Правила езды на велосипеде в зимнее время. Можно ли ездить на велосипеде зимой? За что могут оштрафовать велосипедиста

Особенности подготовки и езды на велосипеде в зимнее время

Велосипед, как многие могут подумать, не только летнее средство передвижения. С каждым годом на улицах своего города мы видим все больше людей, для которых зима – не помеха. Если вы решили примкнуть к их рядам, то наверняка у вас есть масса вопросов:
- как подготовить велосипед к зиме?
- как одеваться перед выездом?
- как правильно ездить на велосипеде зимой?

Мы подготовили ответы на все вопросы, которые могут у вас возникнуть перед первым зимним выездом.

Преимущества и особенности катания зимой

Зимнее катание на велосипеде имеет свои преимущества и особенности, которые необходимо учитывать при подготовке и эксплуатации велосипеда.


Плюсы зимнего катания:

  • Под падающим снегом зимой кататься намного приятнее, чем под дождем летом. Зимний мороз переносится легче, чем летняя жара и, если вы замерзли, то можно просто ускориться и согреться. Летом же интенсивная езда наоборот может приводить к дискомфорту от жары. Хотя, надо заметить, одежда велосипедиста должна быть адекватной в любое время года.
  • Летняя дорога с ямами и лужами зимой преображается. С другой стороны, асфальтированная дорога, на которой летом не было ям и колдобин, зимой покрывается льдом.
  • Все, что летом может привести к проколам колес (гвозди, стекла и т.п.), зимой оказывается под снегом.
  • На мягком снегу резина изнашивается меньше, чем при езде по асфальту.
  • Зима – хорошее время для тренировки навыков катания в экстремальных условиях – по аналогии с экстремальной ездой на автомобиле.

Однако есть и особенности, которые надо учитывать:
  • При отрицательных температурах смазка в подшипниках густеет, из-за чего и ход велосипеда становится тяжелее, а накат менее эффективным.
  • Когда велосипед перемещается из отапливаемого помещения на мороз, то давление в шинах заметно падает. Необходимо иметь это в виду и при необходимости подкачивать камеры.
  • Зимой темнеет существенно раньше чем летом, поэтому стоит позаботиться о дополнительных светоотражателях. Фонари лучше использовать очень аккуратно, поскольку на морозе элементы питания могут окислиться.
  • Велокомпьютеры зимой лучше не использовать, поскольку их жидкокристаллические экраны перестают воспроизводить информацию при отрицательных температурах.
  • Стоит снять все пластмассовые детали, без которых можно обойтись – пластмасса на морозе становится очень хрупкой и есть риск их сломать.
  • Крайне важно избегать резких торможений с последующей блокировкой колеса, а также резких поворотов на высокой скорости.
  • Не следует мыть велосипед перед тем, как собираетесь выйти на улицу - он мгновенно обледенеет, и, что самое важное, могут перестать работать тормоза и другие узлы велосипеда.
  • Трение, а если правильнее выразиться, сцепление покрышек с дорогой зависит от температуры. Чем ниже температура воздуха, тем лучше сцепление. И напротив, когда температура ближе к нулю, на дорогах образуется «каша», то уровень сцепления значительно хуже.
  • При движении велосипедные покрышки интенсивно деформируются. Часть этой энергии переходит в тепло и нагревает шину, в результате чего колеса меньше «дубеют» и лучше катятся. Поэтому зимой лучше кататься в умеренно быстром темпе. К тому же хорошая скорость позволяет согреваться на морозе.

Зимняя экипировка велосипедиста

Хорошая теплая одежда – обязательное условие при езде на велосипеде зимой. Важно подбирать такую одежду, в которой вам будет безопасно и комфортно кататься. Зимняя одежда для велосипедиста должна отвечать следующим требованиям:

  • Не должна стеснять движений и мешать управлению.
  • Не должна уменьшать обзор.
  • Не должна быть слишком теплой или слишком холодной.
  • Должна быть непродуваемой и непромокаемой.
  • Должна быть заметной для водителей автомобилей и пешеходов.

Подход к выбору одежды должен быть таким, чтобы сначала, как только вы выйдете на улицу, вам было прохладно, и чтобы через пять-десять минут активного катания вы хорошо согрелись, но при этом не вспотели. Потеть на морозе крайне нежелательно, поскольку если вы вспотеете, то просохнуть сможете только в теплом помещении. Если все же нижняя одежда стала мокрой, то следует ехать без остановок, не давая себе остыть.


Для езды на велосипеде в зимнее время вам понадобится:

Куртка
- нижняя одежда
- штаны
- шапка и шлем
- обувь
- перчатки
- очки


Лучше одеваться «слоями», то есть надевать несколько слоев легкой одежды.


Первый слой – термобелье. Задача нижнего слоя одежды – сохранять тепло и отводить влагу. Нижнее белье из хлопка нежелательно, так как в нем тело быстро потеет и хлопок, впитывая влагу, не дает ей испаряться. Лучше выбирать термобелье известных марок.


Второй слой – утепляющий. Оптимальный вариант – флисовая толстовка. Флис обладает отличными теплоизоляционными качествами, износостоек, отлично выводит влагу, быстро сохнет и очень приятен на ощупь.


И, наконец, третий слой – непромокаемая и непродуваемая куртка или ветровка. Задача верхней одежды состоит в защите от ветра и снега. Однако, не переусердствуйте с верхним слоем: он не должен быть слишком теплым, а также должен позволять «дышать» вашему телу.


Штаны
Обувь

Для зимнего катания вполне подойдут треккинговые ботинки с теплым носком. Также можно обратить внимание на бахилы из специальных материалов, которые помогают удерживать тепло. Важный момент – во время катания стопы находятся почти без движения и при низких температурах начинают мерзнуть даже в теплой обуви. Если вы начали чувствовать, что ноги замерзают, остановитесь и энергично походите-побегайте несколько минут.


Шапка и шлем

Как и летом, большое внимание следует уделить безопасности и не забывать про шлем. Для головы также важно обеспечить защиту от холода и ветра. Идеальная «одежда» для головы - балаклава из специальных материалов, которую можно найти в спортивных магазинах. Выбирая шапку или балаклаву, учитывайте, что поверх должен без проблем надеваться шлем.


Перчатки

Можно использовать флисовые перчатки или не слишком громоздкие горнолыжные. Важно, чтобы рукам было тепло и чтобы при этом переключение скоростей и управление тормозными ручками было удобным.


Очки

Для защиты глаз стоит надеть горнолыжные или мотоциклетные очки, при этом дужки очков должны быть пластиковыми, так как металл на морозе может примерзнуть к коже.

Подготовка и обслуживание велосипеда зимой


Каждому автовладельцу хорошо известно, что к зиме нужно готовиться, а вот как подготовить велосипед к зиме – вопрос не самый простой. Конечно, устройство велосипеда куда проще автомобиля, но и за ним нужно тщательно ухаживать, готовить его к зимнему катанию. Многие опытные велосипедисты, кстати, имеют второй велосипед для катания в зимнее время. У такого велосипеда обычно более скромная навеска и, зачастую, жесткая вилка.


Рама

Желательно перед тем, как выехать на улицу, подержать велосипед 10-15 минут в подъезде, чтобы рама «привыкла» к холоду. То же самое рекомендуется делать по возвращении для более плавного изменения температур. Резкие перепады нежелательны. Также необходимо очищать раму от снега, льда и соли, потому что если на ней есть сколы или царапины, они могут быть подвержены коррозии. Лучше всего их сразу же зачищать, обезжиривать и подкрашивать.


Вилка

Для зимнего катания подходят вилки с пружинно-масляным или воздушно-масляным амортизатором, а также жесткие вилки. Амортизационные вилки очень не любят соль, поэтому их стоит тщательно очищать сразу же после каждой поездки по городу. Вилки с эластомерными амортизаторами на холоде работают плохо, поскольку эластомер затвердевает и теряет упругость. Стоит заметить, что некоторые предпочитают ставить на зиму жесткую вилку – катание по снегу и так не слишком жесткое, да и хорошую амортизационную вилку можно поберечь.


Тросики и рубашки

Перед началом зимнего сезона стоит проверить состояние тросиков и рубашек. Неисправные тросики и рубашки могут стать причиной невозможности переключения скоростей или, что намного хуже, срабатывания тормозов. Часто встречающаяся причина нарушения работы переключателей и тормозов – попадание влаги внутрь рубашек тросов и замерзание ее там. В результате чего трос может совсем примерзнуть и перестать двигаться. Во избежание этого необходимо периодически смазывать тросы и места их входа в рубашки.


Тормоза

В условиях зимнего катания наиболее предпочтительны дисковые тормоза – гидравлические либо механические – они надежны, эффективно работают в любых, даже очень неблагоприятных, погодных условиях. Конечно, можно кататься и с ободными тормозами, однако делать это надо крайне осторожно, поскольку эффективность ободных тормозов в зимнее время сильно снижается. Связано это с тем, что колодки и обод обледеневают, и при торможении колодки просто проскальзывают по ободу.


Переключатели передач

Зимой переключатели могут перестать работать, если в них набьется снег или лед. В этом случае переключатель просто застревает в одном положении. Чтобы минимизировать такую вероятность, необходимо обрабатывать переключатели смазкой (например, WD-40), которая обладает влагоотталкивающими свойствами.


Цепь

Один из самых уязвимых зимой компонентов велосипеда – это цепь. При катании в цепь набивается смесь снега, соли, песка и дорожных реагентов. И если периодически не чистить и не смазывать цепь, она может быстро заржаветь.


Покрышки

В зимнее время можно кататься на обычных покрышках, но, с точки зрения безопасности и большего комфорта, стоит обратить свое внимание на зимние шипованные покрышки для велосипеда. Шипованная резина различается по структуре, рисунку протектора, а также по количеству шипов и рядов расположения шипов на покрышке. На самых продвинутых покрышках размещается до 350 шипов в 3-4 ряда по центру и в боковых частях протектора шины. На такой резине можно уверенно ехать даже по льду. Однако, если вы не планируете такого экстремального катания, можно обойтись и покрышками с 50-200 шипами, размещенными в два ряда.


Камеры

Как уже было сказано, необходимо учитывать, что на холоде давление в шинах падает. Однако не стоит их и перекачивать. Пусть лучше они будут немного проминаться под вашим весом – так площадь соприкосновения с заснеженной дорогой будет увеличиваться.


Крылья

В условиях города есть смысл установить на свой велосипед полноразмерные крылья для лучшей грязезащиты. При катании же за городом, где снег чистый, можно обойтись и обычными легкими быстросъемными крыльями.


Световые приборы

Зимой очень короткий световой день, поэтому следует позаботиться о световых приборах для того, чтобы и обеспечить себе хорошую видимость, и быть заметным для пешеходов и автомобилистов. Сзади можно установить мигающий фонарь на светодиодах. На руль также можно поставить фонарь со светодиодными или галогеновыми лампами. Если вы запланировали длинный маршрут в темное время, то стоит помнить, что при низких температурах «батарейки» садятся гораздо быстрее. Также не помешают дополнительные спицевые светоотражатели и одежда со светоотражающими элементами.


Обслуживание велосипеда

В зимний сезон все компоненты велосипеда подвергаются повышенным нагрузкам и быстро изнашиваются, ржавеют, разрушаются. Это происходит по причине неблагоприятных внешних воздействий – снег, лед, соль, реагенты делают свое губительное дело. Отрицательная температура приводит к загустеванию смазки во всех вращающихся узлах, из-за чего может нарушаться их работа, и они могут стираться и даже разрушаться. Поэтому после каждой зимней вылазки на велосипеде необходимо тщательно его приводить в порядок – чистить и смазывать.

Техника катания зимой

Если у вас нешипованная резина, а на улице гололед, то лучше отложить велопрогулку. На такой резине можно вполне комфортно кататься по свежевыпавшему или утрамбованному снегу – и относительно безопасно, и удовольствие получите.


На резине с небольшим количеством шипов (до 150) можно передвигаться уже смелее и в более неблагоприятных дорожных условиях. Но не стоит делать резких движений, резко тормозить – несмотря на наличие шипов, очень легко отправить велосипед в занос. Самое же комфортное и безопасное катание – на шинах, имеющих большое количество шипов (до 350), расположенных в четыре ряда. На таких покрышках можно даже ездить по льду.


На любых покрышках следует избегать езды под боковым уклоном – лучше объезжать такие места, либо спешиться и пройти этот участок дороги пешком.


Необходимо все время поддерживать тормоза в состоянии готовности. Для этого надо слегка нажать на тормоз во время движения и проехать с нажатой тормозной ручкой несколько метров. Сначала тормозные колодки будут проскальзывать, а потом начнут цеплять диск или обод. Это стоит делать каждые 10-20 минут, чтобы тормоза были постоянно в состоянии готовности.


Тормозить зимой нужно мягко и прерывисто, иначе велосипед может уйти в занос. Первым лучше нажимать задний тормоз, затем мягко – передний.


  • зимой лучше ездить по плотно утрамбованному снегу
  • не ездите по колеям и старайтесь не ездить по снежной шуге
  • поворачивайте плавно, по большому радиусу, избегайте резких поворотов
  • не выезжайте на автомобильные дороги – это крайне опасно в условиях суженной проезжей части, недостаточно хорошей видимости, наличия колеи – все это в разы повышает риск аварийных ситуаций
  • старайтесь не делать резких движений
  • всегда будьте готовы к тому, что под колесами окажется лед, держите руки на тормозных ручках, чтобы успеть вовремя сбавить скорость

При разумном подходе – абсолютно безопасно ездить зимой на велосипеде, но требуется учесть некоторые особенности

7918 1

Многие из тех, кто читает эту статью, задумывались над такими вопросами, как: не опасно ли ездить зимой на велосипеде? А не случится ли что-нибудь с велосипедом? Как подготовить велосипед к зимним поездкам? Как ездить по гололёду и снегу? Какие тонкости нужно учесть, в такой велопрогулке?

Ездить на велосипеде зимой – не опасно , а очень полезно и увлекательно! Ниже я отвечу на возможные вопросы и дам советы, чтобы зимние поездки принесли положительные эмоции и хороший опыт!

Опасно ли ездить на велосипеде зимой?

При правильном подходе – зимний велоспорт безопасен и сравним с обычной ездой в тёплую погоду по сухому асфальту. Есть некоторые тонкости, которые требуется соблюдать во время езды и учитывать при выборе экипировки. Кто-то считает, что велосипед - летнее средство передвижения, которое абсолютно не совместимо с зимой. Из всех, кого я знаю, так говорили лишь те, кто ни разу не пробовал этого. Кто решился на это, последующие зимы активно катаются по городу и городским паркам.

При разумном подходе – абсолютно безопасно ездить зимой на велосипеде, но требуется учесть некоторые особенности.

Опасен ли холод и как подготовить велосипед к зиме?

Велосипед – простой технический механизм, который без каких-либо последствий способен выдержать самую морозную погоду (есть некоторая тонкость с гидравлическим тормозом, старые модели могут испортиться в морозную погоду, но те, что ставятся на современные велосипеды способны выдержать «русскую» зиму).

При температуре менее 15 - 20 градусов выезжают опытные райдеры, которые знают свои способности и способности своего велосипеда.

Для любителей я бы назвал «комфортной» температуру до - 15 градусов. При такой температуре – с любым велосипедом не будет каких-либо проблем. Единственное, что происходит – густеет смазка на тросиках\в подшипниках\переключателе\ и т.д. Из чего следует, что могут более туго переключаться скорости\нажиматься тормоз. Для того чтобы минимально ощутить данную проблемуследите, чтобы все жизненно важные элементы велосипеда были смазаны (желательно раз в месяц «обновлять» ). Амортизированная вилка тоже становится менее «мягкой» на холоде, что также требуется учесть.

Давление в колёсах нужно сделать послабее, чтобы было хорошее сцепление со снегом и льдом, стоит поставить «позубастее», в противном случае она будет скользить и пробуксовывать. Зимой рано темнеет, а в тёмное время суток лучше использовать , что позволит видеть вам и вас.

Холод для велосипеда не опасен, если он подготовлен к зиме:

  • Следите за смазкой
  • Сделайте давление в шинах слабее (от 1.5 до 2.0 атмосфер)
  • «Зубастая резина»
  • Оснастите велосипед фонарями

Особенности езды на велосипеде по гололёду и снегу

Зимой требуется аккуратность, когда на дорогах встречается лёд. Стоит понимать, что сцепление у колёс заметно хуже, чем летом, и тормозной путь увеличивается.

Тормозить лучше, нажимая на оба тормоза, но сначала нажимайте на задний тормоз, а уже затем, с меньшей силой, на передний! Для сохранения устойчивости, не вдавливайте ручку «до упора», аккуратно подтормаживайте, не давая заблокироваться колесам.

Не стоит тормозить на поворотах, требуется сначала замедлиться, а уже потом начинать поворачивать. На тормозных колодках может скапливаться влага и их требуется чаще «просушивать». При повороте нужно стараться не наклонять велосипед, ведь на скользком участке он может выскользнуть в сторону.

В гололёд, движения должны быть плавными, требуется крайняя осторожность, а лучше избегать таких участков.

Езда по рыхлому снегу – хорошая фитнес тренировка! В этом может помочь только выносливость, накаченные ноги и энтузиазм.

Скорость на переключателе поменьше, педали крутим быстрее и вперёд! Темп езды требуется подбирать индивидуально, он должен быть умеренно быстрый, чтобы не замёрзнуть.

При езде на скользких участках требуется максимальная аккуратность и плавность движений:

  • Тормозите, зажимая оба тормоза, но обязательно, сначала нажать задний тормоз, а затем, с меньшей силой, передний
  • При торможении не допускайте полной блокировки колёс
  • Чаще «просушивайте» тормозные колодки
  • Поворачивайте плавно, стараясь не наклонять велосипед
  • При езде по рыхлому снегу – поставьте маленькую скорость на переключателе и с равномерным усилием, не останавливаясь, крутите педали
  • Подберите для себя оптимальный темп езды (под каждый тип поверхности)

Выбор одежды важнейший элемент в велосипедной прогулке в холодную погоду. Если оденетесь тепло – есть возможность быстро вспотеть, если оденетесь холодно – можно замёрзнуть. Этому вопросу требуется уделить большее внимание, и для него требуется отдельная статья, с которой вы познакомитесь позднее.

Спасибо за внимание, особенно тем, кто прочитал до конца! Круглогодичного сезона и попутного ветра!

[email protected]

Сезон только начался, а сотрудники ГАИ уже отмечают всплеск ДТП с участием велосипедистов. Статистика за прошлый год показывает, что половина таких происшествий происходит по вине тех, кто управляет двухколесным другом. Исходя из того, что популярность велосипедного движения в нашей стране набирает обороты, и ежегодно только в столице в сезон продается более 10 тысяч велосипедов, сегодняшний полезный обзор напоминает обладателям двухколесных, как ездить по правилам.

В прошлом году на дорогах Беларуси произошло 460 ДТП с участием велосипедистов, в которых 155 человек погибли и 360 были ранены, о чем сообщила TUT.BY старший инспектор по особым поручениям управления ГАИ МВД Анна Банадык . Кроме того, 300 велосипедистов в момент ДТП находились в нетрезвом состоянии. Для сравнения: в 2009 году было совершено 469 ДТП, в которых погибли 119 человек, а 367 были ранены. Непосредственно в Минске в 2010 году произошло 13 наездов на велосипедистов - в них 2 человека погибли, 11 было ранено, рассказала начальник пресс-службы УГАИ ГУВД Мингорисполкома Жанна Тройно .

В то же время по всей республике по вине велосипедистов произошла примерно половина всех ДТП в 2010 году - 235, в которых погибло 52 человека и 185 получили ранения. В том числе виновниками ДТП в прошлом году стали 23 нетрезвых велосипедиста.

Третья часть всех аварий со смертельным исходом произошла в темное время суток на неосвещенных участках дорог. Хотя большинство ДТП с участием велосипедистов совершается в светлое время суток, но в темное время суток на неосвещенной дороге увеличивается тяжесть последствий. Так, в прошлом году из 460 ДТП с участием велосипедистов 123 произошло в период, когда наружное освещение отсутствует. В них 55 человек погибли и 77 были ранены. Тогда как процент погибших в светлое время суток значительно ниже - 49 из всех 289 совершенных в светлое время происшествий.

Фонари обязательны, светоотражающие жилеты желательны

Нехватка велодорожек, отсутствие велостоянок, отсутствие лояльности к велосипедистам со стороны водителей, пешеходов, автоинспекции… Эти сложные отношения на дорогах регулируют правила дорожного движения, которые сами велосипедисты считают не всегда для них приспособленными. Но как показывает печальный опыт, элементарное соблюдение правил может сделать передвижение на велосипеде более безопасным.

Например, основная причина ДТП с участием велосипедистов в темное время суток - отсутствие освещения. По правилам дорожного движения, велосипед в темное время суток должен иметь "спереди - фару (фонарь), излучающую белый свет, сзади - фонарь, излучающий красный свет". "Мы рекомендуем велосипедистам также иметь на себе световозвращающие элементы, а лучше - жилеты, тогда будет гарантия, что вас заметят", - рассказывает Анна Банадык. Освещение, как правило, не поставляется в комплекте с велосипедом при покупке, цены на него в магазинах самые разные, но целесообразно ли пренебрегать такой покупкой…

Главное правило езды на велосипеде: "Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края". При этом выезд далее 1 метра от края проезжей части возможен лишь для объезда препятствия, при повороте налево либо развороте. А горизонтальная дорожная разметка 1.2, обозначающая край проезжей части дороги, должна располагаться слева от велосипедиста.

Велосипедист ездит по ходу движения транспортных средств. Аналогично поступает пешеход, ведущий рядом с собой велосипед, обозначенный сигнальными фонарями или световозвращателями, - в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги "в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги".

В ПДД указано: "Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге". А пересекать проезжую часть по пешеходному переходу велосипедист должен спешившись. Кстати, несоблюдение данного правила ежегодно увеличивает количество ДТП с участием велосипедистов. "Учитывая, что скорость пешехода и велосипедиста - разные, происходят наезды, когда водитель не успевает сориентироваться и притормозить. В таких ситуациях, кто виноват, разбираются следователи и дознаватели. В любом случае, не спешиваясь, велосипедист нарушает ПДД", - отмечает Жанна Тройно.

По правилам дорожного движения, нетрезвым нельзя садиться не только за руль авто, но и за руль велосипеда. Велосипедисту нельзя также перевозить пассажиров (за исключением перевозки детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье), а еще двигаться не держась за руль или не держа ноги на педалях…

Между тем наличие шлема при езде на велосипеде не является обязательным: иметь его на себе только рекомендуют. Правила дорожного движения не запрещают ездить на велосипеде с наушниками, хотя здравый смысл подсказывает, что музыка в ушах может отвлекать от движения и стать причиной ДТП. Очень немногие водители двухколесных используют светоотражающие жилеты: ношение их в темное время суток ГАИ только рекомендует. Кроме того, правила дорожного движения не запрещают передвигаться на велосипеде зимой: исключения составляют снегопады и гололедицы.

Дети до 14 лет имеют право управлять велосипедом только на пешеходных и жилых зонах, тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках. Не достигшие 14-летнего возраста могут выезжать на дорогу только в сопровождении взрослого.

А колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров.

Независимо от возраста велосипедиста нельзя ездить по автомагистралям (обозначенным знаками "автомагистраль" и "дорога для автомобилей"). Выезд на скоростную магистраль может быть чреват печальными последствиями. Поучительно случившееся несколько недель назад , в котором автомобиль БМВ врезался в колонну велосипедистов. Восемь юных спортсменов пострадали, передвигаясь на скоростной автомагистрали, что запрещено ПДД. Кроме того, колонну спортсменов не сопровождала машина техподдержки.

"Типичный пример ДТП с участием велосипедиста , - рассказывает Анна Банадык, - велосипедист едет по краю проезжей части. Следом идущая машина начинает сигналить, предупреждая об опасности, либо сам велосипедист слышит звук приближающейся машины. Он оборачивается и вместе с тем выворачивает руль влево, оказываясь таким образом под колесами авто ".

Случается, велосипедисты пренебрегают наличием велодорожки. Яркий пример - дорога от Минска до Мяделя, на которой не раз были замечены велосипедисты, которые продолжают ездить по проезжей части.

За что могут оштрафовать велосипедиста?

Штрафы и их размер за нарушения ПДД велосипедистами предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях. За нарушения Правил дорожного движения велосипедистами в Беларуси предусмотрена административная ответственность.

Статья 18.23. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

Виды правонарушений

Виды и меры взысканий

Должностные лица ОВД, имеющие право налагать взыскания

1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством

Предупреж. или штраф в размере

от 1 до 3 б.в.

начальники, зам. начальников УГАИ, ОГАИ;

командиры (начальники), зам.командиров (начальников) строевых подразделений ДПС ГАИ;

старшие госавтоинспекторы, госавтоинспекторы, старшие инспекторы и инспекторы ДПС;

другие инспекторы, осуществляющие контроль за соблюдением ПДД

2. Нарушение ПДД лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или др. одурманивающих веществ

штраф в размере

от 3 до 5 б.в.

3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки

штраф в размере

от 3 до 8 б.в.

4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места ДТП, участниками которого они являются

штраф в размере

от 5 до 20 б.в.

начальники, зам. начальников УВД, ОВД;

начальники, зам. начальников УГАИ, ОГАИ

К слову, наезд велосипедиста на человека не относится к дорожно-транспортному происшествию. В таких ситуациях потерпевший может обращаться в суд.

Кстати, запущенная в прошлом году 27-километровая велодорожка вдоль Свислочи стала лишь отправной точкой на пути к необходимости создания удобств для передвижения велосипедистов. Как известно, спрос рождает предложение, и увеличение количества велосипедистов приводит к тому, что их интересы начинают учитываться. В этом году улицы в Первомайском и Московском районах Минска также планируют обустроить. По инициативе столичной Госавтоинспекции на тротуарах некоторых улиц Минска два года назад была нанесена разделительная линия - для пешеходов и для велосипедистов. А мэр Минска Николай Ладутько буквально на днях заявил о том, что в микрорайонах-новостройках Минска будут строить , передает БЕЛТА.На таких тротуарах параллельно с пешеходами по второму тротуару смогут передвигаться любители велосипедной езды.

Стало тепло, на дорогу повылазили не только дачники, но и велосипедисты. После истории, случившийся пару недель назад, когда машина ГАИ сбила велосипедиста, а велосипедист, как оказалось, немного знакомый человек, я стала обращать внимание на этих участников дорожного движения. И оказалось все очень печально… ПДД из велосипедистов знают единицы.

Особенно ужасают, что дети смотрят на взрослых и пытаются ездить как взрослые по дороге! На выходных попала в ситуацию, когда мальчик лет 10 на велосипеде, на багажнике везет второго лет 6 и едут они прямо по проезжей части главного минского проспекта. Мало того, что там есть хорошая пешеходная дорожка, по которой они должны были ехать, так там же знак висел «Движение велосипедов запрещено». И я с ними как раз на перекрестке встретилась, когда мне надо было поворачивать в их сторону.

Итак, самое главное, что должны знать все: на велосипеде ездить можно только по велосипедной дорожке ! Только если нет велосипедной дорожки, можно ехать по пешеходной дорожке, тротуару или обочине (но не проезжей части!). И только в случае, если нет велосипедной и пешеходной дорожки, тротуара и обочины, либо по ним нельзя проехать по каким-то причинам, только тогда можно выезжать на проезжую часть (гл.20 п.148 ). А таких дорог на самом деле не так уж много… Причем по проезжей части велосипедисты должны ездить только в один ряд и не дальше 1 метра от правого края дороги.

Детям же до 14 лет без взрослого можно ездить на велосипеде только в пешеходной и жилой зоне, по тротуару, велосипедной или пешеходной дорожке (гл.20 п.154.1 ). По проезжей части и обочине детям без взрослого ездить запрещено!

Преимущество у велосипедиста только на велосипедной дорожке, в остальных случаях он должен уступать дорогу пешеходам и автомобилям.

Нельзя ездить не держась за руль, а ноги должны быть всегда на педалях (гл.20 п.154.2 ).

По автомагистрали (она обозначается знаком «Автомагистраль») велосипедистам ездить нельзя (гл.17 п. 131.1 ), а вот в жилой и пешеходной зоне у велосипедистов перед автомобилями полное преимущество (гл.18 п.133 )

Если требуется пересечь дорогу по пешеходному переходу, то нужно переходить как обычный пешеход, ведя велосипед рядом, ни в коем случае не переезжать на велосипеде. При необходимости, идти по обочине или краю проезжей части в темное время суток, ведя велосипед (не ехать на нем), можно только по ходу движения автомобилей (гл.4 п.19 ).

Кроме этого, на велосипеде должны работать тормоза и рулевое управление, должен быть установлен звоночек и зеркала заднего вида, спереди должен быть фликер (он же световозвращатель) белого цвета, сзади красного цвета, а по бокам – оранжевого (гл.26 п.200 ). Когда темно спереди на велосипеде должен быть включен фонарь белого цвета, а сзади красного (гл.20 п.149 ).

Вообще, как минимум, главу 20 «Движение на велосипедах и мопедах» ПДД РБ должны прочитать все, кто катается на велосипеде. А у кого нету книжечки с ПДД, я выбрала из нее все пункты, которые более-менее касаются велосипедистов в отдельный файлик. Получились такие (pdf, 245 КБ). Можете скачать, почитать. (upd. файл обновлен на 2015 год)

Если есть какие-то замечания — пишите, буду исправлять.

Перед началом велосипедного сезона в ГАИ Гродно собрали полный список ПДД, касающихся этих участников дорожного движения. В ГАИ понимают, что количество велосипедистов растет и необходимо на них воздействовать. Уже в том году были оштрафованы велосипедисты, движущиеся по проезжей части. Что можно и чего нельзя делать велосипедистам читайте в подборке ГАИ:

Где можем двигаться?

Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствий и опасности для пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. При этом:

- выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. Следует отметить, требование данного подпункта распространяется только на случаи движения по дорогам, которые имеют не более одной полосы для движения в данном направлении, и которые не имеют трамвайного пути по середине дороги;

- колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы е более чем по 10 велосипедистов, а расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;

При наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.

Как ехать в темное время суток?

При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены спереди фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет. При их отсутствии или неисправности велосипедист при условиях, когда видимость дороги в направлении движения становится менее 300 метров или с наступлением темного времени суток, должен сойти с велосипеда и вести его рядом с собой.

В своих предложениях по изменению законодательства мы предлагаем обязать велосипедистов при движении по загородным трассам в темное время суток использовать жилет повышенной видимости.

Самое важное в городе!

При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен спешиться и вести велосипед рядом с собой, руководствуясь требованиями, предусмотренными Правилами для движения пешеходов.

Данное требование продиктовано необходимостью обеспечения безопасности велосипедистов, т.к. большая скорость движения велосипедиста по сравнению с пешеходами позволяет ему появиться на пешеходном переходе в очень короткий промежуток времени. Требование вести велосипед рядом с собой дает возможность водителю транспортного средства рассматривать велосипедиста как пешехода и иметь больший запас времени на оценку складывающейся дорожной ситуации.

Вне перекрестков, на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. При этом, пересечение велодорожки с дорогой не является перекрестком. При съезде с проезжей части дороги водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает. При повороте налево или направо водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Что запрещено?

Использовать технически неисправные велосипеды. Под неисправностью понимается наличие неисправных тормозов, либо рулевого управления, либо звукового сигнала, а в темное время суток, как указывалось ранее, отсутствие работающих фонарей.
- двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях;
- поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, либо имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге в условиях снегопада или гололедицы;
- перевозить пассажиров, за исключением детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сидении;
- перевозить грузы, выступающие более чем 0,5 метра по длине или ширине за габариты велосипеда, а также грузы, мешающие управлению велосипедом;
- управлять велосипедом детям до 14 лет на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица. Данное требование не распространяется на жилые и пешеходные зоны, тротуары, велосипедные и пешеходные дорожки.
- буксировать велосипед или велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.

Штрафы:

За нарушение велосипедистом Правил дорожного движения на территории Республики Беларусь установлена административная ответственность и квалифицируется по статье 18.23 КоАП РБ, состоящая из четырех частей:

ч. 1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

ч. 2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

ч. 3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, –
влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.

ч. 4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.