Светлана капанина на чем летает. Женщина-пилот Капанина Светлана: биография, деятельность и интересные факты. — С чего начался Ваш путь в профессиональный спорт

Авиаспорт, как и автогонки, считается уделом мужской половины человечества. Она разрушила этот стереотип. Уже много лет ее имя входит в десятку сильнейших летчиков мира. Обладательница медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия», семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу среди женщин – за всеми этими титулами стоит великолепная Светлана Капанина, красивая женщина с сильным характером.


— Светлана Владимировна, расскажите про Вашу семью, кто-то из Ваших родственников летает?

Нет, семья у меня не «авиационная». Папа очень спортивный человек: работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был в этой дисциплине вице-чемпионом Казахстана. Каждое утро делает зарядку и поднимает гири. Впоследствии «баранку» таксиста сменил на должность егеря Рыбохотнадзора. Мама всю жизнь проработала простым рабочим. В советское время — бухгалтером на базе в Промторге, а потом оператором автозаправки. У меня есть замечательные сестра Лариса и брат Олег.

— С чего начался Ваш путь в профессиональный спорт?

— Я пошла по стопам отца. Увлекалась мопедами, мотоциклами, отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Приглашали в Целиноградскую школу Олимпийского резерва, отказалась из-за того, что тренера, Руппель-Ерёмушкину Ларису Александровну, не пригласили.

Обожаю Ларису Александровну и очень благодарна ей за её большое сердце, за любовь к своим воспитанникам, за человечность, которую она вложила в своих спортсменов. Очень многое в формировании ребенка зависит от первого тренера. Она прививала нам, своим девчонкам доброту, любовь к своему делу, к членам команды и к соперникам, силу воли и трудолюбие, стремление к победе и много других положительных качеств.


После восьмого класса я поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Окна общежития выходили на лётное поле — чуть ли не каждый день наблюдала за полетами планеров, они меня не впечатляли, а вот прыжки парашютистов заинтересовали. Захотела прыгнуть с парашютом. Подбила на это дело девчонок, и группой в семь-восемь человек мы отправились в местный аэроклуб, но медкомиссию удалось пройти только мне. Одна заниматься не пошла. Занятия поздно, ездить далековато, женское общежитие, непростые отношения с преподавателями…

Закончила медучилище. По распределению направили в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице. Через месяц отыскала местный аэроклуб. Иду по коридору, а тут какой-то инструктор перехватывает меня и начинает усиленно уговаривать не в парашютную секцию идти, а «записаться на самолеты». Ну и записалась. Несколько месяцев занималась теорией — самолетов в глаза не видела. А когда наконец первый раз посадили в самолет и «прокатили» (по заданию был полет строем в составе звена из трех самолетов), то меня этот спокойный горизонтальный полет не впечатлил.

— Как же так получилось: полет не впечатлил, а в авиашколе Вы остались?

— С трудом уволившись из аптеки, – в те времена было очень строго с отработкой по распределению после учебы, – собралась уезжать домой, в Щучинск, но тут прибежал Евгений Боровинский (потом летали с ним в одной группе) и говорит: «Рукавишников просил не уезжать насовсем, пока не прокатишься на пилотаж». Рукавишников Александр Васильевич был тренером в Курганском авиаспортклубе (АСК). О нем говорили: «Он и обезьяну летать научит…» Александр Васильевич сразу уловил мой спортивный характер, приплюсовал вестибулярный аппарат и физические возможности, доставшиеся от спортивной гимнастики, и очень не хотел терять, по его словам, «перспективного спортсмена». Очень благодарна ему за настойчивость, с которой он убеждал меня остаться.

В общем, погостила я дома и вернулась, думала, что на несколько дней — уважить тренера.

И тогда Рукавишников договорился с начальником АСК, чтобы Солодовников Леонид Аркадьевич – он стал потом моим тренером – устроил «настоящий прогон», а не как обычно делают для новичков, чтобы их раньше времени не испугать. Взлетели. У Солодовникова пилотаж строгий, четкий, с большими перегрузками. У меня голова вправо-влево, бьется об фонарь! Земля-небо, все вращается! То тебя пытается выбросить из сидения, то наоборот вжимает, скальп вверх-вниз, руки-ноги летают по кабине, педали, ручка — все ходуном…

Я была в таком восторге, в таком колоссальном шоке! Этот шок пронесла через всю жизнь! Больше таких ощущений никогда не испытывала. Если все было бы постепенно, то есть первый полет начался с обучения, — никогда, наверное, не почувствовала бы таких неземных, ярких ощущений!

Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины – всё равно ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу…

Меня тут же оформили техником-электриком связи при АСК — и я начала летать. Мама, конечно же, пришла в ужас: «Если ты в этом аэроклубе останешься, ты мне больше не дочь!» Но я свою маму знаю, и действительно, ее гнева хватило лишь на пять дней. Потом она часто говорила: «Даже если ты полетишь в космос, я не удивлюсь».

Так уж получилось, что спортсменкой А.В. Рукавишникова я не стала, но он во многом помогал и поддерживал… Очень ценю все, что он сделал для меня.

Первым инструктором был Николай Голубцов. Он иструкторил первый год, но был очень опытным спортсменом и великолепным человеком.

Со второго года стала летать у замечательного штурмана-инструктора-тренера Солодовникова Леонида Аркадьевича. Это человек, который в самолетном спорте дал мне ВСЁ: пилотаж, почерк, летный характер, шарм, силу и красоту полета, стремление к победам… С ним мы прошли через многое: слезы и обиды на тренировках, горечь поражений и радость побед на соревнованиях, короткую семейную жизнь… Скорблю о том, что жизнь его так рано оборвалась. Он мой «ангел-хранитель».

— Когда Вы почувствовали, что небо Вам покорилось?

— Небо не покорить. Оно может или принять, или не впустить в себя. Примет — и ты купаешься в нем, становишься частью этого безбрежного бытия… Не принимает — пашешь, страдаешь, изнашиваешься, боишься. Покоряется не небо, а самолет — когда твой технический и физический потенциал сливается с его возможностями. Вот тогда что-то получается…

— Как формируется стиль, почерк пилота? Меняется ли он со временем?

— Стиль и почерк зависят от характера пилота, но закладывается он тренером, его умением разглядеть в ученике способности, если хотите, дар, и развивать их. Все остальные годы уходят на совершенствование пилотажных фигур и их комбинаций. А вот присутствие шарма и грации в полете — или есть, или их нет. Это внутреннее состояние души. И они могут только слегка меняться, в зависимости от настроения.


— Расскажите, как Вы попали в сборную России по высшему пилотажу?

— Меня пригласил Касум Гусейнович Нажмудинов, главный тренер сборной, это было в 1991 году.

Первые сборы прошли ужасно. Пришла такая девчонка, которая мало что из себя представляет, неизвестно, вырастет ли из нее вообще во что-нибудь. Но, видно, почуяв конкуренцию, остальные члены сборной стали меня «вышибать». Было настолько обидно, я даже плакала. Я выросла среди мальчишек, здесь тоже в основном ребята… и непонятно, за что тебя за спиной обливают грязью. Решила: больше в эту команду не поеду, не нужны никакие чемпионаты мира, никакие СУ-26! И правда, на следующие сборы не поехала.

Но позже все же стала летать в сборной, попыталась отстраниться от команды, дружила с техниками. На их поддержке выехала. Знаете, дружба в команде — это важно. Когда не только «каждый сам за себя». Хочется честных взаимоотношений, поддержки, плеча.

— Вы семь раз брали мировое «золото», многократно становились абсолютной чемпионкой России. У Вас есть ученики, последователи высшей школы пилотажа?

— Если честно, то на тренерскую работу пока нет времени. Соревнования, сборы, тренировки, переезды… Всё успеть невозможно. В 1995 году я окончила экстернат Калужского летно-технического училища по специальности летчик-инструктор и, конечно, опытом делиться буду.

— Как Вы относитесь к своим наградам и победам? Какая медаль для Вас самая важная?

— Поначалу, наверное, гордилась своими наградами, а сейчас — это лишь результат проделанной работы. И уже не так важна победа (хотя и это имеет место быть), — для меня и для многих других пилотов-профи большее значение имеет, как отлетал, что создал нового, чем порадовал. Больше радует творчество, чем чисто спортивные наработки ради победы. Ну а медали – каждая дорога по своему. За каждую заплачена своя цена. Они, как километровые столбы — наверное, какие-то вехи, но об этом я буду задумываться позже. Ведь пока еще летаю…

— Насколько для Вас важно сделать каждый полет идеально?

— Хочется каждый полет отлетать идеально. «Все, что я делаю – я делаю хорошо!» Для чего плохо летать? Но как бы ты ни старался, бывают внешние факторы, влияющие на полет и тебе не подвластные: ветер, «тяжелый» самолет, слабый двигатель, местность. Поэтому — нет предела совершенству.

— У Вас двое очаровательных детей – Пересвет и Есения, но при этом Вы ни разу не уходили надолго из спорта. Тяжело было восстанавливаться после родов?

— После рождения Пересвета, недельки через две-три, я пошла в спортзал. С ужасом узнала, что не могу ни подпрыгнуть, ни перекувырнуться, ни присесть. Не понимала, как можно в одночасье потерять спортивную форму. Потом восстановилась, это произошло как-то само собой.

— Как Вы изменились, когда стали мамой?

— Дети – это моя радость. Чем больше они становятся, тем больше становится счастья и любви к ним. Не хочется никуда от детей уезжать. С рождением ребятишек появилась осторожность, лишний раз не кидаюсь в омут с головой. Отчаянности стало меньше, мечтаешь вернуться домой живой, в будущем увидеть их свадьбы, их счастливую взрослую жизнь. Может быть, и полюбоваться ими на пьедестале… Ну, и внуков дождаться!

— Они хотят пойти по маминым стопам?

— Есения хочет летать, как мама, и даже лучше. Хотя я это не приветствую. Пересвет же, как папа, – борется, вроде бы перспективно. Посмотрим — время есть. Главное, пусть будут хорошими и надежными людьми.

— Вам удается отдыхать?

— Я давно не отдыхала. Люблю путешествовать, но пока приходится ездить только на соревнования. Наша команда объездила почти весь мир (не были только в Австралии), но отдыхом эти поездки назвать трудно, равно как и путешествием, из-за постоянного напряжения. Спорт жесток, ему нужно отдаваться целиком, без остатка.

Летчицы, безупречно владеющие всеми приемами высшего пилотажа, для современной России явление очень редкое. Тем известнее те пилотессы, которые несмотря ни на что, покорили небо и не мыслят без него своей жизни. Одна из таких удивительных женщин — семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина. После очередного выступления на она рассказала корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной, как художественная гимнастика может помочь пилоту, о чем думает летчик в моменты серьезных аварий и есть ли у малой авиации в России будущее.

— Светлана Владимировна, вы единственная женщина-пилот в России? На каких самолетах вы летаете?
— Нет, конечно, я не единственная женщина, но, к сожалению, с каждым годом женщин в авиации становится все меньше и меньше — не только у нас в России, но и вообще в мире. Вообще, очень сложно поддерживать женский авиационный спорт на должном уровне.

На этом авиасалоне я летала на двухместном спортивном самолете EXTRA-300. Это неплохой пилотажный самолет, но я на нем летаю очень мало. Хотела бы летать на спортивно-пилотажных самолетах фирмы Сухого — Су-26 и Су-31. А их, к сожалению, сейчас не производят. У нас в стране таких машин остались единицы. Все говорят — этим самолетам более 30 лет, зачем нужно восстанавливать их производство? Но поймите — они лучшие в мире, и при минимальной модернизации они еще 30 лет будут лучшими, а то и больше.
На Яке тоже можно летать и "крутить" пилотаж, но самолет самолету рознь, ведь Як потяжелее. Допустим, Як-52 — очень хороший учебно-тренировочный самолет. Як-55/54 — более пилотажные самолеты.
Нам в любом случае очень сложно добиваться помощи на восстановление спортивных пилотажных самолетов.

— Как вы попали в авиацию? Известно, что начинали с парашютных прыжков…
— Да, примерно так все и выглядело. На самом деле я иногда шучу, что совершенно случайно стала пилотом. Хотела всегда прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверцей самолета. Записалась на самолетный спорт, полетала и понравилось так, что летаю уже 25 лет. В этом году как раз юбилей.

— Вы по первому образованию медик, занимались спортивной гимнастикой. Это помогает в пилотаже? Вообще, какие физические данные надо иметь, чтобы стать пилотом?
— Я очень люблю и уважаю спортивную гимнастику. Для меня это лучшая физическая подготовка, которая только может быть у ребенка с малых лет. На этой подготовке я, наверное, и держалась в авиации. Конечно, должна быть неплохая физическая подготовка, хороший вестибулярный аппарат, сосуды хорошие. У кого-то от природы здоровый организм, но одного этого в любом случае мало. Нужна "физика", организм нужно готовить к перегрузкам.

— Какие максимальные перегрузки у вас бывали?
— Ну, на приборе самолета у нас от плюс 10 до минус 10g. В принципе, так и летаем, плюсовая перегрузка частенько зашкаливает, сейчас поменьше, потому что годы все равно идут, а в юности, когда здоровья было больше, частенько были очень большие перегрузки, какие точно — мы и не знали. Но самолеты у нас, слава богу, сильные, все выдерживают, и мы на них летаем смело. (Одноместный Су-26 ОКБ Сухого, который так нравится Светлане Капаниной, является первым в мире спортивным самолётом, изначально рассчитанным на эксплуатационную перегрузку в 12g; разрушающая перегрузка составляет 23g — прим. ред. )

— Тем, кто хочет заниматься авиацией, есть куда пойти? Что посоветуете?
— Развожу руками и не знаю, что советовать. К сожалению, не финансируется, хотя раньше это была шикарная система, и, наверное, она должна оставаться. В Советском Союзе была сильнейшая пилотажная школа, которая начиналась с ДОСААФ и заканчивалась летчиками-испытателями, лучшими в мире военными летчиками и инструкторами.

27 августа в подмосковном Жуковском стартовал 11-й международный авиационно-космический салон МАКС-2013, известный своими эффектными летными программами. На какие из фигур высшего пилотажа смогут полюбоваться гости салона, узнайте из инфографики РИА Новости.

После начальной подготовки в училище в идеале должен прийти фактически готовый пилот, который уже знает, как летать и что делать. Например, в военных училищах сначала готовят за бешеные деньги, а потом человек приходит, садится в самолет и понимает, что он не способен летать.

Мне очень грустно от того, что на сегодняшний день не выпускаются спортивные самолеты. Летчик без пилотажа — просто извозчик, и летать с ним небезопасно. Все должно начинаться с пилотажа, с малой авиации, со спортивных самолетов. В Америке раньше студент мог прийти в летное училище и сообщить, что у него был русский инструктор — тогда его брали без экзаменов. И на сегодняшний день очень грустно слышать о том, что мы закупаем из-за рубежа по 200 пилотов в год. Мы подрезали крылья своим собственным детям.

— Кстати, о детях. Вы не только семикратная чемпионка по высшему пилотажу, но и дважды мама? Хотят ли дети пойти по вашим стопам?
— Да, у меня сын Пересвет и дочка Есения. Они приехали на МАКС поболеть за меня.

Они пока еще маленькие, на борт спортивного самолета им нельзя. Но желание летать есть, у Есении больше, у Пересвета, может быть, поменьше. Я думаю, что все у них еще будет — и полеты тоже. Тем более у нас сейчас авиационный век, летать должны все. Не сегодня-завтра самолеты будут туда-сюда шнырять по небу, как автомобили по земле! Я надеюсь на это…

— Как ваша семья уживается с вашим образом жизни?
— Муж помогает, присматривает за детьми. Сейчас плохо то, что полетов стало мало, но с другой стороны, хорошо то, что чаще вижусь с семьей.

— Такое явление, как мужская зависть, вам знакомо?
— Зависть, увы, есть, и она, пожалуй, от пола даже не зависит. Вы знаете, есть разные ее проявления, и об этом говорить не хочется. Нет, мне не "вставляли палки в колеса". Просто есть люди, которые не хотели, чтобы я была на своем месте. И это очень грустно, потому что всем вместе, сообща можно решать множество вопросов.

— Расскажите, пожалуйста, о сборной команде России по высшему пилотажу, в которой вы состоите.
— К сожалению, с каждым годом она становится все меньше и меньше, и молодежи в ней нет. Средний возраст — 45-48 лет, женщин практически не осталось. На сегодняшний день у нас нет женской сборной. Осталось только две женщины, а должно быть три пилотессы, чтобы была команда. Если раньше мы имели по три женских состава, не говоря уже о мужских, которые стояли в очереди, то сегодня людей мало. Часто нет финансовых возможностей — например, отправить сборную России на чемпионат в Америку, доставив туда наши самолеты для выступлений.

— Наверное, в России вы все равно меньше выступаете, чем за границей?
— В России действительно нахожусь меньше. Здесь не знают и не слышат, не нужны свои герои. Однако, если кто-то куда-то приглашает, что бывает крайне редко, то люди встречают хорошо.

— Ходят слухи, что китайцы хотят поставить вам памятник…
— Да, это правда. Наверное, это всегда честь — памятник, и при жизни, и после нее. Конечно, для меня было очень удивительно услышать, что китайцы предложили поставить мне памятник во весь рост. Я не знаю, получит ли это предложение какое-то развитие, но сам факт того, что предложение было — меня пытались фотографировать со всех сторон, даже замерять! Уже само это приятно. Но и грусть от этого есть, потому что получается как всегда — нет пророка в своем Отечестве. Получается, что в Китае нас и наши достижения знают лучше, чем в России. Русскую пилотажную школу знают и ценят во всем мире.

— Аварии и сложные ситуации в воздухе тоже, наверное, были в вашей жизни?
— Были всякие вещи, в том числе и тяжелые. Было несколько остановок двигателя, срыв винта, когда он прорубил крыло, чуть-чуть не дойдя до лонжерона (основной силовой элемент конструкции самолета — ред.) , обрыв ремней, несколько посадок без двигателей, отказ тормозов на короткой полосе горного аэродрома…

В этих ситуациях время растягивается. Параллельно в голове проносится множество вариантов, из которых ты должна выбрать единственно верный. Ту нужную ниточку, которая в итоге вытащит тебя и самолет. И в этих параллелях несутся мысли о семье, о детях, о родителях и еще много о чем, но все это как-то на заднем плане, а первична только концентрация и поиск верного решения — как безаварийно посадить самолет. И ты, конечно, должна думать, что и как сказать, потому что все идет на запись.

Кажется, что проходят часы, а на самом деле — одно мгновение.

В наш век авиация превратилась в доступный вид транспорта и за повседневной рутиной стала чем-то обыденным.
И только общение с людьми, для которых авиация стала главным в жизни и позволила осуществить мечту, оживляет правильное представление о полете, возвращается нас к тому романтическому ореолу, который окружает профессию пилота.

Не стала исключением недавняя встреча со Светланой Капаниной в клубе «Авиатор», на которой собрались несколько десятков гостей.


Капанина Светлана Владимировна: 7-кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу, 2-кратная Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр, 2-кратная Абсолютная Чемпионка Европы, 2-кратная Абсолютная Чемпионка России, 39-кратная Чемпионка Мира, 8-кратная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр, 12-кратная Чемпионка Европы.

3. Встреча состояла из двух частей - презентации двух томов книги о столетней истории аэропорта Курган - места, где Светлана начинала свою лётную деятельность в спортивном авиаклубе.

4. Об истории создания книги поведал Игорь Михайлович Семенов, старший научный сотрудник и заведующий Курганским авиационным музеем.

5. Вторая сессия состояла из вопросов и ответов от собравшихся гостей, среди которых были не только любители авиации и блогеры, но и журналисты авиационных изданий и даже курганский телеканал.

6. Светлана начала рассказ с самого популярного вопроса - с чего всё началось?

7. "Родилась я в степях Казахстана, про авиацию ничего не знала, и только когда один раз летела с мамой на самолете, помню, что просила "Давай подберем вон тех человечков внизу!.."

8. "Росла такая пацанка, каталась на мотоциклах, любила скорость, высоту, мечтала прыгнуть с парашютом..."

9. Проучившись четыре года на фармацевта, попала в сентябре 1987 года по распределению в Курганскую аптеку и тогда же пришла в аэроклуб, чтобы записаться на прыжок с парашютом. Чтобы ощутить то чувство страха, которое возникает при открытой двери самолета. "Я не могла себе представить, как можно сделать шаг в бездну, в никуда".

"В памяти всплывает очень длинный и темный коридор в нашем аэроклубе, я иду записываться и вдруг навстречу один из инструкторов:
- Девушка, вы куда?
- Да вот, хочу быть парашютисткой.
- Зачем? Давайте к нам! Лётчицей! На самолетах!..

А я раньше из окна училища наблюдала за полетами планеров и парашютистами. И думала - да ну, летать как марионетка, когда тебя за веревочку дергают а потом отпускают?
- Нет, что вы! Какая марионетка! Будете сами летать!"
И тут Света засомневалась...

"И когда уже подошла очередь записываться, принимающей заявке женщине сказала «Самолеты», а сама про себя думаю «Я ведь на парашюты хотела!» А отказываться как-то неудобно уже, скажут «пришла, сама не знает чего хочет, иди подумай ещё!...» Вот так и осталась в авиации. С тех так и говорю коротко - случайность!"

"Правда, поначалу думала, что останусь совсем ненадолго, потому что первый полет совсем не впечатлил.
Плохая декабрьская погода и мы двумя самолетами потихоньку виражик вправо, виражик влево... Я думаю «Какой ужас! Я столько месяцев учусь, чтобы заниматься вот этим??» Уволилась из аптеки и собиралась вернуться в Казахстан, но инструктор уговорил остаться и посмотреть на высший пилотаж после нового года."

"Рукавишников сам привел меня за ручку на аэродром второй раз и посадил в самолет с Леонидом Аркадьевичем Солодовником. И я впервые увидела, что такое высший пилотаж из кабины самолета. Это было нечто.

То, что было в первый раз совершенно непохоже на те ощущения, которые я испытываю сейчас. Эмоций было столько!! Голова бьется о фонарь, небо, земля, это все летает, вращается, ручка управления буквально бегает по кабине, педали, не знаешь куда руки ноги спрятать. Такое впечатление, что скальп с тебя сначала пытаются стянуть, потом натянуть обратно, в общем, чтобы это выразить, слов и эмоций не хватает.

Когда я вышла из кабины, я была в таком шоке… Потом я посмотрела тот же самый полет уже с земли…
Куда я собралась? Какой Казахстан? Чего я там буду сидеть? Время есть, дай-ка попробую, время же есть!"

15. После рассказа Светланы о том, как все начиналось, последовала сессия вопросов и ответов.

- Поступали ли вам предложения принять участие в соревнованиях Red Bull?

Участвовала один раз и довольно успешно, но это было еще в то время, когда они летали только над землей. Мы тогда не тренировались и налет на Су-29 был совсем небольшой. Да и самолет был тяжеловат для этих соревнований. Тогда считалась точное касание, посадка и время.
А когда Red Bull уже официально пригласил, я отказалась по двум причинам - в тот год у нас был чемпионат мира и совмещать было невозможно. Вторая причина - отсутствие самолётов, а летать на зарубежных я тогда категорически отказывалась. Это сейчас мы уже садимся на немецкую Extra, что грустно.
16.

- Какой парк самолетов используется у наших спортсменов и нужны ли они?

Наболевший вопрос. На сегодня парк спортивных самолетов отсутствует, Як-54 еще выпускается, но он не конкурент Unlimited (самолет категории высшего пилотажа) и уже не конкурент даже Advanced.

У нас есть три наших самолета Су-26М3 и каждый год «Сухие» им продляют ресурс.
Обычно это частные самолеты Extra, но хотелось бы конечно летать на Сухих. Я считаю, что это лучшие в мире самолеты, но я уже начинаю сомневаться, что мы когда-нибудь увидим новые Су-26 или Су-31.
17.


Extra

18.

В целом, государственной поддержки у наших спортсменов нет никакой. Лично я уже 5 лет не получаю ни копейки на сборы, обмундирование, проживание. Только поддержка фирмы «Сухого» - перед чемпионатом России они выкупили для четверых спортсменов по 7 летных часов.
И ежегодно мы сами ищем себе спонсоров и возможности для тренировок. Спасибо аэропорту Курган, они мне также очень помогают.

19. На фото: директор аэропорта Курган Коваленко Дмитрий Александрович. В июне, кстати, зовет на споттинг.

- Какие типы самолетов освоили?

Як-52, Як-50, Як-55 , Су-26, Су-31, Су-29, Extra, немного Ан-2, бланик ну и наверное все.
20.

21.

- Планы на этот год?

В Венгрии чемпионат Европы, чемпионат России в Дракино. Ульяновск планировался, Санкт-Петербург, Краснодар и Уфа, но пока ничего не подтверждено, у нас как обычно это решается быстро - «надо было вчера».
Греция, Финляндия, Польша - пока под вопросом - год только начался.
Очень надеюсь, что в Европу мы полетим на Сухих. А для авиашоу в Росси проще найти Extra. В Европе я чаще летаю на тех самолетах, которые предоставляют организаторы.

22.

- Как вы представляете себе будущее ваших детей? (Есения и Пересвет)
- Когда я летала внутри с Есенией я обкладывала кабину внутри подушками и было впечатление, что ребенок вместе со мной принимает удобное положение в полете. Такая тройная идиллия - я, дочь и самолет. Скажи сама - будешь летать-то? (спрашивает у дочери)
- Буду, на таком же самолете.
- Пересвет, а ты?
- Неееет… (зал смеется)
- Специально я детей тянуть в этот тяжелый спорт не буду. Может, дочь еще передумает, но так или иначе, я думаю, что летать они будут оба.

23.

24. На этом встреча не закончилась и продолжилось неформальное общение под бутерброды и фрукты. В связи с этим стоит упомянуть группу "Аэрофьюлз" в лице Насти Матюшиной и Владимира Спиридонова - крутую контору, обеспечивающую заправку топливом не только нашу тусовку, но и самолеты, в том числе в аэропорту Кургана.

25.

26. Раздача слонов книг и фотосессия с автографами продлилась еще час.


Биография

Светлана Владимировна Капанина (род. 28 декабря 1968 года) - российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете(1996,1998,2001,2003,2005,2007,2011) по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор «ОКБ Сухого».. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в женском зачете в мировой спортивной авиации 2003.http://www.kapanina.com/

Воспитанница Курганского АСК ДОСААФ СССР. Лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого. Проживает в Москве.

Светлана Владимировна Капанина родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Щучинского района Кокчетавской области Казахской ССР (ныне Акмолинская область, Казахстан) в семье рабочих.

Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта.

После восьмого класса поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медицинского училища и в 1987 году окончила его. По распределению направлена в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице.

В 1988-1991 годах работала техником-электриком связи Курганского авиаспортклуба ДОСААФ.

В 1991-1992 годах работала лётчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ.
С 1992 года - лётчик-инструктор Курганского авиаспортклуба РОСТО.
В 1995 году окончила Калужское авиационное летно-техническое училище.

С 2000 года - лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого.

С 2011 года - студентка Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Авиаспорт

С 1988 года начала заниматься авиаспортом в Курганском АСК на самолёте ЯК-52. Первым инструктором был Николай Голубцов. С 1989 года стала летать у тренера, штурмана-инструктора Леонида Аркадьевича Солодовникова (он стал мужем Светланы, но семейная жизнь длилась недолго: Солодовников погиб).

В 1991 году вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.

В 1993 году, впервые принимая участие на международных соревнованиях, стала серебряным призёром чемпионата Европы.

В 1998 году в Великобритании открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС.

Освоила самолёты ЯК-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330, XtremeAir Sbach 300, планер L-13.

Награды

Орден Мужества (2014)
Орден Почёта (2002)
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (самолётный спорт, 1995).
Заслуженный тренер России (2002).
Мастер спорта России международного класса (1993).
Мастер спорта СССР (1991).
Кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике.

Почётный гражданин Курганской области (2 февраля 2015, за выдающиеся заслуги, способствующие повышению известности и авторитета региона)

Почётный гражданин штата Оклахома, США (1996)
Именная медаль «100 лет со дня организации FAI» - как лучшему пилоту столетия.

Золотая именная медаль FAI Sabiha Gökçen - как единственная 5‑кратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу (2005)

Медаль Centenary, Международная авиационная федерация (2008).
Орден «За заслуги» III-степени, РОСТО (2007).
Орден «За заслуги» I-степени, ДОСААФ.
Медаль им. А. И. Покрышкина (РОСТО, 1997).
Медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ-РОСТО)» (2007).
Диплом Paul Tissandier, Международная авиационная федерация (FAI), 1997
Кубок «Лучшая женщина чемпионата Европы» (2008).
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ

Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» (2003).

Лауреат Национальной спортивной премии «Слава» (2007).

Достижения

Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011).
Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр среди женщин (1997, 2001).
Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
Чемпионка СССР по высшему пилотажу (1991).
Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014, 2016).

Тридцатикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013).

Восьмикратная чемпионка Всемирных воздушных игр (1997, 2001).

Четырнадцатикратная чемпионка Европы в отдельных видах программы среди женщин (1997, 2006, 2014, 2016).

Обладатель 67 золотых, 26 серебряных, 13 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы в женском зачете и Гран-при ФАИ.

Светлана завоёвывала награды в женском зачете чаще, чем кто-либо из коллег. Также она была лучшей среди женщин на Всемирных авиационных играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Семья

Отец Владимир Васильевич Капанин, работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был вице-чемпионом Казахстана. Впоследствии стал егерем Рыбохотнадзора.

Мать Галина Григорьевна, бухгалтер на базе в Промторге, а потом оператор автозаправки.

Сестра Лариса. Брат Олег.

Муж Владимир Степанов, заслуженный тренер России и судья Международной категории, имеет четвёртый дан по карате.

Сын Пересвет. Дочь Есения.

САМОЛЕТЫ

СПОРТ

ПОБЕДЫ

Капанина Светлана Владимировна

Родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинск Кокчетавской области (Казахской ССР). Папа очень спортивный человек: работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был в этой дисциплине вице-чемпионом Казахстана. Каждое утро делает зарядку и поднимает гири. В последствии "баранку" таксиста сменил на должность егеря Рыбохотнадзора. Мама всю жизнь проработала простым рабочим. В советское время - бухгалтером на базе в Промторге, а потом оператором автозаправки. У меня есть замечательная сестра Лариса и брат Олег. Семья всегда мне помогает и поддерживает! Я их очень люблю!!!

Я пошла по стопам отца. Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и "Зарницах". Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Приглашали в Целиноградскую школу Олимпийского резерва, отказалась из-за того, что тренера, Руппель-Ерёмушкину Ларису Александровну, с ней не пригласили.

Обожаю Ларису Александровну и очень благодарна ей за её большое сердце, за любовь к своим воспитанникам, за человечность, которую она вложила в своих спортсменов!!! Очень много в формировании ребенка зависит от первого тренера. Она прививала своим девчонкам доброту, любовь к своему делу, к членам команды и к соперникам, силу воли и трудолюбие, стремление к победе и много других положительных качеств...

После восьмого класса поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Окна общежития выходили на лётное поле - чуть ли не каждый день наблюдала за полетами планеров ("они меня не впечатляли"), а вот прыжки парашютистов заинтересовали. Захотела прыгнуть с парашютом. Подбила на это дело девчонок, и группой в семь-восемь человек отправились в местный аэроклуб, но медкомиссию удалось пройти только мне. Одна заниматься не пошла. Занятия поздно, ездить далековато, женское общежитие, непростые отношения с преподавателями...

Закончила медучилище. По распределению направили в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице. Через месяц отыскала местный аэроклуб... иду по коридору, а тут какой-то инструктор перехватывает и начинает усиленно уговаривать не в парашютную секцию идти, а "записаться на самолеты". Ну, и записалась. Несколько месяцев занималась теорией - самолетов в глаза не видела. А когда наконец первый раз посадили в самолет и "прокатили", по заданию был полет строем в составе звена из трех самолетов, то меня этот спокойный горизонтальный полет не впечатлил.

С трудом уволившись с аптеки (в те времена, было очень строго с отработкой по распределению после учебы), собралась уезжать домой, в Щучинск, но тут прибежал Евгений Боровинский (потом летали с ним в одной группе) и говорит: "Рукавишников просил не уезжать насовсем, пока не прокатишься на пилотаж". Рукавишников Александр Васильевич был тренером в Курганском авиаспортклубе (АСК). О нем говорили: "Он и обезьяну летать научит..." Александр Васильевич сразу уловил спортивный характер юной девчонки, приплюсовал вестибулярный аппарат и физические возможности, доставшиеся от спортивной гимнастики, и очень не хотел терять, по его словам: "перспективного спортсмена". Очень благодарна ему за настойчивость с которой он убеждал меня остаться!!!

В общем, погостила дома и вернулась, думала, что на несколько дней - уважить тренера.

И тогда Рукавишников договорился с начальником АСК, чтобы Солодовников Леонид Аркадьевич (он стал потом моим тренером) устроил "настоящий прогон", а не как обычно делают для новичков, чтобы их раньше времени не испугать.

Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины - словом, ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу...

Меня тут же оформили техником-электриком связи при АСК - и я начала летать. Мама, конечно же, пришла в ужас: "Если ты в этом аэроклубе останешься, ты мне больше не дочь!". Но я свою маму знаю, и действительно, ее гнева хватило лишь на пять дней. Потом она часто говорила: "Даже если ты полетишь в космос, я не удивлюсь".

Так уж получилось, что спортсменкой А.В. Рукавишникова я не стала, но он во многом помогал и поддерживал... Очень ценю все, что он сделал для меня.

Первым инструктором был Николай Голубцов. Он иструкторил первый год, но был очень опытным спортсменом и великолепным человеком.

Со второго года стала летать у замечательного штурмана-инструктора-тренера Солодовникова Леонида Аркадьевича. Это человек, который в самолетном спорте дал мне ВСЁ: пилотаж, почерк, летный характер, шарм, силу и красоту полета, стремление к победам... С ним мы прошли через многое: слезы и обиды на тренировках, горечь поражений и радость побед на соревнованиях, короткую семейную жизнь... Скорблю о том, что жизнь его так рано оборвалась... Он мой "ангел-хранитель"!

С 1991 года вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.

К имени Л.А.Солодовникова хочу добавить еще несколько имен тренеров, которые впоследствии помогали и продолжают помогать мне тренироваться и готовиться к соревнованиям: К.Г.Нажмудинов, А.Г.Шпиговский, В.Н.Чмаль.

В 1993 году выступала на первых международных соревнованиях - чемпионате Европы. Потом, соревнования стали проходить всё чаще - по нескольку раз в год, и так уже более 20 лет.

С 2000 года работаю на фирме "Сухого" летчиком-инструктором 1класса.

Живу в городе Москве. У меня прекрасный муж - Владимир, и чудесные дети - сынуля Пересвет и доченька Есения. Они мои "АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ" на земле! Они всегда за меня молятся! И все мои победы для них!!!