В какой стране популярно фигурное катание. Отзывы и предложения

Спорта. Его суть заключается в том, чтобы спортсмены перемещались по льду на коньках - скользили, выполняя различные фигурные элементы: прыжки, вращения, поддержку партнёра, различные комбинации шагов и т.д. Все это фигуристы выполняют под определённую музыку, предусмотренную условиями турнира.

Фигурное катание принято разделять на: одиночное катание (муж. и жен.), парное катание (жен.-муж.) и спортивные танцы (жен.-муж.).

Олимпийские соревнования в одиночном и парном катании проводятся с 1908 года (в 1908 и 1920 - в рамках ОИ, с 1924 - в программе ЗОИ), в спортивных танцах на льду - с 1976. В каждом виде олимпийских соревнований страна может заявить одного участника или пару; страна, спортсмены которой в предолимпийском году заняли в данном виде 1 - 5 места на чемпионате мира, может быть представлена тремя участниками (парами), 6 - 10 - двумя участниками (парами).

Фигурное катание берёт своё начало в далёком прошлом. Находки археологов свидетельствуют о том, что зародилось оно ещё в бронзовом веке. Предметы раскопок встречались, как на территории Европейских государств, так и в других местах. Самые древние коньки, были найдены неподалёку от Одессы.

Однако, раньше - это вряд ли было фигурное катание, тем более его вряд ли классифицировали, как вид спорта. Фигурное катание стало спортом, в Голландии в 12-14 веках. Но опять же его суть была немного другой - спортсмены должны были вычерчивать на льду различные фигуры, сохраняя красивую позу.

Клубы фигурного катания появились лишь в 18 веке. Произошло это в городе Эдинбург в 1742 году. Именно в этом местечке и был основан первый клуб фигурного катания. Там же были введены первые правила и обязательства спортсменов-фигуристов.

Спустя время, фигурным катанием заинтересовались и в других уголках Земли. Так, например, данный вид спорта попал из Европы в США и Канаду. Фигурное катание начало стремительно распространяться по всему свету.

Первые официальные соревнования в Европе по фигурному катанию состоялись в Вене в 1882 году. А в 1891 году был проведен первый чемпионат Европы. Произошло это в немецком городе Гамбурге. За чемпионатом Европы последовал чемпионат мира, который состоялся в 1896 году во второй столице нашей родины - Санкт-Петербурге. Вот, примерно, как то так, этот вид спорта постепенно дошло до наших дней.

Если мы имеем дело с одиночным или же парным катанием, то эти дисциплины могут включать в себя:

1. Короткую программу. Участникам необходимо в течении 2 минут 40 секунд выполнить 8 общепринятых элементов, дополненных соединительными или связующими шагами;

2. Произвольную программу.

Если речь идёт о танцах на льду, то спортсмены должны:

1. Показать два обязательных танца, которые представляют собой определённую последовательность шагов;

2. Исполнить оригинальный танец в заранее указанном ритме. В данный танец должны быть включены 8 обязательных элементов;

3. Исполнить произвольный танец. В него также должны входить 8 обязательных элементов, но музыка может быть любой.

Руководит развитием этого вида спорта Международный союз конькобежцев (ИСУ), который основан в 1892 и объединяет национальные федерации 71 стран (1998).

Фигурное катание - спорт для настоящих ценителей прекрасного.

Найти секцию фигурного катания в

SD: Сегодня мы посмотрим глазами профессионала на фигурное катание на коньках. С точки зрения организации соревнований этот вид спорта один из самых сложных и требовательных. Но когда вы ознакомитесь с правилами судейства и количеством запретов и ограничений, вам сделается не по себе. Столько условностей, столько требований к костюмам, музыкальному сопровождению, технических регламентов создают целую систему и дают ответ на вопрос, почему фигурное катание - это такой закрытый мир. Всем поклонникам этого вида спорта следует помнить, что только в боксе и фигурном катании запрещено выступать профессионалам на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы. Сложилась целая порода людей, связанных творчеством и спортивными идеалалми с бюджетами различных уровней. Ну что? Попробуем постичь тайны избранных...

СИСТЕМА СУДЕЙСТВА

Система судейства, которая используется в настоящее время в фигурном катании, была принята на состоявшемся в июне 2004 г. в голландском городе Швенингене 50-ом конгрессе Международного союза конькобежцев (ИСУ). В июне 2010 г. 53 й конгресс ИСУ внес в нее некоторые изменения. Предложение по реформе системы судейства было выдвинуто руководством ИСУ на конгрессе 2002 г. в Киото (Япония). Тогда участники конгресса (81 голосом против 16) поддержали предложение президента ИСУ Оттавио Чикванты (Ottavio Cinquanta) отменить шестибалльную систему оценок и компьютеризировать судейство, что, по его мнению, давало возможность добиться максимальной объективности. Новая судейская система (ISU New Judging System) впервые была опробована на этапах взрослой серии Гран при сезона 2003/2004, а уже через год, в сезоне 2004/2005, она стала обязательной и была применена на всех крупных международных турнирах, начиная с сезона 2005/2006. Суть новой системы состоит в том, что вместо выставления двух "общих" оценок (за сложность программы и "за представление") судейская бригада помимо общей оценки за технику выставляет также пять оценок за компоненты программы, каждый из которых оценивается по десятибалльной шкале: базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/исполнение и выразительность. Кроме того, оценки по новой системе выставляются отдельно за каждый технический элемент, перечень которых арбитры получают перед соревнованиями. Каждому элементу фигурного катания приписывается определенная ценность, которая является постоянной и изменению (по крайней мере, в течение одного сезона) не подлежит.

В соответствии с Правилами по фигурному катанию на коньках, принятыми 53 м конгрессом в 2010 г., судейская бригада состоит из следующих официальных лиц: максимум 9 судей, выбранных из опубликованного списка судей и рефери (ISU list of Judges and Referees), которые составляют судейскую бригаду и судят соревнования (по правилам 2004 г. компьютер из судейской бригады произвольно выбирал семерых судей. Федерации – члены ИСУ ежегодно представляют в ИСУ свои списки квалифицированных судей, рекомендованных для утверждения ИСУ. Федерации члены ИСУ, организующие международные соревнования, должны при составлении судейских бригад сделать всё возможное для обеспечения представительства в бригадах судей как можно большего числа стран участниц. Однако, ни одна страна не может иметь большинства судей в бригаде. В исключительных случаях, если количество присутствующих судей не достаточно для составления бригады, может быть использован один (1) национальный судья принимающей страны при условии, что он обучен работе по Системе судейства ИСУ.

При составлении бригады для судейства соревнований по танцам на льду на международных соревнованиях, включающих также соревнования по одиночному и парному катанию, для включения в бригаду вначале рассматриваются судьи, которые имеют право судить лишь танцы на льду. Рефери назначается с целью руководить бригадой, следить за ходом проведения соревнования в соответствии со всеми применимыми правилами ИСУ. Для синхронного катания назначается дополнительно ассистент рефери на льду. Судьи (9) и рефери сидят вдоль борта площадки, или на приподнятом подиуме в синхронном катании, и судят всё соревнование.

Из списка технических специалистов, публикуемого ИСУ, назначаются технический специалист и ассистент технического специалиста, которые определяют, какой именно элемент был или не был исполнен. На каждый вид соревнований из списка технических контролёров, публикуемого ИСУ, назначается технический контролёр, который руководит работой технических специалистов в данном виде. Технический специалист, ассистент технического специалиста, технический контролёр и рефери в каждом виде на каждом соревновании должны представлять, если это возможно, Федерации разных стран членов ИСУ. В задачи технического специалиста входит выявление индивидуальных элементов, представляемых фигуристом, и в соответствующих случаях определение их сложности. Во время соревнований все три технических специалиста занимаются тем, что опознают исполняемые фигуристами элементы и вводят их в компьютер, в то время как судейская бригада оценивает исключительно качество исполнения каждого отдельно взятого элемента и компоненты программы. Технический контролер и второй технический специалист поддерживают основного технического специалиста, чтобы обеспечить немедленное исправление всех возможных ошибок. Технический контролер имеет право аннулировать запись элемента, сделанную техническим специалистом, если контролер считает, что элемент был идентифицирован неверно. Работа каждого из этих специалистов в последствии сверяется с аудио и видео записью соревнований. В рамках новой судейской системы судьи заняты исключительно оценкой исполнения каждого элемента и пяти компонентов программы. Они выставляют баллы, основываясь на конкретных критериях для каждого элемента, и дают исчерпывающую оценку мастерства и выступления каждого фигуриста. Каждый судья концентрируется на оценке качества, во первых, каждого технического элемента и, во вторых, в целом компонентов программы. Он вводит оценки за каждый компонент в компьютер с простого, информативного сенсорного экрана. Индивидуальные оценки заносятся в память компьютера и суммируются, составляя оценки выступления каждого фигуриста и окончательное распределение призовых мест. Присужденные баллы взвешиваются таким образом, что технические элементы будут составлять примерно половину общего счета, а компоненты программы другую половину.

Российские фигуристы, тренеры и члены федерации с самого начала были недовольны новой системой судейства, введенной Международным союзом конькобежного спорта в 2004 г. Дискуссия о системе судейства широко развернулась после того, как на Играх 2010 в Ванкувере Евгений Плющенко, чисто исполнив в произвольной программе такой ультрасложный элемент, как четверной прыжок, стал вторым, проиграв американцу Эвану Лайсачеку, в арсенале которого не было такого элемента. Федерация России на всех конгрессах ИСУ, начиная с момента введения новой системы судейства, боролась за отмену "рэндома" (англ. random случайность, случайный) – произвольной компьютерной выборки судей, согласно которой часть судей из судейской бригады, оценивающей соревнования, не участвовала в определении результата. И только в 2010 г. при поддержке таких стран, как Австрия, США и Канада, эту проблему удалось решить. 53 й конгресс Международного союза конькобежцев (ИСУ), который проходил с 14 по 18 июня 2010 г. в Барселоне, единогласно поддержал отмену так называемого "рэндом дро". Теперь оценки всех 9 судей будут учитываться, что повысит объективность судейства соревнований по фигурному катанию.

И еще одно новшество, принятое 53 м конгрессом ИСУ: базовая стоимость четверных прыжков будет немного увеличена: тулупа – на полбалла, сальхова – на 0,2, флипа – на 1,0, лутца – на 1,8, акселя – на 1,7, риттбергера – на 1,2. Стоимость некоторых тройных прыжков станет меньше (сальхов – на 0,3, флип – на 0,2). Тулуп и риттбергер станут "дороже" на 0,1 балла, лутц – без изменений.

Процесс оценки выступления фигуриста выглядит следующим образом:

Каждая "секция" танца с заданным рисунком и каждый предписанный элемент короткой программы, произвольной программы, короткого и произвольного танца имеет определенную Базовую стоимость, занесенную в таблицу "Стоимости элементов" (SOV), публикуемую в Коммюнике ИСУ.

1. Технические специалисты определяют название каждого представленного элемента и уровень его сложности (если это необходимо). В соответствии с их решением элементу присваивается соответствующая сложность из SOV.

2. Каждый из судей в бригаде оценивает качество исполнения элемента и присуждает каждому элементу одну из семи градаций "Качества исполнения элемента" (GOE). Каждая градация имеет свое положительное (+) или отрицательное () численное значение, приведенное в таблице SOV.

3. Общая оценка качества исполнения элемента получается путем вычисления усеченного среднего данных максимум девятью судьями, участвующими в определении результата. Для этого отбрасывается равное количество самых высоких и самых низких оценок, а из оставшихся вычисляется арифметическое среднее. Это число округляется до двух значащих цифр после запятой.

4. Общая оценка каждого элемента получается путем сложения базовой сложности элемента к общей оценке качества его исполнения.

Комбинация прыжков оценивается как один элемент путем сложения базовой стоимости включенных прыжков и оценки качества исполнения наиболее трудного прыжка.

5. Финальная оценка получается путем сложения общих оценок каждого отдельного элемента.

6. В произвольной программе одиночников оценка для всех прыжков, исполненных во второй половине программы, умножается на 1,1, чтобы поощрить равномерное распределение наиболее сложных элементов.

7. По окончании программы каждый судья также выставляет дополнительные оценки за представление программы. Это так называемые "Компоненты программы": базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/ выполнение и выразительность. Каждый из них оценивается по 10 бальной шкале с шагом 0,25. Для обязательных танцев этих компонентов только три: ритм, прокат и выразительность.

Приблизительное значение оценок таково: 1 – очень плохо, 1 – плохо, 2 – слабо; 3 – ровно, 4 – средне, 5 – выше среднего, 6 – хорошо, 7 – очень хорошо, 8 – прекрасно, 9 10 – великолепно.

8. Общая оценка за каждый из критериев представления программы получается путем вычисления усеченного среднего судейской бригады.

9. Финальная оценка за каждый из критериев представления программы получается путем умножения усеченного среднего бригады на следующие коэффициенты: мужчины – 1,0 в короткой программе, 2,0 в произвольной; женщины и пары – 0,8 в короткой программе, 1,6 в произвольной. Таким образом, получается пять оценок за компоненты программы.

10. В случае нарушения общих правил применяются следующие штрафы:

за каждые лишние или недостающие 5 секунд снимается 1,0;

за использование музыки со словами (для пар и одиночников) снимается 1,0 (в танцах на льду музыка со словами допускается);

за использование запрещенных элементов снимается 2,0 за каждый элемент;

за использование предметов или неправильный костюм снимается 1,0.

11. Итоговый результат получается путем сложения общей оценки за элементы с пятью оценками за компоненты программы и с вычетом необходимых штрафов.

12. Результат соревнований вычисляется путем сложения итоговых результатов короткой и произвольной программ (обязательный танец, оригинальный танец и произвольный танец на льду). Участник, получивший максимальное количество баллов, занимает первое место, за вычетом снижений за все допущенные нарушения, следующий за высшим результатом получает второе место и так далее.

При совпадении общей суммы преимущество отдается тому спортсмену, чей результат в последней части соревнований был выше. Если два или более участников/пар получают один и тот же результат, преимущество в короткой программе, танце с заданным рисунком или коротком танце отдается спортсмену/паре с наибольшим техническим результатом. Преимущество в произвольной программе и произвольном танце отдаётся спортсмену/паре с наибольшим результатом за Компоненты программы. Если и эти результаты также одинаковы, участники делят место.

На оценку в фигурном катании влияет не только хореография и техника исполнения, количество выполненных выбросов и поддержек, но и правильно подобранная музыка и костюмы. Что запрещают правила Международного союза конькобежцев фигуристам?

ТРЕБОВАНИЯ К КОСТЮМАМ ФИГУРИСТОВ

Согласно правилам Международного союза конькобежцев, фигуристам запрещено надевать излишне театральные костюмы, а также костюмы, обнажающие значительную часть тела.

Мужчины обязаны быть в брюках, использование лосин запрещено. Они не могут выступать в костюмах без рукавов.

Женщины должны быть в юбках (или платьях). Иногда это правило называют Katarina Rule, в честь легендарной немецкой фигуристки Катарины Витт , которая выступала в костюме, состоящем из блестящего купальника и незначительно числа перьев на бёдрах.

При этом костюмы фигуристов должны быть прочными, а также должны подчёркивать замысел номера и его идею. Несоблюдение этого требования и отобрало один балл у российских фигуристов на Олимпиаде в Сочи. Во время командных выступлений Елены Ильиных и Никиты Кацалапова судьи сняли паре 1 очко за кусочек платья, который слетел в конце программы с костюма партнёрши.

Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Фото: Reuters

А на чемпионате Финляндии в 2013 году судьбу золотых медалей решила оторвавшаяся пуговица на костюме Осси Канерво . За это нарушение, согласно правилам Международной федерации фигурного катания, с пары Линдхолм и Канерво был снят один балл.

Во время соревнований, показательных выступлений и на церемонии награждения костюмы спортсменов не должны включать никаких логотипов.

На всех чемпионатах за пределами льда, в зоне телевизионных интервью, а также во время тренировок фигуристы могут надеть костюм, на котором размещены не более двух логотипов спонсоров (за исключением производителей табака и алкоголя).

По правилам, олимпийцам нельзя пользоваться любой продукцией брендов, которые не спонсируют Олимпийские игры. За нарушение правил спортсменов могут строго наказать вплоть до дисквалификации.

ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

Вопрос о наличии слов в музыкальной композиции находится на усмотрении рефери турнира. Если он решит, что такое сопровождение нарушает правила, то с результата, показанного спортсменом, будет снят один штрафной балл. Так случилось, например, с Брианом Жубером в короткой программе на чемпионате мира в 2008 г. Несмотря на то, что свою короткую программу француз исполнял на протяжении всего сезона, и к его музыке не было никаких претензий, рефери чемпионата мира счёл иначе.

Сегодняшние правила Международного союза конькобежцев запрещают использовать музыку со словами в одиночном и парном катании, но начиная с сезона 2014/2015 это ограничение будет снято. Решение об этом вынес Международный союз конькобежцев в 2012 году на своём конгрессе, который проходил в столице Малайзии, городе Куала-Лумпур.

В танцах на льду, наоборот, музыку со словами использовать разрешено, но существуют другие ограничения. Обязательные танцы исполняются под определённый набор мелодий. А в оригинальном танце можно использовать только музыку, отвечающую требованиям данного сезона. Тему из года в год определяет Международный союз конькобежцев. Так, например, в сезоне 2007/2008 использовалась народная музыка, в сезоне 2008/2009 - музыка 1920–1940-х годов, а в сезоне 2009/2010 снова была народная музыка.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТАНИЯ

Во время выступления фигуристов нередки падения с поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра. Некоторым рисковым спортсменам опасные трюки в своё время стоили медали. Так, в 1957 году, выступая на чемпионате Европы, Станислав Жук со своей женой Ниной показал элементы (поддержка на одной руке), которые судьи отказались признать законными. Они посчитали их рискованными для здоровья спортсменов. На том чемпионате Жук и его супруга получили серебряные медали. Однако уже через год эти элементы были признаны высшим пилотажем среди фигуристов, и каждый спортсмен считал за честь повторить их на льду.

Тем не менее на соревнованиях спортсменам категорически запрещается выполнять следующие элементы:

– сальто;
– прыжки навстречу партнёру;
– каскады из 4 и более прыжков;
– поддержки за запрещённые части тела;
– поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
– вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
– крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда;
– вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
– раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
– перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
– лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
– злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
– использование декораций, посторонних предметов.

За исполнение каждого из этих элементов/движений с фигуристов снимают 2,0 очка.

В танцах на льду, в отличие от фигурного катания, запрещены поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки, выбросы и другие акробатические элементы.

Если после всего этого вам не стало скучно, то пора обувать коньки - и на каток!

По материалам aif.ru nnm.ru

Фигурное катание - вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинаций шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании.

Фигурное катание в отличие от свободного оздоровительного катания на коньках получило свое название в связи с тем, что правила соревнования фигуристов предусматривают исполнение обязательных геометрических фигур на льду - кругов, параграфов, восьмерок, где демонстрируется искусство владения коньком.

История фигурного катания


Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го - начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов - костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Однако рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований впервые это произошло в Голландии, в XII-XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 века и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

Виды фигурного катания



Мужское и женское одиночное фигурное катание

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов - шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.
Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап - короткая программа, второй этап - произвольная программа.

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.
В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.
В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа - короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки, выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.
В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы - один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.
Современная программа официальных соревнований включает 2 танца: короткий танец и произвольный.

Синхронное фигурное катание

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) - до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) - 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) - 14 лет и старше.
Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.
В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.
Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Физиологические особенности данного вида спорта


Фигурное катание сочетает высокие динамические и статические силовые, гравитационные и координационные нагрузки, оказывая тем самым развивающее и тренирующее воздействие на все основные физиологические системы и функции организма, повышая его физическую работоспособность и устойчивость к стресс-напряжениям.

Фигуристы отличаются стройной фигурой, гармонично развитой мускулатурой, красивой осанкой. Благодаря множеству упражнений, требующих позвоночника, повышается его гибкость и подвижность, а у детей с дефектами осанки достигается коррекция деформаций.

Исключительно влияние упражнений фигуристов на вестибулярную устойчивость, развитие тонко дифференцированного чувства равновесия, на снижение восприимчивости к угловым ускорениям, вызывающим головокружения и дезориентацию в пространстве.

Фигурное катание считается сложнокоординационным видом спорта и включает в себя определенные дисциплины:

  • мужское и женское одиночное фигурное катание;
  • парное фигурное катание;
  • спортивные танцы;
  • синхронное фигурное катание.

Мужское и женское одиночное катание демонстрирует владение спортсменами всеми группами элементов — шагами, прыжками, вращениями и спиралями. Для оценки смотрят на качество и сложность выполняемых элементов, пластичность, артистизм и связь движений фигуриста с музыкой.

В парном катании важно продемонстрировать единство и синхронность действия двух партнёров. В отличие от одиночного катания, здесь присутствуют также поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения.

В спортивных танцах на льду также выступает пара, мужчина и женщина. Эта дисциплина основана на сложных шагах и вращениях, но поддержки выше плеч, прыжки и другие «акробатические» элементы здесь под запретом.

В танцах на льду большое значение придаётся плавности движений и внешнему виду спортсменов, тщательно прорабатывается эстетический образ партнёров по танцу, музыкальное сопровождение.

Важными для спортсменов по танцам на льду является «хореографичность» и артистизм. Это связано с тем, что, помимо уверенного владения техникой, требуется продемонстрировать целостное музыкальное представление, которое будет оценено судьями.

Ритмы и темы для танцев на льду определяются ежегодно Техническим комитетом по танцам на льду. Предполагается использование спортсменами предписанных элементов из следующих: танцевальные поддержки, вращения, серии твизлов, дорожки шагов.

Четвертая дисциплина — это синхронное фигурное катание , которое предполагает участие от 16 до 20 фигуристов (не важно, мужчин или женщин). Специфика этой дисциплины состоит в наличии таких обязательных элементов, как круг, линия, колесо, пересечения и блоки. Интересно, что синхронное катание на коньках не входит в олимпийскую программу соревнований — по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира.

К слову, считается, что ставшие популярными в последнее время различные ледовые шоу на ТВ частично изменили восприятие понятия танцев на льду, да и термина «фигурное катание» в целом. Большинство зрителей, увлеченных зрелищными шоу, стали ассоциировать происходящее на экране с фигурным катанием как видом спорта. На самом деле выполняемые участниками шоу номера даже с натяжкой нельзя назвать в полной мере спортивными танцами на льду. Как известно, в подобных постановках участвуют не только профессиональные фигуристы, но и приглашенные «звезды» (актеры, певцы, телеведущие и т.д.), и поэтому программа катания имеет, безусловно, облегченный вариант.

Кроме того, существует еще одно разграничение: в основных турнирах, которые проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры), принимают участие спортсмены-любители. В телепроектах и постановочных шоу, наподобие «Ледникового периода», участвуют профессиональные фигуристы, которые получают за свою работу гонорары и заниматься любительским спортом не должны.

Что входит в программу соревнований по каждой из дисциплин?

Для крупных международных соревнований обязательными для исполнения по всем дисциплинам фигурного катания являются короткий и произвольный танцы.

Короткий танец объединил в себе элементы существовавших ранее обязательного и оригинального танцев. Длительность программы — около 3 минут. Сущность танца — в представлении спортсменами единой завершённой композиции с установленным ритмом, предписанными элементами и определённым видом музыки.

Произвольный танец — это заключительный этап соревнований продолжительностью 4 минуты. Спортсмены с помощью тренера самостоятельно подбирают ритм, тему программы, музыку и антураж.

Существует также т. н. паттерн-танец, он исключён из крупных чемпионатов и Олимпийских игр, но может быть исполнен на соревнованиях более локального уровня. Паттерн-танец раньше назывался обязательным танцем — до сезона 2010-2011 обязательный танец являлся первым этапом соревнований в танцах на льду.

Как работает современная система оценок?

Раньше в фигурном катании действовала так называемая «система 6.0» (ее иногда называют «старой системой»), но в 2005 году ей на смену пришла новая система судейства. Разобраться в отличиях и тонкостях сложно, но возможно.

Что было раньше? В рамках 6-бальной системы давались 2 общие оценки (техническая и за «представление программы»), и эти оценки носили относительный характер, а не абсолютный. Судьи решали, какие элементы из заявленных выполнены, «предписывали» штрафы за те или иные ошибки, но теперь считается, что в процессе судейства они по сути сравнивали сложности программ нескольких спортсменов, то есть величина оценки зависела не только от проката конкретного участника, но и от уровня его конкурентов.

Для чего ввели новую систему? Чтобы попрощаться с принципом сравнения программ и добиться абсолютной оценки. И чтобы проще было вычислить «предвзятого» судью.

Теперь оцениваются технические элементы и «компоненты программы». Что же изменилось? Начнем с технических элементов.

В Новой системе есть важные основополагающие документы — это таблицы стоимости элементов . В этих таблицах изначально и четко определено, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента своей программы. И эта ценность элемента — величина постоянная , она не подлежит изменению как минимум в течение одного сезона.

Имея перед собой таблицы, судьи определяют уже только уровень исполнения (от −3 до +3). Таким образом, базовая стоимость элементов четко определяет, сколько они «стоят» при нормальном исполнении, а дальше схема проста: если судьям очень понравится исполнение, они добавляют баллы, если же элемент выполнен с ошибкой, баллы могут снять.

Очень важный момент: предельно допустимое количество различных элементов в программе строго регламентируется (это делается для того, чтобы в рамках Новой системы можно было адекватно сравнивать одного фигуриста с другим).

Но несмотря на это, так или иначе у каждого фигуриста все равно есть своя потенциальная «база» : ведь перед выступлениями на турнирах спортсмены и их тренеры заранее подают своего рода «заявки» (относительного того, какие элементы будут в его программе), а судьи ходят на официальные тренировки и могут наблюдать. Поэтому, строго говоря, если спортсмен «умеет» выполнять некий набор элементов, то сумма его базовых оценок изначально потенциально выше.

Но суть остается неизменной: даже если 2 спортсмена выполнили одни и те же элементы, базовая стоимость будет одинаковой, а вот разница в количестве баллов уже будет зависеть от качества выполнения элементов.

При этом отметим еще 2 важных момента: если изначально спортсмен заявлял, к примеру, двойной тулуп, а прыгнул тройной, — оценку ему поставят все-таки за тройной. Кроме того, если во времена «системы 6.0» выполненный с ошибкой элемент (например, прыжок с приземлением на 2 ноги) не засчитывался, то по Новой системе засчитываются все элементы, просто они сначала получают свою базовую стоимость, из которой потом вычитаются штрафы за качество исполнения. По мнению разработчиков системы, такая процедура обеспечивает соблюдение справедливости и непредвзятость при оценивании.

Конечно, у системы есть свои подводные камни. Так, у любителей фигурного катания свежа в памяти ситуация 2010 года, когда на Олимпиаде в Ванкувере Евгений Плющенко уступил «золото» американцу Эвану Лайсачеку. Соль ситуации в том, что последний не включил в свою программу четверной тулуп, в то время как Плющенко исполнил сочетание четверного и тройного тулупа; то есть Лайсачек набрал баллы за счет качественного выполнения менее сложных элементов. Тогда многие зрители и эксперты с досадой сетовали на то, что фигурист с простой программой, не включивший в нее более сложные элементы, теоретически способен победить соперника, владеющего более рискованным «инструментарием».

Что касается второго параметра, оценок за компоненты программы, то они выставляются с целью оценить качество скольжения, хореографии и связности программы и т.д. (составляющих — 5). По сути своей это аналог «представления программы» (или «артистизма») старой системы.

Но знатоки этого вида спорта на специализированных форумах отмечают, что в целом заставить «работать» вторую оценку пока не удалось.

Все оценки судей отмечаются в специальных протоколах проката программ.

Что касается схемы определения победителя, то происходит все следующим образом: участники выполняют короткую программу, а затем 24 лучших спортсмена по итогам данной программы выполняют уже произвольную. Результат турнира определяется суммированием баллов за обе программы.

Какова история появления фигурного катания?

Катание на коньках было знакомо людям с древних времён: археологи находили костяные прототипы коньков, сделанные из костей животных, датированные II-I веками до нашей эры. Древним людям такие коньки могли дать преимущество в скорости, однако о фигурном катании тогда речь не шла.

В Голландии в XII-XIV веках нашей эры начали появляться первые железные коньки, которые позволяли катающемуся вычерчивать на льду более или менее изящные пируэты.

В Англии XVIII века появились первые любительские клубы по катанию на коньках, там же был разработан перечень обязательных для исполнения фигуристами фигур и первые правила соревнований.

Из Европы новый вид спорта распространился по всему миру. Создавались свои школы фигурного катания, разрабатывались новые модели коньков, совершенствовалась техническая сторона исполнения элементов катания.

Как вид спорта фигурное катание было официально признано на I Конгрессе конькобежцев в 1871 году. На следующий год в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию среди мужчин.

В России фигурное катание появилось благодаря Петру I , который привёз образцы коньков после путешествия по Европе. В 1865 году в Юсуповском саду на садовой улице был открыт общественный каток, где начали готовить фигуристов. Там же прошло первое состязание русских фигуристов в марте 1878 года. С тех пор русские спортсмены создали свою школу фигурного катания, которая признаётся одной из сильнейших во всём мире.

С 1924 года фигурное катание включено в официальную программу зимних Олимпийских игр. Начиная с 1986 года под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU) проходят такие международные соревнования, как чемпионаты мира и Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие соревнования.

Танцы на льду как таковые впервые появились в Англии в конце 1940-х годов. Тогда конькобежцы попробовали импровизировать на коньках под музыку.

В официальную программу чемпионатов Европы и мира спортивные танцы были включены в 1952 году, причём в течение десяти лет на крупных соревнованиях по этой дисциплине побеждали в основном английские фигуристы. Только в 1962 году их на пьедестале сменили представители Чехословакии — Ева Романова и Павел Роман .

В 1976 году спортивные танцы стали частью программы XII зимних Олимпийских игр. Золото взяли советские фигуристы Александр Горшков и Людмила Пахомова .

Список обязательных элементов для спортивных танцев появился только в 1999 году. Тогда соревнования по танцам на льду были троеборьем и включали в себя обязательный, оригинальный и произвольный танцы. За каждый танец судьи присуждали оценки отдельно, и по сумме баллов в конце определялись места в турнирной таблице. Однако начиная с сезона 2010-2011 крупные турниры по спортивным танцам на льду должны состоять из двух обязательных этапов: короткого и произвольного танцев.

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние «коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга

Изобретение коньков (доисторические времена)

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние « коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды ещё не годились.

Зарождение (XVI—XIX век)

Рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа , а не из кости . По данным исследований, впервые это произошло в Голландии , в XII — XIV веке . Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» (1772 г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны .

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду , где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго , и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона . Эти книги содержат описания всех восьмёрок, троек, крюков и других простейших манёвров фигурного катания.

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз (в другой транскрипции Гейнц; 1840 — 1875 ), танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и « волчки » на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он — одним из первых — привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 60-х годах XIX века он уехал с гастролями в Европу. Гастроли прошли «на ура», Николай Александрович Панин-Коломенкин писал:

Первые чемпионаты (конец XIX века)

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования», так как в них принимало участие всего несколько спортсменов.

Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербург в 1890 году, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев .

На следующий год в 1891 году в Гамбурге , состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг ).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Через 4 года, в 1896 -ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс , Германская империя ). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов , 2-е — Николай Панин-Коломенкин ).

Достоверно неизвестно, кто впервые снабдил фигурные коньки зубцом. Коньки Хейнза имели закруглённый носок (подобные коньки были известны в СССР под названием «снегурки»), у Сальхова зубец был, а в коньках системы Панина был острый упор, напоминающий иглу циркуля.

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников , женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс .

Развитие (1900—1960)

Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария ). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Очевидно, парное фигурное катание появилось сразу же после того, как Хейнз продемонстрировал, как можно танцевать на льду; уже в 1897 году оно было кодифицировано как вид спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге . Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.

Наиболее титулованный из довоенных фигуристов — одиночница Соня Хени (Норвегия). Блестяще обученная и как конькобежка, и как танцовщица, Соня подняла женское катание на новую высоту — её произвольные программы на то время были недосягаемо сложными, похожими скорее на балет . Не удивительно, что она выиграла десять чемпионатов мира и три олимпиады, прежде чем уйти в профессионалы. Из мужчин наибольших высот добился австриец Карл Шефер .

В парном же катании в 1920—30-е годы велась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов». Первые поначалу выделялись эффектными, хоть и не сложными в исполнении, поддержками , не требующими от женщины особого умения кататься на коньках, вторые — слаженной ездой обоих партнёров. В конце концов ведущее место заняли «антитрюкисты».

До войны прыжки считались «высшим пилотажем», доступным не всем. Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттон совершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками, включая двойной аксель. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов.

Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы . В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года .

Расцвет (1960—2000)

В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе . Это положило конец доминированию США в фигурном катании.

Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра чехи Ева Романова и Павел Роман . Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными чемпионами мира (1962 — 1965 ).

С появлением телевидения возник такой парадокс. Обязательные фигуры были крайне скучной дисциплиной, телевизионщики предпочитали показывать произвольную программу . Нередко встречалась ситуация: фигурист получал огромный отрыв на обязательных фигурах (которые давали 60% очков), откатывал невзрачную произвольную программу и становился победителем, обходя «любимцев публики» (этим известна, например, Беатрис Шуба ). В 1968 году произошёл первый шаг: стоимость обязательных фигур снизили до 50%. В 1972 году добавилась короткая программа , дававшая 20%. К 1990 году обязательные фигуры, короткая программа и произвольная программа оценивались уже как 20:30:50. С 1991 года обязательные фигуры упразднили окончательно.

Сложность программ повышалась стремительно: Белоусова и Протопопов продемонстрировали новые варианты тодеса ; Роднина с Улановым — необычные комбинации прыжков. Стандартным приёмом стали тройные прыжки и выбросы . В 1988 году Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп .

Практически весь пьедестал почёта в парном катании был занят СССР и Россией: Белоусова — Протопопов , Роднина — Уланов / Зайцев , Валова — Васильев , Гордеева —Гриньков , Бережная —Сихарулидзе … В танцах также СССР не было равных: пары Пахомова — Горшков , Линичук —Карпоносов и Бестемьянова — Букин принесли советской стране много первых мест.

В женском катании «правила бал» школа Ютты Мюллер (ГДР ), давшая таких спортсменок, как Зайферт , Пётч и Витт . В 1990-е на время вернули свои позиции США . Больше всего чемпионских титулов среди мужчин было за США и Канадой: Хамильтон , Орсер , Бойтано , Браунинг , Стойко . В постсоветские годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину , подготовившему таких спортсменов, как Урманов , Ягудин и Плющенко .

Современность (2000 — настоящее время)

По мнению арбитра С. Бьянкетти , время таких программ, как « Чаплин » Бережной —Сихарулидзе , к сожалению, прошло.

Фигурное катание граничит с искусством и поэтому в принципе не может иметь каких-либо объективных показателей, «кто лучше». Когда силы спортсменов близки, часто судьба медали определяется субъективным решением одного-двух судей. В такой ситуации нередки сговоры. Один из них был раскрыт на Зимних Олимпийских играх 2002 (Солт-Лейк-Сити ). Это стало толчком к появлению Новой судейской системы . Эффект оказался двояким: с одной стороны, был положен конец « подсечкам » через весь каток; даже короткие перебежки спортсмен старается превращать в маленькую дорожку шагов . С другой — исчезла театральность, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга: спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков.

Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды , большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась .

В мужском катании первые места занимали Евгений Плющенко , Стефан Ламбьель и Бриан Жубер . На олимпиаде-2010 сенсационно выиграл американец Эван Лайсачек . В женском — Ирина Слуцкая , Мики Андо , Ким Ён А и Мао Асада . В парном катании заслуженные победы получала пара Тотьмянина — Маринин ; также можно отметить китайцев Пан Цин — Тун Цзянь , Шэнь Сюэ —Чжао Хунбо и интернациональную пару Савченко —Шолковы . Наиболее титулованная из танцевальных пар последнего времени — Навка — Костомаров .

Несмотря на то, что сегодня большая часть видов спорта профессионализовалась , ИСУ всё ещё сохраняет любительский статус соревновательного катания. В чемпионат мира и Олимпийские игры профессионалам вход запрещён. В 2010 году Плющенко был дисквалифицирован за профессионализм.


Ситуация в СССР и России

Фигурное катание в России было известно ещё с времён Петра I . Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М.Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году . Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.

Когда закончилась революционная разруха, фигурное катание снова начало набирать силу — правда, в изоляции от остального мира. В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович , затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52).

В 1960-е годы — после полувекового перерыва — Россия снова появилась на мировой арене. Первыми вписали свои имена в анналы истории Людмила Белоусова и Олег Протопопов . Впрочем, советские книги предпочитают умалчивать об их заслугах — в 1979 году они стали « невозвращенцами ». Ирина Роднина (с двумя разными партнёрами) повторила достижение Хени , став 10-кратной чемпионкой мира и 3-кратной олимпийской чемпионкой.

Конец XX века прошёл под полным доминированием СССР и России в фигурном катании. В парном катании Россия вообще была вне конкуренции, получив «золото» во всех Олимпийских играх с 1964 до 2006 г. Впрочем, имея огромное преимущество над остальными в парном и танцевальном катании и сильных мужчин, СССР так и не выиграл ни одной золотой медали в женском катании. Ближе всех пришла к заветному титулу Кира Иванова (серебро в чемпионате мира, бронза на Олимпийских играх). Уже в постсоветской России женский чемпионат мира выиграли Синхронное фигурное катание — новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, хотя идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20х гг. прошлого столетия , но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание — очень яркий и интересный вид спорта.

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году

История фигурного катания

С давних времен фигурное катание было популярным видом отдыха. Катали обычно на замерзших реках, озерах, прудах. Во второй половине XIX века в таких крупнейших городах России, как Петербург, Москва, Нижний Новгород, Саратов, Воронеж, для этих целей стали огораживать площадки и специально заливать их. Первый такой каток появился в Петербурге в 1865 г. Под него приспособили пруды Юсупова сада (ныне сад Октябрьского района). Именно там систематически стали заниматься фигурным катанием на коньках первые русские спортсмены, объединившиеся в 1877 в Петербургское общество любителей бега на коньках.

В 1890 г. на льду Юсупова сада был разыгран первый неофициальный чемпионат мира, в котором приняли участие сильнейшие фигуристы России, США, Австрии, Германии, Швеции. Во всех разделах катания сильнейшим был А.П. Лебедев. Катание этого выдающегося русского спортсмена отличалось высокой техникой, точностью движений, удивительным изяществом.

Выступления А.П.Лебедева, его педагогическая и общественная деятельность оказали влияние на формирование так называемого международного стиля катания. В развитие фигурного катания как вида спорта вложили свой вклад представители австрийской школы, фигуристы Норвегии, Швеции, Германии, Англии и США. Организационно он оформился в 1892 г. , был создан Международный союз конькобежцев (ИСУ). Тогда же на конгрессе ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.

В 1896 г. ИСУ решил проводить первенства мира. Право организовать первые соревнования на столь высоком уровне было предоставлено Петербургскому обществу любителей бега на коньках. Соревнования состоялись на льду Юсупова сада. На старт вышли бронзовый призер чемпионата Европы немец Г. Фукс, «юсуповцы» Г. Сандерс и Н. Подусков. Победителем стал Г. Фукс, Г. Сандерс и Н. Подусков проиграли и в «школе», и в произвольном катании. Г. Сандерс оказался первым в исполнении спиральных фигур — особом разделе фигурного катания. Его фигуры считали самыми красивыми и самыми сложными.

Чемпионат мира 1896 г. стал своеобразным стимулом в развертывании учебной работы на катке Юсупова сада. Ее продолжал Панин, опираясь на традиции, заложенные А.П. Лебедевым. Систематическая и упорная работа вскоре дала свои плоды. Сам Панин участвовал в первых чемпионатах России по фигурному катанию на коньках и в 1901 г. сменил на пьедестале почета первого русского чемпиона А.Н. Паншина, завоевавшего этот титул в 1897—1900 гг. Победитель отлично выполнил школьные фигуры, в произвольном катании продемонстрировал высокое художественное мастерство, пластику. Его манера катания во многом напоминала манеру «дедушки русских фигуристов» А.П. Лебедева. Панин завоевывал титул чемпиона России и в 1902 , и в 1903 гг . О нем заговорили за рубежом.

В 1903 г. праздновалось 200-летие Петербурга и комитет Международного союза конькобежцев поручил Петербургскому обществу любителей бега на коньках провести розыгрыш очередного первенства мира. На катке Юсупова сада создали школу фигуристов. Из Австрии был приглашен известный тренер В. Зейберт. Под его руководством и тренировались Н.А. Панин, Ф.И. Даттин, К.А. Олло и другие петербургские фигуристы.

Чемпионат мира 1903 г. собрал сильный состав участников. Приехал двукратный чемпион мира швед У. Сальхов, экс-чемпион мира немец Г. Фукс, чемпион Австрии М. Богач и чемпион Германии Э. Лассан. От России был заявлен Н.А. Панин. Первое место тогда занял У. Сальхов, второе — Н.А. Панин.

Еще трижды Н. Панин был чемпионом России, неоднократно занимал высокие места на чемпионатах Европы и мира. В 1908 г. он решил прекратить выступать и посвятить себя тренерской работе. И все же ему пришлось выйти на лед. В феврале в соревнованиях на приз А.Н. Паншина на льду Юсупова сада он вступил в единоборство с семикратным чемпионом мира У. Сальховым. В общем зачете Н. Панин опередил прославленного фигуриста и занял первое место.

Судьба свела их снова в том же году в Лондоне на IV Олимпийских играх. Из-за нечеткого судейства обязательных упражнений Н.А. Панину пришлось отказаться от произвольного катания. В соревнованиях по специальным фигурам он продемонстрировал изумительное мастерство, безукоризненно выполнил все изобретенные им рисунки на льду и стал первым русским олимпийским чемпионом.

После Олимпийских игр Н.А. Панин переключился на педагогическую и тренерскую деятельность. Вскоре и его ученики добились больших успехов: К.А. Олло выиграл первенство России в 1910, 1911, 1912 гг.; К.Г. Цезар побеждала на всех чемпионатах страны с 1911 по 1915 г.

Серьезного успеха добились «юсуповцы» и на первенстве Европы 1911 г. , которое разыгрывалось на их льду. К.А. Олло занял тогда второе место. В соревнованиях среди женщин К.Г. Цезар была второй, Л.П. Попова — третьей.

Петербург явился одним из центров формирования международного стиля фигурного катания. Успех самобытного катания А.П. Лебедева, первая в России золотая олимпийская медаль Н.А. Панина и успехи группы фигуристов, ставших тренерами после Великой Октябрьской социалистической революции, таковы основные вехи в развитии катания того времени.

Важно отметить появление в 1910 г. труда Н.А. Панина «Фигурное катание на коньках (международный стиль)», в котором автор обобщил материал, накопившийся к концу первого десятилетия XX века в области техники и методики фигурного катания. Эта работа заложила фундамент теории фигурного катания.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила дальнейшее развитие фигурного катания как части физической культуры страны. В общем строю фигурное катание проделало сложный путь развития, став одним из самых массовых видов спорта.

В первые годы после победы Великого Октября вся работа по физической культуре и спорту была подчинена главной задаче подготовке воинов для фронтов гражданской войны. Но и в грозное время, по свидетельству Н.А. Панина, любители фигурного катания находили возможность выделять время для занятий.

В 1920 г. были организованы первые соревнования по фигурному катанию иа катке ипподрома Семеновского плаца.

В 1923—1924 гг. состоялись показательные выступления фигуристов на катке Юсупова сада. В них участвовали Л.П. Попов К.Г. Цезар, А.Д. Конопатова, И.И. Богоявленский.

В 1926 г. в Ленинграде и Москве были созданы секции фигурного катания, появились новые площадки для фигуристов. Особую роль в развитии этого вида спорта сыграла школа фигурного катания — так называемая Семинария инструкторов фигурного катания.

Имена таких фигуристов, как Ю. Зельдович, И. Богоявленскнй, П. Чернышев, М. Петрова, Е. Оборина, А. Быковская, Т. Кузнецова, М. Станкевич, Р. и А. Гандельсман, были широко известны в довоенные годы.

После Великой Отечественной войны стали активно работать секции добровольных спортивных обществ «Динамо», «Спартак: ДСО профсоюзов в Москве, Ленинграде и Таллине. Была организована группа специализации по фигурному катанию в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (Ленинград). Появилась талантливая группа фигуристов, осваивавшая все более сложные программы, особенно в парном катании.
Чемпионами страны в эти годы среди женщин были В. Падури, Ю. Николаева, Н. Картавенко, Т. Лихарева, у мужчин И. Митрущенков, В. Захаров, И. Персианцев, в парном катании - Т. Гранаткина и А. Толмачев, М. Гранаткииа и В. Захаров, М. Беленькая и И. Москвин.

В 50-х гг. уже накопился известный опыт тренировочной работы особенно в парном катании. У советских фигуристов появилась возможность попробовать свои силы на международной арене.

В 1956 г. советские фигуристы впервые вышли на европейский лед, но первый большой успех был достигнут в Братиславе в 1958 г. — Н. и С. Жук завоевали первые медали и сразу же серебряного достоинства! Другая советская пара — Л. Белоусова и О. Протопопов продемонстрировала лиричную, полную изящества программу и заняла 10-е место. Впервые участвуя в том же году первенстве мира в Париже, Н. и С. Жук заняли 8-е, а Л. Белоусова и О. Протопопов 13-е место. Хорошей школой для советских фигуристов явилось их участие VIII Олимпийских играх в Скво-Вэлли в 1960 г. Наша первая пара — Н. и С. Жук заняла 6-е место, Л. Белоусова и О. Протопопов — 9-е.

В эти годы в числе сильнейших фигуристов страны были: Богданова, Е. Осипова (Чайковская), Т. Лихарева, Т. Немцова, Т. Братусь (Москвина), Л. Михайлов, В. Мешков и А. Веденин, Л. Герасимова и Ю. Киселев.

Настоящим триумфом советской школы фигурного катания явились IX Олимпийские игры, где Л. Белоусова и О. Протопопов завоевали золотые медали, а юные дебютанты Олимпиады — Т. Жук и А. Гаврилов заняли 5-е место.

Имена наших фигуристов И. Родниной и А. Уланова, а затем и Зайцева, Т. Москвиной и А. Мишина, Т. Жук и А. Горелика, Смирновой и А. Сурайкина, Т. Карелиной и Г. Проскурина в парном катании, И. Гришковой и В. Рыжкина, Л. Пахомовой и Горшкова в танцах на льду, С. Четверухина в одиночном катании прочно вошли в списки сильнейших мира.

Строительство закрытых ледяных площадок, необычайно расширившаяся география фигурного катания, широкая информация по телевидению и в кино содействовали большой популярности вcex видов фигурного катания. Наряду с массовостью в настоящее время весьма возросло мастерство фигуристов. Независимость от погодных условий помогла значительно интенсифицировать процесс обучения, больше времени отводить творческим поискам. Современная звукозапись, творческие контакты тренера и хореографа позволили повысить музыкальную и хореографическую культуру занятий, сыграли важнейшую роль в росте мастерства фигуристов.

Особая роль в этом процессе принадлежит тренерам С. Жуку, Е. Чайковской, И. Москвину и другим.