Псовая охота на руси. «Псовая охота» Н. Некрасов Идеальный образ для дамы

А. Кившенко. Соструненный волк

Русская усадебная охота, под которой подразумевается не добыча зверя для пропитания и не военные тренировки, какие устраивал, например, для своих воинов Чингисхан, а некое театрализованное действо для высшего класса, не только неотделима от русской усадьбы, но является одной из самых ярких составляющих усадебной жизни.

Она просуществовала всего полтора века, но за это время успел сложиться и определенный кодекс чести, и свои правила, и свой лексикон. С феерией русской усадебной охоты не могла сравниться никакая другая, даже английская парфорсная охота, хотя та тоже очень зрелищна. Суть ее такова: следуя за стаей гончих (фоксхаундов или других пород), охотники на лошадях в обязательных красных костюмах, преодолевая естественные препятствия (как правило, многочисленные в Англии изгороди), стремятся первым из всех остальных участников скачки вырвать у стаи гончих хвост лисицы. Тот, кому это удается, признается победителем. Для скромных английских масштабов это было зрелище, но русские просторы, которых не имелось в Европе, требовали иного размаха...


Русскую усадебную охоту можно разделить на два подвида: правильную или комплектную и подружейную. Но о каждой мы расскажем в свой черед.


А. Кившенко. Затравили

1. Охота как таковая на Руси существовала давно, о ловитве есть упоминание еще в Поучении Владимира Мономаха. Сохранились фрагменты с охотничьими сценами и на фресках Софийского Новгородского собора. Но это, в основном, охота с птицами. Еще в середине XVII века царь Алексей Михайлович, большой любитель и знаток охоты, пишет свой "Урядник или Новое уложение и устроение чина сокольничьи пути".

Именно тогда и возникла поговорка "Соколиная охота - царская, псовая - боярская, ружейная - псарская". И хотя рижский немец Христиан фон Лессин пишет тогда же свой "Ахотничей регул принадлежащей да псовой охоты", охотой с ружьем и собаками дворянство занимались мало. Собак было немного, в основном вывозные английские, занимались ими тоже иностранцы, а черному - огнестрельному оружию в охоте на красного зверя (волк, лисица) всегда предпочитали белое - рогатины и ножи.

Однако с того же XVII века соколиная охота стала постепенно сдавать позиции и к началу XVIII века почти исчезла, понемногу заменяясь псовой. Как ни странно, но настоящая псовая охота зарождается в России в костромских и ярославских краях.

Н. Кузнецов. В отпуску

После взятия Иваном Грозным Казани и покорения татарского ханства он расселял покоренную татарскую аристократию в северо-восточных краях, и туда же они приводят своих восточных и гончих. Но теплолюбивым южным собакам было трудно не то что охотиться среди лесов и небольших полян, но даже выжить. И потому естественным путем начали появляться новые породы охотничьих собак, впоследствии составивших всю красоту усадебной охоты. Это относилось как к борзым, так и к гончим.

Последние претерпели, конечно, гораздо меньшие изменения; может быть, оделись чуть побогаче и приноровились к пересеченной местности. И еще в XVII веке русская аристократия выезжала с гончими не для того, чтобы поймать зверя, но чтобы послушать удивительные хоры гончих, подбиравшихся по голосам.

Вот как впоследствии, когда подобных хоров уже не было, описывал это Некрасов:

Варом-варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,
В мощной груди занимается дух,
Дивной гармонией нежится слух!
Однопометников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,
Где ни уплат в Опекунский совет,
Ни беспокойных исправников нет!
Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! Что твой Бетховен!

Н. Сверчков. Охота с борзыми

Составление стаи по голосам считалось настоящим искусством, и за нужную собаку платили огромные деньги. Классификация голосов не изменилась и по сей день. Голоса у гончих делятся на башур - низкий бас, томный с гнусью - похожий на заунывный плач, фигурный - с фиоритурами и с заливом, когда собака лает на несколько голосов поочередно. Спустя двести лет, в 1892 году А. Сафоновым была даже написана научная работа "Стая как предмет музыкального изучения".

В ней он, в частности, пишет: "Есть голоса густые, бархатистые, сочные, мягкие; есть жидкие, резкие, пронзительные, крайне неприятные для слуха; есть, наконец, глухие, тупые, хриплые с гортанным или носовым оттенком, причем сила их тоже весьма различна... Судя по слуху, думаю, что предельные ноты собачьих голосов составляют: вниз - фа под первой линейкой басового ключа и вверх - фа сверх восьмой скрипичного ключа...

В их голосах можно наблюдать, во-первых, бесконечное разнообразие тембров, регистров, диапазонов и силы, затем - тональность и, наконец, обилие форм..." В качестве яркого примера он приводит описание выжлеца по кличке Будило: "Его чудный бархатистый бассоконтанте имел диапазон от си бемоль второй октавы, что производило впечатление целой арии... Мерными речитативами Будило рассуждал сам с собою, проверял свои мысли... голос принимал все более страстный характер, протяжные возгласы захватывали все большее количество тонов... наконец, он пронзительно вскрикивал и разражался истерическим рыданием в самом высоком регистре..." Каково? Есть и еще одна интересная работа на эту тему - книга музыканта Артынова "Собачий хор". Особенно славились голосами именно костромские гончие.

Но мы несколько удалились от темы. Итак, к концу XVII века сложились две породы русской псовой охоты: и русские гончие. Однако подлинное начало усадебной охоты относится к эпохе Петра III, когда его Манифестом о вольности дворянства от 1762 года, служилые люди были освобождены от обязательной государственной службы. Именно с этого времени началась настоящая история и усадеб с их специфической жизнью - и усадебной охоты как феномена этой культуры. Происхождение этого феномена зиждется, в общем-то, всего на трех удачно соединившихся условиях. Во-первых, у дворянства появилось свободное время, которое можно было потратить на усовершенствование и украшение жизни. Во-вторых, массовому распространению псовой охоты способствовали громадные помещичьи земли с обилием зверя на них и благородные цели - уничтожение волка, основного вредителя помещичьего и крестьянского хозяйства.

И в-третьих, не последнюю роль сыграли и русские национальные черты - лихость, смелость, азартность, граничащие с бесшабашностью, которые проявляются на этой охоте в полной мере. Видимо, каким-то образом псовая охота отвечала глубинным потребностям русского человека. И не зря Некрасов уже в 1846 году, на последнем излете русской псовой охоты, писал:

Нет нам запрета по чистому полю
Тешить степную и буйную волю.
Благо тому, кто предастся во власть
Ратной забаве: он ведает страсть,
И до седин молодые порывы
В нем сохранятся, прекрасны и живы,
Черная дума к нему не зайдет,
В праздном покое душа не заснет.
Кто же охоты собачьей не любит,
Тот в себе душу заспит и погубит.

П. Соколов. Сборы на охоту. У крыльца

Все это привело к тому, что псовую охоту, пусть даже не очень большую, имели на каждой дворянской усадьбе во всех центральных и приволжских губерниях. Более того, появились помещики, которые буквально всю свою жизнь положили на усовершенствование охоты и ее приемов, разведение собак и развития кодекса ее неписаных правил. Существовали энтузиасты, охотившиеся с 14-15 лет до глубокой старости и на охоте же (или сразу после нее) умиравшие. И даже сейчас каждый дельный (то есть настоящий охотник) помнит имена Мачаварианова, Ермолова, Жихарева, Барятинского.

Именно им русская охота обязана, например, правилом не брать волков-гнездарей, а только переярков (годовалых) - это была правильная и тонкая экологическая политика, позволявшая поддерживать равновесие в окружающее природе. Это они также ввели традицию именования собак по породам. Гончие и в наши дни часто именуются по голосам: Флейта, Рыдало, Фагот, а борзые - по коронной тактике: Хватай, Удав, Налетай, Терзай. И они же незаметно эстетизировали охоту, превратив ее из грубого развлечения в благородное зрелище. Русская охота всегда была явлением высокоморальным, удивительно соединяя в себе строгую науку и вольное искусство.

Охота неразрывно связана с усадьбой - и как золотой век усадеб приходится на первую половину XIX века, так переживала в это время свой зенит и усадебная охота. В эти годы создался даже своеобразный словарь - не менее 500 слов, которые тогда знали практически все усадебные обитатели, а нынче не знает и три четверти охотников. В качестве примера приведем хотя бы названия хвостов у разных зверей: у гончей он именовался гон, у борзой - правило, у - полено, у - прут или перо, у лисы - труба, у зайца - цветок или пых. Интересующихся отсылаем к прекрасной книге И.П. Мятлева "Слова и выражения, употребляемые при псовой охоте". Ее можно читать как увлекательный роман даже сейчас. Чего стоит хотя бы выражение "по брызгам", когда собака охотится в то время, как весь снег весной раскровеет, местами стает совсем, и на больших плешинах из-под собак летят брызги.

Р. Френц. Боярская охота времен царя Алексея Михайловича

Все помнят описание псовой охоты в "Войне и мире", в стихах того же Некрасова... Есть и еще замечательный и незаслуженно забытый русский писатель, отдавший свою душу и перо охоте, - я говорю о Дриянском и его удивительных по психологии "Записках мелкотравчатого". У небогатых помещиков, может быть, не было царского размаха, но всегда присутствовало не меньшее благородство.

Надо сказать, что содержание охоты (под этим термином до 1917 года подразумевался не сам процесс, а стая гончих, свора борзых, их обслуга и содержание) действительно стоило очень дорого. Для настоящей комплектной охоты надо было содержать не менее 20 смычков (2 собаки в каждом) гончих и 10 свор (3-4 собаки в каждой) борзых. Это уже было немало. Кроме того, собаки нуждались в псарнях. Правда, борзые, как правило, жили в доме, ели и спали с хозяевами, но это все-таки отдельные любимцы; основная часть содержалась отдельно.

И полностью на псарнях содержались гончие - как сказал один охотник-писатель, "самая несчастная из русских пород", поскольку именно гончие находят зверя и гонят его без устали, а когда до добычи остается всего чуть-чуть, их берут на смычок и триумф достается выпущенным борзым. А псарни были огромные, устроенные по последнему слову ветеринарии. Кроме того, после отмены крепостного права надо было содержать и псарей, состав которых был приблизительно следующим: с гончими - выжлятники во главе с доезжачим; с борзыми - борзятники во главе с заездным, а также - главный ловчий. А форма, а тренировка собак! Молодых гончих сначала надо было наганивать, борзых - сосваривать, то есть ходить на сворке. Помимо же натасканных собак, нужны были и особо выезженные лошади, и припасы, поскольку охота могла длиться от нескольких дней до месяца при благоприятной погоде.

Теперь, наверное, пришло время рассказать, как же происходила сама охота.

Р. Френц. Егерь с тремя борзыми

Она начиналась с разведки, то есть наблюдения за окрестными выводками и подвывания, когда специалист по имитации волчьего воя таким образом определял количество и возраст животных. Затем следовал выезд. Вот как пишет о его торжественности современник: "Захватывающе красива была картина, когда по очереди перед зрителями выстроились сначала стая багряных с доезжачими и выжлятниками, имея по обе стороны конных борзятников с борзыми темных окрасов на своре, а потом стая пегих гончих и борзятники с 18 сворами борзых пегих и светлых окрасов; как эхо отдаленных лучших времен в тихом воздухе прозвучал позыв звонких рогов; как вкопанные, стояли люди и лошади, около каждого в разных позах расположились любительски подобранные породные своры. Вся картина, освещенная лучами заходящего солнца на фоне деревенского пейзажа, дышала какой-то необычайной силой и прелестью, понятной одному охотнику.

Мы стояли приумолкши, и фантазия уносилась в осенние поля и леса, где заревет эта стая, и вихрем понесутся лихие своры. Тихо подошел к нам один из старейших псовых охотников. "Этого, господа, теперь больше нигде нельзя увидеть", - сказал он нам. "Да и было ли когда-нибудь что-либо подобное", - ответил один из нас".

В принципе выезд сохранил в себе много черт сбора княжеской дружины на Руси. Об этом говорит и архаичность самого обряда, и предшествуемые ему действия. Так, охотнику перед охотой надо было позаботиться о чистоте души и тела, и не раз неудачная охота приписывалась какому-нибудь горячему молодцу, не устоявшему провести ночь с женщиной. Празднование же трофеев, сопровождаемое роговыми сигналами и чарками под пенье "Выпьем, братцы, на крови", отсылает к старинной славянской тризне.

Но вот охота началась. Производится первоначальная расстановка сил охотников и наброс гончих под крики доезжачего "Улюлю!". Затем следует выход "на лазы" и "воззрение борзых", после отрыщенье гончих, то есть отзывание собак командой "Отрыщь!", подача команды борзым "Ату!", угонки их за зверем и, наконец, прием (убийство) или сострунивание (связывание) волка и взятие лисы или зайца. И весь этот процесс сопровождался эмоциями такой силы, что были сравнимы лишь с жаром настоящей битвы или угаром страсти.

В. Серов. Петр I на псовой охоте

Но к середине XIX века псовая охота стала все больше уступать охоте ружейной. Уже в 1860 году Хомяков в "Москвитянине" писал: "Была и у нас в старину охота, может быть, не такая усовершенствованная, как в Англии, но очень разнообразная и затейливая, может быть, выказывавшая еще более избыток смелости и силы народной. Но была... да быльем поросла, и говорить об ней теперь почти стыдно".

А 1861 год и вообще нанес по усадебной псовой охоте сокрушительный удар. Общее число комплектных охот сократилось более чем на три четверти. Подавляющее большинство помещиков, потеряв источник дохода, стремилось избавиться от охот. Известен печальный факт, что в шестидесятые годы сильно увеличился выпуск лайковой кожи... Откуда она бралась, пояснять, думаю, не надо.

Только после 1872 года после создания Императорского общества правильной охоты она стала возрождаться, но уже не в массовом порядке, а в основном у вельмож и великих князей. Так славилась Гатчинская императорская охота в Мариенбурге. Там была построена целая Егерская слобода: дома для егерей, двухэтажный дом главного егеря, здания конторы, пекарни, лавки, школа. Кстати, поторопитесь, остатки слободы еще можно увидеть. Собак же натаскивали уже за Гатчиной, возле Вероланиц. "Впереди седой старший егерь на лошади с большим медным рогом. За ним, образуя каре, остальные егеря, тоже с рогами и арапниками. В центре каре гончие, некоторые на сворках по пяти. Когда все выстраивались, старший снимал шапку, крестился и говорил: "С Богом!" - так описывает выезд на натаску очевидец.

Першинская охота под Тулой великого князя Николая Николаевича-младшего, состоявшая из 100-200 собак, стала не только крупным племенным центром (ее площадь занимала более 400 десятин), собаки которой до сих пор остаются эталоном, но и лебединой песней комплектной псовой охоты. После революции обе охоты продали на Запад, оставшихся собак истребило крестьянство, и блестящая часть русской культуры перестала существовать навсегда, как и усадьбы, ее породившие.

Усадебная охота прекратила свое существование навсегда.

Сейчас предпринимается немало попыток возродить ее, впрочем, как пытаются возродить и усадьбы. Но, увы, усадебная охота, как и усадьба, - это не единичное мероприятие, в отдельном месте и в отдельное время - она, как любое явление культуры, для своего развития требовала среды, которой теперь нет и быть не может...

И все-таки очень хочется, чтобы русская усадебная охота хотя бы в памяти осталась тем праздничным, прекрасным и благородным действом, каким она была и увлекала души - потому что это наша история, наш язык и наша литература.

Мария Барыкова

г. Екатеринбург

Меня давно звали в гости друзья - Алексей и Галина Адаевы, с которыми много лет мы знакомы благодаря легавым собакам. Но в последние годы они стали также заядлыми псовыми охотниками, а мне всегда хотелось посмотреть, как же это бывает. Но осенью всё что-то не складывалось, зима пролетела в заботах, и вдруг оказалось, что будущие выходные - последние в сезоне! Надо ехать! А меня, как назло, начинает ломать грипп… целый день грызу какие-то пилюли, пью горячее вино, и к вечеру уже вполне сносно себя чувствую. Поеду с утра.

Два часа пути - и я на месте. Из дома меня выходят встречать, кроме хозяев, четыре борзых и три сеттера! Вот это команда! Пока не пообнималась со всеми, пройти мне не дали.

Мы пьём чай и собираемся в поле. Галя тоже разболелась, остается дома. Мы с Алексеем и четырьмя собаками (бандюки, как их ласково называют в семье) грузимся в старенькую ниву. И тут собаки запели!

Это что! - говорит Алексей. Вот ежели они собачку на дороге увидят… или кошку…

Таки мы встретили собачку… как остались целы мои барабанные перепонки - ума не приложу.

Вскоре съезжаем в поле и вываливаемся из машины. Вот тут собаки удивили меня в первый раз. Всякий уважающий себя сеттер в таких условиях заложил бы несколько кругов по полю, чтобы сбросить напряжение, да и просто размяться. Борзые же никуда не бегут. Хотя выли в предвкушении! Нет, стоят, спокойно ждут, пока мы наденем лыжи и двинемся вперёд. Готово, поехали! А собаки опять не бегут. Они идут пешком рядом с хозяином. Это тоже для меня удивительно! Ведь легавая, работая на галопе, будет без остановки прочёсывать местность перед охотником, порою целый день (если в хорошей форме находится).

А вдруг заяц, а я уставший? - объясняет мне Алексей. - борзая так выкладывается во время скачки за зверем, что в жару может даже погибнуть. Они силы экономят.

Тем временем мы бредём на охотничьих лыжах, прилипающих к весеннему уже снегу, я уливаюсь гриппозным потом, а шею оттягивает фотоаппарат - Олег Анатольич видать нарочно самый здоровый объектив дал… железный, тяжёлый… а через плечо перевесишь - обязательно пропустишь всё самое интересное!

Временами Алексей останавливается, осматривая местность в бинокль, и рассказывает, как соревновался в этом месте с лисой, которая всё равно обманула его и собак, и ушла, оставив всех с носом.

Через некоторое время от компании откололся Карай - он самый взрослый и самостоятельный. Идёт в сотне метров от нас, думает о чём-то своём. Садится на гривку и высматривает зверя, пока мы ползём низиной. Потом не спеша переходит на следующую гривку, и снова сидит в медитации.

Наконец, натыкаемся на заячий след, не слишком свежий. И тут собаки удивляют меня в третий раз. Они идут по следу! Вот уж чего я никогда не слыхала! Конечно, это не гончая, что будет держать запах на чутье, и нестись галопом. Они работают «в пяту», погружая свои муравьедские носы во все лунки, и неторопливо продвигаясь вперёд. Тем не менее, говорит Алексей, они частенько сами распутывают жировки, и поднимают зайца с лёжки. Вот и сейчас вся компания двинулась прочёсывать колок - но, увы, безрезультатно.

Часа через два присаживаемся передохнуть, выпить чаю. Собаки проявляют нетерпение - да чего сидим-то, идти надо!

Но мы уже поворачиваем в сторону дома, потому как день короткий, и скоро начнёт смеркаться. И хотя шли мы по кругу, собаки сразу поняли, что охота кончается. И теперь от компании откололся ещё и Азарной, пошёл по кустам, в надежде всё ж чего-то спугнуть напоследок.

Было бы солнце, - объясняет Лёша, - лисы на поле бы вышли, у них гон начинается. А так - серо, мрачно, ветрено, они отсиживаются где-то.

И вдруг кто-то из собак поскакал, остальные - за ним, и вся свора в мгновение ока унеслась. Что, кто, куда???

За воронами, - смеётся Алексей. - раз дичи нет, хоть так размяться.

Увы, наш поход не увенчался успехом.

Зато мне полегчало, болезнь ушла с потом, и к машине я возвращаюсь уже весьма бодро.

Изначально планировался один день охоты, но после бани и вечерних посиделок решаем повторить попытку, поехать в новое место, подсказанное егерем.

Итак, новое утро, новый заход! Уезжаем подальше, находим съезд в поле - очень удачно бульдозером прочищена дорожка. Начинаем съезжать - и Алексей тормозит, поскольку из-под колёс неторопливо выбегает стая куропаток, и бежит перед нами по дорожке. Не знаю, какой вид был у меня тогда (Лёша говорит - глаза на капот чуть не выскочили)), но первой мыслью было - где ж моя собака, где моё ружьё?!

Так снимай! - ах точно, у меня ж фотик на коленях! Но пока открыла, включила - поздно, взлетели.

Что ж, неплохое начало дня!

Мы снова обходим поля, и солнца опять нет, но свет уже изменился - он совсем весенний, акварельный, с мартовской просинью.

На этом участке следов гораздо больше, и я прошу святого Трифона, покровителя охотников, чтобы нам хотя бы перевидеть зверя.

Незаметно спускаемся в низину, где снега гораздо больше, чем на продуваемых гривках, обходим несколько колков, истоптанных зайцами, и помеченных лисами. В какой-то момент,

исполнившись благодати, я отрываюсь от реальности, сливаюсь с небом и простором… И тут к жизни меня возвращает возглас Алексея -- вот-вот-вот-вот -вот!!!

И тут же понеслись собаки, и я вижу лису, что поднялась из колка перед нами, метрах в тридцати. Ух и хвостище! И бежит вроде неспеша… вскидываю фотик,- щёлк-щёлк-щёлк, - а скачка уже в сотне метров. Алексей наблюдает в бинокль, и комментирует то, что мне уже плохо видно: Парамон догнал!!! Всё, конец лисе, щас возьмут!!! Он её развернул!!!

И правда, самый резвый, Парамон, догнал лису и заставил повернуть назад, но… отставшие буквально на пару метров Азарной и Мерцай не успели подхватить её, и, элегантно махнув хвостом, зверь уходит буквально из-под двух пар собачьих носов.

Ах ты! Собаки в снегу проваливаются, а лис по насту пошёл!! Уйдёт!

И правда, расстояние между ними увеличивается, хитрый зверь пошёл по надувам, по снежным гребням, где собаки утопают по грудь. Вскоре все они скрываются из виду, бандюки никак не могут бросить преследование.

Алексей, красный и возбуждённый, затягивается сигаретой:

Я был уверен, что возьмут!!! Как он ушёл! И ведь подпустил совсем близко, перед нами поднялся!

Идём искать лёжку, и находим

почти на краю колка, с подветренной стороны, но на ровном месте - не под кустом, не под деревом. Двигаемся дальше по следам, и читаем гонку - вот здесь Парамон настиг лиса, развернул, ага, провалился… а лисьи следочки - по самому гребню, словно кошачьи мягкие лапочки, пробежали, нигде не задержавшись.

Минут через десять Алексей снимает с плеча рог, и начинает сзывать собак - «ну всё, они сейчас в дрова будут…»

Собаки возвращаются не сразу и неохотно. Хватают снег, погружают длинные морды в сугроб до самых ушей - и правда выложились.

Мерцай останавливается в сотне метров от нас, и вдруг начинает скулить, прикладываться на снег.

Мышцы судорогой свело, - говорит Алексей, - старый он уже.

Идём к страдающей собаке, жалеем, Лёша растирает ему лапы.

Что-то Карай не возвращается…

Снова играет рог, но пса не видно. Алексей оглядывает местность в бинокль. И вдруг еле живые собаки снова срываются с места, и опять скрываются за горизонтом.

Карай там зверя гонит!!! - и мы бросаемся следом.

Но пока обежали колок, на широченных-то лыжах, - всё уже закончилось. Уж очень издалека собаки начали преследовать зверя, конечно, ушёл. Продолжать охоту нет смысла, собаки вымотаны, да и мне вечером ехать.

На этот раз обратный путь мы с Алексеем проделали в полном одиночестве - собаки тянулись далеко позади, прятались по кустам, и не отзывались даже на рог. В машину с трудом собрали:

Они ж знают, что не поймали! Переживают. Отработать хотят. Вались-вались!

После этой прогулки я уже с трудом взбираюсь по ступенькам, но думаю, что следующее приглашение на псовую охоту точно не пропущу.

369 0

Провидению было угодно создать человека
так, что ему нужны внезапные
потрясения, восторг, порыв и хотя
мгновенное забвенье от житейских забот;
иначе, в уединении, грубеет нрав и
вселяются разные пороки.
Реутт. Псовая охота.

Сторож вкруг дома господского ходит,
Злобно зевает и в доску колотит.

Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;

По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет…

Барин проснулся, с постели вскочил,
В туфли обулся и в рог затрубил.

Вздрогнули сонные Ваньки и Гришки,
Вздрогнули все — до грудного мальчишки.

Вот, при дрожащем огне фонарей,
Движутся длинные тени псарей.

Крик, суматоха!.. ключи зазвенели,
Ржавые петли уныло запели;

С громом выводят, поят лошадей,
Время не терпит — седлай поскорей!

В синих венгерках на заячьих лапках,
В остроконечных, неслыханных шапках

Слуги толпой подъезжают к крыльцу.
Любо глядеть — молодец к молодцу!

Хоть и худеньки у многих подошвы —
Да в сюртуках зато желтые прошвы,

Хоть с толокна животы подвело —
Да в позументах под каждым седло,

Конь — загляденье, собачек две своры,
Пояс черкесский, арапник и шпоры.

Вот и помещик. Долой картузы!
Молча он крутит седые усы,

Грозен осанкой и пышен нарядом,
Молча поводит властительным взглядом.

Слушает важно обычный доклад:
«Змейка издохла, в забойке Набат,

Сокол сбесился, Хандра захромала».
Гладит, нагнувшись, любимца Нахала,

И, сладострастно волнуясь, Нахал
На спину лег и хвостом завилял.

В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.

Стало светать; проезжают селом —
Дым поднимается к небу столбом,

Гонится стадо, с мучительным стоном
Очеп скрипит (запрещенный законом);

Бабы из окон пугливо глядят,
«Глянь-ко, собаки!» — ребята кричат…

Вот поднимаются медленно в гору.
Чудная даль открывается взору:

Речка внизу под горою бежит,
Инеем зелень долины блестит,

А за долиной, слегка беловатой,
Лес, освещенный зарей полосатой.

Но равнодушно встречают псари
Яркую ленту огнистой зари,

И пробужденной природы картиной
Не насладился из них не единый.

«В Банники ,- крикнул помещик,- набрось !»
Борзовщики разъезжаются врозь,

А предводитель команды собачьей,
В острове скрылся крикун-доезжачий .

Горло завидное дал ему бог:
То затрубит оглушительно в рог,

То закричит: «Добирайся, собачки!»
Да не давай ему, вору, потачки!»

То заорет: «Го-го-го!- ту!-ту!!-ту!!!»
Вот и нашли — залились на следу.

Варом-варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,

В мощной груди занимается дух,
Дивной гармонией нежится слух!

Однопомётников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,

Где ни уплат в Опекунский совет,
Ни беспокойных исправников нет!

Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! что твой Бетховен!

Ближе и лай, и порсканье, и крик —
Вылетел бойкий русак-материк!

Гикнул помещик и ринулся в поле…
То-то раздолье помещичьей воле!

Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится: не жаль головы!

В бурных движеньях — величие власти,
Голос проникнут могуществом страсти,

Очи горят благородным огнем —
Чудное что-то свершилося в нем!

Здесь он не струсит, здесь не уступит,
Здесь его Крез за мильоны не купит!

Буйная удаль не знает преград,
Смерть иль победа — ни шагу назад!

Смерть иль победа! (Но где ж, как не в буре,
И развернуться славянской натуре?)

Зверь отседает ,- и в смертной тоске
Плачет помещик, припавший к луке.

Зверя поймали — он дико кричит,
Мигом отпазончил , сам торочит,

Гордый удачей любимой потехи,
В заячий хвост отирает доспехи

И замирает, главу преклоня
К шее покрытого пеной коня.

Много травили, много скакали,
Гончих из острова в остров бросали,

Вдруг неудача: Свиреп и Терзай
Кинулись в стадо, за ними Ругай,

Следом за ними Угар и Замашка —
И растерзали в минуту барашка!

Барин велел возмутителей сечь,
Сам же держал к ним суровую речь.

Прыгали псы, огрызались и выли
И разбежались, когда их пустили.

Рёвма-ревет злополучный пастух,
За лесом кто-то ругается вслух.

Барин кричит: «Замолчи, животина!»
Не унимается бойкий детина.

Барин озлился и скачет на крик,
Струсил — и валится в ноги мужик.

Барин отъехал — мужик встрепенулся,
Снова ругается; барин вернулся,

Барин арапником злобно махнул —
Гаркнул буян: «Караул, караул!»

Долго преследовал парень побитый
Барина бранью своей ядовитой:

«Мы-ста тебя взбутетеним дубьем,
Вместе с горластым твоим холуем!»

Но уже барин сердитый не слушал,
К стогу подсевши, он рябчика кушал,

Кости Нахалу кидал, а псарям
Передал фляжку, отведавши сам.

Пили псари — и угрюмо молчали,
Лошади сено из стога жевали,

И в обагренные кровью усы
Зайцев лизали голодные псы.

Так отдохнув, продолжают охоту,
Скачут, порскают и травят без счету.

Время меж тем незаметно идет,
Пес изменяет, и конь устает.

Падает сизый туман на долину,
Красное солнце зашло вполовину,

И показался с другой стороны
Очерк безжизненно-белой луны.

Слезли с коней; поджидают у стога,
Гончих сбивают, сзывают в три рога,

И повторяются эхом лесов
Дикие звуки нестройных рогов.

Скоро стемнеет. Ускоренным шагом
Едут домой по холмам и оврагам.

«Охота… сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к холоднокровию перед опасностью…» И. В. Тургенев

Все мы неоднократно пересматривали, ставший народным, фильм «Особенности национальной охоты», где суровая российская действительность переплетается с мечтами. Верховые, борзятники, собаки, женщины в амазонках и дамских сёдлах, французский язык и стремянные чарки…


Конная охота с борзыми – исконно русская забава, великолепно отражающая размах русской души. И потому особенно приятно отметить, что в последние годы этот вид досуга возрождается и набирает обороты в современной России.

Все больше конных клубов берется за организацию настоящей псовой охоты на зайца и лису, позволяя участникам хотя бы на один день погрузиться в прошлое, насладившись духом царского времени. И хотя зверя на таких охотах добывают редко, активное душевное времяпрепровождение полностью заменяет удовольствие от поимки добычи.

Вот и 24-25 января в подмосковном Можайске прошла реконструкция конной охоты, устроителями которой является конная база «Аванпост» под предводительством Евгения Матузова – человека с неиссякаемой энергией и невероятными организаторскими способностями.

Стоить отметить что одновременно с конной охотой проходил мастер-класс замечательного фотографа Светланы Петровой.

Вехи истории

Конная охота с борзыми собаками долгие годы была излюбленным занятием высших сословий России. Уже с середины XVIII века многие помещики начали обзаводиться своими псарнями, где держали до тысячи борзых и гончих собак.

Постепенно псовая охота стала вытеснять распространенную ранее травлю с ловчими птицами. Всадники (к слову сказать, среди них были как мужчины, так и женщины) стали участвовать в конных охотах с борзыми, год за годом набиравших популярность. Подобные охоты были важны и с точки зрения политики. К участию часто приглашали иностранных послов и дипломатов – так во время охоты решались важные государственные дела.

В 1887 г. великий князь Николай Николаевич Романов приобрел в Алексинском уезде Тульской губернии имение Першино, что послужило началом создания знаменитой Першинской великокняжеской охоты (Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого князя Н.Н. Романова). Эта охота стала самой крупной псовой охотой в России, объединив в себе более 300 борзых (преимущественно русских) и гончих собак. В Першинской охоте участвовали лучшие охотники, лучшие борзятники и лучшие всадники. Специально для этого в конюшнях имения содержалось более 80 голов лошадей.

Эта охота славилась не только в нашей стране, но и за границей. Люди приезжали из Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии и даже из США, чтобы поучаствовать в ней или приобрести лучших щенков першинского типа. Все охотничьи выезды были отлично организованы и отличались особой помпезностью. В штате Першинской охоты даже был свой собственный духовой оркестр. Все участники одевались в специально пошитые костюмы. А главным распорядителем охоты выступал сам Великий князь.

Время популярности русских борзых стали называть «золотым веком» отечественных псовых охот. Но после отмены крепостного права в России псарни с борзыми стали постепенно исчезать, поддержанием характеристик породы перестали заниматься. После революции 1917 года множество борзых перешло в собственность сельских охотников, которые ничего не понимали в разведении собак.

Наши дни

На дворе XXI век, и конная охота с борзыми в России стала возрождаться в своем традиционном виде. Люди, которые в повседневной жизни далеки от природы, обитая в быстром мире новых технологий, вдруг стали ощущать потребность вырваться на волю, поймать ветер в бескрайнем поле, почувствовать азарт погони и, надев красивый исторический костюм, на день-два окунуться в прошлое.

На фото - Алла Михеева, делавшая «острый репортаж» для Вечернего Урганта.

Современная охота предусматривает ряд требований к участникам, самое основное из которых – отличные навыки верховой езды. Всадник должен не только крепко сидеть в седле на любом аллюре, но и уверенно управлять лошадью, держать общий темп и следовать командам. Действие охоты чаще всего разворачивается в полях, где и лошади, и борзые в ходе погони могут внезапно менять траекторию своего движения. Задача всадника – быть готовым к любому маневру в любой момент. Каждый потенциальный участник охоты должен объективно оценивать свои физические возможности и опыт.

Еще одно немаловажное требование – исторический костюм. Чтобы полностью воссоздать охоту прошлых столетий, нужно постараться во всем соответствовать духу того времени. Потому охотничий костюм в качестве немаловажного атрибута псовой охоты на лошадях должен быть продуман до мельчайших деталей.

И третье требование – желание охотиться. Участники должны понимать, что они собираются участвовать именно в охоте, а не в бесцельных скачках по пересеченной местности.

Кроме того, в правилах есть еще множество важных подпунктов, которые необходимо учитывать каждому участнику.

Вот некоторые из них:
Употребление спиртных напитков до и во время охоты запрещено. Исключение составляют стремянные (чарка водки, 25 грамм. Предлагается каждому участнику конной охоты и является одним из традиционных ритуалов подобных мероприятий).

Во время охоты нужно четко следовать командам распределителя охоты и не заниматься вольной ездой. Удачная охота возможна лишь при слаженных действиях коллектива. Вольная скачка может спугнуть зверя.

Не следует подъезжать к борзым и зверю ближе, чем на 30 метров. Свора и добыча ведут себя непредсказуемо, и по невнимательности всадника могут угодить под копыта лошадей.

Как все происходит?

Во время охоты всадники и борзятники выстраиваются в одну линию и идут ровняшкой по полю, чтобы поднять притаившегося в траве зверя. Как только он покажется, борзятники спускают собак, а всадники начинают погоню. Роль конного охотника очень важна по нескольким причинам. Первое – обученная борзая по команде может запрыгнуть на лошадь и продолжать движение вместе со всадником.

Это актуально, если на поле густая трава и с высоты своего роста собака не видит добычу.

Второе – часть всадников всегда движется по краю поля, чтобы не дать зверю уйти от погони в лес, где борзая теряет свое преимущество – скорость. И третье – конный охотник может вовремя отозвать собак в случае поимки добычи. Иначе неопытные борзые могут попросту растерзать зверя, оставив охотника без трофея.

Что надеть на охоту?

Эксперт – Елена Потапова, мастер исторического костюма:

Исторический костюм – это красиво и необычно. Правильно подобранная одежда позволяет участникам как бы перенестись в прошлое, почувствовать себя героем того времени. Надевая платье или мундир, мы замечаем, как невольно меняется наша осанка и манеры.

Практически на всех охотах предусмотрен одинаковый дресс-код – это исторические костюмы XVIII-XIX веков. На усмотрение организаторов может быть выбран один определенный период, к примеру, начало XIX века. Это ставит участников в довольно жесткие рамки, но то, что все одеты в едином стиле, оставляет незабываемые впечатления.

Основной одеждой охотника являются шаровары, короткий полушубок, сапоги и иногда плащ.

Очень часто мужчины предпочитают надевать гусарские мундиры, состоящие из чакчиров, доломана и ментика, надеваемых один поверх другого.
В качестве верхней одежды в зависимости от сезона используются короткие жакеты (спенсеры) и полушубки. Головные уборы также отличаются разнообразием. В эпоху ампир популярностью пользовались шляпки с маленькими полями и береты. Для романтического периода характерны цилиндры. В середине XVIII века к цилиндрам добавились и шляпы, а несколько позже – треуголки. К концу XIX века появились уже и котелки.

Что касается женщин, то предпочтение в основном отдается амазонкам – платьям и широким юбкам, красиво ложащимся на круп лошади и не сковывающим движения всадницы. Амазонки бывают разными, в зависимости от периода, к которому они относятся. К примеру, в 1812-1817 годы в моде были платья-амазонки в стиле ампир, а уже в 1830-1835 годы стали популярными амазонки в стиле романтизма.

Всех их отличает крой: разная высота талии и разные рукава. Амазонки всегда были темных немарких тонов: синий, зеленый, черный, коричневый, красный. До середины XIX века красители в основном были натуральными, ткани имели «природные» цвета. Были и модницы, носившие светлые костюмы, требовавшие основательной чистки после каждой охоты.

Особое внимание женщины уделяют и укладке волос. Прическа для костюмированной охоты не должна мешать во время езды. «Волосы желательно убрать и тщательно заколоть, иначе при скачке они могут попасть в глаза, да и путаются они сильно. Самая простая прическа – пучок, можно накрутить височную часть и заколоть концы, это позволит прическе не растрепаться и сохраниться до конца мероприятия. Свисающие локоны по бокам делать не рекомендуется, так как за время охоты они попросту разовьются», – делится опытом Елена Потапова.

Идеальный образ для дамы

Спокойный наряд из натуральных материалов (шерсти или сукна) неярких цветов. Волосы аккуратно убраны или уложены в прическу. На голове шляпка, цилиндр или любой другой подходящий головной убор. Обувь – элегантная и максимально приближенная к исторической, допускаются классические сапоги для верховой езды. Хорошим штрихом станут перчатки из светлой кожи или под цвет костюма. Злоупотребление косметикой не приветствуется.

Устали вместе - кони, люди…

На бивуаке участникам конной охоты предлагают не только «стремянные», но и всевозможные традиционные угощения!

Лошадям охота по снегу даётся тяжелее чем людям…

На сегодняшний день очень многие конные хозяйства России заинтересованы в развитии и продвижении конной охоты с борзыми. Этот процесс позволяет не только окунуться в прошлое, но и прочувствовать все прелести развлечения, столь популярного на протяжении нескольких столетий. Для кого-то такая охота – выброс адреналина. Кто-то получает удовольствие от активной верховой езды на открытой местности. Другие же видят в конной охоте модную тенденцию и хотят попробовать себя гусарами, графами и благородными дамами, одеваясь в исторические наряды и перенимая изысканные манеры прошлого. Параллельно с этим идет и активное возрождение русской псовой борзой, которая является неотъемлемой спутницей практически любой подобной охоты.

Фотографии - Заноска Валерия.
Организатор - Конная База «Аванпост» г.Можайск
Мастер-класс Светланы Петровой, 2015 год.

Сергей ДУХАНИН


В середине XVIII века, во времена царствования Петра III, дворянство было освобождено от службы царскому двору. Именно с этого времени началась настоящая история псовой охоты в России. Но нельзя сказать, что до той поры конной охоты со стаями гончих на Руси не было. Императорский двор приглашал специалистов для руководства стаями гончих из Англии, Франции и Германии еще в самом начале XVIII века, а вообще конная охота с гончими и борзыми уходит своими корнями в XV век и ранее. Массовому распространению псовой охоты способствовали громадные помещичьи земли с обилием зверя на них, много свободного времени у освобожденного от службы дворянства и благородные цели - уничтожение волка, основного вредителя помещичьего и крестьянского хозяйства, да и русские национальные черты - лихость, смелость, азартность, граничащие с бесшабашностью, которые проявляются на этой охоте в полной мере. Все это привело к тому, что во всех центральных губерниях на каждой дворянской усадьбе имели псовую охоту, пусть даже не очень большую.

К сожалению, в нашей стране полностью утеряна вся культура настоящей псовой охоты, а ведь это историческое явление, присущее только России. Ушли из жизни знатоки - ловчие, доезжачие, выжлятники, стремянные и другие участники этого увлекательнейшего действия, некому им было передать опыт приездки и нагонки стай гончих, сосворивания борзых, традиций псовых охот. Только в старинных книгах П.М.Мачеварианова, П.М.Губина, Н.П.Кишенского можно найти сегодня сведения по организации, подготовке и проведению псовых и ружейных охот со стаями гончих собак. Но эти авторы писали свои произведения, рассматривая охоту с высоты своего положения - владельцев псовых охот. Детали же, тонкости, секреты слаживания, приездки и нагонки стай гончих собак и организации псовых охот утеряны, многие - навсегда. По крупицам собираются эти сведения усилиями истинных любителей лошадей, охоты с гончими и борзыми собаками.

Кто может в наше время создать псовую охоту? Во-первых, это должны быть очень увлеченные этой идеей люди - настоящие энтузиасты, во-вторых, они должны хотя бы теоретически владеть этим сложным вопросом, в-третьих, это должны быть люди, обладающие громадным терпением, чтобы каждый день делая по маленькому шагу вперед, в конечном итоге получить самостоятельную комплектную псовую охоту. И последнее условие, на сегодняшний день одно из самых важных, - это должны быть достаточно обеспеченные люди, ведь содержать псовую охоту - накладное мероприятие, но очень престижное, говорящее о высокой культуре владельца охоты, о его стремлении возродить и сохранить русскую национальную культуру.

Псовая охота - это большой труд, своего рода искусство, наука и, как каждая наука, она имеет свои законы и свои термины, свой особый колоритный, образный меткий язык псовых охотников прошлых веков.

В истории русской национальной охоты с борзыми и гончими собаками известны имена комплектных псовых охот и стай гончих собак. Никто специально эти имена не присваивал, они возникали из рассказов участников этих охот, из той или иной публикации в журналах или газетах тех времен. Имена обычно связывались с местом расположения охоты - Першинская и Гатчинская охоты - или с именем владельца. Сейчас любому дельному охотнику известны имена тульских помещиков Ф.А.Свечина, С.В.Озерова, нижегородского помещика П.М.Мачеварианова, охотничьих династий Глебовых и Ермоловых, державших псовую охоту почти два века. Псовые охоты этих людей гремели на всю Россию. Охота орловского помещика Н.В.Киреевского, друга Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева, изображена во всех красках в романе “Война и мир” в сценах охоты Ростовых. Н.В.Киреевский держал в напуске до 200 смычков англо-русских гончих! Вот такие были охоты. Русскую комплектную охоту нельзя сравнить с западной парфорсной псовой охотой. Знаменитым русским охотам, на псарных дворах которых содержались сотни гончих и борзых, просто было бы тесно в угодьях Западной Европы.

История расставила все на свои места. В России снова появились частные конюшни, есть псарные дворы, значит, будет и псовая охота. Что же представляет собой комплектная псовая охота?

Комплект самостоятельной псовой охоты должен состоять из стаи гончих от 9 до 20 смычков (смычок - это две гончие, соединенные специальными ошейниками) и от 5 до 12 свор борзых (по 3-4 собаки в своре). Все псовые охотники должны быть верхом. Охотники при борзых называются борзятниками, при гончих - выжлятниками. Старший борзятник - заездной, а старший выжлятник - доезжачий. Руководитель всей комплектной псовой охоты - ловчий, в небольших псовых охотах эту роль выполнял доезжачий.

Кроме того, в комплект псовой охоты входили тенетчики с тенетами - специальными сетями, которыми крепкие участники отгораживали острова, через которые зверь мог “слезть” незамеченным для борзятников. В псовую охоту допускались и ружейные охотники, которые обычно располагались по краям установленных тенет и стреляли зверя, идущего вдоль сетей. В комплект псовой охоты - по приглашению владельца - допускались и другие охотники со своими борзыми собаками и лошадьми. Охотники, которым полный комплект псовой охоты был не по карману, державшие 1-2 своры борзых, назывались мелкотравчатыми. В русской литературе есть произведение Е.Дриянского, которое так и называется - “Записки мелкотравчатого”. Говорят, что великий Л.Н.Толстой, большой любитель и знаток псовой охоты, хотел написать о ней, но, прочитав “Записки...”, отказался от этой мысли, посчитав, что лучше написать нельзя.

В псовых охотах была форменная одежда, состоящая из кафтана, шаровар, короткого полушубка, сапог, суконного плаща и фуражки с козырьком. Кафтаны выжлятников могли быть ярких цветов, а кафтаны борзятников только темного цвета, чтобы не пугать зверя, вылезшего на лаз из острова. В холодное время под кафтан надевался короткий полушубок. Каждый охотник имел охотничий нож для приемки волка от собак и арапник, борзятники - ременные своры и небольшие рожки для подачи сигналов, выжлятники - смычки и позывистые рога.

Охотничья лошадь - это отдельный разговор. В псовых охотах использовались в основном мерины и кобылы, они более спокойны, чем жеребцы. На лаз, где неспокойно ведет себя конь, зверь никогда не выйдет. В каталогах охотничьих выставок XIX века для охоты указывались лошади в основном отечественных пород. Конь должен спокойно стоять, не бояться вдруг выскочившего зверя, в том числе и волка, не пугаться выстрела, преодолевать водоемы вброд или вплавь, ходить по узким местам, а также должен быть спокоен и смирен, чтобы на него можно было приторочить добытого зверя.

Охотники говорят: “Ездить верхом - искусство, охотиться верхом - неустрашимость”. Хороший конь на псовой охоте незаменим. Он должен быть крепким и сильным, легким на ходу. Такой конь - очень большой помощник при сосворивании борзых, приездке и нагонке стаи гончих.

Старинные псовые охотники считали, что самое удобное охотничье седло должно быть устроено наподобие седла казачьего, уздечка обязательно с чумбуром.

В псовой охоте также использовались специальные одноконные полевые тележки и различные экипажи. Основные требования к ним - это прочность и мягкость на ходу при езде по пересеченной местности.

Страсть к псовой охоте в среде охотников неистребима, псовые охотники неделями не слезали с седла, гоняли гончих, травили зверя борзыми. Известен факт, когда знаменитый охотник, тамбовский отставной генерал А.В.Жихарев, державший знаменитых жихаревских горских борзых, охотился верхом на волков за три дня до своей кончины. И в этом факте ничего необычного не было бы, если не знать, что ему в то время был 91 год.

Охотились с комплектной псовой охотой как по чернотропу, так и по белой тропе, охота различалась только объектом - заяц, лиса или волк. Проводили охоту около дома или в отъезжих полях.

Подготовка охоты производилась заблаговременно, особенно если предстояло охотиться в отъезжих полях, когда день за днем, передвигаясь от острова к острову по определенным охотничьим маршрутам, набрасывалась стая в остров и травили выгнанного зверя. Иногда охотничьи маршруты отъезжих полей прокладывались вдоль рек, брали лесные острова на обоих берегах, а псовая охота перевозилась судами. Охоты в отъезжих полях продолжались до нескольких месяцев. Они велись строго по определенным правилам, обязательным для всех участников, любое нарушение этих правил могло привести к срыву всей, даже очень хорошо подготовленной, охоты.

Гончих набрасывали всегда против ветра, для того, чтобы доезжачие и выжлятники могли их слышать. По окончанию же работы доезжачему легче собрать гончих, оставшихся в острове, так как теперь гончим будет хорошо слышен рог по ветру.

Напуск гончих в остров производился по сигналу рога после занятия борзятниками лазов. Борзятники, если лаз зверя проходил, например, по оврагу, занимали места сбоку, не загораживая его, становились всегда под прикрытием какого-нибудь куста. А если укрытия не было, то подальше от острова в какую-нибудь впадину или, наоборот, в сам остров, но лицом в поле. Во время охоты до выхода гончих из острова борзятникам нельзя было съезжать с занятого лаза. Борзятник на лазу при появлении из острова зверя был обязан замереть, даже припасть к луке седла, выдержав зверя и подпустив его в меру, учитывая и расстояние и местность, после этого, тихо заатукав, показать его борзым. Преследовали собак и зверя молча, прибавленным галопом до момента поимки зверя или до тех пор, пока не станет ясно, что зверь ушел.

Борзые собаки для псовой охоты должны быть хорошо сосворены, лошадь выезжена, стая гончих приезжена и нагонена. Все это требует от любителей и профессионалов, занимающихся псовой охотой, громадного труда.

Охота интересна только тогда, когда острова небольшие и в них достаточное количество зверя, особенно лисы и зайца-русака. Если остров слишком большой, а стая гончих мала, то даже из-под паратых гончих зверь из острова выходит редко, а зайца-беляка вообще выгнать из острова вряд ли возможно. Поэтому маршруты охот, то есть отъезжие поля, необходимо готовить заранее, желательно в этих островах проводить нагонку стаи и чаще охотиться, тогда все лазы зверя становятся известны.

Можно много говорить о псовой охоте, но в заключение повторю слова Н.П.Кишенского, одного из самых известных специалистов по охоте со стаями гончих: “Гораздо лучше учиться этому в поле с доброй стаей гончих, где молодой и сметливый охотник живо приобретает то охотничье чутье и сноровку, которые удивляют людей, мало знакомых с этого рода охотой”.