Толкование на евангелие от луки. Толкование евангелия от луки

Христианский Новый Завет включает в себя четыре довольно пространных текста, именуемых евангелиями. Все они являются своеобразными жизнеописаниями Иисуса Христа. Но при этом, будучи сакральными текстами, они представляют собой одновременно и богословские трактаты, раскрывающие в теологической перспективе личность и миссию Иисуса. Это их свойство приводит к необходимости составления разносторонних комментариев, которые с переменным успехом сочиняются экзегетами уже почти две тысячи лет. Ниже мы пройдемся по содержанию, а также приведем краткое толкование евангелия от Луки.

О Евангелии от Луки

Евангелие от Луки православие, как и католичество с протестантизмом, признает священным богодухновенным текстом. Благодаря этому, мы знаем о нем гораздо больше, чем о других евангелиях, не вошедших в канон. Например, мы знаем что евангелие от Луки было написано примерно в 85 году н.э. Традиционно авторство приписывается одному из спутников Павла, врачу по имени Лука. Писалось оно для общин новообращенных, связанных с миссией этого апостола. Язык памятника - греческий.

Евангелие от Луки: содержание

Детство Христа.

Подготовка Иисуса к служению.

Проповедь в Галилее.

Переход в Иерусалим.

Проповедь в Иерусалиме.

Страдания, смерть и воскресение.

Явления Христа после воскресения и вознесение.

Пролог евангелия от Луки

Пролог этого сочинения состоит из одного длинного предложения, в котором автор представляет адресату, именованному Феофилом, цель своего писательского труда. Заключается она в том, чтобы укрепить его в христианском наставлении - вероучении, которое он, судя по всему, незадолго до того принял. При этом Лука отмечает, что подобного рода сочинения уже составлялись и продолжают составляться многими другими христианами. Ценность же своего труда он аргументирует тем, что предварительно собрал тщательнейшим образом всю информацию, касающуюся существа дела, и выстроил ее в логическом, хронологически достоверном, по его мнению, порядке.

Детство Христа

Убеждение читателя к принятию мессианской роли Иисуса - вот основная цель, с которой было написано евангелие от Луки. 1 глава в этом отношении является подготовительной, как и несколько следующих за ней. Надо сказать, что из текста памятника отчетливо прослеживается историографическая тенденция делить историю на три периода: время ветхозаветного откровения (Израиль), время Христа (о котором и повествуется в данном евангелии) и время Церкви после Христа (об этом времени речь пойдет в книге Деяний, написанной тем же автором). Так вот, первые несколько глав призваны перекинуть мостик от Ветхого Завета ко времени пришествия в мир Мессии. Толкование евангелия от Луки в этом месте строится на интерпретации роли ветхозаветных фигур, происходящих из священнических династий. Они через полученные свыше наставления и откровения и через свои ответные действия подготавливают мир к приходу того, о ком, согласно мысли автора евангелия, возвещали в древности иудейские пророки. Для этого в тексте несколько раз цитируется Ветхий Завет, сопровождаемый недвусмысленным толкованием, что рождение Иисуса было предсказано давным-давно и он является божественным посланником и Избавителем. В числе этих событий можно выделить два благовещения Марии и Елисавете (которые обе зачинают - Иисуса Христа и Иоанна Крестителя соответственно), их встречу, рассказы о рождении их двух младенцев, принесение Иисуса в иерусалимский храм для обрезания и эпизод, в котором Иисус предстает уже двенадцатилетним мальчиком. На последнем событии стоит остановиться подробнее.

12-летний Иисус и иудейские мудрецы

Иисус, по евангелию от Луки, с самого детства отличался необычайной мудростью и знанием. Данный эпизод, к примеру, повествует о том, как семья Христа ходила из своего родного Назарета в Иерусалим на праздник. Когда празднование подошло к концу, все родственники отправились в обратный путь, но родители Иисуса - Мария и Иосиф - не хватились мальчика, думая, что он находится с другими родственниками. Однако, когда прошло три дня, то стало ясно, что Иисуса забыли в столице. Вернувшись за ним, родители нашли его в Храме, где он общался с законоучителями и мудрецами, восхищая и поражая их своей не то, что взрослой, но даже нечеловеческой мудростью. При этом Иисус назвал Бога своим отцом, что для иудаизма того времени было отнюдь не типично.

Подготовка Иисуса к служению

Евангелие от Луки довольно подробно излагает, каким образом Христос готовился к своему выходу на общественное служение. Предваряется это рассказом о проповеди Иоанна Крестителя, который приходился ему, в соответствии с первыми главами памятника, родственником. К этому времени повзрослевший Иоанн стал отшельником, проповедующим в пустынной местности и практикующим обряд торжественного покаяния в грехах через омытие в водах реки Иордан. Через этот ритуал прошел и Христос. Согласно евангельскому повествованию, когда Иисус вышел из воды, на него сошел подобно птице Святой Дух, и с неба божественный голос провозгласил Иисуса Божьим сыном. Далее за сценой крещения следует генеалогия Христа. Евангелие от Матфея и Луки - это два единственных текста, которые сохранили для нас родословную Спасителя. Однако при этом они существенно различаются. Яркая богословская тенденциозность, прослеживаемая в этих родовых списках, делает их скорее теологическими комментариями к жизни Христа, нежели его достоверными генеалогическими данными. В отличие от Матфея, семейное древо Иисуса по которому восходит к Аврааму, Лука идет еще дальше и доходит аж до Адама, после которого указывает, что Иисус - Сын Божий.

Место генеалогии в композиции евангелия выбрано автором не случайно. Имплицитно здесь подчеркивается образ Иисуса как нового Моисея (и исполнение пророчества последнего о новом пророке), повествование о котором также, после предыстории, прерывалось на генеалогию (книга Исход, глава 6). После генеалогии следует рассказ об искушениях Христа, которые он испытывал в пустыне со стороны дьявола. Смысл этого рассказа в том, чтобы отсеять у читателей ложные тенденции понимания мессианства Иисуса.

Проповедь в Галилее

Служение Христа в Галилее - следующий важный период жизни Иисуса, о котором повествует евангелие от Луки. Глава 4 открывает этот раздел с рассказа об отвержении мессианских притязаний Христа его соотечественниками - жителями Назарета. После этого инцидента Спаситель уходит в Капернаум и проповедует там, а также в окрестностях Тивериадского озера. Здесь происходит несколько знаковых события. Евангелие от Луки начинает рассказ об этом периоде с чуда изгнания бесов. Этим эпизодом вообще открывается серия чудес, приписываемых евангельской традицией Иисусу Христу. В данном же памятнике их насчитывается всего двадцать одно. Те из них, которые были совершены в Капернауме, резюмируются утверждением, что весь народ последовал за ним. В числе этого народа стали и первые ученики Спасителя, ставшие затем апостолами. В этом одно из отличий данного евангелия от других в плане хронологии событий. Согласно тексту евангелий от Марка и Матфея, призвание апостолов предшествовало капернаумским чудесам.

Столь яркое заявление о себе в Галилее вызвало реакцию радикальных религиозных групп иудеев. Христос стал объектом нападок и вступил в вынужденные споры с представителями фарисейской партии. Всего их было пять, и касались они различных аспектов Моисеева закона. Иисус победителем выходит в каждом из них, что приводит к заговору против него. Затем Лука описывает эпизод, в котором Иисус избирает двенадцать главных учеников - свой самый ближайший поверенный круг. А следом автором описывается событие, известное как Нагорная проповедь. Евангелие от Луки, однако, описывает ее несколько иначе, чем это представлено в тексте от Матфея. Одно из отличий состоит в том, что место проповеди переносится с вершины горы на ее подножие. Плюс довольно серьезно переработан и перекомпонован ее материал.

Следующий блок в рамках Галилейской проповеди повествует о чудесах, совершенных Христом, и притчах, рассказанных им народу. Их общий смысл сводится к тому, чтобы объяснить читателю, кто он такой, подтвердить мессианское и божественное достоинство Христа. Притчи евангелия от Луки в этом отношении представляют собой материал, заимствованный из более ранних источников. При этом автор его в значительной степени творчески переработал, дабы приспособить к цели своего повествования.

Переход в Иерусалим

Примерно десять глав посвящены переходу Иисуса в Иерусалим и служению в его пределах. Это фундаментально новый раздел в тексте, и он предваряется собственным вступлением. Иисус, по евангелию от Луки, осознает, что идет не просто проповедовать и совершать чудеса, а для того, чтобы принять смерть ради искупления грехов всего мира. Это одна из базовых христианских доктрин очень ярко отражается в характере действий и слов того образа Иисуса, который характерен для этого евангелия.

Особенно здесь стоит отметить памфлет, рассказывающий о том, как по пути в Иерусалим Христос враждебно был встречен в самаритянском поселении. Это создает яркий контраст с повествованием евангелия от Иоанна, где напротив, Иисуса встречают в Самарии очень радушно и даже признают мессией в массовом порядке. Этот рассказ также не лишен богословского и этического содержания. В ответ на неприятие самаритянами Христа двое из его ближайших апостолов - Иоанн и Иаков - предлагают ни больше ни меньше, как низвести по образу пророка Илии с небес огонь и испепелить город. Христос отвечает на эту инициативу категорическим отказом, упрекая своих учеников в незнании духа, которому они принадлежат. За этим сюжетом следуют три диалога Христа с различными людьми, которые изъявляют желание следовать за ним. В них, а точнее, в ответах Иисуса на эти пожелания, раскрывается вся абсолютность и высота требований к ученикам Спасителя. Роль этих диалогов в евангелии - продемонстрировать этическое совершенство христианского учения. Сравнение это предлагается в двух перспективах - языческого мировосприятия и иудейского религиозного закона, которые представляются как ущербные перед тем, что предлагает и что проповедует Иисус.

Евангелие от св. Луки далее повествует о миссионерском походе апостолов в числе семидесяти двух человек. До этого уже была аналогичная миссия из двенадцати апостолов, вскользь упоминаемая автором ранее. Вероятно, что две миссии - это художественное изобретение самого Луки, созданное на различной интерпретации одного и того же материала. Богословский смысл в этом, однако, присутствует. Заключается он в подготовке читателя к дальнейшему повествованию книги Деяний, в которых главенствующая роль коалиции двенадцати апостолов сходит на нет, а основное влияние начинают оказывать другие личности, абсолютным авторитетом и величиной среди которых становится апостол Павел, никогда не видевший Христа во время его жизни. Кроме того, число двенадцать в Ветхом Завете ассоциируется с двенадцатью коленами Израиля, то есть с полнотой еврейского народа. Поэтому двенадцать апостолов евангелии от Луки также соотносит именно с иудейским миром. Но одна из фундаментальных задач этого текста - это убеждение читателя в универсальности миссии Христа, в том, что его служение обращено ко всем народам человечества. Полнота же языческого человечества, все народы земли в том же Ветхом Завете ассоциируются с числом семьдесят два. Именно поэтому автору и понадобилось создавать еще одну миссию из семидесяти двух апостолов.

Возвращение учеников из миссионерского похода заканчивается торжественной передачей им Христом особенной мистической силы изгонять бесов и совершать чудеса. Это интерпретируется как падение царства сатаны под натиском божественной силы.

Далее следует очень важное в плане этического содержания благовестия Иисуса место в евангелии, где рассказывается об ученом книжнике, иудейском мудреце, пришедшем ко Христу, чтобы искусить его. Делает он это с помощью вопроса о самой главной заповеди. Однако ответ Иисуса о том, что весь закон и пророки состоят в единой заповеди любви к Богу и ближним, приводит книжника в восторг. Вслед за этим он уточняет, кого считать ближним. Здесь, как это в духе евангелия от Луки, Христос рассказывает притчу о милосердном самаритянине, которой иллюстрирует, что под ближними подразумеваются все люди без исключения.

Проповедь в Иерусалиме

Служение в столице Иудеи и религиозном центре иудейского мира - это очень краткий период жизни Христа, но, тем не менее, чрезвычайно важный. Ночи Иисус проводит в близлежащих селениях - Вифании и Вифагии. А днем его деятельность сосредоточена в окрестностях иерусалимского Храма. Как и в других евангелиях, первый вход в Иерусалим окрашен торжественностью и заметно ритуализирован. Его описывают в таких тонах, дабы представить это событие как исполнение некоторых ветхозаветных пророчеств о том, что мессия войдет, как царь, в священный город, сидя на осле.
Затем следует рассказ об очищении Храма от торговцев. Этот же рассказ имеется и в других текстах, к примеру, у Марка. Однако здесь Лука снова меняет хронологию событий, относя очищение на день входа в Иерусалим, а не на следующий день после этого. После этого Христос ежедневно начинает учить народ. И люди массово его слушают и признают как минимум пророком, как об этом сообщает евангелие от Луки. Проповеди Христа сводятся в основном к тому, что современные ему иудейские религиозные власти узурпировали полномочия священства, однако своими действиями служат отнюдь не Богу. Второй важный мотив в его поучениях - это его собственная мессианская роль. Иисус не говорит о ней прямо, однако провоцирует своими вопросами слушающих его людей к принятию этого факта. Фарисеи и цвет иудейского общества, будучи обличаемы, замышляют убить Иисуса. Однако им препятствует это сделать огромная популярность Иисуса у народа, поэтому они разрабатывают хитрый план.

Страдания, смерть и воскресение

Непосредственному рассказу о страданиях предшествует важный эпизод, в котором Христос в кругу ближайших учеников совершает ритуальную трапезу, именуемую Тайной Вечерей. По идее, она является праздничной пасхальной трапезой. Символизм ее достаточно глубок, поскольку роль Христа соотносится с ролью жертвенного агнца, которого приготовляют и едят в этот праздник. Кроме того, Иисус преподает ученикам хлеб и вино, которые символизируют его собственное тело и кровь. Теологически все это интерпретируется как установление таинства евхаристии. После трапезы святое евангелие от Луки повествует о том, как ученики вместе с Иисусом идут на Елеонскую гору, где и совершается арест, и Христа ведут на суд. Не останавливаясь подробно на деталях этих событий, отметим, что их истолкование опять же коррелирует с пророчествами Ветхого Завета о страдающем праведнике. Страдания и смерть Иисуса, таким образом, не бессмысленны - он отбывает наказание за грехи всего мира, благодаря чему каждый человек впредь может быть спасен от царства сатаны.

В результате римского и иудейского судов Иисуса признают виновным и приговаривают к распятию на кресте. Однако, как ни странно, сами судьи выносят этот вердикт вынужденно. Пилат, Ирод и даже римский солдат, проткнувший Христа копьем, признали, что он невинен и является праведным перед Богом человеком.

Явления Христа после Воскресения и Вознесение

Рассказ о воскресении Христа из мертвых и его явлениях своим ученикам - это самое главное в евангельском повествовании. Здесь речь идет даже не о новой этике, а о сотериологии - онтологическом спасении человечества, которое делается возможным через это самое воскресение. Поэтому христианская пасха - самый важный церковный праздник. Именно это событие придает смысл феномену христианства и является основанием религиозной практики.

Явления воскресшего по Луке, в отличие от Матфея, локализуются не в Галилее, а в Иерусалиме и его окрестностях. Это подчеркивает особую связь миссии Христа с иудаизмом. Состоит она в том, что, согласно концепции автора евангелия, христианство является преемником иудейства. Поэтому Иерусалим и иерусалимский Храм как сакральный географический центр этой религии является началом евангельской истории Луки и ее окончанием. Последнее явление Христа заканчивается сценой его вознесения на небеса и возвращением учеников в радости и надежде в иерусалимский Храм.

Нам неизвестно в точности, кем был по происхождению святой апостол и евангелист Лука.

Он родился в Антиохии, и потому принято считать, что св. Лука был, по своему происхождению, язычник, принявший иудейство.

По роду своих занятий он был врачом, церковное предание присовокупляет к этому, что он был также живописцем.

Св. Лука принадлежит к числу семидесяти учеников Христовых. Древнее предание свидетельствует, что ему вместе с Клеопой явился воскресший Господь (). Из книги Деяний апостольских видно, что, начиная со второго путешествия св. апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником, не покидая его даже в узах.

Есть сведения, что после смерти апостола Павла св. Лука проповедовал и умер мученической в Ахаии.

Свое Евангелие св. Лука написал по просьбе некоего знатного мужа, «достопочтенного Феофила», жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу Деяний апостольских. Евангелие, по мнению ряда исследователей, написано в Риме не позже 62 года по Р.X. Св. Лука пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа. По его собственным словам, это повествование и письменные записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особой точностью и в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

С древних времен сохранилось утверждение, что Евангелие от Луки было одобрено святым апостолом Павлом.

Евангелие от Луки было названо самой благотворной книгой в мире. Когда однажды один американец попросил Деннея посоветовать ему для чтения одно из жизнеописаний Иисуса Христа, тот ответил: «А вы пробовали читать Евангелие от Луки?» По преданию Лука был искусным художником; в одном испанском соборе сохранился до сего дня портрет Девы Марии, якобы написанный им. Лука несомненно хорошо знал жизнь; безошибочно утверждение, что третье Евангелие — лучшее из когда-либо написанных жизнеописаний Иисуса Христа. По традиции всегда считалось, что автором его является Лука, и мы имеем все основания поддерживать эту точку зрения. В древнем мире книги обычно приписывались известным людям, и никто не противоречил этому. Но Лука никогда не принадлежал к видным деятелям раннехристианской Церкви. Поэтому никому бы и в голову не пришло приписать ему это Евангелие, если бы он действительно его не написал.

Лука произошел из язычников. Из всех авторов Нового Завета только он не был иудеем. По профессии он врач (Кол. 4, 14), и может быть, именно этим объясняется внушаемая им симпатия. Говорят, что священник видит в людях хорошее, юрист — плохое, а врач видит их такими, какие они есть. Лука видел людей и любил их.

Книга написана для Феофила. Лука называет его «достопочтенный Феофил». Такое обращение применялось лишь к чиновникам высокого ранга в Римском правительстве. Вне сомнения, что Лука написал эту книгу, чтобы поведать серьезному и интересующемуся человеку больше об Иисусе Христе. И он преуспел в этом, нарисовав Феофилу картину, несомненно пробудившую его большой интерес к Иисусу, о Котором он слышал уже раньше.

Символы евангелистов

Каждое из четырех Евангелий было написано под определенным углом зрения. Евангелистов часто изображают на витражах церкви, обычно каждого со своим символом. Эти символы правда меняются, но наиболее типичны следующие:

Символом Марка является человек. Евангелие от Марка — самое простое, самое лаконичное из всех Евангелий. О нем хорошо сказали, что его отличной чертой является реализм. Он ближе всего соответствует своему назначению — описанию земной жизни Иисуса Христа.

Символом Матфея является лев. Матфей был иудеем, и писал для иудеев: он видел в Иисусе Мессию, льва «от колена Иудина», пришествие которого предсказывали все пророки.

Символом Иоанна является орел. Орел может летать выше всех других птиц. Говорят, что из всех творений Божиих только орел может не щурясь смотреть на солнце. Евангелие от Иоанна — богословское Евангелие; полет его мыслей выше всех других Евангелий. Из него философы черпают темы, обсуждают их всю жизнь, но разрешают их только в вечности.

Символом Луки является телец. Телец предназначен для заклания, и Лука видел в Иисусе жертву, принесенную за весь мир. В Евангелии от Луки, кроме того, преодолены все барьеры, и Иисус становится доступным и иудеям, и грешникам. Он спаситель мира. Помня об этом, давайте рассмотрим особенности этого Евангелия.

Лука — взыскательный историк

Евангелие от Луки является прежде всего результатом тщательной работы. Его греческий язык изящный. Первые четыре стиха написаны лучшим греческим языком во всем Новом Завете. В них Лука утверждает, что его благовествование написано «по тщательному исследованию». Он располагал для этого большими возможностями и надежными источниками. Как доверенный спутник Павла, он, должно быть хорошо знал всех крупных деталей раннехристианской Церкви, и они, несомненно, рассказали ему все, что знали. Два года он вместе в Павлом находился в тюрьме в Кесарии. В те долгие дни у него несомненно было много возможностей все изучать и исследовать. И он сделал это основательно.

Примером тщательности Луки приведем датировку появления Иоанна Крестителя. При этом он ссылается, ни много ни мало, на шесть современников. «В пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря (1), когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее (2), Ирод был четверовластником в Галилее (3), Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахотнитской области (4), а Лисании четверовластником в Авилинее (5), при первосвященниках Анне и Каиафе (6), был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лук. 3, 1.2). Несомненно мы имеем дело со старательным автором, который будет придерживаться максимально возможной точности изложения.

Евангелие для язычников

Главным образом Лука писал христианам из язычников. Феофил, как и сам Лука, был из язычников; и в его Евангелии нет ничего, чего язычник не осознал и не понял бы. а) Как видим, свою датировку Лука начинает римским императором и римским губернатором, то есть, на первом месте стоит римская манера датировки, б) В отличие от Матфея, Лука меньше заинтересован в изображении жизни Иисуса в смысле воплощения иудейских пророчеств, в) Он редко цитирует Ветхий Завет, г) Вместо еврейских слов Лука обычно употребляет их греческие переводы, чтобы каждый эллин смог понять содержание написанного. Симон Кананит становится у него Симоном Зилотом (ср. Мат. 10, 4 и Лук. 5, 15). Голгофу он называет не еврейским словом, а греческим — Краниева гора, значение же этих слов одно и то же — Лобное место. Он никогда не употребляет по отношению к Иисусу еврейское слово — раввин, а греческое слово, означающее наставник. Когда Лука приводит родословную Иисуса, он прослеживает ее не до Авраама — основателя народа Израиля, как это делает Матфей, а до Адама — праотца человечества (ср. Мат. 1, 2; Лук. 3, 38).

Именно поэтому Евангелие от Луки читается легче всех других. Лука писал не для иудеев, а для людей, таких же как и мы.

Евангелие молитвы

Евангелие от Луки уделяет особое внимание молитве. Более других Лука показывает нам Иисуса погруженного в молитву перед важными событиями в Его жизни. Иисус молится во время Своего крещения, (Лук. 3. 21) перед первым столкновением с фарисеями (Лук. 5, 16), перед призванием двенадцати апостолов (Лук. 6, 12); перед тем, как спрашивает учеников, за кого почитают они Его (Лук. 9,18-20); и перед тем, как предсказывает свою смерть и воскресение (9, 22); во время преображения (9, 29); и на кресте (23, 46). Лишь Лука говорит нам о том, что Иисус молился за Петра во время его испытания (22, 32). Лишь Лука приводит притчу-молитву о друге, приходящем в полночь (11, 5-13) и притчу о неправедном судье (Лук. 18, 1-8). Для Луки молитва являлась всегда открытой дверью к Богу, и самым драгоценным во всем мире.

Евангелие женщин

Женщина занимала в Палестине второстепенное положение. Утром иудей благодарил Бога за то, что Он не сотворил его «язычником, рабом или женщиной». Но Лука отводит женщинам особое место. Рассказ о рождении Иисуса ведется с точки зрения девы Марии. Именно у Луки мы читаем о Елисавете, об Анне, о вдове в Наине, о женщине, помазавшей ноги Иисуса в доме Симона, фарисея. Лука дает нам яркие портреты Марфы, Марии и Марии Магдалины. Очень вероятно, что Лука был уроженцем Македонии, где женщина занимала более свободное положение, чем где-либо.

Евангелие прославлений

В Евангелии от Луки прославления Господа встречаются чаще, чем во всех остальных частях Нового Завета. Эта хвала достигает своего апогея в трех великих гимнах, которые пели все поколения христиан — в гимне Марии (1, 46-55), в благословении Захарии (1, 68-79); и в пророчестве Симеона (2, 29-32). Евангелие от Луки распространяет радужный свет, как будто небесное сияние осветило бы земную юдоль.

Евангелие для всех

Но самым важным в Евангелии от Луки является то, что оно является Евангелием для всех. В нем преодолены все преграды, Иисус Христос явился всем людям, без исключений.

а) Царствие Божие не закрыто для Самарян (Лук. 9, 51-56). Лишь у Луки мы находим притчу о милосердном самарянине (10, 30-36). И тот один прокаженный, возвратившийся, чтобы возблагодарить Иисуса Христа за исцеление, был самарянином (Лук. 17, 11-19). Иоанн приводит поговорку о том, что иудеи не общаются с самарянами (Иоан. 4, 9). Лука же никому не преграждает доступ к Богу.

б) Лука показывает, что Иисус с одобрением говорит о язычниках, которых ортодоксальные иудеи сочли бы нечистыми. У него Иисус приводит вдову в Сарепте Сидонской и Неемана Сириянина как образцовые примеры (4, 25-27). Римского сотника Иисус восхваляет за его великую веру (7, 9). Лука приводит великие слова Иисуса: «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (13, 29).в) Лука уделяет большое внимание бедным. Когда Мария приносит жертву за очищение — это жертва бедных (2, 24). Вершиной ответа Иоанну Крестителю являются слова «нищие благовествуют» (7,29). Лишь Лука приводит притчу о богаче и нищем Лазаре (16, 19-31). И в нагорной проповеди Иисус учил: «Блаженны нищие духом» (Мат. 5, 3; Лук. 6, 20). Евангелие от Луки также названо евангелием обездоленных. Сердце Луки с каждым человеком, жизнь которого неудачна.

г) Лучше других Лука изображает Иисуса другом изгнанников и грешников. Лишь он рассказывает о женщине, которая помазала миром ноги Его, обливала их слезами и вытирала их своими волосами в доме Симона фарисея (7, 36-50); о Закхее начальнике мытарей (19, 1-10); о кающемся разбойнике (23, 43); и лишь Лука приводит бессмертную притчу о блудном сыне и любящем отце (15,11-32). Когда Иисус послал своих учеников проповедовать, Матфей указывает, что Иисус велел им не ходить к самарянам или к язычникам (Мат. 10, 5); Лука же ничего не говорит об этом. Авторы всех четырех Евангелий, сообщая о проповеди Иоанна Крестителя, цитируют из Ис. 40: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему»; но лишь Лука доводит цитату до ее триумфального конца: «И узрит всякая плоть спасение Божие». Ис. 40, 3-5; Мат. 3, 3; Map. 1, 3; Иоан. 1, 23; Лук. 3, 4. 6). Из авторов Евангелий Лука настоятельней других учит, что любовь Божия беспредельна.

Прекрасная книга

Изучая Евангелие от Луки, следует обратить внимание на указанные особенности. Уж как-то из всех авторов Евангелий больше всего хотелось бы встретиться и поговорить с Лукой, потому что этот врач из язычников, удивительно прочувствовавший беспредельность любви Божией, был по всей вероятности человеком прекрасной души. О беспредельной милости и непостижимой любви Господней писал Фредерик Фабер:

Милость Божья беспредельна,

Как безбрежный океан.

В правосудии неизменном

Избавленья выход дан.

Не постичь любви Господней

Нашим немощным умам,

Лишь у ног Его находим

Мир измученным сердцам.

Евангелие от Луки наглядно показывает правдивость этого.

. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

. и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

. знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

. Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Всякая притча прикровенно и образно объясняет сущность какого-нибудь предмета, но она не во всем подобна тому предмету, для объяснения которого берется. Поэтому не должно все части притчи изъяснять до тонкости, но, воспользовавшись предметом, насколько прилично, прочие части нужно опускать без внимания, как прибавленные для целости притчи, а с предметом не имеющие никакого соответствия. Так нужно поступить и с предложенной притчей. Ибо если мы возьмемся до тонкой подробности объяснять все, кто домоправитель, кто приставил его к управлению, кто донес на него, кто должники, почему один должен маслом, а другой – пшеницей, почему говорится, что они должны были по сто, и если все прочее вообще будем исследовать с излишним любопытством, то мы сделаем речь темной, причем, вынужденные затруднениями, может быть, дойдем и до смешных объяснений. Поэтому настоящей притчей должно воспользоваться столько, сколько можно.

Поясню несколько. Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает.

Потом научаемся тому, что если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия. Когда же на нас доносят и мы имеем быть отставленными от управления имением, то есть исторгнутыми из здешней жизни, когда именно мы будем давать отчет в управлении после преставления отселе, тогда мы поздно примечаем, что нужно делать, и "приобрета ем себе друзей богатством неправедным» . «Неправедным» называется то «богатство» , которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя. Но поздно мы ощутим, куда нам обратиться, и что в этот день мы не можем ни трудиться, ибо тогда не время делать, ни милостыни просить, ибо неблагоприлично, так как девы просившие (милостыни) названы глупыми (). Что же остается делать? Разделить с братьями это имение, чтобы, когда перейдем отселе, то есть переселимся из здешней жизни, бедные "приняли нас в вечные обители» . Ибо нищим во Христе назначены в удел вечные обители, в которые они могут принять явивших им любовь здесь чрез раздачу богатства, хотя оное, как принадлежащее Владыке, сначала нужно было раздать бедным. Они суть должники по сказанному: «он всякий день милует и взаймы дает» (), и в другом месте: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» (). Итак, предварительно нужно было все раздать этим добрым должникам, которые уплачивают во сто крат. Впрочем, когда мы оказываемся управителями неверными, несправедливо удерживая за собой то, что назначено для других, нам не должно навсегда оставаться в этом бесчеловечии, но должно раздавать бедным, чтобы они приняли нас в вечные обители.

Когда мы так будем изъяснять эту притчу, то в объяснении не встретится ничего ни лишнего, ни изысканного, ни сногадательного. Впрочем, выражение «сыны века сего догадливее» и далее, кажется, означает нечто другое, и не неудобопонятное или странное. «Сынами века» сего называет тех, кои придумывают все, что на земле полезно для них, а «сынами света» тех, кои из любви к Богу, должны преподавать другим духовное богатство. Итак, здесь говорится, что люди, поставляемые в управители человеческим имением, всячески стараются о том, чтобы после отставки от управления иметь утешение, а сыны света, поставляемые, то есть получающие в доверие управление духовным имением, нисколько не думают о том, чтобы после сего получить себе пользу. Итак, «сыны века сего» суть те, коим вверено управление человеческими делами и кои «в своем роде» , то есть в жизни сей, умно ведут свои дела, а сыны света те, кои приняли имение с тем, чтобы управлять им боголюбезно.

Оказывается, что, управляя человеческим имением, мы умно ведем свои дела и стараемся, чтобы иметь какое-нибудь убежище жизни и тогда, когда будем отставлены от сего управления. А когда управляем имением, коим должно распоряжаться по воле Божией, мы, кажется, не заботимся о том, чтобы нам по преставлении из здешней жизни не подпасть ответственности за управление и не остаться без всякого утешения. Потому мы и называемся неразумными, что не думаем о том, что будет полезно для нас после сего. Но будем приобретать себе друзей в нищих, употребляя на них неправедное богатство, данное нам от Бога в оружие правды, но нами удержанное в свою пользу и потому превратившееся в неправду. Если же богатство, праведным путем доставшееся, когда им управляют нехорошо и не раздают нищим, вменяется в неправду и в маммону, то тем более богатство неправедное. Будем же сим последним приобретать себе друзей, чтобы, когда умрем и переселимся из здешней жизни или и в другом случае будем малодушествовать от осуждения, «они... приняли нас там в вечные обители» .

. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Господь еще учит о том, что богатством нужно управлять по воле Божией. «Верный в малом» , то есть хорошо распоряжавшийся вверенным ему имением в мире сем, верен «и во многом» , то есть и в будущем веке достоин истинного богатства. «Малым» называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а «многим» – богатство Небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает. Поэтому, кто оказался неверным в сем земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный. Поясняя сказанное, прибавляет:

. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

"Неправедн ым" богатством назвал богатство, которое остается при нас; ибо если б оно не было неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поскольку оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как оно задержано нами и не роздано бедным. Ибо похищение чужого имения и принадлежащего нищим есть несправедливость. Итак, кто нехорошо и неверно управляет сим имением, как тому доверять "истинное" богатство?

. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

И нам кто даст «наше», когда мы неверно распоряжаемся «чужим», то есть имением? А оно «чужое», так как оно назначено для бедных, а с другой стороны, так как мы ничего не принесли в мир, но родились нагими. А наш удел – богатство Небесное и Божественное, ибо там жилище наше (). Имение и приобретение чужды для человека, сотворенного по образу Божию, ибо из них ничто не похоже на него. А наслаждение Божественными благами и общение с Богом – это сродно нам.

. Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Доселе Господь учил нас, как должно верно управлять богатством. Ибо оно чужое, а не наше; мы управители, а не господа и владыки. Поскольку же управление богатством по воле Божией совершается не иначе, как при твердом бесстрастии к нему, то Господь прибавил к учению своему и сие: «Не можете служить Богу и маммоне» , то есть невозможно тому быть слугой Божиим, кто привязался к богатству и по пристрастию к нему нечто удерживает за собой. Поэтому, если ты намерен верно распоряжаться богатством, то не порабощайся ему, то есть не имей привязанности к нему, и ты истинно послужишь Богу. Ибо сребролюбие, то есть страстная наклонность к богатству, повсюду порицается ().

. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

Фарисеи, в досаде на слова Господа, смеялись над Ним. Ибо им, как сребролюбцам, неприятно было слушать о нестяжательности. Так и сказано: «мерзость... грешнику богочестие» , () и "обличени е... нечестивому раны» ().

. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но знает сердца́ ваши, ибо, что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что «Бог знает сердца ваши» и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» . «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (). Поэтому вам, фарисеи, нужно было жить не для людского мнения, «ибо рассыплет кости ополчающихся против тебя» (), но лучше соделовать себя праведными пред Богом.

. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

По-видимому, это отдельная речь, не имеющая ничего общего с вышесказанным, но для внимательного она не покажется непоследовательной, а напротив очень связанной с предыдущим. Господь вышесказанными словами учил нестяжательности и богатство назвал неправедным имением, а Закон () поставлял благословения и в богатстве (между прочим), и пророки () обещали в награду блага земные. Чтобы кто-нибудь подобно фарисеям не сказал Ему с насмешкой: что Ты говоришь? Ты противоречишь Закону: он благословляет богатством, а Ты учишь нестяжательности? – поэтому Господь говорит: «Закон и пророки имели время до Иоанна" и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти по бесплотности, и проповедал Царствие Небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется Царствие Небесное. Поэтому желающие небес должны на земле усвоить себе нестяжательность. Поскольку пророки и Закон не упоминали о Царстве Небесном, то справедливо обещали блага земные людям, еще далеко несовершенным и неспособным представить себе ничего великого и мужеского. Поэтому фарисеи, Я справедливо учу нестяжательности, когда несовершенные заповеди Закона не имеют уже времени.

. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Потом, чтобы не сказали, что, наконец, все законное отвергнуто как суетное и совершенно пустое, Господь говорит: Нет! напротив, ныне еще более исполняется и совершается. Ибо что Закон начертал в тени, говоря образно о Христе или о заповедях, то ныне исполняется, и ни одна черта из того не пропадет. Что там в виде тени указано о Христе, то ныне совершится яснейшим образом. И заповеди Закона, данные тогда приспособительно и сообразно с разумением несовершенных, ныне будут иметь смысл высший и совершеннейший.

. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

А что Закон несовершенным говорил несовершенно, видно из следующего. Например, Закон по жестокосердию евреев дал приговор о расторжении брака, именно: муж, если возненавидит жену свою, имел право развестись с ней, чтобы не случилось чего-нибудь худшего. Ибо склонные к убийству и кровожадные евреи не щадили ближайших родных, так что закалали в жертву бесам своих сыновей и дочерей. Но это недостаток и несовершенство Закона. Тогда было время такого законоположения, а ныне нужно другое учение, совершеннейшее. Поэтому Я и говорю: всякий, кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. Поэтому нет ничего удивительного, если Я учу о нестяжательности, хотя Закон ничего о ней ясно не говорит. Вот, Закон равнодушно дал заповедь о брачном разводе, для предотвращения смертоубийства в иудеях; а Я, приучая слушателей к высшему совершенству, запрещаю развод без благословной причины и повелеваю так не вопреки Закону, но с тем, чтобы не было убийств между мужьями и женами. И Я подтверждаю это, когда учу, чтоб супруги заботились друг о друге и берегли друг друга как собственные члены. И Закон желал этого, но поскольку слушатели были несовершенны, то Он определил расторгать брак, чтобы, по крайней мере, при таком условии муж и жена щадили друг друга и не ярились один на другого.

Итак, Христос все требования Закона подтвердил; а поэтому и хорошо сказал, что невозможно пропасть ни одной черте из Закона. Ибо как бы она погибла, когда Христос исправил его (Закон) в лучшем виде?

. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Эта речь стоит в связи с предыдущей. Поскольку выше Господь учил хорошо управлять богатством, то справедливо присовокупляет и сию притчу, которая примером случившегося с богачом указывает на ту же самую мысль. Речь эта есть именно притча, а не действительное событие, как некоторые думали без основания. Ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным – противное. А Господь придал речи образность, чтобы как немилосердных вразумить, что им предлежит в будущем, так и злостраждущих научить, что они будут благополучны за то, что переносят здесь. Богача в притчу Господь взял без имени, поскольку он недостоин и именоваться пред Богом, как и чрез Пророка сказано: «не помяну имен их устами моими» ().

. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

А о нищем упоминает по имени, ибо имена праведных записываются в книге жизни. Говорят же, по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни, и что Господь о нем упомянул, взяв его в притчу как явного и известного.

Богач был во всех отношениях благополучен. Он одевался в порфиру и виссон и не только одевался, но и всяким другим удовольствием наслаждался. «Пиршествовал блистательно» , сказано, и не то, чтоб ныне – да, а завтра – нет, но «каждый день» , и не то, чтобы умеренно, но «блистательно» , то есть роскошно и расточительно. А Лазарь был нищий и больной, и притом «в струпьях» , как сказано. Ибо можно болеть и, однако ж, не быть в ранах, а от сих увеличивается зло. И повержен был он у ворот богатого.

. и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Новая скорбь видеть, что другие с избытком наслаждаются, а он томится голодом. Ибо он желал насытиться не роскошными яствами, но крошками от них такими, которыми питались псы. Никто не заботился и об излечении Лазаря: ибо псы облизывали раны его, так как никто не отгонял их.

. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.

Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами.

Умер и богач, и похоронили его.

Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта, она носила плоть как бы гроб. Поэтому и по смерти его он не Ангелами возводится, но низводится в ад. Ибо не помышлявший никогда ни о чем высоком и небесном достоин самого низшего места. Словами «похоронили его» Господь намекнул на то, что душа его получила в удел преисподнее и мрачное место.

. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

Как Адама, изгнав из рая, Господь поселил перед раем (), чтобы страдание, повторяющееся при постоянном виде рая, давало яснее чувствовать лишение блаженства, так и сего богача осудил пред лицом Лазаря, чтобы видя, в каком состоянии находится теперь Лазарь, богатый чувствовал, чего он лишился чрез бесчеловечие. Почему же богатый увидел Лазаря не у другого кого из праведных, но на лоне Авраама? Поскольку Авраам был гостеприимен, а богатого нужно было обличить в нелюбви к гостеприимству, поэтому богатый и видит Лазаря с Авраамом. Сей и мимо проходящих приглашал в дом свой, а тот презирал и лежащего внутри дома.

. и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Почему богатый обращает просьбу свою не к Лазарю, а к Аврааму? Может быть, он стыдился, а может быть, думал, что Лазарь помнит его зло, и по своим делам заключал и о Лазаре. Если я (мог он думать), наслаждаясь таким счастьем, презирал его, угнетаемого таким несчастьем, и не уделял ему даже крошек, то тем более он, презренный мной, вспомнит зло и не согласится оказать мне милость. Поэтому-то он обращается со своими словами к Аврааму, думая, вероятно, что патриарх не знает, как было дело. Что же Авраам?

. Но Авраам сказал: чадо!

Он не сказал богачу: бесчеловечный и жестокий, не стыдно ли тебе? теперь ты вспомнил о человеколюбии. Но как? "Чадо" ! Смотри на сострадательную и святую душу. Мудрец какой-то говорит: смиренную душу не возмущай. Поэтому и Авраам говорит: "чадо" , давая чрез сие знать ему, что именовать его так милостиво даже теперь в его власти, но и только, а что более сего он ничего не властен сделать для него. Что могу, то уделю тебе, то есть голос сострадания. Но чтобы перейти отсюда туда, это не в нашей воле, ибо все заключено.

вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

Почему Авраам не сказал богачу: ты приял, но "получил" ? Слово «получить обратно» мы обыкновенно употребляем о тех, кои получают то, чем им должны были. Чему же мы научаемся? Тому, что хотя некоторые осквернили себя злодеяниями, хотя дошли до крайней степени злобы, но когда-нибудь сделали же они одно или два добрых дела. Поэтому и богач имел какие-нибудь добрые дела, и так как он в благоденствии здешней жизни получил воздаяние, то и говорится, что он «получил доброе» свое. «А Лазарь – злое» . Может быть, и он совершил одно или два злых дела и в скорби, которую здесь претерпел, получил за них должное воздаяние. Поэтому он утешается, а ты страждешь.

. и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

"Пропасть" означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Ибо как произволения их были различны, так и обители их имеют большую разность, когда каждый получает воздаяние соответственно произволению и жизни. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом будет все во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что «хотящие перейти отсюда к вам... или оттуда к нам... не могут» сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген .

Что такое «ад»? Одни говорят, что ад есть подземное мрачное место, а другие называли адом переход души из наглядного в невидимое и безвидное состояние. Ибо доколе душа находится в теле, она обнаруживается собственными действиями, а по разлучении с телом она становится невидимой. Это-то и называли адом.

«Лоном Авраамовым» называют совокупность тех благ, какие предлежат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поскольку и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения.

Обрати внимание и на то, что в день тот обидчик увидит, в какой славе будет обиженный им, а сей в свою очередь увидит, в каком осуждении будет обидчик, подобно как здесь богатый увидел Лазаря, а сей – опять богатого.

. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

. ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Несчастный богач, не получив облегчения своей участи, прилагает просьбу о других. Смотри, как он чрез наказание пришел к сочувствию другим, и тогда как прежде презирал Лазаря, у ног его лежащего, теперь заботится о других, кои не находятся при нем, и умоляет послать в дом отца своего Лазаря из мертвых, не просто кого-нибудь из мертвых, но Лазаря, чтобы видевшие его прежде больным и бесчестным увидели теперь увенчанным славой и здоровым, и бывшие свидетелями его убожества сами сделались созерцателями его славы. Ибо очевидно, он имел бы явиться им во славе, если бы нужно было быть ему проповедником, достойным вероятия. Что же сказал Авраам?

. Авраам сказал ему; у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Ты, – говорит, – не так печешься о братьях, как Бог, Творец их. Он приставил к ним бесчисленных наставников.

. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

А богач говорит: "нет, отче" ! Ибо как сам, слыша Писания, не верил и слова их считал баснями, так предполагал и о братьях своих и, судя по себе, говорит, что они Писаний не послушают, как и сам он, но если кто воскреснет из мертвых, поверят.

. Тогда: Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Есть и ныне подобные люди, кои говорят: кто видел, что делается в аде? Кто пришел оттуда и возвестил нам? Пусть же они послушают Авраама, который говорит, что если мы не слушаем Писаний, то не поверим и тем, кто пришел бы к нам из ада. Это очевидно из примера иудеев. Они, так как не слушали Писаний, не поверили и тогда, когда видели мертвых воскресшими, даже помышляли и убить Лазаря (). Равным образом и после того, как при Распятии Господа воскресли многие усопшие (), иудеи дышали на апостолов еще большим убийством. Притом, если б это воскрешение мертвых было полезно для нашей веры, Господь творил бы оное часто. Но ныне ничто так не полезно, как тщательное исследование Писаний (). Воскрешать мертвых (хотя) призрачно умудрился бы и диавол, и поэтому ввел бы неразумных в заблуждение, всеяв между ними учение об аде, достойное своей злобы. А при здравом нашем исследовании Писаний, диавол не может ничего такого выдумать. Ибо они (Писания) суть светильник и свет (), при сиянии которого вор обнаруживается и открывается. Итак, нужно Писаниям веровать, а не требовать воскрешения мертвых.

Можно понимать притчу сию и в переносном смысле, например, так, что лицом богача обозначается народ еврейский. Он прежде был именно богат, обогащен всяким знанием и мудростью, и речениями Божиими, которые честнее злата и камений многоценных (). Он одевался в порфиру и виссон, имея царство и священство и сам будучи царским священством Богу (). Порфира намекает на царство, а виссон на священство. Ибо левиты при священнодействиях употребляли облачения из виссона. Он и веселился на все дни блистательно, ибо всякий день утром и вечером приносил жертвы, которые носили и название бесконечности, то есть непрерывности.

Лазарем были язычники, народ, бедный Божественными дарованиями и мудростью и лежавший у ворот. Ибо язычникам не позволено было входить в дом Божий; вход их туда считался осквернением, как видно из книги Деяний. Асийские иудеи с возмущением кричали на Павла, что ввел язычников во храм и осквернил сие святое место (). Язычники изранены были зловонными грехами и своими ранами питали бесстыдных псов, бесов; ибо язвы наши (духовные) для них удовольствие. Язычники желали питаться крошками, падающими от стола богача; ибо они не имели никакого участия в хлебе, укрепляющем сердце (), и нуждались в пище тончайшей, немногой и разумной, как жена хананейская, будучи язычницей, желает напитаться крошками (). Что же далее? Народ еврейский умер для Бога, и кости его омертвели, так как он не делал никакого движения к добру. И Лазарь, что есть народ языческий, умер для греха. Иудеи, умершие в грехах своих, сожигаются пламенем зависти, ревнуя, как говорит апостол, о том, что язычники приняты в веру (). А язычники, прежде бедный и бесславный народ, по справедливости живут в недрах Авраама, отца язычников. Авраам, быв язычником, уверовал в Бога и от служения идолам перешел к богопознанию. Поэтому и те, кои стали участниками в его обращении и вере, справедливо покоятся в его недрах, наследовав такую же, как и он, участь, обители и восприятие благ. Иудейский народ желает хотя одной капли от прежних законных окроплений и очищений, чтобы язык его прохладился и мог смело что-нибудь сказать против нас в пользу силы Закона, но не получает. Ибо Закон только до Иоанна (). "Жертвы , – сказано, – и приношения Ты не восхотел» и далее (). И Даниил предвозвестил: «запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» (), то есть прекратились и заключились.

Можешь ты и нравственно понимать эту притчу. Именно: будучи богат злом, не оставляй ума твоего терпеть голод и, когда он создан для стремления к небу, не повергай его долу и не заставляй лежать при воротах, но вводи его вовнутрь, и не стой вне, не блуждай, не лежи, но действуй. Это послужит тебе началом для разумной деятельности, а не наслаждения только плотского. И прочие части притчи удобно понимать в пользу нравственности.

23 24

1:1
«Любящий Бога» - так переводится имя Феофил; для него было написано это Евангелие. Книга Деяний, также написанная Лукой, начинается тем же обращением.

1:1
Христос- это греческая форма еврейского слова «Мессия», означающего «Божий помазанник». Эта книга является жизнеописанием Иисуса Христа. Для своих греческих читателей, любивших и ценивших совершенство, Лука рисует Иисуса совершенным человеком. Он говорит об Иисусе как о подлинном человеке, который в то же время поистине является Богом. Лука - единственный из новозаветных авторов, о котором нам известно, что он не был иудеем.

1:1-4
В то время существовал огромный интерес к личности Иисуса, и многие писали о Нем повествования. Используя все доступные ему источники, Лука придает этим рассказам завершенную форму, исследовав их историческую достоверность. Для него было важно сохранить историческую истину, и поэтому он во многом полагался на свидетельства очевидцев. Христианство не требует: «Закрой глаза и веруй», - скорее напротив: «Исследуй это сам». Библия призывает нас тщательно исследовать ее утверждения (Ин 1:46; 21:24; Деян 17:11,12), потому что выводы являются для нас вопросом жизни и смерти.

1:3
Как врач Лука понимал всю важность тщательной проверки. Он использовал свои профессиональные навыки наблюдения и анализа, чтобы исследовать рассказы об Иисусе. Каким был его вывод? Евангелие Иисуса Христа истинно! Читая повествование Луки, вы можете быть уверены, что его написал добросовестный мыслитель и внимательный исследователь. Евангелие основано на исторической истине, и поэтому наш духовный рост должен включать в себя тщательное, постоянное и терпеливое изучение Божьего слова. Если подобное изучение не является частью вашей жизни, найдите пастора, учителя или книгу, которые помогут вам начать его и будут руководить вами в этой важной области христианского роста.

1:5
Иудейский священник служил в храме, следил за обрядами, учил народ Божьему слову и совершал жертвоприношения. В то время в Израиле было около 20000 священников - безусловно, слишком много для того, чтобы они могли служить в храме одновременно. Поэтому по приказу царя Давида (1 Пар 24:3-19) священники разделялись на 24 группы, приблизительно по 1000 человек в каждой. Захария был членом группы Авия, и его очередь служить приходилась на эту неделю. Каждое утро священнику полагалось входить во внутреннее святилище храма и возжигать ладан. Чтобы решить, кому войти туда, бросали жребий. В тот раз жребий выпал Захарии. То, что ему настал черед служить, и то, что он был избран войти во внутреннее святилище - не случайность. Бог участвовал в событиях человеческой истории, чтобы приготовить путь для прихода Христа.

1:5
Это был Ирод Великий, утвержденный римским сенатом правителем Иудеи. Будучи иудеем лишь наполовину и желая угодить своим римским хозяевам, он, перестроив и украсив Иерусалимский храм, поместил над входом римского орла. Он помогал иудеям не из желания угодить Богу, а лишь преследуя политические цели. Позже Ирод Великий приказал устроить резню детей, тщетно пытаясь убить младенца Иисуса, которого некоторые называли новым «Царем иудеев» (Мф 2:16-18).

1:6
Захария и Елизавета не только тщательно соблюдали Божий закон, но и подкрепляли свое внешнее благочестие истинным послушанием. Праведность означает скорее покорность Божьей воле, чем слепое повиновение букве закона.

1:10
Ладан возжигался в храме два раза в день. Когда люди видели дым курящегося ладана, они молились. Этот поднимающийся к небу дым символизировал их молитвы, восходящие к Божьему престолу.

1:11,12
Ангелы - это духовные существа, которые обитают рядом с Богом и исполняют Его волю. Писание называет по имени двоих - Михаила и Гавриила, однако упоминает многих как Божьих вестников. Здесь Гавриил (1:19) приносит Захарии особую весть. Его явление не было ни сном, ни видением. Ангел явился священнику в зримой форме и говорил с ним вполне внятными словами.

1:13
Принося на алтарь ладан, Захария молился, возможно, о сыне или о приходе Мессии. В любом случае на его молитву был дан ответ. Вскоре у него должен был родиться сын, которому было суждено приготовить путь для Мессии. Бог ответил на молитву таким образом и в то время, как счел нужным. Он разрешил невозможную ситуацию (жена Захарии была бесплодна), чтобы исполнить все пророчества, относящиеся к Мессии. Если мы хотим получить ответ на свои молитвы, мы должны быть готовы к тому, что Бог может ответить нам через самые неразрешимые ситуации. Мы должны предоставить Ему действовать так и тогда, как Он сам сочтет необходимым.

1:13
Имя «Иоанн» означает «Господь милостив», а «Иисус» означает «Господь спасает». Оба этих имени были даны Богом, а не выбраны родителями. В Евангелиях показано, как Бог милует и спасает свой народ.

1:15
Иоанн был избран для особого служения Богу. Запрет пить вино мог быть частью назорейской клятвы -древнего обета посвящения Богу (Числ 6:1-4). Самсон (Суд 13), а также, возможно, Самуил (1 Цар 1:11) находились под назорейским обетом.

1:15
Это первое упоминание Луки о Святом Духе, третьем Лице Троицы. Здесь, как и в тех случаях, когда в Ветхом Завете говорится об исполнении Духом, Он пришел для особой цели, чтобы исполнить особый замысел. Со времени Пятидесятницы (Деян 2:2-4) Святой Дух приходит для того, чтобы обитать в людях постоянно.

1:17
Иоанн выступал в духе ветхозаветного пророка: он призывал людей отвернуться от греха и обратиться к Богу. Его часто сравнивали с великим ветхозаветным пророком Илией, который прославился своим противостоянием нечестивым правителям (Мал 4:5; Мф 11:14; 17:10-13). 1:17 Иоанн подготавливал народ к приходу Мессии: он словно бы заменял очерствевшие людские сердца другими - податливыми, доверчивыми и открытыми для перемен (см. Иез 11:19,20; 36:25-29). Взрослые люди не должны быть ребячливыми, но их вера должна быть подобна детской. Настолько ли вы открыты Богу, насколько нужно? Нуждаетесь ли вы в переменах?

1:18
Услышав, что у него родится сын, Захария усомнился. С человеческой точки зрения, его сомнения вполне понятны, но для Бога нет ничего невозможного. Несмотря на то, что Захария и Елизавета были уже в возрасте, Бог дал им ребенка. Легко сомневаться или заблуждаться относительно того, что Бог может совершить в нашей жизни. Даже Божьи избранники порой ошибались, доверяя своему разуму и опыту более, чем Богу. Испытывая искушение решить, что то или иное Божье обещание невыполнимо, попытайтесь посмотреть с точки зрения Бога. Он свободен от нашей ограниченности.

1:20
Захария счел невозможным, чтобы его жена и он, будучи в преклонном возрасте, смогли иметь ребенка. Но Бог исполняет свои обещания, и делает это в должное время. Вы можете быть совершенно уверены, что Бог сдержит свои обещания. Может быть, это произойдет не завтра, а в надлежащее время. Если вы ожидаете Божьего ответа на свою просьбу или нужду, сохраняйте терпение. Не важно, насколько невыполнимыми кажутся Божьи обещания - Его слово непременно окажется истинным, когда придет срок.

1:21
Люди ожидали, что Захария выйдет и благословит их, как обычно (см. Числ 6:22-27).

1:25
Захария и Елизавета были верны Богу, и тем не менее они страдали. Некоторые в то время не верили в телесное воскресение, и поэтому их надежда на бессмертие заключалась лишь в потомках. Кроме того, дети заботились о престарелых родителях и укрепляли общественное и материальное положение семьи. В детях видели благословение, а бесплодие считалось проклятием. Захария и Елизавета не имели детей и к тому времени были уже слишком стары, чтобы надеяться на перемены. Они жили в ощущении постоянного унижения, без всякой надежды. Но Бог ждал, когда придет должное время благословить их и снять с них это поношение.

1:26
Гавриил являлся не только Захарии и Марии, но и пророку Даниилу, более чем за 500 лет до того (Дан 8:15; 9:21). Каждый раз он приносил от Бога важные вести.

1:26
Назарет, родной город Иосифа и Марии, находился далеко от Иерусалима - иудейского религиозного и культурного центра. Так как Назарет стоял на большом торговом пути, его часто посещали языческие купцы и римские воины. Поэтому среди иудеев город пользовался дурной репутацией (Ин 1:46). Иисус родился в Вифлееме, но вырос в Назарете. Однако жители Назарета отказались признать Его Мессией (4:22-30).

1:28
В глазах современников Мария не обладала никакими особыми достоинствами, за которые Бог мог бы избрать ее для осуществления своего великого замысла. Однако Он избрал ее за необыкновенное послушание - великое духовное качество. Вам может казаться, что вы - не особо подходящий кандидат для Божьей службы. Не ограничивайте Божьего выбора. Он может избрать вас, если вы доверитесь Ему.

1:30,31
Божье благословение не означает, что вслед за ним сразу же придут успех и слава. Благословение Марии - честь стать матерью Мессии - принесло ей немало боли: ее чуть не оставил жених, ее Сыну были уготованы отвержение и казнь. Но лишь через Него мир мог обрести единственную надежду, и поэтому бесконечные поколения славят Марию как «благословенную среди женщин». Ее покорность послужила нашему спасению. Если благословения приносят вам скорбь, подумайте о Марии и терпеливо ждите, пока Бог осуществит свой замысел до конца.

1:31-33
«Иисус» - это греческая форма широко распространенного еврейского имени Йошуа, означающего «Господь спасает». Как Иисус Навин (евр. Йошуа бен Нун) ввел Израиль в Обетованную землю (Иис Нав 1:2), Иисус Христос вводит свой народ в вечную жизнь. Символичность Его имени была вполне очевидна для Его современников, которые относились к именам чрезвычайно серьезно, усматривая в них источник силы. Во имя Иисуса исцелялись больные, изгонялись демоны и прощались грехи.

1:32,33
За столетия до этого Бог обещал царю Давиду, что его царству суждено стоять вечно (2 Цар 7:16). Это обещание исполнилось в пришествии прямого потомка Давида - Иисуса, который будет царствовать вечно.

1:34
Рождение Иисуса от девушки было таким чудом, что многие до сих пор не могут в это поверить. Три доказательства могут укрепить нашу веру: (1) Лука был врачом и прекрасно знал, как рождаются дети. Для него поверить в девственное зачатие было, вероятно, не легче, чем нам, но тем не менее он сообщает о нем как о свершившемся факте. (2) Лука был кропотливым исследователем, положившим в основу своего Евангелия свидетельства очевидцев. По преданию, он говорил о событиях 1-2 глав с самой Марией. (3) Христиане и иудеи, чтущие Бога как Творца мироздания, должны уметь поверить, что Он властен сотворить дитя в девственной утробе.

1:35
Иисус был рожден свободным от греха, который вошел в мир через Адама. Он был рожден святым, подобно тому, как Адам был сотворен безгрешным. В отличие от Адама, который ослушался Бога, Иисус был послушен Богу, и таким образом Он способен быть искупительной жертвой за последствия греха и открыть нам доступ к Богу (Рим 5:14-19).

1:38
Незамужней девушке грозила беда, если обнаруживалось, что она беременна. Если отец ребенка не соглашался жениться на ней, она могла остаться не замужем на всю жизнь. Если же ее проклинал ее собственный отец, ей не оставалось ничего иного, как просить милостыню или торговать собой, чтобы добыть средства к существованию. Мария, с ее историей о беременности от Святого Духа, могла и вовсе прослыть сумасшедшей. Но несмотря на возможные беды и тревоги, она сказала: «Я согласна». Тогда Мария еще не знала о том великом благословении, которое она должна была получить. Она знала лишь, что Бог призывает ее служить Ему, и с радостью откликнулась на Его призыв. Не стремитесь узнать результат перед тем, как вверить Богу свою жизнь. Предоставьте Ему распоряжаться ею даже в том случае, если последствия кажутся вам катастрофическими.

1:38
Предвозвещение о рождении ребенка встречало в Писании различные отклики. Сарра, жена Авраама, рассмеялась (Быт 18:9-15). Маной, отец Самсона, испугался (Суд 13:22). Захария усомнился (Лк 1:18). Мария же подчинилась. Она поверила словам ангела и согласилась на то, что было невозможно с человеческой точки зрения. Бог способен совершить невозможное. Нашим откликом на Его призыв должен быть не смех, не страх и не сомнение, но радостная готовность.

1:41-43
По-видимому, Святой Дух сказал Елизавете, что ребенок Марии будет Мессией, так как Елизавета назвала свою юную племянницу «мать моего Господа». Спеша навестить родственницу, Мария, должно быть, размышляла над тем, на самом ли деле произошли все чудесные события последних дней? Приветствие Елизаветы должно было укрепить ее веру. Обещанная беременность могла казаться невозможной, но мудрая Елизавета поверила и порадовалась об этом.

1:42,43
Несмотря на то, что она сама носила долгожданного сына, Елизавета могла бы позавидовать Марии, чей сын должен был стать более великим, чем ее собственный. Вместо этого она исполнилась радости о том, что мать Господа удостоила ее своим посещением. Случалось ли вам завидовать людям, которых Бог особо благословил? Лекарство от зависти - радоваться вместе с ними, сознавая, что Бог использует людей так, как лучше всего подходит для осуществления Его замыслов.

1:46-55
Эта песнь часто называется «Magnificat» по первому слову ее латинского перевода. Она часто перелагалась на музыку. Подобно Анне, матери Самуила (1 Цар 2:1-10), Мария прославила Бога в песне, радуясь о том, что Он совершит через нее для мира. В обеих песнях Бог изображается как защитник бедных, обездоленных и отверженных.

1:48
Когда Мария сказала: «Все будут называть меня благословенной», - была ли она горда? Нет, она осознавала и принимала дар, который дал ей Бог. Если бы Мария отказалась от своего невероятного избрания, она отвергла бы Божье благословение. Гордость заключается в отказе принимать Божьи дары, смиренный же человек принимает их и использует для того, чтобы прославить Бога и служить Ему. Не отвергайте ваших даров. Благодарите за них Бога и используйте их к Его славе.

1:54,55
Бог хранил свое обещание Аврааму всегда быть милостивым к его народу (Быт 22:16-18). Рождение Христа было исполнением этого обещания, и Мария понимала это. Она не была удивлена, когда ее Сын объявил себя Мессией. Она знала о Его предназначении еще до Его рождения. Некоторые из Божьих обещаний Израилю содержатся во 2 Цар 22:50,51; Пс 88:4,5; 102:17,18; Мих 7:18-20,

1:56
Путешествия в те времена были нелегким делом, и поэтому люди гостили друг у друга подолгу. По всей вероятности, Мария помогала Елизавете, испытывавшей трудности в связи с беременностью в преклонном возрасте.

1:59
Обряд обрезания был важным событием для семьи еврейского новорожденного. Впервые Бог заповедал совершать этот обряд, когда избрал свой святой народ (Быт 17:4-14), и впоследствии подтвердил его через Моисея (Лев 12:3). Этот обряд по-прежнему совершается сегодня в иудейских семьях. День обрезания становится праздником, когда друзья и члены семьи отмечают вступление новорожденного в Божий завет.

1:59
Семейные связи и наследственные имена были важны для иудеев. Поэтому люди предполагали, что младенец должен получить имя либо Захарии, либо кого-нибудь из родственников, и были удивлены, когда сам Захария и Елизавета захотели назвать новорожденного Иоанном.

1:67-79
Первыми словами, произнесенными после долгих месяцев молчания, Захария славил Бога. В гимне, который часто называется «Benedictus» по первым словам латинского перевода, он пророчествовал о грядущем Спасителе, который искупит свой народ, и предсказывал, что его собственный сын Иоанн должен будет приготовить путь для Мессии. Все ветхозаветные пророчества сбывались - не удивительно, что Захария славил Бога!

1:71
Иудеи напряженно ждали прихода Мессии, однако, как они полагали, Он должен был прийти, чтобы избавить их от власти Рима. Они были готовы встретить Спасителя-воина, а не Мессию, побеждающего грех.

1:72,73
Бог обещал Аврааму благословить через него все народы (Быт 12:3). Это обещание должно было исполниться через Мессию, потомка Авраама.

1:76-80
До этого Захария вспоминал столетия спасительной работы Бога в истории, начавшейся от Авраама и заканчивающейся в вечности. Теперь он говорит о том, что и его сыну суждено сыграть свою роль в Божьем замысле. Обладая неограниченной силой, Бог тем не менее предпочел действовать через слабых человеческих существ, вступающих в жизнь беспомощными младенцами.

1:80
Почему Иоанн жил в пустыне? Пророки прибегали к уединению, чтобы сосредоточить все свое внимание на Боге. Иоанн, к тому же, таким образом подчеркнул свое отделение от религиозных и политических властей, и поэтому мог направить свою проповедь против них. Своей жизнью он доказывал, что его учение отличается от их учений.