Сатин и лука антиподы или родственные. Лука и сатин антиподы или единомышленники. Сюжет и главные герои пьесы Горького

На вопрос Сатин и Лука - антиподы или родственные души? заданный автором Ўленька Фея)) лучший ответ это Герои пьесы Горького «На дне» Сатин и Лука во многом антиподы: у них разные взгляды на жизнь, разный круг общения, но, в то же время, их можно назвать родственными душами.
В пьесе «На дне» было лишь два человека, которые в отличие от других, понимали друг друга. Один из них Сатин – бывший вор и жулик, низкий человек, легкомысленный. Любое появление его на улице заканчивается для него очень плачевно - все начинают гнать его, встречают оскорблениями или просто плюют в его сторону, поэтому в рассказе мы чаще встречаемся с ним именно в темной и тесной ночлежке, нежели на улице, то есть если он хочет погулять, то сперва подумает, а стоит ли? Ведь там его никто не ждет и не понимает, практически каждый будет настойчиво объяснять, что и без него здесь тошно. Его не считают за человека - его гонят - именно за его проступки в прошлом, поломавшие всю его жизнь. Все это отразилось и сказалось теперь на отношении к нему окружающих его людей. Хитрость, до сих пор не пропавшая в нем, напоминает о себе, что делает Сатина в глазах людей еще более опасным, отчего его сторонятся и избегают. Но все это с ним по большей части происходит на улице, а в ночлежке он считается даже своим. Здесь к нему привыкли. Сатин не упускает возможность скинуться в карты вечерком С Татарином и Бароном, чему он научился, сидя в тюрьме за убийство. Тюрьма оставила свой след в его жизни – наверно, именно там у него входит в привычку коверкать слова, например, для него нос – это что-то вроде «нюхалки» , организм для него – это «органон» . Если что-то кому-то из ночлежки не нравится в его действиях, то сразу начинают упорно напоминать кто он такой (вор) , что не очень приятно, отчего может в нем и рождается та циничность к людям. Смерть человека – это для него пустяк! Который если его не касается, то он и не обращает на него должного внимания. Когда умирает Анна, Сатин утверждает, что это проблемы Клеща, а значит и решать он их должен сам.
И тут появляется Лука - странствующий старикашка, ищущий тепло. А где тепло – там и Родина, по его мнению. Со всеми мучениками ночлежки у Луки нет проблем в отношениях, проститутка Настя даже влюбляется в него, хотя он ей в прадеды годится! Но только хозяева не понимают, что он здесь в виде Родины нашел, и хотят, чтобы он как можно скорее съехал. Гриб поганый – вот таким, по мнению Василисы, является Лука. А Костылев и вовсе его терпеть не хочет и не может. В ночлежке все становится правильнее, интереснее, с приходом Луки проблемы решаются лучше – его по большей части уважают, но не верят его сказкам. От него не становится теснее во всех отношениях.
Самыми теплыми чувствами проникнет к Луке Сатин. Он находит что-то свое, родное, теплое. Все представители дна были удивлены, когда увидели, что Сатин уважает и хорошо относится к Луке. От него этого никто не ждал, настолько это было невероятно. Сатин начинает понимать, после общения со старикашкой, что все в жизни возможно, стоит лишь только захотеть.
Лука и Сатин – люди разные в стилях жизни, в общении, но в одном мнения схожи – человек – вот, правда. Сатин хочет стать человеком, он хочет, чтоб пропала та давняя ненависть к нему, которая прилипла к прохожим на улице, но видимо, поздно что-то менять, это так и остается его мечтой!
Таковым человеком можно считать Луку. Он верующий, а значит, к грехам не сильно привык. Правда сомневается, есть ли на самом деле бог.
Цель жизни Луки – прожить как можно лучше, с пользой в основном не для себя, а для людей. Чем больше он помогает, тем светлее становится жизнь человека, которому он помог. Этой помощи, видно, хозяева не понимают и добиваются того, что Старикашка исчезает вовремя, что считает правильным! Единственный, кто пытался хоть как-то удержать Луку был, конечно же, Сатин, чувствуя, что теряет близкого друга. Узнав о том, что все-таки он ушел, Сатин смиряется и продолжает жить, но уже с несколько другим взглядом на жизнь – положительным.

Кто из них более вдохновенный утешитель? Легкий путь противопоставления героев, идущих сквозь весь персонажный ряд пьесы, втянутых невольно в центральное событие пьесы (убийство Васькой Пеплом хозяина ночлежки Костылева), - путь во многом обманчивый. И не потому, что Лука первым, как мы заметили, почувствовал: неутомимый шутник, пересмешник Сатин, говорящий порой жестокие, циничные слова («Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!»), не лицедей, обманывающий самого себя, а тоже страдалец. «Веселый ты, Костянтин приятный!» - говорит Лука, мягко, ненастойчиво спрашивая его о той стезе, с которой он «свихнулся». Лука чувствует, что оба они утешители, кроме слов да еще немалого жизненного опыта ничем не располагающие. Только слова утешения у них разные. В Луке живет праведник, носитель идей сострадания, в Сатине же много вложенных идей грядущего технократического, интеллектуального обновления человечества, идеи о величии разума человека.

Кажущиеся антиподы, Сатин и Лука, во многих случаях ведут себя почти одинаково. И Лука, и Сатин пробуют спасти Ваську Пепла и Наташу, видя, какую коварную интригу спланировала Василиса, любовница Пепла, жена Костылева. Даже после ухода Луки, ухода, обычно трактуемого как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его (хотя старик и не обещал никому задержаться здесь!), именно Сатин страстно защищает его: «Дубье молчать о старике! (Спокойнее. ) Ты, Барон, - всех хуже! Ты - ничего не понимаешь И - врешь! Старик - не шарлатан!»

Может быть, сейчас, не сглаживая противоположности многих мотивов утешительства ( Луки) и одического, риторического восхваления человека (тема Сатина), следует видеть в героях двойственную, противоречивую, мятежную, еще не скованную догмами душу Горького тех лет? Позднее - уже в пьесе «Враги» (1907), тем более в повести «Мать» (1906), этого спасительного для таланта духа исканий, сомнений, «гамлетизма» в Горьком не будет. Но и жизни, многомерности героев не будет. Как, впрочем, и полифонизма страстей.

Пьеса «На дне» запечатлела переломный момент во всей судьбе Горького. Он, словно боясь отстать от революции, от ее боевых, категоричных законов, щедро рассыпает по тексту реплики, осуждающие Луку. В пьесе отчасти выстроена целая линия осуждения, даже высмеивания Луки.

Талант Горького сопротивлялся схематичному делению героев на «положительных» и «отрицательных». Сейчас совершенно очевидно, что не оправдано ничем такое хлесткое суждение: «Люди дна прежде всего теряют свое имя, и это становится одним из лейтмотивов пьесы. Все обитатели ночлежки имели его когда-то Все, потерявшие имя, мертвы»5 . Так ли это в замечательной пьесе? Даже выбор имен для персонажей, их исходный смысл в ней весьма не прост. Имя Лука, конечно, ассоциируется со словом «лукавый». Но оно означает и совсем другое: «светлый». Имя Константин, данное Сатину, означает «постоянный», в данном случае устойчивый резонер, который, даже передразнивая Актера («организм Органон»), помнит: органон в переводе с греческого означает «орган знания», «разумность». Не организм отравлен алкоголем, а поврежден орган знания, источник разумности. Столь же многозначительны и другие имена: Василиса («царствующая»), Настя («воскресшая»), Наталья («утешаемая»)6 .

Построение пьесы, чрезвычайно сжатой, часто переходящей в многоголосый хор, вся площадка подвала, поделенная на человеческие ячейки, параллельно развивающиеся конфликты, объединяющие героев в пары и треугольники, позволило стянуть очень многие противоречия драмы в удивительное целое. И эти пружины, «часовой завод» пьесы, не расслаблены доныне. Каждый акт кончается, например, смертью - Анны, Костылева, Актера (именно он «песню испортил»), но ни одна из смертей не несет очистительного катарсиса. Читатель и зритель, вероятно, так до конца и не разгадают: идет ли в пьесе движение судеб героев сплошь по наклонной плоскости, торжествует ли одно зло, продолжается ли «кораблекрушение»? Или в этом трюме свершается и нечто иное - происходит утверждение новых ценностей, восхождение солнца (вспомним и песню «Солнце всходит и заходит», звучащую в пьесе).

Завершая анализ словесной материи пьесы, ее реплик, обратите внимание на афористичность, обилие жизненно-бытовых формул, речевых жестов, на пунктир лейтмотивов, говорящих о законности «мечты», «веры», о высоком предназначении человека. Следует подчеркнуть, что Горький как бы боялся холодной чеканки, внешнего блеска фраз. В любом эпизоде пьесы, как сигналы трудного восхождения к истине, не даруемой свыше, мелькают многоточия, паузы, своего рода провалы, прорывы в цепи общения, коммуникации. Есть муки слова и в монологах Сатина, и в косноязычных протестах Клеща, и в трудном речетворчестве Бубнова. Все это говорит о том, как сложен был путь героев ночлежки и самого Горького к трезвой правде и к просветляющей жизнь мечте.

Вопросы для самостоятельного анализа пьесы

1. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку («Старик - не шарлатан!») на суде обитателей ночлежки после ухода старика?

2. Как раскрывается скрытый смысл имени Лука («светлый») в отношениях странника к Ваське Пеплу и Наталье, Актеру и Анне, Бубнову и Сатину? Каковы особенности психологизма Горького, воплощенного в сказочках, притчах, назидательных притчах, в фигурной речи Луки?

3. Являются ли монологи Сатина о человеке, о правде - боге свободного человека переходным звеном от былых романтических верований Горького (образы Данко и Сокола) к будущему поклонению разуму, научному знанию?

4. Сказывается ли в поведении героев пьесы этимология имен: Лука («светлый»), Настя («воскресшая»), Василиса («царственная»), Константин («постоянный») и др.?

5. Почему серии афористических высказываний, рифмующихся реплик как важнейшей особенности стилистики «На дне» были неизбежны? Чем нов афористический стиль в спорах о Правде и Человеке на рубеже XX века?

Центральный вопрос, который решается в пьесе М. Горького «На дне», написанной в 1902 году, сформулировал сам автор: «Что лучше: истина или сострадание?» Обитатели ночлежки Костылева по-разному отвечают на этот вопрос. Диаметрально противоположные, на первый взгляд, позиции занимают Сатин и Лука, а значит, они являются антиподами? На этот вопрос мы и попытаемся ответить.

Сатин – сторонник «правды факта». Это карточный шулер, бывший телеграфист, читавший прежде много книг. Четыре года и семь месяцев он отсидел в тюрьме за то, что «убил… в запальчивости и раздражении, защищая свою сестру. Это главный идеолог «правды факта». В конце пьесы он произносит вдохновенную речь, воспевая Человека, его творческую мощь.

«Человек – вот правда!» - в этом высказывании проблема человека и правды сливаются воедино. «Правда – бог свободного человека!» - утверждает Сатин, восхваляя сильного человека, способного изменить мир.

Лука – странник, «бегун», не имеющий паспорта. Он убеждён, что «не всегда душу правдой вылечишь», поэтому сеет в ночлежке утешительную ложь, но только тем ночлежникам, которые готовы её принять, потому что нуждаются в утешении и сострадании.

Лука говорит о сочувствии и сострадании к конкретному человеку, к своему ближнему. Сатин поёт гимн человеку вообще, всему человечеству: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… Нет, это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но когда Барон называет Луку «шарлатаном», Сатин защищает «странного» старичка. Он называет его «умницей», отмечает, что Лука подействовал на него, «как кислота на старую и ржавую монету». Сатин объясняет своим товарищам, что Лука лгал «из жалости к ближнему». По мнению Сатина, «ложь – религия рабов и хозяев». Ложь необходима тем, «кто слаб душой», и тем, «кто живёт чужими соками». Речь этого резонёра афористична, он говорит обо всём человечестве, в котором соединилось гордое, прекрасное и грандиозное. Он предлагает любовь к дальнему, совсем не замечая того, что страдают ближние: после исчезновения Луки остался без духовной поддержки Актёр, стала агрессивнее и враждебнее к сожителям Настя, не встречая ни в ком сочувствия. Лука же говорил о сочувствии и сострадании к конкретному человеку, к ближнему. Любовь ко всему человечеству ни к чему не обязывает, ни к каким добрым поступкам не ведёт. Любовь к ближнему всегда направлена на конкретного человека и требует поступка.

И всё же Лука и Сатин, на мой взгляд, не противопоставлены друг другу, а являются сторонниками, потому что горьковская «правда» о человеке включает в себя и правду Луки, и правду Сатина. Объясню почему. Увлечённый идеей «сверхчеловека», Горький мог быть на стороне Сатина. Но писатель Горький – большой художник, чуткий к правде жизни, поэтому неосознанно он, может быть, принимает философию Луки. Пьеса наводит на мысль о том, что человеку необходимо сочувствие и сострадание.

Ещё одно сближает Сатина и Луку, по моему мнению. Оба косвенно виновны в самоубийстве Актёра. Лука вселил в Актёра надежду, рассказав о бесплатной лечебнице для алкоголиков, но не указал адреса и исчез неожиданно, оставив слабого человека без нравственной поддержки. Сатин разрушил веру Актёра в возможность исцеления, утверждая, что старик наврал ему из жалости. Этого разочарования Актёр не смог вынести.

Таким образом, при кажущейся противоположности позиций Сатина и Луки по отношению к правде и человеку, авторское противоречивое и двойственное отношение к этим героям сближает их. Они единомышленники в том, что верят в человека, в его возможности, в творческую силу.

Лука и Сатин: антиподы или единомышленники

В пьесе «На дне», написанной Максимом Горьким в 1902 г., писатель, как и в рассказах раннего периода, обращается к миру отверженных.

Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти - неизлечимы».

Полтора десятка людей, один другого униженней, разорвавшие все связи с обществом и отвергнутые им, ведут нескончаемые споры не только и даже не столько о хлебе насущном, хотя живут впроголодь, сколько о проблемах порядка духовного. В спорах они поднимают вопросы, что такое человек, для чего он явился на эту землю, в чем смысл его бытия. По-разному отвечают на эти вопросы два обитателя ночлежки Сатин и Лука. Основным проводником лжи, примиряющей с жизнью, выступает странник Лука. Лука -- сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые, как утопающие за соломинку, хватаются слабые, безвольные люди. «Ложь во спасение» -- вот тот принцип, которому следует Лука. Он считает, что так можно смягчить боль, а правдой трудно вылечить душевно истерзанного человека. Его утешительная философия действительно помогает только умирающей Анне, остальных обитателей дна его ложь только губит. Вору Пеплу Лука внушил бесплодную веру в счастливую страну Сибирь. Актера Лука уверил в существовании бесплатных лечебниц для алкоголиков, и, разуверившись в этом, актер кончает жизнь самоубийством. Образ Луки в пьесе вызывает наиболее ожесточенные споры. Вселяя в обитателей ночлежки иллюзию возможной лучшей жизни, Лука стремится помочь людям. Они для него небезнадежны, они -- заблудшие. Причем его собственный жизненный опыт позволяет ему тонко чувствовать людей. Лука не только жалеет их, он втолковывает людям, что только добро по отношению друг к другу несет спасение.

Утешителю Луке в пьесе противопоставлен образ Сатина. Горький не идеализирует и этого героя. Как и другие обитатели ночлежки, Сатин не способен к общественно полезному труду. Он отравлен скепсисом и индивидуализмом. Сатин не просто выброшен на дно, это был его выбор. Он - пьяница и шулер. Порой он жесток и циничен. Но от других обителей дна он отличается умом, относительной образованностью, способностью мыслить.

«человека на личную свободу и человеческое достоинство»: «Все - в человеке, все - для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»

Сатин считает, что ничто так не поднимает человека, как правда, и ничто так не калечит, как ложь. Ложь, по его мнению, не бывает гуманной. Она есть проявление крайнего неуважения к человеку. Сам Сатин лишь теоретик, проводник гуманного отношения к человеку. Он ничего не меняет в своей жизни и не стремится к этому.

С одной стороны, Сатин выступает как антипод Луки. Он не приемлет ложь, считая ее «религией рабов и хозяев», закрывающей человеку путь к разумной и светлой жизни. С другой стороны, он единственный, кто понимает Луку, не считает его проходимцем и шарлатаном. Он сознает, что Лука именно из сострадания стремится помочь людям, спасти которых невозможно. Сближает их то, что оба они убеждены в том, что человек рожден для лучшего.

человека, не способную изменить жизнь этих людей. Они оборачиваются пьяным загулом, после которого их, наверняка, ждет страшное пробуждение.

взгляда взаимосвязаны. Ложь Луки и правда Сатина в условиях ночлежки, среди людей обреченных, морально разложившихся являются, на мой взгляд, категориями одного порядка. В пьесе эти герои скорее оказываются невольными единомышленниками, нежели противостоят друг другу.

эти слова должны были звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого Горького.

В пьесе произнести их больше некому: «... кроме Сатина... некому сказать, и лучше, ярче сказать он не может».

Но слова эти предназначены для людей, которые стремятся к переменам, хотят и могут вести жизнь деятельную.

Тема исследования

Наша группа будет исследовать тему "Сатин и Лука - антиподы или родственные души."

Актуальность проблемы

Данная проблема актуальна,т.к.:

во-первых,противоречивость и неоднозначность их образов по сей день вызывает споры;

во-вторых,жизненное кредо,мировоззрение Сатина и Луки также всегда имели и имеют как своих сторонников,так и противников;

в-третьих,именно через создание этих героев и отношение к ним выявляется авторская позиция в решении основополагающих вопросов пьесы.

Цель

Выявить роль Луки и Сатина в пьесе.

Задачи

  • провести сравнительный анализ образов Сатина и Луки;
  • определить их место в системе образов пьесы и их роль в раскрытии идейного содержания драмы;
  • сравнить актерское воплощение при создании образов Сатина и Луки в разные годы разными актерами.

Гипотеза

Мы предполагаем,что так называемые антиподы,Сатин и Лука,на самом деле очень похожи.

Этапы исследования

  • Познакомиться с различными источниками информации и различными публикациями,освещающими данную проблему;
  • проанализировать полученную информацию;
  • в соответствии с учебными вопросами выбрать из текста пьесы нужную информацию,характеризующую Сатина и Луку;
  • заполнить предложенную таблицу, сделать выводы;
  • обсудить план составления презентации;
  • сделать презентацию и защитить её.

Объект исследования

Отношение данных героев к людям, к себе и своей жизни,их взгляды на окружающий мир и ценность человеческой жизни.

Методы

  • чтение критической литературы и литературоведческих материалов;
  • работа с интернет-ресурсами;
  • анализ и отбор материала;
  • составление сравнительной таблицы;
  • оформление презентации;

Ход работы

После прочтения пьесы М. Горького наша группа ознакомилась с критическими и обзорными статьями В. Чалмаева, С. Зинина,Ю. Лыссого и др. Также нами были изучены различные интернет-ресурсы по данному вопросу. Кроме того, мы проанализировали текст драмы,оприаясь на предложенные в информационном листе вопросы, заполнили таблицу. Обсудив план составления презентации, подготовили её для защиты.

Наши результаты

Проделав определенную работу, мы пришли к выводу, что на первый взгляд. Лука и Сатин - два противопоставленных друг другу персонажа,т.е. антиподы. Но на самом деле, они во многом повторяют друг друга, а в некоторых ситуациях даже поддерживают своего противника(оба сочувствуют Ваське Пеплу и пробуют помочь ему советом; оба понимают, в каком положении находятся ночлежники, но активного действия не предпринимают;оба довольны своей жизнью и не собираются ничего в ней менять). Более того, в разное время и отношение актеров,играющих этих персонажей,к трактовке их характеров менялось. От правдоискателя и правдолюбца к разглагольствующему бездельнику (Сатин).Лука же представал на сцене и как благородный утешитель, почти спаситель обездоленных, и как хитрый, лживый человек, и как милосердный страдалец, молящийся за души других.Таким образом, наша гипотеза нашла подтверждение.

Выводы

  • Лука и Сатин - родственные души.
  • Сатин - резонер М.Горького.

Список ресурсов

Печатные издания:

  • Акимов В.М.,Лыссый Ю.И. Русская литература ХХ века.М.,2001 г.
  • Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература ХХ века вчера и сегодня. М.,2003 г.
  • Энциклопедия Avаnta+.Русская литература ХХ века.М.Горький.,М.,