команды, находящегося возле средней или капитанской линии;

    выполнение атаки или передачи с «угла», при этом заступив за пределы боковых ограничительных линий игрока, находящегося на линии капитана;

    заступ за линию площадки игрока, поймавшего мяч при защите;

    заступ за линию площадки игрока при ловле мяча, который уже коснулся игроков после атаки противоположной команды;

    умышленное задерживание мяча во время игры.

При всех вышеуказанных нарушениях – мяч передается на линию капитана другой команды.

Нарушение правил, при которых игрок покидает площадку:

    во время игры без разрешения судьи покидает площадку;

    если игрок (игроки), уклоняясь от мяча, заступил (наступил) за линию площадки, он (они) считается «выбитым»;

    если игрок, оказавшись за пределами площадки после атаки другой команды, ловит мяч от игроков своей команды, то он и все игроки считаются «выбитыми».

Недисциплинированное поведение игроков:

    оспаривание решения судей;

    выражение недовольства словами или жестами по отношению к игрокам другой команды или судьям;

    затруднение своими действиями работы судей;

    систематическое нарушение правил игры.

За все эти нарушения игрок получает предупреждение, при котором команда наказывается потерей мяча. Если же после предупреждения игрок будет продолжать недисциплинированно вести себя, то судья удаляет его без права замены до конца партии или встречи. При этом команда не наказывается потерей мяча.

    Если на площадке остается один игрок и он удаляется судьей за грубое нарушение, то команде засчитывается поражение;

    нарушением правил также является «опасная игра» (попадание в голову с близкого расстояния), за что игрок будет нести наказание по усмотрению судьи.

Мяч считается в игре:

    когда между игроками осуществляются любые игровые действия мячом (перекидки, броски, ловля, передача) в пределах игровой зоны;

    если мяч вышел за пределы площадки, то он передается на линию того капитана, к которому ближе находится (по отношению к средней линии площадки).

Мяч вне игры:

    когда игра остановлена судьей (при нарушениях правил игры минутный перерыв, замена игроков, спорные моменты, травма игроков, технический минутный перерыв судьи);

    когда попадает на площадку посторонний предмет.

Конец игры – когда все игроки одной команды «выбиты» с площадки.

В конце каждой партии идет построение команд, судья сообщает результат, команды уходят на перерыв. После перерыва команды меняются площадками, и начинает игру команда, которая не начинала игру в первой партии. Если вторая партия закончилась со счетом 1:1, то назначается третья решающая партия, в которой снова проводится розыгрыш мяча и площадки между капитанами. В третьей партии происходит смена площадок, когда в одной из команд на площадке остается 5 человек. Если игра заканчивается при счете 2:0 или 2:1, в этом случае, после построения команд судья объявляет победителя встречи, а игроки благодарят друг друга приветствием «Физкульт-ура!» и рукопожатием.

Тренеру или ответственному за команду необходимо:

    перед началом игры провести разминку;

    знать правила игры и руководствоваться ими;

    во время остановки игры обращаться за разрешением минутного перерыва (в каждой партии два минутных перерыва);

    когда остановлена игра, через судью производить замену игроков только на линии капитана (за исключением травмы игрока, получившего ее на площадке). Замена запасными игроками и обратно – не ограничена;

    замена капитана может быть только в случае его травмы или удаления судей;

    вместе с запасными игроками находиться на специально отведенных местах на расстоянии 2 метров от площадки со стороны старшего судьи напротив своей команды (или на трибунах), при этом не мешая проведению встречи;

    подготавливать единую спортивную форму для игроков сборной команды;

    приготавливать правильно оформленные заявки и сдавать в назначенный срок судейской коллегии (виза врача должна быть напротив каждой фамилии участника соревнований);

    в конце встречи благодарить судью и представителей другой команды рукопожатием.

Действие судьи на площадке:

    перед началом игры проверяет площадку и мяч;

    приглашает команды для встречи;

    проверяет количество игроков, соответствующих положению;

    проверяет спортивную форму игроков, которая должна иметь опрятный вид (в случае отсутствия единой спортивной формы судья имеет право не допустить команду до соревнований);

    предлагает снять колющиеся предметы (булавки, значки, часы и т.п.), которые в ходе игры могут стать причиной травмы;

    осуществляет приветствие команд как в начале, так и в конце встречи (словами «физкульт-привет», «физкульт-ура»);

    проводит розыгрыш мяча и площадки с капитанами команд;

    следит за точным соблюдением правил игры, в случае нарушения останавливает игру;

    при любых нарушениях игра начинается с линии капитана;

    если игру судят двое, то они должны распределить между собой стороны площадки;

    судьи могут перемещаться во время игры и выбирать оптимальное положение для лучшего обзора нарушений правил игры;

    в случае возникновения спорного момента судья разыгрывает мяч между капитанами, как в начале игры;

    судья должен принимать во внимание действие судей на линии;

    предоставляет минутный перерыв по просьбе представителей команды, владеющей мячом, а также игрока, который остался один на площадке, через каждые две минуты игры;

    по просьбе представителей команд во время остановки игры предоставляет возможность замены игроков;

    разрешает покидать площадку игрокам по их просьбе или в случае травмы;

    в случае попадания на площадку постороннего предмета судья останавливает игру и передает мяч команде, которая владела мячом;

    если возникает «опасная игра» (когда игрок с близкого расстояния попадает в голову), то судья должен остановить игру, сделать замечание игроку, нарушившему правило, взять минутный перерыв для выяснения состояния игрока. В случае повторного явного попадания в голову судья принимает решение о наказании команды, у которой или забирает мяч, или удаляет игрока на линию капитана;

    за недисциплинированное поведение игроков судья дает предупреждение, при этом команда наказывается потерей мяча, при повторном нарушении идет удаление игрока;

    в случае нарушения правил запасными игроками, которые должны находиться на специально отведенных местах, судья останавливает встречу и просит занять свои места; если повторяется нарушение, идет предупреждение команде, и мяч отдается на линию капитана другой команде;

    за неэтичное поведение представителя команды по отношению к судьям, игрокам, представителям других команд назначается техническое предупреждение; если после предупреждения будут продолжаться нарушения, то судья имеет право удалить представителя команды на трибуны;

    по окончании каждой партии судья сообщает результат, а по окончании встречи – победителя;

    для судейства необходимо иметь спортивную форму;

    в конце партии, встречи, минутных перерывов забирает мяч;

    технические перерывы судьи не ограничены.

Для ребят младшего возраста в правила игры "Снайпер" вводятся следующие дополнения:

1. Число сыгранных партий должно быть не более трех.

2. Продолжительность одной партии - 10 минут; перерыв между партиями - 5 минут.

3. В том случае, когда на площадке остается один игрок, через каждые 2 минуты ему дается минутный перерыв для отдыха.

1.3. Методика обучения игре «Снайпер»

Как от актера, выступающего на сцене, зависит настроение публики, так и от руководителя игры, его умения «подать игру», создать настроение, объяснить игру и провести ее с занимающимися зависит очень многое, в том числе и та полезная отдача, которая предопределяется педагогической задачей. В методике обучения необходимо руководствоваться данными педагогики, в частности, принципами дидактики. Это относится к осознанному восприятию игры занимающимися, активному участию, инициативе и творчеству.

Вот почему перед тем, как начать разучивать игру, руководитель обязан продумать все до мельчайших деталей прежде, чем сообщить задачу и ход игры своим подопечным. Это особенно относится к тем случаям, когда игра объясняется впервые, т.к. он не может предвидеть всех ситуаций.

В обязанность руководителя, помимо ознакомления и изучения игры, входит:

1. Разделение игроков на команды.

Командные игры – наиболее эффективное средство закрепления навыков и воспитания коллектива. Интересно играть, когда команды примерно равны по силам.

Для того чтобы легче было судить игру, можно командам давать названия. Все это нужно учитывать при формировании команд. Капитанов команд выбирают обычно сами дети, они должны хорошо владеть мячом, быть сообразительными, быстрыми и ловкими. Капитан распределяет роли в команде, следит за соблюдением дисциплины и правил. Он является помощником руководителя.

Существует несколько простых способов разделения игроков на команды:

а) по расчету на 1-2;

б) выбор игроков капитанами (когда освоили правила игры);

в) отбор физруком или вожатым (для составления сборных команд).

Скамейка для зрителей

Скамейка для зрителей


Коридор Коридор


Коридор Коридор

Скамейка для зрителей

Скамейка для зрителей


Игроки команд, - тренер

Рис. 2 Положение игроков при объяснении игры впервые

2. Подготовка места и инвентаря для проведения игры «Снайпер».

Лучшим местом для проведения игры «Снайпер» является волейбольная площадка. В некоторых случаях, когда волейбольной площадки нет, игру можно провести на ровной лужайке.

Площадка должна быть безопасной, иметь ограничительные коридоры шириной 1,5 – 2 метра и скамейки для зрителей, которые располагаются за коридорами (рис. 2). Игровую территорию можно ограничить сеткой или, если нет такой возможности, использовать помощников.

Для осуществления игры необходим инвентарь - волейбольный мяч и судейский свисток.

3. Положение игроков при объяснении игры.

При объяснении игры тренеру необходимо правильно выбрать место для себя и для участников. Опыт показывает, что для начального разучивания игры лучше всего расположить игроков на центральной линии (рис. 2).

Другие расположения будут зависеть от тактики игры и отрабатываемых действий игроков в различных игровых ситуациях.

4. Объяснение правил игры.

Следует помнить, что объяснение игры надо сопровождать показом приемов и действий игроков. Это помогает лучше понять игру и после объяснения не возникает вопросов.

Предлагаем следующую схему, по которой нужно объяснять игру:

    Название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится).

    Роли играющих и расположение их на площадке.

    Ход игры.

    Цель игры (определение победителя).

    Правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.

Чтобы занимающиеся при посредстве игры приучались к самостоятельной деятельности и чтобы поддержать между ними значение общественного мнения, товарищества, необходимо, чтобы они сами направляли ход игры и следили за точным исполнением принятых правил.

5. Обучение игре «Снайпер».

Обучение игре «Снайпер» начинается с объяснения правил. Однако не нужно сразу объяснять все правила игры. Необходимо их вводить постепенно. По мере закрепления правил и различных технических или тактических приемов можно остановить игру и сделать указания по выполнению игровых действий.

Особенно следует следить за правильным выполнением технического приема, на закрепление которого нацелена игра. Нельзя допускать пререканий, грубой игры. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели – важная задача руководителя.

Следует отметить, что по окончании игры или в перерывах важно опросить помощников или участников о замеченных ошибках, о дисциплине.

Заканчивать игру лучше всего тогда, когда дети получили от нее удовольствие, но не переутомились.

Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», или «До первого выбитого игрока» и т.п. Неожиданное окончание, непредвиденный конец игры может вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение играющих. Постепенно доводить время до соревновательного варианта.

По окончании игры следует подвести итог, полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке.

Если игра проводится впервые, можно разобрать ее подробнее. Объективный разбор приучает занимающихся к правильной самооценке. Определение игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение, приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к игре.

6. Техника и тактика игры.

В процессе обучения игре «Снайпер» игрокам необходимо постоянно совершенствовать технику владения мячом. Для этого они выполняют следующие упражнения:

- ловля мяча слёту (высоко летящего, низко летящего и прямого);

- ловля мяча, отскочившего от площадки ;

- ловля мяча от игрока .

Кроме индивидуальной техники владения мячом многое в игре зависит от тактики игры.

Основными тактическими действиями в игре «Снайпер» считаются:

- умение делать низкие перекидки - если перекидки делать между игроками на уровне плеч или головы, то они засчитаются за бросок.

-умение «загнать» игрока - выбирается игрок, которого хотят выбить и располагаются на площадке так, чтобы капитан 1 команды, игрок 1 команды и выбиваемый игрок 2 команды находились на одной прямой (рис. 3);



1 2


Рис. 3 Варианты выбивания игроков

- лучше выбивать соперников с площадки своей команды в сторону своего капитана - в этом случае, даже если игрок промахнётся, мяч всегда останется у его капитана, на его стороне;

- умение делать обманные броски, т.е. выбивать одного игрока и в какой-то момент совершать бросок в то место, где расположено большое количество игроков. В этом случае один игрок может выбить большее несколько игроков одновременно.

Разбор техники и тактики по игре лучше всего проводить в процессе игры – при обучении.

II . ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

ПО ИГРЕ «СНАЙПЕР»

2.1. Положение о проведении соревнований по игре «Снайпер»

    Цели и задачи.

    популяризация игры «Снайпер», повышение мастерства;

    укрепление здоровья детей;

    формирование основных физических качеств;

    овладение специальными умениями и навыками;

    воспитание коллективизма, чувства товарищества и дружбы;

    определение сильнейших игроков и команд.

    Время и место проведения соревнований.

Соревнования проводятся на ровных площадках размером 18×9 м, которые должны быть подготовлены на стадионе или в зале.

Время проведения и программа соревнований уточняются на совещании с представителями команд и судейской коллегией.

    Руководство соревнований.

Общее руководство подготовкой, организацией и проведением соревнований возлагается на инструкторов по спорту и судейскую коллегию. Ответственные за проведение соревнований приглашают и готовят судей по «Снайперу», назначают судейскую коллегию для проведения соревнований. В состав судейской коллегии входят: главный судья соревнований, заместитель главного судьи, главный секретарь, старший судья и его помощник, судьи на линии, судья-информатор, врач на правах заместителя главного судьи по медицинской части. В распоряжении главного судьи находится комендант соревнований. На соревнованиях для всех судей обязательна единая форма.

    Участники соревнований.

К участию допускаются дети, заранее подготовленные, одетые в единую спортивную форму и имеющие допуск врача.

Все участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:

    Младшая – 11-12 лет (мальчики, девочки).

    Средняя – 13-14 лет (мальчики, девочки).

    Старшая – 15-16 лет (мальчики, девочки).

В состав команды входят 10 основных и 2 запасных игрока. У капитана команды на левой руке должен быть отличительный знак.

Участникам соревнований необходимо перед началом игры снять все колющиеся предметы, которые в ходе игры могут стать причиной травмы, и провести разминку.

Запасные игроки вместе с представителем команды находятся на специально отведенных для них местах, напротив своей команды, со стороны старшего судьи (не менее 2 метров от площадки).

    Порядок проведения соревнований.

Соревнования по игре «Снайпер» можно проводить по двум системам:

    круговая система;

    система розыгрыша с выбыванием (Олимпийская).

При круговой системе соревнований каждая команда играет по очереди со всеми остальными, это дает возможность наиболее точно определить силы команд.

Система соревнований с выбыванием применяется, как правило, при большом количестве участвующих команд, когда соревнования надо провести в короткий срок. Проигравшая команда выбывает из соревнования. К недостаткам данной системы относится то, что команды не имеют возможности встретиться с каждым соперником.

2.2. Проведение соревнований по круговой системе

Круговой способ организации соревнований считается самым полноценным, поскольку отличается наибольшей объективностью. Соревнования здесь проводятся по принципу "каждый встречается с каждым". Если соревнования проводятся в 2 круга, то команды встречаются между собой по два раза на своем и на чужом поле. Это исключает какие-либо случайности, позволяет определить силу каждого участника, места участников с первого по последнее. Места команд определяются по количеству очков, начисляемых за победу, ничью согласно Положению о соревновании.

К недостаткам этой системы относят необходимость проведения большого количества игр, а значит, и большего времени для проведения соревнований.

Для проведения соревнований необходимо уметь составить расписание или календарь игр. Есть несколько способов составления расписания, но наиболее простым и универсальным является способ "змейка" для четного и нечетного количества участников с чередованием полей. Когда игры проводятся на полях участников, то возникает необходимость чередовать очередность игр на своем и чужом полях для того, чтобы команды соревновались в равных условиях. Кроме того, даже если все команды играют на одной площадке, то в каждой встрече есть хозяин поля и гость. Хозяином поля считается команда, указанная в расписании первой. Хозяева поля обязаны: обеспечить встречу медицинским обслуживанием, инвентарем (мячами, шайбами); уступить гостям право выбора цвета формы; поддерживать порядок на стадионе.

При четном количестве команд (например; при восьми) в один игровой день или тур будут встречаться 4 пары соперников, в других турах может быть тоже только по 4 пары, но соперниками в каждом туре становятся разные команды. Для того чтобы сыграть со всеми соперниками по одному разу, каждая команда проводит по 7 игр, значит, надо провести 7 туров (игровых дней). Поэтому при четном количестве команд число туров на единицу меньше, чем число команд.

При нечетном количестве команд (например, при семи) в каждый игровой день могут встречаться только 3 пары, а одна команда всегда останется без соперника и будет выходной от игр. Несмотря на то что у каждой команды 6 соперников, игровых дней или туров будет 7, так как каждая команда имеет по дню отдыха. Таким образом, при нечетном количестве команд число игровых дней или туров равно количеству участвующих команд.

Составление расписания (календаря) игр с чередованием полей для нечетного количества команд

Разберем данный вопрос на примере 7 команд. Сначала определим количество игровых дней. Для данного числа команд оно будет равно семи. Начертим 7 вертикальных линий, каждая из которых символизирует игровой день (рис. 4).

Рис. 4

Затем под первым днем ставится цифра "1", а остальные цифры в порядке возрастания от единицы до семи записываются справа от линии в виде "змейки". Причем у каждой черты пишется только три цифры, так как при семи командах могут быть только 3 пары, а каждая четвертая цифра, указывающая команду, свободную от игр (у нее просто нет соперника, так как количество команд нечетное), пишется поочередно или под чертой или над чертой (рис. 5).

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день

5

6

7

4

3

2

6

7

1

5

4

3

7

1

2

6

5

4

1

2

1

7

6

5

1

2

3

4

Рис. 5

При правильной записи в каждый нечетный день появляются цифры под чертой (1, 2, 3, 4), а в каждый четный день - над чертой (5,6,7)

Замкнув первый игровой день от "1" против часовой стрелки до "7" по кругу, получим окончательный календарь игр (рис. 6).

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день

5

6

7

5

6

7

4

3

2

6

7

1

5

4

3

7

1

2

6

5

4

1

2

1

7

6

5

1

2

3

4

Рис. 6

Имея данную запись цифр, составляют расписание игр, обозначают команды "хозяев поля", а ближайшие от них цифры слева указывают команды "гостей". Цифры, расположенные над и под чертой, обозначают команды, свободные от игр. Следуя этим правилам (рис. 3), получаем расписание (календарь) игр (рис. 7).

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день

4-5 6-4 5-6 7-5 6-7 1-6 7-1

3-6 7-3 4-7 1-4 5-1 2-5 6-2

2-7 1-2 3-1 2-3 4-2 3-4 5-3

1-0 0-5 2-0 0-6 3-0 0-7 4-0

Рис. 7

Имея календарь игр, можно проводить жеребьевку. Представители всех семи команд в результате жеребьевки получают один из номеров, и в расписании под соответствующими номерами появляются названия команд. Команда, указанная в расписании первой, является хозяином поля. Если соревнования проводятся традиционно с одинаковым количеством и составом участников, то по результатам предыдущего первенства чемпион получает первый номер, команда, занявшая второе место - второй и т.д. Запись 1-0 и любая другая запись с "0" говорит о том, что команда "1" свободна от игр.

Здесь приведено расписание игр в один круг. При игре в два круга расписание игр будет такое же, только "хозяева поля" становятся гостями, а гости - "хозяевами поля". Таким образом, при двухкруговой системе команда встречается с каждым соперником один раз на своем и один раз на чужом поле.

Для того чтобы проиллюстрировать ход рассуждения, мы использовали три рисунка (рис. 1, 2, 3). В практической работе, используя необходимую последовательность рассуждения (на основе рис. 4), сразу расписание игр.

Составление расписания (календаря) игр с чередованием полей

для четного количества команд

При составлении календарей игр для четного количества команд надо составить сначала календарь для ближайшего меньшего нечетного количества команд (рис. 4), а затем к командам, свободным от игр, в пару ставится команда с наибольшим номером. Возьмем для примера 6 команд. Согласно правилу, составим календарь для 5 команд (рис. 8).

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день

4

5

4

5

3

2

5

1

4

3

1

2

5

4

1

2

3

Рис. 8

Затем в свободное место над или под чертой поставим команду с наибольшим номером (для данного примера "6"). Выходных у команд в этом случае не будет (рис. 9).

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

4

5

4

3

5

4

1

5

5

2

1

3

2

4

1

6

2

6

3

Рис. 9

"Хозяевами поля" в каждый игровой день будут номера, находящиеся справа и снизу от черты, а "гостями" - слева и сверху от черты. Расписание игр для шести команд представлено на рис. 10.

1день

2 день

3 день

4 день

5 день

3-4

5-3

4-5

1-4

5-1

2-5

1-2

3-1

2-3

4-2

1-6

6-4

2-6

6-5

3-6

Рис. 10

Количество игр, которое нужно провести по круговой системе, определяется по формуле:

Х =
,

где Х - количество встреч; n - количество участников.

Кроме того, количество игр просто определить, зная число игро­вых дней и количество игр в каждом игровом дне.

Результаты сыгранных встреч заносят в специальную таблицу (табл. 1). В ней фиксируют результаты игр, общее количество заби­тых и пропущенных мячей, количество набранных очков, место, занятое участниками соревнования.

Необходимо помнить, что результат каждой игры записывается в две клетки таблицы. Числитель указывает результат игры, знаменатель - количество очков, начисляемое за данный результат.

Таблица 1

Результаты розыгрыша по игре «Снайпер» на первенство района среди старших классов

п/п

Команды

1

2

3

4

Разница в партиях

Очки

Место

1.

332 школа

2:0

2:1

2:0

6:1

2.

22 школа

0:2

2:1

2:1

4:4

3.

26 школа

1:2

1:2

2:1

4:5

III

4.

348 школа

0:2

1:2

1:2

2:6

Соревнования на первенство города или района среди школ или других коллективов могут проводиться среди разных возрастных групп. Каждая школа выставляет, например, команды старших и средних мальчиков и девочек. При этом подводятся итоги по каждой команде отдельно, а место школы в соревнованиях может определяться по суммарному количеству очков, набранных всеми четырьмя командами. Такая система зачета носит название клубного зачета.

2.3. Проведение соревнований по системе с выбыванием

Система соревнований с выбыванием применяется, как правило, при большом количестве участвующих команд, когда соревнования надо провести в короткий срок. Проигравшая команда выбывает из соревнования. Общее количество игр определяется по формуле:

X = n (n – 1),

где X - количество встреч; n - количество участников.

К недостаткам данной системы, как указывалось выше, относится то, что команды не имеют возможности встретиться с каждым соперником, а значит, и определение победителя носит менее объективный характер. По данной системе определяются, как правило, только призовые места.

При определении порядка игр по этой системе, прежде всего, необходимо составить сетку на заявленное количество участвующих команд, а затем провести жеребьевку. Команда записывается в составленную сетку соответственно вытянутому номеру. Таким образом, встречающиеся пары определяются жребием.

Если число команд равно числу 2ⁿ (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128), то сетка составляется очень просто. Все команды соединяются парами и начинают розыгрыш одновременно с первого тура (рис. 11).

После жеребьевки на сетке указываются команды. Результаты проведенных игр также указываются на сетке. Из рисунка 8 видно, что победителем первой пары стала команда 332 школы, которая, одержав победу над командой 28 школы со счетом 32:11, вышла в 1/2 финала. Победитель финала занимает первое место, а проигравший - второе, для определения третьего места можно провести дополнительную игру среди команд, проигравших в 1/2 финала.

1 день 2 день 3 день Победитель

332 шк.

332 шк.

28 шк. 2:1 525 шк.

21 шк. 2:1

структурное подразделение «ДЮСШ»

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово

Составил: Шинин В.Н.,

тренер-преподаватель

Подвижная игра «Перемена мест»

Количество играющих -16-20 чел.

Подготовка. Игроки двух равных команд (по 8-10 чел) выстраиваются вдоль основной линии баскетбольной площадки друг против друга. Перед каждым из них по гимнастическому мату (или л/а барьеру).

Описание игры . По звуковому сигналу тренера игроки команд - соперниц меняются местами, по ходу дважды выполняя кувырки вперед (или прыжки через барьеры). Побеждает команда, который первый достигает противоположной стороны площадки и выстраивается на ней строго определенной последовательности, получая при этом очко. Чья команда из десяти попыток наберет больше очков.

Правила : 1. Нельзя сталкиваться с соперником. 2. Команде, в которой игрок не выполнил кувырка (или прыжка), засчитывается поражение.

Варианты: 1. Бег через ворота. 2. Бег туда - обратно прыжками. 3. Бег на четвереньках. 4. Бег на «трех» ногах - каждые два участника одной команды встают рядом и связывают ноги (правая одного, левая другого), продвигаясь за 1см как бы на трех ногах.

Педагогическое назначение. Игра способствует развитию ловкости, быстроты, воспитывает коллективизм.

Подвижная игра «Третий лишний»

Подготовка. В центре площадки очерчивают круг диаметром 12 -16 м. Игроки в парах в затылок друг другу размещаются по кругу. Расстояние между парами 1-2 м. Тренер назначает двух водящих: одного убегающего, другу догоняющего.

Описание игры . По звуковому сигналу убегающий стараются как можно дальше оторваться от догоняющего и затем неожиданно стает перед одной из пар, задний игрок, которой быстро убегает. Игра будет интереснее, если этот задний игрок станет догоняющим и сможет «салить» другого до тех пор, пока он не встанет перед какой-нибудь парой.

Правила. 1. Играющие при беге не имеют права касаться руками или другими частями тела других игроков.

2. Заднему из пары нельзя стартовать раньше, чем впереди встанет убегающий.

3. Убегающему нельзя пробегать внутри круга, в противному случае он становится догоняющим.

Вариант. Играющие в парах широко растравляют ноги. Убегающий не может просто встать перед парой, а должен проползти между расставленными ногами этой пары.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию двигательных навыков бега, быстроты реакции и скорости бега, ловкости.

Подвижная игра «Охота на зайцев»

Количество играющих: - 16-24 чел.

Подготовка. В центре чертят круг диаметром 18 м. Играющих делят на 2-3 команды по 8 чел., одна из которых - «зайцы» - становится в круг. «Охотники» располагаются за чертой круга и получают волейбольный мяч. Описание игры: По звуковому сигналу тренера «охотники», не заходят в круг стараются попасть мячом в «зайцев». Те увертываются, перебегают внутри круга в более безопасное место. «Заяц» уходит из игры, как только в него попали мячом, и приступает по указанию тренера к выполнению одного и: четырех дополнительных упражнений на установленных «станциях» №1-4.Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «зайцы». После этого центр круга занимает другая команда, а играющая ранее встает на eе место. Выигрывает команда, которая затратит меньше времени всю игру или в установленное время (например, за 3 мин) «выбьет» больше игроков команды соперников.

Правила: 1. «Охотники» не имеют право заступать внутрь круга, иначе бросок не засчитывается. 2. «Заяц», вышедший за черту круга, выбывает к игры. 3. Попадание засчитывается, если мяч коснулся любой части тела, кроме головы (поэтому можно отбивать мяч головой), и не отскочил от пола или oт другого партнера.

Варианты. 1. «Выбивать» «зайцев» кроме бросков руками можно (комбинировать по ситуации) и ударом мяча ногой.

Методические указания. Необходимо добиться коллективности действий играющих, используя больше передач между партнерами.

Педагогическое назначение . Игру используют для закрепления навыков ловли, передач и бросков мяча. Совершенствует быстроту ориентировки быстроту реакции, сообразительность в выборе места, ловкость, точности движений, развивает коллективность действий.

Подвижная игра «Снайперы»

Количество играющих 14-16 чел.

Подготовка. На противоположных сторонах площадки чертят две параллельные линии, образующие «город». На линии «города» отмечаете; место подачи. Все играющие делятся на две команды, одна из которых (по жребию) занимает место в «городе», другая - в поле. Команде в городе дается волейбольный мяч.

Описание игры . По сигналу один из играющих с места подачи ударом ноги отправляет мяч в поле, а сам сразу же устремляется в противоположный «город». Игроки команды, действующие в поле, принимают этот мяч и ударом по нему ногой стараются запятнать перебегающего. Если последнему удается пробежать незапятнанным туда и обратно, то команды меняются местами, а когда победительница получает максимальное количество очков (по числу играющих), команда, в которой игрок сумел пробежать незапятнанным только туда (в другой «город»), получает очко и право пробить второй раз. В этом случае команды меняются местами после ударов и успешного пробегания всех игроков. Выигрывает команда, которая сумеет из 2-3 попыток каждой команды набрать больше очков.

Правила . 1. Не разрешается останавливать мяч руками (в случае хороших навыков). 2. Нельзя мешать перебегающему игроку, в противном случае «осаливание» не засчитывается. 3. Перебегающий после удара обязан во всех случаях выбежать в поле, без права (не добежав до другого «города») вернуться назад. Девиз - только вперед! 4. Команда в поле за каждого запятнанного получает очко.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию техники приема (остановки) мяча, ударов по мячу, развивает маневренность, быстроту, смелость, решительность действий, тактическую смекалку.

Подвижная игра «Защита укрепления»

Количество играющих- 12-15 чел.

Подготовка. В центре зала чертят малый круг и большой круг диаметром («ответственно 2 и 4 м. Занимающиеся располагаются за его пределами. В центре малого круга устанавливают «укрепление» - три булавы. Выбирается «защитник», который становится рядом с укреплением.

Описание игры. По сигналу стараются мячом попасть в «укрепление». «Защитник» мешает этому, обивая и ловля мячи. Игрок, который собьет три булавы сразу или третью (последнюю), меняется местами с «защитником».

Правила. 1. Бросать (ударять ногой) - не заходя за линию круга, в противном случае бросок не засчитывается. 2. «Защитник» не имеет права «вступать за линию малого круга, держать руками «укрепление» или устанавливать сбитые булавы вновь.

Вариант . Игра ногами.

Методические указания. 1. Следует регулировать диаметры кругов в соответствии с возможностями играющих. 2. Нужно всячески стимулировать коллективные действия, отдавая предпочтение передачам мяча, в результате комбинации которых запутался «защитник» и «укрепление» оказалось беззащитным.

Педагогическое назначение. Игра содействует совершенствованию навыков метания, ловли, передачи мяча, а в случае игры ногами - остановкам, передачам, ударам внутренней стороны стопы и подъемом, воспитывает смелость, быстроту ориентировки и тактического мышления.

Подвижная игра «Передача мячей по кругу»

Количество играющих -16 -20 чел.

Подготовка. В центре площадки очерчивают круг диаметром 12 -16 м. Игроки становятся по кругу и рассчитываются на первый - второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Каждая команда получает по мячу (футбольному, волейбольному, баскетбольному или набивной мяч до 2 кг), которые находятся у игроков, стоящих рядом друг с другом.

Описание игры. По звуковому сигналу тренера каждая команда начинает как можно быстрее передавать мяча по кругу: первые номера против часовой стрелки, вторые - по часовой стрелке, пытаясь обогнать другую команду. Победителем становится команда, которой удается это сделать.

Правила. 1. Мяч должен передаваться только в строгой последовательности. 2. Игрокам не разрешается ловить мяч другой команды или затруднять ей передачу мяча.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию техники ловли и передачи мяча, развивает ловкость, быстроту движений, воспитывает коллективные начала.

Подвижная игра «Футбол через скамейки»

Количество играющих - 12 -16 чел., в зависимости от размеров площадки.

Подготовка. Играющие делятся на 4 команды по 3 - 4 человека, каждая; команда располагается на боковой линии 1/2 поля баскетбольной (гандбольной) площадки. Между командами поставлено несколько скамеек. Играют волейбольным мячом. По жребию определяют, кто начинает.

Описание игры. Мяч после отскока от пола ударом серединой подъема или внутренней стороны стопы посылают через скамейки на другую сторону площадки. Останавливать (не ловить) мяч можно руками или любой частью тела. Каждая команда может бить по мячу трижды, т.е. одним из трех ударов - первым, вторым или третьим - мяч должен быть послан на другую половину площадки.

Методическое указание. Ошибки: а) удар мячом о скамейку, б) удар по мячу четыре раза; в) выход мяча за пределы площадки; г) касание мячом пола между ударами больше чем один раз; д) двойные удары одного игрока (кроме первого приема).

Разрешается: 1) подача головой сразу, на сторону противника; 2) один тот же игрок может ударить по мячу первым и третьим.

Педагогическое назначение. Игра учит мягкому обращению с мячом точному расчету, игровому взаимодействию и совершенствует их.

Подвижная игра «Мяч капитану»

Количество играющих - 10 - 16 чел.

Подготовка. В противоположных углах площадки двумя линиями (с расстоянием 1 м) очерчивают секторы. Играющих делят на две команды. Каждая команда выбирает своего «капитана», которые встают в малые секторы им 1/2 поля соперников.

Описание игры. Начинают ее в центре поля с подбрасывания мяча между двумя игроками из равных команд. Овладевшая мячом команда старается с помощью передач приблизиться к сектору своего «капитана» и передать ему мяч. За каждую удачную попытку командам засчитывается одно очко. Выигрывает команда, набравшая в установленное время большее количество очков.

Правила. 1. Ни один из играющих не имеет права заступать за линию сектора, а вратарь - выходит из малого сектора. 2. Мяч засчитывается, если «капитан» поймал его с лета, а не после отскока от стены или играющих. 3. Нельзя бегать с мячом, вести его. Можно только сделать два шага. 4. Мяч, вышедший за пределы поля, вбрасывает противоположная команда в точке выхода мяча. 5. Если защитники для перехвата мяча, направленного «капитану», входит в сектор, мяч засчитывается нападающей команде. 6. В борьбе за мяч не разрешается захватывать или толкать соперников. За нарушение пострадавший выполняет штрафной бросок (передача мяча «капитану») с расстояния 7 м. Охраняет «капитана» только один защитник, располагаясь у линии сектора.

Методические указания. 1. Команды должны иметь отличные повязки или играть в футболках разного цвета. 2. В ходе игры следует чаще обращать внимание играющих на ошибки и объяснять их, т.е. делать микропаузы продолжительностью 15-20 с.

Подвижная игра «За мячом противника»

(выигрывать время дальним ударом).

Количество играющих- 8-16 чел.

Подготовка. Играющие распределяются на две (4) команды по 4 чел. и выстраиваются в колонны за линией старта. Направляющим дают по мячу.

Описание игры. По звуковому сигналу тренера первые номера ударом подъема посылают мяч как можно дальше в поле и устремляются за мячом соперника. Овладев им, они бегом возвращаются обратно. Игрок, первым шивший свое место в колонне, получает 2 (4) очка, второй - 1 (3) очка. После этого по сигналу тренера удар производит второй номер, а прибежавшие уходят в конец колонны. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Правила. 1. После удара нельзя повторно касаться своего мяча, мешать сопернику, в противном случае команда получает ноль очков. 2. Овладевший мячом не имеет права передавать его, а должен сам вернуться на место с мячом в руках.

Варианты. Возвращение назад возможно различными способами: а) прыжками на одной, двух ногах; б) ведением мяча с остановкой подошвой за линией старта.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию навыков сильного удара, техники передвижения, развивает специальную силу, быстроту, смекалку и коллективность действий.

Подвижная игра «Волк во рву»

Количество играющих - 12 -16 и более чел.

Подготовка . В центре площадки «прокладывают ров» - чертят две параллельные линии на расстоянии 80 - 100 см друг от друга. На противоположных сторонах зала размечают линиями дна «дома». Выбирают одного - двух водящих - это «волки», которые занимают место во «рву». Остальные играющие - «зайцы», «овцы», «козы», располагаются за линией одного из «домов».

Описание игры. По сигналу тренер «животные» стараются перебежать в другой дом к «маме» - тренеру, перепрыгивая на ходу через «ров», а затем в обратную сторону. «Волки» стремятся запятнать прыгающих. Пойманные отходят к «маме» - тренеру, получают дополнительную физическую нагрузку (например, сделать 10 отжиманий и 10 приседаний) и возвращаются к игре. Выигрывают те, кто не будет ни разу пойман.

Правила. 1. Перебежки разрешаются только по сигналу. 2. Нельзя наступать на «ров». 3. «Волки» не имеют нрава выбегать из «рва». 4. Задержавшиеся (останавливавшиеся) перед «рвом» или вернувшиеся назад считаются пойманными. Маневрировать вдоль «рва» разрешается, но по команде тренера обязательно перепрыгнуть его. 5. Расстояние между линиями и количество «волков» может быть увеличено.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию навыков в беге, прыжках в длину, маневренности, развивает ориентировку, сообразительность, смелость.

Подвижная игра «Кто быстрее?»

Количество играющих- 12-14 чел.

Подготовка . В центре площадки очерчивают круг диаметром 10 - 12 м, а в углах устанавливают стойки для обводки. Играющие с мячами становятся в круг.

Описание игры. По звуковому сигналу тренера играющие начинают произвольно жонглировать мячом, стараясь, все время видеть тренера. По установленному зрительному сигналу (например, руки на пояс у тренера), занимающиеся ведет мяч к ближайшей (любой) стойке, обводят ее и возвращаются в круг. Двое последних (опоздавших) переходят в «зоны совершенствования» и выполняют установленные задания тренера. Игра возобновляется. Победителям объявляется тот, кто останется в кругу один.

Правила. 1. Если во время жонглирования мяч вышел за пределы круга, виновный не участвует в данной попытке и получает первое предупреждение. После второго предупреждения провинившийся переходит в «зону совершенствования». 2. Участники не должны нарочно касаться чужого мяча, отталкивать руками соперника, в противном случае следует предупреждение.

Вариант. Вместо жонглирования возможно только ведение мяча с применением финтов, остаток.

Педагогическое назначение. Игра совершенствует использование элементов техники в сложной соревновательной обстановке развивает специальную ловкость, ориентировку в пространстве быстроту реакции на зрительный сигнал.

Подвижная игра «Нападающие тройки»

Количество играющих- 11-14чел.

Подготовка. Играющие распределяются на 3 равные по силам тройки (четверки). В воротах - постоянные, вратари. Одна из команд получает облегченный (волейбольный) мяч и занимает место в центре площадки. Две другие располагаются у противоположных ворот - А и Б.

Описание игры . По сигналу тренера тройка, владеющая мячом, начинает атаку ворот А, защищаемых одной из двух команд. Если удается забить гол, (команда получает два очка) или после удара попасть в ворота (мяч поймал вратарь, команда получает одно очко), то они повторят атаку, но уже на ворота Б, защищаемые другой командой. Так продолжается до тех пор, пока одна из защищающих команд не перехватят мяч или удар пройдет мимо ворот. Тогда в атаку переходит эта команда, а нападавшая команда занимает место в обороне ворот. Выигрывает команда, сумевшая в отведенное время набрать наибольшее количество очков.

Методические указания. 1. И.п. защищающих команд - вблизи своих ворот. Как только на их ворота начинается атака, можно выходить на позиции дня отбора мяча. 2. Атакующей команде стараются играть широко, растянув оборону, передвигаясь, и искать любую возможность для удара по воротам.

Педагогическое назначение . Игру используют для закрепления ударов внутренней стороны стопы (передачи) и серединой подъема (удары по воротам), а также умения выбрать правильную позицию для приема мяча.

Подвижная игра « Быстрее к флажку»

Количество играющих -12-16 чел.

Подготовка. На противоположных сторонах площадки чертят две параллельные линии, образующие свой и чужой «дома». В 8-10 м. от «своего дома» устанавливают стойку. Все играющие делятся на две команды - «темных» и «светлых» равного состава. По жребию игроки одной команды (например «светлых») получают по волейбольному мячу.

Описание игры. Первый номер «светлых» с линии «своего дома» ударом подъема посылает мяч по воздуху в «чужой дом», а сам быстро стартует к стойке, обегает ее и возвращается в «свой дом». «Темные» должны поймать мяч и, действуя индивидуально или за счет передач друг другу, попытаться осалить бегущего.

Правила . 1. Как только «темный» поймал мяч (раньше нельзя), его партнера могут перемещаться из «своего дома» ближе к стойке для получения передачи. 2. Игрок, которого осалили мячом, получает очко. 3. Как только все игроки займут исходные положения в «своих домах», в игру вступает второй игрок и т.д. 4. Через определенное время (5 мин) команды меняются ролями. 5. 1 Победителям объявляется игрок, сумевший набрать наименьшее количество, а очков.

Педагогическое назначение. Игра способствует развитию быстроты, ловкости, координации движений, совершенствует технику удара по мячу подъемом, ловли мяча, воспитывает коллективность действий.

Подвижная игра «Самый меткий»

Количество играющих- 1-12 чел.

Подготовка . На противоположных сторонах площадки чертят две параллельные линии, образующие «города». В центре и поперек поля (например, в зале - по средней линии баскетбольной площадки) устанавливают гимнастические скамейки, на каждую из которых кладут по 3 набивных мяча. Все играющие делятся на две равные команды, которые получают по мячу и располагаются вдоль линии своего «города».

Описание игры. Из пределов «города» ударом любой частью подъема или внутренней стороной стопы необходимо сбить набивной мяч. Игроки из обоих «городов» наносят удары одновременно.

Правила. 1. В течение игры футболист сам обеспечивает себя мячом и может выполнять удары из любой свободной точки своего «города». 2. Игрок, сбивший мяч, получает очко и обязан быстро установить мяч на место. 3. Команда, набравшая наибольшее количество очков (сумма очков игроков одной команды), за определенное время объявляется победительницей, а игрок, сбивший больше всего мячей, - самым метким. 4. Запрещается бить по мячу из-за пределов «города». 5. Удары наносят только по неподвижному мячу.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию техники удара подъема и внутренней стороной стопы, развивает точность и координацию следить за действиями соперников.

Подвижная игра «Охотники за мячами»

Количество играющих-12 - 16 чел.

Подготовка. Стойками и тесьмой обозначают квадрат 25x25 м. Все играющие и «охотник» с мячом располагаются в квадрате. «Охотник» с шапочкой на голове, играющие держат шапочки в руках.

Описание игры. По звуковому сигналу тренера все играющие начинают в пределах квадрата вести мяч, не сталкиваясь с партнерами, в различных направлениях, применяя финты, остановки. «Охотник», сам ведя мяч, преследует играющих, пытаясь выбить у них мяч ногой или своим мячом. Игрок, у которого выбили мяч за пределы квадрата, надевают шапочку и также становится «охотником». Победителем объявляется игрок, сумевший последним сохранить мяч.

Правила. 1. Выходить с мячом за пределы квадрата не разрешается. Виновный становится «охотником». 2. «Охотник» не имеет права бросить мяч, отпуская далеко от себя, и идти в отбор. 3. Играющие не выбивают мяч у «охотников». 4. Борьбу за мяч, отбор мяча следует вести, не нарушая правил футбола.

Методическое указание. Тренер должен очень внимательно следить за соблюдением правил игры, и его решение считается окончательным.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию техники ведения мяча дальней от «охотника» ногой, развивает ориентировку в пространстве, тактическую хитрость быть всегда дальше от водящего.

Подвижная игра «Ловцы игрока без мяча»

Количество играющих - 12 - 16 чел.

Подготовка. Стойками и тесьмой обозначают квадрат 25x25 м. Все играющие делятся на пары. У каждой пары мяч. По жребию выбирают двух водящих - «ловцов», которые не имеют мяча. Все играющие и водящие располагаются в пределах квадрата.

Описание игры. По звуковому сигналу тренера партнеры в парах, перемещаясь в пределах квадрата, водят и передают мяч друг другу. «Ловцы» стараются осалить игрока без мяча, а партнеры должны их выручать своевременной и точной передачей. Осаленный игрок покидает пределы Площадки и по заданию тренера индивидуально или в парах работает с мячом (жонглирование, передачи мяча ногами, головой) или выполняет определенную физическую нагрузку (рывки 5 раз по 10 - 15 м. из различных положений). Победителем объявляется пара, оставшаяся последней.

Правила . 1. Игроков с мячом «салить» нельзя. 2. Игрок, вышедший за пределы площадки с мячом или без мяча, исключается из игры. 3. Разрешается выручать игрока без мяча пасом от другой пары. В этом случае игроки образуют новое сочетание.

Методические указания . Тренер должен быть очень внимательным и строго следить за соблюдением игроками правил игры. Решение тренера окончательное.

Педагогическое назначение . Игра способствует совершенствованию ведения и приема мяча на месте и в движении, передач мяча в сложных условиях противоборства; воспитывает точность, своевременность и целесообразность паса, развивает общую выносливость.

Игры для воспитания скоростно-силовых качеств

«Взять крепость». Обозначается круг диаметром 4 м. Играющие разбиваются на две команды по 10 - 12 человек. Одна команда располагается в кругу и защищает его, другая старается «взять крепость», вытолкнув оттуда противника. Если игрок защищается, команды переступает, обеими ногами линию, ограничивающую круг, он выбывает из игры. Выигрывает команда, которая дольше удержит «крепость».

«Быстрый танец ». Играют в парах. Играющие берут друг друга за плечи, стоя лицом к лицу, при этом каждый пытается наступить партнеру на ногу. Выигрывает тот игрок, который сможет большее количество раз наступить партнеру на ногу.

Игры, способствующие развитию силы

«Бросок мяча ступнями». Игроки, зажав мяч ступнями, располагаются на одной линии в двух - трех шагах друг от друга. Отталкиваясь обеими ногами, они одновременно или поочередно бросают мяч вперед. Побеждает игрок, бросивший мяч дальше других.

«Разорви цепь». Занимающиеся делятся на две команды. Игроки: каждой из них стоят в шеренге по одному, лицом друг к другу. Игрок первой команды берет за руку игрока второй команды и т. д., таким образом, образуя одну шеренгу (цепь). По сигналу тренера каждая команда начинает тянуть в свою сторону. Побеждает та команда, которая первой перетянет противника вперед на расстояние 6 м.

Игры для развития скоростных качеств

«Обгони мяч». Одна из них команд с равным количеством игроков образует круг; другая строится в колонну по одному в затылок, так, что первый в колонне стоит непосредственно у самого круга, там, где находится стоящий в кругу игрок с мячом. Команда в кругу передает мяч от игрока к игроку. А игроки второй команды, поочередно сменяясь, обегают круг, стараясь «обогнать мяч». Выигрывает та команда, игроки которой первыми проделают все круги (по числу игроков). Затем команды меняются местами. Вариант передача мяча по кругу может производиться ногами.

«Вызов номеров». Группа разбивается на две - три команды по 5 -7 человек в каждой. Игроки строятся в колонну и рассчитываются по порядку номеров. На одинаковом расстоянии от каждой колонны (8-12 м.) лежат мячи. Тренер вызывает номера в произвольном порядке. Вызванные номера бегут к мячам, стараясь быстрее ударить по ним. Сделавший удар первым приносит о моей команде очко. Выигрывает команда, набравшая установленное количество очков.

Значительное место в занятиях с юными футболистами должны занимать упражнения на расслабление. Их целесообразно чередовать с упражнениями, дающими мальчикам большую нагрузку: на силу, выносливость ит.д.

Такое чередование воспитывает у юных футболистов умение контролировать свои движения и давать короткий отдых тем мышцам, которые перед этим принимали активное участие в работе.

«Рывок за мячом». Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку. Бросая мяч вперед, руководитель называет какой - либо номер. Оба игрока под этим номером бросаются вперед за мячом. Тот, кто первым овладеет им, приносит своей команде очко. Побеждает команда, игроки которой набрали больше очков.

«День и ночь» Игроки в двух шеренгах располагаются в середине довольно большой площадки на расстоянии 1 шага спиной друг к другу. Командам даются названия «День и ночь». Руководитель, стоя сбоку, называют одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, прочерченную в 10 (или более) шагах перед ними. Игроки другой команды, повернувшись кругом, устремляются в вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты «дома», столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам. Руководитель вызывает команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков противника.

«Бой всадников». В каждой из двух команд игроки распределяются по пирам. «Всадники» садятся на плечи «коням», и команды выстраиваются около средней линии. По сигналу руководителя начинается борьба всадников. Каждый старается по удобнее схватить своего соперника и стащить с коня, оставаясь при этом в «седле». Кони участия в борьбе не принимают, они стараются лишь крепче держаться на ногах. Если оба всадника «выбиты» из седла, поражение засчитывается тому, кто коснулся пола первым. Затем игроки меняются ролями, и игра проводится еще раз.

«Сумей догнать». Участники игры (до 20 человек) становятся на беговой дорожке так, чтобы между ними была одинаковая дистанция. Например, если в игре участвуют 16 человек, то на 400 - метровой дорожке они стоят через каждые 25 м один за другим. По сигналу все игроки начинают бег. Задача каждого игрока - не дать себя догнать и постараться коснуться рукой впереди бегущего, чтобы выключить его тем самым из дальнейшей борьбы. Осаленные покидают дорожку, остальные бегут дальше.

«Зоркий глаз». Во время ходьбы или бега обычным приставным или с крестным шагом (смена видов передвижений проводится по команде руководителя голосом) руководитель время от времени дает зрительный сигнал для выполнения заранее обусловленных действий. Руководитель поднимает руку вверх - занимающиеся делают выпад в сторону - вперед (или скачок с последующей остановкой). Сигнал руки в стороны обусловливает прыжок вверх толчком двумя с остановкой после этого в защитной стойке. После хлопка нужно сделать поворот кругом с последующим бегом спиной вперед. Можно предлагать другие задания. Игрок, дважды совершивший ошибку, выбывает из игры.

«Вперед - назад». В 8 -10 шагах перед командами, игроки которых стоят друг за другом, кладут по гимнастическому мату. В ходе эстафеты, занимающиеся после рывка со старта делают кувырок летом на мате, продолжают бег до линии, прочерченной за матами. Перейдя эту линию обеими ногами, игроки возвращаются спиной вперед, сделав на мате после переката на спину кувырок назад. Поднявшись, игроки продолжают бег спиной вперед и перескакивают стартовую линию. Последнее действие является сигналом к рывку со старта второго игрока, который повторяет задание, и т.д.

Преподаватель оценивает действия участников, быстроту окончания эстафеты и определяет команду - победительницу.


Снайпер. Описание игры на .

Проводится на ровной прямоугольной площадке 18 х 9 м (можно использовать для этого волейбольную площадку, предварительно сняв сетку). "Снайпер" - игра командная, состав команды - 10 человек. Каждая команда имеет своего капитана.

На площадке чертится средняя линия, разграничивающая владения команд. Меньшие стороны прямоугольника - линии капитанов.

Для игры требуется волейбольный мяч. Задача каждой команды заключается в том, чтобы "выбить" игроков с поля противника.

Перед началом игры разыгрываются площадка и мяч. Игру начинает капитан. "Выбивать" игроков можно только после третьей переброски мяча, причем делать это могут и капитан, и члены команды. "Выбитые" игроки уходят с поля на линию капитана своей команды - становятся "пленниками". Чтобы вернуться на свое поле им необходимо с этой линии "выбить" игрока противника.

Капитан уходит со своего поста и выходит в поле после первого же "выбитого" игрока своей команды. Если "пленники" выручили себя и на линии капитана не осталось никого, туда снова переходит капитан.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут "выбиты" все игроки одной команды. Она может проводиться также на время (5 - 15 минут). В этом случае победа присуждается той команде, которая в установленное время "выбьет" большее количество игроков противника...

Правила игры:

Игрок считается "выбитым", если мяч, коснувшись его, упал на площадку или за ее пределами;

Мячом, коснувшимся земли, "выбить" игрока нельзя;

Если мяч коснулся игрока, а затем, не коснувшись земли, был пойман его товарищем по команде, то игрок остается на поле;

Если мяч коснулся сразу нескольких игроков и упал на поле, то все игроки уходят с поля. Если мяч пойман, то все они остаются на поле;

- "пленник" выходит на поле один независимо от количества "выбитых" им игроков;

Капитан команды, "выбитый" с поля, уходит на линиюкапитана на правах рядового игрока;

Игроки не имеют права заступать за ограничительную линию;

Если же мяч был пойман игроком, но при этом он заступил за линию, мяч передается команде противника, а игрок остается на поле;

- "пленники" не имеют права бить мячом с угла, за пределами боковых ограничительных линий. В случае нарушения этого правила мяч переходит к сопернку;

Если мяч вышел за пределы площадки, то он передается на линию того капитана, к которому ближе находится (по отношению к средней линии площадки);

Если игрок, уклоняясь от удара, заступил за ограничительную линию, он считается "выбитым";

При всех нарушениях мяч передается на линию капитана;

Количество запасных игроков определяется положением игры;

Количество производимых замен не ограничено. Заменять игроков можно только на линии капитана, в момент остановки игры или в случае травмы полевого игрока;

Каждая команда имеет право на два перерыва по 1 минуте в партии;

Игру судят старшй судья и два его помошника...

Тема: Игра для совершенствования бросков и ловли мяча «Снайпер».

Задачи:

    Разучивание подвижной игры «Снайпер».

    Совершенствование бросков и ловли мяча в игровой форме.

    Развитие скоростных и координационных способностей в игре с упражнением в быстром беге с увёртыванием.

    Воспитание умению взаимодействовать в команде во время игры.

Тип урока: урок совершенствование ЗУН

Метод проведения: индивидуальный, групповой, игровой.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: теннисные мячи - по кол-ву детей, волейбольные мячи.

Ход урока.

I . Подготовительная часть урока 10 минут.

1. Построение, рапорт, приветствие, ознакомление с задачами урока.

Повороты. Ходьба в обход по залу. Лёгкий бег, бег правым (левым) боком приставными шагами, спиной вперёд.

Методические указания (м.у.) – упражнение выполняется на полусогнутых ногах. Ходьба с восстановлением дыхания.

2. Общеразвивающие упражнения в движении на руки:

а) Руки к плечам, круговые вращения на четыре счёта вперёд и назад.

б) И.п.- правая рука вверх в кулак, левая вниз. Рывки на два счёта, со сменой положения рук.

в) И.п.- руки вверх – поочерёдные круговые вращения.

г) И.п.- руки перед грудью сжаты в кулак, локти в стороны. На каждый шаг по два поворота корпусом.

д) И.п.- руки спереди, кисти рук сомкнуты в замок. Произвольно выполняются круговые вращения кистью рук.

е) И.п.-руки вытянуты вперёд. Выполняется сгибание-разгибание пальцев, с подъёмом рук вверх, через стороны вниз, расслабить руки.

М.У.: после выполнения упражнений, проходя мимо коробки с теннисными мячами, каждый ученик берёт один мяч и продолжает ходьбу в обход по залу, соблюдая интервал в 1,5 метра до команды учителя: «Класс на месте стой! Налево!» (образуется круг).

3.Общеразвивающие упражнения (с малым мячом):

Упражнение 1. И.п. – мяч в правой руке внизу. 1 – подбросить мяч вверх; 2 – поймать мяч левой рукой; 3 – вверх; 4 – поймать мяч правой рукой.

Упражнение 2. И.п. – мяч в правой руке внизу. 1 – наклон вперед и передать мяч за голенями в левую руку; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же передать мяч в правую руку.

Упражнение 3. И.п. – в ходьбе. Перебрасывать мяч из одной руки в другую перед собой. Мяч должен взлететь выше головы.

Упражнение 4. И.п. – мяч в руках внизу. Подбросить мяч, быстро присесть, коснуться рукой пола, встать и поймать мяч двумя руками.

Упражнение 5. И.п. – руки вверх, мяч в правой руке. 1 – наклон влево, выпустить мяч и поймать его левой рукой; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же вправо.

Упражнение 6. И.п. – мяч в правой руке внизу. 1 – взмах правой ногой, руки вперед, переложить мяч в левую руку; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же другой ногой.

Упражнение 7. Ударить мяч об пол, повернуться и поймать мяч.

Упражнение 8. Четыре прыжка на левой ноге, ударяя мяч об пол и ловя его левой рукой, следующие четыре прыжка – то же на правой ноге.

Перестроение из одной колонны в две: «Через центр в колонну по два, марш!» до конца спортивного зала. (М.у.: интервал между парами 1,5-2 шага). Колоннам повернуться лицом друг к другу и сделать два шага назад (интервал между шеренгами 4-5м.). Первая шеренга получает волейбольные мячи.

II . Основная часть урока 32 минуты.

1. Передача и ловля волейбольного мяча:.

а) Передача мяча из-за головы двумя руками. (М.у.: передача мяча должна производиться точно на грудь своему напарнику). Напарник в это время вытягивает руки перед грудью, кисти рук образуют «воронку», руки в локтях слегка согнуты.

(По свистку учителя начинаем работу и заканчиваем).

б) Передачи мяча одной рукой от плеча. Траектория полёта мяча должна быть не дугообразной, а прямой.

в) Одной рукой подбросить мяч вверх, успеть сделать три хлопка, поймать и передать напарнику.

г) То же, но с хлопком в ладони перед грудью, за спиной.

д) То же, но с приседанием, приседанием и хлопками в ладони, с поворотом направо, налево, кругом.

Перестроение в четыре колонны.

Первая шеренга налево! Вторая направо! Вперёд сомкнись! Девочки первой колонны налево в обход марш, до середины площадки! Вторая колонна справа в обход. Мальчики кругом! Направляющие колонн, до стены шагом марш! Кругом! (Первые стоящие получают по мячу).

е) По свистку ученики производят перекидку направляющему, затем бегут и занимают его место. Направляющий в свою очередь ловит мяч, бежит к своей колонне и отдаёт мяч первому стоящему, а сам становится в конец своей группы.

(Перекидки производят строго по свистку).

2. Подвижная игра «Снайпер».

(Возникновение игр)

*Подвижные игры были созданы народом, так же как сказки и песни. И дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение. История не знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их древности. Игры в мяч очень популярны, их считают самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира.

Прежде чем перейти к описанию игры в «Снайпер», расскажем, как делали мячи в старину. В простонародье чаще всего мячи делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры липы, берёзы или ивы. Внутри такие мячи были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был лёгким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому. Резиновыми мячами играли дети только из зажиточных семей.

Правила игры в «Снайпер».

В игре «Снайпер» площадка разделена на две части. Команды занимают места друг против друга каждая на своей стороне. За лицевыми линиями располагаются капитаны команд противников.

По свистку судьи капитан одной из команд вводит мяч в игру. Он перебрасывает его своим партнёрам через головы противников. Поймав мяч, они пытаются ударом выбить кого-нибудь из противников, т.е. попасть в него с лёта или передать мяч обратно своему капитану, чтобы он смог произвести меткий удар. Если противники перехватили мяч, то они начинают выбивать. Выбитый игрок должен сразу уйти с площадки. однако это не означает выход из игры. Он идёт за лицевую линию противника, где стоит «свой» капитан, и становится его помощником. Выйти на площадку вновь можно лишь в том случае, если он сам выбьет игрока противника или выбьет его капитан и даст возможность войти в игру.

Заступать за линии (капитанскую и среднюю) нельзя. За нарушение команда теряет мяч и попадание не засчитывается.

Игрок, в которого попал мяч, отскочивший от земли, остаётся на поле.

Цель игры: выбить всех игроков из команды противника. Во время игры не кричать, прислушиваться к судье. Соблюдать правила Т.Б., т.е. стараться не попадать в лицо противника. Не отбирать мяч у своего товарища.

Для того, чтобы лучше освоить правила игры, мы разделимся не на равные команды по силам, а команду девочек и мальчиков.

(Расставить команды по площадке и капитанов).

III . Заключительная часть урока 3 минуты.

Построение в колонну по одному, ходьба в обход по спортивному залу с восстановлением дыхания Подведение итогов урока, выставление оценок.

Задание на дом: на следующий урок знать правила игры в «Снайпер».

Организованный уход из спорт. зала.