Ребенок плохо координирован. Упражнения на координацию движений для детей

После рождения движения не координированы, беспорядочны и производятся почти непрерывно. Даже во сне полная неподвижность новорожденного наблюдается не больше 5 мин. Первые координированные движения - дыхание и крик. Первый крик вызывается рефлекторно. Одно из первых координированных движений - сосание. Прикосновение любым предметом к губам и передней части языка вызывает сосание, а поглаживание щеки сбоку от рта - поворот головы в сторону раздражения. У новорожденного имеются многочисленные двигательные рефлексы, обеспечивающие осуществление вегетативных функций и защитные реакции.


Особый интерес представляет формирование локомоций, т. е. перемещений организма в пространстве, координационные механизмы которых образуются позднее. На 1-й неделе жизни появляются кратковременные напряжения мышц шеи, на 2-й - боковые движения головы. К концу 1-го месяца ребенок может прямо держать голову при вертикальном положении тела в течение нескольких секунд, поднимает голову при лежании на животе, подносит кулачок к лицу. В 2 месяца он поворачивает голову в сторону звука, хорошо приподнимает голову и удерживает ее в вертикальном положении в течение 1-4,5 мин, при поддерживании может стоять, не подгибая ног, удерживает предметы всей рукой. Появляются улыбка и смех. В 3 месяца ребенок свободно держит голову; лежа на животе может приподнимать туловище, опираясь на локти. С 2,5-3 месяцев он пытается схватить предметы, появляющиеся в поле зрения. Эти попытки заканчиваются тем, что постепенно возникают координированные движения хватания видимых предметов и их ощупывания. Первым произвольным движением, в основе которого лежит образование условного двигательного рефлекса, является хватание.

В 5 месяцев ребенок удерживает предметы в каждой руке не меньше 20-30 сек, вкладывает предмет в рот. Поддерживаемый под мышки, стоит прямо. Труднее, чем вкладывание в рот, дается ребенку притягивание предметов к себе. В начале второго полугодия жизни ребенок приобретает позу сидения, начинает сидеть без поддержки, пытается ползать и переступать. С б-7 месяцев ребенок ползает, что укрепляет его мышцы и связки. В 7 месяцев он поднимается на четвереньки, при поддерживании хорошо переступает. В 6-8 месяцев самостоятельно садится, встает, цепляясь за опору. В 9 месяцев пытается стоять без опоры. В 10 месяцев поднимается и стоит без опоры. После попыток ходить при поддерживании ребенок 11-12 месяцев начинает ходить при поддерживании за одну руку. Со 2-го года начинает ходить самостоятельно. В процессе обучения ходьбе ребенок преодолевает тяжесть головы и верхней части тела, у него развиваются мышцы таза, бедра и ног, и он приучается поддерживать равновесие. При выработке координированных механизмов ходьбы, движения туловища и рук начинают совершаться в соответствии с движениями ног. В 1-2 года движения ребенка неустойчивы и неуклюжи. На 2-м году жизни движения ребенка не являются ни ходьбой, ни бегом. Только на 3-м году жизни дифференцируются ходьба и бег. В 3-4 года ребенок хорошо ходит и бегает.

Только к 5 годам закрепляются все элементы акта ходьбы, свойственные взрослым, но еще до 8 лет наблюдается перепроизводство движений ног при ходьбе.

У дошкольников и детей 7-8 лет фаза переноса ноги начинается с ее сгибания в голеностопном суставе, а у подростков - со сгибания в коленном суставе, как у взрослых.

С 4 до 6 лет длина шага увеличивается, а темп ходьбы, или число шагов в минуту, уменьшается. Длина шага на 5-м году увеличивается в 2 раза, на 8-м году - в 3 раза по сравнению с начальным периодом ходьбы.

Прямой зависимости между длиной шага и темпом ходьбы еще нет. С 8 лет при ускорении темпа ходьбы удлиняется шаг. До 8 лет длина шага неравномерна. С 8 до 15 лет удлиняется шаг и снижается темп. С 4 до 10 лет наиболее значительно возрастает амплитуда движений бедра и голени. С возрастом увеличивается развертывание стоп кнаружи, что обеспечивает большую площадь опоры. Сначала руки мало участвуют в ходьбе, а затем реципрокные (взаимообратные) отношения между руками и ногами развиваются у все большего числа детей, в 4 года они есть у 54%. а в 7 лет - у 79%.


Во время бега фаза полета - превышения переносного времени над опорным - отсутствует до 2 лет. Элементы полета появляются с 2 лет. С 2 до 5 лет фаза полета в 2 раза продолжительнее опорной, но время полета еще неравномерно. До 10 лет оно еще больше возрастает. К 10 годам при беге на короткие дистанции длина шага в 4,5 раза больше по сравнению с начальным периодом бега. Скорость бега также возрастает: в 3-4 года увеличивается в 2 раза, в 6 лет - в 3 и в 10 лет -в 5 но сравнению с начальным периодом бега и достигает 5,75 м.сек. При тренировке продолжительность скоростного бега возрастает, несколько снижаясь в период полового созревания.

Способность к прыжкам развивается в связи с ростом ребенка. Так как сначала появляется реципрокная иннервация мышц ног, то до 3 лет, а иногда до 5 лет, дети не могут прыгать одновременно обеими ногами. В этом возрасте дети не могут сделать подряд больше 1-3 прыжков в длину с сохранением параллельного положения стоп и носков ног на одном уровне. В 5-6 лет способность к точным прыжкам в длину одновременно обеими ногами заметно повышается и достигает еще большего совершенствования к 7-8 годам.

До 7-8 лет некоторые дети с трудом приучаются производить одновременные движения обеими ногами, например, прыжки в длину, отталкиваясь одновременно обеими ногами.

У большинства детей с б-7 лет прыжки обеими ногами становятся легко доступными, так как тормозятся реципроккые отношения. В дошкольном и младшем школьном возрастах дети недостаточно сгибают колени, неодновременно ставят стопы на землю, тяжело опускаются на всю стопу без перехода с пятки на носок. Следовательно, у них еще недостаточна координация движений при приземлении. По мере совершенствования координации движений увеличивается дальность прыжка.

У мальчиков левая нога с рождения и до 11 лет сильнее правой; это сказывается при прыжке в длину. С 9 до 11 лет это различие постепенно сглаживается, и с 11 лет правая нога превосходит левую. У девочек 8 лет обе ноги по результатам прыжка равны. С 9 лет правая нога у девочек при прыжке преобладает над левой. Наибольший прирост длины прыжка отмечается у мальчиков и девочек 9-10 лет; у мальчиков он больше, чем у девочек. Дальность прыжка значительно возрастает у мальчиков до 13 лет, а у девочек до 12-13 лет, а затем она растет менее значительно и даже уменьшается. Разница в дальности прыжка появляется у мальчиков и девочек с 13 лет и к 16-17 годам у девушек резко отстает от юношей.

Измерение высоты подпрыгивания, или прыгучести, показало ее неравномерное увеличение с возрастом. Годовой прирост прыгучести с 8 до 10 лет равен в среднем 2 см и одинаков у мальчиков и девочек, с 10 до 13 лет - 4,3 см, т. е. является наибольшим, с 13 до 15 лет - 3 см. После 10 лет меньше у девочек, чем у мальчиков, и это различие увеличивается с возрастом. Прирост прыгучести у мальчиков замедляется с 13-14 лет, а у девочек - с 11-12 лет.

Рис. 34. Прыжки в высоту и длину:
1 - прыжки в высоту с разбега (девочки), 2 - прыжки в высоту с разбега (мальчики), 3 - прыжки в длину с разбега (девочки), 4 - прыжки в длину с разбега (мальчики), 5 - прыжки в длину с разбега (девочки)

Таким образом, у ребенка до 4-5 лет начинают вырабатываться основные механизмы координации движений, а также координации движений и вегетативных функций. Однако к 6-7 годам эти координационные механизмы еще несовершенны. С этого возраста в связи с овладением письмом начинают совершенствоваться мелкие точные движения рук, которые хорошо осуществляются примерно с 10 лет. Однако до 11-12 лет дети с трудом производят попеременные движения руками во фронтальной и горизонтальной плоскостях, поэтому совершают их в сагиттальном направлении. Детям, особенно до 11-12 лет, свойственны симметричные движения руками, в которых одновременно участвуют мышцы-синергисты. С возрастом моторика и ее координация с вегетативными функциями постепенно значительно совершенствуется. Развитие координации движений обусловлено, главным образом, анатомическим и функциональным развитием нервной системы и двигательного аппарата. Но в 12-14 лет с началом полового созревания координация движений, их гармония временно нарушаются в связи с неустойчивостью функций нервной системы и желез внутренней секреции.

Подростки 15 лет выполняют сложные координированные движения быстрее и сильнее, чем дети 8-9 лет, что обусловлено совершенствованием нервной регуляции.

К концу периода полового созревания координация движений значительно уточняется, движения становятся плавными, гармоничными- в зависимости от улучшения функций нервной системы, взаимоотношений возбуждения и торможения, сокращения латентного периода двигательных рефлексов, созревания скелета и скелетных мышц, а также внутренних органов.

До 20-25 лет происходит окончательное формирование координации моторики и вегетативных функций. По мере увеличения деятельности скелетных мышц с возрастом уменьшаются частота сердцебиений и дыхательных движений грудной клетки в 1 мин, а также обмен веществ и потребление кислорода.

Образующийся при мышечной деятельности в окончаниях двигательных нервов в скелетных мышцах ацетилхолин способствует более экономному потреблению кислорода. Ацетилхолин быстро разрушается ферментом холинэстеразой. Активность фермента зависит от содержания ацетилхолина и состояния организма.


Зарубежные исследователи отмечают, что данные анкетных исследований составляют первичные критерии диагностики СДВГ, а изучение моторики является дополнительным звеном в понимании основных механизмов и физиологических компонентов СДВГ.

Около 2-3% детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не имеют других функциональных расстройств. Распространенность незначительных нейропсихологических отклонений различна, но часто отмечается их наличие приблизительно у 5% детей. Некоторые исследования говорят о более высоких цифрах. В исследованиях датских специалистов у 15% школьников были выявлены умеренные нейропсихологические отклонения, а у 6% школьников - незначительные нейропсихологические отклонения.

Двигательные трудности проявляются в выполнении автоматизированных движений, мелкой моторики. Несмотря на то, что грубая моторика развита хорошо, дети с СДВГ имеют заметные трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу - пронация и супинация и др.). К сенсорным расстройствам относятся низкая чувствительность к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата.

Нарушение вестибулярной чувствительности.

По данным многих авторов движение рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга. Головной мозг интегрирует разрозненные данные различных ощущений в единое целое. Этот процесс получил название интеграции ощущений и происходит, когда мы ощущаем свое тело, природу, вещи, других людей как нечто осмысленное. У некоторых детей, в том числе детей с СДВГ, интеграция ощущений слабо развита, т. е. мозг не может полноценно переработать поток чувствительной информации. J.Ayres называет это сенсоинтегративной дисфункцией, которая может проявляться в низкой чувствительности к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата.

Равновесие и вестибулярная чувствительность занимает одно из центральных мест в развитии грубой моторики. Вестибулярная чувствительность связана также с положением головы, моторикой глаз, проприорецепцией и другими сенсорными системами, чья информация необходима для поддержания позы.
Отклонения вестибулярной чувствительности проявляются как сверхчувствительность при ее стимуляции - гравитационная неуверенность (ребенок не переносит быстрых поворотов головы, езду на автомобиле и т. д.) или наоборот снижением реакции на стимуляцию.

У гиперактивных детей наблюдается пониженная чувствительность к вестибулярному стимулированию. Они переносят качания и вращения (качели, карусели, катание на горках) легче, чем другие дети. При прохождении тестирования на вестибулярную стимуляцию - в течение 10 секунд ребенка быстро раскручивают на конторском стуле - у детей с СДВГ не отмечалось головокружения и наличия нистагма (- быстрые и частые непроизвольные движения глаз в различных направлениях, обусловленные периодическими сокращениями соответствующих глазодвигательных мышц).

Кроме того, гиперактивные дети имеют более низкие показатели равновесия без зрительного контроля, т. е. при выполнении теста с закрытыми глазами, по сравнению с другими детьми.

Нарушение развития координации движений и неуклюжесть.

Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев СДВГ. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

Характерной чертой нарушения развития координации является ослабление моторной координации, не обусловленное медицинским состоянием человека. Эти дети испытывают хроническое ослабление моторной функции, создающее для них препятствия в научении моторным навыкам и не позволяющее им выполнять нормативные, повседневные моторные задачи также искусно, как это делают их сверстники. Для диагностики используются моторные, нейропсихологические тесты и рейтинговые шкалы (см. табл.1).

D.Dewey и B.J.Kaplan различают З типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории "неуклюжих":

Нарушение последовательности движений;
- нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);
- нарушение развития всех двигательных умений.

Распространенность нарушения развития координации примерно такая же, что и у СДВГ. Согласно различным исследованиям, она составляет около 5-6% или несколько больше, если учесть случаи средней тяжести. "Плохая координация" обнаружена у 8,1% из 30000 обследованных 7-летних детей. C.Giliberg и др. сообщают, что в исследовании шести- и семилетних детей в Гетеборге и Карлстаде 50% детей, соответствовавших критерию СДВГ, также соответствовали строгим критериям моторно-перцептивной дисфункции. Каждый второй ребенок с СДВГ также имел нарушение развития координации. Моторные нарушения были выявлены у 47% детей с пятью или более симптомами СДВГ. Сочетаемость СДВГ и моторно-перцептивной дисфункции была выявлена на том же уровне в третьем исследовании населения Ландгрена и др. в Швеции. Примерно половина всех шестилетних детей с СДВГ соответствует критериям моторной дисфункции. Та же "волшебная половина" была выявлена и в других исследованиях.

Таблица 1. Нейропсихологический скрининг нарушений развития координации движений.

Примечание: Ребенку дается только одна попытка для выполнения задания. Тест разработан для детей 6-7 лет. Для этой возрастной группы отклонения в 2-х или более пунктах подтверждает наличие нарушений развития координации.

6 пунктов нейропсихического скрининга:

1. Прыжки вверх-вниз 20 раз на одной ноге (на правой и левой ноге результат подсчитывается отдельно).
Нарушения:
- выполнение теста в течение более 12 секунд;
- две или более остановки на каждой ноге.

2. Удержание равновесия на одной ноге (на правой и левой отдельно).
Нарушения:
- время удержания менее 10 секунд на каждой ноге.

3. Ходьба, руки вниз в течение 10 секунд.
Нарушения:
- сгибание рук в локтевом суставе на 60 и более градусов;
- отведение плеча;
- наличие синкинезий (движения языка, губ);

4. Диадохокинез - выполнение пронации и супинаций, вытянутых вперед кистей рук 10 секунд каждой рукой отдельно.
Нарушения:
- 10 или несколько супинаций с каждой стороны;
- отставание или неполное поворачивание кистей, неуклюжесть движений;
- горизонтальное движение локтевого сустава на 15 см или более;
- адиадохокинез - невозможность быстрого и равномерного выполнения чередующихся противоположных по
направлению движений.

5. Вырезание круга из бумаги (10 см диаметр) из прямоугольного листа.
Нарушения:
- срезано 20% или более круга;
- оставлено 20% и более около поверхности круга;
- использовано 2 или более минут на выполнение задания.

6. Копирование (используя бумагу и карандаш).
Нарушения:
- исходя из специфики теста.

Попытки поиска механизмов или психологических процессов, лежащих в основе нарушения развития координации, дали противоречивые результаты, не позволяющие сделать удовлетворительные выводы. Исследователи разделяют мнение о том, что некоторые проблемы перцептивных или управляющих механизмов или оба вида проблем лежат в основе нарушения. Наиболее распространенные перцептивные и моторные дефициты относятся к зрительной перцепции, кинестетической перцепции, полимодальной перцепции, выбору реакции и моторному программированию Проблемы зрительной памяти и скорости обработки также являются возможными кандидатами в этот список. Также возможно, что нарушение развития координации не является единообразным синдромом, и проблемы в различных процессах или стадиях моторного планирования создают трудности в различных подтипах нарушения развития координации. Один и тот же тип моторных нарушений может иметь различную природу и различную сферу дефицита.

M.B.Denckla и др., E.T.Carte составили исключительно моторные задания для установления времени, требующегося для повторения простых движений или последовательностей движений пальцем, рукой и стопой. Они сообщают, что замедление движений грубой моторики наиболее точно дифференцировало группу СДВГ и контрольную группу. Более тонкие моторные дефициты, наблюдаемые во время выполнения моторных заданий и влияющие на качество движений скорее, чем на их скорость, также были обнаружены в случаях СДВГ. Они включают в себя особенно непроизвольно ассоциируемые движения, как, например, подражание. Однако J.Steger и др. обнаружили, что 11-летние дети с СДВГ не имеют нейромоторных дефицитов, кроме того, что они действуют медленнее, чем дети контрольной группы, в выполнении движений пальцем, по сравнению с движениями руки. Другими словами, дети с СДВГ имеют специфические проблемы при выполнении моторных задач, предполагающих наличие навыков мелкой моторики.

J. P.Piek и др. сравнивали мальчиков преимущественно невнимательного подтипа СДВГ, комбинированного подтипа и детей из контрольной группы при помощи теста "Алфавит движений". Дети с СДВГ имели значительно более слабо развитые движения, чем дети контрольной группы. Дети с дефицитом внимания с доминирующей невнимательностью имели значительно более низкие навыки мелкой моторики, в то время как дети с дефицитом внимания комбинированного типа (дефицит внимания с доминирующей невнимательностью и дефицит внимания с доминирующей гиперактивностью и импульсивностью) обнаружили более значительные трудности в навыках грубой моторики. В этом исследовании симптомы невнимательности оказались более точным показателем моторных способностей, по сравнению с гиперактивностью.

Неловкость движений рук как мера оценки навыков мелкой моторики показала значительные различия между группами - дети с дефицитом внимания с доминирующей невнимательностью имели значительно более неловкие движения рук, чем контрольная группа. В противоположность этому, результаты исследований равновесия показали, что группа детей с комбинированным подтипом СДВГ (дефицит внимания с доминирующей невнимательностью и дефицит внимания с доминирующей гиперактивностью и импульсивностью) имели значительно более низкие показатели равновесия, чем дети с дефицитом внимания с доминирующей невнимательностью и контрольная группа. Результаты указывают на то, что дети с невнимательностью и одновременно с гиперактивностью несут наибольший риск трудностей грубой моторики.

Это соответствует результатам других исследований, сообщающих, что способности грубой моторики и физическое здоровье детей с СДВГ значительно ниже нормы.

Исследования И. П. Брязгунова и Е. В. Каскатиковой выявили недостаточность сформированности тонкой моторики у детей с СДВГ.

Наши исследования показали, что наибольшие отличия были выявлены при исследовании статической координации (необходимость удержания равновесия) и динамической координации движений у детей с СДВГ и контрольной группы.

У девочек с СДВГ в возрасте 7-10 лет показатели статической координации были значительно ниже, чем у девочек, не имеющих этого синдрома. У мальчиков достоверные отличия по показателям координации движения отмечены в возрасте 9 лет. В остальные возрастные периоды у мальчиков с СДВГ результаты несколько ниже, чем у мальчиков без данного синдрома. Проведение пробы на слухо-моторную координацию выявило затруднение воспроизведения правильной последовательности ударов у 30% мальчиков и 26% девочек без выявленных отклонений и 36% мальчиков и 28% девочек с СДВГ.

Следовательно, нарушения двигательной сферы у детей с СДВГ можно отнести, прежде всего, к нарушениям координационных способностей.

Можно заключить, что существует связь между дефицитом внимания и нарушениями моторного контроля, и, по меньшей мере 5% младших школьников могут страдать тяжелыми формами СДВГ, нарушением развития координации или их сочетанием. Причем проблемы моторного контроля, по мнению ряда авторов, с возрастом уменьшаются, но не во всех случаях.

Двигательная коррекция.

Специфичность моторного развития детей с СДВГ требует проведения специальных мероприятий, направленных на совершенствование качественной стороны движений. Целью специального психомоторного воспитания является улучшение двигательной координации, снижение гиперактивности, импульсивности, повышение концентрации внимания.

По данным ряда исследований состояния сердечно-сосудистой системы, выявлена более высокая лабильность вегетативной нервной системы у 2/3 больных детей по сравнению с контрольной группой, что дает основание предполагать снижение ортостатической адаптации у детей с синдромом. Была выявлена гиперкинетическая реакция системы кровообращения при малых и средних нагрузках при определении физической работоспособности. При максимальных нагрузках функциональные возможности системы кровообращения нивелировались, и максимальный транспорт кислорода соответствовал показателям в контрольной группе.

Таким образом, дети с синдромом нуждались в большем высвобождении энергии, чем здоровые дети. Все эти данные необходимо учитывать при организации занятий физической культурой у детей с СДВГ.

По данным R.S.Jensen дети с синдромом чаще подвержены депрессии из-за конфликтных ситуаций в школе и дома, ощущения своего неуспеха, отвержения сверстниками. У 25 % детей с СДВГ отмечается повышенный и высокий уровень тревожности. Они плохо адаптируются в новых условиях, более подвержены действию негативных стресс-факторов.

Гиперактивные дети чрезмерно возбудимы, поэтому следует исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого количества людей.

Детям с СДВГ D.P.Kelly рекомендует избегать стрессов, тяжелой физической работы и других факторов, вызывающих перенапряжение ЦНС. В связи с этим в процессе обучения необходим щадящий режим - минимальное количество детей в классах (не более 12), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин.). Необходимо предоставлять детям возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге, при выполнении заданий избегать утомления, т. к. утомление усиливает гиперактивность.

Психоэмоциональные особенности детей с синдромом связаны с отклонениями катехоламинового обмена. Избыточное выделение катехоламинов обуславливает развитие стресс-реакции у детей с синдромом чаще, чем у других детей. По мнению Н.Н.Тимофеева и Л.П.Прокопьевой, избыточное адренергическое влияние можно инактивировать путем опустошения депо катехоламинов. С этой целью в режим дня рекомендуется включать длительные физические нагрузки.

Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть показаны гиперактивным детям. Следует избегать игр, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления), а также видов спорта со статистической нагрузкой (силовое троеборье). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег "трусцой", плавание, лыжи, езда на велосипеде, туризм водный и пеший. Особое предпочтение следует отдавать длительному равномерному бегу, который благотворно влияет на психическое состояние, снимает напряженность, улучшает самочувствие.

При наличии у ребенка выраженной двигательной расторможенности эффективны субмаксимальные и максимальные нагрузки для нормализации обмена катехоламинов и состояния симпато-адреналовой системы. Однако это занимает много времени. Альтернативой могут быть занятия в спортивной секции (3-4 раза в неделю). При ее выборе необходимо отдавать предпочтение легкоатлетическим групповым видам спорта, предусматривающим интенсивную динамическую нагрузку. При постоянной физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышается адаптивная приспособляемость организма.

Выработка тормозных механизмов подкрепляется упражнениями под музыку, поэтому хорошо использовать на занятиях по физической культуре музыкальное сопровождение. Положительное влияние оказывает использование для коррекции изобразительной деятельности: например, игра в "Кляксы" помогает ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Для детей с синдромом показаны ритмично-двигательные упражнения в домашних условиях по 30 минут 2 раза в день с частотой пульса 150 ударов в минуту. Рекомендуемое время для занятий: утром до школы и днем, после отдыха. Желательны занятия с кем-то из родителей, старших братьев и сестер, с друзьями. В занятия можно включать элементы игры, соревнования. Гиперактивные дети должны стремиться к достижению максимальных нагрузок. Однако необходимо следить, чтобы они не переутомлялись.

В связи с тем, что у детей с СДВГ наблюдается нарушение функции равновесия, необходимо выполнять упражнения для тренировки вестибулярного анализатора (см. ).

Давая рекомендации по рациональному двигательному режиму детям с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью, врач должен учитывать не только особенности данного заболевания, но и росто-весовые данные детского организма, а также наличие гиподинамии. Только мышечная активность создает предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, как показывают литературные данные, вследствие общей задержки развития могут отставать в росте и массе тела от здоровых сверстников.

В настоящее время сотрудниками Института развития ребенка разработаны и внедряются в практику работы дошкольных и школьных образовательных учреждений комплексы упражнений для занятий с детьми, имеющими СДВГ (см. Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ). Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Он является базовым для дальнейшего развития ВПФ. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Программа составлена для работы с детьми младшего школьного возраста. Предполагается творческое использование комплексов учителем или психологом: он может сам, с учетом времени, выделенного для их проведения, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Возможно деление комплексов на несколько частей, в зависимости от характера работы педагога.

Необходимо отметить, что элементы комплексов можно использовать при проведении на уроках физкультпауз, физкульт-минут, подвижных перемен, в группах продленного дня, занятиях физической культурой, ритмической гимнастикой и т. д.

Когда вы наблюдаете за маленьким ребёнком, то видите его неловкость в движениях, а иногда и падения. В этом нет ничего страшного, ведь малыш только учится правильно владеть своим телом. Любящий родитель должен помочь своему чаду в этом обучении для того, чтобы его движения стали ловкими и уверенными. Сегодня мы поговорим о координации у детей, что делать, чтобы её развить.

Особенности детской координации

В первую очередь вы должны знать, что координация движений начинает развиваться ещё в утробе матери, а активная фаза продолжается с шестимесячного возраста и до 18 лет, то есть пока малыш растёт. Поэтому очень важны разнообразные упражнения для координации.

Что дают упражнения

В процессе выполнения подобных комплексов у детей хорошо развивается мозжечок, который играет важную роль в развитии координации, а также тренируются мышцы, зрительные органы, укрепляется вестибулярный аппарат.

Знаете ли вы? Постоянные тренировки способствуют ускорению созревания нервных клеток мозжечка, именно поэтому самый развитый мозжечок имеют спортсмены, которые занимаются гимнастикой и фигурным катанием, а также танцоры балета.

Простой тест на координацию

Перед началом занятий проведите с малышом простой тест, который поможет вам оценить насколько хорошо он может управлять своим движением.

Для этого попросите ребёнка махать руками как при ходьбе, то есть правая вперёд – левая назад и наоборот. Затем пусть малыш попеременно сгибает в локте руки, поднимая и опуская их. Попробуйте синхронизировать эти действия с движениями ног.
Также проведите тест на координацию и равновесие, который заключается в следующем:

  1. Из стойки прямо поставить ноги друг за другом так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.
  2. Глаза открыты, руки можно развести в стороны.
  3. Стараться удержать равновесие как можно дольше.
Такими нехитрыми способами вы сможете оценить уровень развития координации у вашего ребёнка и приступить к физическим занятиям.

Упражнения на развитие координации

В общем случае все упражнения на развитие координационных способностей делятся на статические и динамические. Приведём некоторые из них с учётом возраста.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:


Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:


Для детей 6-7 лет


Важно! Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Для детей 8-10 лет

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:


Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.

Знаете ли вы? В далёкой Бразилии самым страшным наказанием для детей является запрет на игру в футбол.

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:


Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

Слово «координация» (от латинского coordinatio - «взаимоупорядочение») - это согласование деятельности мышц тела, направленное на успешное выполнение какой-либо задачи.

В первую очередь, координация напрямую связана с движением. Координация также включает в себя способность к ориентированию в пространстве, сохранению равновесия и чувству ритма.

Развитие координации движения у детей имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития.

Развитие координации движения у детей предполагает не только совершенствование выполняемых ребенком движений. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом. Именно поэтому развитие координации движений у детей является очень важной задачей, выполнение которой ложится на плечи родителей и педагогов.

Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка – это двигательная деятельность, выполняемая с различной скоростью и включающая разнообразные движения. Но очень важно, чтобы такие движения были не хаотичными. Упражнения, направленные на развитие у детей координации, должны быть:

― правильно организованы,

― иметь определенный уровень нагрузки,

― а также ограничения во времени.

Координация играет главную роль в развитии ловкости.

Как узнать - хорошая ли у ребенка координация?

Удостовериться, что с ребенком все в порядке, помогают довольно простые тесты. Их вполне можно сделать дома:

1. Попросите малыша последовательно соединить большой палец руки со всеми пальчиками на этой же руке.

2. Покажите ему комбинацию “кольцо”, соединив большой и указательный пальцы, а затем попросите его сделать тоже на обеих руках. В 4 года ребенку еще можно объяснить, какие пальчики должны участвовать в работе. Потом помочь ему будет сложнее.

3. Покажите на своей руке комбинацию “коза”, вытянув вперед из кулака указательный палец и мизинец. Попросите малыша сделать то же самое поочередно на обеих руках. Следите, чтобы в работе участвовали правильные пальцы: чтобы большой палец не уходил в сторону и чтобы малыш не помогал себе другой рукой. С 4-х летним ребенком можно предварительно проговорить, какие пальцы участвуют в игре.

4. Для проверки межполушарной координации насыпьте в мисочку белую и красную фасоль. Попросите ребенка левой рукой брать белую фасоль, а правой - красную. Делать это надо одновременно, раскладывая фасолины по двум разным тарелочкам.

Нарушение координации движения обнаруживается еще в раннем детстве, и может проявляться на протяжении всей жизни. В отличие от других болезней и травм, это расстройство выражается в неспособности контролировать процесс выполнения конкретной двигательной задачи, запоминать воспроизводить ту же самую задачу – особенно если речь идет о точных и тонких движениях.

Например, нарушения координации выражаются в том, что дети испытывают затруднения в обыденных действиях. Завязывание шнурков, застегивание пуговиц, подвижные игры, езда на велосипеде, которые становятся автоматическими для здоровых людей, являются сложной задачей для страдающих нарушениями координации движения.

Дети с нарушением координации движения тратят в три раза больше времени на написание каждой буквы. У таких детей нет физиологических или интеллектуальных отклонений, а в некоторых случаях их интеллект выше среднего, но они не в состоянии выполнять задачи, требующие координации между сенсорными, моторными и когнитивными функциями.

С возрастом у таких детей могут возникнуть проблемы с пространственной и временной организацией, а также может появиться немало трудностей при оценке расстояния и скорости движущихся объектов. Это помешает им играть в мяч и кататься на велосипеде.

Определить, нормальная ли у ребенка координация, можно по таким параметрам:

· эффективность и точность движений;

· согласованность деятельности различных анализаторов (зрения, слуха, осязания, обоняния);

· правильный выбор момента начала движения (своевременность действий);

· адекватное определение направления, амплитуды, скорости, темпа и ритма движений;

· экономичность действий.

Как же улучшить и развить координацию у детей?

Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной (двигательной) памяти, то есть свойства центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости.

Эффективность в развитии двигательной координации у детей достигается за счет:

― применения методики, обеспечивающей изучение простых движений с постепенным их усложнением;

― объединение ранее изученных движений в комплексы упражнений и выполнение их с изменением скорости, темпа, ритма и амплитуды движений;

― а также использование специального инвентаря разного размера и веса (мячи, обручи, палки, скакалки).

Развитие координации у детей: упражнения и советы.

Упражнения на равновесие способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку у ребенка. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система.

Совершенствованию координации способствует выполнение специальных физических упражнений в статических и динамических положениях.

К статическим упражнениям относят сохранение равновесия в определенной позе: приседание на носках, стойка на одной ноге и другие.

К динамическим упражнениям – относится: ходьба по доске, скамейке или бревне, изменение направления во время бега, внезапные остановки в подвижных играх. А также упражнения спортивного характера, такие как: катание на коньках, лыжах, велосипеде.

Итак, рассмотрим упражнения на развитие координации для детей различных возрастов.

Развитие координации у детей 2 – 3 лет.

Самым маленьким дошкольникам 2-3летнего возраста трудно сохранять равновесие из-за ограниченного двигательного опыта. Однако это способность необходима им, чтобы научиться правильно, выполнять более сложные основные движения. Упражнения на координацию занимают значительное место в подвижных играх на свежем воздухе.

Ребенку предлагают сначала простые, посильные для него упражнения:

― ходьба,

― перешагивание через предметы,

― наклоны,

― приседание.

Затем изучают более сложные упражнения.

Развитие координации у детей 3 – 4 лет.

Дошкольнику 3-4летнего возраста сначала предлагают сходить со скамейки (бревна), попеременно опуская ноги на пол. Прыгать с конца скамьи на коврик разрешается после того, как ребенок научится мягко приземляться, сгибая ноги в коленях. В этом возрасте ребенок уже может учиться самостоятельно, лазить по шведской стенке, веревочной лестнице. Отличный результат дают упражнения на кольцах, ходьба по специальным дорожках с препятствиями.

Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в болото.

Развитие координации у детей 5 - 6 лет.

Дошкольник 5-6летнего возраста продолжает совершенствовать ранее изученные им упражнения. В этом возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнение этих заданий нужно обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умении ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр.) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку. При выполнении более сложных упражнений на развитие координации (ходьба по бревну, наклонной доске) необходимо снижать темп.

Новые упражнения целесообразно и изучать сначала в облегченных условиях. Например, ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля его сначала выполняется на доске, которая лежит на полу, а затем, на скамейке (бревне).

Развитие координации у детей 6 – 7 лет.

Дошкольник 6-7летнего возраста получает навыки четкой координации движений во время выполнения разнообразных двигательных действий в статических и динамических положениях.

Большинство упражнений для детей этого возраста состоит из комбинации статических положений тела и динамичных движений, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну(скамейке, бордюру) навстречу друг друга. Затем постепенно разойтись держась за руки.

Положение рук во время выполнения упражнений на развитие координации может быть разное – в стороны, за спину, за голову, на поясе.

Упражнения для улучшения координации движений.

Дыхательные упражнения

― Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох, снова задержите дыхание. Длительность задержки воздуха постепенно увеличивайте. Упражнение повторите 5-6 раз.

― Сидя на коленях, поиграйте в “шарик”. Сначала “шарик” надувается - через стороны поднимите руки, сделайте глубокий вдох, потом “шарик” сдувается - руки опустите перед собой и сделайте выдох, произнося звуки “С”, “Ш” или “И”.

Растирание

― Потрите ладони одна о другую до появления ощущения тепла.

― Теплыми ладошками разотрите сначала уши до покраснения, затем мочки ушей.

― Упражнение “Слоненок” Большие пальцы рук прижмите к мочкам ушей и делайте круговые движения кистями рук.

― Упражнение “Обезьянка чешется” | Перекрещенными руками сделайте массаж головы в направлении от макушки к ушам, а потом - к шее. Маленький ребенок может руки не перекрещивать.

― Упражнение “Комарики” | Дважды похлопайте противоположной рукой по предплечью и плечу.

― Упражнение “Кулачки” | Постучите кулачками с разных сторон друг о друга.

Пальчиковая гимнастика

― Делайте круговые движения большими пальцами рук.

― Делайте массаж каждого пальчика руки, напоминающий стягивание перчатки.

― Соедините ладошки и поработайте только пальчиками, которые должны “поздороваться” друг с другом.

― Соедините руки в “Замок”.

― Упражнение “Лесенка” | Поочередно укладывайте пальчики друг на друга. И точно также поочередно разводите их в стороны.

Лежа на полу

― Упражнение “Бревнышко” | Лягте на спину, руки вытяните над головой. Перекатываясь с помощью одних плеч, докатитесь до края коврика и вернитесь обратно.

― Упражнение “Солдатик” | Лежа на спине, прижмите руки к бокам. Перекатываясь с помощью одних плеч, доползите до края коврика и вернитесь обратно.

― Упражнение “Сфинкс” | Лягте на живот, руки держите впереди с опорой на предплечья. На руках доползите до края коврика и обратно.

― Упражнение “Лягушка” | Лягте на живот, руки держите за спиной, сцепленными в “замок”. С помощью ног проползите до края коврика и обратно.

― Упражнение “Лодочка” | Лягте на живот, руки вытяните вперед. Сделайте прогиб, поднимите руки и голову. Потом сделайте “Лодочку” на спине: на весу удерживайте голову и ноги. Время растяжки желательно постепенно довести до 1 минуты.

― Лежа на полу, возьмите мяч или яркую игрушку, разведите руки в стороны. Поводите рукой с мячом слева направо, потом вниз-вверх. Не двигая головой, с помощью глаз следите за игрушкой. Потом к “работе” глаз добавляется “работа” языка: глаза и высунутый язык двигаются в одном направлении и следуют за игрушкой. После того, как ребенок самостоятельно сделает это 20-25 раз, можно упражнение усложнить: глазами следите за мячом, а языком двигайте в другом направлении.

Упражнения на четвереньках

В этом комплексе упражнений важна работа рук. Попросите ребенка походить на четвереньках, поочередно перемещая руки вперед. Постепенно усложняйте упражнение: при ходьбе на четвереньках руки идут взахлест: правая - влево, левая - вправо. Суть этого упражнения: синхронизировать шаг и научиться правильно чередовать руки.

Игры, развивающие моторику и координацию движений.

УДОЧКА

Цель игры:

Необходимые материалы и наглядные пособия: толстая веревка, шнур или скакалка с привязанным на конце отягощающим, но мягким предметом (например мешочек с песком, кусочек резинового шланга), чтобы не травмировать игроков.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре игрового поля. Остальные игроки встают вокруг него на расстоянии, соответствующем длине веревки. Водящий в процессе игры вращает веревку по кругу над самой землей, а игроки подпрыгивают вверх, поджимая ноги, так, чтобы мешочек не задел их. Тот игрок, который не успел подпрыгнуть и которого задела веревка, становится водящим.

КУРЫ В ОГОРОДЕ

Цель игры:

Необходимые материалы и наглядные пособия: с помощью кубов и реек или колышков и веревок необходимо отгородить небольшое пространство, которое будет огородом. В центре огорода поставить стул.

Ход игры

Водящий - "сторож", он располагается на стуле в цен? тре огорода. Остальные игроки - "куры", которые находятся за пределами огорода. Пока ведущий говорит:

Куры вышли погулять,

Свежей травки поклевать.

Куры влезли в огород.

Берегись, честной народ!

Куры пробираются в огород и начинают там бегать. Но как только ведущий скажет "Сторож идет!" - водящий встает со стула и старается поймать "кур", которые убегают от него. Если сторож ловит игрока, то они меняются ролями.

ГУСЕНИЦА

Цель игры: развить координацию движений.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

СКВОРЕЧНИКИ

Цель игры: развить координацию движений, реакцию.

Необходимые материалы и наглядные пособия: для игры в качестве скворечников можно использовать стулья, а можно начертить мелом небольшие круги, которые будут выполнять функцию домиков.

Ход игры

Скворечники располагаются по периметру игровой площадки. Их должно быть на один меньше, чем участников игры. Один из игроков выполняет роль водящего. Все участники игры, включая водящего, свободно передвигаются по игровой площадке под музыку. Как только музыка прекращает звучать, все игроки стремятся запятьлюбой скворечник. Водящий также занимает любой свободный скворечник. Тот ребенок, который остался без скворечника, становится водящим.

МЫШИ И КОТ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: домики, в качестве которых могут использоваться стулья, или можно нарисовать круги мелом па игровой площадке.

Ход игры

Из числа играющих выбирается водящий, который играет роль кота. Остальные игроки - "мыши". "Мыши" сидят в домиках, пока "кот" бодрствует. Когда "кот" засыпает, "мыши" выходят гулять. Они свободно передвигаются по игровой площадке. В это время "кот" просыпается, мяукает и начинает ловить "мышей". "Мыши" разбегаются по домикам. Если "коту" удалось поймать кого-либо из "мышей", то игроки меняются ролями.

ПОЙМАЙ КОМАРА

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

Ход игры

Игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.

"У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ..."

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: на разных концах площадки провести 2 линии: с одной стороны отделить берлогу для "медведя", а с другой - домик детей. Центральное пространство выполняет функцию опушки леса.

Ход игры

Из числа играющих выбирается водящий, который будет "медведем". Он занимает место в берлоге. Остальные играющие - дети, они располагаются у себя в домике. Дети выходят гулять на опушку леса, собирать грибы и ягоды. При этом они говорят:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

Как только дети говорят последнюю строчку, "медведь" с рычанием выходит из своей берлоги и старается поймать убегающих детей. Если ему это удается, то игроки меняются ролями, и пойманный игрок становится "медведем".

ОХОТНИК И ЗАЙЦЫ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: на игровой площадке необходимо обозначать место для охотника, кроме того, нужен небольшой мяч.

Ход игры

"Охотник" поворачивается спиной к игровой площадке. В это время остальные участники беспорядочно бегают и прыгают по площадке, играя роль "зайцев". По команде "Охотник!" "зайцы" замирают на местах. Не сходя с отведенной площадки, "охотник" бросает мяч в "зайцев". Тот игрок, в которого "охотник" попал мячом, становится теперь сам "охотником", а "охотник - "зайцем".

МЕТКИЙ СТРЕЛОК

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции, меткость.

Необходимые материалы и наглядные пособил: небольшие кольца для набрасывания и подставки для набрасывания разной формы.

Ход игры

Игроки делятся на команды в зависимости от числа наборов для набрасывания. Команды располагаются на некотором расстоянии от подставок для набрасывания. У каждого игрока имеется по несколько колец. Задача команд - набросить как можно больше колец на подставки.

МЯЧ В КОРЗИНУ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость и глазомер.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи и корзины для забрасывания мячей, мел.

Ход игры

На игровой площадке устанавливают корзины для забрасывания мячей, а на некотором расстоянии от нее проводится черта, обозначающая место, с которого игроки будут осуществлять броски. Игроки делятся на команды. У каждого игрока - по мячу. Задача команд - забросить как можно больше мячей в корзину.

МЫШИ В МЫШЕЛОВКЕ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Ход игры

Из числа игроков выбираются "мыши" (5-7 человек). Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг - мышеловку. "Мыши" находятся вне круга. Игроки, образующие мышеловку, начинают ходить по кругу то влево, то вправо, причем руки их подняты вверх. Они приговаривают:

Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!

В то время, пока дети в круге произносят слова, "мыши" беспрепятственно передвигаются по всему игровому пространству: забегают в круг, выбегают из него. Но как только звучат последние слова "За раз!", - дети, стоящие в круге, опускают руки. "Мышеловка" захлопнулась. Игроки, не успевшие выбежать из круга, считаются проигравшими. Пойманные "мыши" встают в круг, и размер "мышеловки" увеличивается. Когда все "мыши" пойманы, дети меняются ролями и игра продолжается.

КАРАСИ И ЩУКА

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: если игра проходит в помещении, то желательно музыкальное сопровождение.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который будет играть роль щуки. Остальные игроки делятся на 2 группы. Одна группа будет играть роль камешков, другая - роль карасей. Ребята-камешки образуют круг. Внутри круга плавают "караси". "Шука" находится за пределами круга. Как только ведущий скажет "Щука!" - водящий вбегает в круг и старается поймать "карасей". "Караси", в свою очередь, стараются спрятаться за "камешки". Тс "караси", которым не удалось спрятаться и которых поймала "щука", уходят из круга. Игра проводится несколько раз, затем игроки меняются ролями, и выбирается новый водящий.

ВЫШИБАЛЫ (первый вариант)

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры

Два игрока занимают места напротив друг друга - это вышибалы. Остальные игроки располагаются между ними.
Задача вышибал: постараться мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

ВЫШИБАЛЫ (второй вариант)

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч, мел.

Ход игры

На игровом поле чертят мелом две параллельные линии на значительном расстоянии друг от друга. За каждой линией размещается по несколько игроков. Это вышибалы. На пространстве между линиями находится один игрок. Задача вышибал: перебрасывая мяч друг другу, попасть в игрока. А игрок должен как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

ПОПРЫГУШКИ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и нарядные пособия: мел.

Ход игры

На игровой площадке необходимо начертить большой круг. Из числа игроков выбирается водящий - "ловишка", который располагается в центре круга. Остальные игроки - попрыгушки, они находятся за кругом. Попрыгушки запрыгивают в круг на левой или правой ноге (это следует обговорить до начала игры) и выпрыгивают из него. "Ловишка" бегает по кругу, стараясь поймать игроков, пока они находятся в круге. Тот, кого поймает "ловишка", становится водящим.

РЫБАЛКА

Цель игры: развить координацию движений, ловкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: удочки (в качестве удочки можно использовать прут) длиной приблизительно 1 м с привязанным к ней с помощью тонкого шнура магнитом, рыбки, изготовленные из картона с прикрепленными к ним небольшими магнитами, мел.

Ход игры

На игровой площадке нужно начертить круг, имитирующий пруд. Игроки занимают места вокруг пруда, в котором находятся рыбки, и по команде начинают ловить рыбок с помощью удочек. Когда из пруда будут выловлены все рыбки, их можно сосчитать и определить победителя.

ЛОВЕЦ ЛЕНТОЧЕК

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: разноцветные ленточки длиной 20-25 см.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Остальные игроки встают в круг.
Ленточки они размещают либо за поясом, либо под воротником. По сигналу ведущего дети разбегаются, а ловец старается догнать играющих и вытянуть у них ленточку. Те, у кого ловец вытягивает ленту, выбывают из игры. По сигналу ведущего игра закапчивается, и осуществляется подсчет добытых ленточек. Затем игру можно возобновить, выбрав нового водящего.

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: если дети играют в помещении, то возможно музыкальное сопровождение.

Ход игры

Игроки располагаются в колонну парами. Перед колонной па расстоянии нескольких шагов проводится линия, за которой располагается водящий, выбранный из числа игроков. Стоящие в колоне говорят следующие слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. . Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, дна, три - беги!

В этот момент дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны вперед по разные от нее стороны и стараются взяться за руки. Ловящий, который находится впереди колоны, пытается поймать одного из бегущих раньше, чем игроки возьмутся за руки. Если водящему это удается сделать, то он образует пару с пойманным игроком, а тот игрок, который остался без пары, становится водящим.

ДЕНЬ И НОЧЬ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Ход игры

На двух противоположных концах площадки отделяют пространство - дом дня и дом ночи; посередине площадки проводится еще одна черта. Игроки делятся на две команды. Команды занимают место в центре площадки по разные стороны от средней черты. Они стоят спиной друг к другу. Ведущий говорит: "Внимание", "День" или "Ночь". И в зависимости от того, какое слово он произнес, дети названной команды догоняют детей из противоположной команды. Ловить убегающую команду можно только до тех пор, пока игроки не пересекут черты своего дома.

ВОЛК ВО РВУ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры

В центре площадки ограничивается ров 2 параллельными линиями на расстоянии приблизительно в 1 м. Из числа игроков выбирается водящий - "волк", который располагается во рву. Все остальные игроки - "овцы". Они располагаются с одной стороны рва. По сигналу ведущего "овцы" перепрыгивают через ров па противоположную сторону площадки. "Волк" в это время старается их поймать. И если ему это удается, то игроки меняются ролями.

КРАСКИ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья или скамейки.

Ход игры

Игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: "Тук, тук". Продавец спрашивает: "Кто там?" Продавец называет свое имя.

Продавец. "За чем пришел?"
Покупатель. "За краской".
Продавец. "За какой?"

Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком "краска" убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав "краску", он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: "Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке па одной ножке". Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.

ГОНКИ МЯЧЕЙ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры

Игроки встают в круг. Дна игрока, стоящие напротив друг друга, держат мячи. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Тот игрок, у которого окажутся 2 мяча сразу, проигрывает.

"ТОПОТУНЧИКИ"

Цель игры: развить координацию движений, внимание, находчивость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: воздушные шарики, нитки, веселая музыка.

Ход игры

В игре участвуют, как минимум, 2 человека. Проводить ее можно в просторном помещении, предварительно удалив все бьющиеся предметы и те, о которые дети могут пораниться.

Пригласите первых игроков на импровизированную сцену. Привяжите к ноге каждого участника воздушный шарик. Затем объясните, что их цель - наступить на шарик противника и лопнуть его, при этом необходимо сохранить свой. По команде ведущего включается музыка, и ребята приступают к поединку.

Эту игру можно усложнить, увеличив количество привязанных шариков. По возможности можно приглашать сразу несколько участников.

БОЛОТО

Цель игры: развить координацию движений, внимание, находчивость и сообразительность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаш, ножницы, краски.

Ход игры

До начала игры нужно приготовить все материалы. Привлеките к этому вашего ребенка. На чистых листах бумаги надо нарисовать 5-10 зеленых островков, вырезать их. Затем разложить их по комнате и предложить детям представить, что они попали на "болото". Расскажите о том, что на "болоте" очень опасно передвигаться, делать это можно только в сопровождении взрослых. Но у нас болото не настоящее, а сказочное. На нем есть волшебные островки, на которые можно без страха наступать. Но прежде чем сделать шаг, нужно произнести пароль. Далее вам нужно выбрать тему, слова из нее и будут паролем. Это могут быть животные, цветы, имена людей и др.
Если в игре участвуют команды, то передвижение можно устраивать на скорость. Та команда, которая быстрее преодолеет необходимое расстояние, будет считаться победителем.

"ЭХ, ЯБЛОЧКО!.."

Цель игры: развить внимание, координацию движений, сосредоточенность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: яблоки или другие фрукты (их количество должно соответствовать числу участников), веселая музыка.

Ход игры

Эта игра проводится у круглого стола. Вес ребята выстраиваются вокруг стола, на котором нужно разложить яблоки на одно меньше количества участников. По команде ведущего ребята начинают передвигаться вокруг стола (шагом пли в быстром темпе - решать ведущему). В тот момент, когда музыка выключается и ведущий говорит "Стоп", каждый участник должен взять со стола одно яблоко. Тот участник, который не успел и которому ничего не досталось, выбывает из игры, получив в качестве поощрения яблоко со стола. Затем игра начинается заново, но уже без одного участника и одного яблока. Для ребят постарше этот конкурс можно усложнить выполнением различных заданий параллельно передвижению. Например, ведущий может предложить спеть песню, пройтись вприсядочку, попрыгать на одной ноге, поднять руки вверх и т. д.

ДОНЕСИ МЯЧИК

Цель игры: развить внимание, координацию, командный дух, сообразительность, (способствует профилактике сколиоза).

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячик небольшого размера.

Ход игры

В игре участвуют 2 человека. Желательно проводить ее на свежем воздухе или в просторном помещении. Определяется расстояние, которое должны пройти игроки, и объясняется задание. Двое участников встают спинами друг к другу так, чтобы между ними, чуть выше уровня лопаток, мог поместиться мячик. В такой позе они должны преодолеть необходимое расстояние. Если они уронили мячик, они должны возвратиться к стартовой черте.
Эту игру можно проводить как эстафету, в которой будут участвовать несколько команд.

СТРУЙКА ИЗ ФАСОЛИ

Цель игры: развить координациюдвижений, мелкую моторику рук, внимание, сосредоточенность, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: обыкновенная пол-литровая бутылка из-под молока, по горсти фасоли на каждого участника.

Ход игры

Суть этой игры, как и предыдущей, - закинуть как можно больше фасолин в бутылку. Но в этом случае задача значительно усложнена. Все фасолины участник должен зажать в кулачке и затем, отпуская по одной, закинуть их в бутылку.

При этом рука его должна быть строго в вытянутом состоянии на расстоянии 30 см от бутылки.

Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Можно дать задание поднять руку на расстояние 50 или 100 см от бутылки. Можно увеличить число фасолин до такого количества, чтобы их стало неудобно держать в руке и т. д.

ЛОВКИЕ РУЧКИ

Цель игры: развить мелкую моторику рук, координацию, внимание, усидчивость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: несколько брусков цилиндрической формы, 1 колпачок или крышка от какой-нибудь емкости диаметром больше бруска на 1 см, тонкая палочка.

Ход игры

Эту игру необходимо проводить за столом. Перед началом игры разложите все перечисленные предметы следующим образом: поставьте оба бруска па расстоянии 15-20 см друг от друга. На один из них наденьте колпачок. Затем объясните ребенку, что его цель - перенести колпачок с одного бруска па другой с помощью палочки. Для этого нужно подхватить колпачок снизу и, надев его на палочку, аккуратно, чтобы не уронить, попытаться перенести.

Усложнения в этой игре могут быть самыми разнообразными: за счет увеличения расстояния между брусками, сокращения диаметра колпачка по отношению к бруску и т. д.

СЛИВА В ЛОЖКЕ

Цель игры: развить мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: 2 столовые ложки, несколько крупных слив или других фруктов этого размера, 2 блюда и веселая музыка.

Ход игры

Эта игра идеально подходит для летнего отдыха и для большого количества участников. Желательно проводить ее в форме эстафеты.
Для начала все участники делятся на 2 команды. Определяются границы дистанции и порядок ее прохождения внутри команд. На финише ставится блюдо для каждой команды. Затем первым игрокам каждой команды раздаются ложки и по сливе и объясняется, что цель каждой команды - донести свою сливу в ложке до финиша, возвратиться на старт и передать ложку следующему игроку. По команде ведущего участники кладут сливу в ложку и отправляются в путь. Если кто-то из участников уронил сливу, он все равно должен продолжить свой путь и только потом возвратиться па финиш.
Победителем считается та команда, которая донесет до финиша как можно больше слив.

НАКОРМИ ЗАЙЧОНКА

Цель игры: развить координацию, память, внимание, аналитическое мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: плакат или большая картинка, на которой изображен заяц (желательно нарисовать этот плакат заранее вместе с ребенком), морковка (можно использовать пластмассовую или сделать ее из бумаги).

Ход игры

Перед началом игры на плакате в районе рта зайца вырезается дырка. Затем нужно вырезать еще несколько дырок в разных местах плаката. Во время игры он вешается па стену или какой-нибудь стенд. Выбирается участник, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Затем несколько раз его крутят вокруг своей собственной оси и подводят к плакату. Всем ребятам рассказывается, что наш кролик голодный и его надо покормить. Задача участника - вложить морковку кролику в рот. Так как дырок на картинке много, сделать это будет не так просто.

В этом конкурсе главное не победа, а участие. Он поднимает настроение и прекрасно подходит для самых различных праздников.

КОЛЕЧКО

Цель игры: развить координацию движения, внимание, память, умение сосредоточиться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная нитка, кольцо средних размеров (чуть больше, чем необходимо для указательного пальца), большое помещение, в котором можно подвесить колечко.

Ход игры

Это игра рассчитана на 2 участников, но чем больше в ней игроков, тем она веселее и увлекательнее.

Подвешивается колечко на такой высоте, чтобы участники могли попасть в него пальцем вытянутой руки. Выбирают первого игрока и ведущего. Ведущий подводит участника к подвешенному кольцу на расстояние вытянутой руки, затем отводит его на три шага назад и поворачивает его несколько раз вокруг себя. Все остальные участники встают полукругом и наблюдают.

После того как первого смельчака раскрутили, он с вытянутой рукой должен сделать три шага по направлению к кольцу и точно попасть в него пальцем. Если с первого раза это не получилось, у него есть еще несколько попыток нащупать пальцем кольцо.

Усложнить эту игру можно различными способами. Во-первых, можно увеличить количество шагов. Во-вторых, игроку можно завязать глаза и мешать различными комментариями и неправильными указаниями.
Победителем считается тот, кто быстро и без ошибок преодолеет это расстояние.

ПЕТУШИНЫЕ БОИ

Цель игры: развить координацию движений, аналитические способности, внимание, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.

Ход игры

Эта игра проводится на свежем воздухе или в достаточно большом помещении.

На полу или на земле надо начертить круг. Это будет зона поединка.
Затем выбираются первые два участника, которые будут разыгрывать поединок. Объясняются правила поединка. Первые два участника должны встать в круг на одной ноге, вторую придерживая руками. Их цель - вытолкнуть друг друга из этого круга. При этом нельзя пользоваться руками. Тот участник, который быстро и без нарушения правил вытолкнет своего противника из круга, считается победителем.

Уже умеет лежать на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони. Малыш внимательно с интересом разглядывает все вокруг, прислушивается, ощупывает то, что подвернулось под руку.

  • Четырехмесячный кроха прочно удерживает погремушку в руке, ощупывает, рассматривает игрушку. С висящими над кроваткой или шезлонгом игрушками может заниматься довольно долго – от 5 до 15 минут. Явно выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки. Может проследить глазами за движением игрушки из одной стороны в другую.
  • Когда ваше чадо пребывает в хорошем настроении, подержите возле его рук мячик. Младенец начнет водить по мячу рукой. Движения его медленны, и он чрезвычайно внимателен к ним. Если положить мяч в кроватку или манежик около ног ребенка, кроха сможет отталкивать мячик, чтобы тот ударился о бортик и возвращался обратно.
  • Младенец узнает мать, радуется при ее появлении. Громко гулит и смеется при общении с взрослыми. Порой малыши великолепно интонируют звук разговаривающего с ним взрослого, гуля и агукая в том же темпе, громкости и ритме. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, малыш реагирует на это негативно. Начинает плакать, смотрит вслед и т.д. Когда вы явно даете понять, что сейчас возьмете кроху на руки, он напрягается, пытаясь подтянуться и «подпрыгнуть» всем тельцем, возникает двигательное оживление.
  • Проведите следующий эксперимент. Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой в непосредственной близости от кроватки, но несколько ниже (чтобы малыш не мог видеть игрушку), а потом с другой стороны показываете младенцу погремушку (она не находится в направлении взгляда крохи). После того как ребенок повернется то туда, то сюда, он окончательно устремит взгляд в сторону игрушки, если его больше привлекает то, что можно видеть, и сосредоточится на звуке, если интерес представляет то, что можно слышать.
  • РЕБЕНКУ ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ

    • Если ребенку дать в руку погремушку, он будет очень внимательно ее изучать. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный. Игрушку, особенно круглую, вроде мячика малыш может захватить обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.
    • Из положения на спине (поддержите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять выше. Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук. Если вы поставите малыша на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения «лежа на спине» сможет перевернуться на живот.
    • Когда вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее довольно трудно.
    • Хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковы тон. Возникает начальное понимание обращенной речи: младенец прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию.

    Может подолгу произносить певучие гласные («а», «э», «ю», «я»), пытается повторят звуки, подражая взрослому. В речи крохи появляется первый слог «ба» или «ма». Ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

    К полугоду малыши начинают покорение вертикали. Лучшей помощью в этом нелегком деле будут маленькие гимнастические кольца или турничок, подвешенные над кроватью, в манеже, или просто над тем местом на полу, где ваше чадо в основном бодрствует.

    В пять месяцев ребенок уже пытается сам сесть, садится при незначительной поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо. Однако не стоит сажать кроху «в подушки», как бы вам этого не хотелось! Лучший вариант – все еще шезлонг, где малыш находится в положении «полулежа»!

    Имейте в виду, что подавляющее большинство детей сначала научаются твердо стоять и ходить у опоры, а потом уже садятся – именно при таком «раскладе» вы сможете избежать искривления позвоночника и смещения органов малого таза у младенца.

    На пятом месяце при вашем посредничестве ребенок может познакомиться с самим собой в «полном объеме». Речь идет об «игрушке», которая будет приковывать внимание малыша и вызывать восторг в течение… всей последующей жизни. А именно о зеркале.

    Первое знакомство с этим удивительным предметом желательно провести на руках у мамы или папы – взрослый все покажет, объяснит, а когда смотреть на себя надоест, займет другой игрушкой. Через недельку вполне можно оставлять кроху с зеркалом наедине.

    Нынче продаются множество игрушек с маленькими зеркалами. Они забавны, но малышу вряд ли понравятся. Ведь в этот крошечный кружочек видно глаз, ухо, нос, максимум - пол лица. А карапузу надо видеть себя во весь рост.

    Поэтому гораздо лучше, если вы предоставите сынишке или дочурке возможность лицезреть себя в большом зеркале, которое можно укрепить на стене напротив кроватки или над полом у игрового уголка. А чтобы малыш случайно не разбил зеркало, воспользуйтесь специальной пленкой, которую вы без труда найдете в отделах товаров для безопасности младенца.

    Кстати, отсутствие интереса к собственному лицу и отражению – признак тревожный. Если малышу уже полгода, а лицо – свое, мамино, бабушкино – его так и не заинтересовало, обязательно скажите об этом врачу во время визита в поликлинику.

    РЕБЕНКУ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ

    • Ребенок в шесть месяцев выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Если держать погремушку на расстоянии 25 см от личика малыша, он будет смотреть на погремушку, потом на окружающие предметы, явно выделяя взглядом погремушку.
    • Если предложить ребенку бутылочку (грудь) и игрушку, его реакции будут различны: при виде бутылочки кроха открывает рот и совершает сосательные движения, а на куклу реагирует радостным комплексом оживления.
    • Если ребенок находится рядом во время вашей трапезы, он начинает проявлять интерес к содержимому взрослых тарелок. Это первый сигнал о возможности введения педагогического прикорма. При введении прикорма малыш легко учится есть с ложки и пить из чашки. Самое время переходить от бутылочки к поильнику!
    • Разговаривая с ребенком, меняйте выражение лица – от ласкового до сердитого. Малыш реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д. Появляются первые признаки лепетной речи – карапуз даже может произносить отдельные слоги.
    • Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом оживления.
    • Малыш будет оказывать сопротивление, если взрослый попытается отобрать заинтересовавшую кроху игрушку. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия, плаче, морщении личика или носика, сучения ножками.
    • Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, умеет переворачиваться с живота на спину.

    ПРОБЛЕМЫ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ

    • безразличие к кормлению, человеческому голосу и игре;
    • подергивание лица и рук;
    • постоянное нарушение сна;
    • отсутствие или вялость реакции на свет и звук.

    Если наблюдается хотя бы один симптом, необходимо срочно обратиться к специалисту!