Потешки про пальчики (пальчиковые игры). Пальчиковая гимнастика. (Потешки) Игры потешки и пальчиковая гимнастика

Акт третий.

Акт второй.

Акт первый.

На сцене появляется Изящная Дама. Она говорит Детям, что ей очень хочется пойти в зоопарк, но она не знает туда дороги. Появляется Благородный Господин, Дама спрашивает его, как пройти в зоопарк. Господин плохо слышит и не сразу понимает, что у него спрашивают. Дама громко кричит:

Сударь, как мне дойти до зоопарка? Господин отвечает:

Сударыня, к сожалению, я не знаю, почему развалилась арка.

После нескольких недоразумений Дама все-таки умудряется объяснить Господину, о чем речь, и они вместе отправляются в зоопарк.

Появляется зебра. Она носится по сцене взад-вперед. Дама и Господин стоят у края сцены и рассматривают зебру. Они размышляют, почему полоски на ней кажутся им такими знакомыми. (Дети криками непременно подскажут какие-нибудь идеи.) Зебра исчезает. Вместо нее выходит слон. Поначалу оба посетителя зоопарка его не замечают, потому что они поворачиваются к нему спиной. Слон толкает Изящную Даму хоботом, она пугается, ищет защиты у Благородного Господина, и оба убегают.

Дама потерялись в зоопарке и не могут найти выхода. У дороги они видят старушку. Она говорит, что понимает язык зверей, и предлагает спросить, где выход, у жирафа: у него ведь самая длинная шея, ему далеко видно, и он может лучше всех показать самый короткий путь. Все трое (и конечно же, присутствующие дети) зовут жирафа, и он неожиданно появляется. Старушка разговаривает с ним на смешном языке, которого никто не понимает. Потом она переводит зрителям этот разговор. Дама и Господин благодарят старушку и приглашают ее отведать вместе с ними шоколадного торта.


Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Ещё мы под эти потешки стрежём ноготочки (вы наверно знаете, что это такое подстричь ноготки у детки:)). Нам очень помогает.

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик - в лес пошёл,

Этот пальчик - гриб нашёл,

Этот пальчик - занял место,

Этот пальчик - ляжет тесно,

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

(загибаем пальчики )

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаются )

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком )

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем



С этим братцем

Песни пел!

Ивану-большому - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить,

А крошке Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Этот пальчик самый толстый,

самый сильный и большой!

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный,

избалованный он самый!

А мизинчик хоть и мал,

зато ловок и удал!

Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка.

Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона», а так же «Сидит белка на тележке...», «Шла купаться черепаха» - эти потешки расположены на главной странице потешек.


Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи, показали направленность развивающей работы: от движения к мышлению, а не наоборот.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Потешки для пальчиковой гимнастики

Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!
Соединяем одинаковые пальчики рук.
Дружат добрые зверята

(пальцы рук соединяются в "замок").
Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата
(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
(руки опустить, потрясти кистями)

"Колечко"
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!

Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки; чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пчелка"
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;

Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!

"Ножки"
указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")

Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!

Шел бобер, нес топор,
Шел бобер через бор.
Шел бобер через болото,
Шел бобер искать работу!

Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Ещё мы под эти потешки стрежём ноготочки (вы наверно знаете, что это такое подстричь ноготки у детки:)). Нам очень помогает.

***
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

***
(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

***
(загибаем пальчики )
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются )

***
(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком )
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

***
Ивану-большому - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке Тимошке - песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама,
а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка.

Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона», а так же «Сидит белка на тележке...», «Шла купаться черепаха» - эти потешки расположены на главной странице потешек.

Потешки про дождик и солнышко

Эти потешки хорошо петь под дождиком

Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

***
Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку -
По полному ведёрку!

***
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

***
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!



***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Зимние потешки

***
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -
Самокаточки.

***
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

***
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках - дедушка,
В других санках - бабушка,
В третьих санках - тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

***
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит -
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали -
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

***
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.

***
Наша Маша Маленька,
На ней шубка Аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

Кушаем кашку с потешкой

***
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».

***
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

Первые шаги с потешкой

***
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.

***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

***
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.



***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

По кочкам, по кочкам...

Эти потешки для игры на коленках у мамы. Очень полезными они бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Например, чтобы одеть штанишки или в очереди к врачу.

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»- «роняем» между коленями

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!


Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам -
Бултых в ямку!

Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!

От Tatachka;
Едем- едем на лошадке
По дорожке гладкой- гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест.
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква!)

(подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту)
Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высокую горку,
В ямку бух!

(покачиваем малыша из стороны в сторону)
Пришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колоду,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колоду…
(роняем)
Бултых в воду!

Можно менять животных
(
Летел журавль, сел на колоду...
Летел ворон, сел на колоду...)

Потешки-утешки

***
Не плачь, не плачь – куплю калач,
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три!

***
У киски боли,
У собачки боли,
А у моей малышки
Заживи-заживи-заживи.

***
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.

***
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Печём с потешкой

Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Мели, мели мельница,
Мели, мели, не ленися!
Намели нам крупки,
Гречневой мучки -
Ребятам на кашку,
На блины-оладья,
На сладкую ватрушку.

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.

На столе витушки,
На столе витушки,
А в печи ватрушки.
Витушки, ватрушки
Нашему Андрюшке.

Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.

Якова жена
Калачи пекла:
Калачи горячи,
За окошко мечи.
Прилетели грачи,
Похвалили калачи.

Пословицы

Пословицы о дружбе

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга, так ищи, а нашёл - береги.

Без беды друга не узнаешь.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Дружба дружбой, а служба службой.

Солома с огнём не дружись.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Для друга и семь вёрст не околица.

Эти потешки относятся к пальчиковым играм и известны давным-давно. Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка. К пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона».
Пальчиковые игры
очень полезны для детей - они улучшают координацию и стимулируют развитие речи, к тому же пальчиковая гимнастика очень нравится детям. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Потешки в пальчиковым играм формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Произносить потешки для пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе совзрослым или с его помощью.
Для некоторых игр надевайте на пальчики бумажные колпачки или рисуйте на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, обязательно хвалите его.

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить.
А крошке Тимошке - песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!

(кисти рук прясем перед собой)

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.

(зажимаем пальчики, крепко сжимаем кулак)

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Тс-с-с...

(зажимаем пальчики перед сном)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

(зажимаем пальчики)

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

(большим и указательным пальцами изобразить очки)

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

(все пальцы прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком»)

Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

(делаем легкий массаж)

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

(Ладошки соприкасаются, при слове "открыл" раскрываются как книга)

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.

(изобразить ёлку как сказано в потешки)

Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаем)

(держим руку вертикально и как бы шагаем по пальцам)

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

(Водим пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

(перебираем пальчики)

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.
или (Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.)

(согнуть пальцы как грабли, погрести)

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

(изобразить собаку: пальцы вместе - морда, мизинец вверх/вниз - рот, большой палец отогнут - уши)

У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

(перебираем пальцами по столу)

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

(резко раскрыть кулачок)

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.

(шевелим одновременно пальцами на двух руках)

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

(перебираем пальчики)

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик - самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

(перебираем пальчики)

Этот пальчик в лес ходил.
Этот пальчик гриб нашел
Этотпальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик встал и сьел
Потому и потолстел!

(перебираем пальчики)

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

(Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются», а потом «целуются».)

Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
- Чмок, чмок, чмок.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветрок!
Здравствуй, маленькй дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!

Пожалуйста добавляйте в комментариях Ваши пальчиковые игры и потешки для игр с пальчиками малыша.

Сайт «Мама может все!» собрал 17 интересных стихов про пальчики для детей. С ними малыши легко запомнят названия пальчиков, а так же научатся играть в пальчиковые игры. Эти игры очень полезны для развития моторики рук, они помогут развлечь малыша, разовьют память, а так же улучшат его координацию.

У меня пропали руки (спрятать руки за спину),
Может быть они от скуки убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.

Маленький мизинчик - плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет,
что все это значит,
Средний пальчик - очень важный,
не желает слушать,
Указательный спросил:
«Может хочешь кушать?»
А большой бежит на кухню,
тащит каши ложку,
говорит: «Не надо плакать,
на, поешь немножко!»

Идут четыре брата
Навстречу старшему.
-Здравствуй, большак! - говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
Самой первой села мама,
Рядом — строгий наш отец.
Следом братец и сестрица.
Ну, а мне где поместиться?

Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот крепко-крепко спит
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!

Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе пЕча топить,
А малышке песни петь
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю–
Очень маленьких люблю!

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал.

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
«Ура, все собирайтесь, обедать пора!»

Мы капусту рубим рубим
(проговаривать ритмично, это не песенка,
ручками показываем как мы рубим капусту)
Мы морковку трём, трем
(ручками показываем как мы трем морковку))
Мы капусту соооолим сооолим…
(пальчики щепоткой - солим)
Мы капусту мнем мнем… (ручками «мнем» капусту)


Мы делили апельсин!
(кулачок- «апельсин» перед собой)
Много нас (левая рука растопырена - это «мы»)
А он один (взгляд переводим на кулачок)
Эта долька для котят
(отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят
(отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа
(отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа
(четвертый)
Эта долька для бобра
(пятый)
А для волка кожура!
(встряхиваем бывшим кулачком - словно кожурой)
Разозлился волк - беда,
Разбегайтесь кто куда!

Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Ну а это толстячок,
А все вместе — кулачок!

На прогулке

На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались - и сцепились!
Прибежали разнималки-
Помешали перепалке.
И к развилке на кобыле
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять-
Хорошо друзей считать!

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал.
Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!

Пальчики

Десять пальцев-
Десять братьев:
Справа пять
И слева пять,
Стали думать
И гадать
Как друг друга
Называть.
Самый первый,
Ты – большой,
Указательный —
Второй,
Самый длинный
Будешь – средний.
Безымянный —
Предпоследний.
А мизинчик – позади.
Ты — мизинчик. Ты — води!