Российский биатлонист Ростовцев Павел Александрович: биография, достижения. Ростовцев павел александрович Завершение спортивной карьеры

Что происходит с российскими биатлонистами? Сумеют ли они побороться за медали Игр в Пхенчхане? Чем шведские девушки отличаются от российских и зачем на стрельбище бананы? Специальный корреспондент rsport.ria.ru Елена Вайцеховская задала эти вопросы трехкратному чемпиону мира Павлу Ростовцеву в ходе четвертого этапа Кубка мира.

Динозавры биатлонного периода

Павел, у вас есть хоть какие-то объяснения тем результатам, что мы наблюдаем в исполнении россиян вот уже второй месяц? Хоть какие-то вопросы они у вас вызывают?
- На самом деле нет, потому что все, что сейчас происходит, вполне ожидаемо. Я бы отметил здесь две причины. Первая заключается в том, что у наших спортсменов и тренеров нет заточенности на тяжелую многолетнюю работу. А именно такая работа приносит продолжительный результат. Только она может привести к тому, что обычный спортсмен становится топ-спортсменом, способным в нужный момент подняться на высокое место.

- Если допустить, что так работает весь мир, то почему с задачей не могут справиться российские атлеты?
- Прежде всего потому, что методическая база - та, что работала во времена Александра Привалова, Александра Тихонова, Владимира Аликина и даже Сергея Чепикова, Сергея Тарасова и Владимира Драчева, сегодня уже не работает. Дело даже не в том, что она устарела. Просто биатлон стал другим. Более скоростным, более силовым, более агрессивным. Я немножко приболел под Новый год - лежал дома с температурой и первый раз в жизни посмотрел свой победный спринт и пасьют 2001 года на чемпионате мира в Поклюке. Могу сказать, что даже движения сейчас в биатлоне изменились. Так, как бежал Рафаэль Пуаре, как бежал я сам, борясь с соперниками на финишном круге, как бежала вся тогдашняя элита мирового биатлона, так уже не бегают. Все стало интенсивнее, жестче, изменилась техника, характер движений. Но ведь произошло это не просто так, но в том числе и потому, что люди стали иначе тренироваться.

Мне кажется, что мы до сих пор не можем отойти от прежнего биатлонного менталитета с громадными объемами в определенных фазах подготовки. Сначала мы должны выполнить эти объемы, потом "поскоростить", поймать легкость, выйти через старты на какую-то оптимальную форму и там уже начинать соревноваться всерьез. А мир давно стал работать по-другому. Как? Я, к сожалению, досконально этого не знаю. У нас была попытка перенять подобный опыт через Вольфганга Пихлера, но этого специалиста наше биатлонное сообщество не приняло, задавило, не позволило работать в том ключе, что он предлагал. Вольфганг - очень сильный специалист, масштабная личность, лидер. С ним было нелегко работать, но очень интересно. А сегодня я смотрю на результаты молодых шведских девчонок и думаю о том, что еще три года назад никто вообще не знал, кто такая Линн Перссон или Мона Брорссон. Но они обыгрывают всех российских девочек.

- Меня удивляет другое: Пихлер всего три года работает со шведками, и у них уже виден результат этой работы. Почему такого не случилось в России?
- Я однажды спросил Вольфганга о его новой команде - как раз перед началом нынешнего сезона. И он ответил, что секрет один - супердисциплина и супермотивация. Никого из спортсменок не приходится заставлять работать, в чем-то убеждать. Дал задание - оно стопроцентно выполняется. У нас же все начиналось с абсолютного противодействия и необязательности. Я одно время даже штрафы ввел - с тем чтобы наши спортсменки научились кнопки на своих "Поларах" нажимать и снимать показания, тренируясь дома. Они были искренне убеждены, что им это не нужно. Точнее, просто не понимали, что успех в современном спорте складывается по маленьким кирпичикам.

Когда в Оберстдорфе отменили лыжные спринты, то в какой-то момент трансляции показали российских девочек, которые сидят в зале на велоэргометрах и крутят педали. Я сразу вспомнил, как мы с Пихлером пытались посадить своих девчонок во время соревнований на велосипед. Это стоило каких-то нечеловеческих усилий. Потому что все спортсменки привыкли к совершенно другой, гораздо менее затратной работе: либо "кроссик", либо гимнастика. Все новшества типа использования легкой аэробной нагрузки принимались в штыки. Как раз в тот период я сказал фразу, которую мне вспоминают до сих пор.

- О том, что российское тренерское сообщество - это динозавры и нужно, видимо, просто дождаться, когда все они вымрут?
- Да. Меня за эти слова критиковали очень жестко и в биатлонных кругах, и в министерстве спорта, но я и сегодня могу повторить: наши тренеры работают как динозавры. И это происходит по всей стране.

Кирово-чепецкие сопли

- В начале нашего разговора вы сказали про две причины российских неудач. Какая вторая?
- Очень большой психологический гнет. Безусловно, ни Анна Булыгина (Фролина), ни Тимофей Лапшин не являются более сильными спортсменами, нежели те, кто выступает в российской команде. И тренируются они, подозреваю, точно так же, как привыкли во времена выступлений за Россию. Но они, выступая за Корею, не задавлены ответственностью, у них нет столь сильной озабоченности результатом в каждой гонке. Психологический прессинг очень сковывает. Не случайно ведь многие наши спортсмены говорят в своих интервью о том удовольствии, с которым бегают иностранцы. Не получилось? Ничего страшного: завтра будет другая гонка. Им все в кайф, все нравится.

- Вот здесь я вас перебью. Невозможно получать от работы кайф, когда ты к этой работе не готов.
- От морального настроя на работу тоже многое зависит. По нынешним временам, например, попасть в топ-15 - это достойный результат. Но оценить его можно по-разному. Можно сказать спортсмену: "Молодец, ты классно провел гонку!" А можно в той же самой ситуации его морально раздавить: почему без медали? Почему ходом проиграл? Почему промахнулся? Почему то, сё, пятое, десятое… А вообще, конечно же, биатлон состоит из мелочей, которые мы, обыватели, кто смотрит гонки по телевизору, не всегда способны заметить. У нас, например, нет информации о том, что происходит в команде, но когда я сам вижу, что на первой отсечке все наши спортсмены заметно проигрывают соперникам, у меня сразу возникает вопрос: а все ли в порядке с инвентарем? Ведь заехать в первую десятку, не говоря уже о попадании в "цветы" или на пьедестал, сегодня можно только на очень хороших и хорошо подготовленных лыжах. У меня нет и никогда не было вопросов к работоспособности нашей сервис-бригады, но Оберхоф - это прежде всего сложные климатические условия. И мне чисто профессионально хотелось бы знать: когда наши ребята туда прилетели, когда начали работать, когда прилетели и начали готовить свои лыжи норвежцы?

- Сколько времени требует подготовка лыж к сложному этапу?
- В идеале - дней шесть-семь. Нужно выкатать шлифты, возможно, поменять их, нанести другие. Нужно определиться со структурой, с парафиновой базой, с порошками, понять, работают или не работают ручные накатки - и много-много чего еще. Возможно, сейчас что-то изменилось, но мне кажется, что в российском сервисе так и не появилось каких-то собственных топовых наработок. Эксклюзивных. Во всяком случае, по результатам этого не видно.

- Откуда могут появиться такие разработки, если работать приходится на иностранных порошках и мазях?
- У нас же были закуплены штайн-шлифты, знаю, что бригаду, которая разрабатывала шлифты, возглавлял Александр Грушин, там же работал Михаил Иванов. Пихлер мне рассказывал, что начиная с Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити шведы десять лет работали над тем, чтобы у них появился эксклюзивный шлифт на теплую влажную погоду. Когда в 2012-м в Рупольдинге был чемпионат мира, потеплело и появилась вода, Вольфганг, помню, сказал мне: "Обрати внимание, как у шведов будут работать лыжи". И ведь действительно шведы показали на том чемпионате какой-то невероятный результат.

Мы же начали работать в этом направлении только за пару лет до Игр в Сочи , и не знаю, продолжается ли эта работа сейчас. В мою бытность спортсменом у нас существовали собственные пермские, кирово-чепецкие разработки на определенный тип снега. Эмульсии на теплую "сопливую" погоду так и назывались: "кирово-чепецкие сопли". При этом сервис-бригада не делилась подробностями подготовки лыж ни с кем - чтобы не было утечки информации по каким-нибудь внутренним дружеским каналам.

Помните, кстати, чемпионат мира по лыжным гонкам, которых проходил в Холменколлене? Понятное дело, что норвежцам нужно было тот чемпионат выиграть, и ходило очень много разговоров о том, что они придумали своего рода "снежный допинг" - добавляли в воду для производства искусственного снега какую-то химическую присадку, которая тормозила все существующие в природе лыжные мази. А сами использовали специально разработанную мазь, содержащую компонент, нейтрализующий действие этой присадки. Возможно, все это чьи-то фантазии, но говорилось об этом немало.

Системная дыра

- Биатлонных болельщиков в конце декабря сильно взбудоражил тот факт, что женская сборная на январские этапы Кубка мира комплектовалась без какой бы то ни было логики.
- Мне кажется, что такие шаги лишь подчеркивают отсутствие какой-то долговременной стратегии. В прошлом году ведь уже было достаточно очевидно, что в Пхенчхане наша женская сборная России может рассчитывать в лучшем случае на то, чтобы бороться за медали в эстафете. Людей, способных занимать призовые места в личных гонках, у нас сегодня нет, это поколение нужно выращивать. А для этого нужна стратегия, умение видеть ситуацию более широко. Как бы кто сейчас ни относился к Валерию Польховскому, он был стратег. Считаю, это был очень правильный подход, когда в одной методической "канве" работала основная команда и молодежная. И ведь резервная команда при Польховском реально обеспечивала приток спортсменов в сборную. У нас в стране очень много средних биатлонистов, показывающих вполне достаточный уровень результатов для того, чтобы личные тренеры получали зарплату и козыряли этими результатами перед собственным начальством на местах. Но системы, позволяющей подняться на более высокий уровень, нет.

- А подробнее можно?
- Когда работаешь в команде, каждая тренировка превращается в микросоревнование, которое позволяет без функциональной нагрузки быть в соревновательном тонусе. Никто же не отрицает, что во времена нашей работы с Пихлером женская команда России стреляла очень хорошо? А мы всего лишь превращали в соревнование каждую тренировку - с самого начала летней работы. Начиная с пристрелки. Девочки работали в группах по четыре человека, соответственно, вчетвером приходили на стрельбу, каждая слышала, кто как ложится, кто как делает первый выстрел. И стреляли на очки. То есть с одной стороны, ты вроде как пристреливаешься, но одновременно с этим соревнуешься - работаешь на точность. И таких моментов в тренировке тысяча. А в результате для спортсмена становится абсолютно привычной и естественной ситуация, когда одновременно с ним кто-то стреляет справа, а кто-то слева. Ты как бы срастаешься с этим, это перестает быть стрессом. Но это, повторяю, возможно только в группе. Поэтому я не слишком верю в стабильно качественную стрельбу тех, кто тренируется большей степенью в одиночку. Как, например, Кайса Мякярайнен или Анастасия Кузьмина .

От Бьёрндалена до Пихлера

- Сейчас в биатлонных кругах довольно активно обсуждается тот факт, что на Игры в Пхенчхан может не попасть восьмикратный олимпийский чемпион Уле Эйнар Бьёрндален. Вам он продолжает быть интересен?
- Очень. Я действительно очень за него переживаю. Расстроился даже, когда в спринте Бьёрндален дважды промахнулся на "лежке". Мне очень хотелось бы увидеть его в олимпийской норвежской эстафете. До сих пор в глазах стоит, как гроссмейстерски Уле Эйнар пробежал в этом сезоне первый этап эстафеты в Хохфильцене. Там ведь была сложная погода - ветер, снег летел, холод. Он пришел на стойку то ли восьмым, то ли десятым и закрыл все мишени пятью выстрелами. То есть в нужный момент и в нужном месте отработал свою партию совершенно безупречно.

В эстафете зачастую вообще все решает стрельба стоя - там сразу видно, кто на что способен. Так что я повез бы Бьёрндалена в Корею даже только ради эстафеты. Мне кажется, кстати, что Бьёрндален и наш Леша Волков очень похожи своей эстафетной надежностью. Своего не отдаст ни тот, ни другой.

- Вы сказали, что Россия способна бороться за награды только в эстафетах.
- Прежде всего я имел в виду женскую команду - у ребят уровень личного мастерства все-таки повыше. Тот же Александр Логинов в спринтерской гонке Оберхофа проиграл 49 секунд "ногами" и всего 20 - Мартену Фуркаду, показал девятый ход. Это, считаю, хороший результат. То есть имеются люди, способные при хорошей стрельбе, хорошем самочувствии, хорошей подготовке лыж показывать высокий личный результат. При всем уважении к Кате Юрловой я не готов сказать, что она является реальным кандидатом на медаль в личных гонках. Но в эстафете своя химия. Многое зависит от умения не отстать на первых этапах, от умения навязать борьбу и очень во многом - от стрельбы. Все-таки все наши успехи за последние десять-пятнадцать лет были связаны исключительно с хорошей стрельбой. И Светлана Ишмуратова, если вспомнить ее победы в Турине, и Ольга Медведцева - на Играх в Солт-Лейк-Сити выиграли за счет стрельбы. И я очень надеюсь, что российская школа стрельбы все-таки позволит нашим спортсменам заехать в Пхенчхане в медали. Хотя в Красноярске, когда мы с тренерами обсуждаем текущую ситуацию - не только спортивную, но и спортивно-политическую, приходим к заключению, что не нужно завышенных ожиданий. Ну, не бывает в биатлоне чудес. Не способен человек за сезон отыграть полторы минуты ходом у самого себя. Да и потом, видно же, как наши девочки идут по дистанции. Они технически не обучены. То есть техника хода не позволяет соревноваться на высоком уровне. Но ведь эти навыки формируются не в сборной команде, а в детстве. В 14-15 лет. Что только мы с Пихлером ни делали, чтобы научить Катю Шумилову проходить спуски - невозможно было изменить навык, ушел поезд. Баланс, умение переносить равновесие, управлять своим телом - это все качества, которые можно развивать в 10-12 лет, но совершенно невозможно в 25.

- Получается, самое функциональное - привлекать в биатлон спортсменов-лыжников с хорошо поставленным лыжным ходом?
- Ну а откуда взялись в биатлоне Медведцева, Ишмуратова? Как раз из "гладких" лыж. Ольга, напомню, была чемпионкой мира среди юниорок, прежде чем пришла в биатлон.

- Почему же подобная практика не используется сейчас?
- Не знаю. Возможно, более жесткой в этом отношении стала позиция российской федерации лыжных гонок. Кто же захочет отдавать в другой вид спорта готовых конкурентоспособных спортсменок? Вырастить кандидата в сборную команду страны - это минимум лет десять работы. Значит, надо как-то выстраивать отношения, договариваться.

- Возможно, неожиданный вопрос, но… Если когда-нибудь в российскую команду вернется Вольфганг Пихлер и пригласит вас работать вместе, вы дадите согласие?
- … Да.


Отличное интервью! Во многом я с Павлом Ростовцевым согласен, очень правильные вещи говорит! Когда он работал с Пихлером, я и тогда говорил, что в стрелковой подготовке он силён! Согласен с Павлом Ростовцевым, что «... При всем уважении к Кате Юрловой я не готов сказать, что она является реальным кандидатом на медаль в личных гонках. Но в эстафете своя химия.»

Федя, Самое противное ждать и догонять. А можно и не ждать для начала попробовать с себя- что то сделать полезное для начала на местном уровне.

Простой вопрос -вы когда были на общем собрании дома? Или у вас все гладко и вопросов ни ни. Ответ на вскидку -никогда Вот с этого малого и начинается построение целого.

Позицию -«за меня решат»отбросьте как пагубную Эта позиция на пользу проходимцам разного уровня. Вам решать, за себя я решил.

владимир, закон о прессе, Конституция, бумага в этой стране всё стерпит. Ждем доброго царя для решения НАШИХ проблем.

Федя, она автор статьи скажу больше- с возможностями входа в инстанции тем более почитай закон о прессе согласишься, а кто я, ты? О нас сказал Сергей Есенин, лучше не скажешь: Я иду по росе, тихо ноги мочу.« Я такой как и все...» дальше продолжишь сам даже ради любопытства.

DimaN1951, правильно тебя прозвали пэтэушником. Пэтэушник ты, и нечего тут добавить.

Леонид Александрович, DimaN1951, кто-нибудь заметил, чтобы хотя бы у Романовой и Шумиловой (которые его вроде слушались) результат улучшились при Пихлере? Чтобы хотя бы у кого-то они улучшились? Может, такие результаты и были их потолком, но что, ради этого нанимали Пихлера? Специально для некоторых не очень талантливых и перспективных спортсменок? Потом, он страшно раздражал тем, что все время врал про то, что все идет по плану и результаты вот-вот придут. По-моему, он просто присосался к кошельку Прохорова.

С другой стороны, Пихлер действительно подготовил немало элитных спортсменов. Может, это действительно были перспективные спортсмены, а не блатные?

Меня очень заинтересовали слова Ростовцева о норвежском «снежном допинге». Это считается законным? Никакого расследования там, я так понимаю, не проводилось, только разговоры разговаривались.

Не дай Бог возвращения этой сладкой парочки в нашу сборную. Один судьбы спортсменок калечит, второй врет об успехах первого, искажая факты.

Николай П., про этот дуэт интересно было бы посмотреть.

Просто люблю биатлон, Дерзкие есть, Варвара Прохорова к примеру, а вот с резвыми похуже дело... :)

Статья толковая, хотя много в ней противоречий. Ростовцев пишет о пользе скоростной работы (о чём мне уже надоело говорить) и в тоже время молчит как Пихлер задавил нагрузками женскую сборную того времени. Сколько было об этом разговоров? Ну и приводить Романову и Шумилову в качестве показа высоких результатов глупо. Очень грамотно объяснил огромное значение и влияние смазок лыж, из-за чего и в данное время огромный проигрыш. Необходимо иметь свои секреты в системе подбора смазок, особенно в «сопливую»погоду, поскольку большинство стартов проходит в Европе, где именно такая погода. Толковое разъяснение о роли тренировок в команде, что помогло бы тому же Шипулину в росте результатов.«Тепличные»условия в которых он тренируется только вредят. Нужна здоровая конкуренция для улучшения результатов. Его нынешние слабые показатели вполне возможно связаны с тем, что он щадит себя надеясь «выстрелить»на ОИ в Корее. Дай бог, чтобы у него это получилось, только большинство его соперников не жалеют себя и выступают в полную силу. И чья методика более верная покажет время.

Dmitry, только те, у кого получается. А вообще то разговор долгий и мне его лень переводить в письменный вид.

Надо как-то всем собраться и поговорить, а то писать зачастую просто лень))))))))))))))))))))))

Alexander01, а я бы очень хотел видеть их дуэт у руля нашего женского биатлона в следующем цикле!

Просто люблю биатлон, думаешь в забугорье все «серьезным спортом, тем более лыжами» занимаются? :))

Ну по статье, все понятно и правильные вещи сказаны. По комментариям - у него берут интервью и он отвечает на задаваемые вопросы, а не «И что, интересно, предлагает Ростовцев? Опять Пихлера нанять?».
А по девушкам - ну вот правда ведь, у России и лыжниц ведь нет способных победить! Так откуда взяться быстрым биатлонисткам? Сейчас девушкам более интересна модельно-клубно-тусовочная жизнь, а не занятия серьезным спортом, тем более лыжами. Возможно дерзкие и резвые в бизнес идут, лыжи кидают... Не знаю где все те, кто может зажечь на лыжне, но точно не лыжами занимаются))))

владимир, чем вы отличаетесь, в данном случае, от Вайцеховской? Какими правами или обязанностями?

всех вспомнил Паша... ни слова о Хованцеве... до сих пор за Нагано обидки?

Федя, нет Федя, не могу.

Николай П., много интересного, это точно.

пенсионерка, да, вы правы.

ОйДержитеМеняСемеро - нуПрямПатЦтулРухнумши и елеВылезши! Ха, ха, ха, ха!
И ведь кому то такой заголовок бредовый ещё и нравится.: (

1. Паша, динозаврами не смеши, а то и впрям народ подумает, что во время динозавров жил и работал. И видел как они работают. Впрочем «черяков» вона сиколик! 35 ажжж!
2. Дело не в том, что тренеры работают «как динозавры» - это ОГРОМНЕЙШИЙ минус. Сей минус может превртиться в ПЛЮС лишь тогда, когда сие «как динозавровое» поймут, а поняв примут атлеты. И лишь тогда сообразуется тандем или группа единомышленников шагающих рядом. В ногу. К свершениям и победам. Не спереди из них кто то и не сзади, а РЯ-ДОООМ! А для этого «как динозаврам» как минимум нужен талант УЧИТЕЛЯ, а лучше - ПЕДАГОГА. А ещё лучше - ВОСПИТАТЕЛЯ тому, что умеет «как динозавр» сам. А ентАго НЕТТТ! А есть огромаднейшая сиюминутная тяга к зарплате.
По тряпке Серёге Коновалу сужу - между наковальней-сандалом и молотом кузнеца ну прям заготовка:
- атлеты снизу тюкают вверх - есть прямая связь с верхами-денгоплательщиками;
- денгодал об атлетов того - сверху вниз. Ну как тут без хи, хи?

3. Вряд ли кто то из наших биатлонных «как динозавров» в ВОСПИТАНИИИ сравнится с Татьяной Анатольевной Тарасовой. Вряд ли кто то из «как динозавров» жизнью атлета живёт.
И к тому же, насколько известно, динозавры - существа и травоятные и плотоятные, хищники т. е.
К которым наши «как динозавры» подходят более?
По-моему лишь к травоятным и служат мясом-пищей для хищников-плотоятных. Не находите?!

4. А работы атлета достаточно и тигровой - лишь бы ключик подобрать. ;) Хи, хи.

5. А что же рядом со старушкой Пихлером помешало что то поменять тебе? Вместе же были!

владимир, так и вы можете адресовать тоже.

Павел Ростовцев: «При тяжелых погодных условиях самое главное - подгонка оружия»
sports.ru
Хочется ему помочь ребятам или так вещает, чтобы о себе напомнить?
Бабиков во вью тоже про «мушку» говорил, знает об этом.

Еще раз о статье. Прочитал повторно, повторюсь: подняты серьезные вопросы за исключением Пихлеризма, а дальше?

Какая то недоговоренность. А так -прочитали, оценили и завтра забыли -холостой выстрел.

А может ли быть так, что таких дорогих элитных тренеров нанимают фактически не как тренеров сборной, а как персональных тренеров для блатных спортсменов, причем за бюджетный счет? Хотя даже Романова и Шумилова, которые, как говорят, во всем слушались Пихлера, не сказать, чтобы сильно при нем спрогрессировали. как были середнячками, так и остались

Статья понравилась... Чувствуется правда некоторая обида, чего уж... Но очень много по делу...

Ох! Если бы это болото было только в биатлоне - давно бы эта проблема была осушена. Наличие пары - госфинансирование и солидная крыша - рулит для себя любимых.

LES, штанга пугает конечно в плане попыток улучшить результаты лыжников или биатлонистов. Может быть она и не очень мешает, когда есть доступ к «тазикам», но это не про наших спортсменов.

aaayyy, после верблюжьих

И что, интересно, предлагает Ростовцев? Опять Пихлера нанять?

Чувствуется обида у Павла и поэтому он не везде объективен.
Но как специалист по стрельбе он всяко выше Коновалова.

Одно печально из данного интервью, все неудачи российского биатлона всерьез и надолго, потому что причины проблем - фундаментальные, т. е за год-другой их не решить. В одном из здешних блогов пару дней назад я уже упоминал, что мне видится причиной проблем современного российского спорта тот факт, что мы системно не успеваем в быстро меняющемся современном мире, а вовсе не в инфантильности или слабой мотивации современных молодых спортсменов. Данное интервью лишний раз меня в этом убеждает.. Выводы, хочешь победить - стань профи, чтобы стать профи нужно идти на шаг впереди всех остальных, чтобы сделать этот шаг, нужно диктовать направление шага..

Владимир, Elen, Локтик, Федя,. Согласна. Полезно прочитать и подумать тем, от кого всё зависит!

Dmitry, после каких?

Ростовцев как-то очень оправдывает неудачи при Пихлере. Романова и Шумилова, видите-ли, вышли на свой максимум. Ради такого максимума таких спортсменок держать за большую зарплату элитного тренера? Зайцева тоже не при Пихлере стала звездой. Честно не вижу никакого прогресса от работы Пихлера, а ведь у него было достаточно времени. Если Пихлер видел, что с тем составом, который ему дали, российский биатлон не прогрессирует и прогрессировать не может, надо было честно об этом сказать, уволиться, если надо, отказаться от работы и от зарплаты. А он постоянно врал, что все идет как надо и элитные результаты вот-вот придут. А Зайцева ему подпевала. Очень люблю Зайцеву как спортсменку, но подпевание Пихлеру раздражало невозможно.

Dmitry, а Пихлера уже начал воспринимать серьёзно? Или его штанга тебя пугает по-прежнему? Шведам штанга не мешает.

Хорошее вью, спасибо.

Очень дельная статья.

После некоторых событий не воспринимаю Ростовцева как серьезного мужика

статья по делу. Для первого руководителя центра подготовки, а затем и как президента союза биатлонистов не зазорно было бы познакомиться с этой статьей и взять под сомнение в правильности своей работы и своих подчиненных по каждому пункту обозначенного в статье, сравнить, сделать выводы включая и организационные

Губу раскатал: какие сомнения, да с выводами даже организационными, еще чего то про стратегию?. Живем одним днем. Точное определение -динозавры..

Павел Ростовцев: «Когда в Оберстдорфе отменили лыжные спринты, то в какой-то момент трансляции показали российских девочек, которые сидят в зале на велоэргометрах и крутят педали. Я сразу вспомнил, как мы с Пихлером пытались посадить своих девчонок во время соревнований на велосипед. Это стоило каких-то нечеловеческих усилий. Потому что все спортсменки привыкли к совершенно другой, гораздо менее затратной работе: либо »кроссик«, либо гимнастика. Все новшества типа использования легкой аэробной нагрузки принимались в штыки.»
Павел, статья супер!

Интересная статья, и да, кто тут говорил, что нет в России грамотных тренеров? Что тока иностранцы нас спасут?
Ну а если всерьёз, проблема комплексная:
1. ТШ;
2. Фармакология;
3. Мази;
4. Открытые ротации и спортивные принципы отбора;
5. Психологи, точнее работа с психологией спортсмена.
Ну как-то так...

Иван Буров. Павел Александрович, здравствуйте. Пожалуйста, помогите С. Слепцовой войти в состав
Олимпийской сборной. Уверен - Света не подведет. Просто Свете, сейчас нужна поддержка.
Я, знаю- Вольфганг Пихлер - Свету уважает. Желаю всей сборной выиграть 4 золота, 3 серебра,
4 бронзы. А ВАМ,Павел Александрович, спасибо за ВАШ труд. Всех уважаю. Москва. 18.12.2013.

Павел Александрович, от всей русской души говорим: "Спасибо за труд. Дай Бог всему вашему тренерскому коллективу и НАШЕЙ команде ЗДОРОВЬЯ, МУЖЕСТВА, СТОЙКОСТИ И УДАЧИ!

Владимир,интересно чем это Павел плохой работник?По моему как раз он больше всех вкладывает сил в наши команды.
Павел,спасибо вам большое!и надеюсь чтоб вы подольше оставались тренером РОССИИ.

Павел,пожалуйста помогите нашим девочкам усилить скорость,ну никакой этот Пихлер!Вся надежда на вас!

Спасибо за вашу работу!

Павел, удачи Вам в Вашей тяжелой работе. Надеюсь, что Ваши старания оправдают себя, и наша женская сборная завоюет еще не один десяток медалей!

Здравствуйте, Павел!
Разрешите пожелать вам удачи на новом месте работы!
Не могли бы вы прояснить фразу из вашего интервью «...сейчас мы обсуждаем вопрос полноценного отбора сильнейших в преддверии чемпионата мира. Предполагается, что делаться это будет в соревновании». Валерий Николаевич тоже говорил о том, что спортсмены, не отобранные в сборную в начале сезона будут иметь шанс попасть на ЧМ. Но вот как конкретно это будет реализовано пока не уточняется. Заранее благодарен, и еще раз -- удачи вам! Ваша удача нам, болельщикам, в радость!

Павел!!! От всей души поздравляю Вас с днем рождения. Желаю здоровья, исполнения желаний и всего самого наилучшего.

Здравствуйте, Павел Александрович! Уж не знаю, читаете ли Вы наши заметочки, но надеюсь, что однажды Вы услышите нас. Лично я восхищаюсь Вами, как спортсменом, как человеком, всегда хотела сказать так много, что сегодня просто теряюсь, если бьы знать, что общаюсь человеком, а не бездушной страничкой, то, наверное, слова были бы другие, но даже в кратком приветсвенном слове, хочу сказать Вам, что до конца дней своих буду восхищаться Вами, уважать Вас и, если смогу хоть что-то, хоть когда-то, сделать для вас то только наступит такой день, я сделаю все, что смогу. Счастья Вам, успехов и исполнения всех желаний.

Здравствуйте Павел!Хочется пожелать Вам удачи во всех делах и свершениях,особенно в воспитании Ваших детей,ведь они самое большое Ваше свершение.Виктория.

Здравствуйте, Павел. Желаю вам такоей же удачи в должности полпреда, какой она у вас была в спорте! Наташа

Привет Паша! Это Сергей Леонтьев из Чебоксар, еще наверное помнишь меня? Как живешь, какие новости? Буду очень рад пообщаться. Привет от Владимирских студентов из Чувашии!

Здравствуйте Павел Александрович, буду краток, есть возможность удовлетворить часть потребностей команды в одежде с помощью новых производств открывающихся, не в Китае, а у нас в России, конечно, мы еще не можем производить высокопрофессиональную экипировку для гонок, но теплые пуховики, куртки и брюки из мембранной ткани и парадную экипировку мы делаем качественно. Если стоит задача экономного расхода бюджета команды, рассмотрите мое предложение всерьёз. www.telnoff.ru Спасибо. Аликсан Тельнов.

Вечер добрый! Красивые фотографии. Ваши мальчики похожи на вас.

Очень жаль, что персональный сайт давно не обновлялся.

Спасибо за то, что ты делал для нас!!! Победы не могут забываться!

Павел, удачи скорейшего возвращения в большой спорт. Ты радовал нас своими победами.Мы стобой.

Павел, держитесь, родных терять всегда тяжело и иногда кажется что жить больше не зачем, но есть дети, близкие, друзья и вся армия ваших болельшиков, которым вы очень нужны. Павел вы настоящий спортсмен и мужчина вы все переживете, держитесь

Привет желаю вам возвратиться быстрее в сборную россии и опять радовать нас победами вместе с остальными Биатлонистами С НОВЫМ ГОДОМ и Удачи все у вас будет ок леха Mr.Wolf® из ТАМБОВа

Павел, мы очень вас любим как спортсмена и переживаем за Вас. Примите наше соболезнования, а также желаем чттобы Ваши дети были счастливы и здоровы, и вместе с ними и Вы

Мужества тебе, Павел, крепись, не падай духом, ты сильный, мы знаем это, будем надеятся на лучшее. Царствие небесное Юлии.

Мы все очень переживаем за тебя, Паша. Как бы тяжело не было, нужно думать о будущем и о детях, им еще тяжелее. Царствие небесное Юлии.

спринт 10 км Серебро Холменколлен 2000 преследование 12,5 км Серебро Холменколлен 2000 масс-старт 15 км Золото Лахти 2000 эстафета 4x7,5 км Золото Поклюка 2001 спринт 10 км Золото Поклюка 2001 преследование 12,5 км Серебро Ханты-Мансийск 2003 эстафета 4x7,5 км Серебро Хохфильцен 2005 эстафета 4x7,5 км Чемпионаты Европы Золото Новосибирск 2005 эстафета 4x7,5 км Бронза Новосибирск 2005 индивидуальная гонка 20 км Государственные и ведомственные награды

Паве́л Алекса́ндрович Росто́вцев (21 сентября , Гусь-Хрустальный , Владимирская область ) - российский биатлонист , трёхкратный чемпион мира , серебряный призёр Олимпийских игр . Заслуженный мастер спорта России .

Биография

Павел Ростовцев родился 21 сентября 1971 года в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области . В 1977 году переехал в Великие Луки , а в 1980 - в Ковров . Через год он стал ходить в лыжную секцию. С 14 лет начал заниматься биатлоном.

К 1996 году стало ясно, что для развития спортсмена во Владимирской области условий нет. Поэтому Ростовцев переехал в Красноярск . Кроме того, на него обратил внимание тренер Валерий Стольников. На Кубке мира спортсмен дебютировал в сезоне 1995/96 на 4-м этапе в словацком Осрблье и в первой же гонке занял высокое 9-е место. 30 ноября 1996 года в первой гонке Кубка мира сезона 1996/97 Ростовцев впервые занял призовое место - третье в спринте , а на следующий день стал вторым в гонке преследования . Эти успехи позволили ему закрепиться в составе сборной России и претендовать на попадание в олимпийскую команду, однако, Олимпийские игры в Нагано он пропустил.

С 2000 года Ростовцев являлся капитаном мужской сборной. На чемпионате мира в 2000 году он выиграл первую золотую медаль в эстафете, а на чемпионате мира в 2001 года две золотые медали в спринте и преследовании.

В течение сезона 2001-2002 был лидером сборной и претендовал на победу в общем зачёте Кубка мира. Кроме того, он считался одним из претендентов на золотые олимпийские медали. Однако постоянное внимание к нему со стороны журналистов и психологическое давление сделали своё дело . На Олимпиаде-2002 он не выиграл ни одной медали. Более того, именно плохая стрельба Ростовцева на последнем огневом рубеже в эстафете лишила команду шансов на медаль. После Олимпиады он не смог восстановиться и упустил шанс выиграть Кубок мира.

Последний личный подиум он выиграл в конце января 2003 года, заняв второе место в масс-старте в Антхольце. После этого произошло ухудшение результатов, ни одного личного подиума он больше не выиграл.

В 2004 году Ростовцев получил травму и пропустил часть подготовительного периода к сезону. Пришлось начать сезон с Кубка Европы. Он отобрался на Кубок мира и снова закрепился в сборной. В сезоне 2005-2006 он также не выиграл ни одного личного подиума. Зато Ростовцев в эстафете на Олимпиаде-2006 смог реабилитироваться после Олимпиады-2002. Именно он, выступив на третьем этапе, быстро и точно отстрелял на стойке и вывел команду на второе место, а Николай Круглов смог удержаться на этой позиции. Так Ростовцев стал серебряным призёром Олимпиады-2006.

В настоящее время проживает в Красноярске . С декабря 2006 года работал руководителем Агентства по физкультуре и спорту администрации Красноярского края и директором спортивного краевого государственного учреждения «Академия биатлона». С 2011 по март 2014 годах являлся тренером по стрелковой подготовке женской сборной России по биатлону. С ноября 2014 года по июль 2015 года - заместитель генерального директора регбийного клуба «Красный Яр», отвечающий за развитие спортивно-массовой работы в СДЮСШОР «Красный Яр» .

Политика

В сентябре 2013 года избран депутатом Городского совета Красноярска от партии «Единая Россия». В сентябре 2015 года сложил с себя депутатские полномочия в связи с переездом в Иркутскую область и переходом на новую работу.

С июля по октябрь 2015 года - министр по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области. Затем, избранный в сентябре того же года, новый губернатор Иркутской области Левченко освободил Павла Ростовцева от занимаемой должности. Павел Ростовцев вернулся в Красноярск

С ноября 2015 года по сентябрь 2016 года - советник губернатора Красноярского края.

В сентябре 2016 года избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края III созыва от партии «Единая Россия». В парламенте Павел Ростовцев будет руководить работой комиссии по Универсиаде 2019 в Красноярске.

Спортивные достижения

Трёхкратный чемпион мира - в эстафете , спринте и гонке преследования 2001. Также в его активе 6 серебряных медалей чемпионатов мира.

Обладатель малого Кубка мира в 1999 году в индивидуальных гонках.

Выиграл 7 этапов Кубка мира в личных гонках.

Завершил карьеру после сезона 2005/2006 года.

Награды

Личная жизнь

Павел Ростовцев женат два раза.

Первая жена - биатлонистка Юлия Дыканюк . Скончалась в 2007 году от рака.

Вторая жена - Ольга Туровец.

Дети - Александр и Артемий.

Напишите отзыв о статье "Ростовцев, Павел Александрович"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Ростовцев, Павел Александрович

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]
– Mais rien, [Да ничего,] – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица.
Граф нахмурился.
– Un conseil d"ami, mon cher. Decampez et au plutot, c"est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus? [Дружеский совет. Выбирайтесь скорее, вот что я вам скажу. Блажен, кто умеет слушаться!.. святых отцов Общества Иисусова?]
Пьер ничего не ответил и, нахмуренный и сердитый, каким его никогда не видали, вышел от Растопчина.

Когда он приехал домой, уже смеркалось. Человек восемь разных людей побывало у него в этот вечер. Секретарь комитета, полковник его батальона, управляющий, дворецкий и разные просители. У всех были дела до Пьера, которые он должен был разрешить. Пьер ничего не понимал, не интересовался этими делами и давал на все вопросы только такие ответы, которые бы освободили его от этих людей. Наконец, оставшись один, он распечатал и прочел письмо жены.
«Они – солдаты на батарее, князь Андрей убит… старик… Простота есть покорность богу. Страдать надо… значение всего… сопрягать надо… жена идет замуж… Забыть и понять надо…» И он, подойдя к постели, не раздеваясь повалился на нее и тотчас же заснул.
Когда он проснулся на другой день утром, дворецкий пришел доложить, что от графа Растопчина пришел нарочно посланный полицейский чиновник – узнать, уехал ли или уезжает ли граф Безухов.
Человек десять разных людей, имеющих дело до Пьера, ждали его в гостиной. Пьер поспешно оделся, и, вместо того чтобы идти к тем, которые ожидали его, он пошел на заднее крыльцо и оттуда вышел в ворота.
С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видал больше Пьера и не знал, где он находился.

Ростовы до 1 го сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе.
После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. Николай находился где то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха. Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал наконец средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что то сражаются и что то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети!» – думала она.
В последних числах августа Ростовы получили второе письмо от Николая. Он писал из Воронежской губернии, куда он был послан за лошадьми. Письмо это не успокоило графиню. Зная одного сына вне опасности, она еще сильнее стала тревожиться за Петю.
Несмотря на то, что уже с 20 го числа августа почти все знакомые Ростовых повыехали из Москвы, несмотря на то, что все уговаривали графиню уезжать как можно скорее, она ничего не хотела слышать об отъезде до тех пор, пока не вернется ее сокровище, обожаемый Петя. 28 августа приехал Петя. Болезненно страстная нежность, с которою мать встретила его, не понравилась шестнадцатилетнему офицеру. Несмотря на то, что мать скрыла от него свое намеренье не выпускать его теперь из под своего крылышка, Петя понял ее замыслы и, инстинктивно боясь того, чтобы с матерью не разнежничаться, не обабиться (так он думал сам с собой), он холодно обошелся с ней, избегал ее и во время своего пребывания в Москве исключительно держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность.
По обычной беспечности графа, 28 августа ничто еще не было готово для отъезда, и ожидаемые из рязанской и московской деревень подводы для подъема из дома всего имущества пришли только 30 го.
С 28 по 31 августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненых в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы. Несмотря на афишки Растопчина, или независимо от них, или вследствие их, самые противоречащие и странные новости передавались по городу. Кто говорил о том, что не велено никому выезжать; кто, напротив, рассказывал, что подняли все иконы из церквей и что всех высылают насильно; кто говорил, что было еще сраженье после Бородинского, в котором разбиты французы; кто говорил, напротив, что все русское войско уничтожено; кто говорил о московском ополчении, которое пойдет с духовенством впереди на Три Горы; кто потихоньку рассказывал, что Августину не ведено выезжать, что пойманы изменники, что мужики бунтуют и грабят тех, кто выезжает, и т. п., и т. п. Но это только говорили, а в сущности, и те, которые ехали, и те, которые оставались (несмотря на то, что еще не было совета в Филях, на котором решено было оставить Москву), – все чувствовали, хотя и не выказывали этого, что Москва непременно сдана будет и что надо как можно скорее убираться самим и спасать свое имущество. Чувствовалось, что все вдруг должно разорваться и измениться, но до 1 го числа ничто еще не изменялось. Как преступник, которого ведут на казнь, знает, что вот вот он должен погибнуть, но все еще приглядывается вокруг себя и поправляет дурно надетую шапку, так и Москва невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоряться.

главной российской золотомедальной надеждой на Играх в Солт-Лейк-Сити считался многократный чемпион мира биатлонист Павел РОСТОВЦЕВ. Он хотя и выступил на довольно высоком уровне, но остался без наград. А затем в последних гонках сезона упустил победу и в Кубке мира

На Олимпиаде все было очень нервно

Сезон получился неоднозначный. Если оценивать в целом, конечно, не самый плохой. Я стал вторым в общем зачете Кубка мира, а это лучший в моей карьере результат. Второе место - большой успех, оно досталось мне в жесткой борьбе, никто его не дарил. Более того, до последнего этапа, несмотря на мое неважное состояние, я сохранял шансы выиграть Хрустальный кубок. Ну а так как оценка сезону - и последнему четырехлетию - дается по итогам Олимпийских игр, то мое выступление нельзя признать удачным. Оно не провальное, нет. Но результатов, которых ждали, по определенным причинам в Солт-Лейк-Сити показать не удалось. Во всех гонках я занимал места не дальше шестого - это сильно. Однако я согласился бы трижды быть пятидесятым, но выиграть какую-нибудь медаль.

- На результатах сказалась та история с неправильным забором крови для допинг-теста?

Нет, конечно же, нет. Историю я не придумал: забор крови проходил с нарушением режима, всех процессуальных норм. Иголка была какая-то огромная, да и крови взяли больше, чем должны были. На вопрос: почему так получилось - мне до сих пор так и не ответили. Но все это не имело решающего значения. Даже сейчас я не могу однозначно утверждать: если бы этого не произошло, стал бы призером.

- Что тогда имело решающее значение?

Мое эмоциональное, психологическое состояние во время Игр. Ведь физически готов был очень хорошо. Недавно посмотрел видеозапись спринтерской гонки, посмотрел отстраненно. И могу подтвердить как профессионал: Ростовцев находился в хорошей физической форме. Но у меня не получилось реализовать себя в стрелковом плане, особенно при стрельбе стоя. А стрельба - это всегда психология. На Олимпиаде все мы чувствовали себя подавленно, зажато. Все было как-то очень нервно и напряженно.

- Почему вы чувствовали себя подавленно и зажато?

От меня слишком сильно все ждали результата. Постоянно нагнетали, в том числе и журналисты: Ростовцев - наш знаменосец, Ростовцев - наша надежда... А я с бременем лидерства не справился. Возможно, на моем состоянии сказалась атмосфера, в которой мы жили. Условия отличные - благодаря спонсорам из "Роснефти" у биатлонистов был большой дом, спутниковая антенна, с помощью которой мы постоянно смотрели канал "Наше кино". Но сейчас я уверен: было бы лучше, если бы мы жили в гостинице вместе с соперниками. А вот почему мы там не жили - надо спросить Виктора Федоровича Маматова. За год до Олимпиады, когда в Солт-Лейк-Сити проходил этап Кубка мира, он заявил организаторам: мы здесь жить не собираемся. Ни с кем при этом не посоветовавшись.

Хотел нести флаг на открытии

- Я уже спрашивал в Солт-Лейке, почему вы не несли российский флаг на открытии. А правда, что отказаться от роли знаменосца вам предложил лично президент ОКР Леонид Тягачев?

Правильнее сказать - такое предложение поступило от высшего спортивного руководства. Когда объявили, что именно меня выбрали знаменосцем, мы уже находились на сборе в США. И первым мне об этом сказал Валерий Алексеевич Медведцев, наш тренер по стрельбе, который на Играх 1992 года в Альбервилле тоже был знаменосцем. Он объяснял: "Это тяжело физически и психологически. Рекомендую отказаться от роли знаменосца. Пойми, кроме чиновников, это никому не нужно. Уже никто не помнит, что я нес флаг..."

- Я помню.

Я тоже помнил. Пацаном еще смотрел, как несли флаг Карелин в Сеуле в 1988 году, Медведцев - в Альбервилле в 92-м, Чепиков - в Лиллехаммере в 94-м... В мальчишеское сердце эти телевизионные кадры запали. Поэтому я позволил себе усомниться в словах тренера. Долго думал, но все-таки принял решение: понесу. А потом - уже в Солт-Лейке - мы как-то возвращались с тренировки. Подсел ко мне главный тренер Александр Андреевич Голев. И стал рассказывать: "На генеральной репетиции открытия вчера было так холодно... И все так долго... Решать, конечно, тебе, но руководители сходятся во мнении, что два дня на восстановление - маловато". А когда вернулись в дом, мне сообщили: приезжал Тягачев, ждал тебя - не дождался. Однако хотел поговорить: нести ли тебе флаг или нет. А вечером на собрании меня уже просто поставили перед фактом: принято решение, что я флаг не несу. Тогда я постарался не поддаваться эмоциям, сосредоточился на подготовке к гонке. Но сейчас думаю: мне надо было нести флаг. Хотя, конечно, задним числом все мы умные.

За Кубок боролся до последнего

- Один из тренеров сборной признался мне: "После Олимпиады мы и не рассчитывали, что Ростовцев возьмет Кубок мира". А как думали вы сами?

Еще в Солт-Лейк-Сити, находясь не в самом лучшем состоянии, рассчитывал: как мне, вернувшись в Россию, построить подготовку к оставшимся этапам Кубка мира. Как построить ее так, чтобы достойно выступить - и побороться за главный приз. Если конкретно: я принял решение не заезжать домой, в Красноярск - в этом случае разница в поясах была бы не такой большой. Остался у мамы в Коврове. Однако, к сожалению, подготовка сложилась не так, как хотелось. В Коврове шли дожди... И если у европейцев - немцев, австрийцев - в деревнях, где они живут, есть прекрасные трассы, которые ежедневно готовят ретраки, то я даже не нашел "Буран". Так, бродил на лыжах по лесу... А так как на этот период пришлась острая акклиматизация, то базовую работу тоже не провел. Кроме того, по финансовым причинам я не смог повезти на этапы человека, который весь сезон помогал готовить лыжи. Его отсутствие сразу сказалось: начались проблемы. Из семи послеолимпийских стартов - два в Остерсунде, два в Лахти и три в Холменколлене - в четырех я оценил подготовку лыж на "неудовлетворительно".

- Но ведь вы победили в одной из гонок в Остерсунде...

Еще раз повторю: того тренировочного потенциала, который я каким-то образом сумел накопить в Коврове, хватило только лишь на два старта в Остерсунде. Еще неплохо двигался в Лахти в спринте. Лыжи тогда хорошо еще работали. А вот уже в пасьюте все было очень плохо.

- Я правильно понял: вы заранее распрощались с Кубком?

Нет-нет-нет, я боролся до конца. На каждую гонку настраивался, в каждой выкладывался полностью. Не позволял никаких послаблений в режиме. Борьба была, но переломить сложившуюся ситуацию я уже не смог. Пик формы прошел, все эмоции выплеснулись. Это был уже не тот Ростовцев, к которому привыкли зрители и соперники.

- У Ростовцева есть личный сервисмен. После всех событий Ростовцеву нужен личный психолог?

Об этом можно только мечтать. Мы говорили на эту тему со старшим тренером. Но где взять человека, который бы, как сказал Голев, не лез в душу, а понимал. Сейчас все приводят в пример сотрудничество фигуриста Ягудина и психолога Загайнова. Но моего внимания, честно говоря, не хватило, чтобы отследить здесь все нюансы.

Стать астматиком отказался

-Уже не первый год подряд вы крайне неудачно выступаете на финише сезона. Почему?

В этот период мне с каждым стартом все сложнее и сложнее восстанавливаться. Особенно при том медицинском обеспечении, которое есть в сборной России. С ним тяжело на что-то рассчитывать по весне. Мне просто не хватает заложенной базы на весь сезон.

- Чего конкретно не хватает?

Да ничего не хватает! Ни-че-го. Но главная проблема - отсутствие медицинской программы. Конечно, доктор команды пытается сам что-то сделать. Но поддержки по медицинской линии от Олимпийского комитета и Госкомспорта мы не получаем. А ведь на спорт в советские времена работали целые НИИ, которые выдавали рекомендации: какие препараты в какой ситуации употреблять. Глупо сейчас отрицать, что спортсмены ничего не принимают. Переносить жесточайшие нагрузки без медикаментозной поддержки организм не может.

- Вы говорите только о восстанавливающих препаратах?

Безусловно! Только о разрешенных препаратах. Мы допингом не балуемся. В биатлоне еще не было допинговых скандалов.

- Но он, кажется, назревает. Вы не хотели записаться в астматики - как норвежец Андресен, как француз Пуаре?

Мне тяжело говорить о том, что Андресен и Пуаре астматики - я сам ни разу не видел, чтобы они брызгали себе что-то перед стартом. Хотя разговоры, конечно, ходят. И нам предлагали: а давайте вас запишем в астматики, будете на равных. Однако тогда как раз астматиков начали потихоньку прищучивать, и мы подумали - уж лучше таким образом уравняем наши шансы. Но российские чиновники оказались слабы, чтобы пролоббировать запрет на применение противоастматических препаратов. А что-то менять, начинать экспериментировать за год до Олимпийских игр - это неправильно и тактически, и стратегически. Пробовать надо было раньше.

Сейчас серьезные решения принимать не готов

- Олимпиада прошла, сезон закончился. Ростовцев все забыл?

Нет, не забыл и не пережил. Вы же и не даете (смеется.) Я вообще человек эмоциональный, не могу говорить "просто так", все время мысленно возвращаюсь к прошедшим событиям. Вспоминаю - и опять ранки начинают кровоточить.

- Чувство вины - не самое лучшее...

Это не чувство вины - мне не в чем себя винить. Я боролся. Делал все, на что в каждый момент был способен. Но если четыре года назад не расстраивался, что не попал на Игры (я не был готов бороться на том высочайшем уровне), то сейчас червячок гложет. Я мог показать результат. Но в решающий момент не реализовал потенциал.

- Вопрос общий, но очень важный: что дальше?

Не знаю. Я так сильно устал от биатлона морально и физически, что сейчас не готов принимать важные решения. Сейчас нужно отдохнуть, перебить накопившийся негатив положительными эмоциями. Но даже через пару месяцев со свежей головой, думаю, я не смогу совершенно определенно сказать, буду готовиться к Олимпийским играм 2006 года или нет. Ведь до Турина еще четыре года.

- Не про следующую Олимпиаду, но про следующий сезон можете сказать что-то конкретное?

Для сборной России он будет не менее ответственным, чем олимпийский. Главные соревнования пройдут на российской земле - в Ханты-Мансийске. Надо выступать, и выступать достойно. А вот как буду готовиться - пока еще не решил. Возможно, часть сборов проведу отдельно от команды. Повторю: я устал. В том числе от коллектива. Но это нормально: когда люди по 6-8 месяцев в году находятся вместе, рядом - начинают надоедать друг с другу.

- Вы знаете, что необходимо сделать, чтобы вновь захотелось взять в руки винтовку, встать на лыжи, выйти на старт?

По традиции проведу сбор на Камчатке. Там подлечусь. Покупаюсь в термических источниках - очень полезно для опорно-двигательного аппарата. Покатаюсь на горных лыжах. И на беговых - по насту. Меня энергетика Камчатки всегда напитывает силами и эмоциями. А потом с женой и сыном поедем куда-нибудь на теплые моря. Хочу поплавать, полежать-позагорать. И чтобы никто вокруг не знал: кто я и какие у меня проблемы.