Познание. Конспект занятия в подготовительной группе "части тела"

Виктория Спиридонова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Части тела человека»

Цель: закрепить знания детей о теле человека.

Задачи:

Закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

Упражнять детей в согласовании существительных с числительными;

Обратить внимание детей на многозначность слов

Учить составлять рассказ о себе, опираясь на схему

Оборудование: проектор, экран для проектора

Ход занятия

1. Организационный момент:

Педагог: Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б не встретил

– Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)

Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)

2. Знакомство с темой

Слайд 2. Педагог: Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

Как вы думаете, кто это? (человек). Вы догадались о чём мы будем говорить? (о человеке)

Интересно, а кто это к нам пришёл? (Кощей бессмертный)

Кощей . Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я нечего вам не покажу.

Загадки.

1. Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).

2. Между двух светил я в середине один. (Нос)

3. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги) .

4. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).

5. У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки).

6. Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в …(живот)

7. Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова).

Кощей: - Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей. Смотрите свои картинки.

Слайд 3. Упражнение «Вспомни».

Педагог: Вспомните о чём были загадки Кощея. (глаза, нос, ноги, язык, пальцы, руки, живот)

Слайд 4. Следующая игра «Доскажи словечко»

Я начинаю предложение, вы заканчиваете.

Головой мы что делаем? (думаем). Ушами что делаем? (слушаем). Глазами.? (смотрим). Носом.? (дышим, нюхаем). Ртом.? (едим, пьем, говорим). Руками.? (берем, держим). Пальцами.? (трогаем, гладим, рисуем). Ногами.? (ходим, бегаем, прыгаем).

Слайд 5. Педагог: Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? (красная шапочка) Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласкова – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.

Игра «Назови ласково».

У моей внучки не рука, а ручка и т. д. Нога (ножка, плечо (плечико, нос (носик, волос (волосик, палец (пальчик, голова (головка, головушка, щека (щечка, ухо (ушко, живот (животик, глаз (глазок).

Слайд 6. Педагог: Посмотрите прикатился к нам румяный колобок. Ой, посмотрите какой он напуганный! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.

Игра «Расскажи про великана»

Не руки, а. ручищи; не глаза, а. глазища; не губы, а. губищи; не кулаки, а. кулачищи; не локти, а. локтищи; не ноги, а. ножищи; не ногти, а. ногтищи; не зубы, а. зубищи; не волосы, а волосищи; не брови, а. бровищи; не живот, а. животище.

Слайд 7. Педагог: К нам прибежал мальчик в сапогах-скороходах и предлагает немножко поразмяться.

Физкультминутка.

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик

Покажи мне где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

Слайд 8. Педагог: Ребята, к нам пришёл следующий гость, Незнайка. Он вас просит рассказать и показать какие части тела есть у него. Покажем? Повторяйте слова стихотворения и показывайте на себе части тела

Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти Уха два и мочки две

Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски

Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки

Есть колени и спина Щёки, нос и две ноздри

Но она всего одна Губы, зубы – посмотри

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Слайд 9. Игра «Подумай и ответь»

Педагог: Из какой сказки наши следующие гости Буратино и Мальвина?

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

Спасибо ребята.

Слайд 10. Педагог: Посмотрите, к нам пришёл козлёнок, который любил всё считать. Ему скучно одному, и он приглашает нас с ним посчитать.

Игра "Сосчитай"

Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)

Слайд 11. Многозначность слов.

Педагог: Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? Он нам хочет рассказать о словах, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула.

Ножки – у стула, у гриба.

Слайд 12. Составление рассказа о себе по схеме.

Педагог: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями наших героев. А теперь я вам предлагаем попробовать рассказать о себе, опираясь на схему.

(Сначала педагог рассказывает по схеме о себе. Затем дети по желанию составляют рассказ о себе)

Слайд 13. Итог:

Педагог: Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказа!

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Части тела» Цель: Уточнить знания детей о строении человека, назначение отдельных его частей. Задачи: Учить координировать речь с движениями, развивать.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по развитию речи для первой младшей группы «Человек, части тела» Программное содержание. Научить ребенка знать различные части тела, для чего они нужны (глаза-видеть, нос- воспринимать запахи и тд.). 1.

Конспект по развитию речи «Части лица человека» Просмотр непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по области «Речевое развитие» (формирование грамматического.

Конспект ООД с презентацией в подготовительной к школе группе «Части тела человека. Голова» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно – исследовательской.

Конспект занятия «Человек. Части тела». Тема «Человек. Части тела» Коррекционно-образовательные цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные.

Конспект занятия по развитию речи «Части тела» Конспект занятия по развитию речи с детьми с ЗПР. Тема: «Наше тело» Цели: -дать понятие о частях тела человека, основных органах чувств.

ЦЕЛИ: -Закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях. -Совершенствовать вербальный анализ и синтез. -Воспитывать.

Программное содержание: 1. Расширить и обобщить знание детей о домах. 2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения, формировать.

Занятие по познавательному развитию «Изучаем части тела» Познавательное развитие (окружающий мир). «Изучаем части тела» Средняя группа Цель: изучаем части тела человека. Задачи: Закрепить знания.

Библиотека изображений:

Конспект занятия

по теме «Человек. Части тела».

подготовительная логопедическая группа

Логопед Носенко Л.А.

Тема «Человек. Части тела.»

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Человек. Части тела». Расширение представлений о важности гигиены тела. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных множественного числа в форме именительного и родительного падежей). Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки с изображением частей тела человека. Картинки гномика, великана.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Отгадай загадки:

Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются (глаза)

Твои помощники- взгляни-

Десяток дружных братцев.

Как славно жить. Когда они

Работы не боятся

И как хороший мальчик. Послушный каждый….(пальчик).

Логопед: Сегодня мы будем говорить о частях тела.

  1. Развитие общей, мелкой моторики:

А) Общее расслабление. Движение по тексту.

Лапкой грудку и животик

Я помню, словно котик.

И свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки. (И.Лопухина)

Б) Развитие общей моторики. Выполнение движений по тексту.

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Справа – друг и слева – друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись! (И.Лопухина)

В) Развитие мелкой моторики. «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (обхватить правой ладонью левую и покачать).

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. (Наоборот).

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один. (Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот).

Г) Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

Для челюсти: движения нижней челюстью вправо – влево;

Для губ: выполнение попеременных движений:

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

Чтоб понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам!

  1. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

А) Рассмотреть картину с изображениями человека. Назвать части его тела (голова, руки, ноги, туловище).

Б) Назвать части головы и туловища (голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок; туловище: шея, плечи, живот, спина).

В) Игра «Подбери предмет» (часть тела).

Видят - … Слышат - …

Работают - … Бегают - …

Дышит - … Жуют - …

Стоят - … Машут - …

Трогают - … Нюхает - …

Говорит - … Пишут - …

  1. Физминутка, выполнить следующие задания:

А) Показать на себе части тела.

Б) Показать левой рукой правый глаз, левое ухо, правое колено, левый глаз.

В) Покажи правую руку. Закрой правой рукой правый глаз, левое ухо, правое плечо, левый глаз.

Г) Закрой правой рукой левый глаз, а левую руку положи на голову.

Д) Правой рукой закрой левый глаз, а левой рукой левый глаз.

5. Сказка «Великан и Гномик» - образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Жил – был Великан. У него был не нос, а … (носище), не глаза, а …, не губы, а…, не руки, а …, не кулаки, а…, не ноги, а …(ножище). У Великана был не дом, а домище. А рядом стоял домик в котором жил Гномик. У него был не нос, а носик, не глаза, а глазки и т.д. Великан был громадный, Гномик – малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили.

  1. «Подумай и ответь»

Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)

Сколько ушей у двух мальчиков?

Сколько лап у двух курочек?

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько лап у двух кошек?

  1. «Сосчитай» - согласование существительного с числительными по схеме «1,2,5»:

один палец, два пальца, пять пальцев

один рот, два рта, пять ртов

одна нога, две ноги, пять ног.

  1. Итог занятия и оценка работы детей.

Назовите части тела человека.


Цель - обобщение элементарных валеологических знаний детей о работе различных органов человека; развитие у детей умение использовать знания о здоровом образе жизни для своего оздоровления, выработать собственный вариант здорового образа жизни самостоятельно (по возможности) решать проблемы своего здоровья. Воспитание навыков сохранения и укрепления собственного здоровья, умения высказывать оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих и улучшающих здоровье человека.Материал: иллюстрации с органами пищеварения; иллюстрации с органами дыхания; две бумажные фигуры человека с роста ребенка; два комплекта иллюстраций внутренних органов человека; эмблемы на каждого ребенка; медальки, аптечка, чудесный бочонок с маленькими бочонками, косынки, овощи, игра «Подбери правильно».

Дети в группе разделены на две команды с разными названиями: команда "Айболит" и команда "Мойдодыр".Ход занятия:
Воспитатель: Человек бывает разный:
Средний, маленький, большой,
И не так-то просто сразу разобраться кто какой,
Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки
Очень важно, что снаружи, но важнее что внутри.
Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста
Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.
Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри -
Очень важно, что снаружи, но важнее - что внутри.
Красивые слова: Важно не то, что снаружи, а то, что внутри у человека.
Сегодня занятие для самых умных, самых смекалистых, самых сообразительных. На сегодняшнем занятии мы еще раз вспомним, что вы знаете о строении тела человека, поговорим о наружных и внутренних органах человека. Так как каждый из вас находится в команде, вам понадобятся и находчивость, и смекалка, и конечно взаимовыручка.
Мы играем в КВН.
К
оманды, представьтесь друг другу, жюри, гостям.

Представление 1 команды АЙБОЛИТ:
Если кто-то нездоров,
Не зовите докторов
Всех излечит и исцелит
Команда наша - Айболит.

Представление 2 команды МОЙДОДЫР:
Мойте шею, руки с мылом,
Трите щеки, нос до дыр,
И похвалит непременно
Вас за это - Мойдодыр!

Представление членов жюри.Воспитатель: Чтобы быть в хорошей соревновательной форме, предлагаю провести разминку. Для каждой команды приготовлены по 8 вопросов. Вы можете совещаться, обсуждать варианты ответов.

Вопросы для команды "Айболит":
1.В какой стороне тела находится сердце? (слева)
2.Что в организме человека находится между кожей и скелетом? (мышцы)
3.Если человек сильно болен, что он принимает? (лекарство)
4.Какой орган нашего тела принимает звуковые сигналы? (ухо)
5.От какого овоща плачут наши глаза? (от лука)
6.Что лечит врач-стоматолог? (зубы)
7.Мы знаем, что яблоко - фрукт, в организме человека тоже есть яблоко, но оно… (глазное)
8.Если вам необходимо позвонить в милицию, какой номер вы наберете? (02)

Вопросы для команды "Мойдодыр":
1.Какого цвета кровь? (красного)
2.Что всему голова? (мозг)
3.Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза)
4.У человека может быть много друзей, но главные: солнце, воздух и … (вода)
5.У птиц - перья, у человека - … (волосы)
6.Что лечит врач-окулист? (глаза)
7.Есть в организме человека удивительная мышца, она участвует в пережевывании пищи, прикреплена к нашему телу только с одной стороны. Что это? (язык)
8.По какому номеру телефона мы звоним в «скорую помощь»? (03)Воспитатель: Разминка позади, теперь можно переходить к основным заданиям, которые находятся в этой чудесной бочке. Итак, "Заморочки из бочки".

Заморочка №1 .Вопросительная. Задание - головоломка.
Каждой команде предлагается вопрос. Для ответа на него команды выделяют по четыре человека. Участникам команды "Айболит" вручаются карточки с иллюстрациями органов пищеварения (желудок, рот, пищевод,кишечник) детям необходимо построиться в таком порядке,в каком пища движется по организму.

Участникам команды "Мойдодыр предлагается карточки с иллюстрациями органов дыхания (бронхи, легкие, нос, трахея) детям нужно встать в таком порядке, в каком воздух движется по организму. Дети выполняют задание, оценивают команды, вносят изменения.
Ребенок одной из команд достает из бочки следующий бочонок с номером задания.

Заморочка №2. Игровая. Она посвящается важным, вкусным, сочным, питательным продуктам. Вы догадались каким? Правильно, фруктам. Друг за другом команды называют по одному фрукту. Очко получает команда назвавшая фрукт последней.
Жюри подводит итоги.

Заморочка №3. 1. Задания от доктора Пилюлькина:
1. Пять братьев
Годами равные,
Ростом разные. (Пальцы.)

2.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)

3.На макушке у меня
Вырос лес густой.
Заплету его я,
Станет лес - косой. (Волосы.)

4.В одной комнатушке
Соседи живут
Одни все кусают
Другие - жуют. (Зубы.)

5.У всех людей она одна
Сидит на шее - (Голова.)

6.Быть сутулой не должна
Наших малышей … (Спина.)

7.Это детишкам уже не секрет
Кости все вместе зовутся … (Скелет.)

8.В середине человека
День и ночь стучит … (Сердечко.)

2. "Окажи помощь другу"
Доктор Пилюлькин вызывает по два человека от каждой команды: один ребенок - пострадавший (порез на запястье), второй - оказывает помощь, используя аптечку.
Подводятся итоги.

Заморочка №4. Капитанская.
1.Подбери правильно картинку. К иллюстрации "Здоровый сон" ребенок подбирают нужные картинки. Второй капитан подбирает картинки к иллюстрации "Здоровая пища".

2.Это задание для капитанов поможет нам проверить работу одного из «разведчиков» мозга, работу нашего языка. Дети с закрытыми глазами определяют овощи на вкус.

Подводятся итоги.
Заморочка №5. Всезнайки. "Кто быстрее соберет органы человека", командам предлагаются бумажные внутренние органы человека и бумажная фигура человека. Каждому игроку предлагается прикрепить по одному органу к фигуре человека. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно прикрепить внутренние органы к фигуре человека.Воспитатель: Пока жюри подводит итоги давайте споем песенку "Улыбка", ведь даже от одной улыбки у всех поднимается настроение. А у здорового человека всегда бывает хорошее настроение.

Жюри подводит итоги. Участникам КВН вручаются медали - победившей команде - золотые, другой - серебряные.
Поздравления, выигравшая команда проходит круг почета, дети уходят в группу.

Тема: «Части тела – мои помощники»

Цель :

  • закрепить понятие о частях тела;
  • закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.

Задачи :

Логопедические:

Совершенствование лексического строя речи:

  • обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники»;
  • усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
  • закреплять понятия «многозначное слово», уточнять многозначность слова «нос»;
  • расширять представления о восприятии запахов у животных;
  • уточнить значение слов «аромат», «обоняние»;

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.

Развитие связной речи:

  • создать проблемную ситуацию, принять участие в её обсуждении;
  • развивать умения грамотно отвечать на вопросы;
  • находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Развивающие задачи:

  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие правильного физиологического дыхания.

Воспитательные:

  • формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, о их роли в жизни человека;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

  • наглядный метод (использование видеоматериалов)
  • словесный метод (беседа о частях тела)
  • игровой прием (артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»)
  • метод экспериментирования (узнать в каком чайнике вода холодная, а в каком горячая, не дотрагиваясь)
  • метод обследования (рассматривания в зеркалах глаза)
  • ароматерапия (используются ароматизированные свечи).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области:

  • здоровье (умение правильно дышать)
  • познание (рассказ логопеда о глазах и о восприятии запахов представителей животного мира)
  • музыка («Звуки лес»).

Оборудование: видеоматериалы (пейзажи, флора, фауна; нос, уши, глаза; рыбы, лягушка, куры, голуби, сова, филин, рак, ящерица, муравьи, собака, кошка, олень, лошадь, дельфин); аудиозапись «Звуки леса»; два чайника с водой – горячей и холодной; «чудо- коробка»; ароматические свечи; зеркала, персонаж кощей, ватман, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

2. Основная часть.

Сегодня мы будем говорить о человеке. На Земле живут очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.

Появляется Кощей.

Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я вас заберу к себе.

1) На нас надевают
Зимой – сапожки,
Осенью – туфли,
Летом – босоножки.
(Ножки)

2) Я в больницу ни ногой,
Обхожу всё стороной,
Весь дрожу, трясутся губы,
Мне вчера лечили…(зубы).

3) Пять братьев годами равные
Ростом разные.
(Пальцы)

4) Всё, что мы положим в рот,
Попадет к нам в …(живот).

5) Горшочек умён семь дырочек в нём.
(Голова).

Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей.

Логопед. Молодцы ребята, справились с задание, выпроводили кощея. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Человек видит не всем телом, а только глазами.

Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
Так зачем человеку глаза?
Дети отвечают.

Логопед. Правильно, глаза помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга. (Дети рассматривают видеоматериалы с изображением пейзажей, флоры, фауны.)

Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. Людям со слабым зрением врач рекомендует носить очки. У всех представителей животного мира разные глаза. Например, рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушки замечают только движущиеся предметы. Что рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать движение. У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. У совы и филина глаза большие, но неподвижный, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете. Муравьи даже днем видят звезды.

Какие бывают глаза по цвету?

Дети отвечают.

Логопед. А по форме?

Дети отвечают.

Логопед. А у вас какие глаза?

Дети отвечают.

Ты закрой глаза ладошкой,
Посидим совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.

Дети сидят с закрытыми глазами, включаются музыкальные записи «Звуки леса».

Логопед. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник. Что вы слышите?

Дети отвечают.

Логопед. С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки.

Дети отвечают.

Логопед. А какие звуки мы можем слышать?

Дети отвечают.

Логопед. Благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков. А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?

Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.

Логопед. С помощью чего мы ощущаем ароматы?

Дети отвечают.

Логопед. Как вы думаете, для чего человеку нужен нос?

Дети отвечают.

Логопед. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!», « Ну что ты нос повесил?». Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.

Зачем носик малышам?

Есть прямые носики,
Есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Ю.Прокопович

Физминутка.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.

Логопед. Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных большую роль играет обоняние. Оно является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение или слух. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, кошки и лошади. Обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень чувствует запах хищника с огромного расстояния и успевает убежать или спрятаться. Зато птицы очень слабо различают запахи, а вот дельфины вообще их не различают.

Логопед использует видеоматериалы и предметные картинки с изображением животных.

Если ты простудился и подхватил насморк, тебе труднее дышать. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать, вдыхать воздух через нос, а выдыхать – через рот. Нос — это орган человека. А у какого или чего он есть?

Логопед использует видеоматериалы с изображением животного и человека, лодки и чайника.

Логопед. Что такое чайник? Какие у него есть части? (Носик, крышка, ручка, донышко, стенки).

Логопед. Для чего нужен чайник? (Чтобы из него пить).

Педагог. Какая вода необходима, чтобы можно было заварить чай?

Дети отвечают.

Перед детьми выставляются два чайника с водой- холодной и горячей, предлагается узнать, где какая, не дотрагиваясь, затем задается ряд вопросов.

Дети понимают, как можно определить температуру воды.

Логопед. Перед вами два чайника, в одном чайнике холодная вода, в другом – теплая. Как вы думаете, в каком из них холодная вода?

Дети отвечают.

Логопед. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев. Они помогают нам писать, шить. Лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Некоторым очень тонким движениям нужно учиться, например, очень хорошо развиты кисти рук у художников. Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в нашей чудо-коробке?

Дети выполняют.

Логопед. Что было бы, если у человека был один глаз, но два рта и два носа?

Дети отвечают.

Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Г.Гейне.

В нашем ротике живет язычок. С помощью него мы можем определить вкус. А для чего еще человеку нужен язык?

Дети отвечают.

Логопед. Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом (рот) и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» (авторская разработка).

Жил – был Язычок.
Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком)
Но однажды все соседи на него
Обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы)
Он подошел к Щечке, (Толкают язычком правую щечку)
Постучал в ее дверцу — никто не открывает.
Тогда он пошел в противоположную сторону, (Толкают язычком левую щечку)
Но и там его никто не ждал.
Язычок решил подружиться с зубками.
Он щекотал сначала верхние зубки, (Выполняют артикуляционное упражнение Чистим зубки)
А потом нижние.
Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки)
Язычок решил их развеселить:
Облизнул сначала верхнюю губу, (выполняют артикуляционное упражнение Варенье)
А потом нижнюю.
Губкам это понравилось,
И они улыбнулись Язычку.
С тех пор все они дружно живут (Улыбаются)
И друг другу всегда улыбаются.

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Человек. Части тело»

Физкультминутка

Это глазка. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот. Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ. Топ. Ой, устали. Вытрем лоб.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики» Раз-два три-четыре-пять- разгибаем пальчики Вышли пальчики гулять. Раз-два-три-четыре-пять сгибаем пальчики В домик спрятались опять.

Артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» Жил – был Язычок. Он был веселый и всегда шумел. Цокают язычком Но однажды все соседи на него Обиделись и перестали с Язычком дружить. Надувают губы Он подошел к Щечке, Толкают язычком правую щечку Постучал в ее дверцу - никто не открывает. Тогда он пошел в противоположную сторону, Толкают левую щечку Но и там его никто не ждал. Язычок решил подружиться с зубками. Он щекотал сначала верхние зубки, упражнение Чистим зубки А потом нижние. Но тут губки обиделись и надулись. Надувают губки Язычок решил их развеселить: Облизнул сначала верхнюю губу, упражнение Варенье А потом нижнюю. Губкам это понравилось, И они улыбнулись Язычку. С тех пор все они дружно живут Улыбаются И друг другу всегда улыбаются.

Тема «Человек. Части тела» понедельник

- Взрослые и дети, мальчики и девочки - кто мы? (люди) Все мы разные, но очень похожи по строению тела и сегодня на занятии мы будем знакомиться с нашим телом . Каждый человек должен знать строение своего тела – это поможет ему быть здоровым. Тело человека - мудрый механизм, он способен выполнять много различных действий. Все дети разные и одновременно похожие, потому что тело состоит из одинаковых частей : головы, шеи, туловища, рук и ног. (картинка) Голова может думать, смотреть, дышать, различать запахи и вкус, но не сама, а с помощью органов, которые находятся на голове : глаза, уши, нос и рот. (картинка) - А что еще находится на голове? /волосы/ Голова может поворачиваться в разные стороны. Она не могла бы этого делать, если бы у нас не было шеи. При помощи шеи голова крепится к туловищу, которое может поворачиваться в разные стороны и наклоняться. К туловищу крепятся руки и ноги. Руки для человека очень важны , они выполняют разную работу. - Ребята, назовите мне части руки /плечо , локоть, ладонь, пальцы, ногти/. - А какие части ноги вы знаете ? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

«Подбери часть тела» К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека: Видят- слышат- работают- бегают- Дышит- жуют- стоят- машут- Трогают- нюхает- говорит- пишут

Закончить предложения одним и тем же словом в нужной форме.

1. УШИ.

У человека есть...

Некоторые умеют

шевелить...

У рыбы нет...

Я грею свои...

На морозе холодно...

Девочки носят сережки в...

2. РУКА.

Возьми карандаш в правую....

Я рисую правой...

У меня две...

Я растираю свои.....

Я беру мяч двумя...

3. НОГА

Я прыгаю на левой....

Сделай шаг правой....

У человека две....

У рыбы нет.....

Я опустил в воду...

Я одеваю носки на....

Физкультминутка

«Найдем хозяина». Взрослый произносит начало предложения, а ребёнок заканчивают его. Затем ребёнок повторяет предложение и показывает те части тела , о которых идет речь. Ресницы нужны. (глазам) . Локти нужны. (рукам) . Пятки нужны. (ногам) . Волосы нужны. (голове) . Лопатки нужны. (спине) . Пальцы нужны. (ладошкам) . Колени нужны. (ножкам) .

«Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции обведи и раскрась волосы у девочки.

Итог занятия Что мы сегодня с вами делали? Что нам помогает дышать, есть, говорить, смотреть, слышать…? Как мы называем все эти части? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Тема «Человек. Части тела» вторник

Мы с вами умеем говорить и бегать, ходить и играть, работать и думать. Наше тело состоит из различных частей.

«Назови части тела» Части тела: голова, руки, ноги, туловище. Повторить название пальцев Части головы: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок. Части туловища: шея, плечи, живот, спина.

Наши ножки могут ходить на носочках, высоко прыгать, бегать, приседать. Как у дома есть стены и поэтому он такой крепкий, так и у человека есть кости и мышцы , большие и маленькие. Eсли бы у человека не было костей , его тело было бы мягким . Кости, составляющие скелет , поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов. Потрогайте себя, руки, ноги, животик. - Как вагоны в поезде связаны друг с другом, так и мышцы и кости связаны между собой. Человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет - это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. Рассмотрите свои руки, пошевелите пальчиками рук. - Наше тело покрыто кожей , которая защищает его. Посмотрите на кожу, особенно на пальцах рук. Она должна быть целой, без повреждений. - В организме человека через глаза , рот, нос, уши, в кожу может попасть грязь (пыль, песок, насекомые, и тогда организму будет плохо, ему надо будет с этим бороться; именно поэтому мы учимся ухаживать за своим телом , - когда оно чистое, ему ничего не грозит . - Через нос и рот в организм попадает воздух – мы дышим, живем. Попробуйте закрыть рот и нос – что будет? - Через рот мы себя кормим, наш организм берет из пищи самое ценное, нужное, а остатки выходят из него, когда вы ходите в туалет. Это как конфета – «фантик» выбрасываешь, а конфету ешь, так же поступает и ваш организм, поэтому освобождать его от «фантиков» нужно сразу, как только он об этом напомнить. - Если ты будешь беречь свое тело , есть то, что тебе дают в детском саду и дома, заниматься физкультурой, то вырастишь крепким, красивым и умным.

Физкультминутка

«Чего у тебя сколько?» 1 – голова, лоб, нос, шея, грудь, живот, спина, … 2 - …, 5 - …, 10 - …, 20 - … .

«Найди ошибку»
руками прыгают, а ногами трогают;
глазами нюхают, а носом смотрят;
ушами едят, а ртом слушают;
ногами хлопают, а руками топают;
ногтями берут, а руками царапают.

«Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции посмотри и дорисуй, чтобы были все одинаковый.

Итог занятия

Тема «Человек. Части тела» среда

Мы познакомимся сегодня с самыми важными органами. - Один из самых главных органов - мозг. – Где он находится? Он все знает и за все отвечает. Мозг помогает человеку думать , ходить, делать разную работу. Он очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга. - Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови - накормить все тело . А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган - сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит . - Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак - так работает сердце. - А вы слышите стук сердца? Сердце нужно беречь. Но это не значит, что нужно все время лежать и ничего не делать . Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь. - Предлагаю вам приложить ладонь к сердцу и прислушаться. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее. - У человека есть легкие , они нужны человеку , чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя. - Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились. - Мы не всегда дышим одинаково. Когда бегаем - дышим чаще и глубже, а когда мы спокойны или спим - дыхание у нас ровное и спокойное. Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травить свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают. - Желудок, как кастрюля внутри нас - туда попадает вся пища, а желудок ее переваривает. С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает. Очень не любит желудок, когда мы наедаемся сверх меры - набиваем живот. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот.

«Я называю часть тела, а вы скажите, что мы делаем»

Что мы делаем глазами? (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)

Носом? (дышим, нюхаем, сморкаемся)

Ртом? (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся…)

Руками? (трогаем, берем, хлопаем)

Ногами? (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем…)

Физкультминутка

«Узнай по описанию» Вы много узнали о частях тела человека, и вам будет нетрудно догадаться, о чем я говорю: Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?) - глаза. Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные - волосы. Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый – нос. Пухлые, розовые, узкие, большие – губы.

«Великан и карлик». зуб – зубик – зубище нос – носик – носище рот – ротик – ротище губа – губка – губища усы – усики – усищи голос – голосок – голосище кулак – кулачок – кулачище борода – бородка – бородища голова – головка – головища ноготь – ноготок – ногтище нога – ножка – ножища рука – ручка – ручища глаз – глазик – глазище

«Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции Дорисуй половинку и раскрась

Итог занятия - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Тема «Человек. Части тела» четверг

«Назови ласково» Сядет тот, кто назовет ласково: голова - нос - руки - грудь - лоб - подбородок - локти - спина - брови - рот - пальцы - живот - ресницы - язык - ногти - ноги - глаза- горло- плечи- колени - затылок - зубы - шея - пятки - щеки - губы - уши - лопатки -

Мой, моя, моё, мои
Мой – (лоб, нос и т.д.)
Моё – (лицо, тело и т.д.)
Моя – (рука, спина и.т.д.)
Мои – (ноги, уши и т.д.)

«Четвёртый лишний». Мальчик, спина, девочка, старушка. Банан, язык, зубы, нёбо. Нога, колено, тапок, пятка. Пальцы, ладонь, пятка, локоть. Волосы, уши, глаза, спина. Ходить, бегать, нюхать, прыгать. Читать, слышать, видеть, смотреть.

«Подумай и ответь» - Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/ - Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/ - Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/ - Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

Физкультминутка

Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Нос – у самолета, у корабля, у чайника; Ручка – у двери, у сумки, авторучка; Глазок – в двери, у картошки; Горлышко – у бутылки, у ребенка; Спинка – у стула; Кисти – малярная, кисть винограда; Язычок – у ботинка, пирожное; Ножки – у стула, у гриба.

«Найди ошибку».
- руками прыгают, а ногами трогают;
- глазами нюхают, а носом смотрят;
- ушами едят, а ртом слушают;
- ногами хлопают, а руками топают;
- ногтями берут, а руками царапают.

«Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции Найди 10 отличий на двух картинках с изображением детского праздника.

Итог занятия - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Тема «Человек. Части тела» пятница

«Покажи и назови». Взрослый называет различные части тела, а ребёнок их показывает. Взрослый показывает различные части тела, а ребёнок их называет.

Загадки.

На нас надевают

Зимой – сапожки,

Осенью – туфли,

Летом – босоножки. (Ножки)

Я в больницу ни ногой,

Обхожу всё стороной,

Весь дрожу, трясутся губы,

Мне вчера лечили…(зубы).

Пять братьев годами равные

Ростом разные. (Пальцы)

Всё, что мы положим в рот,

Попадет к нам в …(живот).

Горшочек умён

Семь дырочек в нём. (Голова).

Брат с братом
Через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза.)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык.)

Между двух светил
Я в середине один. (Нос.)

Не сеют, не сажают,
Сами вырастают. (Волосы.)

«Два, две» Парные части тела: две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни).

Физкультминутка

Пересказ рассказа “Для чего руки нужны” (Е. Пермяк)
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как–то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А еще для чего? – спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать.
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он
маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по
трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет
держится.
1 – чтение
2 – ответы на вопросы по тексту
3 – повторное чтение
4 – пересказ по цепочке

«Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции

Соедини с названиями

Итог занятия - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?