Спортивное ориентирование знаки карты. Условные знаки карт для спортивного ориентирования на лыжах. Территория с покрытием

International orienteering federation 2000 Radiokatu 20, fi-00093 slu, Finland - http://www.Orienteering.Org map committee

IOF Map Committee ISOM 2000 Info Desk

Перевод с английского: Александр Глушко

Подготовка к публикации: Вячеслав Глушко

    Введение

    Общие требования

    Элементы карт для бега с ориентированием

    Описание условных знаков (бег с ориентированием)

    Формы земной поверхности (рельеф)

    Скалы и камни

    Гидрография и болота

    Растительный покров

    Искусственные объекты

    Технические знаки

    Знаки для нанесения элементов дистанции

УЗ карт для ориентирования на лыжах (редакция 2002 г.)

Условные знаки карт для ориентирования на велосипедах

Условные знаки карт для ориентирования по трассе

Основные принципы составления карт для паркового ориентирования

1. Введение

Ориентирование - интернациональный вид спорта. Единый подход к составлению и оформлению карт для соревнований является существенным фактором для ведения честной спортивной борьбы и дальнейшего развития этого вида спорта.

Эти условные знаки (УЗ) должны использоваться вместе с правилами, установленными Международной Федерацией по спортивному ориентированию (IOF) для проведения соревнований по спортивному ориентированию (СО). Для мероприятий IOF отклонение от стандартов, определяемых этими УЗ, допустимы только с санкции комитета по картам IOF. Для других соревнований такая санкция должна даваться соответствующими комиссиями национальных федераций. На основе УЗ для бега с ориентированием существуют УЗ для других видов СО (лыжное ориентирование, ориентирование на велосипедах и др.). Цель настоящих УЗ для карт, используемых в СО, обеспечить стандартизацию карт, отображающих различные типы местности, для занятий ориентированием.

2. Общие требования

2.1 Ориентирование и карта

Задачей спортсмена ориентировщика является, в возможно кратчайшие сроки, преодолеть дистанцию, оборудованную на местности, с использованием карты, получаемой на старте, и компаса. Как и в любом другом виде спорта, главным является равные условия для всех участников. От качества составления карты и ее оформления во многом зависит планирование и постановка хороших дистанций, справедливых для всех спортсменов ориентировщиков.

С точки зрения спортсменов, точная и разборчивая карта является надёжным руководством для выбора оптимального варианта движения и его надёжного исполнения, чтобы максимально использовать свои физические возможности и умение ориентироваться. Выбор пути движения теряет всякий смысл, если карта необъективно отображает окружающую действительность, или она плохо читается.

Вся информация о существующих препятствиях (скалы, водные преграды, проходимость и т. п.), наличии и развитости дорожной сети, классификации затрудняющих или облегчающих бег объектов, позволяет спортсменам принимать правильные решения при выборе вариантов движения, для этого необходима карта точно и достоверно передающая такую информацию. Иначе говоря, никто не должен получить преимущество или пострадать из-за дефектов карты (неточностей, недостоверности передачи информации, плохой читаемости и т. п.) Общим является правило - спортсмены не должны замечать погрешностей карты. Точность карты в целом зависит от точности измерений местоположения, высоты и формы объектов.

Для планирования дистанции, позволяющей проявить все имеющиеся у спортсменов способности, планировщику дистанций необходимо иметь достоверную, точную, однозначно и разборчиво читаемую в соревновательных условиях карту. Чем лучшую карту имеет планировщик дистанций, тем больше он имеет шансов подготовить хорошие дистанции, создающие равные условия, как для участников элитных групп, так и для новичков. Информация о местонахождении объектов, получаемая с карты, должна гарантировать, что спортсмен, использующий компас и контролирующий расстояние шагами, не заметит никаких отклонений. Отклонения менее 5% удовлетворяют таким требованиям к точности.

Контрольные пункты (КП) - наиболее важная составляющая часть дистанции. Взаимосвязь точек расположения КП с окружающими объектами должна быть отображена достоверно и карта должна отображать полную, точную и подробную информацию о местности. Для международных соревнований вся информация на карте должна соответствовать дате проведения соревнований. Если на день соревнований произошли изменения, то карта должна быть исправлена.

Для составителя карт важно знать, какие характеристики и как отображать на карте. Наличие спортивного опыта важно для понимания основных требований предъявляемых к спортивным картам.

Перевод с английского: Александр Глушко

Подготовка к публикации: Вячеслав Глушко)

Отображение форм земной поверхности осуществляется посредством очень подробных кривых линий (горизонталей), дополненных специальными знаками небольших бугров, ям и т. п. Дополнительно используются знаки чёрного цвета для показа камней и скал. Нормальная местность для СО лучше отображается горизонталями с вертикальным интервалом (сечением) 5 метров.

Чрезмерное использование дополнительных (подчёркивающих) горизонталей не допустимо, так как это ведет к загруженности карты и искажает реальные превышения. В отдельных случаях возможно использование меньшего сечения, если это обеспечит лучшую читаемость карты. Относительная разность высот между соседними объектами должна быть показана как можно более точно. Абсолютная точность высот имеет меньшее значение. Допускается некоторое изменение высоты горизонтали, если это улучшит отображение действительности. Это отклонение не должно превышать 25% интервала сечения рельефа, при этом следует обратить внимание на соседние горизонтали.

101 Горизонталь

Линия, соединяющая точки одной высоты. Стандартный интервал между горизонталями по вертикали (сечение рельефа) 5 м. Минимально допустимый изгиб линии 0,25 мм от центра до центра линии.

Цвет: коричневый.

102 Утолщённая горизонталь

Каждая пятая горизонталь должна быть утолщённой. Это способствует быстроте оценки разницы высот и общего восприятия форм местности. При необходимости показа мелких деталей, утолщённая горизонталь может быть вычерчена нормальной линией.

Цвет: коричневый.

103 Вспомогательная горизонталь

Используется для передачи дополнительной информации о формах рельефа, отображение которых невозможно основными горизонталями. Между двумя основными горизонталями может быть проведена только одна вспомогательная.

Цвет: коричневый.

104 Указатель направления ската (бергштрих)

Цвет: коричневый.

105 Отметки горизонталей

Цвет: коричневый.

106 Грунтовый обрыв

Крутой перегиб поверхности земли, однозначно выделяющийся из окружающей среды. Гравийные или песчаные выработки, дорожные выемки и насыпи и т. п. Зубцы должны показывать полную проекцию склона, но могут быть опущены, если два обрыва располагаются близко друг от друга. Опасные грунтовые обрывы показываются знаком 201 Очень высокие грунтовые обрывы могут быть показаны толщиной линии бровки 0,25 мм.

Цвет: коричневый

107 Грунтовый вал

Четко видимая земляная насыпь. Высота минимум 1 метр.

Цвет: коричневый.

108 Маленький земляной вал

Маленькая или частично разрушенная земляная насыпь показывается прерывистой линией. Минимальная высота 0,5 метра.

Цвет: коричневый.

109 Промоина

Овраг или ров, которые не могут быть отображены в масштабе карты знаком . Толщина линии отображает ширину промоины. Минимальная глубина 1 метр.

Цвет: коричневый.

110 Маленькая промоина

Маленькая промоина или канава. Минимальная глубина 0,5 метров.

Цвет: коричневый.

111 Бугор

Показывается горизонталями. Выделяющиеся на местности бугры, не попадающие в основное сечение рельефа, могут быть показаны основными горизонталями, если их высота не отличается от высоты основного сечения больше чем на 25%. Маленькие или плоские бугры показываются вспомогательными горизонталями.

Цвет: коричневый.

112 Внемасштабный бугор

Маленький грунтовый или каменистый бугры, которые не возможно отобразить с помощью горизонталей (диаметр менее 5 м). Минимальная высота 1 метр. В случаях совпадения с горизонталью, линия должна быть разорвана.

Цвет: коричневый.

113 Вытянутый внемасштабный бугор

Выделяющийся внемасштабный бугор вытянутой формы (длинна менее 12 м ширина менее 4 м). Показываются бугры высотой не менее 1 метра над окружающей их поверхностью. Знак не может находиться на линии горизонтали.

Цвет: коричневый.

114 Яма

Показывается горизонталями с бергштрихами. Выделяющаяся, не попадающая в основное сечение, яма может быть показана основной горизонталью, если ее глубина не отличается больше чем на 25% от основного сечения. Маленькие или плоские ямы показываются вспомогательными горизонталями.

Цвет: коричневый.

115 Внемасштабная яма

Маленькое естественное понижение (диаметром не менее 2 метров), которое не может быть отображено горизонталями в масштабе карты. Минимальная глубина от окружающей поверхности 1 метр. Центр объекта находится в центре тяжести знака. Знак ориентируется разрывом на север. Искусственные ямы следует показывать знаком 116.

Цвет: коричневый.

116 Искусственная внемасштабная яма

Шурф или яма с крутыми краями, не выражающиеся в масштабе каты (диаметром не менее 2 метров). Минимальная глубина от окружающей поверхности 1 метр. Ямы представляющие опасность показываются знаком . Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. Знак ориентируется разрывом на север.

Цвет: коричневый.

117 Изрытая поверхность

Цвет: коричневый.

118 Специальные формы рельефа

Цвет: коричневый.


4.2 Скалы и камни

Скалы - специальная категория земной поверхности. Отображение камней даёт полезную информацию об опасности и проходимости. Отдельные камни (валуны) являются хорошими ориентирами и точками для постановки КП. Скалы показываются чёрным цветом, чтобы они отличались от отображения других форм земной поверхности. Основное внимание следует уделить тому, чтобы отображение скальных форм согласовывалось с отображением форм земной поверхности горизонталями.

201 Непреодолимая скала

Непреодолимая (опасная) скала, карьер или опасный грунтовый обрыв (см. 106) показывается линией толщиной 0,35 мм вдоль бровки и зубцами, покрывающими площадь проекции обрыва от верхней кромки до подножья. При отображении вертикальных или близко расположенных обрывов зубцы могут быть опущены (ширина прохода должна быть не менее 0,3 мм в масштабе карты). Зубцы могут быть удлинены, если это необходимо. Например, если обрывом и береговой линией нет прохода, то зубцы обрыва должны пересекать береговую линию и накладываться на край изображения водоема.

Цвет: чёрный.

202 Скалы останцы

В некоторых случаях скалы в виде столбов или гигантских валунов могут быть показаны в плане без зубцов.

Цвет: чёрный.

203 Преодолимый скальный обрыв

Маленький вертикальный скальный обрыв (высота минимум 1 м) может быть показан без зубчиков. Если направление склона не определяется однозначно или необходимо улучшить читаемость, могут быть показаны короткие зубчики в направлении склона. При отображении проходимых скальных обрывов без зубчиков концы линии бровки могут быть закруглены для улучшения восприятия.

Цвет: чёрный.

204 Скальная выработка

Скальная выработка, яма или ствол шахты, которые могут представлять опасность для бегунов. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. Знак ориентируется разрывом на север.

Цвет: чёрный.

205 Пещера

Показывается таким же знаком, как и скальная выработка, только ориентируется знак острием в направлении входа. Центр входа находится в центре тяжести знака.

Цвет: чёрный.

206 Валун

Камень, выделяющийся на местности, высотой не менее 1 метра. Все валуны, отображаемые на карте, должны быть легко опознаваемы но местности. Чтобы показать разницу между валунами разных размеров (находящимися на местности не далеко друг от друга) диаметр значка может быть увеличен на 20%.

Цвет: чёрный.

207 Большой валун

Особо большой камень, не выражающийся в масштабе карты.

Цвет: чёрный.

208 Каменистое поле

Территория, покрытая таким большим количеством камней (валунов), что их невозможно показать каждый отдельно с помощью знаков и , показывается произвольно ориентированными треугольниками со сторонами в соотношении 8:6:5. Объект должен отображаться минимум двумя треугольниками. Для показа разницы величины отдельных камней, покрывающих поле, некоторые треугольники могут быть увеличены на 20%.

Цвет: чёрный.

209 Груда валунов

Группа камней, тесно расположенных на небольшой площади, каждый из которых невозможно показать индивидуально. Знак ориентируется на север. В случае необходимости показать разницу между несколькими группами, размер треугольника может быть увеличен на 25% (до 1 мм).

Цвет: чёрный.

210 Каменистый грунт

Каменистая и скальная поверхность, которая влияет на пробегаемость, должна быть отображена на карте. Точки наносятся произвольно. Плотность точек показывает степень пробегаемости. Возможно использование минимум трёх точек.

Цвет: чёрный.

211 Открытый песчаный грунт

Поверхность с мягким песчаным или гравийным покрытием, снижающим скорость бега. В случае, если пробегаемость нормальная, следует использовать знаки или .

Цвет: чёрный 12,5% (22 линии/см) и жёлтый 50% (см знак 402) .

212 Чистая скала

Хорошо пробегаемая скальная поверхность без растительности. Если имеется какая-либо растительность (трава, мох и т. п.), следует использовать знаки или

Цвет: чёрный 30% (60 линий/см).


4.3 Гидрография и болота

Эта группа включает элементы гидрографии и специальные типы грунтов и растительности, связанные с присутствием воды. Эта категория объектов важна, поскольку оказывает сильное влияние на пробегаемость, что в свою очередь влияет на выбор варианта движения. Элементы этой группы УЗ являются хорошими ориентирами для постановки КП. Чёрная береговая линия показывает непроходимость данного пространства при нормальном уровне воды. В засушливых районах, элементы данного раздела могут содержать воду только в некоторых сезонах.

301 Озеро

Большие водные пространства показываются регулярной точечной сеткой, маленькие - сплошной заливкой. Чёрная береговая линия показывает непроходимость объекта.

Цвет: голубой 50% (60 линий/см)

302 Пруд

В случаях когда озеро или пруд меньше 1 мм 2 в масштабе карты береговая линия не показывается.

Цвет: голубой.

303 Лужа

Яма с водой или лужа, не выражающаяся в масштабе карты. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака.

Цвет: голубой.

304 Непреодолимая река

Непреодолимая река или канал показывается чёрной береговой линией. Линия может быть разорвана в местах брода.

Цвет: голубой 50% (60 линий/см), чёрный.

305 Преодолимая река

Преодолимый река или канава шириной минимум 2 метра. Если ширина больше 5 метров, то объект показывается в масштабе карты.

Цвет: голубой.

306 Преодолимый ручей

Преодолимый ручей или канава шириной менее 2 метров. Для лучшей читаемости, канава по болоту должна отображаться знаком 305 .

Цвет: голубой.

307 Канава с водой

Естественная или искусственная пересыхающая канава.

Цвет: голубой.

308 Узкое болото

Болото или мокрый грунт, которые невозможно показать знаком 310 (ширина меньше чем 5 метров).

Цвет: голубой.

309 Непроходимое болото

Болото непроходимое или опасное для спортсменов. Чёрная линия дается по контуру.

Цвет: голубой, чёрный.

310 Болото

Преодолимое болото с четко видимыми краями. Знак 310 может комбинироваться со знаком 403 для отображения открытого болота. Залесённые болота могут быть показаны в комбинации со знаками растительности . Маленькие болота показываются на карте не меньше, чем двумя штрихами. Если маленькое болотце показывается в сочетании со знаками / , то для улучшения читаемости, разрешается заменить эти знаки на / соответственно.

Цвет: голубой.

311 Нечёткое болото

Заболоченный грунт, пересыхающее болото или места перехода нормального грунта в проходимое болото. Знак может быть использован в комбинации со знаком или для открытых мест. Залесённое болото может быть показано в комбинации со знаками 406 - 410 . Минимальный размер знака четыре штриха.

Цвет: голубой.

312 Колодец

Колодцы скважины или оборудованные источники, четко видимые на местности.

Цвет: голубой.

313 Родник

Родник или четко видимый исток. Знак ориентируется разрывом вниз по течению.

Цвет: голубой.

314 Специальный объект гидрографии

Знак служит для показа специальных внемасштабных объектов гидрографии. Пояснение к использованию знака должно быть дано в легенде карты.

Цвет: голубой.


4.4 Растительный покров

Отображение растительности важно для ориентирования, так как оказывает влияние на пробегаемость, видимость и читаемость карты.

Основные принципы:

  • белый используется для отображения нормального, хорошо пробегаемого леса,
  • жёлтый используется для показа открытых пространств различных категорий,
  • зелёный отображает плотность леса и подлеска в зависимости от пробегаемости и видимости, разделенных на несколько категорий.

ПРОБЕГАЕМОСТЬ

Пробегаемость растительности зависит от структуры леса, подлеска или кустарника. Наличия ежевики, вереска, крапивы, обрубленных веток и т. п. Состояние почв и грунтов, влияющее на проходимость, отображается отдельно.

Пробегаемость леса подразделяется на четыре категории, в зависимости от снижения скорости бега, по сравнению со скоростью бега в нормальном лесу. Например, если скорость бега в нормальном лесу 5 минут на километр, то ниже приведены коэффициенты соответствующие каждой из таких категорий:

нормальный лес 80 - 100% 5:00 - 6:15 мин/км
медленно пробегаемая растительность 60 - 80% 6:15 - 8:20 мин/км
трудно пробегаемая растительность 20 - 60% 8:20 - 25:00 мин/км
трудно проходимая растительность 0 - 20% > 25:00 мин/км

401 Открытое пространство

Поля, луга, пашни, покосы и т. п. без деревьев или кустарников, легко пробегаемые. Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый.

402 Полуоткрытое пространство

Луга с отдельно стоящими деревьями или кустами, легко пробегаемые. Площади, занимающие меньше 10 мм 2 в масштабе карты, показываются знаком 401 знаками 418 - 420 . Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый (20 линий/см).

403 Неудобь

Пустоши, вырубки, лесопосадки (высота деревьев до 1 метра) или другие открытые пространства с неудобной для бега поверхностью (растительностью), такой как вереск, высокая трава или мелкие сучки на вырубках. Знак может комбинироваться со знаком 407 или для отображения изменения условий пробегаемости.

Цвет: жёлтый 50% (60 линий/см).

404 Неудобь с редколесьем

Редколесье по неудобице. В случаях когда группы растительности, показываемые белым или зелёным цветом, сливаются,- такие группы обобщаются и показываются регулярным рисунком, состоящим из больших белых точек на желтом фоне. Площади, занимающие меньше 10 мм 2 в масштабе карты, показываются знаком 403 . Отдельные деревья могут быть добавлены знаками 418 - 420 .

Цвет: жёлтый 70% (60 линий/см), белый 48,5% (14,3 лин/см).

405 Лес: легко пробегаемый

Типичный для данной местности лес, хорошо пробегаемый. Если в районе нет хорошо пробегаемого леса, то на карте не должно быть белого цвета.

Цвет: белый.

406 Лес: медленно пробегаемый

Густой лес с низкой видимостью, снижающий скорость бега до 60 - 80% от нормальной.

Цвет: зелёный 30% (60 линий/см).

407 Подлесок: медленно пробегаемый

Густой подлесок, не ограничивающий видимость (ежевика, вереск, низкорослый кустарник), а также валежник или срубленные ветки, снижающие скорость бега до 60 - 80% от нормальной. Возможно использование этого знака в комбинации со знаками 406 или .

Цвет: зелёный 14,3% (11,9 линий/см).

408 Лес: трудно пробегаемый

Густой лес с низкой видимостью, снижающий скорость бега до 20 - 60% от нормальной.

Цвет: зелёный 60% (60 линий/см).

409 Подлесок: трудно пробегаемый

Густой подлесок, не ограничивающий видимость (ежевика, вереск, низкорослый кустарник), а также валежник или срубленные ветки, снижающие скорость бега до 20 - 60% от нормальной. Возможно использование этого знака в комбинации со знаками 406 или .

Цвет: зелёный 28,6% (23,8 линий/см).

410 Непроходимая растительность

Густой лес или подлесок снижающие скорость бега до 0 - 20%.

Цвет: зелёный.

411 Лес, пробегаемый в одном направлении

В случаях, когда лес хорошо пробегается в одном направлении, но снижает скорость бега в других направлениях, белые полосы на зелёном фоне показывают направление, в котором бежать легко.

Цвет: зелёный, белый.

412 Сад

Плантации плодовых деревьев или кустарников. Зелёные точки могут показывать направление рядов. Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый, зелёный 25% (12,5 линий/см).

413 Виноградник

Зелёные линии могу быть ориентированы в направлении посадок. Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый, зелёный.

414 Чёткая граница культивируемых участков

Граница обрабатываемых участков, если она не совпадает с другими знаками (ограда, дорога, насыпь и т. п.). Постоянная граница между двумя видами обрабатываемой земли также может быть показана этим знаком.

Цвет: чёрный.

415 Пашня

Пашни с сезонными границами посевов могут быть показаны чёрными регулярными точками.

Цвет: жёлтый 100%, чёрный 5% (12 линий/см).

416 Чёткая граница растительности

Чёткая кромка леса или граница пород леса.

Цвет: чёрный

417 Нечёткая граница

Нечёткая граница между видами растительности показывается только сменой цвета без граничной линии.

418, 419, 420 Специальные объекты растительности

Использование этих знаков для показа внемасштабных объектов растительности должно быть пояснено в легенде карты.

Цвет: зелёный.


4.5 Искусственные объекты

Дороги имеют большое значение для спортсменов и поэтому дорожная сеть, несомненно, должна быть отображена на карте. Особенно важно для спортсменов отображение мелких троп. Важно показать не столько ширину дороги или тропы, сколько то, насколько она удобна для бега, и то, как хорошо она видна на местности. Остальные объекты антропогенного происхождения также являются хорошими ориентирами и точками для постановки КП.

501 Автострада

Шоссейная дорога с разделительной полосой. Ширина знака показывается в масштабе карты, но не уже, чем указанные минимальные размеры. Внешняя граница может быть заменена знаками , , или , если какой либо из этих знаков должен быть показан так близко, что сольется с чёрной линией края дороги. Пространство между чёрными линиями заполняется коричневой точечной сеткой (50%). Реконструируемые и строящиеся дороги могут быть показаны прерывистой линией.

502 Шоссе

Шоссейная дорога шириной более 5 метров. Ширина показывается в масштабе карты, но не уже указанного минимума. Внешняя граница может быть заменена знаками , , или , если какой либо из этих знаков должен быть показан так близко, что сольется с чёрной линией края дороги. Пространство между чёрными линиями заполняется коричневой точечной сеткой (50%). Реконструируемые и строящиеся дороги могут быть показаны прерывистой линией.

Цвет: чёрный и коричневый 50% (60 линий/см).

503 Узкое шоссе

Шоссе или асфальтированная дорожка, шириной 3 - 5 метров. Пространство между чёрными линиями заполняется коричневой точечной сеткой (50%). Реконструируемые и строящиеся дороги могут быть показаны прерывистой линией.

Цвет: чёрный и коричневый 50% (60 линий/см).

504 Улучшенная дорога

Автодорога с улучшенным покрытием пригодная для движения в любое время года. Ширина менее 3 метров.

Цвет: чёрный.

505 Грунтовая дорога

Плохо обслуживаемая дорога пригодная только для медленной езды на машине. Ширина менее 3 метров.

Цвет: чёрный.

506 Тропа

Широкая пешеходная тропа или старая дорога, хорошо видимые на местности.

Цвет: чёрный.

507 Тропинка

Узкая тропа или лесная дорожка, которые могут повысить скорость бега.

Цвет: чёрный.

508 Исчезающая тропинка

Пропадающая тропа или лесная дорога.

Цвет: чёрный.

509 Узкая просека

Чёткая просека шириной менее 5 метров. Просека в лесу (обычно в густом), не имеющая тропы или дороги по ней. В случаях, когда по просеке имеется дорога или тропа, следует использовать знаки или соответственно.

Цвет: чёрный.

510 Чёткий перекресток

В случаях, когда развилки или перекрестки чётко видны на местности, то штрихи знаков соединяются или пересекаются в этих точках.

Цвет: чёрный.

511 Нечёткий перекресток

В случаях, когда развилки или перекрестки чётко не видны на местности, то штрихи знаков разрываются в этих точках.

Цвет: чёрный.

512 Пешеходный мостик

Пешеходный мостик без тропы.

Цвет: чёрный.

513 Переправа с мостом

Показывается штрихом знака дороги или тропы поперёк водной преграды.

Цвет: чёрный.

514 Переправа без моста

Если в месте пересечения дороги или тропы через реку, ручей или канаву нет моста, то пунктир дороги или тропы разрывается в этом месте.

Цвет: чёрный.

515 Железная дорога

Железнодорожное полотно, трамвайные пути, узкоколейка и т. п.

Цвет: чёрный.

516 Линия электропередачи

ЛЭП, канатная дорога или подъёмник. Поперечные штрихи показывают места опор.

Цвет: чёрный.

517 Линия электропередачи на высоких опорах

Расстояние между линиями может показывать ширину ЛЭП. Поперечные штрихи показывают места опор.

Цвет: чёрный.

518 Туннель

Пересечение дорог, дорог с водными преградами и т. п. Также показываются туннели, к которым не подходят дороги или тропы.

Цвет: чёрный.

519 Каменная стена

Каменная стена или облицованный камнем вал (насыпь)

Цвет: чёрный.

520 Разрушенная каменная стена

Может быть показана прерывистой линией.

Цвет: чёрный.

529 Территория с покрытием

Территории с асфальтовым или другим покрытием. Используются для парковок и других целей.

Цвет: черный и коричневый 50% (60 линий/см)

530 Развалины

Показываются в плане, если это возможно в масштабе карты. Очень маленькие объекты могут быть показаны сплошной линией.

Цвет: чёрный.

531 Стрельбище

Стрельбище показывается специальным предупреждающим знаком. Прилегающие строения показываются отдельно.

Цвет: чёрный.

532 Могила

Чётко видимое захоронение с камнем или другим знаком. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. Знак ориентируется на север. Кладбище может быть показано симметрично расположенными значками по всей его территории.

Цвет: чёрный.

533 Трубопровод

Трубопровод (газ, вода и т. п.) на поверхности, который можно пересечь в любом месте (сверху или снизу).

Цвет: чёрный.

534 Трубопровод непреодолимый

Любой трубопровод, который является непреодолимым для спортсменов.

Цвет: чёрный.

535 Высокая башня

Высокая башня или пилон, возвышающиеся над окружающим лесом. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака.

Цвет: чёрный.

536 Маленькая башня

Охотничья вышка или насест и т. п.

Цвет: чёрный.

537 Пилон

Пилон, мемориальный камень или граничный знак высотой больше 0,5 метра.

Цвет: чёрный.

538 Кормушка

Кормушка на специальном строении или на дереве. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. В некоторых случаях могут не отображаться.

Цвет: чёрный.

539, 540 Специальные искусственные объекты

Использование знаков должно быть пояснено в легенде карты.

Цвет: чёрный.


4.6 Технические знаки

Технические знаки являются существенными для любого типа карт.

601 Линии магнитного меридиана

Располагаются на карте с интервалом 33,33 мм, что соответствует 500 метрам в масштабе 1: 15 000. На картах в других масштабах эти линии располагаются с интервалом кратным круглому количеству метров (50 м, 100 м, 250 м) и наносятся на карту на расстоянии в промежутке между 20 и 40 мм. Линии магнитного меридиана могут быть разорваны в местах пересечения с мелкими деталями карты (валуны, бугры, скалы, слияния ручьев, концы троп и т. п.) На картах с малым количеством объектов отображаемых голубым цветом, линии магнитного меридиана могут быть показаны голубыми линиями.

Цвет: чёрный (голубой).

602 Контрольные метки

По меньшей мере, три контрольных метки должны быть показаны на полях карты. Причём места нанесения меток должны быть асимметричны. Кроме того, возможно нанесение рисунка для контроля совмещения цветов.

Цвет: все цвета, используемые при печати данной карты.

603 Отметки высот

Отметки высот могут быть даны для облегчения грубой оценки перепада высот в районе карты. Значение отметок округляются до целых метров. Надписи ориентируются. Урезы воды даются на голубом фоне.

Цвет: чёрный.


4.7 Знаки для нанесения элементов дистанции

Элементы дистанции должны быть нанесены на карту типографским способом, по крайней мере, для участников элитных групп. Для остальных категорий участников возможно нанесение дистанций вручную. Размеры соответствуют для всех масштабов карт.

701 Старт

Место старта или место выдачи карт (если они не совпадают) показывается правильным треугольником, ориентированным в направлении первого КП. Центр треугольника показывает точку старта (начала ориентирования).

Цвет: пурпурный.

702 Контрольный пункт

КП обозначается кругом. Центр круга совпадает с точкой постановки КП. Сегмент круга не должен закрывать мелкие детали карты.

Цвет: пурпурный.

703 Номер контрольного пункта

Номер КП располагается рядом со знаком КП таким образом, чтобы не закрывались детали карты. Цифра ориентируется на север.

Цвет: пурпурный.

704 Линия

Линии, соединяющие элементы дистанции в порядке прохождения, не должны закрывать мелкие элементы карты.

Цвет: пурпурный.

705 Маркированные участки

Показываются на карте пунктирной линией.

Цвет: пурпурный.

706 Финиш

Показывается двумя концентрическими окружностями.

Цвет: пурпурный.

707 Запретная линия

Линия, которую запрещено пересекать во время соревнований.

Цвет: пурпурный.

708 Проход

Место возможного пересечения различных преград во время соревнований.

Цвет: пурпурный.

712 Первая помощь

Пункт первой помощи.

Цвет: пурпурный.

713 Пункт питания

Пункт питания, не совпадающий с КП.

Цвет: пурпурный.

Для того чтобы карта хорошо читалась и была понятной, используются как различные цвета, так и различные условные знаки, символы. Мы будем работать со спортивной картой, которая сделана специально для ориентирования.

Правила картографии, которыми пользуются для подготовки спортивных карт, являются международными. Это означает, что, если вам вдруг в Японии попадется в руки спортивная карта, вы сможете без проблем «прочитать» ее.

Белый означает лес

Коричневый чаще всего относится к рельефу. С его помощью обозначают горы, холмы, ямы и тому подобное. Коричневый используется также для обозначения гравийных и асфальтовых поверхностей.

Желтый обозначает открытое пространство. Это могут быть газоны, поля, луга и полянки.

Зеленый обозначает плотность Растительности и степень проходимости леса. Чем темнее зеленый цвет, тем труднее пройти через него, например, густые посадки.

Голубой : озера, реки, ручьи,; болота, канавы (все, что связано с водой)

Черный обозначает объекты деятельности человека: дорожки, тропинки, каменные стены, линии электропередач, дома и т.д. Кроме того камни и скалы тоже передаются черным цветом.

Растительность


Открытое пространство. Местность без деревьев и кустов, поле, луга.
Лес: легко бежать. Открытый лес в котором нет препятствий для бега
Лес: медленный бег.
Лес: трудный бег.
Растительность: очень трудно или невозможно бежать, непроходимость.
Фруктовый сад.
Виноградники.
Четкая граница растительности.
Особый объект растительности.
Широкая просека.

Гидрография и болота



Искусственные сооружения

К ним относится все то, что имеет неприродное происхождение, например дороги, ограды, туннели. В лесу часто можно встретить сооруженные людьми кормушки, шалаши, скамейки, которые также являются ориентирами и отображаются на карте.

Дороги, просеки и тропы используются спортсменами и как ориентиры, и как пути движения. Дороги различаются по покрытию и ширине и со временем подвержены значительным изменениям.


Шоссе.
Улучшенная грунтовая дорога
Грунтовая дорога.
Маленькая тропа.
Узкая просека. Просека. Узкая вырубка в лесу, прогалина, которая хорошо заметна в лесу.
Железная дорога.
Электролиния.
Туннель.
Каменная стена. Каменная стена, вал, насыпь, которая составлена с камней различного размера
Разрушенная каменная стена.
Высокая каменная стена.
Ограда.
Разрушенная ограда.
Высокая ограда.
Проход в ограде.
Строения. Имеет жилищное или хозяйственное назначение.
Маленькое строение.
Руины.
Могила.
Трубопровод.
Высокая башня.
Маленькая башня.

Рельеф

Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности - возвышений и понижений. Горизонталь – линия, соединяющая точки рельефа, находящиеся на одной высоте. Короткие штрихи поперек горизонталей называют берштрихами, они показывают направление понижения склона.

Рельеф - коричневые линии на карте

Горизонталь (основная горизонталь). Промоина. Очень узкая впадина, глубокое ущелье с крутыми незадернованными склонами и характерным, как правило, сухим водотоком.
Линия ската, бергштрих. Маленький холм, микробугорок.
Земляной обрыв. Холм, бугор.
Земляной вал. Впадина, яма.
Маленький земляной вал. Маленькая впадина, микроямка


Скалы и камни

В этой главе мы разберем более подробно, что означает знаки, показанные на карте коричневым цветом, и, как мы уже отмечали ранее, эти знаки показывают различия в высоте. В первую очередь мы сосредоточимся на сплошных коричневых линиях, расположенных на карте. Они называются горизонтали. Чтобы понять, что именно они обозначают, давайте в дальнейшем рассматривать местность, изображенную на карте, с точки зрения вверх или вниз. Для ориентирования недостаточно направлений вперед, назад, вправо и влево, которыми мы оперируем при рассмотрении плоской местности. Необходимость учитывать рельеф местности может показаться слишком сложной, но овладение этим пониманием откроет вам двери к возможности справиться с более сложным ориентированием.

Слева вы видите рельефную картинку, на которой видны все неровности местности. Справа - спортивная карта этого же места.

Рельеф на карте изображается кривыми непрерывными линиями - горизонталями

Первый шаг на пути изучения рельефа - это понимание, что чем больше горизонталей нарисовано на карте, тем выше склон в этом месте, чем ближе друг к другу изображены горизонтали, тем склон круче

Следует разобраться, где на карте обозначается понижение (лощины, ямы), а где возвышенности (холм, бугор и т.д.), а также, где именно самая высокая точка на холме. Это наглядно видно на рисунке, где отмечены эти места.

Бергштрих - короткая черточка, ставится перпендикулярно горизонталям, указывает на карте падение склона.

. Обычно, различие в высоте, обозначаемое с помощью горизонталей, составляет 5 м и называется сечение рельефа. Сечение рельефа указывается на карте. Сечение рельефа: высота сечение рельефа – это вертикальное расстояние между горизонтальными плоскостями, которые условно пересекают поверхность земли. Мысленные линии пересечения, образующиеся при этом, называют горизонталями. С их помощью на картах изображают различные формы рельефа.

Как пользоваться картой?

Теперь вы знаете, как устроена карта и, что она состоит из различных цветов и условных знаков. Чтобы пользоваться картой, суметь ее «прочитать», важно чтобы она соответствовала местности. Карту можно сравнить с кусочком мозаики или пазлом. Фрагмент пазла можно поместить в полотно, только вернув его одним конкретным образом. То же самое и с картой. Она правильно отображает местность только тогда, когда она развернута одним определенным способом, а именно: север карты всегда должен совпадать с севером на местности.

В зависимости от того, в каком направлении вам нужно перемещаться, вам понадобиться поворачивать карту, «читать» ее снизу вверх или справа налево и т.д. На рисунке ниже показана карта, сориентированная относительно местности. Объекты справа от спортсмена, например, река и мост, находятся также справа на карте. Два больших домика расположены за дорогой, а домик поменьше и ЛЭП находится слева от спортсмена.

Когда вы правильно ориентируете карту, становится просто сравнивать ее с местностью.

Прием «большого пальца» и свернутая карта облегчают ориентирование.

Используйте прием «большого пальца»

Процесс чтения карты может стать проще, если каким-либо образом отмечать на карте, где вы в данный момент находитесь. Очень удобно делать это с помощью приема «большого пальца». Это означает, что вы концом большого пальца (или углом платы компаса) указываете на точку в карте, где вы находитесь в данный момент. Когда же вы перемещаетесь по местности, вы также перемещаете и большой палец таким образом, чтобы постоянно указывать то место, где вы оказываетесь. Этот метод также работает и в случае, когда вам надо быстро найти себя в карте, если вы вдруг отвлеклись и ненадолго выпустили карту и местность из поля зрения. Иногда карта оказывается такого размера, что неудобно отслеживать ее большим пальцем, в этом случае, ее следует свернуть. Когда вы складываете карту, важно чтобы вы видели как точку, в которой находитесь, так и точку, в которую хотите попасть, чтобы вам не пришлось бесконечно переворачивать карту туда-сюда.

Несмотря на то, что вы стараетесь тщательно отслеживать свои перемещения, иногда случается, что вы не можете в точности определить, где вы находитесь. В этом случае, самый лучший способ остановиться и сориентировать карту. После этого постарайтесь определить, в какой точке карты вы последний раз "привязались", и в то же время осмотритесь по сторонам, чтобы постараться найти отчетливый ориентир, например, тропинку, поляну или камень, который может послужить подсказкой, где именно на карте вы находитесь в данный момент. Эти меры, как правило, могут дать вам необходимую информацию, чтобы рассчитать ваше местоположение.

Линейные ориентиры - мерила, за которые удобно держаться.

По тропинкам и дорожкам передвигаться легче всего Когда вы выбираете путь в лесу, вам следует пользоваться помощью различных объектов местности. Самые удобные и простые объекты, вдоль которых легко ориентироваться, называются линейными ориентирами. Линейными ориентирами называют такие объекты, вдоль которых вы можете двигаться большой отрезок дистанции. В качестве примеров линейных ориентиров можно назвать тропинки, дорожки, канавы, ЛЭП, края полей и т.п. Вдоль этик объектов легко перемещаться и их легко различить как на карте, так и на местности. Заборы, овраги и ручьи тоже хорошо помогают Есть и другие виды линейных ориентиров, которые не такие четкие, но иногда они могут выполнять роль вперил». Некоторые примеры таких объектов: забор, овраг, край вырубки и ручей, протекающий через лес. Иногда они не такие заметные, и к тому же иногда может оказаться довольно сложно следовать им из-за растительности, в особенности это касается берегов ручья и границ вырубок. Даже холмы и болота могут выполнять функцию линейных ориентиров

Когда вы регулярно тренируетесь и имеете некоторый опыт в ориентировании, вы обнаруживаете, что края болот или вытянутые формы рельефа могут выполнять функцию линейных ориентиров. Но все же они довольно ненадежные, поскольку существует риск перепутать холмы или болотца с похожими на местности.

Стороны света

В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени в это время будет указывать на север.

Компас - помогает нам сориентировать карту

Компас всегда был тесно связан с понятием ориентирование. Раньше, когда карты были не достаточно подробными и скорее схематичными, основным приемом ориентирования было следовать азимуту. В настоящее время с детальными, тщательно прорисованными картами компас перестает играть столь важную роль, как раньше. Акцент ставиться на то, чтобы читать карту и использовать компас для правильного ориентирования карты. Мы уже констатировали ранее, что карту обязательно надо правильно сориентировать для того, чтобы ее правильно использовать. Компас может нам в этом помочь, поскольку на всех картах есть север. Север всегда находится наверху карты. На карте всегда нанесены тонкие линии, синие или черные, расположенные в направлении север-юг. Они называются - линии магнитного меридиана. Эти линии необходимы для того, чтобы ориентировать карту с помощью компаса и для снятия азимута. Если линии магнитного меридиана расположены параллельно стрелке компаса и красная половинка стрелки компаса показывает на север карты - карта сориентирована правильно.

Снятие азимута.

Помимо чтения карты нужно также уметь снимать азимут и следовать ему, если невозможно использовать линейные ориентиры. Также важно уметь идти по азимуту, когда приходится перемещаться в темноте или в тумане, последнее особенно важно в горных районах.

Как многое в ориентировании, компас с годами развивается и становится все более усовершенствованным. На данный момент существует множество различных типов компасов, каждый со своим особенным внешним видом, с различными видами шкал. Наряду с тем, что компасы бывают разных моделей, существуют также различные техники использования компаса. В ориентировании используются в основном два типа платы для компаса: традиционная - прямоугольная, и на палец.

Использование компаса на плате для пальца

Приложите компас к карте так, чтобы край платы компаса соединял точку, где вы стоите, с той, куда вы хотите попасть. Важно, чтобы стрелка на переднем краю платы компаса указывала в том направлении, куда вы хотели бы попасть. Начинайте ориентировать карту, поворачиваясь всем корпусом пока красная часть стрелки компаса не будет указывать на север карты. Затем вращайте колбу компаса до тех пор, пока север, помеченный значком N на шкале колбы компаса, не будет указывать на север карты. Если вы повернете колбу наоборот, тогда на следующем этапе вы начнете движение в противоположном направлении.
Переложите карту в другую руку, а компас держите перед собой, параллельно земле на уровне пояса. Поворачивайтесь всем корпусом до тех пор, пока красная часть стрелки компаса не будет указывать на север, помеченный значком N на шкале колбы компаса. Даже сейчас вы можете ошибиться и взять курс в противоположном направлении. Прицельтесь вдоль воображаемой линии движения на какой-либо хорошо заметный ориентир на местности, например, необычное дерево. Когда вы добежите до дерева, прицельтесь еще раз на следующий отчетливый ориентир и т.д., доберетесь до нужной вам точки.

Грубый азимут и точный азимут.

Ориентировщики между собой часто говорят о грубом или точном азимуте. Под грубым азимутом подразумевается, что спортсмен следует в приблизительном направлении и не смотрит на компас особенно часто. Такой способ используется, когда впереди вас ждет какой-либо "упреждающий" линейный ориентир, например, поперечная тропинка или поле, и не особенно важно в какой именно точке вы попадете на этот линейный ориентир.

Под точным азимутом имеется в виду, что спортсмен точно выдерживает направление, часто смотрит на компас и часто использует промежуточные ориентиры. Это повышает уверенность, когда вы ищете контрольный пункт, например, у камня положенного в лесу в отдалении от линейных ориентиров.

Фрагменты карты показывают два различных примера, как можно ориентироваться с помощью компаса. Слева вы будете использовать грубый азимут на открытое пространство, а справа вы воспользуетесь точным азимутом от изгиба тропики точно на камень.

  • III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ, МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, АНТИДОПИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
  • Адміністративні правопорушення: поняття та ознаки та склад
  • Вероятные признаки (объективные признаки, определяемые при осмотре)


  • Редакция 2002 г.

    5. УЗ карт для ориентирования на лыжах

    5.1. Общие требования

    Карты для ориентирования на лыжах (ЛО) базируются на условных знаках (УЗ) используемых при составлении карт для ориентирования бегом. Однако специфика ЛО определяет некоторые изменения и отклонения в базовых УЗ, необходимые для передачи информации требуемой спортсмену для ориентирования на лыжах. Эти специальные требования и УЗ описаны в этой главе.

    Отклонения от УЗ допустимы только с санкции национальной Комиссии ЛО. Для международных мероприятий, санкция должны быть дана Комиссией ЛО IOF (IOF Ski-O Commission ).

    Карты для ориентирования бегом могут быть использованы для проведения соревнований ЛО всех уровней, если темно-зёленый цвет (знак 410) будет изменен на светло-зёленый цвет (знак 406) . Для международных соревнований требуется разрешение Комиссии ЛО IOF.

    Ориентирование на лыжах - это вид спорта, в котором спортсмен, передвигаясь на лыжах, использует карту, чтобы выбрать и осуществить оптимальный вариант движения, используя предлагаемую организаторами сетку лыжней, для преодоления маршрута от старта, через множество контрольных пунктов, до финиша. В ЛО лыжная подготовка и умение ориентироваться должны сочетаться таким способом, чтобы умение ориентироваться являлось решающим элементом.

    В ориентировании на лыжах, кроме оценки качества лыжни и протяженности выбираемого варианта, также необходима оценка перепадов высот. Очевидно, что карта должна точно и понятно отображать эти особенности. Карта также должна быть легко и однозначно читаемой при передвижении на лыжах в условиях соревнований. Это означает, что карта должна избегать большой детализации в местах не видимых с лыжни, чтобы выделить сеть лыжней, и упростить представление форм земной поверхности (рельефа). Показывать нужно только детали, которые влияют на: а) выбор маршрута и б) ориентирование и определение местонахождения.

    Для осуществления принципа справедливости во время соревнований должны быть введены дополнительные УЗ. Эти знаки описывают качество и ширину лыжней.

    5.3. Масштаб

    Масштаб карты для длинных дистанций должен быть 1:15000, для средних дистанций и эстафет 1:15000 или 1:10000, для коротких дистанций 1:10000 и для спринта 1:10000 или 1:5000. В специальных случаях, для мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать карты иных масштабов. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

    Укрупнение масштаба позволяет создать более плотную и тоже время легко читаемую сетку лыжней. Кроме того, уменьшается вероятность ошибок при отображении форм перемычек (соединений) и углов в точках разветвлений и перекрещивания лыжней.

    5.4. Сечение рельефа

    Интервал сечения рельефа должен быть, как правило, 5 м., но могут использоваться другие, альтернативные варианты (2,5 м или 10 м). В специальных случаях, при проведении мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать другой интервал сечения рельефа. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

    5.5 Цвета

    Правильный порядок наложения цветов играет важную роль в читаемости карты ЛО. Порядок установки цветов при печати карты на цветном принтере должен быть следующий:

      верхний фиолетовый: номера и коды контрольных пунктов (КП), запрещенные территории, загрязненные или бесснежные дороги и точка начала ориентирования, а также (при необходимости) центр соревнований

    1. коричневый

      верхний зеленый (PMS 354): лыжни

      нижний фиолетовый: контрольные пункты и линии между ними

    2. нижний зеленый (PMS 361): все другие УЗ зеленого цвета, кроме лыжней

    Порядок цветов при офсетной печати карты тот же самый.

    Линии горизонталей смещаются в случаях совмещения их с линиями зеленого цвета (лыжни). Требуется цветной принтер высокого качества для того, чтобы коричневые линии не закрывали линии лыжней. Степень влияния совмещения коричневых линий с зелеными на читаемость карты, при проведении мероприятий IOF, могут оценить организатор и представитель IOF, и принять соответствующее решение.

    5.6. Печать и тиражирование

    Карты для соревнований по ЛО часто обновляются накануне соревнований. Сетка лыжней может быть пересмотрена за несколько дней до старта. Поэтому новые цифровые методы печати: лазерные принтеры, цветовые копировальные устройства и т. д. хорошо удовлетворяют требованиям, предъявляемым к картам ЛО.

    Ответственность по качеству карты должны нести организатор и представитель IOF (для мероприятий IOF).

    5.7.1. Использование условных знаков для ориентирования бегом

    Рельеф

    Форма рельефа показывается с помощью горизонталей. Для того, чтобы улучшить читаемость карты при быстром беге на лыжах, линии горизонталей должны быть более обобщёнными по сравнению с картами ориентирования бегом. Линии горизонталей не должны быть пропущены, если они необходимы на плоской местности.

    Скалы и камни

    Камни и скалы не подходят на роль критерия для выбора маршрута, но в некоторых случаях они могут служить в качестве значимых объектов для ориентирования и привязки. Карта может показывать эти особенности, если они видимы для участника, когда земля покрыта снегом.

    Гидрография и болота

    Кроме ориентирования и привязки, знаки этой группы важны для участника так как они способствуют определению высоты (что есть «верх», а что есть «низ») в картах со сложным рельефом.

    Открытое пространство и растительность

    Представление растительности важно спортсмену большей частью для ориентирования, но также может быть использовано для выбора маршрута в случаях, когда он хочет попробовать сделать срезку. Чтобы не испортить читаемость зелёных лыжней, все знаки проходимости растительности должны быть показаны знаком 406 .

    Искусственные объекты и сооружения

    Знак 509 - узкая просека используются для не вспаханных дорожек, хорошо видимых на местности.

    5.7.2 Размеры знаков для карт различных масштабов

    Толщина линии горизонтали может быть уменьшена (0.11 мм), для того, чтобы УЗ лыжней не закрывались ими.

    5.7.3. Специальные условные знаки

    Следующие знаки предназначены для карт лыжного ориентирования

    Лыжни

    Сетка лыжней отображается разнообразными зелеными линиями интенсивного и четко видимого цвета (рекомендуется PMS 354). Когда лыжня проложена по тропе (лесной дороге), тропа не показывается, (то есть черный не используется).

    В отличие от всех других лыжней (показываемых зелеными линиями), наезженные дороги пригодные для передвижения на лыжах показываются черной линией, потому что дороги должны отличаться от специально подготовленных лыжней. Условия для передвижения на лыжах по наезженной дороге отличаются от тех, которые существуют на специально подготовленных лыжных трассах. Состояние наезженной дороги может измениться более быстро (например, дождь, снегопад, таяние на солнце).

    Все разветвления и пересечения должны быть вычерчены тщательно, чтобы точно отобразить подобие разветвлений и пересечений. Это действительно также и для пунктирных линий.

    801 Очень широкая лыжня > 3 м

    Очень быстрая, широкая коньковая трасса в лыжных центрах, сделанная с лыжной бороной или специальным выравнивателем.

    Ширина 0,85 мм

    802 Широкая лыжня 1,5 - 3,0 м

    Быстрая, коньковая лыжня, сделанная снегоходом, ширина обычно 2–3 м. Коньковая лыжня, более грубая и более мягкая, чем широкая коньковая трасса.

    Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

    Ширина 0,60 мм

    803 Лыжня 0,8 - 1,5 м

    Хорошая лыжня, сделанная снегоходом, обычно 1,0 - 1,5 м шириной. На крутых наклонах, лыжня может быть сделана шире, чтобы уменьшить расширение в течение соревнования.

    Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

    804. Медленная лыжня 0.8–1 м.

    Грубая, медленная лыжня, запорошенная небольшим количеством снега или не очищенная от веток и сучков. Этот знак не используется на крутых склонах,если ширина следа позволяет использовать шаги «елочкой» для подъема, или плужения для замедления и остановки.

    Чтобы яснее показать развилки и перекрестки медленной лыжни, их следует отобразить короткой линией.

    Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

    Диаметр точек 0,7 мм и расстояние между точками 1,3 мм

    805 Дорога, покрытая снегом

    Наезженные дороги, присыпанные снегом, пригодные для передвижения на лыжах, показываются нормальным знаком улучшенной дороги, но шире.

    Цвет: чёрный.

    Ширина линии 0,7 мм

    806. Загрязненная или малоснежная дорога

    Дорога, которая является загрязненной (посыпана песком) или малозаснеженной (снежный слой или отсутствует или не сплошной) в течение соревнования. Цепь V-образных значков поперек знака асфальтированной дороги показывают, что дорога не пригодна для передвижения на лыжах.

    Цвет: верхний фиолетовый

    Высота 3,0 мм

    807. Непроезжая автомобильная дорога

    Дорога, которая не используется для движения, без каких-либо следов.

    Цвет: черный

    808. Закатанная область

    Слаломные склоны и другие территории, пригодные для передвижения на лыжах.

    Границы областей показывают с узкой зеленой линией (0,13 мм), для того, чтобы ясно читались их края.

    Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

    Ширина линии 0,2 мм, расстояние между линиями 0,8 мм, угол 45 градусов

    809. Запрещенные для движения автомобильные дороги

    Знак , запрещающий движение, увеличенный для того, чтобы быть лучше видимым в сетке лыжней.

    Цвет: верхний фиолетовый.

    Крест фиолетового цвета, 3,5 мм

    Другие знаки

    810. Контрольный пункт и точка центра

    Точка центра кружка может использоваться, когда необходимо более точно указать положение КП, например, в густой сетке лыжней. Контрольные пункты в ЛО предпочтительно ставятся на проходной лыжне, а не на развилках или пересечениях. Точка центра помогает, определите точное местоположение контрольного пункта на лыжне.

    Цвета: кружок контрольного пункта - нижний фиолетовый, точка центра кружка - верхний фиолетовый

    Диаметр кружков контрольных пунктов 5.5 – 6.0 мм (для всех масштабов), толщина линии 0.5 мм. Диаметр точки центра 0.65 мм

    811. Порядковый номер и номер контрольного пункта (код)

    В соревнованиях ЛО, не используются легенды. Коды контрольных пунктов помещены или рядом с порядковыми номерами на рабочем поле карты или в отдельном списке.

    Размер карты и конфигурация рисунка дистанции - важные факторы в определении лучшего места положения для написания номеров и кодов. Если сетка лыжней густая, и/или конфигурация рисунка дистанции сложна, должен быть использован отдельный список (строка, колонка). Между номером и кодом КП должна стоять черточка (дефис).

    Цвет: верхний фиолетовый

    812. Место запасного оборудования

    Место для запасного оборудования в районе соревнований.

    Цвет: верхний фиолетовый

    Высота: приблизительно 10 мм

    Занятия 7-8 (ознакомление кружковцев с условными знаками спортивных карт СССР; закрепление ранее полученного навыка определения расстояний)

    Перед выходом на учебный полигон руководитель выдает ребятам карты района предстоящих занятий, фототаблицы «Условные знаки спортивных карт СССР» и подробно объясняет, как с помощью условных знаков на карте передается действительная картина местности. Вкратце содержание беседы сводится к следующему. Условные знаки спортивных карт СССР разделены на пять групп (см. рис. б): 1) рельеф, 2) скалы и камни, 3) гидрография и болота, 4) растительность, 5) искусственные сооружения. В отдельную группу (6, 7) выделены знаки обозначения, дистанции и стрелки магнитного меридиана.

    Рисунок 6. Условные знаки спортивных карт

    Для лучшего запоминания условных знаков каждой однородной группы предметов установлен типовой знак, схематически напоминающий вид предмета сверху или сбоку (дорога, строение, дерево).

    Условные знаки спортивных карт СССР подразделяются на масштабные, линейные и внемасштабные.

    Масштабными знаками обозначают леса, поля, луга, крупные сооружения и т. д., границы которых на карте полностью соответствуют очертаниям на местности, уменьшенным согласно масштабу карты.

    Линейными знаками обозначают тропинки, дороги, ручьи, канавы, просеки и т. д., которые показываются на карте в виде различных линий. Длина этих линий соответствует размерам изображаемых объектов в масштабе карты, а ширина большей частью дается увеличение.

    Внемасштабные знаки используют для обозначения отдельных камней, маленьких ямок, холмиков, мостиков, родников и т. д., т. е. таких предметов, которые трудно или практически невозможно показать в масштабе карты из-за небольших размеров. Точное положение внемасштабных объектов на карте соответствует центру знака.

    В таблице условные знаки спортивных карт сопровождаются порядковым номером, названиями, а также необходимыми размерами для тиражирования спортивной карты.

    Дальнейшее детальное ознакомление юных ориентировщиков с условными знаками целесообразно построить не в соответствии с их расположением в таблице, а в зависимости от трудности их восприятия и понимания.

    Практика показывает, что значительную сложность при чтении карты вызывают у ребят знаки изображения различных масштабных форм рельефа - горизонтали. Поэтому объяснение сущности передачи рельефа местности на карте следует выделить в отдельную тему занятий и приступить к ее изучению лишь после того, как кружковцы приобретут некоторые навыки чтения карты.

    Первые занятия по чтению карты целесообразно начать со знаков обозначения дистанции. Это дает руководителю возможность сразу установить нужную последовательность изучения условных знаков на основе маршрута предстоящего движения группы, быстрее раскрыть связь между содержанием карты и действительной картиной местности.

    В процессе объяснения руководитель показывает ребятам треугольник и просит найти его на своих картах, напоминая, что этим знаком обозначается место старта. Одна из вершин треугольника, как правило, обращена в направлении первого КП, отмеченного на карте кружком и порядковым номером 1. Теперь юные спортсмены отчетливо представляют направление своего движения, их внимание привлекает пространство, ограниченное треугольником и первым КП. Для того чтобы повысить активность ребят и привлечь их к самостоятельной работе с картой, руководитель ставит перед ними несколько вопросов, которые направляют внимание на анализ содержания карты от старта до первого КП. Например: чему равно расстояние от старта до первого КП? Какие условные знаки встретятся при движении на первый КП?

    Как правило, пользуясь таблицей условных знаков, кружковцы старательно и с большим интересом включаются в работу, отыскивая на карте данные обозначения. Через некоторое время они имеют достаточно определенное представление о маршруте своего движения на первый КП. Чтобы несколько облегчить решение поставленной задачи, руководитель принимает активное участие в «путешествии» по карте: уточняет и дополняет отдельные детали, упущенные ребятами в ответе; показывает и повторяет названия географических объектов, которые встретятся ученикам при движении на первый КП. Последующий этап закрепления в памяти юных ориентировщиков данных условных знаков может быть связан с поиском аналогичных обозначений по всему полю карты. Контролируя в процессе коллективной работы ответы кружковцев, руководитель рассказывает, какие отличительные особенности характерны для условных знаков, показывающих различный класс дорог, различную проходимость болот, лесных массивов, ширину водных преград и т. д.

    Вполне естественно, что весь рассказ об условных знаках должен сопровождаться одновременным их показом на таблице, карте, а также рисунках, соответствующих внешнему виду изображаемого предмета. Такое наглядное объяснение, органически связанное с показом условных знаков, способствует более осмысленному их восприятию и запоминанию.

    Заканчивая объяснение, руководитель вновь возвращает группу к чтению карты, но несколько видоизменяет и усложняет задание. Теперь ребятам предлагается перечислить (без таблицы) условные знаки от старта до КП-1, а также определить расстояние до названных географических объектов. Например, если со старта на КП-1 путь частично проходит по дороге, следует назвать расстояние до ближайшей развилки, изгиба дороги или ее перекрестка, а также до тех объектов, которые видны слева и справа по ходу движения.

    Подобные задания, во-первых, сразу приучают юных ориентировщиков к установленной последовательности работы с картой (согласно правилу: «Вначале определи расстояние до нужного ориентира и лишь затем начинай движение к нему»). Во-вторых, дают возможность руководителю установить, насколько кружковцы запомнили изученные условные знаки и усвоили навык определения расстояний по карте. В ходе чтения карты, если ребята уверенно справляются с поставленной задачей, руководитель поочередно вызывает их и просит продолжить «путешествие».

    Для практического ознакомления юных спортсменов с условными знаками руководитель проходит с ними по первому отрезку учебной дистанции (дороге или тропинке), останавливая группу через определенные промежутки у ярко выраженных ориентиров, и просит показать на таблице и карте данный условный знак. Одновременно он рассказывает и объясняет значение встречаемых условных знаков при выборе пути движения на КП. А когда кружковцы выйдут на КП, руководитель поздравляет их с первой маленькой победой.

    После того как ребята рассмотрят призму, зададут возникшие у них вопросы, руководитель предлагает вспомнить и зарисовать по памяти с помощью условных знаков географические объекты, встреченные на пути движения. Эти упражнения составляют один из начальных этапов формирования у учащихся необходимых качеств ориентировщика: памяти, внимания, мышления. Выполнение их требует от юных спортсменов большой сосредоточенности, мобилизации внимания в ходе движения по маршруту, а также умения запечатлевать и сохранять в памяти последовательное расположение встречаемых географических объектов.

    Учитывая, что кружковцы еще не имеют достаточно четкого представления о вычерчивании тех или иных условных знаков, руководитель может разрешить им на первых порах пользоваться таблицей для успешного выполнения подобных заданий. По истечении времени, отведенного на упражнение, руководитель разрешает ребятам сверить выполненное задание с оригиналом карты и подсчитать количество пропущенных знаков.

    Сделав небольшой анализ всей проделанной работы, руководитель вновь возвращает учащихся к чтению карты. Им предлагается найти на ней следующую точку движения - КП-2. После того как юные ориентировщики найдут данный КП на своих картах, они получают задание определить расстояние до него. Выполнив эту задачу, группа совместно с руководителем приступает к чтению карты, определяя расстояние до названных ориентиров. Если кружковцы в ходе чтения карты встречают незнакомые новые знаки, руководитель подробно объясняет их значение и просит зарисовать эти знаки в тетрадь.

    Затем группа начинает движение на КП-2. Ребята называют встречаемые географические объекты и показывают изображение данных объектов на карте. Такая система занятий способствует тому, что условные знаки усваиваются не механически, а при многократном их повторении в различных сочетаниях. Это обеспечивает наглядность в ходе изучения темы.

    Учитывая, что подросткам трудно сосредоточиться на длительное время, руководителю следует делать через определенные промежутки (8-10 мин) привалы, заполняя паузы различными подвижными играми. В ходе движения на следующий КП можно предложить занимающимся выполнить отдельные упражнения командами.

    Например. Группа разбивается на четыре команды. Первая и вторая команды начинают движение, не глядя в карту, а лишь запоминая те объекты, которые встретятся им на пути. По сигналу руководителя команды останавливаются и показывают на своих картах те объекты, которые они увидели. Первая команда показывает четвертой, вторая команда - третьей. Через 300-350 м команды меняются местами.

    Во время отдыха на третьем и четвертом КП руководитель может предложить выполнить последовательно ряд упражнений, направленных на закрепление темы. Перед тем как приступить к ним, целесообразно провести беседу с юными спортсменами, повторяя уже изученные знаки. Беглым фронтальным опросом руководитель освежает в памяти ребят приобретенные знания и, лишь убедившись, что материал хорошо усвоен, приступает к объяснению цели и задач предстоящих упражнений.

    Перечислим некоторые из них. 1. Назвать указанные в таблице (без пояснительной надписи) условные знаки. 2. В течение 10-30 с запомнить определенное количество знаков на таблице, а затем зарисовать их в тетрадь по памяти. 3. Взять одну из карточек, на которой нанесены 10-12 условных знаков (без пояснительной надписи), и вслух объяснить значение каждого из них.

    После разбора ошибок, допущенных при выполнении упражнений, группа продолжает знакомство с условными знаками, двигаясь по учебной дистанции.

    В конце занятий следует провести фронтальный опрос ребят, с тем чтобы закрепить пройденный материал. Занимающиеся поочередно показывают на таблице (без пояснительной надписи) условный знак, определяя его значение, после чего выполняют обратное задание, т. е. рисуют называемые руководителем условные знаки.

    В заключение подводятся итоги занятия и дается задание на дом. Домашняя работа имеет важное значение для выработки качеств, необходимых ориентировщику,- памяти, внимания, мышления. Содержание домашних заданий должно быть практически увязано с пройденным учебным материалом и направлено на совершенствование технической подготовленности кружковцев, а также на устранение отдельных ошибок, которые не удалось ликвидировать в ходе занятий.

    Подобные задания могут носить групповой или индивидуальный характер и основываться на учете подготовленности отдельных ребят или всей обучаемой группы. Условия каждого задания должны быть четко и подробно объяснены. Для того чтобы приучить юных ориентировщиков к систематическому добросовестному решению поставленных задач, руководитель должен давать оценку каждой работе и наиболее хорошо выполненные упражнения использовать в ходе занятий, называя с целью поощрения фамилии и имена учащихся, подготовивших их.

    Проверку домашних заданий лучше делать после разминки, уделяя этому 8-10 мин. Коллективная проверка домашних заданий имеет свои положительные стороны. Во-первых, выполнение упражнений, которые выносятся на совместное обсуждение, потребует от занимающихся большой мобилизации внимания и ответственности при их подготовке. Во-вторых, в ходе группового обсуждения ребята вторично повторяют пройденный материал, что содействует закреплению полученных знаний.

    Домашнее задание. 1. Подготовить несколько упражнений для других кружковцев в определении расстояний. На отдельном листочке бумаги вычертить 8-10 отрезков различной длины, ответы в соответствующем порядке записать на обратной стороне листа.

    2. Сделать выкопировку небольшого, заранее указанного руководителем кусочка карты размером 8Х8 см.

    3. Из плотного листа бумаги сделать две карточки размером 5 Х 12 каждая (см. рис. 7). На первой приводятся изображения условных знаков, название которых предлагается определить; на второй называются условные знаки, которые нужно вычертить.

    4. Определить размеры объектов на карте с помощью компаса и записать полученный ответ в тетрадь в порядке перечисленных руководителем объектов.

    5. С помощью 10-15 пройденных условных знаков составить карту-план в масштабе 1:15 000, размером не более 10 X 10 см.

    Занятия 9-11 (закрепление навыка чтения условных знаков, определения расстояний)

    Данное занятие целесообразно начинать с повторения пройденного материала. Руководитель в течение 8-10 мин на наглядных пособиях (таблицах, рисунках, картах) показывает кружковцам условные знаки, которые они изучали на предыдущем занятии, дает характеристику их использования при выборе пути движения. Затем поочередно вызывает ребят и просит их назвать условные знаки, которые он выборочно будет указывать на таблице (предварительно закрыв на ней полоской бумаги названия). Группа внимательно следит за ответами товарищей и делает необходимые замечания и поправки.

    На нескольких примерах руководитель еще раз объясняет принцип определения расстояний на карте визуально и с помощью линейки компаса, после чего предлагает учащимся выполнить ряд упражнений, направленных на закрепление пройденного материала. Для этой цели он может с успехом использовать домашние задания, подготовленные кружковцами.

    Ребята получают листочки с заданием для определения расстояний. Руководитель объясняет последовательность выполнения этого упражнения. Длину первых трех отрезков нужно определить с помощью линейки компаса и тут же записать полученный результат; длина последующих отрезков определяется сначала визуально, а потом с помощью линейки компаса. Полученный результат измерений длины отрезков записывается в тетрадь по определенному образцу (см. табл. 2).

    Таблица 2

    Для того чтобы повысить интерес занимающихся к выполнению задания, руководитель вводит дополнительные условия в игру. Например, за каждую ошибку в 2 мм юный спортсмен наказывается штрафом - прыжком на одной или двух ногах. После самостоятельного определения ошибок ребята без дополнительной команды руководителя приступают к выполнению прыжков. Каждый сам ведет подсчет прыжков и выполняет их все согласно полученному штрафу.

    По окончании задания руководитель еще раз обращает внимание занимающихся на то, что небрежное отношение к определению расстояний по карте может привести к серьезным последствиям. Например, ошибка в.5 мм на карте 1:20000 равна 100 м (1) на местности. Здесь же следует напомнить ребятам, что двойной контроль при определении расстояний по карте, визуально и с помощью линейки компаса, позволяет исключить возможность появления грубой ошибки. Затем руководитель может разбить кружковцев на пары и дать задание подготовить аналогичные упражнения друг для друга, сохраняя при этом те же условия игры.

    Пока ребята выполняют упражнения, руководитель может просмотреть домашнее задание. После того как будут выполнены 5-6 упражнений в определении расстояний, руководитель дает задание дежурному раздать заготовленные карточки с условными знаками (как и при выполнении первого задания, ребята работают только с карточками, заготовленными товарищами).

    Вначале учащиеся определяют название каждого из приведенных условных знаков. Затем после смены 5-6 карточек приступают к выполнению другого задания, вычерчивая условные знаки по приведенным названиям географических объектов. Соблюдение указанной последовательности в выполнении упражнений на начальном этапе изучения условных знаков помогает юным ориентировщикам восстановить в памяти графическое изображение знаков, а следовательно, быстрее и качественнее выполнить задание в карточках № 2.

    Занятие, на котором выполняются эти упражнения, можно сделать более интересным и увлекательным, если ввести элемент соревнования. Например, выполнить упражнение за 30-50 с, запомнить за 30 с все условные знаки, а затем после 10-15 приседаний (или бега на месте) написать последовательно название каждого условного знака, при условии, что ошибка влечет штраф - 5 приседаний или 2-3 отжимания, и т. д.

    Далее руководитель может предложить членам кружка раскрыть содержание изготовленной ими карты. С этой целью он называет фамилии тех, чьи работы выполнены лучше и нагляднее. Как правило, ребята с большим интересом и увлечением раскрывают содержание своей карты, что помогает всем остальным лучше настраиваться на предстоящую работу и глубже понять" пройденный материал. Завершается проверка домашнего задания анализом всей выполненной работы.

    Перед выходом на учебную трассу руководитель знакомит учащихся с новыми условными знаками, которые они встретят, используя необходимые наглядные пособия. Аналогично первому занятию проводится ряд игр и упражнений, направленных на закрепление в памяти ребят новых изученных условных знаков. Затем дежурный раздает карты полигона с нанесенной на них трассой.

    Руководитель дает задание ребятам - найти на карте место старта, рассказать, что представляет собой на местности данная точка, найти КП-1 и определить расстояние до него. Один из юных спортсменов отвечает на поставленные вопросы, а группа следит за ответом товарища, дополняет и уточняет его. Перед следующим учащимся руководитель ставит задачу назвать ориентиры, которые встретятся в ходе движения по учебной дистанции на КП-1, и определить расстояние до них.

    Убедившись в том, что ребята правильно ответили на поставленные вопросы, руководитель выходит с группой на учебную дистанцию. Проходя по ней, руководитель дает уже более подробную характеристику условным знакам с точки зрения ориентирования; указывает, как на местности выглядят труднопроходимые участки, редколесье; объясняет, что означают знаки «внемасштабная группа деревьев», «хвойный лес», «лиственный. лес», «вырубка», «внемасштабные объекты», «заболоченные участки» и т. д. Другими словами, он старается, чтобы ребята сами поняли, насколько выгодно или невыгодно движение по тому или иному участку местности.

    После того как кружковцы вышли на КП-1, руководитель может дать им задание зарисовать (по памяти) с помощью условных знаков те географические объекты, которые они встретили в пути.

    После выполнения упражнения проверяют выполнение поставленной задачи. При прохождении оставшейся части учебной дистанции можно усложнить задание. Если на первом занятии требовалось лишь назвать и показать условные знаки, определить расстояние до КП, то теперь руководитель предлагает кружковцам по очереди, разделившись на команды, самостоятельно вести группу по учебной трассе.

    Этим заданием предусматривается не только дальнейшее изучение условных знаков, но и закрепление первых навыков в чтении карты. Группа разбивается на команды по 3-4 человека в каждой. Первая команда получает задание прочитать путь движения на КП-2. Вполне естественно, что данная учебная трасса спланирована заранее руководителем с учетом тех навыков и знаний, которые имеют юные ориентировщики, т. е. от КП до КП ребята идут по четким, хорошо читаемым ориентирам.

    Первая команда, читая карту, называет ориентиры, которые встречаются в пути. Руководитель просит членов других команд дополнить ответы товарищей, а затем сам делает необходимые замечания и поправки, после чего дает разрешение группе начать движение на КП-2. После того как первая команда закончит свою работу, руководитель анализирует ее и дает задание начать движение второй команде. И т. д.

    Таким образом, в ходе прохождения учебной дистанции команды пробуют свои силы, получают оценку проделанной работы и каждый кружковец реально осознает необходимость прочного усвоения условных знаков. Такая постановка дела дает возможность ребятам проявлять с самых первых занятий определенную самостоятельность, вырабатывает у них умение точно оценивать свои действия и действия товарища.

    Для закрепления прочного навыка чтения изученных знаков руководитель во время привалов, как и на предыдущих занятиях, вспоминает с занимающимися названия всех географических объектов, которые встретились во время движения по учебной дистанции, и предлагает выполнить самостоятельно ряд упражнений. Например, в течение 3 мин вычертить 8-10 условных знаков, а затем составить с их помощью карту-плакат размером 10х10 см. Руководитель показывает небольшой рисунок местности, ребята в своих блокнотах шифруют с помощью условных знаков увиденное.

    Поочередно вызывая ребят, руководитель предлагает показать на карте внемасштабные, линейные, масштабные условные знаки, а группа внимательно следит за ответом товарища. Для того чтобы повысить интерес группы к выполнению упражнений и придать им характер соревнования, можно несколько изменить форму их проведения. Например, группа разбивается на 3-4 команды, каждая из которых решает свою, определенную задачу.

    Место старта для всех команд-пересечение дорог (тропинок, просек). По команде каждая группа движется по своей дороге (просеке, тропинке) до отметки, указанной руководителем (150-200 м), туда и обратно, запоминая встречаемые слева и справа ориентиры. На финише ведущий группы рисует, используя условные знаки, пройденный маршрут, а команда ему в этом помогает. Затем группа самостоятельно продолжает движение по другой просеке, выполняя такое же задание. После завершения каждого маршрута в группе меняется лидер. Победитель соревнований определяется после прохождения группой всех четырех маршрутов по сумме затраченного времени и правильности нанесения встречаемых объектов с помощью условных знаков.

    Члены всех команд получают порядковые номера. На пункте К (50-100 м от КП) руководитель раскладывает несколько стопок карточек (соответственно числу участвующих команд) по 6-8 штук в каждой. Причем каждый порядковый номер карточки в стопке имеет значительное отличие в содержании условных знаков от предыдущего. По команде участники под первыми номерами бегут на пункт К, берут первые верхние карточки и отмечают карандашом против каждого условного знака название географического объекта. Затем быстро возвращаются с карточкой к месту старта для передачи эстафеты товарищу по команде, после чего сдают карточки руководителю. Участники под вторыми номерами также на пункте К заполняют карточки и вместе с ними возвращаются на место старта для передачи эстафеты, после чего сдают их руководителю. И т. д. Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, затраченного на выполнение упражнения. За каждый неправильно опознанный знак команда получает 10 с штрафного времени.

    На пункте К руководитель раскладывает карты в соответствии с числом участвующих команд. Причем каждая карта разделена цветным карандашом на равные, одинаково пронумерованные квадраты размером не менее 3х3 см. На старте член каждой команды получает вырезанный однотипный кусочек оригинала карты такого же размера-3х3 см.

    По команде руководителя участники под первыми номерами бегут на пункт К, отыскивают соответствующий кусочек карты на образце, записывают указанный на нем порядковый номер и быстро возвращаются к месту старта для передачи эстафеты следующему товарищу. Вторые номера команд выполняют аналогичные действия. И т. д. Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, затраченного на выполнение упражнения. За каждый неправильно опознанный кусочек карты команда получает 2 мин штрафа.

    Следующее упражнение аналогично вышеописанному. На старте-участники под первыми номерами. Расстояние от старта до пункта К-20-30 м. Всем участникам команд выдаются кусочки карт. По команде руководителя первые номера команд кладут карту на землю и бегут на пункт К, где отыскивают соответствующий кусочек карты на образце, записывают на бумагу указанный на нем порядковый номер и быстро возвращаются на старт для передачи эстафеты своему товарищу. По команде вторые и все последующие номера команд выполняют аналогичные действия. По окончании эстафеты каждая команда самостоятельно проверяет точность выполненного задания по карте-образцу. Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, затраченного на выполнение упражнения. За неправильно опознанный кусочек карты команда получает штраф - 2 мин.

    Проверить качество усвоения кружковцами условных знаков руководитель может также путем проведения в заключительной части занятия различных форм топографического диктанта или контрольного соревнования.

    Система всех выполненных игр и упражнений должна не только обеспечить прочное усвоение таблицы условных знаков, но и способствовать успешному приобретению навыка быстрого чтения карты. В конце занятия руководитель подводит итоги и дает кружковцам задание на дом.

    Тематика и методика проведения занятий кружка:
    Вводное занятие
    Тема 1. Топографические и спортивные карты
    Тема 2. Работа с компасом
    Тема 3. Определение расстояний и работа с компасом
    Тема 4. Условные знаки спортивных карт СССР
    Тема 5. Рельеф местности и его изображение на спортивных картах
    Тема 6. Чтение карты
    Тема 7. Приемы ориентирования карты
    Тема 8. Способы определения точки стояния