Растяжка для детей — польза, вред, упражнения. Пошаговые видео-уроки проведения растяжки на шпагат в домашних условиях для новичков. Поперечный шпагат делается так

Полезна ли растяжка для детей? Этим вопросом задаются многие заботливые родители, особенно мамы и папы девочек. Здесь, как и в большинстве дилемм, нет однозначного ответа. Если не переусердствовать, то детская растяжка очень полезна.

Польза и вред детской растяжки

Не секрет, что большинство профессиональных спортсменов страдает от массы заболеваний, вызванных родом их деятельности. Практически все профессиональные гимнасты имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. И систематические растяжки на пределе возможностей играют в этом не последнюю роль. Чрезмерное растяжение связочного аппарата приводит к разболтанности суставов, создающей благоприятные условия для развития остеохондроза и деформирующего остеоартроза.

Гимнастика и хореография, которыми дети занимаются только для собственного удовольствия, как хобби, приносят лишь пользу. Упражнения для растяжки для детей полезны тем, что они помогают нормализовать и оптимизировать тонус практически всех групп мышц, укрепляют спину и выравнивают осанку. Через снятие тонического напряжения они активизируют соответствующие структуры мозга. Улучшается психическое состояние ребенка, еще и потому, что любые упражнения снимают накопившееся физическое и психическое переутомление, которое очень свойственно детям, особенно школьного возраста.

Поэтому ответом на вопрос «нужна ли детям растяжка» будет скорее да, чем нет. А вот с фанатизмом ее выполнять или без – решать Вам, дорогие родители.

Дети не могут растягиваться самостоятельно, особенно сложна растяжка для начинающих детей. Задача взрослых – помочь ребенку правильно, без рывков и нарушения техники выполнять упражнения на растяжку.

  • Упражнения на растяжку у детей не должны сопровождаться болью.
  • Перед растяжкой необходима разогревающая мышцы разминка.
  • Тренировки должны быть регулярными.
  • Любое упражнение на растяжку должно состоять из четырех фаз: принятие нужной позы, растяжка, плавный выход из положения, пауза.
  • В идеале, перед тем как приступить к курсу растяжки, нужно получить консультацию инструктора лечебной физкультуры для составления программы, которую ребенок будет выполнять под чутким руководством родителей. Через пару месяцев составляется новая программа.
  • Растяжку могут выполнять дети с трех-четырех лет.

Простейший комплекс упражнений для детей на растяжку

  • Упражнение «Кошка»

Исходное положение: стоя на четвереньках с опущенной вниз головой.

На вдохе поднимаем голову вверх и прогибаем спину (тянемся животом вниз). На выдохе выгибаем спину, поднимая и втягивая живот. Повторяем 10 раз.

  • Упражнение для растяжки мышц плеча и трицепсов

Исходное положение: стоя или сидя.

Пальцами одной руки через верх касаемся спины между лопаток, другой рукой захватываем первую за локоть и тянем назад до появления легкого напряжения в мышцах. Повторяем упражнение для второй руки.

  • Упражнение для растяжки верхней части туловища

Исходное положение: стоя прямо с сомкнутыми за спиной в замок руками.

Медленно разворачиваем локти внутрь, стараясь ощутить напряжение в плечах и между лопаток.

  • Упражнение для растяжки мышц бедра

Исходное положение: стоя прямо.

Выставляем одну ногу вперед и медленно сгибаем ее, опускаясь тем самым вниз. Спина прямая. Повторяем то же самое с другой ногой.

  • Упражнение на растяжку ягодичных мышц и мышц бедра

Берем полотенце, эластичную ленту или шарф, перекидываем через ступню одной ноги и медленно поднимаем прямую ногу, притягивая ее на себя. Повторяем то же для другой ноги.

  • Упражнение для растяжки тазобедренной части

Исходное положение: сидя на колене.

Медленно опускаем таз вниз. Повторяем, сидя на другом колене.

  • Растяжка всего тела

Исходное положение: лежа на спине.

Вытягиваем руки и ноги в стороны насколько это возможно, напрягая брюшные мышцы.

***

Приведенный комплекс упражнений – базовый. Он помогает подготовить тело к более серьезным растяжкам. Когда ребенок будет готов физически и психологически, можно начинать упражнения на . Как показывает практика, когда выполняется растяжка на шпагат, дети проявляют к ней большой интерес. Эти упражнения аналогичны тем, что выполняют взрослые, однако растяжка для ног детям должна выполняться с большей осторожностью, хотя бы даже потому, что ребенок не способен в полной мере оценивать свои возможности.

Видео: растяжка детей на шпагат

Правильная растяжка на шпагат - гарантия безопасного проведения физических занятий в домашних условиях или в зале. Выполнять ее могут и новички, и опытные спортсмены. Прогревающая гимнастика поможет без труда сесть на продольный или поперечный шпагат. Также она позволит поддерживать стройность фигуры. Наши тренировки с инструкциями на фото и видео подойдут и для детей 3-5, 7-10 лет. Полезные занятия помогут ребятам расти здоровыми и сильными.

Эффективная растяжка на шпагат для начинающих в домашних условиях - пошаговое видео

Новичкам научиться делать красивый поперечный или продольный шпагат довольно легко. Для этого лишь нужно постоянно проводить тренировки и подбирать простые комплексы занятий. Незначительные нагрузки исключат боли в мышцах. Поэтому их следует давать постепенно и без усердия. При этом для проведения тренировок необязательно посещать зал. С помощью подобранных нами видео начинающие гимнасты могут делать растяжку на шпагат в домашних условиях.

Пошаговые видео-уроки проведения растяжки на шпагат в домашних условиях для новичков

Внимательно просмотрев видео-уроки от опытных тренеров, можно сразу приступать к тренировкам. Пошаговое выполнение комплексов поможет сесть на продольный или поперечный шпагат действительно быстро. Скорость обучения зависит только от желания человека, выполняющего занятия, его физической формы.

Правильная растяжка на шпагат для детей 3-5 лет, 7-10 лет - примеры с фото и видео

Детская гимнастика важна для каждого ребенка в любом возрасте. Она позволяет развить гибкость, укрепить и нарастить мышцы, сформировать красивую фигуру. При частом проведении растяжкидети 3-5 или 7-10 лет смогут легко сесть на шпагат.

Как правильно проводить растяжку для шпагата с детьми 3-5 лет?

Для малышей нужно подбирать упражнения, которые будут больше похожи на занимательную игру. Простые тренировки не будут вызывать у детей дискомфорта. При этом повышенная гибкость малышей до 5 лет позволит каждому из них буквально за неделю сесть на шпагат. Выбрать простые упражнения для занятий с малышами тренерам и мамам поможет следующий видео-урок. В нем собрано множество полезных инструкций.

Фото-примеры занятий для растяжки на шпагат для детей 7-10 лет

С детьми старше 7 лет заниматься гимнастикой нужно больше, чем с малышами. Обусловлено это требованием выработать привычку делать физические упражнения и добиваться поставленных результатов. Но сильные нагрузки нужно сразу исключать. Дети должны выполнять задания, не ощущая дискомфорта. Для этого ребятам нужно хорошо разогревать мышцы перед основными нагрузками. Начинать тренировку следует с прыжков, наклонов из стороны в сторону в течение 30 секунд. Затем следуют махи ногами, руками. Помогут подготовиться к основным занятиям перекаты с одной ноги на другую. После их проведения ребята должны выполнить следующие упражнения:




Подготовленный нами комплекс обязательно понравится детишкам 7-10 лет. При этом он поможет им расти здоровыми. Родителям и тренерам лишь нужно привить ребятам любовь к таким занятиям. Постоянные тренировки помогут значительно укрепить мышцы ног и пресса.

Простая растяжка дома на поперечный шпагат - пошаговые упражнения со стулом

Проводить физические занятия для растяжки на поперечный шпагат дома можно нестандартным способом -со стулом. Такой способ поможет быстро разогреть мышцы и исключить появление болей в ногах. Правильно проводить это упражнение поможет подготовленное нами видео.

Видео-пример проведения пошаговых упражнений со стулом для растяжки поперечного шпагата

При точном следовании рекомендациям тренеров выполнять домашние занятия со стулом будет проще простого. Интересный комплекс для дома может считаться отличной заменой тренировкам в гимнастическом зале. Он не требует особых умений и подходит даже для новичков.

Как сделать растяжку для шпагата в домашних условиях - видео- и фото-упражнения

Подобранные нами видео и фото помогут узнать, как сделать растяжку для шпагата в домашних условиях без особого труда. Простые тренировки могут проводить и опытные гимнасты, и новички.

Подборка упражнений с фото для растяжки шпагата дома

Добиться правильного растяжения мышц без боли поможет девушкам наш комплекс. Его нужно повторять ежедневно (или хотя бы 3-4 раза в неделю). Проводить занятие следует без особых усилий. Между самими заданиями разрешается делать 30-секундные перерывы.






Следование указанным инструкциям поможет сделать фигуру точеной. Такая тренировка поможет выделить талию и сделать ноги стройным.

Видео-пример проведения подготовительных упражнений для шпагата в домашних условиях

Работать дома можно и с другим комплексом. При этом блоки упражнений могут быть как универсальными, так и подходить только новичкам или опытным гимнастам. Например, начинающим спортсменам понравится такой видео-урок:

Быстро привести свое тело в идеальную форму помогут постоянные занятия спортом. При этом выполнять упражнения можно даже в домашних условиях. Простые комплексы по гимнастике и фитнесу позволят сделать ноги стройными, а бедра - округлыми. И самым простым способом для достижения таких результатов считается растяжка на шпагат (продольный или поперечный). Она занимает мало времени и подходит для начинающих спортсменов, детей 3-5, 7-10 лет. Легкие занятия помогут быстро и просто укрепить мышцы ног.

Если нужно посадить ребенка быстро на шпагат, а врожденных способностей для этого нет, то необходимо развить гибкость с помощью специальных упражнений.

Если вы задаетесь вопросом, как научится садиться на шпагат детям, то нужно добавить немного о плюсах растяжки. В чем польза гибкости и зачем ее развивать:

  • Способствует координации движений. У детей, у которых развита гибкость достаточно хорошо, лучше получаются и другие спортивные движения. Им легче выполнять упражнения, такие как прыжки, бег, лазание, элементы восточных единоборств и пр.
  • Повышает устойчивость тела к травмам. Именно из-за недостаточной гибкости тела дети получают вывихи и растяжения дома или на улице. Эластичные, гибкие мышцы быстрее восстанавливаются после физических нагрузок. Дети с развитой гибкостью полны сил и энергии. Они являются более выносливыми, чем те, у которых гибкости нет.
  • Для укрепления мышц спины. Вытягивается позвоночник, становится красивее походка, формируется осанка и даже можно исправить плоскостопие.
  • Благодаря шпагату мышцы становятся крепкими и выносливыми. Появляется легкость в движении суставов, улучшается кровообращение в области таза. Умение садиться на шпагат также приносит пользу состоянию всего организма в целом.
  • Нормализует работу кишечника, способствует укреплению иммунной системы.

Взрослым тоже полезно развивать гибкость тела. Им, конечно, сложней, и больше времени необходимо для результата, чем детям. Поэтому если ребенок еще в раннем детстве будет заниматься упражнениями на растяжку, то во взрослой жизни ему будет проще поддерживать гибкость, и он легко сможет вспомнить, как выполнить шпагат. Ведь это положение приносит немало пользы и взрослому организму.

Польза растяжки для детей

Занятия художественной гимнастикой, хореографией невозможны без полноценной растяжки всего тела. Поэтому упражнения на растяжку детей заставляют выполнять постоянно.

Считается, что для их эффективного выполнения необходимо преодолевать боль. Дети к этому абсолютно не готовы, и тренер вынужден применять «силу». В итоге многие начинающие спортсменки отказываются посещать тренировки.

Врачи утверждают, что профессиональные занятия гимнастикой оказывают на здоровье спортсменов негативное влияние. Практически каждая взрослая гимнастка страдает от различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, и все это является результатом систематических растяжек.

Дело в том, что при растяжках происходит растяжение связочного аппарата суставов, что приводит в дальнейшем к их разболтанности, создает предпосылки к развитию деформирующего остеоартроза, остеохондроза.

Совсем по-другому обстоит дело, если ваш малыш занимается гимнастикой или хореографией для собственного удовольствия, т.е. в том случае, когда занятия являются своеобразным хобби.

Регулярные тренинги на растяжку улучшают подвижность суставов и состояние опорно-двигательного аппарата, делают более совершенной систему координации и поддержания равновесия, а падения детей - более безопасными.

Кроме того, растягивающие упражнения положительно воздействуют на психоэмоциональную сферу ребенка, делая его более сосредоточенным.

Итак, для того чтобы сесть на шпагат за неделю ребенку, необходимо соблюсти ряд следующих правил:

  1. Легче всего посадить ребенка на шпагат в возрасте 5-7 лет. В этот период не составит труда «растянуть» его, ведь мышцы еще гибкие и эластичные.
  2. Необходимо развить максимальную гибкость, чтобы амплитуда движений была высокой. Для этого нужно проводить занятия гимнастикой каждый день.
  3. Заниматься лучше всего утром и вечером, так как после сна организм полон энергии и сил, но тело еще не размято. Поэтому к вечеру суставы будут лучше слушаться, а результат не заставит себя долго ждать.
  4. Можно включать ребенку во время занятий его любимую музыку.
  5. Ребенку нужно развивать гибкость всех групп мышц, а не только тазовой области.
  6. Для начала можно попробовать сесть на продольный шпагат, ведь он дается легче всего, а уже потом постепенно садиться на поперечный.
  7. Находитесь рядом с ребенком, помогайте ему и придерживайте его. Можно выполнять упражнения вместе и показывать на своем примере.
  8. Болевой синдром не должен быть сильным, иначе можно получить травму.

Упражнения на растяжку детей в общеоздоровительной физкультуре

Растяжки позволяют оптимизировать и нормализовать тонус различных групп мышц. Снимая тоническое напряжение, они способны активизировать соответствующие структуры головного мозга. Поэтому в разумных пределах детская растяжка полезна.

Упражнения на растяжку детей должны выполняться, основываясь на естественном процессе движения. Ребенок должен ощущать в своих мышцах мягкое растяжение, не сопровождаемое болевыми ощущениями.

Растяжки способствуют оптимизации мышечного тонуса, устраняют различные мышечные дистонии и зажимы, а, кроме того, способствуют повышению психической активности ребенка.

Самостоятельно, особенно в начале занятий, дети растягиваться правильно не могут. И в этом им должен помочь взрослый. Очень важно, чтобы оказывая ребенку помощь, он действовал медленно и плавно, избегая рывков.

Прежде чем приступить к шпагату

И все-таки как сесть на шпагат для начинающих детям? Для начала необходимо подумать о том, в какой одежде ребенок будет заниматься. Форма должна быть не тесной, удобной и эластичной. Обувь подберите нескользящую.

В самом начале, перед тренировкой, мышцы нужно разогреть. Для этого подойдут бег, прыжки, приседания. Можно использовать скакалку или мяч. В игровой форме следует разминаться не менее пяти – десяти минут. После того как кровь немного разогнали, можно приступать к растяжке.

Что собой представляет детская растяжка?

В процессе подготовки любого спортсмена, танцора или актера упражнения на растяжку играют очень важную роль. Чтобы достичь профессионализма и мастерства в балете, спорте или на сцене, необходимо обладать мышечной подвижностью, гибкостью и хорошей координацией, чего сложно добиться без упорных тренировок.

Не менее полезны упражнения на растяжку и для детей. Дело в том, что современное поколение ведет малоподвижный образ жизни. Даже ученики начальных классов проводят за партой по несколько часов в день, а придя домой, снова принимают сидячую позу за столом, выполняя домашнее задание.

Благодаря детской растяжке, малыш не только может почувствовать напряжение в мышцах, но еще и своевременно снять его. Подобные занятия нормализуют мышечный тонус, устраняют различные дистонии и зажимы, а также повышают психическую активность ребенка.

Выполнять упражнения следует, опираясь на естественный процесс движений. При этом малыш должен ощущать легкое растяжение мышц, не сопровождающееся болью.

Поначалу дети не могут самостоятельно растягиваться, им необходимо помочь в этом деле. Очень важно, чтобы движения были медленными и плавными, без резких рывков.

В итоге ребенок должен научиться:

  • Хорошо чувствовать свое тело;
  • Ощущать тонус мышц;
  • Уметь перераспределять мышечное напряжение.

Детская растяжка эффективна только в том случае, если все упражнения выполняются регулярно, на протяжении длительного времени.

Занимаясь спортом и выполняя упражнения на растяжку, ребенок должен научиться:

  • Перераспределять тоническое напряжение с одной группы мышц на другие;
  • Хорошо осознавать свое тело;
  • Контролировать тонус мышц.

Современные дети, к сожалению, ведут малоподвижный образ жизни. Даже ученики начальной школы проводят за партой по 5-6 часов, а потом, придя домой, они снова сидят несколько часов в вынужденной позе за столом, делая домашние задания.

Да и после этого мало кто из них спешит на улицу, чтобы поиграть в активные игры со своими сверстниками. В итоге ребенок переутомляется и физически, и психически.

Растяжка для детей как раз и учит ребенка умению не просто почувствовать свое напряжение, но и своевременно снять его. Это позволит ему наиболее оптимально расходовать свои силы.

В общеукрепляющей и лечебной физкультуре используются в основном заимствованные из классической йоги упражнения на растяжку детей. Очень важно, чтобы ребенок выполнял их правильно и не спешил.

Детская растяжка будет приносить пользу только в том случае, если занятия будут проводиться регулярно и на протяжении достаточно длительного времени. Это связано с тем, что устранить мышечный блок быстро невозможно, ребенок должен научиться чувствовать свое тело и не спешить.

Как мы уже говорили, большинство современных детей имеют определенные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, в частности, у многих из них наблюдается повышенный мышечный тонус.

Позже в мышцах образуются болезненные уплотнения, представляющие собой спазмированные мышечные волокна, способные, в зависимости от своего месторасположения, оказывать рефлекторное влияние на деятельность практически всех внутренних органов. Растяжка для детей позволяет избавить их от всех этих проблем.

Детская растяжка должна именно «растягивать» определенный участок тела, только тогда в ней будет смысл. В любом упражнении на растяжку существует четыре фазы: принятие нужного положения тела, растяжка, медленный выход из нее, пауза. Ритм дыхания зависит от конкретного упражнения.

Лучше всего, чтобы ваш ребенок разучил комплекс растяжки для детей под руководством инструктора по лечебной физкультуре. Затем он должен будет регулярно выполнять его дома под вашим контролем.

При регулярных занятиях вы очень скоро заметите, что ребенок станет лучше себя чувствовать, его успеваемость и настроение заметно улучшатся. И все это благодаря комплексу растяжки для детей!

Как сесть на поперечный шпагат детям и продольный

Видео-пример проведения пошаговых упражнений со стулом для растяжки поперечного шпагата

Необходимо каждый раз перед тем, как садиться на шпагат детям, выполнять упражнения для растяжки мышц. Их следует делать не менее десяти минут. Упражнения для растяжки приведены ниже:

  • Обязательные ежедневные упражнения должны включать в себя махи ногами. Выполняются они так. Ребенок стоит к стулу боком. Одной рукой держится за спинку стула, вторая — на поясе. Выполнять махи ногами попеременно в сторону, вперед и назад. Необходимо следить за тем, чтобы колени не сгибались, носок ребенок тянул вперед, а его спина была ровной.
  • Статическая растяжка. Ребенку нужно показать упражнения с наклонами вперед. Делая это упражнение, в наклоне нужно стараться положить ладони на пол и задержаться, затем снова вернуться в исходное положение. Повторять не менее 10 раз.
  • Упражнение на растяжку возле стула. Правую ногу согнуть в колене назад. Правой рукой обхватить ее и тянуть пятку к ягодицам. Затем поменять: левой рукой обхватить левую ногу. Повторять не менее 5 раз с каждой ногой.
  • Выпады ногами поочередно. Одна нога впереди, колено вытянуто так, чтобы образовался тупой угол между ногой и полом. Пятку не отрывать от земли. Можно усложнить упражнение: например, правую руку и плечо завести под колено правой ноги. Потихоньку раскачивать тело, подготавливая к поперечному шпагату.

Это были упражнения, помогающие сесть на шпагат ребенку». Если подготовка произведена, упражнения на растяжку выполнены, можно произвести попытку. Садиться на шпагат ребенку нужно медленно и аккуратно, при этом пытаться растягиваться.

Резких движений быть не должно. Можно поддерживать малыша за плечи. Боль при растягивании на шпагате не должна быть сильной. Ни в коем случае нельзя заставлять терпеть, иначе после сильных болевых ощущений ребенок не станет больше заниматься.

Девочки гибче мальчиков, и связано это с гормональным фоном, потому что больше коллагена и эластина содержится в мышцах женского организма.

Зависит гибкость тела и мальчиков и девочек и от генетической наследственности. Как правило, если маме удавалось садиться на шпагат, то детям после регулярных тренировок не составит труда повторить.

В возрасте от 1-3 года у малышей формируется опорно-двигательный аппарат. Суставы подвижны, и специально их растягивать нет надобности. В этот период ребенку достаточно играть во дворе, выполнять простые аэробные или хореографические движения.

Когда ребенку исполнилось 6 лет, для наилучшего развития гибкости стоит присмотреть для него секцию гимнастики или акробатики. Так с помощью тренера можно будет безболезненно и быстро посадить ребенка на шпагат.

С ростом детского организма подвижность суставов продолжает увеличиваться до 13-14 лет. К 16-17 годам природная гибкость неизбежно снижается и стабилизируется.

Завершающий этап

После того как ребенок сел на шпагат или попытался сесть, закончив упражнения, он должен встряхнуть руки и ноги, потянуть их, чтобы расслабились мышцы и суставы. Ребенку нужно давать отдыхать, чтобы мышцы восстанавливались.

Если все же остался вопрос, как быстро сесть на шпагат ребенку, следуя рекомендациям, то следует иметь в виду, что заниматься с ребенком нужно по полчаса в день, и через две недели ваш малыш будет садиться на продольный и поперечный шпагат свободно и легко.

Безопасно ли это?

Ребенку можно и нужно выполнять любые упражнения для растяжки. Но с соблюдением всех правил и рекомендаций. Для того чтобы не было травм, растяжений, «разболтанности» суставов и других негативных изменений, необходимо вместе с развитием гибкости одновременно укреплять мышечно-связочный аппарат специальными упражнениями, а лучше всего — вместе с тренером.

Тренер подберет индивидуальный комплекс упражнений для вашего ребенка, учитывая его физиологические особенности. Он точно знает, как садиться на шпагат детям.

Малыш не должен бояться, он должен уметь терпеть болевые ощущения от растяжки на шпагат. При выполнении растяжки не исключены травмы, если не соблюдать два правила: регулярно и постепенно.

Работая над физическим развитием малыша, некоторые родители задумываются о том, как научить ребенка садиться на шпагат. Это, конечно, необязательно, но поможет телу крохи стать более гибким, сильным, а самому дошкольнику – обрести уверенность в себе, ведь он будет уметь делать то, что могут не все дети из его группы в детском саду. Специалисты отмечают, что если малыш здоров, не имеет медицинских противопоказаний и сам желает получить новое умение, то можно смело приступить к занятиям.

Польза

Зачем же учить ребенка столь непростому упражнению? Шпагат не только помогает сделать тело выносливым и гибким, но и улучшает подвижность суставов, позволяет укрепить мышцы спины и добиться королевской осанки.

Кроме того, занятия по растяжке способствуют проработке сразу нескольких групп мышц, улучшают координацию движений, а это, в свою очередь, снижает риск получения травмы при падении.

Упражнение будет полезно и для работы кишечника. При выполнении растяжки и шпагата улучшается кровообращение в области малого таза, что благоприятно сказывается на состоянии мочеполовой системы.

Упражнения для растяжки

К подготовительным занятиям по растяжке можно приступать в 4 года, а сам шпагат лучше всего делать в возрасте 5-7 лет – именно в это время мышцы и сухожилия крохи максимально гибкие, поэтому упражнение будет получаться безболезненно. Однако все понимают, что в один день выполнить его невозможно, требуется внушительная предварительная подготовка.

Ежедневно следует выполнять упражнения на растяжку – они подготовят мышцы.

  • Прежде всего, это махи ногами в стороны из положения стоя. Одной рукой для устойчивости следует держаться за опору – стену или спинку стула, а сам мах должен быть сделан с максимальной амплитудой.
  • Наклоны вперед – еще одно очень эффективное подготовительное упражнение. Ребенок встает, ноги на ширине плеч (через несколько успешных тренировок можно будет поставить их вместе), далее делает наклоны вперед, не сгибая колени и стараясь достать до пола сначала кончиками пальцев, а затем – и всей ладонью. В конечной позиции положение следует зафиксировать на 5-10 секунд, в этом случае польза от наклона возрастет.
  • Наклоны к ноге. Для выполнения этого упражнения для растяжки на шпагат потребуется стул. Прямая нога кладется на сидение, затем малышу следует сделать наклоны так, чтобы кончиками пальцев дотянуться до пола. Выполнить движение нужно не менее 5 раз, после чего повторить с другой ногой.
  • Упражнение на коленях. Заняв исходное положение, необходимо вытягивать в стороны прямые ноги по одной, стараясь, не сгибая спину, опустить таз как можно ниже.

Без этих предварительных упражнений нельзя заставлять малыша садиться на шпагат. Тренировки должны продолжаться примерно 30 минут на протяжении месяца. Однако отметим, что каждый ребенок индивидуален – одни смогут добиться желаемого без особого труда уже через пару недель, другим же может потребоваться несколько месяцев.

Важные условия

Рассмотрим, что должен уметь ребенок перед тем, как приступить к занятиям, каким требованиям соответствовать. Их несколько:

  • отсутствие медицинских противопоказаний;
  • возраст 5-7 лет;
  • желание заниматься;
  • хорошая растяжка;
  • умение делать наклоны и махи, задерживаться в конечной точке на 5-10 секунд.

Только при выполнении этих условий можно приступать к дальнейшим тренировкам.

Организация занятий

Сначала малыши учатся выполнять продольный шпагат, затем приступают к поперечному. Очень важно не допускать болевых ощущений, не заставлять ребенка делать через силу, буквально сжав зубы, – от такого подхода больше вреда, чем пользы. Конечно, своего родитель добьется, но радости от успеха кроха не испытает.

Отметим и важность разминки, делать которую следует и перед упражнениями на растяжку, и перед выполнением самого шпагата. Она включает несколько несложных упражнений:

  1. бег на месте;
  2. прыжки;
  3. энергичные наклоны в стороны;
  4. приседания.

После разминки выполняется сам комплекс упражнений на растяжку. Очень важно заниматься регулярно таким образом, чтобы был прогресс, то есть постепенно увеличивать количество повторов и улучшать результат. Если сегодня малыш сумел наклониться и достать руками до пола, то очень желательно, чтобы завтра он сделал это чуть лучше или смог зафиксировать положение на секунду дольше.

Как садиться на шпагат?

Приступать к самому шпагату можно только в том случае, если упражнения на растяжку получаются без проблем и не вызывают болевых ощущений.

Родителям нельзя искусственным образом растягивать ребенка, процесс должен быть абсолютно естественным. Незначительные болевые ощущения допустимы, но нельзя терпеть сильную боль.

Теперь рассмотрим, как сделать правильно продольный шпагат:

  1. Встать на колени.
  2. Растягивать ноги вперед по очереди, стараясь опустить таз к полу настолько, насколько это возможно.
  3. Спина остается прямой.

Конечно, получится не с первого раза, но после регулярных тренировок родители и сам малыш заметят, что результат все лучше и лучше.

Поперечный шпагат делается так:

  1. Стоя, расставить ноги как можно шире.
  2. Руки при этом вытянуты вперед.
  3. Постепенно расстояние до пола следует сокращать.

Через некоторое время успех будет обязательно. В первое время допустимо слегка поддерживать малыша за плечи, помогать ему, но насильно растягивать нельзя.

Очень важно, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий, поэтому следует включать его любимую ритмичную музыку, под которую выполнять движения гораздо приятнее. Родителям следует хвалить малыша за самый незначительный прогресс, а также за старание – это станет мощным мотиватором к дальнейшему успеху. Ругать ребенка или сравнивать его с другими детьми категорически нельзя, поскольку все малыши разные. Сравнение допустимо только с самим крохой несколькими неделями раньше.

Специалисты советуют: если у ребенка при всем старании не получается сделать шпагат, нужно отказаться от этой затеи и просто выполнять с ним комплекс упражнений на растяжку – они не менее полезны, но не заставят ребенка чувствовать себя неудачником. Не стоит гнаться за быстрым результатом и верить заманчивым заголовкам вроде «Как сесть на шпагат за 3 дня». Только регулярные тренировки помогут добиться желаемого успеха и не навредить крохе.

Физические упражнения для детей седьмого года жизни должны быть динамичными и охватывать, по возможности, большое число мышечных групп. Нагрузка должна распределяться равномерно на все мышцы рук, ног и туловища, упражнения следует выполнять из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа.


К двум годам средства и методы пассивной гимнастики перестают быть эффективными. А что делать с детьми 2-х лет и чуть старше, почему-то мало кто знает. Ведь даже в группы ЛФК в поликлиниках предпочитают набирать детей «помудрее».

Так и получается, что в плане двигательной активности малыши этой возрастной группы, как правило, предоставлены сами себе.

Нередко для детей этого возраста предлагают разного рода программы «Беби-йога», к которым мы советуем относиться с крайней осторожностью. С медико-педагогических позиций, беби-йога является достаточно сомнительной фитнес-продукцией, использующую йогу, как бренд. За пространными названиями асан скрываются такие хорошо знакомые элементы, как лодочка, берёзка, мостик и т.д. Но даются эти элементы детям методически необоснованно, без учета возрастных и физиологических особенностей. Весьма опасна и направленность беби-йоги на повышение гибкости в суставах. До 5-6 лет дети и так страдают излишней гипермобильностью суставов, ее целенаправленное увеличение автоматически означает нанесение вреда формирующемуся опорно-двигательному аппарату ребенка.

Рассмотрим базовые методические основания рациональной организации двигательного режима для детей двух-трех лет.

Самое главное открытие педиатрии заключается в том, что дети - не маленькие взрослые. Особенно это касается детей до 6 лет. Грубой ошибкой является мнение, что им следует всего лишь давать упрощенные упражнения старших детей.

Нет, им нужно давать другие упражнения!

Классический принцип преемственности упражнений для детей 2-3 лет тут не применим. Дети должны получать двигательную активность, подобранную индивидуально, дозируемую и корректируемую в ходе занятия. Планировать занятия с такими детьми можно лишь в общих чертах. Имеет смысл продумать несколько «рабочих планов» на одно занятие и переходить с одного на другой, в зависимости от того, что «работает» в данный момент.

Не рекомендуется использовать приемы концентрации внимания, пытаться излишне акцентировать внимание на чем-либо. Это может привести к эмоциональной перегрузке и сильному утомлению нервной системы ребенка. Игра является огромным стимулятором развития высшей нервной деятельности ребенка. Но это совершенно не означает, что игровой метод будет доминирующим при организации занятий с детьми этого возраста. Игры у детей 2-3 лет «несоциальные», то есть они ближе к играм животных. И в них превалирует состояние (как иной мир), а не соревновательность. Дети больше играют сами с собой, нежели с партнерами или противниками. Сверстники для них являются, скорее, окружающей средой, а не участниками игры.

Целенаправленно организовывать игры с детьми этого возраста не следует, лучше создать нужную психофизическую обстановку - показать упражнения, дать в руки предметы, подвести к снаряду. А дети сами начнут играть … в гимнастику.

Объяснения и понимание - основные средства педагогики, которые практически бесполезны в этом возрасте. Даже если ребенок вам кивает и полностью соглашается, ни вы, ни он сам не знает, что он понял. Ребенок запечатлевает ваши движения (и движения других детей), и если они ему нравятся, будет их повторять. Педагогика здесь ни причем. Просто показывайте доступные и правильные движения.

Общие замечания: ведущая сторона (рука, нога) формируется к 5 годам. Но если ребенок - врожденный левша (что определяет невролог, а не психолог), переучивать его не следует.

Продолжительность и организация занятия. Согласно нормам дошкольных образовательных учреждений, продолжительность занятия для 2-3 летних детей составляет 15-20 мин. Допускаются и сдвоенные занятия. Если занятия в зале выстраивать по принципу «прогулки», то вполне можно заниматься от 45 минут до часа и даже более.
Проводить «заминку» в конце занятия не обязательно. Как только тренер видит, что малыш устал - его можно отправлять к родителям. То есть строго выдерживать продолжительность занятия также не следует!

Во время занятия неплохо устраивать 2-3 минутный перерыв, во время которого детям даже можно позволить слегка поесть и попить (фрукты, овощи, воду, немного печенья). Потребление пищи является одним из древних инстинктов и его можно использовать для создания комфортной обстановки на занятиях с маленькими детьми.
В таком нарушении дисциплины нет ничего страшного. Если сразу же после перекусов не давать перекаты и кувырки, то никакой опасности еда не несет, не волнуйтесь, никто не подавится.

Гендерные особенности. По физическому развитию мальчики младшего дошкольного возраста мало отличаются от девочек. Но по психоэмоциональному статусу отличия очень сильные. Мальчики дошкольного возраста более осторожны, если не сказать, трусливы. Призывать мальчиков «быть солдатами» раньше времени не следует. Они хуже реагируют и на дисциплину и на принуждение. Лучше создавать дисциплину в группе через девочек, они больше склонны к порядку.

Тренеры обычно задают вопрос: «что следует делать с малышами»? Как ни странно, но самое важное - понимать, что с детьми «делать» не следует! Именно активное неделание того, что не надо, и является основной целью организации двигательной активности с детьми 2-3 летнего возраста.
Одним из самых важных «неделаний» является отучение сидеть в позе «ноги назад». Многие дети сидят так потому, что им удобно. Это говорит о диспластическом типе развития тазобедренного сустава. И если данный тип развития не перенаправить, то в дальнейшем «нарисуется» целый спектр ортопедической патологии. Обычно такие дети имеют предрасположенность к Х-образному искривлению ног и вальгусному плоскостопию, которые существенно компенсируются, как только дети перестают усаживаться в позу «ноги назад».

Отучать от данной позы следует введением в двигательную активность противоположных поз: всевозможных бабочек и лягушек, сидя и лёжа на спине и на животе - с максимально приведенными к корпусу пятками.

Выкладывание в лягушки в demi plie, как на хореографии, для малышей запрещено. Такое положение рассчитано на формирование выворотности в тазобедренном суставе, что крайне нежелательно для 2-3 летних детей. Тазобедренный сустав у них еще не сформирован. Придание выворотного положения в этом возрасте может привести к нестабильности вплоть до вывиха тазобедренного сустава!

Для всех детей этого возраста особенно важным является формирование мышечного корсета области таза и тазобедренного сустава через лазания и ползания. В поликлиниках обычно используют пассивные методы наращивания силы: массаж бедер и ягодиц, электромиостимуляцию мышц данной области. Но массаж не решает всех проблем, а электростимуляция может неблагоприятно повлиять на ритмическую деятельность сердца.

Двигательная активность в зале для этой возрастной группы является введением в общую физическую подготовку (ОФП). И здесь речь не идет о специализации или направленности на какой-либо вид спорта. Дети этого возраста только входят в мир физической активности. Важно создать универсальную двигательную базу и, как говорят профессионалы, не испортить ребенка ранней специализацией. Гимнастика как раз и выполняет роль этого базового и наиболее универсального средства.

Рассмотрим тренировочный процесс с позиции создания наиболее благоприятных условий развития базовых физических качеств: силы, гибкости, координации, скорости и выносливости.

Гибкость. Растяжку следует проводить в виде привыкания малышей к выстраиванию линии тела и нормализации мышечного тонуса. Но вмешиваться в развитие опорно-двигательного аппарата категорически не следует!

Повышенный тонус сгибателей в норме может сохраняться до 5 лет. Добиваться у младших детей сбалансированного тонуса, как у 5-6 летних, будет ошибкой.

Ходьба на носочках и на «полусогнутых» ногах является нормой для 2(3)лет. Прилагать усилия на распрямление или натягивание колена не следует!
Осанка и свод стопы формируются у детей к 4-5 годам (тогда и можно говорить о коррекции). Делать заключения о плоскостопии или нарушении осанки для детей младшего возраста просто невозможно. Любые попытки заранее корригировать еще не сформировавшуюся осанку и свод стопы могут привести к их деформации.
Классическая гимнастическая растяжка, как средство повышения эластичности мягких тканей, недопустима! Во-первых, у детей в этом возрасте наблюдается физиологическая гипермобильность суставов, которая сама требует стабилизации. Во-вторых, конечности и таз у детей 2-3 лет имеют еще не окостеневшие участки, которые могут подвергнуться деформации при классической гимнастической растяжке.

Сила в этом возрасте воспитывается косвенно. Опираться можно на «древние рефлексы» - хватательный и лазания.

Полезными являются вылезания из-под мягких препятствий, например, матов (особенно для детей, рожденных путем кесарева сечения).
Дети очень любят лазать по шведской стенке, висеть на кольцах и перекладине. Важно всегда помнить о страховке, дети могут непроизвольно отпустить руки, залезая даже очень высоко. Приучать детей подавать сигнал перед отпусканием рук не всегда удается.

Выносливость. В силу еще не сформированной дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системы говорить о воспитании выносливости не приходится. Традиционные средства и методы, направленные на ее тренировку, могут принести серьезный вред организму ребенка.

В силу высокой лабильности нервной системы, традиционные средства контроля нагрузки по ЧСС (частоте сердечных сокращений) и АД (артериальном давлении) несостоятельны. Эти параметры будут значительно зависеть от эмоционального состояния малыша. Нагрузку в общепринятом смысле детям этого возраста давать нельзя!

По этим же причинам не следует применять дыхательные упражнения: физиологического эффекта они не дадут, а обморочные состояния могут спровоцировать. В три года происходит переход с брюшного дыхания на более взрослый - грудной тип дыхания. Вмешательство в этот переход дыхательных упражнений могут породить стойкие проблемы в системе дыхания на многие годы.

Скорость. Чувство темпа начинает раскрываться к 4 годам, поэтому говорить о скоростных качествах пока тоже не приходится. Можно использовать упражнения на небольшое ускорение и замедление темпа, но с учетом недостаточной выносливости такие упражнения все равно будут малоэффективными.

Чему ребенок должен научиться?

Висам на перекладине и гимнастических кольцах;
- переворотам вперед-назад на гимнастических кольцах;
- прыжкам через скакалку с вращением вперед и назад на минитрампе и/или батуте;
- бег с фазой полета по минитрампу;
- прыжки на двух ногах с продвижением передом спиной и боком по минитрампу;
- лазать по шведской стенке;
- ходить по лежащему на земле гимнастическому бревну передом, спиной и боком приставным шагом;
- броскам и ловле мяча двумя руками, броски обруча одной рукой без ловли;
- отбивать мяч от пола, от стенки с последующей ловлей;
- катить мяч, обруч по полу;
-выполнению перекатов на спине в группировке, складка, положение сидя - ноги в стороны по типу прямого шпагата;

Данный список является не более чем ориентировочным. Не следует прилагать повышенных усилий, если какие-то упражнения или элементы ребенку не удаются. К таким элементам можно вернуться в старшем возрасте.

Не рекомендованными называют упражнения, которые могут негативно повлиять на естественное формирование опорно-двигательного аппарата.
У детей в этом возрасте еще не сформирован физиологический шейный лордоз, мышечно-связочный аппарат шеи несостоятелен, а относительные размеры головы достаточно большие. Поэтому все упражнения, связанные с нагрузкой на шейный отдел позвоночника, следует исключить (упоры на голову, стойки на лопатках и т.п.).
У детей 2-3 лет не сформирован и физиологический поясничный лордоз. Поэтому упражнения, вырабатывающие гибкость в поясничном отделе позвоночника, особенно на разгибание, следует ограничить. К не рекомендованным упражнениям следует отнести прогибы по типу мостика.

В силу недостаточности рессорной функции позвоночника все прыжки на твердой поверхности следует полностью исключить. На втором году жизни дети не могут бежать с фазой полета, и такой тип бега не следует переучивать! Он «пройдет» сам с развитием опорно-двигательного аппарата.

Разучивать прыжки и подскоки лучше всего на профессиональном гимнастическом помосте, батуте или минитрампе. Бытовые батуты отличаются высокой жесткостью, что неблагоприятно перегружают опорно-двигательный аппарат ребенка.

К числу запрещенных упражнений следует отнести ходьбу на внутренних ребрах стоп – ничего, кроме провокации деформации стоп, такое упражнение не дает.

Особое место в занятиях занимают кувырки. Дети их очень любят делать дома на ковре или кровати. В целях безопасности лучше сразу научить малышей правильным кувыркам - без опоры на голову, разучивая их на мягком основании и обязательно со страховкой и проводкой (поддерживая таз для снятия нагрузки при переворачивании). В дошкольных образовательных учреждениях не рекомендуются (и даже запрещаются) кувырки вперед и разучиваются кувырки назад, как более безопасные для шейного отдела позвоночника. Опасность кувырка вперед создает уход с прямой линии, что грозит подвывихом шейных позвонков. Впрочем, и безопасность кувырков назад достаточно условная. При переворачивании назад также происходит компрессия шейного отдела позвоночника на сгибание.