Симптомы сдвг. Сдвг у взрослых: симптомы и лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это функциональная дисфункция головного мозга, представляющая собой комплекс симптомов в виде повышенной нервной возбудимости, рассеянного внимания и чрезмерной активности во время выполнения простых и\или сложных движений.

Диагноз СДВГ ставится, преимущественно, в детском возрасте и, в зависимости от преобладания того или иного симптома, различают форму:

  • Гиперактивную;
  • Дефицит внимания;
  • Смешанную.

Стоит отметить тот факт, что СДВГ очень часто встречается именно смешанного типа, а его схожесть с другими функциональными и органическими заболеваниями нервной системы затрудняет его своевременную диагностику.

Симптоматика данного расстройства неспецифична и может быть не замечена вплоть до зрелого возраста. Дети с СДВГ рассеянны, плохо концентрируются на нужных вещах, игнорируют указания взрослых, ввязываются в драки, очень много разговаривают и обладают чрезмерной эмоциональностью. Что характерно, во время проведения с таким ребенком беседы, тот часто перебивает и рассказывает лишь то, что сам считает необходимым.

По статистике — абсолютно в каждой школе на класс приходится 1-2 ученика с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, причем чаще – это мальчики.

Причины СДВГ изучены недостаточно, однако прослеживается прямая связь с патологией во время беременности:

  • Внутриутробные инфекции;
  • Гипоксия плода;
  • Дефицит веса при рождении;
  • Чрезмерное употребление лекарственных препаратов, особенно в 1 триместр беременности;
  • Стремительные роды;
  • Стрессы в период вынашивания ребенка.

К другим причинам относят:

  • Наследственность;
  • Перенесенные инфекции нервной системы (менингит, энцефалит);
  • Травмы головы и черепа;
  • Дисфункция коры больших полушарий;
  • Вредные привычки;
  • Конфликтные ситуации в семье и в школе;
  • Строгое воспитание.

Основные синдромы при СДВГ

Дети, страдающие дефицитом внимания и гиперактивностью предъявляют ряд жалоб (или же взрослые сами наблюдают со стороны) на:

  • Утомляемость, слабость в мышцах, нежелание что-либо делать, головные боли по типу каски неврастеника (ощущение сдавления головы обручем в области висков), онемение или жжение в конечностях. После сна ребенок чувствует себя разбитым, не высыпается, в течение дня быстро устает, внимание становится рассеянным. Давление, как правило, пониженное. Эти жалобы представляют собой классический гипотонический синдром;
  • Неспособность усидеть на месте, повышенная двигательная активность, выраженная жестикуляция во время разговора, часто – постоянные движение ногами во время долгого сидения (синдром заячьих ног). Ребенок беспокоен, вертит в руках ручку или грызет ногти. Этот симптомокомплекс представляет собой гиперкинетический (гипердинамический) синдром.

Гиперкинетическое расстройство поведения может быть ранним признаком развития психического или неврологического заболевания, поэтому, если ребенок стал вести себя по-другому, перестал слушаться старших, появились постоянные навязчивые движения руками и ногами, то необходимо обратиться к специалистам для подтверждения диагноза.

Особенности СДВГ у взрослых

Синдром гиперактивности у взрослых также проявляется в виде рассеянности, невнимательности. Взрослые пытаются избегать общения с другими людьми, боятся нерешенных вопросов. Нарушена система приоритетов – они не знают, на кого им ровняться, и зачем они занимаются тем, чем занимаются. СДВГ у взрослых практически всегда возникает на фоне недостатка внимания в детстве. Учеба у таких людей затруднена, поэтому в высшие учебные учреждения они поступают редко, обязанности по работе выполняют неохотно, иногда и не выполняют вовсе, поэтому часто подолгу не задерживаются на одном рабочем месте. Человек постоянно забывает элементарные вещи, например, куда он положил свои ключи или закрыл ли дверь, перед тем как уйти из дома. На важные мероприятия всегда опаздывает, не обладает пунктуальностью.

Поведенческие расстройства в виде импульсивности поступков выражены довольно ярко. Настроение изменяется очень быстро, поэтому таких людей очень легко обидеть. Иногда – необоснованная агрессия вплоть до драки. Обладают низкой самооценкой, свои поступки считают неправильными, но не могут их контролировать, часто испытывают угрызения совести после конфликтных ситуаций.

Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста

Синдром дефицита внимания у детей иногда появляется еще в годовалом возрасте, когда ребенок совершает частые движения руками и ногами, сам по себе — неуклюжий, неусидчивый, невнимательный, речь развивается очень медленно, а со сверстниками испытывает трудность в общении. Из вышесказанного ясно, что на данном этапе практически невозможно понять, является ли это чертой характера или же начальными проявлениями заболевания.

У дошкольников симптоматика схожая, присоединяется драчливость, ребенок становится конфликтным даже по незначительному поводу. Тяжело обучается, потому что ему трудно сосредотачиваться на чем-то одном, его мысли заняты всем и сразу, что приводит к мании и, как следствие, маниакально-депрессивному психозу. При маниакальной фазе малыш неусидчив, очень разговорчив, охотно идет на контакт, берется сразу за несколько дел одновременно, но, как правило, редко что завершает до конца. Затем, изнеможённый от физической и умственной нагрузки, ребенок впадает в депрессию, резко замыкается в себе. Эти фазы всегда идут друг за другом и, если внимательно наблюдать за ребенком, то можно увидеть некую цикличность его поведения (2 недели – повышенная возбудимость, неделя – заторможенность и т.д.).

Частые «спутники» СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой отдельный синдром, и другие заболевания вызывать не будет. Однако наблюдения за такими детьми показывают, что помимо СДВГ у таких пациентов могут отмечаться:

  • Нарушение коммуникативной функции, несостоятельность общения, трудность при выполнении домашнего задания и нежелание подчиняться каким-либо моральным требованиям;
  • . У таких детей очень часто наблюдается боязнь темноты, высоты, замкнутых пространств;
  • (сны наяву). Пациенты с СДВГ обладают хорошей фантазией, из-за чего каждодневный отход ко сну будет затруднен;
  • Депрессия. Как правило, эндогенная. Возникает спонтанно на фоне постоянных конфликтных ситуаций. Внешне ребенок кажется счастливым, однако на самом деле он находится в состоянии хронического стресса из-за неумения навыка общения с людьми;
  • Маниакально-депрессивное расстройство;
  • «Юношеский максимализм». Агрессия по отношению к людям, имеющим свое мнение. Нежелание выслушивать чужую точку зрения, стремление всегда и везде быть первым;
  • Иногда – , нанесение вреда окружающим людям или животным;
  • Синдром Туретта. Из-за постоянных жестикуляций, движений руками и ногами формируется индивидуальная «модель поведения» — движения становятся бесконтрольными, в некоторых случаях начинаются нервные тики и\или выкрикивания громких ругательств.

СДВГ или нормальное поведение?

Все мы сталкивались с жизненными трудностями и в определенный период жизни и были рассеянными, грустными, невнимательными. При хорошем настроении мы все чувствуем эйфорию, небывалый прилив сил, становимся подвижными и разговорчивыми. Так где же та тонкая грань между истинным синдромом дефицита внимания и просто обычным эмоциональным фоном?

Для постановки диагноза СДВГ недостаточно одной лишь рассеянности или активной жестикуляции во время разговора. Только психолог способен выяснить, является ли поведение ребенка просто баловством или же это заболевание, которое ему мешает. Особенно трудно диагностировать СДВГ в подростковом периоде, когда гормональная перестройка так сильно влияет на ребенка, что его иногда даже трудно узнать. Если ребенок рассеян только в школе, а дома ведет себя хорошо, самостоятельно выполняет домашние задания, помогает по дому, то ни о каком СДВГ не может быть и речи. И, то же самое, если он прилежно учится, регулярно посещает занятия, а в домашних условиях начинает вести себя иначе. Это уже говорит о дефекте воспитания, которое нужно корректировать как раз-таки для избежания возникновения СДВГ в будущем. Гиперактивность ребенка считается нормой, если это не оказывает негативного влияния как на самого малыша, так и на окружающих его людей.

Диагностика заболевания

Включает в себя наблюдение за поведением ребенка в школе и дома, по необходимости – ведение дневника, где будут отмечаться нехарактерные для него поступки в тот или иной момент жизни. Обязательно наблюдение у невролога, так как СДВГ может быть следствием заболеваний ЦНС. Также рекомендуется консультация у психиатра, который выяснит причину неадекватного поведения. Всем детям с диагнозом СДВГ должно проводиться специальное тестирование по этому заболеванию, МРТ головы, ЭЭГ, РЭГ, должен быть получен психологический портрет, обязателен сбор анамнеза у родителей на предмет выявления внутриутробной патологии плода. По необходимости проводится комплексное обследование (если не было выявлено патологии беременности) — общий анализ крови, мочи, ЭКГ и т.д. с целью уточнения – является ли диагнозом СДВГ или гиперактивность связана с проявлениями какого-либо другого заболевания.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Как говорилось ранее, СДВГ имеет неспецифическую клиническую картину, но поставить диагноз можно при условии, если у ребенка встречается большинство из нижеперечисленных симптомов:

  • Снижение памяти, внимания;
  • Ребенок часто опаздывает в школу, легко отвлекается на уроках;
  • Плохое восприятие информации. Ребенок считает большое количество информации ненужной, поэтому даже не пытается запоминать те или иные моменты;
  • Рассеянность. Часто роняет тетрадки, ручки, забывает, куда положил нужную ему вещь и т.д.;
  • Импульсивное поведение;
  • Легко отвлекается на раздражители извне, что мешает сосредоточиться как в школе, так и дома;
  • Берет много заданий для выполнения, однако не доводит их до конца;
  • Работа, требующая длительного умственного напряжения, вызывает скуку, нежелание заниматься этим дальше;
  • Внимание быстро переключается от одной детали к другой, во время разговора перескакивает с одной темы на другую;
  • Чрезмерная болтливость;
  • Неусидчивость;
  • Постоянные движения ногами и\или руками;
  • Суетливость;
  • Испытывает нетерпение к другой точке зрения;
  • Любит вмешиваться в чужие разговоры;
  • Драчливость;
  • Постоянное ерзанье на стуле.

Лечение

СДВГ вылечить одними таблетками не предоставляется возможным, терапия данного патологического состояния должна включать в себя посещение невролога и\или психиатра при !обязательном! наблюдении за ребенком его родителями. Малыш должен знать, что он нужен, и к его проблеме не безучастны близкие, иначе никакие лекарства не смогут его вылечить.

Медикаментозная терапия проводится Церебролизином, Пантогамом, Фенибутом. Не рекомендуется применение этих лекарственных препаратам детям до 6 лет. Диета включает в себя ограничение шоколада, дробное питание 5-6 раз в день с обязательным включением в рацион молочной продукции. Хорошие результаты дает ароматерапия, расслабляющие массажи, ЛФК, фитотерапия. План лечения пациентов с СДВГ сугубо индивидуален и назначается лечащим врачом в зависимости от тяжести заболевания, частоты его проявлений, сопутствующих патологий и многого другого. Для достижения эффекта от лечения необходимо ограничить просмотр телевизора, игры за телефоном или планшетом до часа в день. Причем за 2 часа до сна ребенок должен находиться в спокойной обстановке, рекомендуются размеренные прогулки перед сном, стакан кефира или молока. Воспитательный момент должен быть направлен на четкое распределение обязанностей по дому. (Например, мама каждый день готовит есть, папа выносит мусор, а ты будешь протирать пыль и т.д.). Небольшие домашние дела, не требующие особой физической или умственной нагрузки, благоприятно влияют на воспитание ребенка.

Что необходимо знать родителям

Если у ребенка наблюдается повышенная нервная возбудимость, непереносимость стрессов, то ему необходимо ограничить участие в состязаниях и играх, которые могут ухудшить его психическое состояние. Хороший эффект оказывает плавание, туризм, бег, катание на лыжах или коньках. Для улучшения самочувствия малыша рекомендуется минимум раз в неделю ездить куда-нибудь всей семьей (в кино, на пикник и т.д.), это благотворно повлияет на его здоровье и укрепит ваши семейные связи. При ребенке нельзя допускать ссор, ни в коем случае не прибегать к физическому насилию, если, к примеру, он принес из школы двойку. Ребенку нужно помочь разобраться с предметом, уделить ему время. Иногда дети специально прогуливает уроки или получают неудовлетворительные оценки, а все потому, что просто хотят получить родительское внимание. Если ребенок имеет СДВГ, то наказания и запреты не возымеют должного результата, так как такие дети реагируют только на позитивные эмоции (поощрение за четверть без троек и т.д.). Если вовремя заняться малышом, окружить его любовью и заботой, то синдром дефицита внимания пройдет самостоятельно даже без приема лекарственных препаратов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой состояние, при котором человек испытывает трудности с фокусировкой внимания, склонен к необдуманным действиям, импульсивен. Такое состояние может начаться в раннем детстве и продолжаться до глубокой старости. Без лечения человек с СДВГ доставляет неудобства себе и окружающим, обучение детей с гиперактивностью затруднено, взрослый человек не может полноценно работать, социально адаптироваться.

Различают следующие признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности: невнимательность, неусидчивость, непоседливость, импульсивность действий.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности обычно диагностируется у детей в возрасте 6-12 лет, когда они начинают учиться и обращают на себя внимание учителей.

Способы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности в настоящее время отсутствуют. Тем не менее, можно контролировать проявление симптомов СДВГ. Обычно для этого используют лекарственные препараты и поведенческую (бихевиоральную) терапию. Применение лекарств должно проходить под контролем врачей и родителей по причине наличия серьезных побочных эффектов, включающих потерю аппетита , головную боль , расстройство пищеварения, тики и судороги , проблемы со сном .

Поведенческая терапия направлена на внесение изменений в окружение, способных положительно повлиять на поведение ребенка. Как правило, психотерапевтическая поддержка и участие родителей позволяют улучшить успеваемость ребенка в школе и повысить самооценку.

Воспитание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности представляет собой нелегкую задачу. Родители должны постоянно следить за своим ребенком и правильно реагировать на его поведение. Родителям целесообразно выработать тактику проведения при проявлении ребенком гиперактивности.

Различные стрессовые ситуации в семье (развод, насилие, злоупотребление алкоголем) могут усугубить и без того нелегкое состояние ребенка с СДВГ. Своевременная диагностика и корректирующее лечение позволяют адаптировать ребенку к социуму и дают возможность нормального развития.

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Точные причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности пока не установлены, но СДВГ может несколько раз проявляться в рамках одной семьи, что дает основание предположить наследственный характер. В настоящее время проводятся исследования с целью найти гены, отвечающие за возникновение СДВГ.

Более ранние исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности показали, что риск СДВГ повышается у детей, чьи матери во время беременности курили, употребляли алкоголь и другие наркотики. Кроме того, СДВГ связывают с контактами со свинцом во время беременности.

Не смотря на то, что некоторые родителя наблюдают гиперактивность у своих детей после приема сладостей и ненатуральной еды с добавками, влияние таких блюд на развитие СДВГ не подтверждено.




Причины СДВГ:
наследственность
Причины СДВГ: образ жизни
матери при беременности
Причины СДВГ: прием сладостей
и ненатуральной еды

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Различают три типа симптомов СДВГ, в том числе:

  • . Люди с СДВГ рассеяны , и им трудно сфокусироваться на одной задаче.
  • . Виды гиперактивности у детей: дети не могут спокойно сидеть длительное время, они вынуждены менять позу, дергаться, бегать и т.д. Подростки и взрослые испытывают тревогу и беспокойство , они не могут читать или заниматься чем-либо другим, требующим внимания и спокойствия.
  • . Люди с СДВГ могут говорить, смеяться слишком громко, их легко разозлить, вызвать гнев. Дети не могут дожидаться своей очереди в играх или занятиях, или своей порции в столовой, что осложняет взаимоотношения с другими детьми. И дети, и взрослые с СВДГ склонны к принятию скоропалительных решений, оказывающих влияние на всю жизнь. Они могут необдуманно тратить деньги или часто менять места работы.



Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность) Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность)

Обычно родителям известно, как проявляется гиперактивность у их детей, вместе с тем важно знать, что трактовать это состояние можно различным образом в зависимости от возраста:

  • У дошкольников проявление указанных симптомов не является отклонением, а скорее нормальным поведением. Таким образом, гиперактивность у ребенка 5 лет не является симптомом СДВГ.
  • В возрасте 6-12 лет проявление указанных симптомов наиболее очевидно, поведение детей с СДВГ явно отличается от поведения обычных детей. Соответственно, гиперактивность у детей младшего школьного возраста является поводом обратить внимание и проконсультироваться с врачом. Вместе с тем, родителям нужно избегать самостоятельных диагнозов, т.к. гиперактивный ребенок не обязательно страдает синдромом дефицита внимания.
  • В возрасте 13-18 лет проблемы могут усугубляться.
  • Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых могут быть менее заметны по сравнению с детьми.

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности

У детей дошкольного возраста выявить СДВГ сложно, т.к. симптомы проявляются как обычное поведение для такого возраста.

В возрасте 6-12 лет синдром дефицита внимания и гиперактивности уже может существенно влиять на жизнь ребенка, т.к. его поведение уже выходит за рамки норм. СДВГ оказывает влияние на все аспекты жизни ребенка, в том числе — на учебу, свободное время, сон, адаптацию к переменам. В этом возрасте идет формирование проблем, определяющих ограничения в более позднем возрасте. Важно диагностировать отклонение в этом возрасте, чтобы своевременно начать коррекцию.

Симптомы СДВГ, которые были выявлены в возрасте 6-12 лет, у 60-85% детей продолжают проявляться и в подростковом возрасте. Дети медленно взрослеют, отстают в эмоциональном развитии от сверстников.

У взрослых наблюдаются невнимательность, трудности с самоорганизацией, выполнением заданий. Однако с возрастом детские проблемы уходят на второй план, и бывшие непоседы и невнимательные ученики часто лучше адаптируются к выполнению рабочих, должностных операций, нежели в школьном возрасте.

Часто вместе с СДВГ у людей встречаются и другие расстройства, в том числе дислексия , оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), расстройства поведения, депрессия .

По вопросу диагностики СДВГ следует обратиться к врачу, поводом могут служить следующие проявления:

  • У ребенка возникают проблемы в школе и дома по причине невнимательности, импульсивности, гиперактивности. Родители и учителя, как правило, отмечают это в течение первых лет обучения в школе.
  • Ребенок испытывает тревожные и депрессивные состояния в течение нескольких недель подряд, и эти состояния становятся сильнее.
  • Ребенок плохо учится или ведет себя в школе.

Постановка диагноза СДВГ может занять много времени и требует длительных наблюдений и регулярных визитов к врачу.

Методики выявления гиперактивности у детей включают следующие подходы:

  • Разговор с ребенком, опрос родителей.
  • Изучение истории болезни, медицинской карты.
  • Осмотр больного.
  • Специальные поведенческие тесты.

В начале лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности должен быть правильно и точно диагностирован, должно возникнуть понимание сильных и слабых сторон ребенка. На основании этого понимания может быть выстроена индивидуальная стратегия лечения и дан ответ на вопрос как именно заниматься коррекцией гиперактивности у детей.


За рубежом обычно лечение гиперактивности у детей базируется на сочетании лекарственной и поведенческой терапии. Медикаментозное лечение зависит от возраста ребенка. Из медикаментов применяются различные психостимуляторы, которые по американской статистике приводят к снижению гиперактивности у детей в 70% случаев. Вместе с тем, у детей под воздействием стимуляторов появляется зависимость, в результате возможно возникновение синдрома отмены и переход в более позднем возрасте к злоупотреблению более серьезными наркотическими веществами. Кроме того, психостимуляторы только маскируют симптомы, и после их отмены все проявления полностью возвращаются, что говорит о низкой эффективности такой терапии. Тоже относится и к применению успокоительных лекарств при гиперактивности ребенка.

Лучшие результаты позволяет достичь поведенческая (бихевиоральная) терапия, в рамках которой дети изучают стратегии поведения, позволяющие им лучше контролировать себя, решать проблемы, налаживать коммуникацию с людьми, повышать внимательность и усидчивость. Обучение проходит в формате игры для детей с гиперактивностью. Программа работы с детьми с синдромом дефицита внимания включает индивидуальные и групповые занятия, занятия с родителями.

Самостоятельно родители могут помогать детям с СДВГ следующими способами:

  • Родители должны находиться в хорошей физической и умственной форме. Помощь больному СДВГ ребенку является трудным занятием и поэтому важно, чтобы родители смогли это вынести физически и эмоционально.
  • Родителям целесообразно изучать СДВГ, знать предмет изнутри, чтобы понимать ребенка и его поведение.
  • Важная часть поведенческой терапии заключается в том, что ребенку надо постоянно давать понять, что любые действия имеют последствия.

Кроме лекарств и психотерапии, существенный вклад в борьбу с недугом могут внести и методы нетрадиционной медицины. Например, акупунктура и биологическая обратная связь позволяют снизить стресс и мышечное напряжение, улучшить общее состояние больного и повысить качество жизни.

Также хорошие результаты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности позволяет достичь остеопатия.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности называют иногда «бичом нашего времени». Но взрослый человек может и не знать, что страдает этим заболеванием.

Спросите себя:

  • Вам сложно бороться со стрессами, депрессией, апатией, беспричинной тревожностью?
  • Вас называют трудоголиком, вы постоянно заняты и при этом ничего не успеваете сделать?
  • Вы злоупотребляете курением, зависимы
    от компьютерных игрушек, склонны к частому употреблению алкоголя?
  • Вас беспокоят такие неприятные черты характера, как повышенная раздражительность, невнимательность, забывчивость, резкие перепады настроения?
  • Вы не в силах организовать свое время, медлительны, не можете сконцентрироваться на книге, работе, разговоре?

Все это может объясняться болезнью, имя которой - синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. И у детей, и у взрослых его лечение необходимо.

Возможно ли избавиться от этого заболевания? Вне сомнения! Если вы обратитесь ко мне - мы справимся с вашими проблемами.

СДВГ у взрослых: симптомы и особенности

К психотерапевтам люди обращаются не для уточнения диагноза или лечения определенного заболевания, а с проблемами, которые мешают им жить. Причем мешают очень сильно.

Конечно, проявления СДВГ всегда индивидуальны. Но в поведении больных обязательно присутствуют общие черты:

  • Дефицит внимания.
    То есть невозможность сосредоточиться,
    а отсюда - необязательность, неисполнительность,
    проблемы в отношениях с людьми
    и в профессиональной деятельности.
  • Импульсивность. Ее результат - необдуманность решений и поступков, ее последствия, в основном, печальны и негативны.
  • Высокая активность. Человек всегда беспокоен, суетлив, неорганизован, немотивированно возбужден, эмоционально неустойчив.

Когда у взрослого человека отмечается СДВГ, то при обращении к специалистам по поводу повышенной раздражительности, невнимательности, забывчивости, перепадов настроения и прочего, он может даже не согласиться с таким диагнозом, будучи уверенным, что такая болезнь бывает только у детей. И кстати, многие из таких пациентов вспоминают, что в детстве им действительно ставили СДВГ и даже назначали какие-то препараты. Поэтому они уверены, что у них давно всё это уже прошло.

Главное для человека, страдающего СДВГ, - знать о своей болезни. Знать о нарушениях своей психики как можно больше. И психотерапевт прежде всего поможет выяснить причины заниженной самооценки, а далее - подготовиться к тем изменениям, которые принесет лечение. Ведь когда болезнь начнет отступать, пациент утратит излишнюю импульсивность, перестанет тревожиться, обретет умение планировать свою жизнь - и такая трансформация личности дается очень нелегко!

Как лечится синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых?

Синдром дефицита внимания у взрослых - это заболевание, лечение которого часто ведется медикаментозным путем (как правило, назначаются психостимуляторы). Но, к сожалению, при приеме лекарственных препаратов наблюдается однобокий эффект: никуда не пропадают вредные привычки, не повышается самооценка, не возникают сами по себе навыки самоорганизации. И здесь не обойтись без помощи доктора, использующего проверенные практикой методы нейропсихологической коррекции и модификации поведения.

Кроме того, при указанной выше симптоматике вполне вероятна неправильная постановка диагноза. И достаточно часто истинная причина болезненных проявлений - нарушения воспитания, и как следствие отсутствие должной социальной адаптации во взрослом возрасте.

Считается, что при истинном СДВГ нарушается работа в некоторых участках головного мозга, и для лечения требуются препараты, стимулирующие его работу. Но точно таким же эффектом лечебного воздействия обладает и гипнотерапия. Иногда одного курса, состоящего из десяти занятий гипнотерапии, достаточно для значительного улучшения. Об этом говорит весь мой многолетний опыт психотерапевта.

Правильно проведенное лечение СДВГ позволит вам жить в гармонии с собой и окружающим миром!

Многие родители замечают, что их ребёнку сложно усидеть на одном месте, сосредотачиваться на чём-то, запоминать важные вещи. Естественно у них может возникнуть вопрос, есть ли у их ребёнка Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и не пора ли обратиться к врачу по этому вопросу.

Ребёнку, подростку или взрослому человеку с симптомами СДВГ стоит обратиться к профессионалу. Доктор может помочь таким людям вести продуктивную, полноценную жизнь. Если у Вашего ребёнка или у кого-то, о ком Вы беспокоитесь, возникают проблемы из-за невнимательности, гиперактивности или импульсивности, Вам стоит проконсультироваться у специалиста. Обсудите с ним эти симптомы СДВГ и узнайте, стоит ли назначать лечение.

Что вызывает СДВГ?

Точная причина возникновения СДВГ не известна. Однако проводятся исследования с целью её определения. Многие эксперты считают, что некоторые дети рождаются с предрасположенностью к этому расстройству. Другие склоняются к тому, что оно вызывается факторами окружающей среды и социального окружения. Ещё одна группа экспертов склоняется к мнению, что СДВГ мог быть вызван проблемами во время беременности или травмой головы после рождения.

Какой бы ни была причина/причины возникновения СДВГ, людям, страдающим от него, приходится нелегко. Дети, подростки и даже взрослые с СДВГ ежедневно ведут борьбу. Из-за СДВГ им приходится преодолевать сложности с обучением, проблемы в отношениях с другими людьми и психологические проблемы, такие как беспокойство и депрессия.

Нужна ли моему ребёнку помощь от СДВГ?

Тремя основными трудностями для людей с СДВГ являются следующие симптомы: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Конечно, всем людям приходится сталкиваться с этими проблемами хотя бы раз в жизни. Однако для людей с СДВГ выполнение обычной повседневной деятельности – это настоящий вызов. В таблице ниже чётко расписаны основные симптомы СДВГ.

Симптомы СДВГ

Невнимательность

Гиперактивность

Импульсивность

Не способен сосредоточиться, делает ошибки по недосмотру

Суетится, дёргается, не может усидеть на одном месте

Выкрикивает ответы, не дожидается своей очереди говорить

Не слушает, когда говорят другие

Бегает или постоянно двигается в неподходящих для этого обстоятельствах

Перебивает других

Не выполняет задания целиком, не организован

Не может тихо играть

Теряет вещи, легко отвлекается и очень забывчив

Чрезмерно болтлив

Американская ассоциация психиатров определила критерии для постановки диагноза СДВГ. Эти критерии описаны в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (DSM-IV).

Для того, чтобы поставить диагноз СДВГ:

    У ребёнка должны проявляться симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности в разных обстоятельствах на протяжении минимум шести месяцев

    Симптомы должны быть отвлекающими, не характерными для данного этапа развития.

    Хотя бы часть из симптомов должна проявиться до семилетнего возраста.

    Симптомы должны вызывать осложнения в минимум двух различных деятельностях – дома и в школе, на работе, в отношениях с семьёй или с ровесниками.

Для более детального и полного анализа поведения Вашего ребёнка важно обсудить симптомы с лечащим врачом или с медицинским провайдером. На данный момент не рекомендуется обследовать детей до шести лет на предмет наличия СДВГ. Проводятся исследования поведения детей дошкольного возраста, чтобы больше узнать о постановке диагноза СДВГ в более раннем возрасте. Если у Вашего дошкольника проявляются симптомы СДВГ, поговорите с Вашим медицинским провайдером. Доктор может посоветовать Вам понаблюдать за поведением Вашего ребёнка на протяжении некоторого времени.

Куда мне обратиться, если мне кажется, что у моего ребёнка СДВГ?

Если Вашему ребёнку сложно общаться со сверстниками, если у него возникают проблемы с внимательным выслушиванием того, что ему говорят взрослые, если он легко отвлекается от того, чем он занимался, если он не справляется с обычными каждодневными заданиями, Вам стоит обсудить такое поведение ребёнка с его лечащим врачом.

На данный момент несколько медицинских провайдеров занимаются постановкой диагноза и лечением СДВГ. Психиатры, психофармацевты, педиатры или семейные врачи могут диагностировать СДВГ у детей, а также назначить медикаменты для его лечения.

Психологи и другие профессионалы сферы психического здоровья могут помочь в постановке диагноза и в немедикаментозном лечении СДВГ. К примеру, они могут помочь Вашему ребёнку при помощи поведенческой терапии или тренингов социальных навыков. Профессионалы сферы психического здоровья также занимаются лечением целых семей. Также существуют группы поддержки для людей с СДВГ и их семей.

Стоит ли давать ребёнку медикаменты от СДВГ?

Использование медицинских препаратов – это очень волнующая тема для родителей, учителей и врачей. Было проведено большое исследование лечения детей с СДВГ при финансовой поддержке Национального исследовательского института психиатрии, в котором сравнивали четыре разных подхода к лечению. Детей разделили на четыре группы, в каждой из которых на протяжении более года применялись разные методы лечения.

Две группы, получавшие медикаментозное лечение, показали гораздо больший прогресс, по сравнению с другими двумя группами. Группа, где медикаментозное лечение комбинировалось с поведенческой терапией, показала наилучшие результаты по разным показателям, таким как социальные навыки, обучение, отношения в семье.

Центр контроля и профилактики заболеваний (CDC) рекомендует родителям детей с серьезными симптомами СДВГ обращаться за советом к профессионалам. К сожалению, не существует одного действенного метода лечения СДВГ. В каждом конкретном случае нужно подбирать индивидуальное лечение, которое будет оптимальным.