Тайна гибели футбольной команды «пахтакор»: история одной из крупнейших авиакатастроф в ссср. Упавшие с неба. Семь авиакатастроф, в которых гибли спортивные команды Разбился самолет с футбольной командой сколько выживших

«Соккер.ру» желает мужества выжившим в авиакатастрофе с бразильским клубом на борту, и отдаем дань памяти игрокам разных эпох. Футболисты из Англии, Италии и СССР связаны со страшными крушениями, а Месси в этом месяце летал на разбившемся самолете.

Аэрофобия – распространенная боязнь, пусть даже вероятность погибнуть в авиакатастрофе в шестьдесят раз ниже, чем пострадать, переходя дорогу или находясь в автомобиле. Но кому нужны цифры, когда на первом плане страх смерти? Да, лишь один из миллиона авиапассажиров может оказаться участником крушения, причем в большинстве случаев нужно быть на борту старого судна над Африкой. Однако очень болезненно воспринимается каждая подобная трагедия .

Дорожные происшествия происходят, к сожалению, каждый день. Гибнут и калечатся тысячи людей. Авиакатастрофы случаются реже, и к ним приковано мировое внимание. Теперь, к большому сожалению, появился еще один повод поставить всем авиаконструкторам мира задачу номер один – обеспечить самолету безопасную посадку даже в случае отказа двигателей и упростить пилотам их работу, автоматизировать оценку рисков. И для футбола этот вопрос важен, ведь перелеты – будничная часть работы всех клубов. Вспомним сегодня тех, кому не повезло и кто сумел выжить .

По оценкам середины сороковых, то есть сразу после войны, на каждый миллион пассажиров приходило 27 жертв катастроф. Значительно больше, чем сейчас. Тогда и перелетов было меньше, и самолеты были другими. Великий состав «Торино» - четырехкратных чемпионов Италии, погиб, поскольку в тумане пилот не смог понять, на какой высоте летели . Задели крылом ограду базилики Суперга на холме, что и привело к трагедии. На борту оказались известные футболисты (в том числе отец Сандро Маццолы – будущей легенды «Интера»), журналисты, тренеры, администраторы и фанат «Торино», который спешил домой к больной жене и упросил стюардессу.

Все погибли, великий тренер Поццо опознавал останки, не допустив родственников погибших, чтобы их не травмировать. А один из игроков «Торино» не летел из Лиссабона (играли с «Бенфикой») в Турин из-за травмы. Лауро Тома повезло, он вместе с игроками молодежных команд «Торино» стал в итоге чемпионом Италии. Оставшиеся до конца сезона три соперника в знак уважения выставляли молодежку . Но поскольку чемпионы погибли, тот титул оказался предпоследним в истории клуба. Надеемся, итальянский футбол никогда не переживет подобное. Всех одинаково жаль, но тут не повезло легендам. В прошлом году ФИФА провозгласил 4 мая «днем кальчо» в память о страшном происшествии.

Самая знаменитая авиакатастрофа в истории футбола. Сняты фильмы, в том числе спортивная драма «Юнайтед» 2011-го года с Дэвидом Теннантом, проведены исторические расследования. Нередко вспоминают жертв, которых не вернуть, но нельзя забывать. Самолет был новым, летели из Белграда в Манчестер, но нужно было сделать дозаправку в Мюнхене, после чего предстоял еще один взлет. Барахлил двигатель, но приняли решение о третьей попытке взлета во время снегопада , не хотелось терять время. В результате судно потеряло скорость в снежной каше на земле и врезалось в ограду.

На борту было 44 человека, 21 пассажир погиб сразу, а остальным выживший вратарь МЮ Гарри Грег помогал выбраться. Но не все выжили, Дункан Эдвардс скончался в больнице, хотя девять футболистов пережили тот ужас . Бобби Чарльтон и еще шестеро играли после катастрофы. Двое не смогли, а руководил новым МЮ сэр Мэтт Басби – он тоже оказался в выгодной части самолета. В клубе мужественно приняли удар и сумели подготовить «малышей Басби». Через десять лет после катастрофы оправдали командира экипажа – он был не виноват. В том же году МЮ Бобби Робсона и Джорджа Беста выиграл Кубок чемпионов, первый для Англии.

Пятьдесят шесть лет тому назад, спустя всего два года после катастрофы в Мюнхене, разбился при приземлении в аэропорту в Дании самолет с футболистами сборной страны на борту. Приземления осуществляли на острове, плохие погодные условия не позволили пилоту сохранить контроль над воздушным судном . И в пятидесяти метрах от побережья небольшой летательный аппарат – самолет старой эпохи с крыльями наверху и внизу, оказался в воде. Все пассажиры погибли, а пилота сумели спасти рыбаки, хотя он и получил инвалидность и ампутацию ноги.

На борту было восемь футболистов, все официально числились любителями, поскольку по тамошним правилам профессионалы, уехавшие за рубеж, в сборную не призывались. Готовились к Олимпиаде, большинство – юные ребята, от 19 до 23 лет. Работали инженерами, кузнецами, механиками, но из Олимпийской сборной. Причем сильной сборной! Дания приняла решение не отказываться от участия в турнире в Риме. В память о напарниках вышли в финал, где проиграли мощной Югославии . В составе остались сборники, летевшие вторым самолетом, причем одного из них сняли с разбившегося в итоге судна из-за плохого поведения. Такие совпадения случаются едва ли не при каждой катастрофе.

Горы – одна из причин авиакатастроф в Южной Америке. В шестидесятых довелось пережить сразу две крупные трагедии. В 1961 году команда первого дивизиона чемпионата Чили «Грин Кросс» из Сантьяго разбилась в полном составе в горном массиве Лас-Ластимас в Кордильерах. Возвращались домой после матча национального первенства… А через восемь лет в сентябре 1969 года 17 игроков и 3 тренера «Стронгест» - многократного чемпиона и очень популярного в Боливии клуба, разбились в Андах. В первом случае повлияло обледенение крыльев и лопастей турбин. Во втором причиной могли стать горы и неправильный расчет высоты полета . Причем в этом случае имеем дело с массовой трагедией – всего погибло 78 человек, не только футболисты.

В истории советского футбола своя страшная страница – гибель «Пахтакора». Большая трагедия, в воздухе в районе Днепродзержинска столкнулись два самолета Ту-134, все 178 человек не выжили. Тут сразу комплекс роковых совпадений и ошибок . И халатность, и неопытность – диспетчеру было двадцать лет, а его начальник неправильно рассчитал время. И назначил двум огромным бортам одну и ту же высоту. Ошибку осознали, началась паника при переговорах, все перебивали друг друга, пилоты неправильно поняли команды диспетчеров, которые в итоге были осуждены на 15 лет заключения.

Добавилась облачность, и случилась трагедия, которую можно было избежать, если бы один из самолетов пролетел рядом со вторым на 20 миллисекунд раньше . 20 миллисекунд на скорости самолета многое решили бы! В результате 17 футболистов, администраторов и тренеров «Пахтакора», который летел в Ташкент из Минска, оказались среди жертв незабытого крушения. В том числе Михаил Ан – очень талантливый хавбек. Было принято решение усилить клуб игроками других команд, в «Пахтакор» перешел, в том числе, спартаковец и дядя Дениса Глушакова. Для советского и узбекского футбола та катастрофа – рана навсегда.

Трагедия при посадке. На самолете поломался датчик, который показывает, выпущено ли шасси. Пилоты сначала удостоверились, что можно садиться – сделали круг над аэропортом, и с земли получили подтверждение, что колеса на месте. Но затем не рассчитали высоту захода на посадку. Видать, были и другие неполадки, самолет с 43 людьми – игроками, руководителями и фанатами «Альянсы», оказался в океане . Шесть миль на север от столицы Перу, вечернее время, ошибка пилота и засекреченное место крушение – власти испугались, что дряхлое состояние самолета на балансе ВВС свяжут с их методами управления страной.

Лишь спустя много лет начали говорить о деталях трагедии. Клуб «Альянса» потерял перспективный состав, но намного страшнее, что погибли люди. Все, кроме одного – пилот выжил. Причем политики были такими циничными, что изначально врали родным погибших, заявив, что самолет вообще не вылетал из-за погодных условий . Боялись, что судно сбили террористы, и никого не допустили до места аварии. В результате породили теории заговора – говорят, что могло закончиться топливо. Для «Альянсы» та трагедия в футбольном смысле значила выпадение из чемпионской борьбы за десять лет, хотя легендарный Теофилио Кубильяс и вернулся из США, чтобы поиграть за «Альянсу» и помочь, чем смог.

Крупнейшая авиакатастрофа в истории Суринама. И самая большая трагедия для голландского футбола. Ведь на борту того рейса из Амстердама были игроки из Нидерландов суринамского происхождения. Летели вместе с почти двумя сотнями пассажиров, погибло пятнадцать футболистов, всего из 187 человек выжило лишь одиннадцать . Причиной крушения назвали ошибку экипажа, как случается в большинстве подобных историй. При заходе на посадку не получилось справиться с управлением. Причем на борту могли оказаться также звезды первой величины.

Голландские суринамцы летели на товарищеские матчи с местными клубами, чтобы поддержать их. Речь шла об игроках «Твенте», «Аякса», «Зволле» и «НАК Бреды». Хотя самых звездных суринамцев уберегла жадность клубов . Команды Райкаарда, Гуллита, Винтера и Роя сделали всё, чтобы будущие легенды, чемпионы Европы и обладатели «Золотых мячей» не оказались в том самолете. Но здесь не уровень футболистов оцениваем. Если гибнет основной игрок сборной Англии, то это такая же большая трагедия, как смерть молодых людей из Голландии. В Суринаме то событие не забыто, а шестилетний Ромео Кастелен – в последствии хавбек «Волги», потерял тогда мать и сестру.

Как сказано выше, вероятность крушения африканских рейсов намного выше, чем над Европой или Северной Америкой. В Южной Америке усложняют ситуацию горы, облачность, но в африканском случае авиалинии могут экономить на обслуживании самолетов и технические неисправности часто ведут к гибели людей. Плюс сам континент огромный, расстояния большие. Самолет, на котором разбились 18 футболистов сборной Замбии, был 1975-го года выпуска, далеко не новым . Он не долетел до берегов Габона пятьсот метров.

Один из двигателей загорелся, но пилоты по ошибке отключили рабочий – световой сигнал неправильно показал поломку . В результате погиб очень перспективный состав Замбии – «медные пули» на Олимпиаде обыграли Италию 4:0, мечтали о победе на Кубке Африки и выходе на ЧМ. Капитан той команды и игрок ПСВ Калуша Бвалия должен был прилететь сам в Сенегал отдельно. В результате выжил, как еще парочка легионеров. Через год собранная из резервистов команда вышла в финал Кубка Африканских наций, где проиграла Нигерии. Но стали национальными героями, а в 2012-м году Замбия выиграла в финале у ивуарийцев на стадионе, который находится рядом с местом катастрофы. Вот такие совпадения.

Двадцать дней тому назад тем же самолетом на матч с командной Бразилии летела Аргентина. Летом Месси жаловался на качество борта сборной на Кубке Америки в США, который часто ломается. Всего три недели тому назад Лионель, Ди Мария, Игуаин, Отаменди, Маскерано и их напарники могли оказаться в этом списке – страшное совпадение. Сегодня каждый из них переоценит жизнь. К сожалению, после счастливых двадцати трех лет без подобных крупных трагедий, случилась еще одна катастрофа. Погибли бразильские футболисты из клуба «Шапекоэнсе». Шли девятыми в Серии А и летели в Колумбию на игру Копа Судамерикана против «Атлетико Насьональ». Тамошний аналог Лиги Европы, игра международного уровня. Сейчас пишут, что причиной стала или неисправность самолета, или помешали погодные условия . Раз части людей – 72 пассажира и 9 членов экипажа, удалось выжить, то можно сделать вывод, что пилоты пытались посадить судно и спасти хотя бы кого-то.

Сейчас спасенные люди и среди них, по информации, три футболиста, в госпитале. Изначально сообщали о десяти жертвах, которых отправили в больницу. Страшная страница в истории футбола. На протяжении двадцати трех лет удавалось доставлять сотни, тысячи футбольных команд по всему миру на матчи без происшествий. А это и детские сборные, и звезды первой величины. Очень жаль погибших в колумбийской катастрофе, желаем сил их родным и воли к жизни выжившим . Пусть этот случай будет последним подобным на десятки лет вперед. Авиалиниям и авиаконструкторам еще раз надо пересмотреть отношение к калькуляции расходов – давно нужно не жадничать и вложиться в тестирование современных систем безопасного приземления в случае неполадок. Да, задача для инженеров-гениев, да, дорого, но на кону жизни людей. Сегодня погибли бразильские футболисты, но вы понимаете, кто мог оказаться на их месте в начале ноября – сборная Аргентины. Страшная страница в истории футбола и еще один повод не забывать, как важно контролировать каждую техническую мелочь, когда берешь ответственность за чужую жизнь в воздухе.

Бразильские футболисты потеряли жизни в авиакатастрофе на пике карьеры

Крупная авиакатастрофа произошла в Колумбии: потерпел крушение самолет, на борту которого находились 72 пассажира и 9 членов экипажа, в том числе бразильская футбольная команда «Шапекоэнсе». Вместе с командой погиб сын Паулу Пайшау, который тренировал московский ЦСКА. Андерсону Пайшау было 27 лет.

В районе трагедии развернулась спасательно-поисковая операция. Из-под обломков недалеко от колумбийского города Медельина удалось извлечь нескольких выживших. Среди них есть и футболисты, которые летели на матч в рамках Кубка Южной Америки.

СМИ отмечают, что в последнее время команде сопутствовал успех: впервые с момента основания она вошла в бразильский первый дивизион. Незадолго до крушения игроки улыбались и шутили.

По словам полицейских, работавших на месте трагедии, подтверждена гибель 76 человек. Глава полиции провинции Антиокия генерал Хосе Асеведо заявил, что надежды найти других выживших уже нет. В районе крушения сохраняется плохая видимость из-за тропических дождей, которые идут там на протяжении последних дней. Поиски также усложняло то, что обломки находились в труднодоступной горной местности.

Сообщается, что экипаж перед крушением связывался с аэропортом, к которому он уже приближался, и докладывал, что на борту произошла поломка электросети и кончается горючее. Нехватка топлива считается одной из версий причины трагедии. Как сообщает британский таблоид Daily Mirror, пилот за секунды до крушения успел избавиться от остатков горючего, чтобы падение не спровоцировало взрыв. Судя по фото с места трагедии, самолет разломился надвое.

Разбившееся судно (коммерческий среднеразмерный реактивный самолёт BAe 146 британского производства) принадлежало боливийско-венесуэльской чартерной авиакомпании Lamia.

Команда «Шапекоэнсе» из 22 человек, а также сопровождавшие их тренеры, журналисты и гости с участием колумбийского клуба «Атлетико Насьональ». Аккаунты спортсменов в Instagram пестрят веселыми фото, сделанными в аэропорту и в самолете.

Как сообщает колумбийское англоязычное издание The City Paper Bogota, бразильцы вылетели сначала в понедельник из Сан-Паулу, сделали остановку в Боливии и летели из боливийского Санта-Крус в Медельин. До пункта назначения оставалось около пятидесяти километров, когда экипаж сообщил о ЧП на борту.

По крайней мере трое из игроков выжили: 27-летний защитник Алан Рушель и голкиперы 31-летний Маркос Данило Падилья и 24-летний Джексон Фоллманн. О Рушеле известно, что у него сломано бедро и травмирована голова. Daily Mirror отмечает, что в больнице города Ла Сеха он даже нашел в себе силы попросить медиков, чтобы они присмотрели за его обручальным кольцом. В госпиталь также доставили стюардессу Химену Суарес и бразильского журналиста Рафаэля Энзе. Колумбийское ведомство гражданской авиации сообщило о том, что помимо трех футболистов и журналиста живыми найдены два члена экипажа. Но по дороге в госпиталь один из найденных людей скончался.

Из досье «МК»:

Авиакатастрофы, в которых погибли спортсмены

6 февраля 1958 г. — самолет британской авиакомпании British European Airwaysruen разбился после третьей попытки взлёта в аэропорту Мюнхена (ФРГ). На его борту находились игроки английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», а также несколько тренеров, болельщиков и журналистов. Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23.

16 июля 1960 г. - в датском городе Эресунн разбился самолёт, на котором летели на матч игроки сборной Дании по футболу. В результате авиакатастрофы погибли все 8 пассажиров. Пилот чудом выжил.

11 августа 1979 г. - в СССР в результате столкновения в небе двух самолетов Ту-134 погибли 17 игроков и тренеров ташкентского клуба «Пахтакор», летевших в Минск на очередной матч чемпионата СССР.

7 июня 1989 г. - при посадке в аэропорту столицы Суринама Парамарибо разбился самолет DC-8-62, прилетевший из Амстердама. Среди жертв - 23 голландских футболиста суринамского происхождения.

27 апреля 1993 г. - в результате падения в море у побережья Габона самолета погибли 18 футболистов сборной Замбии, летевших на отборочный матч к чемпионату мира со сборной Сенегала.

7 сентября 2011 г. - после взлета из аэропорта Ярославля упал самолет Як-42Д, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив» (Ярославль). Погибли 44 человека (36 пассажиров и 8 членов экипажа).

Справка "МК": «Футбольный клуб "Шапокоэнсе" появился в 1973-м в результате слияния двух команд, "Атлетико Шапокоэнсе" и "Индепенденте". Меньше 5 лет потребовалось клубу, чтобы стать победителями чемпионата штата Санта-Катарина и завоевать право выступать в высшем бразильском дивизионе, в котором, однако, "Шапокоэнсе" надолго не задержался и последующие годы команда принимала участие в турнирах рангом ниже. В 2013 году клуб из города Шапеко вернулся в элитный бразильский дивизион».

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Появилась версия, что самолет упал якобы потому, что у пилотов не хватило топлива для посадки. Как такое возможно? На этот вопрос «МК» ответил бывший пилот «Аэрофлота», летчик с 45-летним стажем Владимир Сальников:

Объем заправки топливом самолета выбирается с учетом расстояния до пункта назначения и расстояния до резервного аэродрома. Чтобы вдруг из-за каких-то причин — плохая погода, непригодность полосы, другие неприятности — у командира была возможность уйти на запасной аэродром.

Но бывает такое, когда ты пришел на запасной аэродром, а там тоже налетает какая-то туча и начинается ливень, или снегопад, то есть погода не подходит для посадки по условиям разрешенного минимума командира. Именно на такой случай заправки топлива должно хватить для выхода на резервный аэродром плюс 30 минут. Это общее правило, закрепленное нормами ИКАО.

Эти 30 минут ты можешь в зоне ожидания походить, ожидая погоды. Но если вдруг погода все равно не улучшилась, то командиру предоставляется право сажать самолет с нарушением разрешенного ему посадочного минимума. То есть командиру как бы предлагается выбор: либо садиться в горах, в степи, или все-таки на аэродроме, где есть хоть какие-то посадочные системы.

При этом учтите: мы, летчики отрабатываем на тренажерах ситуации такого рода. Когда тренируемся, нам, бывает, выставляют условия запредельной погоды. То есть у летчика всегда есть возможность, пусть даже не 100-процентная, но хотя бы 90-процентная, попытаться применить эти навыки.

За всю мою 45-летнюю летную практику я могу припомнить порядка семи подобных случаев, когда ребята у нас в стране приходили на запасной аэродром и там были вынуждены производить посадку ниже своего минимума, пока еще было топливо в баках. Да, запредельные условия, но все посадки были благополучные. За мастерство и мужество таким летчикам обычно объявляли благодарность, иногда даже награждали орденами за принятие грамотного решения.

Почему здесь командир не принял решения садиться на запасном аэродроме, я не знаю. Если там был очень сильный ливень, то и в этом случае документами ИКАО ему дано право использовать шанс и посадить самолет в худших условиях, нежели те, в которых он подготовлен летать. Он этим шансом не воспользовался. На что он надеялся, понять не могу, тем более все происходило в горах.

Я бы в таком случае на запасном аэродроме в условиях ливня сделал пусть не одну попытку захода на посадку, но обязательно постарался бы сесть. И даже если бы самолет соскользнул с полосы, куда-то выкатился, все равно. Лучше иметь легкие повреждения, но живых пассажиров на борту, нежели всех убить. А когда топливо кончается, летчик уже бессилен, самолет становится неуправляемым — летит, куда бог пошлет.

28 ноября 2016 года в 22:15 по местному времени (06:15 МСК 29 ноября) при подлете к аэропорту колумбийского города Медельин исчез с экранов радаров самолет, на борту которого находились 72 пассажира и 9 членов экипажа.

Вскоре стало известно, что . По предварительным данным, причиной трагедии могла стать нехватка топлива.

Среди пассажиров находились игроки и тренеры бразильского футбольного клуба «Шапекоэнсе», направлявшиеся на первый финальный матч Южноамериканского кубка колумбийской команды «Атлетико Насьональ». Вместе с футболистами летели также и журналисты из Бразилии, которые должны были освещать встречу.

По данным спасателей, упавший лайнер не взорвался, что позволило выжить части людей, находившихся на борту. Сколько человек выжило и сколько погибло, по состоянию на 11:15 МСК 29 ноября точно не известно. Сообщается, что среди доставленных в больницу есть игроки «Шапекоэнсе». Южноамериканская футбольная федерация (КОНМЕБОЛ) в связи с крушением самолета приостановила все футбольные матчи и прочие мероприятия.

История спорта, к сожалению, знает целый ряд авиакатастроф, в которых погибали выдающиеся игроки и целые спортивные команды. АиФ.ru вспомнил о семи из них.

© Reuters / Fredy Builes

4 мая 1949 года. Гибель футбольной команды «Торино»

4 мая 1949 года на подлете к городу Турину трёхмоторный самолёт Fiat G.212CP в условиях сильного тумана задел левым крылом ограду построенной на холме базилики Суперга, после чего на большой скорости врезался в землю.

На борту самолета находились футболисты команды «Торино», возвращавшиеся в Турин из Лиссабона после матча с «Бенфикой». Все, кто находился на борту, погибли.

Команда «Торино» была сильнейшей в Италии в тот период. С 1946 по 1948 годы туринцы бессменно становились чемпионами Италии.

До финиша чемпионата 1949 года оставалось четыре тура. Во всех этих матчах за «Торино» играли футболисты молодежного и юношеского составов. Соперники в знак уважения к погибшим также выставляли на игры юниоров. В результате «Торино» и его погибшие игроки вновь стали чемпионами страны.

5 января 1950 года. Гибель хоккейной команды ВВС

5 января 1950 года при заходе на посадку в сложных метеоусловиях в свердловском аэропорту Кольцово потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ли-2. Все 19 человек, находившихся на его борту, погибли. Среди них были 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, которая летела на матч чемпионата СССР против команды «Дзержинец».

Среди погибших были вратарь сборной СССР Гарри Мелупс , нападающие Иван Новиков и Зденек Зикмунд , родной брат легендарного тренера Анатолия Тарасова Юрий Тарасов .

Чудом избежал гибели один из самых известных советских хоккеистов Всеволод Бобров . Форвард опоздал к вылету, хотя самолет задержали из-за него на целых два часа. Сам Бобров писал, что его впервые в жизни подвел всегда исправный будильник, и он проспал.

Патронировавший команду ВВС Василий Сталин собрал новый состав команды во главе с Бобровым, который в течение последующих трех сезонов выигрывал чемпионат СССР.

6 февраля 1958 года. Гибель футболистов клуба «Манчестер Юнайтед»

6 февраля 1958 года авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador британской авиакомпании British European Airways, совершавший рейс BE609 по маршруту Белград—Мюнхен—Манчестер, разбился после третьей попытки взлёта в аэропорту Мюнхена.

Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23, еще 19 получили ранения.

Этим рейсом из Белграда домой возвращалась после матча на Кубок европейских чемпионов английская футбольная команда «Манчестер Юнайтед».

В катастрофе погибли 8 футболистов «МЮ», три тренера и 8 журналистов, сопровождавших команду. Еще два игрока из-за полученных травм закончили футбольную карьеру. Легендарный тренер манкунианцев Мэтт Басби был тяжело ранен, но выжил и смог вернуться к работе.

В 1968 году Басби привел «Манчестер Юнайтед» к победе в Кубке европейских чемпионов. Среди победителей было два футболиста, выживших в авиакатастрофе в Мюнхене — Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс.

15 февраля 1961 года. Гибель сборной США по фигурному катанию

15 февраля 1961 года авиалайнер Boeing 707-329 авиакомпании Sabena, совершавший рейс SN548 из Нью-Йорка в Брюссель, разбился при посадке в брюссельском аэропорту Завентен. Погибли все находившиеся на его борту 72 человека, а также 1 человек на земле.

В числе погибших оказались члены сборной США по фигурному катанию — 34 спортсмена и тренера, направлявшиеся на чемпионат мира в Прагу.

В знак уважения и скорби по погибшим Международный союз конькобежцев принял решение отменить проведение чемпионата мира в 1961 году.

11 августа 1979 года. Гибель футбольной команды «Пахтакор»

11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском на высоте 8400 м столкнулись два авиалайнера Ту-134А авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы 7628 Челябинск — Воронеж — Кишинёв и 7880 Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск). На борту лайнеров находились 178 человек, все они погибли.

Рейсом 7880 летели 14 футболистов, тренер, администратор и врач футбольной команды «Пахтакор» (Ташкент). Они направлялись в Минск на матч чемпионата СССР с местным «Динамо».

Среди погибших были футболисты сборной СССР Михаил Ан и Владимир Федоров . Последний в составе олимпийской сборной СССР в 1976 году выиграл бронзовую медаль Игр в Монреале.

Потерявший игроков «Пахтакор» был усилен игроками из других команд союзного первенства. в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение 3 лет, независимо от результатов, «Пахтакор» сохранял место в высшей лиге.

27 апреля 1993 года. Гибель сборной Замбии по футболу

27 апреля 1993 года военный самолет Buffalo DHC-5D (AF-319), на котором сборная Замбии летела на встречу со сборной Сенегала в отборочном турнире к чемпионату мира по футболу-1994, упал в море рядом с побережьем Габона. Погибли все 30 человек, которые находились на борту.

Помимо 18 футболистов погибли также президент Федерации футбола Замбии Майкл Мвапе , а также главный тренер Годфри Читалу . Читалу в бытность свою игроком участвовал в футбольном турнире Олимпиады-1980 и даже отметился голом в ворота сборной СССР.

7 сентября 2011 года. Гибель хоккейной команды «Локомотив»

7 сентября 2011 года авиалайнер Як-42Д авиакомпании «Як Сервис», совершавший международный чартерный рейс AKY 9633 из Ярославля в Минск, упал сразу после взлета. На борту, помимо членов экипажа, находились хоккеисты, тренеры и технический персонал команды «Локомотив» (Ярославль), летевшие на матч чемпионата КХЛ с минским «Динамо».

Из 45 человек, находившихся на борту, падение пережили двое — инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. За жизнь Галимова врачи сражались пять дней, однако 12 сентября он умер в московской больнице.

В числе погибших 26 хоккеистов, 4 тренера, а также врач, администратор и массажисты. Среди них были граждане России, Белоруссии, Латвии, Украины, Канады, Швеции, Германии, Словакии, победители самых престижных турниров мирового хоккея — чемпионы мира, Олимпийских игр, обладатели Кубка Стэнли. Были и совсем юные ребята, которые в январе 2011 года в составе сборной России выиграли чемпионат мира среди молодежных команд. Гибель «Локомотива» стала одной из самых страшных трагедий в истории мирового хоккея.

В Колумбии, неподалёку от Медельина, потерпел крушение самолёт с 72 пассажирами, среди которых были футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе», которым предстояло принять участие в первом финальном матче Южноамериканского кубка против колумбийского «Атлетико Насьональ».

Прямо сейчас известно о 75 погибших. Известен полный список людей, попавших на борт – кроме футболистов и экипажа самолёта (членов экипажа было 9), присутствовали руководители «Шапекоэнсе», тренерский штаб, технический персонал, журналисты и почётные гости. Среди пассажиров был сын Пауло Пайшао, бывшего тренера ЦСКА по физподготовке.

Что за команда разбилась?

«Шапекоэнсе» – малоизвестная в России команда, за неё не выступают игроки, знакомые нашему болельщику. «Шапекоэнсе» долго прозябал на дне, в Серии D, в 2009-м покинул её, а за 7 лет добрался до финала Южноамериканского кубка. Этой осенью «Шапекоэнсе» впервые в истории достиг такой высокой точки. Матч в Колумбии должен был стать важнейшим в клубной истории…

Как это произошло?

Ссылаясь на колумбийские источники, бразильский Globo сообщает, что самолёт потерял связь с землёй вскоре после полуночи и разбился за 30 км до места запланированного прибытия. Диспетчеры потеряли контакт с пилотами, когда самолёт пролетал над городами Ла-Сеха и Аберхорраль. Пропавший самолёт начал полёт в 15:35 по местному времени из Сан-Паулу, приземлился в Восточной Боливии, в Санта-Крус-де-ла-Сьерра. Самолёт упал в городе Ла-Унион, в 30 км от Медельина.

Он не взорвался во многом благодаря стараниям экипажа – пилоты знали, что в самолёте кончается топливо, и кружили над местностью. Если бы не это, взрыв был бы неминуем.

С места событий уже получены первые снимки.

Почему это произошло?

Мэр города Ла-Сеха Элкин Оспина заявил, что причиной крушения самолёта стала нехватка топлива. Другая версия, в официальном релизе авиационных властей, гласит, что самолёт разбился из-за отказа электроники.

На чём летела команда?

«Шапекоэнсе» летел на чартерном самолёте CP-2933. В начале месяца на нём летала сборная Аргентины.

Во время падения самолёт раскололся пополам. Важно, что СР-2933 потерпел уже 10 авиакатастроф, и большинство из них при заходе на посадку.

Что говорят на месте событий?

Спасательную операцию в аэропорту Медельина проводят более 90 спасателей из близлежащих городов – Ла-Унион, Рионегро, Эль Кармен де Виброаль и Ла-Сеха. Осложняет ситуацию сильный дождь. В городе объявлено чрезвычайное положение, вертолёты ВВС ищут выживших пассажиров. «Найти выживших трудно, здесь лесистая местность», – говорит Уго Ботеро Лопес , мэр Ла-Униона.

«Мы работаем с местными властями в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей с самолётом «Шапекоэнсе», – пишут в «твиттере» аэропорта.

Что пишут в Бразилии?

«Шапекоэнсе» опубликовал короткое сообщение на официальной странице в «Фейсбуке»: «Учитывая противоречивые сообщения, поступающие из разных публицистических источников, касающихся крушения самолёта, перевозившего игроков команды «Шапекоэнсе», мы воздерживаемся от комментариев и ожидаем официальных заявлений от воздушных властей Колумбии. Пусть Бог будет с нашими спортсменами, руководителями, журналистами и другими участниками делегации».
Официальный твиттер «Фламенго» добавил на свой аватар логотип «Шапекоэнсе» и написал: «Вместе с вами вся нация».

Есть ли выжившие?

Да. В больницу Ла-Сеха доставлен защитник Алан Рушель , спасённый из-под обломков самолёта. Сообщается, что у Алана множественные переломы костей, бедра, рваные раны головы. В больнице он попросил врачей сохранить его обручальное кольцо, поинтересовался состоянием близких. Его жена, Аманда Рушель, написала в своём инстаграме: «Спасибо богу, что Алан находится в больнице в стабильном состоянии».

Второй выживший – вратарь «Шапекоэнсе» Данило Падилья . Удивительно, что перед полётом Рушель выложил в инстаграм свою фотографию с борта – как раз с Данило. Третий – Джексон Фоллманн . С тяжёлой травмой головы госпитализирован защитник Нету.

Ещё одна выжившая, уже доставленная в больницу, – стюардесса Химена Суарес .

Ещё 9 игроков «Шапекоэнсе», по сообщениям Globo Esporte, не полетели на матч и избежали авиакатастрофы.

Трагедия случилась утром по московскому времени, когда самолет проделал большую часть пути до международного аэропорта Медельин в столице Колумбии Боготе.

На борту находился 81 человек, из которых девять были членами экипажа, а 72 — пассажирами. Среди пассажиров находились 27 футболистов команды «Шапекоэнсе», а также присутствовали члены клубной делегации и журналисты.

О точном количестве жертв на данный момент не сообщается, а в группе клуба в фейсбуке болельщики оставляют на стене сообщения с хештегом «жить».

Действия спасателей осложняются тем, что самолет разбился в горной местности, однако в одной из колумбийских больниц уже сообщили сначала о поступлении пяти выживших в аварии пассажиров, а после — еще о пяти.

Радиостанция 360 Radio Colombia сообщила, что экипаж чартерного рейса подавал наземным службам сигнал о низком уровне топлива. Пилот принял решение об экстренной посадке, однако самолет не долетел до ближайшего аэропорта и рухнул в районе Ла-Уньон, в 37 км от пункта назначения — города Медельин.

Кроме того, в сети появились первые фото с места происшествия. На одном из них видна эмблема бразильского клуба.

По последней информации, выжило от десяти до 16 человек, причем среди них точно есть три футболиста «Шапекоэнсе»: Алан Рушел, Данило Падилья и Джексон Фолльман. При этом сообщается, что жертвами трагедии стали уже минимум 25 человек.

О том, что у самолета отказала электроника, диспетчерам стало известно еще до катастрофы после сообщения пилота, который затем долго кружил над землей, выбирая место для аварийной посадки так, чтобы самолет не взорвался при контакте с землей, что и помогло выжить некоторым пассажирам.

«Шапекоэнсе» был основан в 1973 году, является пятикратным чемпионом штата Санта-Катарина и занимает сейчас девятое место в рейтинге Конфедерации футбола Бразилии.

В 2013 году клуб из Шапеко, заняв второе место в серии Б, спустя 35 лет вернулся в элитный национальный дивизион.

Интересно, что первое место в том году в чемпионате серии Б занял самый титулованный бразильский клуб «Палмейрас», который в нынешнем сезоне за тур до финиша чемпионата оформил девятую победу в национальном чемпионате Бразилии.

Именно в матче против «Шапекоэнсе», занимающего на данный момент девятое место в таблице чемпионата, «Палмейрас» и оформил титул, выиграв со счетом 1:0.

«Шапекоэнсе» после возвращения в элиту занял сначала 15-е, а затем 14-е место и по итогам сезона-2015 квалифицировался во второй по значимости клубный турнир Южной Америки — Кубок Судамерикана.

По регламенту турнира бразильские команды стартуют в нем со второго этапа противостояниями со своими соотечественниками. Чтобы пробиться в основную сетку, «Шапекоэнсе» потребовалось преодолеть сопротивление «Куябы» из серии С, что было сделано, хотя и не без труда (0:1, 3:1).

В основном раунде «Шапекоэнсе» сначала встречался с аргентинским «Индепендьенте» и прошел в четвертьфинал после двух нулевых ничьих и победы в серии послематчевых пенальти.

В четвертьфинале бразильская команда переиграла колумбийский «Хуниор» (0:1, 3:0), а затем в полуфинале за счет гола на чужом поле была сильнее аргентинского «Сан-Лоренсо» (1:1, 0:0).

В финале «Шапекоэнсе» должен был встретиться с еще одной колумбийской командой — «Атлетико Насьональ». Первая встреча была запланирована на 30 ноября и должна была состояться в столице Колумбии, а 7 декабря соперники должны были сыграть в Шапеко.

Судьба финала на данный момент неизвестна, но, по всей видимости, КОНМЕБОЛ (Южноамериканская футбольная конфедерация) противостояние отменит, и победитель в этом году выявлен не будет.

Самым известным футболистом «Шапекоэнсе» является полузащитник , с 2007 по 2010 год выступавший за мадридский «Атлетико».

Единственный легионер команды 28-летний аргентинец в 2012 году провел 13 встреч за испанский «Вильярреал», отметившись одним голом.

Самым перспективным футболистом команды является игрок молодежной сборной Бразилии , купленный перед нынешним сезоном у «Гремио» немецким «Хоффенхаймом», но отданный в аренду в «Шапекоэнсе».

Другие новости и материалы можно посмотреть на хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях