Современные средства контроля в спорте. Контроль в спортивной тренировке. Контроль за факторами внешней среды

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все вышеперечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля

Направления контроля

Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов

Контроль за состоянием внешней среды

Контроль соревновательной деятельности (СД)

Контроль тренировочной деятельности (ТД)

а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа

а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения

Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки

За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях

Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом)

а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания

Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями

Оперативный

Измерение и оценка показателей на любом соревновании

Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия

Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля Направления контроля
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

Виды контроля

Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины.

Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении как бег на 100 м можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные , которые и должны измеряться в ходе контроля.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля , так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.

Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

Контроль за состоянием подготовленности спортсмена . Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

Оценку специальной физической подготовленности;

Оценку технико-тактической подготовленности;

Оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специальных учебниках.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность. Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника - та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

Спортивный результат - важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена. В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность - обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Оценка тактической подготовленности.

Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования).

Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.


Похожая информация.


Важным достижением в спортивной тренировке послед-них лет является переход от эмпирического построения к уп-равлению этим сложным и многообразным процессом. Глав-ным средством управления тренировкой является контроль вида деятельности, включающей в себя сбор информации, её анализ и принятие управленческого решения. Организация тренировочного процесса нерарзрывно связана с постоянным анализом трех основных составляющих спор-тивного совершенствования спортсменов:

– соревновательной деятельности,

– динамики состояния,

Важнейшими условиями оптимального управления процессом спортивной подготовки является комплексность, всесторонность и объективность используемой оценки. Ор-ганизация контроля, базирующаяся на этих условиях, долж-на включать в одноразовые обследования данные, отражающие различные стороны подготовленности с помощью разно-родных (педагогических, функциональных, психологических, технических и т. п.) и разноуровневых показателей. Это время пробегания 30-и или 60 метровой дистанции, время простой реакции, индекс напряжения сердечно-со-судистой системы, частота сердечных сокращений, величина артериального давления, результаты тестирования систем организма и т.п.

Названные критерии должны обязательно увязываться с временным отрезком исследова-ний (разновидности контроля – этапный, текущий, опера-тивный) и рабочим режимом (покой, тренировка, соревнова-ние и т.д.).

Таким образом, под комплексным контролем следует понимать совместную реализацию этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследований спортсменов на основе всесторонней оценки их технической, функциональной, подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревнова-тельной деятельности.

Этапный контроль. Оценка эффективности тренировочного процесса неразрывно связана с оценкой динамики под-готовленности спортсменов, которую необходимо осуществ-лять с учетом всех сторон – физической, технической, функ-циональной, психологической. Данное положение является основой индивидуального управления процессом подготовки и осуществляется с помощью средств и методов этапного контроля. Совершенствование средств и методов этапного контроля позволяет определить основные направления про-цесса подготовки и оценить его результативность за отно-сительно длительный промежуток времени

(мезоцикл, пе-риод подготовки).

Перспективными являются два основных подхода. Первый основан на сопоставлении данных обсле-дуемого спортсмена с показателями спортсменов более вы-сокой квалификации, включая, если имеется возможность, сильнейших спортсменов мира. Второй подход имеет в виду использование метода индивидуальных характеристик, ориен-тируясь на групповые модельные характеристики. Это объяс-няется тем, что, во-первых, средние значения контрольных показателей отличаются достаточно большой дисперсией, во-вторых, к достижению средних результатов в тех или иных контрольных упражнениях можно прийти множеством различных путей. Поэтому ориентация только на «средние» значения показателей модельных характеристик может не дать положительного эффекта применительно к подготовке отдельных сильнейших спортсменов. Практический опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов свиде-тельствует, что индивидуализация тренировочного про-цесса предполагает использование своеобразных оригиналь-ных методик, направленных на учет индивидуальных осо-бенностей занимающихся.

Текущий контроль. Предметом текущего педагогического контроля является оценка повседневных изменений раз-личных систем организма спортсменов, связанных с особен-ностями их реакции на различные по объему, интенсивности и направленности тренировочные нагрузки, включаемые в рамки малых циклов тренировки. Применение этой разно-видности контроля предусматривает рационализацию пла-нирования тренировочных нагрузок в днях микроцикла с учетом функционального состояния организма, позволяет оптимизировать предсоревновательную ттподготовку, дифферен-цировать тренировочные нагрузки по величине (большие, средние, малые) на основе реальных функциональных сдви-гов.

Оперативный контроль. Управление двигательной дея-тельностью спортсмена и её регламентация непосредствен-но в процессе выполнения конкретных тренировочных на-грузок осуществляется на основе оперативного контроля. Важным элементом его следует считать оценку состояния спортсмена с точки зрения соответствия конкретным зада-чам предстоящей тренировочной и соревновательной дея-тельности. На основании определения предрабочего состоя-ния становится возможным, во-первых, прогнозировать ре-зультативность выьлполнения тренировочного задания и, во-вторых, корректировать либо само задание, либо требования к спортсмену. При этом следует иметь в виду, что квали-фицированные спортсмены достаточно точно определяют соот-ветствие их состояния, тренированности и степень восстановленности организма стоящим перед ними задачам.

В целом оперативный контроль, учитывающий воздействие отдельных упражнений и их комплексов в тренировочном за-нятии, предполагается внедрять в практику путем разра-ботки групповых и индивидуальных моделей реакции спорт-сменов на различные по объему, интенсивности и направ-ленности тренировочные нагрузки. Для решения этих вопро-сов необходимо накопление материалов, характеризующих реакции организма спортсменов на общепринятые трениро-вочные нагрузки и позволяющих установить функциональ-ные сдвиги занимающихся в момент выполнения этих на-грузок. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что, несмотря на кажущуюся простоту реализации оперативного контроля, это направление остается наименее разработан-ным (В.М. Карлышев, 1989г.).

Наиболее изменчивым и подвижным является функциональное состояние спортсмена. Оно зависит от ситуации, личностных особенностей, реакции окружающих, в конечном счете, от состояния адаптационного процесса. Это многоаспектное явление и качественная его диагностика существенно влияет на принятие решений при управлении тренировочным процессом. Часто тренеры, имеющие большой профессиональный опыт достаточно объективно анализируют информацию о состоянии спортсмена, так как знают его особенности поведения в различных состояниях. Но эта способность тренера вырабатывается многими годами работы. Начинающим тренерскую деятельность можно достичь таких результатов интерпретации значительно быстрее.

Следует учитывать, что степень сложности и значимости ситуации для спортсмена (тренировка, соревнование) пропорциональна яркости красок его состояния, полноте его проявления и тем менее он способен к саморегуляции. Соревновательная деятельность усугубляет ситуацию и усиливает роль психологического компонента состояния, который существенно влияет на деятельность и поведение спортсмена. Эффективность тренировки, спортивного выступления зависит от многих составляющих и, прежде всего, от состояния спортсмена. Для оценки его готовности важно использовать систему контроля, с помощью которой возможно целенаправленное и эффективное управление психическим состоянием и деятельностью спортсмена. Для этого необходимо оценить несколько компонентов этого состояния:

– осознаваемый (как спортсмен осознает себя и свою способность управлять собой);

– вегетативный (эмоциональный уровень);

– функциональный (на каком уровне работают ведущие системы организма);

– двигательный (на каком уровне находятся ощущения и качества движений);

– регуляционный (волевой, регуляционный и целевой компонент).

Осознаваемый компонент состояния – оценивается субъективными оценками спортсмена своего самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться или выступать, удовлетворенности тренировочным

процессом, ясности цели и т.п. исходя из 10 баллов или 100%. Показатели

менее 70% перед соревнованиями должны насторожить тренера, так как

отражают недостаточный настрой спортсмена или говорят о его апатии.

Вегетативный компонент состояния – можно оценить с помощью биопотенциометрии, оценки электрокожного сопротивления, кожногальванического рефлекса и критической частоты мелькания. В зависимости от эмоционального состояния спортсмена тренер предусматривает особенности разминки, его настраивания на работу, специфику включения его в игру и т.п.

Функциональный компонент может оцениваться множеством методов доступных тренеру (пульсометрия и измерение артериального давления, функциональные пробы). Оценка тонуса мышц с использованием миотонометра, позволяющего оценить степень расслабления и напряжения мышц, даёт информацию о степени готовности мышц к работе.

Двигательный компонент состояния наиболее информативен в плане готовности организма к деятельности. Для этого можно использовать методы динамометрии, кинематометрию, оценку простой и сложной реакции на движущийся объект, теппинг-тест. Результаты двигательных тестов отражают особенности возможностей спортсмена, саморегуляции движений и действий, а также установки и степень контроля своих действий. Для спортсменов-игровиков наиболее важны показатели точности, разброса и направление ошибки при реакции на движущийся объект, величина максимального усилия и отношение оптимального усилия к максимальному (Ю.Я. Киселев, 2002).

Регуляционный компонент состояния можно отследить по различным дифференцировкам в двигательных тестах в изменяющихся условиях или меняющихся установках. Комплексная оценка всех компонентов позволяет

тренеру определиться в особенностях подготовки спортсмена, принять оптимальное решение о коррекции либо состояния, либо стоящих перед ним задач, выбрать наилучший режим деятельности, необходимые средства и методы восстановления.

Контроль и моделирование в спорте.

Для объективного управления процессом спортивной тренировки оценивать изменения функционального состояния спортсмена, развивающихся в результате относительно длительного периода тренировки под влиянием нагрузок отдельных занятий и микроциклов, а также нагрузок отдельных упражнений при выполнении программ тренировочных занятий. В соответствии с этим принято различать три вида контроля: поэтапный, текущий и оперативный.

Основными задачами поэтапного контроля являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате – разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл. Частота обследований при поэтапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле – на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапное обследование проводят в соревновательном периоде – один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного, влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать недействительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических задач для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому, объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьёзное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.


При текущем контроле проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессом утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учёт протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и их комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного – на очередной тренировочный микроцикл или этап; текущего – на мезоцикл, микроцикл, занятие; оперативного – на отдельное упражнение или их комплекс.

В процессе контроля оценивают:

Эффективность соревновательной деятельности;

Уровень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;

Возможности отдельных функциональных систем и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельности;

Реакцию организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления;

Показатели нагрузки различных структурных образований тренировочного процесса – упражнений, отдельных занятий, микро-, мезо- и микроциклов и т.п.

Выбор тех или иных показателей зависит от вида контроля и его конкретных задач. В зависимости от этого программа контроля может включать широкий комплекс параметров, позволяющих получить всестороннюю информацию о состоянии спортсмена его функциональных возможностях или же базироваться на отдельных частных показателях, учет которых может улучшить планирование отдельных компонентов тренировочной нагрузки.

Ученые и практические работники народного хозяйства в тесном творческом содружестве планомерно выполняют поставленную XXV съездом КПСС задачу - ускорить темпы научно-технического прогресса.
Применение многочисленных технических средств, современных тренажеров, использование новейших данных многих смежных наук дает возможность в значительной степени корректировать современные представления науки о физической культуре и возможностях человеческого организма.

Появление новых приборов и методик позволяет превратить места занятий в научные лаборатории, влияет на улучшение научно-педагогического и материально-технического обеспечения физкультурного движения. Происходит коренное изменение взглядов на использование средств физического воспитания в зависимости от возраста, пола, условий жизни. Создаются необходимые условия для укрепления союза науки и практики, для соединения возможностей научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства.
Можно с уверенностью говорить о том, что результаты научно-технической революции успешно проникли вовсе сферы человеческой жизни. В наши дни успехи биологии, медицины, физической культуры все больше и больше связываются с развитием различных технических средств. Радиоэлектроника, радиотелеметрия стали одними из основных исследовательских и контрольных методов при наблюдениях за состоянием человека во время интенсивного труда, в период тренировки или соревнований. Для этого ученые и инженеры разработали много систем радио- и телевизионных средств, регистрирующих физиологические функции организма и передающих информацию на различные расстояния.
Современные требования заставляют создавать миниатюрные и экономичные радиопередатчики, разрабатывать малогабаритную устойчивую к помехам, многоканальную радиотелеметрическую аппаратуру, способную давать максимальный объем информации о состоянии человека при выполнении различных видов деятельности. Подобные приборы используются, например, на космических кораблях. Они применяются и в спорте. Советские спортсмены-велосипедисты, впервые получившие золотые медали в командной гонке на 100 км на первенстве мира в Англии в 1970 г. и на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г., в значительной степени своими успехами обязаны научному обеспечению тренировок с использованием радиотелеметрических устройств.
Все большее и большее значение придается обработке получаемой информации на вычислительных машинах с использованием эффективных диагностических алгоритмов. В качестве простейшего кодирования физиологической информации используется кардиофон, преобразующий теле электрокардиограмму в звуковые сигналы. Достаточно широкое распространение получили телеметрические устройства ближнего радиуса действия для передачи физиологической информации из полостей тела - эндорадиозондометрия.
Достижения спортивной медицины тесно связаны с дальнейшим развитием биологической радиотелеметрии, с созданием надежных систем врачебного контроля и медицинского обследования спортсменов. Решение основных технических проблем передачи биоинформации направлено на снижение веса и габаритов датчиков, повышение экономичности и надежности работы аппаратуры. Все это создает предпосылки для более широкого использования таких методов в спортивной практике, для создания на стадионах радиотелеметрических лабораторий, которые с успехом будут решать сложные задачи.
Применение миниатюрных биотелеметрических датчиков для наблюдения за спортсменами во время тренировок и соревнований значительно раздвигает возможности тренера и дает в руки спортивного врача методы объективной оценки состояния человека, находящегося на значительном расстоянии от исследователя.
Исследованию механизмов биологических реакций на тренировочную нагрузку, повышению требований к сбору и обработке информации сейчас придается очень большое значение. Регистрация двигательных актов, электроплетизмография, исследования энерго-обмена, деятельности эндокринной системы, пищеварения, психофизиологическая характеристика спортсмена, биологическое управление - вот неполный перечень проблем, стоящих сейчас перед наукой. Давно прошла пора кустарных методов обработки получаемой информации, все шире применяется специальная аппаратура, дающая тренеру и педагогу обширные данные о сдвигах в организме человека под влиянием физических упражнений.
Современные научные приборы, усилители, осциллографы, динамографические устройства являются необходимым оснащением исследований, обусловливающим дальнейшие успехи научной мысли. В области физической культуры все больше используются электронные приборы, определяющие основные параметры спортивных движений, приборы экспериментальной психологии спорта, экспериментальной физиологии и спортивной медицины. Сложная аппаратура недавнего прошлого входит в повседневную практику. Сейчас уже широко применяется надежная радиотелеметрическая аппаратура системы «Спорт», позволяющая получать необходимую медикобиологическую информацию для педагогического использования.
В выступлениях советских спортсменов на олимпийских играх в Мюнхене, Инсбруке и Монреале немалая заслуга советских ученых, врачей, тренеров. Обширная срочная информация о биологических процессах, происходящих в организме человека под влиянием занятий физической культурой и спортом, позволяет тренеру и преподавателю делать учебно-тренировочную работу научно управляемой, более точно вести спортсмена к высокому результату, а занимающегося физическими упражнениями- к укреплению здоровья и творческому долголетию.
Современные технические средства и инструментальные методы контроля используются в учебно-тренировочном процессе во многих видах спорта. Применяется и контроль за работоспособностью спортсменов с помощью различных тестов.
Данные, полученные в ходе научных исследований, позволяют утверждать, что современные технические средства являются одним из важнейших факторов, способных существенно повысить эффективность обучения. Использование инструментальных методов контроля за качеством усвоения учебного материала дает возможность лучше изучить индивидуальные особенности занимающихся. Достижения научно-технического прогресса создают предпосылки для качественного улучшения учебно-тренировочного процесса в спорте и физическом воспитании.