Талант: понятие и футбольные особенности. Как выявить спортивный талант у ребенка, попав в самую точку? Спортивный талант и спортивная деятельность

Текущая страница: 4 (всего у книги 7 страниц)

Шрифт:

100% +

2.3. Современные исследования спортивного таланта

С начала 1990-х годов проблема выявления и развития спортивного таланта получила широкое признание, и количество методологических публикаций во всём мире резко возросло. Среди факторов, повлиявших на повышенный научный и практический интерес, были большие социальные и политические изменения в мире, что привело к распаду блока социалистических стран Восточной Европы и объединению Германии. Эти исторические пертурбации открыли новый этап либерализации всех форм сотрудничества между спортсменами, тренерами, менеджерами и исследователями. Многие тренеры и учёные из бывших социалистических государств переехали в западные страны с краткосрочными и долгосрочными проектами. Более того, спортивные организации в западных странах стали ощущать политическое и социальное давление, связанное с требованием занять лидирующие позиции в мировом спорте (Bailei et al., 2010). В то время интерес и внимание к проблеме поиска талантов стали проявлять различные научные сферы, и в 1992 г. был основан Международный центр талантливой молодежи (Touron и Touron, 2011). Таким образом, с начала 1990-х годов резко возросло количество научно-исследовательских и аналитических работ, посвящённых проблеме спортивного таланта.

2.3.1. Структура перспективных и инновационных проектов

В течение последних десятилетий был опубликован ряд обширных обзорных статей и докладов, посвящённых перспективным проектам, представленных с целью определения современных подходов к решению проблемы ИТ и РТ в разных странах. Краткое изложение этих последних публикаций приведено в таблице 2.3.


Таблица 2.3. Краткое изложение недавних исследований и перспективных проектов, посвящённых разработке и оценке различных систем ИТ и РТ в разных странах


Первая из публикаций, перечисленных в таблице 2.3, представляет австралийский перспективный проект под названием «Поиск таланта». Авторы обоснованно предположили, что объём точно измеренной информации может быть решающим фактором в ИТ в отношении конкретного вида спорта и успешности долгосрочной подготовки молодёжи. Были приняты во внимание такие факторы, как телосложение, физиологические, психологические и социологические характеристики. В процесс оценки были вовлечены около 2000 австралийских школ; в конце программы 1 % от первоначально протестированных детей присоединился к национальной программе РТ. Участие в этой программе привело к существенному расширению представительства австралийских спортсменов на юношеских чемпионатах мира.

Одна из серьёзных статей-обзоров, посвящённых долгосрочному воспитанию молодых одарённых спортсменов, была опубликована Balyi (1996). На основании имеющихся результатов, опубликованных в восточной и западной научно-спортивной литературе, автор представил оригинальную модель многолетней подготовки, которая охватывает четыре значимых этапа (табл. 2.4).


Таблица 2.4. Этапы долгосрочной спортивной подготовки (по Balyi, 1996)


Согласно модели Balyi, 1-й этап посвящён развитию общих физических способностей и основных двигательных навыков, таких как бег, прыжки, метания, ловкость, скорость и баланс. Силовые упражнения можно выполнять с собственным весом и набивным мячом. Автор подчеркнул, что радостные ощущения являются важным компонентом этого этапа. 2-й этап направлен на приобретение физических и психологических способностей, необходимых для определённого вида спорта. Спортсмены должны приобрести основные технические/тактические навыки, овладеть основами техники при выполнении, например, разминки, заключительной части тренировки, растяжки и т. д. Соревновательная практика становится частью процесса подготовки, хотя её вклад остаётся сравнительно небольшим. 3-й этап включает в себя специфическую по виду спорта индивидуализированную программу со значительным количеством соревнований и использованием упражнений высокой интенсивности. Компоненты тренировочного процесса, такие как общефизическая, тактическая и психологическая подготовка, а также программы восстановления чётко направлены на выполнение соревновательных требований. 4-й этап является заключительным в рамках многолетней подготовки; он предназначен для завоевания самых высоких спортивных наград и включает в себя наиболее эффективные и передовые средства и методы тренировки и восстановления. Его продолжительность зависит от успешности спортсмена и уровня развития его/её физических и психических качеств.

Рассмотренная выше модель Balyi представляет обоснованное содержание и последовательность этапов подготовки, хотя она во многом противоречит реалиям некоторых олимпийских видов спорта и опыту многих выдающихся спортсменов. Такие виды спорта, как фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, а также плавание дают много примеров великолепных выступлений спортсменов в возрасте 15-16 лет. С другой стороны, длительность фундаментальной подготовки (4 года) кажется необоснованно длинной для талантливой молодёжи. Тем не менее в качестве общей схемы эта модель имеет определённое значение.

В статье, опубликованной Côté (1999), представлены результаты углублённого исследования с использованием интервью семей элитных гребцов и элитного теннисиста с акцентом на соответствующих «этапах участия в спортивной жизни». Первый этап под названием «время отбора» касается детей в возрасте от шести до тринадцати лет. Он характеризуется вовлечением в разнообразные приятные мероприятия, которые могут быть квалифицированы как некоторая специально организованная игра. Так что термин «осознанная игра» активно используется аналитиками и экспертами в ИТ и РТ. Автор обнаружил, что на этом этапе родители замечают одарённость своих детей и оказывают финансовую поддержку их активности.

Второй этап, названный «время специализации», соответствует возрасту 13-15 лет и характеризуется повышенной активностью в специфической по виду спорта сфере, а также снижением вклада «посторонних» занятий и упором на развитие и совершенствование специальных навыков. Автор заметил, что по свидетельствам опрошенных элитных спортсменов на этом этапе удовольствие и радость от занятий спортом по-прежнему играют важную роль. Однако исследование показало, что на этом этапе именно родители подогревают всё больший интерес к тренировочному процессу и достижениям своих одарённых детей.

Следующий этап – «время накопления опыта» – начинается в 15 лет и характеризуется гораздо более выраженной тренировочной и соревновательной активностью. Любые виды игровой деятельности заменяются огромной по объёму спортивной практикой. Роль родителей на этом этапе также изменяется. Несмотря на то что они не участвуют непосредственно в тренировочном процессе, они увеличивают своё влияние в целях содействия спортивной подготовке детей. Кроме того, они активно участвуют в обсуждении планов на будущее, способствуя продолжению спортивной карьеры своих детей.

Исследование Williams и Reilly (2000) было посвящено ИТ в футболе. Тем не менее они смогли внести ценный методологический вклад в решение проблемы выявления талантов и воспитания в спорте вообще. Авторы заявили, что спортивный талант характеризуется оптимальным сочетанием антропометрических, физиологических, психологических и социальных предпосылок. Они описали общую структуру, включающую три наиболее важные процесса, связанные со спортивным талантом, а именно: его выявление, развитие и отбор (табл. 2.5).


Таблица 2.5. Характеристика процессов идентификации, развития и отбора спортивного таланта (по Williams и Reilly, 2000)


В обширном обзоре Durand-Bush и Salmela (2001) обобщены результаты традиционных и более современных подходов, связанных с РТ в спорте. Авторы обоснованно утверждают, что, хотя наследственные предпосылки имеют сильное влияние, которое нельзя игнорировать, возможные варианты внешних факторов, включая грамотность тренера, могут в значительной степени определить качество подготовки и достижение незаурядного спортивного результата.

Немецкие исследователи Hohmann и Seidel (2003) изучали научные аспекты ИТ и РТ, сосредоточившись на имеющейся информации и перспективных подходах к дальнейшим действиям. Они подчеркнули, что для успешной подготовки молодых спортсменов крайне желательна ранняя ИТ как важное условие для успешной реализации их спортивного потенциала. Более того, ранняя ИТ имеет особенно важное значение в случае ранней специализации, которая очень типична для современного спорта. Авторы обоснованно выделили четыре интегративных критерия для ранней диагностики спортивного таланта, а именно:

1) результат, показанный в юношеском возрасте (здесь точность прогнозирования варьирует от 20 % до 65 %, а более надёжный прогноз может быть сделан, как правило, после полового созревания спортсмена);

2) темпы роста результата (они должны быть проанализированы с учётом тренда его естественного повышения, связанного с фазами многолетней подготовки и взрослением);

3) освоение специфических по виду спорта условий выполнения соревновательного упражнения, (например, технических особенностей), наличие координационных и соответствующих морфологических предпосылок;

4) способность переносить нагрузки (что означает благоприятную адаптацию и низкие шансы получения травм).

Для понимания перспектив РТ в публикации Vaeyens с соавт. (2008) были рассмотрены серьёзные ограничения традиционных подходов и более широкие рамки современных. Недостатками существующих подходов к РТ было названо сосредоточение внимания на широко используемом методе поперечных исследований. Было отмечено, что такие исследования базируются на предположении, что экстраординарные способности элитных спортсменов могут быть экстраполированы на более ранних этапах подготовки; на самом деле, как утверждают авторы, многие физические качества не могут проявиться в полной мере до позднего подросткового возраста. Процесс взросления серьёзно затрудняет возможность ИТ на ранних этапах подготовки; в результате ретарданты могут быть недооценены в сравнении с их сверстниками-акселератами. Кроме того, авторы заявили о необходимости многомерной оценки состояния молодых людей в противовес популярному на практике одномерному подходу. Теоретическая ценность этого обзора связана с применением дифференциальной модели одарённости и таланта в качестве основы для интерпретации ИТ и РТ. Эта модель предполагает, что врождённые способности охватывают четыре широкие области: интеллектуальную, творческую, социально-значимую и сенсомоторную. Безусловно, физический компонент является у спортсменов доминирующим, однако многомерность нашей природы создаёт основу как для спортивного таланта, так и для спортивной одарённости. Одарённость рассматривается как обладание высоким уровнем природных способностей (этот уровень соответствует лучшим 10 % сверстников того же возраста).

Важный методологический вклад был сделан Lidor, C t и Hackfort (2009), которые представили основные положения, связанные с многокомпонентным тестированием для ИТ и РТ. Обширный обзор соответствующих публикаций позволил авторам подчеркнуть основные преимущества и типичные ограничения существующих подходов к выявлению и развитию талантов. Сравнив восточные и западные подходы к ИТ и РТ, авторы утверждали, что в первом случае основные усилия направлялись на выявление самых перспективных талантов, в то время как западная практика была, в основном, ориентирована на их развитие. В обоих случаях батареи тестов включали оценку физических, физиологических, двигательных компонентов и навыков. Рассматривая преимущества комплексной оценки, авторы заметили, что тестирование физических качеств в сочетании с антропометрией имеет определённое значение для прогнозирования будущих успехов как в индивидуальных, так и в командных видах спорта. Однако такие факторы, как поперечные схемы исследований и недостаточное внимание к процессу взросления, существенно снижают убедительность результатов исследований. Авторы указали на типичные ограничения применяемой практики ИТ и РТ молодых перспективных атлетов, а именно:

1) черты личности, которые очень важны для прогноза, как правило, не тестируются и не включаются в модели оценки; такие показатели, как сила воли и способность справляться с соревновательным стрессом, чрезвычайно важны, но не принимаются во внимание;

2) когнитивные навыки (антиципация, способность принять решение, понимание игры и т. д.) чрезвычайно важны для командных видов спорта, но обычно не оцениваются в рамках доступных программ РТ;

3) батареи тестов для командных видов спорта должны содержать не только индивидуальные задания, но и моделирование «реальных» ситуаций со ступенчатой оценкой результатов;

4) тестирование физических качеств недостаточно информативно для прогнозирования, если проводится, когда спортсмен отдохнул после нагрузки. Следует принимать во внимание такой фактор, как устойчивость к утомлению.

Перспективы и применимость программ выявления талантов тщательно изучены в обзоре Anshel и Lidor (2012). Был рассмотрен ряд перспективных программ ИТ для различных видов спорта, которые включали тестирование двигательных способностей, физических навыков и антропометрию. Результатом их применения явилось увеличение числа одарённых молодых людей, вовлечённых в серьёзную подготовку, повышение уровня отечественных соревнований и даже увеличение количества спортсменов международного уровня. Особым аспектом программ ИТ является их ценная помощь в выборе подходящего вида спорта на ранней стадии спортивной подготовки. Упомянутая статья включает в себя обширный обзор психологических характеристик, названных различными исследователями для распознавания более и менее успешных спортсменов. Важно отметить наиболее часто упоминаемые характеристики, позволяющие различить уровень атлетов, – самомотивация и уверенность в себе. Тем не менее, авторы заметили, что точность прогнозирования таланта заметно снижается из-за ограничений методов исследования, самоотчетов и случайных эпизодов. Недостаток этих программ – отсутствие психологического тестирования, результаты которого в значительной степени способствуют точности предсказания будущего успеха.

Ценный опыт Швейцарского (Magglingen) федерального института спорта был описан в публикации Fuchslocher с соавт. (2013). В противовес теории осознанной практики авторы разработали подход «осознанного программирования», который был реализован в последующей практической работе с швейцарскими элитными и близкими к этой категории спортсменами. Авторы представили критерии оценки для прогнозирования успеха молодых спортсменов. Шкала валидности прогноза предполагает ступенчатую оценку различных критериев, с точки зрения их предсказуемости для достижения высокого результата. Самый высокий ранг получили пять оценочных критериев: результат в позднем юношеском возрасте, специфические по виду спорта показатели, результаты соревнований, мотивация к достижениям и способность быстро восстанавливаться. Средний, но по-прежнему значительный уровень влияния принадлежит факторам окружающей среды и телосложения. Остальные показатели были квалифицированы как влияющие на элитный спортивный успех меньше. Тем не менее, такие базовые интегративные характеристики, как биологическое развитие и уровень взрослости, тщательно изучены и приняты во внимание при окончательном рассмотрении спортивного статуса кандидатов.

Нынешняя ситуация с ИТ и РТ в Нидерландах проанализирована и прокомментирована в статье Elferink-Gemser (2013). В структуру Национального олимпийского комитета входят 90 национальных спортивных федераций, которые обеспечивают подготовку систематически тренирующихся спортсменов в рамках более чем 27 000 спортивных клубов. Общинные молодёжные команды и даже команды национального уровня формируются в результате ИТ спортивными клубами. Многолетний опыт показывает, что около 3 % молодых людей квалифицируются как потенциально талантливые; они присоединяются к общинным командам для дальнейшей систематической подготовки. В конечном счёте, в результате отбора менее 0,5 % подростков приглашаются в группы национального уровня. Конечно, этот окончательный отбор выполняется на основе оценки темпов роста показателей, обучаемости, отношения к тренировке; однако принимается во внимание идеальный профиль талантливого спортсмена, который всегда является специфическим по виду спорта. Исследовательская группа из национального HAN Университета прикладных наук, занимающаяся идентификацией и развитием таланта в спорте, ориентирована на дальнейшее изучение трёх основных тем: «разумного выбора вида спорта», «выявления таланта» и «развития таланта».

Недавняя публикация Burk (2014) содержит ценную информацию, относящуюся к ИТ и РТ в Китае. Иерархическая система многоступенчатой оценки молодых перспективных атлетов была принята после целенаправленного распоряжения центрального государственного органа спорта и много лет успешно применяется. Её 1-й этап направлен на первичную оценку и обоснованный выбор наиболее подходящего вида спорта для обследуемых спортсменов. Этот этап выполняется на уровне школьных учителей физкультуры и тренеров. 2-й этап предполагает регулярную подготовку отобранных кандидатов в региональных детско-юношеских спортивных школах. 3-й этап включает в себя дальнейшую подготовку наиболее перспективных кандидатов в рамках системы интернатов, где спортсмены тренируются по 4-5 часов в день 5-6 дней в неделю. 4-й этап – профессиональная подготовка в национальных спортивных центрах, где объём тренировочных программ со временем увеличивается. На верхнем уровне представленной системы – подготовка в национальных командах, где ежедневные затраты времени на тренировочный процесс достигают 10 ч. Автор заметил, что после Олимпийских игр 2008 г. в Пекине появились новые тенденции в подготовке спортсменов самого высокого уровня. Это децентрализация, либерализация и коммерциализация.

В заключение этого раздела следует отметить, что рассмотренные публикации во многом способствовали формированию методологических основ выявления и развития спортивного таланта. Отметим, что серьёзные научно-исследовательские проекты были реализованы в странах с глубокими спортивными традициями и успешным представительством в Международной олимпийской программе. По-видимому, с одной стороны, высокие олимпийские амбиции и ожидания предполагают разработку серьёзных многофакторных программ для поиска и продвижения молодых талантов. С другой стороны, реализация таких проектов ведёт к увеличению количества высококвалифицированных спортсменов и, в конечном итоге, достижению исключительных спортивных результатов.

2.3.2. Результаты исследований, оценивающих одарённость молодых спортсменов

В этом параграфе рассматриваются примеры практически ориентированных исследований, в которых оценивались молодые перспективные спортсмены и выявлялись наиболее одарённые из них. С давних пор внимание исследователей и тренеров было направлено на определение важных прогностических факторов спортивного таланта. Такое обоснованное предсказание может быть сделано на основе наиболее благоприятных комбинаций антропометрических, физиологических и физических показателей атлетов разных возрастов. Такие модели, связанные с возрастом, могут быть созданы посредством лонгитудинального исследования большой группы спортсменов, в которой одна подгруппа достигает элитного уровня. Данные спортсменов, зарегистрированные в разные периоды времени, могут быть использованы в качестве модельных характеристик для соответствующих возрастных категорий. Очевидно, что такое исследование, которое должно занять несколько лет, представляется сложным и натолкнётся на организационные проблемы, тем не менее, такие долгосрочные исследовательские проекты были проведены (табл. 2.5). Значительно более распространены так называемые поперечные исследования, в которых сравнивают менее успешную и более успешную молодёжь. Полученные результаты используются для выявления специфических характеристик гипотетически одарённых спортсменов. Рассмотрим ряд проектов, которые представляют результаты поперечных и лонгитудинальных исследований (табл. 2.6).


Таблица 2.6. Краткое изложение результатов исследований, в которых оценивали одарённость и спортивный талант

* Сокращения: ПИ – поперечное исследование; ЛИ – лонгитудинальное (продольное) исследование.


Обзор представленных выше результатов исследований показывает их разнообразие, что свидетельствует о различных тенденциях в процессе выявления талантов. Применение батареи комплексных тестов для новичков и спортсменов низкого уровня позволило выявить больше потенциальных кандидатов в регби (Pienaar et al., 1998) и гандболе (2005a). Эти данные, безусловно, имеют практическую ценность для дальнейшей спортивной подготовки потенциальных кандидатов. Важно отметить, что включение специфических по виду спорта двигательных тестов имеет особое значение из-за их более высокой чувствительности к целевым способностям. Очевидные перспективы имеет также оценка групп спортсменов различной квалификации, что позволяет находить дискриминативные признаки, которые могут быть использованы для идентификации потенциального таланта. Такие исследования были успешно проведены в теннисе.

Особый интерес вызывают данные лонгитудинального исследования, в котором результаты тестирования на ранних этапах спортивного развития атлетов соответствовали их успешности после длительной целенаправленной подготовки. Исследовательский проект с молодыми перспективными дзюдоистами привёл к неожиданным результатам: мониторинг показателей физической подготовленности в течение двух лет не выявил прогностический потенциал как общих, так и специфических по виду спорта переменных при ранжировании этих спортсменов по результатам через 8 лет после завершения программы наблюдения (Lidor et al., 2005b). Причины такого «прогностического провала» могут быть связаны с низкой однородностью группы (исходный возраст колебался от двенадцати до пятнадцати лет) и относительно низкой чувствительностью батареи тестов к высокоспецифическим способностям дзюдоистов. В любом случае каждое отдельное исследование из перечисленных в таблице 2.5 даёт определённую информацию, которая может помочь тренеру более обоснованно выбирать тесты и показатели одарённости и более осознанно оценивать специфический по виду спорта потенциал спортсмена.

Как выявить талант у ребенка, попав в самую точку? Помочь ему раскрыться? Такими вопросами, пожалуй, задается каждый родитель, подыскивая чаду занятия по интересам. Можно раз за разом пробовать то одно, то другое. Сегодня нам предлагают и другой путь - тестирование способностей детей по отпечаткам пальцев. В его основе - наука дерматоглифика. Но неужели и вправду: 5 минут - и у родителей на руках расшифровка детских склонностей, особенностей характера, уязвимых мест организма?

Подобные методики у нас планируют использовать и для определения способностей юных спортсменов. Леонид Дворецкий, кандидат педагогических наук, доцент Белорусского государственного университета физической культуры, еще в прошлом году начал социально–педагогический эксперимент по определению качества и эффективности отбора детей в ДЮСШ (СДЮШОР) с использованием биометрического тестирования фактически в каждой области страны. В частности, на базе Гомельского областного центра олимпийского резерва по игровым видам спорта целью исследования было сравнить оценки уровня спортивных способностей учащихся - выставленных тренерским составом и полученных с помощью экспресс–теста по отпечаткам пальцев. В исследовании участвовали 37 воспитанников из разных групп отделения баскетбола. Результат?

Лишь у семерых оценки совпали. В то же время более чем у половины детей тренеры посчитали способности ниже, чем показал тест, - рассказывает Леонид Казимирович. - Были выявлены ошибки тренеров и при распределении воспитанников по игровым амплуа. Представляете, насколько эффективнее могла бы быть подготовка молодых спортсменов, если бы их педагоги руководствовались не только своим опытом, но и инновационными методиками?


Разработчики используемой БГУФК программы проанализировали отпечатки более 6.000 человек и подтвердили: специалисты одного профиля имеют общие особенности в папиллярных рисунках. В том числе занимающиеся одним видом спорта. Вообще, есть 3 основных узора: дуги, петли и завитки. Преобладание дуг и петель, по мнению некоторых ученых, означает, что у человека хорошие сила и скорость. А, скажем, сочетание петель и завитков - что он выносливый и может выдерживать длительные нагрузки. Эти и другие особенности и были заложены в алгоритм работы биометрического тестирования. Во Всероссийском научно–исследовательском институте физической культуры и спорта проводят такие исследования уже не одно десятилетие. Почему бы и нам не использовать подобный инструмент - в первую очередь, чтобы лучше, прицельнее отбирать детей в спортивные школы?

Этот вопрос сегодня стоит очень остро для многих видов спорта, - отмечает Леонид Казимирович, совсем недавно он и сам был старшим тренером национальной команды по спортивной гимнастике. - Особенно это касается отбора в группы первого–второго года обучения, где очень большая текучесть. Дети приходят и уходят. А тренеры разводят руками - мол, нет талантливых. Может, просто не разглядели? Или требования к тренерам слишком мягкие? По положению о детских спортивных школах они должны раз в 4 года передать в вышестоящее звено всего 4 человека. Я считаю, это просто санаторные условия для работы ДЮСШ. Вот и получается, что в национальные команды приходит очень мало пополнения, нет скамейки запасных... А мы с помощью новых методик хотим показать: способных детей в нашей стране очень много. Только их нужно выявить и направить в наиболее перспективные для них виды спорта. Конечно, существуют еще и педагогические, и медико–биологические тесты, однако далеко не каждая спортивная школа имеет возможность их использовать. Мы не утверждаем, что данный экспресс–тест является «лекарством от всех болезней» или может заменить многие другие, но для первичного отбора детей в спортивные школы биометрический метод, на мой взгляд, сегодня самый доступный, быстрый и достаточно точный.


Откуда такая уверенность? Прежде чем ответить на вопрос, ученый предлагает и мне пройти тест. Сканер считывает узоры на пальцах: петля, петля, шатровая дуга... Разработчики методики уверяют, что может получиться более 55 млн различных вариантов ответов. Через несколько минут отчет готов: творческий человек, работа должна быть связана с взаимодействием с людьми и разнообразна. Похоже, я сделала в жизни правильный выбор. Разделов в тесте еще много: способности к спорту, физиологические особенности, личностные характеристики, мотивация, ценности... Не могу сказать, что согласилась со всеми результатами. Но речь ведь о способностях, заложенных природой, настаивает мой собеседник. А не о тех, которые в итоге мы смогли в себе развить... И вот Леонид Казимирович озвучивает главный козырь: этим методом в нашей стране протестированы уже 12 олимпийских чемпионов - ни у кого из них меньше 93% способностей к своему виду спорта не было. А у Антонины Кошель (чемпионка по спортивной гимнастике на Олимпиаде–1972) и вовсе 97%! Разработчики утверждают, что методика точна на 92%, но она еще молода, так что время многое покажет.


В том числе и с помощью полученных нашими специалистами данных. В ближайшее время в порядке эксперимента в некоторых школах и детских садах, расположенных вблизи спортивных учебных заведений, планируется провести тестирование мальчишек и девчонок и дать соответствующие рекомендации их родителям. Намечен и сравнительный анализ данных различных методов тестирования, которые у нас используются: по отпечаткам пальцев, по крови, по волосу, по слюне. А в следующем году на базе БГУФК может быть создан отдел или центр биометрических технологий в спорте.

Взгляд со стороны

Инна Гусева, антрополог–генетик, доктор биологических наук, профессор и, пожалуй, самый авторитетный в стране ученый в области дерматоглифики, которая посвятила этой науке полвека и лично обследовала более 20 тысяч человек, подчеркивая, что использование биометрических технологий действительно имеет хорошие перспективы, замечает: «Чтобы говорить о склонностях людей к тому или иному виду спорта или роду деятельности, нужны более масштабные исследования, нежели тестирование по отпечаткам пальцев рук. Для футболистов, например, большое значение будут иметь узоры на пальцах ног и стопе. Для баскетболистов нужно учитывать и рисунки на ладони. Нюансов тут очень много, включая ориентацию типов узоров. Тот же завиток может быть разно ориентирован. А петли бывают не только ульнарные и радиальные, но и симметричные. Количество гребешков на пальчиках, или так называемый гребневый счет, - это тоже важный признак. Кроме того, пальцевые узоры нужно учитывать в комплексе с другими морфологическими показателями: особенностями радужной оболочки глаз и формы ушной раковины, росто–весовым индексом и так далее».

Появление этой книги предопределено двумя важнейшими факторами. С одной стороны, в мировой спортивной литературе накопился обширный научный и научно-практический материал, который позволяет более глубоко осмыслить проблему спортивного таланта и более отчётливо охарактеризовать его природу и условия реализации. Появились возможности и желание систематизировать эти сведения и сформулировать обоснованные позиции, ориентированные на практические нужды тренеров и экспертов по отбору одарённых спортсменов.

С другой стороны, важную роль сыграл личный опыт автора, охватывающий несколько десятилетий работы руководителем научно-методического обеспечения подготовки спортсменов высокого класса в сборной команде СССР (1978-1991), в сборных командах Израиля (с 1992 г.), а также в качестве консультанта в других странах Европы и в Китае. Тесное общение с лучшими тренерами и выдающимися спортсменами создало предпосылки для последующего углублённого исследования, результаты которого представлены в 5-й и 6-й главах этой книги.

Совершенно очевидно, что тренеры, подготовившие выдающихся спортсменов, приобрели ценнейший опыт в распознавании и дальнейшем раскрытии спортивного таланта. 6-я глава содержит данные опроса 12 международно признанных тренеров, чьи спортсмены завоевали высшие награды на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Я искренне благодарю этих замечательных тренеров за их готовность к сотрудничеству и представленные ими ценные сведения.

Уместно заметить, что в силу разных причин опрос выдающихся спортсменов связан с большими трудностями. В этом трудном деле неоценимую помощь мне оказали мои друзья и коллеги доктор Илона Зуозиене (Литва), профессор Николай Яружный (Латвия), доктор Ирина Рыбина (Беларусь), профессор Анатолий Бондарчук (Канада) и доктор Владимир Тимофеев (Россия). Большое им спасибо за ценную помощь.

Эта моя книга, как и предыдущая, публикуется издательством “СПОРТ”. Я глубоко признателен его генеральному директору Валерию Львовичу Штейнбаху и главному редактору Алексею Александровичу Алексееву за их внимание и поддержку. Перевод текста с английского языка на родной язык автора был сделан доктором Ириной Владимировной Шаробайко с большим старанием и профессиональным мастерством. Этот труд заслуживает самой глубокой благодарности.

В заключение я выражаю надежду, что книга эта найдёт своего читателя, вызовет интерес и будет способствовать распознованию спортивных талантов и их успешной реализации.

Предисловие

Спортивный талант безусловно – одна из самых популярных тем, которые широко обсуждаются в спортивных СМИ, научной литературе и на тренерских форумах. Долгое время феномен таланта как сложное многогранное явление человеческого творчества, художественной культуры, научной деятельности, спорта и физической культуры вызывает живой интерес. В последние десятилетия талант спортсмена стал объектом обширных исследований, охватывающих все отрасли и аспекты спортивной науки и практики. Основная причина такого возросшего интереса связана с постоянным повышением социальной, культурной и политической значимости достижений спортсменов в профессиональных, полупрофессиональных и любительских видах спорта. Во всём мире поиск талантливых спортсменов стал неотъемлемой составляющей и настоящим вызовом и для спортивной науки, и для практики. С этой позиции появление новой книги, посвящённой спортивному таланту, выглядит оправданным и желательным. Таким образом, эта книга имеет целью представить и рассмотреть современные концепции, доказательства и практические подходы, связанные с прогнозированием и реализацией спортивного таланта (СТ).

Первая часть книги содержит обширные материалы, связанные с научными основами феномена спортивного таланта с акцентом на его осознании, оценке и прогнозировании. По сути, сложившаяся ситуация с СТ является сложной и противоречивой. С одной стороны, общепринятое мнение гласит, что талант в значительной степени предопределён генетически передаваемыми свойствами. Более того, наследственная предопределённость СТ подтверждается множеством данных, полученных спортивной генетикой. С другой стороны, существуют широко распространённая теория и много публикаций, свидетельствующих о том, что многолетняя практика и высокая мотивация являются решающим фактором в достижении выдающихся спортивных результатов. Такой подход предполагает, что объёмная осознанная практика вносит основной вклад в достижение спортивного совершенства и может компенсировать дефицит врождённого природного дара. Поэтому дихотомия наследственных факторов и факторов окружающей среды СТ должным образом рассмотрена в первой части этой книги, включая общие научные положения (глава 1), методологические основы СТ (глава 2), а также биологические и психологические предпосылки исключительного спортивного мастерства (глава 3).

Развитие СТ традиционно связано с особенностями и этапами многолетней подготовки спортсмена. Ретроспективные исследования карьеры элитных атлетов предоставили важные данные об их занятиях спортом на ранних этапах жизни, временных тенденциях тренировочных нагрузок, влиянии взросления, преимуществах и недостатках ранней специализации (глава 4). Кроме того, поперечные срезы и лонгитудинальные исследования спортсменов мирового класса позволили охарактеризовать особенности их физиологической и психологической адаптации в течение длительной успешной карьеры. Также были рассмотрены важнейшие аспекты тренерской работы с талантливыми спортсменами, особенно влияющие на те профессиональные качества, которые необходимы на различных этапах их многолетней подготовки.

Ещё одна тема для дискуссий и исследований связана с признанием того, что исключительно талантливые спортсмены уникальны. Проблема заключается в том, как распознать эту уникальность как можно раньше и какие предвестники и прогностические факторы могут быть использованы для такого открытия. Автор провёл специальное углублённое исследование с участием 20 олимпийских чемпионов, представляющих разные виды спорта и разные страны (глава 5). Результаты этого исследования пролили свет на принципиальные особенности тренировочных нагрузок, аккумулированных спортсменами до достижения уровня мирового класса в различных видах спорта. Имеющиеся данные позволили выявить ряд ранних предвестников СТ, которые касаются сферы физического состояния атлетов, свойств личности и отношения к тренировочному процессу.

Можно предположить, что профессиональные знания и основанные на фактических данных советы выдающихся тренеров могут в значительной степени способствовать более глубокому пониманию и интерпретации положений, связанных с феноменом таланта. Имея это в виду, автор опросил 12 признанных в мире тренеров-экспертов касательно оценки СТ и тренерской стратегии в процессе его развития (глава 6). Мнения и комментарии тренеров-экспертов были представлены и обобщены с целью выявления преобладающих тенденций наиболее успешных практик. Несмотря на то что это исследование показало разнообразие тренерских мнений, они единодушно утверждали, что ранние предвестники СТ действительно существуют и могут быть распознаны в течение первоначальной целенаправленной спортивной подготовки.

Часто можно услышать об игре какого-то юного футболиста – «большой талант! » или «Бог дал, конечно! ». Но о чем мы реально можем судить, глядя на то, как он играет? Только о том, что он делает, что видим прямо сейчас. Талант, как мера способностей (одаренности) проявляется в течение времени, в процессе тренировок. Мы не знаем, сколько этому «талантливому» ребенку нужно было тренироваться, чтобы выделяться.

Талант ли это или упорство и объемы тренировок? Или сочетание? Не знаем, за редким исключением и не можем знать, но сказали - «талантливый мальчик! большой талант! » и многое тем самым объяснили. В таких родительских объяснениях, в простой вроде фразе, есть большие ошибки/заблуждения:
1) решили, что их ребенок талантлив и «все будет!» или
2) напротив, решили, что их ребенок не талантлив и «какой смысл?»
3) сняли с себя ответственность за его развитие и, походя,
4) обесценили всю ту работу, которую проводит «талантливый мальчик».

Заблуждениям посвятим следующий пост, а в текущем разберемся, что такое талант вообще и талант применительно к футболу.


Что такое талант?
Обратимся к классическим определениям таланта из различных областей:
Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности, когда они достигают уровня черт характера, а также ее одаренности в какой-либо области.
Талант — это незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.
Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта.

Спортивную одаренность, спортивный талант , можно охарактеризовать как предрасположенность к более высокому уровню тренируемости в определённом виде физической активности. Считается, что она является генетически передаваемым свойством личности. В спорте правильно развиваемая одарённость предполагает достижение спортивного мастерства. (Теория спортивной тренировки. / Учеб. для ВУЗов. Авт.: проф. В.Б. Иссурин, 2016 ).

Существуют разные классификации талантов, отличия между ними незначительны и применительно к нашей теме достаточно самой идеи проявления талантов в разных сферах и их возможного сочетания. Например, успех в спорте обеспечивается не только телесно-кинетическими талантами. Он может быть обусловлен и влиянием таких талантов, как: вербально-лингвистический, логико-математический, пространственный, эмоциональный (внутриличностный) и межличностный - поскольку они влияют на мышление и отношение к деятельности, формируют характер. Не помогут спортсмену, пожалуй, только слуховой талант и талант взаимодействия с природой.

Не смотря на разнообразие талантов их развитие проходит по схожей схеме: выявление, понимание как это может быть применимо в интересующей вас сфере, получение максимума знаний об этой сфере, обо всей ее системе, регулярная практика индивидуальная, с наставником (тренером, учителем) и соревновательная, обязательное стремление использовать на максимуме текущий уровень таланта и постоянное его совершенствование.

Исходя из рассмотренных определений, предлагаю остановиться на следующем: Талант – это набор характеристик личности, проявляющихся в деятельности, которые позволяют усваивать определенные знания или умения быстрее остальных и добиться в их освоении более высокого уровня.

Что такое футбольный талант?
В каждом виде спорта существует определенный физиологический профиль и характеристики. Эти же физиологические профили есть и внутри спорта - для футбола, в зависимости от позиций и роли на поле. Например, ниже профили сочетаний доминирующих качеств для защитников, нападающих и полузащитников. Нужно понимать, что это не константа, это среднее, и в таком разнообразном спорте как футбол отклонения от него могут быть достаточно значительными: много стилей, амплуа и задач.

Конечно, профили можно развернуть и за пределы приведенной тройки, тут это не суть. Суть в том, что даже среди физических качеств могут быть разные таланты, но есть еще психические качества. Много отдельных качеств и проявлений и очень много их сочетаний. Есть гены, которые увеличивают рост мышечной массы, скорость или выносливость, формируя соответствующий талант к занятиям спортом. Аналогичным образом по наследству могут передаваться способности к обучению, творческие задатки и особенности мышления, темперамент и так далее.

В футболе это может проявляться в огромном количестве вариантов: сильный и бесстрашный, быстрый и хладнокровный, выносливый и неуступчивый и другие подобные сочетания ваших талантов будут формировать ваш уникальный профиль.

Футбол предполагает соревнование, а это уже далеко не только способности организма. Ментальные качества могут выйти на первый план и эмоциональные, межличностные или даже логико-математические таланты могут сыграть важную роль в успешном выступлении. Правильный настрой и отношение позволят максимально проявить телесно-кинетические таланты. Отдельного внимания заслуживает лидерство в спорте, а это еще одна сфера проявления эмоциональных и межличностных талантов.

В футболе востребовано много качеств, но большинство из них развивается и тренируется до нужного уровня, независимо от таланта (одаренности, генетической предрасположенности). Например, в игре нам необходима сила и выносливость, но не в той мере, в какой сила необходима тяжелоатлетам, а выносливость марафонцам для золота на олимпиаде. Им без генетической предрасположенности или одаренности их профильного качества не обойтись. А футболе в части силы и выносливости достаточно обычных, но развитых, показателей.

Сильная генетическая предрасположенность есть у скорости, в разных ее проявлениях и у способности ориентироваться в пространстве. Оба эти качества очень востребованы в футболе, прекрасно, если дети унаследовали их высокий потенциал. Но даже если нет, до достаточно далеких границ это не проблема. Скорость на 4, а не на 5 – это уже не ярко выраженный талант, но это все еще приемлемо для футбола. И так далее.

Скорость, взрывная сила, сила, выносливость скоростная и общая, ловкость, координация – какое-то из этих качеств может стать базой для ребенка. В футболе из физических качеств или их сочетаний, вероятно, только гибкость не может стать фундаментом, зато может помочь вывести на максимальный потенциал остальные качества.
Востребованы не только физические характеристики, но и характеристики нервной системы: скорость реакции, скорость принятия решений, аналитические способности, особенности работы глаз, как в части восприятия движущихся объектов, так и в части обзора - талант может проявиться и здесь.

Вообще «талант» категория, которая легко эксплуатируется и всеми кто вокруг поля стоит и теми, кто из телевизора или еще откуда-нибудь рассказывает, но при этом не особо вникают. Со словом «талант» сталкиваемся постоянно: и певцы талантливы, и спортсмены, и актеры. Да что там «водитель от бога!» или «врач от бога!» - это же тоже про талант. Сколько сфер деятельности человека, столько талантов, но нет гена, который отвечает за игру в футбол, пение, врачевание и тем более вождение автомобиля. Это слишком разнообразные и сложно организованные занятия. Высокий уровень умений, кроме талантов, складывается из интереса к деятельности и огромного количества .

В работе Эпштейна «Спортивный ген» приводится описание исследования об определении таланта занимающихся музыкой, где психологи пришли к выводу: «что-то, что можно было бы толковать как врожденный музыкальный талант, на самом деле всего лишь наработанный годами практики опыт ». В книге это описывается в части теории «10000 часов» и, в общем, соответствует идее первичности развития, работы, тренировок, то есть практики, а не начальной одаренности.

Сказать что кто-то талантливый поэтому так играет – это как сказать: он ростом 1 метр и 80 сантиметров и в этом причина успеха. Нет. Он так играет, потому что развил талант . Рост - это факт, это что-то, что человеку дано, что унаследовал, но в футболе он хорош не поэтому, а потому что этим 1 метром и 80 сантиметрами он научился управлять лучше других. Людей с таким ростом много, а хорошо в футбол играет лишь очень малая их часть. Рост не гарантия. Талант не гарантия – только возможность.

Среди занимающихся, а тем более, среди ставящих высокие цели стать профессионалом, выиграть международные соревнования и другие подобные, более или менее одарены все . Не все одинаково, а именно что все в том или ином виде, достаточном для возможности развиваться, опираясь на это качество. Чтобы получить от наличия таланта выгоду, преимущество на поле – все равно придется потратить тысячи часов развития этих талантов.

Возможно, это очевидно, но так же возможно, что не всем и я оговорюсь, что речь не идет о случаях, когда заниматься чем-то с высокими целями нет смысла в силу физических или иных ограничений. Своего рода это тоже генетический дар/талант – здоровье .

Скорее всего, у каждого найдется нечто, что обеспечит ему преимущество на какой-то позиции или в какой-то роли на поле . Чем-то одарены все, понять, чем именно одарен конкретный ребенок важная задача и она не решится сама собой. Как не решится сама собой следующая задача – развивать то, что обнаружили. Нужно пробовать, искать, замечать и развивать. Возможно, придется менять команды, позиции, стиль игры - не всем это дается легко. Знаете же: «любить футбол в себе, а не себя в футболе» - те, у кого это так, справятся с переменами легче и получат возможность раскрыться и реализовать свои способности.

Можно думать, что задачи по поиску и развитию решит целиком тренер – но, скорее всего это приведет к разочарованию. Как минимум точно то, что при активном участии родителей и ребенка успешное решение этих задач более вероятно . И здесь я вернусь к предыдущему материалу о «»: на просмотре точно предполагается демонстрация умений, то есть уже выявленных и до некоторого уровня развитых талантов. Это разные, в зависимости от концепции селекции качества, но в 12-13 лет ищут не их задатки, а уже определенный уровень. Если уровня нет – это знак о месте футбола в жизни ребенка и его родителей, знак о его потенциале.

Итак, футбольные таланты обширны и не нужно уповать только на физические качества, важно понимать, развивать и использовать в игре и другие таланты. Нет отдельно взятого таланта «играть в футбол» но при этом «футбольные таланты» разнообразны, ищите свой. Скорость и обучаемость - главные, среди множества, футбольные таланты, но даже эта ключевая пара не так важна, как целеустремленность и усердие на тренировках. Последнее может развить каждый.

В музее Манчестер Юнайтед, до кубков, наград и всего несомненно важного, размещен плакат предваряющий вход в зал славы клуба, со следующими словами: "Усердно тренирующийся всегда обойдет талантливого, если талантливый не тренируется достаточно усердно" - Алекс Фергюсон. Акцент на цитату не случаен: именно такое отношение и позволяет состояться всему остальному, представленному в музее.

Можно было бы сказать что усердие - главный футбольный талант, но это не верно: мы разобрались, что талант это все-таки нечто врожденное и редкое. С усердием все не так: оно доступно каждому, быть усердным - это решение, а не врожденная характеристика. Усердие развивается. Целеустремленность и решительность - это наш выбор.

Подвести промежуточный итог можно так: Талант — это то, что вы способны сделать. Будете ли делать и делаете ли, определяется мотивацией. А насколько хорошо получается что-то делать, определяется опытом и отношением. При правильной мотивации, отношении и богатом опыте – мы будем делать то, что способны на максимум.

Удачи упорства в поиске и раскрытии своих талантов и усердия на тренировках!
***

Кстати на предмет спортивных талантов и того, что является врожденным, а что развивается, есть интересная концепция «Софта и железа», хорошо описанная в упомянутой выше книге Дэвида Эпштейна «Спортивный ген». Да и вообще вся книга интересная, из тех, что расставляют по полочкам знания. Кому будет интересно, книга прикреплена к одному из

Выявление таланта и развитие одарённых спортсменов можно рассматривать как одну из самых насущных, важных практически и в научном плане проблем современного спорта. Эта проблема тесно связана с различными аспектами и построения многолетней и . С течением времени эта проблема привлекает всё большее внимание и интерес различных организаций, которые разрабатывают перспективные программы для инвестиций и содействия процессу подготовки отдельных спортсменов и команд самого высокого уровня в соответствии с приоритетами, существующими в разных странах. В течение последнего десятилетия был опубликован ряд обширных обзоров (Davids и Baker, 2007; Vaeyens et al., 2008; Lidor et al., 2009). Эти и другие источники, соответствующие данной проблематике, могут обеспечить читателей углублёнными знаниями, в то время как настоящая статья предназначена для обобщения возможных подходов к решению проблемы и практически наиболее доступных свидетельств. В последней части этой статьи приводятся некоторые новые данные, касающиеся означенного вопроса.

Научные предпосылки

Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант

Теперь, когда применение методов молекулярной генетики в спортивной науке стало реальностью, понимание роли наследственности значительно углубилось и расширилось. Обзор проведённых исследований выявил 36 генетических маркеров, связанных с элитным спортивным статусом, и 39 дополнительных генетических маркеров, ответственных за межличностную изменчивость в силовых и видах спорта на (Ahmetov, Rogozkin, 2009).

Таблица 1. Факторы, определяющие спортивный талант, их характеристики и зависимость от наследственности (по Klissouras, 1997; Bouchard et al., 1999; Szopa et ai., 1999; Bouchard et al., 2000)

Факторы

Характеристика

Генетическая предрасположенность

Телосложение и состав тела

Рост, длина конечностей и размер ноги

Сильная

Ширина плеч, окружность бёдер, мышечная масса

Умеренная

Общая жировая масса

Физиологические

Алактатная анаэробная мощность Пиковый лактат крови

Способность ориентироваться в пространстве

Гликолитическая анаэробная мощность Силовая выносливость (устойчивость к закислению)

Гибкость

Умеренная

Психологические

Уверенность в себе Контроль уровня тревожности Мотивация Концентрация

От слабой до умеренной

Социологические

Родительская поддержка Социально-экономическое положение Культурный фон

Взаимодействие тренера и ребенка

Отсутствует

Дополнительную информацию, связанную с генетическими факторами спортивного таланта, можно найти в статье .

В соответствии с современным подходом (Williams и Franks, 1998; Williams и Reilly, 2000) спортивный талант определяется четырьмя группами генерализованных факторов: антропометрическими, физиологическими, психологическими и социологическими. Каждая из них содержит многочисленные показатели, которые могут быть прогностическими при поиске таланта. Некоторые антропометрические и физиологические показатели сильно зависят от наследственности и в связи с этим не могут быть компенсированы за счёт других личностных качеств. Поэтому они могут ограничить прогресс в данном виде спорта. Некоторые психологические черты личности лишь в определённой степени наследуемы (Plomin et al., 1994; Saudino, 1997) и, следовательно, на них можно воздействовать в процессе спортивной тренировки. Социологические условия не зависят от наследственности. Однако это не означает, что они могут при необходимости легко изменяться.

Анализ факторов, определяющих спортивный талант, требует надлежащего учёта координационных способностей, которые прочно ассоциируются с приобретением и совершенствованием технического мастерства. Исследования генетического фонда координационных способностей дают многочисленные результаты, которые отчасти противоречивы и неоднозначны. Тем не менее, тщательный анализ данных этих исследований позволяет охарактеризовать некоторые координационные способности с точки зрения их наследственной зависимости (Lyakh et al., 2007).

Таблица 2. Генетическая детерминация отдельных координационных способностей спортсменов (по Lyakh et al., 2007)

Данные табл. 2 основаны на результатах исследований близнецов и членов семей (проанализированы итоги более 30 публикаций). Очевидно, что оценки комплексной двигательной реакции и пространственной ориентации наиболее генетически зависимы и, следовательно, могут быть более предсказуемы при определении одарённости спортивных кандидатов. В противоположность координационным способностям (таким как динамический и статический баланс) время простой зрительно-моторной реакции и кинестетическая дифференциация генетически детерминированы в относительно небольшой или умеренной степени и поэтому могут успешно подвергаться целенаправленному воздействию. С этой точки зрения важно, что наследственная детерминация различных координационных способностей, как правило, ниже у детей (7-10 лет) и сильнее у более взрослых спортсменов. Это поддерживает широко распространённое предположение о том, что ранняя специализация позволяет более эффективно компенсировать наследственные ограничения потенциально талантливого спортсмена.

Темп прироста результатов как индикатор одарённости

Как уже было сказано, поиск талантливых спортсменов может быть основан на относительно неизменяемых прогностических факторах, которые чаще всего связаны с антропометрическими и физиологическими предпосылками. Такой подход привёл к разработке так называемых модельных характеристик, описывающих благоприятные комбинации антропометрических и физиологических переменных для разных возрастных категорий (Булгакова, 1986). Эти характеристики были использованы для идентификации кандидатов с лучшими перспективами на успех более специализированной подготовки. Основным ограничением этой оценки является различный уровень зрелости ребёнка, который определяет темпы роста подготовленности на начальных этапах подготовки. Дети с более медленным темпом созревания могут отставать от более зрелых товарищей по команде, но могут иметь больший потенциал для дальнейшего прогресса. Роль темпа созревания в прогрессировании потенциально одарённых спортсменов была оценена в специальном исследовании (Troup et al., 1991).

Пример. 320 пловцов в возрасте 11-18 лет участвовали в программе отбора в США и об следовались по показателям биологического возраста, антропометрического статуса, мышечной силы и мощности, специфических способностей и результативности в плавании (Troup et al, 1991). Результаты показали, что лучшие более молодые спортсмены, как правило, имеют более высокий уровень биологической зрелости, чем их менее успешные товарищи по команде, в то время как лучшие более старшие спортсмены в основном соответствуют своему календарному возрасту (80% сборной США) или являются ретардантами (18% команды). Авторы предполагают, что успешные ретарданты имеют лучшие шансы оставаться активными в спорте в течение более длительных периодов времени (табл. 3).

Таблица 3. Соотношение между календарным и биологическим возрастом лучших юных американских пловцов разных возрастных категорий (по Troup et al., 1991)

Другой подход к рассмотрению этой проблемы заключается в ретроспективных исследованиях, в которых тщательно анализируются тенденции в изменении результативности выдающихся спортсменов, размеров их тела и т.д. Количество доступных для ретроспективного анализа характеристик, как правило, ограничено, но преимущества таких исследований очевидны, так как это единственный способ воссоздать уникальный путь олимпийских чемпионов и чемпионов мира с детства до подъёма на подиум.

Пример. 35 ведущих гребцов на байдарках и каноэ мирового уровня, которые в составе сборной СССР выиграли медали на Олимпийских играх и чемпионатах мира за восемь лет до начала исследования, были опрошены относительно их официальных спортивных результатов, начиная с возраста 14-15 лет. Этот возраст соответствовал концу первого года их многолетней подготовки (респонденты, которые начали свою подготовку позже, были исключены из анализа). Собранные данные были подвергнуты статистическому анализу, и были рассчитаны тенденции изменения спортивного результата элитных гребцов (Рис. 1). Несмотря на существенное совершенствование вёсел и лодок, произошедшее в течение двух десятилетий после проведения этого исследования, результаты, достигнутые выдающимися спортсменами на ранних этапах их подготовки, остаются актуальными и по сей день для оценки одарённости сегодняшних молодых спортсменов (Созин, 1986).

Рис. 1. Результаты очень успешных гребцов на байдарках и каноэ, показанные ими в разные возрастные периоды, которые можно использовать для определения одарённости современных подростков (по Созину, 1986)

Конечно, ретроспективный анализ тенденций результативности выдающихся спортсменов является привилегией таких видов спорта, где результаты регистрируются, поэтому такие анализы могут быть выполнены. Специфика командных, боевых и художественных видов спорта ограничивает возможности реконструирования тенденций совершенствования ведущих спортсменов мира. Тем не менее ретроспективный анализ их подготовки, физического развития и формирования технического мастерства остаётся чрезвычайно актуальной задачей, которая ждёт своих скрупулезных исследователей.

Основные подходы к выявлению одарённости

С практической точки зрения важно различать потенциально талантливых и менее перспективных кандидатов, используя доступные объективные тесты и показатели. Для этого было проведено большое количество исследований, выводы которых имеют особое значение для исследователей и практиков. Другой подход предполагает использование определённых правил и практически ориентированных схем дифференциации более и менее перспективных кандидатов. Рассмотрим оба этих подхода.

Данные исследований одарённости юных спортсменов

Особое внимание должно быть уделено определению наиболее благоприятных сочетаний антропометрических и физиологических оценок для разных возрастов. Такие связанные с возрастом модели могут быть созданы с помощью лонгитудинального исследования большой группы спортсменов, в которой есть подгруппа спортсменов, достигающих элитного уровня. Данные, полученные у этих спортсменов в разные периоды, могут использоваться в качестве модельных характеристик для соответствующих возрастных категорий.

Очевидно, что такое исследование, которое могло бы занять несколько лет, представляется сложным и организационно проблемным, однако такие долгосрочные исследовательские проекты состоялись (табл. 4). Гораздо более распространёнными являются так называемые кросс-секционные исследования, которые сравнивают менее и более успешную молодёжь. Полученные результаты используются для выявления особенностей гипотетически одарённых спортсменов. Рассмотрим ряд исследований, которые представляют результаты кросс-секционных и лонгитудинальных подходов (табл. 4).

Таблица 4. Краткий обзор исследований, в которых оценивались спортивная одарённость и талант

Выборка

Описание исследования

Результаты исследования

Источник

Члены сборной США по теннису (возраст - 15,4 лет), субэлитные игроки (возраст - 13,6 лет) и 250 молодых игроков

КСИ: батарея тестов включала процедуры получения данных о скорости, ловкости, силе, гибкости и травмоопасности. Тестирование было выполнено во время проведения специального тренировочного сбора

Результаты тестов дали возможность предсказать результативность соответствующих подгрупп с точностью 85,7% для сборной,

91,3% - для субэлиты и 95,5% - для остальных игроков

Roetert et al., 1996

173 кандидата в члены регбийного клуба без предварительной подготовки. Возраст спортсменов - 10 лет

КСИ: получены результаты 14 двигательных тестов (скорость, ловкость, сила, гибкость) и измерены 14 антропометрических показателей

С помощью оценочного профиля, полученного после анализа результатов 45 игроков топ-уровня, все кандидаты были классифицированы в соответствии с их предрасположенностью (точность 93,8%)

Pienaar et al., 1998

16 элитных и 15 субэлитных футболистов в возрасте 16,4 лет

КСИ: программа испытаний включала оценку специфических для футболиста навыков, общей подготовленности, антропометрических, физиологических и психологических данных

Самыми информативными показателями были скорость, ловкость, способность предвидеть ход развития игровой ситуации, аэробная мощность, способность противостоять утомлению и личностная ориентация

Reilly et al., 2000

24 элитных игрока в водное поло в возрасте 14-15 лет

ЛИ: батарея тестов включала 6 испытаний в плавании, дриблинге, бросках мяча, «выпрыгивании» из воды и понимании игры. Исследование длилось 2 года

Выбранные для исследования игроки имели изначальное превосходство в плавании, дриблинге и понимании игровых схем. Прогноз оправдался для 67% игроков, которые попали в окончательный состав команды

Falk et al., 2004

405 новичков-гандбо-листов в возрасте 12-13 лет

ЛИ: батарея тестов включала определение роста, веса, скорости, взрывной силы и результата в слаломном стиле дриблинга. Исследование длилось 2 года

Сравнения отобранных в сборную и других игроков показало, что только результат в слаломном дриблинге служил хорошим прогностическим фактором одарённости

Lidor et al., 2005a

10 спортсменов-дзюдоистов в возрасте 12-15 лет

ЛИ: 3 раза в течение 2 лет проводилась оценка общей работоспособности и набора специфических навыков дзюдоиста (10 заданий)

Рейтинг спортсменов через 8 лет после тестирования не соответствовал результатам специфических тестов дзюдоиста, которые не оказались достаточно чувствительными, чтобы быть прогностическими факторами спортивного таланта

Lidor et al., 2005b

15 элитных юношей-волейболистов в возрасте 16 лет, разделённых на подгруппы новичков (Н) и продолжающих спортивное совершенствование (П)

ЛИ: батарея тестов включала определение скорости, ловкости, взрывной силы, выносливости и 2 задачи на проявление игровых навыков. Исследование длилось 15 месяцев

Только один тест - вертикальный прыжок с доставанием в высшей точке полета подвешенного предмета выявил различия между Н и П подгруппами. Другие тесты не выявили влияния на спортивные способности

Lidor et al., 2007

Здесь: КСИ - кросс-секционное исследование; ЛИ - лонгитудинальное исследование

Обзор упомянутых выше исследований показывает разнообразные результаты, которые демонстрируют различные тенденции в прогнозировании и идентификации спортивного таланта. Применение батареи тестов для новичков и спортсменов невысокого уровня подготовленности позволяло распознавать больше потенциальных кандидатов (Pienaar et al, 1998; Lidor et al., 2005a). Эти данные, безусловно, имеют практическое значение для дальнейшей спортивной подготовки перспективных кандидатов. Важно, что включение специфических по виду спорта двигательных тестов имеет особое значение из-за своей высокой чувствительности к проявлению целевых способностей. Очевидную перспективу имеет также оценка групп спортсменов разного уровня, что позволяет находить самые селективные показатели, которые могут быть использованы для идентификации потенциальных талантов. Такие исследования были успешно проведены в теннисе (Roetert et al., 1996), футболе (Reilly et al.,) и волейболе (Lidor et al., 2007). Особый интерес вызывают данные лонгитудинального исследования, в котором результаты тестирования на ранних этапах спортивной подготовки соотносились с успешностью спортсменов после длительной целенаправленной подготовки. Исследовательский проект с молодыми перспективными дзюдоистами привёл к неожиданным результатам: мониторинг уровня подготовленности в течение двух лет не выявил прогностического потенциала как общих, так и специфических по виду спорта показателей при сопоставлении с рейтингом этих спортсменов, которого они добились через восемь лет после завершения этой программы (Lidor et al., 2005b). Причины такого «провала прогнозирования» могут быть связаны с неоднородностью группы (исходный возраст варьировал от 12 до 15 лет) и относительно низкой чувствительностью батареи тестов к уровню развития высокоспецифичных спортивных способностей дзюдоиста. В любом случае результаты каждого отдельного исследования, приведённого в таблице 4, дают определённую информацию, которая может помочь тренеру более осмысленно выбирать тесты и показатели одарённости и более осознанно оценивать специфический по виду спорта потенциал спортсменов.

Практические подходы к выявлению одарённых спортсменов

Можно предположить, что дальнейшее совершенствование методов оценки приведёт к увеличению точности составления прогноза при определении спортивного таланта. Однако такие факторы, как профессиональное мастерство тренеров и разумное использование доказательной базы, не могут быть недооценены. В свете изложенного можно рекомендовать следующие общие подходы к поиску одарённой молодёжи.

Рис. 2. Одарённость как общий, но не единственный фактор, определяющий начальный уровень и темпы совершенствования в начале спортивной подготовки (Issurin, 2008)

Вообще говоря, можно предположить, что одарённость суть комбинация двух основных компонентов: предрасположенности к определённой спортивной деятельности и тре-нируемости при использовании соответствующих спортивных нагрузок (Рис. 2).

Эти два компонента одарённости (предрасположенность и тренируемость) определяют эффект начальной подготовки. Например, предрасположенность к определённому виду спорта влияет на начальный уровень соответствующего ( , и т.д.), а тренируемость определяет темпы роста уровня подготовленности в процессе начальной подготовки. Этот тезис имеет несколько ограничений, поскольку предрасположенность к определённому виду спорта - не единственный определяющий фактор уровня двигательной подготовленности, который может быть исследован. Предшествующий опыт в такого рода деятельности (начальная подготовка, знакомство с процедурами тестирования и т.д.) также оказывает сильное влияние на результат предварительных испытаний.

Пример. Рассмотрим плавательную подготовленность членов группы восьми-, девятилетних детей. У некоторых из них уже был опыт в плавании (плавание с родителями или более взрослыми родственниками, игры на мелководье и т.д.), другие брали уроки и более или менее привыкли к движениям в воде, а остальные не имели никакого опыта вообще. В связи с этим поведение этих детей в воде будет очень разным, а предыдущий опыт повлияет на результаты намного сильнее, чем реальная предрасположенность детей к спортивному плаванию.

Вторая проблема связана с темпом совершенствования в процессе начальной подготовки, который зависит не только от тренируемости индивидуума, но и от качества подготовки. Это становится очевидным, если сравнить успехи спортсменов, тренирующихся в разных условиях с разными тренерами. Однако при подготовке спортсменов в одной группе с тем же тренером темпы роста подготовленности адекватно отражают тренируемость.

На основании такого (так называемого двойственного) подхода к вопросу одарённости понятно, что её выявление ограничено оценкой исходного уровня специфической по виду спорта подготовленности и темпом её повышения в процессе начальной подготовки. Такой метод диагностики впервые был реализован в командных игровых видах спорта, в основном по запросу практики (Бриль, 1980). Общая логика этого двойственного подхода представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Двойственный подход к выявлению одарённых детей на основе оценки исходного уровня специфической по виду спорта подготовленности и темпа её роста в процессе начальной подготовки (по Брилю, 1980, модификация автора)

Ещё одно замечание должно быть сделано в отношении оптимальной длительности процесса подготовки, необходимого для оценки темпов роста, то есть тренируемости молодых спортсменов. Нет однозначного ответа на этот вопрос, поскольку необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  1. абсолютная непригодность некоторых лиц для успешных действий в конкретных видах спорта может быть осознана быстро (высокие и тяжёлые кандидаты в спортивной гимнастике; низкорослые дети в баскетболе и т.д.);
  2. неспособные кандидаты, как правило, могут быть выявлены в процессе кратковременной предварительной подготовки (за три-четыре месяца);
  3. диагностика одарённости в видах спорта, требующих проявления максимальной скорости и мощности, занимает относительно короткий период времени (как правило, до одного года);
  4. выявление одарённых детей в сложнокоординационных видах (гимнастика, фигурное катание и т.п.) ограничивается начальной подготовкой, в которую дети обычно вовлекаются раньше, чем в других видах спорта; процесс оценки занимает 1-2 года;
  5. в командных и игровых видах спорта, где дети начинают систематическую подготовку относительно позже, очень одарённые спортсмены могут быть выявлены быстрее (за два-три месяца), однако этот процесс, как правило, занимает около года;
  6. возможно, самый долгий срок для идентификации одарённости необходим в видах спорта на выносливость, в которых многие спортсмены мирового уровня признаются имеющими весомые перспективы через три-четыре года систематической подготовки.

Данные генетики . На основании результатов исследований молодых взрослых близнецов было выявлено, что вклад связанных с наследственностью факторов в результат применения тренировочной программы на выносливость различается на ранних и более поздних этапах подготовки. Начальная подготовка в меньшей степени зависит от наследственности. Тем не менее, по мере прогрессирования спортсменов и подхода к более высоким нагрузкам влияние генетического фактора на эффективность их подготовки становится гораздо сильнее (Bouchard et al., 2000). Такая динамика реакции на тренировочную нагрузку отчасти объясняет, почему некоторых спортсменов, одарённых в проявлении выносливости, невозможно эффективно распознать на ранних этапах их подготовки.

Отдельно следует упомянуть генетическую составляющую спортивной одарённости, которая, конечно, крайне важна. Она касается интереса тренера к спортивной истории семьи и достижениям более старших родственников, что является разумным и желательным. Только у некоторых выдающихся спортсменов родители были великими чемпионами; таблица 3.1 представляет ряд примеров таких уникальных спортивных династий. Тем не менее, большинство великих спортсменов родилось и выросло в семьях физически активных и спортивно ориентированных людей. В любом случае родительская поддержка имеет огромное значение, даже если наследственные факторы не дают спортсмену никаких особых преимуществ.

Кроме того, в течение последних десятилетий был проведён ряд научных исследований в целях разработки многомерных моделей одарённых спортсменов в различных видах спорта. Такие модели включают несколько показателей телосложения, двигательной подготовленности и т.д., что делает возможным сравнение реальных детей с виртуальными кандидатами в будущую элиту данного вида спорта. Такие данные могут быть найдены, например, в публикациях Arnot и Gaines, 1986 и Brown, 2001.

Теория многолетней целенаправленной практики Эриксона: правило 10 лет

Теория целенаправленной практики была предложена около двух десятилетий назад и первоначально была основана на обширных данных, полученных при анализе развития личности студентов музыкальных учебных заведений и высокопрофессиональных музыкантов (Ericsson et al., 1993). Впоследствии авторы нашли поддержку этой теории, собрав данные о спортсменах высокого уровня, в основном шахматистов и теннисистов. Общий смысл этой теории заключается в том, что для достижения высокого уровня работоспособности надо целенаправленно практиковаться в выбранном виде спорта в течение 10000 часов или 10 лет. Такая целенаправленная практика определялась как высококонцентрированная и высококачественная практика, которая, как правило, по своей сути, не доставляет удовольствие, такая практика должна с течением времени становиться всё более и более сложной и иметь главной целью повышение профессионального уровня.

С точки зрения этой теории предлагаемая система целенаправленной практики выглядит как привлекательной, так и оптимистичной. Действительно, перспектива добиться высокого спортивного результата через 10 лет целенаправленной практики, затратив 10 000 часов на подготовку, может дать сильный толчок че