Российские гонщики в формуле е

По обыкновению под Новый год составляю рейтинг лучших отечественных гонщиков прошедшего сезона. Рейтинг субъективный, основанный на впечатлениях автора от чемпионатов и серий, отслеживаемых и отсматриваемых им. В подавляющем большинстве рейтинг касается выступлений на международной арене.

В Формуле-1 в последние годы часто ловишь себя на мысли, что зачетной десятки маловато - лучше было бы давать очки 12 пилотам. Подобная мысль возникла и при составлении нынешнего рейтинга, - поэтому решением автора десятка была расширена до дюжины. Итак, 12 лучших пилотов России 2016 года по мнению Дмитрия Шканова.

1. Михаил Алешин

IndyCar, 15 место по итогам чемпионата. Старты на отдельных этапах WEC и IMSA, в том числе легендарных "24 часа Ле-Мана" и "24 часа Дайтоны"

Карьера Михаила в Индикаре после дебютного 2014 года, закончившегося тяжелой аварией в Фонтане, как известно, по ряду причин прервалась. Тем не менее в 2015 году Алешину удалось принять участие в финале сезона Индикара, проходившем на дорожной трассе в Сономе. При этом Михаил времени зря не терял, участвуя в программе SMP Racing в классе прототипов LMP2, включавшим выступления в ELMS и в главной гонке спорткаров в мире - легендарных "24 часах Ле-Мана".

Труды последних лет интересным образом воплотились в 2016 году. Михаил вернулся в Индикар, в свою прежнюю команду "Шмидт-Петерсон", проведя свой второй полный сезон в главной заокеанской серии машин с открытыми колесами. Но в "свободное от Индикара время" Алешин не забросил и программу по доведению до ума спортпрототипа BR01, детища команды SMP в классе LMP2. Причем в 2016 году SMP Racing выступала со своей машиной уже в высшей лиге - в WEC. По окончании сезона в Индикар, Михаил принял участие в заключительных гонках сезона WEC. Конечно, Алешин нашел время чтобы выступить и на главной гонке сезона - в "24 часах Ле-Мана". Таким образом, в 2016 году Михаилу удалось принять участие сразу в двух великих гонках - в Ле-Мане и Индианаполисе-500. Между прочим, несмотря на определенную "сырость" конструкции российского прототипа, Михаил вместе со своими партнерами по экипажу Николя Минасяном и Маурицио Медиани довел машину до финиша в Ле-Мане, на 7 месте в категории. А начинался сезон для Михаила тоже в прототипах - в другой легендарной гонке, в "24 часах Дайтоны". И здесь Алешин преподнес настоящую сенсацию, завоевав поул для российской команды на легендарной трассе! К сожалению, в гонке команду подвела надежность...

И все же главный фокус в 2016 году был на Индикаре. Сезон начинался для Михаила непросто, он не смог принять участие в предсезонных тестах, что было важно, так как аэродинамический обвес после 2014 года серьезно изменился. Но по ходу сезона Михаил вкатился, не раз демонстрируя высокий темп. В конце сезона Алешин и вовсе стал бороться за победы на отдельных этапах. В Поконо он завоевал поул-позицию - первую для российских пилотов на таком уровне! В гонке он боролся за победу и финишировал вторым. Все чаще Михаил заставляет считаться с собой лидеров серии, и очень хочется увидеть продолжение.

2. Сергей Сироткин

Grand Prix 2, 3 место в чемпионате.

Сергей провел второй сезон в GP2, и как и в дебютный год, завершил чемпионат на почетной третьей позиции. Но если год назад третье место виделось максимумом возможного, да и чего еще желать от дебюта, то в 2016 году наоборот не оставляло чувство, что чуть-чуть Сироткину не хватило. Ведь на отдельных этапах он демонстрировал скорость на уровне быстрейших пилотов серии, и ему по силам было конкурировать и с Пьером Гасли, и с Антонио Джовинацци, которым он уступил по итогам чемпионата. Как впрочем, и с Рафаэле Марчьелло, Алексом Линном и другими замечательными молодыми гонщиками. Сезон в 2016 году выдался богатый на конкуренцию, и Сироткин явно не был лишним в этом сражении.

Конечно, Сергей недобрал очков. Были и его собственные ошибки, по его признанию, но были и технические неполадки, что сложно было ожидать от такой опытной, чемпионской команды как ART Grand Prix. Все же это поколение машин в GP2 выступает мягко говоря не первый год. Свой уровень Сергей сполна показал на этапе в Хоккенхайме, где доминировал и в квалификации, и в первой гонке. По итогам этого этапа Сироткин отправился на летний перерыв лидером чемпионата. Но концовка сезона, к сожалению, не удалась...

Сергей в минувшем сезоне сотрудничал с командой Renault в Ф1, что позволило ему принять участие в ряде тренировочных заездов, в том числе и в Сочи. Ранее Сергей уже сотрудничал с другой командой Ф1, с Sauber. Безусловно, нахождение в "ближней обойме" в Ф1 также крайне важно для молодого гонщика. Ждем дальнейших шагов в 2017 году, независимо от того, продолжит ли Сергей выступления в GP2 или нет.

3. Даниил Квят

Формула-1 в составе Red Bull и Toro Rosso, 14 место в чемпионате.

Уже много слов было сказано о том, насколько сложным был этот год для Дани. Главное - он добился права выступать в Ф1 четвертый сезон подряд.

Если просто посмотреть на зачетную таблицу чемпионата, в глаза бросается то, что результативных выступлений у Квята было мало. Но как все складывалось на деле. Всего четыре этапа в составе Red Bull, где Даниил должен был провести 2016 год. В Австралии он не смог стартовать из-за отказа электрики, - как и годом ранее, кстати. В Бахрейне Квят уже приехал в очки, а в Китае был подиум - самый яркий момент минувшего сезона. Далее, к сожалению, был злополучный домашний этап в Сочи, где Даня на старте выбил Феттеля и повредил машину Риккьярдо... И последовал перевод в "младшую" команду.

Тем не менее, Квяту удалось проявить себя в первой гонке за Toro Rosso, в Барселоне, где он приехал в очках, а также показал лучший круг, впервые в своей карьере. К сожалению, дальше Toro Rosso все больше теряла конкурентоспособность из-за прошлогодних двигателей Ferrari, в то время как Red Bull только набирала форму. Тем не менее, Квят приехал в очках в Сильверстоуне. После этого надолго в результатах образовалась настоящая пропасть, но гонка в Сингапуре стала настоящим прорывом. Блестящая квалификация, отличный старт, борьба с Максом Ферстаппеном в гонке. И долгожданные очки на финише. На мой взгляд, именно в Сингапуре Даниил провел лучшую гонку в минувшем сезоне. Заслуженной наградой стало продление контракта в Toro Rosso.

Но в следующем сезоне ждем уверенных и стабильных выступлений. Сложно делать объективные выводы по 2016 году, учитывая тяжелые обстоятельства. Главное, Даниил справился в сложной ситуации.

4. Виталий Петров - Виктор Шайтар - Кирилл Ладыгин

В 2016 году Виталий Петров вернулся к активному участию в гонках. Логично, что он и главная автоспортивная программа страны нашли друг друга. Как уже упоминалось в очерке, посвященном Михаилу Алешину, в 2016 году SMP Racing второй сезон доводила до ума российский прототип категории LMP2 BR01-Nissan, причем перешла из ELMS в WEC. Виталий образовал исключительно российский экипаж команды с Виктором Шайтаром и Кириллом Ладыгиным.

Между прочим, LMP2 - класс с очень высокой конкуренцией, возможно, даже наибольшей в WEC. Конечно, российской команде приходилось непросто бороться с опытными командами, использующими отработанные годами машины, со своим еще слишком "зеленым" болидом. Это сказывалось на большинстве этапов. И хотя BR01 порой демонстрировал высокую скорость и отличался хорошей управляемостью, очень большой проблемой стал износ шин.

Звездным часом стала главная гонка года - "24 часа Ле-Мана". На марафонской дистанции болид SMP оказался надежным, дав шанс нашей команде. И парни вцепились в этот шанс изо всех сил! Как говорил Виталий, это был не марафон, это был спринт протяженностью 24 часа! И парни сделали это! Третье место в категории прототипов! Впервые полностью российским экипажем! Впервые на российской машине!

5. Роман Русинов

Можно удивляться, что Роман Русинов оказался в рейтинге на позицию ниже Виталия Петрова и Ко, но если для SMP Racing Ле-Ман стал настоящим прорывом, трудно отделаться от ощущения, что Роман чуть-чуть недобрал в 2016 году после завоевания чемпионства годом ранее.

После победы в WEC в категории LMP2 в 2015 году у Романа Русинова и команды G-Drive осталась лишь одна непокоренная вершина. Ле-Ман. Год за годом Русинов подбирался к этой вершине, каждый раз выбирая для своего экипажа болид, который должен стать быстрейшим на кольце Сартэ. В 2016 году таковым стал Oreca-05 Nissan. Каждый раз тщательно подбирая партнеров по экипажу №26. В Ле-Мане Русинов шел в бой вместе с Уиллом Стивенсом и Рене Растом, но по ходу года в экипаже происходили изменения.

Скорость была, и в Ле-Мане команда взяла поул-позицию, но, увы, в гонке, как это часто бывает в "24 часах Ле-Мана", на первый план выходит надежность и удача. Экипаж Русинова вынужден был прорываться из-за совершенных ошибок и полученных штрафов. Парни, безусловно, были быстры. Но проигрывали лидеру, который провел гонку более стабильно и надежно. Увы, Ле-Ман не покорился Русинову и на этот раз, хотя номинально в 2016 году был сделан еще шаг вверх - экипаж поднялся на второе место. Подиум в LMP2 был с российским "акцентом", и над ним развевались два российских флага. Вот только посередине был другой триколор - французский.

Таков был и весь сезон, в общем-то целиком "заточенный" под Ле-Ман. Команда брала поулы - кроме Ле-Мана еще и в Сильверстоуне, Спа, Нюрбургринге и Фудзи. Но долго, вплоть до концовки чемпионата не могла победить. И только на заключительных этапах чемпионата наконец пришли победы - в Фудзи, Шанхае и Бахрейне. Но по итогам сезона команда сделала шаг назад в результатах - третье место по итогам года.

Возможно, это следствие разочарования, но непонятна реакция Русинова на присвоение ему на следующий год "золотого" статуса и его слова о дальнейших планах. Именно в "золотом" статусе он выиграл чемпионат год назад, да и какой еще ему полагается статус с учетом всех достижений? Понятно, что "серебряный" статус выгоднее Роману, так как позволяет ему собрать в экипаже команду уровня LMP1... Все же хотелось бы, чтобы Роман не опустил руки и сделал еще один заход на Ле-Ман со своим уже ставшим знаменитым экипажем G-Drive №26.

6. Алексей Лукьянюк

Чемпионат Европы по ралли (ERC), 2 место по итогам чемпионата.

Прославившийся своим зрелищным пилотажем Алексей Лукьянюк известен как под прозвищем "Лукас", так и "Русский МакРэй". Атакующий на пределе, "валящий" независимо от позиции и обстоятельств. Собственно, мнение, что современное ралли стоит смотреть хотя бы ради Криса Мика и Алексея Лукьянюка вполне имеет право на жизнь.

В 2016 году Алексей второй год подряд провел практически полный сезон в чемпионате Европы. Выиграл больше всех спецучастков. После победы на первом этапе - асфальтовом ралли на Канарских островах, весомо заявил о себе как претенденте на чемпионство в абсолютном зачете чемпионата. Вот только второй победы в ралли пришлось ждать аж до финального этапа сезона, ралли Кипра со смешанным покрытием... А так атаки Лукаса все чаще заканчивались поломками либо вылетами... Что ж, на то он и "Русский МакРэй"... Поэтому чемпионство вновь ушло к стабильному и надежному поляку Каетану Каетановичу. Но все-таки победа на Кипре позволила Алексею вырвать вице-чемпионство у очень быстрого латвийца Ральфа Сирмациса, ставшего открытием прошедшего сезона. Тоже хорошо, есть шаг вперед по сравнению с прошлым годом.

Вот только очень жаль, что не только год от года, но от гонки к гонке Лукьянюк вынужден искать спонсоров. А выступления на международной арене да на Ford Fiesta категории R5 - дело ох как недешевое! Поэтому все время присутствует подвешенное состояние. Проедут гонку - не проедут... Уверен, что в российском ралли давно уже назрело создание структуры, условно назовем ее "сборная России по ралли" (сборная СССР по ралли была весьма сильна), в которую отбирались бы сильнейшие гонщики и штурманы, которым осуществлялась бы спонсорская и организационная поддержка. В России уже есть хороший проект - Академия Ралли Михаила Лепехова, но он охватывает исключительно ралли на национальном уровне, да в общем-то и не в топовой категории. А нужна система, охватывающая разные классы и чемпионаты, вплоть до высшего уровня. И никакой фантастики в этом нет - подобная сборная в кольце и в картинге уже существует под названием SMP Racing, и между прочим большинство пилотов этого рейтинга имеют к этой сборной прямое отношение.

7. Егор Оруджев

Формула V8 3.5, 3 место по итогам чемпионата.

В 2016 год бывшая Мировая серия Формула Renault 3.5 вошла без поддержки Renault Sport с обновленным названием, но осталась весьма интересным молодежным чемпионатом с отличными болидами и хорошим набором трасс. Егор Оруджев, выступавший в цветах SMP за старейшую команду Arden уже не был новичком, а был гонщиком с весомым опытом, претендентом на победы в гонках и чемпионате.

Между прочим, Егор выиграл больше всех гонок в прошедшем сезоне - целых пять! А на предпоследнем этапе сезона в Хересе только российские пилоты и побеждали - почин Оруджева прекрасно поддержал Матевос Исаакян. Но Егору, как претенденту на титул, не хватало стабильности. Слишком много было неудач, слишком часто он терял очки. Поэтому чемпионство в итоге разыграли опытнейший Том Диллманн (не чужой, между прочим, нам гонщик) и юный Луи Делетраз. А Оруджев опередил всех остальных, заняв почетное третье место. Безусловно, достойный итог весьма достойного сезона. И есть куда расти.

8. Артем Маркелов

Grand Prix 2, 10 место по итогам чемпионата.

В 2016 году Артем Маркелов выглядел настоящим завсегдатаем пелотона GP2. Еще бы, уже третий сезон бессменно в составе "Русского времени". По меркам серии, уже практически ветеран.

И Артем прибавляет, может быть не так быстро, как хотелось бы, но прогресс налицо. Да, стабильности по-прежнему не хватает. А его боевитость, умение обгонять были известны и ранее. И не все трассы Артем любит. Но к третьему сезону он стал отлично обращаться с весьма своенравными шинами Pirelli, чем похвастать может далеко не каждый гонщик в пелотоне GP2.

В 2016 году у Маркелова был настоящий звездный час. В первой гонке уик-энда в Монако Артем наиболее оптимально воспользовался периодами нейтрализации виртуальным сейфти-каром, что позволило ему прорваться после старта из второго десятка и победить! Вот так, наш, русский победитель в Монако! Кто еще из наших гонщиков вообще когда-либо побеждал на улочках Монте-Карло? После триумфа в княжестве Артем еще и возглавил личный зачет чемпионата. Жаль, в дальнейшем ему не удалось поддержать сей прекрасный порыв. И все же прошедший сезон GP2 особенный хотя бы потому, что два наших гонщика выигрывали гонки и оба успели возглавить чемпионат.

9. Айрат Мардеев

"КАМАЗ-Мастер" высоко держал знамя российского автоспорта еще в те годы, когда похвастать больше толком было нечем. Не сбавляя темпа, продолжает это делать и сейчас. В этой команде "один за всех, и все за одного". Нет распределения на первых и вторых номеров. Но если экипаж имеет наибольший шанс на победу, он ощущает поддержку всей команды. В последние годы все чаще на лидирующие позиции выходит один из молодых воспитанников команды, Айрат Мардеев. Сын знаменитого Ильгизара Мардеева.

В 2016 году именно Айрат оказался лидером "КАМАЗ-Мастер" на главных стартах года. На Дакаре-2016 именно он и Эдуард Николаев боролись за победу в категории грузовиков с Жераром де Роем - главным соперником камазовцев на протяжении вот уже без малого 15 лет. Но экипаж Николаева подвела надежность. И только экипаж Мардеева до последнего оказывал давление на де Роя, который на этот раз провел марафонскую гонку практически безупречно. Итог - второе место для камазовского экипажа. Достойный результат, хотя и с привкусом горечи - камазовцы разбаловали победами.

Но в 2016 году новое издание ралли "Шелковый путь" с маршрутом Москва - Пекин по сложности вполне бросало вызов Дакару. Таким образом, пилоты ралли-рейдов получили еще один старт с приставкой "супер". И здесь уже КАМАЗовские экипажи на родной (на половине дистанции) земле продемонстрировали кто является фаворитом. И именно экипаж Айрата Мардеева по итогам гонки поднялся на верхнюю ступень подиума.

И уже сейчас Айрат Мардеев, как и другие члены камазовской дружины, готовится к очередному старту на Дакаре.

10. Михаил Грачев

TCR, 8 место по итогам чемпионата.

Второй сезон TCR - международная туринговая серия, новый проект Марчелло Лотти, бросает вызов мировому Турингу, WTCC. Более того, достаточно демократичные технические требования TCR постепенно завоевывают автоспортивный мир, будучи принятыми на вооружение многими национальными чемпионатами. Что касается главной серии, по масштабу и охвату стран вполне сопоставимой с WTCC, то здесь уже второй год на постоянной основе выступают два российских пилота: Михаил Грачев и Сергей Афанасьев.

В отличие от Афанасьева, известного по выступлениям в молодежных "формулах" и гонках класса GT, Грачев - чисто кузовной гонщик, выросший на российском туринге. И это на настоящий момент сильнейший кузовной кольцевик страны. Пусть по итогам чемпионата Грачев и Афанасьев расположились по соседству, Михаил восьмой, а Сергей девятый. Но именно выступления Михаила все больше впечатляют уверенностью. Грачев по ходу сезона выиграл четыре гонки, на этапах в Имоле, Зальцбургринге, Сингапуре и домашнем - в Сочи. Осталось только прибавить в стабильности, - и бросить вызов в сражении за чемпионство.

11. Владимир Васильев

В последние годы Владимир Васильев стал явным лидером российских ралли-рейдов в автомобильной категории. А в паре с Константином Жильцовым, сильнейшим штурманом страны, они составили очень мощный экипаж.

На Дакаре-2016 Васильев, в отличие от прежних лет, решил ехать не на заводском Mini, а на пикапе Toyota в цветах G-Drive, на котором уже выступал на отдельных этапах Кубка мира. Хотя гонку экипаж Васильев/Жильцов провел очень стабильно, бросить настоящий вызов лидерам категории к сожалению не удалось. Дакар Владимир Васильев закончил на восьмом месте. Хотя попадание в десятку сильнейших на сложнейшем марафоне в любом случае выглядит очень достойно.

Летом на "Шелковом пути" Васильев ехал уже на Mini и смотрелся как один из гонщиков, которые могут претендовать даже на победу в абсолюте. В итоге экипаж Васильева финишировал в Пекине на почетном третьем месте, уступив только Сириллу Депрэ на Peugeot и свому старому сопернику Язиду Аль-Раджи на Toyota.

В настоящий же момент Васильев готовится попробовать новое для себя блюдо, проехав по классическому, африканскому маршруту Дакара, в рамках Africa Race. Учитывая, что ассистировать ему будет все тот же Константин Жильцов, уже побеждавший в Африке с Жан-Луи Шлессером, российский экипаж выглядит явным претендентом на победу.

12. Матевос Исаакян

Формула V8 3.5, 9 место по итогам чемпионата.

Grand Prix 3, 17 место по итогам чемпионата.

В 2016 году Матевос Исаакян, котирующийся как один из наиболее подающих надежды молодых российских гонщиков, выступал сразу в двух сильных молодежных категориях. Схожие по мощности двигателей GP3 и Формула V8 3.5, при этом болиды в бывшей Мировой серии Renault более продвинутые и приближенные к Ф1, но состав пелотона по ряду причин в GP3 значительно более основательный.

В GP3 по большему счету у Матевоса пока не получилось, он затерялся во второй половине пелотона, лишь изредка радуя попаданием в очки. Зато в Формуле V8 3.5 Исаакян выглядел поувереннее, по крайней мере демонстрируя скорость. Со стабильностью выступлений и здесь не все было хорошо. И все же был яркий проблеск в этом сезоне! В одной из гонок уик-энда в Хересе Матевос смог подняться на высшую ступень подиума! Учитывая, что вместе с ним на подиум поднялся Егор Оруджев, и особенно, то что вторую гонку выиграл как раз Егор, это был настоящий праздник российского автоспорта! В серии, в которой уже давно российские позиции весьма сильны.

    Каждый мальчишка мечтает стать гонщиком и побеждать в самых престижных гоночных соревнованиях мира. Но стать гонщиком выходит только у единиц из миллионов желающих. Оставить же свой след в истории удается только избранным. Кто же они бессмертные Чемпионы? Кем восхищаются десятки тысяч поклонников гоночных соревнований со всего мира. Мировая элита Формулы 1 на все времена.

    Михаэль Шумахер (Германия)


    Самый титулованный гонщик истории Формулы 1, «Красный барон» родился 3 января 1969 года. За девятнадцать сезонов проведенных за рулем болидов Формулы 1 он стал семикратным чемпионом самых престижных гоночных соревнований в мире, дважды занимал второе место и трижды заканчивал сезон на почетном третьем месте. Шумахер символ гонок Формулы 1 на все времена, ему принадлежит огромное множество рекордов для того что бы все их перечислить не хватит пальцев не только на руках, но и на ногах.

    Перечислим только самые яркие достижение: семикратный чемпион Формулы 1 , пять раз подряд удерживал корону чемпиона, это на минутку 1813 дней, рекордсмен по победам на Гран-при на его счету 91 триумф, рекордсмен по заработанным очкам за всю карьеру 1566 зачетных балла, финиш в призовой тройке 155, сезоны в которых выигрывал хотя бы одну гонку 15 из 19 лет проведенных в соревнованиях и еще около 20 других рекордов. Выступал за три команды: Бенеттон, Феррари и Мерседес. Последнюю гонку провел на Гран-при Бразилии в 2012 году. Всего в карьере принял участие в 308 гонках. На сегодняшний день, к сожалению, находится в больнице с декабре 2013.

    Ален Прост (Франция)


    Великолепный гоночный «Профессор» француз Ален Прост появился на свет 24 февраля 1955года. Принял участие в 13 сезонах самых быстрых гонок мира. Является четырех кратным триумфатором Формулы 1 и четырежды заканчивал чемпионат на втором месте. До появления в Формульных соревнованиях Михаэля Шумахера ему принадлежали практически все рекорды, которые потом были побиты немцем. Перечислим несколько достижений француза: 4 чемпионских титула, 51 победа в Гран-при, 106 гонок завершенных в призах, 798,5 очков заработанных за карьеру. Последний раз сел за штурвал формульного болида в 1993 году на гонке в Австралии. Всего на счету Проста 202 старта. После окончание карьеры не смог оставаться в стороне от гонок, создав команду Формулы 1, до сих пор принимает участие в мелких гоночных соревнованиях.

    Айртон Сенна (Бразилия) (1960-1994)


    «Волшебник» появился на свет 21 марта 1960 года и трагически погиб в рассвете лет и спортивной карьеры, в мае 1994 года за штурвалом своего болида на гонке в Имоле. Ему было только 34 года. Принял участие в 11 сезонах формульных соревнований. Трижды выигрывал корону чемпиона мира. Выиграл 41 гонку, в которой принимал участие, 80 раз завершал гоночный этап в тройке лучших, заработал за карьеру 614 очков. Выступал за Толеман, Лотус, Макларен и Уильямс. Последней гоночной трассой его жизни стало Гран-при Сан-Марино. Всего принял участие в 162 стартах. Заслуженно признал лучшим пилотом в истории соревнований.

    Хуан Мануэль Фанхио(Аргентина) (1911-1995)


    Один из первых Великих в истории Формулы 1 «Маэстро» Хуан Мануэль Фанхио появился на свет 24 июня 1911 года и прожил славные 84 года, пока не отправился в последний заезд в жизни 17 июля 1995 года. Принял участие в 8 формульных сезонах, в том числе и дебютном в 1950 году. Пятикратный чемпион Формулы 1. Дважды заканчивал сезон на обидном втором месте. Установил рекорд на все времена, став чемпионом мира в 46 лет. Кто знает если бы не возраст Хуана, и трагедия с похищением, какой гонщик считался бы сейчас самым титулованным в истории Формулы 1. Принял участие в 51 гонке, из которых выиграл 24, в десяти занял 2 место и однажды финишировал третьим. За карьеру заработал 277,64 очка . Защищал честь команд Альфа Ромео, Мазерати, Мерседес и Феррари.

    Джузеппе Фарина (Италия) (1906-1966)


    Первый чемпион гонок Формулы 1 Итальянец «Нино» Фарина появился на свет более ста лет назад 30 октября 1906 года и прожил яркую, к сожалению не очень долгую жизнь погиб, как и жил за рулем 30 июня 1966 года в аварии. Его имя навсегда останется в истории Формулы 1. Фарина не только первый чемпион гонок, но и победитель самого первого этапа формульных гонок. Итальянец принял участие в шести сезонах гоночных сражений. В его активе одно чемпионство, а также одно второе и третье место по итогам чемпионата. «Нино» принял участие в 34 гонках, в которых одержал 5 побед, восемь раз финишировал на 2 месте и пять раз был третьим на финишной ленточке. Всего за свою не долгую карьеру заработал 127,33 очка в гонках Формулы. Выступал за итальянские команды Альфа Ромео и Феррари.

    Себастьян Феттель (Германия)


    Немецкий чемпион Себастьян Феттель родился 3 июля 1987 года. На сегодняшний день провел восемь сезонов в формульных соревнованиях и уже является четырех кратным чемпионом мира. Себастьян Феттель носит титул самого молодого триумфатора гоночного сезона Формулы 1, он выиграл свое первое чемпионство в возрасте 23 лет145 дней. На счету Себастьяна 40 побед в Гран-при, а всего 70 финишей в тройке сильнейших гонщиков. За карьеру он заработал уже 1618 очков, и эти результаты будут улучшаться еще на протяжении многих лет, так как карьера немца в самом разгаре. Сейчас Феттель защищает цвета команды Феррари.

    Льюис Хэмилтон (Великобритания)


    Нынешний чемпион мира Льюис Хэмилтон появился на свет 7 января 1985 года. Хэмилтон проводит девятый сезон в гоночных соревнованиях. Уже успел дважды стать чемпионом мира и однажды закончил сезон Формулы 1 на втором месте. В нынешнем сезоне так же идет на первом месте и стремится защитить титул формульного короля. За карьеру Льюис выиграл 36 гран-при, 21 раз был вторым, 18 раз третьим пересекал финишную отметку и сумел заработать 1597 зачетных баллов. Выступает за команду Мэрседес. Его показатели, как и Феттеля будут изменяться после каждой новой гонки. Сегодня противостояние немца и Хэмилтона является украшением формульных соревнований.

    Красный барон

    Самым известным, успешным и талантливым гонщиком Формулы-1 за всю ее историю можно назвать Михаэля Шумахера. Даже тот, кто далек от мира автоспорта, знает «красного барона» и нередко использует его фамилию в качестве имени нарицательного. 3 января 2011 года Михаэль Шумахер отпраздновал свое 42-летие. Для королевских гонок это солидный возраст, но бывший пилот Феррари решил вернуться в Формулу-1 в 2010 году, выбрав при этом команду Мерседес. Немецкий гонщик является непобедимым и непревзойденным, на его счету 91 победа, 269 Гран-При, 68 поул-позиций и 4 команды.

    Путь спортсмена

    Наибольшего успеха Шумахер достиг во время своей карьеры в Феррари, но при этом в разные годы он был пилотом Бенеттон Форд и Бенеттон Джордан. Чемпионом мира Шумахер становился 7 раз, в 1994-1995, а также на протяжении 5 лет с 2000г. до 2004г.

    Дебют «солнечного мальчика», как его часто называют журналисты, пришелся на Гран-При Бельгии в 1991г. Михаэль сел за руль болида Бенеттон-Форд и занял 7 место. Это было великолепным результатом, учитывая, что Шуми впервые за свою жизнь выехал на трассу Формулы-1. Вообще, талант великого гонщика проявлялся уже в детстве, когда Михаэль участвовал в гонках на картингах в 4-х летнем возрасте. Позже его пристрастие передалось и его младшему брату Ральфу.

    Контракт с "Феррари"

    После удачного результата в команде Бенеттон-Форд Шумахер был замечен директором Бенеттон-Джордан Флавио Бриаторе. А через год состоялась его первая победа в Гран-при Бельгии уже в составе новой команды.

    В 1995г. было принято решение использовать моторы компании Рено. Но от такого выбора быстро отказались. Тем не менее, Шумахер к тому времени имел на своем счету уже 19 побед! Контракт с Феррари Шумахер подписал в 1996 г. Михаэль вернул команде былую славу и принес долгожданную победу.

    1999г. стал для Шумахера роковым. На Гран-При Великобритании чемпион сломал ногу и пропустил сезон. Однако воля и желание побеждать оказались сильнее и уже в 2000г. Шумахер принес команде чемпионский титул.

    Считается, что последний год Шуми в Скудерии был не слишком удачным. Михаэлю стоило бы уйти чемпионом, а не довольствоваться второстепенными ролями. Чемпион снова в болиде, но пока его успехи не слишком впечатляют, что связано с недостаточной доработкой технических составляющих болида.

    Личность скандальная, но многогранная

    Михаэль Шумахер – самый скандальный гонщик Формулы-1. За свою карьеру он не раз устраивал разборки с журналистами, оскорбляя назойливых папарацци. Не менее буйный нрав проявлял он и в отношении коллег по цеху, накидываясь на них с кулаками. Зато по части семейной жизни Шуми – само постоянство. Уже 16 лет он состоит в счастливом браке с Коринной, матерью двоих его детей.

    Я традиционно составляю рейтинг наиболее отличившихся в прошедшем сезоне российских гонщиков в конце года или в начале следующего года. Подчеркиваю, что рейтинг совершенно субъективный, и основан на моих личных впечатлениях от тех гонок, которые я в первую очередь смотрю, за которыми слежу. Поэтому, если в рейтинге какие-то достойные кандидаты не представлены, прошу простить:)

    По сравнению с 2016 годом, некоторые гонщики, добившиеся больших успехов, "забуксовали", оказались в некоторой стагнации или провалились. Не всем удалось добиться прогресса. Зато блеснули свежие имена.

    Наиболее стабильное имя в российском автоспорте - это без преувеличения уже легендарная команда "КАМАЗ-Мастер". Команда неимоверно стабильно "держит марку" и регулярно побеждает в ралли-рейде "Дакар", хотя здесь никогда нельзя быть стопроцентно уверенным в победе. Слишком далека эта гонка от понятия "легкая прогулка". Победитель "Дакара" на мой взгляд всегда достоин быть номинирован на звание лучшего гонщика России, и в 2017 году именно Эдуард Николаев добился наиболее яркого успеха в российском автоспорте.

    В силу того, что в этот раз рейтинг составлен несколько позже обыкновенного, гоночный сезон 2018 года уже стартовал, прошли несколько важнейших гонок. Некоторые из ниже представленного списка гонщики уже добились новых успехов. Эдуард Николаев одержал победу уже и на "Дакаре-2018", открывшем новый гоночный год. Роберт Шварцман стал чемпионом новозеландской молодежной формульной серии Toyota Racing Series, и этот успех - первый в российской истории. Эти результаты не учитывались в текущем рейтинге и будут засчитаны в рейтинге уже за 2018 год. Хотя чисто эмоционально это все равно слишком заметные достижения.:)

    1. Эдуард Николаев

    Победитель "Дакара-2017" в категории грузовиков

    Не зря Эдуарда Николаева в свое время прозвали "царевичем", по аналогии с Владимиром Чагиным, которого называли "царем". Когда "старая гвардия" камазовской команды сошла со сцены, знамя команды подхватило новое поколение, которое быстро освоилось на дакаровских трассах и продолжило победные традиции. Но самым успешным среди молодых камазовских пилотов стал Эдуард Николаев, в 2017 году уже второй раз победивший в "Дакаре" в категории грузовиков. Как пилот. А ведь на счету Эдуарда есть и еще одна победа на "Дакаре", в качестве механика экипажа своего наставника, Владимира Чагина. Так что в целом победа 2017 года на "Дакаре" была уже третьей для Николаева.

    Простых "Дакаров" не бывает по определению. Даже для фаворитов гонки, к которым традиционно относят экипажи "КАМАЗ-Мастер". На "Дакаре" просто не бывает экипажей, которые не сталкивались бы с проблемами, избежали бы всех сложностей. "Дакар" ни для кого не проходит совершенно гладко. Да этого и не может быть в этой гонке по определению.

    Конкуренция в классе грузовиков на "Дакаре" не ослабевает, а кажется только возрастает с каждым годом. Экипажи нескольких команд демонстрируют высокую скорость. А главным конкурентом "Камаза" уже который год является армада Жерара де Роя. Но на финише "Дакара-2017" у "КАМАЗ-Мастер" был победный дубль. Экипаж Эдуарда Николаева первый. Экипаж Дмитрия Сотникова второй.

    Успех на "Дакаре" - это не только мастерство гонщиков и штурманов, не только самоотверженный труд механиков. Огромная роль в "КАМАЗ-Мастер" у руководителя команды, одновременно являющимся и наставником для пилотов, и стратегом, - у Владимира Чагина. Он, который познал все о "Дакаре" на личном опыте, теперь передает свой опыт своим последователям, и направляет "Камаз" верным курсом.

    "КАМАЗ-Мастер" - это в первую очередь команда, где "один за всех, и все за одного". Поэтому нельзя не отметить, кроме Эдуарда Николаева, и других гонщиков славной команды. Очень успешно выступал в 2017 году Дмитрий Сотников, занявший второе место на "Дакаре" и победивший на ралли-рейде "Шелковый путь". Андрей Каргинов выиграл в категории грузовиков на ралли-рейде "Африка", который проводится по классическому маршруту "Дакара", с финишем в Дакаре на Розовом озере. Айрат Мардеев в 2017 году был не столь успешен, заняв на "Дакаре" пятое место в категории и финишировав третьим в "Шелковом пути". Антон Шибалов занял второе место на "Шелковом пути". Собственно, "Шелковый путь" - гонка, в организации которой большую роль играет команда "КАМАЗ-Мастер" и ее руководитель Владимир Чагин, ралли-рейд, проходящий по территории России, Казахстана и Китая, по сложности маршрута уже сейчас сопоставимый с "Дакаром". И это еще одно яркое достижение автоспорта России.

    2. Артем Маркелов

    Формула-2: второе место в чемпионате, 5 побед, 1 поул-позиция, 7 подиумов

    Артем Маркелов уже может считаться настоящим ветераном серии GP2, перед сезоном 2017 года переименованной в чемпионат ФИА Формула-2. В серии Артем дебютировал еще в 2014 году, и в 2017 году проводил уже четвертый сезон, все в составе команды Russian Time, выступающей под российским флагом. Артем всегда был известен как мастер обгонов, часто красиво прорывавшийся через пелотон, этим он безусловно был заметен для зрителей. Кроме того, он был известен умелым и бережным отношением с достаточно капризными шинами Pirelli, умея извлекать из них скорость в нужный момент. Но долгое время проблемой Артема были квалификации. Однако каждый год Маркелов демонстрировал прогресс и в 2017 году решил проблемы с квалификациями. В прошедшем сезоне он уже был в числе фаворитов, претендентов на самые высокие награды.

    Артем Маркелов прекрасно провел этот сезон в Ф2, он выглядел лидером команды "Русское время", хотя его напарником был быстрый и талантливый итальянец Лука Гиотто. Безусловно, Шарль Леклер в 2017 году был недосягаем. Хотя на определенном этапе чемпионата Маркелов и Russian Time и пытались с ним бороться. Зато еще одного записного фаворита, Оливера Роуланда, одного из наиболее многообещающих молодых британских гонщиков, Артем оставил позади в сражении за вице-чемпионское звание. И это заметное достижение. На протяжении всего сезона Маркелов был в топе Ф2. Безусловно, не все гонки удавались, бывали и неудачи, но это, как говорится, рабочий процесс. В любом случае, статистика Артема, 5 побед, поул-позиция, множество подиумов - это говорит само за себя. Российским болельщикам было за кого болеть в Ф2, и болеть, скажем так, не за участие. Второе место в сильнейшей молодежной серии - ранее такого достижения добивался только Виталий Петров. Да Сергей Сироткин дважды был в призерах GP2 по итогам сезона.

    В грядущем сезоне Артем Маркелов продолжит выступать в составе Russian Time в Формуле-2. Это будет уже пятый его сезон в серии, не припоминаю, чтобы кто-то гонялся в ней так долго. Но если есть возможность, почему бы и нет? Это наиболее конкурентная молодежная серия, наиболее быстрые машины из числа молодежных формул. Ждем от Маркелова продолжения борьбы на высочайшем уровне. К тому же он уже отметился в 2018 году еще одним заметным шагом в карьерной гоночной лестнице. Команда Renault F1 включила Артема в свой состав в качестве тест-пилота.

    3. Сергей Сироткин

    тест-пилот Renault F1

    Формула-2: 2 гонки, лучший результат - 4 место

    Сергей Сироткин в 2017 году непосредственно участвовал в гонках мало. Он проехал "24 часа Ле-Мана" в экипаже SMP Racing на Dallara в категории LMP2 вместе с Михаилом Алешиным и Виктором Шайтаром. Несмотря на неплохую скорость, добиться высокого результата не удалось, экипаж слишком много времени потерял на ремонте машины в боксах. Вряд ли 16 место в категории и 33 место в абсолюте может считаться сколько-нибудь заметным достижением. Зато ребята добрались до финиша, и это конечно полезный опыт.

    Также Сергей "тряхнул стариной" и участвовал в одном этапе серии Ф2, выйдя на замену в своей бывшей команде ART Grand Prix вместо получившего травму Александра Элбона. Этап в Баку Сироткин проехал очень уверенно, в обеих гонках финишировав в очках, лучшим результатом стало четвертое место. Это была удачная разовая акция, Сергей напомнил всем, что если бы участвовал в чемпионате по полной программе, он бы наверняка был бы одним из главных претендентов на титул, как это, собственно, было год назад.

    Но не гонки были в 2017 году главным занятием для Сергея. Он провел год, можно сказать, на испытательной работе. Во-первых, это был проект команды SMP Racing, которая совместно с Dallara строит прототип высшей "лемановской" категории LMP1 BR1. Здесь Сироткин был занят очень плотно, вплоть до нового 2018 года. Тесты BR1 на разных трассах проходили очень активно, также было много работы и на симуляторе. До поры до времени Сергей был одним из основных претендентов в состав экипажа SMP Racing в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC в "суперсезоне" 2018-2019 за рулем BR1. Собственно, именно работа над новым прототипом стала причиной того, что SMP Racing не гонялся на полном расписании в WEC в 2017 году, и Ле-Ман стал разовой акцией.

    Но пожалуй еще важнее, что Сергей Сироткин был активно занят в работе команды Формулы-1 Renault. Сергей участвовал в тестах как на старой машине, так и на актуальной, провел несколько пятничных тренировок в рамках уик-эндов Гран-при, в том числе и на Гран-при России в Сочи, хотя на домашней трассе ему не повезло с техническими неисправностями. До поры до времени Сироткин надеялся на продолжение карьеры в качестве боевого пилота Renault F1. Но к концу сезона этот вариант был закрыт.

    Зато Сергей попал в шорт-лист Williams, искавшего гонщика на место завершившего карьеру Фелипе Массы. Решающим моментом стали тесты в Абу-Даби после окончания чемпионата мира Ф1. Фаворитом на место в Williams являлся Роберт Кубица, совершивший практически невозможное. После тяжелых травм в аварии в 2011 году знаменитый поляк восстановился, и в 2017 году показал на тестах, что он вновь может пилотировать болид Ф1, причем сначала тесты он проводил именно с Renault. Сироткина Williams приглашал скорее для сравнения. Но Сергей блестяще провел эти тесты. Он продемонстрировал и скорость, и глубокое техническое понимание, чем сразу покорил инженеров британской команды. Это был кульминационный момент года для Сергея. Далее Williams взял паузу на размышление, хотя до этого вовсю ждали объявления Кубицы боевым пилотом Williams в 2018 году. Перед Новым годом появилась информация, что именно Сергей Сироткин будет гоняться за Williams в 2018 году. Наконец, вскоре после Нового года Williams официально объявил - гонщиком основного состава команды вместе с Лэнсом Строллом будет Сергей Сироткин. Российское представительство будет в Формуле-1 в 2018 году.

    4. Алексей Лукьянюк

    ERC: четвертое место в чемпионате, 1 победа

    Лукьянюк - заметный герой в чемпионате Европы по ралли. Во всяком случае, зайдя по окончании сезона на официальный сайт ERC, на самом заметном месте я обнаружил видео, посвященное вручению Алексею очередной номинации имени Колина МакРея. Видео, изобиловавшее подвигами Лукаса в прошедшем чемпионате, шикарным размашистым пилотажем, а также, конечно, жесткими "крэшами". Не зная русского языка, ребята с сайта даже не запикали некоторые экспрессивные выражения Лукаса, так что с детьми это видео смотреть надо осторожно. Но вообще-то Алексей Лукьянюк в первую очередь заслуживает звания "Возвращение года".

    Начинался сезон для Лукьянюка на позитивной ноте. Вылазка в Швецию на чемпионат мира правда не увенчалась успехом, но вскоре Алексей получил хороший бюджет, а значит практически гарантировал себе полный сезон в чемпионате Европы, где собирался всерьез побороться за чемпионство. Была даже образована российская команда в чемпионате Европы Russian Performance Motorsport, в которой кроме Лукьянюка поехал Сергей Ременник в зачете ERC2.

    На первом этапе ERC ралли Азорских островов Лукас боролся за победу, лидировал в гонке, но незадолго до финиша сошел. Привычная история - техника не выдержала ярых атак Лукьянюка. Но уже второй этап чемпионата Европы, асфальтовое ралли Канарских островов обернулся триумфом российского экипажа, в котором Алексею Лукьянюку ассистировал Алексей Арнаутов. Так Лукас второй год подряд привел свою Ford Fiesta к победе на Канарах. Это было начало мая, и перспективы открывались восхитительные.

    Однако так иногда бывает в жизни, когда вслед за головокружительным взлетом следует внезапное и оглушительное падение. В середине мая на раллийных тестах под Псковом случилась страшная авария, обернувшаяся трагедией; столкнулись два раллийных автомобиля. Погиб Алексей Лядухин, бывший штурманом Вячеслава Кучерова. Тяжелые травмы получил Никита Гергель, бывший на этот раз штурманом Лукьянюка. Сам Лукьянюк также получил серьезные травмы, включая многочисленные переломы. Когда такое происходит, о соревнованиях уже как-то не вспоминается.

    Тем не менее, в конце лета Лукьянюк вернулся на раллийные трассы чемпионата Европы. На тот момент окончательно он от травм не оправился, но пилотировать машину мог. Иначе чем подвигом, этот поступок назвать нельзя, но возможно именно это требовалось гонщику в этот тяжелый момент жизни и гоночной карьеры.

    На ралли в Польше Алексей Лукьянюк сходу продемонстрировал высокую скорость, но очень скоро сошел после аварии. Забегая вперед, по разным причинам Лукасу не удалось финишировать и в заключительных этапах чемпионата Европы, в Италии и Латвии. Но на чешском ралли Барум, проходившем традиционно в окрестностях Злина Лукьянюк изо всех сил бился за победу и финишировал вторым, уступив только непобедимому на местных асфальтовых дорожках Яну Копецкому. И это тоже был гоночный и спортивный подвиг. Больше очков в чемпионате Европы Лукасу набрать не удалось, и чемпионат он завершил на четвертом месте. Но разве это что-то значило?

    5. Роберт Шварцман

    Формула Renault 2.0 Euro: третье место в чемпионате, 6 побед, 7 поул-позиций, 12 подиумов

    Выступавший в Евросерии Формулы Renault 2.0 гонщик программы SMP Racing Роберт Шварцман добился в 2017 году значительного прогресса, благодаря чему в конце сезона получил приглашение в программу Ferrari Racing Academy.

    Формула Renault 2.0 - отличный гоночный класс, молодежная "формула", как говорится, настоящая "учебная парта" для гонщиков, перешедших из картинга и собирающихся выступать в гонках машин с открытыми колесами. К тому же еще и имеющая свою долгую и славную историю, в которой отметилось немало известных имен. Правда, в последние годы ФИА все больше возлагает эту роль первой после картинга формулы на Формулу-4.

    В любом случае, гонщик, добившийся успеха в Евросерии Формулы Renault 2.0 скорее всего успешно продолжит карьеру в более старших гоночных категориях. Роберт мощно выступил в прошедшем сезоне Формулы Renault, возможно даже именно он был быстрейшим по чистой скорости. Да и статистика его, вышеприведенная, говорит сама за себя. При этом не обходилось и без неудач, и в сражении за чемпионство Шварцман уступил французу Саше Фенестразу, ставшему в итоге чемпионом серии, и Уиллу Палмеру, сыну Джонатана и младшему брату Джолиона. Тем не менее третье место по итогам чемпионата, да еще с таким количеством побед, поулов и подиумов стало настоящим успехом, к тому же скорость Роберта была всем очевидна. Прежде из российских гонщиков в классе столь же успешно выступал только Даниил Квят, боровшийся за титул со Стоффелем Вандорном. Шварцмана заметили и позвали в Ferrari Racing Academy, он стал первым российским гонщиком в программе.

    Продолжение карьеры Роберта обещает быть весьма интересным. Известно, что в 2018 году он поедет в чемпионате Европы Формулы-3, одной из сильнейших молодежных серий. И в составе команды он будет выступать рядом с гонщиками с фамилиями Шумахер и Армстронг.

    А пока, не теряя времени зря, в разгар зимы Роберт Шварцман перемахнул в новозеландское лето, чтобы принять участие в известной местной формульной серии Toyota Racing Series. И гоночная формула простых линий и обводов, выкрашенная в цвета SMP Racing и Ferrari Racing Academy, со знаменитым логотипом "Гарцующего жеребца" на боку выглядела очень круто.

    6. Даниил Квят

    Формула-1: 19 место в чемпионате; лучший результат: 9 место

    Мне казалось, и я на это надеялся, что в межсезонье после тяжелого для него сезона 2016 года Даниил Квят оправился и обрел психологическую стабильность. По крайней мере тот сезон он завершил на позитивной ноте, продлив контракт с Toro Rosso еще на год. К тому же он еще и написал совместно с Олегом Карповым книгу о своем пути в Ф1, и говорил, что все трудности остались позади. Да и начало чемпионата настраивало на хороший лад, когда он закончил Гран-при Австралии на девятой позиции.

    Но это оказалось обманчивое впечатление. В дальнейшем Даниил лишь раз повторил свой австралийский результат, оказавшийся для него лучшим в сезоне, финишировав девятым в Барселоне. В очки после этого он попал лишь один раз, ненадолго вернувшись в пелотон Ф1 в Остине. В Гран-при США Квят финишировал десятым, проведя очень хорошую и уверенную гонку. Но по словам Хельмута Марко, этого результата было слишком мало.

    Достаточно сравнить с 5 очками Квята 48 очков, принесенных Toro Rosso Карлосом Сайнсом, а ведь напарник в Ф1 - это твой первый и главный соперник, ибо выступает на такой же машине. Конечно это был провал, если называть вещи своими именами. И нельзя сказать, что у Квята совсем не было скорости - в их квалификационных дуэлях с Сайнсом он уступил со счетом 6:8, и это было наиболее напряженное квалификационное соперничество в пелотоне Ф1 в 2017 году.

    И конечно в том, что на счету Квята было настолько мало очков, далеко не только его вина. Даню часто подводила машина своими техническими неисправностями, в том числе и в ситуациях, когда он теоретически мог бы взять много очков, как, например, в Баку. Безусловно, это очень тяжело, когда от тебя ждут и требуют результата, а тут еще и случаются технические отказы. Макс Ферстаппен, у которого в 2017 году также было много технических отказов, находился в своей команде в совсем другом положении, и скорее это он выговаривал команде свое недовольство тем, что лишается по ее вине хороших результатов. Впрочем, в Toro Rosso и Red Bull признавали свою вину в технических отказах болида Квята. Но когда с машиной было все в порядке, тут уж надо было привозить результат. А Квят ошибался и сам, как, например, в Сингапуре, где его ошибка привела к вылету в бетонную стену, и ведь в той гонке он мог заработать очень хорошие очки. Конечно, можно сказать, что не всегда Toro Rosso по своей скорости вообще позволяла бороться за очки. Но фокус в том, что Карлос Сайнс каждый раз выжимал из машины максимум, и стабильно набирал очки для себя и команды, чего нельзя сказать было о Дане. Можно было бы добавить, что в распоряжении Карлоса была лучшая гоночная бригада команды, и эта же бригада работала с Квятом в Остине, где он пожалуй провел лучший уик-энд в году. Но это все разговоры, а с учетом опыта Даниила в команде и программе Red Bull от него ждали стабильных и высоких результатов. И как сказал Хельмут Марко, Квяту уже давали несколько шансов.

    Ничего удивительного не было, что в итоге с Квятом Red Bull расстался. Даниил последовал по дороге, которой прошли многие гонщики, и те же Себастьян Буэми, Хайме Альгерсуари и Жан-Эрик Вернь, первый напарник Квята в Ф1. Единственный на мой взгляд некрасивый момент, - что Даниилу не дали доехать сезон до конца, заменив его по ходу чемпионата. В данном случае Red Bull по факту нарушил контракт.

    Теперь перед Даниилом стоит вопрос как перезапустить свою карьеру. В начале января он договорился с Ferrari, и пополнил штат тест-пилотов команды, где в первую очередь будет работать на симуляторе "Скудерии". Получил Квят и приглашение выступать в LMP1 чемпионата мира по гонкам на выносливость в составе SMP Racing за рулем BR1. Вообще-то и возраст, и уже имеющийся опыт, и признаваемая многими в гоночном сообществе скорость говорят в пользу Квята. У него есть время и возможность перезагрузить свою карьеру. Тот же Брендон Хартли ему в пример.

    7. Михаил Алешин

    IndyCar: 19 место в чемпионате; лучший результат: 6 место

    "24 часа Ле-Мана": 16 место в категории LMP2, 33 место в абсолютном зачете

    Предыдущий сезон Михаил Алешин очень сильно провел в Индикаре, особенно вторую половину сезона, когда обозначил потенциал бороться за победы в гонках. После этого казалось, что в 2017 году тенденция получит продолжение. Все располагало к этому. Техника за это время в Индикаре практически не поменялась, Михаил остался в составе той же команды Schmidt Peterson Motorsports, он прекрасно знал команду, а команда знала его, удалось нормально провести предсезонные тесты. Все в порядке было и с таким аспектом, как спонсоры для машины #7, кроме того у Михаила появились его болельщики в Америке.

    Но к сожалению сезон в Индикаре на этот раз сложился очень бледно. Алешин единожды приехал на шестом месте в гонке, это было в Детройте, на Бель-Иле, плюс пару раз он еще финишировал на десятом месте. Чуть лучше обстояли дела в квалификациях, где Михаил чаще показывал результаты в десятке лучших. Но квалификации в Индикаре не столь важны, как в Ф1. В любом случае, никаких намеков на форму образца второй половины 2016 года не было и в помине.

    Посреди сезона Индикара Михаил сгонял в Европу, чтобы в экипаже SMP Racing принять участие в "24 часах Ле-Мана" на Dallara категории LMP2. Об этом выступлении вместе с Сергеем Сироткиным и Виктором Шайтаром уже упоминалось в разделе, посвященном Сироткину. К сожалению, добиться успеха экипажу SMP Racing на этот раз не удалось.

    В конце лета Михаил внезапно прервал выступления в Индикаре. Это не было чем-то в духе как Квята выставили из Red Bull, хотя безусловно гонщик был недоволен командой, а команда - своим гонщиком. Была и третья сторона, - программа SMP Racing, в которой собственно сейчас и идет карьера Алешина. Стороны обсудили сложившуюся ситуацию, и решили, что Михаил не будет завершать сезон в Индикаре. SMP Racing понадобилось, чтобы Алешин вовсю принялся за тестовую программу спортпрототипа категории LMP1 BR1, тесты которого вошли в горячую фазу. Собственно, этой интересной и важной работой Михаил занимался вплоть до конца года. Но лично мне жаль, что он не доехал сезон в Индикаре до конца.

    В новом сезоне Михаил Алешин в составе экипажа SMP Racing примет участие в чемпионате мира на выносливость WEC в высшей категории LMP1 за рулем BR1, детища команды, которое он долго и упорно испытывал. Это новый интересный вызов. Но мне бы очень хотелось, и уверен, болельщики Индикара в России подпишутся под этим, чтобы Михаил Алешин еще вернулся в Индикар, в гонки, в которых он уже успел оставить свой след и запомниться местной публике. Все-таки есть ощущение, что в Америке у Михаила остались незавершенные дела.

    8. Матевос Исаакян и Егор Оруджев

    Исаакян: Формула V8 3.5: второе место в чемпионате, 2 победы, 1 поул-позиция, 8 подиумов

    Оруджев: Формула V8 3.5: шестое место в чемпионате, 2 победы, 1 поул-позиция, 10 подиумов

    вместе: ELMS: шестое место в категории LMP2, 1 победа, 3 подиума

    Немного странно, что двух гонщиков, выступавших каждый сам за себя, я поставил на одну позицию в рейтинге. Но дело в том, что выступления Егора Оруджева и Матевоса Исаакяна были похожи друг на друга как близнецы-братья. Вдобавок во второй половине сезона в SMP Racing решили создать из двух пилотов Формулы V8 3.5 экипаж в ELMS.

    Два молодых гонщика программы SMP Racing провели очередной сезон в Мировой серии Формулы V8 3.5. Причем от Егора Оруджева в этом сезоне ждали сражения за чемпионство. И в общем-то Егор эти ожидания оправдал, за титул он боролся. Оруджев отметился и победами в гонках, выигрывал квалификацию, регулярно поднимался на подиум. Правда, не всегда был стабилен, да и проблем с техникой хватало. В этом плане этот сезон был очень похож на предыдущий.

    А вот Матевос Исаакян прибавил и провел чемпионат не хуже Егора. Исаакян также побеждал в гонках, на его счету есть поул и он был завсегдатаем подиума. В один момент по ходу сезона Матевос даже возглавил чемпионат. И боролся за титул на заключительном этапе серии в Бахрейне.

    К сожалению, серия Формула V8 3.5 пришла в совершеннейший упадок. Да, машины были по-прежнему хороши, серия обладала интересным набором трасс, но вот качество пелотона было не сравнимо с прежним, когда Мировая серия Renault конкурировала с GP2 в качестве наилучшей серии по подготовке молодых гонщиков к Ф1. Ныне Мировая серия напоминала скорее такую серию прежних лет как AutoGP, разве что машины в Формуле V8 3.5 были конечно лучше. Во-первых, мало команд осталось в Мировой серии. Во-вторых, состав пилотов никак не назовешь "премиумным", наиболее ярких юниоров - потенциальных звезд, здесь не наблюдалось. Так что даже если бы Егор или Матевос выиграли чемпионат, это бы никак не сравнилось например с тем, как чемпионом этой серии, с большими российскими традициями, кстати, стал Михаил Алешин.

    Хотя машины Мировой серии были быстры и красивы, они далеко не новы, их регулярно ремонтировали, но износ техники все равно наступает. И поломок в течении сезона хватало. Так, вылетевший привод на заключительном этапе сезона поставил крест на надеждах Матевоса Исаакяна на победу в чемпионате. Чемпионом серии в итоге стал Пьетро Фиттипальди, внук Эмерсона. Последним чемпионом, между прочим, так как Мировая серия после 2017 года была закрыта в силу вышеупомянутых причин.

    Егор Оруджев в заключительном этапе сезона в Бахрейне принять участие не смог из-за болезни, из-за чего вылетел по итогам сезона из тройки призеров.

    Но кроме выступлений в формульном классе, в SMP Racing искали для своей молодежи варианты дальнейшего развития карьеры, и образовали из Оруджева с Исаакяном экипаж в категории LMP2 ELMS. Первый опыт в гонках на выносливость оказался для парней очень удачным. Ребята неоднократно приводили свою Dallara к финишу на подиуме, а на трассе Поль-Рикар и вовсе одержали победу в четырехчасовой гонке. В настоящий момент видится, что именно участие в гонках на выносливость - наиболее перспективный вариант дальнейшего развития карьеры для Оруджева с Исаакяном.

    9. Роман Русинов

    WEC: девятое место в чемпионате в категории LMP2 (шестое место экипажа #26 G- Drive Racing в командном зачете), 1 победа, 3 поул-позиции

    Безусловно, главной задачей Романа Русинова и его экипажа G-Drive Racing #26 в сезоне 2017 года была победа в категории LMP2 в "24 часах Ле-Мана". Собственно говоря, последняя непокоренная вершина в чемпионате по гонкам на выносливость для Русинова и его команды. Ради этой цели Роман Русинов вновь тщательно подбирал машину(выбор пал на Oreca 07 - Gibson) и напарников по экипажу. Чтобы быть максимально быстрыми именно на кольце Сартэ.

    Начало сезона было очень неплохим, экипаж #26 вновь был в числе лидеров категории LMP2. Экипаж Русинова выигрывал поулы на трех первых этапах WEC - в Сильверстоуне, Спа и, главное, в Ле-Мане. И если в Сильверстоуне проблемы по ходу гонки помешали экипажу побороться за победу, то в Спа, в шестичасовой гонке, которую традиционно называют главной репетицией перед Ле-Маном, Русинов и его напарники одержали победу. К Ле-Ману команда подходила в хорошей форме. И завоеванный поул стал подтверждением.

    К сожалению, гонка не задалась с самого начала. Экипаж #26 откатился назад, потом был вынужден прорываться. И вскоре, когда за рулем прототипа находился именно Роман Русинов, произошла авария. Роман не смог разминуться с обгоняемым круговым Porsche категории GT Pro-Am, за рулем которого находился арабский пилот-любитель. Эта авария поставила крест на очередных надеждах покорить Ле-Ман.

    Вдобавок экипаж #26 получил какой-то несуразный штраф за это столкновение уже на этапе в Нюрбургринге, который фактически лишил возможности побороться за победу и на этом этапе. Это было очень странное судейское решение, так как если вина Романа в столкновении и была, это был обычный гоночный инцидент, никак не заслуживающий каких-то сверхстрогих санкций. К тому же команда G-Drive и так расплатилась за эту аварию потерей шансов в Ле-Мане, конечно попутно испортив гонку и пострадавшим статистам-любителям.

    В дальнейшем по ходу сезона казалось, что из команды G-Drive попросту выпустили воздух, и причиной этого видимо был крах в Ле-Мане. Экипаж #26 все время преследовали какие-то проблемы, да и прежней скорости уже не было. В итоге ни одного подиума дальше по ходу сезона у команды, которая прежде всегда боролась за самые высокие места.

    Параллельно другой экипаж G-Drive Racing выиграл чемпионат в категории LMP2 в серии ELMS. Но в его составе не было пилотов-россиян.

    Дальнейшие перспективы Романа Русинова и его команды пока туманны. Бросится ли он на очередной штурм вершины Ле-Мана, или предпочтет другой путь. Возможно, ему тоже нужна некая перезагрузка.

    10. Виктор Шайтар

    Blancpain GT Series: четвертое место в зачете Endurance Cup, 17 место в общем зачете серии; лучший результат: второе место

    "24 часа Ле-Мана": 16 место в категории LMP2, 33 место в абсолютном зачете

    Как уже упоминалось выше, Виктор Шайтар выступил в "24 часах Ле-Мана" в экипаже SMP Racing на Dallara категории LMP2 вместе с Михаилом Алешиным и Сергеем Сироткиным. К сожалению, успехом эта гонка для чисто российского экипажа не увенчалась.

    Но у Виктора и помимо Ле-Мана была обширная программа в гонках на выносливость. Он принял участие в серии Blancpain GT в экипаже SMP Racing на Ferrari 488 GT3 вместе с Давиде Ригоном и Мигелем Моллиной. Экипаж SMP Racing стартовал только на этапах Blancpain, входящих в Endurance Cup, в длинных гонках. Поэтому в общем зачете серии пилоты SMP Racing расположились невысоко, но в кубке на выносливость заняли очень достойное четвертое место. Выступал экипаж сильно, стабильно приезжал в очки. Лучшей гонкой для SMP Racing стала "1000 км Поль-Рикара", в которой наш экипаж сначала квалифицировался на втором месте, а затем, поборовшись за победу, занял второе место в шестичасовой гонке. Учитывая очень высокую конкуренцию в Blancpain GT, результаты SMP Racing и непосредственно Виктора Шайтара заслуживают самой высокой оценки.

    11. Владимир Васильев

    Победитель ралли-рейда "Африка-2017" в абсолютном зачете

    Самый заметный ралли-рейдовый гонщик России последних лет в категории внедорожников, Владимир Васильев в начале 2017 года решил ехать не очередной "Дакар" в Южной Америке, а стартовать в рейде "Африка", проходящем по классическому маршруту Дакара. Причем компанию Васильеву на штурманском месте его Mini X-Raid G-Energy Team составил самый известный российский рейдовый штурман Константин Жильцов. По всем раскладам эта связка была на победу! И экипажу Васильев-Жильцов делом удалось подтвердить ожидания. Они выиграли ралли-рейд "Африка" редакции 2017 года, причем выиграли в доминирующем стиле, хотя целый ряд экипажей, в первую очередь на быстрых на мавританских прямиках багги пытался бросить вызов российскому дуэту. Васильев и Жильцов финишировали первыми на овеянном легендами Розовом озере, и пусть это был не тот "Дакар" минувших дней, в любом случае это было круто.

    12. Николай Грязин

    ERC: седьмое место в чемпионате, 1 победа, второе место среди гонщиков до 28 лет

    Младший сын Станислава Грязина в последние годы сфокусировался на карьере в ралли, предпочтя эту традиционную для семьи дисциплину кольцевым гонкам, которыми занимался ранее. И Николай в ралли заметен. Он блистает и на уже традиционном московском Rally Show в Крылатском, быстр он и на международных раллийных трассах. В 2017 году Николай выступал на полном расписании в чемпионате Европы по ралли, причем впервые проехал сезон в самой быстрой категории чемпионата R5, пилотируя Skoda Fabia.

    Николай Грязин не просто продемонстрировал высокую скорость на трассах чемпионата Европы, он уже показал свой потенциал сражаться за победы в гонках. Грязин лидировал на греческом ралли Акрополис, и вполне мог выиграть, если бы не внезапное возгорание на перегоне, когда машина сгорела дотла. Хорошо что никто не пострадал.

    И все-таки Николай взял свое, смог выиграть на этапе чемпионата Европы! Победа пришла на заключительном этапе ERC, проходившем в Латвии, в окрестностях Лиепаи. После схода лидировавшего Лукьянюка, именно Грязин возглавил гонку и довел ралли до победы, в борьбе за которую опередил многообещающего финского юниора Калле Рованперу (тоже сына известного раллиста). В те же дни в начале октября Николаю только исполнилось 20 лет. И это выглядит очень многообещающе для ралли.

    Отдельная номинация

    Сергей Карякин

    Победитель "Дакара-2017" в категории квадроциклов

    Квадроциклы - интересная категория автомототехники, на стыке автомобилей и мотоциклов; четырехколесный транспорт, идеологически при этом более близкий к мототехнике. В автомотоспорте квадроциклы не получили широкого распространения, если не считать одной дисциплины спорта моторов - ралли-рейдов, где квадроциклы уже давно стали полноценной и конкурентоспособной категорией. В своем рейтинге я традиционно рассматриваю автогонщиков, причем в разных дисциплинах автоспорта. Строго говоря, Сергей Карякин - не автогонщик, скорее он мотогонщик, учитывая его категорию motorsport. Но я просто не могу обойти вниманием Сергея и его успех.

    Сергей Карякин уже несколько сезонов подряд борется на главном ралли-рейде планеты, на "Дакаре", в категории квадроциклов, где он сразу стал заметным героем в пелотоне, начиная со своего дебюта в 2014 году, когда ему даже удалось выиграть один из этапов. Год за годом Карякин набирался опыта на сложнейшей гонке и добавлял в скорости.

    Наконец, после четвертого места в категории в 2016 году, в 2017 году Сергей Карякин уже являлся одним из полновесных фаворитов гонки, намереваясь бросить вызов привычным лидерам категории. Карякин боролся за победу на протяжении всего "Дакара", но особенно он добавил на второй неделе гонки, когда многие уже сошли или потеряли много времени из-за тех или иных проблем. Карякин же стабильно провел всю дистанцию супермарафона, выиграл по ходу гонки три этапа и завершил "Дакар-2017" на первой позиции в категории квадроциклов. Сергей Карякин стал первым российским гонщиком, выигравшим "Дакар" в другой категории, нежели грузовики. Хотя например подиумы в легковой категории у России были. И уже поэтому Сергей Карякин уже легенда.

    Подводя итог выступлениям российских гонщиков в 2017 году, следует отметить что далеко не все попали в этот рейтинг. И это позитивный момент, так как действительно в настоящее время российский автоспорт широко представлен на международной арене, есть много достойных гонщиков, интересных спортсменов, за которыми имеет смысл следить.

    Напоследок стоит отметить еще несколько имен. В силу того, что SMP Racing, занимаясь подготовкой своего прототипа категории LMP1 BR1, не участвовала на полном расписании в WEC, основной пилот команды Виталий Петров, параллельно с тестами BR1, решил не терять гоночной практики и подписал контракт с командой Manor (с которой в Ф1 его путь разошелся). Manor как раз выступала в категории LMP2 в чемпионате мира по гонкам на выносливость, где выставила два экипажа. Две тройки пилотов были сформированы вокруг экс-пилотов Ф1 - во втором экипаже это был Жан-Эрик Вернь. Перед сезоном Виталий Петров говорил о том, что при удачном стечении обстоятельств есть шанс побороться за чемпионство, - в LMP2 силы команд очень близки, но и конкуренция очень высока, пожалуй, это наиболее конкурентный класс WEC. К сожалению, сезон сложился не слишком удачно. Экипаж Виталия Петрова занимал в гонках пятые, шестые, седьмые места, но не более. Вряд ли это тянет на большой успех. Экипаж Верня по крайней мере неплохо проехал Ле-Ман, где экипаж Петрова потерпел неудачу. Таким образом, хорошо что Виталий Петров активно гонялся в 2017 году, но выделить какие-то его выступления не представляется возможным.

    Никита Мазепин, проваливший дебютный сезон в чемпионате Европы Формулы-3 в 2016 году, в 2017 году ощутимо прибавил. Никита несколько раз был на подиуме в гонках этого высококонкурентного чемпионата, и завершил сезон на десятом месте в чемпионате. Кроме того, Мазепин несколько раз принимал участие в тестах команды Ф1 Force India, в которой является пилотом по развитию. Никита сохранил место в Force India и на 2018 год, ну а вместо Ф3 карьеру он продолжит в GP3, таким образом, будет постоянно на глазах боссов Ф1.

    Еще один известный российский гонщик в последнее время к сожалению ушел в тень. Речь о Тимуре Тимерзянове, который в свое время выигрывал чемпионат Европы по ралли-кроссу. Но с преобразованием серии в чемпионат мира по ралли-кроссу WRX результаты Тимерзянова пошли на спад. В чемпионат пришли сильные заводские команды и много звездных гонщиков, таких как Петер Сольберг, Себастьян Лёб, Маттиас Экстрем. Тимур Тимерзянов гоняется в не самой сильной команде, видимо поэтому нет и по-настоящему высоких результатов. Учитывая, что WRX в последние годы набирает популярность, хорошие выступления в нем российского гонщика были бы очень приятны.

    Таким был ушедший 2017 год для российских гонщиков. Кто-то из наших звезд первой величины испытывал в минувшем году спад, как например, Даниил Квят, Михаил Алешин или Роман Русинов. Кто-то добился прорыва в карьере, как Сергей Сироткин и Роберт Шварцман. Прекрасно, что стабилен "КАМАЗ-Мастер", высоко несущий знамя России на международных гоночных трассах. Команда в очередной раз не подвела, добилась максимальных успехов. Это потрясающе! Приятно, кстати, что "Камазом" не ограничиваются российские марки на гоночных трассах мира. Так, несмотря на уход заводской команды Lada из WTCC после сезона"2016, болиды Lada Vesta WTCC гонялись на трассах турингового чемпионата мира и в 2017 году в руках частной команды. И даже приезжали на подиум.

    Но главное, что можно рассчитывать на успехи российского автоспорта и в будущем. И многие из вышеприведенного списка имеют очень хорошие перспективы успеха в 2018 году.

      Чемпионат мира по кольцевым автогонкам «Формула 1» имеет множество поклонников по всему миру. Скорость, драйв, адреналин – чтобы участвовать в ней, нужно быть поистине необыкновенным человеком. Специально для вас мы составили список десяти самых известных гонщиков за всю историю состязаний.
      1 Михаэль Шумахер, Германия

      Это имя известно абсолютно всем – даже тем, кто предельно далек от мира автомобилей. Единственный в мире семикратный чемпион мира, этот немецкий гонщик по праву считается самым быстрым, расчетливым и умелым водителем. «Красный барон» (это прозвище он получил за цвет формы и автомобиль – ) установил абсолютный в истории «Формулы 1» рекорд по чемпионским титулам и завоеванным очкам.
      Ровно год назад, Михаэль попал в больницу после падения на французском горнолыжном курорте. С момента выписки состояние Шумахера серьезно не изменилось – он по-прежнему не может ни двигаться, ни разговаривать, и реакция на появление близких – единственный признак того, что мозг бывшего гонщика работает. Пожелаем ему выздоровления, Михаэль держись!

      2 Ален Прост, Франция


      Четырехкратный чемпион мира, один из лучших пилотов «Формулы», он участвовал в 200 турнирах и 51 раз одерживал блистательную победу. Фанаты окрестили его «Профессор» – благодаря расчетливому, аккуратному, если не сказать педантичному, стилю вождения. После завоевания четвертого чемпионского титула прекратил участие в гонках.

      3 Айртон Сенна, Бразилия


      Второй по знаменитости гонщик, ставший обладателем титула чемпиона мира в 1988, 1990 и 1991 годах. Начинал свою карьеру в составе никому не известной команды «Гоулман», но быстро завоевал популярность благодаря рискованному, но очень зрелищному стилю вождения. В узких кругах имел прозвище «Человек дождя» – за умение прекрасно управлять автомобилем при плохих погодных условиях. В 1994 году погиб во время соревнований Гран-при Сан-Морино.

      4 Себастьян Феттель, Германия


      Знаменит прежде всего своей молодостью – в 2013 году он был официально признан самым молодым четырехкратным чемпионом мира. Его участие в больших гонках началось с картинга в 1995 году; в «Формулу» Феттель попал тринадцатью годами позже – в 2007, выступив в качестве замены Кубицы в Гран-при США. Сегодня выступает в качестве члена команды «Феррари».

      5 Льюис Хэмилтон, Великобритания


      Двукратный чемпион мира, он по праву считается одним из талантливейших гонщиков современности. Первый темнокожий пилот «Формулы». Любит рассказывать журналистам историю о том, как в десятилетнем возрасте попросил автограф у Рона Денниса из команды «МакЛарен» и заявил, что намеревается гонять за рулем его болида. Слова оказались пророческими.

      6 Фернандо Алонсо Диас, Испания


      Двукратный чемпион и трехкратный вице-чемпион мира. Ярко проявил себя еще в юношестве, четыре раза одержав победу на чемпионате среди юниоров. В 1998 году его заметил Адриан Кампос, менеджер команды «Ниссан» – с этого и началось стремительное восхождение Алонсо. За десять лет гонщик успел сменить несколько команд: «МакЛарен», «Феррари», «Рено». С 11 декабря 2014 года подписал новый контракт с «МакЛарен».

      7 Найджел Мэнселл, Великобритания


      Чемпион Мира 1992 года и трижды вице-чемпион. Выступал за команды Лотус, Уильямс, Феррари. Пилотировал легендарный Williams FW14В с активной подвеской, доминировал весь сезон и обновил целый ряд рекордных достижений Формулы-1- количество поулов за сезон, количество гран-при за сезон, процент поулов в сезоне.

      8 Хуан Мануэль Фанхио, Аргентина


      Чемпион «Формулы 1» по прозвищу «Маэстро», за семь сезонов он пять раз завоевывал титул и стал самым пожилым чемпионом мира – на тот момент ему было 46 лет. До самой смерти (1995) был главой отделения «Мерседес» в Аргентине.

      9 Ники Лауда, Австрия


      Трехкратный чемпион мира, впоследствии – популярный в Германии комментатор спортивного канала RTL. Его карьера в качестве пилота была весьма непростой. Наиболее известен эпизод на Нюрбургринге в 1976 году, во время которого машина Лауды сорвалась с траектории и загорелась, ударившись об ограждение. Сегодня является исполнительным директором команды «Мерседес AMG».

      10 Кими-Матиас Райкконен, Финляндия


      Однократный чемпион мира, двукратный вице-чемпион, двукратный же бронзовый призер. Входит в число самых перспективных гонщиков мира. Прозван «Ледяным человеком» за спокойный стиль вождения и доскональное просчитывание стратегии гонки. Начинал в составе , в 2011 году организовал собственную команду по мотокроссу, но в 2013 вернулся обратно.
      Вот уж точно «горячие головы»…