Техника защиты в гандболе. Гандбол: Техника и тактика игры учебно-методический материал по физкультуре на тему. Национальный университет Узбекистана

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шахунская средняя общеобразовательная школа № 2

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №2

Т.А.Масленникова

От « » _________2014г.

Рабочая программа

по секционной работе

«Волейбол»

2014 – 2015 учебный год

Возраст детей: 8 – 17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Учитель физкультуры Растопина Ирина Ивановна

г. Шахунья

2014г.

Пояснительная записка

Программа кружка по спортивным играм (волейбол) направлена на организацию работы групп девочек 1-2-3-4 класс возраста 8-11 лет(младшая группа);5-6-7-8-9-10-11классов возраста от12 до17 лет(старшая группа).Она предусматривает проведение теоретических и практических тренировочных занятий, участие в соревнованиях. начинающих обучение начальной подготовке игры в волейбол.

Учащиеся могут заниматься как в одной так и в двух группах. Это зависит от количества детей желающих посещать спортивную секцию волейбол. Срок обучения может быть от 1 года до 5 лет, в зависимости от уровня физической и технической подготовленности занимающихся.

Работа спортивной секций предусматривает содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физической подготовке,укреплению здоровья учащихся,изучение, закрепление, совершенствование основных элементов техники тактики игры в волейбол, привитие потребности к систематическим занятиям, подготовку инструкторов и судей по волейболу. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием продолжается процесс разностороннего развития координационных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств личности учащихся, умение взаимодействовать и понимать друг друга в группе.

Основные показатели работы спортивной секции – выполнение прграммных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в физической,технической.теоретической подготовленности.

Актуальность. Волейбол является наиболее доступным, следовательно массовым средством физического развития и укрепления здоровья, волейболом занимаются все. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, в том числе и у детей школьного возраста.Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.

Реализация программы рассчитана от 1 года до 5 лет, изучаемый курс 34 или 68 часов при проведении тренировки 1 или 2 раза в неделю по1-2 часа.

Цель программы: Формирование физической культуры занимающихся и здорового образа жизни через занятия волейболом.

Задачи программы:
расширять двигательный опыт за счет овладения двигательными действиями из раздела «волейбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;

Совершенствовать функциональные возможности организма;
формировать позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия;

Формировать умения в организации и судействе спортивной игры »волейбол»

Ожидаемые результаты.

Занятия, предусмотренные в программе, позволяют вызвать интерес к данному виду спорта с учетом возрастных, половых, личностных особенностей учащихся.они в дальнейшем будут способствовать повышению технико-тактического уровня игры и умению принимать быстрые и правильные решения в игре, в школьных и районных соревнованиях. Во время учебного процесса развивать у детей физические качества, а также воспитывать чувство взаимопонимания, взаимовыручки, психологической, моральной и волевой устойчивости. В ходе занятий сформировать предпосылки к здоровому и активному образу жизни.

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.

Учебно - тематический план.

Темы

Количество занятий

В том числе

Младшая группа

Старшая группа

Теоретические

Практические

Младшая группа

Старшая группа

Младшая группа

Старшая группа

Основы знаний

Понятие о технике и тактике игры.

В процессе занятии

В процессе занятии

В процессе занятии

В процессе занятии

В процессе занятии

В процессе занятии

Правила игры в волейбол

В процессе занятии

В процессе занятии

В процессе занятии

В процессе занятии

В процессе занятии

В процессе занятии

Технические и тактически приемы .

В процессе занятии

В процессе занятии

Передачи

В процессе занятии

В процессе занятии

Нападающий удар

В процессе занятии

В процессе занятии

Блокирование

В процессе занятии

В процессе занятии

Комбинированные упражнения

В процессе занятии

В процессе занятии

Учебно-тренировочные игры

В процессе занятии

В процессе занятии

Судейство игр

В процессе занятии

В процессе занятии

Итого:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(младшая группа)

занятия

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Бег по сигналам. Основная стойка вол-та.

Бег с мячом по сигналам. Принятие правильного и. п.

Упражнения с мячом в движении. Броски мяча в мишень на точность.

Ловля мяча вверху над лицом прямыми руками. Работа рук и ног.

Ловля мяча прямыми руками, наброшенного партнером. Передвижения в стойке.

Толчки набивного мяча (1-2 кг) вперёд-вверх из и. п. стоя на месте и после передвижения в разных направлениях.

Упр-я с мячом в движении по сигналам. Положение «приём мяча двумя руками сверху».

Бег на короткие дистанции. Положение «приём мяча двумя руками сверху». Занятие и. п. после передвижения.

Передачи мяча над собой. Чередование передач с ловлей мяча. Занятие и. п.

Передачи в стенку на точность (20-30 см). Полёт мяча без вращения.

Серийные передачи над головой (до 5 раз). Передачи после передвижения.

Передача после накидывания партнёром. Передача мяча партнёру.

Приём мяча двумя руками снизу. Занятие и. п. Положение рук и ног. Занятие и. п. положения после перемещения.

Броски двумя руками снизу. Передачи мяча в стену на точность.

Серийные передачи мяча (до 5 раз). Передачи после передвижения.

Передачи мяча после накидывания партнёром. Передачи партнёру. Передачи над собой на зрительные сигналы.

Чередование передач над собой (до 4 раз). Передачи через хлопок.

Передачи мяча в движении над собой. Чередование передач.

Передачи мяча через сетку (передача-ловля-передача). Чередование передач.

Передвижения: приставным шагом, двойным шагом, скачком, прыжком. Передачи в парах.

Передачи сверху после передвижения. Сверху в опоре.

Передачи двумя сверху в прыжке. Приём двумя снизу в опоре.

Приём двумя снизу после передвижения, стоя на месте.

Приём – передача через сетку с ловлей мяча. Игра в парах через сетку на счёт.

Передача одной снизу над собой. Чередование рук. Передачи в движении.

Передачи одной снизу в серии перед собой (до 5раз). Чередование рук.

Передачи одной снизу в парах. Чередование передач одной, двумя снизу и сверху.

Серийные передачи над собой на зачёт (до 5 раз).

Расстановка игроков на площадке. Пионербол с элементами волейбола на счёт.

Передачи в парах. Отработка точности передач. Чередование передач.

Передачи в движении. Передачи на дальность. Чередование передач.

Передачи двумя сверху и снизу на высоту. Упражнения с резиновыми мячами.

Чередование различных передач в парах. Пионербол с элементами волейбола.

Контрольные испытания по технике и оценка уровня физ.подготовленности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(старшая группа)

занятия

Бег на короткие дистанции из разл. и. п. Передачи в парах, над собой, через сетку.

Бег в макс. темпе на отрезки 10-20 м, бег «ёлочкой». Передачи с изменением расстояния, траектории и направления.

Бег с изменением скорости. Передачи в сочетании с умением вести наблюдение.

Бег с изменением направления. Бег по сигналам. Передачи назад за голову. Передачи в прыжке.

Соревнования в беге на короткие отрезки. Передачи в тройках. Передачи в колоннах через сетку.

Передвижения шагом, бегом, двойным шагом, скачком, после остановок, приставным шагом. Серийные приёмы мяча над собой.

Броски набивного мяча двумя руками. Приёмы мяча наброшенного партнёром. Приём мяча от нижней прямой подачи.

В парах работа с сопротивлением. Чередование передач и приёма мяча. Приём мяча над собой.

Передвижения по площадке, у сетки. Приём мяча, отскочившего от сетки, то же, но с передвижением.

Кувырки вперед, назад. То же, но после передвижения. Имитация приема мяча снизу одной рукой в падении назад перекатом.

Передвижение по кругу. Падение вперед на согнутые руки. Падение со скольжением на груди – животе.

Попеременная пружинистая работа руками. Махи руками. Подачи в стену на расстоянии 6-7 м.

Броски набивного мяча одной рукой. Подача с изменением направления полета мяча.

Толчки набивного мяча из и.п. одной рукой. Подача с изменением траектории полета мяча.

Броски набивного мяча через сетку на точность. Укороченные, удлиненные подачи.

Упражнения с амортизатором. Подачи на точность по зонам площадки.

Подготовительные 3x 3 с использованием подач, передач и отбиванием мяча.

Доставание подвешенных предметов одной рукой в прыжке толчком двумя ногами с разбега в один – два шага. Имитация прямого атакующего удара.

Прыжки через гимнастическую скамейку змейкой. Многократные удары по мячу у стены. То же, но с партнером.

Выпрыгивание вверх из приседа, серийные прыжки в длину, выпрыгивание с отягощениями. Удары в прыжке с места по мячу.

Броски набивного мяча двумя руками сверху из-за головы. Атакующие удары через сетку по мячу, наброшенного партнером.

Броски резиновых мячей в цель в прыжке после разбега вне сетки и через сетку. Удары через сетку с собственного набрасывания мяча.

Упражнения на шведской стенке. Атакующие удары по ходу из зоны 4 с передач игрока из зоны 3.

Приседания со штангой (вес 70 % веса тела). Чередование ускоренных атакующих ударов с медленным (обманными).

Доставание подвешенных предметов одной рукой в прыжке. Атакующие удары по ходу из зоны 2 с передач игрока из зоны 3.

Серийные выпрыгивания на тумбу высотой 40-50 см. Атакующие удары из зон 4,3,2 с передач игрока из зоны 3.

Атакующие удары с передач, удаленных от сетки. Атакующие удары с передач из глубины площадки.

Подготовительная игра 3x 3,4x 4.

Серийные прыжки с места толчком двумя с последующим доставанием руками подвешенных предметов; то же, но после передвижения в стороны. Имитация блокирования в прыжке с места и после передвижения.

Прыжки у сетки с переносом рук в парах. Блокирование мячей, наброшенных партнером. Блокирование атакующих ударов в зонах 4,3,2 в определенном направлении.

Блокирование мячей, наброшенных партнером. Блокирование атакующих ударов после передвижения.

Блокирование атакующих ударов разного темпа. Блокирование с различного расстояния от сетки.

Подготовительная игра 3x 3,4x 4. Акцентирование на атакующий удар и блокирование.

Упражнения, которые выполняются по сигналам. Выбор места для приема атакующего удара, выбор места для приема подач.

Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером. Определение направления и траектории полета мяча при передачах, подачах и атакующих ударах.

Броски набивного мяча через сетку одной рукой, двумя руками в ответ на обусловленные сигналы. Действия связующего игрока. Выбор места блокирующим.

Атакующие удары через низкорослых блокирующих; чередование атакующих ударов и скидок; смена направления атакующих ударов в зависимости от действия защитников.

Отработка взаимодействия игроков в зонах 2,3,4. Двусторонняя игра.

Отработка взаимодействия игроков в зонах 2,3,4. Передача мяча связующим на укороченное расстояние. Двусторонняя игра.

Отработка взаимодействия игроков в зонах 2,3,4. Передача мяча связующим по низкой траектории. Двусторонняя игра.

Отработка взаимодействия принимающего и связующего игрока. Двусторонняя игра.

Имитация отвлекающего удара игроками зон 3 и 2. варьирование длинны передачи связующим по договорённости. Двусторонняя игра.

Отработка взаимодействия игроков зон 4, 5, 6 игроками зон 2 и 4. приём подачи с

Отработка взаимодействия игроков при передаче нападающему, находящемуся впереди связующего. Двусторонняя игра.

Отработка действия игроков при передаче мяча нападающему, находящемуся сзади связующего. Двусторонняя игра.

Отработка действии связующего. Равномерное распределение передач нападающим. Двусторонняя игра.

Передачи нападающим, находящимся против слабого блокирующего игрока. . Двусторонняя игра.

Изменения направления передач в зависимости от качества приёма мяча и тактического плана игры. Двусторонняя игра.

Отработка взаимодействия игроков для выполнения имитирующего атакующего удара и скидки. Двусторонняя игра.

Чередование способов атакующих ударов игроками зон 2,3,4 со скидкой. Двусторонняя игра.

Организация взаимодействия игроков зон 4,5,6. Приём подач с последующим их направлением связующему игроку. Двусторонняя игра.

Взаимодействия игроков при полном выключении из приёма определённого игрока

Взаимодействие игроков при атаке. Организация страховки атакующих.

Страховка игроков, выполняющих блокирование, уступом вперёд или назад.

Организация страховки при атаке, расположение игроков команды.

Отработка выхода связующего игрока к сетке из разных игровых ситуации.

Организация и отработка взаимодействия игроков нападения при постановке двойного блока.

Организация и взаимодействие игроков при постановке одинарного блока.

Взаимодействие игроков команды для развития атаки, в зависимости от различных игровых комбинации.

Групповые взаимодействия игроков в нападении защите, в зависимости от игровых ситуаций.

Двусторонняя игра. Разбор игровых ситуаций.

Двусторонняя игра. Разбор ошибок и игровых ситуаций.

Двусторонняя игра. Контроль за действиями игроков при выполнении различных игровых комбинаций.

Двусторонняя игра. Организация игровой дисциплины.

Двусторонняя игра. Контроль за действиями игроков, необходимых для успешного ведения игры.

Двусторонняя игра. Контроль за «применяемостью» технико-тактического арсенала в игровой деятельности.

Разминка. Двусторонняя игра.

Разминка. Двусторонняя игра.

Методическое обеспечение программы

Раздел,

тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

Теоретические сведения

Фронтальная

Метод слова, показа

Музыкальный центр

Общая и специальная физическая подготовка

Фронтальная

Метод слова, показа

Таблицы с волейбольными упражнениями, схемы, карточки.

Музыкальный центр

Основы техники и тактики в

защите и нападений

Групповая

Метод слова, показа

Таблицы с волейбольными упражнениями, схемы.

Музыкальный центр

Проверка навыков, умений. знаний

Контрольные игры и соревнования

Фронтальная, групповая

Соревновательный, игровой

Таблицы с волейбольными упражнениями, схемы.

Музыкальный центр

Товарищеские встречи, школьные и районные соревнования

Материально–спортивное обеспечение занятий секций «Волейбол»

1.Сетка волейбольная-1шт.

2.Гимнастическая стенка - 12 шт.

3.Скамейки - 2 шт.

4.Гимнастические маты - 10 шт.

5.Скакалки - 4 шт.

6.Мячи набивные - 7 шт.

7.Мячи баскетбольные – 10 шт.

Методическое обеспечение программы «Волейбол»

Методическая литература

1.А.П. Матвеев, «Программы общеобразовательных учреждений «Физическая

культура» 5-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 год.

2.В.И.Лях,А.А.Зданевич»Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 год.

3. Р.И.Тарнопольская,Б.И.Мишин Программа Физическая культура»- М: »Просвещение»,2012г.

4. Р.И.Тарнопольская,Б.И.Мишин Учебник1,2,3,4 »Физическая культура»- М: »Просвещение»,2011,2012,2014ггг.

5. А.П.Матвеев Учебник для5,6-7, 8-9 класса »Физическая культура»- М: »Просвещение»,2011г.

6.В.И. Лях, А.А. Зданевич Учебник для 10-11класса »Физическая культура» М:»Просвещение»,2011г.

7.Научно - методический журнал « Физическая культура в школе».-

Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год.

8. С.Г. Арзуманов «Физическое воспитание в школе»- Ростов н/Д:ООО «Феникс», 2009 г.

9. Е. Л. Гордияш, И. В. Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбъякова «Физическое

воспитание в школе» - Издательство «Учитель», 2007 год.

10. В. И. Ковалько, «Здоровьесберегающие образовательные технологии: школьник

и компьютер» - М: «Вако», 2007 год.

11.В.М. Видякин «Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и

и подвижные игры» - Издательство «Учитель», 2007 год.

12.П.А.Киселев, С.Б.Киселева »Тестовые вопросы и задания по физической культуре»-М:»Глобус»,2010г.

13. П.А.Киселев, С.Б.Киселева »Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам» - М: »Глобус»,2009

14.В.И.Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре,5-9 классы» - М:»ВАКО»,2009г.

15.А.Н.Каинов«Организация работы спортивных секций в школе»-Волгоград: «Учитель»,2012г.

16.Под редакцией Колодницкий Г.А.»Внеурочная деятельность учащихся: Волейбол» М: »Просвещение»,2011г.

Электронные и цифровые ресурсы

2.»Организация спортивной работы в школе», Волгоград: »Учитель»,2010 г.

3.Презентации по спортивным играм(волейбол)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» Г. ПЕВЕК

Рабочая программа

объединения

«Спортивные игры »

направление деятельности:

спортивно - оздоровительное

Возраст детей: 7-11 класс.

Срок реализации: 2017 – 2018 уч. г.

Разработчик программы:

Каримов Жаслан Сабыржанович,

город Певек

2017 г.

Рабочая программа секции «Волейбол»

Пояснительная записка

В своей деятельности членыобъединения руководствуются нормативно-правовыми документами:

    Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016);

    Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 №1577;

    Приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);

    Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  1. Приказом Минобрнауки РФ от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  2. Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации;

    Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования г. Певек» (утверждён постановлением Администрации Чаунского муниципального района от 23.12.2015 г. № 232);

    Учебным планом МБОУ Центр образования г.Певек на 2017-2018 уч. год;

    Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Центр образования г.Певек;

    Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Центр образования г.Певек, утвержденной приказом директора приказ директора № 02-02/375 от «01» июня 2016г.

    Приказом МБОУ Центр образования г.Певек от 26.05.2017 №02-02/336 «Об утверждения списка учебников и учебных пособий в МБОУ Центр образования г.Певек на 2017 – 2018 учебный год»;

    Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ Центр образования г.Певек, утвержденным приказом директора от 31.05.2017 г. № 02-02/339.

Программа секции «Волейбол» составлена на основе программы «Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ спортивной секции «Волейбол» под редакцией А.В. Долинской

Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.

Программа «Волейбол» предусматривает проведение теоретических, практических знаний, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в учебно-тренировочных играх, соревнованиях. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации.

Цели и задачи:

Цели:

    Укреплять здоровье и способствовать всестороннему физическому развитию.

    Снабдить учащихся знаниями о технике и тактике игры в волейбол.

    Содействовать укреплению здоровья учащихся.

    Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи.

Задачи:

    Укреплять здоровье и закаливать организм.

    Повышать уровень общей физической подготовленности.

    Сформировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.

    Обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки. судейства.

    Научить занимающихся применять полученные знания в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, с недельной нагрузкой 2 часа, курс рассчитан на 70 часа в год.

Практические занятия с юными волейболистами различают по направленности: однонаправленные (посвящены одному из видов подготовки: технической, тактической, физической), комбинированные (включают материал 2-3 видов в различных сочетаниях), игровые (игровая тренировка, двухсторонняя игра, игровой фрагмент), контрольные.

Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры.

Правила безопасности при занятиях волейболом.

Общая физическая подготовка.

Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.

Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.

Специальная физическая подготовка.

Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции, специальной ловкости. Игры по характеру действий сходные с волейболом.

Техническая подготовка.

Теория: Значение технической подготовки в волейболе.

Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).

Тактическая подготовка.

Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.

Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими

Ожидаемый результат .

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса волейбол.

Личностные результаты освоения учебного предмета по волейбол

Освоение курса «волейбол» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

У выпускника будут сформированы:

* внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

* широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

* ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

* учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

* способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

* ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

* развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

* установка на здоровый образ жизни;

* эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Выпускник получит возможность для формирования:

* внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

* адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

* установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

Метапредметные результаты освоения учебного предмета по волейболу

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального, общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

* принимать и сохранять учебную задачу;

* учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

* планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

* учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

* осуществлять итоговый контроль по результату;

* адекватно воспринимать оценку учителя;

* различать способ и результат действия;

* оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

* вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

    адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

    выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

    устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

    соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

    активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

    концентрация воли для преодоления физических препятствий;

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

    осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    осуществлять синтез как составление целого из частей;

    устанавливать причинно – следственные связи;

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Выпускник научится:

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

    контролировать действия партнеров;

    использовать речь для регуляции своего действия;

Выпускник получит возможность научиться:

    слушать собеседника;

    определять общую цель и пути ее достижения;

    осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

    аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

    прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

    разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

    координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Календарно-тематическое планирование

Наименование

разделов и тем

Введение. Правила безопасности при занятиях волейболом. Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств.

Стойки и перемещения. Учебная игра.

Нижняя прямая подача. Подача на точность.

Нижняя боковая подача.

Верхняя прямая подача

Развитие координации. Учебная игра.

Правила игры в волейбол. Игры по характеру действий сходные с волейболом.

Судейство.

Приёмы и передачи мяча

Верхняя передача мяча

Передача в прыжке. Специальные упражнения у сетки.

Приемы мяча.

Прием мяча с падением.

Групповые и командные действия в нападении. Учебная игра.

Блокирование групповое

Групповые действия в защите внутри линии и между линиями.

Взаимодействия защитников между собой.

Взаимодействия защитников со страхующими

Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста.

Элементы баскетбола в занятиях волейболистов.

Индивидуальные тактические действия при приеме подач.

Индивидуальные и групповые действия нападения.

Индивидуальная тактика подач.

Индивидуальная тактика передач мяча.

Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.

Тактика нападающего удара.

Тактика нападающего удара с переводом в линию.

Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока.

Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции.

Защитные действия (блоки, страховки).

Отвлекающие действия при нападающем ударе.

Терминология в волейболе. Судейство. Учебная игра.

Взаимодействия нападающего и пасующего.

Групповые действия в нападении через игрока передней линии.

Командные действия в защите

Индивидуальные действия против группового блока.

Игра по правилам с заданием

Пляжный волейбол. Правила безопасности при выполнении игровых действий.

Литература:

1. Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2011г.

2.Железняк Ю.Д., ПортновЮ.М.и др. Спортивные игры:Техника, тактика, методика обучения М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004г.

3. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу – Интернет ресурсы - nashaucheba.ru

4.Фурманов А.Г. Волейбол Современная школа, 2009г.

5. Комплексная программа по физическому воспитанию. 5-11 классы под редакцией В. И. Лях и А. А. Зданевич. Москва. «Просвещение» 2010г.

6. Государственная программа Министерства образования и науки РФ по

Физической культуре для профильного обучения. Москва. Просвещение. 2010г.

7. О. Чехов «Основы волейбола» Москва. «Физическая культура и спорт» 2008г.

8. В.И.Лях «Физическая культура. 10-11 классы». Москва. Просвещение.2010г.

МОУ «Ломоносовская гимназия»

Утверждаю

Директор МОУ

«Ломоносовская гимназия»

Кузнецова М.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования учащихся

спортивной секции «Волейбол» (девушки)

8-11 классы

срок реализации программы 3 года

Учитель физической культуры

Бородулина Ольга Геннадьевна

2014-2016

г. Петрозаводск

Пояснительная записка

к рабочей программе дополнительного образования

спортивной секции «Волейбол» (девушки)

9-11 классы

Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции «Волейбол» составлена с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.

Федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);

Настоящая рабочая программа направлена на развитие склонностей, интересов и способностей ребенка к социальному и профессиональному самоопределению.

Место и роль физкультуры и спорта в воспитании школьников .

Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.

Спортивные упражнения, подвижные игры с мячом играют особую роль во всестороннем физическом развитии школьников

В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом - это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.

Занятия с мячом, при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При работе с мячом ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Место программы в учебно - воспитательном процессе : Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «волейбол».

Программа позволяет последовательно решать задачи подготовки юных волейболистов, формирования у учащихся целостного представления о волейболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное- воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Рабочая программа создана на основе курса обучения игре в волейбол, который является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Кроме того, волейбол является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении.

Цель программы : создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия баскетболом, формирование и систематизация профессиональных теоретических знаний и практических умений и навыков.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;

помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности;

совершенствование функциональных возможностей организма;

формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;

формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

В осуществлении цели и задач программа ориентирует на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Работа по программе «волейбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.

Наполняемость групп и режим учебно - тренировочной работы :

Рабочая программа по волейболу предназначена для детей 7-9 классов, не имеющих медицинские противопоказания.. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 1 академический час. Содержание данной программы рассчитано на систему одноразовых занятий в неделю. Наполняемость группы - до 15 человек.

Формы организации занятий:

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

Групповые учебно-тренировочные занятия;

Групповые и индивидуальные теоретические занятия;

Восстановительные мероприятия;

Участие в матчевых встречах;

Участие в соревнованиях;

Зачеты, тестирования;

Конкурсы, викторины.

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической и определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2009) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям волейбола.

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния волейбола, правил соревнований по волейболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по волейболу для учащихся 7-9-х классов представлено в примерном учебном плане.

Таблица № 1.

Учебный план секционных занятий по волейболу.

Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

Теоретическая

Техническая

2.1. имитационные упражнения без мяча

2.2. верхняя передача

2.3. нижний прием

2.4 подача мяча

Тактическая

3.1. расстановка и игра по зонам

3.2. взаимодействия игроков на площадке

Физическая

4.1. Общая подготовка

4.2. Специальная

Участие в соревнованиях по волейболу

Тестирование

ИТОГО

Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в таблице №2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия.

Таблица №2.
Виды подготовки Время (мин.)
1 Техническая подготовка 20
    1. Имитационные упражнения без мяча
5
    1. Верхняя передача в парах
15
    1. Нижний прием в парах, тройках
15
    1. Верхняя и нижняя прямая подача
15
2 Тактическая подготовка 10
2.1. Действия игроков на площадке 10
2.2. Действия игроков по зонам 10
3 Физическая подготовка 15
3.1. Общая 15
3.2. Специальная 15

Содержательное обеспечение разделов программы. Теоретическая подготовка.

История волейбола

Основные правила волейбола

Техника безопасности при занятиях волейболом

Организация и проведение соревнований по волейболу

Физическая подготовка.

1. Общая физическая подготовка.

1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (опорный прыжок, стенка, скамейка,).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения и упражнения на гибкость.

2. Специальная физическая подготовка.

2.1. Упражнения для развития быстроты движений волейболиста.
2.2. Упражнения для развития прыгучести.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств волейболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости волейболиста. 2.5. Упражнения для укрепления пальцев рук, развития силы кистей.

Техническая подготовка.

1. Упражнения без мяча.

1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

с разной скоростью;

в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым - левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Упражнения на гибкость (выпады, полушпагаты)
1.6. Бег с изменением направления и скорости движения.
1.7. Напрыгивания на сетку с разбега
1.8. Имитация нападающего удара.

2. Верхняя передача мяча.

2.1. Передача в парах на месте на расстоянии 3-4 метра.
2.2. Передача в парах баскетбольного мяча на расстоянии 2-3 метра.(для укрепления пальцев)
2.3. Передача в парах со сложным направлением.
2.4. Передача в парах с выполнением ОРУ.
2.5. Передача над собой на месте.
2.6. То же в движении.
2.7. Передача в парах в движении.
2.8. Передача в парах через сетку на небольшом расстоянии.
2.9. Тоже с увеличенным расстоянием.
2.10. То же в движении.
2.11. Передача небольших набивных мячей.

3. Нижняя передача(прием) мяча.

3.1. На месте в парах.
3.2. С отскоком от стены
3.3. В парах через сетку.
3.4. Прием через сетку после подачи.
3.5. Передача назад за голову в парах, тройках.
3.6. Передача на точность партнеру или в зону.
3.7. Передачи на точность в мишень на стене.

4. Верхняя прямая, нижняя прямая подача мяча.

4.1. Многократные подачи с места.
4.2. То же на точность попадания.
4.3. Многократные подачи в прыжке.
4.4. То же на точность попадания.
4.5. Подачи мяча в стенку с нижним приемом.
4.6. Подачи в различные зоны площадки.
4.7. Подачи в парах с нижним или верхним приемом.

Тактическая подготовка.

1.Передачи мяча в парах, тройках, группах из различных исходных положений.
2. Передачи мяча в группах с передвижением по площадке.
3. Передачи мяча в тройках на нападающий удар.
4. Розыгрыш мяча после подачи.
5. Передачи мяча в команде с быстрой сменой игроков по зонам.
6. Передачи по кругу двух и более мячей.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в волейбол с заданными тактическими действиями.

Ожидаемый результат:

Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.

Техническая подготовка:

Занимающийся в секции должен:

Овладеть всеми известными современному волейболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.

Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в

разнообразных условиях перемещения, разнообразить действия, сочетая различные приемы.

Овладеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.

Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их

выполнения.

Тактическая подготовка:

Для занимающегося в секции должно быть характерно:

Быстрота сложных реакций, внимательность, ориентировка, сообразительность,

творческая инициатива.

Индивидуальные действия и типовые взаимодействия с партнерами,

основные системы командных действий в нападении и защите.

Сформированность умений эффективно использовать средства игры и

изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности,

внешние условия и особенности сопротивления противника.

Способность по ходу игры переключаться с одних систем и вариантов

командных действий на другие.

Методическое обеспечение и литература.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.

Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).

120 уроков волейбола. Железняк Ю.Д. 1970 год «Физкультура и спорт»

Волейбол. Ивойлов А.В. Москва, 1981 год

Календарно - тематическое планирование.

35 часов.

Дата

Название темы

подготовки

Примечание

История волейбола. Правила техники безопасности на занятиях волейболом

Беговые и прыжковые упражнения. Вехняя передача

Верхняя передача

Тестирование по общей физической подготовке.

Беговые и прыжковые упражнения.

Нижний прием.

Верхняя прямая подача мяча

Имитационные упражнения без мяча у сетки.

Нижний прием мяча.

Верхняя прямая подача мяча.

Специальные упражнения для развития физических качеств волейболиста.

Верхняя передача мяча. Совершенствование.

Нижний прием и передача мяча.

Упражнения на гибкость и координацию.

Подача мяча.

Имитационные упражнения без мяча.

Специальные беговые и прыжковые упражнения.

Зоны площадки.

Упражнения для развития силы.

Учебная игра

Упражнения для развития быстроты.

Учебная игра.

Взаимодействия игроков на площадке

Верхняя прямая подача. Совершенствование.

Нижняя передача и прием мяча. Совершенствование.

Расстановка по площадке по зонам. Учебная игра.

Упражнения для развития координации. Учебная игра.

Командные действия в защите и нападении.

Взаимодействия игроков в команде.

Учебная игра.

Повторение технических приемов.

Повторение технических приемов

Специальные упражнения для развития физических качеств волейболистов.

Учебная игра.

Соревнования по волейболу.

Соревнования по волейболу.

Тестирование по общей физической подготовке

Взаимодействия игроков на площадке. Учебная игра.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре (волейбол)

для дополнительного обучения 7-11 классов

срок реализации 1 год

Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Физическая культура» автор В.И. Лях .

Разработчик программы:

Учитель физической культуры Игнатович Антон Васильевич.

Фурманов 2017 г.

Количество учеников в секции - 10-15 человек. В состав кружка включать учащихся основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в секции спортивных игр «волейбол».

Цель занятий:

Формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической

культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы,

пропаганда ЗОЖ.

Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

Теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;

Обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;

Формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение

необходимых

волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления

на районных соревнованиях,

Задача занятий:

Выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;

Овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;

Участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;

Развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту

движений, скоростно-силовые качества, выносливость.

Воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю,

дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои

физические силы,

Воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность,

настойчивость;

Учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в

себе, а иногда и боязнь.

Методическое обеспечение реализации программы

секции спортивных игр: «волейбол»:

1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов

Раздел 3. Х-Х1 классы.

Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры.

Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы)

Волейбол (юноши и девушки)

Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.

Понятийная база и содержание учебного предмета основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования от 6.10.09г. №373;

Закон «Об образовании»;

Федеральном закон «о физической культуре и спорту» от 4.12.2007г.№329-Ф3;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

Примерной программе начального общего образования;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889.

Условия реализации программы секции спортивных игр «волейбол»:

Материально-технические условия :

Обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.

Педагогические условия :

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;

Соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;

Создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические условия:

Наличие необходимой документации:

Программы деятельности спортивной секции;

Тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».

Ожидаемые результаты работы:

1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;

2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,

3.Участие в спартакиаде школы по волейболу, формирование сборной команды школы для участия в районных соревнованиях по волейболу,

5.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях,

6.решение проблемы занятости в свободное время,

7.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию учащихся

Учебный план .

Кол-во часов

Теоретические знания:

Краткий обзор состояния и развития волейбола

процессе

Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм человека

Врачебный контроль и самоконтроль, первая помощь при травмах.

Правила соревнований и методика судейства

Техника и тактика игры и методы ее совершенствования

Практические занятия:

Общая физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка

Изучение и совершенствование технических и тактических умений и навыков.

Судейская практика.

На соревнованиях

Участие в соревнованиях.

Знать: особенности развития избранного вида спорта;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь: технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной спёциализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении тренировочных занятиях;
осуществлять судейство школьных соревнований по волейболу.
демонстрировать:

Физические
способности

Физические упражнения

Мальчики

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку.

Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

К выносливости
.

Кроссовый бег 2 км

К координации

Последовательное выполнение 5 кувырков, с
Бросок малого мяча в стандартную мишень,

Контрольные упражнения

Нижняя прямая подача техника

Верхняя прямая подача техника

Передача мяча у сетки техника

Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. техника

Прем мяча снизу техника техника

Прямой нападающий удар техника

Программный материал:

*Общеразвивающие упражнения без предметов:

Упражнения для рук и плечевого пояса;

Упражнения для туловища;

Упражнения для ног;

Упражнения сидя и лежа;

Ходьба, бег.

* Общеразвивающие упражнения с предметами:

Упражнения с короткой скакалкой;

Упражнения с длинной скакалкой;

Упражнения с гимнастической палкой;

Упражнения с малыми мячами;

Упражнения с набивными мячами.

* Специальная физическая подготовка:

Упражнения для развития силы мышц кистей;

Упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса;

Упражнения для развития силы мышц туловища;

Упражнения для развития силы мышц ног;

Упражнения для развития специальной

быстроты;

Упражнения для развития специальной выносливости;

Упражнения для развития специальной ловкости;

Упражнения для развития специальной гибкости.

* Технические приемы игры:

Техника нападения(стойки, перемещения);

Передачи мяча;

Подачи мяча;

Нападающий удар;

Техника защиты(стойки, перемещения);

Прием мяча;

Блокирование.

*Тактические приемы игры:

Тактика нападения:

Индивидуальные действия;

Групповые действия;

Командные действия;

Тактика защиты;

Индивидуальные действия;

Групповые действия;

Командные действия.

Календарно-тематический план.

Поурочные задачи обучения

урока

Кол-во часов

Тема занятия

Дата проведения

1.Техника безопасности на занятиях по спортивным играм.2. Обучение перемещениям волейболиста. З. Обучение верхней передаче двумя руками.

1. Физическая подготовка. 2. Обучение перемещениям волейболиста. З. Обучение верхней передаче двумя руками. 4.Учебная игра.

1. Физическая подготовка. 2. Обучение перемещениям волейболиста. З. Обучение верхней передаче двумя руками

: 1. Развитие быстроты перемещения.2. Обучение верхней передаче. 3. Обучение нижней прямой подаче. 3.Учебная игра.

: 1. Обучение верхним передачам в средней и низкой стойках и после перемещения. 2. Обучение нижней прямой подаче. 3.Учебная игра.

1. Обучение верхней передаче после перемещений. 2. Обучение нижней прямой подаче. З. Изучение тактики первых и вторых передач. 4.Учебная игра.

1. Обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками. 2. Обучение приему мяча с подачи. З. Тактика первых и вторых передач

: 1. Обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками. 2. Обучение приему мяча с подачи. З. Тактика первых и вторых передач

: 1. Обучение приему мяча с подачи. 2. Обучение верхней передаче. 3. Обучение нижней подаче. 4. Ознакомление с основнымиправилами игры в волейбол.

: 1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху. 2. Совершенствование навыков нижней прямой подачи. З. Физическая подготовка.

1. Обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками. 2. Обучение приему мяча сверху с подачи. З. Тактика первых: и вторых передач. 4.Учебная игра.

1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 2. Совершенствование навыков подачи. 3.Учебная игра.

1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков подач

; 1. Совершенствование навыков перемещения 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков” нижней подачи и приема мяча с подачи.

: 1. физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Тактика вторых передач. 4.Учебная игра

: 1. физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Тактика вторых передач. 4.Учебная игра.

1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча.

1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 2. Ознакомление с прямым нападающим ударом. 3.Учебная игра.

1. Прием и передача сверху. 2. Обучение приему мяча снизу двумя руками. З. Обучение прямому нападающему удару.

1. Прием и передача сверху. 2. Обучение приему мяча снизу двумя руками. З. Обучение прямому нападающему удару. 4.Учебная игра.

Совершенствование навыка верхней передачи. 2. Обучение приему мяча снизу двумя руками. 3.Обучение прямому нападающему удару.
4.Учебная игра.

: 1. Верхние передачи. 2. Обучение прием мяча снизу двумя руками. З. Обучение прямому нападающем удару 4.Учебная игра.

1. Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение прямому нападающему удару 3.Подача мяча верхняя прямая. 4.Учебная игра.

1. Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение верхней прямой подаче. 3. Обучение прямому нападающему4.Учебная игра.

1. Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. 2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи. З. Совершенствование навыков прямого нападающего удара.

1. Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. 2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи. З. Совершенствование навыков прямого нападающего удара. 4.Учебная игра.

1. Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. 2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи. З. Совершенствование навыков прямого нападающего удара. 4.Учебная игра.

1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча. 4.Учебная игра.

1. Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. 2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи. З. Совершенствование навыков прямого нападающего удара. 4.Учебная игра

1, Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. . 2. Обучение приему мяча сверху с последующим падением З. Совершенствование навыков верхней прямой подачи. 4.Учебная игра.

1, Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение приему мяча сверху с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину 3.Совершенствование навыка прямого нападающего удара. 4.Учебная игра

4.Учебная игра.

1. Совершенствование навыков второй передачи. 2. Обучение защитным действиям, З. Изучение индивидуальных тактических действий в нападении.

1. Обучение защитным действиям. 2. Совершенствование навыков нижней и верхней прямой подачи. 3. Совершенствование навыков нападающего удара. 4.Учебная игра

1. Обучение защитным действиям. 2. Совершенствование навыков нижней и верхней прямой подачи. 3. Совершенствование навыков нападающего удара. 4.Учебная игра.

1. Совершенствование навыков второй передачи. 2, Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. З. Изучение индивидуальных тактических действий в защите.

1.Совершенствование навыков второй передачи. 2, Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. 3. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 4.Учебная игра.

1. Совершенствование навыков второй передачи. 2. Обучение передаче мяча в прыжке. З. Обучение групповым тактическим действиям в нападении 4.Учебная игра.

1. Обучение одиночному блокированию2. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении 4.Учебная игра.

1. Обучение одиночному блокированию.2. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении 4.Учебная игра.

1. Обучение одиночному блокированию. 2. Обучение нападающему удару с переводом влево. З. Изучение индивидуальных и групповых тактических действий в нападении,

1. Обучение одиночному блокированию. 2. Обучение нападающему удару с переводом влево. З. Тактика первых и вторых передач

1. Обучение одиночному блокированию 2. Обучение нападающему удару с переводом влево4.Учебная игра.

1. Обучение одиночному блокированию2. Обучение нападающему удару с переводом влево 3.Учебная игра.

I. Совершенствование навыков блокирования. 2. Совершенствование навыка прямого нападающего удара. З. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении.

1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении

1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении

1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование навыков нападающего удара, тактика нападающего удара. З. Индивидуальные тактические действия в защите.

1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении

: 1. Совершенствование навыков передачи мяча в прыжке, 2. Совершенствование навыков подачи мяча, З. Совершенствование навыков Нападающего удара. 4. Индивидуальные тактические действия в защите.

1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в защите.

1. Обучение индивидуальным и групповые тактическим действиям в нападении. 2. Обучение приему мяча снизу одной рукой с последующим падение и перекатом в сторону на бедро и спину. З. Совершенствование навыка прямого нападающего удара.

1. Обучение групповым тактическим действиям в защите. 2. Обучение приему мяча снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и на спину. 3. Совершенствование навыков одиночного блокирования.

1. Совершенствование навыков первых и вторых передач. 2. Обучение приему мяча снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину. 3. Обучение командным тактическим действиям и защите.

1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники верхней прямой и нижней прямой подач. 3. Обучение

Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи мяча - сильной и нацеленной. 3. Обучениекомандным тактическим действиям в нападении.

: 1. Совершенствование навыков приема мяча с подачи. 2. Совершенствование навыков группового блокирования. 3. Обучениекомандным тактическим действиям в нападении.

1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении.

1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении.2 Подведение итогов учебно-тренировочных занятий за год.

1. Совершенствование навыков приема мяча с подачи. 2. Обучение групповым тактическим действиям.

1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники верхней прямой и нижней прямой подач. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении.

1. физическая подготовка2. Обучение передаче мяча в прыжке. З. Обучение групповым тактическим действиям в нападении4.Учебная игра.

1. Совершенствование навыков второй передачи. 2. Обучение защитным действиям, З. Изучение индивидуальных тактических действий в нападении.

1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении

1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков подач

1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите.

1. Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение верхней прямой подаче. 3. Обучение прямому нападающему удару.4.Учебная игра.

1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков подач

1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите.

1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники верхней прямой и нижней прямой подач. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении.

1. физическая подготовка2. Обучение передаче мяча в прыжке. З. Обучение групповым тактическим действиям в нападении4.Учебная игра.

1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении

1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков подач

1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите.

1. Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение верхней прямой подаче. 3. Обучение прямому нападающему удару.4.Учебная игра.

1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении

1. физическая подготовка2. Обучение передаче мяча в прыжке. З. Обучение групповым тактическим действиям в нападении4.Учебная игра.

1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите.